Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Проверка применения ккт налоговыми органами. Новые полномочия налоговых органов: проверка кассовой дисциплины. Оформление результатов проверки

Проверка ККТ налоговой инспекцией проводится в рамках надзора и контроля за соблюдением нормативных актов в сфере использования контрольно-кассовой техники. О том, что является предметом проверки и какими полномочиями наделены проверяющие, читайте в нашей статье.

Надзор в сфере применения ККТ

В соответствии с п. 2 ст. 7 закона «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — закон № 54-ФЗ) при проведении контроля в сфере использования кассовых аппаратов налоговые органы:

  • осуществляют мониторинг расчетов с использованием ККТ;
  • проводят анализ полученных данных мониторинга;
  • проверяют использование ККТ;
  • проводят удаленные проверки операторов фискальных данных;
  • проверяют соблюдение правил оформления и выдачи кассовых чеков и других подтверждающих документов, в том числе путем осуществления контрольной закупки.
  • выносят предписания об устранении выявленных нарушений.

Важно! Результатом проверки ККТ налоговой является установление факта соблюдения или несоблюдения проверяемыми пользователями кассовых аппаратов правил применения ККТ. При выявлении нарушений виновные привлекаются к административной ответственности. Административный регламент осуществления надзора и контроля утвержден приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2011 № 132н (далее — Регламент).

Проверка применения ККМ

Проверка правил использования кассовых аппаратов включает в себя следующие процедуры:

  • Проверку выдачи кассовых чеков и иных подтверждающих документов. Указанная проверка включает в себя в том числе контрольную закупку товара, его оплату наличными или с помощью банковской карты в целях установления факта выдачи (невыдачи) подтверждающего документа. Максимальный срок выполнения данного этапа проверки составляет 1 рабочий день. Контрольная закупка регулируется ст. 16.1 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294).
  • Рассмотрение документов на ККТ. Проводится после окончания проверки выдачи чеков. Сотрудники налоговой службы рассматривают и проверяют документацию по использованию кассы.
  • Проверка соблюдения правил регистрации и использования ККТ. Проверяется соответствие кассовой техники, кассовых чеков и других подтверждающих документов установленным правилам.

Обратите внимание! Общий срок проведения проверки устанавливается руководителем налоговой инспекции и не может превышать 20 рабочих дней (п. 19 Регламента).

Проверка документов на ККТ

Данная процедура производится открыто с предъявлением сотрудниками налоговой службы пользователям кассовых аппаратов поручения на проведение проверки и своих служебных удостоверений. При проведении проверки проверяющие рассматривают:

  • журнал кассира;
  • акты о возврате денежных средств клиентам;
  • распечатки отчетов из фискальных накопителей;
  • бланки строгой отчетности и другие документы;
  • паспорт ККТ, договор с оператором фискальных данных, документацию, связанную с приобретением, регистрацией, ремонтом, модернизацией техники, заменой фискальных накопителей.

Перечень приведен в п. 29 Регламента.

Обратите внимание! Запрошенные документы представляются пользователем ККТ в виде оригиналов или заверенных копий. При этом проверяющие не могут требовать нотариального заверения копий документов.

Проверка ККТ на соответствие установленным требованиям

При осуществлении контроля сотрудниками налоговой службы в обязательном порядке проверяется:

  • цельность корпуса без следов вскрытия или разрушения, что исключает возможность изменения средств учета;
  • наличие модели ККТ и фискального накопителя в специальном реестре (подробнее читайте в статье «Какие онлайн-кассы входят в реестр ККТ согласно 54-ФЗ»);
  • соответствие заводских и регистрационных данных кассового аппарата;
  • исправность ККМ, в том числе возможность печати кассовых чеков и некорректируемую сохранность данных о произведенных расчетах;
  • соответствие реквизитов, отпечатанных на чеке, требованиям, установленным в ст. 4.7 закона № 54-ФЗ;
  • соответствие реквизитов бланков строгой отчетности и других подтверждающих документов установленным требованиям;
  • соответствие времени печати чека, указанного на нем, реальному времени;
  • соответствие фактического места установки ККТ данным, представленным при ее регистрации.

Важно! Для определения наличия возможности вносить корректировки или фальсифицировать документы, необходимые для полного учета расчетов, проводится проверка реквизитов, отпечатанных на чеке, в соответствии с документацией на применяемую модель кассы. В случае, когда необходимы технические или другие специальные знания, могут привлекаться эксперты.

Результатом процедуры станет установление фактов соблюдения или несоблюдения проверяемым владельцем ККТ требований к ККТ, порядку или условиям ее применения.

Полномочия проверяющих при проверке ККМ

В соответствии с п. 7 Регламента сотрудники налоговой службы при осуществлении проверки использования ККТ имеют право:

  • запрашивать и получать различные необходимые сведения, пояснения и документы письменно или посредством размещения запроса в кабинете ККТ;
  • осуществлять беспрепятственный доступ к ККТ, в том числе к данным, хранящимся на фискальном накопителе;
  • получать документацию от проверяемого пользователя ККТ;
  • проводить контрольные закупки в целях проверки выдачи кассовых чеков и других документов, подтверждающих прием денежных средств;
  • взаимодействовать с органами внутренних дел РФ;
  • выносить предписания об устранении выявленных нарушений и привлекать виновных к административной ответственности.

Права владельцев проверяемых кассовых аппаратов

Права владельцев ККТ во время их проверки в общем виде оговариваются в ст. 21-24 закона № 294.

Применительно к узкой ситуации пользователи и владельцы проверяемых кассовых аппаратов в соответствии с п. 9 Регламента имеют право:

  • на личное присутствие при осуществлении проверки;
  • дачу пояснений и объяснений по предмету проверки;
  • получение от сотрудников налоговой службы информации о предмете и сроках проведения проверки;
  • получение результатов проверки (акта, составленного по результатам проверки);
  • выражение несогласия с результатами проверки или действиями (бездействием) сотрудников налоговой инспекции при осуществлении проверки;
  • обжалование действий (бездействия) проверяющих как во внесудебном (руководителю налогового органа, осуществлявшего проверку), так и в судебном порядке.

Важно! В рамках досудебного порядка проверяемые лица могут обратиться с жалобой устно или письменно, в том числе можно отправить электронное обращение на сайт ведомства. В жалобе в обязательном порядке следует указать название органа, куда направляется сообщение, суть обращения и обратный адрес, по которому должен быть направлен письменный ответ. Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней с момента ее регистрации.

Оформление результата проверки

По результатам проведения проверки составляется соответствующий акт на бумажном носителе в 2 экземплярах. Все исправления в нем должны быть оговорены и заверены подписи указанных выше лиц. Обязательными атрибутами акта являются:

  • Дата его оформления.
  • Полное название владельца проверяемой ККМ, его ИНН и КПП, адрес местонахождения.
  • Ф. И. О. сотрудников налогового органа, проводивших проверку.
  • Перечень документации, полученной сотрудниками налоговой службы в ходе проверки.
  • Дата, когда проверочные действия начались, и дата, когда они были завершены.
  • Запись об отсутствии выявленных нарушений или детально изложенные, подкрепленные документально факты нарушений. В последнем случае необходимо также сделать ссылку на нормативные акты, положения которых были нарушены. При выявлении фактов нарушения законодательства о ККТ сотрудники налогового органа возбуждают производство по делу об административном нарушении.

Обратите внимание! Акт подписывается сотрудниками налоговой службы, осуществившими проверку, и проверяемым лицом. Последнее может изложить свои замечания непосредственно в акте или в отдельном документе. Если лицо уклоняется от подписания акта или вообще отсутствует при проведении проверки, в акте делается соответствующая запись и документ направляется по почте заказным письмом.

Ответственность за нарушение порядка использования ККТ

Ответственность за неправильное применение ККТ и нарушение обязанностей проверяемой стороны установлена ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

П. 4 названной статьи предусматривает наказание:

  • за применение техники, не соответствующей требованиям закона № 54-ФЗ;
  • нарушение порядка регистрации ККТ, сроков и условий ее перерегистрации;
  • нарушение порядка и условий применения ККТ.
  • предупреждения или адм. штрафа от 1 500 до 3 000 руб. на должностных лиц;
  • предупреждения или адм. штрафа от 5 000 до 10 000 руб. на юрлиц.

Такой же размер наказания устанавливает п. 5 данной статьи за непредставление документов по запросам налоговой инспекции или просрочку в их предоставлении.

П. 6 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность:

  • за ненаправление покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме;
  • невыдачу указанных документов на бумажном носителе.
  • предупреждения или адм. штрафа в размере 2 000 руб. на уполномоченных лиц;
  • предупреждения или 10 000 руб. адм. штрафа на юрлиц.

Итак, проверка правильности использования кассовых аппаратов проводится сотрудниками налоговой службы путем контрольной закупки, рассмотрения документации, связанной с эксплуатацией ККТ. Кроме того, изучаются сами кассовые аппараты на предмет цельности их корпуса, исправности, правильности выдачи (отправки) отчетных документов. В случае выявления нарушений виновные привлекаются к административной ответственности.

С 1 января 2012 года действует Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное ЦБ РФ 12.10.2011 № 373-П. Теперь функции по проверке соблюдения кассовой дисциплины организациями и индивидуальными предпринимателями переданы налоговым органам. Сразу два новых административных регламента ФНС вступили в силу в феврале 2012 года: по проверке контрольно-кассовой техники (ККТ) и по проверке кассовой дисциплины.

Если первый административный регламент интересен тем, кто применяет ККТ, то второй затрагивает интересы всех налогоплательщиков, осуществляющих наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт. Рассмотрим подробно, как налоговые органы будут проводить проверки кассовой дисциплины.

Новые административные регламенты ФНС

Согласно ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ ) контроль за применением ККТ осуществляют налоговые органы. С 5 февраля 2012 года начал действовать Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения , утвержденный 132н . Предметом государственного контроля в данном случае является соблюдение индивидуальными предпринимателями и организациями, за исключением кредитных, требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения. Те налогоплательщики, которые работают с ККТ, уже знакомы с отделами налоговых инспекций, в которых они ставили на учет свою контрольно-кассовую технику. Данный вид проверок проводится достаточно давно и регулярно, поэтому перейдем к новому для налоговых органов виду - проверке полноты учета выручки.

С 19 февраля 2012 года начал действовать Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее - Административный регламент ), утвержденный Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н .

Осуществлять контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей налоговые органы имеют право на основании п. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ и п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» .

Напомним, что до 2012 года вопросы проверки кассовой дисциплины, лимита остатка кассы были прерогативой банка, в котором был открыт расчетный счет налогоплательщика. Проводились такие проверки регулярно - один раз в два года, не вызывая у клиентов банка особых переживаний.

Проверка кассовой дисциплины: как и что будут проверять?

Предметом государственного контроля является установление факта полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Обратите внимание:

В целях данной проверки к проверяемым объектам (лицам, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору)) относятся организации (за исключением кредитных) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт или их уполномоченные представители.

Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также порядок взаимодействия территориальных инспекций ФНС с организациями и индивидуальными предпринимателями при исполнении государственной функции установлены Административным регламентом .

Таким образом, теперь проверку кассовой дисциплины будут проводить налоговые инспекции, в которых стоят на учете налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели.

Нормативно-правовая база для осуществления государственной функции

Исполнение рассматриваемой государственной функции регулируется:

КоАП РФ;

Законом РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»;

Федеральным законом № 54-ФЗ;

Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;

Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»;

Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями»;

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»;

Приказом ФНС РФ от 02.08. 2005 № САЭ-3-06/354@ «Об утверждении Перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

Приказом Минфина РФ от 09.08.2005 № 101н «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы»;

Приказом Минпромэнерго РФ от 05.09.2007 № 351 «Об утверждении образца марки-пломбы контрольно-кассовой техники»;

Приказом Минпромэнерго РФ от 05.09.2007 № 352 «Об утверждении образца идентификационного знака контрольно-кассовой техники»;

Приказом Минфина РФ от 18.12.2007 № 135н «Об утверждении образца знака «Сервисное обслуживание»;

Приказом Минфина РФ от 18.12.2007 № 136н «Об утверждении образца знака «Государственный реестр»;

Приказом ФНС РФ от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@ «Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники».

Права и обязанности должностных лиц налоговых органов

Проверяющие имеют право:

Иметь беспрепятственный доступ к ККТ проверяемого объекта, хранимым использованным контрольным лентам, накопителям фискальной памяти и программно-аппаратным средствам, обеспечивающим некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации в ККТ, и автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности (БСО) и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;

Запрашивать для проверки документацию от проверяемого объекта, связанную с применением ККТ и учетом денежных средств;

Проводить проверку наличных денежных средств кассы и фактического наличия БСО;

Получать информацию о сформированных автоматизированными системами БСО, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах);

Получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим во время исполнения государственной функции;

Получать пароли ККТ, необходимые для снятия отчетов показаний фискальной памяти и контрольной ленты;

Взаимодействовать с органами внутренних дел РФ;

Привлекать к административной ответственности объекты контроля в случаях и порядке, которые установлены КоАП РФ.

А вот обязанность у представителей ФНС только одна - при исполнении соблюдать положения Административного регламента .

Права и обязанности проверяемых лиц

У проверяемых лиц есть следующие права:

Непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

Получать от проверяющих информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Административным регламентом ;

Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки на свое ознакомление с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с действиями (бездействием) специалистов налоговых органов;

Обжаловать действия (бездействие) проверяющих, повлекшие за собой нарушение прав проверяемого объекта при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Проверяемые обязаны:

Обеспечивать контролерам беспрепятственный доступ к ККТ и документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ, и автоматизированным системам, формирующим БСО и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;

Представлять информацию о сформированных автоматизированными системами БСО, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах);

Давать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;

Предоставлять в инспекции по запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Порядок проведения проверки

Схема проверки полноты учета выручки денежных средств выглядит следующим образом:

Предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции;

Рассмотрение проверяющими необходимых документов;

Проверка полноты учета выручки денежных средств;

Оформление результатов проверки.

Отметим, что результатом исполнения данной государственной функции является составление акта проверки полноты учета выручки денежных средств, а в случае выявления правонарушения - возбуждение производства по делу об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.

Начало проверки. Основанием для начала проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции о проведении проверки полноты учета выручки денежных средств у проверяемого объекта. Проверяющие предъявляют проверяемому объекту поручение и служебные удостоверения. Данный факт фиксируется подписью проверяемого объекта с указанием должности и даты предъявления в поручении. В случае отсутствия либо уклонения проверяемого объекта от ознакомления и фиксации факта предъявления поручения проверяющие делают отметку в поручении.

Рассмотрение документов. Теперь начинается непосредственно рассмотрение документов, связанных с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ.

В случае, если проверяемым объектом оказываются услуги населению и осуществляются наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи документа, оформленного на БСО, приравненного к кассовому чеку, рассматриваются документы, связанные с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением БСО.

Если формирование документа, оформленного на БСО, приравненного к кассовому чеку, производится с использованием автоматизированной системы, проверяющим представляется информация из автоматизированных систем о выпущенных документах.

Если проверяемый субъект, являющийся плательщиком ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ , осуществляет наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), контролерам представляются документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Какие еще документы могут затребовать проверяющие лица? Как сказано в Административном регламенте , в зависимости от проверяемого периода и особенностей осуществления наличных денежных расчетов рассматриваются следующие документы:

Журнал кассира-операциониста;

Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;

Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККТ, работающих без кассира-операциониста;

Распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти;

Контрольные ленты ККТ на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;

Приходные и расходные кассовые ордера;

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;

Авансовые отчеты;

Кассовая книга;

Справка-отчет кассира-операциониста;

Сведения о показаниях счетчиков ККТ и выручке организации;

БСО, копии БСО, корешки документов;

Информация из автоматизированной системы о выпущенных документах;

Акт приемки БСО;

Книга учета БСО;

Акт о списании БСО;

Книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя;

Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО;

Книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО на основе патента;

Книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН;

Распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег;

Иные первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, которые необходимы проверяющим для исполнения государственной функции.

Глядя на список документов, которые могут затребовать проверяющие, хотелось бы отметить, что он обширен и открыт. Это означает, что представители ФНС могут проверить и другие документы, не входящие в данный перечень, но заинтересовавшие проверяющих. Конечно, в Административном регламенте сказано, что проверяющие не вправе требовать документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки, но проводить грань между тем, что относится к предмету проверки, а что нет, тоже будут сами проверяющие.

Если вспомнить проверки кассовой дисциплины банками, тогда представлялись документы за последний квартал и только те, которые относились непосредственно к кассовым операциям: кассовая книга, отчеты кассира, лимит остатка кассы, авансовые отчеты. ККТ банки вообще не проверяли, это изначально была прерогатива налоговых органов, регистры бухгалтерского учета банками также не изучались.

В Административном регламенте ничего не сказано о том, в каком виде будут истребоваться документы для проверки. Если проводить параллель с налоговыми проверками, там прописан конкретный порядок истребования документов: выставление требования о представлении документов, порядок их представления, сроки и ответственность за непредставление. Отметим, что данные проверки проводятся налоговыми органами не в рамках налогового законодательства, и порядок их проведения устанавливается Административным регламентом .

В рассматриваемом же случае проверяемому лицу предъявляется только поручение на проведение проверки. Можно предположить, что запрашивать документы проверяющие будут в устной форме, но тогда чем они будут подтверждать сам факт запроса? При этом в Административном регламенте сказано: факт получения или неполучения затребованных документов фиксируется в акте проверки .

Обратите внимание:

Документы, необходимые для проверки, представляются проверяемым объектом в виде оригиналов или заверенных должным образом копий. Проверяющие не вправе требовать нотариального удостоверения копий представляемых документов.

Проверка полноты учета выручки денежных средств. После окончания рассмотрения необходимых документов начинается непосредственно административная процедура по проверке полноты учета выручки денежных средств. В ходе проверки изучаются финансовые и хозяйственные операции, совершенные проверяемым объектом в проверяемый период. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы. Они могут проводится как сплошным, так и выборочным способом.

На данном этапе проверяющие получают от проверяемого объекта необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, документы и их заверенные копии, необходимые для проведения контрольных действий. При необходимости в случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверке привлекаются эксперты (экспертные организации).

При этом в обязательном порядке проводится проверка наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ, путем снятия остатка (пересчета) денежной наличности с учетом средств, выдаваемых кассиру перед началом рабочей смены в качестве разменной монеты, о чем составляется акт о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ, в двух экземплярах.

Перед началом этого этапа кассир дает расписку об отсутствии или наличии в денежном ящике ККТ личных денег, представлении всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке, справок-отчетов кассира-операциониста, сведений о показаниях счетчиков ККТ и выручке, актов о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным (возвращенным) кассовым чекам за день проверки. Расписка оформляется в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ.

По каждому факту расхождения проверяемое лицо дает письменные объяснения.

Перед снятием фискальных отчетов, сменных отчетов ККТ сверяются заводские номера этих машин, а также их регистрационные номера и ИНН с данными, внесенными в карточку регистрации ККТ. На контрольной ленте проверяется наличие всех порядковых номеров кассовых чеков, сверяются номера и суммы кассовых чеков, распечатанных на контрольной ленте, с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков (при их наличии).

По фискальному отчету ККТ и журналу кассира-операциониста, актам о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, расходным кассовым ордерам проверяются количество фактов возврата, а также сумма денежных средств, возвращенная покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам.

В случае расхождений фактических и учетных данных выясняются причины, берутся подробные объяснения и делаются выводы о полноте учета выручки наличных денежных средств проверяемого объекта, а также о применении (неприменении) ККТ, БСО и иных возможных причинах сложившейся недостачи (наличии излишков).

При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи БСО проводится проверка фактического наличия БСО, по итогам которой составляется соответствующий акт в двух экземплярах. Проверка фактического наличия бланков документов строгой отчетности производится по их видам с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков документов.

При проверке у проверяемых объектов, применяющих БСО, определяется количество использованных бланков за проверяемый период на основании книги учета бланков документов, актов приемки БСО и актов инвентаризации БСО для сопоставления с фактическим количеством копий использованных БСО (корешков документов), хранящихся у проверяемого объекта. Сумма выручки денежных средств, отраженная в учете проверяемого объекта, сопоставляется с суммами, отраженными в копиях использованных БСО (корешках документов), хранящихся у проверяемого объекта.

Если проверяемый объект, являющийся плательщиком ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ , производит наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), проводится проверка наличия товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Результатом данной административной процедуры является установление (выявление, фиксация) фактов неполного или полного учета выручки денежных средств, которые фиксируются в акте проверки.

Оформление результатов исполнения государственной функции. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, который подписывается налоговиками и проверяемым объектом.

Акт проверки должен быть оформлен на бумажном носителе, составлен на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц. В акте проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями представителей обеих сторон.

В акте проверки в обязательном порядке указываются документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых. В описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены. Также в акте делается запись о письменных объяснениях (замечаниях, возражениях), полученных от проверяемого объекта по фактам нарушений (при их наличии).

Если проверяемый объект уклоняется от подписания акта, этот факт отражается в акте проверки, который направляется по почте заказным письмом по месту нахождения или месту жительства проверяемого объекта.

В случае выявления фактов нарушений законодательства РФ представители налоговых органов возбуждают и осуществляют производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.

Сроки проведения проверки

Административный регламент устанавливает максимальные сроки для каждой административной процедуры рассматриваемой проверки. Приведем их в таблице.

Административная процедура Срок выполнения административной процедуры
Установление срока исполнения государственной функции в отношении проверяемого объекта в каждом конкретном случае руководителем (заместителем руководителя) налоговой инспекции Не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту поручения
Предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции Не может превышать двух рабочих дней с момента предъявления проверяемому объекту поручения
Рассмотрение проверяющими документов, необходимых для исполнения государственной функции Не может превышать 28 календарных дней с момента предъявления проверяемому объекту поручения
Проверка полноты учета выручки денежных средств Не может превышать 30 календарных дней с момента предъявления проверяемому объекту поручения
Оформление результатов проверки, составление акта проверки Не может превышать 30 календарных дней и исчисляется с момента предъявления проверяемому объекту поручения
Обращение (жалоба), поступившее в ФНС, управление или должностному лицу в соответствии с их компетенцией от проверяемого лица Рассматривается в течение 30 дней с момента регистрации. В исключительных случаях руководитель, заместитель руководителя ФНС, управления продлевает срок рассмотрения обращения (жалобы) не более чем на 30 дней, уведомив об этом проверяемый объект, который направил обращение (жалобу)

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) ФНС

Как мы уже отметили, проверяемые объекты имеют право на обжалование действий (бездействия) должностного лица ФНС, а также принимаемых ими решений в досудебном (внесудебном) порядке.

Проверяемые объекты имеют право обратиться с обращением (жалобой) в устной форме или направить по почте письменное обращение (жалобу), в том числе в форме электронного документа на официальный сайт ФНС, управления в сети Интернет и сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях (бездействии) специалистов налоговой инспекции, нарушении положений Административного регламента , некорректном поведении или нарушении служебной этики. В случае необходимости в подтверждение своих доводов проверяемый объект прилагает к обращению (жалобе) документы и материалы либо их копии.

В заключение хотелось бы отметить, что контроль и надзор за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей в том виде, в котором он прописан Административным регламентом , существенно отличается от привычных проверок банками соблюдения кассовой дисциплины. Данное отличие заключается в том, что кроме непосредственно соблюдения кассовой дисциплины в привычном понимании проверяется и ККТ и БСО и полнота учета выручки. Помимо этого, исследуются регистры как бухгалтерского, так и налогового учета.

Отдельно встает вопрос о частоте рассматриваемых проверок. Если до 2012 года проверки кассовой дисциплины проводились банками регулярно один раз в два года, как часто будет проводить такие проверки ФНС?

И еще один не менее важный вопрос, о котором ничего не сказано в Административном регламенте : какой период будет охвачен проверками? Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Можно предположить, что налоговые органы при проверках полноты учета выручки денежных средств ограничатся двумя месяцами для целей привлечения к ответственности по КоАП РФ. Но более вероятным представляется вариант, согласно которому проверкой будет охвачен более длительный период - три года, предшествующих году проведения проверки. Именно этот период можно проверить в рамках выездной налоговой проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ ). При наличии нарушений проверяющие привлекут к ответственности по КоАП РФ, а данные о нарушениях, повлекших занижение налоговой базы, будут являться информацией для аналитической работы и подготовки выездной налоговой проверки. Пока этот вопрос остается открытым, ответ на него мы получим, как только начнутся проверки.

Касающихся порядка осуществления налоговыми органами функций контроля за полнотой учета выручки с применением ККТ. (ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ от 17.10.12 № АС-4-2/17581)

КОГДА НУЖНО ПРИМЕНЯТЬ ККТ

– наложение штрафных санкций за нарушение требований Закона № 54-ФЗ.

А вот какими методами могут пользоваться фискальные органы в ходе осуществления указанного контроля, Законом № 54-ФЗ не установлено.

ВОЗМОЖНА ЛИ КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» проверочная закупка отнесена к оперативно-розыскным мероприятиям, которые могут осуществлять только органы внутренних дел

Согласно позиции, высказанной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 16.06.09 № 1000/09 и от 02.09.08 № 3125/08, проверочная закупка допускается только как оперативно-розыскное мероприятие. Результат контрольной проведенной налоговыми органами, не может расцениваться в качестве доказательства, подтверждающего правонарушение.

После указанных решений ссылаясь на практику ВАС РФ, успешно оспаривали постановления ИФНС о привлечении к административной за неприменение ККТ. Поэтому в письме от 11.01.09 № ШС-22-2/1 при решении вопроса о проведении контрольной закупки рекомендовала учитывать сложившуюся практику в каждом конкретном регионе.

Однако чуть позднее Верховный суд РФ в постановлении от 24.07.09 № 46-ад09-1 изложил иную позицию: законодательство не содержит каких-либо запретов или ограничений на проведение контрольной закупки инспекторами, поэтому налоговые органы, выполняющие ее, действуют в пределах полномочий, определенных Законом № 54-ФЗ.

С 5 февраля 2012 года в силу вступил новый Административный регламент исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, утвержденный приказом от 17.10.11 № 132н (далее – Регламент). В пункте 23 Регламента подробно описаны методы, которыми налоговые органы должны контролировать применение ККТ: «Проверка выдачи кассовых чеков специалистами инспекций включает в себя приобретение товара (работ, услуг), оплату этих товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами и (или) с использованием платежных карт, установления факта оформления (неоформления) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)».

Перечисленные действия (процедуры проверки) производятся специалистами инспекций в следующих формах:

– контроль, основанный на визуальном наблюдении, с применением (без применения) способов видео-, аудиофиксации фактов приобретения и оплаты товаров покупателями (клиентами);

– аналитические процедуры, направленные на выявление фактов выдачи или невыдачи кассовых чеков, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

По сути, перечисленные мероприятия равнозначны контрольной закупке, хотя и называются по-другому.

Так как прописанные в Регламенте мероприятия противоречат позиции ВАС РФ, с целью предупреждения возобновления споров в арбитражных судах ФНС России решила принять превентивные меры и укрепить свои позиции, сославшись на выводы Верховного суда РФ, содержащиеся в постановлении от 24.07.09 № 46-ад09-1.

Вероятно, теперь следует ожидать возобновления проверок порядка использования ККТ со стороны налоговых органов в форме контрольной закупки и применения к налогоплательщикам административной от-ветственности.

Напомним, что статьей 14.5 КоАП РФ штрафы установлены в следующих размерах:

– для продавца-кассира – от 1500 до 2000 руб.;

– для организации или предпринимателя – от 3000 до 4000 руб.;

– – от 30 000 до 40 000 руб.

ЕСЛИ ККТ ФУНКЦИОНИРУЕТ НЕ В СОСТАВЕ ПЛАТЕЖНОГО ТЕРМИНАЛА

ФНС России предупредила платежных агентов о том, что ККТ должна функционировать только в составе платежного терминала. Если платежные терминалы с ККТ соединены по то, по мнению налоговых органов, это является нарушением пункта 2 статьи 5 Закона № 54-ФЗ и части 1 статьи 6 Федерального закона от 03.06.09 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ).

Платежные агенты зачастую используют следующий способ применения ККТ: физическое лицо вводит реквизиты платежа через меню платежного терминала, после чего информация о платеже автоматически передается для оформления и отпечатывания кассового чека на сумму внесенного платежа в контрольно-кассовую технику, установленную в торговом помещении. Тем временем платежный терминал отпечатывает квитанцию с предложением получения кассового чека на кассе, сообщение дублируется голосовым сообщением или уведомлением на экране платежного терминала. Этот способ позволяет платежным агентам экономить средства на ККТ в каждый платежный терминал.

ФНС России в комментируемом письме напомнила, что на основании Закона № 103-ФЗ прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей кассового чека в момент осуществления платежа (ч. 1 ст. 5).

Арбитражные суды придерживаются иной точки зрения по этому вопросу. Их основным доводом при отказе в привлечении платежных агентов к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ является то обстоятельство, что понятие «состав» не подразумевает встраивания контрольно-кассовой техники непосредственно в корпус платежного терминала. Линии и каналы связи входят в состав платежного терминала и представляют собой единый неделимый комплекс.

По мнению судов, соединенная с платежным терминалом контрольно-кассовая техника является его частью, хотя и не установлена непосредственно в корпус платежного терминала. Такая позиция содержится в постановлениях Арбитражного суда Республики от 30.12.10 № А65-25684/2010, от 05.10.10 № А65-12016/2010, Арбитражного суда от 20.08.12 № А60-24628/2012 и др.

ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ

Согласно пункту 35 Регламента и пункту 30 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17.10.11 № 133н, документы в ИФНС представляются налогоплательщиками в виде оригиналов или заверенных копий в срок, не превышающий одного рабочего дня с даты предъявления проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции.

Кроме того, налоговые органы при перерегистрации контрольно-кассовой техники в связи с заменой ЭКЛЗ ежегодно снимают показания о наличных денежных расчетах.

Законодательство не предусматривает направления в адрес налоговых органов запрашиваемых документов в электронном виде.

Не осуществляют налоговые органы и дистанционный контроль за оборудованием налогоплательщиков.

ОБ ОТДАЛЕННЫХ И ТРУДНОДОСТУПНЫХ МЕСТНОСТЯХ

ФНС России напомнила, что в силу пункта 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ организации и предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местах, на территориях, поименованных в перечне, утвержденном субъектом РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ.

ФНС России рассмотрела ряд вопросов, касающихся порядка осуществления налоговыми органами функций контроля за полнотой учета выручки денежных средств с применением ККТ. (ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ от 17.10.12 № АС-4-2/17581)

КОГДА НУЖНО ПРИМЕНЯТЬ ККТ

При наличных денежных расчетах или расчетах с использованием платежных карт при продаже товаров (работ, услуг) все организации и индивидуальные предприниматели должны использовать контрольно-кассовую технику. Такое требование установлено пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ (далее - Закон № 54-ФЗ).

Статьей 7 Закона № 54-ФЗ функции по контролю за применением ККТ в первую очередь возложены на налоговые органы. При этом в полномочия налоговиков, согласно пункту 1 статьи 7 Закона № 54-ФЗ, -входит:

Контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона № 54-ФЗ;

Контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

Проверка документов, связанных с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники,
получение необходимых объяснений, справок и сведений по вопросам, воз-никающим при проведении проверок;

Проверка выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

Наложение штрафных санкций за нарушение требований Закона № 54-ФЗ.

А вот какими методами могут пользоваться фискальные органы в ходе осуществления указанного контроля, Законом № 54-ФЗ не установлено.

ВОЗМОЖНА ЛИ КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» проверочная закупка отнесена к оперативно-розыскным мероприятиям, которые могут осуществлять только органы внутренних дел

Согласно позиции, высказанной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 16.06.09 № 1000/09 и от 02.09.08 № 3125/08, проверочная закупка допускается только как оперативно-розыскное мероприятие. Результат контрольной закупки, проведенной налоговыми органами, не может расцениваться в качестве доказательства, подтверждающего правонарушение.

После указанных решений налогоплательщики, ссылаясь на практику ВАС РФ, успешно оспаривали постановления ИФНС о привлечении к административной ответственности за неприменение ККТ. Поэтому в письме от 11.01.09 № ШС-22-2/1 ФНС России при решении вопроса о проведении контрольной закупки рекомендовала учитывать сложившуюся арбитражную практику в каждом конкретном регионе.

Однако чуть позднее Верховный суд РФ в постановлении от 24.07.09 № 46-ад09-1 изложил иную позицию: законодательство не содержит каких-либо запретов или ограничений на проведение контрольной закупки инспекторами, поэтому налоговые органы, выполняющие ее, действуют в пределах полномочий, определенных Законом № 54-ФЗ.

С 5 февраля 2012 года в силу вступил новый Административный регламент исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, утвержденный приказом Минфина России от 17.10.11 № 132н (далее - Регламент). В пункте 23 Регламента подробно описаны методы, которыми налоговые органы должны контролировать применение ККТ: «Проверка выдачи кассовых чеков специалистами инспекций включает в себя приобретение товара (работ, услуг), оплату этих товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами и (или) с использованием платежных карт, установления факта оформления (неоформления) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)».

Перечисленные действия (процедуры проверки) производятся специалистами инспекций в следующих формах:

Контроль, основанный на визуальном наблюдении, с применением (без применения) способов видео-, аудиофиксации фактов приобретения и оплаты товаров покупателями (клиентами);

Аналитические процедуры, направленные на выявление фактов выдачи или невыдачи кассовых чеков, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

По сути, перечисленные мероприятия равнозначны контрольной закупке, хотя и называются по-другому.

Так как прописанные в Регламенте мероприятия противоречат позиции ВАС РФ, с целью предупреждения возобновления споров в арбитражных судах ФНС России решила принять превентивные меры и укрепить свои позиции, сославшись на выводы Верховного суда РФ, содержащиеся в постановлении от 24.07.09 № 46-ад09-1.

Вероятно, теперь следует ожидать возобновления проверок порядка использования ККТ со стороны налоговых органов в форме контрольной закупки и применения к налогоплательщикам административной от-ветственности.

Напомним, что статьей 14.5 КоАП РФ штрафы установлены в следующих размерах:

Для продавца-кассира - от 1500 до 2000 руб.;

Для руководителя организации или предпринимателя - от 3000 до 4000 руб.;

Для организации - от 30 000 до 40 000 руб.

ЕСЛИ ККТ ФУНКЦИОНИРУЕТ НЕ В СОСТАВЕ ПЛАТЕЖНОГО ТЕРМИНАЛА

ФНС России предупредила платежных агентов о том, что ККТ должна функционировать только в составе платежного терминала. Если платежные терминалы с ККТ соединены по каналам связи, то, по мнению налоговых органов, это является нарушением пункта 2 статьи 5 Закона № 54-ФЗ и части 1 статьи 6 Федерального закона от 03.06.09 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Закон № 103-ФЗ).

Платежные агенты зачастую используют следующий способ применения ККТ: физическое лицо вводит реквизиты платежа через меню платежного терминала, после чего информация о платеже автоматически передается для оформления и отпечатывания кассового чека на сумму внесенного платежа в контрольно-кассовую технику, установленную в торговом помещении. Тем временем платежный терминал отпечатывает квитанцию с предложением получения кассового чека на кассе, сообщение дублируется голосовым сообщением или уведомлением на экране платежного терминала. Этот способ позволяет платежным агентам экономить средства на установку ККТ в каждый платежный терминал.

ФНС России в комментируемом письме напомнила, что на основании Закона № 103-ФЗ прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей кассового чека в момент осуществления платежа (ч. 1 ст. 5).

Арбитражные суды придерживаются иной точки зрения по этому вопросу. Их основным доводом при отказе в привлечении платежных агентов к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ является то обстоятельство, что понятие «состав» не подразумевает встраивания контрольно-кассовой техники непосредственно в корпус платежного терминала. Линии и каналы связи входят в состав платежного терминала и представляют собой единый неделимый комплекс.

По мнению судов, соединенная с платежным терминалом контрольно-кассовая техника является его частью, хотя и не установлена непосредственно в корпус платежного терминала. Такая позиция содержится в постановлениях Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.12.10 № А65-25684/2010, от 05.10.10 № А65-12016/2010, Арбитражного суда Свердловской области от 20.08.12 № А60-24628/2012 и др.

ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ

Согласно пункту 35 Регламента и пункту 30 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17.10.11 № 133н, документы в ИФНС представляются налогоплательщиками в виде оригиналов или заверенных копий в срок, не превышающий одного рабочего дня с даты предъявления проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции.

Кроме того, налоговые органы при перерегистрации контрольно-кассовой техники в связи с заменой ЭКЛЗ ежегодно снимают показания о наличных денежных расчетах.

Законодательство не предусматривает направления в адрес налоговых органов запрашиваемых документов в электронном виде.

Не осуществляют налоговые органы и дистанционный контроль за оборудованием налогоплательщиков.

ОБ ОТДАЛЕННЫХ И ТРУДНОДОСТУПНЫХ МЕСТНОСТЯХ

ФНС России напомнила, что в силу пункта 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ организации и предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местах, на территориях, поименованных в перечне, утвержденном субъектом РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ.

Вы бухгалтер, но директор вас не ценит? Считает, что вы только тратите его деньги и переплачиваете налоги?

Станьте ценным спецом в глазах руководства. Научитесь работать с дебиторкой.

У Центра обучения «Клерка» новый .

Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Контрольные функции за применением организациями и индивидуальными предпринимателями ККТ возложены Законом о ККТ на налоговые органы. Кроме того, органы внутренних дел, а также госторгинспекции взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при проведении ими указанных проверок, а также вправе самостоятельно проводить такие проверки.

Данный Закон (как и ранее действовавший Закон РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением") не является актом законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, контроль за соблюдением его требований не относится к налоговому контролю.

Государственный контроль за соблюдением законодательства о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт включает контроль за соблюдением требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения, а также контроль полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей. Указанный контроль не включает в себя мероприятия по проверке соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований к товарам (работам, услугам). В связи с этим нет ограничений по периодичности проверок правильности применения ККТ (не более чем один раз в два года), установленных законодательством (см. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)").

Согласно п. 1 ст. 7 Закона о ККТ представители налоговых органов:

Осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона;

Осуществляют контроль за полнотой учета выручки;

Проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями ККТ, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;

Проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

Налагают штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования данного Закона, в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Контрольные полномочия налоговых органов касаются всех индивидуальных предпринимателей и организаций, за исключением кредитных. Контроль за правильностью применения ККТ кредитными организациями осуществляет Банк России, который устанавливает порядок применения ККТ кредитными организациями, а также утверждает программные продукты, используемые в этой технике.

Статья 14.5 КоАП РФ допускает возможность привлечения к административной ответственности также и физического лица, под которым, в частности, можно понимать работника организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги (продавец, кассир и т.д.).

Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5 КоАП РФ, уполномочены:

Органы внутренних дел (милиция) (ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ);

Налоговые органы - только в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения ККМ (ч.

1 ст. 23.5 КоАП РФ);

Органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (ч. 1 ст. 23.49 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица перечисленных органов полномочны также составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 23.5 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени налоговых органов вправе:

Руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, его заместители;

Руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в субъектах РФ, их заместители;

Руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах.

Контрольные закупки

Для проверки правильности применения ККТ необходимо, чтобы покупатель произвел покупку, а продавец получил от него наличные деньги за товар, т.е. предприятие должно осуществить денежные расчеты в ходе торговой операции или оказания услуги.

Налоговые органы не наделены правом контрольной закупки, а проведение проверок совместно с теми органами, которые обладают таким правом (органы милиции, торговая инспекция), не всегда возможно. Данный тезис иногда подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Поволжского округа от 7 сентября 2004 г. по делу N А72-2698/04-11/285).

Однако существуют и противоположные выводы судебных инстанций. В них говорится, что налоговые органы уполномочены контролировать соблюдение законодательства о применении ККТ, в частности выдачу кассового чека. Следовательно, закупка производится в целях проверки выдачи чека, т.е. она не контрольная, а проверочная, и подобные действия налоговиков правомерны (Постановление Президиума ФАС Московского округа от 25 сентября 1998 г. N 15, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 мая 2005 г. по делу N А56-41328/04).

Необходимо законодательно определить порядок проведения контрольной закупки. Существующими нормативными актами этот вопрос не урегулирован. В процессе проверок сложно найти свидетеля, который согласится записать в акте проверки свои фамилию, имя, отчество и адрес, чтобы контролирующие органы смогли впоследствии доказать факт нарушения закона.

По мнению работников налоговых органов, обязанность по контролю за применением ККТ в полном объеме возможно выполнить лишь при наличии права контрольной закупки, которым они пока не обладают. В письме УМНС по г. Москве от 23 марта 2000 г. N 30-12/12275 говорится, что налоговые органы не имеют права на контрольную закупку.

Ранее контроль за применением ККМ осуществляли также органы налоговой полиции. После того как эти органы были упразднены, а их функции были переданы органам внутренних дел, с 1 июля 2003 г. органы милиции также имеют право проводить проверки правильности применения ККТ и налагать штрафы за неприменение ККТ.

Кроме того, такие проверки могут проводить органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, которым предоставлено право производить в ходе проверок контрольные закупки.

Кредитные организации

Кредитные организации являются особыми субъектами применения ККТ. В статье 3 Закона о ККТ установлено, что решение о том, какая ККТ может применяться кредитными организациями и с какими программными продуктами, принимает Банк России, который направляет соответствующие сведения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра.

На кредитные организации не распространяется действие полномочий налоговых органов, предусмотренных п. 1 ст. 7 данного Закона. Контроль за соблюдением кредитными организациями этих требований осуществляет Банк России.

Кредитные организации, применяющие ККТ, обязаны предоставлять информацию в налоговые органы по их запросам в порядке, предусмотренном федеральными законами. Законодательные положения, предусматривающие предоставление кредитными организациями информации в налоговые органы по их запросам, следующие:

В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставляется право получать от кредитных организаций документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения;

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от кредитных организаций как от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от кредитных организаций документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;

Часть 2 ст. 26 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" устанавливает, что кредитные организации выдают налоговым органам справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.

Как установлено в ст. 56 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора и осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Статьей 74 данного Закона предусмотрено, что в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до 6 месяцев. В указанной статье также предусмотрены санкции, которые Банк России вправе применять в случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков).

Кроме того, в соответствии с п. 81 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица Банка России вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.26 "Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности" КоАП РФ. Часть 2 данной статьи предусматривает за нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований вынесение предупреждения или наложение административного штрафа в размере от 100 до 300 минимальных размеров оплаты труда.

Исходя из положений ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.26 КоАП РФ, рассматривают судьи районных судов - в случае, если производство по делам осуществляется в форме административного расследования; мировые судьи - в остальных случаях.

Порядок проведения проверок

Как правило, нарушения выявляются при проведении выездных проверок, которые иногда проводятся налоговыми органами в виде специальных рейдов вместе с сотрудниками милиции или госторгинспекции. Это обусловлено также тем, что налоговым органам не предоставлено право проводить контрольные закупки, поэтому эти функции во время проверок выполняют работники милиции или госторгинспекции, у которых есть такие права.

Перед началом проверки представители контролирующих органов должны предъявить руководству проверяемой организации (индивидуальному предпринимателю) служебное удостоверение и поручение о проведении проверки использования ККМ. Это поручение должно быть подписано руководством того органа, представители которого пришли с проверкой.

Многие юридические лица и индивидуальные предприниматели считают, что их слишком часто проверяют на предмет соблюдения правил применения ККМ. При этом они ссылаются на Федеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), которым определено, что в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

Согласно этому Закону внеплановые проверки должны проводиться чаще. Предметом таких проверок является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений. Кроме того, внеплановые проверки проводятся при получении контролирующими органами информации о возникновении аварийных ситуаций, о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде; при возникновении угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнении окружающей среды, повреждении имущества, а также при обращении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.

Законодательство о применении ККТ не подпадает под действие Закона N 134-ФЗ, поэтому количество проверок правильности применения ККТ в отношении одного налогоплательщика Законом не ограничено.

После окончания проверки составляется акт, в котором перечисляются все просмотренные документы. Если обнаружены нарушения, то они должны быть подробно описаны, здесь же указывается предполагаемый размер штрафа. Затем на основании акта проверки проверяющий составляет протокол о выявленном нарушении. С актом и с протоколом должны быть ознакомлены под роспись должностные лица и законные представители проверяемой организации или индивидуальный предприниматель.

Должностному лицу (законному представителю юридического лица), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ). При этом проверяемым необходимо убедиться, что составленный протокол соответствует требованиям КоАП РФ, и дать свои письменные пояснения по результатам проверки. Для того чтобы лучше обосновать свою позицию, можно взять небольшой тайм-аут и, обратившись к юристу, представить свои письменные пояснения позже.

Кроме того, необходимые пояснения можно дать непосредственно при рассмотрении дела. Статьей 25.1 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Рассматривать дела об административных правонарушениях по неприменению ККТ от имени органов, проводивших проверку, вправе: руководитель территориального налогового органа (его заместителю такие права не предоставлены); начальники территориальных отделов милиции, их заместители; начальники территориальных управлений государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, их заместители.

Материалы по делам о невыдаче чека ККМ или отсутствии ценника могут рассматривать только госторгинспекции (ст. 23.49 КоАП РФ). МНС России в письме от 14 августа 2002 г. N АС-6-06/1243@ предписало налоговым органам фиксировать правонарушения, предусмотренные ст. 14.15 КоАП РФ, в акте проверки и направлять этот акт в органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей или органы внутренних дел.

Налагать штрафы за нарушения кассовой дисциплины (работы с денежной наличностью) и порядка ведения кассовых операций имеют право органы внутренних дел (ст. 23.3 КоАП РФ) и налоговые органы (ст. 23.5 КоАП РФ), а проводить проверки по соблюдению организациями кассовых операций - обязанность банков (п. 41 Порядка ведения кассовых операций и п. 2.14 Положения о правилах организации наличного денежного обращения N 14-П). За неисполнение этой обязанности на банки налагается штраф в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.2 КоАП РФ).

Если в ходе проверки организации банк выявит нарушения, он должен проинформировать об этом налоговый орган, который наложит на организацию и ее должностных лиц штраф.

При проведении проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о применении ККТ могут быть выявлены признаки налоговых правонарушений, в частности предусмотренных ст. 120 "Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения" или ст. 122 "Неуплата или неполная уплата сумм налога" НК РФ.

Установленный ст. 101 НК РФ порядок производства по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, предусматривает вынесение решения по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки. Документально подтвержденные факты нарушений законодательства РФ о налогах и сборах в соответствии с п. 1 и 2 ст. 100 НК РФ должны быть указаны в акте выездной налоговой проверки, составляемом в установленной форме уполномоченными должностными лицами налоговых органов.

Проверки применения ККТ не являются налоговыми проверками, т.е. проверками, проводимыми в рамках налогового контроля. Вместе с тем выявленные правонарушения могут быть учтены при проведении в соответствии с установленным Налоговым кодексом РФ порядком выездных налоговых проверок.

Схематично виды нарушений правил наличных денежных расчетов и ответственность за эти нарушения представлены в таблице.

Виды нарушений и ответственность за нарушения

при работе с денежной наличностью

Вид нарушения Взыскание
Нарушения в сфере применения ККТ
Фактическое неиспользование

контрольно-кассового аппарата

(в том числе по причине его

отсутствия)

Статьей 14.5 КоАП РФ установлен

административный штраф:

для граждан - в размере от 15 до 20

МРОТ, т.е. от 1500 до 2000 руб.;

для должностных лиц - от 30 до 40

МРОТ, т.е. от 3000 до 4000 руб.;

для юридических лиц - в размере

от 300 до 400 МРОТ,

т.е. от 30000 до 40000 руб.

Использование ККТ, не

зарегистрированной в налоговых

Использование ККТ, не включенной

в Государственный реестр ККТ

Использование ККТ без фискальной

(контрольной) памяти, с фискальной

памятью в нефискальном режиме или

с вышедшим из строя блоком фискальной

Использование ККТ, у которой

отсутствует пломба либо имеется

повреждение, свидетельствующее о

возможности доступа к фискальной

Пробитие ККТ чека с указанием суммы,

менее уплаченной покупателем

(клиентом)

Невыдача соответствующих бланков

строгой отчетности организациями

и предпринимателями,

осуществляющими наличные денежные

расчеты без применения ККТ

Отсутствие первичных документов

по учету денежных расчетов с

населением (формы N КМ 1-9)

Статьей 120 НК РФ установлен

штраф для организаций:

в размере 5000 руб.;

в размере 15000 руб., если

нарушение совершено в течение

более одного налогового периода;

в размере 10% от неуплаченной

суммы налога, но не менее

15000 руб., если нарушение

повлекло занижение налоговой базы

Нарушение порядка работы с денежной наличностью

и порядка ведения кассовых операций

Расчеты между организациями

наличными деньгами сверх

установленных размеров

(60000 руб. по одной сделке)

Статьей 15.1 КоАП РФ установлен

административный штраф:

для должностных лиц - от 40 до 50

МРОТ (т.е. от 4000 до 5000 руб.);

для юридических лиц - от 400 до 500

МРОТ (т.е. от 40000 до 50000 руб.)

Неоприходование (неполное

оприходование) в кассу денежной

наличности

Несоблюдение порядка хранения

свободных денежных средств

Накопление в кассе наличных денежных

средств сверх установленных лимитов

Еще по теме 1.9. Контроль за применением ККТ:

  1. Виды контроля, формы и методы его проведения Виды контроля
  2. 1.1. Основные изменения законодательства о контрольно-кассовой технике
  3. 1.3. Требования к ККТ, порядок и условия ее регистрации и применения
  4. 1.4. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ККТ
  5. 1.7. Порядок осуществления наличных денежных расчетов без применения ККТ в случае оказания услуг населению
  6. 85. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера.
  7. 2.1. Особенности контроля в механизме имплементации европейского права

- Авторское право -