Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

«Немецкое чудо»: как Германия так быстро поднялась из руин после войны. «Германское» экономическое чудо

Хозяйственные реформы Л. Эрхарда и германское «экономическое чудо» (1950-1960-е годы).

И все же интересы оздоровления немецкой экономики требовали более решительных мер. В стране шла яростная полемика по поводу концепции экономического возрождения между сторонниками чистого экономического либерализма и приверженцами сильного государственного регулирования. В конце концов, в основу новой экономической политики были положены идеи так называемого ордолиберализма, разработанные такими учеными как В.Ойкен и В.Репке, и идеи социально-рыночной экономики, которые выдвигал А.Мюллер-Арман. Таким образом, Управление хозяйства объединенных западных зон оккупации, которое возглавлял профессор Людвиг Эрхард , стало воплощать в жизнь, в качестве альтернативы тотальной экономике фашизма, экономическую систему под названием социальное рыночное хозяйство.

Основой экономических преобразований, считал Л. Эрхард, является сочетание свободной частной инициативы и конкуренции с обязательным активным участием государства в хозяйственной жизни. В социальной рыночной экономике государство должно выступать не в классической роли «ночного сторожа», а быть «конституирующей», «управляющей» и «регулирующей» силой, непременно ориентированной на формирование либеральных ценностей в экономике. Л. Эрхард был уверен, что социальная рыночная экономика должна основываться на частной собственности, низких налогах, свободных ценах, антитрестовском законодательстве, льготах для свободного частного инвестирования и прочих элементах, которые создавали бы в Германии перспективы экономической свободы при надежной государственной защите от внешней конкуренции.

В 1948 году Л. Эрхард, пользуясь поддержкой военной администрации, начал проводить радикальные хозяйственные реформы, полностью соответствовавшие системе социальной рыночной экономики и включавшие в себя денежную реформу, переход к свободным ценам и возрождение свободного предпринимательства.

Первой ступенью к новой экономической системе стала денежная реформа, целью которой было избавление от избыточного «денежного навеса» и создание твердой валюты. Эта реформа была, пожалуй, самой непопулярной и даже довольно жесткой среди всех мероприятий, проведенных Л. Эрхардом. В ночь на 21 июня 1948 года оккупационная администрация объявила о том, что отныне рейхсмарки становятся недействительными и прекращают хождение в западных зонах Германии. Вместо них были введены новые деньги - дойчмарки. Каждый житель страны получил по 40 новых марок, а потом к ним добавили еще по 20; пенсии, заработная и квартирная плата подлежали пересчету в новых марках в соотношении 1:1. Половину наличных денег и сбережений можно было обменять по курсу 1:10. Вторая половина была временно «заморожена», позже эти деньги было разрешено обменять по курсу 1:20.

Основная часть денежных обязательств предприятий пересчитывалась в соотношении 1:10. Промышленные предприятия получили наличные деньги для выплаты первой заработной платы, а в дальнейшем они должны были рассчитывать только на свою коммерческую и хозяйственную деятельность. Все прежние обязательства банков и учреждений бывшего рейха в основном аннулировались. Был создан новый эмиссионный банк - Банк немецких земель, который регулировал свои отношения с частными банками на основе утвержденного устава. Таким образом, Л. Эрхард фактически за один день избавил Германию от огромной массы обесцененных денег, что позволило достаточно быстро покончить с инфляцией.

24 июня, когда был опубликован закон о принципах хозяйственной структуры и политике цен, означавший на практике, что цены отпущены на свободу, начался второй этап реформ - переход к свободным рыночным ценам. На основе данного закона администрация Л. Эрхарда получила право отменять сотни всяческих документов и предписаний, которые жестко регулировали хозяйственную жизнь. Отныне упразднялись административное распределение ресурсов, контроль над ценами, регулирование заработной платы, введенные еще до войны.

Отмена государственного регулирования шла постепенно, хотя и весьма быстрыми темпами, даже несмотря на определенное недовольство со стороны оккупационных властей, опасавшихся слишком поспешного перехода Германии к рыночной экономике, тем более что в этот период в Англии и во Франции происходили процессы усиления государственного присутствия в экономике, а в правительствах преобладали сторонники социал-демократических настроений.

В это же время в Германии был принят закон против произвольного завышения цен, который позволял сохранить стабильность валюты и избежать роста инфляции. В стране периодически публиковались каталоги так называемых уместных цен, приспособленных к реальной покупательной способности населения. По словам Л. Эрхарда, покупатель снова стал «королем», определявшим лицо рынка.

Третьим направлением реформ было возрождение свободного предпринимательства. Именно эту цель преследовали кредитная и налоговая политика, антимонопольные и антикартельные указы и пр. При этом Л. Эрхард настаивал не только на надзоре за монополистическими союзами, но и на их запрете, если они начинали душить свободную конкуренцию.

В этот период в Германии велись длительные дискуссии по поводу определения границ власти монополий. В конце концов возобладала точка зрения, согласно которой в стране должен действовать закон, не допускающий злоупотреблений со стороны крупных компаний, стремившихся монополизировать производство и реализацию продукции. Для того чтобы не создавать препятствий развитию конкуренции, доля продукции одной корпорации не должна была превышать трети объема рынка данной продукции, двух-трех объединений - половины, четырех-пяти -двухтретей. В результате с середины 1960-х годов главным субъектом социальной рыночной экономики стал мелкий и средний бизнес, который был объявлен «основой благосостояния для всех» и постепенно занял преобладающее место в экономике Германии.

Следует отметить, что реформы Л. Эрхарда вызвали ожесточенное противодействие со стороны представителей различных слоев общества, и прежде всего тех, кто разделял левосоциалистические идеи, а также профсоюзных лидеров, руководящего звена корпораций и пр. В парламенте предложения Л. Эрхарда также встретили без восторга. Некоторые депутаты бундестага даже требовали лишить его заработной платы (дескать, министр экономики ее еще не заработал), объявляли его врагом немецкой нации и т.п.

Тем не менее правильность политики правительства очень скоро была подтверждена на практике. Буквально на глазах исчез «черный рынок», поскольку производство товаров массового спроса за два года увеличилось вдвое. Вместо поиска продуктов люди стали заниматься их производством. В стране почти не ощущалась инфляция. Окрепла новая валюта - дойчмарка. Цены выросли не в два-три раза, как все опасались, а лишь на несколько процентов. Примерно в той же пропорции увеличилась и средняя заработная плата. К концу 1949 года валовой объем промышленного производства приблизился к уровню 1936 года, а в конце 1950 года превысил его на 14,4%.

Экономическое возрождение Германии можно условно разделить на несколько этапов. Первый из них (1948-1949 гг.) проходил под знаком денежной (валютной) и ценовой реформ, повышения реальной заработной платы с учетом роста производительности труда и объемов производства. Периодом наибольшей напряженности можно назвать второй этап, который пришелся на 1950 год. В 1951 году весьма отчетливо наметился перелом в сторону успешного преодоления послевоенных трудностей, что ознаменовало окончание второго этапа. В 1952 году прекратился рост цен и начался третий этап развития социального рыночного хозяйства, в течение которого новая экономическая система проходила проверку на прочность и пригодность.

Во время четвертого этапа (1953-1954 гг.) удалось добиться наибольших результатов. Прежде всего увеличился объем промышленного производства: его ежегодный прирост составлял в среднем 10-15%. Одновременно повышались производительность труда и реальная заработная плата, стабилизировались цены, а потом они даже начали снижаться. В 1953 году наметился резкий поворот в сторону производства товаров массового спроса, в стране возросли объемы жилищного строительства, что позволило начать решение жилищной проблемы для миллионов граждан, оставшихся после войны без крова. По словам Л. Эрхарда, 1953 год стал по праву «годом потребителя», а общество успешно продолжало продвигаться к «благосостоянию для всех».

В 1954 году произошел переход к пятому этапу" развития рыночного хозяйства - этапу высокой конъюнктуры. За 1953-1956 гг. объемы промышленного производства увеличились на 39%. Но столь быстрое развитие производственных мощностей повлекло за собой опасный «перегрев» экономики, и правительство было вынуждено принять некоторые меры по его «приглушению», что привело к известному сокращению темпов прироста промышленного производства.

В середине 1950-х годов Германия вышла на второе место в мире после США по объему золотовалютных запасов, что подтверждало не только эффективность выбранной хозяйственной системы, но и высокую работоспособность всех слоев немецкого общества. В этот период ФРГ по объему промышленного производства занимала третье место после США и Англии, а по некоторым показателям она обгоняла Англию.

Значительное влияние на развитие германской экономики оказала войнав Корее{ 1950-1953 гг.). На многих предприятиях были размещены военные заказы для воюющих стран (особенно США). Немецкие машины и оборудование нашли выход на внешние рынки. Только за один 1950 год стоимость экспорта стала превышать стоимость импорта, а в 1955 году положительное сальдо торгового баланса составило 1,2 млрд марок.

Немаловажным фактором быстрого экономического роста являлось и то, что Германия до 1955 года не могла иметь собственные вооруженные силы. Это означало, что страна не несла почти никакого бремени собственных военных расходов, в то время как США, Англия и другие промышленно развитые страны направляли немалую часть своего ВВП на содержание армии и производство вооружения.

Весьма высокие показатели демонстрировала социальная сфера. Именно в 1950-х годах в Германии практически не было безработицы. Рабочая неделя была сокращена с 52 до 46 часов, а заработная плата превысила довоенный уровень. В этот период сложилась ситуация, когда внутренний рынок труда стал испытывать острую нехватку работников, особенно на тех рабочих местах, где не требовалась высокая квалификация, и где не соглашались работать немцы. В начале 1960-х годов Германия стала приглашать «гастарбайтеров», т.е. рабочих- иностранцев из Греции, Югославии, Италии, Турции. Позже, в конце 1980-х годов в Германию начали прибывать иммигранты из числа этнических немцев из СССР, Польши и других стран. К середине 1990-х годов количество иммигрантов составляло 6,5 млн человек, или более 8% общей численности населения.

Большие изменения произошли в сельском хозяйстве. В 1947- 1949 годах под давлением оккупационных властей была проведена аграрная реформа. Был принят закон о земельной собственности, по которому предполагалось провести перераспределение земель, входивших в юнкерские хозяйства. Основная часть земельных угодий перешла в руки средних и мелких собственников.

В середине 1950-х годов Германия вступила в полосу стабильного экономического подъема, продолжавшегося на протяжении целого десятилетия и получившего широко распространенное название «немецкого экономического чуда» . Эти годы отмечены бурными темпами научно-технического прогресса, который превратился в решающий фактор экономического роста Германии.

Развитию научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок правительство уделяло самое пристальное внимание.

В течение 1960-х годов совокупные расходы на эти цели увеличились в 5,2 раза. Причем значительную часть инвестиций составляли иностранные капиталы, прежде всего американские и английские. В этот период началась реструктуризация промышленного производства, в ходе которой почти в два раза сократилась доля добывающих отраслей, главным образом угледобывающей. Это происходило по следующей схеме: правительство создавало специальные фонды, и из них за каждую недопроизведенную тонну угля (по сравнению с предыдущим периодом) выплачивалась премия в размере 27,5 марки, в результате чего в середине 1960-х годов производство угля в Германии сократилось на 15 млн т. Одновременно за каждую тонну добытой нефти начислялась премия, покрывавшая разницу между рыночной ценой и стоимостью ее добычи в стране. С другой стороны, началось быстрое развитие отраслей, ориентированных на экспорт: химической, нефтеперерабатывающей, автомобильной, электротехнической, авиационной, ракетно-космической и др.

Большое влияние на экономическое развитие Германии оказала европейская интеграция, в которой страна принимала самое активное участие с середины 1950-х годов. Сначала Германия была в числе главных учредителей Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), а в 1957 году - Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

Снятие некоторых таможенных барьеров между участниками западноевропейских группировок, заметное облегчение передвижения по Европе капиталов, рабочей силы и готовой продукции, усиление кооперационных связей между предприятиями стран - членов «Общего рынка» - все это в немалой степени способствовало расширению экономических связей ФРГ с другими странами и влияло на ускорение экономического роста.

В 1950-1960-х годах возобновился приостановленный в послевоенные годы процесс концентрации производства, уровень которой постепенно превысил довоенный . В стране стали восстанавливаться старые и возникать новые группировки, во главе которых по-прежнему стояли компании Круппа, Флика, Тиссена, Маннесмана и др. К началу 1970-х годов до 76% производства алюминия и добычи каменного угля контролировались одной фирмой соответствующей отрасли. Почти 100% авиационной промышленности и 60% химической находились в руках трех крупнейших концернов, практически весь объем выпускаемых автомобилей приходился на 5 производителей. Большую активность проявляли немецкие фирмы при формировании транснациональных корпораций. Аналогичные процессы происходили и в банковской сфере: в 1957 году были восстановлены Дойче банк и Дрезднер банк, а в 1958-м - Коммерцбанк.

Наряду с этим в стране наблюдались и иные процессы. В 1952 году один из крупнейших германских концернов «И.Г. Фарбениндустри» разделился на три фирмы - БАСФ, «Байер» и «Хехст», которые были основаны еще в 1863-1865 гг. идо 1925 года были самостоятельными. Одновременно крупные корпорации стали настойчиво искать пути для кооперации с мелкими и средними фирмами, что придавало немецкой экономике гибкость и высокую эффективность.

  • Людвиг Эрхард (1897-1977 гг.) в 1945-1946 гг. был министром хозяйстваБаварии, в 1947 году - профессором Мюнхенского университета. Весной 1948 г.Л. Эрхард стал директором Управления хозяйства объединенных западных зоноккупации и в этой должности провел свои реформы. В сентябре 1949 г. он былназначен министром народного хозяйства ФРГ, а в 1957 г. - заместителем канцлера Конрада Аденауэра, после смерти которого в 1963 г. стал федеральнымканцлером Германии и оставался им до конца 1966 г.
  • Но «немецкое чудо» - это не только экономика. Как писал Л. Эрхард в предисловии к своей книге «Благосостояние для всех», главное чудо заключалосьв том, что, пройдя через послевоенные реформы, немецкий народ вышел из нихновой нацией - свободной, доброжелательной и жизнерадостной.
  • По решению Потсдамской (Берлинской) конференции сразу после войныбыли разукрупнены такие гиганты германской индустрии, как «А.Г. Маннесман»,«Стальной трест» и др., а также наиболее значительные немецкие банки.

1. Кратко опишите суть экономического чуда: «германского», «японского», «южно-корейского» и других

1.1 «Германское» экономическое чудо

Если после I мировой войны территория Германии практически не пострадала от военных действий, то после II мировой войны страна лежала практически в руинах. Промышленное производство было на уровне трети от довоенного, остро стоял жилищных вопрос, большая часть жилищного фонда была нарушены во время войны, тогда как более 9 миллионов немцев были высланы в Германию из Восточной Прусии и земель по Одер и Нейсе. Жизненный уровень упал на 1/3. Деньги обесценились, денежная масса не имела товарного покрытия, распространялся бартерный товарооборот. Союзники начали вывоз промышленного оборудования в счёт репараций. Кроме того Германия перестала существовать как независимое государство, она была оккупирована. Часть её территорий отторгнута. Это была страна где, как писал один современник, «среди голода и холода умерла надежда». Фактически было два пути преодоления кризиса. Первый из них это идти путём плановоё экономики, с возможной национализацией собственности. Другой идти путём рыночной экономики. Первый путь поддерживали социал-демократы и профсоюзы. Второго пути поддерживались христианские демократы. Так как в выборах в рейхстаг ХДС-ХСС в коалиции с СВДП оказались в большинстве и сформировали правительство, экономические планы именно этих партий и были приведены в жизнь. Христианские демократы, несмотря на недовольство трёх оккупационных держав, отказались от любых видов давления на экономику. Претворялись в жизнь такие принципы рыночной экономики как, свобода экономики, свобода конкуренции; правительство воздействовало на экономику, прежде всего предоставлением кредитов, налоговых льгот, и введением премий за экспорт. Также действовали и антимонопольные законы. Всё это а так же, незначительные военные расходы, отсутствие огромных затрат на содержание колониального аппарата, приезд миллионов беженцев потерявших всё на востоке, и проявляющих завидную энергию на новом месте Ї всё это обусловило быстрое развитие Германии. В 1950 году прекратилось распределение продуктов питания по карточкам. В 1956 году ФРГ произвела продукции три раза больше, чем вся Германия до войны. Особенно высокими темпами рост западногерманский экспорт. Около половины всей производимой в ФРГ продукции шла на экспорт. Доходы от экспорта позволили, ФРГ расплатится с долгами, осуществить выплаты жертвам нацизма и создать крупные золотовалютные резервы , сделавшие марку одной из наиболее стабильных валют в мире. Большое внимание государство, уделялось также социальной политике, при свободной конкуренции неизбежно кто-то остаётся за бортом, и государственная должна была помогать им. Законы 50-х годов должны были улучшить положение пострадавших от войны, беженцев, инвалидов, стариков. С помощью налогов и компенсаций, государство пыталось сгладить бремя трудностей, разделяя его среди всего населения. Такое стремительное развитие экономики ФРГ стали называть немецким экономическим чудом. В середине 60-х годов наметился некоторый спад (-0,1%), безработных снова увеличилась. Хотя на первых порах такое торможение казалось временным В 1966 году министром экономики стал социал-демократ. Хотя успехи, рыночной экономики, были бесспорными, и огосударствлевание экономики уже было нереальным, но социал-демократы всё равно оставались приверженцами увеличения влияния государства в политике. Проводимая ими политика называлась глобальным регулированием и состояла в налаживание более тесных связей между правительством, банками, промышленностью и профсоюзами. Такая политика оказалась довольно удачной и помогла преодолеть кризис 1967года. До середины 70-х годов экономика развивалась достаточно энергично, но связи с всемирным энергетическим кризисом экономическая ситуация ухудшилась. Стала достаточно энергично расти безработица . И в начале 80-х годов. СвДП пришла к выводу, что возвращение к прежним принципам рыночной экономики неизбежно. Хотя экономика ФРГ несколько затормозилось в 70-80-х годах и несколько замедлилось, тем не менее, темпы развития ФРГ в период с окончания I мировой войны до 90-х годов впечатляют. ФРГ в конце 80-х годов осталась одной из наиболее индустриально развитых стран мира.

1.2 «Японское» экономическое чудо

Этим термином обозначается рывок в экономическом развитии Японии, произошедший в течение 1955–1973 гг., когда среднегодовые темпы ее экономического роста составляли 9,5%. За эти годы объем промышленного производства вырос в 6,6 раза, национальный доход на душу населения увеличился более чем в 8 раз и достиг уровня Англии и Италии. Япония осваивала технологии переработки сырьевых и топливных ресурсов и массового стандартизованного выпуска готовых изделий. В 50-х гг. были реконструированы металлургические заводы, угольные шахты и электростанции и заново построен разрушенный во время войны торговый флот. В 60-х на базе конверсии военных предприятий и нового строительства практически с нуля были воссозданы производство электробытовых приборов и радиоприемников, автомобильная промышленность. Началось создание отраслей послевоенного поколения: нефтехимии, производства синтетических волокон и смол, электроники. Этот процесс стимулировался сочетанием следующих факторов: наличие дешевой и хорошо обученной рабочей силы, инженерно-технических кадров; доступность новых технологий ; достаточные внутренние источники накопления и механизмы финансирования капиталовложений . У Японии не было сколь-нибудь значительной внешней задолженности , кроме нескольких целевых займов Всемирного банка, она не пользовалась крупными внешними кредитами. Бюджет сводился с профицитом в течение 1949–1968 гг., и запас прочности денежной системы позволял Банку Японии поддерживать низкие процентные ставки кредита. Капиталовложения предприятий финансировались главным образом банками. Индустриализация вызвала массовый отток рабочей силы из сельского хозяйства . Этот процесс сопровождался беспрецедентно быстрым ростом доходов наемных работников (в среднем на 10% в год) и массовым созданием новых мелких предприятий, число которых выросло в полтора раза. Период высоких темпов создал в Японии современный средний класс. На экономический рост затрачивалось около 30% ВВП, в том числе 18–20% приходилось на инвестиции в оборудование и производственное строительство.

Для данного периода было характерно активное вмешательство государства в распределение ресурсов между отраслями и в организацию отраслей с целью формирования определенной структуры промышленности. Важнейшим инструментом промышленной политики была система валютных квот на оплату необходимого импорта, то есть практически карточное распределение валютных ресурсов и разрешение доступа для иностранных инвесторов только на индивидуальной основе.

Тем самым сводилась к минимуму иностранная конкуренция на внутреннем рынке. Протекционизм был главной составляющей тогдашней промышленной политики. Другими составляющими были налоговые льготы приоритетным отраслям.

К концу 60-х гг. в Японии был создан промышленный потенциал для конкурентоспособного экспорта.

По мере того, как продукция обновленной промышленности выходила на международные рынки, внутренний рынок открывался для иностранных товаров. В 70-х гг. два мировых нефтяных кризиса вызвали в Японии острые вспышки инфляции и резкое замедление темпов роста. «Экономическое чудо» закончилось, но благодаря нему Япония достигла западных стандартов благосостояния.


2. «Южно-Корейское» экономическое чудо

О быстром экономическом росте Республики Корея говорилось немало. Эту "историю успеха" связывают с высокими темпами роста ВНП, которые составили 8,6% в период с г и превращением страны из традиционно сельскохозяйственной во вполне индустриальную, среди достижений которой уровень ВНП на душу населения более 5000$ и 13 место в списке ведущих торговых государств мира.

На стремительный рост экономики Южной Кореи оказывали и оказывают влияние самые различные факторы - объективные и субъективные, экономические и политические, внутренние и внешние, такие как:

Ориентированная на экспорт, на взаимодействие с внешним миром стратегия развития;

Благоприятный международный экономический климат

60-х-первой половины 70-х годов, облегчивший доступ к внешним источникам ресурсов;

Сильное и эффективное руководство

правительств, отложивших демократические и политические пре-

образования в пользу экономического развития;

Относительно малые затраты на содержание военно-промышленного комплекса (2-3% против 60-70% северокорейских затрат);

После паузы, вызванной дефолтом 1998 г. и последовавшим экономическим кризисом в России, с 2000 г. позитивные явления в двусторонних торгово-экономических связях вновь стали набирать силу. Так, в октябре 2000 г. в США было принято решение о повышении кредитного рейтинга России, а с декабря 2000 г. ОПИК возобновила страхование частных американских инвестиций в России от политических рисков.

В ходе двусторонней встречи в Генуе 22 июля 2001 г. президенты России и США выступили в поддержку инициативы американских деловых кругов о запуске «Российско-американского делового диалога» - постоянного канала связи между предпринимателями с подключением государственных структур двух стран.

13 ноября 2001 г. на российско-американском саммите в Вашингтоне было принято Совместное заявление о новых отношениях в экономической сфере, в котором стороны выразили «приверженность созданию условий, которые обеспечат расширение торговых и инвестиционных связей, а также помогут России реализовать свой экономический потенциал и стать одним из полноправных и ведущих участников мировой экономической системы». Стороны подтвердили намерение «совместно работать над созданием климата доверия в торговых и инвестиционных отношениях между нашими странами», а также свою «приверженность совместной работе с целью ускорения переговоров о присоединении России к ВТО». Они призвали участников «Российско-американского делового диалога» «продолжить работу по определению тех областей, где наши законы и нормативные акты сдерживают развитие торговли и инвестиций».

Высокий темп наращивания российско-американского взаимодействия сохраняется и в последние годы. Так, в совместном заявлении президента и президента Дж. Буша, принятом на встрече в Санкт-Петербурге 1 июня 2003 г. и касавшемся вопроса о новых стратегических отношениях, говориться: «24 мая 2002 г. мы взяли на себя торжественное обязательство строить новые стратегические отношения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки. Мы провозгласили партнерство между нашими странами и нашу приверженность совместной работе ради продвижения стабильности, безопасности и благополучия наших народов, а также совместным усилиям в деле противодействия глобальным вызовам и содействия решению региональных конфликтов. Мы также заявили о намерении разрешать существующие разногласия в духе взаимного уважения.

Мы встретились вновь, чтобы подтвердить партнерский характер отношений между нашими странами и нашу приверженность тому, чтобы сообща противостоять вызовам ХХI века».

Благодаря совместным усилиям российско-американские отношения серьезно продвинулись вперед по целому ряду направлений. Это касается вопросов стратегической стабильности, совместной борьбы с международным терроризмом, противодействия распространению ОМУ. В области двусторонних отношений развивается торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество , взаимодействие в космической и других отраслях. Большинство договоренностей, принятых во время последней встречи президентов в сентябре 2003 г. в Кемп-Дэвиде, выполняется или находится в процессе выполнения. Как отмечали на совместной пресс-конференции 26 января 2004 г. министры иностранных дел двух стран, российско-американские отношения опираются на прочный фундамент, позволяющий совместно преодолевать разногласия, которые возникают или могут возникать в подходах к тем или иным проблемам.

К достижениям последнего времени, помимо вышеназванных, можно также отнести:

Ратификацию в обеих странах Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов;

("3") - активизацию развития энергетического диалога, который получает всестороннее осмысление в ходе российско-американских деловых энергетических саммитов и реализуется в рамках поставок российской нефти на рынок США сближение позиций по вопросам совершенствования транспортной инфраструктуры, содействия инвестициям, развития электроэнергетики , газовой промышленности и совместных научных разработок в этих областях.

Развернутую оценку российским интересам в сфере энергетики дал 26 сентября 2003 г. в своем выступлении в Колумбийском университете и в ходе ответов на вопросы аудитории, в частности в контексте взаимодействия России и ОПЕК: «Мы координируем свою деятельность с ОПЕК, но членом этой организации не являемся и не собираемся в нее вступать. Должен сказать, что Россия заинтересована в справедливых, но не слишком завышенных ценах на энергоносители. Потому что в отличие от других нефтедобывающих стран мы крайне озабочены необходимостью роста перерабатывающих секторов российской экономики и считаем, что излишне завышенные мировые цены на нефть и нефтепродукты бумерангом возвращаются к нам и наносят ущерб нашей перерабатывающей промышленности. Поэтому мы в этом смысле - удобный, на наш взгляд, партнер для основных потребителей нефти. Для информации могу сказать, что в прошлом месяце ежедневная добыча нефти в Российской Федерации была выше, чем в Саудовской Аравии . Мы стали «номером один» в мире по ежедневной добыче нефти. Это, по-моему, 8,5 или 8,8 млн. бар. нефти в день. И это без газа - с газом мы давно всех обогнали. Но мы будем действовать очень аккуратно с тем, чтобы не обрушить мировые цены на нефть. Этого мы тоже не хотим. Цена должна быть справедливой как для производителей, так и для потребителей».

В целях ускорения темпов экономического развития, расширения и углубления внешнеэкономических связей за последние годы в России снижена налоговая нагрузка, упрощены условия валютного регулирования . Совершенствуется инвестиционное законодательство и система бухгалтерской отчетности с учетом сложившейся мировой практики. При этом, в самом широком смысле, по словам российского президента, «дело даже не в законах, не в правилах, которые создает парламент, правительство - дело в культуре организации производства. Это требует определенного времени, но понимание того, что государство должно уходить от избыточного регулирования, есть, и мы будем по этому пути настойчиво идти вперед».

30 апреля 2003 года Госдепартамент опубликовал очередной ежегодный доклад «Тенденции глобального терроризма», который фиксирует укрепляющееся российско-американское взаимодействие в борьбе с террористической угрозой. Прежде всего - это расширение мандата, выход на новые параметры сотрудничества Рабочей группы по борьбе с терроризмом, согласованные решительные меры на путях противодействия финансированию терроризма, доверительные обмены информацией по линии спецслужб, совместные шаги на антитеррористическом направлении в деятельности ООН, в рамках ОБСЕ, Совета Россия - НАТО, других международных форумов и институтов. Следует отметить также, что в рамках российско-американской Рабочей группы по борьбе с терроризмом создана отдельная подгруппа по терроризму - ОМУ. В ее состав входят не только дипломаты, но и эксперты практически по всем аспектам проблемы «терроризма массового уничтожения».

Позитивная тенденция в сфере сотрудничества подтверждается и в докладе Госдепартамента 2004 года.

4. Охарактеризуйте основные направления социально-экономического развития современной России

Сосредоточив в конце 1991 г. в своих руках всю полноту власти, российское руководство незамедлительно взяло курс на углубление рыночной реформы. В первую очередь правительство во главе с и. о. премьер-министра объявило об освобождении (либерализации) цен от государственного регулирования с января 1992 г. Одновременно правительство стало предпринимать меры по ограничению и отмене системы материально-технического снабжения (централизованного распределения сырья и ресурсов), государственного дотирования убыточных отраслей и регионов, переводу предприятий на полное самообеспечение. В условиях существовавшего товарного дефицита либерализованные цены стали резко расти, вызывая острое социальное недовольство. Поэтому правительство одновременно взяло курс на насыщение рынка товарами народного потребления, чему способствовала политика либерализации внешней торговли (фритредерства), открывшая границы для широкого проникновения иностранных товаров, и свободной конвертации (перевода) рубля. Перенасыщение рынка импортными товарами привело к массовому закрытию предприятий легкой, электронной, машиностроительной и других отраслей промышленности в гг.

Вторым направлением реформы стало осуществление широкой программы приватизации (перевода государственной собственности в частную). Руководителем программы приватизации стал председатель Государственного комитета по управлению имуществом. Приватизация проводилась в два этапа. На первом (19гг.) всем гражданам России безвозмездно передавалась часть государственной собственности стоимостью 10 тысяч рублей в ценах 1984 г. путем выдачи на нее приватизационного чека (ваучера). Эта акция приобрела номинальный характер, т. к. реальная цена ваучера колебалась от 2 до 40 тысяч рублей в ценах 1993 г. Второй этап предусматривал приватизацию государственных предприятий через их акционирование. Преимущественные права при этом получали трудовые коллективы . Аграрный вопрос всегда являлся определяющим в экономической и социальной политике России. С его решением связаны главные надежды на возрождение российской экономики и достижение социальной стабильности. С началом приватизации активизировался процесс превращения колхозов и совхозов в фермерские хозяйства и акционерные общества . Более перспективным представляется сочетание индивидуальной ответственности и общественной защищенности сельского хозяина. Количество сельскохозяйственной продукции неуклонно сокращается, как и производство в стране в целом. Причины этого аграрии видят, прежде всего, в нерешенности вопроса о земле, несмотря на наличие ряда законодательных актов о приватизации производственных земельных участков , и в антипротекционистской политике правительства, продолжающего закупать продовольствие за рубежом, поддерживая этим иностранного производителя. Политика экономического либерализма (освобождения товарно-денежных отношений от государственного регулирования) предусматривает передачу многих социальных функций государства в руки самих граждан.

В декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов России оценил работу правительства как неудовлетворительную и добился отставки и. о. премьер-министра. Новым главой прежнего правительства стал. Он попытался ввести частичное государственное регулирование экономикой страны, но в целом продолжил либеральный реформаторский курс. Летом 1996 г. после выборов Президента РФ сохранил за собой пост Председателя правительства. В 1993 г. Верховный Совет открыто выступил против экономической политики Президента и правительства, объявив, что она ведет страну к экономическому кризису. Критиковались правительственные методы приватизации, радикальные экономические реформы (метод "шоковой терапии"). После принятия Конституции РФ 1993 г. влияние представительных органов власти на определение курса социально-экономического развития было резко ослаблено. Президент и Правительство России, опираясь на помощь развитых стран Запада и международных финансовых организаций, усилили свою роль в регулировании процесса реформ. В гг., путем установления "валютного коридора" (жесткого уровня падения покупательной способности рубля по отношению к американскому доллару) и массовой задержки выплат зарплаты бюджетным категориям населения, была приостановлена галлопируюшая инфляция и достигнута финансовая стабилизация. Это позволило к концу 1997 г. остановить спад производства, а в 1998 г. провести деноминацию рубля.

В конце 1997 г. разразился мировой финансовый кризис, вызванный политикой руководства США, выбросившего в 1990-е гг. на мировой рынок большое количество необеспеченных товарной массой долларов. В этих условиях попытка СВ. Кириенко, сменившего B. C. Черномырдина на его посту 23 марта 1998 г. ввести монетаристский экономический курс закончилась резким обвалом национальной валюты в августе-сентябре 1998 г. Кириенко был отправлен в отставку, в России началась "министерская чехарда". В сентябре 1998 г. премьер-министром был назначен, в мае 1999 г. его сменил СВ. Степашин. В августе 1999 г. Председателем Правительства стал, в мае 2000 г. - ММ. Касьянов. Умеренно-либеральный курс реформ при этом не изменялся.

За годы реформы в России была осуществлена намеченная реформаторами программа макроэкономической стабилизации: либерализованы ценообразование , внешняя торговля, проведена масштабная приватизация торгово-промышленных предприятий и сферы услуг. В 1990-е гг. российская экономика стала многоукладной, состоящей из 4-х хозяйственных укладов: государственного капитализма (бывших общенародных предприятий); частного капитализма (приватизированных предприятий), мелкотоварного производства; коллективного хозяйства. Однако экономика страны осталась в глубоком кризисе, проявлениями которого стали спад производства, рост цен и безработица. Уровень внутреннего валового продукта (ВВП) сократился по сравнению с 1990 г. почти на 40%. В наибольшей степени от кризиса пострадали машиностроение и легкая промышленность , т. е. те отрасли, которые преимущественно ориентированы на удовлетворение запросов внутреннего рынка. Промышленное производство все в большей степени характеризуется топливно-энергетической и сырьевой ориентацией.

По существу, в первой половине 1990-х гг. в России начался процесс деиндустриализации народного хозяйства, сопровождающийся оттоком российских капиталовложений за рубеж. Характерной чертой экономического развития России в 1990-е гг. стали также крупномасштабные внешние займы . По оценкам зарубежных экспертов, в западных банках хранится от 40 до 60 млрд. долл., вывезенных из России. В 1990-х гг. российскому руководству не удалось достигнуть главной цели преобразований, провозглашенной в ноябре 1991 г., - повысить материальное благосостояние населения. В 1998 г. среднедушевой доход в России составил 90,8% от прожиточного минимума. Доходы между крайними полюсами населения разнятся в десятки раз. Это ведет не только к сокращению внутреннего спроса, но и к усилению социальной напряженности в обществе.


Заключение

В последние годы возникли серьёзные сомнения насчёт желательности экономического роста для стран, уже достигших благосостояния. В основе этих сомнений лежит ряд взаимосвязанных аргументов.

Загрязнение окружающей среды. Противники экономического роста прежде всего озабочены ухудшением состояния окружающей среды. Они утверждают, что индустриализация и экономический рост порождают такие отрицательные явления современной жизни, как загрязнение, промышленный шум и выбросы, ухудшение облика городов, транспортные заторы и т. д. Все эти издержки экономического роста возникают, поскольку производственный процесс лишь преобразует природные ресурсы, но не утилизирует их полностью. Практически всё, что вовлекается в производство, со временем возвращается в окружающую среду в виде отходов. Чем значительнее экономический рост и выше уровень жизни, тем больше отходов должна будет поглотить или попытаться поглотить окружающая среда.

Решает ли экономический рост проблемы? Сторонники экономического роста полагают, что он сам по себе решает социально-экономические проблемы. Однако это утверждение нельзя считать полностью доказанным. Противники экономического роста, в частности, утверждают, что проблема бедности в стране, по существу является проблемой распределения, а не производства. Для её решения необходима политическая смелость и воля, а вовсе не увеличение общественного продукта. Вообще говоря, отнюдь не очевидно, что экономический рост является или будет являться средством решения проблем, стоящих перед страной.

Противники экономического роста полагают, что быстрый рост порождает беспокойство и неуверенность среди людей. Работники любого уровня опасаются, что накопленные ими профессиональные навыки и опыт могут оказаться устаревшими по мере технического прогресса.

Но многие экономисты выступают в защиту экономического роста как важной общественной цели, приводя следующие доводы.

Как отмечалось ранее, экономический рост является основным условием материального изобилия и повышения уровня жизни. В условиях экономического роста выбор социальных целей становится менее мучительным и ведет к меньшим противоречиям между различными группами населения. Имеется возможность одновременно модернизировать вооружённые силы, поддерживать инфраструктуру на данном уровне, осуществлять программы помощи престарелым, больным и бедным, совершенствовать систему образования и другие отрасли социальной сферы и при этом повышать личные доходы за вычетом налогов.

Сторонники экономического роста считают, что его связь с состоянием окружающей среды слишком преувеличена.

("4") На деле эти проблемы можно отделить друг от друга. Если общество совсем откажется от экономического роста, сохраняя ВНП на постоянном уровне, ему всё же придётся выбирать между различными структурами производства, и этот выбор будет влиять на состояние окружающей среды и качество жизни.

Наконец, нельзя согласиться с тем, что замедление или прекращение экономического роста ослабляет стремление людей к материальным ценностям и уменьшает их отчуждение от производства.

Скорее результаты будут обратными. Самые громкие протесты против погони за неживой раздаются как раз в тех странах и среди тех групп населения, где в настоящее время уровень благосостояния наиболее высок!

Иначе говоря, именно высокий уровень жизни, обеспечиваемый экономическим ростом, и даёт возможность всё большему числу людей “тратить время на образование, размышления и самореализацию”.


Список использованных источников

1. Информационно-аналитическое агентство – Режим доступа: http://*****/indeks. php

2. Эксклюзивная публикация доклада, презентованного на съезде Демократической партии США в Бостоне 26 июля 2004 года: законодательство США и Российские интересы – Режим доступа: http://*****/news/anons/

3. Эрудиция. Российская электронная библиотека – Режим доступа: http://www. *****//referat/printeref/id27445-1htm/

4. Реферат. Россия после 1993 года – Режим доступа: http://www. *****/ekonomika/detail. php? iD=14424

5.География. Экономическая география. Японское экономическое чудо – Режим доступа: http://www. *****/referat_656692.ntm/

6. Реферат – Немецкое экономическое чудо – Режим доступа: http://www. *****/referats/660

Этнические стереотипы поведения корейцев
или автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук специальности 07.00.07 - Этнография, этнология, антропология Санкт-Петербургского государственного университета
  • Этнические стереотипы поведения корейцев – часть 1 - общая характеристика работы
  • Этнические стереотипы поведения корейцев – часть 2 - продолжение общей характеристики работы, основное содержание
  • Этнические стереотипы поведения корейцев – часть 3 - продолжение основного содержания работы
  • Этнические стереотипы поведения корейцев – часть 4 - продолжение основного содержания работы, заключение
  • Этнические стереотипы поведения корейцев – часть 5 - список публикаций с основными положениями диссертационного исследования

В конце Второй мировой войны большая часть Германии находилась в руинах. Большие части его инфраструктуры подверглись нападению или бомбардировке союзных войск. Город Дрезден был полностью разрушен. Население Кельна сократилось с 750 000 до 32 000 человек. Жилищный фонд был сокращен на 20%. Производство продуктов питания было вдвое меньше, чем до начала войны; объем промышленного производства сократился на треть. Многие из его людей в возрасте от 18 до 35 лет, демографические, которые могли бы сделать тяжелый подъем, чтобы буквально перестроить страну, были либо убиты, либо повреждены.

Во время войны Гитлер установил продовольственные пайки, ограничив свое гражданское население потреблением не более 2 000 калорий в день. После войны союзники продолжили эту политику нормирования продовольствия и ограничили население потреблением от 1 000 до 500 калорий. Контроль цен на другие товары и услуги привел к нехватке и массивному черному рынку. Валюта Германии, рейхсмарк, стала совершенно бесполезной, требуя, чтобы ее население прибегло к обмену товарами и услугами.

Короче говоря, Германия была разрушенным государством, стоящим перед невероятно мрачным будущим. Страна была оккупирована четырьмя народами, и вскоре ее разделили бы на две части. Восточная половина стала социалистическим государством, частью железного занавеса, на который в значительной степени повлияла советская политика. Западная половина стала демократией. И посередине была бывшая столица Берлина, которая была разделена на две части, в конечном счете разделенная тем, что стало известно как Берлинская стена.

Но к 1989 году, когда Берлинская стена упала, и Германия снова воссоединилась, это завидовало большей части мира. Германия была третьей по величине экономикой в ​​мире, отставая только от Японии и Соединенных Штатов в ВВП.

Восхождение Германии стало известно во всем мире как «Немецкое экономическое чудо». В Германии он был назван Wirtscaftswunder. Но как это получилось?

Уолтер Эукен
Возможно, самым важным человеком в потрясающем перерождении Германии был Уолтер Окен. Сын лауреата Нобелевской премии по литературе, Эукен изучал экономику в Боннском университете. После пребывания в Первой мировой войне, Эукен начал преподавать в своей альма-матер. В конце концов он перешел в Университет Фрайбурга, который он сделал бы на международном уровне.

Эукен получил последователей в школе, которая стала одним из немногих мест в Германии, где те, кто выступал против Гитлера, могли выразить свои взгляды. Но, что еще более важно, он также начал развивать свои экономические теории, которые стали известны как школа Фрейбурга, ордолиберализм или «социальный свободный рынок».

Идеи Эукена были прочно укоренены в лагере свободного рынка а также позволяет играть роль правительства в обеспечении того, чтобы эта система работала как можно большему числу людей.Например, будут созданы сильные правила для предотвращения формирования картелей или монополий. Кроме того, большая система социального обеспечения будет служить защитой для тех, кто оказался в затруднительном положении.

Он также поддержал наличие сильного центрального банка, независимого от правительства, который сосредоточился на использовании денежно-кредитной политики, чтобы поддерживать стабильные цены, во многом отражающие те же мысли, которые были известны славе Милтоном Фридманом. (Чтобы узнать больше, см. Free Market Maven: Milton Friedman .)

Этот тип системы может звучать совершенно нормально сегодня, но в то время он воспринимался как довольно радикальный. Нужно учитывать философию Эукена в эпоху, в которой он породил ее. Великая депрессия, которая поглотила весь земной шар, особенно сильно ударила по Германии; гиперинфляция по существу разрушила экономику и привела к росту Гитлера. Многие люди считали, что социализм - это экономическая теория, которая охватила бы мир.

И вскоре западная половина Германии, контролируемая американскими и союзными войсками, должна будет принять решение, каким образом идти.

Переход По мере того, как Западная Германия находилась в зачаточном состоянии, началась напряженная дискуссия о направлении фискальной политики нового государства. Многие, в том числе руководители труда и члены Социал-демократической партии, хотели иметь систему, которая по-прежнему контролирует правительство. Но протеже Эукена, человека по имени Людвиг Эрхард, начал получать известность от американских сил, которые до сих пор находятся под фактическим контролем Германии.

Эрхард, ветеран Первой мировой войны, посещавший бизнес-школу, был в значительной степени частью радара, который работал исследователем для организации, ориентированной на экономику ресторанной индустрии. Но в 1944 году, когда нацистская партия все еще находилась под твердым контролем над Германией, Эрхард смело написал эссе, в котором обсуждалось финансовое положение Германии, предполагавшее, что нацисты проиграли войну. Его работа в конечном итоге дошла до спецслужб США, которые вскоре искали его. И как только Германия сдалась, он был назначен на должность министра финансов Баварии, а затем пробрался по лестнице, чтобы стать директором экономического совета все еще оккупированной западной половины Германии.

После того, как он получил политическое влияние, Эрхард начал формулировать многогранные усилия, направленные на оживление экономики Западной Германии. Во-первых, он сыграл большую роль в формулировании новой валюты, выпущенной союзниками, чтобы заменить никчемный остаток прошлого. Этот план уменьшил бы объем валюты, доступный для общественности, с ошеломляющим 93%, что позволило бы уменьшить небольшое богатство, которое занимали немецкие лица и компании. Кроме того, были предприняты большие налоговые льготы в попытке стимулировать расходы и инвестиции.

Валютная должен был быть введен 21 июня 1948 г. В весьма спорный шаг, Erhard также решил снять контроль над ценами на тот же день. Эрхард был почти повсеместно подвергнут критике за его решение. Эрхард был доставлен в офис У.С. Генерал Люциус Клей, который был командиром, наблюдавшим за оккупированной западной половиной Германии. Клей сказал Эрхарду, что его советники сообщили ему, что решительная новая политика Германии будет ужасной ошибкой. Известно, что Эрхард ответил:

«Не слушайте их, генерал. Мои советники говорят мне то же самое».

Но, что удивительно, Эрхард доказал, что все ошибаются.

Результаты Почти всю ночь ожила Западная Германия. Магазины сразу же стали снабжаться товарами, поскольку люди поняли, что новая валюта имеет ценность. Бартеринг быстро прекратился; черный рынок закончился. По мере того, как коммерческий рынок увенчался успехом, и когда у людей снова появился стимул к работе, вернулась и известная чувство трудолюбия в Западной Германии. (Более подробно читайте Бартер по денежному кризису .)

В мае 1948 года немцы пропустили около 9. 5 часов работы в неделю, тратя свое время, отчаянно ищут продукты и другие предметы первой необходимости. Но в октябре, всего через несколько недель после введения новой валюты и снятия контроля над ценами, это число снизилось до 4 часов в неделю. В июне промышленное производство страны составляло примерно половину своего уровня в 1936 году. К концу года он был близок к 80%.

Также добавлением к возрождению Германии была Европейская программа восстановления, более известная как План Маршалла. Этот акт, подготовленный Государственным секретарем США Джорджем Маршаллом, показал, что Соединенные Штаты предоставили европейским странам, затронутым Второй мировой войной, 13 миллиардов долларов (около 115 миллиардов долларов в 2008 году), причем большая часть этих денег поступает в Германию. Однако успех плана Маршалла обсуждался экономическими историками. Некоторые подсчитали, что помощь из плана Маршалла способствовала менее 5% национального дохода Германии за этот период времени.

Рост Западной Германии продолжался с годами. К 1958 году его промышленное производство было в четыре раза выше, чем было всего десять лет назад.

Итог В этот период Германия оказалась в середине холодной войны. Западная Германия была сильным союзником Америки и была в значительной степени капиталистической, хотя и с большой ролью правительства держать контроль на свободном рынке; Восточная Германия была тесно связана с Советским Союзом и была коммунистической. Бок о бок, эти две страны предложили идеальный способ сравнить две основные экономические системы в мире. (Подробнее см. Свободные рынки: что такое стоимость ?)

Удивительно, что сравнивать нечего. В то время как Западная Германия расцвела, Восточная Германия отставала. Из-за борющейся экономики и отсутствия политических свобод жители Восточной Германии вскоре протестовали и, несмотря на законы, ограничивающие поездки, пытались покинуть страну в толпе. 11 ноября 1989 года восточногерманский режим впервые позволил членам своей страны совершить поездку прямо на запад в течение десятилетий. Это привело к почти немедленному краху Восточной Германии. И вскоре эти две страны снова будут объединены.

Но было бы долго, пока обе стороны не были бы равны.Когда началось воссоединение, восточные части страны имели только 30% валового внутреннего продукта западной половины. И сегодня, двадцать лет спустя, на востоке все еще есть только около 70% ВВП своих коллег. Но в 1948 году ничто из этого не представлялось возможным. И, если бы не Вальтер Оклен и Людвиг Эрхард, ничто из этого не могло произойти. (Подробнее см. Влияние войны на Уолл-стрит .)

После второй мировой войны часто говорили о "немецком экономическом чуде". Людвиг Эрхард, первый министр экономики ФРГ, не придавал большого значения этому образу. По его словам, ни о каком чуде не может быть и речи, "ведь это был лишь результат честных усилий всего народа, который на основе принципов свободы получил возможность вновь использовать инициативу, свободу и энергию людей". Людвиг Эрхард


Промышленное производство составляло всего 40% от уровня 1936 года. Не хватало элементарных товаров. Обесценившиеся рейхсмарки население отказывалось принимать, стремясь воспользоваться иностранной валютой, а также такими средствами платежа, как сигареты, кофе или шелковые носки. «Было рассчитано, что на одного немца только каждые пять лет производилась одна тарелка, каждые двенадцать - пара обуви, раз в пятьдесят лет - по костюму, только каждый пятый младенец мог быть завернут в собственные пеленки и лишь каждый третий немец мог надеяться быть похороненным в собственном гробу". Так говорил Эрхард о Германии 1948 г.


Политика оккупационных властей тогда строилась на идеях возмездия, наказания и опекунства. При этом они переняли от нацизма командную экономику с ее тотальным рационированием (талоны, карточки и т.п.), дефицитом, контролем над ценами, финансами, экспортом и импортом. Одновременно союзники осознавали, что послевоенное возрождение Европы невозможно без Германии (в Америке был принят план Маршалла, где была предусмотрена значительная помощь также и Западной Германии, кроме того, западные союзники отказались от получения репараций), а что последнее невозможно без предоставления немцам определенной самостоятельности. Так в западных оккупационных зонах был избран Экономический совет, который играл роль ограниченного парламента. В марте 1948 г. Л. Эрхард был избран экономическим директором этого совета.


По своим экономическим взглядам Эрхард был убежденный«рыночник». Высококвалифицированный ученый-экономист, он еще в годы войны убедился в пагубности методов финансовой и хозяйственной политики национал-социализма, включавшей в себя все основные атрибуты командной системы: планирование «сверху», административное распределение ресурсов, жесткий контроль над ценами, диктат крупнейших производителей- монополистов.Эрхард называл такую экономику "принудительной".


Эрхард считал, что: «Принудительная» экономика не может быть эффективной никогда, нигде и ни в какой форме. Альтернатива командной это рыночная экономика, основанная на свободе, конкуренции и взаимной ответственности граждан и государства. Замена командной системы рыночной не может быть растянута во времени. Рыночные преобразования надо проводить быстро, решительно и последовательно. Восстановление жизнеспособной денежной единицы - отправная точка и необходимая предпосылка успешного продвижения к цели. Государство обязано активно вмешиваться в экономический процесс. Но направление, характер и способы вмешательства должны ориентироваться на поддержку свободного рынка. Социальная функция государства заключается в том, чтобы обеспечить условия для эффективного производства. Что же касается распределения, то здесь задача государства - забота о слабых. Для тех же, кто в силах позаботиться о себе сам, оно обязано создать необходимые условия.


Эрхард считал, что существует связь финансовой реформы с социальной: «Мы имеем самое антисоциальное хозяйство, которое только может быть, ибо кто работает получает ничто, «деньги», с которыми не может ничего предпринять. Когда существует функционирующая валюта, центральное хозяйствование практически невозможно». Денежная реформа обязана вернуть доверие к денежной единице, а для этого она должна была что-то дать каждому. Эрхард постоянно подчеркивал, что единственный способ материального обеспечения денежной реформы одновременное с ней освобождение цен, подкрепленное последовательностью экономической политики, направленной на переход к рыночной экономике. Эрхард понимал насколько важно сохранить у народа впечатление о том, что реформу в своей стране осуществляют сами немцы. Вечером 18 июня 1948 г. он отправился на радио и, не дожидаясь, пока народу будет зачитано официальное решение оккупационных властей, выступил с заявлением о начале реформы.


Социальная реформа, проводившаяся в Германии, была связана как с экономическими, так и с финансовыми преобразованиями внутри страны. В неё входило следующее: 1.)восстановление свободного рынка рабочей силы и социальной структуры путем введения свободы ассоциаций и тарифной автономии, самоуправление в системе социального страхования; 2) введение зашиты работников, в особенности от увольнений,защиты материнства и инвалидов; 3)определение законных прав участия рабочих в управлении сначала на горных предприятиях, а затем на других в Законе о предприятиях 4) возмещение военных потерь на основе Федерального закона с попечении 1950 г. и Закона о возмещении ущерба, нанесенного войной 5) программа строительства жилья, которая с самого начала имела целью поддержку частной собственности в жилищной сфере; 6) введение пособий на детей (начиная с троих детей) в 1954 г.


К гг. первый этап осуществления реформ по переходу к экономическим методам регулирования был завершен. Но только в начале 1959 была достигнута полная конвертируемость немецкой марки, понадобилось десятилетие «экономического чуда» для закладки основ социального рыночного хозяйства. Это показывает всю сложность перехода от командной экономики к рыночной даже в благоприятных условиях. С конца 50-х годов в ФРГ наступило десятилетие интенсивного развития социального рыночного хозяйства. Безработица почти сошла на нет, темпы роста общественного продукта были 5% в год, инфляция оставалась в незначительных размерах. К 1958 году, спустя 10 лет после начала реформ, Германия утроила свой ВНП, став вторым после США мировым экспортером. Стабильность немецкой марки вызывала зависть соседей, каждый седьмой немец обзавелся машиной, система социальной защиты позволяла каждому достойно встретить и старость, и дни болезней.

С середины 1950-х гг. в стране начался непрерывный экономический рост, продолжавшийся почти до конца 60-х гг. К 1956 г. уровень 1950 г. был удвоен, а к 1962 г.-утроен. В середине 50-х гг. ФРГ занимала второе место по величине золотовалютных резервов, третье место после США и Англии по объему промышленного производства.

Среднегодовые темпы экономического роста в 1950 - 1966 гг. составили около 9,2%. Динамика роста производства по некоторым отраслям промышленности по сравнению с довоенным уровнем представлена в табл. 7. Уровень инфляции в стране был одним из самых низких в Европе. Индекс цен промышленных товаров в 1951 г. составлял 111% от уровня цен 1950 г., в 1952 - 121%, в 1953 - 118%, в 1957 - 124%.

Таблица 7.

Динамичному развитию экономики ФРГ способствовал ряд факторов, прежде всего обновление основного капитала на новой технической основе. В этом процессе активное участие принимало государство, направляя на реконструкцию и техническое перевооружение значительные средства из государственного бюджета. Возможность такой ориентации расходов государственного бюджета была связана с низким уровнем расходов бюджета на военные цели. В соответствии с Потсдамским соглашением (1945) Германии было запрещено вооружаться и на военные расходы шло только 5-6% государственного бюджета. Деньги государства вкладывались в научные исследования, техническое и технологическое переоснащение отраслей промышленности. Бюджетная политика предполагала также ограничение численности государственного аппарата.

В послевоенные годы активно развивались те отрасли промышленности (легкая, пищевая, текстильная и т. п.), которым уделялось мало внимания в фашистской Германии. Капиталовложения в промышленность ФРГ в 50-е гг. достигали 25% национального продукта. Наряду с легкой промышленностью динамично развивались металлургия, химическая промышленность, машиностроение, перерабатывающая промышленность. Эффективно проводилась конверсия военных заводов и внедрение программ переобучения рабочих кадров.

Для стимулирования инвестиционной активности использовались фискальные инструменты. Уменьшение величины налогооблагаемой базы на инвестиции позволило снизить уровень налоговых платежей корпораций до 50%, а одновременное введение ускоренной амортизации, когда в первые два года можно было списать 50% стоимости производственных помещений, увеличило возможности частного инвестирования для обновления и развития производства.

Большую роль в послевоенном развитии экономики Германии сыграли автомобильная промышленность и производство бытовой техники. Уже в 1950 г. стали выпускаться всемирно известные "жуки", которые не только стали народными, но и выдерживали конкуренцию на мировом рынке.

Повышался уровень доходов населения, шло активное и массовое формирование среднего класса. В течение 1954-1957 гг. произошло прямое снижение налогов на заработную плату и подоходного налога. В 1951 г. был принят закон, закреплявший участие рабочих в управлении производством, вводивший в совет директоров предприятия их представителя. Была создана разветвленная система социального страхования.

Одним из важных направлений экономического роста стало развитие жилищного строительства. Общий объем инвестиций в жилищную программу за период 1950-1962 гг. составил более 65 млрд марок, а по объему строительства жилья на душу населения ФРГ вышла на 1 место. Финансирование программы осуществлялось частично за счет государства, частично - за счет привлечения частных инвестиций, частично - за счет фонда от реализации товаров, полученных по плану Маршалла.

Основными факторами, определяющими развитие ФРГ в 60-е гг., были быстрое развитие научно-технического потенциала, усиление ориентации на внешний рынок, увеличение государственно-монополистического капитала. Особенностью развития научно-технического потенциала страны была ориентация в первоначальный период на внедрение иностранных патентов и лицензий. Однако опасность технологического отставания в области НИОКР потребовала усиления внимания к развитию собственных исследований. За период с 1960 по 1970 г. расходы на это направление увеличились в 2,5 раза, а доля иностранных лицензий, используемых в промышленности, снизилась до 14%.

В результате структурной перестройки промышленности более чем в два раза сократилась доля добывающих отраслей. Быстрыми темпами развивались отрасли экспортной ориентации, автомобильная, химическая, электротехническая, авиационная и др. Основная часть капиталовложений направлялась преимущественно в отрасли, производящие новые виды сырья и материалов. Велика была роль иностранных инвестиций, преимущественно американских, направляемых главным образом в передовые отрасли, обеспечивающие НТП: машиностроение, нефтепереработку, химическую и электротехническую промышленности.

В 70_80-х гг. колебания и неустойчивость в мировой капиталистической экономике, рост инфляции, безработица, валютные проблемы и проблемы международной торговли привели к необходимости проведения реиндустриализации и перехода к наукоемким технологиям: информационным, ресурсосберегающим, к биотехнологии, генной инженерии, композиционным материалам и др.

Были пересмотрены государственные приоритеты в научно-технической политике. Особое внимание стало уделяться разработке микропроцессорной техники, созданию современных систем связи и информации, энергосберегающим технологиям; проводится государственная поддержка подготовки научно-исследовательского персонала мелких и средних фирм. В результате к 1990 г. по затратам на НИОКР ФРГ занимала ведущую позицию в мире вместе с Японией и добилась крупных успехов в создании наукоемких производств.

Значительно повышается роль малого и среднего бизнеса. Начиная с 1975 г. государство стало активнее оказывать финансовую поддержку мелким и средним предприятиям, предоставлять им кредитные и налоговые льготы.

Большое влияние на экономическое развитие ФРГ оказало создание единого немецкого государства и перевод командно-административной экономики ГДР на принципы рыночного хозяйства. Была введена частная собственность, проведена денационализация государственных предприятий. При этом ГДР получила рыночные социально-экономические и политические формы организации общества сразу и в "готовом виде". Сжатые сроки переходной экономики были обусловлены интеграцией в высокоразвитую рыночную экономику, наличием правовой базы, государственных институтов, валютно-финансовой системы и т.д.