Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Новая безопасная налоговая нагрузка и рентабельность вашей компании. Низкая налоговая нагрузка по налогу на прибыль

Поговорим о новых данных, предоставленных Это данные по налоговой нагрузке и по рентабельности за 2016 год.

Напомню, что Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» определены критерии самостоятельной оценки рисков В чем суть этих критериев? В этом важном документе раскрыла механизм, алгоритм того, как она выбирает – к кому прийти с выездной налоговой проверкой. В документе указаны 12 критериев, по которым налоговая делает этот выбор. Если вы в своей налоговой значимый – вас, скорее всего, будут проверять, вне зависимости от этих критериев. Но, если вы находитесь в «золотой серединке», и у вас по всем критериям нет ничего подозрительного, вас могут и не проверять. Если же появилось что-то подозрительное, то вас, скорее всего, будут проверять по тем болевым точкам, которая нащупает налоговая, руководствуясь этими 12 критериями.

Среди этих 12 критериев один посвящен налоговой нагрузке, другой – рентабельности.

Налоговая нагрузка – это критерий под номером один. Он указан в п. 4 Приложения 1 , а в Приложении 2 указываются данные по налоговой нагрузке по отраслям. То есть для каждой отрасли указаны сложившиеся данные по налоговой нагрузке.

Как налоговая инспекция использует данный критерий? Если у налогоплательщика налоговая нагрузка ниже средней по отрасли, то тогда ФНС рассматривает это как подозрительный признак. Планка отклонения принимается как 10%. То есть если налоговая нагрузка в вашей отрасли – 10%, а у вас, например, 10,5% –9,5%, то это в пределах нормы. А если налоговая нагрузка 9% и ниже, то это уже факт, который может налоговую инспекцию заинтересовать. Поэтому важно следить за налоговой нагрузкой предприятия и вовремя сравнивать ее с налоговой нагрузкой, сложившейся в отрасли.

Эти данные указаны в Приложении 2 к этому Приказу, и недавно, в мае, Налоговая служба впервые разместила данные за 2016 год. Рекомендую вам изучить эти данные, посчитать налоговую нагрузку по своей компании, найти данные по сложившейся налоговой нагрузке в вашей отрасли в приказе ФНС России, который я вам только что назвал, и посмотреть, отличается ли ваша налоговая нагрузка от отраслевой. Если она существенно ниже отраслевой, вы должны быть готовы к тому, что вас спросят о причинах этого отклонения. И вы должны будете это отклонение пояснить. Ситуации, когда налоговая нагрузка предприятия ниже средней по отрасли, а со стороны предприятия никаких нарушений нет, очень часты. У вас может быть по каким-то причинам убыточная деятельность, нерациональная организация бизнеса, инвестиционный расход. Таких ситуаций, повторюсь, множество, когда ваша нагрузка ниже отраслевой, но вы должны сами для себя идентифицировать причины и быть готовы их объяснить.

Если вы зайдете в официальный текст Приказа, то вы там этих данных за 2016 год не увидите. Потому что механизм обнародования, как правило, следующий. ФНС до 5 мая выкладывает данные на сайт ФНС России, в виде таблицы в Экселе. На сайте nalog.ru надо найти этот приказ. Можно в поисковике задать запрос «самостоятельная оценка налоговых рисков, nalog.ru». Внизу страницы в виде квадратиков обозначены приложения. Соответственно, в Приложении 2 будет указана налоговая нагрузка для каждый отрасли (для данных по ОКВЭД). Файл можно сохранить к себе на компьютер.

За 2016 год налоговая нагрузка снизилась, но очень несущественно.На сайте Налоговая служба приводит данные этой нагрузки в целом по стране и отдельно по каждой отрасли. Так вот, по стране она снизилась до 9,6% с 9,7%. То есть за год, с 2015 по 2016, налоговая нагрузка по стране снизилась на 0,1%. Разница несущественная, почти незаметная.

Хочу обратить внимание на отрасли, где налоговая нагрузка за год выросла больше всего:

    производство кожи, изделий из кожи и производство обуви – 7,3% в 2016 году (6,2% в 2015 году),

    производство целлюлозы, древесной массы, картона, бумаги и изделий из них – 4,3% в 2016 году (3,5% в 2015 году),

    производство кокса и нефтепродуктов – 4,7% в 2016 году (2,6% в 2015 году).

Снизилась налоговая нагрузка больше всего в следующих отраслях:

    добыча топливно-энергетических полезных ископаемых – 35,6% (41,5% в 2015 году),

    издательско-полиграфическая деятельность – 11,6% (13,4 в 2015 году),

    химическое производство – 3,5% (4,2% в 2015 году),

    строительство – 10,9% (12,7% в 2015 году).

    операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг – 15,4% (17,2% в 2015 году).

То есть в одних отраслях налоговая нагрузка выросла, в других – снизилась. Поэтому еще раз рекомендую выяснить свою налоговую нагрузку, сравнить ее со среднеотраслевой и быть готовыми объяснить эту разницу (если она существенна) налоговым органам.

Также в этом документе Налоговая служба рассчитывает рентабельность и тоже по отраслям. Напомню, что всего существует 12 критериев, по которым вы можете подвергнуться налоговой проверке, и как раз 11-й критерий – это существенные расхождения между уровнем рентабельности компании и уровнем рентабельности в отрасли. Под «существенным расхождением» имеется в виду «существенно ниже». Если рентабельность вашего предприятия существенно выше среднеотраслевой, вряд ли вас кто-то будет проверять и наказывать. Для примера: допустим, в вашей области средняя рентабельность – 10%, и налоги идут с этой прибыли, а рентабельность вашего предприятия – 3%. Вот такая разница налоговую может заинтересовать.

За год (с 2015 по 2016) рентабельность изменилась, но изменилась как-то разнонаправленно. Дело в том, что Налоговая служба считает рентабельность двух видов: рентабельность продаж и рентабельность активов. Для каждой отрасли рассчитаны два вида рентабельности: а) – продаж и б) – активов.

Интересно, что в 2016 году в среднем рентабельность продаж снизилась, а рентабельность активов выросла. То есть в целом рентабельность продаж в среднем снизилась до 8,1% (против 9,3% в 2015 году), а рентабельность активов повысилась до 6,4% (против 5,0% в 2015 году).

Такая вот странность. Я не стал выбирать по отраслям, где рентабельность упала, где выросла. Но из-за разнонаправленного характера рентабельности призываю вас из Приказа ФНС России взять данные за 2016 год, просчитать рентабельность по вашей отрасли, просчитать рентабельность продаж и активов для вашего предприятия, сравнить данные, и при значительной разнице задать себе – почему это произошло? И быть готовым на этот вопрос, если его будет задавать вашей компании Налоговая служба.

Станислав Джаарбеков , заместитель директора, председатель экспертного совета
Института развития современных образовательных технологий (ИРСОТ),
юрист, аттестованный аудитор, член Московской аудиторской палаты

Поговорим о новых данных, предоставленных ФНС России. Это данные по налоговой нагрузке и по рентабельности за 2016 год.

Напомню, что Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» определены критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. В чем суть этих критериев? В этом важном документе налоговая служба раскрыла механизм, алгоритм того, как она выбирает – к кому прийти с выездной налоговой проверкой. В документе указаны 12 критериев, по которым налоговая делает этот выбор. Если вы в своей налоговой значимый – вас, скорее всего, будут проверять, вне зависимости от этих критериев. Но, если вы находитесь в «золотой серединке», и у вас по всем критериям нет ничего подозрительного, вас могут и не проверять. Если же появилось что-то подозрительное, то вас, скорее всего, будут проверять по тем болевым точкам, которая нащупает налоговая, руководствуясь этими 12 критериями.

Среди этих 12 критериев один посвящен налоговой нагрузке, другой – рентабельности.

Налоговая нагрузка – это критерий под номером один. Он указан в п. 4 Приложения 1 , а в Приложении 2 указываются данные по налоговой нагрузке по отраслям. То есть для каждой отрасли указаны сложившиеся данные по налоговой нагрузке.

Как использует данный критерий? Если у налогоплательщика налоговая нагрузка ниже средней по отрасли, то тогда ФНС рассматривает это как подозрительный признак. Планка отклонения принимается как 10%. То есть если налоговая нагрузка в вашей отрасли – 10%, а у вас, например, 10,5% –9,5%, то это в пределах нормы. А если налоговая нагрузка 9% и ниже, то это уже факт, который может налоговую инспекцию заинтересовать. Поэтому важно следить за налоговой нагрузкой предприятия и вовремя сравнивать ее с налоговой нагрузкой, сложившейся в отрасли.

Эти данные указаны в Приложении 2 к этому Приказу, и недавно, в мае, Налоговая служба впервые разместила данные за 2016 год. Рекомендую вам изучить эти данные, посчитать налоговую нагрузку по своей компании, найти данные по сложившейся налоговой нагрузке в вашей отрасли в приказе ФНС России, который я вам только что назвал, и посмотреть, отличается ли ваша налоговая нагрузка от отраслевой. Если она существенно ниже отраслевой, вы должны быть готовы к тому, что вас спросят о причинах этого отклонения. И вы должны будете это отклонение пояснить. Ситуации, когда налоговая нагрузка предприятия ниже средней по отрасли, а со стороны предприятия никаких нарушений нет, очень часты. У вас может быть по каким-то причинам убыточная деятельность, нерациональная организация бизнеса, инвестиционный расход. Таких ситуаций, повторюсь, множество, когда ваша нагрузка ниже отраслевой, но вы должны сами для себя идентифицировать причины и быть готовы их объяснить.

Если вы зайдете в официальный текст Приказа, то вы там этих данных за 2016 год не увидите. Потому что механизм обнародования, как правило, следующий. ФНС до 5 мая выкладывает данные на сайт ФНС России, в виде таблицы в Экселе. На сайте nalog.ru надо найти этот приказ. Можно в поисковике задать запрос «самостоятельная оценка налоговых рисков, nalog.ru». Внизу страницы в виде квадратиков обозначены приложения. Соответственно, в Приложении 2 будет указана налоговая нагрузка для каждый отрасли (для данных по ОКВЭД). Файл можно сохранить к себе на компьютер.

За 2016 год налоговая нагрузка снизилась, но очень несущественно.На сайте Налоговая служба приводит данные этой нагрузки в целом по стране и отдельно по каждой отрасли. Так вот, по стране она снизилась до 9,6% с 9,7%. То есть за год, с 2015 по 2016, налоговая нагрузка по стране снизилась на 0,1%. Разница несущественная, почти незаметная.

Хочу обратить внимание на отрасли, где налоговая нагрузка за год выросла больше всего:

    производство кожи, изделий из кожи и производство обуви – 7,3% в 2016 году (6,2% в 2015 году),

    производство целлюлозы, древесной массы, картона, бумаги и изделий из них – 4,3% в 2016 году (3,5% в 2015 году),

    производство кокса и нефтепродуктов – 4,7% в 2016 году (2,6% в 2015 году).

Снизилась налоговая нагрузка больше всего в следующих отраслях:

    добыча топливно-энергетических полезных ископаемых – 35,6% (41,5% в 2015 году),

    издательско-полиграфическая деятельность – 11,6% (13,4 в 2015 году),

    химическое производство – 3,5% (4,2% в 2015 году),

    строительство – 10,9% (12,7% в 2015 году).

    операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг – 15,4% (17,2% в 2015 году).

То есть в одних отраслях налоговая нагрузка выросла, в других – снизилась. Поэтому еще раз рекомендую выяснить свою налоговую нагрузку, сравнить ее со среднеотраслевой и быть готовыми объяснить эту разницу (если она существенна) налоговым органам.

Также в этом документе Налоговая служба рассчитывает рентабельность и тоже по отраслям. Напомню, что всего существует 12 критериев, по которым вы можете подвергнуться налоговой проверке, и как раз 11-й критерий – это существенные расхождения между уровнем рентабельности компании и уровнем рентабельности в отрасли. Под «существенным расхождением» имеется в виду «существенно ниже». Если рентабельность вашего предприятия существенно выше среднеотраслевой, вряд ли вас кто-то будет проверять и наказывать. Для примера: допустим, в вашей области средняя рентабельность – 10%, и налоги идут с этой прибыли, а рентабельность вашего предприятия – 3%. Вот такая разница налоговую может заинтересовать.

За год (с 2015 по 2016) рентабельность изменилась, но изменилась как-то разнонаправленно. Дело в том, что Налоговая служба считает рентабельность двух видов: рентабельность продаж и рентабельность активов. Для каждой отрасли рассчитаны два вида рентабельности: а) – продаж и б) – активов.

Интересно, что в 2016 году в среднем рентабельность продаж снизилась, а рентабельность активов выросла. То есть в целом рентабельность продаж в среднем снизилась до 8,1% (против 9,3% в 2015 году), а рентабельность активов повысилась до 6,4% (против 5,0% в 2015 году).

Такая вот странность. Я не стал выбирать по отраслям, где рентабельность упала, где выросла. Но из-за разнонаправленного характера рентабельности призываю вас из Приказа ФНС России взять данные за 2016 год, просчитать рентабельность по вашей отрасли, просчитать рентабельность продаж и активов для вашего предприятия, сравнить данные, и при значительной разнице задать себе вопрос – почему это произошло? И быть готовым ответить на этот вопрос, если его будет задавать вашей компании Налоговая служба.

Бывают случаи, когда у сотрудника налоговой инспекции возникают вопросы по . И приходится объяснять, почему указана низкая налоговая нагрузка. Рассмотрим образец заполнения объяснения.

Согласно ст. 88 НК РФ, сотрудники налоговой инспекции имеют право попросить представить . И своим правом они пользуются, когда находят ошибку или у них возникают сомнения в достоверности полученной информации. Налоговая нагрузка – это определенная сумма. Если она низкая, есть подозрения, что налогоплательщик скрывает свои доходы. И делает это с той целью, чтобы перечислить в бюджет страны меньше положенного. Но это – одна из причин. Бывают и другие:

  • налоговая нагрузка определяется по типу деятельности (отраслям), который может быть неправильно выражен;
  • низкая рентабельность бизнеса.

Каждую ситуацию рассмотрим подробнее.

Первая. Допустим, предприниматель осуществляет свою деятельность в сфере строительства. Налоговая нагрузка по этой отрасли составляет 12% от доходов. Если в декларации будет указано не 12%, а 5%, вопросы напрашиваются сами собой. Налоговая ставка по разным отраслям прописана на законодательном уровне, но четкое разъяснение не дается, из-за чего некоторым налогоплательщикам не удается правильно определить тип деятельности. Иными словами, занимается одним, а отчитывается за другое. В этом случае следует внимательно проверить код ОКВЭД, который указывается в декларации. На него и ориентируется инспектор.

Вторая. Низкая налоговая нагрузка стала таковой, поскольку упали доходы предпринимателя (организации). Произойти это может по разным причинам: снизились объемы реализации, поднялись закупочные цены на сырье, повысился уровень зарплат и т.д. Причиной могут стать и инвестиции в развитие бизнеса. В таком случае нелишним будет составить расчет таких инвестиций, чтобы получить ясную картину доходов/расходов.

Пояснения в налоговую

Не стоит пугаться интереса, который может вызвать у налоговиков ваша декларация. Если просят представить пояснения, это еще не значит, что будут наказывать. Лучше ответить, сделать это следует в течение 5 рабочих дней. В противном случае сотрудники налоговой инспекции придут с проверкой. Если же при составлении декларации была допущена ошибка, то имеет смысл как можно скорее подать .

Если вам нужно предоставить пояснения в налоговую о низкой налоговой нагрузке по прибыли, образец может выглядеть следующим образом:

Пояснения можно представить и в свободной форме, но сотрудники налоговой разработали несколько образцов на разные случаи:

  • по убыткам;
  • о расхождениях в декларациях;
  • по НДС и др.

Пояснения в налоговую по убыткам придется подавать, если у предпринимателя на протяжении нескольких месяцев или лет расходы превышают доходы. В этом случае достаточно сослаться на то, что организация начала действовать недавно, клиентов пока мало, но уже приходится тратить немалые суммы на аренду помещения и зарплату сотрудникам. Желательно подчеркнуть, что понесенные расходы экономически обоснованы, и в подтверждение своих слов приложить таблицу расходов по видам с указанием суммы.

Пояснения о расхождениях в декларациях придется делать, если данные в одном документе не совпадают с теми, что указаны в другом. Например, разная информация в декларации по НДС и в бухгалтерской отчетности. В этом случае также не сложно дать пояснения: правила налогового учета отличаются от правил учета бухгалтерского. Если же не равна сумме прибыли, указанной в декларации, то и этому есть объяснение: часть доходов налогом не облагается (речь идет о штрафах, дивидендах и др.). Если возникли вопросы по конкретной декларации, например, декларации по НДС, то лучше воспользоваться утвержденной формой.

Возможные ошибки

Как выглядит образец пояснения в налоговую о низкой налоговой нагрузке по прибыли, вы уже знаете. Рассмотрим типичные ошибки, которые может допустить декларант, заполняя документацию.

Код 1 указывает на следующие недочеты:

  • в декларации нет записи об операции;
  • налогоплательщик не отчитался за НДС за указанный период (привел нулевые показатели);
  • ошибки не дают «отыскать» счет-фактуру и сравнить данные с теми, что указаны в декларации.

Код 2 указывает на то, что данные в разделе 8 (книга покупок) не совпадают с теми, что представлены в разделе 9 (книга продаж). Это может произойти, если расчеты производились на основе выданных ранее авансовых счетов-фактур.

Код 3 указывает на несоответствие между 10 разделом (выставленные счета-фактуры) и (полученные счета-фактуры). Такое может быть, если в декларации указаны сведения о посреднических операциях налогоплательщика.

Код 4 своего рода универсальный. Он указывает на то, что в одной из граф допущена ошибка. Обычно сотрудник налоговой номер этой графы пишет в скобках рядом с кодом ошибки.

Налоговая инспекция может потребовать пояснения не только от юридического лица, но и от ИП (полный перечень – в ст. 173 НК РФ). От них требуется заполнение раздела 12. Если частный предприниматель подает пояснение на нескольких листах, на каждом он должен указать номер свидетельства о регистрации.

Итак, если у сотрудника налоговой инспекции возникают вопросы по вашей декларации, незамедлительно исправляйте ошибки (уточненная декларация) и представляйте пояснения. Важно не бояться обосновать свои действия, всему может быть логическое объяснение.

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность на территории России с целью извлечения прибыли, обязаны уплачивать налоги в доход государства.

Эти поступления являются основным финансовым инструментом страны для осуществления свойственных ей функций. Поэтому ею должны быть созданы как условия для обеспечения успешной работы предприятий, так и организован контроль за уплатой ими назначенных налоговых отчислений.

Что это такое

Одним из основных показателей, характеризующих финансовое состояние организации, является величина налоговой нагрузки на неё . Этот показатель определяется на основании бухгалтерской отчетности налогоплательщика.

Величина нагрузки определяется как сумма уплаченных налогов в совокупности, отнесенная к бухгалтерской выручке предприятия за отчетный период.

Общепринятым является также термин, определяющий этот показатель как «налоговое бремя».

В различных методиках расчета налогового обременения юридических лиц и ИП исключается налог на доходы физических лиц , поскольку в данном случае уплата НДФЛ производится из суммы заработной платы, уже включенной в состав затрат компании. В данном случае налогоплательщик выступает как агент, выполняющий функцию перечисления средств.

Назначение расчета нагрузки

Сама по себе оценка этого показателя носит аналитический характер, при этом различные его пользователи применяют такие данные по разному:

  • для органов ФНС его значительное отклонение от среднего показателя по отрасли является поводом для , чтобы выяснить природу нетипичного явления;
  • для руководителя предприятия анализ дает импульс для определенных действий в части снижения налогооблагаемой базы законными способами, ведь целью его существования как юр. лица является извлечение прибыли.

Существующие нормативы

Формирование налогооблагаемой базы – прерогатива руководства организации, а базой для такого решения является Налоговый Кодекс РФ .

Искусственное и неправомерное занижение этого показателя влечет за собой серьезную ответственность как для предприятия, так и лично для его руководителя.

Размер налогооблагаемой базы используется при начислении налога на прибыль. Данный показатель всегда проверяется при производстве проверок налоговой инспекцией. При исчислении налогового обременения он применяется при любом способе расчета.

Одним из важных показателей эффективности деятельности предприятия является также его рентабельность.

Величина налоговой нагрузки, как относительный показатель, настолько важна, что нормируется государством в качестве статистического показателя. Показатели этой величины утверждаются законодательно как оценочная категория, различная для отдельных отраслей. Так, на текущий год действуют следующие среднеотраслевые нормативы:

  1. Сельскохозяйственные предприятия – 2,9.
  2. Рыболовецкие – 7,1.
  3. Горнодобывающие производства – 35,2.
  4. Топливодобыча – 39,0.
  5. Предприятия обрабатывающих отраслей – 7,5.
  6. Предприятия издательского бизнеса – 13,6.

Поскольку такие показатели являются косвенно формирующими прибыль компании, они достойны самого пристального внимания со стороны руководства.

Как ее правильно посчитать

В основном при расчете применяется два основных направления:

  • по структуре налогов, уплачиваемых предприятием и включаемых в соотношение для расчета;
  • по показателю, с которым сравниваются эти обязательные отчисления.

Способ №1

В соответствии с формулой, предложенной Минфином, по которой итог суммы всех уплаченных налогов относится к полной выручке предприятия от реализации основных товаров и услуг в сумме с внереализационными доходами:

НН = (Нсум / (В + Вд)) * 100 %, где

  • Нсум – общая сумма уплаченных налогов;
  • В – выручка от реализации продукции;
  • Вд – внереализационные доходы.
  • Методика не определяет зависимость величины налогового обременения от структуры применяемых налогов, а указывает только на налогоемкость выпущенной и реализованной продукции, не давая реального понимания значимости нагрузки.

    Способ №2

    Следующий метод учитывает показатели:

    1. Сумму фактически уплаченных налогов и сборов увеличивают на величину задолженности по этим показателям. Фактически используется начисленная сумма к платежу.
    2. НДФЛ не включается, поскольку предприятие его не оплачивает, ограничиваясь простым перечислением.
    3. Величина платежей косвенного характера должна быть включена в общую сумму при расчете по причине значительного влияния на экономику организации.
    4. Полученная сумма обязательных платежей относится к создаваемой компанией в процессе работы новой стоимости товаров или услуг.

    По такой методике получают абсолютную и относительную величину налогового обременения. Абсолютная учитывает суммарный показатель всех обязательных платежей, включая налоги и взносы в различные фонды, и просчитывается с использованием такого соотношения:

    АНН = НП + ПФ + ДН, где

  • НП – сумма уплаченных налогов;
  • ПФ – сумма уплаченных сборов во внебюджетные фонды;
  • ДН – неоплаченные налоги в виде задолженности.
  • Этот показатель отражает реальную сумму расходов по уплате налогов, но не дает представления о величине налогового обременения.

    Если рассчитанный показатель соотнести с суммарным выпуском продукции предприятием в денежном выражении, будет получен показатель налоговой нагрузки, которая вычисляется как отношение абсолютной нагрузки к вновь созданной стоимости продукции. Таким образом, выражение для ее расчета будет выглядеть следующим образом:

    ВСС = ЗПл + НП + ПФ + П, где

    • ВСС – вновь созданная стоимость;
    • ЗПл – расходы на оплату труда персонала;
    • П – величина прибыли компании.

    ОНН = (АНН / ВСС) * 100%, где:

    При таком способе:

    • не учитывается влияние уплачиваемых налогов на величину произведенной стоимости;
    • в расчете показаны все обязательные платежи и недоимки по ним;
    • расчет объективен вне зависимости от размеров предприятия и его профильной или отраслевой принадлежности.

    Можно привести еще много способов расчета этого важнейшего показателя. Общим моментом и принципом построения всех методик является сравнение суммы обязательных отчислений с суммой выручки для их покрытия.

    Эти способы можно применять одновременно, поскольку они дают нужную степень детализации для анализа финансового состояния предприятия при достаточной достоверности.

    Методы снижения показателя

    Повышение собираемости налогов – важнейшая задача налоговой системы государства.

    Собственники предприятий ставят перед собой цели прямо противоположные, и это понятно – их главная задача заключается в повышении эффективности производства. Для этого есть два вида способов: законные и незаконные.

    К первым из них принадлежит налоговое планирование :

    1. Для оптимизации величины начисляемых налогов нужно четко знать законодательство и использовать все имеющиеся в нем нестыковки и пробелы для уменьшения налогового бремени.
    2. Максимальное использование предоставляемых государством льгот в части налогообложения. Например – использование труда инвалидов на производстве дает право получить определенные преференции.
    3. Если организация является участником ВЭД, нужно использовать любую возможность использования различий между законодательством внутренним и стран партнеров. В этом случае налоговые органы ни одного государства не смогут предъявить претензий.
    4. Нужно обратить внимание и грамотно использовать имеющиеся в государстве специальные налоговые режимы, где можно получить определенное преимущество в конкуренции.

    Если на предприятии величина налогового обременения составляет 25-30% , значит, налоговое планирование находится на хорошем уровне.

    Интересная практическая информация по снижению нагрузки представлена на следующем видео:

    Налоговая нагрузка – один из основных критериев, влияющий на решение налоговых органов о проведении выездной проверки . Чем ниже налоговая нагрузка, тем больше риск, что налогоплательщик будет включен налоговиками в план проверок . Более подробно о том, как рассчитать налоговую нагрузку предприятия самостоятельно, расскажем в нашей статье.

    Налоговая нагрузка

    В целом определить налоговую нагрузку можно, как процентное соотношение налогов, уплачиваемых налогоплательщиком, и его дохода. Налоговая нагрузка может рассчитываться для конкретной организации, ИП или физлица, для группы предприятий, для отрасли в целом и т.д.

    На сегодня существуют разные методики расчета налоговой нагрузки, отличающиеся перечнем налогов, включаемых в расчет, и показателями, с которыми эти налоги сравнивают. ФНС в рамках налогового контроля применяет официальную методику расчета величины налоговой нагрузки, приведенную в Концепции системы планирования выездных проверок (утв. приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 в ред. от 10.05.2012).

    Сделав предварительный расчет налоговой нагрузки, налогоплательщик может сам определить, какому уровню она соответствует, т.е. не является ли более низкой, чем требуется для конкретной предпринимательской отрасли. Для этого ФНС ежегодно публикует на своем официальном сайте средние отраслевые показатели налоговой нагрузки, также они приведены в приложении № 3 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333. Если полученный показатель ниже среднеотраслевого, то организацию, скорее всего, отметят как кандидата на включение в план выездных проверок.

    Чтобы оценить свои шансы на посещение инспекторами ФНС, нужно разобраться с тем, как рассчитать налоговую нагрузку. Сделать расчет можно самостоятельно, воспользовавшись уже названной выше Концепцией, а также письмом ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 (с изм. от 21.03.2017). Эти документы содержат критерии и формулы, по которым налоговики определяют уровень налоговой нагрузки, рассмотрим их подробнее.

    Совокупная налоговая нагрузка: формула расчета

    В совокупный расчет входят все налоги, уплачиваемые налогоплательщиком, в т.ч. и в качестве налогового агента. Исключаются из расчета: страховые взносы , НДС на ввозимые в РФ товары, таможенные пошлины (письма ФНС РФ от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026 и от 11.01.2017 № 03-01-15/208).

    Приведем пример расчета налоговой нагрузки:

    ООО «Актив» работает на «упрощенке », занимаясь производством текстильной и швейной продукции. Показатели деятельности компании и исчисленные к уплате налоги в 2016 г., по данным представленных в ИФНС налоговых деклараций и расчетов, были следующими:

    • Выручка 45 млн руб.,
    • Налог, уплачиваемый в связи с применением УСН «доходы минус расходы» - 2,15 млн руб.,
    • Земельный налог – 100 тыс. руб.,
    • Транспортный налог – 150 тыс. руб.,
    • НДФЛ с выплат персоналу – 850 тыс. руб.,
    • Страховые взносы в ПФР, ФОМС, ФСС – 1,7 млн руб.

    ООО «Актив» расчет налоговой нагрузки в 2017 году производит, основываясь на собственных показателях за прошедший календарный год (2016), а также с учетом среднеотраслевых показателей, опубликованных на сайте ФНС за 2016 год.

    В данном случае в расчет налоговой нагрузки предприятия не включается лишь сумма страховых взносов (1,7 млн руб.), а налоговые начисления по УСН, НДФЛ, земельному и транспортному налогам учесть необходимо:

    Для текстильного и швейного производства 2016 г. среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки составляет 7,7% (приложение № 3 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333). В случае «Актива» совокупная нагрузка ниже, чем в среднем по отрасли, а значит, велика вероятность включения компании в план ближайших выездных проверок.

    Как посчитать налоговую нагрузку по налогу

    Низкой нагрузкой по налогу на прибыль ФНС считает нагрузку менее 3%, а для торговой деятельности – менее 1% (письмо ФНС РФ № АС-4-2/12722 с изм. от 21.03.2017).

    По НДС уровень налоговой нагрузки признается низким, когда вычеты по налогу за определенный период составляют более 89% по отношению к начисленному НДС (п. 2 приложения № 2 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333). Но это усредненный показатель по стране в целом, а в субъектах РФ, на местных сайтах ФНС, регулярно обновляется информация о допустимом уровне вычетов по НДС, рассчитанная по региональным данным. Перед тем, как посчитать налоговую нагрузку предприятия, нужно учесть, что эти показатели могут быть как выше, так и ниже общероссийского уровня. Например, на 01.05.2017 г. «безопасная» доля вычетов по НДС в Дагестане составляла 86,1%, в Приморском крае – 92,7%, а в Московской области – 90,4%.

    Если налоговая нагрузка низкая

    Как видим, в интересах налогоплательщика знать, как считать налоговую нагрузку. Обнаружив при самостоятельном расчете отклонения от общепринятых показателей нагрузки в сторону занижения, лучше заранее подготовиться к объяснениям с налоговой инспекцией.

    Далеко не всегда низкий уровень налогового бремени указывает на «уход» компании от налогов и наличие нарушений налогового законодательства. Если при расчете налоговой нагрузки формула использована правильно и отсутствуют иные ошибки, то причины могут быть вполне объективными, например, увеличение расходов в связи с ростом цен поставщиков.