Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Проанализировать основополагающие теории глобализации социологические политические экономические. Современные теории глобализации. III. Глобальной конкуренции - глобальное регулирование

В самом общем понимании, глобализация – это постоянный процесс структурирования пространства существования и взаимодействия всех локальных сообществ, структурирования «мира-как-целого», как «глобального места взаимодействия».

Теория глобализации выдвигает на первый план задачу изучения структуры мира-как-целого, которая обуславливает процессы социального развития в каждом локальном сообществе.

В рамках доминирующей традиции утверждается, что глобализацию необходимо рассматривать, как процесс становления глобальности. Глобальность – это ситуация существования единых, универсальных для всей системы международных отношений, для всех локальных сообществ формальных и неформальных институтов взаимодействия. С этой точки зрения глобализацию определяют, как процесс и результат распространения этих институтов.

Критика глобализации в этой традиции опирается на идею о том, что этот процесс по определению не должен быть односторонним. Что цель этого процесса – создание режима конструктивного и эффективного сотрудничества, эквивалентного обмена между всеми локальными сообществами.

Практическая значимость теории глобализации заключается в изучении возможностей для формирования интегрированной системы значений, идентичности и практик в рамках мирового социального пространства, в создании стратегий эффективного включения локальных сообществ в систему международного взаимодействия, в поиске и организации действенных механизмов участия внешних факторов в решении локальных проблем и усиления роли локальных факторов в обеспечении функционирования международных режимов в сфере безопасности, экономики, защиты окружающей среды, культуры.

Задачей исследователей в контексте положений теории глобализации является определение существующих типов локальных сообществ, описание их границ и представление параметров их социальных связей с другими сообществами.

Исследователи локальных сообществ анализируют процессы их структурирования в рамках глобального социального пространства, реконструируют модель их взаимодействия с окружающим миром. При этом акцент делается на анализе модели участия локального сообщества в формировании глобальных структур взаимодействия и модели участия внешних факторов в развитии локальных институтов и практик.

В перспективе предмета политической науки в рамках теории глобализации изучаются основные модели двустороннего и многостороннего взаимодействия, функционирование двусторонних, многосторонних, глобальных политических режимов и факторы, которые влияют на их деятельность.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Глобализация - Видеоурок

    ✪ Мировая экономика. Лекция 2. Глобализация и глобальные проблемы мировой экономики

    ✪ 11. Глобализация и глобальные проблемы

    Субтитры

Примечания

Литература

  • Панкадж Гемават. Мир 3.0: Глобальная интеграция без барьеров. - М. : Альпина Паблишер , 2013. - 415 с. - ISBN 978-5-9614-4438-4 .
  • Гавров С. Н. , Лайтман М. , Марков Б. В. , Сахаров А. Д. , Флиер А. Я. и др. Новая цивилизация: глобализация и культура . - Самара:

1. Теории глобализации в социологии

В современной социологии существуют несколько подходов к объяснению феномена глобализации (глобального мироустройства). Наиболее значимые из них нижеследующие.

Основные приверженцы системно-теоретического подхода (И. Валлерстайн, У. Бек, Э. Альтфатер, Н. Луман и др.) рассматривают глобализацию как системную трансформацию социума, сопровождающуюся ослаблением традиционных инструментов политического управления и формированием вакуума власти. В результате глобализации складывается новая общественная система, ведущая зачастую к обострению социальных конфликтов.

Согласно одному из представителей этого подхода, Валлерстайну, к концу XIX в. возникла глобальная капиталистическая мировая экономика, ставшая единой миросистемой. В ней сегодня и живёт всё человечество. Миросистема устроена следующим образом. Имеется её «ядро» или центр - это группа высокоразвитых стран (Западная Европа, Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия, Япония), которые получают максимум прибыли от всемирного капиталистического производства. На краю миросистемы располагается «периферия» - страны так называемого «третьего мира» в Азии, Африке и Латинской Америке. В системе международного разделения труда они служат сырьевой базой и источником сельхозпродукции для стран «ядра». Остальные страны находятся в промежуточном состоянии «полупериферии» - это в основном страны бывшего «социалистического лагеря». Это наиболее представительный подход, позволяющий объединить социально-экономический анализ общественного развития.

В 1989 г. американский политолог и социолог Фрэнсис Фукуяма представил совершенно иную перспективу современного мира. Хотя концепция Фукуямы определяет современный мир как принципиально бесконфликтный, автор не утверждает, что человечество вступило в фазу бесконфликтности и всеобщего мира. Он признаёт, что религия и национализм остаются серьёзными проблемами для либерального миропорядка. Но они не будут в состоянии бросить глобальный вызов капитализму и западной либеральной демократии как форме правления, принимающей универсальный характер.

Сэмюэл Хантингтон построил теорию «столкновения цивилизаций». Если XX столетие являлось веком столкновения идеологий, то XXI столетие станет веком столкновения цивилизаций или религий, что несет главную угрозу международному миру. К ведущим культурам-цивилизациям Хантингтон относит западную, конфуцианскую (Китай), японскую, исламскую, индуистскую, буддийскую, православно-славянскую, латиноамериканскую и африканскую. Поэтому он предлагает отказаться от универсализма, признать реальное разнообразие культур, но в отношениях между цивилизациями искать общее между всеми ними. Ощутить своё единство люди всех цивилизаций могут и в противостоянии «варварству», жестокости, насилию, организованной преступности, международному терроризму - всем проявлениям зла. Таковы три наиболее оригинальные и хорошо аргументированные концепции современного глобального мира.

2. Глобализация: понятие, содержание, развитие

Глобализация - это исторически обусловленный объективный процесс, управлением, как структурным, так и бесструктурным методами на всех уровнях человеческой цивилизации, который определяет качественные изменения в глобальном пространстве, возрастание взаимосвязанности и уникальности отдельных людей или цивилизаций в целом. Предпосылкой появления феномена глобализации стало последствие процессов человеческого познания: расширение научного и технического знания, развитие технологий и др.

Глобализация (в широком значении) - это объективный естественный процесс интеграции человечества в единое целое. Глобализация проявляется в том, что ускорение социального времени, при неизменности времени смены поколений (время передачи генетической информации), все большей степени определяет происходящее во всех частях мира.

Глобализация (в узком смысле) - это род геополитики, направленный на распространение своего культурного влияния со стороны какой-либо страны или нескольких стран на весь мир. Политическим лидером глобализации сегодня являются Соединенные штаты Америки, всевозможными средствами навязывающие свою волю другим странам.

Глобализация не является абсолютно новым явлением. Его истоки можно найти еще в древности. Как пишет Глоба, П. П, наиболее древним представлением, связанным с понятием глобализации, было представление о существовании первопредка, а значит, родовой системе взаимосвязи людей между собой во времени. Это позволяло гармонизировать психологический аспект взаимоотношений между людьми, особенно внутри рода, племени, этноса. Еще одним представлением глобального характера является представление единства в Боге. А Г. Гегель ввел в своей философии понятия мирового разума или мирового духа, подразумевая под этим элемент божественного начала в бытии мироздания. В высказываниях китайского философа Конфуция имеется представление о всеобщих законах Неба, которым должны подчиняться все люди, и которые являются основой стабильного существования общества. Широкий философский анализ, с позиции материалистического воззрения, в формировании социальных условий для возникновения феномена глобализации в мировоззрении человека осуществлен в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, П. А. Кропоткина, а исследование феномена глобализации в его приближающемся к современности варианте, сопряженное со смысловой, понятийной мировоззренческой идентификацией человека, произвел В. И. Ленин. Маркс подчеркивает, что взаимодействие - это первое, что возникает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю в целом. Он критиковал более ранних философов за недостаточное внимание, уделяемое общественным отношениям. Философ и ученый К. Циолковский в духе русского космизма рассматривал нашу цивилизацию как единый организм, как некое единое, целостное образование, имеющее несколько стадий. Сначала эмбриональная стадия - возникновение, жизнь и развитие человечества на Земле. Выход в околоземный космос - это вторая фаза эволюции человечества.

Глобализация активно развивалась в конце XIX - начале XX вв. как интернационализация хозяйственных связей и как форма межнационального общения.

После 1945 г. в мировом хозяйстве развернулись два важных процесса. С одной стороны, за счёт взаимных инвестиций и взаимообмена технологиями, внедрения организационных инноваций началось сближение развитых стран по техническим, экономическим, а также по социальным и политическим показателям. С другой - распад колониальных империй и сознательный выбор в пользу модернизации стали важными предпосылками качественно нового этапа глобализации.

Во второй половине 70-х годов начался новый этап научно-технического прогресса, получивший название информационно-телекоммуникационной революции. Результатами этой революции явились широкое использование в экономике электронно-вычислительных машин, информатизация и компьютеризация экономики. Особенно важное значение имеют разработка и широкое внедрение компьютерных сетей, еще теснее связывающих народы и страны мира в единое целое. Все более возрастает роль новейших информационных и телекоммуникационных технологий в качественном изменении международных экономических связей.

Огромное значение с экономической точки зрения приобретают разработка и размещение глобальных технологических систем - погодных, коммуникационных, навигационных и других. Благодаря новейшим информационным и телекоммуникационным технологиям, а также росту расходов на исследования и разработки повышается роль многонациональных корпораций.

Немаловажное значение приобретают процессы, касающиеся собственности. Гражданин одной страны вправе осуществлять права собственности за пределами своих национальных границ. Это составляет радикально новую особенность современного мира. Определение правил, регулирующих эти права, стало важным аспектом изменений в международной политике. Эти изменения способствовали усилению процессов транснационализации и глобализации экономики, что в свою очередь привело к формированию в мировой экономике глобальных хозяйственных комплексов - многопрофильных транснациональных корпораций (ТНК), банков (ТНБ) и т.д. Формируются союзы и объединения крупнейших ТНК и ТНБ в компьютерной и авиакосмической промышленности, самолето- и автомобилестроении и т.д. Заключают они и, так называемые, «стратегические альянсы», в которые входят множество государств по вопросам, связанным с разделом глобальных рынков.

В результате расширения сферы деятельности транснациональных компаний и движения капиталов происходит постепенное размывание экономических границ между отдельными государствами. Функционируют Всемирный банк, Международный валютный фонд (МВФ) и другие финансовые организации и институты. Из объединения 44 стран, бывших его учредителями в 1944 г., МВФ превратился в организацию, охватывающую практически всю экономику мира. Складывается и неуклонно расширяется система разнообразных связей между этими организациями и отдельными государствами. Они все больше проникают в сферу прерогатив национальных государств. Это способствует сокращению различий между странами в рамках отдельных регионов по уровню организации и эффективности производства.

При таком положении вещей возрастают степень и масштабы взаимного влияния национальных экономик друг на друга, причём это влияние обнаруживается почти во всех сферах жизни. Спад и безработица в одной стране часто «экспортируются» в другие страны. Инфляция в одной стране часто способствует инфляции в других странах. Так, повышение цен на нефть странами-экспортерами неизбежно сказывается на уровне цен других товаров на мировых рынках, а рост цен на промышленные товары в индустриально развитых странах отрицательно сказывается на уровне цен в развивающихся странах и т.д. Финансовые рынки и даже отдельные крупные финансисты или учреждения оказываются способными существенно влиять на результаты принимаемых государствами политических решений, да и на сам характер этих решений. Вся планета превратилась в единую глобальную экономическую систему, составной частью которой стали отдельные национальные экономики.

Для второй половины ХХ в. была характерна постоянно растущая тенденция не только к экономической, технологической, но и к политической интеграции. Новыми факторами, оказывающими всё большее влияние на характер международной системы, являются: динамика мировой экономики, которая усиливает нестабильность и трудности внутри государств и в отношениях между ними; быстрый рост транснациональных связей; развитие и наращивание транснациональных систем коммуникаций; распространение военных технологий, которые становятся неизбежным элементом современной мировой политики.

Интеграционные процессы проявляются прежде всего в образовании множества международных межгосударственных и неправительственных организаций. По существующим данным, в середине 80-х годов в мире насчитывалось более 1 тыс. межправительственных организаций. Ведущие державы на регулярной основе участвуют в работе более 100 организаций. Например, Дания является членом 164 организаций, Франция -- 155, Великобритания -- 140, США -- 122 и т.д. (См. 1, с. 72) В течение сравнительно короткого периода после окончания второй мировой войны были созданы ООН, НАТО, упоминаемые МВФ и Всемирный банк, ныне прекратившие существование СЭВ и Варшавский пакт. Немаловажную роль в современном мире играют такие организации, как Организация американских государств (ОАГ), Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация «Исламская конференция» (ОИК). Начался процесс формирования североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), включающей США, Канаду, Мексику. Организован Азиатско-Тихоокеанский экономический совет (АПЕК). Успешно действует в Азии Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатский банк развития (АзБР) и другие союзы и объединения.

Наиболее успешно интеграционные процессы шли в Европе. В 1957 г. было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) шести европейских стран. Постепенно к этой организации присоединились еще шесть стран.

Все большие масштабы приобретает транснациональное сотрудничество политических партий разных стран. Сформировались европейские партии - Европейский социалистический союз, Европейская народная партия, Федерация либеральных и демократических партий ЕС, Европейские демократы прогресса и др. В ближайшее время к процессу европейской интеграции предполагается подключить государства Центральной и Восточной Европы.

Немаловажным фактором мировой политики стали ежегодные совещания так называемой Большой семерки - семи наиболее индустриально развитых стран - США, Германии, Франции, Великобритании, Японии, Италии и Канады - по важнейшим экономическим и внешнеполитическим вопросам.

Очевидно, что за последние два-три десятилетия происходит усиление интеграционных процессов в мировой политике, наблюдается тенденция к сближению, единению стран и народов.

Интеграционные процессы - одно из главных направлений формирования нового миропорядка. Практически ни одна сфера человеческой деятельности не избежит той или иной степени влияния глобализации. Оно сопровождается широким спектром изменений в обществе, при этом не всегда положительных. Процессы глобализации непосредственно затрагивают национальную экономическую политику, ограничивая ее возможности. Международная экономика, оказывающая все большее влияние на положение отдельных стран, находится вне юрисдикции национальных правительств и банков и их экономической политики. Поэтому обычные средства этой политики (в денежно-кредитной, бюджетной, налоговой сфере) действуют в ослабленной форме. Иногда они или совсем не работают или приводят совсем не к тем результатам, на которые рассчитаны. Международные факторы снижают эффективность государственных решений и мер, осуществляемых в национальных рамках. Чем шире и глубже развертываются процессы глобализации, тем сильнее ощущается это противоречие.

Происходит глобализация теневой экономики и политики, глобализация преступности и терроризма. Организованная преступность устремляется к власти. Утрачиваются или ослабевают демократические принципы и механизмы. Глобализация экономики не позволяет победить бедность, регионы по-прежнему имеют разный уровень экономического развития.

Информатизация, развитие коммуникаций и сетевых структур привели к формированию глобальной информационной олигархии, информационной оккупации. Ответом на данный вызов глобализации стало развязывание информационных войн. Возможности информационных технологий и коммуникаций стали все активнее использоваться в преступных целях.

Абсолютизация рынка, и как следствие, экономизация политики, когда рынок вторгается в социальную и духовную сферу, превращают все духовные ценности в товар. Неизбежно происходит определённая унификация и уровня жизни людей, и культуры. Негативными последствиями этого является формирование общества массовой культуры с упрощением и принижением духовных ценностей, развитие индивидуализма на грани асоциальности, рост индустрии удовольствий и гедонизма. Совершенствуются технологии обработки сознания и формирования нужного общественного мнения. Все это создает максимально благоприятную среду для роста преступности, наркомании, алкоголизма, проституции. Человеческое поведение становится стереотипным, управляемым модой, рекламой, телевидением.

Представления о глобализации возникли в первую очередь в связи с пониманием нарастания всеобщей взаимосвязанности мира: международная кооперация в производственной сфере, в разработке и внедрении научно-технических достижений...

Глобализация и ее социальные проявления в России

Все признают преимущества и недостатки процесса глобализации для России. Недостатки - это обострение бедности, увеличение безработицы в России...

Глобализация как социальное явление

Какие же плюсы и минусы процесса глобализации для нашей страны и лично для каждого из нас? Вероятно, на данном этапе больше минусов, чем плюсов. С одной стороны...

Когда в отечественной и зарубежной литературе существует большой разброс мнений по вопросам сущности, содержания, социального предназначения глобализации, ее хронологических границ...

Глобализация как этап социальной эволюции

Влияние глобализационных процессов на культурный и духовный климат эпохи огромен. Быстрое изменение во всех сферах жизнедеятельности человека приводит к социо-культурным сдвигам...

Процесс глобализации далеко не новый. Некоторые зачатки глобализации мы можем проследить уже в Эпоху Античности. В частности, Римская империя была одним из первых государств...

Глобализация социальных процессов в современном мире

В 1990-е гг. понятие глобализации стало существенным элементом международного политического процесса. Под ним понимается постепенное преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются капиталы, товары, услуги...

Глобализация социальных процессов в современном мире

В политической сфере: 1) возникновение наднациональных единиц различного масштаба: политических и военных блоков (НАТО), имперских сфер влияния (сфера влияния США), коалиций правящих групп ("Большая семерка")...

Индивидуальное сопровождение приёмных семей

Проблема различного рода девиаций изучается давно, но, несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Предпосылки изучения девиантного поведения были заложены еще в древности...

Народная культура в условиях глобализации

народный культура глобализация социология Понятие «глобализация» было введено в научный оборот совсем недавно, и появилось благодаря американскому социологу Р. Робертсону. Именно он впервые упомянул и дал толкование данному понятию в 1985 году...

Предмет социологии. Подходы к его определению в классических теориях XIX - начала XX вв. и в современной социологии

Современные социологические теории насилия, конфликтов, безопасности

Для соблюдения жизненно важных интересов, существования и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства, создается система безопасности. Систему безопасности образуют органы законодательной...

Современные технократические концепции развития мировой цивилизации

К. Маркс и Ф. Энгельс писали ещё в середине 19 в.: «Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые...

Социальная мысль в дореволюционной России

Теория глобализации в социологии

Впервые понятие «глобализация» было использовано в научной публикации в 1983 г. Происхождение его связано с латинским термином «глобус», что значит Земля, земной шар...

В современных условиях одним из основных направлений, предопределяющих и одновременно синтезирующих развитие всех форм международных экономических отношений, является процесс гобализации экономики. В целом процесс глобализации носит универсальный характер и охватывает не только сферу экономики, но и практически все остальные сферы общественной жизни: политику, социальную сферу, систему информации, образование и культуру и т.д. Эта универсальность процесса глобализации накладывает свой отпечаток на комплекс международных экономических отношений.

Очевидно, что все эти процессы должны были получить свое отражение в развитии теорий мирового хозяйства, где теории глобализации экономики заняли особое место.

Оценивая сформировавшиеся в последние годы теоретические воззрения по проблемам глобализации экономики, можно условно выделить три основных направления различных подходов экономистов и политологов:

  • 1) гиперглобалистское направление;
  • 2) скептическое направление;
  • 3) трансформационное направление .

Первое из них (гиперглобалистское) связано с абсолютизацией процесса стирания национальных границ и исчезновения культурных различий между странами. Определяющим здесь становится свободное движение капитала, товаров и информации в рамках единого глобального рынка, процесс формирования которого идет еще с 70-х гг. XX в. В этих новых условиях, по мнению представителей данного направления, «национальный эгоизм» становится бессмысленным. К числу наиболее ярких его представителей относятся К. Оман (К. Ohmae ), Ф. Фукуяма {F. Fukuyama) и Р. Райх (R. Reich).

Одним из первых авторов и популизаторов термина «глобализация» является К. Оман, который посвятил этой проблематике несколько своих работ: «Мир без границ» (The Boardless World. Harper Business, 1990); «Конец национального государства» {The End of Nation - State. Free Press, 1995); «Мысля глобально» {Putting Global Logic First. HBR, 1995) и ряд других. В своих работах он развивает положения о том, что «традиционные национальные государства превратились в неестественные, даже невозможные с точки зрения бизнеса единицы в глобальной экономике», а «прежняя карта мира... стала не более чем иллюзией» .

Как полагает К. Омаи, современные национальные государства становятся локальными единицами власти в формирующейся глобальной системе, в которой определяющую роль играют финансовые рынки и ТНК. «В сегодняшнем мире без границ, - пишет К. Омаи, - “невидимая рука” имеет радиус действия и силу, о которой Адам Смит мог только мечтать», а затем добавляет, что национальное государство и «невидимая рука» могут параллельно и одновременно сосуществовать только в том случае, если первое может контролировать и регулировать второе, чего в современных условиях не наблюдается.

К. Омаи определяет государства как «добровольные задолжники прошлого», которые превратились в «неестественные» единицы глобальной экономики . На смену традиционным национальным государствам приходят, по мнению К. Омаи, так называемые «региональные государства», «естественные экономические зоны», «естественность» и масштабы которых формируются потребностями глобальной экономики.

Положения гиберглобализма развиваются и в работах такого известного футуролога, как Ф. Фукуяма. В своей монографии «Конец истории и последний человек» (1992) Ф. Фукуяма с позиций гиперглобализма рассматривает происходящие в мире процессы глобализации. По его мнению, к настоящему времени уже, по существу, всеми развитыми странами созданы либерально-демократические политические институты, другими странами осуществляется реформирование в направлении рыночной экономики и более интенсивного включения в глобальную экономическую систему.

Современная техника, воздействуя на национальные экономики отдельных стран, связывает их в единую глобальную экономическую систему, что создает предпосылки для всеобщей культивации либерального режима, который, в свою очередь, основывается на принципе всеобщего равноправия как высшей цели борьбы за человеческое достоинство.

Более оригинальную концепцию развивает Ф. Фукуяма в своей монографии «Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния» (1995). Считая ошибочной точку зрения о том, что экономика представляет собой сферу общественной жизни, имеющую собственные законы и существующую отдельно от остальных сфер общественной жизни, Ф. Фукуяма полагает, что «экономическая деятельность представляет собой важнейшую часть социальной жизни и скрепляется разнообразными нормами, правилами, нравственными обязательствами и другими обычаями, которые в совокупности и формируют общество», а «благополучие науки, как и ее способность к конкуренции, обусловлено единственной всепроникающей культурной характеристикой - уровнем доверия, присущем данному обществу» .

Можно сказать, что понятие «доверие» (trust) выступает в качестве центрального понятия в общей концепции Ф. Фукуямы. Оно возникает на основе общих ценностей, существующих в данном обществе, и имеет принципиально важное экономическое значение и ценность.

Ф. Фукуяма обращает особое внимание на культурную составляющую интеграционных процессов, протекающих в мировой экономике. Он рассматривает доверие как уверенность в том, что члены формирующегося интеграционного сообщества будут осуществлять свою деятельность в соответствии с имеющимися институтами, нормами и правилами, и с этой точки зрения их поведение вполне предсказуемо. Таким образом, в основе активного развертывания глобализационных процессов, по Ф. Фукуяме, лежит активное распространение либерально-демократических ценностей практически по всему миру.

Очевидно, что представители гиперглобализма, по существу, предсказывают полную культурную диффузию, сопровождающуюся потерей государствами своих основных функций, а в перспективе и отмиранием национальных государств вообще. Можно вполне определенно говорить о том, что гиперглобализм представляет собой крайнюю полюсную позицию, в рамках которой абсолютизируются некоторые реально осуществляемые аспекты современного развития общества. Не случайно позиции гиперглобалистов подвергаются активной критике. Как отмечает, например, Дж. Грей, «свободный от границ мир, управляемый не имеющими родины транснациональными корпорациями, есть корпоративная Утопия, а не описание сегодняшней действительности или будущей реальности» .

Критика гиперглобализма в значительной мере осуществляется в рамках работ представителей так называемого «скептического» направления. К числу его активных сторонников можно отнести С. Хантингтона (S. Huntington ), П. Хирста (Р. Hirst), Г. Томпсона (G. Thompson ), С. Краснера (?. Krasner). Обобщая позиции указанных авторов, можно их свести к следующим основным тезисам:

  • достижение общей культурной конвергенции в конечном итоге невозможно;
  • происходящее в современных условиях транснациональное движение товаров, рабочей силы, капитала имеет свою историю и знало в этой истории свои взлеты и падения, прогресс и регресс;
  • хотя в истории и проявляется определенное ограничение роли государств, угрозы нациям и национальным государствам тем не менее не существует.

Как отмечает С. Хантингтон, процессы, идущие в современном мире, способствуют больше размежеванию и конфликту, чем культурной гомогенизации мира. В одной из своих основных работ - «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (The Clash of Civilizations and the Remaking of the World Order. N.Y., 1996) он, по существу, впервые сформулировал оценку ситуации именно таким образом.

После того как фактически прекратила свое существование мировая социалистическая система хозяйства, в том новом мире, который пришел на смену двухполюсному (биполярному) миру, основные различия между людьми и народами стали, по С. Хантингтону, носить не политический и не идеологический, а культурный характер.

Как полагает С. Хантингтон, в современном мире «региональная политика осуществляется на уровне этнических отношений, а глобальная - на уровне отношений между цивилизациями. Соперничество супердержав уступает место столкновению цивилизаций» . По его мнению, столкновение цивилизаций может реализовать себя как межродовой конфликт глобального масштаба в двух формах - на микро- и макроуровне. В первом случае речь идет о конфликтах между соседними государствами, которые представляют разные цивилизации, или между группами, представляющими различные цивилизации в рамках одного государства. Во втором случае конфликты происходят между ведущими государствами, представляющими разные цивилизации.

К числу возможных причин подобных конфликтов С. Хантингтон относит целый ряд проблем современной международной политики:

  • усиление влияния на формирование глобальной политики и на деятельность таких международных организаций, как ООН, МВФ, Всемирный банк;
  • соперничество в военной сфере;
  • изменения в соотношениях экономических потенциалов стран, что находит свое проявление в усилении разногласий по вопросам международной торговли, иностранных инвестиций и т.д.;
  • межэтнические конфликты (проявляющиеся, в частности, в попытках государств, представляющих одну цивилизацию, защитить родственное ему население в странах, относящихся к иной цивилизации);
  • проблемы ценностей и культуры (конфликты по поводу которых возникают тогда, когда государство пытается искусственно навязывать свои ценности и культуру народу, относящемуся к иной цивилизации);
  • возникающие в некоторых случаях территориальные проблемы, в которые оказываются вовлечены и ведущие страны мира.

С. Хантингтон рассматривает восемь цивилизаций современного мира: западную, конфуцианскую, японскую, мусульманскую, индийскую, славянско-православную, латиноамериканскую и африканскую. При этом главной линией международных конфликтов, по его мнению, в перспективе будет конфликт между западной и остальными цивилизациями .

С. Хантингтон показывает в своей работе «Столкновение цивилизаций», что попытки Запада разными методами и с использованием различных международных институтов навязать всему остальному миру свои «правила игры», нормы, стандарты и моральные ценности встречают отпор со стороны других цивилизаций (в том числе и в виде религиозного фундаментализма, принимающего весьма опасные формы).

При этом международные отношения, которые ранее фактически представляли собой «игру», происходящую в рамках западной цивилизации, начинают «девестернизироваться», что придает все больше незападным цивилизациям статус действующих субъектов, а не пассивных объектов международных отношений.

В целом С. Хантингтон, по существу, отвергает присущую представителям гиперглобализма возможность глобальной культурной «диффузии» и гомогенизации, в качестве антипода противоставляя ей процесс культурной регионализации. С. Хантингтон придает существенное значение роли национальных государств, связывая ее, однако, с рамками той цивилизации, к которой они принадлежат.

П. Хирст и Г. Томпсон полагают, что, несмотря на достигнутый к концу 90-х гг. XX в. высокий уровень интернационализации экономической жизни, мировая экономика не стала еще полностью глобализированной. В качестве аргументов для обоснования данной позиции приводятся следующие: количество ведущих, подлинных ТНК еще относительно невелико и большинство из них продолжают оставаться «национально базированными»; международные потоки товаров, услуг и капитала все больше концентрируются внутри самой группы ведущих развитых стран с рыночной экономикой (речь, по существу, идет о триаде США - Западная Европа - Япония).

По мнению П. Хирста и Г. Томпсона, в современных условиях изменяются формы и методы управления экономикой - политика в данной сфере становится полицентричной, при этом национальные государства превращаются в один из уровней сложной системы параллельно действующих и конкурирующих органов управления. Для того чтобы управление было эффективным, полагают они, необходимо «переплести» органы управления на международном и национальном уровнях в единую, достаточно хорошо интегрированную систему . Но центральное место в этих процессах «переплетения» должно занимать национальное государство.

П. Хирст и Г. Томпсон определяют следующие формы взаимодействия органов управления на трех указанных уровнях:

  • управление с помощью заключения договоров между ведущими странами мира (особенно в рамках триады США - Западная Европа - Япония), при этом могут решаться, например, задачи стабилизации валютных курсов или ограничения краткосрочных спекулятивных финансовых операций;
  • эффективное управление путем создания большинством стран мира международных органов регулирования определенных направлений экономической деятельности (например, система ГАТТ/ВТО);
  • управление крупными экономическими пространствами на основе создания торговых блоков (например, ЕС, который уже далеко ушел от задач собственно «Общего рынка»), такие группировки могут успешно противостоять глобальному экономическому давлению;
  • национальные государства в этих условиях проводят политику, уравновешивающую конкуренцию между частными и общественными интересами, в результате формируется «полудобровольная» («квазидобровольная») система экономической кооперации и содействия с целью регулирования, например, сферы финансов и т.д.;
  • на региональном уровне могут решаться задачи поддержки индустриальных регионов с целью защиты их от внешних шоков и повышения их конкурентоспособности 1 .

Во взглядах П. Хирста и Г. Томпсона наиболее существенным положением, таким образом, является то, что они считают национальные государства центральным элементом и субъектом современного мирового хозяйства.

К позициям П. Хирста и Г. Томпсона во многом близки положения, развиваемые С. Краснером, который считает, что, несмотря на то, что глобализация делает более сложным контроль со стороны государств над протекающими в его экономическом пространстве процессами, способность государства на такой контроль сохраняется. Процесс глобализации, полагает он, протекает параллельно с процессом усиления государственной активности .

По мнению С. Краснера, в условиях глобализации особое значение приобретает «международно-признанный суверенитет». В современном мире уже ни одно государство не может в одностороннем порядке осуществлять полный контроль над процессами, протекающими как за рубежом, так и на собственной территории, возникает необходимость совместных действий, заключения международных соглашений и создания международных организаций. При этом особую значимость приобретает принцип «взаимного признания», соблюдение которого облегчает заключение международных соглашений, устанавливающих единые правила для всех государств. В связи с этим С. Краснер делает вывод, что заключения ряда исследователей о том, что глобализация подрывает основы национального государства, необоснованны .

Характерно, что в последние годы усиливается критическая оценка негативных аспектов глобализации экономики, активизируется анализ противоречий этого процесса и со стороны западных ученых, а также политиков-практиков, занимавших важные посты в правительствах своих стран и в авторитетных международных организациях. Ярким примером такого рода являются работы Дж. Ю. Стиглица, лауреата Нобелевской премии по экономике

2001 г. за исследование рынков с асимметричной информацией. Он является, по существу, основателем новой отрасли экономической науки - «информационной экономики». Дж. Ю. Стиглицем были разработаны концепции «нежелательного отбора» и «морального риска». Используя математические методы, он обосновал невозможность достижения общего рыночного равновесия в условиях неполной, неточной и асимметричной информированности рыночных агентов и несовершенной конкуренции.

Будучи последователем Дж.М. Кейнса и «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта, сторонником активной роли государства в экономике, Дж. Ю. Стиглиц полагает, что современный капитализм может и должен быть усовершенствован. В 1993 г. он возглавлял Совет экономических консультантов при Президенте США У. Клинтоне, с 1997 по 2001 г. был главным экономистом и вице-президентом Всемирного банка, что позволяло ему быть хорошо ознакомленным с деятельностью МВФ и видеть во многих случаях ее контрпродуктивность.

Реально оценивая процесс глобализации экономики, Дж.Ю. Стиглиц в своей монографии «Глобализация: тревожные тенденции» (Globalization and Its Discontents) пишет: «Я продолжаю верить в то, что глобализация, т.е. устранение барьеров на пути свободной торговли и более тесная интеграция национальных экономик, может быть доброй силой, и в то, что в ней заложен такой потенциал развития, который способен улучшить жизнь всех жителей Земли, в том числе и тех, кто сейчас беден. Но я также уверен, что для осуществления этой задачи необходимо радикально пересмотреть механизмы управления глобализацией как в сфере международных торговых отношений, играющих столь важную роль в устранении торговых барьеров, так и в области политики по отношению к развивающимся странам... Источником негативной реакции на глобализацию является осознание не только ущерба, который наносит развивающимся странам политика, ведомая идеологией, но и несправедливости, присущей глобальной торговой системе. Сегодня стало очевидным лицемерие развитых стран, которые под предлогом помощи вынуждают развивающиеся страны открыть рынки для своих товаров, при этом оставляя свои собственные рынки закрытыми. В настоящее время эту лицемерную политику оправдывают только те, чьи узкоэгоистические монопольные интересы связаны с закрытостью рынков развитых стран. Большинству же становится все яснее, что такая политика обогащает богатых и еще глубже опускает бедных в пучину нищеты, вызывая растущее озлобление» .

Значительной спецификой по сравнению с положениями сторонников гиперглобализма или «скептиков» обладают позиции представителей так называемого «трансформационного» направления, среди которых можно выделить таких авторов, как Дж. Розенау (/. Rosenau), Д. Хелд (D. Held), А. Мак-Гру (A. Mc-Grew ). Они выступают против одностороннего и упрощенного понимания глобализации, полагая, что это сложный и многосторонний процесс, протекающий во всех сферах общественной жизни. Как пишет, в частности, Д. Хелд, глобализация - это «не единое состояние и не линейный процесс», а «многоплановый феномен, охватывающий разные сферы деятельности и взаимодействия», при этом «порождающий в каждой из них разнообразные формы связей». Он обоснованно отмечает неравномерность и многовариантность процессов глобализации, существенные различия в воздействии этих процессов (и по степени и по характеру) на различные страны, регионы и социальные группы населения отдельных государств. «Теорию глобализации, - подчеркивает Д. Хелд, - необходимо строить на понимании происходящего в каждой из этих сфер» .

Представители так называемого «трансформационного» направления полагают, что глобализация «переустраивает и реорганизует силу, функции и власть национальных правительств». При этом, несмотря на то, что в пределах своих территорий национальным государствам принадлежит «высшая законная компетенция», «на эту компетенцию накладываются... растущая юрисдикция институтов внутреннего управления и ограничения и обязательства, вытекающие из международного права»

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

“Мир для России:

каким он нам нужен и что мы с ним можем сделать”

(Краткое изложение открытой части аналитического доклада)

сентябрь 1999 г.

Резюме.................................................................................................................2

I. Распространение информационных технологий

    Информационные технологии: деньги теряют значение.......................3

О значении различий в скорости технологического времени.............5

1.2. Новые ресурсы для новых технологий.....................................................7

    Обесценение “старых” технологий..........................................................8

II. Некоторые последствия глобализации рынков

  1. Глобализация конкуренции - глобализация монополий.........................9
  2. “Евро”: замалчивание угрозы и разрушительный эгоизм....................10
  3. Перспективы глобализации финансовой конкуренции:

замедление технологического прогресса............................................11

III. Глобальной конкуренции - глобальное регулирование

  1. Что объединит мир в “экономическую ООН”?.....................................13
  2. Новое поколение ТНК: “ветер богов”....................................................14
  3. Цена глобального регулирования...........................................................15

Делягин Михаил Геннадьевич , 1968 г.р., д.э.н..

В 1990-93гг. - эксперт Группы экспертов Б.Ельцина, с 1994 - главный аналитик Аналитического управления Президента России, с 1996 - референт помощника Президента России. С марта 1997 - советник вице-премьера - Министра внутренних дел, с июня 1997 - советник первого вице-премьера Б.Немцова. Покинув правительство за день до событий 17 августа, создал Институт проблем глобализации. В начале октября 1998 года, после прихода правительства Примакова, возвращен на активную государственную службу.

Более 300 публикаций (в том числе в США, Германии, Франции, Китае, Индии, Египте и т.д.), 4 монографии, причем последняя - “Экономика неплатежей” - выдержала в 1996-97 гг. 3 издания.

РЕЗЮМЕ

1. Развитие информационных технологий привело к:

  • возникновению “метатехнологий”, применение которых делает для применяющей их стороны принципиально невозможной конкуренцию с разработчиком этих технологий;
  • переориентации технологий с формирования нужных материальных предметов на формирование нужного типа сознания и культуры (переход от “high-tech’а” к “high-humе’у”);
  • ускорению развития информационных технологий до такой степени, что для наиболее передовых из них “короткие”, спекулятивные вложения оказываются производительными;
  • относительному обесценению традиционных технологий;
  • возникновению “информационного” общества, в котором деньги уступают свое значение технологиям.

2. Основные перспективы технологического развития человечества:

  • углубление и приобретение непреодолимого характера разрывами между развитыми и остальными странами, а также развитыми странами, создающими новые технологии, и остальными развитыми странами;
  • обособление работников информационных технологий во внутреннее “информационное сообщество”, его сосредоточение в развитых странах; постепенная концентрация “информационного сообщества” мира, а с ним и мирового прогресса, в “наиболее развитых” странах;
  • прекращение прогресса за пределами развитых стран; социальная и финансовая деградация развивающихся стран;
  • возможное резкое замедление прогресса в результате глобального финансового кризиса и деструктивной конкуренции между США и Европейским валютным союзом.

3. Формирование глобальных монополий идет:

  • на глобальных рынках отдельных финансовых инструментов;
  • в ходе интеграции этих рынков (снижения “цены перехода” между ними до пренебрежимого уровня) по мере развития информационных технологий - в виде формирования единой глобальной монополии.

Эти процессы уже в ближайшие годы потребуют создания механизма наднационального регулирования глобальных монополий, которое будет носить болезненный характер.

Все развитие человечества, в том числе в области экономики, определяется сегодня и будет определяться в ближайшее десятилетие достижением нового качественного уровня сразу двумя фундаментальными процессами: развитием новых технологий, в первую очередь информационных, и опирающейся на него быстрой глобализацией конкуренции, в первую очередь на финансовых рынках.

I. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1.1. Информационные технологии: деньги теряют значение

Развитие технологий привело в середине 90-х годов к фактическому созданию наиболее развитой частью человечества того самого “информационного общества”, о котором на протяжении последних десятилетий говорили так много, что перестали воспринимать его всерьез.

Реалии его функционирования, причинно-следственные связи и конкурентный потенциал в силу интеллектуального и технологического разрыва мало доступны для восприятия теми, кто находится за его пределами.

Важнейшим проявлением качественного технологического рывка, приведшего к возникновению информационного общества, и одновременно одним из его существенных черт является появление и стремительное распространение так называемых “мета-технологий”.

Специфика этого типа технологий в том, что сам факт их применения делает для применяющей их стороны принципиально невозможной всякую серьезную конкуренцию с разработчиком этих технологий. Это своего рода плата за допуск к более высокой эффективности, обеспечиваемой этими технологиями, ранее встречавшаяся лишь в дилерских и лицензионных системах. Современные передовые технологии в явной или неявной форме ставят пользователя в положение лицензиата.

Наиболее наглядные примеры метатехнологий:

  • сетевой компьютер: рассредоточение его памяти в сети дает разработчику всю информацию пользователя и позволяет первому вмешиваться в деятельность последнего или даже управлять ей (принцип внешнего управления включенного в сеть компьютера уже реализован);
  • современные технологии связи, позволяющие перехватывать все телефонные сообщения на территории всего мира; в ближайшее время станет возможна полная компьютерная обработка всего объема этих сообщений и перехват всех сообщений в сети “Интернет”;
  • различные организационные технологии ; их основные подгруппы:
  • технологии управления , в том числе организации деятельности корпорации: ориентированные на культуру и систему ценностей страны-разработчика, они снижают конкурентоспособность корпораций, представляющих другие культуры; следует отметить, что в общем случае распространение в обществе чужеродного типа культуры, не интегрирующейся с культурой этого общества и поэтому не столько обогащающей ее, сколько остающейся обособленной от нее, ослабляет конкурентоспособность данного общества ;
  • технологии формирования массового сознания : постоянная адаптация последнего к формам воздействия на него вызывает объективную необходимость постоянного же обновления этих форм; без получения обновленных технологий, которые появляются сначала в стране-лидере, а уже затем тиражируются в остальных странах, массовое сознание обществ, использовавших эти технологии воздействия на него, начнет выходить из-под контроля государства.

Сегодня именно эти технологии из-за своей наибольшей производительности стали господствующими. Именно они, стремительно распространившись буквально в последние годы, стали технологической составляющей информационного общества: говоря о нем с точки зрения технологий, мы, возможно, не отдавая себе отчет и не зная об их особенностях, имеем в виду в первую очередь именно метатехнологии.

Вполне естественно, что переход от создания новых технологий к их распространению и возникновению таким образом информационного общества наиболее концентрированно выразил лидер этого процесса - У.Гейтс. Он указал, что главным фактором развития информационных технологий, в отличие еще от прошлого, 1997 года, становится не их собственное совершенствование, но комплексное применение уже имеющихся технических решений для обеспечения “информационной прозрачности” всех стран - “прозрачности”, насколько можно понять, вполне односторонней для стран, создающих метатехнологии, и служащей обеспечению их глобальных конкурентных преимуществ.

Однако значение распространения информационных технологий отнюдь не ограничивается возникновением метатехнологий и надежным обеспечением интеллектуального, психологического и технологического лидерства их создателей. Помимо обеспечения глобальной информационной прозрачности, наиболее важной чертой информационных технологий является возможность (в 1999 году, вероятно, еще потенциальная) глубокой и относительно произвольной перестройки массового сознания .

Дело в том, что, в отличие от традиционных “материальных” технологий, продуктом которых является товар, продуктом информационных технологий волей-неволей является определенное состояние человеческого сознания, в том числе массового. Более того: значительная часть информационных технологий изначально предназначена именно для такой перестройки сознания, имея ее в качестве главной цели воздействия.

Влиять на сознание оказалось намного эффективней, чем на материал. Связанные с таким влиянием технологии уже получили название “high-hume” в противовес традиционному “high-tech’у”. Если раньше технологии были направлены на материю, то теперь они перенацеливаются на общественное сознание, общественную культуру. Помимо высочайшей производительности, технологии “high-hume” отличаются еще и высочайшей изменчивостью, то есть максимальной скоростью прогресса.

Мир-системный подход к глобализации. Теории глобального капитализма. Теории сетевого сообщества. Теории пространства, места и глобализации. Теории транснациональности и транснационализма. Модерн, постмодерн и глобализация. Теория глобальной культуры.

II.Вопросы государственного экзамена по направлению «Философия»

Образовательная программа «Философия, политика, экономика»

1. Современное состояние проблемы самообоснования философии.

2. История философии как методологическая проблема.

3. Онтологические модели и научные картины мира

4. Современная эпистемологическая ситуация в философии и науке

5. Проблема человека с современной философии

6. Основные экзистенциалы и категории аналитики человеческого бытия

7. Что зовется мышлением?

8. Философский образ и дисциплинарные модели человека в современных социогуманитарных науках

9. Человек как этическое существо. Значение этической проблематики для социогуманитарных наук

10. Современная теория познания

11. Понятие рациональности. Новые типы научной рациональности.

12. Проблематика философии культуры.

13. Концептуальные проблемы осмысления межкультурной коммуникации.

14. Природа ценностей и аксиологический подход в социо-гуманитарном познании

15. Современная философия языка

16. Социальная философия и современная социальная теория

17. Основные версии понимания социального в современной философии

18. Современная философия истории.

19. Философское учение о методе и методологическая миссия современной философии

20. Феноменологический подход в социогуманитарном познании

21. Герменевтика как методология гуманитарного познания

22. Герменевтика как теория и методология интерпретации

23. Философская компаративистика и кросс-культурный подход

24. Методологические основания социальной (культурной) антропологии.

25. Социология: единство количественной и качественной методологий

26. Культурология и проблема целостного знания культуры

27. Лингвистическое измерение объектов социально-гуманитарного познания

28. Становление экономики как науки. Основные темы современной экономической науки.

29. Философские и методологические основания классической политэкономии.

30. Философско-методологические основания политэкономии К.Маркса

31. Спор о методе в неоклассическом направлении экономической науки

32. Кембриджская школа и философия здравого смысла Дж.Кейнса

33. Феномен «экономического империализма» в мейнстриме экономической науки ХХ века.



34. Современное состояние методологии экономической науки

35. Экономические основы управления

36. Макроэкономические аспекты управленческой экономики

37. Становление науки управления и маркетинга.

38. Политическая наука и политическая философия

39. Основные типы политической философии

40. Методологические подходы к предмету политической философии

41. Онтология политической власти

42. Концепт политического насилия

43. Концепт идентичности

44. Теория природы человека в политической философии

45. Политический хронотоп

46. Дискурс политики памяти и исторической политики

47. Предмет и основные направления политической дискурсологии

48. Классические и современные идеологические концепции

49. Современный национализм

50. Либеральные течения в современной политической философии

51. Консервативная политическая мысль

52. Политическая философия радикализма

53. Политическая философия коммунитаризма, мультикультурализма и феминизма

54. Современные теории глобализации

Основная:

1. Барановский, В.Г., Богатуров А.Д. Современные глобальные проблемы / В.Г. Барановский, А.Д. Богатуров. - М.: Аспект-пресс, 2010. – 350 с.

2. Барковский, П.В. Феномены понимания. Контуры современной герменевтической философии / П.В. Барковский. – Мн.: Экономпресс, 2008. – 175 с.

3. Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод / М. Коэн, Э. Нагель. – Челябинск: Социум, 2010. – 654 с.

4. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущие: учебник / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. – М.: ИНЭС, 2008. – 576 с.

5. Малявин, В.В. Конфуций / В.В. Малявин. – М.: Молодая гвардия, 2010. – 336 с.

6. Межкультурная коммуникация: теория, методология и практика: концептуальный учебный курс / под ред. С.Е. Ячина. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2011. - 263 с.

7. Микешина, Л.А. Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки / Л.А. Микешина. - М.: РОССПЭН, 2010. – 575 с.



8. Степанянц, М.Т. Восточные философии: учебник для вузов / М.Т. Степанянц. – М.: Академический проект, 2011. – 549 с.

9. Ячин С.Е., Конончук Д.В., Поповкин, А.В. Буланенко М.Е. Дао и телос в смысловом измерении культур восточного и западного типа: монография / С.Е. Ячин [и др.] – Владивосток: изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2011. – 324 с.

10. Ячин, С.Е. Состояние метакультуры / С.Е. Ячин. – Владивосток: Дальнаука, 2010. - 268 с.

11. Ячин С.Е., Поповкин А.В., Буланенко М.Е. Метакультурное сообщество: встреча на границах культурных сред // Научный и общественно-политический журнал. – 2010. - №6 (30). - С. 232-242.

Дополнительная:

1. Азроянц Э. Гобализация: катастрофа или путь к развитию? / Э Азроянц. - М.: Новый век, 2002. – 416 с.

2. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпрета­ция культуры. Культурология ХХ в. - СПб: Университетская кни­га, 1997. - 728 с.

3. Бадью А. Этика. Очерк о сознании зла / А. Бадью. - СПб.: Machina, 2006. – 126 с.

4. Бадью, Ален, Манифест философии / сост. и пер. с франц. В. Е. Лапицкого. - СПб.: Machina, 2003.-184 с.

5. Блинов А. и др. Аналитическая философия: учебное пособие / под ред. М.В. Лебедева, А.З. Черняка. - М.: РУДН, 2004. - 740 с.

6. Борох Л.Н. Конфуцианство и европейская мысль на рубеже XIX-XX вв. / Л.Н. Борох. – М.: Восточная литература РАН, 2001. – 287 с.

7. Бочинин В.А. Национальная идея для России / В.А. Бочинин. - СПб: Алитея. – 2005.

8. Валерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валерстайн. - СПб.: Университетская книга,2001. – 416 с.

9. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс, 2000. – 797 с.

10. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум / П.П. Гайденко. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 528 с.

11. Гирц К. Интерпретация культур / пер. с англ. О.В. Барсукова, А.А. Борзунов. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 560 с.

12. Гране М. Китайская мысль от Конфуция до Лаоцзы / М. Гране. – М.: Республика, Алгоритм, 2008. – 528 с.

13. Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). – М.: «Восточная литература» РАН, 1992.

12. Гришаева Л. И., Цурикова Л. В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. – 4-е изд., М.: Академия, 2007. – 336 с.

14. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / Т.Г. Грушевицкая [и др.] – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 352 с.

15. Гудмен Н. Способы создания миров / Н. Гудмен. - М.: Идея-пресс, Праксис, 2001. – 376 с.

16. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология//Вопросы философии. - 2002, №7.

17. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. - т.1. / М.Л. Титаренко [и др.] – М.: «Восточная литература» РАН, 2006. – 368 с.

18. Дэвидсон, Д. Истина и интерпретация / Д. Дэвидсон. - М. : Праксис», 2003.

19. Колесников, А. С. Философская компаративистика: Восток – Запад: учебное пособие / А.С. Колесников. - СПб.: СПбГУ, 2004. – 390 с.

20. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. – М.: МИСК, 2005. – 768 с.

21. Лавджой, А. Великая цепь бытия: История идеи / пер. с англ. В. Софронова-Антомони. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. – 376 с.

22. Лебедев М.В., Черняк А.З. Онтологические проблемы референции / М.В. Лебедев, А.З. Черняк. - М.: Праксис, 2001. – 164 с.

23. Лукин В.М. Очерк теории цивилизации: учебное пособие / В.М. Лукин. – СПб.: СПбГУ,2006. – 184 с.

24. Малиновский Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский. - М.: ОГИ, 2005. – 184 с.

25. Межкультурная коммуникация: теория, методология и практика. Владивосток: ДВГТУ, 2001. – 352 с.

26. Патнэм Х. Разум, истина, история / Х. Патнэм. – М.: «Праксис», 2002. – 296 с.

27. Сравнительная философия: Моральная философия в контексте многообразия культур / Ин-т философии. - М.: Восточная лит., 2004. – 319 с.

28. Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного / Е.А. Торчинов. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 480 с.

29. Уайт Л. Символ: начало и основа человеческого поведения / Л. Уайт – М.: РОССПЭН, 2004.

30. Уайт Л. Избранное: наука о культуре / Л. Уайт. - М.: РОССПЕН, 2004. – 960 с.

31. Уотс А. Дао – путь воды / А. Уотс. – Киев: София, 1996. – 288 с.

32. Философия социальных и гуманитарных наук: учебное пособие для вузов / под общ. ред. проф.С.А. Лебедева. - М.: Академический проект, 2006. – 416 с.

33. Фэн Ю-лань Краткая история китайской философии / Фэн Ю-лань. – СПб.: Евразия, 1998. – 376 с.

34. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне: Ю. Хабермас. - М.: Весь мир, 2003. – 416 с.

35. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: «Канон + », РООИ «Реабилитация», 2009. – 1248 с.

36. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. / В.А. Ядов. - Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995. – 328 с.

37. Язык, истина, существование: хрестоматия в 2-х частях / сост. В.А.Суровцев. – Томск: изд-во ТГУ, 2002.

13. Ячин С.Е. Слово и феномен / С.Е. Ячин. - М.: Смысл, 2006. – 138 с.

38. Ячин С.Е. Человек в последовательности событий жертвы, дара и обмена / С.Е. Ячин. - Владивосток: Дальнаука, 2001. - 279 с.

39. Lycan W.G. Philosophy of Language. A Contemporary Introduction. 2 nd ed. N.Y. and London, Routledge, Taylor & Francis Group, 2008. – 221 p.

IV.Методическое обеспечение дисциплин, включенных в программу государственного экзамена

1. Учебная, научная и методическая литература, имеющаяся в НБ ДВФУ

Дисциплина
Микешина, Л.А. Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки. М.: РОССПЭН, 2010. – 575 с
Ячин С.Е. Состояние метакультуры. Вл-к: Дальнаука, 2010
Ячин С.Е. Аналитика человеческого бытия. М.: ИНФРА-М, 2014
Методы исследования в социогуманитарных науках Межкультурная коммуникация: теория, методология и практика: концептуальный учебный курс/ Под ред. С.Е. Ячина. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2011, 263 с.
Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод. Челябинск: Социум, 2010.
Микешина, Л.А. Философия познания. Проблемы эпистемологии гуманитарного знания. Изд.2-е, дополн. - М., 2009.
Дао и телос в смысловом измерении культур восточного и западного типа: Монография / С. Е. Ячин и [др]. - Владивосток: Издательство Дальневосточного федерал. ун-та, 2011. – 324 c.
Философия экономики Шумпетер Й. Марксистская доктрина // Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика, 1995.
Долгин А. Манифест новой экономики. М.,2010.
Философия политики Алексеева Т.А., Кравченко И.И. Политическая философия: к формированию концепции // Вопросы философии. 2009. № 3. С. 3- 23.
Что такое политическая философия: размышления и соображения. Цикл лекций / Александр Пятигорский. - М.: Издательство «Европа», 2007, - 152 с.

2. Периодические издания, имеющиеся в фондах НБ ДВФУ

"Вопросы философии"

"Человек"

"Философские науки"

"Вестник РФО"

Электронные ресурсы

№ п/п Наименование дисциплины Ссылка на информационный ресурс Наименование разработки в электронной форме
1. Современные проблемы философии http://elibrary.ru/item.asp?id=15564545 Корытин П.В. Проблема природы ценностей в современной западной философии, 2010, № 6
http://elibrary.ru/item.asp?id=14308409 Орлов В.В. Проблема сложности в современной зарубежной философии, 2010, № 1
Современные методы в социогуманитарных науках http://znanium.com/bookread.php?book=403679 Батурин, В. К. Теория и методология [Электронный ресурс] : Монография / В. К. Батурин. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. - 305 с
http://znanium.com/bookread.php?book=398145 Аудит: расширяем границы науки (теория и методология): Монография / И.В. Федоренко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 100 с.
http://www.ecsocman.edu.ru/data/936/889/1216/005Ikonnikova.pdf Иконникова Н. К. Социология культуры. – [Электронный ресурс]. Режим доступа:
Философия политики http://www.politnauka.org/ Политическая наука. Новые направления. Под ред. Р. Гудина и Х. Клингеманна. Москва: Вече. 1999.
http://www.twirpx.com/file/709485/
Панарин А.В. Философия политики. М., 1996.
Философия экономики http://znanium.com/catalog.php?item=tbknov&code=8# Философско-методологический анализ экономических теорий. Составитель – У.Мяки. М.:ГУ-ВШЭ, 2000.
http://www.intelros.ru/pdf/Reyting/NovEkonomika.pdf
Долгин А. Манифест новой экономики. М., 2010