Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Налогообложение для нерезидентов рф в году. Удерживаем с иностранца ндфл за патент. Иностранные граждане, имеющие статус беженцев

С 2015 года иностранные граждане, прибывшие в Россию из стран, не требующих оформления визы, могут осуществлять трудовую деятельность по найму только на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Согласно ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ патент выдается иностранным гражданам, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан.

Без оформления патента могут работать:

  • иностранцы, оформившие разрешение на работу в качестве высококвалифицированных специалистов (ВКС);
  • иностранцы, прибывшие из стран членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в частности граждане: Беларуси, Казахстана, Киргизии и Армении;
  • иностранцы, получившие статус Беженцев;
  • иностранцы, получившие временное убежище на территории РФ.

Патент - это документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, на временное осуществление на территории субъекта РФ трудовой деятельности.

Выдается патент иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев, с возможностью его неоднократного продления на период от одного месяца, но не более чем на 12 месяцев со дня выдачи патента, путем оплаты мигрантом фиксированных авансовых платежей.

Согласно п. 2 и 3 ст. 227.1 НК РФ установлено, что фиксированные авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц уплачиваются иностранцем за каждый месяц действия патента в размере 1200 руб. с учетом индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, а также на коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта Российской Федерации.

В 2016 году коэффициент-дефлятор согласно Приказу Минэкономразвития России от 20.10.2015 N 772 составил 1,514, а региональный коэффициент в г. Москве 2,3118 (Закон г. Москвы от 26.11.2014 N 55).

Таким образом, стоимость патента в месяц (фиксированного авансового платежа по НДФЛ) в г. Москве составляет 4 200,00 руб. (1200 х 1,514 х 2,3118).

Оплачивать фиксированный авансовый платеж иностранец может, как помесячно, так и сразу за несколько месяцев вперед, но не более срока, на который выдается патент (максимальный срок 12 месяцев).

При заключении договорных отношений с иностранцем, оформившим в установленном порядке патент, организация-работодатель выступает в качестве налогового агента по НДФЛ. То есть налоговый агент должен исчислить общую сумму НДФЛ с доходов налогоплательщиков - иностранных граждан (используя налоговую ставку в размере 13% - п. 3 ст. 224 НК РФ) независимо от статуса их получателя - резидент или нерезидент.

Получается, что за один и тот же налоговый период иностранный работник уплачивает НДФЛ дважды, первый раз авансом в виде фиксированного авансового платежа за каждый месяц действия патента, а затем по факту из начисленного вознаграждения удерживает и перечисляет в бюджет НДФЛ налоговый агент.

Во избежание двойного налогообложения согласно п.2 ст.226 и п.6 ст.227.1 НК РФ на основании письменного заявления иностранца и квитанции об уплате фиксированных авансовых платежей, налоговый агент уменьшает исчисленный НДФЛ на сумму уплаченных авансовых платежей по НДФЛ. Для уменьшения исчисленного НДФЛ только заявления иностранца и факта уплаты авансовых платежей мигрантом недостаточно. Налоговому агенту необходимо обратиться в налоговый орган за подтверждением права учесть при удержании НДФЛ уплаченные авансовые платежи.

Подтверждающим документом является Уведомление о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы НДФЛ на сумму уплаченных налогоплательщиком (мигрантом) фиксированных авансовых платежей, которое направляется одному налоговому агенту в налоговом периоде в течение 10 рабочих дней со дня получения налоговым органом от него заявления. Форма Уведомления утверждена Приказом ФНС России от 17.03.2015 N ММВ-7-11/109@.

Без Уведомления работодатель, являющийся налоговым агентом, не вправе учитывать уплаченные мигрантом авансовые платежи и в обычном порядке удерживает с выплат пользу иностранного работника НДФЛ по ставке 13%.

В случае если исчисленная сумма НДФЛ за месяц соответствующего налогового периода меньше суммы уплаченного фиксированного авансового платежа, то разницу можно принять к вычету в следующем месяце (Письмо ФНС России от 23.09.2015 N БС-4-11/16682@).

Например:

Иностранец устроился на работу к работодателю, который находится на территории г. Москвы с 1 февраля 2016 года, сразу написал заявление на уменьшение исчисленного НДФЛ на уплаченный авансом НДФЛ 4200,00 руб. В конце февраля налоговый агент получил от налогового органа Уведомление о праве учесть фиксированные авансовые платежи.

За февраль было начислено иностранцу 30000,00 руб., исчисленный НДФЛ составил 3900,00 руб. (30000,00 х 13%), который нужно уменьшить на уплаченный авансом платеж 4200,00 руб., но не более чем на исчисленный НДФЛ 3900,00 руб. Разница между уплаченным фиксированным платежом и исчисленным НДФЛ 300,00 руб.(4200 – 3900).

В марте начислено иностранцу 40000,00 руб., исчисленный НДФЛ составит 5200,00 руб.(40000,00 х 13%), который нужно уменьшить на уплаченный авансом платеж за март 4200,00 руб. и разницу с февраля 300,00 руб. К уплате в бюджет НДФЛ составит 700,00 руб. (5200,00 – 4200,00 – 300,00).

Если сумма уплаченных за период действия патента, применительно к соответствующему налоговому периоду фиксированных авансовых платежей, превышает сумму налога, исчисленную по итогам этого налогового периода исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов, сумма такого превышения не является суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату или зачету налогоплательщику (п. 7 ст. 227.1 НК).

НДФЛ у иностранных работников для трудоустройства, которым не нужно оформлять патент и платить фиксированные авансовые платежи, составляет 13% не зависимо от статуса резидент или нет. К таким иностранцам относятся:

  • высококвалифицированные специалисты (абз.4 п.3 ст.224 НК РФ);
  • беженцы и лица, получившие временное убежище (абз.7 п.3 ст.224 НК РФ);
  • иностранцы, прибывшие из стран ЕАЭС (Беларуси, Казахстана, Киргизии и Армении) п. 1 ст. 7 НК РФ; ст. 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

У остальных безвизовых иностранцев исчисленный налоговым агентом НДФЛ по ставке 13% уменьшается на сумму, уплаченную самим мигрантом фиксированных авансовых платежей.

По итогам налогового периода (календарного года), налоговый агент не позднее 1 апреля года, следующего за налоговым периодом, о каждом налогоплательщике предоставляет сведения в налоговый орган по форме 2-НДФЛ, о доходах и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет. В этой же форме отражается сумма фиксированных авансовых платежей, принимаемая в уменьшение суммы исчисленного НДФЛ.

Искренне Ваш,

«Правовест Аудит»

8 (495) 231 - 23 - 21 (многоканальный)

Мы всегда рады помочь Вам! Обращайтесь к профессионалам!

Кто такой "налоговый резидент" и чем он отличается от налогового нерезидента

В этой статье я постарался ответить на все вопросы, связанные с , а также с ситуациями, когда граждане РФ по каким-то причинам находились за границей РФ больше полугода, получая при этом регулярный доход или умудрились в этот же период времени продать какое-либо имущество (квартиру, дом, другую недвижимость , автомобиль, ювелирные изделия и др.).

Налоговое законодательство написано так, чтобы прочитав его никто и никогда не понял - кто такие налоговые нерезиденты и как это определить - ведь в Налоговом кодексе РФ (НК) нет ни четкого и понятного определения понятия "налоговый резидент", ни понятия "налоговй нерезидент"

налоговый нерезидент - это такое физическое лицо, которое находится на территории России менее 183 дней в течение календарного года .

Примечание : приведен порядок определения статуса налогового резидента РФ, исходя из положений Налогового кодекса РФ. Между тем в силу ст. 7 НК РФ если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров . Это означает, что международное соглашение может в том числе устанавливать иной порядок определения резидентства. В качестве примера в Письме ФНС России от 01.10.2012 N ОА-3-13/3527@ приведены:

    Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" от 05.12.1998 (статья 4);

    Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов" от 08.02.1995 (статья 4).

(! ) При этом положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, а также о подтверждении статуса нерезидента России, Налоговый кодекс РФ до 2017 года не содержал.

Как мы видим, для определения статуса физ.лица имеет значение лишь один критерий - время нахождения на территории России, а другие критерии (в т.ч. - гражданство) никакого значения не имеют. При этом (согласно п. 2 статьи 207 НК) физ. лицо считается находящимся на территории РФ и в тех случаях, когда физ. лицо выезжает за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее 6 месяцев):

  • обучения;

    исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Примечание : важно отметить, что основанием для учета периода краткосрочного обучения или лечения за границей в количестве дней нахождения на территории РФ является цель выезда: краткосрочное обучение или лечение. Если же физическое лицо находилось за границей с иными целями и в этот период прошло там обучение (лечение) длительностью до шести месяцев, дни обучения (лечения) в период нахождения в РФ не включаются. В частности, подобные разъяснения в отношении краткосрочного обучения можно найти в Письме Минфина России от 26.09.2012 № 03-04-05/6-1128.

Документами, подтверждающими нахождение физического лица за пределами Российской Федерации для лечения или обучения, могут являться договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение), справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения), с указанием времени проведения лечения (обучения), а также копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (Письмо Минфина РФ от 26.06.2008 N 03-04-06-01/182).

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц за пределами Российской Федерации в целях лечения, могут являться копии страниц загранпаспорта со специальными (лечебными) визами, выданными консульскими органами иностранных государств, и отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, а также копии договоров с иностранными медицинскими учреждениями об оказании соответствующих услуг (Письмо ФНС России от 27.05.2016 № ОА-3-17/2417@, от 10.06.2016 N ЗН-3-17/2619@).

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц за пределами Российской Федерации в целях обучения, могут являться копии страниц загранпаспорта со специальными (учебными) визами, выданными консульскими органами иностранных государств, и отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, а также копии договоров с иностранными образовательными учреждениями об оказании соответствующих услуг (Письмо ФНС России от 15.10.2015 N ОА-3-17/3850@).

Головоломкой является ответ на вопрос о налоговом статусе и для тех лиц, которые собираются на длительное время уехать из России в командировку или на ПМЖ, в связи с чем продают свое имущество - квартиру, землю, дом, гараж, автомобиль и другое имущество.

А ведь это принципиальный для любого человека вопрос, от которого зависит какой налог должен удерживаться с дохода такого лица (налог на доходы физических лиц или НДФЛ) - 13% или 30%, ведь разница в 2,3 раза очень существенная.

Разъяснений о том, должны налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента РФ или нет, а также не говорится о том, в каком порядке это следует делать налоговым агентам .

А если учесть, что как само налоговое законодательство, так и мнение Минфина РФ и ФНС РФ меняются как погода в сентябре, то становится грустно.

Порядок определения статуса "налоговый резидент - нерезидент" или как посчитать период в 12 месяцев и 183 дня при определении статуса физического лица

Что же означает практически пребывание "не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев"?

Практически это означает, что:

    наличие или отсутствие гражданства РФ никакого значения для определения статуса налогового резидента (нерезидента) не имеет (т.е. как налоговыми резидентами, так и нерезидентами могут быть и граждане РФ, и иностранные граждане и лица без гражданства);

    учитывается любой непрерывный 12-месячный период, который может начаться в одном году, а закончиться - в другом (это актуально для выплаты зарплаты нерезидентам);

    окончательный статус налогоплательщика определяется по окончании календарного года (п. 3 статьи 225 НК), поскольку налоговым периодом для НДФЛ является календарный год .

    Примечание : Доходы в связи с работой по найму, осуществляемой в РФ гражданами государств - членов Евразийского экономического союза, подлежат обложению НДФЛ с применением налоговой ставки 13% начиная с первого дня их работы на территории РФ. При этом по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде. Если по итогам налогового периода сотрудники организации не приобрели статус налогового резидента (находились в РФ менее 183 дней), их доходы, полученные в данном налоговом периоде, подлежат обложению НДФЛ по ставке в размере 30% (письмо Минфина России от 27 февраля 2019 г. № 03-04-06/12764).

183-дневный период определяется путем сложения всех календарных дней, в которые налогоплательщик находился в России в течение 12 идущих подряд месяцев.

В этот 183-дневный срок включаются и день въезда в РФ и выезда из России. Этот вывод подтверждают и разъяснения ФНС , изложенные в Письме ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@.

Здесь же надо обратить внимание на то, что 183-дневный период не прерывается на периоды выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения налогоплательщика.

Примечание : хотя:

предлагаем исходить из:

По указанным причинам для определения статуса предлагаю:
  • исходить из приведенного выше определения статуса налогового резидента (нерезидента);
  • п. 3 статьи 225 НК, в соответствии с которым налоговым периодом для НДФЛ является календарный год ;
  • обращаться (письменно) в ФНС по месту своего жительства (пребывания) или месту нахождения недвижимого имущества.

Нашу точку зрения подтвердил и Минфин РФ, который в своем Письме от 21.04.2016 № 03-08-РЗ/23009 запретил применять письма, в которых изложена эта позиция, поскольку она противоречит налоговому законодательству,

Особенности статуса "налоговый нерезидент"

Наличие статуса "налоговый нерезидент РФ" имеет следующее особенности:

    лица, не являющиеся налоговым резидентами РФ, являются плательщиками НДФЛ только по доходам, полученным от источников в РФ ;

    определение статуса налогового резидента производится на каждую дату выплаты дохода (это правило актуально при выплате регулярного дохода (заработная плата и иные регулярные платежи) и направлено на то, чтобы не удерживать лишний налог с того момента, когда физ.лицо стало налоговым резидентом);

    возврат излишне уплаченного налога (НДФЛ) теперь можно получить только по окончании календарного года и только через налоговую инспекцию;

    Примечание : правло действует, если имущество продано до 31 декабря 2018 года. С 01.01.2019 такие доходы освобождаются от уплаты НДФЛ.

Налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) для налоговых резидентов и нерезидентов

С доходов, которые физическое лицо получило установлены следующие ( НК):

    для налоговых резидентов - 13%;

    для налоговых нерезидентов - 30%.

Для налоговых нерезидентов, которые являются с 1 июля 2010 года доходы от осуществления трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13%.

По мнению ФНС РФ, ставка 13% применяется в том случае, если соответствующие выплаты предусмотрены трудовым или гражданско-правовым договором. Иные выплаты, производимые в пользу иностранных высококвалифицированных специалистов (материальная помощь, подарки и т.д.), должны облагаться НДФЛ по налоговой ставке в размере 30%.

Налоговые ставки по НДФЛ для граждан Республики Беларусь, работающих в России и граждан РФ, работающих в Белорусии

Подтверждение нахождения в Российской Федерации граждан Республики Беларусь осуществляется в общем порядке с учетом положений Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995, подписанного 24.01.2006 (далее - Протокол).

Согласно статье 1 Протокола вознаграждение, получаемое гражданином РФ или Республики Беларусь в отношении работы по найму, если (к примеру) между организацией и гражданином Республики Беларусь заключен трудовой договор , предусматривающий его нахождение на территории России не менее 183 дней , доходы такого работника организации, полученные от источников в Российской Федерации, подлежат налогообложению по ставке 13 процентов с даты начала работы по найму .

Этот вывод подтверждают и разъяснения Минфина РФ (к примеру, Письма Минфина РФ от 14.04.2011 № 03-04-05/6-259, от 21.02.2011 № 03-04-05/6-112).

Удержание налога по более высокой ставке и его перерасчет производятся, только если трудовая деятельность белорусского работника на территории России была прекращена (т.е. трудовой договор был расторгнут) до истечения 183 дней. В этом случае обязанность по уплате уточненной в результате перерасчета суммы налога исполняется физлицом самостоятельно - налоговый агент не обязан доудерживать сумму налога из его доходов. Пени и штрафы в этих случаях не начисляются.

Доходы по договору гражданско-правового характера приравнивается к работе по найму, поэтому налоговый агент удерживает НДФЛ с дохода, выплачиваемого такому гражданину страны - члена ЕАЭС, по ставке 13% с первого дня его работы в России (Письмо Минфина России от 17.07.2015 № 03-08-05/41341).

налоговой декларации патента статьей 227 1 НК.

Особенности налогообложения граждан Украины

Между Правительствами России и Украины заключено Соглашение от 08.02.1995 "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов" (далее - Соглашение).

По условиям пункта 1 статьи 15 Соглашения доходы граждан Украины от работы по найму в России облагаются НДФЛ в России . Но если гражданин Украины проработал в России в общей сложности менее 183 календарных дней течение календарного года , то его доходы подлежат налогообложению на Украине .

Для этого (по правилам пункта 2 статьи 232 НК РФ) работнику - гражданину Украины следует представить работодателю и в налоговый орган, где работодатель состоит на налоговом учете, подтверждение своего постоянного местопребывания на территории Украины, выданное налоговыми органами Украины.

получившими временное убежище на территории России,

Исчисление и уплата НДФЛ, а также подача налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента , выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ, производятся в порядке, установленном статьей 227 1 НК.

Особенности налогообложения для граждан Республики Казахстан

Между Российской Федерацией и Республикой Казахстан действует Конвенция от 18.10.1996 "Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал", далее - Конвенция.

Статьей 15 Конвенции предусмотрено, что вознаграждение, получаемое резидентом Республики Казахстан в связи с работой по найму, осуществляемой в Российской Федерации, облагается налогом только в Республике Казахстан , если:

    Получатель находится в России в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней за любые 12 месяцев;

    Вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося резидентом России ;

    Вознаграждение не выплачивается постоянным учреждением или постоянной базой, которую наниматель имеет в России.

В переводе с русского на понятный это означает, что если гражданин Республики Казахстан живет и работает в России меньше 183 дней в календарном году или зарплату платит налоговый нерезидент РФ, то зарплата за выполнение трудовых обязанностей (т.е. - по трудовому договору) не облагается налогом на доходы физических лиц () в России, а подлежит налогообложению в Республике Казахстан.

Для освобождения от уплаты НДФЛ в России с доходов (по правилам пункта 2 статьи 232 НК РФ), необходимо представить официальное подтверждение того, что гражданин Республики Казахстан является ее налоговым резидентом.

Подобные соглашения (конвенции) об устранении двойного налогообложения также заключены с Киргизией, Таджикистаном и некоторыми другими государствами.

Согласно положениям статьи 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (вступил в силу 01.01.2015) доходы в связи с работой по найму, полученные гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, с 1 января 2015 г. облагаются по налоговой ставке 13 процентов, начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации (разъяснения, данные в Письме Минфина России от 27.01.2015 N 03-04-07/2703 и Письме ФНС России от 10.02.2015 N БС-4-11/1561@ "О налогообложении доходов от работы по найму, полученных гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, в связи с вступлением в силу 01.01.2015 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года").

Исчисление и уплата НДФЛ, а также подача налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента , выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ, производятся в порядке, установленном статьей 227 1 НК.

Особенности налогообложения доходов граждан Армении

Из положений пункта 2 статьи 14 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Армения об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество от 28.12.1996 следует, что доходы, выплачиваемые резиденту Армении российским нанимателем, могут облагаться налогом в Российской Федерации.

С 01.01.2015 вступил в силу Договор о Евразийском Экономическом Союзе. Из положений статьи 73 этого Договора следует, что с 01.01.2015 доходы, выплачиваемые российскими работодателями, в том числе физическими лицами, гражданам Армении по трудовым договорам, облагаются в России по ставке 13 процентов независимо от налогового статуса получателей этих доходов, если работа выполняется ими на территории России.

Особенности налогообложения доходов граждан Киргизии

12 августа 2015 г. вступил в силу Договор о присоединении Киргизии к Евразийскому экономическому союзу, а это означает, что киргизские граждане:

  • могут работать в России без трудового патента ;
  • продолжительность временного пребывания (проживания) трудящихся-мигрантов из Киргизии и членов их семей на территории нашей страны определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем. В случае расторжения этих договоров по истечении 90 суток с даты въезда в Россию киргизские граждане вправе без выезда в течение 15 дней заключить новый договор;
  • с 20 июля 2015 года прибывшие для работы в Россию трудящиеся-мигранты, а также члены их семей освобождены от обязанности вставать на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда. При въезде в Россию по документам, допускающим проставление отметок о пересечении госграницы, граждане Киргизии освобождаются от заполнения миграционной карты при условии, что срок их пребывания не превысит 30 суток с даты въезда;
  • киргизские трудящиеся-мигранты освобождены от прохождения процедуры признания документов об образовании, выданных в их стране.

ФНС России в своем Письме от 27.08.2015 N ЗН-4-11/15078"О налогообложении доходов физических лиц" разъяснил , что:

Порядок возврата НДФЛ нерезиденту при смене статуса в течение года

С 1 января 2011 года порядок возврата НДФЛ при смене статуса в течение календарного года принципиально изменился - теперь:

Важно знать, что перерасчет и последующий возврат НДФЛ происходит только за тот год, в котором у налогоплательщика изменился статус и он стал налоговым резидентом. Например, он приехал в Россию в сентябре 2013 года и сразу (в сентябре) устроился на работу. Через 6 месяцев (с апреля 2014 года) такой работник стал налоговым резидентом. В такой ситуации этот налогоплательщик может расчитывать на возврат излишне уплаченного НДФЛ.

Таким образом, с 1 января 2011 года введен специальный порядок возврата сумм НДФЛ в связи с перерасчетом налога с доходов физического лица после приобретения им статуса налогового резидента РФ.

Такой пересчет осуществляется налоговым органом по месту постановки налогоплательщика на учет по окончании налогового периода при подаче следующих документов:

На основании этих документов налоговый орган обязан принять решение о возврате суммы излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (пункт 8 статьи 231 НК).

Воспользоваться такими рекомендациями или нет - решать Вам. Но надо иметь в виду, что такакя ситуация называется Вашим налоговым риском , т.е. тот, кто рекомендует - ничем не рискует, а ответственность за реализацию таких ремоендаций будет нести налоговый агент.

Необходимые документы, обосновывающие и подтверждающие статус налогового резидента или нерезидента

Должны налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента или нет, в Налоговом кодексе РФ нет ни слова - это было бы забавно, если бы не выбор между ставками в 13% и 30% по доходам. А ведь это очень важный вопрос в том числе и для бухгалтера, так как организация как налоговый агент должна удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ с доходов, которые она выплачивает работникам, а так как ставки различны в 2,3 раза, то это очень существенный момент.

С 1 января 2011 г. налоговые агенты обязаны самостоятельно разрабатывать регистры налогового учета данных о физических лицах и определять порядок отражения в них сведений. Такие регистры обязательно должны содержать данные, которые позволяют идентифицировать налогоплательщика, определить его статус, вид и сумму выплаченных ему доходов, предоставленных вычетов, даты выплаты дохода, удержания и перечисления налога, а также реквизиты платежного поручения (основание - пункт 1 статьи 230 Налогового кодекса РФ).

Другими словами, чтобы обосновать правомерность применения того или иного порядка налогообложения доходов, нужно документально обосновать и подтвердить налоговый статус физического лица.

Поскольку конкретный перечень документов, которые обосновывали бы (подтверждали бы) налоговый статус налогоплательщика, ни Налоговым кодексом РФ, ни какими-либо иными нормативными документами до 2017 года не был установлен, такое подтверждение возможно на основании любых документов, позволяющих установить количество календарных дней пребывания физического лица на территории РФ в течение предшествующих 12 последовательных месяцев. Данный вывод подтверждают разъяснения ФНС (к примеру, Письмо ФНС России от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083).

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке подтверждения факта утраты физическим лицом - гражданином России статуса налогового резидента Российской Федерации и сообщает следующее.

Специальный порядок определения налогового статуса (резидентства) физического лица для целей применения законодательства Российской Федерации о контролируемых иностранных компаниях (КИК) не предусмотрен. В настоящее время это понятие раскрывается в главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) "Налог на доходы физических лиц". При этом положения этого пункта не содержат указания на начальные или конечные даты, относительно которых следует производить отчет 12-месячного периода, в пределах которого необходимо учитывать количество дней пребывания налогоплательщика в Российской Федерации.

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 18.04.2007 N 01-СШ/19, направленному в адрес ФНС России, установление этого факта для целей применения главы 23 Кодекса связано с обязанностью налогоплательщика по исчислению и уплате налога с полученных им доходов за соответствующий налоговый период (календарный год).

В данном случае речь идет об уплате налога таким лицом самостоятельно на основании положений статей 228 и 229 Кодекса, в том числе с доходов, получаемых от источников за пределами России, к которым относится и прибыль КИК. В такой ситуации налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней за период с 1 января по 31 декабря соответствующего календарного года.

Это связано с тем, что для этих категорий предусмотрены:

  • разные перечни доходов, с которых нужно платить налог (ст. 209 НК РФ);
  • разные ставки налога (ст. 224 НК РФ).

Кроме того, резидент вправе получить налоговые вычеты по НДФЛ, а нерезидент – нет (п. 3 и 4 ст. 210 НК РФ).

Большинство граждан России являются налоговыми . Если человек часто выезжает за границу (либо приехал в Россию недавно), он может быть .

Определение статуса

Статус получателя дохода определяется по количеству календарных дней, которые человек фактически находился на территории России в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый резидент РФ – это человек, который находился на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый нерезидент – это человек, который находился в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Исключение предусмотрено только для:

  • российских военных, служащих за границей;
  • сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированных на работу за пределы РФ.

Такие граждане признаются резидентами независимо от того, сколько времени они проводят в России. Об этом сказано в пункте 3 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, иной порядок установления резидентства могут содержать соглашения об устранении двойного налогообложения , подписанные Россией с другими государствами.

Дата отсчета

Если НДФЛ удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент, то датой, с которой нужно вести обратный отсчет , будет дата выплаты дохода . Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статьи 223 и пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения высказана в письмах Минфина России от 25 мая 2011 г. № 03-04-06/6-122, от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74.

Если НДФЛ со своего дохода человек платит сам , то датой обратного отсчета является 1 января года, следующего за годом, в котором получен доход. В этом случае 12-месячный период равен календарному году, в котором человек получил доход. То есть определять налоговый статус для расчета обязательств по НДФЛ нужно по итогам этого года. Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статей 216 и 228 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 25 апреля 2011 г. № 03-04-05/6-293.

Расчет времени пребывания в России

Период пребывания в Российской Федерации (менее или более 183 дней) отсчитывается со дня прибытия (въезда) в Россию по день отъезда (выезда) из нее включительно. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ОА-3-17/1702).

Если человек выезжает за границу, то до его возвращения отсчет 183 дней прерывается.

Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Продолжительность таких поездок включается в расчет 183 дней, которые необходимы для получения статуса резидента.

Цель поездки, дни которой включаются в расчет 183 дней, необходимо подтвердить документально.

Ситуация: на основании каких документов можно установить время пребывания в России, чтобы определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент) в целях расчета НДФЛ?

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Следовательно, это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее можно установить по отметкам российской пограничной службы:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в миграционной карте;

Отметки, сделанные в документах пограничными службами иностранных государств (в т. ч. государств – участников Таможенного союза), при определении налогового статуса не учитываются: они не могут подтверждать продолжительность пребывания человека на территории России (письмо Минфина России от 26 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-557).

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал с Украины или из Республики Беларусь), то в качестве доказательства пребывания в России можно использовать другие документы. Например, квитанции о проживании в гостинице, а для работающих граждан – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для граждан, обучающихся в России, такими документами могут быть справки с места учебы, которые подтверждают фактическое посещение учебного заведения в соответствующем периоде. Следует отметить, что документы с отметкой о регистрации по местожительству не могут использоваться в качестве подтверждения налогового статуса – сами по себе они не позволяют установить фактическую продолжительность пребывания в России. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, от 27 июня 2012 г. № 03-04-05/6-782, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Ситуация: как при определении налогового статуса (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ учесть дни нахождения в загранкомандировках и отпусках за рубежом?

Когда человек выезжает за границу, он покидает территорию России.

При определении налогового статуса (лицо нерезидент или резидент) учитываются только дни фактического пребывания человека в РФ.

.

.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

При этом в период пребывания в России (менее или более 183 дней) включается как день прибытия (въезда) в Россию, так и день отъезда (выезда) из нее. Такой порядок расчета подтверждает Минфин России в письмах от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, от 4 июля 2008 г. № 03-04-06-01/187 и от 3 июля 2008 г. № 03-04-05-01/228.

Если человек выезжает за границу, то пока он не вернется, отсчет 183 дней прерывается. Исключения составляют только .

Во всех остальных случаях (в т. ч. при нахождении в загранкомандировке или отпуске за рубежом) период нахождения за границей не включается в число дней пребывания на территории России.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Подтверждает данный вывод и Минфин России в письме от 26 июля 2007 г. № 03-04-06-01/268.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) для целей НДФЛ. В течение года человек неоднократно ездил в загранкомандировки по работе

Работа гражданина Молдавии А.С. Кондратьева связана с командировками. В течение 2015 года (365 дней) его три раза направляли в загранкомандировки сроком на 100, 20 и 40 дней (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). Всего продолжительность служебных загранкомандировок составила 160 дней.

Кроме того, Кондратьев выезжал в отпуск за границу на 24 дня (исключая день выезда из России и возвращения в Россию).

В общей сложности за последние 12 месяцев Кондратьев провел:

  • за границей – 184 дня (160 дн. + 24 дн.);
  • на территории России 181 день (365 дн. – 184 дн.), то есть менее 183 дней.

Кондратьев признается налоговым нерезидентом.

Ситуация: прерывается ли 12-месячный период при определении налогового статуса иностранца, который в связи с окончанием срока разрешения на пребывание в России выезжает из страны? В следующем году он вновь въезжает в РФ .

Нет, не прерывается.

Законодательством установлен единый порядок, по которому определяется налоговый статус человека при расчете НДФЛ для недезидентов.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым .

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является налоговым .

Это следует из положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 5 мая 2008 г. № 03-04-06-01/115.

Использование именно 12-месячного периода для определения налогового статуса плательщика НДФЛ обязательно. При этом если НДФЛ со своего дохода человек платит самостоятельно, то 12-месячный период равен календарному году, в котором получен доход (п. 2 ст. 207, ст. 216 и 228 НК РФ). Прерывание данного срока законодательством не предусмотрено (в т. ч. по причинам, например, расторжения или повторного заключения трудового договора, выезда и обратного въезда на территорию России). В то же время количество дней пребывания человека в России (менее или более 183 дней) в течение 12-месячного периода прерываться может. Это подтверждают положения пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Если человек выезжал за границу для лечения или обучения (на срок не более шести месяцев), то 12-месячный период не прерывается. Продолжительность поездок включается в расчет 183 дней (п. 2 ст. 207 НК РФ). При этом цель поездки необходимо подтвердить документально (например, при прохождении лечения – договором с медицинским учреждением, справкой с указанием времени его проведения и копией паспорта с отметкой пограничного контроля) (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182).

Если человек покидал РФ по другим причинам (в т. ч. в связи с переоформлением миграционных документов, прекращением трудового договора), то 12-месячный период, по которому определяется налоговый статус человека, также не прерывается. Однако дни пребывания за границей из расчета 183 дней нужно исключить (письмо Минфина России от 26 мая 2011 г. № 03-04-06/6-123).

Документы, подтверждающие краткосрочное пребывание за рубежом

К документам, подтверждающим нахождение человека за пределами России для краткосрочного лечения или обучения, можно отнести:

  • договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение);
  • справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием его времени;
  • копии страниц паспорта со специальными визами и отметками пограничного контроля о пересечении границы.

При этом ограничений по возрасту, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и заболеваний, перечню стран, в которых проходит обучение или лечение, нет.

Об этом сказано в письмах Минфина РФ от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182, ФНС России от 15 октября 2015 г. № ОА-3-17/3850 и от 20 июля 2012 г. № ОА3-13/2525.

Выезд за рубеж имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России (менее или более 183 дней). Он не прерывает течение 12-месячного периода.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Возможно, что в течение года (например, за семь месяцев) количество дней пребывания человека в России достигнет 183 дней. В этом случае он становится . И этот статус до конца года измениться уже не может. Это подтверждают письма Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/95.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ

В июне 2014 года А.В. Львов получил доход от продажи автомобиля.

НДФЛ с полученной суммы Львов должен рассчитать и перечислить в бюджет самостоятельно (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Чтобы узнать, какую ставку взять для расчета НДФЛ, Львов должен определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент).

Налоговым периодом по НДФЛ является год (ст. 216 НК РФ). Рассчитать и перечислить налог в бюджет Львов должен по его итогам – когда год закончится (п. 4 ст. 228 НК РФ). Поэтому свой налоговый статус Львов определил по состоянию на 1 января 2015 года (когда закончился 2014 год, в котором он получил доход от продажи автомобиля).

12 месяцев, которые предшествуют этой дате, – это период с 1 января по 31 декабря 2014 года (365 дней).

За этот период Львов покидал Россию только один раз – на 28 дней во время отпуска (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). На это время не прерывается течение 12-месячного периода, за который Львов должен определить свое время нахождения в России (более или менее 183 дней). Однако 28 дней, которые Львов отдыхал за рубежом, в расчет времени нахождения в России (более или менее 183 дней) не включаются.

Таким образом, за 12 следующих подряд месяцев 2014 года Львов провел в РФ:
365 дн. – 28 дн. = 337 дн.

Так как Львов провел в России более 183 дней (337 дн. > 183 дн.) за 12 следующих подряд месяцев 2014 года, он является налоговым резидентом России.

Ситуация: подтверждает ли вид на жительство время фактического пребывания человека в России? Фактическое время пребывания в РФ необходимо рассчитать, чтобы определить налоговый статус человека (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ

Нет, не подтверждает.

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал из Украины или Республики Беларусь), то доказательством пребывания в России могут быть другие документы. Например, документы о регистрации по местопребыванию, квитанции о проживании в гостинице. Для работающих людей – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для учащихся – справка с места учебы, которая подтверждает фактическое посещение учебного заведения.

Это следует из писем Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Вид на жительство подтверждает только право иностранного гражданина (лица без гражданства) на постоянное проживание в России, а также на свободный въезд в Россию и выезд из страны. Для лиц без гражданства вид на жительство также является документом, удостоверяющим личность. Об этом сказано в пункте 1 статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Таким образом, вид на жительство подтверждает право гражданина на проживание в Российской Федерации (удостоверяет его личность), но не является документом, подтверждающим фактическое время нахождения человека на территории страны.

К категории нерезидентов относятся физические лица, которые в течение 12 месяцев, следующих подряд, пребывали на территории РФ менее 183 дней, не считая краткосрочных, менее полугода, выездов за границу с целью лечения, обучения и работы на морских углеводородных месторождениях (п. 2 ст. 207 НК РФ). При этом гражданство физлица значения не имеет. Если источник получаемых физлицом доходов находится в России, НДФЛ нерезидент должен уплачивать в бюджет РФ. Работодатель ведет отсчет времени для определения резидентства в обратном порядке с даты, когда возник налогооблагаемый доход. Для подтверждения длительности нахождения в территориальных границах РФ можно ориентироваться на отметки в паспорте о пересечении границ.

Ставка НДФЛ для нерезидентов

НК РФ в п. 3 ст. 224 перечислены возможные ставки для налогообложения разных видов доходов нерезидентов:

    базовый уровень ставки налога равен 30%;

    если доходы представлены дивидендами от участия в капитале российских фирм, ставка налога снижается до 15%;

    если нерезидент-иностранец работает на основании патента по найму и сфера его должностных обязанностей не связана с коммерческой деятельностью (например, выполнение текущих работ по дому у нанимателя), либо он оформлен в качестве наемного работника в организации, у ИП, или лица, занимающегося частной юридической практикой - доходы будут облагаться по тарифу 13%;

    трудовой доход нерезидента – высококвалифицированного специалиста облагается по ставке 13%;

    стандартная ставка 13% будет применяться в отношении нерезидентов, которые могут подтвердить статус участника госпрограммы переселения соотечественников;

    нерезиденты, которые являются членами экипажей на судах, выполняющих рейсы под российским флагом, должны через своих налоговых агентов оплачивать НДФЛ по ставке 13%;

    правило о 13% по подоходному налогу применимо и к беженцам.

При продаже имущества нерезидент РФ НФДЛ платит по ставке 30% (независимо от периода владения недвижимостью и гражданства). Отсутствие привязки к минимальному периоду нахождения продаваемых активов в собственности к налоговым льготам характерно только для нерезидентов.

Возврат НДФЛ налоговому нерезиденту, ставшему резидентом

Резидентство работодатель должен перепроверять по состоянию на каждую дату фактического получения дохода работником согласно ст. 223 НК РФ (такие рекомендации приведены в Письме Минфина от 20.04.2012 г. № 03-04-05/6-534, письме ФНС от 06.09.2016 № ОА-3-17/4086). Если в течение 12 месяцев от указанной даты по совокупному количеству дней, проведенных на территории РФ, у нерезидента накопилось 183 дня и более, он переходит в группу налогоплательщиков, признаваемых резидентами. Следует учесть, что данные 12 месяцев могут начаться в одном налоговом периоде, а завершиться в другом. Дни пребывания в границах РФ окончательно уточняются по истечении налогового периода (календарного года), т.к. НДФЛ рассчитывается в целом за календарный год. Эти периоды могут прерываться выездами за границу, главное, чтобы суммарное количество дней, когда человек был в России, в течение налогового периода оказалось выше законодательного лимита. При анализе продолжительности выездных интервалов дни отъезда и приезда в РФ засчитываются в периоды пребывания в РФ (письмо ФНС России от 31 марта 2009 г. № 3-5-04/345).

Подтвердить даты приезда или отъезда можно в т.ч. следующими документами:

    отметками в загранпаспорте;

    записями в миграционной карте;

    билетами на транспорт (авиа, ж/д);

    квитанциями по оплате услуг по проживанию в гостинице;

    справками от предыдущих нанимателей;

    командировочным удостоверением.

При смене статуса нерезидента на резидента налоговые удержания по НДФЛ работодатель должен пересчитать с начала года. Например, если смена статуса произошла в июле, за период с января по июнь работодатель удерживал НДФЛ с нерезидента по ставке 30%. К заработной плате июля уже должна быть применена ставка 13% (как для налогового резидента). При этом дополнительное обязательство работодателя – сделать перерасчет за истекшие месяцы. Необходимость этой операции обусловлена несколькими факторами:

    по резидентам налог исчисляется при каждой выплате, но расчет ведется не от текущей суммы дохода, а от накопленных с начала года начислений, полученный результат налогового обязательства корректируется на уже оплаченный налог;

    пока человек находится в статусе нерезидента, он не может пользоваться налоговыми вычетами , при смене статуса у человека появляется такое право;

    использование разных методик расчета налога (без накопительного эффекта и с ним, без налоговых вычетов и с ними) по доходам нерезидентов и резидентов может стать причиной несовпадения размеров обязательств перед бюджетом.

За период до июля текущего года часть налога должна быть возвращена физическому лицу путем возмещения или зачета в счет будущих выплат. То есть когда удержания производились по ставке 30%, и в связи со сменой статуса перерасчет проводится по тарифу 13%, разница за истекшие месяцы должна быть возмещена работнику. Возврат излишне уплаченного за налогоплательщика налога в связи со сменой налогового статуса сотрудника, не зачтенный налоговым агентом в счет последующих выплат, осуществляется налоговым органом. Для этого физическое лицо после окончания налогового года подает в ФНС декларацию о доходах и заявление на возмещение переплаты с документами, подтверждающими резидентство.

НДФЛ при работе по патенту

НДФЛ при работе иностранца по трудовому патенту удерживается по особому алгоритму. Иностранное лицо, которое приобретает патент, обязано погасить его стоимость посредством авансовых платежей. После трудоустройства с заработной платы такого сотрудника будет удерживаться подоходный налог. Его суммы можно уменьшить на размер уплаченных фиксированных взносов по патенту (п. 6 ст. 227.1 НК РФ). Для работодателя основанием для корректировок по налоговым удержаниям является заявление самого работника и уведомление из ФНС (работодателю для его получения нужно обратиться в инспекцию с заявлением).

КБК по НДФЛ нерезидентов

При уплате налога с доходов резидентов и нерезидентов в платежной форме указывается одинаковый код КБК – 182 1 01 02010 01 1000 110.

Если же речь идет о доходах сотрудников, работающих по патенту и уплачивающих фиксированные взносы, КБК НДФЛ нерезидентов указывают следующий: 182 1 01 02040 01 1000 110.

Налоговым резидентом Российской Федерации является человек, который находится под налоговой юрисдикцией РФ. Понимание того, является ли человек налоговым резидентом РФ или нет нужно для правильного начисления и удержания налога на доходы (НДФЛ) . Резиденты России уплачивают подоходный налог в размере 13% (кроме исключений, см. п. 2 статьей 224 Налогового Кодекса Российской Федерации), а нерезиденты - в размере 30% (п. 3 статьей 224 Налогового Кодекса Российской Федерации) и в отличии от резидентов, они не могут оформить налоговые вычеты по НДФЛ.

С 2015 года уменьшился налог для некоторых категорий нерезидентов РФ. Так, работодатели теперь должны платить более высокие страховые взносы за счет обложения заработка временно пребывающих в РФ иностранцев по безвизовому режиму.

К общим правилам обложения налогом нерезидентов РФ , также необходимо принимать во внимание правила, которые содержатся в международных договорах РФ.

Нерезиденты в налоговом законодательстве РФ.

В статьей 207 Налогового Кодекса Российской Федерации критерием для определения налогового резидента является время нахождения физического лица на территории РФ — от 183 календарных дней на протяжении 12 идущих подряд месяцев. Причем в пп. 2.1 и 3 статьей 207 Налогового Кодекса Российской Федерации описаны также причины выезда за границу, которые не берутся во внимание при исчислении периода:

  • на срок не больше 6 месяцев для лечения либо обучения;
  • на морские месторождения углеводородного сырья;
  • заграничные командировки военнослужащих, сотрудников госорганов власти и органов местного самоуправления.

Резидентами РФ являются также физические лица, которые пребывали на территории Республики Крым с 18 марта по 31 декабря 2014 г. При этом не длительные (до 6 месяцев) выезды из РФ не прерывают расчетный период.

Остальные физические лица при получении доходов от источников в России признаются физлицами нерезидентами.

Ставки налога для физических лиц нерезидентов РФ.

Доходы физических лиц, которые не являются резидентами России , включая те, по которым, согласно с п. 2 статьей 224 Налогового Кодекса Российской Федерации, для резидентов используется ставка 35%, подлежат обложению по ставке 30% (п. 3 статьей 224 Налогового Кодекса Российской Федерации). Этим же пунктом по некоторым типам доходов либо обстоятельствам их получения используется более низкая ставка 13%:

  1. от работы по найму иностранных граждан, которые работают по патенту;
  2. от трудовой деятельности иностранцев, с соблюдением условий признания их высококвалифицированными специалистами;
  3. от осуществления трудовой деятельности участниками (членами их семей) Государственной программы;
  4. от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, которые ходят под российским флагом;
  5. от осуществления трудовой деятельности лицами, которые признаны беженцами либо которые получили политическое убежище.

Налоговая ставка в 15% используется по дивидендам от долевого участия в российских организациях.

Кроме того, с 01.01.2015 граждане Армении, Белоруссии и Казахстана уплачивают НДФЛ в размере 13% с доходов, которые они получают по договорам найма, вне зависимости от сроков их нахождения в РФ.

НДФЛ по доходам нерезидента РФ, полученным по договору найма.

Согласно с пунктом 2 статьи 223 Налогового Кодекса Российской Федерации вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей считается полученным работником, в том числе физлицом нерезидентом , в последний день отчетного месяца, а при прекращении трудового договора — в последний рабочий день. На эту дату налоговый агент рассчитывает число дней пребывания нерезидента в РФ. Расчет налога в случае нарушения правила 183 дней осуществляется отдельно по каждой выплате без использования стандартного налогового вычета по ставке 30%.

Если время нахождения физлица на территории РФ в 183 дня подтверждено, то работник считается резидентом. НДФЛ исчисляется нарастающим итогом с начала года (налогового периода) по налоговой ставке 13% учитывая удержанный налог в прошедшие месяцы по ставке 30%.

После завершения налогового периода перерасчет и возврат НДФЛ производит ФНС когда будут поданы декларация 3-НДФЛ и документы, которые подтверждают статус налогового резидента, в налоговую инспекцию по месту постановки на учет плательщика.

Особенности налогообложения нерезидентов РФ.

Согласно со статьей 207 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками НДФЛ принимаются резиденты РФ и физические лица нерезиденты РФ. Т.о., все права и обязанности, которые предусматриваются Налоговым Кодексом Российской Федерации для налогоплательщиков, работают и для нерезидентов, учитывая особенности, оговоренные в главе 23 Налогового Кодекса Российской Федерации и межгосударственными соглашениями РФ.

При чем, обложение налогом происходит с учетом межправительственного соглашения по устранению двойного налогообложения, которое существует между РФ и государством, в котором физлицо является резидентом.

Правила возврата излишне уплаченного налога оговорены в статье 232 Налогового Кодекса Российской Федерации. Для этого физическому лицу нужно приложить такие документы:

  • доказательство, что человек является резидентом страны, с которой у РФ есть соглашение об устранении двойного налогообложения;
  • справку о начисленном доходе, по которому налогоплательщик хочет освободиться от уплаты налога;
  • подтверждение уплаты налога с этой суммы в стране резидента.

Документы должны быть поданы в течение года после завершения налогового периода, за который плательщик хочет получить возврат излишне уплаченного налога.

Страховые взносы с нерезидентов РФ.

В отличие от налогового, законодательство о страховых взносах не разделяет физических лиц на резидентов и нерезидентов страны. Некоторые пункты имеют отношение к иностранным гражданам, которые работают на территории РФ.

С начала 2015 г. база для начисления страховых взносов учитывает заработки иностранных граждан, которые пребывают в России временно, кроме граждан, которые являются высококвалифицированными специалистами. Для этой категории лиц установлен пониженный тариф страховых взносов в ФСС, равный 1,8%.