Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Экономические модели и эксперименты. Основные методы и принципы экономического анализа

1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ.

2. Доходный подход к оценке

3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ.

4. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ.

5. БИЗНЕС КАК СИСТЕМА. БИЗНЕС КАК ТОВАР.

6.ПОДХОДЫ К ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

7.СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская финансово-промышленная академия» омский филиал

Контрольная работа по дисциплине:

«Прогнозирование социально-экономических процессов»

Студента группы: ЗФФ-112

Ковалева Дениса

Проверил: Грюнер Д. А.

3. Простейшие примеры экономических моделей

При помощи различных методологических подходов мы можем создавать экономические модели. Модель - это упрощение реальности (либо какого-то реально существующего объекта) для удобства изучения. Модель позволяет нам проанализировать основные взаимосвязи и вывести основные законы взаимодействия между ключевыми действующими объектами и субъектами в конкретной ситуации. Дадим полное определение:

Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его Объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Таким образом, структура модели зависит от того, каковы особенности объекта изучения и цели субъекта исследования. Модель всегда балансирует на грани между точностью (приближенностью к реальности) и сложностью построения:

Запомните эту простую схему: чем проще модель, тем меньше она соответствует действительности. Чем больше модель приближена к реальности, тем больше в ней деталей и тем она, соответственно, сложнее. Нам как исследователям, конечно, необходимо, чтобы паша модель характеризовала бы реальность, но при этом была относительно проста. Поэтому при построении модели мы должны уметь отсекать лишнее и оставлять только ключевые составляющие реальной ситуации и взаимосвязи между ними. Ключевые - значит, решающие, значимые для данной ситуации, основные.

Субъект - тот, кто осуществляет воздействие, объект - то, на что осуществляется воздействие.

Модель должна быть проста, но при этом приближена к реальности за счет присутствия в ней ключевых элементов реальной ситуации.

Цели построения модели:

Обобщение и представление реальной ситуации

(например, изучение экономических процессов отдельной

Моделирование возможных путей изменения текущей ситуации (например, пути повышения эффективности в данной фирме).

Из целей построения моделей вытекают два ее основных свойства:

Модель может быть иллюстрацией, а может быть инструментом преобразования реальности.

Самой простой моделью может быть логическая схема. Например, предмет микроэкономики - это фирма, ее внутренняя и внешняя среда. Предмет микроэкономики в виде простой модели мы можем выразить в виде следующей схемы:

Это именно простая схема. В ней перечислены основные категории и очень условно обозначены взаимосвязи. Модель могла быть и сложнее: мы бы расписали подробно внутреннюю и внешнюю среды, взаимосвязи и взаимозависимости между элементами, косвенное и прямое влияние и т.д. Наша модель получилась бы намного более информативной, но при этом и более громоздкой. Все зависит от того, какие субъективные цели мы преследуем (как исследователи предмета микроэкономики). Если наша цель - просто оценить границы предмета микроэкономики, то нам хватит и простой схемы, которую мы уже изобразили. А если нам понадобиться изучить или преобразовать объективные свойства, присутствующие в реальности у предмета микроэкономики, то мы будем рассматривать более подробно.

Простота и сложность модели зависят от цели исследования.;

Простейшей экономико-математической моделью является график.

На нашем рисунке мы видим четыре разных вида линейной зависимости двух величин. По горизонтальной оси традиционно выписываются значения аргумента - величины независимой. По вертикальной - функции (Y), которая зависит от того, какие значения примет аргумент (X).

Рассмотрим четыре возможных вида графика подробно:

Положительный наклон - наклон графика называют положительным, если с увеличением аргумента растет и значение функции. То есть наблюдается прямо пропорциональная зависимость.

Отрицательный наклон - обратная зависимость: с ростом значения аргумента значения функции уменьшаются.

Нулевой наклон - зависимости нет: сколько бы ни изменялось значение аргумента, значение функции остается прежним

Наклон, равный бесконечности - одному и тому же значению аргумента соответствует бесконечное количество значений функции.

В реальной жизни мы наблюдаем более сложные связи и зависимости, которые выражаются нелинейными графиками - кривыми.

Чаще всего, в большинстве экономических моделях просматривается следующая зависимость

На данном рисунке точка пересечения кривых (01) характеризует равновесное состояние.

В этом графике для отношения любых двух точек слева от точки 01 существует аналогичное отношение справа от точки 01. Эти свойства отношений в графике отражена в алгебраической форме под данным рисунком.

Модели бывают самыми разными. Все многообразие моделей можно представить в таблице:

Признак модели

ВИДЫ МОДЕЛЕЙ

Уровень обобщения

Теоретические

Конкретные

сфера охвата

Макроэкономичес­кие

Микроэкономические

Степень структурности

Малоразмерные

Многоразмерные

Характер взаимосвязи

Линейные

Нелинейные

Время и характер деиствия

Статическая

Динамическая

Краткосрочные

Среднесрочные

Долго-срочные

Возможность внешнего влияния

Открытая

Закрытая

Если рассмотреть приведенную классификацию подробнее, то мы можем построить модель: конкретную практическую или обобщенно-

теоретическую, микро- или макроуровня, с большим или маленьким количеством элементов, с линейной или нелинейной зависимостью между основными составляющими, никак не распределенную во времени или наоборот - зависимую от срока действия (меньше года, пять лет, пятнадцать-двадцать лет). Помимо этого, экономическая модель может быть как открытой (мы учитываем фактор влияния объектов или субъектов извне, то есть тех, которые не включены в модель непосредствен-н0л так и закрытой системой (такая модель - замкнутая, на нее не осуществляется внешнего влияния).

Модель - это не просто картинка, схема или график. В модели мы всегда можем определить входные данные (или экзогенные), то есть те, отталкиваясь от которых мы начинаем строить модель. И выходные данные (эндогенные) -обработанная в модели информация, данные, которые мы получаем после построения модели:

Это значит, что модель и есть проявление и применение нашей методологии по отношении к предмету изучения (фирме). То есть мы берем требуемые данные, подвергаем их анализу, выдвигаем гипотезы, формируем законы, определяем категории и т.д. А на выходе (то есть после осуществления расчетов или рассуждений, например) получаем - результат.

Если теперь отобразить эту схему в виде рычажных весов, то мы получим

характеризует степень соразмерности модели с реальной действительностью (входные данные отражают реальную действительность, а выходные данные -характеризуют данные, полученные из модели).

Если Мера будет равна Единице, то мы получим идеальную модель, которая отражает объективно существующую реальность без искажений.

5. АВТОКОРРЕЛЯЦИЯ УРОВНЕЙ ВРЕМЕННОГО РЯДА

Временной ряд - это совокупность значений какого-либо показателя за несколько последовательных моментов или периодов времени. Каждый уровень временного ряда формируется под воздействием большого числа факторов, которые условно можно подразделить на три группы:

Факторы, формирующие тенденцию ряда;

Факторы, формирующие циклические колебания ряда;

Случайные факторы.

При различных сочетаниях в изучаемом явлении или процессе этих факторов зависимость уровней ряда от времени может принимать различные формы. Во-первых, большинство временных рядов экономических показателей имеют тенденцию, характеризующую совокупное долговременное воздействие множества факторов на динамику изучаемого показателя. Очевидно, что эти факторы, взятые в отдельности, могут оказывать разнонаправленное воздействие на исследуемый показатель. Однако в совокупности они формируют его возрастающую или убывающую тенденцию.

Во-вторых, изучаемый показатель может быть подвержен циклическим колебаниям. Эти колебания могут носить сезонный характер, поскольку экономическая деятельность ряда отраслей экономики зависит от времени года. Некоторые временные ряды не содержат тенденции и циклической компоненты, а каждый следующий их уровень образуется как сумма среднего уровня ряда и некоторой (положительной или отрицательной) случайной компоненты.

В большинстве случаев фактический уровень временного ряда можно представить как сумму или произведение трендовой, циклической и случайной компонент. Модель, в которой временной ряд представлен как сумма перечисленных компонент, называется аддитивной моделью временного ряда. Модель, в которой временной ряд представлен как произведение перечисленных компонент, называется мультипликативной моделью временного ряда. Основная задача эконометрического исследования от дельного временного ряда - выявление и придание количественного выражения каждой из перечисленных выше компонент с тем, чтобы использовать полученную информацию для прогнозирования будущих значений ряда или при построении моделей взаимосвязи двух или более временных рядов.

Корреляционную зависимость между последовательными уровнями временного ряда называют автокорреляцией уровней ряда. Количественно ее можно измерить с помощью линейного коэффициента корреляции между уровнями исходного временного ряда и уровнями этого ряда, сдвинутыми на несколько шагов во времени. Коэффициент корреляции имеет вид:

можно определить коэффициенты автокорреляции второго и более высоких порядков. Так, коэффициент автокорреляции второго порядка характеризует тесноту связи между уровнями уt и yt-1и определяется по формуле:

Число периодов, по которым рассчитывается коэффициент автокорреляции, называют лагом. С увеличением лага число пар значений, по которым рассчитывается коэффициент автокорреляции, уменьшается.

Отметим два важных свойства коэффициента автокорреляции.Во-первых,он строится по аналогии с линейным коэффициентом корреляции и таким образом характеризует тесноту только линейной связи текущего и предыдущего уровней ряда.

Во-вторых, по знаку коэффициента автокорреляции нельзя делать вывод о возрастающей или убывающей тенденции в уровнях ряда.

Последовательность коэффициентов автокорреляции уровней первого, второго и т. д. порядков называют автокорреляционной функцией временного ряда. График зависимости ее значений от величины лага называется коррелограммой. модель Японии Владивосток 2008 Содержание ВВЕДЕНИЕ... отдельных фирм, видит экономические проблемы в широкой перспективе. Японская модель государственного регулирования ос­нована...

  • Экономическая модель потребительского поведения

    Реферат >> Экономика

    Данной работы - Экономическая модель потребительского поведения. ... данной работы – рассмотреть экономическую модель потребительского поведения. Задачи... Моргунов В.И. Микроэкономика: в 2-х т. СПб: Экономическая школа, 2003. Т.1,2. Видяпина В.И., Журавлева Г.П. ...

  • Современные модели социально- экономических процессов как выражения их специфики: американская, германская, шведская, французская, китайская

    Современные модели социально-экономических процессов в разных странах формировались под влиянием соответствующих объективных и субъективных факторов развития общества, в том числе под влиянием рассмотренных теоретических концепций. В каждой стране реализовались те или иные из этих концепций, нередко в определенном сочетании. Это нашло воплощение преж де всего в моделях развития их экономики и в немалой степени определило их специфику.

    Экономическая модель - это формализованное описание эко номического процесса или явления, структура которого опреде­ ляется его объективными свойствами. Отображение экономичес кого явления в определенной экономической модели основыва ется на сравнительном анализе, который заключается в фиксации исследуемого явления и рассмотрении специфики его развития в рамках мирового хозяйства.

    Основу любой современной государственной политики той или иной страны составляет не вообще рыночная экономика, а ее на циональная модель. В социально-экономическом исследовании понятие «национальная экономика» подразумевает:

    пространственно определенную и национально специфичес кую организацию экономической жизни;

    экономический потенциал страны;

    национальный рынок, место страны в мировой экономике;

    специфику форм проявления универсальных экономических причинно-следственных связей (рост производительности и сни жение трудоемкости изделий);

    повышение доли сбережений по мере роста доходов;

    воздействие экспорта и импорта на экономический рост;

    степень государственного вмешательства в экономику (от почти свободного рыночного хозяйства до его полного огосудар ствления);

    создание национального экономического порядка;

    традиции и национальную психологию, объясняющие пове денческие реакции членов общества.

    Перечисленные элементы необходимы для возведения экономи ческой модели той или иной страны. Многие исследователи полага ют, что определяющим фактором экономической модели является менталитет. Действительно, экономическая наука имеет дело с со циумом, который имеет исторические традиции, национальный характер и менталитет, политические пристрастия и приспосабливает к этим признакам инструментарий экономической политики. Сфор­ мировавшиеся под воздействием этих факторов системы настолько различны, что порой трудно выделить их экономическую общность.

    1. Американская модель

    Становление и развитие американской экономической моде­ ли сопровождалось чередованием периодов усиления рыночного конкурентного механизма с периодами государственного регулирования экономики. Несмотря на традиционную приверженность ценностям экономической и личной свободы, большинство аме риканцев разделяло в период кейнсианства многие положения теории и практики социально ответственного государства или так называемого государства всеобщего благоденствия.

    С начала 80-х гг. стало очевидным, что роль государства в ры ночной экономике имеет пределы, что оно не должно подавлять основы рыночного механизма, конкуренцию, самостоятельность товаропроизводителей, нарушать оправданные пропорции между накоплением и потреблением. Теоретическим обоснованием ог раничения социально-экономических функций государства стали исследования М. Фридмена, который, признавая особую приро ду общественных благ и ответственность государства за их обеспечение, исходил из того, что государство должно реализовывать свои обязательства с помощью частных институтов через рыноч ные механизмы. К рубежу 80-х гг. стали явственными негативные проявления государственных функций. Это вызвало неолиберальную революцию, которая в своих основных проявлениях была поддержана не только республиканцами, но и демократами.

    В последние десятилетия, и особенно в 90-е гг. XX в., можно было констатировать снижение доли государственных расходов в экономическом росте, обусловленное, с одной стороны, усилени ем рыночных сил в экономике, упором на всемерное развитие и поощрение предпринимательства, а с другой - факторами геопо­ литического плана (окончанием «холодной войны», возможнос­ тью уменьшения.расходов на военные нужды). При этом государ ственный сектор в США с точки зрения его отраслевой структу ры концентрируется помимо военно-силовых направлений больше всего в инфраструктурных отраслях (транспортная сеть - мосты, дороги, трубопроводы; отдельные подразделения энергетики -атомные электростанции; наука; а также отрасли, обеспечиваю щие воспроизводство рабочей силы - образование и здравоохра нение). Государственная собственность в США практически пол ностью отсутствует, что заметно отличает американскую экономику от экономики других развитых стран.

    Тем не менее некоторое государственное вмешательство в эко номику продолжает сохраняться: эмиссия денег и денежное регу лирование; создание и поддержание правовой базы рыночных от ношений, включая законодательную защиту частной собственно сти и прав потребителей; поддержание конкурентной среды и меры, направленные на недопущение монополизации экономики; производство общественных благ, включая услуги образования, фундаментальной науки, реализацию задач по обороне страны, правоохранительной деятельности и т.д.; минимизация негативных побочных эффектов от рыночной деятельности, в частности дея тельность по охране окружающей среды; преодоление чрезмерной социальной дифференциации в обществе, поддержка социально уязвимых групп населения.

    Признается роль государства в реализации следующих нацио нальных приоритетов XXI в.:

    дальнейшая стабилизация роста экономики, выработка сбалансированной макроэкономической политики с целью достиже ния устойчивого развития с учетом экологических и социальных требований;

    содействие росту производительности труда в осуществлении инновационной политики, прежде всего по ускоренному развитию НТР и в первую очередь фундаментальной науки, поддерж ки информационных технологий;

    всемерное содействие развитию образования и повышению квалификации рабочей силы, усилению его влияния на экономи ческий рост и уровень жизни американцев;

    обеспечение социальной функции государства посредством оптимизации программ в сфере пенсионного и медицинского стра хования и вспомоществования, поддержка семейных ценностей;

    Реализация позитивного эффекта от глобализации американской экономики.

    Принципиально важным является повышение степени приори тетности в бюджете государства инвестиционных вложений в чело веческий капитал, т.е. в образование, профессиональную подго товку и переподготовку специалистов, а также в здравоохранение.

    Так, государственное финансирование системы образования всех уровней (начального, среднего и высшего) из фондов федерального правительства, а также местных властей в США составило в 1999 г. около 500 млрд долл. Свыше 46% всех расходов на здравоохранение (более 1000 млрд долл.) в конце 90-х гг. приходилось на долю США.

    Американская модель построена на всемерном поощрении предпринимательской активности, «обогащения» наиболее активной ча сти населения. Для уменьшения социальной напряженности мало­ обеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уро вень жизни за счет частичного перераспределения национального дохода. Эта модель учитывает социально-культурные особенности нации - массовую ориентацию на достижение личного успеха.

    Политика правительства США в области занятости направлена на обеспечение стабильного функционирования рынка труда, отличающегося крайней мобильностью, а не на формирование за­конодательной базы, ограничивающей увольнения. Это объясня ется в основном быстрым ростом сектора малых предприятий, создающих новые рабочие места. Законодательство США защища ет работников от дискриминации. Об увольнении или необходи мости переподготовки работники извещаются за 60 дней, причем закон не требует предварительных консультаций с профсоюзами. В правовом регулировании трудовых отношений суд исходит из признания банкротства периодом экстремальной ситуации, а также из того, что является высшей целесообразностью в этой ситу ации: расторжение трудового договора, ликвидация самой орга низации, попытка сохранения производственной деятельности организации-должника. Законодательством предусмотрены про­цедуры выплат работникам, увольняемым из организации-долж ника.

    Джордж Буш сменил практически весь экономический блок своей администрации. Спустя два года после своего избрания он всерьез занялся модернизацией экономической модели США. Доллар - главная резервная валюта планеты, поэтому весь мир с тревогой наблюдает, что происходит в Америке. Если президент и его новые советники сделают ставку на американский экспорт, им неизбежно придется ослабить курс национальной валюты. От того, как поведет себя доллар, напрямую зависит экономический баланс мира. Учитывая войну в Ираке, претензии США на полный контроль за нефтеносным Ближним Востоком, интрига становится более запутанной. Мало хороших новостей и из сектора высоких технологий. Так, компания Gateway, третий по объемам производитель компьютеров в США, в 2002 г. отказалась оплачивать своим сотрудникам, рождественские каникулы; о своем банкротстве объявила вторая по величине авиа-компания - United Airlines..

    Слабые показатели демонстрирует розничная торговля - глав ный двигатель американской экономики. В ноябре 2002 г. без­ работица охватила 6% активного населения - это самый высо кий уровень за последнее десятилетие.

    Экономическую модель США сильно деформировала война в Ираке, изменившая характер распределения рисков: не частный капитал, а именно государство, призванное представлять публичные интересы, станет наиболее активным агентом в ры ночных операциях. Активные военно-политические интервен­ ции потребуют увеличения федеральных расходов, а следова тельно, увеличения налогового бремени и более активного вме­ шательства государства в экономическую жизнь страны. Противоречивость такой позиции отражает колебания внутри политической элиты.

    2. Германская модель

    Благодаря мудрой исследовательской стратегии, своевремен­ ным и плодотворным реформам, проведенным Л. Эрхардом, современная Германия по величине ВВП является лидером среди стран ЕС и занимает одно из ведущих мест в мире. Для герман ской модели характерна рыночная экономика с высокой долей свободы выбора предпринимательской деятельности, профессии, распоряжения частным имуществом (включая средства производ ства), стиля потребления и т.д.

    Государственный контроль сводится в основном к контролю за сохранением конкуренции, опасность подавления которой возникает при сосредоточении в одних руках производства какого-то вида из делий. Неблагоприятное положение мировой экономики, трудности перехода бывшей ГДР от командной экономики к рыночной в условиях слабой конкурентной способности предприятий обнажили слабые места в экономике Германии, которая стала отставать в информационных технологиях, в тех отраслях, где была традиционно сильнее других европейских стран. Традиционно высокая средняя зарплата рабочих обусловливает дороговизну немецких товаров на мировом рынке. В связи с этим предполагается реформация доро гостоящей системы социального обеспечения и народного образо вания, отступление государства из многих областей частной эконо­мики, сокращение бюрократического аппарата.

    Необходимо найти оптимальный компромисс между большими социальными гарантиями и свободой действия предпринимателей.

    В экономическом плане Германия является классическим государством-экспортером: практически не имея природных ресурсов, она занимает второе место в мире (после США) по экспорту това ров и услуг, и прежде всего по экспорту автомобилей и станков. Стабильность германской экономики обеспечивают мелкие и сред ние фирмы, которых насчитывается около 3 млн.

    После объединения Восточной и Западной Германии пришлось уравнять их системы социального обеспечения. Огромное количество восточных немцев (до 20%) осталось без работы, а значит, без средств к существованию; пособия по безработице едва хватает на самое необхо димое. Часто можно слышать мнение, что ФРГ взвалила на себя груз объединения, не просчитав многих последствий этого процесса. В пос леднее время благодаря усилиям федерального правительства безрабо­ тица уменьшилась на 11-12%.

    В Германии очень развита система тарифных соглашений: за круглым столом собираются представители руководства предприятия, всех организаций - как общественных, так и политических, которые рассматривают вопросы заработной платы, отпусков, со циальных страховок, пособий.

    Социальная политика основана на предоставлении всем фор мам хозяйства (крупным, мелким, средним) возможностей ус тойчивого развития. Особым покровительством пользуются мел кие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. На одной из встреч министров финансов стран ЕС было решено, что Германия и другие страны должны увеличить экспорт в страны Азии, Америки, чтобы обеспечивать появление новых рабочих мест, выполнять требования профсоюзов об открытости вопро­сов зарплаты. Принятый во Франкфурте европейский пакт ус тойчивости европейских национальных валют должен способствовать стабилизации в экономике и уменьшению социальных проблем. Но при этом рекомендовано учитывать следующее: а) в области занятости нельзя руководствоваться только конъюнктурой рынка;

    б) стоимость работы не должна быть слишком вы сокой.

    3. Шведская модель

    Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Шве ции как одного из самых развитых в социально-экономическом от ношении государств. В конце 60-х гг. в экономической модели Шве ции стало наблюдаться успешное сочетание экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. На протяжении многих десятилетий в Швеции использовалась централизованная система переговоров мощных организаций профсоюзов и предпринимателей о заключении коллективных договоров в области заработной платы.

    Шведская модель преследует две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы эко номической политики. Активность на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде -всего сфера перераспределения, а не госу­дарственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

    Доминирование указанных целей шведской модели может быть объяснено уникальной активностью рабочего движения. Начиная с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) у власти находится Социал- демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ), с которой в течение десятилетий тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движе ние в стране. Швеция отличается от других стран главной и неизмен ной целью экономической политики - полная занятость населения, что, естественно, вызывает активную поддержку и одобрение народа.

    Перечислим принципы, которые обеспечили этой стране раз витие на протяжении длительного времени без социальных потрясений и глубоких политических конфликтов при одновременном наличии высокого уровня жизни и социальных гарантий:

    в политической сфере - высокий уровень развития политичес кой культуры, кооперационный характер отношений между разны ми социальными слоями и политическими партиями на основе вза имного понимания коренных интересов, социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);

    в экономической сфере - высокая конкурентоспособность в промышленности, основанной на интеграции науки, образования и производства; взаимодействие государственных институтов с частным бизнесом; интеграция различных сфер деятельности, от производства новых знаний до их освоения инновационным пред принимательством и создания инновационного климата;

    в социальной сфере - возрастание значения человеческого фактора - высококвалифицированного и творческого труда, со­циальной направленности государства и экономической стабиль­ ности общества.

    Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обес печенных слоев населения.

    Главный фактор данной модели - сохранение основных средств производства в частном владении. Доля государственных расхо дов составляет около 70% ВВП, причем более половины из них направляется на социальные цели.

    Шведская модель организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жиз ненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за счет высокого качества продукции.

    4. Французская модель

    Особенность экономической модели Франции - высокая доля государственного сектора, сформированного в результате троекратной (1936, 1945, 1982 гг.) национализации. Даже после реа лизации двух масштабных программ приватизации (1986-1988 и 1993-1997 гг.), проводившихся правыми правительствами, доля государства в ВВП остается одной из наиболее высоких.

    После победы на президентских выборах 1995 г. Жак Ширак начал проводить политику ослабления хозяйственной деятельно сти государства. Однако проведение правительством реконструк ции и оздоровления государственных предприятий только усилило позиции государства в экономике.

    В 1997 г. изменилась концепция приватизации: произошел отказ от универсальных для всех компаний моделей разгосударств ления; государство взяло на себя реструктуризацию приватизируемого предприятия, его подготовку к выходу на рынок акционер ного капитала; сохраняется высокая степень контроля государства над приватизированными объектами.

    Государственные предприятия Франции традиционно разде ляются на две группы: административные учреждения и акцио нерные компании. Статус административного учреждения (госу дарственного предприятия общественной службы) содержит отдельные элементы административного права, хотя в целом де­ ятельность этих учреждений регулируется нормами коммерческого права.

    Таковыми являются предприятия, выполняющие функции обще ственной службы и, как правило, являющиеся монополиями: в от-, расли транспорта - Национальное общество французских железных дорог, Автономная компания парижского транспорта, Эр Франс; в отрасли энергетики - Электрисите де Франс, Гас де Франс, Наци ональная компания Роны, Генеральная компания ядерных веществ; в области связи - Генеральная дирекция почты и связи.

    Государственное предприятие может быть также юридическим лицом частного права и иметь статус акционерной компании (промышленные предприятия коммерческого сектора, крупные банки и др.). В этом случае большая часть капитала компании должна принадлежать либо государству, либо другому государственному пред приятию. Государственными считаются также предприятия, в прав­ лениях которых государство имеет большинство голосов, не обладая при этом большинством в капитале, что позволяет ему контролиро вать управление. Правительство, местные власти в ряде районов стра­ ны предоставляют компаниям значительные средства из специаль­ных фондов финансирования программ профессионального обуче ния и подготовки кадров. Важной целью структурной политики стало содействие внедрению на малых и средних предприятиях новейших научных и технологических разработок.

    Основная роль в осуществлении этого курса принадлежит Наци ональному агентству по внедрению изобретений «АНВАР». Оно было организовано в 1970 г. с целью популяризации и распространения технологических разработок в области промышленного производства и сначала выполняло лишь функции обычной консалтинговой и посреднической фирмы при правительстве и министерстве исследова ний и технологии.

    Франция отличается от других стран ЕС тщательной проработкой страхования рисков, связанных с предварительным изучением рынка, изменением курсов иностранных валют, организацией за границей ярмарок, выставок, складов, зарубежных инвестиций, непредвиденным повышением цен в период изготовления экспорт ной продукции.

    Социальная политика позитивно решается за счет наличия во Франции отличных от общепринятой западной практики критериев градации кредитов по срокам: ссуды от двух до четырех лет счи таются среднесрочными, а свыше четырех лет - долгосрочными.

    В рамках предупреждения потребительских рисков во Франции действуют жесткие санитарные требования к ввозимым раститель­ ным и животным продуктам, медикаментам, отдельным продуктам химической промышленности. Для сдерживания импорта сельско­ хозяйственных товаров во Франции наряду с таможенными сбора ми используется система компенсационных сборов, которые пред ставляют собой разницу между высокой, как правило, ценой сообщества на конкретный вид сельхозпродукции и ее мировой ценой. Единые цены устанавливаются Комиссией ЕС и ежегодно пересмат риваются. Разница между едиными и мировыми ценами может колебаться в зависимости от товара от полутора до пяти раз.

    Пример Франции демонстрирует высокую степень политичес кого воздействия на реализацию отдельных элементов политики дерегулирования (например, приватизации), непосредственно свя занных с циклической сменой правящих коалиций левых и пра­ вых сил. Большую долю социальной ответственности при прове дении реструктурирования принимает на себя деловая среда Фран ции. Процедуру высвобождения рабочей силы здесь жестко регулирует закон о коллективных увольнениях.

    Суть этого документа - оказание помощи служащим в поиске новых рабочих мест. О сокращении работодатель обязан проинформиро вать как представителей трудового коллектива и профсоюзов, так и орга ны власти и государственного управления, обсудив в ходе переговоров и консультаций социальные вопросы. Если компания вступила в стадию банкротства, то процедура увольнения, как правило, упрощена.

    Общим принципом является сведение увольнений к миниму му за счет сокращения рабочей недели, выплат компенсаций ра ботникам в связи с переездом на новое место жительства, профес сиональной переподготовки, финансового стимулирования досрочного выхода на пенсию, займов по льготным процентным ставкам для желающих открыть собственное дело. Средняя сто имость увольнения работника во Франции составляет около 40 тыс. долл. Правительство оплачивает от 20 до 80% стоимости про цедуры увольнения, а компания покрывает остальные расходы.

    При этом правительство оплачивает расходы по переподготовке (до 100%), зарплату служащим, проходящим профподготовку (до 70%), расходы при реформировании предприятия (до 50%), а так же транспортные расходы. Кроме того, правительство оказывает по мощь, сокращая размер налогов, взимаемых с фонда оплаты труда.

    Итак, экономическая политика Франции ориентирована на долгосрочную конкурентоспособность, гарантированность занято сти населения при ведущей роли государства, особенно государственных предприятий, в реструктурировании. Оно инвестирует автоматизацию производственных процессов и, допуская существенные издержки, сохраняет высокий размер минимальной за работной платы. Несмотря на возрастание экономической напря женности, по мнению экспертов международной организации труда (МОТ), французская модель экономики нацелена на реше ние двуединой задачи: поддержание мировой конкурентоспособности и проведение в жизнь политики социальной ответственно сти, что в итоге приводит к общественному согласию.

    5. Китайская модель

    Одним из важнейших событий мировой экономики последней четверти XX в. стали беспрецедентные успехи Китая. Сотрудни ки института экономического анализа сформулировали несколь ких гипотез, объясняющих «китайское чудо»:

    гипотеза первая: уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран опережают темпы роста развитых стран.

    Исследования показывают, что такой закономерности не суще ствует. Темпы роста Китая оказались уникальными для всей ми ровой экономики;

    гипотеза вторая: ускорение экономического роста было обу словлено низкой долей промышленности и высокой долей сель ского хозяйства.

    Вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в совре менной России. Однако более низкий удельный вес промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического роста, и наоборот, более высокий показатель Китая не способствовал замедлению его темпов роста по сравнению с Россией;

    гипотеза третья: высокий удельный вес сельскохозяйственного населения в начале реформ.

    Темпы экономического роста не зависят непосредственно от структуры занятого населения;

    гипотеза четвертая: уникальные особенности китайского на ционального характера: трудолюбие, самоотверженность, непри хотливость.

    Однако в условиях той же ментальное™ в течение первых трех четвертей XX в. отмечались очень низкие темпы роста китайской экономики, которые периодически становились отрицательными. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным стра нам мира, а реальная угроза голода была ликвидирована лишь не сколько лет назад;

    гипотеза пятая: успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования.

    В отличие от России, где осуществлялись, как утверждается, либеральные реформы (так называемая шоковая терапия), в Ки тае реформы носили постепенный характер. В отличие от России, где государство «ушло» из экономики, в Китае государство сохра нило значительный контроль за экономикой, а его роль в эконо мическом развитии заметно возросла. Государство активно участ вовало в каждом из основных направлений экономической поли тики (политика занятости, социальная, внешнеэкономическая, денежно-кредитная, бюджетная политика). Именно это является спецификой китайской модели экономических реформ.

    Общая сумма расходов на социальное обеспечение и потребительские субсидии в Китае сократилась с 4,0 до 0,9% ВВП, тогда как в России эти расходы не только не уменьшились, но и суще ственно возросли - с 6,3 до 12,6% ВВП. Уровень безработицы в Китае сократился почти вдвое - с 5,3 до 2,9%, а доля занятых во всем населении повысилась с 42,3% (1978 г.) до 53% (1997 г.), что способствовало ускорению экономического развития. Либерали зация внешнеэкономической деятельности в Китае привела к со­ кращению фактически взимаемых импортных таможенных пошлин с 17,7% от объема импорта в 1978 г. до 2,5% в 1996 г.

    В России произошел переход от относительно либеральной внешнеторговой политики к протекционизму - импортные по­ шлины по отношению к общему объему импорта возросли с 0,7% (1992 г.) до 5,3% (1997 г.).

    Одна из значительных причин успеха китайской модели за ключается и в том, что Китай практически не пользовался таким инструментом протекционистской политики, как девальвация национальной валюты. Среднегодовые темпы снижения валютно го курса в 1979-1997 гг. были весьма умеренными (8,3%) - в от личие от России, где они оказались почти в 12 раз выше. Денеж­ но-кредитную политику китайские власти в течение всего перио да реформ проводили весьма сдержанно, благодаря чему среднегодовые темпы инфляции составили немногим более 10%.

    Таким образом, главная причина ускоренного развития Китая - характер проводившейся экономической политики. Вопреки ши роко распространенным заблуждениям в Китае проводились ли­ беральные экономические реформы, причем степень их либе ральности и радикальности, по всей видимости, не имеет анало гов. Результатом стало беспрецедентное сокращение масштабов государственной нагрузки по всем направлениям, обеспечившее рекордные темпы роста китайской экономики.

    Методологические подходы современных российских экономистов к исследованию социально-экономических процессов

    Современная Россия находится в состоянии трудного поиска собственной модели экономического развития. По утверждению многих отечественных экономистов-теоретиков и практиков, вы бор варианта экономического регулирования определяется нали чием многообразных ресурсов; формированием новых методов хозяйствования, эффективных для привлечения инвестиций; оптимальным использованием традиционно сложившейся хозяй ственной культуры; менталитетом.

    Экономика России последних лет находится в некотором равно весном состоянии, однако в отличие от классического конкурентного равновесия это равновесие явно неэффективно: ни труд, ни капитал, ни природные ресурсы не используются оптимально. Имеет место хронический дефицит оборотных средств. Экономисты указы­ вают на то, что такие равновесия можно описать в рамках современ ной экономической теории, если предположить, что существует систематическая разница покупных и продажных цен на товары. При­ чина возникновения такой разницы цен конкретно в России - это сохранившаяся номенклатурная форма распределения ресурсов (осо бенно в бюджетных организациях), крайне нерациональные для раз вития хозяйственного механизма налоги, рэкет, коррупция чинов­ ников и менеджеров предприятий, излишне жесткая кредитная политика, неопределенность цен.

    В экономических публикациях российских экономистов часто упоминается успех послевоенного перехода Германии от эконо­ мики централизованного планирования, существовавшего в тече­ ние более 15 лет, к социально-ориентированной рыночной экономике. Подобный переход был шоковым и для Германии, одна­ ко здесь вначале были созданы надежные правовые рамки для функционирования рынка и только потом постепенно произош ла его либерализация. В России выбор осуществлялся жестко меж ду командно-административным и либерально-рыночным типом организации экономики.

    В результате исследовательской деятельности российских уче­ ных четко разграничилось несколько методов оздоровления рос­сийских социально-экономических процессов: с одной стороны, методы фундаментальной неоклассики с ее математическим ап паратом, позволяющим достичь предельной строгости и непроти­ воречивости; с другой стороны, методы отпочковавшихся неоинституциональных течений в сочетании с традиционным институ ционализмом и неокейнсианством, не претендующими на абсо лютную точность, но более реалистичными. Идентифицируя ме тодологические принципы каждого из подходов, необходимо определить, насколько они применимы к российским реалиям (учи тывая особенности этноса и менталитета).

    Спор между сторонниками экспортно-ориентированной и импортно-замещаемой моделей развития получает новое измерение в свете успеха китайской модели и поражений других моделей - Индии, стран Латинской Америки.

    Смена механизмов и типов общего равновесия, которая происходит в экономике, вызывает к жизни правовую экономику как осо бую дисциплину научных знаний, повышает значение трудовой эти ки, общей культуры населения, нравственных устоев общества.

    Более конкретные параметры российской экономической модели сформулировал один из ведущих российских ученых, академик РАН Д. Львов. Основные надежды он возлагает на наукоемкие, высокие российские технологии которые на мировом рынке за после днее десятилетие снизились в восемь раз.

    По мнению Львова, в результате «шоковой терапии» в экономи ке возникли две социальные структуры: 15% населения аккумулиру ет в своих руках 85% всех сбережений банковской системы, 57% де нежных доходов, 92% доходов от собственности и 96% расходов на покупку валюты; 85% населения имеет лишь 8% доходов от собствен ности и 15% всех сбережений.

    К сожалению, российская экономическая модель идет вразрез со сложившейся мировой тенденцией: уровень заработной платы в России ниже в 10 раз и более; такой высокой эксплуатации наем ного труда нет ни в одной стране мира с развитой экономикой; цены на услуги и товары приблизились к мировым, а во многих случаях уже превысили их. Таким образом, провалы в проведении экономи ческих реформ, как и раньше, покрываются за счет не только продажи нефти и газа, но и снижения жизненного уровня основной массы населения. По утверждению многих отечественных экономи стов, ликвидация диспропорций в оплате труда возможна за счет природно-ресурсного потенциала России. Учитывая сырьевую струк туру нашей экономики, так называемая нераспределенная чистая прибыль должна на 5% формироваться за счет труда, на 20% - за счет основного капитала и на 75% - за счет природной ренты. В реальности же главная составляющая налоговых поступлений страны - фонд оплаты труда. Но заработная плата в России одна из самых низких в мире. Отсюда парадокс: наиболее угнетенный фактор эко номики якобы создает основную часть дохода России. На самом деле это результат искаженных пропорций между первичными факторами производства, следствием чего является неоправданно высокая нагрузка на бизнес и население. В ведущих странах мира ин теллектуальная рента уже превратилась в фундаментальный источ­ ник социально-экономического развития. Россия за последнее де сятилетие снизила и без того низкую долю в мировом наукоемком секторе в 8 раз; отставание от США увеличилось почти в 40 раз! На мировых рынках резко снизилась конкурентоспособность оте­ чественной наукоемкой продукции. Науке необходимы налоговые льготы, прямые целевые дотации, законодательные акты по охране авторских прав и обеспечению соответствующих авторских вознаг раждений, по расширению прав авторов открытий и изобретений на интеллектуальную собственность. Доля наукоемкого сектора России и передовых стран Запада в мировом наукоемком секторе представлена в таблице.

    Доля наукоемкого сектора разных стран, %

    Страны

    1992 г.

    1995г.

    2000 г.

    США

    28,1

    29,3

    33,9

    Япония

    23,8

    21,6

    18,9

    ФРГ

    Россия

    Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики. В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритет ных задач, решаемых государством, сложились следующие модели современного рыночного хозяйства: социально-ориентированное хозяйство, смешанная экономика и корпоративная экономика.

    При первой модели государственные программы направлены на защиту интересов граждан, а принципы регулирования экономики получают выражение в долгосрочных программах (Германия).

    При смешанной экономике государство создает условия для развития предпринимательства, используя преимущественно так тические методы. Доля государственного сектора здесь относительно мала (США).

    Корпоративная экономика предполагает направленность госу дарственных программ на защиту интереса крупного бизнеса и определение основных приоритетов (Япония, Швеция).

    Российская экономика исторически опиралась на примат либо государственной, либо общинной, либо общественной собствен ности, что отчасти обусловило специфику основных проблем современных рыночных реформ, хотя Китаю этот же фактор не по мешал войти в рыночную экономику.

    ВВЕДЕНИЕ

    Несмотря на общий для всех рыночных экономик механизм функционирования, основанный на доминировании частной собственности, соотношении спроса и предложения и действии сил конкуренции, экономическое и социальное развитие любой страны во многом определяется набором характерных черт, формирующих специфику той или иной рыночной модели. Это и соотношение рынка с государственным регулированием, и состояние предпринимательского климата в стране, и господствующий характер отношения граждан к труду, и многие другие факторы, связанные с историей и традициями государства. Опыт показывает, что в совокупности эти факторы могут играть едва ли не более существенную роль, чем базисные принципы рыночной экономики. В таком контексте и предстоит рассмотреть основные черты современной социально-экономической модели США. Во многом именно она предопределяет высокий уровень жизни и экономического развития этой страны, а также лидирующие позиции Соединенных Штатов в мировой экономике.

    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КАК ФОРМАЛИЗОВАННОЕ ОПИСАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

    американская модель экономика

    Современные модели социально-экономических процессов в разных странах формировались под влиянием соответствующих объективных и субъективных факторов развития общества, в том числе под влиянием рассмотренных теоретических концепций. В каждой стране реализовались те или иные из этих концепций, нередко в определенном сочетании. Это нашло воплощение прежде всего в моделях развития их экономики и в немалой степени определило их специфику.

    Экономическая модель-- это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами. Отображение экономического явления в определенной экономической модели основывается на сравнительном анализе, который заключается в фиксации исследуемого явления и рассмотрении специфики его развития в рамках мирового хозяйства.

    Основу любой современной государственной политики той или иной страны составляет не вообще рыночная экономика, а ее национальная модель. В социально-экономическом исследовании понятие «национальная экономика» подразумевает:

    • * пространственно определенную и национально специфическую организацию экономической жизни;
    • * экономический потенциал страны;
    • * национальный рынок, место страны в мировой экономике;
    • * специфику форм проявления универсальных экономических причинно-следственных связей (рост производительности и снижение трудоемкости изделий);
    • * повышение доли сбережений по мере роста доходов;
    • * воздействие экспорта и импорта на экономический рост;
    • * степень государственного вмешательства в экономику (от почти свободного рыночного хозяйства до его полного огосударствления);
    • * создание национального экономического порядка;
    • * традиции и национальную психологию, объясняющие поведенческие реакции членов общества.

    Перечисленные элементы необходимы для возведения экономической модели той или иной страны. Многие исследователи полагают, что определяющим фактором экономической модели является менталитет. Действительно, экономическая наука имеет дело с социумом, который имеет исторические традиции, национальный характер и менталитет, политические пристрастия и приспосабливает к этим признакам инструментарий экономической политики. Сформировавшиеся под воздействием этих факторов системы настолько различны, что порой трудно выделить их экономическую общность.

    Методология экономической теории - это совокупность методов познания экономических явлений и процессов, категорий и законов

    . Метод - система средств, мер, подходов и путей, с помощью которых осуществляется познание категорий, законов и тенденций хозяйственной жизни. Какой предмет науки, такой и его метод исследования: предметом ет порождает особенности метода, а метод производит инструментарий познания, с помощью которого экономисты проникают в сущность экономических явлений и процессов, формулируют понятие, открывают новые законы особенности развития общественного производства, формируя предмет экономической теорииї.

    Метод экономической теории использует достижения многих наук (формальной логики, философии, статистики, истории, математики) и производит свои средства изучения хозяйственной жизни

    Какие характеристики, способы и средства присущи метода экономической теории?

    Метод экономической теории может иметь субъективный или объективный характер. Субъективный подход означает, что ученый изучает экономические явления, делает выводы и оценивает их с позиции своих интересов и убеждает объединений. С помощью такого метода, как правило, экономику исследуют односторонне, выводы и теории извращаются. Применение объективного метода означает, что ученый использует научные средства и подходов ди, всесторонне, беспристрастно исследует экономические явления и процессы. Экономисты должны изучать хозяйственную жизнь посредством научный инструментарийарію.

    В экономической теории широко применяют системный метод, который предусматривает рассмотрение каждого экономического явления как системы. Целостность является важным элементом системного подхода, требующий исследовать окр. Реми составные элементы любого явления, изучение внутренних связей между этими элементами и подсистемами, выявление общей цели системы. Исследователь установить сущность, место и роль каждого элем ента системы, их взаимосвязи. Последние бывают: координационными (определяют согласованность и место структурных элементов системы); субординационными (указывают на соподчиненные связь элементов системы) г енетичнимы (указывают на связь элемента с историей развития системы). Каждому экономическому явлению (товар, деньги, средства производства, рынок и др.) присущи свои внутренние, существенные признаки и системные, др. теграцийни особенности, являющиеся результатом взаимодействия элементов этого системного явленийявища.

    . Анализ - метод научного познания, основанный на разделении целого на составные части, элементы, что позволяет проникнуть в сущность этого явления

    . Синтез - метод, который заключается в объединении познанных внутренних взаимосвязанных между собой элементов явления в единое целое

    . Индукция - это метод познания, основанный на формировании умозаключений от части к целому или принципов из фактов. Этот метод предполагает, что изучение любой проблемы начинается с обретения фактов, затем м систематизируют и анализируют таким образом, чтобы можно было сделать обобщение, то есть с начальных знаний получить заключение об общем. Применение индукции может привести к неполному выводу, адж е этот метод не может четко обосновывать общее, так получается только из частейни.

    . Дедукция - метод исследования, основанный на умозаключениях от целого к его части. Он дает возможность выдвинуть гипотезу, то есть научно обоснованное предположение о природе, структуру или закономерность решения развития явления, процессу.

    Метод научной абстракции заключается в выделении существенных характеристик процесса, исключении из изучения всего второстепенного, случайного для раскрытия его внутренних, устойчивых связей, действительной тен нденции движения. С помощью этого метода обосновывают экономические категории и законы, которые имеют конкретные проявления. Метод абстракции органически связан с понятием конкретного, т.е. целостного объекта в единстве ности его различных сторон, свойств, черт. Процесс познания на основе единства абстрактного и конкретного предполагает движение мысли от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, но уже вивченогого.

    В экономической теории используют также метод сочетания логического и исторического подходов, который предусматривает необходимость познания экономических явлений с момента их возникновения, в процессе развития и исчезнет ения, открытие качественно новых форм проявления. Логическое и историческое дополняют друг друга и позволяют всесторонне исследовать экономические явленийа.

    Экономисты широко используют качественный и количественный анализы. Качественный подход применяется преимущественно при характеристике сущности экономических категорий и законов. Например, качественной стороной товара вы иступае его потребительская стоимость, а количественной - стоимость. Количественный подход позволяет выявить вещественное содержание, при этом применяются средства математики, статистики. Например, при исследовании категории"р обочь сила"обнаруживаем ее качественную сторону - способность к труду, а затем и количественную - количество самой рабочей силы. Математический и статистический методы анализа дают возможность проникнуть в содержание экономических них явлений только тогда, когда они тесно связаны с качественным подходомходом.

    На современном этапе развития экономической науки и практики хозяйствования возможно создание моделей и экспериментов. Экономическая модель - это абстрактная теоретическая конструкция, формализованное описание экономи ичного явления, структура которого определяется объективными свойствами объекта и субъективными целями исследования. Известные величины, исследователь вводит в модель в готовом виде, называют экзогенным мы; величины, возникающие в рамках модели при решении определенной задачи, - эндогенными. Модели отражают экономическую жизнь, выступают механизму условного воспроизведения и служат для преобразования е го соответствии с целями исследования. В экономической теории модели используют с помощью графиков при изучении микро-и макроэкономикиміки.

    Экономический эксперимент - это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения их в благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения

    Экономические эксперименты позволяют на практике проверить обоснованность научных рекомендаций

    Критерием правильности теоретических выводов выступает практика, которая может определить подлинность или ложность обоснованных исследователем теоретических понятий

    Процесс познания предмета экономической теории предусматривает рассмотрение различных законов и категорий

    Экономический закон выявляет общие, объективные, необходимые, стали причинно-следственные связи между экономическими категориями, явлениями и процессами. Как и законы природы, экономические законы носят объективный и характер. Но они возникают, развиваются и действуют только в процессе экономической деятельности людей, т.е. имеют исторический харакер.

    Различают экономические законы общие, общие и специфические, которые действуют вместе и создают целостную систему экономических законов. Самом экономические законы действуют во всех экономических системах ((закон экономии времени, повышения потребностей), общие законы - всего в нескольких экономических системах (законы товарного производства). Специфические законы характерны для определенной экономической системы и отдельно й ее сферы (законы прибавочной стоимости, монопольной прибылиу).

    Понятия, отражают в обобщенном виде условия или стороны экономической жизни общества, называют экономическими категориями (товар, деньги, стоимость, прибыль, заработная плата, расходы). Экон номических категории более изменчивы, чем экономические законы, то есть с развитием производственных отношений, производительных сил происходит процесс трансформации каждой категории и всего категориального аппарата эко номической теорииї.