Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Понятие и формы теневой экономики. Методы статистической оценки теневой экономики

Определение теневой экономики и ее функции

Теневая экономика - это вся деятельность субъектов хозяйствования, которая официально не зарегистрирована в соответствующих государственных органах.

Понятие "теневой экономики" появилось только в начале 1970 года и предназначалось для того, чтоб обозначить скрытые доходы и способы их сокрытия. Отечественная литература использует это понятие как попытку анализа всплеска хозяйственной деятельности в теневом секторе после обнародования

Особенностями теневой экономики есть преднамеренное уклонение официальной регистрации предприятий (как формы хозяйствования) и их соглашений, а также искаженное выполнение этих соглашений.

На рис.1 и на рис. 2 изображена классификация различных видов теневой экономики по определенным критериям.

Рис. 1. Классификация теневой экономики

Рис. 2. Виды теневой экономики

Основными составляющими теневой экономики являются:

  • "вторая" теневая экономика, так называемая "беловоротничковая";
  • " " теневой экономики, так называемая "неформальная экономика";
  • "черный " теневой экономики, так называемая "криминальная экономика";
  • фиктивная экономика.

Рассмотрим каждую из составляющих детальнее.

"Беловоротничковой" называют запрещенную, российским законодательством, экономическую деятельность работников "белой" экономики по месту их работы, которая приводит к тому, что создаются условия к тайному перераспределению раннее полученного дохода. Основными субъектами данного вида деятельности являются люди, находящиеся на руководящих должностях, так называемые "белые воротнички". Это и послужило тому, что этот вид теневой экономики получил название "беловоротничковой".

Основные характеристики "беловоротничковой экономики":

  • лицами, совершающими данный вид преступности являются уважаемые представители делового общества, должностные лица и другие работники в управленческой сфере;
  • прикрытием экономики считают легальную деятельность, которая осуществляется в управленческой и экономической сферах;
  • "беловоротничковая" экономика считается, своего рода, преступлением, при совершении которого используются экономические методы и служебное положение;
  • это вид экономической деятельности, которая проникает во все ее сферы, имеет высокий уровень подготовки;
  • преступления в данной отрасли совершаются с помощью средств маскировки, к которым можно отнести: усовершенствованные технологии, средства телекоммуникации и компьютер.

"Неформальная экономика" или "серый рынок" - вид деятельности, который имеет законный характер, но масштабы, которой скрываются или занижаются субъектами хозяйствования. Примерами "неформальной" экономики могут быть: неофициальное трудоустройство на рабочее место, незарегистрированные ремонтные и строительные работы, проведения репетиторских занятий, недвижимости без заключения арендного договора и т. д.

"Криминальная экономика" или "черный рынок" - это проведения определенных видов экономической деятельности, которая имеет строго запрещенный характер на любом экономическом уровне. К таким видам деятельности относится в сфере: наркотиков, контрабанды, рэкета и т.д.

Фиктивная экономика - это деятельность, которая связана, в основном, с коррупцией (предоставление льгот и субсидий с помощью коррупционных связей и др.).

По окончанию ХХ столетия в мире развилась своя статистика теневого сектора:

  • развитые страны - 12% ВВП;
  • страны с переходной экономикой - 23%;
  • развивающиеся страны - 39%;

К 1973 году доля теневого сектора в СССР составляла 3-4% от ВВП, что является характерной чертой для государств с тоталитарным режимом. И все же, по мере того, как развивался кризис этого режима и наблюдалось увеличение количества теневого сектора, поэтому к концу 1990 года достигла 12% ВВП. После перехода России на рыночную экономику по данным 1997 года уровень ее повысился на 13% и составлял 25% ВВП, но затем прослеживались некоторые изменения и теневая экономика снизила темпы своего развития и остановилась на отметке 19%.

Необходимо отметить то, что в России очень сложно провести линию между легальным и нелегальными видами бизнеса, так как множества влиятельных предприятий под прикрытием законного бизнеса проводят нелегальную деятельность.

Стабилизирующая - с помощью экономики "серого рынка" повышается конкурентоспособность изготовляемой продукции, так как предприятия с данным видом деятельности изрядно экономят на налогообложении.

Доходы, получаемые в данной сфере не облагаются налогами, при этом позволяя улучшить уровень жизни субъектов теневой экономики. В 1990-х годах в условиях переходной экономики неофициальная заработная плата имела размеры, почти не отличающиеся от официальной. Теневая экономика считается социальным стабилизатором, так как позволяет создавать новые рабочие места, тем самым уменьшает степень социального напряжения в обществе.

Дестабилизирующая функция - виды деятельности, имеющие криминальный характер, несут большую угрозу для стабильного общества. Одной из причин кризиса 1998 года было уклонения от налогообложения и уплаты соответствующих налогов, которая достигла больших масштабов.

Особенностью некриминальной части теневой экономики является достаточно низкий уровень технической подготовки кадров, что ведет за собой деквалификацию занятых в нем трудовых ресурсов.

На практике существуют три группы субъектов, занятых в теневом секторе экономики:

  • к первой группе относятся: наркоторговцы и торговцы оружием, бандиты, грабители, наемные убийцы, представители государственной власти, практикующие коррупцию, наемные убийцы и т.д.
  • во второй группе состоят: предприниматели, мелкие и средние бизнесмены, связавшие свой вид деятельности с теневым сектором;
  • третья группа состоит из наемной рабочей силы физической и умственной сферы, доходы которых имеют нелегальный характер.

Причины возникновения теневой экономики


Экономисты считают, что главными причинами возникновения и развития теневого являются:

  • вмешательство в экономику со стороны государства;
  • , находящаяся в состоянии кризиса и депрессии;
  • кризис в развитии общественных отношений.

Вмешательство в экономику со стороны государства. Доля в структуре теневой экономики имеет большую зависимость от уровня контролируемости со стороны государства, от проведения обоснованного налогообложения, от массовости коррупции и преступности. Многие предприниматели предпочитают ведение теневой деятельности, так как обременены сложным механизмом регистрации своего бизнеса, нежеланием и невозможностью уплаты налогов по чрезмерно высоким ставкам и тарифам и др. К концу 1990 года в бюджет России должно было поступить около половины налогов от вновь созданной стоимости, но предприниматели были не в силах уплатить большую часть налогов, так как находились на, так называемой, стадии "первоначального накопления капитала". Также, этому способствовало и низкий уровень администрирования налогов. Так как предприятия имели возможность на получение индивидуальных налогов льгот, или платили ту сумму, которую считали нужным. Таким образом действовала "договоренность" между государственными органами и субъектами хозяйственной деятельности.

Национальная экономика, находящаяся в состоянии кризиса и депрессии. Такое способствует росту безработицы и снижению уровня жизни многих слоев населения. Население страны, которое больше всего пострадало от кризиса, было вынуждено направить свою деятельность в сферу малого предпринимательства. Конечно же, с учетом высокой степени регулирования и возрастания барьеров администрирования, большая доля таких предпринимателей проводило свое дело нелегально.

Кризис в развитии общественных отношений. Период переходной экономики непосредственно повлиял не только на экономическое состояние страны, а также, на моральную и социальную сферу жизнедеятельности населения. Все эти изменения послужили к развитию к началу 1990-х годов в России теневой экономики в криминальной части. Как показывает практика других стран с переходной экономикой то, по мере преодоления экономического кризиса и развития рыночных отношений, теневая экономика в криминальном секторе сдает свои позиции.

Масштабы развития теневой экономики

Существует несколько главных подходов к оценке и определению масштабов теневой экономики.

Рассмотрим каждый из них:

Монетаристский подход - основой этого подхода является то, что все осуществляемые расчеты проводятся только наличными деньгами с использованием крупных купюр. Таким образом, показателем возрастания теневой экономики считают увеличение доли наличных средств и банкнот с высоким номиналом в структуре денежного агрегата М2. Это послужило к проведению российскими властями денежной реформы в 1991 году, которая осуществлялась путем обмена банкнот с высоким номиналом в трехдневный срок для изъятия нелегального капитала.

Итальянский подход "палермо" - главной составляющей этого подхода было сравнение величин заявленного дохода с масштабами покупок продукции и услуг на уровне страны или отдельного ее района. В результате этого, в конце 1990-х годов государственные власти России установили контроль над поставками крупных объемов (недвижимость, драгоценности, акции и т.д.).

Анализ занятости - с помощью этого анализа появилось предположение, что высокий уровень неофициальной безработицы, которая сохраняется достаточно долгое время, может свидетельствовать об возможной занятости в сфере теневого бизнеса.

Метод с использованием технологических коэффициентов - суть этого метода состоит в сопоставлении полученных данных о потребительской динамике электроэнергии и данных, которые представлены в соответствующие органы, о количестве произведенной продукции и оказанных услуг. По официальным данным к началу 2010 года задекларированное производство товаров и услуг снизилось на 35%, в то время как потребление электроэнергии - на 20%. Эти показатели, хоть и косвенно, но все же указывают на наличие теневой .

Исходя из того, что объемы и составляющие элементы теневой сферы экономики в основном имеют зависимость от проведенной экономической политики со стороны государства, а высокие темпы его развития наносят немалый ущерб социальному обществу, государственная власть должна ориентировать свое внимание на сведении уровня теневой экономики до размеров, не представляющих опасности. Главным структурным элементом, проведенных мер, является деятельность по выводу из "тени" неформальной составляющей теневой экономики. Результатом этого должна послужить уплата налогов предпринимателями, которая должна восприниматься ими как социальные значимые услуг, которые были получены от государства.

Именно поэтому задача государства состоит в том, чтобы создать благоприятную атмосферу для проведения легального бизнеса, а именно:

  • упрощение механизмов администрирования;
  • приемлемый уровень налогообложения;
  • проведение деятельности экономических агентов и соблюдение ними всех обязательств по контракту;
  • предоставление гарантий на частную собственность и т.д.

Начало 2000-х годов в Российской Федерации было охарактеризовано проведением целого ряда реформ, которые были направлены на создание благоприятного климата для фирм и организаций:

  • было введено упрощение процедур, связанных с государственной регистрацией новых предприятий;
  • было снижено ставку налога на предприятий;
  • введен список льгот и упрощений для субъектов малого бизнеса.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Теневая экономика создается в результате серьезных упущений в управлении экономикой и законодательного хаоса.

Теневая экономика как сложное социально-экономическое явление порождена разными факторами. Их можно классифицировать в зависимости от типа экономических отношений, возникающих в условиях реформирования экономики. Одни из них связаны с ответной реакцией граждан на просчеты в хозяйственном механизме, игнорировании их нужд и потребностей. Другие- обусловлены корыстными интересами участников рынка за счет несовершенства действовавшей и складывающейся системы хозяйствования. Наконец, можно выделить причины, обусловленные развитием так называемой “черной” экономики .

Основными причинами существования и развития теневой экономики являются нестабильность и разбалансированность официальной экономики, неполнота и противоречивость законодательного регулирования, неэффективность налоговой политики государства, взяточничество чиновников. Другими причинами больших масштабов “теневой экономики” являются значительный объем расчетов наличными деньгами, прозрачность государственных границ со странами СНГ, незаконная миграция граждан .

Результатом является рост теневой экономики и криминальной экономической деятельности. Это проявляется в образовании различных видов нелегальных рынков - труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные и договорные ограничения.

Причиной отказа от участия в формальном секторе может быть отсутствие доверия к институтам формальной занятости. Люди могут опасаться, что пенсии, пособия в будущем не будут выплачены в оговоренном объеме из-за возможного кризиса финансовой системы или неплатежеспособности государства .

Важное влияние на рост теневой экономики и ее криминализацию оказывает запрет на производство, обращение товаров, оказание услуг, осуществление каких-либо видов деятельности. Кроме ухода от контроля и противоправного поведения это способствует развитию различных форм организованной преступности.



Административное вмешательство в процесс ценообразования проявляется в форме принудительного установления государством максимальной или минимальной цены на товары и услуги.

Лицензирование различных видов экономической деятельности ставит частные компании в зависимость от органов власти и создает условия для извлечения государственными служащими нелегальных доходов.

В России наблюдаются и более жесткие формы государственного вмешательства. Например, возможна прямая поддержка органами власти так называемых "дружественных" компаний и подавление конкурентов с помощью необоснованного использования полномочий контролирующих и правоохранительных органов (налоговой полиции, и т.п.). Это характерно для особо прибыльных отраслей (нефтяной бизнес, строительство и т.д.). Отмечается также прямое распределение государством рынка между "дружественными" фирмами и возникновение на этой основе неформальных отношений, связанных с коррупцией государственных и муниципальных служащих, принимающих решения.

Обычно выделяют три группы факторов, которые способствуют развитию теневой экономики.

1.Экономические факторы:

· высокие налоги (на прибыль, подоходный налог и т.д.);

· переструктуризация сфер хозяйственной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, услуг, торговли);

· кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целом;

· несовершенство процесса приватизации;

· деятельность незарегистрированных экономических структур.

2. Социальные факторы:

· низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности;

· высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом;

· неравномерное распределение валового внутреннего продукта.

3. Правовые факторы:

· несовершенство законодательства;

· недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности;

· несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью.

Расмотренные факторы формирования теневой экономики свойственны в основном для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, для которых характерен относительно назкий уровень благосостояния населения.

Для стран с развитой экономикой они имеют несколько иную направленность. В классическом варианте к ним можно отнести большие масштабы официальной безработицы, высокие издержки производства, укороченная продолжительность рабочего дня увеличение средней продолжительности жизни, проблемы пенсионного обеспечения. В развитых странах теневое производство связано в основном с ильпользованием неконкурентной рабочей силы: иммигрантов, домохозяек, студентов, пенсионеров. Для этой категории лиц особую значимость приобретает получение любой работы, которая не связывается со степенью ее правомерности.

Причины роста теневой экономики весьма подвижны и динамичны. Их многоплановость обусловлена существованием и одновременно возникновением множества новых внутренних и внешних отношений в недрах теневой экономики, что позволяет проследить намечающиеся сдвиги в ее структуре.

Развитию теневой экономике в банковской и финансовой сфере способствуют следующие факторы:

1) Хозяйствующие субъекты обладают свободным доступом к наличным средствам клиента, этот процесс ничем не контролируется.

2) До сих пор в России не предусмотрена административная и уголовная ответственность организаций за несоблюдение условий работы с денежной наличностью и проведением кассовых операций, включая:

3) За осуществление наличных расчетов с другими организациями, если размер этих расчетов превышает установленные законодательством размеры

4) За несоблюдение условий, согласованных с кредитной организацией, касаемо использования поступающей наличности в организацию, а также ее использование без согласования с кредитной организацией

5) За препятствование проведению проверок кредитными организациями по соблюдение установленного порядка использования денежных средств

6) За неверное оформление первичных учетных документов и их отсутствие, ненадлежащее ведение бухгалтерского учета.

7) Дополнительной возможностью нарушения установленного порядка платежей является возможность организации открывать в банке множество счетов (расчетные, бюджетные, текущие, аккредитивные, ссудные, депозитные, валютные, и другие).

8) Отсутствие законодательных актов по приему в качестве залога под кредит земли и другого недвижимого имущества

9) В условиях развития электронных платежных систем имеет место отсутствие регламентированной процедуры по ее проведению

10) Отсутствие единой базы данных о лицах, причастных к экономическим преступлениям

Более 2/3 выявленных за последнее время в России нарушений в финансовой сфере являются следствием недобросовестного или неполного контроля финансового сектора со стороны банков. Треть обнаруженных нарушений законодательства приходится на махинации с валютными выплатами, а одна пятая - проведением коммерческими банками разного рода капитальных валютных операций без соответствующих разрешений Банка России.

Необходимо заметить, что Банк России, оказывает противодействие теневой экономике, используя свои функции, такие как: валютное регулирование, валютный надзор, банковский надзор и другие элементы, оказывающие максимальное противодействие незаконным сделкам. Также ведется работа по пресечению проникновения преступных капиталов на финансовый рынок страны. С целью защиты интересов банков, инвесторов и других субъектов финансового сектора, а также в соответствии с банковским законодательством и федеральным законом Банк России утвердил Положение “Об организации внутреннего контроля в банках“. Действие данного постановления распространяется на все действующие коммерческие банки и небанковские кредитные организации и полностью регламентирует порядок проведения проверок, выдачи займов и кредитов, проверку кредитоспособности клиента и остальные важнейшие элементы функционирования банка.

Глава 2.Практическая

Факторы развития теневой экономики

Исходными в исследовании любого явления, как известно, является выяснение природы его возникновения. Что же касается природы теневой экономики, то следует отметить, что в научной литературе данный вопрос решён не однозначно, и это во многом затрудняет дальнейшее изучение теневой составляющей экономики, в том числе и эффективных направлений и методов борьбы с ней .

В различных подходах к изучению проблемы возникновения теневой экономики исследователи называют многообразные факторы, способствующие этому. Но традиционно к основным факторам развития теневой экономики учёные относят следующие:

Высокий уровень налогообложения. Данный фактор признаётся одним из самых значимых, стимулирующих рост и активизацию теневой экономики. Он оказывает своё воздействие в странах с любым типом рыночной экономики. Вместе с тем его действие в каждой стране имеет свои особенности. Например, в США особое влияние на развитие теневого сектора оказывают высокие ставки подоходного налога. В России распространению практики сокрытия доходов способствуют высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость.

Как известно, налоговое изъятие свыше 50 % прибыли лишает предприятие стимула для дальнейшей активной деятельности. По оценке западных экспертов, из-за прямых и косвенных налогов 55 % всех предприятий переходят в теневой сектор.

Завышенная регламентация экономики. Этот фактор проявляется, в основном, в следующих действиях государства: запрет на обращение каких-либо товаров или услуг; административное вмешательство в процесс ценообразования; чрезмерная власть бюрократии, слабая контролируемость бюрократических решений. Результатом этого является рост теневой экономики. Это проявляется в образовании различных видов нелегальных рынков - труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные ограничения. В частности, изыскиваются возможности игнорировать или, по крайней мере, обходить трудовое законодательство, которое устанавливает минимальные ставки заработной платы, предельную продолжительность сверхурочных работ, условия использования труда подростков, пенсионеров, женщин, иностранных рабочих.

Значительные масштабы госсектора в экономике. Значительные масштабы государственного сектора в экономике порождают отношения, связанные с распределением бюджетных ресурсов в форме и прямых и косвенных дотаций, субсидий, льготных кредитов среди государственных предприятий. Это является питательной основой для формирования сектора неформальных, и часто криминальных отношений, связанных с распределением ресурсов. На основе безвозмездного или льготного распределения бюджетных ресурсов формируются контролируемые предпринимательские структуры, создаваемые с целью незаконного присвоения этих ресурсов, прокручивания их (присвоения инфляционного дохода), легализации, инвестирования, перевода за рубеж. Таким образом, эффективность деятельности государства является важнейшим фактором, определяющим масштабы теневой экономики.

Экономическая нестабильность, кризисное состояние экономики. Уход экономики в "тень" является следствием общего состояния экономики. При плачевном состоянии официальной экономики работа в её теневом секторе может иметь множество преимуществ.

С другой стороны, кризисное состояние экономики вынуждает предпринимателей искать более привлекательные ниши для своей деятельности. Одной из них и является теневой сектор.

Незащищенность прав собственности порождает у предпринимателей психологию временщика. Соответствующее хозяйственное поведение исходит из того, что если права собственности могут быть рано или поздно нарушены и существующее законодательство и правоприменительная практика отнюдь не гарантируют их надёжную защиту, надо использовать имеющиеся возможности по максимуму. Если можно избежать уплаты налогов, максимизировать всеми способами свою прибыль, то это надо делать.

Неблагоприятный социальный фон. Растущая безработица, поток беженцев, невыплаты заработной платы и т. д. являются прекрасной "питательной средой" для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с работодателем подчас основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения и т. д.

Для работодателей такие отношения более чем выгодны: работники оказываются весьма заинтересованными в том, чтобы теневой бизнес "хозяина" оставался таковым; работодатели обладают неконтролируемой властью над наемными работниками; прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что никаких налогов на фонд оплаты труда платить не надо и т. д.

Политическая нестабильность. Этот фактор так же, как и "незащищенность прав собственности", стимулирует и развивает психологию временщика. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала.

Важно отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, то официальная, напротив, замирает. Причём ее объём уменьшается не только за счёт "затенения", но и по причине элементарного свертывания деятельности "до лучших времён".

В зависимости от развития рыночных отношений, состояния экономики в целом причин существования теневой экономики будет больше или меньше, степень влияния разных из них будет варьироваться. Также на развитие теневой экономики влияют экономическая свобода, граничащая со вседозволенностью деформация морально этических требований.

Экономическая безопасность. Фактор, наиболее существенный. Теневая экономика, проникшая во все поры экономического организма, усиленно разлагает и подрывает его. От этого экономика становится рыхлой и небезопасной. Из этого вытекает следующий фактор.

Национальная безопасность. При слабой экономической безопасности не может быть сильной национальной безопасности.

Методы статистической оценки теневой экономики

Одной из наиболее сложных проблем в исследовании теневой экономики является разработка методологического аппарата по оценке её основных количественных параметров, что обусловлено самим характером этого явления, предполагающего сокрытие от учёта, контроля и регистрации.

Многогранность теневой экономики подразумевает и многообразие методов её измерения. Само разнообразие, применяемых в мировой практике методов свидетельствует об отсутствии единой методики количественной оценки размеров теневых экономических структур и критериев достоверности результатов.

В последние годы многими учёными предпринимались попытки систематизации методов измерения теневой экономики. Однако до настоящего времени чёткой системы признаков, позволяющих классифицировать методы оценки теневой экономики, так и не выработано. Но при этом, подавляющее число исследователей разделяют все методы измерения теневой экономики на прямые и косвенные .

Прямые методы - это методы, основанные на информации, полученной при специальных опросах или наблюдениях за участвующими в теневой экономике (хотя бы на правах потребителя).

Косвенные методы - это методы, основанные на анализе имеющихся сводных экономических показателей официальной статистики, финансовых органов, налоговых служб.

Таким образом, данная классификация методов измерения теневой экономики основана на типе источника получения необходимой информации.

Некоторые учёные ассоциируют прямые методы с микрометодами, а косвенные - с макрометодами. Сопоставив различные подходы к методам определения составляющей теневой экономики, можно предложить следующую классификацию методов оценки теневой экономики (рис. 2) , в которой одни и те же методы могут входить в ту или иную классификационную группу в зависимости от необходимости их применения.

При оценке масштабов нерегистрируемой экономики задачи, стоящие перед статистиками, отличаются от задач представителей налоговых и правоохранительных органов. Задача последних - оценить объёмы недополученных в виде налогов доходов государства и попытаться их возвратить. Статистики оценивают масштабы нерегистрируемой экономики для осуществления в конечном итоге корректировки макроэкономических показателей и сведения к минимуму ошибок при их исчислении. В случае отсутствия необходимой статистической информации предпочтительнее сделать оценку, основанную на определённых допущениях, чем игнорировать вообще факт наличия теневой экономической деятельности в определённом секторе экономики.

Нельзя не отметить, что идеальных методов расчёта теневой экономики нет. Каждый имеет свои преимущества и недостатки.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА
АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Кафедра экономической теории и истории

КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории на тему:
«Теневая экономика, причины, формы проявления и борьба с ней»

Выполнил:
студент 1 курса 106 группы
Беляева А.Д.
Проверил:
к.э.н., доцент Кожевникова Т.М.

Тамбов 2010

СОДЕРЖАНИЕ

    Введение………………………………………………………… ………………..3
    Глава 1. Сущность и причины возникновения теневой экономики
      Факторы, способствующие развитию
      теневой экономики……………………………………………………… ...5
      Основные причины коррумпированности
      экономики……………………………………………………… ……….....9
      Структура теневой экономики……………………………………12
    Глава 2. Формы проявления теневой экономики
      Определение теневой экономики и формы проявления………..14
      Сферы теневой экономики………………………………………..16
      Теневая экономика и налоговая преступность………………….20
    Глава 3. Особенности теневой экономики в России и правила её регулирования.
      3.1. Пути воздействия государства на теневую экономику…………...26
      3.2. Создание правовых экономических условий по
      сокращению теневой экономики………………………………… ……..31
      3.3. Направление борьбы с теневой экономикой………………………37
    Заключение…………………………………………………… …….…………...39
    Список использованной литературы…………………………………………..41
ВВЕДЕНИЕ

Теневая экономика представляет собой часть неформальной экономики, которая характеризует совокупность хозяйственных отношений, не отражаемых в официальной отчетности и формальных контрактах или отражаемых заведомо неадекватным образом. Одна часть неформальной экономики находится на «свету» и включает виды деятельности, которые вписываются в действующее законодательство, или ему не противоречат. Другая ее часть - теневая экономика вступает в противоречия с существующими законодательными установлениями.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что теневой сектор экономики существует во всех странах, хотя его масштабы и сферы могут существенно отличаться. В период мирового кризиса происходит бурный рост масштабов теневой экономической деятельности. Так, по прогнозам в России она составляет 49 % ВВП, и ее уровень, безусловно, будет расти.
Степень разработанности проблемы . Вопросам определения роли и характеристик теневой экономической деятельности экономических агентов посвящен ряд работ зарубежных и отечественных исследователей. Так, проблемы и объемы теневого сектора исследуют К.Боулдинг, Г. Беккер, П. Гутман, А. Рос, К. Харт, Ф. Шнайдер. Возникновение теневых отношений в результате чрезмерного давления государства на предпринимательство изучает Э. де Сото. Теневые аспекты экономики советского периода освещаются в работах Г. Гроссмана, Д. Кауфмана, А. Калиберда.
Таким образом, цель исследования - это изучение теневой экономики как явления, определение ее макроэкономических последствий и методов борьбы с ней.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи :

    определить сущность, понятие, формы и виды теневой экономики;
    выявить предпосылки возникновения теневой экономики;
    проанализировать масштабы теневой экономики в странах СНГ;
    определить методы борьбы с теневой экономикой.
    Объектом исследования являются возможные пути воздействия государства на теневую экономику.
Соответственно, предметом исследования курсовой работы является теневая экономика, представляющая собой феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
Методологическая основа исследования базируется на методах экономико-математического, экономико-статистического моделирования, методе экспертных оценок, теории игр.
Структура курсовой работы . Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели и задачи работы, определяющие содержание и методы выполнения настоящей курсовой работы.
Первая глава «Сущность и причины возникновения теневой экономики» посвящена анализу факторов, способствующих росту теневого сектора, изучению его структуры.
Во второй главе «Формы проявления теневой экономики» исследуются сферы теневой экономики, приведена приблизительная оценка масштабов теневого сектора, определены основные формы проявления теневой экономики, в том числе уход от налогообложения.
В третьей главе «Особенности теневой экономики в России и правила её регулирования» проведен анализ возможного противодействия теневизации деятельности предприятий, указаны пути воздействия государства на теневую экономику.
В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы основные выводы и рекомендации.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1 Факторы, способствующие развитию
теневой экономики

В различных подходах к изучению проблемы возникновения теневой экономики исследователи называют многообразные факторы, способствующие этому. Но традиционно к основным факторам развития теневой экономики ученые относят следующие:
1. Высокий уровень налогообложения. Данный фактор признается одним из самых значимых, стимулирующих рост и активизацию теневой экономики. Он оказывает свое воздействие в странах с любым типом рыночной экономики. Вместе с тем его действие в каждой стране имеет свои особенности. Например, в США особое влияние на развитие теневого сектора оказывают высокие ставки подоходного налога. В России распространению практики сокрытия доходов способствуют высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость.
Официально доля всех налоговых поступлений в России была в пореформенное время на уровне 33 % ВВП. Это было почти столько же, сколько и в США, но гораздо меньше по сравнению, к примеру, со скандинавскими странами (в Швеции на тот момент - 61 %). В Европе налоговая нагрузка сейчас постоянно растет: отчисления из заработной платы, составлявшие в начале 70-х годов 27 %, сегодня преодолели в Европе отметку в 42 %. В Греции, Италии, Бельгии и Швеции самые высокие налоги в Европе (72-78 %). В этих же странах наиболее развитый теневой сектор. В то же время развитые страны с наименьшим уровнем налогового бремени - США и Швейцария (41,4 % и 39,7 % соответственно) - имеют относительно небольшой теневой сектор.
Как известно, налоговое изъятие свыше 50 % прибыли лишает предприятие стимула для дальнейшей активной деятельности. По оценке западных экспертов, из-за прямых и косвенных налогов 55 % всех предприятий переходят в теневой сектор.
2. Завышенная регламентация экономики. Этот фактор проявляется, в основном, в следующих действиях государства: запрет на обращение каких-либо товаров или услуг; административное вмешательство в процесс ценообразования; чрезмерная власть бюрократии, слабая контролируемость бюрократических решений. Результатом этого является рост теневой экономики. Это проявляется в образовании различных видов нелегальных рынков - труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные ограничения. В частности, изыскиваются возможности игнорировать или, по крайней мере, обходить трудовое законодательство, которое устанавливает минимальные ставки заработной платы, предельную продолжительность сверхурочных работ, условия использования труда подростков, пенсионеров, женщин, иностранных рабочих.
3. Значительные масштабы госсектора в экономике. Значительные масштабы государственного сектора в экономике порождают отношения, связанные с распределением бюджетных ресурсов в форме и прямых и косвенных дотаций, субсидий, льготных кредитов среди государственных предприятий. Это является питательной основой для формирования сектора неформальных, и часто криминальных отношений, связанных с распределением ресурсов. На основе безвозмездного или льготного распределения бюджетных ресурсов формируются контролируемые предпринимательские структуры, создаваемые с целью незаконного присвоения этих ресурсов, прокручивания их (присвоения инфляционного дохода), легализации, инвестирования, перевода за рубеж. Таким образом, эффективность деятельности государства является важнейшим фактором, определяющим масштабы теневой экономики.
4. Экономическая нестабильность, кризисное состояние экономики. Уход экономики в "тень" является следствием общего состояния экономики. При плачевном состоянии официальной экономики работа в ее теневом секторе может иметь множество преимуществ. С другой стороны, кризисное состояние экономики вынуждает предпринимателей искать более привлекательные ниши для своей деятельности. Одной из них и является теневой сектор.
5. Незащищенность прав собственности порождает у предпринимателей психологию временщика. Соответствующее хозяйственное поведение исходит из того, что если права собственности могут быть рано или поздно нарушены и существующее законодательство и правоприменительная практика отнюдь не гарантируют их надежную защиту, надо использовать имеющиеся возможности по максимуму. Если можно избежать уплаты налогов, максимизировать всеми способами свою прибыль, то это надо делать.
6. Неблагоприятный социальный фон. Растущая безработица, поток беженцев, невыплаты заработной платы и т. д. являются прекрасной "питательной средой" для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с работодателем подчас основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения и т. д.
Для работодателей такие отношения более чем выгодны: работники оказываются весьма заинтересованными в том, чтобы теневой бизнес "хозяина" оставался таковым; работодатели обладают неконтролируемой властью над наемными работниками; прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что никаких налогов на фонд оплаты труда платить не надо и т. д.
7. Политическая нестабильность. Этот фактор также, как и "незащищенность прав собственности", стимулирует и развивает психологию временщика. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала. Важно отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, то официальная, напротив, замирает. Причем ее объем уменьшается не только за счет "затенения",но и по причине элементарного свертывания деятельности"до лучших времен". В зависимости от развития рыночных отношений, состояния экономики в целом причин существования теневой экономики будет больше или меньше, степень влияния разных из них будет варьироваться. Также на развитие теневой экономики влияют экономическая свобода, граничащая со вседозволенностью деформация морально этических требований.
8. Экономическая безопасность. Фактор, на наш взгляд, наиболее существенный. Теневая экономика, проникшая во все поры экономического организма, усиленно разлагает и подрывает его. От этого экономика становится рыхлой и небезопасной. Из этого вытекает следующий фактор.
9. Национальная безопасность. При слабой экономической безопасности не может быть сильной национальной безопасности.

1.2 Основные причины коррумпированности экономики

Причины теневой экономики многообразны. Их выделяют в шесть основных групп: антропологические, экономические, социальные, правовые, социокультурные, политические.
Первая группа причин связана с двойственной природой человека. Недаром религиозные учения исходят из того, что человек является ареной
борьбы добра и зла, где добро не всегда побеждает. Личный интерес часто приходит в противоречие с интересами общества. Побудительная сила
эгоистических мотивов может перекрывать существующие ограничители человеческой деятельности, зафиксированные в морали, традициях и праве. В этом случае человек нарушает сложившийся в обществе порядок, что может повлечь деструктивные последствия для социальной жизни.
Ко второй группе причин, порождающих теневую экономику, мы относим экономические факторы. По своей сущностной природе рыночное хозяйство носит стихийный характер. Известно, что для рыночной экономики характерно неравномерное развитие различных секторов, инфляция, резкие колебания обменных курсов и т.п. Все это является благоприятной почвой для преступлений. Теневая составляющая усиливается, когда государство не может регулировать эти явления и создавать благоприятные условия для функционирования предпринимательства. В периоды кризисов, когда нарушается зыбкое равновесие рыночного хозяйства, теневая экономика получает дополнительный толчок для своего развития.
В третью группу причин мы выделяем факторы социального характера. Российская власть в последние годы столкнулась с рядом обострившихся социальных проблем, главной из которых явилась социальная дифференциация общества. В теневую экономику вовлекались представители малоимущих и маргинальных слоев - молодежь, безработные, рабочие-мигранты и т.п. По своей численности они составили наиболее массовую прослойку участников теневой экономики. Основная часть непосредственных исполнителей собственно преступных экономических действий также формируется и этой среде.
К четвертой группе факторов, объясняющих феномен теневой экономики, мы относим несовершенство правовой базы предпринимательства. Дело в том, что экономический процесс даже в промышленно развитых странах всегда обгоняет правовую основу предпринимательства. Государственное законодательство обычно отстает от новых реалий экономической жизни. Поэтому совершенствование правовой базы носит перманентный характер. Противоречия между быстро меняющимися условиями рыночного хозяйства и существующей законодательной базой позволяют теневой экономике использовать прорехи, которые образуются в правовой сфере.
В пятую группу факторов мы включаем все, что можно считать слабой этической основой предпринимательства. Особо хотелось бы выделить противоречия между законодательством и морально-этической составляющей предпринимательства. Конечно, сами законы во многом отражают морально-этические ценности определенного времени. Однако интересы государства, реализуемые в законодательстве, не всегда совпадают с интересами большинства общества, а подчас находятся в противоречии с ними.
Наконец шестую группу факторов, влияющих на формирование теневой экономики, образуют противоречия в политической системе. Одним из принципиальных аспектов здесь является вопрос об отношениях власти и крупного капитала. Известно, что их слияние усиливает олигархию, существование которой придает качественно новые черты теневой экономике. Дело не только в том, что под давлением финансовых и промышленных магнатов власть принимает законы, создающие благоприятные условия для свободы экономической деятельности олигархов. Более широким негативным последствием становится то, что подобные действия полностью подрывают принципы социальной справедливости. Государственная казна недополучает огромное количество средств, малый бизнес оказывается в еще более неравноправном положении. Многие сделки олигархи заключают в тени кабинетов власти. С точки зрения закона они мало уязвимы, но по существу эти деяния следует относить к разделу теневой экономики. Слабость политической власти является основной причиной коррупции государственного чиновничества, которая в свою очередь ведет к гипертрофированным масштабам теневой экономики.
Таким образом, наличие целого ряда причин, порождающих теневую экономику, позволяет говорить о ней как об одной из подсистем рыночного хозяйства. Теневая составляющая всегда присутствовала и, по-видимому, будет в какой-то мере присутствовать и хозяйственной жизни. Однако важно видеть принципиальное различие между реальными причинами теневой экономики и причинами се роста или, напротив, угасания в определенные исторические периоды.

1.3 Структура теневой экономики

Нет абсолютного разделения: «теневая экономика» - по одну сторону, легальная - по другую. Есть один хозяйственный процесс с теневой составляющей. При этом в разряд «теневиков» формально попадают не только сугубо криминальные элементы, но и отечественные предприниматели, не принимающие действующих правил экономической игры. Позволительно ли отождествлять тех и других? Как видно, следует различать по характеру производственных отношений ту часть «теневиков», которая участвует в производстве товаров и услуг, и ту, через которую осуществляется лишь перераспределение созданного продукта.
Субъекты «теневой экономики» образуют своего рода «пирамиду» (рис. 1).
На ее вершине - криминальные авторитеты и их рабочая сила: торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты - грабители, наемные убийцы, сутенеры, проститутки. Здесь же коррумпированные представители органов власти и управления. По разным оценкам, они составляют от 5 до 25% всей пирамиды и обладают значительной силой и влиянием.
Среднюю часть пирамиды образуют «теневики-хозяйственники» (предприниматели, коммерсанты, банкиры, мелкие и средние бизнесмены, в том числе «челноки»). Эти люди - мотор экономической деятельности, причем не только нелегальной. В перспективе они способны выступать в качестве основы среднего класса нормальной рыночной экономики. Сейчас они вынуждены уходить «в тень» главным образом лишь потому, что издержки их деятельности при существующих правилах экономической игры превышают соответствующие выгоды и доходы. Они не без оснований полагают, что избранная модель реформирования нуждается в радикальных изменениях, и при этом не приемлют возврата к монополии государственной собственности и административно- распределительной системе. Третья группа представлена наемными работниками физического и умственного (интеллектуального) труда; к ним могут примыкать мелкие и средние государственные служащие, в доходах которых, по имеющимся оценкам, сегодня до 60% составляют взятки. Для этой категории лиц нерегистрируемая деятельность является вторичной (неформальной) занятостью. Род их занятий сам по себе, как правило, не является противоправным, но в силу разного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия выводятся из-под действия закона «в тень». Таким образом, речь идет о потенциальных союзниках «теневиков» второй группы. Всего пирамида насчитывает 30 млн человек экономически активного населения страны, производящих более 40% ВВП. Деление субъектов «теневой экономики» на три группы в определенной мере условно, но необходимо, ведь у субъектов выделенных групп, наряду с общими интересами, есть интересы специфические. Главным специфическим интересом второй группы «теневиков-хозяйственников» в союзе с субъектами третьей группы является легальное превращение их в средний класс - основу стабильности любого государства и любого общества.

Сугубо
крими-
нальные
элементы
«теневой экономики»
(5-25% от общего
числа) и их рабочая сила

«Теневики-хозяйственники»
(предприниматели, коммерсанты ит.п.)

Наемные работники с неформальной
занятостью, а также мелкие и средние
государственные служащие, в доходах которых
до 60% составляют взятки

Рис. 1. Структура «теневой экономики»
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

2.1 Определение теневой экономики и формы ее проявления

Теневая экономика представляет собой часть неформальной экономики, которая характеризует совокупность хозяйственных отношений, не отражаемых в официальной отчетности и формальных контрактах или отражаемых заведомо неадекватным образом. Одна часть неформальной экономики находится на «свету» и включает виды деятельности, которые вписываются в действующее законодательство, или ему не противоречат. Другая ее часть - теневая экономика вступает в противоречия с существующими законодательными установлениями.
По уровню и степени легальности осуществляемой деятельности теневая экономика подразделяется на неофициальную, фиктивную, криминальную.
Неофициальная («серая») экономика охватывает легальные виды деятельности, чаще в сфере услуг (например, медицинская помощь на дому и т. д.), доходы от которой сокрыты от налогообложения.
Фиктивная («беловоротничковая») - распространена в сфере управления хозяйственной деятельностью на разных уровнях, особенно в; странах с развитым государственным сектором. Для фиктивной экономики характерны приписки, мошенничество, хищение материальных ресурсов.
Криминальная («черная») экономика включает запрещенную законом деятельность (наркобизнес, заказные убийства и похищения людей, контрабанда, производство фальшивых денежных знаков и т. д.).
Разграничение типов теневой экономики весьма условно. Зачастую они пересекаются, имея общий интерес - получение дополнительного дохода за пределами правового поля.
Теневая экономика обладает следующими системными свойствами:
всеобщностью;
целостностью;
связью с внешней средой, проявляющейся в процессе взаимодействия с ней через тесное переплетение с официальной экономикой посредством легальных хозяйствующих структур, а также с институтами государства и общества;
структурностью, заключающейся в наличии устойчивых связей и отношений внутри теневой экономики, обеспечивающих ее целостность и тождественность самой себе, т.е. способностью к сохранению ее основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях; иерархичностью (как частный случай структурности) - расположения частей |и элементов теневой экономики как целого в порядке от высшего к низшему;
способностью к самоорганизации и непрерывному развитию, органичному включению в мировые экономические связи (посредством, например, широкого использования офшорных компаний организованными структурами, функционирующими в теневой экономике); целенаправленностью и наличием универсального механизма функционирования, заключающихся в общности типовых приемов и способов достижения целей функционирования (особенно наиболее опасном секторе теневой экономики - в нелегальном, или криминальном, бизнесе);
наличием в одном целом двух противоположных начал конструктивного (производительный сектор) и деструктивного (криминальный сектор).

2.2 Сферы теневой экономики

Первая крупная сфера теневой экономики - это государственное производство и управление бюджетными средствами, полностью освобожденное от контроля со стороны общества политической силой государства.
Государство представляет собой общественный институт, призванный защищать безусловно ассоциированные цели, выражающиеся либо в стремлении сохранить общество от уничтожения, либо в попытках обеспечить его наиболее прогрессивное развитие. Однако, существуя как институт власти, государство порождает и свои специфические цели, не являющиеся выражением ассоциированных потребностей, что было подмечено еще Н. Бакуниным, который писал, что любые политические деятели всегда будут смотреть на парод "...с высоты "государственной": они будут представлять уже не народ, а себя и свои "притязания" на управление народом".
Похожую оценку государству как экономическому субъекту дает
Я. Корнай: "На самом деле любая правительственная организация склонна без удержу тратить деньги граждан. Нужно приложить большие усилия, чтобы воспрепятствовать этим сильным тенденциям" 2 . В тех же случаях, когда государство выступает субъектом собственности, существующие в нем названные тенденции способны реализоваться в полной мере. Конечно, для этого необходимо соблюдение ряда условий, важнейшее из которых - вывод собственных затрат за пределы общественного контроля.
В рамках названной теневой сферы можно выделить различные по политической роли, но становящиеся в условиях полного отсутствия общественного контроля одинаково бесполезными с экономической точки зрения участки производства, а точнее - участки затрат:
Таким образом, рассмотренная сфера государственного теневого производства и управления представляет собой сложнейшую систему политических институтов, пронизывающую практически все формы деятельности. Главным результатом функционирования этого крупнейшего производственного образования являются колоссальнейшие потери общества, в котором происходит уменьшение внутренних источников финансирования экономики, поскольку вместо того чтобы реализовывать проекты,
направленные на приумножение источников финансирования и как следствие - на стимулирование экономического роста, государство фактически выбрасывает свои ресурсы на ветер и тем самым подрывает экономическую базу страны.
Ко второй крупной сфере теневой экономики следует отнести так называемое неформальное производство, подпольную, или вторую, экономику. Чаще всего данную сферу теневой экономики представляют формы производственной деятельности, которые вызваны к жизни наличием в обществе потребности в них. Причем эта потребность носит естественный характер, т.е. обусловлена природой человека. Эта деятельность обычно противоречит установкам политических институтов, господствующих в обществе, т.е. противоречит целям государства и его органов. Последнее обстоятельство вынуждает субъектов, выполняющих данные виды работ, скрывать свою деятельность.
Очевидно, что и в первой и во второй сферах теневой экономики имеет место подмена подлинной общественной оценки неким ее суррогатом. В этом общность двух выделенных сфер, их генетическое родство. Причиной отсутствия подлинной общественной оценки является в обоих случаях деятельность органов государственной власти. Но есть и существенное различие.
Наиболее распространенным участком такого производства является личное подсобное хозяйство. Вообще личное подсобное хозяйство относить к теневой сфере у нас не принято. Между тем оно практически по всем своим признакам соответствует критериям теневой экономики, Во-первых, личное подсобное хозяйство осуществляется, как правило, на приусадебных или так называемых дачных участках, что делает проблематичным использование современных технологий. Этот факт обусловливает значительное превышение удельных издержек (чаще всего затрат труда), а будучи рассмотренным с общественной точки зрения, означает потери общественного труда. Другими словами, затраты на производство этой части (хотя и необходимого) продукта объективно превышают общественно необходимые, т.е. имеет место по сути дела квазиоценка, в основе которой лежит такой парадокс, как сознательное наращивание собственных затрат. Отметим также, что в США, например, среди населения, проживающего за городом, но не относящегося к категории фермеров, не принято, кроме цветов и деревьев, выращивать что-либо на своем участке, а иногда и просто поддерживать вид "дикой природы", в первую очередь по причине нерациональности использования своего свободного времени для производства продуктов питания, имеющихся в магазинах.
Таким образом, личное подсобное хозяйство практически в полном объеме подпадает под определенные нами критерии теневого производства.
Однако не только сельскохозяйственное производство на приусадебном участке следует, по нашему мнению, считать подсобным хозяйством. К нему с полным основанием можно отнести практически все виды работ, выполняемых в домашних условиях, поскольку здесь также создается необходимый продукт в форме тех или иных жизненных ценностей. Причем величина этого продукта (и это принципиально важно) сравнима с той частью, которая является результатом работы в официальном производстве. В конечном счете с экономической точки зрения не важно, где и когда создается продукт. Важно, что без него жизнь современного человека не может быть признана полноценной. А это означает, что по своему содержанию продукт является необходимым. Но в части своей деятельности по производству этого продукта человек как бы выключен из системы общественного производства, что дает нам основания считать ведение домашнего хозяйства составной частью теневой экономики.
Возможно, что такой вывод покажется натяжкой, поскольку данная сфера деятельности существовала всегда и везде, да и в настоящее время она существует практически во всех странах. Однако нельзя рассматривать домашнее хозяйство членов общества в отрыве от всей системы производства в той или иной стране. И в этом смысле мы должны констатировать определенную специфичность нашей экономической действительности. Реальная продолжительность необходимого рабочего времени в обществе значительно превышает его официально признанную величину. Растягивается это время за счет работы в личном хозяйстве или на других работах, необходимости выполнения которых есть только одно объяснение - нужда.

      Теневая экономика и налоговая преступность
Налоговая преступность – общественно опасное социально-правовое явление, включающее в себя совокупность преступлений, объектом которых являются охраняемые уголовным законом отношения по поводу взимания налогов и иных обязательных платежей, а также осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты.
На заре развития теневой экономики уклонение от налогов осуществлялось в основном в форме укрытия получаемых доходов, ухода от регистрации деятельности в налоговом ведомстве или фальсификацией налоговых отчетов и деклараций.
Легальный обход налоговых законов вполне допустим и налоговые органы не имеют иного способа бороться с ним, кроме как совершенствовать налоговое законодательство. В настоящее время нерешенной остается проблема распространения различного рода усложненных схем, специально нацеленных на уклонение от налогов при использовании международных операций, международного оборота доходов и капиталов. Второй проблемой, вызывающей беспокойство правительств многих стран мира, является рост объема оборота «грязных» денег и их отмывание через банки и кредитные учреждения в оффшорных зонах. На сегодня существуют около 60 устойчивых комплексных оффшорных центров, где традиционно функционируют оффшорные компании. Из европейских центров более известны: Гибралтар, Лихтенштейн, Кипр. В Центральной Америке- Каймановы, Бермудские, Багамские острова.
Масштабы налоговой преступности в России сегодня представляют реальную угрозу экономической безопасности государства. Это обусловливается не только количеством совершенных преступлений, сколько все возрастающим проникновением в сферу налогообложения организованной преступности и коррупции, увеличивающимся влиянием криминальных элементов на деятельность коммерческих банков, внешнюю экономику, кредитно-финансовых учреждений и других структур, занимающих ключевые позиции в экономике страны, а также глобальным охватом и изощренным характером совершаемых преступлений.
Наиболее крупные сокрытия доходов установлены на операциях: с автомобилями (28% начислений), нефтью и нефтепродуктами (26%), цветными металлами (8%), товарами народного потребления (7%), древесиной, денежными средствами и ценными бумагами (по 6%), спиртом и ликероводочными изделиями (3%), электроэнергией (1,5%), сельхозпродукцией (1%). Распространены налоговые преступления и во внешнеэкономической деятельности. Так, по данным Федеральной службы налоговой полиции РФ наибольшее количество правонарушений выявлено на экспортных операциях с продукцией черной и цветной металлургии, лесозаготовках и деревообработкой, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей, горнорудной промышленности, экспорте природного газа. Данною рода нарушения чаще всего совершаются в богатых природными ресурсами областях.
Следует признать, что существующая налоговая система носит переходный характер, и свои возможности исчерпала еще в 1994 г., а сегодня она дает возможность для различных методов уклонения от налогов. Хотелось бы перечислить несколько основных способов, не зависящих от вида налога, причем схема уклонения от других обязательных платежей, как правило, идентична способам уклонения от налога. Сокрытие объектов налогообложения: ведение финансово – хозяйственной деятельности без необходимой регистрации, постановки на учет в Государственной налоговой инспекции или лицензии, в том числе с использованием подложных документов и документов фальшивых фирм; не отражение финансово- хозяйственных сделок в бухгалтерском учете; уничтожение бухгалтерских документов после совершения сделки; ведение финансово-хозяйственной деятельности через счета других организаций или структурных подразделений без проводки по бухгалтерским счетам и др. Занижение объектов налогообложения: внесение в бухгалтерские документы искаженных данных; отнесение части выручки на ненадлежащие бухгалтерские счета; создание неучтенных излишков продукции путем увеличения нормы убыли, необоснованного списания. Сокрытие средств от уплаты налогов при наличии недоимки по налогам или с целью неуплаты текущих налогов: создание искусственной дебиторской задолженности, отпуск товаров без предоплаты, в том числе на реализацию, с намерением не возвращать выручку на счета фирм; перечисление выручки на счета зависимых структур, не уполномочивая их уплачивать соответствующие налоги и др. Неправомерное использование льгот: введение основного вида деятельности под видом льготированного, включение в основной штат неработающих пенсионеров-инвалидов и др.
К классическим теневым операциям относятся ведение финансово-
хозяйственной деятельности без необходимой регистрации или лицензии, без постановки на учет или представления отчетных балансов гос. налог. инспекции, не учет отдельных операций или уничтожение соответствующих бухгалтерских документов. Иногда в налоговую службу представляются балансы, свидетельствующие об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности, однако оперативные данные и налоговые проверки показывают ее наличие.
Анализ криминогенной ситуации в налоговой сфере позволяет сделать вывод об устойчивой тенденции роста числа преступлений, совершенных именно данными способами. В ход нередко идут поддельные документы, фиктивные печати и бланки, используются отдельные утерянные паспорта, адреса и фамилии других лиц.
Практика регистрации предприятия показывает, что количество добросовестных налогоплательщиков, сдающих финансовые отчеты в налоговые органы, из года в год уменьшается, в то время как количество зарегистрированных предприятий постоянно растет.
Не менее популярным способом уклонения от уплаты налогов путем проведения теневых сделок является их не отражение в бухучете легально существующих предприятий. Основная задача последних состоит в том, чтобы надежно скрыть произведенные расчеты. Этим, как правило, и объясняются разновидности подобных теневых операций.
С 1996 года большое распространение, особенно среди крупных промышленных предприятий, получило перемещение денежных средств через счета дочерних фирм и торговых партнеров. В этом случае принадлежащие предприятию денежные средства скрываются на счета и вступают в оборот в соответствии с устным или письменным договором между руководителями.
Также существует практика наличного расчета между предприятиями. Использование сложных, непрямых расчетов само по себе не является криминалом. Часто это вынужденная реакция на недостаток оборотных средств.
Вместе с тем они позволяют маскировать реальные сделки и создают возможность их не отражения в бухгалтерском учете или сокрытия средств от уплаты в бюджет. Действия могут считаться теневыми только при условии выполнения последних условий.
Ко второй группе теневых операций относятся такие коммерческие сделки, которые намеренно исполняются и отражаются в первичных и в бухгалтерских документах только частично, в итоге создаются неучтенная продукция или выручка. Для доказательства того, что создание неучтенной продукции является именно целью сделки, а не последствием сокрытия от налогообложения результатов реальной сделки, необходимо, чтобы сокрытая часть оборота была выведена из того оборота, в котором она непосредственно скрывалась, то есть с этой частью сокрытого капитала должна совершиться новая “теневая” операция.
и т.д.................

Теневой экономикой (shadow economy) называют хозяйственную деятельность, которая развивается вне государственного учета и контроля, а потому не отражается в официальной статистике.

Масштабы и характер деятельности в сфере теневой экономики варьируются в широких пределах - от огромных доходов, извлекаемых из преступных предприятий (например, в наркобизнесе), до бутылки водки, которой «награждают» водопроводчика за починенный кран.

Различные виды теневой деятельности имеют качественные отличия. Поэтому для правильного понимания проблем теневой экономики необходимо выделить ее основные сегменты, секторы.

Основные секторы теневой экономики

Для типологизации разновидностей теневой деятельности мы берем три критерия: их связи с «белой» («первой», официальной) экономикой, а также субъекты и объекты экономической деятельности. С этой точки зрения можно выделить три сектора теневой экономики (табл. 1-1):

«вторая» («беловоротничковая»),

«серая» («неформальная») и

«черная» («подпольная») теневая экономика.

Хотя изучение теневой экономии идет уже несколько десятилетий, у обществоведов до сих пор не сложился единый понятийный аппарат для ее анализа. Например, в англоязычной литературе можно встретить термины «informal economy*, «underground есопоту», «shadow есопоту», «Ыаск есопоту», которые у разных исследователей используются в различных значениях.

«Черная» теневая экономика (экономика организованной преступности) - запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных товаров и услуг. «Черная» те-невая экономика обособлена от официальной экономики еще в большей степени, чем «серая». «Черной» теневой экономикой в широком смысле слова можно считать все виды деятельности, полностью исключенные из нормальной экономической жизни, поскольку они счи-таются несовместимыми с нею, разрушающими ее. Этой деятельностью может быть не только основанное на на-силии перераспределение (кражи, грабежи, вымогатель-ство), но также производство товаров и услуг, разру-шающих общество (например, наркобизнес и рэкет). В современной литературе внимание концентрируется, прежде всего, на экономике организованной преступности, деятельности профессиональных преступников.

Предложенную типологию не следует абсолютизиро-вать. Между разными формами теневой экономической деятельности нет резкой грани. Например, организованные преступные группы могут «собирать дань» с предприятий неформального сектора и использовать контакты с легальными предпринимателями для «отмывания» своих доходов. Все «теневики» находятся вне легальных законодательных норм и охотно сотрудничают друг с другом, что в известной степени объединяет их в противостоянии официальному миру.

Причины развития теневой экономики Развитие теневой экономики является, с одной стороны, реакцией на сам факт государственного регулирования. Регулирование невозможно без ограничений, а неразумные ограничения провоцируют их нарушения, особенно если это выгодно. Многие виды теневой экономики (например, уклонение от налогов) объясняются во многом именно недостатками государственного регулирования - бюрократизацией управления, слишком высокими налогами и т.

Однако следует ясно отдавать себе отчет, что даже самая лучшая система централизованного управления может уменьшить масштабы теневой экономики, но никак не ликвидировать ее. И при самых минимальных налогах какая-то доля налогоплательщиков обязательно будет уклоняться от их уплаты.

С другой стороны, современная теневая экономика возникла не только в результате попыток ограничить свободу рынка, но и в силу природы самих рыночных отношений. Рыночное хозяйство построено на фетишизации прибыли, обожествлении дохода. «Протестантская этика» и прочие виды социального самоограничения могут приглушить эту жажду наживы, но не устранить. Поэтому когда возникает возможность «сорвать куш», отдельные лица (или группы людей) часто отбрасывают в сторону долгосрочные общественные интересы ради сиюминутной своекорыстной выгоды. Такое поведение тем более вероятно, чем менее развиты в обществе этические нормы, осуждающие конфронтацию с законом. Жажда наживы любой ценой особенно характерна для «второй» и «черной» теневой экономики.

Последствия развития теневой экономики Последствия теневой экономической деятельности нельзя оценивать однозначно. Многие виды теневой экономики (особенно «серая») объективно скорее помогают развитию официальной экономики, чем препятствуют ему.

Швейцарский экономист Дитер Кассел выделяет три позитивные функции теневой экономики в рыночном хозяйстве:

«экономическая смазка» - сглаживание перепадов в экономической конъюнктуре при помощи перераспределения ресурсов между легальной и теневой экономикой (когда легальная экономика переживает кризис, производственные ресурсы не пропадают, а переливаются в «тень», возвращаясь в легальную после завершения кризиса);

«социальный амортизатор» - смягчение нежелательных социальных противоречий (в частности, неформальная занятость облегчает материальное положение малоимущих);

«встроенный стабилизатор» - теневая экономика подпитывает своими ресурсами легальную (неофициальные доходы используются для закупки товаров и услуг в легальном секторе, «отмытые» преступные капиталы облагаются налогом и т. д.).

Однако в целом влияние теневой экономики на общество является скорее негативным, чем позитивным. Наибольший вред наносят «вторая» и «черная» разновидности теневой экономики. С одной стороны, происходит антисоциальное перераспределение доходов общества в пользу относительно малочисленных привилегированных групп (бюрократов, мафии), уменьшающее благосостояние общества в целом. С другой стороны, разрушается система централизованного управления экономикой: приписки создают "у правительства ложное ощущение благополучия, хотя необходимы экстренные реформы; «теневая» занятость приводит к тому, что чрезмерные усилия правительства по созданию новых рабочих мест не снижают мнимую безработицу, но увеличивают бюджетный дефицит, и т. д. Наконец, развитие любых форм теневой экономики ведет к подрыву хозяйственной этики. Если эти тенденции заходят слишком далеко, люди начинают терять всякое представление об общепринятых «правилах игры», живут по принципу «все дозволено», в результате чего общество проваливается в пучину хаоса и нестабильности.

Соотношение позитивных и негативных эффектов теневой экономики зависит от ее масштабов (см. рис. 1-1).

Позитивный эффект возрастает по параболе, т. е. темп его роста замедляется с увеличением относительной величины теневой экономики. Зато негативный эффект имеет ярко выраженную тенденцию к ускоренному росту по мере увеличения теневой экономики. В таком случае результирующий эффект сначала будет иметь положительный знак и расти (участок ОА), потом его рост остановится (в точке А), начнется процесс спада (участок АВ), а затем результирующий эфчэект приобретет отрицательное значение, величина которого будет стремительно расти (после точки В).

Эта графическая модель показывает важность контроля над масштабами теневой экономической деятельности. Общественное благосостояние максимизируется.