Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Доходы бюджетов. Сущность и виды доходов бюджетов

Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

— документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

  • Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
  • Легально контролирует действия правительства
  • Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
  • Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):

Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 28).

Рис. 27. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:
  • Объем производства
  • Инветиции
  • Реальные доходы

Рис. 28. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета

Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:

Расходы государственного бюджета:

  • Промышленность
  • Социальная политика
  • Сельское хозяйство
  • Государственного управление
  • Международная деятельность
  • Оборона
  • Правоохранительная деятельность
  • Наука
  • Здравоохранение

Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Расходование средств государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов госвласти. Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам , важнейшим из которых является финансирование государством своих функций : экономической, социальной, оборонной и пр.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
  • содержание органов власти;
  • национальная оборона;
  • финансирование науки;
  • финансирование реального сектора;
  • образование госрезервов;
  • обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);
  • регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).
К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:
  • господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • науку и социально-культурные мероприятия.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.

По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера .

Текущие расходы — это:

  • содержание органов власти, управления и правоохранительных органов;
  • текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;
  • отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

  • социальные расходы;
  • военные расходы;
  • содержание судебной системы;
  • образование и здравоохранение.

Доходы бюджетов всех уровней образуются за счет налоговых и неналоговых видов поступлений, а также за счет безвозмездных перечислений в течение финансового года. В доходы бюджета текущего года зачисляется также остаток средств на конец предыдущего года. Большинство стран с рыночной экономикой к доходным источникам относит: налоговые и неналоговые доходы и безвозмездную финансовую помощь (гранты, дотации, субсидии и субвенции). Соотношения между различными видами доходов представлены в табл. 14.2.
В практике бюджетного регулирования национальной экономической системы России применяется аналогичная схема. Основу доходной части бюджетов всех уровней составляют налоговые поступления от физических и юридических лиц.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

Таблица 14.2
Структура доходов консолидированного бюджета РФ в 2000 г.*



Млрд руб.

% к итогу

Доходы - всего

1131,8

100

В том числе:


I. Налоговые доходы

964,8

83,3

Из них:


налоги на прибыль (доход), прирост капитала

205,7

16,5

налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы

504,9

50,2

налог на совокупный доход

2,6

0,2

налог на имущество

0,7

од

платежи за пользование природными ресурсами

10,5

1,7

налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

86,3

14,1

прочие налоги, сборы и пошлины

2,2

0,4

2. Неналоговые доходы

43,1

7,0

Из них:


доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности

6,8

1,1

доходы от продажи земли и нематериальных активов

0,02

0,0

административные платежи и сборы

0,5

0,1

штрафные санкции, возмещение ущерба

4,2

0,7

доходы от внешнеэкономической деятельности и операций

31,0

5,1

прочие неналоговые доходы

0,6

0,1

3. Безвозмездные перечисления

0,01

0,0

4. Доходы целевых бюджетных фондов

55,2

9,0

5. Неклассифицированные доходы

0,2

0,04
/>6. Курсовая разница
3,7

0,6

* Источник: Минфин РФ. Официальный сайт в Интернете - http://www.minfin.ru.

К неналоговым доходам причисляют:
а) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
б) доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
в) доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
г) доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы, и иные неналоговые доходы.
Под финансовой помощью понимаются поступления от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций, субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств. Она подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств. По форме к ней примыкают безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, включая и безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.
С точки зрения взаимодействия разных уровней власти выделяются следующие виды доходов:
а) собственные доходы (налоговые и неналоговые) как закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации;
б) закрепленные доходы (налоговые и неналоговые) вышестоящих уровней власти, зачисляемые на долговременной основе в бюджеты нижестоящих уровней;
в) регулирующие доходы.
В Российской Федерации для бюджетного регулирования характерно отнесение закрепленных доходов к собственным доходам соответствующих бюджетов, что не совсем верно, так как фактически часто вносятся изменения в практику начисления и распределения между бюджетами различных уровней подоходного дохода с граждан, т. е. собственный (закрепленный) доход подвергается постоянному регулированию со стороны Бюджетного кодекса из-за того, что данный вид налога носит федеральный статус. Регулирующие доходы бюджетов представляют собой федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты, на очередной финансовый год или на долговременный срок (не менее чем на 3 года). Регулирующие доходы являются объектами регулирования непосредственно органов власти. При этом нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает либо распределяет переданные ему из бюджета другого уровня регулирующие доходы.
Налоговые доходы субъектов Российской Федерации должны составлять не менее 50% от совокупной суммы налогов, поступивших в консолидированный бюджет Российской Федерации.
Неналоговые поступления в бюджетную систему, несмотря на преобладание налоговых доходных источников, по-прежнему играют важную роль, особенно на уровне местных органов самоуправления. Важным источником здесь служат доходы от деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий. При этом могут существовать две формы взаимоотношений:
а) доходы и расходы предприятий полностью или частично (в виде сальдо) включаются в соответствующий бюджет;
б) для данного рода предприятий применяется налоговый режим.
В российской экономике реализуется вторая форма.
В практике бюджетного регулирования применяется единая бюджетная классификация доходов и расходов, на основе которой рассчитываются все плановые и отчетные показатели бюджетной системы страны, в том числе и бюджеты местных органов власти. Формирование доходной части включает в себя процессы оценки и прогнозирования налоговых поступлений и планирование неналоговых доходов. Определение налоговых доходов зависит от сочетания: объема и динамики налогооблагаемой базы, коэффициента собираемости налогов и налоговых ставок. Планирование неналоговых доходов тесно связано с деятельностью органов власти, поскольку они могут принимать соответствующие решения об использовании или продаже имущества. Определение объема этих доходов зависит от размера имущества, сложившихся форм использования, а также изменения ставок использования либо цен продажи. В странах с рыночной экономикой действует определенная закономерность в использовании неналоговых доходов: чем ниже уровень органа власти, тем выше доля неналоговых доходов и соответственно - возможность планирования этой части доходных поступлений.

Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации (БК РФ) источником финансирования дефицита бюджета.

БК РФ предусматривает следующие виды доходов бюджетов :

Налоговые;

Неналоговые;

Безвозмездные поступления.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ.

Доходы бюджетов подразделяются на собственные (закреплённые) и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закреплённые на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами федеральным законодательством.

К собственным доходам относятся:

Налоговые доходы, закреплённые федеральным законом за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов федеральным законодательством;

Неналоговые доходы;

Безвозмездные перечисления.

Регулирующие доходы бюджетов – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год.

В соответствии с изменениями, внесёнными в БК РФ федеральным законом от 20 августа 2004 г. №120-ФЗ, в бюджетном законодательстве РФ исключено понятие регулирующих доходов бюджета. В рамках реформы бюджетной системы и межбюджетных отношений в РФ доходы бюджетов подразделяются на группы:

Собственные доходы бюджетов;

Субвенции на реализацию делегированных государственных полномочий из федерального (регионального) фонда компенсаций.

В новой редакции БК РФ к собственным доходам бюджетов относятся:

● налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;

● неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Налоговые доходы

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

В соответствии со статьёй 13-15 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) к федеральным налогам и сборам относятся:

    налог на добавленную стоимость;

  1. налог на доходы физических лиц;

    налог на прибыль организаций;

    налог на добычу полезных ископаемых;

    водный налог

    сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;

    государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

    налог на имущество организаций;

    налог на игорный бизнес;

    транспортный налог.

К местным налогам относятся:

    земельный налог;

    налог на имущество физических лиц.

К неналоговым доходам относятся:

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений;

Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причинённого Российской Федерации субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

Иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся:

Дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;

Субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);

Субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;

Иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;

Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления1. Такое определение дает нам Бюджетный кодекс РФ. Одним из основных нормативных актов, регулирующих учет и систематизацию информации о состоянии бюджета, является бюджетная классификация. Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов и используется для составления и исполнения бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы. Именно этим документом доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы классифицированы на группы доходов, состоящие из статей, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Укрупненная структура доходов бюджета выглядит следующим образом:

Рис. 2

Кроме того, согласно Бюджетному кодексу РФ доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие. Собственные доходы - доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством. К собственным доходам относятся: налоговые доходы и часть неналоговых доходов. С вступления в силу законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений» к собственным доходам теперь относится: неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах; доходы, полученные бюджетом в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций. Регулирующие доходы - виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в с соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений.

Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы или который распределяет переданные ему собственные доходы бюджета другого уровня.

Источником доходов бюджета от хозяйствующих субъектов могут служить части валового внутреннего продукта - прибыль и заработная плата. Через механизм приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, реализации золотовалютных резервов также пополняются доходы бюджета.

С помощью государственных займов от отдельных государств и (или) международных финансово-кредитных структур реализуется источник доходов бюджета от государственной внешнеэкономической и другой деятельности.

Продажа на финансовом рынке облигаций и других ценных бумаг, получение кредита под залог государственного пакета акций предприятий реализуют источник доходов бюджета от личных доходов граждан и временно свободных денежных средств предприятий всех форм собственности.

Итак, по экономическому содержанию источники доходов бюджета можно классифицировать следующим образом:

Безусловно, что самой большой группой доходов государственного бюджета являются налоговые доходы. К ним относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени, предусмотренные в налоговом законодательстве РФ. Вообще, налоги - это важная экономическая категория, связанная с существованием и функционированием государства. Несмотря на то, что в Налоговом кодексе РФ понятие «налог» и «сбор» разделены, в налоговом законодательстве РФ налоги, сборы и пошлины трактуются как налоги. Поэтому под термином «налоги», как мне кажется, логичней будет подразумевать не только собственно налоги, но также сборы и пошлины.

Рассмотрим некоторые признаки налогов. Первый сущностный признак налогов - это императивность. Императивность предполагает отношение власти и подчинения. Применительно к налогам это означает, что субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности - внесения оклада налога в бюджетный фонд. Смена собственника - это второй признак налогов. Посредством налогов доля частной собственностиденежной форме) становится государственной, при этом образуется централизованный денежный фонд - бюджетный фонд. Кроме того, важный отличительный признак налогов - безвозвратность и безвозмездность. По признаку переложимости налоги могут быть классифицированы как прямые и косвенные: прямые налоги - взимаются непосредственно с доходов или со стоимости имущества налогоплательщика (налог на землю, налог на доходы физических лиц и т.д.). Косвенные налоги - включаются в цену товаров и услуг и взимаются в процессе их потребления (акцизы, НДС, налог с продаж, таможенные пошлины).

В налоговой системе РФ выделены три уровня: федеральный, субъектов РФ и местный. На мой взгляд, важно отметить, что отнесение налогов к тому или иному уровню осуществляется в зависимости от компетенции органов законодательной власти в применении налогового законодательства. На практике это означает, что независимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров ставок, расширение перечня налоговых льгот и т.д.) соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции. Ну, например, предоставление местным органам власти права распоряжаться частью федеральных налогов (НДС, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и т.д.) не является основанием для изменения по их усмотрению установленного порядка исчисления и уплаты этих налогов.

Следовательно, уровни налоговой системы не совпадают с уровнями бюджетной системы: если доходы федерального бюджета в части налоговых поступлений формируются только за счет федеральных налогов, то в региональные бюджеты поступают как налоги субъектов РФ, так и федеральные налоги. Поэтому имеет смысл предположить, что, несмотря на то, что бюджетная система РФ продумана и составлена достаточно верно, все-таки в ней присутствуют еще существенные недоработки. Сама же структура налоговой системы РФ в настоящее время выглядит следующим образом:

Отдельно мне хотелось бы рассмотреть подоходный налог, поскольку именно этот налог в большей степени отвечает основным принципам налогообложения. Сравнивая налоговое законодательство с развитой рыночной экономикой в сфере подоходного налогообложения физических лиц, можно выделить следующие общие черты:

подоходный налог с физических лиц - один из важнейших источников государственных доходов. Так, поступления от подоходного налога занимают наибольший удельный вес в структуре доходов федерального бюджета США (Верхняя планка “прогрессивного” подоходного налога в США равна 39,6%. Минимальная - 15%.) Испании (рассчитывается по прогрессивной ставке), Великобритании (взимается в Великобритании по прогрессивной ставке: первые 2150 ф.ст. облагаются по ставке 10%,сумма между 2151 и 33300 ф.ст. облагается налогом в 22%,сумма свыше 33301 ф.ст. - по ставке 40%) в России (13%). Кроме того, подоходный налог с граждан имеет приоритетное значение в доходах бюджета таких экономически развитых стран, как Канада, Германия, Австрия, Япония, Норвегия.

во многих странах в результате проведенных реформ произошло резкое сокращение максимальных ставок налога и их количества. Так, до 1996 г. в США действовали 14 ставок подоходного налога, величина которых нарастала от 11 до 50%. В ходе налоговой реформы 90-х гг. шкала ставок была упрощена: максимальная ставка снижена до 39,6%, количество ставок до 5.

Итак, мы рассмотрели налоговые доходы, каким образом они поступают в государственный бюджет, теперь нам необходимо рассмотреть другой вид доходов бюджета. Второй вид доходов бюджета - это неналоговые доходы. Большинство неналоговых доходов не имеют твердо установленной ставки. В отличие от других доходов неналоговые доходы бюджета не должны жестко планироваться, однако на практике они планируются, как правило, на уровне поступлений предыдущего года. Одна из причин - наличие законодательных актов, стимулирующих этот процесс. Перечень же неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяется бюджетной классификацией. Структура неналоговых доходов следующая:


Доходы бюджетов - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке согласно законодательству РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 6 БК РФ).

Структура доходов бюджетов бюджетной системы РФ закреплена в бюджетном законодательстве.

Доходы бюджетов подразделяются на три вида:

налоговые доходы;

неналоговые доходы;

Безвозвратные и безвозмездные перечисления (ст. 41 БК РФ).

Налоговые доходы - это федеральные, региональные и местные налоги и сборы, перечень которых определен в ст. 13, 14 и 15 НК РФ. Кроме того, к налоговым доходам относятся пени и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством.

В БК РФ дан перечень налоговых доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов поселений, муниципальных районов и городских округов (ст. 50, 56, 61, 61 1, 61 2).

Центральное место в системе доходов любого бюджета бюджетной системы занимают налоговые доходы.

Налоговые доходы разграничиваются между бюджетами различных уровней бюджетной системы в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством.

Налоговый кодекс РФ (ст. 12-15, 18) устанавливает федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также специальные налоговые режимы.

Согласно БК РФ все региональные налоги в полном объеме поступают в бюджеты соответствующих субъектов (ст. 56). Равным образом все местные налоги в полном объеме поступают в соответствующие местные бюджеты (ст. 61, 611, 612 БК РФ).

Федеральные налоги, а также налоги и сборы, предусмотренные специальными налоговыми режимами, разграничиваются между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами.

Разграничение федеральных налогов между бюджетами различных уровней бюджетной системы производится на основе нормативов (процентных) отчислений. При этом данные нормативы закреплены в БК РФ и являются едиными и постоянными для бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.

Так, в ст. 50 БК РФ определены налоговые доходы федерального бюджета, сформированные за счет федеральных налогов и сборов, а также налогов и сборов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

В ст. 56 БК РФ определены налоговые доходы бюджетов субъектов РФ. Они складываются за счет региональных налогов (ст. 14 НК РФ), зачисляемых в полном объеме, а также нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов.

В ст. 60, 601, 602 БК РФ определены налоговые доходы бюджетов поселений, муниципальных районов и бюджетов городских округов.

Все эти бюджеты формируются за счет местных налогов (ст. 15 НК РФ), а также нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

Субъекты РФ и муниципальные районы могут устанавливать нормативы отчислений от федеральных, региональных и, соответственно, местных налогов и сборов, поступающих в их бюджеты. Эти нормативы отчислений относятся к местным бюджетам и, в частности, бюджетам поселений. Названные нормативы отчислений должны быть установлены:

а) в законе субъекта РФ, рассчитанного на неограниченный срок действия. Они должны быть едиными для всех поселений и муниципальных районов, на которые рассчитаны;

б) в нормативных правовых актах представительных органов муниципальных районов, рассчитанных на неограниченный срок действия. Эти нормативы должны быть едиными для всех поселений муниципального района.

Порядок установления вышеназванных нормативов определен в ст. 58 и 63 БК РФ.

Неналоговыми доходами являются:

а) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,

б) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, в) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерацией, субъектам РФ и муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия,

г) иные неналоговые доходы.

К первой группе неналоговых доходов, Т.е. к доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:

арендная плата от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другими бюджетами юридическим лицам и иностранным государствам на возвратной и платной основах;

дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям;

часть прибыли хозяйственных товариществ и обществ, в капиталах которых участвуют Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования;

часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий;

доходы, полученные от предпринимательской или иной деятельности;

иные доходы.

Ко второй группе неналоговых доходов, т.е. к доходам от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, относятся:

плата за предоставление информации по единому государственному реестру налогоплательщиков;

плата за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством;

плата за предоставление сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

плата за услуги, оказываемые Гохраном России;

другие платные услуги.

К третьей группе неналоговых доходов относятся:

штрафы от применения мер административной и уголовной ответственности;

штрафы, конфискации и компенсации, полученные в результате применения мер гражданско-правовой ответственности. Однако надо иметь в виду, что все эти суммы поступают в бюджет лишь в том случае, если нарушены права Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, предусмотренные гражданским законодательством.

В отношении штрафов действует правило: они подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения субъекта, принявшего решение о наложении штрафа. Иное может быть предусмотрено НКРФ или иными федеральными законами.

К четвертой группе - иным неналоговым доходам бюджетов, в частности, относятся:

часть прибыли ЦБ РФ;

доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

таможенная пошлина, таможенные сборы и т.д.

Перечень неналоговых доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, дан в ст. 50, 57, 62 БКРФ.

Безвозвратные и безвозмездные перечисления включают в себя:

финансовую помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий. Из федерального бюджета финансовая помощь выделяется в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты; из бюджетов субъектов РФ - в местные бюджеты. Кроме того, финансовая помощь имеет место и в системе местных бюджетов;

выделение субвенций из Федерального и (или) регионального фонда компенсаций, а также из местных бюджетов;

иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы РФ;

безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов государственных внебюджетных фондов;

безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования (п. 5 Ст. 41 БК РФ).

Безвозмездные и безвозвратные перечисления являются доходами того бюджета, в который они зачисляются.

Вышеназванные доходы бюджетов ежегодно отражаются в федеральном законе о федеральном бюджете на финансовый год, в законах субъектов РФ и решениях представительных органов муниципальных образований о бюджетах на финансовый год.

С практической точки зрения очень важен момент зачисления доходов в бюджет. Денежные средства считаются зачисленными в бюджет с момента совершения Банком России или кредитной организацией операций по зачислению (учету денежных средств на счете органа, исполняющего бюджет, - п. 2 СТ. 40 БК РФ). При этом надо иметь в виду, что момент зачисления доходов в бюджет не совпадает с моментом уплаты доходов в бюджет. Налоговые доходы считаются уплаченными в бюджет с момента передачи в банк поручения на уплату налога (при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика), а при уплате налога наличными деньгами - с момента внесения денежной суммы в банк и т.д. (ст. 45 НК РФ).

Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации (п. 1 СТ. 40 БК РФ).

Теоретически доходы бюджетов можно подразделить на собственные и несобственные.

Большинство доходов, поступающих в бюджеты различных уровней бюджетной системы РФ являются их собственными доходами (ст. 47 БК РФ). К их числу относятся:

а) налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах РФ;

б) неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством

в) безвозмездные и безвозвратные перечисления, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций.

доходы включают практически все виды доходов бюджета каждого уровня бюджетной системы, за исключением такого вида безвозмездных и безвозвратных перечислений, как субвенции из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций (ст. 47 БК РФ).

Бюджетный кодекс РФ не дает понятия «собственные доходы бюджета». Между тем функциональный анализ собственных доходов бюджетов и их сравнение с субвенциями из фондов компенсаций позволяет утверждать, что собственными являются доходы бюджетов, которые обеспечивают осуществление расходных обязательств Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, принятых в пределах их собственных полномочий.

Иначе говоря, собственные доходы бюджета субъекта РФ - те, которые обеспечивают расходные обязательства субъекта РФ, им же установленные в соответствующих нормативных актах, а собственные, доходы местного бюджета - те, которые обеспечивают расходные обязательства соответствующего местного бюджета, им же установленные в соответствующих нормативных актах.

К несобственным относятся доходы, которые обеспечивают расходные обязательства субъектов РФ, муниципальных образований в пределах полномочий, делегированных им другими уровнями власти.

Иначе говоря, несобственные доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов поступают соответственно из федерального и регионального, фондов компенсаций для реализации субъектом РФ и муниципальным образованием «делегированных полномочий». Например, согласно Закону о федеральном бюджете на 2005 год к числу полномочий, делегированных Российской Федерацией субъектам РФ относятся полномочия по финансированию законов, принятых Российской Федерацией. Среди этих законов: Законы «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.