Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

О методологии расчета долговой нагрузки на бюджет. Риа рейтинг

МОСКВА, 27 фев - ПРАЙМ. Снижение госдолга в 2017 году обеспечили 6 субъектов РФ.

По итогам 2017 года суммарный госдолг регионов РФ снизился на 1,6% и составил 2,315 триллиона рублей. В 49 регионах объем госдолга сократился, в 31 - вырос, в 5 - не изменился. В семи регионах объем государственного долга превышает собственные доходы бюджета.

По данным Министерства финансов РФ, суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ по итогам 2017 года снизился на 1,6% и на 1 января 2018 года составил 2,315 триллиона рублей. Наибольший вклад в снижение суммарного объема государственного долга внесла Москва (-27,5 миллиарда рублей) и Челябинская область (-12,9 миллиарда рублей), а также еще четыре региона, чей госдолг сократился на 5-8 миллиардов рублей. Но их усилия были частично нивелированы ростом госдолга Санкт-Петербурга (+21,1 миллиарда рублей) и Республики Мордовия (+9,8 миллиарда рублей).

Объем муниципального государственного долга по итогам 2017 года вырос на 1% и составил 367,96 миллиардов рублей. Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 января 2018 года составил 2,68 триллиона рублей, что на 1,3% ниже, чем годом ранее.

Снижение государственного долга проходило на фоне роста доходов бюджетов субъектов РФ. По итогам 2017 года суммарный объем налоговых и неналоговых доходов всех субъектов РФ вырос на 9.1%, при этом сокращение было зафиксировано в 15 регионах. Объем суммарных расходов бюджетов всех субъектов РФ вырос на 9,2%.

Доля бюджетных кредитов снова выросла

Что касается структуры регионального госдолга, то по-прежнему большая часть приходится на бюджетные кредиты. На 1 января 2018 года доля бюджетных кредитов составила 44% против 42% годом ранее. Хотя количество регионов, в структуре которых бюджетные кредиты составляют более 90% от общего уровня задолженности, сократилось до семи. Доля коммерческих кредитов по итогам 2017 года составляет 29%, что на 6 процентных пунктов ниже, чем по итогам 2016 года. До 20 выросло количество регионов, в чьей долговой структуре полностью отсутствует коммерческая задолженность. Продолжает увеличиваться доля ценных бумаг в структуре регионального госдолга. На 1 января 2018 года она составила 24% против 19% годом ранее. Удельный вес государственных гарантий продолжает сокращаться, и по итогам 2017 год составил 3,5%. Информация о структуре государственного долга регионов приведена в таблице (ccылка на PDF файл)

Для определения уровня долговой нагрузки эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия сегодня» составили рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику в 2017 году. В рейтинге использовались данные Федерального казначейства и Минфина РФ о долговых обязательствах и доходах региональных бюджетов. В качестве меры долговой нагрузки в рейтинге использовалось отношение государственного долга субъекта РФ на 1 января 2018 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета за 2017 год.

Долговая нагрузка на региональные бюджеты продолжает снижаться

Общий уровень долговой нагрузки регионов продолжается снижаться второй год подряд. Отношение суммарного госдолга регионов на 1 января 2018 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2017 года составило 30,5%, что на 3,3 процентных пункта ниже, чем по итогам предыдущего года. Но диапазон значений в региональном разрезе все шире, и варьируется от 0% в Севастополе и Сахалинской области до 225,7% в Республике Мордовия.

Республика Мордовия продолжает устанавливать антирекорды, и уже не первый год замыкает рейтинг по долговой нагрузке регионов РФ. И если годом ранее можно было отметить какие-то позитивные изменения, то по итогам 2017 года найти их не удалось. Долговая нагрузка на региональный бюджет выросла почти на 50 процентных пунктов, при этом объем госдолга увеличился на 24,3%, а налоговые и неналоговые доходы бюджета снизились на 3,1%.

Количество регионов с высоким уровнем долговой нагрузки сократилось

В целом же количество регионов, в которых госдолг превышает налоговые и неналоговые доходы бюджета, сократилось с восьми до семи. Помимо Республики Мордовии, Республики Хакасии, Костромской области и Республики Карелии, которые не первый год входят в замыкающую рейтинг группу, объем госдолга превышает собственные доходы также в Кабардино-Балкарской Республике, Орловской области и Псковской области.

В конце января 2018 года стало известно о том, что из-за высокой долговой нагрузки в Республике Хакасия и Костромской области введено казначейское сопровождение, что должно помочь контролировать региональные расходы. Фактически, это первый практический случай признания неудовлетворительного качества управления региональными финансами, но, по мнению экспертов РИА-Рейтинг, данная мера в полной мере не сможет им помочь, так как необходимо решать проблему пополнения региональной казны. Тем не менее, за прошедший 2017 год в Республике Хакасия произошли некоторые позитивные изменения. Во-первых, долговая нагрузка снизилась до 136,4% (-9.1 п.п.). Во-вторых, в долговой структуре произошли заметные изменения. Ранее экспертами РИА-Рейтинг отмечался перекос в сторону коммерческих кредитов и облигационных займов, но по итогам 2017 года региональные власти полностью расплатились по коммерческим займам и воспользовались возможностью кредитования по линии Минфина РФ, что в перспективе должно снизить нагрузку на региональный бюджет за счет более низкой стоимости обслуживания таких кредитов. В-третьих, налоговые и неналоговые доходы бюджета выросли на 14,7%, что выше прироста объема республиканского госдолга (+7,6%).

В Костромской области также можно отметить некоторые позитивные изменения: долговая нагрузка снизилась до 135% (-8,3 п.п.) за счет опережающего роста налоговых и неналоговых доходов бюджета (9,4%) относительно роста объема регионального госдолга (+3,1%).

В целом же, в 47 регионах РФ государственный долг на 1 января 2018 года превышает 50% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 32 субъектах РФ госдолг превышает 70% собственных доходов. По сравнению с предыдущим годом количество регионов в этой группе сократилось - на 1 января 2017 года в 54 регионах РФ госдолг превышал 50% налоговых и неналоговых доходов, из которых отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам составляло более 70% в 36 регионах.

В лидирующей группе снова смена состава

По-прежнему в девяти российских регионах наблюдается низкий уровень долговой нагрузки, но их состав по сравнению с прошлым годом немного изменился. В Сахалинской области и Севастополе государственный долг по-прежнему отсутствует. В лидирующую группу, где государственный долг составляет менее 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов, также входят Тюменская область, г. Москва, Ленинградская область, Алтайский край, Приморский край, г. Санкт-Петербург, а также Республика Крым, которая заняла место Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Всем регионам в группе, за исключением Санкт-Петербурга, удалось сократить свою долговую нагрузку.

Большинство российских регионов по итогам 2017 года сократило уровень долговой нагрузки. Положительные тенденции отмечаются в 61 российском регионе и связаны они, как и с увеличением налоговых и неналоговых доходов, так и с сокращением объема государственного долга. Лидером по положительной динамике стала Астраханская область, где долговая нагрузка сократилась на 38,1 процентных пункта за счет роста налоговых и неналоговых доходов на 30,9%, а также снижения госдолга на 5,9%. Кроме того, более чем на 20 процентных пунктов долговая нагрузка снизилась в Кемеровской области, в Белгородской области и в Вологодской области. В пятнадцати российских регионах долговая нагрузка сократилась на 10-20%.

Уровень долговой нагрузки вырос в 22 субъектах РФ, из них в семи - более чем на 10%. Самый существенный прирост показала Республика Мордовия, нарастив долговое бремя на 49,7 процентных пункта. В Кабардино-Балкарской Республике долговая нагрузка выросла на 39,8 п.п, а в Чукотском автономном округе - на 20,4 п.п.

2018 год - время возвращать бюджетные кредиты

2018 год станет годом реструктуризации бюджетных кредитов, выданных регионам в 2015-2017 гг. В зависимости от динамики доходов консолидированных бюджетов для каждого региона изменится срок их погашения, увеличившись на 7-12 лет. Данная мера позволит регионам высвободить ресурсы для покрытия своих бюджетных расходов без наращивания госдолга и снизить уровень дефицита бюджетов, что должно положительно сказаться и на динамике долговой нагрузки. С другой стороны, в 2018 году у регионов не будет возможности кредитоваться за счет средств федерального бюджета, а значит в отдельных случаях не исключено наращивание доли коммерческих кредитов или облигационных заимствований.

Эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», по итогам 2018 года не ожидают существенного изменения объема государственного долга по сравнению с результатом 2017 года. При этом рост объема налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов не превысит 10%. В таком случае, долговая нагрузка составит 28-30%, и по сравнению с итогами 2017 года изменится незначительно.

Ирина Кольцова , директор по консалтингу ООО "Альт-Инвест"

Цели: объективно оценить кредитную нагрузку компании, прежде чем привлекать новые займы и кредиты

Как действовать: рассчитать и проанализировать пять ключевых показателей, характеризующих финансовую зависимость предприятия

Практически для любого бизнеса заемный капитал - наиболее распространенный источник финансирования операционной и инвестиционной деятельности. И каждый раз, чтобы взять новый кредит в банке, финансовому директору приходится доказывать кредитной организации, что компания справится с увеличивающейся долговой нагрузкой, что она в состоянии вовремя расплатится по всем своим обязательствам.

Один из показателей, которому банки уделяют пристальное внимание при оценке финансовой независимости клиента - коэффициент долговой нагрузки (Долг/EBITDA). Принято считать заемщика надежным при показателе Долг/EBITDA на уровне 2,0-2,5. Но насколько объективен этот показатель? Все зависит от того, какие обязательства отражаются в числителе при его расчете. В международной банковской практике в качестве долга рассматриваются только долгосрочные кредиты и займы, привлекаемые на инвестиционные цели. В тоже время российские компании нередко финансируют инвестпроекты за счет краткосрочных кредитов, а, следовательно, учет только длинных денег при определении Долг/EBITDA не корректен.

Пример

К омпания "Дельта" планирует обратиться в банк за очередным кредитом. Если оценивать ее долговую нагрузку исключительно по долгосрочным займам, то все хорошо. Максимальное значение Долг/EBITDA за 2008-2010 годы достигло всего 1,55 (см.табл.). Следовательно, компания - надежный заемщик и может позволить себе новый долгосрочный кредит. При учете всех долгов "Дельты", по которым начисляются и выплачиваются проценты, показатель приобретает совсем иные значения - от 1,83 в 2008 году и до 2,31 в 2010 году. Он еще находится в допустимых пределах, но может выйти за установленные кредитной организацией рамки при получении нового существенного займа. И вряд ли банк пойдет на это.

Предположим, что ситуация совершенно критичная. Долг/EBITDA увеличится до 6,7. И если все займы "Дельты" обходятся ей в 15 процентов годовых, то при таком соотношении вся ее прибыль будет уходить исключительно на обслуживание долга (EBITDA к долгу - 0,15, те же 15%). У компании попросту не останется средств для погашения основного тела долга.

Не всегда для банка нормативы допустимых значений по показателю Долг/EBITDA колеблются в пределах от 2,0 до 2,5. Как правило, возможный диапазон определяется кредитной политикой этой организации, может меняться в зависимости от экономической ситуации стране или в отрасли. Например, предельный уровень показателя чаще всего снижается при росте процентных ставок, при проблемах с ликвидностью, в условиях экономического кризиса в отрасли, стране или мире, а также под воздействием любых других факторов, влияющих на прибыльность конкретной компании.

Если предполагаемое увеличение показателя Долг/EBITDA не настолько существенно, как в примере, то при планировании очередного кредита в интересах самой компании не концентрироваться только на этом показателе. Стоит сделать все, чтобы объективно и всесторонне оценить свою реальную платежеспособность и кредитоспособность, финансовую независимость. Для этого предстоит ответить на несколько казалось бы простых вопросов, о которых расскажем сейчас подробнее.

Сколько заемных средств приходится на рубль собственных

Ответить на этот вопрос поможет показатель финансового рычага - соотношение заемного капитала к собственному капиталу (Total debt to equity, TD/EQ), которое определяется по следующей формуле:

Чем больше значение этого коэффициента, тем выше риск банкротства компании. Рекомендуемые значения финансового рычага - от 0,25 до 1. Финансовый рычаг равный 0,25 свидетельствует об оптимальной долговой нагрузке, 1 - о предельной. В последнем случае в структуре капитала 50 процентов приходится на собственные средства и 50 - на заемные. Если значение финансового рычага выше единицы, это говорит о том, что компания финансируется в основном за счет заемных денег.

Стоит отметить, что предельные значения финансового рычага могут меняться в зависимости от отрасли или ситуации на финансовом рынке. Эксперты рекомендуют при его расчете использовать не балансовые, а рыночные оценки собственного капитала, что может существенно повлиять на уровень этого показателя. И еще, в компаниях, активно инвестирующих в свое развитие, показатели финансового рычага и коэффициента Долг/EBITDA в разгар инвестиционной и в начале эксплуатационной фазы будут существенно выше. Но это не самая худшая причина снижения финансовой устойчивости.

Пример

Кред итная нагрузка "Дельты" кажется на первый взгляд критичной. За 2008-2010 годы Долг/EBITDA вырос и приблизился к предельному значению (см. табл.). Но если принять во внимание соотношение заемного капитала к собственному, то ситуация не настолько плоха. Она даже улучшилась за эти три года. Показатель финансового рычага заметно сократился (с 23 до 7,85) благодаря частичному финансированию инвестиционных вложений за счет собственных средств.

Какая часть основных средств финансируется за счет "длинных" займов

С точки зрения классического финансового менеджмента, привлечение долгосрочных кредитов оправдано, если речь идет о финансировании инвестиций в основные средства. В теории, полученный займ должен гасится за счет денежных потоков, генерируемых созданным объектом основных средств.

Чтобы понять, какая доля основных средств финансируется за счет долгосрочных кредитов, рассчитывается соотношение "Долгосрочные обязательства к внеоборотным активам" (Long-term debt to fixed assets, LTD/FA):

Пример

У компании "Дельта" за 2008-2010 годы этот коэффициент вырос с нуля до 0,69 (см. табл.). Практически 70 процентов внеоборотных активов профинансированы за счет долгосрочных обязательств. Чтобы ответить на вопрос, насколько это критично для предприятия, потребуется также оценить уровень текущей ликвидности и величину чистого оборотного капитала.

Каково соотношение оборотных активов и краткосрочных обязательств

Степень покрытия оборотных активов оборотными пассивами характеризует коэффициент текущей (общей) ликвидности (Current Ratio, CR) . Он помогает оценить способность компании погашать свои краткосрочные обязательства. Рассчитывается по формуле:


Рекомендуемые значения этого показателя - от 1,5 до 2. Коэффициент текущей ликвидности равный 1 говорит о том, что внеоборотные активы компании финансируются исключительно за счет собственного капитала и долгосрочных обязательств. Никакие краткосрочные заемные средства (кредиторская задолженность или кредиты) не отвлекаются на инвестиционные цели.

Коэффициент текущей ликвидности при анализе, как правило, дополняется данными о чистом оборотном капитале (Net Working Capital, NWC). Последний показывает величину оборотных активов, профинансированных за счет инвестированного капитала - собственных и приравненных к ним средств. По сути этот тот же показатель, что и коэффициент текущей ликвидности, но не в относительном, а в абсолютном выражении:

NWC = Оборотные активы - Краткосрочные обязательства

Пример

У компании "Дельта" на протяжении всех трех лет коэффициент текущей ликвидности меньше 1, что говорит о низком уровне ее платежеспособности. Расчет чистого оборотного капитала помогает дополнить выводы, сделанные ранее по соотношению "Долгосрочные обязательства к внеоборотным активам" (LTA/FA). А именно, что в 2010 году 30 процентов ее внеоборотных активов были профинансированы не только за счет собственного капитала, но и частично за счет краткосрочных обязательств (кредита и кредиторской задолженности) на сумму в 140 тыс. рублей. Направлять краткосрочные займы на финансирование внеоборотных активов - порочная практика, но в пользу компании говорит то, что она постепенно от нее отходит (за три года чистый оборотный капитал вырос с -450 до -140 тыс. рублей).

Как обстоят дела с обслуживанием займов

Для оценки способности компании обслуживать свои долговые обязательства за счет прибыли рассчитывается коэффициент покрытия процентов (Interest coverage ratio, ICR):

Этот коэффициент характеризует степень защищенности кредиторов от невыплаты процентов за предоставленный кредит, демонстрирует, сколько раз в течение отчетного периода компания заработала средства для выплаты процентов по займам. Также он позволяет определить допустимый уровень снижения прибыли, используемой для выплаты процентов. Нормой считается значение показателя свыше 1, означающее, что компания не всю свою прибыль направляет на выплату процентов. Кстати, по требованиям некоторых банков ICR должен превышать 2.

Банки очень редко предоставляют отсрочку по выплате процентов, поэтому этот показатель можно рассматривать как некий запас прочности по обслуживанию процентной нагрузки компании.

Пример

У компании "Дельта" процентная нагрузка выше нормы. Несмотря на то, что показатель ICR за 2008-2010 годы снизился с 4,55 до 2,95, ситуация остается устойчивой - предприятия в состоянии обслуживать долги. В целом, по итогам расчета всех показателей можно сделать вывод, что потеря финансовой устойчивости "Дельты" связана с интенсивной инвестиционной программой, превышающей собственные возможности компании. Привлечение нового кредита без появления дополнительного денежного потока, сгенерированного предыдущими вложениями в производственные мощности, затруднительно.

В целом компания может обслуживать проценты по кредитам, постепенно гасить долги, но с точки зрения оптимизации финансового состояния необходима дополнительная прибыль от инвестиций и постепенное снижение доли заемных средств.

Для любой компании заемный капитал означает возможность более интенсивного развития, а иногда и существования. Но не стоит забывать, что кредиты - это дополнительные финансовые риски (потеря ликвидности, независимости), затраты на проценты, сложность процедуры привлечения, в случае низкого кредитного рейтинга. Финансовая устойчивость и кредитная нагрузка должны быть подчинены взвешенной финансовой стратегии, охватывающей перспективу на несколько лет вперед. Тогда анализ кредитоспособности как для внутренних целей (контроль долговой нагрузки и обслуживание долгов), так и для банков будет подчинен задачам, стоящим перед компанией. Отдельно взятый показатель долговой нагрузки, еще и выдернутый из контекста, не ответит на вопросы, связанные с финансовым состоянием компании.

Как лучше

Обратите внимание на состав долгосрочных и краткосрочных займов в отчетности. Не отнесены ли к ним деньги собственников? Не рассматриваются ли они как заемный, а не акционерный капитал? Если - да, то для понимания реальной долговой нагрузки потребуется их реклассифицировать.

Таблица. Оценка долговой нагрузки компании

№ п/п

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

Внеоборотные активы, тыс. руб.

Оборотные активы, тыс. руб.

Итого активы, тыс. руб. (стр. 2 + стр. 3)

Собственный капитал, тыс. руб.

Долгосрочные кредиты и займы, тыс. руб.

Краткосрочные кредиты и займы, тыс. руб.

Кредиторская задолженность, тыс. руб.

Итого пассивы, тыс. руб. (сумма стр. 5-8)

Отчет о прибылях и убытках

Выручка от реализации, тыс. руб.

Себестоимость, тыс. руб.

Коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб.

Прибыль от продаж, тыс. руб. (стр. 11 - стр. 12 - стр. 13)

Дополнительная информация из других форм отчетности

Амортизация, тыс. руб.

Проценты к уплате, тыс. руб.

Расчетные показатели

EBITDA, тыс. руб. (стр. 14 - стр. 16)

Долг/EBITDA для инвестиционных кредитов, ед. (стр. 19: стр. 6)

Долг/EBITDA для всего долга, по которому выплачиваются проценты, ед. ((стр. 6 + стр. 7) : стр. 19)

Заемный капитал /Собственный капитал (TD/EQ), ед.

((стр. 6 + стр. 7 + стр. 8) : стр. 5)

Долгосрочные обязательства / Внеоборотные активы (LTD/FA), ед. (стр. 6: стр. 2)

Коэффициент текущей ликвидности (CR), ед. (стр. 3: (стр. 7 + стр. 8))

Чистый оборотный капитал (NWC), ед. (стр. 3 - (стр. 7 + стр. 8))

Показатель процентной нагрузки (ICR), ед. (стр. 19: стр. 17)

РИА Рейтинг - 11 авг. Согласно данным Минфина РФ, суммарный объем государственного долга регионов РФ за первое полугодие 2016 года почти не изменился по сравнению с началом года (-0,2%) и составил 2,314 триллиона рублей. В прошлом году в аналогичном периоде наблюдался хоть и небольшой, но все же рост долга. При этом сохранились наметившиеся ранее тенденции в изменении структуры государственного долга. По оценке экспертов РИА Рейтинг, доля бюджетных кредитов составила 45,6%, а доля коммерческих кредитов сократилась до 32,7%. Еще в начале 2016 года коммерческие кредиты преобладали в структуре госдолга, и их доля превышала 41%. В долговой структуре 69-ти регионов присутствуют коммерческие кредиты, в 15-ти из них их доля превышает 50% общего уровня задолженности. Доли государственных ценных бумаг и государственных гарантий продолжают сокращаться и по итогам первого полугодия составляют 17% и 4,2% соответственно. Объем муниципального долга составил 341 миллиард рублей, что на 0,2% ниже, чем в начале 2016 года. Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 июля 2016 года составил 2,655 триллиона рублей, что так же на 0,2% ниже, чем полгода назад. Стоит отметить, что объем госдолга традиционно наращивается в конце года, когда региональным властям требуются дополнительные финансовые ресурсы для выполнения бюджетных обязательств, а в середине года наблюдается или сокращение долгового бремени, или замораживание объемов. В этом году наряду с традиционным сезонным фактором, определяющим слабую динамику долга в течение большей части года, все более заметную роль стал играть консервативный подход региональных властей к проблеме заимствований. В условиях неопределенности в поступлениях налоговых и неналоговых доходов и сокращения размеров финансовой помощи из центра, возрастают риски исполнения обязательств.

Число регионов, снизивших госдолг, выросло

Единой динамики в темпах роста долга среди регионов не прослеживается, хотя число, субъектов РФ, сокративших свои долги по итогам первого полугодия 2016 года увеличилось. Если год назад экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» выделялись 30 таких регионов, то по итогам шести месяцев 2016 года их стало 38. Из них в восьми регионах объем государственного долга снизился более чем на 15%. В группе лидеров по темпам сокращения госдолга: Республика Бурятия (-33,7%), Пермский край (-26,9%) и Иркутская область (-26,1%). В четырех регионах уровень госдолга за шесть месяцев 2016 года не изменился, и в 41-м - вырос. Наиболее заметный прирост объема государственного долга отмечен в Ненецком автономном округе (в 3,8 раза), хотя еще год назад НАО входил в число регионов, где госдолг отсутствует. Также существенно (более чем на 20%) вырос объем государственного долга в Республике Хакасия (+24,4%) и в Ярославской области (+21%). В Сахалинской области и г. Севастополе государственный долг отсутствует.

Лидером по абсолютному значению государственного долга на конец первого полугодия является Краснодарский край (147,6 миллиардов рублей), причем долг продолжает увеличиваться (+1,6%). По итогам соответствующего периода 2015 года госдолг региона был несколько ниже, при этом наряду с Краснодарским краем экспертами РИА Рейтинг отмечались сразу несколько регионов, государственный долг которых превышает 100 миллиардов рублей. Но за прошедший год Московской области и Республике Татарстан, входивших в 2015 году в число лидеров по абсолютному объему долга, удалось погасить часть своей задолженности, и объем госдолга у них снизился до 98,6 и 96,6 миллиардов рублей соответственно. Москва также продолжает сокращать абсолютный объем госдолга и на 1 июля 2016 года он составил 107 миллиардов рублей (-23,6%). И пока прошлогодние лидеры по абсолютному объему госдолга пытаются снизить свою задолженность, их место занимает Красноярский край, госдолг которого на отчетную дату составляет 94,7 миллиардов рублей, демонстрируя последние двенадцать месяцев тенденцию к росту.

Ситуация с долговой нагрузкой в Москве и Московской области, несмотря на высокие абсолютные объемы госдолга, в целом находится на удовлетворительном уровне. В Москве и Московской области отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам составляет 6,5% и 28,4% соответственно, что несколько лучше, чем в начале 2016 года, благодаря и сокращению объемов госдолга, и росту налоговых и неналоговых доходов. В то же время в Республике Татарстан и Красноярском крае долговая нагрузка не столь низкая. Соотношение государственного долга и налоговых и неналоговых доходов в Татарстане составляет 54,4%, а в Красноярском крае - 63,5%. Краснодарский край, являющийся лидером по абсолютному объему госдолга, характеризуется довольно высокой долговой нагрузкой: по итогам первого полугодия 2016 года отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам составила 96,9%, что на 1,7 процентных пункта ниже, чем в начале года.

В 14 регионах объем государственного долга превышает объем налоговых и неналоговых доходов

Для определения уровня долговой нагрузки регионов эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» провели исследование и составили очередной рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки , который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику в первом полугодии 2016 года. В рейтинге использовались данные Федерального казначейства и Минфина РФ о долговых обязательствах субъектов РФ. В качестве меры долговой нагрузки в рейтинге использовалось отношение государственного долга субъекта РФ на 1 июля 2016 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета за последние двенадцать месяцев (с 01.06.2015 г. по 01.06.2016 г.).

Как уже отмечалось выше, в середине года общий уровень долговой нагрузки обычно существенно не меняется, но к концу года ситуация может кардинально измениться. Текущий 2016 год укладывается в рамки сформировавшейся тенденции. По состоянию на 1 июля 2016 года общая долговая нагрузка регионов немного снизилась по сравнению с началом года - с 36,5% до 35,7%. Но диапазон региональных значений показателя расширился. Республика Мордовия, традиционный лидер по долговой нагрузке, приближается к двукратному превышению объема госдолга над налоговыми и неналоговыми доходами. По итогам первого полугодия 2016 года долговое бремя на региональный бюджет составляет 199,4%, а объем госдолга Республики растет быстрее, чем собственные доходы.

С учетом Республики Мордовии, как и в начале года, в четырнадцати российских регионах объем государственного долга превышает объем налоговых и неналоговых доходов. Хотя в составе регионов произошли некоторые изменения. Замыкающую группу рейтинга покинули Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область и Республика Ингушетия. Во всех трех регионах отмечается снижение долговой нагрузки на 25-33 процентных пунктов. В Еврейской автономной области и Республике Ингушетия заметно снизился абсолютный объем государственного долга и выросли собственные доходы, на Чукотке улучшение позиций произошло в большей степени за счет снижения долга, а налоговые и неналоговые доходы остались на уровне соответствующего периода прошлого года. Места выбывших регионов заняли Удмуртская Республика, Кировская область и Республика Калмыкия, в которых объем государственного долга превысил налоговые и неналоговые доходы, и долговая нагрузка составила 101,7%, 102,3% и 110,9% соответственно. В этих регионах объем госдолга вырос на 12,6%, но при этом только в Удмуртской Республике выросли и налоговые и неналоговые доходы.

В регионах, имеющих высокую долговую нагрузку, ситуация ухудшилась

Кроме вышеперечисленных, в число регионов с самым высоким уровнем долговой нагрузки также входят Республика Хакасия, где отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам бюджета составило 154,7%, Костромская область - 144,2%, Астраханская область - 134,4%, Республика Северная Осетия - Алания - 134,2%, Смоленская область - 130,4%, Республика Карелия - 121,6%, Забайкальский край - 114,1%, Республика Марий Эл - 113,9%, Псковская область - 103,3% и Саратовская область - 102,2%.

В целом во всех отмеченных ранее четырнадцати регионах ситуация с долговой нагрузкой за последние полгода заметно ухудшилась, и в некоторых из них показатель увеличился на 20-30 процентных пунктов. В то же время в качестве позитивного фактора выступает то обстоятельство, что имеет место тенденция постепенного вытеснения дорогих коммерческих кредитов дешёвыми бюджетными. В структуре госдолга девяти регионов из четырнадцати преобладают бюджетные кредиты. Только в Республике Марий Эл доля коммерческих кредитов превышает 65%, но и здесь она снижается. В Астраханской, Саратовской и Псковской областях доли коммерческих и бюджетных кредитов разделились почти поровну. В Республике Хакасия более трети госдолга приходится на ценные бумаги, в начале 2016 года их доля была 45%, но сократилась за счет увеличения объемов коммерческих кредитов до 44%.

По итогам первого полугодия 2016 года в 56-ти российских регионах уровень государственного долга на 50% превышает объем годовых налоговых и неналоговых доходов бюджета, среди них в 37-ми он выше 70% объема собственных доходов.

Если в 2015 году эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» отмечали три региона, в которых государственный долг, и, соответственно, долговая нагрузка на бюджет, отсутствовали, то в 2016 году таких регионов осталось только два - г. Севастополь и Сахалинская область, а Ненецкий автономный округ, который ранее не имел госдолга, переместился во второй десяток рейтинга. Налоговые и неналоговые доходы в НАО сокращаются. По итогам пяти месяцев текущего года региональные власти не досчитались 40% налоговых и неналоговых доходов в сравнении с соответствующим периодом прошлого года. Возможно, это и послужило причиной привлечения 3,8 миллиарда рублей, что сформировало долговую нагрузку региона. Причем стоит отметить, что в структуре долга подавляющая доля приходится на коммерческие, а не бюджетные кредиты - 79% против 21%. А долговая нагрузка по итогам первого полугодия 2016 года увеличилась с 6,5% до 30,1%.

За первое полугодие 2016 года уровень долговой нагрузки сократился в 50-ти регионах

Помимо двух регионов, в которых отсутствует государственный долг, еще в девяти уровень долговой нагрузки ниже 10% объема налоговых и неналоговых доходов. За прошедшие полгода их состав пополнился тремя новыми регионами. К Тюменской области, Республике Крым, Санкт-Петербургу, Алтайскому краю, Москве и Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре присоединились Владимирская область, Ленинградская область и Приморский край.

За первое полугодие 2016 года уровень долговой нагрузки сократился в 50-ти регионах против 28-ми по итогам 2015 года. Самое значительное снижение показали Еврейская автономная область (-32,7 п.п.), Республика Ингушетия (-30,5 п.п.) и Чукотский автономный округ (-24,6 п.п.), о которых речь шла выше. Также стоит отметить снижение долговой нагрузки на 16,1 процентного пункта в Республике Бурятия и на 11,4 процентных пунктов в Тверской области. Позитивная динамика в указанных регионах связана как с сокращением долговых обязательств, так и с позитивной динамикой налоговых и неналоговых доходов.

В восьми субъектах РФ уровень долгового бремени за полгода вырос более чем на 10 процентных пунктов. В замыкающей тройке Астраханская область (+23 п.п.), Ненецкий автономный округ (23,6 п.п.) и Республика Хакасия (+37,9 п.п.).

По мнению экспертов Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» ближе к концу текущего года долговая нагрузка регионов возрастет. Структура госдолга продолжит изменяться в пользу роста доли бюджетных кредитов. Эксперты РИА Рейтинг ожидают, что по итогам года суммарный государственный долг регионов может вырасти на 10-15%, а уровень долговой нагрузки составить 38-40%.

РИА Рейтинг - это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня» , специализирующееся на оценке состояния компаний, регионов, банков, отраслей и кредитных рисков. Основными направлениями деятельности агентства являются: присвоение кредитных рейтингов и рейтингов надежности банкам, предприятиям, регионам, муниципальным образованиям, страховым компаниям, ценным бумагам, другим экономическим объектам; экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» - международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости , Р-Спорт , РИА Недвижимость , Прайм , ИноСМИ . МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.

По данным Министерства финансов РФ, суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ по итогам 2016 года вырос на 1,5% и на 1 января 2017 года составил 2,353 триллиона рублей. Это самый минимальный прирост госдолга за последние несколько лет. Для сравнения, в 2015 году госдолг регионов РФ вырос на 11%, в 2014 году – на 20%, в 2013 году – на 28,6%. Снижение темпа роста региональных заимствований можно объяснить более консервативным подходом региональных властей к наращиванию долговой нагрузки на бюджеты субъектов РФ, что оправдано в условиях сохранявшейся нестабильной экономической ситуации. Кроме того, по оценкам экспертов Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия сегодня», определенное влияние на общий результат оказало сокращение на 78,6 миллиарда рублей госдолга Москвы, главным образом, за счет погашения внешней задолженности. Еще год назад Москва являлась одним из лидеров по абсолютному значению объема госдолга среди всех российских регионов. На начало 2017 года объем государственного долга столицы составил 61,9 миллиардов рублей.

Объем муниципального государственного долга по итогам 2016 года вырос на 6,7% и составил 364,3 миллиарда рублей. Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 января 2017 года составил 2,72 триллиона рублей, что на 2,2% больше, чем годом ранее.

Умеренное наращивание государственного долга проходило на фоне роста доходов бюджетов субъектов РФ. По итогам 2016 года суммарный объем налоговых и неналоговых доходов всех субъектов РФ вырос на 9,6%, при этом сокращение было зафиксировано только в семи регионах. На этом фоне объем суммарных расходов бюджетов всех субъектов РФ вырос на 5,6%.

Бюджетных кредитов все больше

В структуре регионального госдолга все большая доля приходится на бюджетные кредиты. В 2016 году регионы РФ активно замещали коммерческую задолженность дешевыми бюджетными кредитами. За счет этого доля бюджетных кредитов в суммарном государственном долге на 1 января 2017 года составила 42,1%, а на долю коммерческих кредитов приходится 34,9%. По итогам 2015 года соотношение было диаметрально противоположным. Активизация долгового рынка привела к росту региональных заимствований, что не могло не сказаться на росте доли государственных ценных бумаг в структуре долга с 18,7% в конце 2015 года до 19,4% в конце 2016 года. Доля государственных гарантий снизилась - с 4,4% до 3,8% в 2016 году.

В 14 регионах задолженность перед коммерческими банками полностью отсутствует. За исключением Москвы, Тюменской области и ХМАО-Югра, основными компонентами госдолга у этих регионов являются бюджетные кредиты. Такие регионы как Москва, Приморский край и Камчатский край за прошедший год полностью погасили свои коммерческие долги. В то же время, в ряде регионов в структуре долга наблюдается существенный перекос в сторону коммерческих кредитов, что может вызывать опасения, особенно если позиции региона в рейтинге по долговой нагрузке близки к замыкающей десятке.

Для определения уровня долговой нагрузки эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия сегодня» составили рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику в 2016 году. В рейтинге использовались данные Федерального казначейства и Минфина РФ о долговых обязательствах и доходах региональных бюджетов. В качестве меры долговой нагрузки в рейтинге использовалось отношение государственного долга субъекта РФ на 1 января 2017 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета (собственным доходам) за 2016 год.

Долговая нагрузка на бюджеты регионов РФ снизилась

Общий уровень долговой нагрузки регионов за прошедший год снизился. Отношение суммарного госдолга всех регионов на 1 января 2017 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2016 год составило 33,8%, что на 2,7 процентных пункта ниже, чем годом ранее. Но при этом диапазон значений в региональном разрезе остается достаточно широким. Уровень долговой нагрузки варьировался от 0% в Сахалинской области и Севастополе до 176% в Республике Мордовия. По сравнению с результатами прошлого года, лидирующие и замыкающие рейтинг регионы не изменились.

Республика Мордовия уже не первый год замыкает рейтинг по долговой нагрузке регионов РФ, но стоит отметить, что и здесь наблюдаются позитивные изменения. По итогам 2016 года уровень долговой нагрузки уменьшился на 6,5 процентных пунктов, что обусловлено ростом на 15,7% объемов налоговых и неналоговых доходов региона. Сам же государственный долг Республики Мордовия вырос на 11,6% за счет бюджетных кредитов и облигационного займа объемом 5 миллиардов рублей, размещенного в сентябре 2016 года.

Количество регионов, госдолг которых превышает собственные доходы, сократилось

Помимо Республики Мордовия, еще в семи российских регионах объем государственного долга превышает собственные доходы бюджета, но, в сравнении с 2015 годом, их количество сократилось почти вдвое. На 1 января 2016 года таких регионов было 14. Кроме того, в этой части рейтинга есть позитивные тенденции: в пяти регионах из восьми долговая нагрузка за прошедший год снизилась, и во всех случаях это произошло за счет опережающего роста налоговых и неналоговых доходов в сравнении с увеличением госдолга.

Судя по долговой структуре, возможностями заместить более дорогие в обслуживании коммерческие займы на кредитование по линии Минфина РФ в замыкающей рейтинг группе регионов воспользовались не все. Если в структуре долга Смоленской области и Республики Карелия бюджетные кредиты занимают более половины, и их доля за 2016 год выросла до 58,8% и 51,7% соответственно, то в ряде регионов имеют место структурные перекосы в сторону коммерческих кредитов. Так, в Астраханской области доля коммерческих кредитов составляет 50,5%, в Костромской области - 52,6%, в Еврейской автономной области - 61%, Республике Марий Эл - 67,7%. Помимо того, в Республике Хакасии почти половина госдолга (49,8%) приходится на облигационные займы и еще 37,3% на коммерческие кредиты. Долговая нагрузка в Хакасии за 2016 год выросла на 28,7 процентных пункта и составила 145,5%. Если долговая политика в республике не претерпит каких-то кардинальных изменений, то в ближайшем будущем Республика Хакасия может сместить Республику Мордовию с позиции замыкающего рейтинг региона.

На 1 января 2017 года в 54 регионах РФ государственный долг превысил 50% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 36 субъектах РФ госдолг превышает 70% собственных доходов. По сравнению с предыдущим годом количество регионов в этой группе немного сократилось – на 1 января 2016 года в 57 регионах РФ госдолг превышал 50% налоговых и неналоговых доходов бюджетов, из которых отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам составляло более 70% в 44 регионах.

В группе лидеров проявились новые регионы

Низкий уровень долговой нагрузки наблюдается по-прежнему в девяти российских регионах, но их состав по сравнению с прошлым годом немного изменился. Менее 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов составляет государственный долг в Тюменской области, г. Санкт-Петербурге, г. Москве, Алтайском крае и Ханты-Мансийском автономном округе-Югре. Места, покинувших лидирующую группу Ненецкого автономного округа и Республики Крым, заняли Ленинградская область и Приморский край. В Сахалинской области и Севастополе государственный долг отсутствует. Пяти регионам в группе удалось сократить свою долговую нагрузку. В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и Тюменской области долговая нагрузка увеличилась.

В большинстве регионов РФ долговая нагрузка снизилась

В 2016 году уровень долговой нагрузки сократился в 63 субъектах РФ. Положительные тенденции в основном связаны с увеличением налоговых и неналоговых доходов, но в отдельных регионах также отмечается сокращение объема государственного долга. Лидером по положительной динамике стала Республика Ингушетия, долговая нагрузка которой сократилась на 36,8 процентных пункта как за счет снижения госдолга на 26%, так и за счет роста собственных доходов на 9,4%. Кроме того, более чем на 20 процентных пунктов долговая нагрузка снизилась в Республике Северная Осетия – Алания, в Вологодской области, в Чукотском автономном округе и в Республике Алтай. В тринадцати российских регионах долговая нагрузка сократилась на 10-20%.

В 20 субъектах РФ уровень долговой нагрузки вырос, из них в шести – более чем на 10%. Республика Хакасия в очередной раз показала самый существенный прирост, нарастив долговое бремя на 28,7 процентных пункта. Кроме нее, в Ненецком автономном округе долговая нагрузка выросла на 25,2 п.п и в Астраханской области – на 24,1 п.п.

Объем государственного долга вырос в 49 регионах РФ

По оценкам экспертов Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», в 2016 году абсолютный объем государственного долга вырос в 49 регионах, во Владимирской области не изменился, и в 33 регионах снизился. В Севастополе и Сахалинской области государственный долг по-прежнему отсутствует.

Лидером по положительной динамике стала Москва, госдолг которой, в том числе за счет полного погашения коммерческих кредитов, сократился на 56%. Кроме того, более чем на 30% сократились объемы государственного долга в Ленинградской области и в Камчатском крае. Республика Крым, где еще недавно почти отсутствовала государственная задолженность, за 2016 год увеличила объем госдолга в 13 раз. В Ненецком автономном округе объем государственного долга вырос в 3 раза, а в Тюменской области – на 83%. Но отношение госдолга к объему налоговых и неналоговых доходов в указанных регионах далеко от рискованных уровней.

Краснодарский край по-прежнему лидер по абсолютному значению государственного долга и за прошедший 2016 год его объем увеличился на 3,3%, достигнув 150 миллиардов рублей. Но за счет роста налоговых и неналоговых доходов на 15,4%, уровень долговой нагрузки региона снизился на 10,3 процентных пункта, и по итогам 2016 года составил 88,2%. Еще в трех регионах – Республике Татарстан, Красноярском крае и Московской области - объем государственного долга превышает 90 миллиардов рублей, но ситуация с долговой нагрузкой на бюджеты регионов остается на приемлемом уровне.

В 2017 году темпы роста госдолга будут невысокими

В последнее время в Минфине РФ все чаще звучат призывы к регионам активнее пользоваться облигационными займами, обслуживание которых обойдется регионам дешевле, чем кредиты коммерческих банков, а также говорится о том, что бюджетные кредиты являются скорее временной, антикризисной мерой, которая не может существовать на постоянной основе. В качестве подтверждения этому, в Федеральном бюджете на 2017 году под бюджетное кредитование зарезервировано всего 200 миллиардов рублей против 338 миллиардов рублей, выданных в 2016 году, и, можно ожидать, их дальнейшего сокращения. К тому же бюджетные кредиты выдавались на срок 3 года, и в текущем году наступает срок возврата тех кредитов, которые были получены регионами в 2014 году в объеме 230 миллиардов рублей. Даже с учетом того, что объем дотаций, предназначенных в 2017 году на выравнивание региональных бюджетов, увеличен на 100 миллиардов рублей, денег Минфина всем не хватит. За счет бюджетного резерва в лучшем случае рефинансируют текущую задолженность перед Минфином РФ. Вероятно, в связи со стабилизацией финансовых рынков, можно ожидать всплеска активности регионов на долговом рынке и увеличения доли государственных ценных бумаг в региональной долговой структуре. Говоря об абсолютном объеме долга, можно предположить, что в условиях ожидаемого слабого экономического роста консервативная политика региональных властей в отношении заимствований сохранится, и ситуация в целом с региональными долгами продолжит улучшаться.

Эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», по итогам 2017 года ожидают роста объема государственного долга на 5-7%, а налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов в пределах 10%. В таком случае, долговая нагрузка составит 32-33%, и по сравнению с результатом 2016 года существенно не изменится.

Копия чужих материалов

Анализ показателей бюджетной устойчивости

Коэффициент общей финансовой устойчивости бюджета:

Данный коэффициент показывает, какую долю расходов города обеспечивают налоговые и неналоговые доходы местного бюджета. В 2011 году 52,8% расходов покрывались данными источниками дохода, а в 2012 году - 50,9%. Сложившаяся негативная тенденция показывает рост зависимости бюджета Магнитогорска от безвозмездных поступлений из других бюджетов.

Коэффициент совокупной финансовой устойчивости

Данный коэффициент показывает, насколько обеспечены текущие расходы общим объемом доходов. Если в 2011 году текущие расходы были обеспечены более чем на 100%, то в 2012 году текущие расходы были обеспечены только на 99,6%. Данные показатели подтверждают увеличение текущих расходов по отношению к общему объему расходов бюджета в 2012 году. Если тенденция и направление роста этого показателя не изменится, то в бюджете города не останется средств и резервов покрытия своих обязательств.

Коэффициент собственной (чистой) налоговой устойчивости:

Коэффициент собственной (чистой) налоговой устойчивости характеризует степень покрытия текущих расходов доходами от местных налогов. В 2012 году произошло снижение данного показателя с 11,8% до 10,8%. Этот показатель особо важен, так как характеризует те налоги, управление которыми осуществляется исключительно городом Магнитогорском. Не смотря на описанное раннее увеличение доли местных налогов в общем объеме налоговых доходов бюджета Магнитогорска на 0,7%, увеличение текущих расходов более, чем на 8,5% привело к конечному снижению данного показателя.


Рисунок 5. Показатели бюджетной устойчивости

Анализ показателей долговой зависимости муниципального образования

Коэффициент долговой емкости бюджета:

Данный коэффициент показывает, какую долю от собственных доходов составляет муниципальный долг. Имеет место негативная тенденция изменения данного показателя, увеличение соотношения муниципального долга и собственных доходов Магнитогорска: в 2011 году показатель составляет 0,1%, а в 2012 - 0,3%.

Коэффициент долговой зависимости бюджета:

Данный коэффициент характеризует долю муниципального долга в общем объеме расходов. Как и в предыдущем коэффициенте, сохраняется негативная тенденция изменения показателя: увеличение с 0,03% в 2011 году до 0,14% в 2012 году.

Коэффициент долговой нагрузки бюджета:

Данный коэффициент характеризует долю расходов на обслуживание муниципального долга в общем объеме расходов. Сохраняется негативная тенденция изменения показателя: увеличение с 0,03% от общего объема расходов в 2011 году до 0,14% в 2012 году.

Не смотря на изменение численности города Магнитогорска с 409 593 человек в 2011 году до 411880 человек 2012 году, показатель долговой нагрузки на одного гражданина вырос с 6,87 рубля на одного человека до 31 рубля на одного человека. Данное увеличение показателя объясняется увеличением расходов на обслуживание муниципального долга в 2012 году.

Рисунок 6. Коэффициент долговой нагрузки на одного гражданина

Коэффициент предела обслуживания муниципального долга

Показатель характеризует соотношение расходов, связанных с обслуживанием муниципального долга и общего объема расходов за вычетом субвенций. Данный показатель имеет негативную тенденцию, что также свидетельствует об увеличении расходов на обслуживание муниципального долга.


Рисунок 7. Показатели долговой зависимости муниципального образования