Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Договор на оказание аудиторских услуг образец заполненный. на проведение аудиторской проверки

Подготовка к проведению аудита

Ст. 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ для ряда организаций предусмотрено проведение аудита в обязательном порядке. Кроме обязательного аудита существует т. н. добровольный аудит, когда руководство какого-либо предприятия решает провести его по личной инициативе.

Поначалу (стандартно) происходит обмен письмами: аудируемое лицо ставит задание аудитору, а тот выражает свое согласие на его выполнение в письме-соглашении (Приложение №1 к МСА 210). При этом в ответном письме аудитор уточняет, что является целью проведения аудита, каковы его (аудитора) права и обязанности, объем аудита и т. д... Получатель письма подписывает его и направляет экземпляр аудитору.

Аудитор проводит небольшое исследование, изучает характер деятельности организации, определяет объем предстоящей работы. Также он решает, есть ли необходимость в привлечении сторонних специалистов, рассчитывает стоимость и сроки выполнения работ. Все это указывается в письме, отправляемом заказчику.

После подготовки происходит собственно заключение договора.

Как заключается договор с аудитором или аудиторской компанией

Приняв решение о проведении аудита, руководство аудируемой организации вместе с аудитором должны согласовать все основные условия, на основании которых он должен его проводиться, и отразить их в подписываемом договоре (п.3 МСА 210).

Вывод! Таким образом, договор на проведение аудита в настоящее время не заключается, вместо него подписывается договор на оказание аудиторских услуг.

Международные стандарты аудита, введенные с 01.01.2017 приказами Минфина РФ от 09.11.2016 №207-н и от 24.10.2016 №192н, оперируют термином «аудиторское задание».

Важно! С 12.02.2019 вместо приказов № 207н и № 192н действует приказ Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н.

Чем отличается договор на проведение аудита от договора на оказание аудиторских услуг

Основная разница между договором на проведение аудита (ДПА) и договором на оказание аудиторских услуг (ДОАУ) состоит в том, что 1-й является договором подряда, а 2-й — договором возмездного оказания услуг. Отсюда вытекают разные правовые последствия и порядок принятия работы.

Рассмотрим их:

  1. Качество работы по ДПА мог оценивать заказчик. Качество же услуг по ДОАУ контролирует СРО аудиторов и Минфин России.
  2. Независимо от результата работы по ДОАУ заказчик обязан оплатить услуги в определенные договором сроки.
  3. Обязанность по сохранности документов по ДОАУ остается за заказчиком, по ДПА эта обязанность переходила к аудитору.
  4. По умолчанию исполнитель по ДОАУ обязан оказывать услуги лично, привлечение других лиц может быть предусмотрено отдельным пунктом.

Если в ДПА прямо не была указана личная обязанность аудитора по проведению аудита, то право на привлечение субподрядчика имелось по умолчанию, хотя и реализовывалось с согласия заказчика.

  1. По ДОАУ любая из сторон вправе отказаться от выполнения своих обязанностей в одностороннем порядке с соответствующим возмещением со стороны инициатора. По ДПА от договора мог отказаться только заказчик, возместив при этом исполнителю часть расходов.
  2. В результате ДПА как договора подряда оформлялся акт приема-передачи. Результатом ДОАУ является аудиторское заключение.

Определенно ДОАУ более удобен для аудитора, чем ДПА.

Положения, содержащиеся в договоре на оказание аудиторских услуг

Существенными условиями ДОАУ являются:

  • предмет договора;
  • цена и порядок расчетов (постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.11.2015 № Ф05-16849/2015).

Предметом ДОАУ выступает проведение аудита и сопутствующих ему услуг, т. е. одна сторона поручает, а другая берет на себя обязанность оказать аудиторские услуги. Также в состав предмета входит, за какой период деятельности заказчика проводится аудит, вид аудита и сопутствующие ему услуги.

Срок оказания услуги обычно не признается существенным условием (п. 8 информационного письма президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165).

Кроме того, в ДОАУ указываются:

  • права и обязанности сторон;
  • условия оказания услуг;
  • ответственность сторон.

Согласно п.6b МСА 210, к числу обязательных условий относится получение согласия руководства на обеспечение аудитора:

  • доступом ко всей информации, которая имеет значение для отчетности;
  • дополнительной информацией, которую аудитор может запросить для целей аудита;
  • неограниченной возможностью информационного взаимодействия с лицами внутри организации, от которых аудитор считает необходимым получить аудиторские доказательства.

Аудитору может понадобиться помощь других аудиторов, в т. ч. внутренних. Вопрос об их привлечении также решается в рамках подписываемого ДОАУ.

ДОАУ может предусматривать информирование о наличии риска необнаружения каких-либо ошибок в документах по причине выборочности применяемых аудитором процедур.

При желании сторон в ДОАУ указываются цель, объем, порядок и другие условия проведения аудита, нормативные акты, которыми руководствуется аудитор, и т. д.

Часть перечисленной информации может быть приведена в предварительных письмах, которые прикладываются к подписываемому ДОАУ.

Основные условия договора на оказание аудиторских услуг

Права и обязанности сторон аудита четко прописаны в законе № 307-ФЗ. В ДОАУ можно продублировать основные положения.

Обязанностью заказчика является предоставление по запросу аудитора условий, информации, документации. Аудитор, соответственно, должен провести аудит и выразить экспертное мнение по поводу достоверности и соответствия финансовой отчетности действующему законодательству.

Ст. 13 и 14 закона № 307-ФЗ, содержащие перечень прав и обязанностей сторон, предусматривают открытость данного перечня, то есть возможность предусмотреть дополнительные права и обязанности в самом договоре.

Что касается стоимости работ и порядка расчетов, должны быть четко указаны:

  • порядок определения стоимости (почасовая оплата или оказание услуг в целом);
  • размер аванса (предоплаты), если он есть;
  • окончательная сумма договора;
  • порядок оплаты (частями или единовременно, наличными деньгами или безналичным переводом);
  • срок, в течение которого происходит оплата.

Ответственность сторон отношений по проведению аудита

Со стороны аудитора ответственность наступает:

  • при нарушении сроков выполнения аудиторских услуг или предоставления аудиторского заключения;
  • разглашении сведений, являющихся коммерческой тайной;
  • невыполнении или ненадлежащем исполнении своих обязанностей.

Ответственность выражается в виде возмещения нанесенного ущерба или нарушения сроков.

За фальсификацию документов, предоставление заведомо ложного аудиторского заключения предусмотрена уголовная ответственность.

Со стороны аудируемого лица ответственность может быть:

  • при совершении действий, в результате которых аудитору был нанесен имущественный или неимущественный ущерб;
  • неоплате оказанных аудиторских услуг;
  • невыполнении обязанностей, предусмотренных ДОАУ.

В самом договоре могут быть прописаны штрафные санкции за нарушение его условий.

Другие условия договора на аудиторские услуги

  • цель оказания услуг;
  • объем аудита;
  • обязанности аудитора;
  • обязанности руководства аудируемого юрлица;
  • ссылку на форму заключения и др.

В ДОАУ может быть включен пункт о сохранении конфиденциальности полученной информации.

При подписании ДОАУ стороны определяют порядок расторжения договора в одностороннем порядке, порядок разрешения споров (путем переговоров, переписки, обращения в суд).

Стороны согласуют вопрос о последствиях ДОАУ при наступлении форс-мажорных ситуаций.

В ДОАУ прописываются реквизиты сторон и указывается число экземпляров договора.

Договор может быть подписан для разового проведения аудита или на долгосрочную перспективу.

Договор может состоять из несколько разделов. Содержание его отдельных пунктов можно раскрыть на графиках, в планах, дополнительных соглашениях и других документах, которые впоследствии будут прикладываться к ДОАУ и считаться его неотъемлемой частью.

Аудит проводится в несколько этапов. Поначалу происходит подготовка, которая включает в себя обмен письмами между аудитором и аудируемым лицом. Затем происходит согласование всех существенных моментов и подписание договора.

В настоящее время для проведения аудита стороны заключают договор на оказание аудиторских услуг (ранее это был договор на проведение аудита). Ему присущи все черты договора возмездного оказания услуг. Существенными условиями являются предмет, сроки оказания услуг, цена и порядок расчетов.

Финансово-хозяйственная деятельность компаний подлежит контролю. В этом заинтересовано государство и учредители коммерческих организаций, которые не участвуют в непосредственном осуществлении предпринимательской деятельности.

Чтобы провести такую проверку и выяснить эффективность расходования средств и общее финансовое состояние компании, необходимо проведение детального исследования всех аспектов деятельности предприятия.

Заключение договора на проведение аудита и становится основанием для проведения проверки той или иной компании.

Основания для проведения аудита

Основанием для проведения внешнего аудита служит договор, который заключается с лицензированной компанией, осуществляющей такую деятельность.

Назначением договора аудита является выяснения финансового состояния организации, динамика ее активов, эффективности расходования заемных средств и аналогичные вопросы.

При этом проверка может быть обязательной и необязательной. Заключение соглашений на выполнение обязательных действий требуется в следующих случаях:

  • Если оборот компании за год превысил 400 млн. рублей, либо ее активы превышают 60 млн. рублей. Все предприятия, подпадающие под данные характеристики, являются объектам обязательных проверок, которые проводятся один раз за год;
  • Заключение соглашений необходимо для всех страховых компаний;
  • Соглашения о проверке отчетности заключаются с кредитными организациями, банками;
  • Заключение соглашений о проверке отчетности касается товарных и фондовых бирж;
  • Отчетность в порядке аудита проверяется у всех внебюджетных государственных фондов.

В каждом случае, происходит заключение соответствующего письменного соглашения между сторонами. Иных оснований для такой услуги не предусмотрено.

Помимо обязательных случаев, исследование отчетности и деятельности компании в целом может проводиться по инициативе ее владельца.

Это требуется перед продажей для оценки реальной стоимости предприятия. Нередко владельцам необходимо получить точные сведения об эффективности управления их активами.

Содержание договора на проведение аудита

Определение того, какие разделы договора на проведение аудита являются обязательными, имеется в законе о бухгалтерском учете.

  • Цель проверки. Следует точно определить задачи, которые нужно выполнить в ходе изучения деятельности того или иного объекта;
  • Требуемый заказчиком объем документов для изучения. Заказчик вправе устанавливать, какие именно бумаги необходимо изучить и оценить. Другая сторона обязана выполнить такое обязательство в полном объеме;
  • Заказчик должен обеспечить другой стороне свободный доступ к нужным сведениям;
  • Следует указать ответственность руководства организации при сокрытии сведений, необходимых для оценки деятельности компании;
  • Вид, в котором полученные сведения должны быть представлены заказчику.

Помимо указанных условий, содержание соглашения может включать и другие раздела. Они подробно не регламентированы законодательством, но стороны имеют такое право.

Порядок оформления договора на проведение аудита

Оказание данных услуг представляет собой профессиональную деятельность. Поэтому, перед выполнением работы, стороны согласовывают цели и объемы услуги.

Заказчик должен максимально точно поставить задачу перед исполнителем. Нередко предметом проверки может являться какое-либо конкретное направление деятельности компании.

Но, в целом, целью работы является сопоставление фактических данных о состоянии предприятия с теми сведения, которые указаны в налоговой отчетности.

Благодаря этому удается выявить признаки преднамеренного банкротства, нецелевое расходование выделенных средств или прибыли и так далее.

После того, как все существенные условия оговорены, стороны заключают письменное соглашение.

Чем регламентируется заключение договора на проведение аудита

Основными нормативными актами, которые регламентируют оказание подобных услуг и взаимоотношения сторон, является закон о бухгалтерском учете и отчетности, а также закон об аудиторской деятельности.

Образец договора на проведение аудита

Документ соответствует требованиям закона по содержанию и оформлению. Его можно использовать в качестве типового образца.

Договор на проведение аудиторской проверки является официальным документом, регламентирующим взаимоотно­шения клиент - аудитор, и в общем виде ничем не отличается от обычных договоров, используемых в предпринимательской деятельности. Однако существенной особенностью при его составлении является негласный учет интересов третьей стороны (потребителей информации бухгалтерской (финан­совой) отчетности).

Подготовка договора начинается после предварительного ознакомления с деятельностью аудируемого лица и принятия решения о возможности оказания аудиторских услуг. Этот этаД включает в себя, в частности, определение трудоемкости, стоимости и сроков оказания аудиторских услуг, потребности в привлечении сторонних консультантов и экспертов.

На этапе заключения договора оказания аудиторских ус­луг, а также при получении от аудиторской организации (индивидуального аудитора) аудиторского заключения о бух­галтерской (финансовой) отчетности рекомендуется обратить внимание на то, что аудитор, который должен подписывать аудиторское заключение, соблюдает требование Закона об аудиторской деятельности в отношении ежегодного обучения по программам повышения квалификации. Подтверждением соблюдения аудитором указанного требования является, в частности, отметка на оборотной стороне бланка квалифика­ционного аттестата аудитора. Отсутствие указанной отметки на оборотной стороне бланка квалификационного аттестата аудитора, выданного до 2006 г., может означать, что аудитор не соблюдает требование о прохождении обучения по про­граммам повышения квалификации. Квалификационный аттестат такого аудитора может быть аннулирован.

Термин «объем аудита» относится к аудиторским процеду­рам, которые считаются обязательными для достижения цели аудита при данных обстоятельствах. Процедуры, необходимые для проведения аудита, должны определяться аудитором с учетом требований ФПСАД, внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности, действующих в профессиональном аудиторском объединении, членом которого является аудитор или аудиторская организация, в которой он работает, а также правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторской организации. Помимо правил (стандартов) разного уровня, аудитор при определении объема аудита обязан принимать во внимание законы, нормативные акты, а при необходимости - условия аудиторского задания и требования по подготовке заключения.

Договор на оказание аудиторских услуг может быть ра­зовым (однократное оказание услуги) или долгосрочным (неоднократное оказание услуги в течение определенного времени). В случае повторного соглашения об оказании ау­диторских услуг условия договора могут пересматриваться, что оформляется в письменном виде. Договор заключается в соответствии с требованиями гл. 28 ГК РФ и иными нормами гражданского законодательства.

Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в надлежащих случаях форме достигнуто соглаше­ние по всем существенным его условиям. В тексте договора целесообразно раскрывать следующие основные аспекты и существенные условия, такие как:

Предмет договора на оказание аудиторских услуг;

Условия оказания аудиторских услуг;

Права и обязанности аудиторской организации;

Права и обязанности аудируемого лица;

Стоимость и порядок оплаты аудиторских услуг;

Ответственность сторон и порядок разрешения споров.

Организация и расчет стоимости аудиторских услуг спе­циалистов - один из важных факторов эффективной работы аудиторской фирмы.

В аудите сложились традиционные правила оплаты: кли­ент оплачивает время аудитора, затраченное на выполнение аудиторских процедур сбора и интерпретацию доказательств достоверности финансовой отчетности. На практике это оз­начает, что аудиторская фирма продает время своих специа­листов по определенной (оговоренной) цене за час, день или период их работы. Для верного расчета стоимости работы аудиторов аудиторским фирмам приходится оперировать тремя факторами:

1) временем, затраченным на проект (выполнение про­цедур аудита);

2) стоимостью часа (дня) специалиста-аудитора;

3) конкурентной стоимостью всей аудиторской работы (ценой контракта).

Опыт показывает, что на первую проверку уходит больше времени, чем на последующую. Это объясняется тем, что ау­дитор тратит дополнительное время на знакомство с бизнесом клиента и уделяет большее внимание изучению документов.

При этом для повышения шансов на получение нового заказа аудитор, как правило, не может назначить клиенту высокую цену. Все это следует учитывать при заключении договора.

Для обеспечения дополнительных мер независимости аудитора от клиента в договоре желательно предусматривать предоплату заказчика аудиторской фирме. На практике пред­оплата нередко составляет от 50 до 100%, но такой ее размер согласно Кодексу этики МФБ считается неприемлемым, так как нарушаются интересы клиента, он становится зависимым от аудитора. Во избежание этого в договоре рекомендуется проведение аудита (работ) разбивать на этапы (по полугоди­ям или кварталам). В этом случае каждый этап может быть оформлен отдельно, после завершения работ по нему сдан заказчику и, соответственно, оплачен.

Считается целесообразным включать в договор пункт, обязывающий заказчика оказывать помощь аудитору в ходе проверки (давать разъяснения по вопросам порядка ведения бухгалтерского учета, выделять работников для оказания помощи при проведении инвентаризации и др.).

Аудиторские фирмы часто включают в договор пункты о предоставлении клиенту сопутствующих аудиту услуг. При этом необходимо помнить, что часть аудиторских услуг (ведение и восстановление бухгалтерского учета, состав­ление бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций) несовместима с проведением проверки, предусматривающей выдачу аудиторского заключения.

Заказчик аудита несет полную ответственность за недоб­рокачественность представленного к проверке материала. Договор предусматривает риск случайно наступившей невоз­можности окончания оказания услуг, а также риск случай­ного их ухудшения или задержки (форс-мажор). Отдельно в договоре предусматривается ответственность, связанная с соблюдением конфиденциальности.

До заключения основного договора может заключаться договор на оценку объема и продолжительности работ. Же­лательно, чтобы в нем участвовали аудиторы, которые будут проводить основную проверку.

Представляется, что целесообразно самое пристальное внимание обращать на вопросы, непосредственно затраги­вающие сферу прав и обязанностей сторон в договоре на оказание аудиторских услуг. Договор на проведение аудита является специфическим видом договора на оказание про­фессиональных услуг. При оказании этих услуг возникает необходимость дополнительного и достаточно детального «вспомогательного» правового обеспечения. Ответственность сторон в аудите далеко не исчерпывается той, на которую они добровольно соглашаются, подписывая контракт.

Особенно это касается ответственности аудитора перед пользователями выданного им аудиторского заключения.

К сожалению, в действующем российском законодатель­стве (в отличие от западной практики) не определен статус надлежащего пользователя аудированной финансовой от­четности, а ведь именно этот пользователь имеет законное право предъявлять требования к качеству работы аудитора и в необходимых случаях привлекать его к ответственности за недобросовестность. Введение определения надлежащего пользователя на законодательном уровне, по нашему мнению, послужило бы мощным катализатором процесса регламенти­рования прав и обязанностей сторон в аудите. Следствием этого могли быть дополнительные правовые акты, но пока таковых нет, и восполнить имеющийся пробел могут только рекомендации из деловой практики.

Отметим, что органы аудиторского надзора, выступающие в качестве защитников общественных интересов, могут вме­шиваться, когда это необходимо, в процесс регулирования аудита. Их выводы в отношении аудитора в большой степени могут обосновываться на результатах анализа соблюдения прав и обязанностей сторон в конкретном договоре.

При возникновении конфликтных ситуаций в судебных и административных органах формирование доказательной базы должно происходить не только на основе нормативных актов, но и затрагивать сферу этики аудитора, принципов аудита и действующих правил аудиторской деятельности.

При заключении договора на проведение аудиторской проверки отчетности по МСФО можно однозначно трактовать обязанности аудиторской компании - высказать мнение о достоверности представленной ей финансовой отчетности в аудиторском заключении. Таким образом, обязанности аудитора будут считаться выполненными после того, как он такое мнение выскажет на основании проведенных аудитор­ских процедур. Каких-либо иных обязательств на аудитора такой договор, как правило, не налагает.

Однако на практике заказчик нередко подразумевает при заключении договора на аудит оказание дополнительных услуг, в частности по подготовке отчетности МСФО на осно­вании данных российского бухгалтерского учета. Необходимо помнить, что аудиторская компания, составившая клиенту отчетность по МСФО, не вправе будет выдать на нее ауди­торское заключение, так как этим нарушит не только принцип независимости аудиторской деятельности, но и требования подп. 6 п. 1 ст. 12 Закона об аудиторской деятельности. В этом Законе говорится, что аудит не может осуществляться «аудиторскими организациями..., оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц».

Специфических требований к оформлению договоров на услуги в области МСФО законодательством не предъявля­ется. Ключевыми отличиями аудита отчетности по между­народным стандартам являются сам предмет - отчетность, составленная в соответствии с МСФО, и используемые стан­дарты аудита - MCA.

Заключая договор на аудиторские услуги в области МСФО, необходимо руководствоваться положениями ГК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 779 ГК РФ такой договор от­носится к договорам возмездного оказания услуг. К нему, в свою очередь, применяются общие положения о подряде заключения договора, если это не противоречит ст. 779-782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора на прове­дение аудиторских услуг.

Кроме того, правовое регулирование объема аудиторских процедур, видов тестов и формата предоставляемого заклю­чения осуществляется Законом об аудиторской деятельности и соответствующими ФПСАД, а также MCA. Следует от­метить, что среди MCA отсутствует специальный стандарт, посвященный аудиторским договорам. До 1994 г. существовал стандарт, который назывался «Audit Engagement Letters» (в буквальном переводе - «Письма по аудиторским зада­ниям»). Впоследствии этот международный стандарт был переработан и в настоящее время имеет № 210 и называется «Terms of Audit Engagements» («Условия аудиторских зада­ний»). Он рассматривает документы, определяющие порядок выполнения аудиторских заданий.

Рассматривая вопрос заключения договора с аудиторской компанией по услугам, связанным с МСФО, следует учиты­вать тот факт, что в настоящее время не существует каких- либо законодательных ограничений на оказание подобных услуг российскими аудиторскими компаниями. Это означает, что фактически любая российская аудиторская компания может взяться за выполнение такой работы. Какой-либо специальной аккредитации не требуется, как и лицензий на оказание услуг в области МСФО (включая аудит финансо­вой отчетности в соответствии с МСА), не предъявляется и особых требований к опыту самой аудиторской компании и ее персонала.

С одной стороны, данная ситуация должна облегчить жизнь предприятий, однако на практике возникают вопросы опре­деления качества оказываемых услуг. Согласно данным мо­ниторинга рынка, в настоящее время в России на постоянной основе услуги в области МСФО оказывает ограниченное число аудиторско-консалтинговых фирм. По нашему мнению, отсутствие у фирмы резюме из 15-20 проектов за послед­ние два-три года говорит о том, что компания не обладает достаточным опытом работы в этом секторе. Поэтому очень важным фактором до заключения договора является пра­вильный квалификационный отбор аудиторских компаний, а при составлении договора - четкое и подробное описание его предмета.

Например, если речь идет о подготовке консолидиро­ванной отчетности, часто бывает так, что представления менеджмента аудируемого лица о юридически выстроенной структуре групп фирм существенно отличаются от оценки специалиста в области международных стандартов. Перечень фирм, входящих в консолидированную отчетность, должен быть не только четко сформирован до момента подписа­ния контракта, но и прописан в нем. Если этого не сделать, то предъявить претензии сторон друг к другу, например за несоблюдение сроков исполнения обязательств, будет невозможно.

При заключении договора на услуги в области МСФО также нужно уделить внимание описанию ответственности сторон. Здесь необходимо понимать, что для клиента суще­ствует риск некачественного выполнения аудиторами своих обязательств, застраховаться от которого довольно сложно. Например, согласно МСА № 240 «Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности» тот факт, что аудиторы в ходе про­верки не заметили ошибок в отчетности, не будет основанием для того, чтобы признать аудит не соответствующим МСА, если при этом достигается «разумная уверенность в том,

что рассматриваемая отчетность не содержит существенных искажений».

Договор № ХХ/10

на оказание услуг по проведению аудиторской проверки (аудита)

г. Тюмень ХХ апреля 2010г.


_______________, именуемое в дальнейшем «Заказчик », в лице _______________, с одной стороны, и _______________,», именуемое в дальнейшем «Исполнитель », в лице _______________, действующего на основании _______________, с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий договор (далее по тексту «Договор») о нижеследующем:

    Предмет Договора

1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязанность оказать услуги по проведению аудиторской проверки (аудиту), а Заказчик обязуется в сроки и в порядке, определенные разделом 4 Договора оплатить стоимость аудиторских услуг.

Для целей настоящего Договора и с учетом требований Федерального закона от 07.08.2001г. № 119-ФЗ и от 30.12.2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту «Закон») под аудиторской проверкой (аудитом) понимается деятельность Исполнителя по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Заказчика с целью выражения мнения о достоверности данной финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

1.2. Исполнитель обязуется провести аудиторскую проверку (аудит) бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Заказчика за период его деятельности с 1 января 2007 года по 31 декабря 2009 года.

1.3. Результаты аудиторской проверки (аудита) Исполнитель оформляет аудиторским заключением, передаваемым Заказ­чику . Окончание аудиторской проверки (аудита) и факт передачи аудиторского заключения Заказчику подтверждаются двусто­ронним актом приема-передачи оказанных услуг.

1.4. Исполнитель оказывает услуги по проведению аудиторской проверки (аудиту) в течение 2 (Двух) месяцев с момента предоставления всех необходимых документов по письменному запросу Исполнителя .

1.5. Заказчик предоставляет Исполнителю надлежащим образом оформленную бухгалтерскую отчетность по завершению аудиторской проверки, а Исполнитель не позднее 5 (Пяти) рабочих дней обязуется передать аудиторское заключение.

    Права и обязанности Исполнителя

2.1. Исполнитель имеет право:

2.1.1. проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью Заказчика , а также фактическое наличие любого имущества, указанного в этой документации. Непредставление или какое-либо ограничение доступа к информации со стороны Заказчика рассматривается как ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки (аудита);

2.1.2. получать у должностных лиц Заказчика разъяснения в устной и (или) письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки (аудита) вопросам;

2.1.3. получать по письменному запросу, согласованному с Заказчиком , информацию от третьих лиц, необходимую для составления аудиторского заключения;

2.1.4. самостоятельно определять формы и методы проведения аудиторской проверки (аудита);

2.1.5. для разрешения сложных вопросов, по согласованию с Заказчиком, привлекать на договорной основе к участию в проведении аудиторской проверки аудиторов, работающих самостоятельно, аудиторов, работающих в качестве штатных сотрудников других аудиторских организаций, а также иных необходимых специалистов (экспертов);

2.1.6. отказаться от проведения аудиторской проверки (аудита) или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случае непредставления Заказчиком всей необходимой документации.

2.1.7. в случае несвоевременного предоставления Заказчиком бухгалтерской отчетности и иной бухгалтерской (финансовой) документации, Исполнитель в одностороннем порядке может продлить срок, установленный в п. 1.4. Договора, известив в 5-ти дневный срок Заказчика ;

2.1.8. требовать от Заказчика устранения выявленных нарушений в бухгалтерском учете и составлении бухгалтерской отчетности;

2.1.9 осуществлять иные права, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

2.2. Для выполнения условий настоящего Договора Исполнитель обязуется:

2.2.1. оказать услугу по проведению аудиторской проверки (аудиту) финансовой (бухгалтерской) отчетности Заказчика руково­дствуясь Законом, и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Аудиторская проверка (аудит) производится Исполнителем с использованием первичных документов и иной информации, предоставляемой Заказчиком . Исполнитель не несет ответственности за достоверность предоставляемых Заказчиком первичных документов или иной информации;

2.2.2. в сроки, установленные в п.1.4. Договора оказать услуги по проведению аудиторской проверки (аудиту) и передать аудиторское заключение Заказчику .

Исполнитель составляет аудиторское заключение в соответствии с Правилом (стандартом) №6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696;

2.2.3. обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляе­мых в ходе аудиторской проверки (аудита), не разглашать их содержание без согласия Заказчика ;

2.2.4. не позднее пяти дней с момента подписания акта приема-передачи оказанных услуг выставить Заказчику надлежащим образом оформленный счет;

2.2.5. исполнять иные обязанности, установленные действующим законодательством Российской Федерации.

    Права и обязанности Заказчика

3.1. Заказчик имеет право:

3.1.1. получать от Исполнителя информацию о законодательных и нормативных актах РФ, на которых основываются замечания и выводы Исполнителя ;

3.1.2. быть осведомленными о предполагаемом использовании Исполнителем привлеченных сторонних специалистов (экспертов, аудиторов) и отказаться от их участия с предоставлением Исполнителю возражений в письменной форме.

3.1.3. осуществлять иные права, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

3.2. Для выполнения условий настоящего Договора Заказчик обязуется:

        создавать условия для своевременного и полного прове­дения аудиторской проверки, т.е.:

3.2.1.1. оборудовать рабочие места;

3.2.1.2. предоставлять счетную и множительную технику;

3.2.1.3. предоставить телефонную связь;

3.2.1.4. обеспечить иные условия необходимые для полного проведения Исполнителем аудиторской проверки (аудита).

3.2.2. предоставить всю информацию и документацию необходимую для осуществления аудиторской проверки (аудита). Объем и сроки предоставления необходимой информации и документации определяются Исполнителем и уточняются им при необхо­димости, вплоть до составления аудиторского заключения.

Ответственность за неполное предоставление (непредставление) Заказчиком , требуемых Исполнителем документов для проведения аудиторской проверки (аудита), а также за предоставление искаженной либо недостоверной информации, несет Заказчик . Исполнитель составляет аудиторское заключение на основании представленных Заказчиком документов;

3.2.3. давать по устному или письменному запросу Исполнителя исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и (или) письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки (аудита) сведения у третьих лиц;

3.2.4. в порядке, установленном разделом 4 Договора, своевременно и в полном объеме оплатить стоимость аудиторских услуг.

Оплата Заказчиком стоимости аудиторских услуг осуществляется в том числе, когда выводы Исполнителя указанные в аудиторском заключении не согласуются с позицией работников Заказчика ;

3.2.5. оперативно устранять выявленные Исполнителем в ходе аудиторской проверки (аудита) нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности. Ответственность за исправление бухгалтерской отчетности и обнаруженных в ходе аудиторской проверки (аудита) каких-либо ошибок и нарушений законодательства в совершенных операциях или записях несет Заказчик ;

3.2.6. не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки (аудита); 3.2.7. исполнять иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации.

    Стоимость аудиторских услуг и порядок расчетов

4.1 Стоимость аудиторских услуг, по Договору, устанавливается исходя из количества и стоимости человеко-часов затраченных специалистами Исполнителя . Стоимость 1 человеко-часа составляет _______________ (_______________) рублей (НДС нет).

4.2. Стоимость аудиторских услуг определяется на основании табеля учета рабочего времени, полписываемого Сторонами. НДС не предусмотрен в соответствии со ст.346.11 п.2 НК РФ.

4.3. Заказчик оплачивает Исполнителю стоимость аудиторских услуг в следующем порядке:

4.3.1. в течение 10 (десяти) календарных дней после выставления Исполнителем счета путем перечисления на расчетный счет Исполнителя _______________ (_______________) рублей, в виде аванса;

4.3.2. окончательный расчет производится в тече­ние 5 (пяти) календарных дней после выставления Исполнителем Заказчику счета.

4.4. В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из Сторон не отвечает, Заказчик возмещает Исполнителю фактически понесенные им расходы.

5. Конфиденциальность

5.1. Исполнитель и Заказчик гарантируют конфиденциальность отношений друг с другом.

5.2. Стороны обязуются хранить в тайне существование и содержание настоящего Договора, а также любую информацию и данные, предоставленные каждой из Сторон в связи с настоящим Договором, не раскрывать и не разглашать в общем и в частности факты или информацию какой-либо третьей стороне без предварительного письменного согласия одной из Сторон Договора, за исключением случаев предусмотренных законодательством РФ.

5.3. В случае разглашения Исполнителем или иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, Заказчик или Исполнитель вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков. Под разглашением в смысле настоящего пункта понимается:
демонстрация документов, их частей и извлечений, информации, изложенной в
них в устной и/или письменной форме, в том числе и с использованием
технических приемов и средств.

6. Форс-мажорные обстоятельства

6.1. Если в процессе выполнения условий Договора возникли
обстоятельства, объективно препятствующие выполнению Исполнителем своих
обязательств (пожары, стихийные бедствия, принятие законодателем ограничительных норм права и т.п.), то срок, установленный п.1.5. Договора, может быть продлен на период действия данных обстоятельств. Если указанные в настоящем пункте обстоятельства продолжаются более месяца, то
Заказчик имеет право отказаться от выполнения условий Договора. При этом Заказчик обязан возместить Исполнителю фактически понесенные расходы. 6.2. В случае наступления форс-мажорных обстоятельств, при условии выполнения Исполнителем работы полностью, Заказчик обязан оплатить проделанную Исполнителем работу в порядке и в размере, предусмотренном настоящим Договором.

    Ответственность Сторон

7.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по настоящему договору Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

7.2. Исполнитель несет ответственность перед Заказчиком по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда в результате непреднамеренной профессиональной ошибки, допущенной Исполнителем при осуществлении профессиональной деятельности в течение срока действия Договора в случае, когда совершение ошибки установлено судом.

7.3. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если таковые явились следствием обстоя­тельств непреодолимой силы, определяемых в соответствии с настоящим Договором и действующим законодательством РФ.

7.4. Уплата неустойки, а также возмещение убытков не освобождает Стороны от исполнения своих обязательств.

7.5. Во всем, что не предусмотрено Договором, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    Порядок разрешения споров

8.1. В случае возникновения разногласий Стороны примут все меры для их разрешения путем переговоров в срок не более 20 (Двадцати) дней с момента отправления требования в письменной форме об урегулировании спорного вопроса.

8.2. В случае если согласие не будет достигнуто путем переговоров, все споры, раз­ногласия и конфликты, возникшие в связи с исполнением данного Договора, будут разрешаться в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

9. Заключительные положения

9.1. Во всем, что не предусмотрено Договором, Стороны руководствуют­ся действующим законодательством РФ, в том числе Федеральным законом от 07.08.2001г. № 119-ФЗ и от 30.12.2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

9.2. Настоящий Договор, как документ, является конфиденциальным. Условия
работы с ним и хранения должны соответствовать разделу 5 Договора.

9.3. Все дополнения и изменения к Договору действительны лишь в том случае, если они совершены в письменной форме и подписаны Сторонами.

9.4. Договор вступает в силу со дня его подписания и действителен до момента исполнения Сторонами взятых на себя обязательств.

9.5. Договор составлен в двух экземплярах, на русском языке, по одному для каждой из Сторон.

10. Юридические адреса и подписи Сторон

10.1. Адреса и расчетные счета Сторон


10.2. Подписи Сторон

На основании пунктов 1 и 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса РФ назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации относится к исключительной компетенции высшего органа корпорации – общего собрания ее участников. Правда, с оговоркой: если иное не предусмотрено законом.

Речь идет о назначении исполнителя для проведения аудита в нормативном значении этого термина – как проверки бухгалтерской отчетности (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Корпорациями же являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, а также общины коренных малочисленных народов (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).

Не являются корпорациями такие юридические лица, как государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации.

Таким образом, в общем случае назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации (далее – аудитора) не входит в сферу полномочий руководителя (единоличного исполнительного органа) корпорации.

Страхуемся от споров

В силу пункта 1 статьи 173.1 Гражданского кодекса РФ сделка, совершенная без согласия органа юридического лица, необходимость получения которого предусмотрена законом, является оспоримой. Сделка, которую мы обсуждаем в статье, – договор с аудитором . На основании пункта 2 статьи 173.1 Гражданского кодекса договор может быть признан недействительным, если доказано, что другая сторона договора знала или должна была знать об отсутствии на момент совершения договора необходимого согласия такого органа.

Что понимать под согласием – разъясняет пункт 55 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». А именно: согласно пункту 3 статьи 157.1 Гражданского кодекса согласие на совершение сделки может быть как предварительным, так и последующим (одобрение). Кроме того, в силу пункта 1 статьи 168 Гражданского кодекса РФ является оспоримой и сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта.

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (п. 2 ст. 166 ГК РФ). Таким образом, третьи лица – например, налоговая инспекция , – не вправе ставить вопрос о недействительности договора с аудитором по причине отсутствия необходимого согласия высшего органа.

Таковы общие нормы гражданского законодательства. А теперь посмотрим, как они реализуются в законах о конкретных организационно-правовых формах юридических лиц. Иными словами: какие оговорки содержат специальные законы?

Конкурсный порядок

В ряде случаев аудитор определяется на основании открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Эти случаи перечислены в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ. В частности, конкурсный порядок обязаны соблюдать организации, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%. Чаще всего это публичные акционерные общества.

Общества с ограниченной ответственностью

Назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг относятся к компетенции общего собрания участников общества (подп. 10 п. 1 ст. 33 Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Правда, эта компетенция не является исключительной. Устав ООО может наделить такими полномочиями совет директоров (наблюдательный совет) общества (подп. 5 п. 2.1 ст. 32 Закона № 14-ФЗ).

Из статьи 48 Закона № 14-ФЗ следует, что назначение аудиторской проверки следует отличать от привлечения аудитора для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества, а также для проверки состояния текущих дел общества. «Привлечение» также производится по решению общего собрания участников общества. Однако если первое решение – о назначении проверки – определяет конкретные условия сделки, то второе – о привлечении аудитора – видимо, носит принципиальный характер. Дело в том, что в случаях обязательного аудита специального решения о привлечении аудитора не требуется.

Кроме того, аудиторская проверка может быть проведена по требованию любого участника общества выбранным им профессиональным аудитором. В случае проведения такой проверки оплата услуг аудитора осуществляется за счет участника общества, по требованию которого она проводится. Расходы участника общества на оплату услуг аудитора могут быть ему возмещены по решению общего собрания участников общества за счет средств общества (ст. 48 Закона № 14-ФЗ).

Акционерные общества

Для всех без исключения акционерных обществ проведение аудита является обязательным (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ). Аудитор общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества на основании заключаемого с ним договора (ч. 1 ст. 86 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Утверждение аудитора общества должно производиться на годовом общем собрании акционеров. Оно проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания отчетного года (п. 1 ст. 47, п. 2 ст. 54 Закона № 208-ФЗ). Таким образом, аудитор назначается заблаговременно – задолго до окончания отчетного года.

Итак, утверждение аудитора относится к компетенции общего собрания, что подтверждает пункт 1 (подп. 10) статьи 48 Закона № 208-ФЗ. А вот определение размера оплаты услуг аудитора находится в компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (подп. 10 п. 1 ст. 65 Закона № 208-ФЗ). Однако в обществе с числом акционеров – владельцев голосующих акций менее 50 устав общества может предусматривать, что функции совета директоров общества (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров (п. 1 ст. 64 Закона № 208-ФЗ).

В итоге руководитель АО, заключая договор с аудитором, лишь реализует решения, принятые вышестоящими органами общества. Это оговорено и прямо – пунктом 2 статьи 86 Закона
№ 208-ФЗ.

Последствия несоблюдения требований Закона № 208-ФЗ иллюстрирует постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.01.2001 № Ф04/104-1436/А45-2001. В нем рассмотрен иск аудитора о неполной оплате оказанных аудиторских услуг. Согласно договору цена услуг составляла 600 000 рублей, но заказчик (акционерное общество) добровольно оплатил ее лишь наполовину. Взыскать с него оставшуюся половину не удалось, поскольку размер оплаты услуг аудитора не был определен советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества. Аналогичные решения вынесены постановлениями ФАС Западно-Сибирского округа от 23.11.2006 № Ф04-7678/2006(28529-А45-11 и ФАС Волго-Вятского округа от 29.07.2008 по делу № А17-122-123/1-2008.

Между тем в определении ВАС РФ от 28.12.2012 № ВАС-17441/12 представлена иная позиция. Судьи указали, что нормы части 2 статьи 86 Закона № 208-ФЗ установлены для гарантии обеспечения прав участников общества на участие в управлении и осуществление контроля над деятельностью общества. Если же нарушения указанных прав не произошло, то ссылка обществом на часть 2 статьи 86 Закона № 208-ФЗ направлена на уклонение от оплаты фактически оказанных и принятых услуг аудитора. Такую «политику» высшие арбитры не поддержали. Как видно, единообразная практика не сложилось.

Попутно разберем актуальный вопрос: поскольку для АО аудит отчетности обязателен и притом его стоимость определяется заблаговременно, до заключения договора, следует ли бухгалтеру признавать соответствующее оценочное обязательство ? Наш ответ будет отрицательным.

Дело в том, что обязанность заключения договора не является следствием прошлых событий хозяйственной жизни акционерного общества (подп. «а» п. 5 ПБУ 8/2010). То есть такая обязанность не вытекает из деятельности общества, не возникает как результат его хозяйственной деятельности. Кроме того, отсутствие аудиторского заключения не грозит обществу чрезмерными штрафами (согласно ст. 19.7 КоАП РФ – от 3000 до 5000 рублей).

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Обратимся к Федеральному закону от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». На основании статьи 20 (подп. 16 п. 1) Закона № 161-ФЗ только собственник имущества унитарного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

Обратите внимание: названная статья устанавливает ограничение лишь в отношении аудиторских проверок и не распространяется на договоры оказания сопутствующих аудиту услуг.

Обратите внимание

Примерный договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации (одобрен Советом по аудиторской деятельности 18 сентября 2014 года, протокол № 14) представлен на официальном сайте Минфина России.

С другой стороны, на основании части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ определение аудитора государственного или муниципального унитарного предприятия осуществляется путем проведения открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в порядке Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Как разрешить противоречие между положениями Закона № 161-ФЗ и Закона № 307-ФЗ в вопросе аудита?

В подобных ситуациях следует руководствоваться общеправовым правилом разрешения коллизий во внутреннем праве – «приоритет специальной нормы перед общей» (lex specialis derogat lex generalis). Его нужно понимать так, что для регулирования отношений, в которых реализуется исключительный государственный интерес, законодатель специально устанавливает материально-правовую норму прямого действия. Таковую норму содержит закон об аудиторской деятельности – № 307-ФЗ.