Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Нужна ли лицензия на аудиторские услуги. Лицензирование обязательной аудиторской проверки

Аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263

2. Лицензирование аудиторской деятельности проводится с целью обеспечения контроля государства за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к аудиторской деятельности.

3. Аудиторы, работающие самостоятельно, а также аудиторские фирмы, том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами, вправе заниматься аудиторской деятельностью в Российской Федерации только при наличии лицензии на осуществление аудиторской деятельности (далее именуется - лицензия).

4. Лицензии выдаются только на осуществление:

банковского аудита;

аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);

аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

общего аудита (аудита иных экономических субъектов).

Лицензии выдаются по единой форме согласно Приложению.

5. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации выдает генеральные лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

В целях организации лицензионной работы в области аудита генеральные лицензии первоначально выдаются:

Министерству финансов Российской Федерации - на лицензирование аудита бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов и общего аудита;

Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью - на лицензирование аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);

Центральному банку Российской Федерации - на лицензирование банковского аудита.

6. Для проведения лицензирования аудиторской деятельности на основании генеральной лицензии Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью и Центральный банк Российской Федерации создают центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии (далее именуются - центральные комиссии) с соответствующими рабочими аппаратами.

Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации по представлению Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью и Центрального банка Российской Федерации путем выдачи дополнительных генеральных лицензий может наделять полномочиями по лицензированию аудиторской деятельности иные государственные органы.

7. В соответствии с заявлением аудитора (аудиторской фирмы) лицензии выдаются на срок от одного года до пяти лет.

За выдачу лицензии с аудиторов и аудиторских фирм взимается сбор, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

При отказе в выдаче лицензии либо при отказе аудитора (аудиторской фирмы) от получения лицензии сбор за ее выдачу не возвращается.

8. Лицензия выдается аудитору, работающему самостоятельно, или аудиторской фирме на основании соответствующего заявления с Приложением:

а) для аудитора, работающего самостоятельно, - нотариально заверенных копий квалификационного аттестата и свидетельства о государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве предпринимателя, действующего без образования юридического лица; сведений о месте жительства; квитанции об уплате сбора за выдачу лицензии;

б) для аудиторской фирмы - нотариально заверенных копий учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями к ним, копий свидетельства о государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации; справки банка либо иных документов, подтверждающих оплату уставного капитала (уставного фонда) и его структуру; сведений о ее руководителях, их заместителях и работающих в фирме аттестованных аудиторах; квитанции (платежного поручения) об уплате сбора за выдачу лицензии.

Перечисленные документы (кроме квитанции (платежного поручения) об уплате сбора) представляются в 2-х экземплярах.

9. Заявление о выдаче лицензии должно быть рассмотрено в течение 60 дней с даты представления всех необходимых документов.

Решение о выдаче лицензии оформляется протоколом соответствующей центральной комиссии. Лицензия должна быть выдана заявителю в течение недели со дня принятия решения.

10. Центральная комиссия может отказать в выдаче лицензии, если какие-либо из представленных для ее получения документов не соответствуют требованиям Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, а также настоящего Порядка. В этих случаях центральная комиссия доводит до сведения аудитора (аудиторской фирмы) мотивированный отказ в выдаче лицензии в письменном виде.

Аудитор и аудиторская фирма вправе обжаловать решение об отказе в выдаче лицензии в установленном порядке в суд или арбитражный суд.

11. По заявлению заинтересованного экономического субъекта, а также по собственной инициативе или по предложению прокурора центральная комиссия может назначить проверку качества аудиторской проверки (перепроверку), проводимую собственными силами либо привлеченной аудиторской фирмой за счет средств заинтересованного экономического субъекта или центральной комиссии.

Обнаружение неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для экономического субъекта, является основанием для применения к аудитору (аудиторской фирме) мер ответственности, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации".

12. Лицензии могут быть аннулированы в случае:

а) обнаружения после выдачи лицензии факта представления аудитором (учредителем аудиторской фирмы) недостоверных сведений;

б) осуществления аудитором (аудиторской фирмой) аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной ему лицензией;

в) предоставления аудитором (аудиторской фирмой) полученных им в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

г) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений;

д) умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки экономического субъекта;

е) неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг.

Аннулирование лицензий по иным основаниям не допускается.

13. Аннулирование лицензии производится выдавшей ее комиссией, которая в письменном виде сообщает о принятом решении аудитору (аудиторской фирме).

Аудитор (аудиторская фирма) вправе обжаловать решение об аннулировании лицензии в установленном порядке в суд или арбитражный суд.

14. Осуществление юридическим или физическим лицом аудиторской деятельности без полученной в установленном порядке лицензии является основанием для применения к нему мер ответственности, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации".

15. Центральные комиссии ведут государственные реестры аудиторов и аудиторских фирм, получивших лицензию. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации организует ведение единого государственного реестра аудиторов и аудиторских фирм, получивших лицензию.

В государственный реестр включаются следующие данные:

по аудиторам, работающим самостоятельно, - фамилия, имя, отчество, юридический адрес, расчетный счет, номер средств связи, номер, дата выдачи и срок действия квалификационных аттестатов аудитора;

по аудиторским фирмам - наименование фирмы, юридический адрес, номера средств связи, расчетный счет, сведения о структуре уставного капитала (уставного фонда) фирмы и ее учредителях, сведения о руководителях фирмы, их заместителях и работающих в фирме аттестованных аудиторах (фамилия, имя, отчество, номер, дата выдачи и срок действия квалификационных аттестатов).

Аудиторы и аудиторские фирмы обязаны в недельный срок сообщать соответствующей центральной комиссии об изменениях в регистрационных данных для внесения уточнений в государственный реестр. Нарушение этого требования рассматривается как представление недостоверных сведений.

16. Сведения о выдаче (аннулировании) лицензий, об аудиторах и аудиторских фирмах, включенных в единый государственный реестр, публикуются в центральных печатных органах и местных печатных органах тех регионов, на территориях которых осуществляют аудиторскую деятельность соответствующие аудиторы и аудиторские фирмы.

17. Взамен утерянной (утраченной) лицензии, срок действия которой не истек, по заявлению аудитора (руководителя аудиторской фирмы) может быть выдан дубликат. За выдачу дубликата взимается сбор в размере 50 процентов от суммы сбора за выдачу лицензии.

Данный Порядок утратил силу кроме норм, касающихся порядка выдачи лицензий на осуществление банковского аудита - Постановление Правительства РФ от 27.04.99 N 472

Приложение
к Порядку выдачи лицензии
на осуществление аудиторской
деятельности

Очень понравился сервис «Правовой центр 21 век». Быстро получила консультацию через онлайн-чат, мне очень развернуто объяснили что надо делать

Katerina Andreeva

В 21 веке работают настоящие профессионалы. Спасибо большое! 2 юриста выдали прекрасные, подтвержденные ссылками на законы, ответы.

Константин

Все ответы исчерпывающие, доказательные. Благодарю за работу. Буду советовать Вашу юридическую компанию знакомым

Ирина Коновалова

Неожиданно быстро ответили. И много юристов. Все подробно расписали. Благодарю.

Владимир

Никогда раньше не пользовался онлайн-сервисами юридической консультации. Результат превзошёл ожидания. Получил ответы на основные вопросы и уточнения. Ответы сопровождались подтверждающими ссылками и цитатами законов. Если снова появятся вопросы, обращусь в правовой центр 21 век.

Сергей

Сервис юркомпании 21 век мне понравился. Но ответы юристов в качестве консультации не всегда дают полное решение вопроса. Приходится доплачивать за корректировку документа. И гонорар я передаю тому, кто первый внятно предложил условия для дальнейшей проработки

Антон Александрович Воробьев

Вопрос решен быстро, перезвонили в течение 15 минут. Удивило, что не пришлось ничего объяснять по поводу постановлений правительства в сфере расчета горячей воды, юрист их знает и сразу понял в чем дело. Рекомендую, 21 век предоставляет отличный сервис обслуживания.

Татьяна

Очень жаль, что не знала о правовом центре 21 век раньше! Спасибо за оперативные и разносторонние ответы. Безусловно, никто не примет за тебя решения - но советы юристов очень и очень помогут. Буду обращаться к Вам и впредь. Спасибо большое, с уважением, Ольга.

Ольга

Видимо, вопрос был слишком сложный, так что однозначного ответа я не получил. Хотя, с точки зрения юридической консультации, ответ юристов корректный: "как оно будет неизвестно, минимизируйте свои риски вот так-то". Не факт, что оффлайн юрист дал бы другой ответ.

Дмитрий

Добрый день. Передайте нашу благодарность всем ответившим юристам, их советы были нам очень полезны. Мы даже не ожидали, что получим столько ответов. Ситуация разрешилась в нашу пользу благодаря вам!

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 17. Лицензирование аудиторской деятельности. 1. Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

2. Датой получения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором лицензии на осуществление аудиторской деятельности считается дата принятия решения о выдаче соответствующей лицензии.
3. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации оказание отдельных видов сопутствующих аудиту услуг требует получения соответствующей лицензии, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе оказывать такие услуги без получения соответствующей лицензии.
Комментарий к статье 17
Лицензирование в аудите - это процедура выдачи специального разрешения (лицензии), дающего право осуществлять аудиторскую деятельность аттестованным аудиторам, а также организациям, отвечающим требованиям законодательства, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве субъектов предпринимательской деятельности.
Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Непосредственно аудиторская деятельность лицензируется в соответствии с Федеральным законом от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ (ред. от 29.12.2000) "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2000 года N 326 (ред. от 17.11.2000) "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1997 года "О лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации".
Согласно Федеральному закону от 25 сентября 1998 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" (утрачивает силу с момента вступления Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ) основными принципами осуществления лицензирования являются:
защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;
обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (этот Закон вступает в силу через шесть месяцев после официального опубликования. Данный Закон опубликован 10.08.2001 г. в "Российской газете", N 153 - 154) основными принципами осуществления лицензирования являются:
обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
гласность и открытость лицензирования;
соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
В этом Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;
лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;
лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом;
лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;
соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.
В соответствии с этим Законом лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:
предоставление лицензий;
переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
приостановление действия лицензий;
возобновление действия лицензий;
аннулирование лицензий;
ведение реестра лицензий;
контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.
Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.
Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:
заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно - правовой формы юридического лица, места его нахождения - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица;
копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;
копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.
Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа.
Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.
Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.
Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.
В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.
Лицензиат имеет право на получение дубликатов указанного документа. Дубликаты указанного документа предоставляются лицензиату за плату, равную плате, установленной за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий.
Основанием отказа в предоставлении лицензии является:
наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.
Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.
Кроме того, лицензирование аудиторской деятельности осуществляется в соответствии с "Положением о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1999 года N 472).
Это Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и устанавливает порядок лицензирования аудиторской деятельности, который проводится с целью обеспечения контроля государства за соблюдением предъявляемых к этой деятельности требований законодательства Российской Федерации. Оно не распространяется на лицензирование деятельности в области банковского аудита.
Аудиторы, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также аудиторские организации, в том числе созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами, вправе заниматься аудиторской деятельностью в Российской Федерации только при наличии лицензии на осуществление аудиторской деятельности.
Лицензии выдаются отдельно на осуществление следующих видов аудиторской деятельности:
а) аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудит страховщиков);
б) аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
в) общий аудит (аудит иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Лицензия выдается по единой установленной форме.
Лицензирование аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.
Лицензии выдаются по заявлению соискателя лицензии на три, два или один год.
Срок действия лицензии не продлевается. По истечении срока действия лицензии по заявлению соискателя лицензии может быть выдана новая лицензия.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы (в одном экземпляре):
а) для индивидуального предпринимателя - заявление о выдаче лицензии с указанием вида деятельности, срока, в течение которого она будет осуществляться, фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина; копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если копия не заверена нотариусом, с предъявлением оригинала); справка о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства с указанием идентификационного номера налогоплательщика; документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления; нотариально заверенная копия квалификационного аттестата аудитора на право осуществления соответствующего вида аудиторской деятельности; справка с места жительства;
б) для аудиторской организации - заявление с указанием вида деятельности, срока, в течение которого она будет осуществляться, наименования, организационно - правовой формы и места нахождения организации, наименования банка и номера расчетного счета в банке; копии учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями к ним, а также копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица (в случае, если копии не заверены нотариусом, с предъявлением оригиналов); справка о постановке на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика; документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления; справка банка либо иные документы, подтверждающие оплату уставного капитала аудиторской организации; сведения о руководителях аудиторской организации, их заместителях и работающих в аудиторской организации аттестованных аудиторах (с указанием фамилии, имени, отчества и занимаемой должности), включая нотариально заверенные копии квалификационных аттестатов аудиторов.
Иными документами, подтверждающими оплату уставного капитала аудиторской организации, являются: копия бухгалтерского баланса организации с отметкой налогового органа или заключение другой аудиторской организации или аудитора, работающего самостоятельно, имеющих соответствующую лицензию на осуществление аудиторской деятельности.
Все документы, представленные в лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов.
Выдача лицензии аудиторской организации, получающей ее впервые, осуществляется при соблюдении следующих лицензионных требований и условий:
а) аудиторская организация не может иметь форму открытого акционерного общества;
б) уставный капитал (уставный фонд), заявленный в учредительных документах, должен составлять не менее 100-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (на дату государственной регистрации аудиторской организации);
в) в штате аудиторской организации должно состоять не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора, срок действия которых не истек, в области аудиторской деятельности, указанной в заявлении на получение лицензии.
Выдача лицензии индивидуальному предпринимателю, получающему ее впервые, осуществляется при наличии у него квалификационного аттестата аудитора, срок действия которого не истек, в области аудиторской деятельности, указанной в заявлении на получение лицензии.
Выдача новых лицензий аудиторской организации и индивидуальному предпринимателю, осуществлявшим до принятия этого Положения аудиторскую деятельность в установленном порядке, производится при соблюдении условий, указанных в Положении, а также при отсутствии в период действия ранее выданной лицензии (независимо от вида аудиторской деятельности) фактов:
а) неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг. Указанные факты устанавливаются при осуществлении надзора за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и за качеством проведения аудиторских проверок в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации;
б) осуществления лицензиатом аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной ему лицензией;
в) предоставления лицензиатом полученных им в ходе аудита сведений третьим лицам без письменного согласия проверяемой организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
г) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово - хозяйственных отношений;
д) умышленного сокрытия лицензиатом обстоятельств, исключающих возможность проведения им аудиторской проверки;
е) осуществления лицензиатом деятельности, не связанной с аудиторской.
Новая лицензия не выдается, если действие ранее выданной лицензии на дату подачи заявления или в период рассмотрения заявления приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За рассмотрение лицензирующим органом заявления взимается плата в 3-кратном минимальном размере оплаты труда, установленном федеральным законом (на дату подачи заявления).
Суммы платы за рассмотрение заявлений зачисляются в федеральный бюджет.
В случае отказа соискателя лицензии от поданного заявления в период его рассмотрения плата за рассмотрение заявления не возвращается.
Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятом решении в течение трех дней после его принятия.
Уведомление о выдаче лицензии (в письменной форме) направляется (вручается) соискателю лицензии с указанием реквизитов банковского счета, на который вносится лицензионный сбор, и срока его уплаты.
Уведомление об отказе в выдаче лицензии (в письменной форме) направляется (вручается) соискателю лицензии с указанием причин отказа.
Лицензия выдается в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора.
В случае если лицензиат в течение трех месяцев с даты принятия лицензирующим органом решения о выдаче ему лицензии не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган вправе аннулировать лицензию.
Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, указанным в этом Положении.
Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или его бездействие.
При обжаловании отказа в выдаче лицензии соискатель лицензии может заключить договор с аудиторской организацией на проведение независимой экспертизы.
Независимая экспертиза обоснованности решения лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии проводится аудиторской организацией, получившей лицензию в установленном порядке не позднее чем за два года до принятия лицензирующим органом указанного решения.
Оплата услуг по проведению независимой экспертизы производится за счет соискателя лицензии. Порядок, размер и форма оплаты определяются в договоре и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований соискателя лицензии о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате проведения экспертизы.
Соискатель лицензии и аудиторская организация, заключившие договор на проведение независимой экспертизы, обязаны в 3-дневный срок уведомить лицензирующий орган о ее проведении. Лицензирующий орган обязан в 10-дневный срок после получения уведомления представить аудиторской организации, проводящей независимую экспертизу, копию заявления соискателя лицензии с приложением копий всех представленных вместе с заявлением документов.
В случае реорганизации аудиторской организации, изменения ее наименования или места нахождения лицензиат - аудиторская организация либо ее правопреемник - обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении лицензии с приложением лицензии, подлежащей переоформлению, и документов, подтверждающих соответствующие изменения.
В случае изменения имени или места жительства лицензиата он обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении лицензии с приложением документов, подтверждающих соответствующие изменения.
Переоформление лицензии осуществляется в течение пяти дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления. При этом лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий.
За выдачу переоформленной лицензии взимается плата в размере одной десятой минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (на дату подачи заявления о переоформлении). Копия платежного документа, подтверждающего внесение указанной платы, прилагается лицензиатом к заявлению о переоформлении лицензии. Суммы указанной платы зачисляются в федеральный бюджет.
Взамен утерянной (утраченной) лицензии, срок действия которой не истек, по заявлению лицензиата может быть выдан дубликат.
Лицензирующий орган при осуществлении надзора за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий имеет право:
а) проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям, в том числе проверку качества работы индивидуальных предпринимателей и аудиторских организаций;
б) запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и материалы по вопросам, возникающим при проведении проверок;
в) составлять по результатам проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
г) принимать решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, и устанавливать сроки устранения таких нарушений;
д) выносить предупреждение лицензиату;
е) осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.
Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщать лицензирующему органу о выявленных нарушениях и принятых мерах.
Индивидуальные предприниматели и аудиторские организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением обязаны обеспечивать условия для проведения лицензирующим органом проверок, в том числе предоставлять необходимые документы и информацию.
Лицензирующий орган может приостановить действие лицензии в случае:
а) выявления лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах их компетенции нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, указанных в Положении;
б) невыполнения лицензиатом требований лицензирующего органа об устранении выявленных нарушений.
Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной в случае:
а) неуплаты соискателем лицензии лицензионного сбора в течение трех месяцев после принятия лицензирующим органом решения о выдаче лицензии;
б) ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности - с момента ликвидации или реорганизации юридического лица;
в) прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя - с момента прекращения действия свидетельства;
г) вынесения решения судом на основании соответствующего заявления лицензирующего органа или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Основанием для подачи заявления в суд является:
обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, указанных в Положении;
незаконность решения о выдаче лицензии.
Решение о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения.
Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Лицензирующий орган обязан установить лицензиату срок устранения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шести месяцев. Если лицензиат в установленный срок не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан подать в суд заявление об аннулировании лицензии.
При устранении лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган обязан в месячный срок принять решение о возобновлении ее действия.
Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором должны быть указаны:
а) по индивидуальным предпринимателям - фамилия, имя, отчество, место жительства, место нахождения (юридический адрес), расчетный счет, номера средств связи, номер, дата выдачи и срок действия квалификационных аттестатов аудитора;
б) по аудиторским организациям - наименование организации и место ее нахождения (юридический адрес), номера средств связи, расчетный счет, сведения о структуре уставного капитала (уставного фонда) организации и о ее учредителях, сведения о руководителях организации и работающих в организации аттестованных аудиторах (фамилия, имя, отчество, номер, дата выдачи и срок действия квалификационных аттестатов);
в) сведения о лицензирующем органе, выдавшем лицензии;
г) виды аудиторской деятельности, на осуществление которых выданы лицензии;
д) даты выдачи и номера лицензий, сроки их действия;
е) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензий;
ж) основания и даты переоформления лицензий, основания и даты аннулирования лицензий.
Индивидуальные предприниматели и аудиторские организации обязаны в 15-дневный срок сообщать лицензирующему органу об изменениях регистрационных данных.
Информация, содержащаяся в реестре, является открытой и за плату предоставляется в виде выписок заинтересованным физическим и юридическим лицам.
За предоставление информации из реестра в отношении одного лицензиата взимается плата в размере одной десятой минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (на дату подачи заявления о предоставлении информации).
Плата за предоставление информации из реестра вносится на специальный счет лицензирующего органа и используется на финансирование организационно - методологической работы в области аудиторской деятельности.
Органам государственной власти и органам местного самоуправления информация из реестра предоставляется бесплатно.
Срок предоставления информации из реестра не может превышать три дня с даты подачи соответствующего заявления (при условии внесения платы за ее предоставление).
За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в 10-кратном минимальном размере оплаты труда, установленном федеральным законом (на дату принятия решения о выдаче лицензии).
Суммы лицензионного сбора зачисляются в федеральный бюджет.
При отказе индивидуального предпринимателя (аудиторской организации) от получения лицензии лицензионный сбор и плата за рассмотрение заявления не возвращаются.
Руководители и должностные лица лицензирующего органа несут за нарушение или ненадлежащее исполнение установленного порядка осуществления лицензирования аудиторской деятельности ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решения и действия лицензирующего органа могут быть обжалованы в установленном порядке в суде.
Пунктом 2 ст. 17 комментируемого Закона датой получения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором лицензии на осуществление аудиторской деятельности считается дата принятия решения о выдаче соответствующей лицензии.
Если в соответствии с законодательством Российской Федерации оказание отдельных видов сопутствующих аудиту услуг требует получения соответствующей лицензии, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе оказывать такие услуги без получения соответствующей лицензии.
Выдачей генеральных лицензий ведает Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ (п. 4 Положения о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ).
Генеральные лицензии выдаются на осуществление лицензирования аудиторской деятельности.

На данное время лицензированию обязательная аудиторская проверка не подлежит напрямую государством, но для официального оформления отчетности аудита компаниям требуется обязательное подтверждение того, что качество услуг соответствует стандартам. Ранее Министерство финансов РФ выдавало лицензию на обязательный аудит сроком на пять лет, а наиболее существенным критерием в законодательстве было обязательное наличие не менее пяти аттестованных аудиторов в организации. Сегодня центр тяжести контроля смещен в сторону инициативного регулирования. Упростилась ли жизнь аудиторских фирм с введением данных новшеств? Нам кажется, что надзор только усилился. Если ранее лишить лицензии в течение срока ее действия могли только в случае наличия жалоб с доказательством злостного нарушения отчетности и стандартов (например, выдачи подложного аудиторского заключения). Сейчас не только обязательная, но и любая становится объектом изучения общественных организаций (СРО), для каждой фирмы формируется специальная рабочая документация. Для нас настоящим завершением аудиторских проверок является подтверждение результатов за три года специальной ревизионной комиссией МоАП (Московской аудиторской палаты).

Проверять финансовую (налоговую, бухгалтерскую) отчетность можно не только заказав , но и индивидуального аудитора. Не секрет, что крупные предприятия используют внутренних аудиторов, которые могут быть просто хорошими аналитиками или обладать кредитом доверия учредителей. Даже проверку правильности бухгалтерского учета кассиром в табличках 1С со стороны главного бухгалтера, ради смеха, называют аудиторской проверкой. Если анализ носит подобный инициативный характер, то придираться к личности проверяющих может только ее инициатор. Как говорится, за Ваши деньги возможен любой каприз. Но вот представить в ИФНС или суд выводы в качестве весомого мнения не получится. Поскольку в установленном порядке надзор за такой «самопальной» ревизией налогового и бухгалтерского учета не осуществлялся, то и настоящую ценность полученной информации может знать только сам заказчик. Без объективной верификации (подтверждения) возникает асимметричный взгляд, который не позволяет получить истинное представление о финансовом состоянии компании, бухгалтерской и налоговой отчетности.

Чтобы обязательное аудиторское заключение не стало «филькиной грамотой», выдающая его организация должна:

регулярно проверяться аудиторским сообществом (через отчетность лицензионных организаций СРО);

быть занесена в реестр аудиторских фирм (иметь номер ОРНЗ);

предоставлять обязательный сертификат качества аудиторских проверок (лицензирования нет, есть независимая сертификация).

Проверяйте их у потенциальных аудиторов, прежде чем подписывать договор на обязательный или инициативный аудит ведения налогового учета и бухгалтерской отчетности.

Лицензирования деятельности по аудиторской проверке нет ни в одном виде обязательного аудита:

  • страховом;

    банковском;

    инвестиционном.

    Недобросовестные аудиторские компании и откровенные временщики выжимаются из нашего бизнеса, что особенно заметно по результатам 2011 года. Вступают в действие новые правила обязательного получения аудиторских аттестатов, уменьшен круг организаций, которые обязаны предоставлять заключения в составе сводной годовой бухгалтерской отчетности. Даже без лицензирования обязательных аудиторских проверок рынок сужается, но на нем выживают лучшие. Мягкий передел коснется всех, кто в каком-либо виде получает аудиторские услуги, поскольку дешевых предложений от конкурентов, чудом получивших в свое распоряжение фирму с лицензией на аудиторские проверки, больше не будет.

    Хотя деятельность по выдаче аудиторских заключений не подпадает под обязательное лицензирование, ее значимость только повысилась. Подтверждая проведенную аудиторскую проверку, мы обосновываем перед своими коллегами, собранными в профессиональные организации, компетентность и соблюдение кодекса этики. Например, каждый аудитор во время работы с клиентом подтверждает отсутствие мер дисциплинарного и прочего воздействия на него аккредитованным при Минфине аудиторской организацией, членом которого он по собственному выбору является. Собираются сведения о фактах судебных решений по подписанию аудиторских заключений без проведения аудита, наличия приговоров суда, предусматривающих наказание в виде лишения на время права аудитора заниматься профессиональной деятельностью.

    Это маленькая толика обязательной отчетности, необходимой для оценки качества аудиторских проверок без лицензии. В нашем деле лучше исходить из презумпции виновности, чтобы все проверяющие доказывали свою чистоту и независимость. Иначе не будет доверия, без которого бухгалтерские услуги превратится в пшик. Одним из назначений правил внутреннего контроля качества аудита выступает противодействие «отмыванию» (легализации) доходов, нажитых преступным путем. Вся работа ведется не только ради живущих поколений, но и для будущего страны.

    Как бы пафосно не звучали сказанные слова, они относятся только к недобросовестным аудиторам и нелегальному бизнесу. Для добропорядочных компаний мы оказываем аудиторские услуги, то есть предлагаем помощь в проверке финансового учета и налогов. Никаких негативных эмоций от общения в период обязательного лицензирования аудиторов с проверяемой организацией и честным бизнесом за 10 лет не возникало. Уверяем Вас, мы этого никогда не допустим и впредь.

    Организация контроля после того, как было отменено лицензирование обязательной аудиторской проверки, считается более прогрессивной и соответствует международным стандартам. Сами аудиторские компании в состоянии отслеживать жалобы и принимать меры при содействии финансового министерства. Но мы горды тем, что лицензия на аудиторские проверки у нас была и храним ее как «знамя полка».