Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Проблемы повышения налоговой культуры в рф. Правовая культура в сфере налогообложения как обязательное условие эффективного взаимодействия между налоговыми органами и налогообязанными лицами

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Налоговая культура в Российской Федерации

налоговый культура государство сбор

Чаплыгиной К.

Создание налоговой системы государства определено его политической, социально-экономической и финансовой системой. В свою очередь специфические особенности создания налоговой системы, проводившаяся государственная налоговая политика и налоговые правоотношения, осуществляемые в рамках налоговой системы, отражают уровень налоговой культуры в государстве.

Впервые «налоговая культура» как определенное понятие появляется в двадцатом веке. С выходом работ Й. Шумпетера, который писал об экономических, финансовых, исторических и других аспектах развития теорий налогообложения, было впервые упомянуто понятие «налоговая культура», как новое междисциплинарное направление. Данное направление было акцентировано на социальные процессы, которые происходят в обществе, их влияние на всю систему налогообложения в государстве.

Следовательно, данное открытие, названное «налоговой культурой» имеет довольно широкий размах и затрагивает множество областей финансовой науки, социологии, психологии, налогового права.

Так, в современной экономике существует достаточно точек зрения к определению этого понятия и попыткам наиболее точно объяснить, что же за собой несут два настолько разных слова, которые объединяются в нечто, под названием «налоговая культура». Но чаще всего выделяют два подхода исследователей.

Если рассматривать по первому подходу, то непроизвольно можно сделать некоторые заключения по поводу данного подхода. Во-первых, здесь налоговая культура рассматривается в наиболее узком смысле, а во-вторых, определяется, как особенное налоговое поведение, характеризующееся своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов. А также гражданской и правовой обязанностью.

Так П.Ю. Раминская утверждает, что «Налоговая культура - это такая позиция населения, которая в совокупности охватывает отношение к уплате налогов и в целом к налоговой системе страны. Эта культура выступает в качестве политической культуры и, исходя из понимания населения, складывается в единое понятие, которое охватывает необходимость уплаты налогов для общества и государства и, конечно же, знание своих прав и обязанностей, как налогоплательщика. Естественно, такая культура, как и многие другие, зависит от менталитета каждого человека, его воспитания, правосознания, отношения к власти и, разумеется, от нравственности всего общества».

Если понятие налоговой культуры рассматривать шире, то некоторые исследователи включают в ее понимание не только действия самих налогоплательщиков, но и налоговых органов.

Так, например, И.И. Курков утверждает, что «налоговая культура является системой ценностей, установленных принципов, норм и правил в налоговой сфере. Это как некая модель, включающая правомерность действий не только граждан, обязанных платить налог, но и контролирующих органов, обязанных его взимать».

Подобной же точки зрения придерживается и А.М. Выходец, который утверждает, что «под налоговой культурой нужно понимать полноту и своевременность уплаты налогов в государственные фонды, в установленные сроки, которые обозначены в законодательных и нормативных актах.

Наиболее важным элементом авторы выделяют налоговую дисциплину, которая, своего рода, отвечает за обучение, развитие и контроль способностей налогоплательщика, его финансовых и моральных возможностей уплачивать обязательные платежи и сборы, с учетом взаимодействия налоговых органов, отвечающих за прием и оформление обязательств по налогам.

Следовательно, налоговая культура характеризуется не только определением об обязанностях граждан, которые обременены уплачивать налог, но и деятельностью налоговых органов государства».

Второй подход к определению понятия «налоговая культура» является наиболее широким, по сравнению с первым. Данного подхода придерживаются многие западные и некоторые отечественные исследователи. Так, например, Б. Нерре раскрывает это понятие, как «особенную, в зависимости от страны, совокупность всех формальных и неформальных институтов, связанных с национальной системой и ее реализацией. Так исторически сложилось, что вышеуказанные институты являлись встроенными в культуру страны и, в зависимости от их взаимодействия, включали зависимости и связи».

В свою очередь, Т.Н. Богославец дает более персоналистическое раскрытие понятия налоговой культуры как «подсистемы экономической и общей культуры человека, объединяющей в себе такие категории, как: культура мышления, культура общения, культура поведения и культура деятельности, а также, раскрывающей в себе особый подход к пребыванию человека в налоговой сфере».

Следуя последнему подходу, нужно отметить, что налоговую культуру, как определенное качество личности невозможно сформировать, так как процесс проявления такой культуры у граждан является, своего рода, отражением культуры, выработанной в определенных социально-экономических условиях. Так, в узком смысле «культура - это совокупность сформированных общественных и духовных достижений людей». Если рассматривать в более широком смысле, то - это «своеобразный способ развития жизнедеятельности человека, олицетворенный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе». Культура отражает общественно-экономическое развитие государства и национальные особенности его граждан.

Следовательно, можно интерпретировать понятие налоговая культура, как: налоговая культура - социально-экономическая позиция гражданина в рамках общественно-экономического развития общества, которая формируется на основе морально-нравственных качеств личности и, которая проявляется в социальной и финансово-правовой оценке правоотношений в сфере налогов в государстве, а также в соответствующем поведении гражданина, являющегося субъектом таких отношений и, в том числе, основанная на оценке собственного положения и ценности в обществе.

Для того, чтобы в полной мере оценить состояние налоговой культуры в современном обществе, нужно охарактеризовать некоторые отдельные указанные аспекты, которые влияют на ее формирование. Дабы не углубляться в далекую историю нашего государства, необходимо отметить, какой социально-экономический уровень сложился в результате становления и преобразований в современном государстве. Как мы знаем, в 90-х годах 20 века в России был экономический, социальный и политический кризис. На фоне развала СССР наблюдалось падение производства, бедность населения, сформировался новый классовый состав общества, а так же произошло резкое имущественное расслоение общества. Перераспределение национального богатства государства в пользу ограниченного круга людей, доминирование западного продвижения материальных ценностей, высокое налоговое бремя поместило достаточно большое количество населения в условия физического выживания.

То время было очень тяжелым для населения. Число разных видов налогов достигало до трехсот. В результате, местные органы власти имели достаточно широкий круг полномочий, они вводили на местах собственные налоги. И одновременно действовали довольно высокие налоговые ставки таких налогов, как НДС (около 28%), налог на прибыль (43%), а ставка подоходного налога просто ввергала всех в ужас, так как достигала 60%. Все это способствовало банкротству многих предприятий и, следовательно, хроническим недоимкам средств в бюджет. О налоговой культуре в то время не шло и речи. Так как постоянно меняющееся налоговое законодательство, недоверие граждан к органам власти негативно сказывались на формировании правового самосознания и, естественно, гражданской ответственности.

С наступлением 2000 года экономика начала потихоньку подниматься с колен. Многие сферы, в том числе и налоговая, подвергались реформам и совершенствованию, что в результате помогло существенно сократить количество налогов, наладить их администрирование, внедрить специальные режимы и снизить налоговое бремя налогоплательщиков.

Но все эти реформы так и не смогли стабилизировать налоговое законодательство, поэтому даже сейчас оно продолжает меняться, что в целом, не особо благоприятно сказывается на восприятии и серьезном отношении граждан к данному направлению экономики.

Так, по некоторым данным международных организаций, которые в свою очередь способны дать независимую оценку, налоговое бремя на бизнес в Российской Федерации составляет около 54% без учета пошлин, налога на добычу полезных ископаемых и некоторых видов акцизов, а с их учетом достигает до 60-70%. И на данные цифры нельзя закрывать глаза или не обращать внимания, потому что эта оценка заслуживает доверия, так как Министерство финансов Российской Федерации, когда определяет официальный уровень налогового бремени в стране не учитывает социальные взносы во внебюджетные фонды (а это в свою очередь, является значительной налоговой нагрузкой на заработную плату) и таможенный платежи. Помимо этого, существенное социально-экономическое разделение населения, сохраняющаяся поляризация: отсутствие сформированного среднего класса и преобладание либо практически нищих, либо богатых создает существенное социальное напряжение, всеобщую неудовлетворенность и, естественно, снижение трудовой активности.

По официальным данным статистики, номинальные доходы населения в России по состоянию на сентябрь 2015 года распределены следующим образом: до 10000 руб. получает 33,5% - данная часть населения находится за чертой бедности; от 10000 руб. до 25000 руб. зарабатывают 43,8% - данная часть граждан не обеспечивает высокий уровень потребительского спроса и не ощущает удовлетворенности своим материальным положением; от 25000 руб. до 35000 руб. - 10,6% населения получают средний уровень доходов в государстве и свыше 35000 руб. - 12,1% - данную категорию людей можно отнести к материально обеспеченному классу населения.

В результате, такой социально-экономический уровень жизни населения считается очень низким, по сравнению с наиболее выраженной разницей благосостояния людей, стоявших у власти и владельцев монополий, а также коррупция, отсутствие общей национальной идеологии не образовывают даже в настоящее время гражданско-правовую ответственность в налоговой сфере и все это является хорошей базой для проявления высокой налоговой культуры.

Финансово-правовую строну проявления налоговой культуры можно квалифицировать как индивидуальную оценку гражданина социальной справедливости принятых финансово-правовых норм и их реализации в работе налоговой системы государства.

Базирование налоговой системы начинается с введения основных начал или принципов, являющихся основополагающими правовыми положениями, определяющими государственную налоговую политику. Проанализируем основные принципы налоговой системы РФ с позиции их социальной справедливости и финансово-правовой реализации.

Так в ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации в числе первых стоит такой принцип: «каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога». В вышенаписанном принципе следует обратить особое внимание на фразу «фактическая способность налогоплательщика к уплате налога» и оценить, насколько в правовой практике это реализуется. Так, официальные статистические данные о доходах граждан, говорят о довольно высоком проценте населения, получающих доходы ниже прожиточного минимума, например, в Республике Крым прожиточный минимум трудоспособного населения установлен в размере 8901 руб. в 2015 году. А взимание НДФЛ с доходов менее или равных прожиточному минимуму уже противоречит установленному принципу построения налоговой системы и тем более, принципу социальной справедливости. Тогда возникает вопрос: как же человек может заплатить налог, если на средства, которые у него останутся после исполнения обязанности по уплате и следовании такого избитого, но любимого лозунга государства «Уплати налог и спи спокойно!» он не сможет жить полноценно?

Во втором же принципе базирования налоговой системы РФ говорится о том, что «налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала».

Этот принцип несет за собой справедливый и равный подход к взиманию налогов и сборов с населения, но, как и в прежнем случае, в налоговой практике также достаточно примеров, нарушающих данный принцип. Так, например, налогообложение дивидендов, которые получают иностранные организации по акциям российских компаний, облагается по повышенной ставке - 15%. Или же налоговые режимы СЭЗ или, так называемых, свободных экономических зон, действующих на территории Российской Федерации, несут за собой разительные различия или же, как кому удобнее, дискриминационный характер для налогоплательщиков, не являющихся их участниками. И это обусловлено тем, что налоговая политика таких территорий, которая несет множество льгот, направлена на поддержку бизнеса, имеющего финансовые ресурсы и инвестиционный потенциал, а не на тех налогоплательщиков, которым государственная поддержка была бы необходима в большей степени.

В принципе под номером три говорится о том, что «налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными». Но и здесь имеет место грубое нарушение и противоречие данному принципу. Так как, при принятии поправок к Налоговому кодексу государство не утруждает себя объяснить или привести экономическое основание и, в результате, налогоплательщики просто напросто не осведомлены, по каким причинам и для чего меняются нормы налогового законодательства, а также каким образом учитываются их экономические интересы.

Нескрываемая противоречивость и не полная реализация этого принципа в финансово-правовой сфере отрицательно влияют на проявление гражданско-правовой ответственности и как следствие налоговой культуры.

На формирование налоговой культуры в обществе в большей степени влияет социально-психологический аспект, который предполагает рассмотрение неотъемлемых социально-психологических особенностей.

Следует обратить внимание на те черты каждого индивида, которые имеют особенное значение для развития налоговой культуры. К ним относятся ответственность, причастность, инициативность и сопереживание. Все эти качества присущи каждому человеку и их у него не отнять. Также появление такого феномена, как налоговая культура базируется, в первую очередь, на выработанном чувстве ответственности, как гражданской, так и правовой. Равным образом, ответственность является таким свойством характера, которое объединяет в себе несколько аспектов личности. Таких как, волевой, нравственный и эмоциональный.

Эти аспекты, как известно, развиваются и формируются в человеке с самого рождения и с возрастом имеют свойство оттачиваться и закрепляться, в зависимости от разных социальных условий.

Также существует понятие истинной ответственности, но такая ответственность, это уже нечто такое, что зависит уже от самого человека, от его поведения и поступков. Он может проявлять такую ответственность, а может и нет. Данное качество характеризуется потребностью человека выполнить свой долг перед обществом, собой или другими людьми и всегда несет за собой эмоциональную удовлетворенность. Оно формируется в сознании индивида, когда он на подсознательном уровне перенимает некоторые социальные нормы и ценности, создавая из этого внутренние убеждения и установки, которые, впоследствии, влияют на его поведенческую активность.

Следовательно, бесполезно твердить или убеждать человека в том, что бы он относился к той или иной ситуации так, как это кто-то считает нужным. Бесполезно убеждать его в важности ответственного поведения, потому что, как показывает практика, в силу своего характера и личных качеств, человек не станет делать что-то, пока не будет в этом заинтересован, пока объект, который предполагает ответственное отношение не станет для него столь важным, что он будет чувствовать его как неотъемлемую часть самого себя.

Становление личности и приобретение социально-психологических особенностей происходит в каждое время по-разному. Так, если рассматривать поколение, родившееся в 50-60-х годах, которое сейчас состоит у власти и является родителями большинства трудоспособного населения, то можно отметить у них четко выраженные качества причастности, солидарности, чувство единения и, конечно же, ответственности. Но та ли это ответственность? Ведь их становление происходило в условиях социалистической идеологии и господствующей административно-командной системы. И все эти вышеперечисленные качества воспитывались в них под напором и тотальным контролем. В результате, они приобрели чувство ответственности, которое в большей степени было направлено на внешнюю оценку, ведь яркое выражение индивидуальности или любых взглядов, отличных от системы, нещадно подавлялось и, в результате, подавлялась и инициативность.

Поэтому, когда произошло свержение коммунистических и социалистических идеалов, распад государства и разрушение общих целей, все это особенно сказалось на психологии большинства населения, породив внутренний психологический кризис. И в результате, практически полное отсутствие инициативности и привычка ориентироваться на мнение большинства многим не дали возможности проявить самостоятельность, абстрагироваться от всего и попытаться найти путь личностного развития и полноценно выйти из этого кризиса.

Результат оказался таков, что подобные социальные условия, в которых росло уже современное поколение, подобная кризисная ситуация и среда, в которой воспитывались дети также не смогли в полной мере развить у них гражданско-правовую и социальную ответственность в обществе. Именно поэтому следует помнить, что в настоящее время наиболее важно развивать эти качества у подрастающего поколения. И для этого необходимо вводить соответствующие мероприятия в сфере образования, которые будут направлены на повышение и формирование как налоговой, так и культуры в целом, для родителей и педагогов.

Чтобы запустить данный механизм воспитания нравственности и чувства ответственности в подрастающем поколении необходимо принимать меры уже сейчас. Прежде всего, следует не забывать, что заниматься ребенком нужно с малых лет, а именно проявлять уважение к его личности с момента рождения, которое проявляется во внимательном отношении и принятии эмоций ребенка, естественно, при необходимости, не забывать перенаправлять и корректировать их проявления. Также позволять ребенку делать выбор самому, поощрять инициативность, заострять внимание ребенка на том, что нужно анализировать свои поступки и действия без осуждений, критики и давления. Ну и, конечно же, очень важную роль в становлении личности ребенка играет пример родителей, которые также должны научиться принимать на себя ответственность за свои действия, а не объяснять их внешними факторами воздействия.

И тогда, находясь в подобной благоприятной социальной среде, как в школе, так и в семье, ребенок на подсознательном уровне начинает формировать в себе все нужные качества, чтобы полноценно жить в обществе.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что для того, чтобы сформировать высокую налоговую культуру в стране, в первую очередь нужно разработать стратегию по усовершенствованию среды проживания и развития нового поколения. Ввести мероприятия по повышению гражданско-правовой ответственности, создать новый комплексный подход в становлении и развитии таких качеств, как нравственность, воля и ответственность в каждом подрастающем налогоплательщике.

Также не забывать следовать принципам налогового законодательства и только тогда налоговая культура будет развиваться в должной мере. И только тогда граждане смогут относиться к налоговым органам, а также ко всему государству в целом, с доверием и желанием выполнить свой правовой долг. Без принуждения, карательных мер и давления. Налоговую культуру нужно развивать, ведь если налогоплательщик будет с малых лет осведомлен о том, что такое налоги, для чего они и, что это действительно не является способом ограбить население, а наоборот, сделать все для их блага за счет полученных средств, то в результате, можно быть уверенным в том, что государство заметит разительную разницу в поведении и проявлении инициативности населения, причем, в пользу самого государства.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/

2. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gks.ru

3. Богославец Т.Н. Налоговая культура в условиях социальных трансформаций / Т.Н. Богословец // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2013. - №1. - с. 53-58.

4. Выходец А.М., Кизилова Э.А.Культура и этика налоговых инспекторов с налогоплательщиками / Выходец А.М. // Издательство «Дебет-Кредит». - Киев. - 2014.

5. Савина О.Н., Раминская П.Ю. Проблемы формирования налоговой культуры в современном российском обществе / О.Н.Савина // Экономика в школе.- 2014 - №1 - с.96 - 108.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Налоги и налоговая система Российской Федерации. Функции налогов и сборов. Принципы построения налоговой системы. Роль налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней. Основные направления совершенствования налоговой системы и налоговой политики.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2014

    Налоговая система Российской Федерации как совокупность налогов и сборов, установленных государством. Понятие налога и сбора в налоговой системе. Уровни законодательной базы. Тенденции развития этой сферы. Стратегия развития налоговой системы до 2020 г.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2015

    Социально-экономическое содержание налоговой системы. Природа, сущность и функции налогов, становление и развитие налоговой системы. Система налогов Российской Федерации, особенности прямых и косвенных налогов, противоречия действующей налоговой системы.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2009

    Понятие и основные элементы налоговой системы России. Правовая основа налоговой системы. Структура российской налоговой системы. Обеспечение устойчивого сбора налогов. Дисциплина налогоплательщиков. Проблемы и перспективы развития.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2006

    Функционирование налоговой системы и перспективы развития налоговой политики России на современном этапе. Классификация и функции налогов. Налоговая культура как элемент совершенствования налоговой системы России. Результаты налоговой реформы в России.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2011

    Функции налоговой системы Российской Федерации. Применение налогов как экономический метод управления. Принципы построения налоговой системы, проект ее совершенствования. Проблемы налоговой системы России. Прогноз ставок акцизов на период с 2013-2015 гг.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2014

    Понятие налоговой системы. Принципы построения налоговой системы и ее элементов. Роль налоговой системы в экономике РФ. Снижение тяжести налогового пресса. Проблемы налоговой системы РФ. Тенденции развития норм о налоговой системе.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2007

    Цели и направления реформирования налоговой системы. Совершенствование видов налогов и сборов, специальных налоговых режимов, формирующих систему налогов и сборов. Обеспечении приоритетности формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

    реферат , добавлен 05.02.2013

    Сущность, принципы и функции налогов. Налоговая система Российской Федерации как неотъемлемая часть мировой налоговой системы. Процесс формирования и развития налоговой системы рыночного типа. Анализ проведения налоговой реформы в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2009

    Понятие и структура налоговой системы Российской Федерации. Механизм управления налоговой системой, структура и динамика налоговых поступлений. Антикризисные мероприятия по собираемости налогов в бюджеты. Проблемы и пути реформирования налоговой системы.

"Налоги и налогообложение", 2008, N 9

Масштабы уклонения от уплаты налогов в России создают угрозу для экономической безопасности государства. Поэтому в современных условиях наиболее актуальной задачей становится совершенствование налогообложения, построение социально ориентированной налоговой системы, формирование и развитие налоговой культуры населения.

В настоящее время в России в сфере налогообложения сложился негативный стереотип поведения, имеют место достаточно низкая налоговая культура общества, недоверие граждан и бизнеса к налоговой системе, стремление уклониться от уплаты налогов. Обо всем этом свидетельствуют как данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе в крупных и особо крупных размерах, так и результаты многочисленных социологических исследований.

Многие нарушения налогового законодательства носят особо опасный для российской экономики характер, так как связаны с "отмыванием" капиталов, добытых преступным путем, утечкой валютных средств за рубеж, сращиванием криминальных структур с рыночными <1>.

<1> Калинкин О.Г. Совершенствование налогового администрирования в интересах ускорения социально-экономического развития РФ: Автореф. дис. ...к. э. н. - М.: РАГС при Президенте РФ, 2007. С. 19.

По результатам социологического исследования, на вопрос "Нужны ли нам налоги?" всего 62% респондентов ответили утвердительно. При этом 55% опрошенных считают, что уклонение от налогов является благом, остальные 45% назвали это преступлением. Результаты анкетирования жителей по проблемам налогообложения дают право утверждать, что налоговая культура граждан находится на низком уровне.

В этой связи необходимо формировать и развивать налоговую культуру населения. По мнению авторов, налоговая культура - это часть общенациональной культуры страны, связанная с деятельностью участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах и государством, отражающая уровень знания и соблюдения налогового законодательства, правильность исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов, сборов и иных обязательных платежей, знание своих прав, исполнение своих обязанностей, складывающаяся из понимания всеми гражданами важности для государства и общества уплаты налогов.

Процесс формирования налоговой культуры сталкивается со многими проблемами, среди которых стоит отметить следующие:

  • несовершенство, нестабильность налогового законодательства РФ;
  • недостаточные информирование, консультирование граждан, рекламно-информационные мероприятия, использование каналов СМИ;
  • неудовлетворительное качество исполнения налоговых процедур;
  • недоверие населения к налоговым органам;
  • проблема взаимной социальной ответственности гражданина, бизнеса и государства;
  • непрестижность работы в налоговых органах, низкая социальная мотивация, большая текучесть кадров;
  • процесс глобализации как причина роста конкуренции фирм и вследствие этого - постоянный поиск хозяйственными субъектами способов минимизации налоговых платежей.

Говоря о проблемах, с которыми сталкивается процесс формирования и развития налоговой культуры, нельзя не отметить одну из самых актуальных. Налоговая система - важнейший инструмент в обеспечении экономического, социального и культурного развития страны. Однако существующая налоговая система нарушает основные принципы налогообложения. Она нестабильна, сопряжена с высокими трансакционными издержками для государства и для налогоплательщиков. Основной акцент в налоговом администрировании возложен на фискальную функцию. Постоянные изменения налогового законодательства связаны с принятием подзаконных актов, часто содержащих ложное толкование закона или толкование с пристрастием, избирательное применение неопределенных правовых понятий <2>. Все это оказывает отрицательное влияние на рост доверия граждан к налоговой системе, на развитие налоговой культуры. Несмотря на предпринимаемые Правительством РФ меры в области реформирования налогового института (упрощение налогообложения и ужесточение налогового администрирования), ситуация с налоговой дисциплиной и налоговой культурой в стране все еще далека от идеальной.

<2> Калинкин О.Г. Указ. работа. С. 18.

В условиях России нужна детально проработанная долгосрочная федеральная программа по воспитанию законопослушного налогоплательщика. С обоснованием необходимой разработки и принятия такой программы в конце 1995 г. выступили налоговые и правоохранительные органы. В Правительстве РФ такую инициативу одобрили, и планировалось создание координационного совета по разработке федеральной программы по формированию высокой налоговой культуры у граждан <3>, но до реализации дело так и не дошло.

<3> Таможенные преступления // http://www.ur-library.info/articles/23.html.

Рекламно-информационные мероприятия (например, реклама под лозунгами "Заплати налоги и спи спокойно", "Требуйте "белую" зарплату!"), а также стимулирующие кампании ("налоговые амнистии"), несмотря на то что они широко проводились в нашей стране, оказались малоэффективны по причине недоверия населения к органам государственной власти. Эти акции успешны лишь в том случае, если государство способно обеспечить неизменность налоговой системы, жесткость контроля над уплатой налогов, а также, что немаловажно, собственное социально ответственное поведение (включая соблюдение закона государственными чиновниками).

Россияне еще не до конца принимают фундаментальные и общепринятые в рыночном обществе политические ценности, одной из которых является парадигма "налоги - основа благосостояния государства и общества". Люди не понимают, ради чего их принуждают платить налоги, лишая значительной части заработанных средств. Граждане считают нынешнюю систему налогообложения социально несправедливой. В РФ неуплата налогов практически не влияет на имидж, деловую репутацию. Многие считают нынешнюю налоговую систему неэффективной, неконкурентоспособной и не ожидают улучшения налоговых условий для развития предпринимательства в ближайшей перспективе. В целом существует негативное отношение к переменам в налоговой системе, где, по мнению большинства ученых, в недостаточной мере учитываются мнения и интересы различных групп предпринимателей, в результате чего не ощущается снижение налогового бремени на экономику и налогоплательщики не верят в успехи реализации программы "Основные направления налоговой политики на 2008 - 2010 гг.".

По результатам социологического опроса налогоплательщиков, представленного на официальном сайте III Всероссийского налогового форума, а также Совета по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики при Торгово-промышленной палате РФ, ни один респондент не ответили положительно на вопрос "Отвечает ли нынешняя налоговая система в целом потребностям стимулирования развития отечественного предпринимательства?". 73% опрошенных ответили на данный вопрос отрицательно, 22% признали, что не во всем, а остальные 5% затруднились ответить.

Многие предприятия не показывают в отчетах реальную заработную плату, вследствие чего в будущем люди остаются без пенсии. Молодежь, общаясь со своими родителями, которые сталкиваются с налогами на практике, делает вывод о том, что налоги - это зло. Все это говорит о недоверии населения к налоговым органам.

Остро встает и проблема коррупционности аппарата органов управления. А это, в свою очередь, значительно дискредитирует налоговые органы в глазах населения.

Сложно говорить о взаимной социальной ответственности государства, бизнеса и граждан, если основной субъект социальной политики - государство - не исполняет в должной мере взятые на себя обязательства. Так, по индексу качества государственного управления, ежегодно публикуемому исследовательским отделом Всемирного банка, на 2006 г. РФ из 209 стран находилась в последней трети рейтинга. По показателям эффективности работы системы государственного управления Россия находится на уровне развивающихся стран Восточной Европы, Африки и Латинской Америки <4>.

<4> Лукьяненков М.В. Налоговая дисциплина как элемент социально ответственного поведения государства, бизнеса и граждан // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2007. N 3. С. 32 - 33.

Социальная мотивация в налоговых органах является одним из факторов роста эффективности деятельности как самих инспекций, так и налоговой системы в целом. В налоговых инспекциях сложилась социально-трудовая сфера и социально-психологический климат со следующими основными качественными характеристиками:

  1. в своей профессиональной деятельности налоговые инспекторы ассоциируют себя преимущественно с финансистами (33%), юристами (30%) и специалистами по работе с вычислительной техникой (программисты, администраторы, технические специалисты - 24%);
  2. в инспекциях определились два должностных слоя с идентичными половозрастными характеристиками: начальники отдела и их заместители, главные государственные налоговые инспектора (средний возраст - 41 год, стаж работы - 7,5 лет; старшие государственные налоговые инспектора и государственные налоговые инспектора (средний возраст составляет 37 - 38 лет, стаж работы - 6 лет);
  3. в налоговых инспекциях можно выделить два направления работы: информационная работа с налогоплательщиками и информационно-аналитическая работа;
  4. около 55% опрошенных ответили, что им нравится их работа. Только пятая часть опрошенных испытывает чувство гордости от того, что они работают в налоговых органах (19%), почти четверть респондентов (23%) высказалась, что они не испытывают чувства гордости от работы в налоговых органах;
  5. налоговые работники имеют сравнительно низкий уровень жизни. Среднемесячный денежный доход на одного члена семьи работников налоговых органов находится на уровне прожиточного минимума на душу населения (в Ростовской области около 3000 руб.). Среднемесячный доход на одного члена семьи мужчин ниже, чем на одного члена семьи у женщин <5>.
<5> См.: Петренко М.Ю. Социальное управление в налоговых органах субъекта РФ: Автореф. дис. ...к. с. н. - М.: Современная гуманитарная академия, 2006.

Результаты проводимого опроса показали, что в целом существует проблема низкой социальной мотивации, большая текучесть кадров.

Последняя проблема - процесс глобализации, снижение или устранение протекционистских барьеров, которые ведут к росту конкуренции. На рынке остаются те, у кого минимальные издержки. Следовательно, чтобы выжить, компания должна минимизировать налоги. Компании под давлением конкуренции неизбежно будут становиться налоговыми резидентами стран с самыми низкими налогами. Экономя, данные организации перекладывают налоговое бремя на менее мобильных налогоплательщиков. В этом случае не помогут ни призывы к социальной ответственности, ни рассуждения о том, что "уплаченные налоги пойдут на образование, здравоохранение", ни социальная реклама. Если предприятие будет платить налоги, в мире глобальной конкуренции оно потеряет рыночную нишу быстрее, чем сумма уплаченных им налогов поступит на счета казначейства.

То, что будущее за компаниями, минимизирующими налоги, подтверждают и эмпирические факты. Темпы прироста инвестиций в офшорных зонах намного превышают соответствующие темпы для остального мира. В офшорах зарегистрировано подавляющее большинство крупнейших банков мира. Разумеется, налогоизбежание отнюдь не заканчивается использованием офшоров. Его вариантов (как относительно легальных, так и не очень) существует великое множество, в их числе:

  • интернет-торговля;
  • электронные деньги;
  • межстрановые трансакции внутри фирмы и трансфертное ценообразование, особенно касающиеся оценки стоимости интеллектуальной собственности, затрат на НИОКР и займов;
  • сложность или даже просто нежелание взимать налоги с частного финансового капитала, поскольку высокая ставка такого налога в отдельной стране приводит к выводу этого дохода в страны с более благоприятным налоговым режимом;
  • производные финансовые инструменты;
  • возросшая международная активность людей;
  • практика покупки предметов роскоши или товаров, облагаемых внутри своей страны высокими акцизами, за границей, где цены на них ниже.

Интернет-торговля усложняет работу налоговых органов, поскольку электронные трансакции легче скрыть или фальсифицировать, и с развитием торговли цифровыми благами (музыкальными записями, образовательными услугами и т.д.) зачастую бывает сложно установить факт такой торговли по физическому наличию магазина или фискальную принадлежность налогоплательщика к конкретной стране. Возросшая международная активность людей является вариантом ухода от налогов, так как доходы, полученные от работы за границей, и счета в зарубежных банках, как правило, достаточно легко скрыть от внимания налоговых органов внутри страны.

Государство, усиливая налоговое давление, все чаще сталкивается с кризисом собираемости налогов. А он, в свою очередь, создает порочный круг, когда уход более мобильных компаний от налогообложения вынуждает государство усиливать налоговое давление на менее мобильных налоговых резидентов, что заставляет их искать пути минимизации налоговых платежей, что еще более усиливает давление на налоговую базу <6>.

<6> Радченко В. Глобализация и налоги в XXI веке // http://www.cato.ru/pages/69?idcat=393&parent_id=392.

Процесс формирования и развития налоговой культуры - это постоянная деятельность государства и граждан, которая имеет воздействие на эффективность налоговой политики.

Совершенствование налоговой политики для получения желаемого эффекта должно затронуть все элементы существующей налоговой системы: законодательство; административное, технологическое, информационное обеспечение; в целом налоговую культуру. Оно должно органично вписаться в мероприятия проводимых в стране институциональных реформ: административной, бюджетной, муниципальной, реформы государственной службы <7>. Выстраивание отношений цивилизованного характера между государством и налогоплательщиками - сложнейшая задача, решение которой возможно в нескольких направлениях.

<7> Калинкин О.Г. Совершенствование налогового администрирования в интересах ускорения социально-экономического развития РФ: Автореф. дис. ...к. э. н. - М.: РАГС при Президенте РФ, 2007. С. 22.

Во-первых, требуется создание необходимой инфраструктуры (создание качественного законодательства, соответствующего целям и задачам организации деятельности налоговых органов).

Во-вторых, необходимо обязательное изучение фундаментальных знаний о налогах, полученных ("добытых") на протяжении веков финансовой наукой, и просвещение населения.

В-третьих, совершенствование демократических институтов, способных восстановить разорванную связь между уплатой налогов и получением выгод от потребления общественных благ, поможет поменять саму модель рационального выбора налогоплательщика, его оппортунистический (удобный, выгодный) тип поведения <8>.

<8> Гончаренко Л.И., Осетрова Н.И. О новой дисциплине: современные тенденции в формировании налоговой культуры // Налоги и налогообложение. 2007. N 11. С. 55.

Приоритетными направлениями повышения уровня налоговой культуры являются:

  • упрощение налогового законодательства РФ, совершенствование механизма разрешения налоговых споров;
  • существенное повышение эффективности взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками;
  • повышение информирования, развитие налогового консультирования граждан, рекламно-информационные мероприятия, использование каналов СМИ, пропаганда налоговой культуры, дисциплины и ответственности;
  • повышение качества исполнения налоговых процедур;
  • повышение имиджа и престижа работы в налоговых органах.

В рамках упрощения налогового законодательства РФ, совершенствования механизма разрешения налоговых споров необходимо усилить стимулирующую и перераспределительную функции налоговой системы, снизить трансакционные издержки налогового администрирования, создать комфортные условия обслуживания налогоплательщиков.

Некоторые авторы для усиления открытости, прозрачности судебной системы, лучшего анализа и обобщения судебной практики, выработки рекомендаций по применению налогового законодательства в спорных ситуациях предлагают создать при Верховном и Высшем Арбитражном Судах РФ экспертно-консультативный совет по налогам, а для упрощения и ускорения процедур обжалования решений и действий налоговых органов - создать специализированные коллегии по налоговым спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах <9>. Сторонники данной идеи считают, что это будет способствовать совершенствованию механизма разрешения налоговых споров.

<9> Калинкин О.Г. Совершенствование налогового администрирования в интересах ускорения социально-экономического развития РФ: Автореф. дис. ...к. э. н. - М.: РАГС при Президенте РФ, 2007. С. 20 - 21.

Решение второй задачи возможно в рамках комплексного подхода. Необходимо создание условий для повышения уровня исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств, повышение налоговой информированности субъектов предпринимательской деятельности и граждан, расширение спектра услуг, оказываемых налоговыми органами налогоплательщикам, в том числе внедрение во всех субъектах РФ технологии организации доступа налогоплательщика к персональным данным информационных ресурсов налоговых органов и технологии бесконтактной сверки по расчетам с бюджетом.

Для решения третьей задачи необходимо:

  • совершенствовать разъяснительную работу с гражданами;
  • пропагандировать налоговую культуру (в том числе через СМИ, образование);
  • составить толковый словарь основных налоговых терминов, чтобы повысить уровень налоговой грамотности;
  • вернуть в налоговые органы отделы информации и общественных связей или создать вневедомственный налоговый консалтинг.

Для повышения качества исполнения налоговых процедур необходимы:

  • разработка и внедрение стандартов обслуживания налогоплательщиков и административных регламентов в налоговых органах;
  • введение механизмов противодействия коррупции;
  • модернизация системы информационного обеспечения, повышение эффективности взаимодействия с налогоплательщиками;
  • рост профессионализма и усиление мотивации работников налоговых служб, улучшение научно-методического обеспечения их труда;
  • повышение в ходе бюджетной реформы эффективности и прозрачности расходования средств налогоплательщиков, улучшение качества социального обеспечения.

Для решения пятой задачи "повышение имиджа и престижа работы в налоговых органах" необходимы:

  • более действенная борьба с коррупцией в налоговых органах;
  • повышение финансовой и правовой защищенности сотрудников налоговой службы, усиление системы мотивации;
  • повышение квалификации работников налоговых органов;
  • создание среди широких слоев населения максимально благоприятного имиджа налоговых органов;
  • разработка и внедрение кодекса этики налоговых органов.

Основной целью разработки кодекса поведения и этики налогового инспектора является изменение приоритетов в работе налоговых органов всех уровней с целью улучшения обслуживания налогоплательщиков. Его основная задача - обеспечение соблюдения работниками налоговых органов профессиональной этики, справедливого и беспристрастного отношения к налогоплательщику, предотвращение конфликта интересов налогоплательщика и служащего Федеральной налоговой службы <10>.

<10> См.: Чухнина Г.Я., Митрофанова И.А., Леонова Е.Д. Кодекс этики налогового инспектора (проект) // Налоги и налогообложение. 2007. N 8. С. 43 - 49.

Следует отметить, что вышеозначенные мероприятия, конечно, будут малоэффективны без принятия соответствующих законодательных мер по повышению налоговой культуры.

Для достижения финансовой стабильности государства и обеспечения экономической безопасности страны совершенствование налогового администрирования необходимо проводить во взаимосвязи с формированием налоговой культуры общества. Главным показателем нового уровня сотрудничества государства и налогоплательщиков должны стать профессионализм и взаимная ответственность, высокая налоговая культура и налоговая дисциплина.

Е.Д.Леонова

Аспирант

кафедры экономической теории

и экономической политики

университета

Г.Я.Чухнина

кафедры теории финансов,

кредита и налогообложения

Волгоградского государственного

УДК 336.22:172.1

Правовая культура в сфере налогообложения как обязательное условие эффективного взаимодействия между налоговыми органами и налогообязанными лицами

М.Н. Садчиков

Кандидат юридических наук, преподаватель кафедры финансового банковского и таможенного права
Саратовская государственная юридическая академия
410056, г. Саратов, ул. Вольская, 1
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В статье рассмотрены вопросы правовой культуры в сфере налогообложения: понятие налоговой культуры, виды и уровни налоговой культуры. Как необходимое условие эффективного взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками автор рассматривает правовую культуру в сфере налогообложения. В статье анализируется механизм правового убеждения в формировании налоговой культуры. Акцентируется внимание на различии понятий «налоговая грамотность» и «налоговая культура». По мнению автора, налоговая культура является частью общественной культуры, но для достижения необходимого уровня налоговой культуры общества необходимо создавать специальные условия.

Ключевые слова: налоговая культура; налог; налогоплательщик; налоговый контроль

Налоговая культура является одним из критериев, определяющих характер отношений между обществом и государством. Низкий уровень правовой культуры в сфере налогообложения часто выступает причиной уклонения от уплаты налогов со стороны налогообязанных лиц, а также влечет злоупотребление полномочиями со стороны органов налогового администрирования. Исследования по вопросам правовой культуры в целом и в сфере налогообложения в частности имеют определенную практическую значимость. Учитывая многоплановость рассматриваемого вопроса, представляется необходимым определить содержание понятия «налоговая культура». 

Во-первых, содержание понятия «налоговая культура» можно условно разделить на два взаимосвязанных элемента: общего и частноправового характера. Первый предполагает понимание носителем правовой культуры роли налогов, их публичного значения, осознанное выполнение им конституционной обязанности по уплате налогов. Второй элемент предполагает знание конкретных прав и обязанностей в сфере налогообложения, умение реализации их на практике.

Во-вторых, следует различать профессиональный уровень налоговой культуры и непрофессиональный, общий уровень. Профессиональный уровень налоговой культуры – необходимая часть правосознания юриста, должностного лица налогового органа и другого индивидуального субъекта, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с налогообложением. Общий уровень налоговой культуры – критерий оценки правомерного поведения всех членов общества в налоговой сфере.

В-третьих, уровень налоговой культуры может быть низким, средним или высоким.

В-четвертых, налоговая культура является не только направлением правовой культуры, но и частью социальной культуры. Как часть социальной культуры, налоговая культура включает как правовой аспект, так и признание налогообложения неотъемлемым элементом существования социума.

Необходимо отметить, что каждый из приведенных тезисов является небесспорным и требует дополнительной аргументации. Однако заявленный вид исследования (научная статья) предполагает приступить непосредственно к сути вопроса.

Основной тезис, требующий аргументации по теме статьи, следующий: правовая культура – необходимое условие эффективного взаимодействия между налоговыми органами и налогообязанными лицами при проведении налогового контроля. Значение правовой культуры в рассматриваемом аспекте обусловлено тем обстоятельством, что взаимодействие в праве предполагает более сотрудничество, а не императив (последний, однако не исключен, например, ст. 93.1 Налогового кодекса РФ) . Взаимодействие основано на таких способах правового регулирования, как согласование, рекомендации, поощрение и стимулирование. Для того чтобы взаимодействовать стороны правоотношения должны иметь общую цель, согласовывать свои действия, предлагать и выполнять рекомендации, поощрять и стимулировать взаимодействие. Такой общей целью в сфере налоговых контрольных правоотношений является обеспечение надлежащего исполнения всеми конституционной обязанности по уплате налогов, осознание и понимание публичной роли налогообложения. Понимание публичной роли налогов, а следовательно, и эффективность реализации названных способов зависит от уровня правовой культуры субъектов правоотношений. Низкий уровень налоговой культуры как налогообязанных лиц, так и должностных лиц налоговых органов препятствует эффективной реализации названных способов правового регулирования. Со стороны налогообязанных лиц упомянутое обстоятельство может быть обусловлено нежеланием поступиться собственными имущественными интересами или невысоким уровнем правовой грамотности. Со стороны государственных служащих налоговых органов – непониманием задач налогового контроля и личной заинтересованностью в повышении сумм доначисленных налогов. Правоприменительная практика свидетельствует о том, что для большинства налоговых правонарушений характерен прямой умысел, а не неосторожность в их совершении, а для налоговых органов – заранее карательных характер налогового контроля. Думается, что данные обстоятельства – ненадлежащая среда для развития эффективного взаимодействия налогообязанных лиц и органов налогового администрирования.

Представляется необходимым обратить внимание на не-тождественность понятий «налоговая грамотность» и «налоговая культура». Налоговая грамотность предполагает знание налогового права, а налоговая культура не только знание, но и правомерное поведение субъекта в налоговой сфере с осознанием публичной значимости налогообложения. Иногда налоговая грамотность является условием для неправомерного поведения в сфере налогообложения. Злоупотребление правом является одним из проявлений неправомерного поведения в сфере налоговых правоотношений. Злоупотребление правом возможно как налоговыми органами , так и налогообязанными субъектами .

Повышение общего уровня налоговой культуры как налогообязанных лиц, так и должностных лиц налоговых органов – необходимое условие реального взаимодействия между ними. Поскольку налоговая культура является составной частью правовой культуры, то развитие первой зависит от уровня правовой культуры в целом. Трудно представить современное демократическое государство, в котором такая связь не прослеживается. Однако на уровень общей налоговой культуры влияют и ряд специфических факторов:

установление таких налогов, которые при их достаточности для функционирования государства были бы не излишне обременительны для налогоплательщиков;

максимально эффективное использование налоговых доходов государства;

простота, ясность, предсказуемость и стабильность налогового законодательства и др.

Думается, что в формировании налоговой культуры общества важную роль играет правовое убеждение. Признавая убедительной аргументацию, предложенную М.Б. Разгильдиевой в отношении необходимости рассмотрения содержания правового убеждения через призму механизма его реализации, выделим следующие элементы механизма правового убеждения в формировании налоговой культуры .

    Информирование о нормативных предписаниях в сфере налогообложения. Учитывая всеобщность налоговой обязанности, содержание информирования может различаться в зависимости от целевой группы: информирование всеобщее (публикация нормативных правовых актов в официальных источниках); информирование специальных субъектов (налоговых и иных органов государственной власти, предпринимательской среды, в том числе, подгруппы: малого, среднего и крупного предпринимательства, информирование населения).

    Наполнение правового воздействия налогового законодательства публичной значимостью налогообложения с целью формирования ответственного отношения к исполнению налоговой обязанности.

    Использование налоговых льгот и стимулов. Экономическое содержание налоговых правоотношений связывает эффективность правового регулирования со стимулированием правомерного поведения.

    Неразрывная связь принуждения и убеждения в праве предполагает правовое воздействие угрозы применения мер принуждения на формирование убеждения субъекта в необходимости правомерного поведения.

Представляется, что правовое убеждение в большей мере, чем принуждение, способствует развитию взаимодействия между налогообязанными лицами и налоговыми органами. Таким образом, для большей эффективности взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками необходимо повышать уровень налоговой культуры. Поиск путей решения данного вопроса требует приложения усилий со стороны не только государства, но и общественных организаций, учебных заведений, научного сообщества.

Библиографический список

    Кратенко М.В. Злоупотребление свободой договора: частноправовые и публично-правовые аспекты: монография. М.: Волтерс Клувер, 2010. 208 с.

    Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №137-ФЗ: принят Гос. Думой 16 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г. в ред. Федер. закона от 4 марта 2013 г. №20-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации, 2006. №31, ч. 1, ст. 3436; 2013. №9, ст. 872.

    Разгильдиева М.Б. Правовое убеждение и принуждение: теоретические основы (на примере финансового законодательства): монография. М: Юрлитинформ, 2012. С. 1621.

    Щекин Д.М. О злоупотреблении правом налоговыми органами // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. №3. С. 22–27.

наука культура модернизм налоговый

Эффективность налоговых поступлений обеспечивается не только за счет внедрения новых методов контрольной работы налоговых органов, использования электронных сервисов, модернизации информационной инфраструктуры, но и за счет человеческого фактора. Приоритетом развития налоговых органов на современном этапе является переход от обслуживания налогоплательщиков по формуле «Долго. Сложно. Неудобно» к формуле «Быстро. Просто. Профессионально». С целью повышения уровня обслуживания налогоплательщиков Федеральной налоговой службой (ФНС) РФ разработана Концепция по организации работы с налогоплательщиками на 2011-2014 гг., в которой с учетом как опыта, накопленного в России за последние 20 лет, так и лучших мировых практик, определены новые приоритеты и задачи, соответствующие современным требованиям. Для достижения поставленных целей предлагается реализация следующих основных направлений. Развитие налоговой культуры и мотивации налогоплательщиков, прежде всего, через развитие коммуникаций налоговых органов с налогоплательщиками. Это направление реализуется через политику адресного информирования с учетом особенностей, потребностей и возможностей различных групп налогоплательщиков. Речь идет о использовании новых инструментов: сети информационных терминалов, печатных информационных материалов, выступления в СМИ. На сегодняшний день приоритетным направлением является работа по информированию малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей и населения, особенно социально незащищенных групп, в том числе пенсионеров и людей с ограниченными возможностями. В настоящее время для налогоплательщиков на сайте ФНС действуют 23 электронных сервиса, наибольшей популярностью пользуются следующие: «Проверь себя и контрагента» - 4 млн запросов, «Личный кабинет - задолженность» - 350 тыс. запросов, «Заполнить платежное поручение» - 15 тыс. запросов. Налоговыми органами реализуются специальные проекты по информированию налогоплательщиков: проводятся Дни открытых дверей, семинары, круглые столы, «горячие линии». В крупных торговых центрах в определенные дни действуют акции «Узнай свою задолженность», «Подай декларацию», «В Новый год без долгов» и др. В период декларационной кампании студенты экономических вузов, прошедшие обучение под руководством сотрудников налоговой службы, оказывают налогоплательщикам помощь в заполнении деклараций по форме 3-НДФЛ, в том числе по субботам и в вечернее время. Повышение налоговой культуры проводится посредством проведения таких акций, как «Правильно платить налоги - выгодно», «Честный бизнес», «Кассовый чек» и других. В ближайшее время ФНС открывает Call-центр, куда сможет позвонить любой налогоплательщик и получить бесплатную консультацию по интересующим вопросам. ФНС внедряет абсолютно новые подходы по информированию налогоплательщиков - снимаются мультфильмы, видеоролики, издаются буклеты и детские книжки. Для старшеклассников выпущены познавательные журналы «Поговорим о налогах» (2009 г.), «Мир налогов» (2010 г.), разработан макет журнала для младших школьников в виде комиксов «Этот занимательный мир налогов». Регулярно выходит официальное информационно-аналитическое издание ФНС России - журнал «Налоговая политика и практика». Работа со школьниками - особое направление, поскольку формирование налоговой культуры, преодоление финансовой безграмотности и правового нигилизма следует начинать как можно раньше. В школах стали традиционными Дни налоговых знаний. Развитие внешней среды, содействующей налогоплательщикам в исполнении ими своих обязанностей. Первый шаг в данном направлении - развитие института налоговых консультантов. Для налогоплательщиков это означает квалифицированную помощь, для налоговых органов - грамотно заполненные декларации, бухгалтерская отчетность и иные документы. Второй шаг - активизация взаимодействия налоговых органов с общественными организациями, профессиональными ассоциациями, органами власти. В 2009 г. при ФНС создан Общественный совет, в который вошли представители науки, бизнес-сообществ, общественные деятели, представители ведущих СМИ Третий шаг в этом направлении - активная пропаганда сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности через Интернет, развитие бесконтактных способов работы с налогоплательщиками. Социологический опрос показал, что более 80% налогоплательщиков предпочитают обращаться в налоговые органы лично. Это в несколько раз превышает практику других стран. В ближайшей перспективе реализация принципа обслуживания «много окон - одна очередь», увеличение времени приема налогоплательщиков, внедрение «Электронной записи на прием» с записью через Интернет, возможность использования системы электронной очереди и др. Доля дистанционного обслуживания в количестве обращений налогоплательщиков к 2014 г. должна составить не менее 70%, а в количестве поданных деклараций - не менее 80% для юридических лиц, 75% - для индивидуальных предпринимателей. Развитие внутрикорпоративной культуры сервисного обслуживания налоговых органов, повышение коммуникативной и профессиональной компетенции налоговых инспекторов, формирование позитивного образа налоговой службы и повышение ее престижа в глазах общественности. ФНС России в 2010 г. провела анкетирование налогоплательщиков. Результаты опроса помогли выявить слабые места и направить усилия на устранение выявленных недостатков. Прежде всего, следует изменить сложившийся у налогоплательщиков стереотип, что налоговый инспектор - это, по мнению многих опрошенных, «неулыбчивый человек в синей форме с красной корочкой, с приходом которого у предприятия начинаются проблемы». Как написал в анкете один налогоплательщик: «меня тяготит в том плане, что всегда ждешь от них подвоха, то есть даже если у тебя все нормально, все равно к чему-нибудь придерутся». Налоговая культура складывается из понимания гражданами всей важности для государства и общества уплаты налогов и знания своих прав и обязанностей по их уплате. Поэтому налоговые органы не только вносят в Госдуму предложения по совершенствованию налогового законодательства, но и проводят активную разъяснительную работу, участвуют в брифингах ведущих информационных агентств, размещают ответы на актуальные вопросы налогоплательщиков в СМИ и Интернет-форумах. В 2011 г. на официальном сайте ФНС появился новый статус «ФНС России - сервисная компания» и девиз: «Налоговая система должна работать на модернизацию экономики и при этом быть справедливой по сути» (В. В. Путин). По сути, теперь ФНС не фискальный орган, а служба, готовая помочь каждому налогоплательщику предупредить возможные налоговые правонарушения. Меры, принимаемые налоговыми органами, обеспечивают доступ граждан России к предоставлению государственных услуг в электронном виде, повышают налоговую культуру населения и мотивацию налогоплательщиков к уплате налогов и сборов, тем самым способствуют повышению их собираемости.