Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Электронные лекции по дисциплине аудит. Иркутский государственый технический университет. «Финансы и кредит»

Возникновение и развитие целей и приемов аудита 4

Понятие, цели и организация аудиторской деятельности 8

Понятие аудиторской деятельности 8

Цели и задачи аудита 10

Права и обязанности, ответственность аудитора 12

Этика аудитора 14

Виды аудита 16

Внутренний и внешний аудит 16

Аудит на соответствие требованиям 18

Аудит финансовой отчетности 19

Обязательный и инициативный аудит 19

Первоначальный и согласованный аудит 19

Классификация с точки зрения аудитора 20

Классификация с точки зрения направления 20

Виды аудиторских услуг 21

Аудит проверки финансово-хозяйственной деятельности 21

Анализ финансовой отчетности и результатов хозяйственной деятельности. Оценка платежеспособности и финансового состояния 23

Консультирование по вопросам налогообложения, налогового планирования 24

Консультирование по правовым вопросам 25

Консультирование правовой ответственности обработки данных 26

Технологические основы аудита 27

Начальная стадия аудиторской проверки 27

Планирование аудита 27

Аудиторские доказательства 31

Понятие мошенничества и ошибки 32

Порядок подготовки и составления части аудиторского заключения. Виды аудиторского заключения 33

Проверка операций с денежными средствами 35

Цели проверки и источники информации 35

Методы проверки кассовых операций по счетам в банках 36

Основные этапы проверки кассовых операций 37

Основные этапы проверки банковских операций 37

Проверка законности операций с наличными денежными средствами 38

Проверка учета расчетных и кредитных операций 40

Цели проверки и источники информации 40

Методы проверки расчетных взаимоотношений экономического субъекта, эффективности его работы с дебиторской и кредиторской задолженностью 41

Проверка долгосрочных и краткосрочных займов 43

Методы проверки кредитных взаимоотношений экономического субъекта 44

Проверка операций с основными средствами и нематериальными активами 46

Цели проверки и источники информации 46

Проверка операций по движению ОС 47

Проверка правильности документального оформления оприходованности ОС и их списания 47

Проверка правильности оценки и переоценки ОС, начисления амортизационных отчислений, проведения капитального и текущего ремонта ОС 48

Проверка операций по приобретению и движению НМА 49

Проверка учета затрат и калькулирование себестоимости продукции 51

Цели и источники информации 51

Проверка правильности отнесения затрат на основное и вспомогательное производство, незавершенное производство 51

Аудит реализации и готовой продукции 55

Цели проверки и источники информации 55

Проверка правильности отражения реализации готовой продукции 55

Аудит формирования финансовых результатов 58

Возникновение и развитие целей и приемов аудита

Аудит в западной теории и практике принято считать процессом, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельство об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.

Аудит имеет древнюю историю. Полагают, что фактически еще в Древнем Египте (около 2600 г. до н. э.) существовали чиновники, которые совмещали функции учета, управления и контроля.

В Римской империи (1 – 26 гг. н. э.) контрольные функции осуществлялись специальными служащими (кураторы, прокураторы, квесторы). После падения Римской империи аудит получил широкое распространение в Италии. Купцы Флоренции и Венеции использовали труд аудиторов для проверки платежеспособности капитанов торговых судов, которые везли огромные богатства на свой континент. В это время аудит имел строго целевое направление – предотвращение ошибок.

Родина современного аудита – Англия. Еще в 9 в. был дан толчок к «счету и мере» в Британской хозяйственной жизни. Когда сохранившихся в стране древних культах и в Нормандии бухгалтерские приемы римлян получили вновь житейское приложение к учету экономических явлений.

Уже в те времена из общего понятия «бухгалтер» выделяется смежное понятие «аудитор». За первым в его повседневной деятельности сохраняются функции лица, организующего и ведущего счета, а на второго возлагаются самостоятельные независимые функции контролера, проверяющего счета.

Письменные памятники, указывающие на существование аудиторства в Англии, восходят к 13-14 вв. Приемы аудита в то время составляли преимущественно в детальной проверке каждой операции.

Тестирование или выборочная проверка, как аудиторские процедуры, были неизвестны.

В истории развития аудита можно выделить несколько периодов:

  1. 1500 – 1830 (1860) г.;

    1830 (1860) – 1905 г.;

    1905 – 1933 г.;

    1933 – 1940 г.;

    с 1940 г. по настоящее время.

Первый период заканчивался в 1500 г. Эта дата отмечена произвольно, но она наиболее точно отражает состояние «перелома» в общей экономической ситуации. Одной из причин этого явилось открытие Америки, и как следствие увеличения объема товаров, капитала, рабочей силы в общемировом масштабе. Другая причина – 1494 г. по праву считается датой основания учения о двойной записи (Лука Пачолли).

1500 – 1830 (1860) гг. Цели и приемы аудита не были изменены и состояли в обнаружении ошибок и проверке честности лиц, ответственных за налоговые платежи. В это время существенно повысилось значение аудита, т.к. произошло разделение между собственниками предприятия: управляющими и инвесторами. Акционерам не только требовалась гарантия сохранности капитала, но и получение дивидендов. Только аудитор мог дать заключение о верности и объективности проверенной финансовой отчетности и о вероятности продолжения деятельности предприятия в ближайшее время. Пришло понимание необходимости и важности существования системы внутреннего контроля. Причиной, по которой датой окончания данного периода был выбран 1860 г., явилось то, что Крымская война вызвала определенные изменения в экономике всех стран, а это привело к изменению целей и приемов аудита.

1860 – 1905 гг. Период отличается бурным экономическим ростом. Огромные по своим масштабам сделки привели к созданию корпораций. Этот период отмечен появлением консолидированного баланса (1904 г.).

Все это повышало роль и значение института аудиторства. Была признана необходимость внутреннего контроля. Но ему отводилась роль органа, участвовавшего не в проверке и обнаружении ошибки, а в создании единой стандартной системы учета. Основной акцент был направлен на систему контроля денежных потоков. Поскольку и учетная система, и организационная структура претерпели значительные изменения в сторону усиления, то и аудиторы могли уже применять приемы выборки. Тестирование стало использоваться только в последние десятилетия 19 века. В условиях быстрорастущего производства аудитор больше не мог проверять каждую операцию огромной корпорации. Вплоть до 1905 г. ограничивающим фактором объема тестирования являлись изменения и нововведения в системе учета и внутреннего контроля. Цели аудита в это время состоят в обнаружении разного рода ошибок намеренного характера. Исторически основным центром развития аудита явились Великобритания и США. В 1 десятке ХХ в. американский аудит стал развиваться независимо, поскольку предпринимателями США была признана невозможность применения целей и подходов английского аудита к особенностям их бизнеса.

Первые работы по американскому аудиту характеризуют изменение целей следующим образом: обнаружение и предотвращение ненамеренных ошибок. Позже целями аудита стали:

    установление финансового состояния и доходности предприятия;

    предотвращение намеренных и ненамеренных ошибок – второстепенная цель.

В соответствии с изменением целей произошли и значительные изменения в приемах. Наблюдается переход от детальной проверки к тестированию. Стало ясно, что для того, чтобы получить фактические суммы, проверяемые в процессе аудита, нет необходимости проводить детальную проверку каждой проводки за изучаемый период. Получает признание важность внутреннего контроля. В опубликованных в 1909 г. «Программах аудита» отмечено, что в качестве первой ступени аудита должно выступать «установление системы внутренней проверки».

1933 – 1940 гг.

    на аудит оказывает влияние Нью-Йоркская фондовая биржа и правительственные организации;

    не было единого мнения относительно целей аудита.

В начале этого периода большинство авторов сходились во мнении, что задача аудита состоит в обнаружении ошибки. Позже взгляды были существенно изменены, и было установлено, что аудитору не следует концентрировать свое внимание только на обнаружении ошибки.

Вплоть до 1940 г. не существовало каких-либо документов, определяющих ответственность аудиторов за обнаружение ошибок. Было отмечено только, что это достаточно важный вопрос, но большинство авторов сходились во мнении, что его нельзя относить к главной задаче аудиторской проверки.

С 1940 года до настоящего времени цели аудита претерпели незначительные изменения. Акцент делался на подтверждение верности финансовой отчетности. Официально это положение было провозглашено в документах «Американского Института Присяжных Бухучета»: «первая цель проверки отчетности независимым аудитором состоит в выражении мнения о представленной финансовой отчетности».

Часть вновь разработанных приемов аудита имела строгую ориентацию на обнаруженные ошибки. В 1961 г. в «Положении об аудиторских процедурах №30» было установлено, что аудитор определяет ошибку, и в случае, если она материальна, может оказать отрицательное влияние на его мнение о верности представленной финансовой отчетности и проведении проверки в соответствии с общепринятыми аудиторскими стандартами, он должен оценить степень ее вероятности.

Другая точка зрения на цели аудита состоит в том, что задача независимого рассмотрения состоит в выражении мнения об информации, включаемой в финансовые отчеты. Что касается ответственности аудитора, то она состоит лишь в проведении тестов, в соответствии с общепринятыми аудиторскими стандартами, разработанными таким образом, чтобы обнаружить саму возможность определения рода несоответствий, т.е. аудитор не отвечает за необнаруженные ошибки, но с него не должна сниматься ответственность за проверку «узкого места» в процессе аудита.

До конца 40-х годов аудит в основном заключался в проверке документации, подтверждение записи денежной операции и правильной группировке этих операций в финансовых отчетах. Это был подтверждающий аудит .

После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна, и финансовые данные достаточно полны и точны. Аудиторские фирмы начали заниматься больше консультационной деятельностью, чем непосредственно проверками. Это системно-ориентированный аудит .

В начале 70-х гг. началась разработка международных аудиторских стандартов. В истории аудита можно проследить определенные тенденции:

    основной целью аудита всегда признавалось установление достоверности представленной отчетности;

    отмечается возрастание надежности внутреннего контроля и снижение детализации целей.

Понятие, цели и организация аудиторской деятельности

    Понятие аудиторской деятельности

    Цели и задачи аудита

    Права и обязанности, ответственность аудитора

    Этика аудитора

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ АУДИТА»

Для студентов 5 курса специальности

060400 «Финансы и кредит»

Рассмотрено на заседании кафедры «Бухгалтерский учет, аудит, статистики»

филиала ВЗФЭИ в г. Уфе

Протокол №____ от «____»_________ 2009г.

Зав. кафедрой__________________

Подготовила старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, аудит, статистика»

филиала ВЗФЭИ в г. Уфе

УФА 2009 г.

ЧасТЬ I. Теоретические основы аудита

Тема 1. теоретические аспекты финансового контроля

1.1. Понятие, цели и виды финансового контроля

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль.

Основная цель контроля состоит в объективном изучении фактического положения дел различных областей общественной и государственной жизни, в выявлении факторов и условий, которые принципиально сказываются на выполнении принятых решений и достижении поставленных целей.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяется, в первую очередь, соблюдение правопорядка, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Финансовый контроль классифицируется на несколько видов следующим образом.

В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим, последующим. Предварительный финансовый контроль относится, как правило, к документам, подлежащим утверждению – проектам бюджета, финансовым планам, кредитным заявкам и т. п. Текущий финансовый контроль – это контроль в процессе совершения денежных операций. Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения финансовых операций, использования денежных средств , уплаты налогов и сборов.

Выделяется также обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится в силу требований законодательства, по решению компетентных органов; инициативный контроль проводится по самостоятельному решению субъекта.

В зависимости от субъектов, проводящих контроль, финансово-экономический контроль осуществляется в следующих формах (внешний и внутренний): государственный (общегосударственный - представительных органов государственной власти, аппарата Президента, исполнительных органов, финансово-кредитных органов и ведомственный ), общественный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский).

1.2. Система органов финансового контроля

Общегосударственный контроль ведется на уровне РФ и субъектов. Этот вид контроля обеспечивает интересы государства и общества, обеспечивает выполнение обязательств физических и юридических лиц перед государством и соблюдение законности. Осуществляется государственными и административными органами контроля (Счетной палатой РФ, Контрольно-ревизионным аппаратом МФ, ФНС, ЦБ РФ, Федеральное казначейство). Полномочиями ГФК наделены также Гос. Таможенный комитет, внебюджетные фонды (ПФ, ФСС и т. д.). Эти органы имеют свои подразделения на уровне субъектов РФ и ОМСУ (например, в РБ имеется счетная палата РБ).

Правом назначения проверок пользуются Президент, Гос. Дума, Главное контрольное управление при Президенте, федеральные органы исполнительной власти, правоохранительные органы (в пределах их компетенции), руководители органов ГФК.

Основные задачи такого контроля – контроль за образованием и использованием гос. Средств РФ и субъектов РФ, контроль за использованием кредитных ресурсов, контроль за практическим проведением финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики .

Ведомственный гос. контроль проводится внутри различных ведомств, министерств, где создаются система организационного контроля . К основным задачам такого контроля относятся: контроль за выполнением плановых заданий, состоянием бухгалтерской работы и т. п. Объектом контроля в данном случае являются производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций. Т. е. контролирующие органы имеют право проверять только деятельность организаций, относящихся к данному ведомству. Как правило, ведомство издает нормативные документы, регулирующие порядок проведения контроля, права и обязанности контролёров. Такой контроль осуществляют структурные контрольно-ревизионные подразделения ведомств. К основным задачам контроля относятся: контроль за выполнением плановых заданий, состоянием бухгалтерской работы и т. п. Основным минусом ведомственного контроля является полная зависимость ревизоров от вышестоящей организации и аппарата управления . Как правило, ревизоры занимаются проведением инвентаризаций, редко – проверяют ХД по документам.

1.3. Формы и методы финансового контроля, их характеристика

Формой проведения гос. контроля являются ревизия, налоговая проверка, имеющие своим предназначением выявление допущенных недостатков, нарушений с целью их устранения, выявление виновных лиц с целью привлечения их к ответственности.

Итоговым документом проверки, проводимой органами гос. контроля является акт (документ, составленный полномочными должностными лицами контролирующих органов и подтверждающий установленные факты и события). Акт является основанием для привлечения лиц, признанных виновными в конкретных нарушениях к ответственности. Государственный контроль проводится за счет бюджетных средств (в отличие от аудита).

Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и органами местного самоуправления , дополняется общественным финансовым контролем , основанном на положении Конституции РФ, устанавливающем права граждан на участие в управлении делами государства и возможности ознакомления с документами, затрагивающими их права и свободы. Законодательство обязывает органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным пользователям. Такой контроль могут осуществлять любые заинтересованные лица – как отдельные граждане, так и трудовые коллективы или общественные организации. Огромную роль здесь играют СМИ, а также информация Госкомстата и т. п.

Нельзя не упомянуть такую форму финансового контроля как внутрихозяйственный, осуществляемый в конкретной организации специально создаваемыми отделами. Внутренний контроль - это система мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия. Объектами внутреннего контроля являются циклы деятельности организации - циклы снабжения, производства и реализации.

1.4. Независимый финансовый контроль

Независимый (аудиторский) контроль – контроль, проводимый не уполномоченными гос. органами, а аудиторами (аудиторскими организациями, частными аудиторами), являющимися субъектами предпринимательской деятельности .

Между субъектом аудиторской деятельности (аудитором) и её объектом (аудируемое лицо) реализуются гражданские правоотношения, основанные на свободном волеизлиянии сторон. Экономический субъект свободен в выборе аудитора и не обязан следовать указаниям аудитора, аудитор не имеет средств административного принуждения в отношении исполнения своих указаний аудируемым лицом.

В соответствии с этой целью и на основании ст.13 Закона: «Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности».

Задачи аудита – установление:

1. фактического наличия по состоянию на отчетную дату актива или обязательства, отраженного финансовой (бухгалтерской) отчетности;

2. принадлежности аудируемому лицу (проверяемому предприятию или организации) по состоянию на определённую дату актива или обязательства, отраженного финансовой (бухгалтерской) отчетности;

3. отношения к деятельности аудируемого лица хозяйственной операции или событий либо нераскрытых статей учета;

4. отсутствия неотраженных в учете активов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета;

5. отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства;

6. точности отражения суммы хозяйственной операции или событий с отнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени;

7. объяснения, классификации и описания актива (обязательства) в соответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

В ходе аудиторской проверки устанавливают правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, других форм отчетности на основе ФЗ «О бухгалтерском учете» и достоверность данных пояснительной записки . При этом определяют:

1. Полноту отражения активов и пассивов в балансе;

2. Правильность исчисления балансовой и налогооблагаемой прибыли и отражения её в отчете о прибылях и убытках;

3. Подтверждение отраженных в бухгалтерском учете и отчетности хозяйственных операций и фактов хозяйственной жизни первичными документами;

4. Соблюдение принятой на предприятии учетной политики;

5. Тождество данных синтетического и аналитического учета по счетам актива и пассива баланса;

6. Правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

7. Разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальных вложений .

Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в процессе своей деятельности осуществляют сопутствующие аудиту услуги, каждая из которых имеет свои цель и задачи.

2.2. История становления и развития аудита за рубежом и в России.

Слово “аудит” от латинского “аудио” означает слышать, т. е. в исходном понимании аудит выступает, как процедура прослушивания для установления диагноза.

Считается, что аудит в современном понимании начал формироваться в середине XIX века в Англии в связи с мощным развитием рыночных отношений. Дело в том, что становление рыночной экономики сопровождалось массовыми банкротствами компаний, часто вызванными не объективными экономическими причинами, а злоупотреблениями управляющих компаниями. Разоренным акционерам была необходима защита, потенциальным инвесторам - достоверная информация о состоянии дел в компаниях.

Именно в Англии в 1844 году вышла серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных обществ обязаны были не реже одного раза в год приглашать аудитора для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами. Затем законы об обязательном аудите были приняты и в других странах: в 1867 году – во Франции, в 1937 году – в США.

Примерно в это же время предпринимались первые попытки введения аудита в России, но успехом они не увенчались. Историю развития современного аудита в России можно условно разделить на четыре основных этапа.

Первый этап – с 1987 года по конец 1993 года. В связи с образованием в СССР совместных предприятий вышел закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», в котором упоминалось о необходимости проведения проверки для целей налогообложения финансовой и коммерческой деятельности предприятий с иностранными инвестициями силами аудиторских организаций РСФСР. В этот период в стране отсутствовали нормативные документы, регулирующие аудиторскую деятельность. С 1 января 1991 года был введен в действие закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, что практически предоставило возможность любой организации, указав в своем уставе в качестве одного из направлений собственной деятельности аудит, заниматься аудиторской деятельностью.

Второй этап начался с формирования нормативной базы, регламентирующей деятельность российского аудита. 22 декабря 1993 года Указом Президента Российской Федерации № 000 были утверждены Временные правила аудиторской деятельности. Во исполнение этого документа в 1994 году были выпущены соответствующие постановления Правительства РФ, определяющие порядок аттестации аудиторов, лицензирования аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Третий этап развития аудита в Российской Федерации ознаменовался вступлением в силу с сентября 2001 года Федерального закона «Об аудиторской деятельности» . Этот закон окончательно подтвердил становление аудита в России и создал перспективы для его дальнейшего развития.

Четвертый этап развития аудита ознаменовался принятием нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 01.01.01 года, который вступил в силу с 01 января 2009 года. Принятие данного закона в корне поменяло регулирование аудита в России. Если до принятия этого закона в России применялось государственное регулирование аудита, то после вступления его в силу аудиторская деятельность стала саморегулируемой. В этой связи большое значение отводится саморегулируемым организациям аудиторов. С 01 января 2010 года отменено лицензирование аудиторской деятельности. Введено обязательное членство в СРО для аудиторов и аудиторских организаций.

2.3. Отличия аудита от ревизии и судебно-бухгалтерской экспертизы

Определим отличительные особенности аудита от других видов финансового контроля, в частности от ревизии и судебно-бухгалтерской экспертизы.

Ревизия – исполнительная деятельность, направленная на сохранение актива, пресечение и профилактику злоупотребления в углу зрения, ставится административное право . Ревизор назначается проверяющей организацией и отчитывается перед ней. Эта же организация оплачивает труд ревизора. По результатам ревизии составляется акт, на основании которого решаются организационные выводы в отношении руководства предприятия и налагается взыскание . Ревизия является составной частью внутриведомственного и внутрихозяйственного контроля.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверкам, включает в себя проверку законности и обоснованности совершенных хозяйственных операций, проверку правильности их отражения в бухгалтерском учете, проверку законности действий руководителя и главного бухгалтера . Суть ревизии состоит в проверке документом по различным вопросам финансово-хозяйственной деятельности, которые контролируются руководителем, собственником, вышестоящей организацией. Аудит принципиально отличается от ревизии. Сравнительная характеристика аудита и ревизии представлена в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика аудита и ревизии

Элементы сравнения

Выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, сотрудничество с аудируемыми организациями

Выявление недостатков с целью их устранения и определения круга виновных лиц

Характер деятельности

Предпринимательская коммерческая деятельность

Исполнительная деятельность

Правовое регулирование

Гражданское право

Административное право

Объект проверки

Проверка бухгалтерского учета отчетности

Проверка состояния активов организации

Управленческие связи

Горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом

Вертикальные связи, назначение вышестоящей организацией

Практическая задача

Привлечение пассивов

Сохранность активов

Принцип оплаты

Платит клиент-заказчик в соответствии с договором

Платит вышестоящая организация в соответствии со штатным расписанием

Результат проверки

Составляется аудиторское заключение для предоставления всем заинтересованным пользователям

Составляется акт ревизии и передается в вышестоящую организацию для принятия решений

Независимый эксперт

Работник государственного ревизионного аппарата

Судебно-бухгалтерская экспертиза – это исследование бухгалтером-экспертом по заданию судебных органов финансово-хозяйственной деятельности организации, а также проверка бухгалтерских записей и регистров учета с целью ответов на вопросы, возникающие в процессе судебных разбирательств и расследований.

Органы дознания и следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе при наличии возбужденного уголовного дела, гражданского дела или дела подведомственного арбитражному суду в соответствии с процессуальным законодательством РФ дать аудиторской организации поручение о проведении принудительного аудита . Данная проверка осуществляется по договоренности с аудитором и не должна превышать 2-х месяцев. Государственные органы, по поручению которых проводится принудительный аудит, должны предоставлять условия для его проведения, а при необходимости – личную безопасность аудитору и членам его семьи. Оплата работы аудитора производится предварительно за счет аудируемого лица по ставкам, ежегодно утверждаемым Правительством Российской Федерации с учетом средней ставки оплаты, сложившейся на рынке аудиторских услуг. В случае отсутствия у экономического средств, оплата производится в месячный срок за счет средств республиканского бюджета с последующим возмещением на основании решения арбитражного суда за счет имущества экономического субъекта, признанного банкротом.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела, в то время как судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, так как представляет собой процессуально-правовую форму (правовую форму данного вида экспертизы).

Сравнительная характеристика аудита и судебно-бухгалтерской экспертизы представлена в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительная характеристика принудительного аудита

и судебно-бухгалтерской экспертизы

Элементы сравнения

Принудительный аудит

Судебно-бухгалтерская экспертиза

Основания для проведения проверки

Договором оказание аудиторских услуг

Постановление следователя, определение суда

Ответственность

Аудитор несет ответственность в соответствии с условиями договора

Эксперт дает подписку о том, что несет ответственность за заведомо ложное заключение, за разглашение данных следствия в соответствии с УПК РФ

а) аудитор проверяет необходимые документы, при этом самостоятельно устанавливает объем работ и методы проверок;

б) имеет право изымать необходимые доказательства и приобщать к акту проверки, при сборе документов аудитор может контактировать с должностными лицами аудируемого лица;

в) при необходимости имеет право привлечь дополнительных специалистов

а) бухгалтер-эксперт проверяет только те документы, которые приобщены к делу;

б) бухгалтер-эксперт не имеет права изымать документы и собирать доказательства, отсутствующие в деле, а также вести переговоры с должностными лицами аудируемого лица;

в) проводит самостоятельно проверку, не имеет права привлекать дополнительных лиц

2.4. Виды аудита. Внешний и внутренний аудит. Обязательный и инициативный аудит.

В отечественной теории и практике аудита признается следующая система его классификации.

1. Исходя из статуса аудитора аудит подразделяется на внешний и внутренний. Сравнительная характеристика внешнего и внутреннего аудита приведена в таблице 3.

Таблица 3

Сравнительная характеристика внутреннего и внешнего аудита

Элементы сравнения

Внешний аудит

Внутренний аудит

Заказчик

Кредитные учреждения, акционеры, страховые организации, собственники экономического субъекта либо его руководство

Руководство (собственники) экономического субъекта

Объект аудита

Финансовая (бухгалтерская) отчетность

Система бухгалтерского учета, внутреннего контроля, отчетность

Периодичность проведения

По истечении отчетного периода для выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, либо по требованию заказчика

Ежедневный контроль в ходе всей финансово - хозяйственной деятельности экономического субъекта

Квалификационный уровень аудитора

Регламентируется государством (требования к уровню профессионализма аудитора)

Определяется по усмотрению руководителя организации

Ответственность

Определяется условиями договора оказании аудиторских услуг и требованиями законодательства

Оплата труда

Определяется условиями договора на оказание аудиторских услуг

В соответствии со штатным расписанием

Отчетность

Перед заказчиком путем составления аудиторского заключения

Перед руководителем (собственником) организации

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта во всех существенных отношениях.

Аудит учетной политики. 25

Аудит кассовых операций. 26

Понятие, цель, определение, история и виды аудита

АУДИТ – специализированная форма финансового контроля за деятельностью предприятий, фирм, организаций в форме независимой ревизии бухгалтерской отчетности , проводимой по желанию клиента.

В соответствии с Федеральным Законом «Об аудиторской деятельности» (п.1 ст.1):

Аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и индивидуальных предпринимателей .

Из данного определения следует обратить внимание на две особенности аудита:

1. предпринимательская деятельность – что означает, что аудиторские услуги являются платными, кроме того, иметься рынок аудиторских услуг;

2. независимая проверка – что накладывает ряд обязательных требований предусмотренных законодательством по независимости аудита.

Цель аудиторской деятельности (ФЗ-119 п.3 ст. 1) – выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Под достоверностью понимается – степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.

Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица. (В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 000 от 01.01.2001 г. «Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности»).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»:

АУДИТОР – это физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Таким образом, в данном определении определяется, что непременным условием для аудитора является наличие квалификационного аттестата аудитора . Следует кратко пояснить, что это такое: квалификационный аттестат аудитора – это специальный документ, для получения которого требуется удовлетворять ряду условий: необходимо высшее образование , стаж работы по экономическому профилю не менее 3-х лет, получение дополнительного образования в специализированном учреждении со сдачей достаточно сложных экзаменов.

На практике, однако, часто встречается определение аудитора как просто проверяющего, участвующего в аудиторской проверке (говорят: «приехали аудиторы», «спросить у аудитора»). Это неверно, такой человек является ассистентом аудитора , что, тем не менее, не умаляет его профессиональных качеств как профессионала – проверяющего. Поэтому следует разграничивать эти понятия.

Аудитор может осуществлять аудиторскую деятельность:

В качестве работника аудиторской организации – что предполагает заключения с ним трудового соглашения со стороны аудиторской организации в соответствии с Трудовым Кодексом РФ. Таким образом, аудитору устанавливаются: трудовые обязанности, рабочий день и т. д. В качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора – что предполагает заключение с ним договора подряда или договора возмездного оказания услуг в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. В данном случае важен объем работ, выполняемый аудитором, так как в соответствии с договором гражданско-правового характера (ГПХ) должен определяться именно объем работ, оплата труда аудитора будет осуществляться по акту приема выполненной работы . Данная форма удобна для аудиторской организации тогда, когда не хватает собственных специалистов для осуществления проверки, а нанимать новых работников на длительный срок нецелесообразно. В качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица – что предполагает обязательную регистрацию аудитора в качестве предпринимателя без образования юридического лица в соответствующем государственном органе и получение лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Кроме того, важно отметить, что такой аудитор не вправе осуществлять обязательный аудит (в соответствии со ст. 7 ФЗ-119). Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности кроме аудиторской деятельности.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»:

Аудиторская организация – это коммерческая организация , осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.

Статьей 4 предусмотрен ряд обязательных требований к аудиторской организации:

Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством. Аудиторская организация может быть создана в любой организационно - правовой форме, за исключением открытого акционерного общества (ОАО). Не менее 50 процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75 процентов. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов (то есть аудиторов имеющих квалификационные аттестаты) – в настоящее время до сентября 2003 г. – не менее двух .

Принципы аудита.

При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является, а также следующими этическими принципами:

1) Независимость;

2) Честность;

3) Объективность;

4) Профессиональная компетентность и добросовестность;

5) Конфиденциальность;

6) Профессиональное поведение.

Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм, т. е. критически оценивать весомость аудиторских доказательств.

Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая финансовая отчетность не содержит существенных искажений.

Аудитор несет ответственность за формирование и выражение мнения о достоверности отчета, ответственность за подготовку и предоставление отчетности несет руководитель аудируемого лица.

Аудит отчетности не освобождает руководство от ответственности.

Направления (виды) аудита:

1. Аудит кредитных организаций;

2. Аудит страховых компаний;

4. Общий аудит.

История аудита.

Профессия аудитора известна с глубокой древности. Еще примерно в 200 г. до нашей эры квесторы (должностные лица, ведавшие финансовыми и судебными делами) Римской империи, осуществляли контроль за государственными бухгалтерами на местах. Отчеты квесторов направлялись в Рим и выслушивались экзаменаторами. Само слово «аудитор» происходит от латинского «audi tor» - слушатель, выслушивающий. Тем не менее, слово «аудитор» в разное время имело иногда иное значение. Так, в духовных училищах и в ряде светских учебных заведениях называли учеников, назначенных учителем для выслушивания («audit» - он слышит) уроков своих товарищей, и проверки того, как эти уроки усвоены. В Германии так называли молодых специалистов присутствовавших при производстве судебных дел, но не имевших права голоса. Во Франции во время Второй Империи аудиторы присутствовали на заседаниях Госсовета с целью подготовки из них чиновников высокого ранга. В ряде государств аудиторами называли заседателей судов. Но чаще всего, аудиторами называли лиц, занимающих военно-судебные должности.

В России это звание было введено Петром I в 1716 году по примеру Польши. В воинском уставе и табеле о рангах аудиторы были причислены к воинским чинам и до введения военно-судебной реформы 1867 года образовывали собой высшие ревизионные военные суды в России.

Ревизионная деятельность так же стара, как и сам бухгалтерский учет. Согласно, она имела место в Вавилоне и Древнем Египте при оценке правильности сбора налогов, в средние века - в сфере торговли. Многие фундаментальные экономические процессы и механизмы с безусловным признанием важности учета и контроля рассматривались учеными Древнего мира. Так, Аристотель в своей «Политике» четко разграничивает функции учетные и контрольные, с прямым указанием того, что проверки (аудит, ревизия) есть часть контроля». При этом проверяющий должен быть равноправен главному бухгалтеру (не ниже его по статусу), а кроме того, что он не имеет права впадать в зависимость от проверяемых».

Развитие аудита, в традиционном его понимании, началось в Англии. По одной из версий, известный политик и экономист XVIII века Джордж Уотсон как-то порекомендовал шотландским коммерсантам провести проверку их бухгалтерской отчетности. Результаты оказались столь значительны, что «черствые, скупые и педантичные» (как их определяли прочие британцы) шотландцы признали пользу таких проверок и стали их практиковать.

В 1805 году в Эдинбурге был издан справочник, где были приведены имена 17 аудиторов, которые вскоре создали свою профессиональную организацию.

Датой рождения аудита принято считать 1844 год, когда в Англии был принят закон «Об акционерных компаниях» - согласно которому их правления должны были ежегодно отчитываться перед акционерами, причем отчет должен был быть проверен и подтвержден специальным человеком – независимым аудитором.

Аудиторы – уже в значении бухгалтер-аудитор появились в Великобритании в середине XIX века, где в 1862 году вышел закон об обязательном аудите (во Франции в 1867, в США в 1937).

Численность аудиторов во всем мире в 1905 г. составляла 11 тысяч, из которых половина приходилась на Великобританию.

В России были предприняты три попытки ввести институт аудиторства: в 1888г., с 1907 по 1912гг., с 1929 по 1930гг. – но считается, что они не увенчались успехом.

В Советском Союзе, в связи с национализацией, собственником предприятий было государство. Контроль осуществлялся в форме ревизии со стороны государственных органов. У ревизии в то время были как преимущества, так и недостатки. Например, преимуществом можно выделить, что для проведения проверок помимо штатных ревизоров привлекали работающих бухгалтеров с крупных предприятий – таким образом, бухгалтер видел работу своих коллег – происходила передача опыта и знаний.

Тем временем, за рубежом, методы работы аудиторов постоянно совершенствовались, создавались крупные аудиторские компании с мировым именем (наиболее известные: «Arthur Andersen», «Ernst &Young», «PricewaterhouseCoopers», «KPMG», «Deloitte &Touche», и др.). В зарубежной практике аудит является необходимым условием работы крупной компании. Без аудиторского заключения со стороны аудитора с именем и репутацией – партнеры и инвесторы могут отказаться работать с предприятием.

В России аудит возник в конце 80-х годов XX века, когда стали появляться первые совместные предприятия, зарубежные партнеры потребовали проведения аудиторских проверок. Для этих предприятий аудиторская проверка стала обязательной для подтверждения годовых отчетов.

c) ведение бухгалтерского учета – иногда выгоднее обратиться в аудиторскую компанию для ведения учета, если предприятие небольшое. В данном случае между предприятием и аудиторской компанией заключается договор на ведение бухгалтерского учета, что дает определенные гарантии предприятию, оговаривается ответственность.

d) составление бухгалтерской отчетности – в данном случае аудитор составляет отчетность предприятия и берет на себя хлопоты связанные с предоставлением отчетности в ГНИ;

e) бухгалтерское консультирование – в ходе работы, практического у любого бухгалтера возникают разнообразные вопросы, за их разрешением можно обратиться в аудиторскую компанию.

2. Налоговое консультирование.

В нашей стране идет реформа налоговой системы , законодательство постоянно изменяется, что вынуждает бухгалтеров и прочих специалистов постоянно отслеживать изменения законодательства и трактовать их. В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, и в налоговой инспекции действительно есть такой отдел, который дает ответы на запросы налогоплательщиков. Однако на практике время, затраченное на такой ответ слишком велико (как правило, несколько месяцев). Поэтому бухгалтерам предприятий приходиться постоянно самостоятельно искать ответы на налоговые вопросы. Выходом из этой ситуации может стать обращение за помощью в специализированные консалтинговые организации, к которым, прежде всего, относятся аудиторские компании.

3. Анализ финансово - хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование .

Например: внедрение 1-С, БЭСТ и т. д.

Работают независимые оценщики, они определяют рыночную стоимость имущества, от стоимости имущества зависят амортизационные отчисления. На данный вид сопутствующих услуг требуется отдельная лицензия.

8. Разработка и анализ инвестиционных проектов , составление бизнес-планов.

Часто для составления инвестиционных проектов, бизнес-планов предприятие или администрация федеральных субъектов привлекают высококвалифицированных специалистов, которые работают в аудиторской компании.

9. Проведение маркетинговых исследований.

10. Проведение научно-исследовательских экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью и распространение их результата.

В частности, сюда относиться разработка учебных пособий , написание книг по аудиту или связанных с ним дисциплин и направлений. Так, большинство учебников разработаны при участии аудиторов – профессионалов.

11. Обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Часто встречается организация и проведение семинаров для бухгалтеров и иных специалистов предприятия, проводимых аудиторскими компаниями по актуальным вопросам.

12. Оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Если осуществление, каких либо видов сопутствующих услуг требует наличия отдельных лицензий, у аудиторской организации должны быть такие лицензии.

Правовые основы аудиторской деятельности

Существует пять уровней нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ:

Правила (стандарты) аудиторской деятельности - единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Для регулирования аудиторской деятельности применяются международные и национальные стандарты аудиторской деятельности.

Международные стандарты аудита (МСА) – International Standards of Auditing – (ISA) содержат основные принципы и необходимые процедуры, также соответствующие руководства, предоставленные в форме пояснительного материала. Эти стандарты разрабатывает и выпускает Международная Федерация Бухгалтеров (International Federation of Accountants – IFAC) – международная организация, в которую входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран, в том числе и Россия (представлена Институтом профессиональных бухгалтеров РФ). Международ­ные стандарты не превалируют над национальными аудиторскими стандартами.

Национальные правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:

¨ федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

¨ внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

Профессиональные аудиторские объединения вправе , если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Такие стандарты носят название внутрифирменных стандартов. При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы. Исключение составляют планирование и документирование аудита, составление рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Отличия аудита от ревизии.

Аудит существенно отличается от ревизии.

v Ревизия - метод контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия со стороны исполнительного вышестоящего органа с целью сохранности активов проверяемого предприятия, пресечения и профилактики злоупотреблений.

v Аудит - вид предпринимательской деятельности на платно-договорной основе (независимый контроль).

Основное отличие аудита от ревизии:

v Ревизия это вертикальная управленческая связь: проводиться вышестоящим звеном, предполагает принуждение, назначение. Результаты ревизии могут быть разглашены.

v Аудит горизонтальная управленческая связь: аудиторская компания равноправна проверяемому предприятию, существуют взаимные интересы (направленность на формирование долгосрочных партнерских взаимоотношений), в ходе аудита оказываеться помощь аудируемому предприятию. Результаты аудита сохраняются в тайне по желанию заказчика.

Ревизия

Задачи ревизии - установить законность, достоверность, экономическую целесообразность совершенных финансово-хозяйственных операций.

Для ревизии важно выявить и установить:

ü контроль за соблюдением государственной дисциплины;

ü правильность использования государственных средств;

ü правильность ведения бухгалтерского учета;

ü выявить факты бесхозяйственности, расточительства, хищений;

ü установить виновных для возмещения вреда государству.

Ревизии бывают: ведомственная и вневедомственная, плановая и внеплановая, полная и неполная, сплошная и выборочная, тематическая, комплексная, комбинированная, сквозная, дополнительная, повторная.

Планирование и учет контрольно-ревизионной работы осуществляет контрольно-ревизионное управление Минфина и контрольно-ревизионные органы различных ведомств и министерств. Планирование ревизионной работы проводит председатель ревизионной комиссии.

Отличия внутреннего и внешнего аудита.

Схематично вся аудиторская деятельность представлена на схеме:

Как внутренний, так и внешний аудит – проверка финансовой отчетности, соблюдение законодательства. И внутренний, и внешний аудит дает оценку деятельности.

Отличия:

1) По уровню независимости:

Внутренний – это структурное подразделение предприятия, подчиняется руководству, т. е. зависимое подразделение, где работают штатные работники.

Внешний – как материально, так и организационно не зависит от аудируемого лица. Оплата услуг в соответствии с договором.

2) По выполнению поставленных задач:

Внутренний – подготавливает информацию о финансово-экономической деятельности предприятия для своего руководства.

Внешний – подготавливает аудиторское заключение согласно договора.

3) По методу проведения:

Внутренний – проводится непрерывно.

Внешний – периодически по требованию экономического субъекта.

4) По регламентации деятельности:

Внутренний – регламентируется положением на предприятии.

Внешний – договором.

Обязательный и инициативный аудит.

Инициативный (добровольный) аудит – объемы, разделы проверки – по желанию клиента, за счет собственных средств или чистой прибыли предприятия.

Обязательный аудит (ст. 7 ФЗ) – ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Обязательный аудит проводится в случаях:

1. Предприятие является ОАО.

2. Организация является кредитной, страховой компанией, обществом взаимного страхования , товарной или фондовой биржей, инвестиционной организацией, государственной внебюджетной организацией.

3. Объем выручки от реализации за один год превышает 500 тыс. МРОТ, или сумма активов баланса на конец отчетного года превышает 200 тыс. МРОТ.

4. Организация является государственным унитарным предприятием , муниципальным унитарным предприятием, основанном на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели соответствуют пункту 3. Для унитарных предприятий эти показатели могут быть понижены постановлением органа государственной власти.

5. Обязательный аудит в отношении этих организаций предусмотрен Федеральным Законом.

Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями.

Если в уставном капитале организации доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, то заключение договоров на проведение обязательного аудита должно осуществляться по итогам открытого конкурса.

Если в документации предприятия содержатся сведения, составляющие государственную тайну, то существует ряд дополнительных требований в соответствии с «Положением о государственной тайне».

Аудит по специальным аудиторским заданиям.

Под специальным аудиторским заданием понимается оказание установленных договором с аудиторской организацией услуг по проверке специальной отчетности экономического субъекта, отличной от официальной бухгалтерской отчетности, включая проверку специальной отчетности об отдельных статьях бухгалтерской отчетности, качественном состоянии имущества, использовании капитала и по другим вопросам, непосредственно связанным с финансово - хозяйственной деятельностью экономического субъекта.

Аудит по специальным аудиторским заданиям проводится по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, качественного состояния имущества, юридической и экономической экспертизы договоров, эффективности использования капитала и другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.

Специальное аудиторское задание может быть обязательным и инициативным. Обязательное специальное аудиторское задание выполняется по поручению государственных органов в случаях, предусмотренных актами законодательства Российской Федерации , инициативное - во всех остальных случаях.

Аудиторские организации могут получать специальные аудиторские задания от:

Ø экономических субъектов;

Ø государственных органов;

Ø заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности какого-либо экономического субъекта.

Перед выполнением специального аудиторского задания аудиторская организация должна удостовериться в том, что у нее достигнуто взаимопонимание с лицом, поручившим (заказавшим) специальное аудиторское задание, относительно цели и характера работы, а также содержания заключения, которое будет представлено аудиторской организацией.

Планируя выполнение специального задания, аудиторская организация должна представлять себе, для каких целей необходимо лицу, поручившему (заказавшему) выполнение работы, заключение по специальным аудиторским заданиям, а также определить возможный состав и круг лиц, которые будут знакомиться с ним.

Судебно-бухгалтерская экспертиза (с. б.э.)

Судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по требованию следственных или судебных органов.

Судебно-бухгалтерская экспертиза не существует без «Дела».

Данная экспертиза проводится за счет проверяемого предприятия независимо от его желания.

Права и обязанности аудиторской организации и аудируемых лиц.

Статьи 5, 6 ФЗ119.

Права аудиторов:

Самостоятельно определять формы и методы проведения аудита. Проверять в полном объеме документацию любую, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью, а также фактическое наличие имущества. Получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной форме. Право отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности отчетности в аудиторском заключении в случае:

a) Непредоставления всей необходимой документации;

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Специфика периода подготовки к экзамену заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает изученное.
Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Аудит».
Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Издание предназначено студентам экономических специальностей.

В Российской Федерации сложилась следующая структура контролирующих органов:
государственные контрольно-бюджетные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств из бюджетов всех уровней;
ведомственные контрольно-ревизионные службы, контролирующие финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и организаций;
внутрихозяйственные контрольные службы, организуемые непосредственно на предприятиях (ревизионная ко миссия, служба внутреннего аудита, инвентаризационные комиссии и др.);
аудиторские фирмы и аудиторы, осуществляющие проверки и оказывающие другие аудиторские услуги на договорных условиях с экономическими субъектами.
Аудит, выступая методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не заменяет государственный финансовый контроль, однако его основными субъектами служат прежде всего коммерческие предприятия и организации, которые не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем.
Экономическая реформа привела к изменению доминирующей формы собственности, которая все в большей степени переходит в руки частных предпринимателей и негосударственных хозяйствующих субъектов. Соответственно это вызывает существенное сужение сферы государственного финансового контроля и необходимость соразмерной темпам реформ организации новых, присущих рыночным отношениям способов упорядочения финансовой деятельности негосударственных предприятий и организаций, исторически отработанной формой которых считается независимый аудит. Практика показала, что органы государственного финансового контроля и независимые аудиторы, аудиторские фирмы отнюдь не конкуренты, а наоборот, квалифицированный и добросовестный аудит может быть весомым подспорьем в работе государственных органов финансового контроля и оказывать существенное позитивное влияние на повышение эффективности их работы, на полноту и качество выполнения их функций и поставленных перед ними задач.

Оглавление
Принятые сокращения и аббревиатуры
Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА
Тема 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АУДИТА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Контроль в условиях рыночной экономики
1.2. Предпосылки возникновения и развития аудита
1.3. Развитие аудита в России
Тема 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Система регулирования аудиторской деятельности
2.2. Понятие аудита. Правовые нормы аудита
2.3. Цели, задачи и общие принципы аудита
2.4. Этика аудитора
Тема 3. ВИДЫ АУДИТА И УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Виды аудита
3.2. Обязательная аудиторская проверка
3.3. Сопутствующие аудиту услуги
3.4. Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
3.5. Внутренний аудит
3.6. Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности
3.7. Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
Тема 4. СТАНДАРТЫ В АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1. Основные принципы стандартов аудиторской деятельности
4.2. Международные стандарты аудита
4.3. Правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации
4.4. Внутрифирменные аудиторские стандарты
Тема 5. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТА
5.1. Этапы аудиторской проверки
5.2. Планирование аудита
5.3. Общий план аудита
5.4. Программа аудита
5.5. Договор на проведение аудита
5.6. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита
5.7. Применимость допущения непрерывности деятельности
5.8. Использование работы эксперта
Тема 6. АУДИТОРСКИЙ РИСК И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С СУЩЕСТВЕННОСТЬЮ И АУДИТОРСКОЙ ВЫБОРКОЙ
6.1. Аудиторский риск и его оценка
6.2. Оценка материальности (существенности) в аудите
6.3. Аудиторская выборка
6.4. Понятие аффилированных лиц в аудите
Тема 7. АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА: ОСОБЕННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ И ОТРАЖЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
7.1. Аудиторские доказательства
7.2. Документирование аудита
7.3. Проверка соблюдения требований нормативных актов
7.4. Действия аудитора при выявлении ошибок и недобросовестности
7.5. Аналитические процедуры в аудите. Виды и особенности применения
7.6. Особенности аудита оценочных значений
7.7. Аудит в условиях компьютерной обработки данных
Тема 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ СТАДИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
8.1. Информирование руководства о результатах аудита
8.2. Аудиторское заключение
8.3. Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности
8.4. Аудиторская тайна
Раздел II. МЕТОДИКА АУДИТА
Тема 9. АУДИТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

9.1. Цели и задачи аудита учетной политики
9.2. Изменения в учетной политике
9.3. Тестирование отдельных положений учетной политики
Тема 10. АУДИТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
10.1. Цели и задачи аудита кассовых операций
10.2. Программа проверки операций по кассе и тестирование системы контроля
10.3. Организация рабочего этапа проверки
10.4. Проверка оформления первичных документов
10.5. Проверка регистров и форм отчетности
10.6. Особенности компьютеризированного ведения учета кассовых операций
10.7. Проверка правильности, своевременности и полноты оприходования наличных денежных средств
10.8. Инвентаризация кассы
10.9. Проверка соблюдения лимита остатка наличных средств в кассе
10.10. Аудит инкассированных денежных сумм
10.11. Проверка соблюдения порядка применения контрольно-кассовых машин
10.12. Аудит денежных документов в кассе
10.13. Ответственность руководства аудируемого лица за организацию учета кассовых операций
Тема 11. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА РАСЧЕТНОГО И ДРУГИХ СЧЕТОВ В БАНКЕ
11.1. Цели и задачи аудита
11.2. Аудит операций по расчетному счету
11.3. Проверка документального оформления операций по счетам в банке
11.4. Проверка законности списания денежных средств с расчетного счета
11.5. Проверка операций по валютным счетам
11.6. Аудит операций по прочим счетам в банках
Тема 12. АУДИТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
12.1. Цели и задачи аудита основных средств и нематериальных активов
12.2. Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля
12.3. План и программа аудита основных средств и нематериальных активов
12.4. Методы получения аудиторских доказательств
12.5. Приобретение основных средств
12.6. Лизинг объектов основных средств
12.7. Приобретение оборудования, требующего монтажа
12.8. Модернизация объектов основных средств
12.9. Резерв на ремонт основных средств
12.10. Амортизация основных средств
12.11. Выбытие основных средств
12.12. Приобретение нематериальных активов
12.13. Амортизация нематериальных активов
12.14. Аудиторские процедуры
Тема 13. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
13.1. Цели и состав аудита материально-производственных запасов и порядок учета
13.2. Критерии получения аудиторских доказательств при аудите материально-производственных запасов
13.3. Этапы сбора аудиторских доказательств
13.4. Методы получения аудиторских доказательств
13.5. Планирование аудита материально-производственных запасов
13.6. Аудит правильности учета материалов
13.7. Особенности аудита при организации учета материально-производственных запасов по учетным ценам
13.8. Приобретение материально-производственных запасов, стоимость которых выражена в иностранной валюте
13.9. Материальные расходы
13.10. Передача сырья в переработку
13.11. Учет товаров
13.12. Аудит выпуска и продажи готовой продукции
13.13. Инвентаризация материально-производственных запасов
13.14. Аудит отчетных форм
ТЕМА 14. АУДИТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ
14.1. Предпосылки проверки
14.2. Понятие и классификация финансовых вложений
14.3. Формирование первоначальной стоимости
14.4. Аудит займов
14.5. Аудит векселей
14.6. Аудит акций
14.7. Аудит вкладов в уставные капиталы других организаций
14.8. Аудит информации о финансовых вложениях в отчетности
ТЕМА 15. АУДИТ РАСХОДОВ И ДОХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ
15.1. Аудит расходов
15.2. Аудит учета незавершенного производства
15.3. Аудит расчетов с покупателями и порядок определения выручки
15.4. Выполненные этапы работ
15.5. Аудит финансовых результатов
Тема 16. АУДИТ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
16.1. Договор купли-продажи
16.2. Договоры строительного подряда
16.3. Договоры дарения
16.4. Агентский договор
16.5. Договоры на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
16.6. Кредитные договоры
16.7. Договоры поручительства
ТЕМА 17. АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
17.1. Цели и задачи аудита расчетов по оплате труда
17.2. Подготовка рабочей документации аудита
17.3. Методы получения аудиторских доказательств
17.4. Планирование объема аудита
17.5. Начисление и выплата заработной платы
17.6. Удержания из заработной платы
17.7. Аудит выплаты заработной платы
17.8. Предоставление отпуска
17.9. Единый социальный налог, взносы в пенсионный фонд и фонд страхования
17.10. Оплата пособий по временной нетрудоспособности
17.11. Увольнение сотрудников
17.12. Аудит прочих вопросов по начислениям и выплатам персоналу организации
Тема 18. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ
18.1. Цели и задачи аудита расчетов с подотчетными лицами
18.2. Аудит учета расчетов с подотчетными лицами
18.3. Оплата служебных командировок
Тема 19. АУДИТ УСТАВНОГО КАПИТАЛА И РАСЧЕТОВ С УЧРЕДИТЕЛЯМИ
19.1. Цели и задачи аудита уставного капитала
19.2. Программа аудита уставного (складочного) капитала
19.3. Влияние организационно-правовой формы на ответственность учредителей
19.4. Основные законодательные аспекты регулирования формирования уставного (складочного) капитала
19.5. Эмиссия акций
19.6. Аудит расчетов с учредителями. Выплата дивидендов
ТЕМА 20. АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
20.1. Цели и задачи аудита
20.2. Рекомендации по организации и методике проверки расходов по налогу на прибыль и обязательств перед бюджетом на различных этапах аудита
20.3. Оценка рисков
20.4. Определение допустимой ошибки (уровня существенности)
20.5. Анализ учетной политики
20.6. Обобщение и оценка результатов проверки
20.7. Классификация нарушений по налогу на прибыль
20.8. Документальное оформление результатов проверки
Литература

В учебнике изложены теоретические аспекты аудита, проблемы и направления практического аудита, специальные вопросы аудиторской проверки, включающие аудит внешнеэкономической деятельности, банковский аудит, экономический анализ в аудите. Издание разработано большим коллективом авторов, в том числе практикующих аудиторов, и потому формирует комплексное видение учебного материала. Каждая глава имеет контрольные вопросы и тесты для проверки знаний, отдельные темы включают деловые игры и практические задачи, предназначенные для самостоятельного решения.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.