Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Какие услуги принимать в пункте приема платежей. Как это делается. Варианты организации платежного пункта

Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги через банки, почтовые отделения, терминалы, кассы расчетных центров - обычное дело в настоящее время. Скорее, прием платы в кассу исполнителя услуг стал редкостью. Законодательство, регулирующее прием платежей, неизменно уже два года. Тем не менее вопросы у управляющих домами остаются. В данной статье освежим теоретические знания по обозначенной проблеме и рассмотрим некоторые практические аспекты их применения.

Согласно п. 15 ст. 155 ЖК РФ УК и иное юридическое лицо (ИП), которое в соответствии с ЖК РФ вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. В настоящей статье рассмотрим два варианта получения платежей граждан - через кредитные организации и юридических лиц, не являющихся таковыми. Регулированию деятельности платежных агентов по приему платежей физических лиц посвящен одноименный Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ (далее - Закон о платежных агентах). Федеральными законами от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее - Закон о национальной платежной системе) и от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках) урегулирована деятельность кредитных организаций по переводу денежных средств. Закон о национальной платежной системе и обновленная редакция Закона о платежных агентах вступили в силу одновременно - с 29.09.2011, существенно изменив применявшийся ранее алгоритм взаимодействия между участниками расчетов. Однако обо всем по порядку.

Платежные агенты: прием платежей

Когда гражданин желает оплатить жилищно-коммунальные услуги, он, очевидно, заинтересован, чтобы платеж дошел по назначению (впрочем, и УК заинтересована в том же). Можно ли быть уверенным, что денежные средства, внесенные в терминал (третьему лицу, не являющемуся банком), гарантированно поступят УК? Именно для такой уверенности граждан и защиты их интересов как потребителей и плательщиков был принят Закон о платежных агентах.

Чтобы разобраться в правах и обязанностях УК и платежных агентов, необходимо в первую очередь ввести следующие понятия (ст. 2 закона):

Поставщик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, за исключением кредитной организации, которые получают денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) или которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ;

Плательщик - физическое лицо, вносящее платежному агенту денежные средства в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

Платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или ИП, осуществляющие деятельность по при-ему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

Оператор по приему платежей - платежный агент, являющийся юридическим лицом, который заключает с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

Платежный субагент - платежный агент, являющийся юридическим лицом или ИП, который заключает с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (п. 1 ст. 3 Закона о платежных агентах). Здесь следует обратить внимание на отличие платежного агента от агента, деятельность которого урегулирована ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Платежный агент не совершает юридические действия (не заключает сделки в интересах клиента), а выполняет лишь фактические действия - принимает денежные средства и ведет расчеты с поставщиком.

Закон о платежных агентах возлагает на поставщика и в большей степени на платежного агента определенные обязанности, исполнение которых в конечном итоге должно обеспечить безопасность платежей физических лиц (ст. 4 ). Перечислим некоторые из них:

  • платежный агент должен иметь договор с поставщиком, заключенный в соответствии с законом, без договора запрещено принимать платежи физических лиц;
  • оператор по приему платежей вправе осуществлять деятельность только после постановки на учет в Росфинмониторинге;
  • платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов;
  • поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей должен использовать специальный банковский счет;
  • кредитные организации не вправе выступать в роли операторов по приему платежей или платежных субагентов, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по при-ему платежей.
Использование специальных банковских счетов заслуживает отдельного внимания. Специальный счет используется для ограниченного числа операций (в частности, его владелец не вправе самостоятельно определять направления списания средств с него за рамками, установленными законом, точно так же с этого счета не могут взыскиваться в принудительном порядке денежные средства). Так, спецсчет платежного субагента предназначен для зачисления на него принятых от плательщиков денежных средств (их надо сдавать в банк) и списания на банковский счет оператора и свой банковский счет (в части вознаграждения, если оно удерживается из сумм, подлежащих перечислению оператору). Спецсчет оператора используется для зачисления сумм, принятых от плательщиков, со специального счета платежных субагентов и списания сумм на спецсчет поставщика и на свой банковский счет (в части вознаграждения). На спецсчет поставщика зачисляются суммы со спецсчета оператора и списываются суммы на банковский счет самого поставщика. Если платежный агент не сдаст все полученные от плательщиков деньги для зачисления на спецсчет, ему грозит административный штраф по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ (размер штрафа для юридических лиц варьируется от 40 000 до 50 000 руб.). По этой же норме штрафуются платежные агенты и поставщики, не использующие спецсчета для ведения расчетов.

Имея общие представления об обязательствах поставщика, платежи к которому идут от клиентов через платежных агентов, рассмотрим несколько конкретных ситуаций, обозначив в них права и обязанности сторон. О кредитных организациях, которые не могут быть платежными агентами, мы поговорим ниже.

Ситуация 1

УК заключила договор управления МКД, является исполнителем коммунальных услуг. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги полностью вносится УК. Компания привлекла к начислению и сбору платы, печати и рассылке платежных документов единый расчетно-кассовый центр (ЕРКЦ). Последний имеет собственную кассу, а также заключил договор с лицом, владеющим сетью терминалов, о приеме платежей.

УК является поставщиком. Значит, она обязана иметь спецсчет, на который будет перечисляться плата за жилищно-коммунальные услуги со специального счета ЕРКЦ. Следует перечислять средства с этого спецсчета на банковский счет УК и в дальнейшем вести расчеты с контрагентами. ЕРКЦ выступает в роли оператора по приему платежей, он также обязан открыть и использовать спецсчет. ЕРКЦ не вправе перечислять полученные от плательщиков денежные средства сразу РСО - только на спецсчет УК. Владелец сети терминалов - платежный субагент, деятельность которого законна, только если в договоре между оператором и поставщиком указано право оператора привлечь платежного субагента (п. 7 ст. 4 Закона о платежных агентах). Вознаграждение ЕРКЦ предусмотрено договором, заключенным с поставщиком. Потребителей необходимо уведомить о том, что плата за услуги вносится платежным агенту и субагенту (п. 63 Новых правил предоставления коммунальных услуг), например, включив соответствующее условие в договор управления либо разместив информацию в платежном документе. По запросу плательщиков УК обязана предоставить информацию о платежном агенте, принимающем платежи в ее пользу (п. 3 ст. 4 Закона о платежных агентах).

Ситуация 2

УК заключила договор управления МКД, является исполнителем коммунальных услуг. По решению общего собрания собственников помещений плата за коммунальные услуги, предоставленные в помещениях МКД, вносится напрямую РСО. Платежи вносятся через сеть платежных терминалов. Кто оплачивает услуги по приему платы за коммунальные услуги, предоставленные в помещениях?

Согласно п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ наниматели и собственники помещений могут вносить плату РСО по решению общего собрания, внесение платы РСО признается выполнением нанимателями и собственниками помещений своих обязательств перед УК. Таким образом, плата за коммунальные услуги, предоставленные в помещении, в данной ситуации согласно ЖК РФ вносится РСО. В пункте 15 ст. 155 ЖК РФ речь идет о праве лиц, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата, взимать ее с привлечением платежных агентов.

Одновременно в силу п. 1 ст. 2 Закона о платежных агентах поставщиком является лицо, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги. В связи с этим представляется, что РСО признается поставщиком в части приема платы за коммунальные услуги, предоставленные в помещении, а УК - в оставшейся части платы. Поэтому оператор по приему платежей будет принимать платеж потребителя частично по договору с УК, частично по договору с РСО. Такое возможно, если УК и РСО имеют договорные отношения с одним и тем же оператором по приему платежей. Этот момент целесообразно согласовать в договоре ресурсо-

снабжения. Вознаграждение оператора устанавливается договором, заключенным с каждым поставщиком. Соответственно, УК будет оплачивать оператору лишь услуги по приему той части платы, которая вносится непосредственно ей. Несмотря на то, что по общему правилу расходы на сбор платы за коммунальные услуги возлагаются на их исполнителя (в случае с УК они возмещаются за счет платы за управление МКД), законодательство, по мнению автора, не содержит оснований для того, чтобы РСО выдвигала УК требования по оплате расходов на прием платы за коммунальные услуги, которая по решению общего собрания собственников помещений вносится напрямую РСО.

Ситуация 3

УК избрана в качестве способа управления МКД. В договоре управления сделана оговорка о том, что УК выступает в роли агента собственников помещений при заключении договоров ресурсоснабжения. Договоры ресурсоснабжения заключены от имени УК, она получает плату за коммунальные услуги от потребителей через оператора по приему платежей. Кто является поставщиком в части приема платы за коммунальные услуги? Вправе ли оператор перечислять полученную плату за коммунальные услуги непосредственно РСО?

В данной ситуации УК выступает в роли агента по правилам ГК РФ, то есть заключает сделки в интересах потребителей. Последние вносят плату управляющей организации, исполняя обязанности перед ней (по возмещению расходов, понесенных при исполнении заключенных для них сделок - договоров ресурсоснабжения). Следовательно, УК является поставщиком в целях применения Закона о платежных агентах. Поэтому оператор по приему платежей обязан перечислить все поступившие денежные средства на спецсчет УК. Между РСО и УК отсутствует соглашение о сборе средств потребителей для РСО. Значит, УК не является платежным агентом для РСО, а последняя не выступает в роли поставщика и не обязана иметь специальный счет. Денежные средства со спецсчета УК должны быть списаны на ее расчетный счет, с которого и ведутся расчеты с РСО.

Ситуация 4

УК оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества в доме, находящемся в непосредственном управлении собственников помещений. Собственники помещений заключили договор с ЕРКЦ на начисление платежей. УК получает от ЕРКЦ плату за содержание и ремонт общего имущества, плата за коммунальные услуги передается РСО.

Правовым основанием деятельности ЕРКЦ по приему платы за жилое помещение и коммунальные услуги является не договор с собственниками помещений, а договоры с УК и каждой из РСО. УК и РСО выступают в роли поставщиков. Соответственно, каждая из них должна иметь спецсчет и оплачивать вознаграждение ЕРКЦ в части получаемой платы.

Ситуация 5

УК, выбранная в качестве способа управления МКД, заключила с оператором связи договор о начислении и сборе с жильцов платы за пользование коллективной антенной (не входит в общее имущество собственников помещений). В платежный документ эта плата включена отдельной строкой. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги принимается через платежных агентов. Каков статус УК?

При внесении в адрес УК платы за пользование коллективной антенной собственники помещений исполняют свои обязательства перед оператором связи - владельцем данного оборудования. Между УК и собственниками помещений нет договора по поводу оказания соответствующих услуг и осуществления расчетов за них, по-этому УК не является поставщиком (лицом, получающим денежные средства за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги). Таковым признается оператор связи. Соответственно, УК приобретает статус платежного агента - оператора по приему платежей, обязана встать на учет в Росфинмониторинге, иметь отдельный спецсчет для расчетов с поставщиком и соблюдать иные требования законодательства. Если договор, заключенный между оператором связи и УК, не соответствует требованиям Закона о платежных агентах , прием платежей в адрес оператора связи является незаконным. Добавим, что УК как оператор по приему платежей вправе привлечь платежного субагента для при-

ема платы, причитающейся оператору связи. Платежный субагент зачислит все принятые от плательщиков суммы на свой спецсчет и перечислит их на спецсчет УК. Затем УК должна перечислить на спецсчет оператора связи суммы оплаты его услуг, а на свой расчетный счет - остальные суммы (оплату собственных услуг).

Аналогичные выводы справедливы для ситуации, когда УК включает в платежные документы отдельной строкой оплату иных «чужих» услуг (например, страховых).

Кредитные организации: перевод платежей

Как было сказано выше, кредитные организации не вправе выступать в роли операторов по приему платежей или платежных субагентов, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей (п. 21 ст. 4 Закона о платежных агентах). Однако кредитные организации вправе совершать такую банковскую операцию, как перевод денежных средств, под которым понимаются действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю денежных средств плательщика (п. 12 ст. 3 Закона о национальной платежной системе). В силу п. 2 ст. 5 того же закона перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета. В рамках данной статьи рассмотрим перевод денежных средств без открытия банковских счетов как операцию, наиболее напоминающую прием платежей, и практику, наиболее распространенную в целях внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Переводы денежных средств без открытия банковских счетов осуществляются по поручению физических лиц (п. 9 ст. 5 Закона о банках). В силу ст. 8 Закона о национальной платежной системе распоряжение клиента должно содержать информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (п. 1). Такое распоряжение исполняется оператором в размере суммы, указанной в распоряжении клиента. Вознаграждение оператора по переводу денежных средств (при его взимании) не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств (п. 10).

Подробная регламентация правил осуществления переводов без открытия банковских счетов представлена в Положении о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденном ЦБ РФ 19.06.2012 № 383-П. Так, кредитные организации осуществляют данный перевод посредством приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и зачисления денежных средств на банковский счет получателя (п. 1.4). В распоряжении о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика - физического лица на бумажном носителе должны быть указаны (п. 5.7):

  • реквизиты плательщика, получателя средств, банка;
  • сумма перевода;
  • назначение платежа;
  • иная информация, установленная кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком.
Форма распоряжения о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика - физического лица на бумажном носителе устанавливается кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком. На основании распоряжений плательщиков - физических лиц кредитная организация может составить платежное поручение на общую сумму с направлением банку получателя средств, получателю средств согласованным с банком получателя средств, получателем средств способом реестра или распоряжений плательщиков - физических лиц (п. 5.9).

Вниманию УК на УСНО

Реестр банка о принятых от физических лиц денежных средствах рассматривается финансистами как первичный документ, подтверждающий факт и дату поступления денежных средств от потребителей, необходимый для признания доходов (Письмо от 01.07.2013 № 03-11-06/2/25023).

Оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента (юридическое лицо, за исключением кредитной организации) для принятия от физического лица наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов (пп. 1 п. 1 ст. 14 Закона о национальной платежной системе). Банковский платежный агент действует от имени оператора и использует специальный банковский счет для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств (пп. 1, 3 п. 3 той же статьи). В свою очередь, банковский платежный агент вправе привлечь банковского платежного субагента. Банковские платежные агенты и субагенты не имеют никаких правоотношений с получателями средств.

Подчеркнем, что между получателем средств (УК) и кредитной организацией не может быть заключен договор о приеме платежей в пользу УК: перевод средств осуществляется по поручению физического лица - плательщика. Вместе с тем между УК и банком может быть заключен договор об обмене информацией о платежах, в котором допустимо устанавливать вознаграждение банка (Информация ЦБ РФ от 12.08.2011). Действия банка по такому договору не являются банковской операцией. Как указано в Письме ЦБ РФ от 21.11.2011 № 166-Т, кредитные организации вправе осуществлять банковскую операцию по переводу денежных средств, получателем средств по которому может являться поставщик или управомоченное им лицо, в том числе платежный агент, при условии указания физическим лицом в распоряжении о переводе денежных средств поставщика или управомоченного им лица в качестве получателя средств. Указанный перевод денежных средств осуществляется кредитной организацией как при наличии договора с поставщиком или его управомоченным лицом, так и при отсутствии указанного договора на банковский счет поставщика или его управомоченного лица, не являющийся специальным банковским счетом . Выходит, что кредитная организация вправе перечислить плату за жилое помещение и коммунальные услуги оператору по приему платежей, только если в распоряжении плательщика в качестве получателя назван именно оператор.

Разница между операциями по приему платежей и переводу денежных средств состоит в их правовых основаниях. Деятельность по приему платежей ведется на основании договора, заключенного с их получателем (поставщиком): плательщики обращаются к платежному агенту, называют поставщика, и если у данного агента есть договор с ним, то агент принимает платеж (реквизиты специального банковского счета поставщика известны платежному агенту заранее). Деятельность по переводу денежных средств без открытия счета основана на волеизъявлении плательщика: банк перечисляет принятые денежные средства по тем реквизитам, которые предоставил плательщик (на банковский счет получателя).

Ситуация 6

Организация, управляющая МКД, заключила договоры с оператором по приему платежей (об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) и с банком (об информационном обмене). Реквизиты какого счета необходимо указывать в платежных документах, выставляемых потребителям?

Платежный документ должен содержать номер банковского счета и банковские реквизиты исполнителя (пп. «б» п. 69 Новых правил предоставления коммунальных услуг). Отсутствие в нем всех реквизитов, необходимых для осуществления перевода денежных средств, не только ограничивает право плательщика на выбор способа оплаты услуг, но и предоставляет преимущество тем лицам, которым реквизиты УК известны в силу заключенных договоров (в частности, платежным агентам либо банкам, с которыми заключены договоры об информационном обмене). Налицо ограничение конкуренции (постановления ФАС ВСО от 24.12.2012 по делу № А69-205/2012, от 18.12.2012 по делу № А69-290/2012, ФАС МО от 27.12.2011 по делу № А40-131220/10-17-826). Если в платежном документе будет указан специальный банковский счет, результат будет тот же: банки не смогут перевести денежные средства, так как они осуществляют переводы только на обычные банковские счета. Таким образом, в платежном документе следует указывать номер расчетного счета УК и реквизиты банка, в котором он открыт. Это не будет препятствием для приема платежей платежными агентами, ведь последние имеют информацию о спецсчете из заключенных с УК договоров.

Ситуация 7

УК, выбранная в качестве способа управления МКД, заключила с оператором связи договор о начислении и сборе с жильцов платы за пользование коллективной антенной (не входит в общее имущество собственников помещений). В платежный документ эта плата включена отдельной строкой. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги принимается как через банки, так и через платежного агента.

1. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

2. Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи , если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.

2.1. Платежный агент не вправе принимать денежные средства в пользу кредитных организаций.

3. Поставщик обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей, а также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей.

4. Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Оператор по приему платежей в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.

7. Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц - платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. При таком привлечении соответствующие полномочия платежного субагента не требуют нотариального удостоверения. Платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, - от имени поставщика и в соответствии с требованиями статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации.

9. Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи , а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

10. Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

11. Платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", запрещена.

11.1. Поставщик не вправе заключить с оператором по приему платежей, а оператор по приему платежей не вправе заключить с платежным субагентом договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если оператор по приему платежей или платежный субагент осуществляет наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники.

12. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:

1) адреса места приема платежей;

2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика;

3) наименования поставщика;

4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом;

5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения;

6) способов подачи претензий;

7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом;

8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

14. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

Оговоримся сразу. Здесь мы рассмотрим вид заработка, который является легальным бизнесом со всеми вытекающими обстоятельствами в виде уплаты налогов в государственный бюджет и несения полной ответственности за свою предпринимательскую деятельность перед контролирующими органами государственной власти.

На собственном опыте опробовав многие из видов заработка в области , могу сказать следующее: путь к успеху на данном поприще труден и тернист, как, впрочем, и любой другой бизнес.

Поэтому, если Вы твердо решили, что хотите посвятить нижеописанному занятию несколько лет жизни, рекомендую набраться терпения и приготовиться к неустанному и кропотливому труду. Предупреждаю сразу, что работа будет предполагать не только излюбленное Вами общение с портативными устройствами связи и такими достижения 20 века, как Интернет прочие, но и контакты с государственными структурами, контролирующими деятельность индивидуальных предпринимателей и организаций. Также Вам придется освоить хотя бы азы ведения бухгалтерского учета, постоянно знакомится с изменениями в законах и изучать новые постановления правительства, которые могут касаться Вашей деятельности.

Если все вышесказанное заставило Вас содрогнуться, не читайте статью дальше. Уверяю, ведение собственного бизнеса удел смелых и предприимчивых, так что сэкономьте время, которое можете потратить по поиск себя в каких-либо других областях. Возможно, брать на себя полную ответственность за деятельность целого предприятия для Вас слишком тягостно, и Вы найдете работу в сфере сотовой связи в качестве наемного работника. В данной же статье мы остановимся на тех пунктах, которые важны прежде всего для самостоятельного предпринимателя. Постараемся привести правовые основы, на которые стоит опираться при ведении конкретного бизнеса в области мобильной связи.

Прием платежей за услуги операторов мобильной связи

Итак, одним из достойных внимания видов бизнеса является прием платежей за услуги операторов сотовой связи. Именно прием платежей, без осуществления подключений к сети оператора и оказания прочих услуг. Потому что, для того, чтобы оказывать услуги по подключению к сетям сотовых операторов, надо получить разрешение их самих. Новичку это сделать не то что непросто, а практически невозможно.

Дело в том, что деятельность по приему платежей не требует разрешения самого , не подлежит лицензированию и обязательной сертификации. Оговорюсь, все эти преимущества действуют лишь в том случае, если Вы, принимая платежи, выступаете агентом какой-либо компании, являющейся организатором системы. У нее все необходимые документы обязательно должны наличествовать.

Прибыль и расходы

Миллионы людей по всей стране ежедневно пополняют баланс своего сотового телефона, чтобы оставаться на связи. Некоторая часть этих людей живет в Вашем городе или населенном пункте.

Конечно, в настоящее время конкуренция в данной области достаточно велика. И все же, если, после проведения определенных нехитрых исследований Вы заметите, что в Вашем районе определенно не хватает мест, где можно пополнить баланс, и не хватает их не только Вам, но и доброй половине населения Вашего района, самое время действовать и организовывать свой маленький общественно полезный бизнес.

С каждого платежа Вы будете иметь небольшой процент. Обычно от 1%-5%. Ваша главная задача организовать работу пункта по приему платежей таким образом, чтобы денежные средства абонентов вовремя поступали на их счет. При условии хорошего и качественного обслуживания люди к Вам потянутся. Несложные расчеты потенциальной прибыли предлагаю сделать самостоятельно: берете среднюю сумму платежа; средний процент комиссии, которую будете взимать с клиента, или которую вам будет выплачивать за услуги провайдер; предполагаете, сколько человек в день могут пополнить баланс на выбранной Вами точке обслуживания. Имея вышеуказанные данные, проще простого оценить целесообразность затеи. Рекомендую не обманывать самих себя и брать в расчет максимальные возможные показатели. Берите по минимуму, не ошибетесь. Если выручка будет больше предполагаемой, приятно удивитесь и порадуетесь от души.

После того, как минимальная сумма ожидаемой прибыли определена, заложите в смету расходы на аренду небольшого места в проходимом месте, зарплату сотрудника, который будет принимать платежи (если не планируете делать это самостоятельно) и многое другое.

Необходимо продумать все до мелочей. Для того чтобы бизнес не рухнул в первые месяцы становления, необходимо обладать стартовым капиталом. Размер его также определите самостоятельно: суммируете стоимость первых месяцев аренды, расходы на оборудование точки, рекламу (в основном наружную) и на прочие нужды, о которых будет сказано чуть ниже.

Как это делается

Для того, чтобы организовать прием платежей, необходимо обладать определенными правами – правами юридического лица. Это значит, что Вам придется зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Благо стоит это совсем недорого (уточняйте сумму госпошлины в Инспекции федеральной налоговой службы по месту прописки). Чтобы принимать наличные деньги от населения, Вам потребуется кассовый аппарат, сокращенно ККМ.

Могу представить, как Вы недовольно скривили лицо. Это недовольство можно понять. ККМ стоит достаточно дорого. Сталкиваясь по долгу службы с людьми, желающими заняться данным видом деятельности, часто приходится слышать о нежелании приобретать ККМ. Предвосхищая вопросы типа: «А можно без кассы?»,- скажу, что без нее, родимой, нельзя никак. Почему, - это тема отдельной статьи. А пока просто поверьте на слово. Хотя, ладно... Есть некоторые альтернативные методы. Кому интересно о них узнать, поднимите руки. Хорошо, ты, ты и ты читают дальше. Обойтись без собственной кассы можно в двух случаях: использования портативного радиотерминала для приема платежей и …использование чужой кассы.

Пользование кассой другого юридического лица

Может подзаголовок этой части и звучит немного криминально, не волнуйтесь. Чужую кассу Вам не придется выносить под покровом ночи из взломанного Вами соседнего магазина. Оставьте даже мысли о таких методах. Тем более, что есть замечательный законный способ попользоваться чужой кассой – заключение с ее владельцем договора о возмездном оказании услуг. При наличии такого договора Вы можете получать проценты от принятых через кассу другого предпринимателя платежей, даже не выходя из дома. Так что договаривайтесь (в письменной форме) и дерзайте. Естественно, прибыль будете делить между собой, согласно договору.

Портативный радиотерминал - решение всех проблем

Если желаете обойтись без покупки кассового аппарата и даже без приобретения компьютера, советую обратить свой взор в сторону замечательных устройств – радиотерминалов для приема платежей.

Эта штучка специально «заточена» под данный вид деятельности. Терминал совмещает в себе возможность приема и передачи платежа по каналам и печати кассового чека, без которого в нашем случае никак не обойтись. Поэтому, если хотите заниматься только и только приемом платежей, не планируете попутно разворачивать розничную торговлю на своей точке, рекомендуем! Цена устройства весьма и весьма конкурентоспособная.

Также Вы можете принимать платежи от населения, установив на компьютер программное обеспечение, созданное для этих целей. Непреложным условием работы по такой схеме является возможность выхода в Интернет.

Принципал, Агенты и Субагенты - звенья одного бизнеса

Самым важным звеном, обеспечивающим саму возможность Вашей работы в данной области, является наличие агентского договора с фирмой-организатором (Принципалом, говоря юридическим языком) системы по приему платежей. В настоящее время в России действует несколько зарекомендовавших себя с хорошей стороны организаций. Называть их не будем, дабы не создавать рекламы.

Принципал предоставит Вам программное обеспечение (в случае работы через компьютер), доверенность на совершение сделок от его имени и окажет круглосуточную информационную поддержку.

Условия работы практически у всех организаторов одинаковы. Вы как индивидуальный предприниматель открываете счет в банке, через него перечисляете авансовый платеж на специальный депозитный счет организатора системы и далее принимаете наличные платежи от населения в пределах осуществленного Вами авансового платежа. Т. о. Вы возвращаете свои деньги и получаете проценты с платежей клиентов. Может кому-то схема работы покажется чересчур замысловатой, однако при ближайшем рассмотрении все довольно просто.

Возможно, и, скорее всего когда-то назреет момент, когда Вы захотите получать с этого вида деятельности большую прибыль. Если опыт самостоятельного приема платежей у Вас уже достаточен, чтобы научить этому других людей, обеспечить им информационную и техническую поддержку, начинайте развивать субагентскую сеть. Договор, аналогичный тому, что заключен между Вами и организатором системы, Вы можете заключать с неограниченным количеством организаций и предпринимателей, желающих оказывать услугу по приему платежей населению. При нормальном функционировании и стабильном обороте Ваших субагентских точек, Вы будете получать прибыль от их деятельности, лишь однажды затратив усилия на то, чтобы привлечь их в это бизнес.

Конечно, хорошо, если Вы сможете оказывать своим субагентам услуги по консультированию, помощь в установке программного обеспечения и т. д. Налаживайте доверительные отношения с партнерами, это действительно выгодно.

Учет и налоги

Хочу предостеречь Вас от халатности в осуществлении расчетов, ведении бухгалтерии и расчете налогов. В бухучете предпринимателя или организации, занимающихся приемом платежей, есть существенные особенности, которые нельзя не учитывать. Поэтому, если Вы не подкованы в бухучете, лучше сразу наймите бухгалтера, который будет следить за порядком в Ваших делах и предупредит возникновение проблем с контролирующими органами.

Наилучшим вариантом налогообложения для данного вида деятельности будет применение упрощенной системы налогообложения (УСНО). Она идеально подходит для предпринимателей, работающих на основании агентских договоров. Как говорится, заплати налоги и спи спокойно.

Удачи в бизнесе, уважаемые читатели!

Необходимость регулярно вносить коммунальные платежи встает перед людьми повсюду: даже в глухих уголках, где в домах исключительно печное отопление, а канализация - это выгребная яма во дворе, остается потребность оплачивать электроэнергию и радио. В крупных городах нет недостатка в пунктах приема оплаты коммунальных и социальных услуг, но в небольших городах и поселках их остро не хватает. Решить эту проблему можно за счет привлечения местного малого бизнеса.

Связь за горизонт

Со временем перечень необходимых взносов и их объем в денежном выражении - даже в отдаленных районах области - будет только расти. На сегодняшний день мобильная связь имеется в почти 900 населенных пунктах Иркутской области и, наряду со спутниковым телевидением, продолжает завоевывать все новые территории. И если в более-менее крупных городах плательщик может выбирать, где и как ему платить - через банки, платежные терминалы, почтовые отделения, расчетно-кассовые центры, то в небольших поселках выбора практически нет. Зато есть очереди к кассам и не самый удобный график работы оператора. Исключением не являются даже популярные у туристов территории - такие как Ольхонский район. Туроператоры предупреждают клиентов о необходимости пополнить баланс на телефонах, взять с собой наличные средства, потому что, например, на острове Ольхон нет ни терминалов, ни банков - ближайший только в райцентре в Еланцах. Пополнить баланс можно лишь карточкой оплаты, которые в сезон наплыва туристов быстро заканчиваются.

Решить эту проблему может местный малый бизнес. По существующему законодательству функцию сбора коммунальных и многих других платежей могут взять на себя некредитные организации, такие как магазины или АЗС, получая за это определенную комиссию. Для этого им необходимо стать либо платежными агентами поставщиков услуг, либо банковскими платежными агентами.

Второй вариант для малого бизнеса предпочтительнее, - считает Ирина Бурносова, заместитель директора Системы "Город". - Во-первых, платежный агент, не имеющий статуса банковского, должен самостоятельно заключить договор с каждым поставщиком услуг, в чью пользу он намеревается принимать деньги. Если поставщиков десять, то придется заключать десять договоров. Во-вторых, ему придется регулярно составлять отдельный отчет для каждого поставщика и каждому поставщику отправлять деньги. Тогда как банковский платежный агент заключает договор только с банком, взамен получая весь перечень поставщиков услуг, с которыми данный банк работает. Присоединившись в статусе банковского платежного агента к Системе "Город", наш партнер автоматически получит право собирать платежи для всех поставщиков услуг, сотрудничающих с "Городом" - а это более 200 организаций: ресурсоснабжающие (тепло, вода, электроэнергия), управляющие компании, услуги связи и телевидения, детские сады, охрана, погашение кредитов, штрафы ГИБДД. Конечно, комиссионный процент банковского платежного агента меньше, поскольку он делится между агентом и банком, в нашем случае - с расчетным банком Системы "Город". Но и трудозатраты неизмеримо меньше, чем у просто платежного агента. Ведь малый предприниматель без отрыва от основного бизнеса в состоянии самостоятельно обработать лишь небольшое количество договоров и платежей по ним. Нашему банковскому агенту не нужно заниматься этим вручную - достаточно в конце дня одним платежным поручением отправить деньги в расчетный банк Системы. Все остальное сделает за него Система "Город" автоматически: распределит деньги, каждому поставщику услуг составит и отправит реестр полученных средств. Поэтому даже при меньшем проценте доход у банковского платежного агента может оказаться больше за счет оборота.

Нужна только сеть

Предпринимателю стать банковским платежным агентом системы "Город" несложно - достаточно иметь компьютер с устойчивым выходом в Интернет, заключить договор присоединения и открыть для инкассации специальный счет в любом банке. На компьютере специалисты установят специальную программу - так называемое автоматизированное рабочее место, посредством которой компьютер будет находиться на постоянной связи с сервером Системы. Все платежи проводятся в режиме он-лайн. Принимать платежи в этом случае будет продавец или кассир. А можно приобрести платежный терминал, программное обеспечение для которого предоставит Система "Город", в этом случае оформлять платеж будут сами плательщики.

Выгода для малого предпринимателя при этом двойная - во-первых, появляется дополнительный доход в виде комиссии за прием платежей, во-вторых, как показывает опыт тех, кто присоединился к Системе "Город", повышается проходимость точки, что напрямую влияет на доходность основного бизнеса.

Конечно, есть определенный период привыкания потребителей - людям надо узнать о новой возможности и сформировать доверие к новому пункту приема платежей, - отмечает Ирина Бурносова. - Сейчас население предпочитает использование "традиционных" каналов осуществления платежей, таких как офисы банков или отделения Почты России. Но с другой стороны, в новые точки плательщиков привлекает то, что нет нужды далеко ходить и стоять в очередях к кассам - в пункт приема платежей, открывшийся, скажем, в магазине так называемой "шаговой доступности" можно прийти в любое удобнее время. И то, что все необходимые услуги (свет, тепло, телефон, телевидение, детский сад, Интернет и т.д.) можно оплатить в одном месте, при этом необязательно знать реквизиты организации-получателя платежа.

Рост гарантирован

Сеть банковских платежных агентов уже хорошо развита в крупных и средних городах, особенно на юге Иркутской области, а в небольших населенных пунктах и в северных районах эта ниша еще свободна. Сказываются слабая информированность малого бизнеса о подобной возможности и даже страх перед новым видом деятельности. Хотя, по данным статистики, во всех регионах России более 97,5 процента банковских и платежных агентов - это именно предприятия малого и микро бизнеса. Иными словами, сфера является привлекательной и низкорисковой для малых предпринимателями как вспомогательный источник дохода в дополнение к основному бизнесу (торговля, услуги).

Добавим, что по данным Системы "Город", рынок массовых платежей является одним из самых емких в денежном исчислении и ежегодно растет в среднем на 20 процентов. А по информации одного из крупнейших банков, работающего в Восточной Сибири, за 11 месяцев 2013 года только через каналы данного банка и только на оплату сотовой связи жители Иркутской области, Забайкальского края и Бурятии перевели 6,4 миллиарда рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем данного вида платежей увеличился в 1,8 раза.

Другим, и чаще куда более существенным, препятствием для расширения сети пунктов приема платежей остается отсутствие надежного подключения к сети Интернет. Впрочем, это проблема с каждым годом становится менее актуальной - провайдеры активно осваивают районы Иркутской области, наращивая абонентскую базу со скоростью до 3-4 процентов в месяц.

Кстати, при распространении Интернета, появляется и другая возможность сделать коммунальные платежи более удобными - на сайте Системы "Город" с помощью банковской карты любого банка. У владельцев сайтов, в свою очередь, появляется возможность немного повысить посещаемость своего ресурса, разместив у себя баннер Системы "Город", который, по сути, является шлюзом - кликнув по нему, посетитель попадает на сайт системы, где и проводит все платежи.

Развитие системы приема платежей возможно и по другому пути: через присоединение к нашей системе банков, и соответственно, их банкоматов, - говорит Ирина Бурносова.
В данном случае, отмечают представители банковского сектора, прием коммунальных платежей интересен кредитным организациям не только и даже не столько доходом, сколько возможностью привлечения новых клиентов.

Эксперты отрасли поясняют, что простое присутствие клиента в отделении банка позволяет рассказать ему о дополнительных банковских услугах. Пусть он не воспользуется ими здесь и сейчас, пусть он только заплатит за свет, но он вспомнит об этом, когда в его семье возникнет необходимость взять кредит, открыть карту. А положительная ассоциация - мне нужно было заплатить за свет, и меня в этом банке обслужили - может стать тем "шаром", который позволит сделать выбор в пользу именно данной кредитной организации.

В любом случае, людям - вне зависимости от места проживания - необходимы комфортные условия вноса обязательных платежей. Это, кстати, поняли поставщики ресурсов: если людям неудобно платить, они начинают копить долги.

Т.е. платежи принятые платежными системами идут на счет посредника, а тот в свою очередь переводит деньги самостоятельно компании поставщику услуг. В конце месяца посредник выставляет счет на оплату своих услуг.
Александр

Прежде всего хотелось бы отметить, что сама по себе законность подобной схемы вызывает сомнения. Плательщик изначально платит за услугу конкретному поставщику, на счет которого деньги от оператора и должны поступить, но никак не на счет третьих лиц.

ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»
15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

16. По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:
1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
4) списание денежных средств на банковские счета.
17. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.

Также следует обратить внимание, что:

19. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции:
1)зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента;
2) списание денежных средств на банковские счета.

Сам платежный агент как видите может перечислить денежные средства только на счет поставщика, а поставщик может принять денежные средства только со специального банковского счета агента.

ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» предусматривает наличие оператора и платежного субагента. Чтобы схема была законной, Вы должны быть либо первым, либо вторым. Как-то дополнить эту схему Поставщик - оператор по приему платежей - платежный субагент нельзя.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
3) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
4) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
5) платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

При этом оператор по приему платежей должен встать на учет в росфинмониторинг:

Статья 4. Условия осуществления приема платежей
5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке.

Таким образом, повторюсь, Вы должны быть либо оператором, либо субагентом.