Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Индикаторы устойчивого развития. иметь ограниченное число и др. Бедность: прошлое, настоящее и будущее

Индексы и индикаторы устойчивого развития

, член-корр. РАН, проф., к. э.н.

Введение

Необходимость в разработке индикаторов устойчивого развития была отмечена в «Повестке дня на 21 век», принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Глобальная программа «Повестка дня на XXI век» была призвана подготовить мировое сообщество к решению проблем, с которыми цивилизация столкнулась, вступая в XXI век. Документ сгруппирован в четыре раздела: социальные и экономические аспекты; сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития; усиление роли основных групп населения; средства осуществления. В 40-ой главе этого документа («Информация для принятия решений») отмечено: «В целях создания надежной основы для процесса принятия решений на всех уровнях и содействия облегчению саморегулируемой устойчивости комплексных эколо­гических систем и систем развития необходимо разработать показатели устойчивого развития».

Контроль за достижением целей устойчивого развития, управление этим процессом, оценка эффективности используемых средств и уровня достижения поставленных целей требуют разработки соответствующих критериев и показателей - индикаторов устойчивого развития.

В мире активно идет разработка критериев и индикаторов устойчивого развития. Этим занимаются ведущие международные организации: ООН, Всемирный Банк, Организация стран экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейская комиссия, Научный комитет по проблемам окружающей среды (SCOPE) и др. Эта проблема рассматривается на различных международных конференциях и семинарах.

Хотя разработка индикаторов устойчивого развития еще далека от завершения, однако уже предложены проекты индикаторов для систем разных масштабов: глобального, регионального, национального, локального, отраслевого, даже для отдельных населенных пунктов и предприятий.

Следует отметить такие проекты по разработке индикаторов устойчивого развития как:

· система индикаторов устойчивого развития, предложенная Комиссией ООН по устойчивому развитию (КУР), состоящая из 132 индикаторов (табл. 1),

· система интегрированных экологических и экономических национальных счетов (System for Integrated Environmental and Economic Accounting), предложенная Статистическим отделом ООН и нацеленная на учет экологического фактора в национальных статистиках

· показатель «истинных сбережений» (genuine savings), разработанный и рассчитанный Всемирным Банком (табл. 5),

· программа экологических индикаторов ОЭСР (табл. 2)

Разработка индикаторов устойчивого развития является комплексной и дорогостоящей процедурой, требующей большого количества информации, получить которую бывает сложно, а иногда и просто невозможно. Обилие индикаторов, входящих в систему, затрудняет их использование во многих странах в связи с отсутствием необходимых статистических данных.

1. Природа и функции индикаторов .

1.1 Что такое индикаторы?

Под индикатором понимается показатель (выводимый из первичных данных, которые обычно нельзя использовать для интерпретации изменений); позволяющий судить о состоянии или изменении экономической, социальной или экологической переменной.

Наряду с индикаторами разрабатываются и применяются на практике индексы. Индекс – это агрегированный или взвешенный индикатор, основанный на нескольких других индикаторах или данных. Использование индексов приемлемо там, где хорошо понятны причинно-следственные связи.

Обычно индикаторы описывают явления или состояния окружающей природной среды и всегда указывают на нечто, находящееся вне прямого рассмотрения. Существует множество причин, объясняющих это: непосредственное наблюдение иногда является слишком дорогостоящим; область наблюдения, находящаяся вне прямого рассмотрения, является будущим. Однако часто для решения, принимаемого сегодня, большую важность имеет информация, относящаяся к будущему. Вероятно, обилие разработанных индикаторов позволит получить информацию об этом будущем. Например, при планировании мероприятия на будущее мы обращаемся к прогнозу погоды: глядя на барометр , узнаем давление воздуха, которое служит индикатором будущих погодных условий. Другим примером может служить индекс цен ы акции (например, индекс Доу Джонса Нью-Йоркской фондовой биржи), который для инвесторов является индикатором общих тенденций рынка на будущее.

Индикаторы будущего являются обязательными для многих повседневных решений, но они, конечно, могут иметь недостатки, и даже при детальной проработке они будут оставаться несовершенными, ибо будущее – terra incognita .

1.2. Зачем нужны индикаторы?

1) Индикаторы используются для обоснования принимаемого решения посредством количественной оценки и упрощения.

2) Индикаторы помогают интерпретировать изменения.

3) Использование индикаторов позволяет выявлять недостатки в природопользовании .

4) Индикаторы позволяют облегчить доступ к информации для разных категорий пользователей.

5) Индикаторы облегчают обмен научно-технической информацией.

Являясь инструментом для поддержки решений и планирования, индикаторы также могут выполнять важную коммуникативную функцию. Так индикаторы состояния окружающей среды информируют общественность и привлекают внимание к определенным экологическим угрозам. Это часто мобилизует людей для самостоятельного принятия необходимых мер или обращения за помощью к представителям властей или частным компаниям.

2. Индикаторы устойчивого развития.

Мировой опыт в области разработки индикаторов устойчивого развития показывает, что существуют два подхода к их построению:

1) построение системы индикаторов, каждый из которых отражает отдельные аспекты устойчивого развития. Чаще всего в рамках общей системы выделяются следующие подсистемы показателей:

· экологические

· экономические

· социальные,

· институциональные.

2) построение интегрального, агрегированного индикатора, на основе которого можно судить о степени устойчивости социально-экономического развития . Агрегирование обычно осуществляется на основе трех групп показателей:

o эколого-экономических,

o эколого-социально-экономических,

o экологических.

2.1 Системы индикаторов устойчивого развития.

2.1.1 Система индикаторов, разработанная Комиссией ООН по устойчивому развитию (КУР ООН).

Одна из самых полных по охвату систем индикаторов устойчивого развития разработана КУР ООН (табл.1). Индикаторы разбиты на основные группы:

· индикаторы социальных аспектов устойчивого развития,

· индикаторы экономических аспектов устойчивого развития,

· индикаторы экологических аспектов устойчивого развития (включая характеристики воды, суши, атмосферы, других природных ресурсов, а также отходов),

· индикаторы институциональных аспектов устойчивого развития (программирование и планирование политики, научные разработки, международные право вые инструменты, информационное обеспечение , усиление роли основных групп населения).

Предложенные в проекте индикаторы требуют специальных преобразований, приспособления к конкретным условиям, а в некоторых случаях - расширения для отдельных стран.

Индикаторы разбиты на три категории с учетом их целевой направленности:

· индикаторы - движущая сила, характеризующие человеческую деятельность, процессы и характеристики, которые влияют на устойчивое развитие;

· индикаторы состояния, характеризующие текущее состояние различных аспектов устойчивого развития;

· индикаторы реагирования, позволяющие осуществлять политический или какой-либо другой способ реагирования для изменения текущего состояния.

Таблица 1

Базовый набор индикаторов устойчивого развития

Раздел Повестки дня на 21 век

Индикаторы – движущая сила

Индикаторы текущего состояния

Индикаторы реагирования

А. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Борьба с бедностью

1. Темп роста занятости (%)

2. Соотношение средних зарплат женщин и мужчин

15. Население, проживающее в абсолютной бедности (%)

16. Соотношение по доходам наиболее богатых и бедных

Демографическая динамика

3. Темп роста населения (%)

4. Темпы миграции населения (чел/год)

17. Плотность населения (чел/км2)

29. Рост рождаемости

Содействие образованию, подготовке кадров и информи­рованности общества

5. Темп роста населения школьного возраста

6. Прирост числа учеников начальных школ (%)

18. Доля грамотных среди взрослых (%)

19. Доля населения, имеющая образование на уровне 5 классов (%)

20. Среднее число лет обучения в школе

30. Доля ВНП, расходуемая на образование (%) 31 Число девочек на 100 мальчиков в средней школе 32. Число женщин на 100 мужчин среди работающих

Защита здоровья населения

8. Доля населения, не имеющего должного доступа к чистой питьевой воде (%)

9. Доля населения, проживающая в жилищах, не обеспеченных системами канализации (%)

10. Доля населения, подверженная воздействию вредных для здоровья загрязнителей воздуха (%)_

21. Детская смертность на 1000 родившихся живыми

22. Ожидаемая средняя продолжительность жизни при рождении

23. Материнская смертность при родах на 1000 рожениц

33. Доля ВНП, затрачиваемая на здравоохранение (%)

34. Доля населения, охвачен­ного первичной медицинской помощью (%)

35. Доля населения, иммуни­зированного против основных заразных заболеваний (%)

11. Доля населения, не обеспеченная должным уровнем питания {%)

36. Число женщин в детород­ном возрасте, имеющих доступ к обсуждению проблем планирования семьи

37. Доля расходов националь­ного здравоохранения, затрачиваемая на местное медицинское обслуживание

Содействие устойчивому развитию поселений

13. Потребление моторного топлива на душу населения (литры)

14. Число мегаполисов с населением 10 и более миллионов человек

24. Доля городского населе­ния (%)

25. Площадь и население маргинальных поселений (м2/численность)

26. Ущерб и число пострадав­ших и погибших от природных катастроф

27. Общая площадь жилья на душу населения (м2)

40. Инфраструктурные расхо­ды на душу населения

Б. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ

Экономическое развитие

42. Темп роста ВНП на душу населения (%)

43. Экспорт товаров и услуг

44. Импорт товаров и услуг

47. ВНП на душу населения

48. Скорректированный на экологический ущерб нацио­нальный продукт на душу населения

49. Вклад производственной деятельности в ВНП(%)

50. Экспортная доля ВНП (%)

56. Доля инвестиций в ВНП

57. Участие в региональных торговых соглашениях (да/нет)

Изменение характера потребления

45. Сокращение запасов минеральных ресурсов (в % от утвержденных запасов)

46. Ежегодное потребление энергии на душу населения

Финансовые ресурсы и механизмы

59. Доля продажи ресурсов в ВНП (%)

60. Внешняя помощь разви­тию (полученная или передан­ная, в % от ВНП)

61. Долги (в % от ВНП)

62. Обслуживание долга (в % от долга)

63. Доля ВНП, выделяемая на защиту окружающей среды

64. Экологические налоги и субсидии, в % от государ­ственного дохода

65. Размер дополнительного финансирования на устойчивое развитие после 1992 г.

66. Программа интегрированных эколого-экономических счетов (да/нет)

67. Погашение задолженности

В. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ

В-1. Водные ресурсы

Защита запасов и качества пресной воды

68. Ежегодное изъятие подземных и поверхностных вод, в % от доступного объема

69. Потребление воды на душу населения

74. Запасы подземных вод (мЗ)

75. Концентрация фекальных Coli-форм в источниках пресной воды (число на 100 мл)

81. Участие в соглашениях, касающихся морей (да/нет)

В-2. Земельные ресурсы

Интегрированный подход к планированию и использо­ванию земельных ресурсов

82. Используемые земли (км2)

90. Земли, подверженные эрозии почвы (км2)

94. Реформирование земельной политики (да/нет)

Управление уязвимыми экосистемами, борьба с опустыниванием и засухами

83. Потребление древесины на отопление на душу населения (мЗ)

84. Численность домашнего скота на км2 в засушливых зонах

85. Население в засушли­вых зонах, живущее ниже уровня бедности (%)

91. Земли, затронутые опустыниванием (км2)

92. Частота засух

95. Затраты на восстановление экосистем

Содействие устойчивости сельского хозяйства и местного развития

86. Использование сельско­хозяйственных пестицидов (т/км2)

87. Использование удобре­ний (т/км2)

88. Количество пахотных земель (га) на душу населения

89. Орошаемые земли (%)

93. Количество земель, затронутых засолением и заболачиванием (км2)

96. Затраты на поддержание сельского хозяйства и исследования в этой области

97. Площадь восстановленных земель (км2)

В-3. Другие природные ресурсы

Борьба с обезлесиванием

98. Темп обезлесивания (км2 в год)

99. Годовое производство кругляка (м3)

100. Запасы древесины (м3) 101. Площадь лесов (км2) 102. Потребление древеси­ны, в % от потребления энергии

104. Темпы восстановления лесов (км2 в год)

105. Доля защищаемых лесов

Сохранение биологического разнообразия

103. Число видов в угрожаемом состоянии и исчезнувших

106. Площадь заповедных территорий, в % от общей территории

В-4. АТМОСФЕРА

Защита атмосферы

107. Выбросы СО2 (т)

108 Выбросы оксидов серы и азота (т)

109. Потребление озоноразрушающих веществ (т)

110. Концентрация S02, СО, оксидов азота, озона и взвешенных частиц в атмосфере городов

111. Расходы на сокращение загрязненности атмосферы

112. Сокращение выбросов СО2, а также оксидов серы и азота (в % в год)

В-5. ОТХОДЫ

Управление отходами

113. Объемы производ­ственных и муниципальных отходов (т в год)

114. Объем опасных отходов (т)

115. Импорт и экспорт (ввоз и вывоз) опасных отходов (т)

116. Объемы отходов (т) на душу населения

117. Площадь земель, загрязненных опасными отходами (км2)

118. Расходы на сбор и обработку отходов

119. Доля утилизируемых отходов, %

120. Утилизация муниципальных отходов (т на душу населения)

121 Темп уменьшения отходов на единицу ВНП (т/год)

122. Расходы на переработку опасных отходов

г. Организационные индексы

Структура принятия решений

123. Утверждение методов оценки экологического ущерба (да/нет)

124. Наличие программ национальной статистики по окружающей среде и приня­тие индикаторов устойчивого развития (да/нет)

125. Наличие национальной стратегии устойчивого разви­тия (да/нет)

126. Наличие национального совета по устойчивому развитию (да/нет)

127. Число телефонов на 100 жителей

128. Представительство коренных народностей в национальном совете по устойчивому развитию (да/нет)

129. Наличие информационных баз, касающихся национальных традиций (да/нет)

130. Представительство основных групп общества в национальном совете по устойчивому развитию (да/нет)

131. Представительство этнических меньшинств в национальном совете по устойчивому развитию (да/нет)

132. Ратификация международных соглашений, относящихся к устойчивому развитию (число)

В 1996 г. профильным комитетом ООН была предложена система из 132 индикаторов для оценки движения к устойчивому развитию. Система построена по принципу «тема - подтема - индикатор». Охвачены основные темы, обсужденные на конференции Рио-92, и отраженные в итоговом документе - «Программе действий». Структуру этой системы можно охарактеризовать как трехмерную, в которой все индикаторы могут быть «рассортированы» по пространственному, временному и предметному признакам.

Пространственная градация показателей предусматривает их деление на глобальный, межрегиональный (межгосударственный), национальный, региональный и локальный уровни. Предметное членение указывает на то, что характеристика устойчивого развития складывается из групп экономических (26 показателей), экологических (55 шт.), социальных (41 шт.) и организационно-управленческих (10 шт.) индикаторов. Временная компонента означает, что для каждого уровня и по каждому отдельному индикатору любой группы подбираются показатели, характеризующие: а) текущее состояние; б) динамику (сопоставление с предыдущим замером); в) возможности по корректировке курса.

Например, в группе экологических индикаторов, в разделе, касающемся водных ресурсов и, в частности, запасов и качества пресной воды, предложено четыре следующих индикатора состояния вод: 1) запасы подземных вод; 2) концентрация фекальных Coli-форм в источниках пресной воды; 3) показатели биохимического и 4) химического потребления кислорода водными источниками.

Для оценки динамики рекомендованы три индикатора: 1) ежегодное изъятие поверхностных и 2) подземных вод в %% от доступного объема; 3) потребление воды на душу населения. Возможности корректировки ситуации с обеспечением чистой водой измеряются одним индикатором - %% населения, обслуживаемого всеми видами обработки сточных вод.

В разделе о защите атмосферы текущее состояние предлагается оценивать по концентрации озона, взвешенных частиц, окислов серы, углерода, азота в воздухе городов. .Динамика характеризуется весом выброшенных за год окислов серы, азота и двуокиси углерода а также потреблением веществ, негативно действующих на озоновый слой. Перспективы корректировки состояния атмосферного воздуха измеряются расходами на сокращение загрязнения атмосферы и сокращением выбросов основных загрязняющих окислов.

Первый вариант этой системы опробовался и дважды пересматривался экспертами ООН (в 2001 и 2006 г.). В действующей ныне версии 96 индикаторов, в том числе 50 - ключевых.

Большинство признанных и используемых ныне в мире систем индикаторов разработано нс для всех 4-х из указанных выше предметных областей, а для 1-2. Наиболее часто рассматриваются эколого-экономические индикаторы.

Организация стран экономического сотрудничества и развития - ОЭСР - в 1990 г. разработала свою систему индикаторов, послужившую основой для многих последующих систем индикаторов УР, в том числе и охарактеризованной выше системы КУР ООН.

В основе индикаторов ОЭСР лежит модель «давление-состояние- влияние-реакция», выявляющая причинно-следственные связи между экономической деятельностью, экологическими и социальными условиями. Группа индикаторов «давления» характеризует использование природных ресурсов и выброс загрязняющих веществ. Показатели экологического давления тесно связаны с характером производства и потребления.

Индикаторы «состояния» дают обзор экологической ситуации и ее развития во времени. Примерами их являются: концентрации загрязняющих веществ в окружающей среде; превышение критических нагрузок; влияние определенного уровня загрязнения на население, на состояние флоры и фауны и запасы природных ресурсов.

Индикаторы «влияния» выражают последствия от изменений в состоянии окружающей среды для тех, кто прямо или косвенно использует ресурсы окружающей среды. В качестве примеров можно привести

индикаторы, влияющие на здоровье, затраты на очистку сточных вод, изменения в сельскохозяйственной продуктивности пахотных земель.

Показатели «реакции» отражают реакцию общества на экологические проблемы. Примерами показателей общественной реакции являются: затраты на охрану окружающей среды, природоохранные налоги и субсидии, структура ценообразования, доля рынка, приходящаяся на экологически чистые товары и услуги, темпы сокращения загрязнения, уровень вторичной переработки продуктов.

Модель ОЭСР, в частности, легла в основу Европейских индикаторов воздействия Евростата.

Широкую известность и практическое использование для межстрановых сравнений имеют индикаторы Всемирного Банка. Материалы ежегодных докладов «The World Development Indicators» позволяют оценить продвижение к целям, поставленным ООН - экономическому росту и борьбе с бедностью. Показатели сгруппированы в 6 разделов: общий, население, окружающая среда, экономика, государство, рынки. Ключевые характеристики общего раздела - численность населения, территория и ВВП - используются для определения удельных показателей во всех остальных разделах. Для изучения и сравнения развития стран мира анализируется информация по более чем 550 показателям.

Среди хронологически последних систем, получивших международное признание - индикаторы «Целей развития тысячелетия» (ЦРТ) (2000), которые мировое сообщество стремится достичь к 2015 г. Система построена по принципу «цель - подцель - задача - индикатор» (в количественном выражении их 8 - 16-21 - 48). Приоритеты ЦРТ основаны на концепции развития человеческого потенциала (см. р. 2.1.).

По рекомендации Комиссии по УР ООН ряд стран разработал свои системы индикаторов устойчивого развития. В идеале их набор должен согласовываться со стратегическими целями устойчивого развития страны и видоизменяться по сравнению с ООН-овской схемой. Для России, например, такое изменение необходимо за счет показателей, характеризующих конфликтность, национальные отношения, уровень коррупции, соответствие управленческих действий на разных уровнях национальным интересам страны. Важно, чтобы в этой системе индикаторов были ясно выстроены приоритеты.

Необходимость совершенствования приспособленности

индикационных систем для управленцев привела к практике ранжирования системы индикаторов по уровням приоритетности. Этим путем пошли практически все международные организации и многие страны, разделяя всю совокупность индикаторов на ключевые (базовые), дополнительные и специфические.

«Базовые» индикаторы получили широкое признание. С их помощью идентифицируются наиболее важные проблемы устойчивого развития. Они составляют основу межстрановых сравнений. Дополнительные важны для региона, но в меньшей степени. Их различие может подчеркивать специфику однотипных территорий (по социально-экономическому развитию, особенностям производственного сектора и т.п.) Специфические могут быть использованы только на конкретной территории.

Примером адаптации ООН-овского набора индикаторов к региональным условиям может служить работа, выполненная экспертами бывших советских среднеазиатских республик - Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркмении и Таджикистана - для бассейна Аральского моря. Система составлена по принципу «проблема - индикатор».

На первом этапе были отобраны из международного списка и дополнены специфическими сведениями индикаторы, образовавшие массив из 31 показателя. Его практическое тестирование позволило на втором этапе свести этот набор к 13 ключевым индикаторам, которые и были в дальнейшем использованы для разработки конкретных мероприятий. Среди специфических для региона и проблемы индикаторов можно назвать, например, %% ирригации пахотных земель; площади, подвергшиеся засолению и водной эрозии, использование энергии в сельском хозяйстве.

Локальные системы индикаторов УР, как правило, строятся по схеме «проблема» - «индикатор». По-видимому, первой подобной инициативой следует считать т.н. «Ольборгскую (в другой транскрипции Аалборгскую) хартию», одобренную участниками Европейской конференции по устойчивому развитию больших и малых городов Европы 27 мая 1994 г, состоявшуюся в Дании. Подписавшие хартию обязывались включиться в активную разработку локальных (городских) «Повесток дня на 21 век».

Ныне в рамках Европейской Комиссии осуществляется npoeicr по разработке общеевропейских индикаторов устойчивого развития городов (ECI) (12). Помимо локальной «Повестки дня...» в систему вошли целевые блоки, ориентированные на снижение углеродных выбросов различными способами.

Система основана на 10-и ключевых индикаторах, подобранных к действующим индикаторам национального локального и отраслевого уровней (табл.3.1).

Табл. 3.1 Общеевропейские индикаторы устойчивого развития

Проблема

Ключевой индикатор

Удовлетворенность граждан городом

%%-е распределение различных уровней удовлетворенности

Вклад города в глобальное изменение климата

Выбросы СО 2 на человека

Передвижение граждан и пассажирский транспорт

Ежедневный пробег пассажирского транспорта по видам транспорта

Доступность для населения зеленых зон и сферы услуг

Доля населения, проживающего вблизи (300 м) зеленой зоны и объектов базовых услуг

Качество атмосферного воздуха

Число дней с

удовлетворитсяьным качеством атмосферы

Поездки в школу

Доля детей, использующих автомобиль для поездки в школу

Устойчивый бизнес и устойчивое управление

Доля государственных и частных организаций, использующих процедуры экологического и социального менеджмента

Шумовое загрязнение

Доля населения, подвергающегося шумовому загрязнению

Устойчивое землепользование

Доля охраняемых территорий

Продукция, обеспечивающая устойчивость

Доля продукции, имеющей экомаркировку органических

Помимо ключевого, большинство проблем характеризуются расширенным набором индикаторов. Так, по проблеме устойчивое землепользование собирается и анализируется информация по следующим позициям: урбанизированные земли (%); загрязненные земли (м 2); число жителей на гектар урбанизированной территории; доля нового строительства на землях, прежде бывших в сельскохозяйственном, лесном и т.п. пользовании и на загрязненных землях (%); восстановление

урбанизированных земель (м 2); доля охраняемых земель в общей площади города (%).

Для расширения кругозора в области разрабатываемых подходов к индикации устойчивости развития на локальном уровне можно познакомиться с проектом «Cities 21», осуществлявшемся по инициативе Международного совета локальных экологических инициатив (14), с индикаторами устойчивости, разработанными для Центрального Техаса (15) и др.

Индикáтор усто́йчивого разви́тия (англ. index of sustainable development ) - показатель (выводимый из первичных данных, которые обычно нельзя использовать для интерпретации изменений); позволяющий судить о состоянии или изменении экономической, социальной или экологической переменной. Основной целью введения индексов является оценка ситуации или события, для прогноза развития сложившейся ситуации и разработки её решения. На сегодняшний день отсутствуют обоснованные количественные критерии, позволяющие измерять степень устойчивости развития государств, отдельных регионов и территорий.

Выделяют два подхода к построению индексов и индикаторов:

  1. Построение системы индикаторов, с помощью которых можно судить об отдельных аспектах развития: экологических, социальных, экономических и др.
  2. Построение интегральных, агрегированных индексов, с помощью которых можно комплексно судить о развитии страны (или региона). Основная трудность при агрегировании информации в индексы состоит в определении весов исходных показателей без утраты значимости и без излишней субъективности. Обычно агрегированные показатели подразделяются на следующие группы:

Энциклопедичный YouTube

Субтитры

Системы индикаторов устойчивого развития

Системы индикаторов ОЭСР

Широкое признание в мире получила система эко-индикаторов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Они подразделяются на несколько типов:

  1. набор экологических показателей для оценки эффективности деятельности в области охраны окружающей среды;
  2. несколько наборов отраслевых показателей для обеспечения интеграции природоохранных вопросов в отраслевую политику;
  3. набор показателей, выводимых из природоохранной отчетности - для обеспечения как включения природоохранных вопросов в отраслевую политику, так и для обеспечения устойчивости управления и использования природных ресурсов.

Система эколого-экономического учета

Система эколого-экономического учета (СЭЭУ) была предложена Статистическим отделом Секретариата ООН в 1993 году. Целью системы эколого-экономического учета является учет экологического фактора в национальных статистиках.

Природоохранной направленностью СЭЭУ объясняются её некоторые особенности: использование данных в натуральном представлении, самостоятельный, хотя и взаимосвязанный по отношению к традиционной системе национальных счетов, характер; применение, наряду с рыночными, нерыночных оценок.

Эколого-экономический учет - вспомогательная система. Он расширяет потенциал национальных счетов, но не рассматривается в качестве замены национального счетоводства.

Эколого-экономический учет затрагивает вопросы включения в национальное богатство наряду с капиталом, произведенным человеческим трудом, природного капитала, а также дает возможность оценить экологические затраты (истощение и воздействие на качество природных ресурсов). Природный капитал включает возобновимые ресурсы (например, леса), и невозобновимые (почва и подпочвенные активы), а также экологические услуги. Расширение экологически скорректированных макроэкономических агрегатов происходит за счет рассмотрения природных активов: возможна корректировка не только ВВП, но и чистой добавленной стоимости и национального богатства.

Истинные сбережения

Показатель «истинных сбережений» был предложен Всемирным банком . Концепция «истинных сбережений» тесно связана с попыткой нового подхода к измерению национального богатства стран. Всемирным банком рассчитаны величины природного, произведенного (физический или искусственный) и социального капиталов , а также их доля в совокупном национальном богатстве страны. Так, доля природного капитала в национальном богатстве в среднем для более чем 100 стран мира составляет 2-40 %, доля человеческого капитала - 40-80 %. Кроме того, в развитых странах доля природного капитала в национальном богатстве в среднем не превышает 10 %, в то время как доля человеческого капитала составляет более 70 %. Для многих стран с низкими доходами на душу населения удельный вес сельскохозяйственной компоненты в природном капитале составляет 80 %, в то время как в странах с высокими доходами этот показатель не превышает 40 %.

Генеральный индикатор прогресса

Литература

  • Устойчивое развитие: Методология и методики измерения: учеб. пособие/ С. Н. Бобылев, Н. В. Зубаревич, С. В. Соловьева, Ю. С. Власов; под ред. С. Н. Бобылева. - М.: Экономика, 2011. - 358 с.
  • Ерофеев, П. Ю. Особенности концепции устойчивого развития / П. Ю. Ерофеев // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 3(13). - С. 20-29.
  • Методические подходы к разработке показателей устойчивого развития сельских территорий/ В. И. Фролов, Е. О. Агафонова
  • Индикаторы и индексы устойчивого развития: Институт проблем устойчивого развития http://www.cosd.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13&Itemid=15
  • Индексы и индикаторы устойчивого развития / Н. П. Тарасова, Е. Б. Кручина http://www.ustoichivo.ru/i/docs/18/tarasova.pdf
  • Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты)./ Под ред. С. Н. Бобылева, П. А. Макеенко - М.: ЦПРП, 2001. - 220 с.
  • Indicators of Sustainable Development, UN Department for Policy Coordination and Sustainable Development, December, 1994.

Индикаторы устойчивого развития

Индикáтор усто́йчивого разви́тия (англ. index of sustainable development ) - показатель (выводимый из первичных данных, которые обычно нельзя использовать для интерпретации изменений); позволяющий судить о состоянии или изменении экономической, социальной или экологической переменной. Основной целью введения индексов является оценка ситуации или события, для прогноза развития сложившейся ситуации и разработки её решения. На сегодняшний день отсутствуют обоснованные количественные критерии, позволяющие измерять степень устойчивости развития государств, отдельных регионов и территорий.

Выделяют два подхода к построению индексов и индикаторов:

  1. Построение системы индикаторов, с помощью которых можно судить об отдельных аспектах развития: экологических, социальных, экономических и др.
  2. Построение интегральных, агрегированных индексов, с помощью которых можно комплексно судить о развитии страны (или региона). Основная трудность при агрегировании информации в индексы состоит в определении весов исходных показателей без утраты значимости и без излишней субъективности. Обычно агрегированные показатели подразделяются на следующие группы:

Системы индикаторов устойчивого развития

Системы индикаторов ОЭСР

Широкое признание в мире получила система эко-индикаторов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Они подразделяются на несколько типов:

  1. набор экологических показателей для оценки эффективности деятельности в области охраны окружающей среды;
  2. несколько наборов отраслевых показателей для обеспечения интеграции природоохранных вопросов в отраслевую политику;
  3. набор показателей, выводимых из природоохранной отчетности - для обеспечения как включения природоохранных вопросов в отраслевую политику, так и для обеспечения устойчивости управления и использования природных ресурсов.

Система эколого-экономического учета

Система эколого-экономического учета (СЭЭУ) была предложена Статистическим отделом Секретариата ООН в 1993 году. Целью системы эколого-экономического учета является учет экологического фактора в национальных статистиках.

Природоохранной направленностью СЭЭУ объясняются её некоторые особенности: использование данных в натуральном представлении, самостоятельный, хотя и взаимосвязанный по отношению к традиционной системе национальных счетов, характер; применение, наряду с рыночными, нерыночных оценок.

Эколого-экономический учет - вспомогательная система. Он расширяет потенциал национальных счетов, но не рассматривается в качестве замены национального счетоводства.

Эколого-экономический учет затрагивает вопросы включения в национальное богатство наряду с капиталом, произведенным человеческим трудом, природного капитала, а также дает возможность оценить экологические затраты (истощение и воздействие на качество природных ресурсов). Природный капитал включает возобновимые ресурсы (например, леса), и невозобновимые (почва и подпочвенные активы), а также экологические услуги. Расширение экологически скорректированных макроэкономических агрегатов происходит за счет рассмотрения природных активов: возможна корректировка не только ВВП, но и чистой добавленной стоимости и национального богатства.

Показатель «истинных сбережений» был предложен Всемирным банком . Истинные сбережения (англ. genuine (domestic) savings ) - это скорость накопления национальных сбережений после надлежащего учета истощения природных ресурсов и ущерба от загрязнения окружающей среды .

Концепция «истинных сбережений» тесно связана с попыткой нового подхода к измерению национального богатства стран. Всемирным банком рассчитаны величины природного, произведенного (физический или искусственный) и социального капиталов , а также их доля в совокупном национальном богатстве страны. Так, доля природного капитала в национальном богатстве в среднем для более чем 100 стран мира составляет 2-40 %, доля человеческого капитала - 40-80 %. Кроме того, в развитых странах доля природного капитала в национальном богатстве в среднем не превышает 10 %, в то время как доля человеческого капитала составляет более 70 %. Для многих стран с низкими доходами на душу населения удельный вес сельскохозяйственной компоненты в природном капитале составляет 80 %, в то время как в странах с высокими доходами этот показатель не превышает 40 %.

Литература

  • Устойчивое развитие: Методология и методики измерения: учеб. пособие/ С. Н. Бобылев, Н. В. Зубаревич, С. В. Соловьева, Ю. С. Власов; под ред. С. Н. Бобылева. - М.: Экономика, 2011. - 358 с.
  • Ерофеев, П. Ю. Особенности концепции устойчивого развития / П. Ю. Ерофеев // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 3(13). - С. 20-29.
  • Методические подходы к разработке показателей устойчивого развития сельских территорий/ В. И. Фролов, Е. О. Агафонова
  • Индикаторы и индексы устойчивого развития: Институт проблем устойчивого развития http://www.cosd.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13&Itemid=15
  • Индексы и индикаторы устойчивого развития / Н. П. Тарасова, Е. Б. Кручина http://www.ustoichivo.ru/i/docs/18/tarasova.pdf
  • Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты)./ Под ред. С. Н. Бобылева, П. А. Макеенко - М.: ЦПРП, 2001. - 220 с.
  • Indicators of Sustainable Development, UN Department for Policy Coordination and Sustainable Development, December, 1994.

Примечания

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Индикаторы устойчивого развития" в других словарях:

    Логотип Центр устойчивого развития столицы … Википедия

    Цели развития тысячелетия - система индикаторов, предложенная ООН для оценки эффективности действий по реализации политики развития человеческого потенциала в разных странах; все государства члены ООН взяли на себя обязательства достичь эти цели к 2015 г.; структура Ц.р.т.… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    - (англ. sustainable development) гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное) развитие это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно технического развития,… … Википедия

    Конференция ООН «Конференция ООН по устойчивому развитию Рио+20» RIO +20 United Nations Conference on Sustainable Development Принятие: На конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию в июне 2012 Подписание: 20 22 июня 2012… … Википедия

    Государственная программа - (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора

    Конъюнктура - (Conjuncture) Конъюнктура это сформировавшийся комплекс условий в определенной области человеческой деятельности Понятие конъюнктуры: виды конъюнктуры, методы прогнозирования конъюнктуры, конъюнктура финансового и товарного рынков Содержание… … Энциклопедия инвестора

Индикаторы устойчивого развития, система показателей, характеризующих состояние, динамику и тенденции экономики, окружающей среды, населения, социальной сферы стран, регионов и мира в целом, в аспекте устойчивого развития .

Впервые о необходимости разработки индикаторов устойчивого развития было сказано в «Повестке дня на 21 век», принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Задача разработки индикаторов устойчивого развития еще далека от решения, однако уже имеются рекомендации по методологии выбора индикаторов для систем разных масштабов: глобального, регионального, национального, локального, отраслевого .

Наряду с индикаторами разрабатываются и применяются на практике индексы. Индекс - это агрегированный или взвешенный индикатор, основанный на нескольких других индикаторах или данных. Использование индексов приемлемо там, где хорошо понятны причинно-следственные связи.

Обычно индикаторы описывают явления или состояния окружающей природной среды и всегда указывают на нечто, находящееся вне прямого рассмотрения. Существует множество причин, объясняющих это: непосредственное наблюдение иногда является слишком дорогостоящим; область наблюдения, находящаяся вне прямого рассмотрения, является будущим. Однако часто для решения, принимаемого сегодня, большую важность имеет информация, относящаяся к будущему. Вероятно, обилие разработанных индикаторов позволит получить информацию об этом будущем. Например, при планировании мероприятия на будущее мы обращаемся к прогнозу погоды: глядя на барометр, узнаем давление воздуха, которое служит индикатором будущих погодных условий. Другим примером может служить индекс цены акции (например, индекс Доу Джонса Нью-Йоркской фондовой биржи), который для инвесторов является индикатором общих тенденций рынка на будущее .

Разработкой индикаторов устойчивого развития занимаются Департамент политической координации и устойчивого развития ООН, Комиссия ООН по устойчивому развитию, Научный комитет по проблемам окружающей среды (SСОРЕ). Проблема создания системы индикаторов устойчивого развития. ещё далека от решения, хотя предложены проекты индикаторов для систем разных масштабов: глобального, регионального, национального, локального, отраслевого, даже для отдельных населённых пунктов и предприятий. Пока все эти разработки имеют предварительный характер. Работы ведутся в двух направлениях: во-первых, предлагаются новые частные и специальные индикаторы, так что число их видов непрерывно растёт; во-вторых, делаются попытки построить интегральные и даже единый индикатор .

Мировой опыт в области разработки индикаторов устойчивого развития показывает, что существуют два подхода к их построению:

1) построение системы индикаторов, каждый из которых отражает отдельные аспекты устойчивого развития. Чаще всего в рамках общей системы выделяются следующие подсистемы показателей:

· экологические;

· экономические;

· социальные;

· институциональные;

2) построение интегрального, агрегированного индикатора, на основе которого можно судить о степени устойчивости социально-экономического развития. Агрегирование обычно осуществляется на основе трех групп показателей:

· эколого-экономических;

· эколого-социально-экономических;

· экологических .

С помощью индикаторов характеризуется жизнеспособность системы и ее устойчивость, способность к изменению и эволюции. Наряду с термином «жизнеспособность» ряд отечественных авторов использует термин «сфера жизненных интересов» .

Оценка индикаторов может быть как количественной, так и качественной. Количественно устойчивость может быть оценена с помощью так называемых показателей Бьесиота, представляющих собой отношение скорости реагирования системы на угрозу к скорости распространения этой угрозы .

Жизнеспособность каждой из систем может быть определена с помощью базовых ориентиров. Боссель выделяет 6 базовых ориентиров системы, обусловленных окружением (существование, эффективность, свобода действий, безопасность, адаптируемость, сосуществование), и 3 базовых ориентира, обусловленных системой (репродуктивность, психологические потребности, ответственность) .

Индикаторы и индексы должны соответствовать следующим критериям:

1. Обладать чувствительностью;

2. Быть легко и однозначно интерпретируемыми;

3. Сочетать в себе экологические, экономические и социальные аспекты;

4. Быть научно обоснованными;

5. Иметь количественное выражение;

6. Быть репрезентативными;

Индикаторы и индексы могут быть также классифицированы по иерархическим уровням: глобальном, региональном, национальном и локальном. При разработке комплексных индексов развития различными организациями часто используется достаточно сложная система показателей, сбор информации по которым является трудоёмкой и дорогостоящей задачей .

Широкое признание в мире получила система экоиндикаторов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Они подразделяются на несколько типов:

1. набор экологических показателей для оценки эффективности деятельности в области охраны окружающей среды;

2. несколько наборов отраслевых показателей для обеспечения интеграции природоохранных вопросов в отраслевую политику;

3. набор показателей, выводимых из природоохранной отчетности - для обеспечения как включения природоохранных вопросов в отраслевую политику, так и для обеспечения устойчивости управления и использования природных ресурсов .

Система индикаторов ОЭСР объясняет взаимосвязи между экономикой и защитой окружающей среды, выявляет экономико-экологические и социально-экологические взаимосвязи.

Система индикаторов ОЭСР представляет собой модель «давление-состояние-реакция» (ДСР). Модель ДСР работает следующим образом: человек своей деятельностью оказывает «давление» на окружающую среду и изменяет количество и качество природных ресурсов («состояние»); общество реагирует на эти изменения путём изменения государственной политики, изменениями общественного сознании и поведения («реакция на давление») (см. рисунок) .

Таким образом, «давление» отражает воздействие человеческого общества на природу, в результате своей деятельности. Данный факт является неизбежным следствием того, что абсолютно любое производство не является безотходным, следовательно, человеческая деятельность неизбежно связана с потреблением ресурсов и производством отходов. Показатели «давления» характеризуют эффективность применяемых технологий в стране, количество выбросов, энерго- и материалоёмкость производств и т.д.

Показатели «состояния» необходимы для иллюстрации экологической ситуации в стране, характера природоохранной политики, качества окружающей среды в целом. Примерами показателей «состояния» являются: уровень загрязнённости окружающей среды, показатели состояния экосистем, запасы природных ресурсов, и др. .

Схема модели «давление-состояние-реакция»

Показатели «реакции» отражают реакцию общества на экологические проблемы. Примерами показателей «реакции» общества являются: создание и продвижение природоохранных программ, развитие экологически чистых, природосберегающих технологий, налоги на выбросы и т.д.

Модель ДСР удобна для тех, кто принимает управленческие решения, т. к. выявляет причинно-следственные связи между экономической деятельностью и экологическими и социальными условиями.

Модель «давление-состояние-реакция» легла в основу многих других систем индикаторов - например, Европейских индикаторов воздействия Евростата.

Одна из самых масштабных систем индикаторов устойчивого развития разработана КУР ООН (Комиссией ООН по устойчивому развитию). В системе КУР были выделены четыре подсистемы индикаторов:

1. социальная,

2. экономическая,

3. экологическая,

4. институциональная.

Первоначально КУР был сформирован список из 134 индикаторов. Отбор индикаторов осуществлялся по схеме ОЭСР (модель ДСР). Однако обсуждения и предварительная проработка показали, что список индикаторов излишне длинный, что, соответственно, усложняет работу по оценке и анализу по данной системе на национальном уровне .

В итоге, схема индикаторов по типам была упрощена в пользу схемы «тема - подтема - индикатор» (Indicators of Sustainable Development, UN, 2001). В каждой области определяются главные темы. Затем темы детализируются по подтемам и в дальнейшем сводятся минимальному набору индикаторов.

Среди прочих систем индикаторов устойчивого развития, следует отметить систему индикаторов, разработанную для улучшения управления природопользованием в Центральной Америке («Developing indicators. Experience from Central America» The World Bank, UNEP, CIAT 2000). Данная система была разработана совместно Всемирным Банком, Программой ООН по окружающей среде и Международным Центром тропического сельского хозяйства. Применение системы возможно на глобальном, региональном и локальных уровнях. Отличительной чертой данной системы стала наглядность результатов, т.к. представление индикаторов велось в виде геоинформационных систем.

Большой интерес представляют проекты GARPI и GARPII, TEPI, которые были реализованы при поддержке Европейской Комиссии. Основная цель данных проектов - это стоимостная оценка ущерба от хозяйственной деятельности на уровне стран Европейского союза .