Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Экологические проблемы стран Латинской Америки в XXI веке. Экологические проблемы стран Латинской Америки в XXI веке Проблемы развития и перспективы их решения чили

Различные континентальные условия и темпы развития, разнообразие культур и подходов к развитию собственной страны - Латинская Америка продолжает оставаться одним из самых необычных по разнообразию уголков нашей планеты. Уникальная природа и биоразнообразие оказались под угрозой из-за экологических проблем, с которыми сталкивается регион сегодня.

Аргентина: Учёные Университета Вашингтона в ходе недавнего исследования обнаружили, что чрезвычайные ливни и жар, вызванные изменением климата, приводят к снижению численности населения Магеллановых пингвинов на полуострове Пунта-Томбо в Аргентине. В течение последних двух лет наиболее распространенной причиной смерти птенцов данного вида было изменение климата – увеличение количества осадков во время сезона размножения снизило их выживаемость.

Белиз: Мезоамериканский риф растянувшийся на более чем 1 тыс. км вдоль побережья Белиза, Гватемалы, Гондураса и Мексики является домом для более чем 500 видов рыб, 60 видов кораллов, 350 видов моллюсков и других морских млекопитающих и живых организмов. Рифы является ключевым игроком в экосистеме океана. Из-за глобального потепления растет температура воды в море в следствие чего коралловые рифы «выцвечиваются». Окраску коралловым рифам придают зооксантелловые водоросли, покрывающие полипы, но из-за повышения температуры воды они постепенно отмирают.

Боливия: таяние ледников и изменение климата угрожают водоснабжению боливийцев. В докладе Всемирного банка за 2008 год отмечено, что большинство ледников в Андах исчезнет уже к 2028 году и это повлияет на 100 миллионов человек. И это еще не все: расчеты показывают, что треть боливийцев уже сейчас не имеют доступа к чистой воде.

Бразилия: Вырубка лесов Амазонки является огромной проблемой для Бразилии. С августа 2012 года по июль 2013 года обезлесение возросло на 28 процентов. Как сообщает BBC за это время на территории около 3608 кв. км были расчищены от многовековых джунглей. Эти цифры особенно поражают, если принять во внимание что тропические леса Амазонки являются одним из наиболее важных мировых природных элементов защиты от глобального потепления.

Венесуэла: Занимает ТОП-10 в списке самых биологически разнообразных стран мира, но страдает и от некоторых экологических проблем. Среди них – загрязнение сточных вод в озере Валенсия, третье место по темпам обезлесения в Южной Америке, нефятяное и урбанистическое загрязнение озера Маракайбо. Несколько лет назад из-за утечек нефти оно было наполнено сырой нефтью.

Гватемала: Озеро Атитлан в Гватемале был когда-то воплощением естественной красоты и даже было описано Олдосом Хаксли в его туристических заметках выданных в 1934 году. Его сравнивали с озером Комо в Италии, но теперь оно потеряло свое былое очарование. Синие воды озера приобрели толстый коричневый осадок и сильный запах, а ученые из университета Калифорнии обнаружили в ней токсичные бактерии. Окрестные города продолжают использовать озеро как источник питьевой воды. Причинами таких изменений служат сельскохозяйственные удобрения, неочищенные сточные воды, мусор, а также экономические и демографические проблемы.

Гондурас: Из всех стран, приведенных в исследовании Центра Гумбольдта, Гондурас находится среди стран, наиболее пострадавших от изменения климата. Причиной смерти многих людей в этой стране являются экстремальные погодные условия – ураганы, наводнения и штормы.

Доминиканская Республика: Повышение уровня моря представляет серьёзную угрозу для всего Карибского бассейна, а прибрежные наводнения и эрозия, вызванная солёной водой приведут к опустошению земель.

Согласно исследованию Всемирного банка столица Доминиканской республики – Санто-Доминго, будет одним из пяти городов, которые будут серьёзно затронуты в результате изменения климата. В дополнение к затоплению существует и высокая вероятность штормов и проливных дождей, а береговая эрозия может быть чрезвычайно опасной для тех, кто живет на побережье.

Колумбия: Если загрязнения почв и воды, незаконных посевов наркотиков и утечки сырой нефти Колумбии было недостаточно, то вдобавок она тоже страдает от проблем обезлесения. Недавнее исследование нашло взаимосвязь между незаконным производством коки и вырубкой лесов. В исследовании, опубликованном в журнале Environmental Science & Technology приводится корреляция между увеличением производства кокаина и исчезновением квадратных километров тропических лесов. Тенденция вырубки джунглей, прилегающих к нелегальным посевам будет в ближайшее время сохраняться.

Коста-Рика: Акульи плавники считаются в Азии большим деликатесом. Около 95 процентов акульих плавников потребляется в Китае, чаще всего в виде особенного супа. Поскольку плавник акулы является наиболее ценной частью их тела, многие рыбаки стремятся отрубить его у ещё живых рыб и выкидывают их после этого назад в океан, обрекая их на верную смерть.

В Коста-Рике добыча акульих плавников является огромной проблемой для государства и правительство запретило данную практику. Тем не менее по сообщениям Интерпола рыбаки, используя "метод, где только группа кожи, чтобы сохранить плавник, прикрепленный к позвоночнику удерживается и оставшуюся часть тела выброшенных в море."

Куба: Вырубка лесов, загрязнение воды и воздуха, деградация почв и опустынивание являются главными экологическими проблемами с которыми сталкивается Куба. Загрязнение воздуха, например, вызвано тем, что на улицах страны находится большое количество устаревших моделей автомобилей. По некоторым наблюдениям увеличение кислотных дождей на Кубе связано именно с загрязнением воздуха автотранспортом. Кроме этого залив Гаваны уже давно заполняется мусором и металлом.

Мексика: Во всем мире, загрязнение воздуха убивает от 500 тысяч до 1 млн жизней в год и обходится государствам в 2 процента ВВП. Доклад Международного института чистого воздуха за 2012 год под названием «Качество воздуха в Латинской Америке» утверждает, что Мехико по-прежнему испытывает большие затруднения с загрязнением воздуха. При этом ситуация в городе немного улучшилась: еще два десятилетия тому столица Мексики считалась самым загрязненным городом на Земле, но работать все еще есть над чем.

Никарагуа: Глобальное потепление создало много проблем во всей Латинской Америке. В Никарагуа оно негативно сказывается на кофейной промышленности. Инфекция Hemileia vastatrix поразила около 70 процентов производства арабики в мире. Происходивший из Восточной Африки грибок не мог выжить при температуре 10 градусов и плантации кофе, расположенные на высоте 1300 метров обладали иммунитетом. Но за последние три года изменения климата привели к тому, что инфекция поразило большинство посадок в регионе, что уже привело к сокращению производства кофе на 30 процентов.

Панама: Мангровые заросли Исла Эскудо де Верагуас являются естественной средой обитания редкого карликового ленивца (Bradypus pygmaeus), который находится под угрозой исчезновения. Числленность данного вида оценивается в количестве от 79 до 200 особей в дикой природе. Основным фактором сокращения популяции является сокращение естественной среды его обитания.

Парагвай: Незаконная охота на крокодилов в Парагвае является крайне распространенным явлением. Кожа крокодилов используется для производства люксовых сумок высокого класса и других аксессуаров. Выжившие крокодилы находятся под угрозой голодной смерти из-за ирригационного осушения их природных мест обитания.

Перу: Ледяной пик горы Квелккайя в Перу тает с угрожающей скоростью в течение многих лет. По подсчетам экспертов ледниковый лед перуанских Анд, который формировался на протяжении 1600 лет расстаял всего за 25 лет. Виновником таяния ледников по всему миру является глобальное потепление. Под угрозой полного исчезновения находится и ледник Пасторури, который растает уже в следующем десятилетии.

Пуэрто Рико испытывает большие проблемы с твердыми отходами. На острове существует лишь ограниченное пространство для утилизации мусора и его количество все время растет.

Сальвадор: С населением около 7 миллионов человек эта страна страдает от широкого спектра экологических проблеме: от загрязнения воды биологическими отходами человека до эксплуатации земель, богатых на драгоценные металлы. В Сальвадоре около 32 уникальных горнодобывающих комплексов и в ходе работы большинство токсичных химических веществ сбрасываются в водные источники.

Уругвай: Утилизация отходов приобрела в Уругвае настолько большие размеры, что на сборе мусора даже можно сделать карьеру. Было подсчитано, что в Монтевидео по крайней мере 15 000 людей зарабатывают на жизнь сбором мусора и еды, ношением и использованием выкинутых вещей. В свою очередь качество жизни людей, которые существуют с отходов других людей вызывает большие споры в обществе.

Чили: Вырубка лесов, загрязнение воздуха, проблемы добычи полезных ископаемых, эрозия почв и нехватка воды – вот те проблемы, которые затрагивают Чили. Страна, которая является домом для многих видов растений и животных в мире, также сталкивается с потерей биоразнообразия. По крайней мере 16 видов млекопитающих, 18 видов птиц, 4 вида пресноводных рыб, и 268 видов растений уже сейчас находятся под угрозой исчезновения. К некоторым исчезающим в Чили видам относятся тундровый сапсан, румяный гусь и зеленые морские черепахи.

Эквадор: Галапагосские острова стали объектом Всемирного наследия в 1978 году, поскольку являются местом обитания для тысяч видов, которые не встречаются больше нигде в мире. Многим видам на острове угрожает сразу несколько факторов: загрязнение воздуха и земель, наплыв туристов, чрезмерный вылов рыбы и незаконная охота. На сегодняшний день уже более 40 видам на Галапагосских островах угрожает полное исчезновение из-за факторов, перечисленных выше.

З. Романова

Среди стран Латинской Америки издавна значительное внимание экономистов и политиков привлекает опыт Чили, относительно небольшой страны с населением 16 млн. человек, но обладающей существенными преобразованиями экономики, неординарными, подчас глубинными поворотами в проведении национального курса. В последнее время страна вступила на такой путь развития, когда в условиях растущих мирохозяйственных трудностей она оказалась способной обеспечивать устойчивость и динамизм. Интерес к ней, к ее нередко своеобразному моделированию проявляется не только в Западном полушарии. Ведь изучать издержки и промахи других, так же как их удачи и достижения, -это уметь предвидеть, находить оптимальное направление для себя. Чили относится к нерядовым странам, учитывая ее расположение в тропическом, субтропическом и умеренном климате (большая протяженность с севера на юг) и на побережье. В состав страны входят значительная часть прибрежной юго-западной территории Латинской Америки, вытянувшейся полосой вдоль восточной части Тихого океана, а также ряд заливов и островов, некоторых весьма крупных. Такие координаты позволяют осуществлять активную внешнюю торговлю. У Чили немало внутренних рек и озер, часть их полноводна в течение всего года, что благоприятно для ведения довольно крупного рыбного промысла, регулярного судоходства. Чили граничит с тремя странами -Аргентиной (крупной, ныне социал-демократической страной), Перу (проводящей современные реформы) и Боливией (президент - индеец-преобразователь). Подобные факторы позволяют ей сохранять черты самобытности и противостоять (в той или иной мере) негативному, уравнительному воздействию процесса транснационализации.

Структура экономики. Чили опирается на многоотраслевую экономику. По размерам ВВП (95 млрд. долл.) она уступает Бразилии, Мексике, Аргентине, Венесуэле и Колумбии. Достаток внутренних водных ресурсов позволяет ей успешно развивать многоотраслевое сельское и лесное хозяйство. На мировом рынке Чили ценится как поставщик рыбопродуктов, качественного вина, лесоматериалов, пользуются спросом ракушки, из которых выделывается ценный вид кожи.

Однако основу хозяйственной деятельности страны составляет промышленность, прежде всего горно-рудное производство. Ценным природным богатством являются залежи меди, здесь ее называют красным золотом (по некоторым источникам - треть мировых запасов). На медно-рудную промышленность приходится 14-15% ВВП, она же обеспечивает и основные поступления в страну валютных средств. Чили известна на континенте как главный поставщик меди и первичных медепродуктов. В международной торговле на нее приходится свыше половины поставок меди, что дает ей различные преимущества на мировом рынке этого важного цветного металла.

Чили располагает и другими залежами полезных ископаемых, занимая второе место после США по запасам селитры, по залежам серы уступает только Ираку и США. Ее недра содержат железную руду, марганец, молибден, золото, серебро, редкоземельные элементы, другие ископаемые. Имеются и энергоносители - нефть, газ и каменный уголь, но их месторождения невелики.

Для Чили характерна смешанная экономика, в которой представлены все основные формы собственности. С давних времен страна отличалась присутствием в экономике государства. Еще в 1939 г. была создана государственная корпорация развития (КОРФО), призванная разрабатывать общую стратегию развития национальной экономики. Смешанная экономика сохранялась и после Второй мировой войны. К 1970 г. через КОРФО государство контролировало около 50 различных предприятий. В руках государственного банка находилось 44% кредитных операций в стране. Хотя в годы (1964-1970) в основном либерального правления президента Э. Фрея существовала практика привлечения иностранных инвестиций, над важнейшими отраслями экономики, прежде всего медно-рудной промышленностью, сохранялся государственный контроль. Были запрещены капиталовложения зарубежных физических лиц, а также иностранное кредитование данных сфер.

Преобразования начала 1970-х гг. Подъем демократически-реформистского движения после Второй мировой войны в Чили нашел, в частности, отражение в образовании в 1969 г. блока левых, антиимпериалистических партий "Народное единство". Лидером блока стал С. Альенде, который в сентябре 1970 г. был избран президентом страны (в середине 2008 г. исполнится 100 лет со дня его рождения). Важной вехой явилось обнародование программы "Развитие вовнутрь", в русле которой намечался ряд важных экономических перемен. В 1971 г. Национальным конгрессом (парламентом) была принята поправка к конституции, утверждавшая право государства национализировать природные ресурсы и средства производства. Одной из главных задач явилось проведение аграрной реформы. В рамках антиолигархической программы были национализированы или взяты под контроль государства латифундии, крупнейшие земельные владения.

Подобные меры распространились на производственные монополии и крупные банки. Государство стало контролировать 85% экспорта и 60% импорта. В его руках оказалось 70% ВНП, в том числе многие американские предприятия. США незамедлительно отреагировали на эти действия, ими был разработан специальный план дестабилизации Чили.

Проводились социальные реформы, главными из которых можно считать перемены в области образования и здравоохранения. Возросло число школьников и студентов, сократилась безработица. Впервые в Латинской Америке глубокие экономические и социальные преобразования начали осуществляться парламентским путем, устанавливались и расширялись экономические связи с другими странами Латинской Америки, с региональными организациями.

На парламентских выборах в марте 1973 г. блок "Народное единство" одержал победу. Этот успех стал сигналом для совместных противодействий внутренних и внешних несогласных сил. Во время объединенного военного мятежа президентский дворец в столице Ла Монеда был сожжен, президент С. Альенде погиб. К власти пришла военная хунта во главе с генералом А. Пиночетом. Были распущены политические партии, парламент, около 100 тыс. граждан эмигрировали за границу. События 1970-1973 гг. оставили глубокий след в исторической памяти чилийского народа. Сохранились они и в воспоминаниях других стран Латинской Америки, и не только там.

Правление военных. Пришедший к власти военный режим ориентировался на рекомендации извне, точнее советников Чикагской школы. Чили первой в регионе использовала либеральные методы "шоковой терапии", которые вызвали разлад между обществом и властью. Прямые иностранные инвестиции в производство, свободный перевод за границу прибылей и другие меры, экономическое насилие осуществлялись военной рукой, что создавало общий национальный дисбаланс. Усилилась народная апатия, проявлявшаяся, в частности, в снижении общественной производительности труда, уменьшении темпов роста, болезненной реакции на внешний экономический кризис 1982 г. Не было заметно ни высокопрофессиональных экономических лидеров, ни национального престижа членов правительства. США признали правительство А. Пиночета через две недели после путча, что, впрочем, не мешало им проводить акции экономической блокады. Антинародная военная хунта с ее многочисленными репрессиями была осуждена Генеральной Ассамблеей ООН.

Активизировалось проникновение в экономику зарубежного капитала. Уже в 1974 г. сферами приложения ТНК стали горно-добывающая промышленность, включая основную медную отрасль, целлюлозно-бумажное и деревообрабатывающее производство, рыбный промысел. В мае 1975 г.на основе декрета о денационализации промышленности в руки прежних владельцев, в том числе американских, вернулись крупные компании. Связи Чили с США стали быстро расширяться. В 1977 г. иностранные кредитные учреждения были приравнены в правах с национальными.

При внутренней инфляции заметно снижалась конкурентоспособность чилийского экспорта. Быстро росла внешняя задолженность. Почти половина населения оказалась за чертой бедности. Возрастали объемы импорта, чему в немалой степени способствовал фиксированный курс чилийского песо.

В целом в движение пришли все темные силы, распространились убийства, похищения людей, жестокие пытки, грабежи, систематическая ложь. Причем многое делалось при попустительстве властей. Трудно представить, что подобные вещи происходили в стране, считавшейся до этого цивилизованной. Но именно поэтому не все удавалось военному режиму. Несмотря на большое желание, власти не смогли изменить коренные правила экономики, внести выгодное им общее законодательство, избежать провалов. К ним, в частности, следует отнести кризис 1982-1983 гг., приведший к серии банкротств. В 1980-1985 гг. среднегодовые темпы роста ВВП характеризовались отрицательными показателями.

Военный режим А. Пиночета просуществовал 17 лет. Столь длительный срок обязан внешней и внутренней олигархической поддержке, а также вынужденному принятию новой конституции, в которой содержались обнадеживающие сюжеты будущего.

В 1990-х гг. Чили вернулась к демократическим формам правления с президентскими (тайными) выборами, смешанной экономикой. В эти годы возросли расходы бюджета на профессиональное образование молодежи, здравоохранение, развитие сельского хозяйства. Благодаря регулируемой финансово-кредитной системе Чили удалось нейтрализовать воздействие азиатского кризиса конца 1990-х гг. В 2000 г. президентом страны был избран левоцентрист Р. Лагос. В обществе растет понимание того, что для поступательного развития необходимо постоянное обновление национальной экономики. Поэтому усиленное внимание стало уделяться системе образования, техническому обучению, подготовке экономических профессионалов. И это дает свои результаты.

Тенденции внешней торговли. Начало нового XXI в. ознаменовалось существенными переменами на международном рынке. Они обусловлены сдвигами в расстановке мировых политических сил. Речь прежде всего идет о рывке, проделанном Китаем и об ослаблении США. Два разных явления привели к одному результату - повышению спроса на природно-сырьевые ресурсы. Если в Китае он обусловлен быстрым ростом промышленного производства, то в США - ослаблением влияния на южных соседей, которые расширили как взаимные торговые связи, так и связи с другими странами. У северного гиганта произошло уменьшение сырьевых запасов. В результате в ряде стран Латинской Америки за 2000-2007 гг. доходы от экспорта сырьевых продуктов в 2-3 раза превысили его физический объем. К данной группе стран относится и Чили, где за указанный период вывоз физического количества сырья возрос почти наполовину, а в стоимостном выражении он увеличился втрое. Такое неординарное положение в сфере внешнеторговых связей помогло стране улучшить свое финансовое положение.

От состояния и динамики внешнеторговых отношений во многом зависит развитие общей экономики Чили, учитывая, что на мировой рынок направлялось свыше трети ВВП (против 12% - в 1970 г.). Главной экспортной статьей являются черновая и рафинированная медь, а также руды и концентраты других металлов, в том числе драгоценные. Но их доля с 1970 г. сократилась примерно вдвое, уступив место промышленным изделиям, продовольственным и лесным товарам (рыба, в том числе лосось, свежие фрукты, виноград, вино и др.). По экспорту лосося Чили уступает только Норвегии (в 1990-2007 гг. он вырос в 12 раз), а вина - Франции, Италии и Испании. Значение ресурсно-продовольственного экспорта повысилось в связи с возросшими потребностями в них увеличивающегося планетарного населения. В 2007 г. цена на медь на мировом рынке по сравнению с 2000 г. практически утроилась.

Одна из особенностей внешней торговли страны заключается в ее постоянной диверсификации. Если в 1970 г. на экспорт шло 200 наименований товаров, то в 2000 г. - уже 4 тыс. В вывозе на внешний рынок принимают участие самые различные производители - от крупнейших компаний до мельчайших производителей.

В 1995 г. Чили вступила во Всемирную торговую организацию, что открыло для нее новые возможности маневрирования на международном рынке. Начало XXI в. ознаменовалось активизацией торговых контактов с крупными международными рынками. В феврале 2002 г. было заключено соглашение о свободной торговле с Европейским союзом (включает 25 стран), вступление в силу которого состоялось через год. Соглашение о свободной торговле с США было подписано в июне 2003 г. и вступило в силу в январе 2004 г.

Динамика внешней торговли Чили превышает темпы роста ВВП (исключение 2001-2002 гг.), причем сальдо торгового баланса является положительным. И это несмотря на то, что страна является крупным импортером разнообразной продукции. С мирового рынка поступают нефть (главная статья ввоза - 12-14%), дизельное топливо, бензин, уголь, автотранспортные средства (легковые автомобили, автобусы, грузовики, железнодорожные локомотивы и вагоны), продовольственные продукты, медикаменты и др. США остаются главным торговым партнером Чили, но их доля во внешней торговле сокращается. Возрастает товарооборот с Мексикой, Аргентиной, Бразилией (в 2007 г. здесь было открыто крупное месторождение нефти) и Перу. Наиболее активно развивается торговля с Китаем, чему способствовало подписание в ноябре 2005 г. договора о свободной торговле между двумя странами.

Отношения с США. У США весьма благоприятное месторасположение -они граничат только с двумя государствами и двумя океанами. Невдалеке находится Чили с длинной приокеанской полосой, естественный поставщик для США разнообразной морской продукции. Уже к концу Первой мировой войны США стали главным торговым партнером Чили, поставляя ей готовые изделия. В послевоенные годы был закрыт ряд возникших в стране промышленных предприятий, усилилась экономическая конкуренция северной державы. В Чили выросла безработица, возникла социально-экономическая напряженность. Торгово-финансовые связи с другими странами были незначительны.

В годы второй мировой войны инвестиционная, особенно торговая, зависимость Чили от США усилилась. В дальнейшем подобной ориентации способствовало начало "холодной войны". В 1950 г. на долю США приходилось 54% чилийского экспорта, 49% ее импорта. Высокие прибыли американские корпорации, действовавшие в стране, извлекали в медно-рудной и селитряной промышленности, продукция которой пользовалась большим спросом в Европе. Позиции американских ТНК подкреплялись заключенным в 1952 г. двусторонним военным соглашением. В начале 1960-х гг. чилийское правительство крупной буржуазии значительно понизило налоги с монополий США, осуществлявших разработку меди, железной руды и селитры. Заметно возросла внешняя задолженность в отношении США, к концу 1960-х гг. достигшая 1,5 млрд. долл. По темпам роста инфляции Чили находилась на одном из первых мест в Западном полушарии. Ее все более не устраивало растущее стратегическое всевластие США, происходившее в условиях резкого роста недовольства осуществлявшимся ею общим экономическим курсом.

Отношения с США можно условно разбить на два периода - прошлый, когда сверхдержава была сильной и могла оказывать всевозможное давление на южного соседа, и нынешний, когда она заметно ослабла - экономически и финансово, а значит, и политически.

Сотрудничество в Тихоокеанском бассейне. Современный мир претерпевает быстрые изменения, он становится все более тесным и сложным. Население некоторых стран (Китай, Индия) превысило 1 млрд. человек, Латинской Америки - перешагнуло за 550 млн. Теснота стала распространяться на моря и даже океаны, в том числе Тихий, где находится прибрежная линия страны. Все это требует от Чили более осторожной и дальновидной экономической политики, учитывая для себя возможные плюсы и минусы.

Выход на обширный водный регион, значение которого в последнее время стало возрастать, дает Чили ряд преимуществ, позволяет расширять плодотворное международное сотрудничество - экономическое, научное, экологическое и т. д. Уже вскоре после окончания второй мировой войны, когда территориальный передел в разных полушариях стал носить иные формы, начали появляться всевозможные объединения. В 1952 г., например, была создана специальная межправительственная комиссия по южной части Тихого океана, куда вошли Колумбия, Перу, Эквадор и Чили. Участники комиссии занялись исследованием возможностей освоения богатого пространства.

В 1991 г. Чили вошла в Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС), где она стала одним из наиболее его активных участников (еще 10 стран Латинской Америки). Расширялись деловые контакты с Китаем, Японией, Индией, Южной Кореей, Таиландом, Австралией и Новой Зеландией на основе проведения собственной тихоокеанской политики в рамках Плана Азии. Данный план включает заключение торгово-экономических соглашений со странами, входящими в организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, что делает масштабным поле деятельности страны.

В декабре 1944 г. Чили установила дипломатические отношения с СССР. Они развивались неровно, как и политический курс страны в целом. В развернувшейся "холодной войне" под давлением США в сентябре 1947 г. был подписан Межамериканский договор о взаимной помощи между супердержавой и странами Латинской Америки. В октябре того же года дипломатические отношения Чили с СССР были разорваны. Их восстановление произошло в 1964 г. при президенте-реформаторе Э. Фрее, провозгласившем "революцию в условиях свободы".

Экономические и культурные связи с СССР активизировались в начале 1970-х гг., в период правления блока "Народное единство". В декабре 1972 г. президент С. Альенде совершил государственный визит в Советский Союз. Во время военного режима А. Пиночета отношения Чили с СССР были прерваны.

В конце прошлого столетия деловые связи между двумя странами стали налаживаться. В 1993 г. импульс был дан на основе подписания соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве. В рамках данного соглашения проводятся регулярные заседания, на которых обсуждаются вопросы, интересующие обе стороны. Государственное управление "Про Чили" (за Чили) ежегодно направляет в Россию делегацию специалистов и предпринимателей, преимущественно по проблемам внешней торговли продовольственными товарами. Под девизом "Вкусы Чили" в Москве и Санкт-Петербурге проводится дегустация импортных продуктов, где особенно ценятся чилийские вина. Деловые компании Чили принимают активное участие в международных экономических выставках, проходящих в Москве.

Важной вехой в развитии сотрудничества явился визит в Россию в середине 1993 г. чилийского президента П. Эйлвина в сопровождении представителей нескольких десятков крупнейших компаний и банков. В том же году в Чили побывали российские предприниматели Сибири и Урала.

Немалый интерес в Чили вызывает деятельность российской свободной экономической зоны в порту Находка. Внимание чилийцев привлекают и другие районы обширной России. Антарктида с ее богатыми морскими и минеральными ресурсами, уникальным географическим положением становится перспективной базой разностороннего взаимодействия Чили с Россией.

Плодотворно развивается сотрудничество с Россией в пределах Тихоокеанского бассейна. В ноябре 2004 г., когда в Сантьяго состоялась встреча на высшем уровне организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, в ней принял участие президент Российской Федерации. Приезд российской делегации доброжелательно освещался по чилийскому радио и телевидению.

Начало XXI в. С 2000 г. главой государства (2000-2006 гг.) стал преобразователь Р. Лагос, выступивший от коалиции "Объединение партий за демократию". На состоявшемся в свое время плебисците сторонники коалиции высказались против продления срока пребывания у власти А. Пиночета. Свою программу Р. Лагос назвал "Реформы XXI в.". По его мнению, рост экономики должен происходить на основе развития двух ключевых отраслей - образования и здравоохранения.

После шестилетнего стабильного центристского президентского правления Р. Лагоса в начале 2006 г. в стране состоялись очередные выборы главы государства. В итоге напряженной предвыборной кампании к финишу пришли два кандидата - С. Пинера, миллиардер, представитель богатейших слоев Чили, и Мишель Бачелет, выдвинутая коалицией лево-демократических партий. Несмотря на большие деньги, брошенные как внутри страны, так и за ее пределами в поддержку олигарха, горячее противоборство закончилось победой М. Бачелет. За нее было подано 54% голосов, за ее оппозиционера - 46%. Впервые в истории Чили и Латинской Америки в целом полноправным руководителем государства стала женщина. Причем на высоком посту в консервативной в последние десятилетия XX в. стране оказалась сторонница реформистских, левоцентристских взглядов.

В прошлом М. Бачелет занимала ряд важных руководящих постов, была министром здравоохранения, министром обороны. Ознакомившись со структурой армии, она ликвидировала некоторые привилегии военных. По своим исходным социально-экономическим убеждениям М. Бачелет во многом хотела бы стать наследницей С. Альенде. Она пострадала в период правления хунты А. Пиночета.

Президент вступила в должность в марте 2006 г. На основе указа 2005 г. глава государства избирается на четыре года без права переизбрания на второй срок. Весьма сложным оказалось формирование правительства. Здесь сталкивались многочисленные, разнообразные интересы - партийные, общественные, возрастные, половые и прочие. Острыми были расхождения между либералами и реформаторами. В результате ряда компромиссов удалось создать перестроечное разнополое правительство.

Перед президентом, правительством встала сложная задача разработки новой конституции, демократической и социально-реформистской, призванной покончить с остатками порядков "пиночетизма". Глава государства обозначила четыре основные задачи своего правления: улучшить социальную защиту граждан (включая пенсионную систему); расширить доступ к образованию, повысить его качество; обеспечить обновление развития страны; стимулируя широкие исследования, информатику и сокращая бюрократизм; формировать города, благоприятные для проживания в них граждан; поддерживать создание социального жилья.

В дальнейшем указанные задачи конкретизировались, их содержание расширялось в соответствии с реальными потребностями и возникавшими новыми проблемами, на определенных этапах развития менялись приоритеты. Но в центре оставались цели обновления и роста национальной производительности, способные обеспечить "стандарты жизни развитых наций".

Немало задач сопряжено с энергетикой (практически ключевая мировая проблема), с недостаточным энергетическим обеспечением севера страны. Ведутся работы по расширению использования нетрадиционных возобновляемых ресурсов - геотермальных, ветровых, солнечных, морских и других. По примеру передовых стран стимулируется применение биотоплива, для чего служат налоговые послабления.

В целях укрепления страны, создания "солидарного государства" намечено упрочивать связи с регионами, муниципалитетами. Выделяются специальные средства в национальной валюте фонду инвестиций для развития местной инициативы, предназначенных поддержать 70 муниципалитетов с их меньшими финансовыми ресурсами. В регионы направляются основные средства (70-80%) на цели здравоохранения, развития культуры, морально-нравственных ценностей (60%). Наряду с этим правительство выступает против монополий, сосредоточения крупной национальной собственности в руках узкой группы лиц или даже отдельных личностей.

Одним из главных направлений деятельности правительства становится процесс обновления, общей модернизации страны. В нем участвуют государство, частный сектор, университеты, различные системы и организации. В прошлом страны, ее истории были периоды большого ограбления ("воровство заработка Чили"), экономической и политической коррупции. Рано или поздно, по мнению президента, чилийское общество предъявит счет виновникам этого зла. Существенный крен будет сделан в сторону повышения качества жизни, в поддержку бедных, обездоленных, низкооплачиваемых слоев населения.

Главная задача - создать государство благосостояния, где наибольшие ресурсы будут направлены в сторону образования, его качества. Изданы конституционный закон об образовании, предусматривающий стимулы для его развития, а также закон об обеспечении качества высшего образования, создающий правовые основы для стимулирования данной сферы. Около 90% студентов университетов, принятых по рекомендации совета ректоров, получают помощь от государства в виде стипендии или университетского кредита. Наблюдением за высшим образованием, его ростом занимается вспомогательный президентский совет по высшему образованию, куда входят крупные ученые, ректоры, академики, студенческие лидеры. Дополнительные 10% выделяются на сельское образование, особенно в отдаленных районах. Там сейчас существует 4,5 тыс. школ в 80% муниципалитетах.

Сельское хозяйство остается базовой отраслью экономики, для поддержки его структур выделяются необходимые ресурсы. Правительство имеет право конфисковывать земли, если на них производятся наркотики, используется рабский труд или если они наносят вред окружающей среде.

Большое внимание уделяется соседним странам, сотрудничеству с ними в рамках уже созданных интеграционных объединений (ЛАСТ, Меркосур и др.). Особый интерес связан с Боливией, не имеющей выхода к морю. Сделать эту страну морской, суверенной, обеспечить ей выход к океану - одна из важных задач нового правительства. Образован межминистерский комитет по интеграции с соседями, где перспективное значение будут иметь связи с Аргентиной, Бразилией, Боливией и Перу. На первом заседании комитета была намечена программа обсуждения проблем горно-рудной промышленности, транспорта, здравоохранения, жилищного строительства, таможенной службы, общественных работ, окружающей среды и ряд других. С Боливией создана двусторонняя комиссия, которая собирается каждое полугодие для обсуждения актуальных проблем, связывающих обе страны. В рамках Андской корпорации развития между Бразилией, Боливией, Парагваем и Чили было решено обеспечить финансирование транзита между двумя океанами - Атлантическим и Тихим. Соглашение подписано в июне 2007 г. на встрече в верхах в Боливии.

Социальные проблемы остаются приоритетными в политике властей. Для разрешения сложных конфликтов между предпринимателями и трудящимися действует министерство труда. Было установлено право получать пенсию всем гражданам, достигшим 65 лет. Повышен уровень наиболее низких пенсий.

В целях решения жилищной проблемы предполагается резкое сокращение дефицита жилья 20% наиболее бедных граждан. Государство выделяет многочисленные субсидии нуждающимся в приобретении жилья или его улучшения, одновременно расширяется ипотечное кредитование. Для решения данной проблемы создано министерство жилья. В регионы направляется 70% выделенных на эти цели финансовых средств. Но и города не остаются в стороне. "Приветливые города", по словам президента, создают новое качество жизни, территориальное равенство. Быстрое повсеместное жилищное строительство, сооружение дорог сочетается с ростом качества работ, способствует снижению социального размежевания.

М. Бачелет устанавливает разнообразные контакты с чилийским обществом, встречи с разными его слоями. В концентрированной форме это выражается в больших и малых информациях о своей деятельности, в разнообразных поездках по стране. Президент и далее намерена делать ежегодный отчет перед чилийским народом.

В обществе растет потребность в более активном участии государства в экономике, в усилении государственного сектора. Даже возникла в данном отношении необходимость внесения изменений в конституцию: слова "национальная сообразность", "польза" применительно к действию государства (нефтяная промышленность, стратегические услуги и другие отрасли общественного значения) заменить словом "суверенитет" (национальный суверенитет). По мнению президента, руководитель страны должен быть сильной, уверенной в своих целях и действиях личностью ("твердая рука у руля").

Пристальный взгляд в сторону обновления и образования, элементы которого отмечались в предыдущем правлении, обернулся положительной отдачей, причем в немалой степени даже на мировом уровне. Так, в районе пустыни Антофагаста чилийские инженеры добились получения из морской воды питьевой, чистой жидкости, которая используется, в частности, для производства нехлорированной высококачественной меди, увеличив интерес к ней на мировом рынке. В провинции Консепсьон ученые с помощью химического процесса "окаменения" получили древесину с прочностью горной породы, которая не утратила при этом своих природных качеств. Подобное новшество улучшило строительное дело, повысило престиж лесной и деревообрабатывающей отраслей экономики. Лесная промышленность обрела дополнительные новые свойства. Мелкие местные умельцы, семейные предприятия стали получать из ракушек ценный продукт ("восстановительный экстракт") - особую кожу, которая пользуется живым спросом на местном и мировом рынках. В стране усиливаются социальные процессы, растет активность трудовых слоев, свидетельством чему может служить создание Национальной конфедерации трудящихся медных предприятий, работающих по контрактам.

Одной из ключевых проблем в Чили стало обновление взаимодействия в экономике и политике между мужчинами и женщинами. В стране традиционно мужчина находился на первом месте, он был главным в семье, обществе. Задача нового правления - уравнять в правах, причем на разных уровнях, женщин и мужчин, отказаться от патриархального стиля жизни и в городе, и в провинции как в экономике, так и общественной жизни. Уничтожить остатки различия в заработной плате мужчин и женщин. За одинаковую работу - равную заработную плату. Уравнение будет содействовать снижению уровня разных конфликтов, укрепит семейные отношения. Соответственным образом сформировано правительство - в нем мужчины и женщины. Создано специальное министерство национального обслуживания женщин, которое занимается многочисленными видами деятельности - от парламентских дискуссий до конкретной помощи семейным и одиноким женщинам. Уравнению полов содействует и привлечение женщин в некоторые подразделения армии. В этническом отношении Чили неоднородная страна, имеются древние поселения индейцев. Правительство намерено оказывать им и далее необходимую помощь.

Интерес к президенту Чили растет за пределами страны. Большое внимание к ней и ее выступлениям проявилось на десятой Региональной встрече в верхах женщин Латинской Америки, состоявшейся в августе 2007 г. в Эквадоре. Предметом рассмотрения стали высказывания чилийского лидера о справедливости предоставления субсидий семьям, о пенсиях домохозяйкам и некоторых других. Оба руководителя - президент страны пребывания Р. Коррса, придерживающийся левых взглядов, и президент Чили, активный вдохновитель женского движения на континенте, высказали идею, что активность женщин - это проявление демократии, равноправного устройства общества.

Трудности нового курса. Мирный переход от одного экономико-социального положения к другому наряду со многими плюсами содержит и немало минусов. Сохраняется ряд перекосов и дисбалансов прежней системы, которые требуют постепенного решения. От прошлого перешло большое имущественное расслоение, действуют крупные частные компании, оказывающие влияние на общее экономическое направление страны или региона, подчас не всегда эффективно используются природные ресурсы. Отмечается недостаточный для нынешнего времени уровень образования населения.

Многие в стране к числу серьезных изъянов относят несоответствия в налоговом законодательстве, слабую налоговую систему. Уровень предпринимательского налогообложения в Чили составляет 17%, тогда как в индустриальных государствах - 50-60%. Государственная служба внутреннего налогообложения полагает, что ежегодно сумма неуплаченных налогов достигает 4 млрд. долл. (5% ВВП). Если бы государство смогло ликвидировать подобную утечку, многие социальные проблемы страны были бы решены.

По данной проблеме в экономических кругах ведутся оживленные дискуссии, где сталкиваются различные подходы. Стоит ли ориентироваться на индустриальные страны с их устоявшейся структурой? Не нанесет ли это ущерб "строящейся" экономике, которой пока нужны свои показатели? В поисках оптимального решения принимает участие и глава государства, которая встречается с представителями различных партий и деловых сфер.

Трудности существуют в жилищном строительстве. Нехватка строительных материалов, соответствующих специалистов - руководителей и исполнителей осложняют решение данной важной проблемы. Непросто устанавливаются равноправные отношения в экономике и политике между мужчинами и женщинами. В Чили лишь 38% женщин имеют работу вне пределов своего дома, тогда как в ряде стран Латинской Америки - 50, а в Европе - 80%. Вместе с тем в политическом голосовании чилийские женщины активнее мужчин.

Подчас дают себя знать мелкие осколки "пиночетизма", подбрасываемые антинациональными внутренними и внешними силами. Они сказываются в нападках на студентов профсоюзных деятелей, руководителей индейских общин, жинщин-активисток, защитников леса и других национально ориентированных личностей. Тем самым хотят навредить демократии, оживить насилие.

Президенту предстоит проделать большую, напряженную работу, учитывая поставленные задачи. Так, к 2010 г. должен быть обеспечен основной задел для последующего успешного завершения многолетних проектов, например в сфере образования (подготовка профессуры, специалистов в области точных наук, компьютеризации и т. д.).

Чили - демократическая страна. В ней происходят реальные выборы, в которых участвуют все слои населения. Именно выборность создает основу для подлинной демократии.

Не исключено, что грядет опасный мировой экономический спад, приближаются многообразные процессы в финансах, использовании природных ресурсов, энергетике и некоторых других сферах. Современный мир все более напоминает перенаселенный корабль (6,5 млрд. человек). В нем ведется борьба за нефть и цветные металлы. Чили в этом отношении находится в неплохом положении (имеет, хотя и небольшую, добычу своей нефти), может устоять, к чему немало объективных и субъективных предпосылок. Дух обновления, стремление меняться к лучшему, трудиться ради своего государства преобладают в современном чилийском обществе.

Следующее государство, которое мы обозначили к изучению – Чили. Чили, в целом, также входит в число наиболее развитых экономически стран региона. Основная экономическая проблема страны – сильнейшая зависимость от американской внешней торговли и от мировых цен на медь (производство которой составляет значительную долю ВВП страны).

Проблемы в социальной сфере, в целом аналогичны Бразильским и Аргентинским – относительно развитая промышленность не обеспечивает стабильный доход и работу для определенной части населения. Как следствие – за чертой бедности проживают около 18% населения страны, а уровень только явной безработицы составляет около 7,8 процентов.

В то же время подчеркнем, что Чили является единственной страной латиноамериканского региона, где в последние годы не происходит ухудшения социальных условий, а также наименее коррумпированной страной Латинской Америки. В 2008 году Чили заняло 1-ю позицию по интегральному показателю конкурентоспособности среди стран Латинской Америки.

Такое положение напрямую связано с продуманной социально-экономической политикой руководства страны. Связано это с особенностями истории этой страны. В период с 1970 по 1988 годы в стране действовала военная диктатура Аугуста Пиночета, в период которой развитие демократических институтов государства в целом сошло на нет. Современные правительства Чили уже традиционно проводят довольно либеральную политику, основное внимание, уделяя экономическому развитию страны и развитию ее социальной сферы.

Многочисленные меры (налоговая реформа, преобразования роли государства в экономике, разнообразные меры социальной поддержки наиболее незащищенных слоев населения) правительства Чили, если и не искоренили всех проблем, однако сделали социально-экономическую обстановку в государстве достаточно стабильной.

Ознакомившись с современной внутренней политикой государств – лидеров региона перейдем к депрессивным странам. Яркий по своему характеру пример – Республика Гаити.

Гаити – небольшое островное государство в Карибском бассейне. До разрушительного землетрясения 2010 года, когда это государство стало известно всему миру, государство представляло собой пример наименее развитой страны региона. Основа ее экономики – экстенсивное сельское хозяйство, доля промышленного производства была незначительна. ВВП страны – последний в списке ООН (203 место – 2008 год), а уровень безработицы составлял 85% экономически активного населения, 4/5 населения страны живет за чертой бедности. Показательным также считаем тот факт, что 6 % всего населения Гаити заражены СПИДом, а 50% - безграмотны.

Действующие правительства Гаити, в целом не имели ни возможностей, ни сил решать социально-экономические проблемы страны. Деятельность правительства Гаити на протяжении последних 50 лет была в основном сосредоточена на разнообразные переговоры об экономической помощи со стороны развитых стран, в первую очередь США. Из-за такого невнимания к проблемам собственной страны на Гаити постоянно происходили государственные перевороты.

Без того катастрофическая ситуация на Гаити усугубилась 12 января 2010 года, когда в стране произошло разрушительное землетрясение. Только по официальным данным число погибших составило около 220 тысяч человек (7,5% от всего населения страны). Правительство Гаити, в настоящее время слабо контролирует ситуацию в стране, которая сейчас живет фактически на международную гуманитарную помощь.

Последняя страна, социально-экономические проблемы которой мы изучим в рамках настоящей работы – Венесуэла.

Экономика Венесуэлы основана на экспорте нефти (что дает около 80% дохода государства). В то же время в этом секторе экономики занято относительно небольшое количество населения. Отсюда безработица (около 12 % населения) и низкий уровень доходов населения (за чертой бедности проживают около 38%). Характерны также распространение организованной преступности и коррупция в различных органах власти.

В 1999 года президент Венесуэлы – Уго Чавес, один из самых харизматичных и экстравагантных политиков современности. Основа его внешней и внутренней политики – борьба с сильнейшим влиянием в регионе США, которое, по мысли политика, мешает развитию Венесуэлы. В 2000-х годах правительством Уго Чавеса активно проводятся экономические реформы, смысл которых – национализация основных отраслей экономики и снижение зависимости от экономики США.

Борьба с внутренними проблемами государства также находится в постоянном видении президента республики. В настоящее время, правительство Уго Чавеса разрабатывает пакет мер, которые призваны обуздать инфляцию, стабилизировать валютный рынок и снабжение население основными продуктами питания по фиксированным ценам.

По мысли правительственных кругов, на состояние экономики негативное влияние оказывает рост инфляции, составляющий, по официальным данным, 2 % в месяц, и быстрый рост курса доллара на чёрном рынке, что в свою очередь вызвало перебои в снабжении и рост цен на продовольствие.

Среди мер, призванных стабилизировать денежное обращение, - квотирование покупки валюты населением. Для снабжения населения дефицитными продуктами правительство объявило о закупке крупной партии говядины и продовольствия за рубежом. Наряду с экономическими мерами правительство, по заявление вице-президента Хорхе Родригеса, «ведет фронтальную борьбу со спекулянтами и укрывателями продовольствия», незаконными валютными операциями.

Эти и другие мероприятия венесуэльского руководства имеют неоднозначные результаты. Согласно официальным данным Венесуэлы, в настоящее время имеет место быть снижение уровня безработицы и уровня инфляции. По подсчетам и выводам независимых аналитиков экономика Венесуэлы находится в шаге от коллапса, а социальные проблемы в любой момент могут привести к перевороту и гражданской войне.

Таковы основные государственные программы Бразилии, Аргентины, Чили, Гаити и Венесуэлы, которые направлены на разрешение тех острейших социально-экономических проблем, которые встали перед правительствами конкретных стран региона. В дальнейшем изложении, мы на основании полученных данных попытаемся проанализировать основные перспективы стран Латинской Америки в условиях тенденций глобализаций мировой экономики.

§ 2. Перспективы социально экономического развития Латинской Америки в условиях глобализации мировой экономики (на примере Гаити, Бразилии, Венесуэлы, Аргентины и Чили)

Кратко проанализируем основные перспективы стран Латинской Америки в области социально-экономического развития, в современных условиях.

Латинская Америка обладает крупным и еще не полностью раскрытым ресурсным потенциалом, однако в мировой экономике и политике она традиционно занимала периферийное положение.

Перспективы Латинской Америки в современном мире достаточно неоднозначны. С одной стороны можно увидеть, что у некоторых крупных государств региона – в первую очередь у Бразилии, Аргентины и Чили есть хорошие перспективы занять свою долю глобального рынка, к которому постепенно двигается мировая экономика.

Правительство военных состояло из людей, не искушенных в решении вопросов социально-экономического плана. В то же время, как следует из предыдущей части главы, наследие режима Альенде в этой области было трудно описывать в радужных тонах. Забастовки, безработица, паралич внешнеторговых связей - все это делало положение в национальной экономике угрожающим. Можно привести данные исследователей, которые свидетельствуют о хронической инфляции, достигавшей 140 процентов в год (по другим данным - свыше 500 процентов), о полном истощении валютных резервов, о постоянном падении ВВП. Аугусто Пиночет призвал к решению назревших вопросов так называемых "парней из Чикаго" - группу экономистов, изучавших экономику в США под руководством Милтона Фридмена, а затем преподававших в Католическом университете Чили. Их экономические взгляды, претворенные в жизнь, являлись полной противоположностью левой экономической политики Альенде. Они были последовательными сторонниками неолиберальных концепций свободного рынка, консервативной налоговой политики, принципов "laissez-faire" по отношению к предпринимателям, в особенности - к крупным, чья деятельность была подорвана национализацией 1971-1972 гг. Крайне любопытно, что "парни из Чикаго" разработали свои предложения по оздоровлению чилийской экономики и финансовой системы еще во второй половине 1960-х гг., опубликовав пятисотстраничный план "Эль Ладрильо" (рус. "Кирпич"). Этот план был предложен Хорхе Алессандри незадолго до драматичной предвыборной гонки 1970 г., однако он был отвергнут и подвергся переработке, приобретя окончательный вид за пару недель до переворота 1973 г. Широкой общественности этот план стал известен только в конце 1992 г. Среди его создателей, отцов чилийских экономических реформ первых лет правления Пиночета, следует упомянуть Серхио де Кастро (р. 1930), Хосе Пинейро (р. 1948), Мигеля Каста (1938-1978). В качестве источника мы использовали опубликованный в 1975 г. для служебного пользования доклад Сводной комиссии по изучению правительственных операций по материалам документов разведки "Секретная операция в Чили 1963-1973". Из него следует, что, с одной стороны, экономика Чили при Альенде специально ослаблялась со стороны США, с другой стороны - сам план "Кирпич" был создан не без участия ЦРУ.

Если говорить о процессах социально-экономического развития, в истории режима Пиночета целесообразно выделить два этапа. Первый охватывает время от переворота 1973 г. до экономического кризиса 1982 года. План "Кирпич" было решено претворять в жизнь планомерно, в три этапа - 1974-1983 гг., 1983-1985 гг. и 1985-1990 гг. Главным образом, ставились три цели: экономическая либерализация, приватизация государственных компаний и снижение инфляции. Именно с ориентацией на эти цели Пиночет приветствовал зарубежные инвестиции в страну. Были сняты протекционистские пошлины и прочие государственные препоны для внешней торговли: чилийские бизнесмены стали активно развивать зарубежные связи. Ввозные пошлины одно время составляли всего 10%. Денационализация не была бесконтрольной - главная компания по добыче меди "Коделко" осталась в государственных руках, но ряд более мелких отошел к предпринимателям, которые открыли множество новых месторождений. "…И с приходом Пиночета, который начал ставить чилийскую экономику на ноги, …параллельно с этим изменялось и сознание людей по отношению к товарам, экономике в целом. Теперь уже укрепилось мнение, что все, сделанное в Чили, - хорошего качества. Сами чилийцы стали воспринимать себя, как лидирующую нацию в Латинской Америке. Оказалось, что у Чили есть множество преимуществ: месторождения полезных ископаемых, развитое рыболовство, хороший климат, который привел к развитию фруктового экспорта. И тот доход, который страна получала, был направлен на закупку того, чего страна не производила, а именно …в сферу высоких технологий - автомобилей, компьютеров, заводской техники". К важнейшим экономическим реформам этого периода следует отнести создание новой системы пенсионного и социального страхования, принятие более либеральных законов в отрасли трудового права, возродивших систему влиятельных чилийских профсоюзов, попытку фиксации курса чилийского песо относительно доллара США (39 песо за один доллар). Последнее действие подверг резкой критике в своих мемуарах Милтон Фридмен, с которым Пиночет вел переговоры в 1975 г., увидев в фиксации первоисточник проблем с внешнеторговым балансом Чили на рубеже 1970-1980-х гг.

Вероятно, такая попытка привязать национальную валюту к нестабильному тогда курсу доллара вкупе с неумеренно резкими неолиберальными преобразованиями и привели страну к глубокому экономическому кризису 1982 г. Следует сказать, что это была самая глубокая, но не первая рецессия экономики режима Аугусто Пиночета: серьезным падением был отмечен 1975 г., когда ВВП упал на 13%, объем промышленного производства - на 27%, безработица достигла 20%. Как правило, кроме этого среди главных причин кризиса называют высокие процентные ставки по кредитам государственного банка Чили. Наряду с этим следует отметить и беспримерный рост внешнего долга Чили в 1977-1982 гг. - с 3,5 до 17 млрд долларов США. Большой отток капиталов в теневую сферу в итоге привел к банкротству большинства крупных агропромышленных компаний. С осени 1981 г. по весну 1983 г. так или иначе были принудительно национализированы наиболее крупные банки, всем остальным были выданы жесткие предписания по перестройке своей политики в интересах скорейшей ликвидации кризиса. После кризиса эти меры были отменены и банки были приватизированы, однако уже другими лицами. Кризис считается глубочайшим потрясением для чилийской экономики со времен рецессии 1930-х гг., однако аналитики призывали не переоценивать его значение. С одной стороны, он был частью мирового экономического кризиса 1980-1982 гг. Но он не был столь тяжелым, как Великая депрессия или как финансово-экономический кризис 2008 г., однако он проходил на фоне остаточных явлений энергетического кризиса 1979 г., связанного с революцией в Иране. Индекс промышленного производства в развитых капиталистических странах составил в 1982 г. 95,5% по отношению к 1979 г., в развивающихся странах - 87,5%. Падение производства в США в 1982 г. равнялось 8,2%, в странах-членах ЕЭС - 1,2%. С другой стороны, выйти из этого кризиса Чили помогли меры, напоминавшие политику Сальвадора Альенде, - частичная национализация, весьма широкое вмешательство государства в экономику. Этот факт и позволяет нам считать кризис 1982 г. своеобразным свидетельством неудачи неолиберальных реформ первых лет диктатуры Пиночета.

Связь деятельности "парней из Чикаго" с последовавшим за кризисом экономическим ростом ставится некоторыми исследователями под сомнение. Более того, итоги их деятельности многими оцениваются как вредные для экономического развития Чили. В 1985 г. на пост министра финансов приходит Эрнан Бучи. Основной целью его экономической деятельности был стабильный, экспортно-ориентированный экономической рост, реорганизация экспортных отраслей экономики. Основными его инструментами были жесткий контроль за государственными расходами, привлечение инвестиций и возвращение капитала в страну. Инфляция к концу его деятельности опустилась до невиданных в Чили 12%. Своеобразным ноу-хау для экономической политики Чили того времени была широкомасштабная "распродажа" государственного внешнего долга в обмен на доли в государственных предприятиях. В итоге этих мероприятий, государственный долг снизился с 17 до 4 млрд долларов. В 1985-1988 гг. стабильный экономический рост составлял 5-6% в год, что являлось наилучшим результатом среди стран Латинской Америки того периода.

В целом, итоги социально-экономического развития страны в годы правления Пиночета оцениваются крайне неоднозначно. Доходы средней чилийской семьи упали в три раза, расходы на образование, здравоохранение и строительство жилья под социальный найм были сокращены на четверть. Между тем, многими в качестве успеха реформ Пиночета расценивается прирост населения республики: за 10 лет, с 1976 г. по 1986 г., - на 2 миллиона, то есть в среднем по 200 тысяч чел. в год. Однако именно экономические причины во многом породили недовольство Пиночетом - анализ этого процесса будет дан нами ниже. Уже во время кризиса 1982 г. по всему Чили прокатилась значительная волна протестов против диктатуры Пиночета, довольно жестко подавленная.

Реформы Эрнана Бучи несколько поправили положение, однако в 1987 г. более 45% чилийцев по-прежнему жили ниже черты бедности.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» _________________________________________________________________________________

Институт экономики и управления промышленными предприятиями

Кафедра промышленного менеджмента

Курсовая работа по курсу «Стратегическое планирование»

РАЗРАБОТКА ПРОГНОЗА РЫНКА РАФИНИРОВАННОЙ МЕДИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА ПО ЧИЛИ

Выполнила:

Студентка 5 курса

Группы МЭ-07-3

Преподаватель:

Москва, 2011 г.


Раздел 1. Разработка прогноза развития Чили. 3

1.1 Характеристика страны.. 3

1.2 Исходные данные для анализа. 4

1.3 Анализ динамики ВВП Чили за 1972-2010 гг. 5

1.4 Прогноз развития экономики Чили до 2020 г. 8

Раздел 2. Современное состояние и перспективы развития национальной металлургии. 11

2.1 Характеристика национальной металлургии. 11

2.2 Динамика производства меди Чили за 2000-2010 гг. 11

2.3 Уровень концентрации в национальной металлургии Чили. 13

2.4 Размеры внутреннего рынка по основным видам продукции за 2000-2010 гг. 16

2.5 Экспортный потенциал Чили 2000-2010 гг. 18

2.6 Меры по защите собственного рынка принимаемые Чили. 19

2.7 Перспективы развития национальной металлургии. 19

Раздел 3. Разработка прогноза рынка рафинированной меди Чили на период до 2020 года. 20

3.1 Динамика развития экономики Чили 1972-2010гг. 20

3.2 Динамика потребления рафинированной меди Чили 1991-2010гг. 21

3.3 Расчеты влияния общеэкономических факторов на потребление рафинированной меди Чили(эластичность) 22

3.4 Разработка прогноза развития рынка металла (по удельным величинам) Чили на период до 2020г. 23

3.5 Сравнение полученных результатов с прогнозными оценками, выполненными зарубежными специалистами. 25

Резюме. 25


Раздел 1. Разработка прогноза развития Чили

1.1 Характеристика страны

Республика Чили – государство на юго-западе Южной Америки. Граничит с Аргентиной, Боливией и Перу. Территория страны вытянута вдоль побережья Тихого океана на 4300 км и занята большей частью хребтами Анд (Главная Кордильера Анд и Береговая Кордильера), между которыми лежит Продольная долина – главный экономический район страны. Ширина страны – от 15 до 355 км (в среднем около 180 км.). Высота Анд доходит до 6880 м. Много вулканов. Частые землетрясения.

По общему уровню развития занимает 25-е место среди 47 наиболее развитых государств мира. Является единственной страной Латинской Америки, где в последние годы не происходит ухудшения социальных условий. Является наименее коррумпированной страной Латинской Америки.

Опыт Чили издавна привлекает внимание экономистов и политиков. Чили – это страна, обладающая “существенными преобразованиями экономики, неординарными, подчас глубинными поворотами национального курса”.

Высокие темпы развития экономики, укрепление международных связей страны с покупателями и поставщиками, всё более глубокая интеграция в международную торговлю, растущий объем иностранных инвестиций, относительная устойчивость к кризисам - всё это обеспечивает широкие возможности для дальнейшего экономического роста и процветания Чили.

Ведущими отраслями чилийской экономики являются горнодобывающая промышленность, в первую очередь - добыча и переработка меди и молибдена, пищевая промышленность, сельское хозяйство, лесная и деревообрабатывающая промышленность, рыбоводство и рыболовство.

Чили занимает 1 место в мире по производству меди (39% от объемов мирового производства), йода (55%), лития (42%), молибдена (28%). По добыче серебра и золота находится на 5 и 13 местах в мире.

Основным торговым партнером Чили являются США - 16% как экспорта, так и импорта. На втором месте по экспорту находится Япония (12,3%), на третьем - Китай (12%), на четвертом - Южная Корея (6%). Среди импортеров на втором и третьем месте находятся Аргентина (16%) и Бразилия (13%). Доля европейских стран в чилийском экспорте - 25%, в импорте - 18%.

С 2003 г. Чили активно реализует разработанную в конце 2002 г. концепцию «Чили - страна платформа», направленную на привлечение в страну иностранных капиталовложений посредством создания здесь благоприятных условий для использования зарубежными инвесторами национальной инфраструктуры (транспортной, финансовой, банковской и т.д.) в качестве своего рода «плацдарма» для последующего продвижения в другие страны региона. Об определенных успехах на данном направлении свидетельствует открытие в Чили более 4 тыс. предприятий с участием иностранного капитала, в том числе 40 отделений транснациональных компаний.

Чили традиционно занимает высокие места в различных международных рейтингах, в частности - 16 место в мире (и первое в ЛАКБ) по интегральному показателю конкурентоспособности и 22 место в рейтинге платежеспособности (по данным МВФ). Благодаря финансовой стабильности, своевременным выплатам внешнего долга и кредитов у Чили наименьший среди латиноамериканских стран показатель риска иностранных капиталовложений.