Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Таблица различий денежных и бюджетных обязательств. Учет бюджетных и денежных обязательств (Швыткина Т.В.)

Все бухгалтеры при подготовке квартального отчета сталкиваются с проблемой, как заполнить форму 0503128. Что такое бюджетные обязательства? Чем же они отличаются от денежных обязательств? Как и с чем сверить данную форму отчетности? Предлагаю в настоящей статье рассмотреть эти вопросы более подробно.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
А согласно п. 308 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), денежные обязательства - это соответствующая обязанность уже не получателя бюджетных средств, а обязанность учреждения (казенного, бюджетного, автономного) уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора или соглашения. Можно сделать вывод, что бюджетные и денежные обязательства должны приниматься как участниками бюджетного процесса (казенными учреждениями), так и бюджетными и автономными учреждениями. В первом случае - в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на текущий год, а во втором и третьем случаях - в пределах доведенной субсидии на государственное задание в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности или субсидии на иные цели.
Итак, согласно ст. 219 Бюджетного кодекса исполнение бюджета по расходам состоит из нескольких этапов.
На первом этапе учреждения принимают бюджетные обязательства в сумме доведенных до них лимитов (для казенных) или прав на принятие обязательств (для бюджетных и автономных). Именно этот этап соответствует формированию учетных данных по кредиту счета 0 502 01 000 "Принятые обязательства" в корреспонденции со счетом 0 501 03 000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств" (для казенных) или со счетом 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств". Поскольку порядок ведения учета и формирования учетных данных по принятию бюджетных обязательств не раскрывается в Инструкции N 157н, он подлежит самостоятельной разработке учреждением и закреплению в учетной политике.

Основания для принятия бюджетных обязательств

Основаниями для принятия бюджетных обязательств являются заключенный договор (контракт), который должен быть подписан и скреплен печатью обеими сторонами, расчеты с подотчетными лицами - на основании утвержденных руководителем учреждения письменных заявлений получателя аванса с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету, начисление заработной платы и социальных взносов за определенный период (месяц).
Какие документы подтверждают данный факт?
Данный факт подтверждается следующими документами: заключенным договором, расходным кассовым ордером на выдачу подотчетной суммы, авансовым отчетом, ведомостью начисленной заработной платы.

На основании указанных документов происходит факт принятия бюджетных обязательств и оформляется бухгалтерская запись:
- датой договора на полную стоимость по договору;

- датой принятия к учету авансового отчета (необходима корректировка с учетом выданного аванса);

На следующем этапе исполнения бюджета по расходам происходит подтверждение принятых денежных обязательств. Согласно п. 4 ст. 219 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств (учреждение) подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами. Именно данный этап соответствует формированию в бухгалтерском учете информации по счету 0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства".

Основания для принятия денежных обязательств

Основаниями для принятия денежных обязательств являются оплата аванса поставщику, акт выполненных работ (услуг), товарная накладная, подтверждающая факт получения товара, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетной суммы, авансовый отчет, начисление заработной платы за определенный период (месяц).
Когда необходимо в учете отражать данную операцию?
На основании указанных документов необходимо принять денежные обязательства и оформить бухгалтерскую запись:
- датой подписанных акта выполненных работ (услуг), товарной накладной; датой выписки органа казначейства, где перечислен аванс поставщикам;
- одновременно с проведением расходного кассового ордера на выдачу денежных средств под отчет;
- одновременно с принятием к учету авансового отчета (корректировка на сумму выданного аванса);
- последним числом месяца, за который начислена заработная плата.
Рассмотрим на примерах принятие бюджетных и денежных обязательств.

Пример 1. Казенное учреждение 28 января 2013 г. заключило договор на информационные услуги на сумму 55 000 руб. Согласно условиям договора учреждение обязуется в течение 10 рабочих дней после его подписания перечислить поставщику услуг аванс в размере 30% от суммы договора, то есть 16 500 руб. Договор заключен до 30 июня 2013 г. 4 февраля 2013 г. учреждение перечислило поставщику аванс в размере 16 500 руб. 27 июня 2013 г. учреждением был подписан акт выполненных работ, а 28 июня 2013 г. поставщику были перечислены денежные средства в счет окончательного расчета в сумме 38 500 руб.
В бухгалтерском учете казенного учреждения хозяйственные операции по подписанию договора с поставщиком и выполнению договорных условий были отражены следующим образом:
28 января 2013 г. приняты учреждением бюджетные обязательства текущего финансового года согласно заключенному с поставщиком договору на сумму 55 000 руб.:
Дебет 1 501 13 226
"Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года получателей бюджетных средств по прочим работам и услугам"
Кредит 1 502 11 226
.
4 февраля 2013 г. приняты учреждением денежные обязательства текущего финансового года по уплате аванса поставщику согласно условию заключенного договора на сумму 16 500 руб.:
Дебет 1 502 11 226
"Принятые обязательства текущего финансового года по прочим работам и услугам"
Кредит 1 502 12 226

27 июня 2013 г. приняты учреждением денежные обязательства текущего финансового года на сумму 38 500 руб. по окончательному расчету с поставщиком согласно акту выполненных работ (заметим, что полная сумма по акту выполненных работ составляет 55 000 руб. минус аванс в сумме 16 500 руб., принимаем денежное обязательство в сумме 38 500 руб.):
Дебет 1 502 11 226
"Принятые обязательства текущего финансового года по прочим работам и услугам"
Кредит 1 502 12 226
"Принятые денежные обязательства текущего финансового года по прочим работам и услугам".

Денежные обязательства возникают в результате принятия учреждением бюджетных обязательств, поэтому в бухгалтерском учете, как правило, хронологически сначала отражаются операции с бюджетными обязательствами, а затем - операции с денежными обязательствами.
Положения локальных актов, принятых в учреждении, могут влиять на порядок возникновения денежных обязательств учреждения. И это тот редкий случай, когда денежное обязательство может быть принято раньше бюджетного. Но такой порядок должен быть предусмотрен учетной политикой учреждения.

Пример 2. Согласно коллективному договору, действующему в казенном учреждении, заработная плата работникам выплачивается два раза в месяц: аванс за первую половину месяца - каждое 20-е число текущего месяца, заработная плата за вторую половину месяца (окончательный расчет) - не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным. 20 июня 2013 г. работникам учреждения был выплачен аванс за первую половину месяца на общую сумму 47 800 руб. 30 июня 2013 г. учреждением начислена заработная плата за июнь в размере 110 200 руб., а 5 июня выплачена заработная плата за вторую половину месяца.
В бухгалтерском учете были сделаны такие записи:
20 июня 2013 г. приняты учреждением денежные обязательства по выплате заработной платы (аванса за 1-ю половину месяца) на сумму 47 800 руб.:
Дебет 1 502 11 211

Кредит 1 502 12 211

30 июня 2013 г.:
а) приняты учреждением бюджетные обязательства текущего финансового года по заработной плате за июнь на сумму 110 200 руб.:
Дебет 1 501 13 211
"Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года получателей бюджетных средств по заработной плате"
Кредит 1 502 11 211
"Принятые обязательства текущего финансового года по заработной плате";
б) приняты учреждением денежные обязательства по выплате заработной платы на сумму 62 400 руб.:
Дебет 1 502 11 211
"Принятые обязательства текущего финансового года по заработной плате"
Кредит 1 502 12 211
"Принятые денежные обязательства текущего финансового года по заработной плате".

Однако чаще всего возникновение денежного обязательства совпадает с принятием учреждением соответствующего бюджетного обязательства. Правда, еще раз отметим, что различия в порядке принятия к бухгалтерскому учету бюджетных и денежных обязательств прежде всего зависят от сформированной в учреждении учетной политики.

Завершающий этап исполнения бюджета

На следующем этапе исполнения бюджета по расходам учреждение предъявляет платежные и иные документы в казначейство или финансовый орган либо в банк. Далее согласно п. 5 ст. 219 Бюджетного кодекса производится оплата денежных обязательств в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов или ассигнований.
Отметим, что денежное обязательство не может быть исполнено без соответствующей разрешительной надписи (акцепта) соответствующего финансового органа. Нанесение такой разрешительной надписи называется санкционированием расходов и в учете учреждений не отражается.
Факт исполнения денежных обязательств, как правило, подтверждается платежными документами, на основании которых было произведено списание денежных средств со счета бюджета в пользу физических или юридических лиц.
Из ст. 219 Бюджетного кодекса следует, что операции, отражаемые на таких счетах Единого плана счетов, как 206 00 "Расчеты по выданным авансам", 208 00 "Расчеты с подотчетными лицами", 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам", 303 00 "Расчеты по платежам в бюджет", в корреспонденции с кредитом счетов 201 00 "Денежные средства учреждения", 304 05 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом" как раз и свидетельствуют об исполнении денежных обязательств.

Отражение операций в учете

Как самостоятельный объект учета денежные обязательства в учете государственных (муниципальных) учреждений независимо от типа возникли только с 1 января 2011 г.
И если порядок ведения учета бюджетных обязательств относительно прост, поскольку принятие такого обязательства подтверждается документом-основанием (договор, контракт и т.п.), нетрудно установить и момент отражения таких операций в учете. Однако при отражении в учете денежных обязательств возникают определенные особенности.
Как отмечалось выше, необходимость принятия денежных обязательств чаще всего возникает в результате наступления соответствующих условий договоров с поставщиками (подрядчиками) или на основании локальных актов. Однако особенностью принятия денежного обязательства является именно наступление (возникновение) определенного условия, которое не связано с изменением активов или расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Представляется, что порядок ведения учета денежных обязательств прежде всего будет зависеть от того, какую информацию бухгалтер и руководитель учреждения хотят получить.
Очевидно, что учет операций, отражаемых на 500-х счетах Единого плана счетов, позволяет получать оперативную информацию о ходе исполнения бюджета по расходам в данном учреждении в целом. А ведение учета с учетом соответствующих кодов бюджетной классификации позволяет получать сведения об исполнении бюджета по расходам в разрезе разделов (подразделов), целевых статей, программ вплоть до КОСГУ.
Обратите внимание, что сумма оборотов по кредиту счета 502 01 "Принятые обязательства" отражает объем принятых бюджетных обязательств, или, другими словами, объем заключенных учреждением договоров. На соответствующую отчетную дату учреждение как бы "резервирует", планирует произвести расходы в пределах доведенных лимитов.
В то же время сумма оборотов по кредиту счета 502 02 "Принятые денежные обязательства" характеризует объем отраженных в бухгалтерском учете учреждения своих денежных обязательств перед контрагентами (поставщиками, подрядчиками, работниками). Или, другими словами, обороты по кредиту счета 502 02 соответствуют объему денежных средств, которые учреждение готово уплатить за счет средств бюджета на соответствующую отчетную дату.
Таким образом, разница между кредитовыми оборотами по счетам 502 01 и 502 02, соответствующая кредитовому сальдо по счету 502 01, свидетельствует о том, какая сумма должна быть уплачена из бюджета для исполнения договоров, контрактов и других обязательств, принятых учреждением на соответствующую отчетную дату.
В то же время кредитовое сальдо по счету 501 03 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств" соответствует "невостребованному" объему лимитов, под которые учреждением еще не заключены договоры и не приняты обязательства перед юридическими и физическими лицами.
Отметим также, что соотношение кредитовых оборотов по соответствующему КОСГУ аналитических счетов по счету 502 02 и аналитических счетов по счетам 201 00 и 304 05 позволит получить информацию о суммах ожидающих исполнения принятых денежных обязательств и уже исполненных денежных обязательств.
Имея указанную аналитическую информацию об исполнении бюджета по расходам, руководитель учреждения, бухгалтер и другие заинтересованные лица могут контролировать порядок принятия решений на определенных этапах хозяйственной деятельности учреждения.
Напомним, что Инструкция N 157н не содержит жестких установок по порядку отражения в учете операций по принятию денежных обязательств. Поэтому учреждению необходимо самостоятельно разработать такой порядок. При этом очевидно, что порядок отражения денежных обязательств следует увязать с принятым в учреждении порядком учета бюджетных обязательств. Такая увязка между учетом бюджетных и денежных обязательств необходима для получения объективной и корректной информации об исполнении бюджета.
Например, если учетной политикой учреждения принято отражать бюджетные обязательства в момент подписания договора, то денежные обязательства по расчетам с поставщиком (подрядчиком) целесообразно принимать к учету согласно условиям договора об уплате аванса и окончательного расчета, но не позднее даты перечисления средств.
Другой пример - если учетной политикой учреждения бюджетные обязательства принимаются в момент образования кредиторской задолженности (например, при расчетах с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам, взносам и иным платежам), то денежные обязательства могут отражаться в учете также в момент образования кредиторской задолженности (то есть одновременно с принятием бюджетных обязательств) либо на дату уплаты соответствующих сумм в бюджет.
На наш взгляд, нецелесообразно для осуществления проводок по принятию денежных обязательств еще раз использовать договоры (копии договоров) или иные документы. Для отражения в регистрах учета рекомендуем использовать справку (ф. 0504833).
Напомним, что в соответствии с Инструкцией от 15 декабря 2010 г. N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению" справка (ф. 0504833) предназначена для отражения учреждением операций, совершаемых в ходе ведения хозяйственной деятельности, не требующих документов от плательщиков, субъектов учета. На основании справки (ф. 0504833) производятся записи в журнал регистрации обязательств (ф. 0504064). В соответствии с п. 320 Инструкции N 157н учет принимаемых обязательств ведется в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения.

Корректировка принятых бюджетных обязательств

При выполнении договорных обязательств принятые бюджетные обязательства должны быть скорректированы с учетом фактически выполненных работ (услуг), поставленной продукции и т.д.

Пример 3. 11 января 2013 г. казенному учреждению были выделены годовые лимиты бюджетных обязательств на подстатью 223 "Коммунальные услуги" в размере 200 000 руб.
21 января 2013 г. руководитель учреждения подписал договор с поставщиком на оказание коммунальных услуг по теплоснабжению на сумму 78 000 руб.
Однако сумма фактически оказанных учреждению услуг за 2012 г., согласно актам приема-передачи, составила 76 420 руб.
В конце отчетного периода (в декабре 2012 г.) бухгалтером делается исправительная проводка на уменьшение суммы принятых бюджетных обязательств по данному договору:
- уменьшены бюджетные обязательства в соответствии с фактическим объемом оказанных услуг на 1580 руб. (78 000 руб. - 76 420 руб.) (сторно):
Дебет 1 501 13 223
"Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года получателей бюджетных средств по коммунальным услугам"
Кредит 1 502 11 223
"Принятые обязательства текущего финансового года по коммунальным услугам".
Обратите внимание, что на неиспользованную сумму (1580 руб.) необходимо оформить дополнительное соглашение к договору.

Если же сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило получение услуг актами приема-передачи или другими документами, то необходимо доначислить сумму бюджетных обязательств по данному договору. Однако это возможно только в случае, если лимиты бюджетных обязательств по соответствующей подстатье КОСГУ не выбраны полностью. Заметим, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов не допускается.

Заполнение формы 0503128 "Отчет о принятых бюджетных обязательствах" (раздел 1)

В соответствии с Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (с изм. и доп.) форма 0503128 входит в состав полугодовой и годовой отчетности (главный распорядитель вправе устанавливать свои периоды для текущего контроля) для казенных, бюджетных и автономных учреждений. Много вопросов возникает при заполнении данной формы, попробуем разобраться. Во-первых, начнем с того, что данная форма заполняется до операций по закрытию года. В графе 4 заполняются показатели по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 503 15 000 "Полученные бюджетные ассигнования текущего финансового года" (для казенных учреждений), для бюджетных и автономных учреждений учитываются показатели по счету 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств" в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Графа 5 заполняется на основании дебета счета 0 501 05 000 "Полученные лимиты бюджетных обязательств". Для бюджетных и автономных учреждений графы 4 и 5 совпадают. Сверить можно с графой 5 формы 0503127. Графа 6 заполняется на основании кредита счета 0 502 01 000 "Принятые обязательства". Графа 8 заполняется на основании счета 0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства". Рассмотрим момент, когда на начало года была кредиторская и дебиторская задолженность: на сумму кредиторской задолженности необходимо увеличить бюджетные и денежные обязательства, а на сумму дебиторской задолженности соответственно уменьшить бюджетные и денежные обязательства. Это важно, так как повлияет на правильность заполнения данного отчета. В учете в начале года необходимо также отразить - принять бюджетные и денежные обязательства за счет выделенных средств на сумму кредиторской задолженности и уменьшить бюджетные и денежные обязательства на сумму дебиторской задолженности. В графе 10 кассовое исполнение необходимо сверить с графой формы 0503127. Графа 11 заполняется как разница между графами 6 и 10. Графа 12 заполняется как разница между графами 8 и 10. Показатели графы 12 - это и есть сумма кредиторской задолженности учреждения.
В завершение отметим, что все спорные вопросы, возникающие в учреждении по учету принятия бюджетных и денежных обязательств, необходимо отразить в учетной политике, чтобы у проверяющих органов появлялось меньше вопросов.

Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств (далее – ЛБО), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (). Контракты, заключенные с превышением прав на принятие обязательств, могут быть признаны недействительными ().

Как видим, на момент заключения контракта у казенного учреждения должно быть достаточно ЛБО. Достаточно – это значит, что средств хватает по разделу, подразделу, целевой статье и виду расходов. А если речь идет о расходах прошлых лет, то и по КОСГУ. Напомним, что при составлении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов), КОСГУ не применяется (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 22 октября 2014 г. № 311-ФЗ " "). Не выполните данное требование – ревизоры оштрафуют по . Никакие письма вышестоящих ведомств, которые настаивают на заключении контракта и обещают дать деньги позже, не помогут! Крайняя необходимость – тоже не оправдание (Решение Суда Еврейской автономной области от 11 февраля 2016 г. по делу № 71-10/2016).

В зоне особого риска находятся те закупки, которые не вносятся в реестр, предусмотренный ст. 103 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " " (далее – Закон № 44-ФЗ). Например, закупки через подотчетных лиц путем наличных расчетов. Поэтому принимая к учету авансовые отчеты, и особенно отчеты "перерасходом", проверяйте наличие "свободных" ЛБО. И не забывайте, что под часть ЛБО у вас уже могут быть размещены извещения. По сути, эти ЛБО уже "заблокированы" (в бухучете эта блокировка отражается по кредиту счета 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства").

Подробнее о том, за какие правонарушения в бюджетной сфере могут привлечь к административной ответственности, узнайте из материала "Административные правонарушения в бюджетной сфере. Ответственность за их совершение" интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Случается, что в бухгалтерию поступают первичные документы (накладные, акты), по которым фактически приняты обязательства, а ЛБО не хватает. Некоторые бухгалтеры наивно полагают, что решить проблему поможет "частичное" отражение этих документов в учете. Это мнение ошибочно...

Дело в том, что срок принятия бюджетного обязательства в целях никак не увязан со сроком и суммой отражения бюджетного обязательства в бухучете и сроком представления сведений об обязательстве в казначейство. За неполное отражение данных на 500-х счетах выпишут отдельный штраф по , а за нарушение срока регистрации данных об обязательстве в казначействе – по . Напомню, что в настоящее время штрафуют только за нарушение порядка бухучета бюджетных обязательств, в планах – привлечение за нарушения в учете ЛБО, ассигнований и денежных обязательств .

Срок представления в Федеральное казначейство сведений о бюджетном обязательстве установлен приказом Минфина от 30 декабря 2015 г. № 221н. Кстати, в 2017 году придется представлять и сведения о денежных обязательствах, а за нарушение сроков их представления – отвечать по .

ВАЖНО ЗНАТЬ!

Принятие обязательств на следующий год при отсутствии ЛБО на очередной год – это тоже нарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.10 КоАП РФ (Решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 26 января 2016 г. по делу № 9-12/2016, Решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 26 января 2016 г. по делу № 12-12/2016).

Абсурдный на первый взгляд вопрос: могут ли оштрафовать по при формальном наличии на момент принятия обязательств "свободных" ЛБО? Ответ неожиданный: в прошлые годы такое случалось. Дело в том, что раньше ЛБО могли быть доведены до учреждения по группам (статьям) КОСГУ без детализации по статьям, подстатьям (220 "Оплата работ, услуг", 300 "Поступление нефинансовых активов"). Те, кто на день заключения контракта не утверждал соответствующую детализацию в Бюджетной смете, получали протоколы об административных правонарушениях (Решение ВС Республики Калмыкия от 18 марта 2016 г. по делу № 21-18/2016, Решение Пермского краевого суда от 14 марта 2016 г. по делу № 21-264/2016)...

Бывает, что бюджетные обязательства с превышением ЛБО текущего года приняты "помимо воли" учреждения. Например, речь может идти об обязательствах:

по командировочным расходам (сотрудник вернулся из командировки и представил авансовый отчет с перерасходом);

по зарплате (не было никаких дополнительных премий – только обязательные начисления, предусмотренные трудовым договором);

по оплате коммуналки (в конце года в связи с сильными морозами существенно возросли расходы на отопление).

По первым двум позициям обязательство может возникнуть "автоматически", в силу требований ТК РФ. В третьем примере учреждение вынуждено принять обязательства, чтобы успешно выполнить возложенные на него задачи. Однако формальный состав нарушения налицо – ревизоры могут выписать штраф (решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 марта 2016 г. по делу № 21-257/2016). К тому же они могут указать на некачественное планирование расходов в учреждении. Выход из затруднительной ситуации есть: оформляйте принятие обязательств в пределах ЛБО на следующий год. Правда, если бюджет "однолетний", воспользоваться этим советом не получится... Впрочем, уже следующий федеральный бюджет, вероятно, будет "трехлетним".

ОНЛАЙН-СЕМИНАР

Развитие системы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.


А еще старайтесь работать на опережение: инструктируйте подотчетных лиц о предельно возможных объемах расходов, проводите мероприятия по энергосбережению, анализируйте отложенные обязательства по оплате труда и т.п.

Бывает, что обязательства сверх доведенных лимитов принимает обособленное подразделение, которому открыт лицевой счет ПБС. Иногда в таких ситуациях звучит оправдание: в целом по казенному учреждению ЛБО хватало, их просто не довели до филиала. Однако эти оправдания могут не сработать: проверяющие по формальным признакам квалифицируют нарушение по ...

Могут ли оштрафовать по каждому случаю превышения прав на принятие обязательств? Да, могут. Именно так и происходит в большинстве случаев (Решение Ростовского областного суда от 15 сентября 2015 г. по делу № 11-732/2015, Решение Ростовского областного суда от 15 сентября 2015 г. по делу № 11-734/2015, решение Ульяновского областного суда № 7-128/2015 от 2 апреля 2015 г., решение Курганского областного суда от 28 января 2015 г. по делу № 21-30/2015, решение Велижского районного суда Смоленской области от 29 января 2015 г. № 12-2/2015, решение Велижского районного суда Смоленской области от 29 января 2015 г. 12-3/2015). Один штраф по нескольким эпизодам – скорее исключение, чем правило. Впрочем, в последнее время становится все больше решений, в которых за несколько случаев нарушения порядка принятия бюджетных обязательств штрафуют один раз (Определение ВС Республики Татарстан от 13 апреля 2016 г. по делу № 77-922/2016, решение Центрального районного суда г. Красноярска от 7 августа 2014 г. по делу № 12-496/2014, решение Центрального районного суда г. Красноярска от 1 сентября 2014 г. по делу № 12-566/2014, решение ВС Республики Хакасия от 26 апреля 2016 г. по делу № 7Р-88/2016, решение Волгоградского областного суда от 3 февраля 2016 г. по делу № 07-66/2016, решение Челябинского областного суда от 6 апреля 2016 г. по делу № 7-516/2016).

НАША СПРАВКА

Есть хорошие новости! Система внутреннего финконтроля постепенно переориентируется на предотвращение нарушений. Очень может быть, что через несколько лет по будут штрафовать только в редких случаях – нарушений просто не станет.

Как это будет работать? И сейчас Федеральное казначейство в большинстве случаев в режиме реального времени видит случаи превышения прав на принятие обязательств. Но пока оно просто уведомляет об этом нарушителя и его вышестоящую организацию. В следующем году ситуация изменится: запланировать и осуществить многие закупки можно будет только при наличии соответствующих ЛБО (п. 13 Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ).

Кто платит штрафы по ст. 15.15.10 КоАП РФ?

Конечно, чаще всего это руководители учреждения и бухгалтеры. Конкретное виновное лицо ревизоры и судьи определяют по содержанию должностных инструкций (решение Верховного Суда Республики Хакасия от 26.04.2016 по делу N 7Р-88/2016, решение Волгоградского областного суда от 03.02.2016 по делу N 07-66/2016, решение Челябинского областного суда от 06.04.2016 по делу N 7-516/2016, решение Астраханского областного суда от 12 февраля 2016 г. по делу № 21-87/2016). Так что есть повод перечитать эти инструкции. Во всяком случае у вас появится понимание, кто именно отвечает "рублем" за такое важное направление работы.

Как правило, по статье 15.15.10 КоАП РФ отвечают лица, уполномоченные принимать бюджетные обязательства, в том числе заключать контракты. Кроме того, к ответственности могут привлечь сотрудника, действия или бездействия которого повлекли нарушения порядка принятия бюджетных обязательств.

Когда дело доходит до уплаты штрафа зачастую наступает "момент истины" в отношениях руководителя и главбуха. Бывает, что руководитель начинает утверждать, что он к контрактам никакого отношения не имеет. Мол, контракты заключает бухгалтерия (Решение Челябинского областного суда от 6 апреля 2016 г. по делу № 7-516/2016).

Учтет ли суд принципиальную позицию главбуха, который не завизировал договор в связи с отсутствием ЛБО? Да, такие прецеденты есть – к ответственности могут привлечь руководителя, который принял незаконное решение (Решение Архангельского областного суда от 24 декабря 2015 г. по делу № 7р-1105/2015). Кстати, проверьте ваше Положение о внутреннем финансовом контроле. Предусмотрена ли в нем процедура санкционирования операций, визирования документов? Сегодня повышение эффективности внутреннего контроля в учреждениях – это актуальная тема.

Что и как проверяют ревизоры?

Прежде всего, сверке подлежат показатели Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) и раздела 3 Сведений о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503175). Эту сверку, принимая отчетность, проведет распорядитель бюджетных средств, а затем и ревизоры. В ходе ревизии будьте готовы "расшифровать" кредиторку, числящуюся на счетах 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам" и 303 00 "Расчеты по платежам в бюджеты". Проверяющие сверят показатели этих счетов с отраженными в форме 0503128 бюджетными и денежными обязательствами, а также сопоставят эту информацию с объемом доведенных ЛБО на отчетный год и плановый период. Кстати, делать такую сверку стало проще – в форме 0503128 теперь есть отдельный раздел по плановому периоду. Правда в разделе 3 формы 0503175 пока только данные за отчетный год...

Нет ли у учреждения фактически принятых, но не отраженных в учете бюджетных обязательств? Ревизоры постараются найти ответ и на этот вопрос... Например, они могут проверить дебиторку по расходам в части перечисления авансов и задолженности подотчетных лиц. Может быть сроки отчета по этим перечислениям давно прошли, у учреждения есть документы, а оно просто не отразило их в отчетности?

Штрафа не будет?!!

А есть ли такие случаи, когда можно принимать обязательства без ЛБО? Да, есть. Они прямо предусмотрены (см., например, ).

Если ЛБО были доведены позднее, оснований для освобождения от административной ответственности нет. Тем более, если они были доведены в следующем году (Решение ВС Республики Хакасия от 10 февраля 2016 г. по делу № 7р-29/2016). Впрочем, по мнению специалистов Минфина, в этом случае нет вредных последствий для публично-правового образования (). А значит, штраф могут отменить в связи с малозначительностью нарушения согласно . Главное, не пропускайте срок обжалования – он составляет 10 суток ().

Но! Малозначительность все-таки является оценочной категорией и в каждом конкретном случае суд будет определять ее с учетом всех обстоятельств (Решение ВС Чувашской Республики – Чувашии от 29 мая 2015 г. по делу № 21-295/2015). Минфин регулярно формулирует свою позицию по вопросам применения КоАП РФ в части бюджетных нарушений. Однако его письма нормативными актами не являются. Так что далеко не факт, что суд обязательно согласится с критериями определения малозначительности, предложенными Минфином (Решение ВС Республики Калмыкия от 18 марта 2016 г. по делу № 21-18/2016).

ВНИМАНИЕ!

Показатели Бюджетной сметы должны соответствовать доведенным объемам ЛБО (). Поэтому вносите изменения в смету одновременно с получением ЛБО. За нарушение порядка ведения бюджетной сметы могут оштрафовать дополнительно ().

Непременное условие привлечения к административной ответственности – вина должностного лица (). Нет вины – нет и ответственности.

Например, вас не оштрафуют, если обязательство принято в пределах ЛБО, а затем деньги отозвали. В таких ситуациях важно своевременно предпринять все действия по защите интересов государства. Надо свести к минимуму ущерб, непроизводительные расходы. Например, согласно и надо согласовать новые условия контракта. А фактически понесенный в связи с этим ущерб компенсировать только по требованию контрагента.

, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант"

Бюджетные обязательства – это расходные обязательства, которые необходимо исполнить в соответствующем финансовом году. Расходы бюджета санкционируют органы Казначейства России. Это необходимо для того, что бы можно было проконтролировать целевое и эффективное использование выделенных бюджетных средств.

Что представляют собой бюджетные обязательства

Под бюджетными обязательствами следует понимать расходы бюджетных учреждений в рамках конкретного финансового года.

Принятие соответствующих обязательств является одной из составляющей процесса исполнения бюджета по расходу наряду с такими процедурами как:

  • Принятие и подтверждение финансовых обязательств;
  • Санкционирование выполнения финансовых обязательств;
  • Подтверждение финансовых обязательств

Учреждение, которое получает бюджетные средства, принимает различные обязательства в пределах установленного лимита.

Наряду с бюджетными обязательствами учреждение может иметь и денежные обязательства – это те обязательства, которые предполагают перечисление учреждением бюджетных средств в пользу управомоченной стороны или по трудовому договору, или по гражданско-правовому договору.

Важно!!! Когда возникает бюджетное обязательство, то вслед за ним появляется и денежное обязательство. Только денежное обязательство не нужно нигде отражать.

Виды обязательств в бюджетных учреждениях

В состав обязательств бюджетных учреждений входят такие обязательства как:

  • Обязательства в виде заемных средств, то есть долговые обязательства;
  • Обязательства перед работниками бюджетных учреждений – выплата заработной платы, отпуск и т.д.
  • Обязательства перед бюджетов – оплата налогов и сборов;
  • Обязательства перед покупателями и подрядчиками;
  • Другие обязательства, которые возникают в процессе деятельности бюджетной организации.

В соответствии с Инструкцией по бюджетному учету обязательства бюджетного учреждения учитываются на соответствующих аналитических счетах 030000000 «Обязательства».

Этапы санкционирования расходов бюджета

Санкционирование расходов бюджета проходит в четыре этапа:

Этапы санкционирования Действия на каждом этапе
Принять и учесть бюджетные и денежные обязательства Получатель бюджетных средств (ПБС) с начало должен заключить госконтракт и соглашение, затем формирует данные о бюджетном обязательстве и подает их в органы Казначейства России. После этого ПБС подает информацию о денежном обязательстве и подает из в органы Казначейства России. Бухгалтер должен отразить в учете бюджетные и денежные обязательства
Подтверждение денежных обязательств ПБС формирует и подает заявку в Казначейство на кассовый расход, которая подтверждает обязанность оплатить денежные обязательства
Санкционировать оплату денежных обязательств Ответственные сотрудники Казначейства проверяют заявку на кассовый расход и делают свою отметку, что в свою очередь разрешают санкционирование оплаты денежных обязательств
Подтверждение исполнения денежных обязательств Орган Казначейства оплачивает денежное обязательство с единого бюджетного счета. В выписке из лицевого счета ПБС проходит кассовый расход

Учет бюджетных обязательств

Бюджетные обязательства учитываются на основании документов, которые подтверждают их принятие. Согласно перечню в финансовой политики, которая принимается на предприятии отражаются и бюджетные и денежные обязательства. При этом необходимо ссылаться на требования уполномоченных инстанций по санкционированию условий оплаты, согласно закона, договора или другого нормативного акта. Эти все требования зафиксированы в п.318 Инструкции 157н. Для отражения бюджетных средств на покрытия бюджетных обязательств сформированы специальные статья и в соответствии с ними проводиться данный учет.

В соответствии с Инструкцией 157н имеются аналитические счета, на которых отражаются бюджетные обязательства, такие как:

Пример. 9 января ГРБС до казенного учреждения доведены ЛБО на текущий год по КВР 111 “Фонд оплаты труда учреждений” и подстатье 211 “Заработная плата” КОСГУ – 3 000 000,00 руб.:

  1. Дебет КРБ 1 501 15 211 Кредит КРБ 1 501 13 211 - отражены полученные ЛБО текущего финансового года в сумме 3 000 000,00 руб.;
  2. Дебет КРБ 1 501 13 211 Кредит КРБ 1 502 11 211 - приняты бюджетные обязательства по выплате заработной платы в сумме 3 000 000,00 руб.;
  3. Дебет КРБ 1 502 11 211 Кредит КРБ 1 502 12 211 - учтено денежное обязательство в сумме начисленной заработной платы за определенный период (месяц).

Важно!!! Если не отражать показатели по принятым обязательствам на счетах санкционирования расходов, то в этом случае искажается бюджетная отчетность, что ведет к недостоверной информации.

Данный факт, в свою очередь, может являться основанием для привлечения к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ и наложению штрафов.

Корректировка принятых бюджетных и денежных обязательств

Иногда бывают такие случаи, когда при выполнении договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленный товар или выполнение услуг. В этом случае руководству бюджетного учреждения необходимо проводить корректировку по выполнению бюджетных обязательств.

Например, сумма согласно договора одна, а по факту она меньше, тогда составляется дополнительное соглашение на корректировку «красного сторно» на соответствующую сумму.

Если в обратном направлении, то есть сумма по факту больше чем по договору, тогда на основании акта выполненных работ или других подтверждающих документах, составляется дополнительное соглашение на необходимую сумму и доначисляется сумма обязательств по указанному договору.

Этот вариант подходит только тогда, когда предприятие еще не исчерпало свой лимит бюджетных обязательств. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.

Важно!!! изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ .

Ответственность за принятые бюджетные обязательства

Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств (далее – ЛБО), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ). Контракты, заключенные с превышением прав на принятие обязательств, могут быть признаны недействительными (п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1 Что представляют собой бюджетные обязательства в бюджетном учреждении?

Ответ: Под бюджетными обязательствами следует понимать расходы бюджетных учреждений в рамках конкретного финансового года.

Вопрос №2 какие бывают обязательства в бюджетных организациях?

Ответ: В бюджетных учреждениях выделяют большой список обязательств, выделим основные это: обязательство в виде заемных средств; обязательства перед работниками, бюджетом, покупателями, подрядчиками и т.д.

Вопрос №3 Кто должен санкционировать бюджетные расходы?

Ответ: Расходы бюджета санкционируют органы Казначейства России. Это необходимо для того, что бы можно было проконтролировать целевое и эффективное использование выделенных бюджетных средств.

Вопрос №4 что делать, если при выполнение обязательств по договору, сумма обязательств изменилась в большую сторону?

Ответ: Если сумма обязательств по договору увеличилась, тогда на основании акта выполненных работ или других подтверждающих документах, составляется дополнительное соглашение на необходимую сумму и доначисляется сумма обязательств по указанному договору.

Данная статья посвящена теме ведения учета данных по денежным обязательствам в программе «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» . В этой теме мы рассмотрим особенности ведения такого учета, включая случаи перерегистрации и изменения объема обязательств, а также расскажем о том, как сформировать регистры учета в данной программе.

Учет принятых денежных обязательств

1С: Предприниматель 8

Программа "1С:Предприниматель 8" - создана для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности индивидуальными предпринимателями ИП, ЧП, ПБОЮЛ. Программа позволяет вести Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ).


1С: Предприятие 8 Лицензии.

При необходимости работать с программой 1С более чем на одном компьютере (это может быть локальная сеть), а также при работе в одной базе 1С, возникает необходимость купить лицензии 1С. Лицензии 1С - это дополнительные ключи защиты программ 1С, которые покупаются отдельно и дают право пользоваться на несколько компьютеров.


Указанные выше акты подписываются и реализуются госучреждением за счет средств из бюджета в пределах доведенных лимитов и с учетом неисполненных и принятых обязательств. Данное положение присутствует в ст. 161, п. 5 БК. Из вышесказанного следует, что бюджетные обязательства бюджетных учреждений появляются при заключении ими трудовых контрактов с сотрудниками.

Определение

Бюджетное обязательство - это, по сути, долг. Он состоит в том, что получатель соответствующих средств должен осуществить необходимые выплаты. Они установлены в условиях гражданско-правовой сделки, которая была заключена в рамках полномочий либо в соответствии с законодательством, на основании прочего нормативного акта, соглашения и так далее. Из этого следует, что выплаты зарплат (довольствия) - это бюджетные обязательства бюджетных учреждений, переходящие в разряд финансовых.

Порядок отражения в балансе

Согласно п. 140 Инструкции 162н, а также в соответствии с разъяснениями Минфина, которые приведены в Письме от 21 января 2013 г. по установлению правил внесения обязательств в бухгалтерский учет учреждений сферы госуправления, к принятым расходным статьям в текущем финансовом периоде относят те, которые предусмотрены к реализации средствами из соответствующего бюджета на протяжении отчетного года, в том числе которые приняты и не исполнены в прошлые года и подлежат отражению в определенном объеме.

Сумма начисленных выплат

В данном объеме отражается бюджетное обязательство по оплате за счет средств соответствующих статей сотрудникам, лицам, которые замещают государственные должности в РФ, госслужащим, военным, проходящим службу, прочим категориям лиц, являющимся получателями соответствующих выплат, (по отчислению авансовых платежей в том числе), по осуществлению прочих затрат (разъездных, суточных и так далее), согласно трудовым договорам, служебным контрактам и нормативным актам.

В сумме начисленных выплат фиксируются статьи по отчислению установленных в законодательстве платежей. К ним, в частности, относят налоги, пошлины, взносы, сборы, в том числе средства для перечисления в страховые и В данном объеме также отражаются расходы по обусловленным законодательством выплатам муниципальным лицам, которые замещают соответствующие должности, сотрудникам казенных предприятий, гражданам, имеющим статус военнослужащих и проходящих службу по призыву, учащимся (воспитанникам) государственных образовательных учреждений.

Объем установленных ЛБО

Так отражается обязательство по уплате денежного содержания. Имеется в виду, например, вознаграждение, довольствие, зарплата. Данное бюджетное обязательство - это выплата сотрудникам получателей средств из соответствующих расходных статей, предусмотренных к исполнению в течение текущего отчетного периода.

Учет бюджетных обязательств

Он осуществляется в соответствии с документами, которые подтверждают их принятие. И бюджетное обязательство, и денежное обязательство отражаются согласно перечню, установленному предприятием в рамках своей финансовой политики. При этом во внимание принимаются требования уполномоченной инстанции по санкционированию оплаты условий, которые были приняты по закону, иному нормативному акту, договору и так далее. Положение об этом зафиксировано в п. 318 Инструкции 157н. Используются специальные статьи, сформированные для отражения средств, которыми покрывается бюджетное обязательство. Это особые аналитические счета, которые предусмотрены Инструкцией 157н:

Исполнение условий

Как выше было сказано, бюджетное обязательство - это, например, долг по выплате содержания (довольства), зарплаты сотрудникам получателей средств соответствующих статей на текущий финансовый период. Они предусмотрены к исполнению за счет расходов на отчетный год и отражаются по дебету сч. 0 502 11 211. Их учет осуществляется в объеме утвержденных лимитов. Исполнение условий удостоверяется соответствующими платежными документами.

Способ, посредством которого осуществляется отражение расходов, покрывающих бюджетное обязательство, - это списание с лицевого счета средств. В статьях баланса данная операция фиксируется на сч. 1 302 11 830. На нем отражается уменьшение кредиторского долга по зарплате. Также операции проводятся по сч. 1 304 05 211. В нем фиксируются расчеты с финансовым органом по зарплате.

Пример

Размер годового фонда по оплате труда из бюджетных средств - 10 млн. руб. За ноябрь 2013 года предприятием начислено сотрудникам 500 тысяч руб. зарплаты. Данные средства за минусом НДФЛ были направлены в кассу организации. В нее поступило 465 тысяч руб. Зарплата, которая не была получена сотрудниками в день ее выдачи, перечислена на депонент и отправлена на компании. Сумма составила 40 тысяч руб. В декабре 2013 года сотрудник обратился за зарплатой. В балансе данные перемещения будут отражены так, как показано в таблице.

Операция

Доведенные лимиты

Принятые обязательства и подлежащие исполнению в пределах ЛБО

Начисленная зарплата

Поступившие средства в кассу

Выданная зарплата сотрудникам

Отнесенная сумма на депонент

Сданные средства на л/с

Скорректирован размер начисленных обязательств

Зачисление депонированных сумм на л/с

Поступление в кассу для выдачи депонированных средств

Выданная депонированная зарплата

Принятые финансовые обязательства

ЛБО

Что такое представляют собой объемы прав предприятия на принятие или исполнение расходных статей в данном периоде. Они представлены в денежном выражении. За счет лимитов денежных обязательств ужесточается контроль над финансированием, которое соотносится с действительными бюджетными доходами. На практике могут применяться два варианта ведения ЛБО: месячное или квартальное. Первые составляются, соответственно, ежемесячно. Объем вторых не должен быть выше бюджетных ассигнований за квартал.

В заключение

Сведения о доведенных, принятых и реализованных обязательствах отражаются в соответствующем бланке отчетности. Эту форму, согласно Инструкции 191н (п. 68), предприятия, имеющие статус государственных, сдают главному своему распорядителю по результатам полугодия и года. Инструкции по ведению и применению планов счетов, а также по составлению отчетности утверждены приказами Минфина.