Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Краткие лекции по налоговому праву. Налоговое право. Конспект лекций. Кваша Ю., Зрелов А.П., Харламов М.Ф

Сунцева Полина Владимировна

УМК вопросы в темах, а не в вопроснике

Зачет

5 вопросов устно. Зачет 3 вопроса (определения)

Брызгалин АВ «Этюды о Налогах»

Налоговая система в РФ

Титов АС Налоговое администрирование и контроль

Теория налогообложения Майбуров, Сокольская

Майбуров. Кириенко, Иванов «Уклонения от уплаты налогов. Проблемы и решения»

Происхождение налогов

Налог- признак государства.

Понятие налога:

1 этап – налоги как дань с побежденных народов.

2- налоги как жертвоприношение. Богу, правителю, государству - как полит организации в жизни общества

3- феодальное общество. Как арендная плата за пользование землей.

4- налог как дар правителю

5- как добровольная помощь своему гос-ву (на образование, обороноспособность)

договорная теория. Граждане платят налоги по договору госудасртву

6 – налоги формируются законодательно. Как принудительный обязательный платеж. Систематический характер, привязаны к сумме дохода или имуществу

В Др Руси Налоги -Дань. На дым (жилье) и плуг.

В 12-13вв появ косвенные налоги.

В феодальной Руси – оброк, десятина, барщина- отработка

13-14 вв – денежная форма налога и косвенные налоги- сборы с купцов за право торговать, пошлина за въезд купца в другой город, при найме лавке, сбор за право купли-продажи товаров

Татаро-монгольское иго ввело подушное налогообложение с двора и с хозяйства. Ордынская подать – 14 видов

Система резиденции и нерезиденции установлена в РФ: 183 дня в году нахождение лица на территории РФ – лицо является резидентом и обязано уплачивать налоги

Теория налогов:

    Договорная

    Как часть финансового права. Как негативный фактор, как страховой платеж гос-ву, как средство обеспечения расходов гос-ва

    Как регулятор экономических процессов. Как средство уравнивания налогов. Стимулирующая и дестимулирующие факторы для производства

Налог . Ст 8 НК РФ

Обязательный индивидуально безвозмездный платеж, кот взимается с организаций или физ лиц в форме отчуждения принадлежащего им на праве собственности, хоз ведения, опер управления денеж средств в целях фин обеспечения деятельности гос –ва и МО (в тч пожизенно наследуемое владение и безвозмездное срочное пользование)

Признаки налога:

    Обязательность (ст. 57 Конституции)

Законность (те, кот установлены НК) в Субъектах РФ, МО нельзя устанавливать налоги, кот не предусмотрены. Они могут только регулировать порядок уплаты и устанавливать льготы

Налог считается установленнным с момента установления всех его элементов

Право налогоплательщика обжаловать установленный налог (ст. 56 Консти)

    Индивидуально безвозмездный характер. Носит Индивидуальный характер. Государство не обещает материальных благ и льготы за эту уплату.

Организации – ЮЛ. Филиалы и обособленные подразделения ЮЛ.

Полномочия филиалов – в положении о филиале и имеют право представлять интересы в суде. Представительства – не выступают в суде от своего имени. Обособленное подразделение – выделяются стационарные рабочие места. Те они должны уплачивать за себя налоги.

По виду прав (собственности – владение, пользование. распоряжение, пожизненно наследуемое владение, постоянное бессрочное пользование – ФЛ, постоянное бессрочное пользование, право оперативного управления – ограничено распоряжение имуществом)

Сбор (НК)

Обязательные взносы, взимаемые с организацией и ФЛ и уплата кот являются условием в пользу плательщика определенными действиями организациями или их должностными лицами (предоставление прав или выдача лицензии)

Разные подходы:

Как часть налога. Носит обязательный характер. НК регулирует порядок начисления и администрирования и порядок наложении ответственности за неуплату, но НК их не устанавливает и законодатель их не относит к налогом, но явл обязательным на всей территории РФ. Требований законности в Конституции не установлено, элементов нет

Отличия сбора от налога:

    Сборы не имеют безвозмездного характера . Являются условно возмездными. Идут на покрытие затрат государству. Некоторые сборы превышают затраты.

    Не носят регулярного характера

    Устанавливаются как НК так и другими НПА

Налоговое право

Юридический факультет, кафедра конституционного и административного права

Направление подготовки : 40.03.01 «Юриспруденция» (бакалавр)

Учебный план : 40.03.01 «Юриспруденция» (бакалавр) 2016-2017 (очное);

Дисциплина : «Налоговое право» (бакалавриат, 2 курс , 4 семестр)

Количество часов : бакалавриат - 108 ч. (в том числе: лекции – 32, практические занятия – 32, самостоятельная работа – 44; форма контроля – зачет

Аннотация : Курс включает в себя рассмотрение основных институтов и категорий налогового права, изучение которых позволяет приобрести студентам необходимые теоретические знания и практические навыки их применения. Большое внимание уделяется субъектам налогового права, элементам налогообложения, вопросам налогового контроля, ответственности за нарушения налогового законодательства, правовому режиму взимания отдельных налогов (сборов). Основная трудность изучения курса «Налоговое право» состоит в его динамичности. Налогообложение в России в последние годы меняется постоянно и кардинально.

Темы : 1. Налоговое право России – самостоятельная отрасль российского права. 2. История возникновения и развития налогообложения, налогового права. 3. Налоговая система РФ. 4. Налоговая модель и ее элементы. 5. Субъекты налогового права. 6. Обязанность по уплате налогов (сборов) и общий порядок ее исполнения. 7. . 8. Косвенные налоги. 9. Налог на прибыль и налог на имущество организаций. 10. Налоги с физических лиц. 11. Специальные налоговые режимы. 12. Сборы. 13. и ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Ключевые слова : налоги, сборы, налогообложение, налогоплательщики, налоговый орган, налоговая система .

Автор : Файзрахманова Лейсан Миннуровна, доцент кафедры конституционного и административного права юридического факультета, кандидат юридических наук, e-mail: [email protected] ; Хусаинов Зуфар Фоатович, профессор кафедры конституционного и административного права юридического факультета, кандидат юридических наук, доктор юридических наук; Чулюкин Илья Львович, ассистент кафедры конституционного и административного права юридического факультета, кандидат юридических наук.

Налоговое право. Конспект лекций. Кваша Ю.Ф., Зрелов А.П., Харламов М.Ф.

3-е изд. - М.: Высшее образование, 2009. - 1 75 с.

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Налоговое право».

Издание предназначено студентам высших учебных заведений.

Формат: doc / zip

Размер: 440Кб

Скачать:

RGhost

Оглавление
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
Тема 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО ПРАВА
1.1. Роль налогов в современном государстве
1.2. Понятие, предмет, метод и теория налогового права
1.3. Налоговое право в системе наук
Тема 2. ИСТОЧНИКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА
2.1. Соотношение понятий «налоговое законодательство» и «законодательство о налогах и сборах»
2.2. Международные договоры Российской Федерации
2.3. Налоговый кодекс РФ
2.4. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти
Тема 3. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ
3.1. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
3.2. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах
3.3. Особенности толкования норм законодательства о налогах и сборах
3.4. Институт налоговой тайны в законодательстве РФ о налогах и сборах
Тема 4. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4.1. Налоговая система Российской Федерации
4.2. Основные этапы налоговой реформы и современная внутренняя налоговая политика России
4.3. Участники налоговых правоотношений
Тема 5. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ И ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
5.1. Права налогоплательщиков и плательщиков сборов
5.2. Обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов
5.3. Представители налогоплательщика, плательщика сбора
Тема 6. СБОРЩИКИ НАЛОГОВ И СБОРОВ
6.1. Особенности участия сборщиков налогов и сборов в налоговых правоотношениях
6.2. Налоговые агенты
6.3. Обязанности банковских организаций в сфере сбора налогов и сборов
Тема 7. НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7.1. Налоговая администрация: цели и задачи деятельности
7.2. Организационные модификации налоговой администрации
7.3. Права, обязанности и ответственность органов налоговой администрации
7.4. Состав, структура и полномочия налоговых органов
7.5. Органы внутренних дел в системе налоговой администрации
7.6. Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирования
Тема 8. УСТАНОВЛЕНИЕ И УПЛАТА НАЛОГОВ И СБОРОВ
8.1. Принципы установления налогов и сборов
8.2. Элементы налога и их характеристика
8.3. Способы уплаты налогов
8.4. Порядок исполнения обязанности по уплате налога или сбора
8.5. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
8.6. Порядок изменения срока уплаты налога и сбора
8.7. Налоговая отчетность
8.8. Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа
8.9 Списание безнадежных долгов по налогам, сборам, пеням, штрафов
Тема 9. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
9.1. Сущность и формы налогового контроля
9.2. Государственный налоговый учет
9.3. Мониторинг и оперативный налоговый контроль
9.4. Камеральный и выездной налоговый контроль
9.5. Административно-налоговый контроль
Тема 10. НАЛОГОВО-ПРОВЕРОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
10.1. Истребование документов
10.2. Выемка документов и предметов
10.3. Проведение осмотра
10.4. Проведение инвентаризации
10.5. Проведение опроса
10.6. Проведение экспертизы
10.7. Осуществление перевода
Тема 11. НАЛОГОВОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
11.1. Общая характеристика налогового расследования
11.2. Характеристика основных модификаций налогового расследования
Тема 12. ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
12.1. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
12.2. Общая характеристика процедуры обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
12.3. Внесудебный порядок обжалования
12.4. Особенности подачи апелляционной жалобы
12.5. Судебный порядок обжалования
Тема 13. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
13.1. Общая характеристика налогового правонарушения
13.2. Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
13.3. Налоговые санкции
13.4. Меры административной ответственности за нарушения в сфере налогообложения
13.5. Уголовная ответственность за налоговые преступления
Тема 14. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
14.1. Налог на добавленную стоимость (НДС)
14.2. Акцизы
14.3. Налог на доходы физических лиц
14.4. Единый социальный налог
14.5. Налог на прибыль организаций
14.6. Налог на добычу полезных ископаемых
14.7. Водный налог
Тема 15. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СБОРЫ
15.1. Сбор за пользование объектами животного мира
15.2. Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов
15.3. Государственная пошлина
Тема 16. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
16.1. Транспортный налог
16.2. Налог на игорный бизнес
16.3. Налог на имущество организаций
Тема 17. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
17.1. Налог на имущество физических лиц
17.2. Земельный налог
Тема 18. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ
18.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
18.2. Упрощенная система налогообложения
18.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
18.4. Специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции

ТЕМА 1. Понятие, признаки налога и сбора. Цель взимания налога и сбора. Правовое значение признаков налога и сбора. Проблемы юридического определения налога как основной категории налогово-правового регулирования. Принципы налогообложения.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаками налога являются:

1) общеобязательный характер. Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что платить законно установленные налоги и сборы обязан каждый. В соответствии с этой установкой Налоговый кодекс РФ (в ред. от 30 декабря 2004 г.) (далее - НК РФ), нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований закрепляют жесткий перечень налогов, начислять и уплачивать которые обязаны все налогоплательщики, определенные законом. Ни один налогоплательщик не может быть освобожден от обязанности уплачивать законно установленные налоги;

2) индивидуальная безвозмездность. За счет налогов происходит финансирование всей деятельности государства, но при этом конкретное физическое или юридическое лицо, начисляющее и уплачивающее определенный налог, какого-либо возмещения в виде получения имущества, имущественных или неимущественных прав не получает. Именно в этом основное отличие налога от сбора: сбор уплачивается за совершение

Государственными органами определенного действия, таким образом лицо, уплачивающее сбор, получает вполне ощутимое возмещение оплаченной суммы в виде оказанных услуг;

3) денежная форма. Налоги взимаются в форме денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

4) публичный характер.

Принципы налогообложения в Российской Федерации установлены в ст. 3 НК РФ.

Итак, законом закреплены следующие основные начала законодательства о налогах и сборах:

1) законность. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

2) принцип определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, который тесно связан с принципом законности. В соответствии с этим принципом при установлении налогов и сборов на высоте должна оставаться законодательная техника. Так как налоговое законодательство направлено не только и не столько на специалистов в области налогообложения, а в большей степени на граждан и организации, которые не являются профессионалами в области налогов, налоговая норма должна излагаться простым и понятным языком. В соответствии же с постановлением Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции" неопределенность правового содержания законодательной нормы противоречит общеправовым

Принципам юридической ответственности. Между тем критерий определенности правовой нормы как конституционное требование к законодателю был сформулирован в постановлении Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой". Общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона;

3) принцип обязательности уплаты налогов и сборов. В соответствии с этим принципом каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

4) принцип недискриминационного характера налогов и сборов - налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

5) принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и,

В частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

6) принцип установления всех элементов налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

7) обеспечение единого экономического пространства Российской Федерации. Конституционный принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности установлен ч. 1 ст. 8 Конституции РФ. Таким образом, установление налогов, препятствующих развитию единого экономического пространства путем, например ограничения объема перемещаемых из одного субъекта Федерации в другой товаров либо взимания налогов с налогоплательщиков иных регионов, является незаконным;

8) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.

Тема 2. Понятие, предмет, метод, система налогового права РФ. Источники налогового права. Вопросы соотношения отдельных норм законодательства о налогах и сборах и законодательства об инвестиционной деятельности.

Налоговое право как подотрасль финансового права - это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих налоговые отношения, то есть отношения, возникающие в сфере налогообложения.

Налоговое право как раздел науки финансового права изучает нормы налогового права и регулируемые ими налоговые отношения, анализирует их, систематизирует и классифицирует. Наука налогового права изучает основные налогово-правовые категории (налоги и сборы, налоговая обязанность, налоговый контроль, налоговое правонарушение и др.) и налогово-правовые нормы (как действующие, так и отмененные), способствует их разработке и совершенствованию. Наука налогового права исследует закономерности и тенденции развития законодательства о налогах и сборах, принципы налогового права, анализирует правоприменительную практику в сфере налогообложения. Важными направлениями налогово-правовой науки являются история налогового права и сравнительно-правовое исследование налогового законодательства зарубежных стран.

Если налоговое право как подотрасль финансового права и совокупность соответствующих правовых норм регулирует налоговые отношения и устанавливает определенный порядок в сфере публичных (государственных и муниципальных) финансов, то наука налогового права представляет собой систему знаний о правовом регулировании налогообложения.

С понятием налогового права как раздела финансово-правовой науки самым тесным образом связано понятие налогового права как учебной дисциплины. Налоговое право как самостоятельная учебная дисциплина (учебный предмет) включено в учебные планы большинства юридических и экономических факультетов, а также факультетов государственного управления высших учебных заведений.

Предмет налогового права составляют отношения, регулируемые нормами законодательства о налогах и сборах. В соответствии со ст. 2 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и

Сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Для регулирования налоговых отношений, так же как и для иных общественных отношений, регулируемых нормами публичного права, применяется преимущественно императивный метод правового регулирования. Наряду с присущими этому методу средствами (инструментами) правового регулирования - властными предписаниями и в ряде случаев запретами - в последнее время в механизме налогово-правового регулирования все чаще стали встречаться примеры использования правовых дозволений, составляющих суть диспозитивного метода правового регулирования, характерного для частного права. Это касается, например, правоотношений по предоставлению отсрочки, рассрочки уплаты налога, инвестиционного налогового кредита, использованию залога, поручительства в качестве способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и т.д.

Кроме того, в налоговом праве могут использоваться и такие средства, как рекомендации, поощрения и согласования.

Источники налогового права образуют иерархически выстроенную систему, включающую Конституцию РФ, международные договоры, а также нормативные правовые акты Российской Федерации. Особое место в механизме нормативно-правового регулирования налоговых отношений занимают судебные прецеденты.

По принципу убывания юридической силы Конституция РФ занимает первый, верхний уровень системы источников налогового права. Она закрепляет обязанность каждого лица платить законно установленные налоги и сборы, а также устанавливает некоторые другие общие начала налогового права.

Уровнем ниже в системе источников налогового права размещаются международные договоры, среди которых выделяют соглашения об избежании двойного налогообложения, о сотрудничестве и взаимной помощи налоговых и иных государственных органов Российской Федерации и зарубежных стран в сфере налогообложения и т.д. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем те, которые установлены актами законодательства о налогах и сборах, включая Налоговый кодекс РФ, то применяются правила и нормы международного договора.

Среди нормативных правовых актов Российской Федерации выделяют налоговое законодательство, которое именуется законодательством о налогах и сборах, и подзаконные акты в сфере налогообложения.

В соответствии со ст. 1 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах включает три уровня:

1) законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, состоящее из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;

2) законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, состоящее из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

3) нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

Виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

Основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

Принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

Права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

Формы и методы налогового контроля;

Ответственность за совершение налоговых правонарушений;

Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Подзаконные нормативные акты, ранее игравшие существенную роль в регулировании налоговых отношений, в результате налоговых реформ постепенно теряют прежние позиции в системе источников налогового права. Завершилась "эпоха указного права", в течение которой Президент РФ своими указами заполнял правовой вакуум в сфере налогообложения.

^ Тема 3. Налоговая система Российской Федерации. Понятие налоговой системы. Система налогов и сборов. Виды налогов и сборов.

Категория "система налогов и сборов" появилась в российском законодательстве сравнительно недавно - с принятием в 1998 году первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Действовавший до этого Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" использовал иную категорию - "налоговая система".

Когда говорят о налоговой системе, имеют в виду, прежде всего, организационно-правовые основы налогообложения, то есть, во-первых, государственные и муниципальные органы, устанавливающие режим налогообложения (речь идет о представительных органах, наделенных законодательными полномочиями, а также об органах исполнительной власти, реализующих делегированные им полномочия по принятию нормативных правовых актов в сфере налогообложения), во-вторых,

Налоговую администрацию - налоговые органы, на которые возложено обеспечение соблюдения налоговой обязанности всеми налогоплательщиками и непосредственная реализация налоговой функции государства, в-третьих, нормативно-правовую основу налогообложения, или, иными словами, различные источники налогового права, и, наконец, в-четвертых, саму систему налогов, взимаемых на территории данного государства.

Таким образом, налоговая система и система налогов соотносятся как целое (налоговая система) и его часть (система налогов). Уход от расширительного понятия налога, в котором объединялись все многочисленные обязательные платежи фискального характера (ст. 2 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"), и дифференциация обязательных платежей фискального характера, разграничение налогов и сборов (ст. 8 Налогового кодекса РФ) привели к тому, что понятие "система налогов" было заменено на "система налогов и сборов".

Система налогов и сборов представляет собою своего рода "инвентарный список" фискальных платежей, установленных и взимаемых на различных уровнях - общегосударственном (федеральном), региональном и муниципальном.

Конкретное количество налогов, устанавливаемых в рамках национальной системы налогов, зависит от ряда обстоятельств, среди которых господствующие позиции занимают, например, экономические расчеты и резоны. Состав системы налогов напрямую зависит не только от уровня национальных публичных финансов, от текущей налоговой политики, от других направлений экономической политики - торговой, таможенной и т.д., но также и от ряда других социокультурных факторов - исторических традиций, уровня налоговой культуры и правосознания населения и т.д.

Система налогов и сборов - динамичная экономико-правовая категория. Налоги учреждаются, трансформируются и отменяются. И все это

Происходит в соответствии с целями и задачами текущей налоговой и финансовой политики.

Тема 4. Налогоплательщик и элементы налогообложения. Правовое значение элементов налогообложения. Налоговые база, отчетный период, ставки. Порядок исчисления и уплаты налога.

Элементами налогообложения в соответствии со ст. 17 НК РФ являются:

1) налогоплательщики;

2) объект налогообложения;

3) налоговая база;

4) налоговый период;

5) налоговая ставка;

6) порядок исчисления налога;

7) порядок и сроки уплаты налога.

Под субъектом налогообложения понимаются лица, на которых НК РФ возложена обязанность по оплате того или иного налога.

Основную категорию субъектов налогообложения составляют налогоплательщики и плательщики сборов. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии с НК РФ с 1 января 1999 г. филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Соответственно, субъектом налогообложения филиалы и представительства тоже быть не могут. Кроме того, с 1 января 1999 г. ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).

В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих

Организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Обязанность по исчислению и уплате налогов не всегда возложена на прямых налогоплательщиков. В некоторых случаях, в частности при уплате налога на доходы физических лиц, обязанность по начислению и перечислению в бюджет исчисленных налоговых сумм возлагается на иных, по идее законодателя более компетентных, лиц, именуемых налоговыми агентами.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Тема 5. Налоговые правоотношения. Понятие налоговых правоотношений, их субъекты. Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Общественные отношения, возникающие в процессе установления и взимания налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, объединенных в налоговую систему РФ, и урегулированные нормами налогового права, называются налоговыми правоотношениями .

Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов - обеспечить уплату налогов. Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству, ограничивает его возможности по реализации функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия к лицам, допустившим такое правонарушение.

Стороны налоговых правоотношений, наделенные юридическими правами и обязанностями, считаются субъектами этих правоотношений.

Одной из сторон налоговых правоотношений выступают Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования в лице их органов, уполномоченных устанавливать налоги.

Второй стороной являются налогоплательщики без их персонификации.

Н.И. Химичева выделяет три группы субъектов налоговых правоотношений:

1) органы власти, уполномоченные обеспечить полноту и своевременность поступления налогов, - налоговые органы, таможенные органы, финансовые органы, органы налоговой полиции и др.;

2) налогоплательщики:

А) юридические лица, а также их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и счет в банке, занимающиеся предпринимательской деятельностью, получающие доходы на территории Российской Федерации, имеющие имущество в Российской Федерации и т.д.;

Б) физические лица - граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане, получающие доход; имеющие в собственности налогооблагаемое имущество; принимающие наследство и др.;

В) налоговые агенты - источники выплаты доходов: лица, на которые законодательством возложена обязанность исчисления и удержания налогов с других лиц и уплаты их в бюджеты или государственные внебюджетные фонды;

3) третьи лица - физические лица, юридические лица, другие субъекты, которые либо располагают информацией о налогоплательщике, необходимой для исчисления налогов, либо от действий которых зависит надлежащее исполнение обязанностей и реализация прав налогоплательщиков и уполномоченных органов.

И.И. Кучеров предлагает следующую классификацию участников налоговых правоотношений:

1) субъекты, наделенные компетенцией по установлению и введению налогов (органы представительной власти);

2) субъекты, на которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по уплате налогов (сборов) в бюджет или внебюджетный фонд (налогоплательщики и плательщики сборов);

3) субъекты, содействующие уплате налогов и сборов (налоговые агенты, банки и сборщики налогов);

4) субъекты, содействующие налоговому администрированию (органы регистрации, эксперты, специалисты, переводчики, понятые и свидетели);

5) субъекты, осуществляющие налоговое администрирование (финансовые органы, налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов);

6) субъекты, осуществляющие правоохранительную функцию в сфере налогообложения (федеральные органы налоговой полиции, органы прокуратуры, органы внутренних дел);

7) субъекты, рассматривающие дела и исполняющие решения о взыскании налоговых санкций (судебные органы и органы принудительного исполнения).

Отношения в сфере налогообложения регламентируются исключительно нормами законодательства о налогах и сборах, тем более что правовая регламентация налоговых правоотношений с 1 января 1999 г. осуществляется в налоговой сфере не разрозненной совокупностью финансово-правовых норм, а "возглавляется" кодифицированным законодательным актом, который комплексно унифицировал не только предмет правового регулирования налоговых отношений, но и установил особые юридические средства регулирования - установления и формы, касающиеся способов возникновения прав и обязанностей, средств юридического воздействия, способов защиты прав, процедурно-процессуальных форм и т.д. О том, что налоговые правоотношения могут регламентироваться нормами иных отраслей права, а также иными отраслями законодательства, в НК РФ ничего

Не сказано, что, по мнению многих авторов, исключает возможность регламентации налоговых отношений иными нормами, которые не входят в состав законодательства о налогах и сборах, даже несмотря на то обстоятельство, что в подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ упоминается о неких "иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах". Таким образом, отношения в сфере налогообложения могут регламентироваться только законодательством о налогах и сборах, но никак не нормами, которые содержатся в иных нормативных актах, не отвечающих требованиям ст. 1 НК РФ.

Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Согласно ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);

5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации, осуществляющие в установленном порядке прием от налогоплательщиков (плательщиков сборов) денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) и их перечисление (перевод) в бюджеты (сборщики налогов и сборов);

6) органы государственных внебюджетных фондов.

Хотелось бы отметить тот факт, что законодательно закрепленный в НК РФ перечень далеко не полон, ибо не охватывает всех потенциальных и реальных участников налоговых правоотношений. Фактически налоговые отношения затрагивают большее количество субъектов, поскольку установление, введение и взимание налогов в доход государства требует также привлечения иных физических и юридических лиц, органов власти и местного самоуправления, которые прямо не обозначены в качестве участников налоговых отношений, но наделены налоговым законодательством соответствующими правами и обязанностями.

Рассмотрим более детально всех участников налоговых правоотношений.

Организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов. Согласно ст. 19 НК РФ "налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы".

Тема 6. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов. Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора. Взыскание налога, сбора, пени. Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов. Сроки уплаты налогов и сборов. Понятие, изменение срока уплаты налогов и сборов. Инвестиционный налоговый кредит. Обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

Предмет налогового права составляют отношения, регулируемые нормами законодательства о налогах и сборах. В соответствии со ст. 2 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения

В узком смысле налоговая обязанность представляет собой реализацию конституционно установленной меры должного поведения налогоплательщика по уплате законно установленных налогов и сборов.

В широком понимании налоговая обязанность, кроме обязанности по уплате налогов и сборов, включает в себя и иные меры должного поведения налогоплательщика, определенные ст. 23 Налогового кодекса РФ, а именно обязанность встать на учет в налоговых органах; вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и объектов налогообложения, обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты); обязанность представлять налоговым органам бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; обязанность выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; обязанность в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов; обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей письменно сообщать в налоговый орган об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов); обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях; обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации; о реорганизации или ликвидации организации; а также нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налоговая обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным

Нормативным правовым актом о налогах и сборах. Если говорить о налоговой обязанности в узком смысле, то данная обязанность устанавливается по каждому виду налога отдельно, так как для каждого налога или сбора момент возникновения обязанности по уплате и сроки ее реализации определяются по-разному. Анализ норм Налогового кодекса РФ позволяет выделить общие условия возникновения налоговой обязанности:

Наличие нормативных правовых актов, устанавливающих все обязательные элементы налога (в противном случае налог не считается установленным и, следовательно, обязательным к уплате);

Наличие субъекта налогообложения - лица, на которое законодательство о налогах и сборах возлагает обязанность уплатить налог;

Наличие налоговой базы (стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения), наличие объекта налогообложения само по себе не является основанием для возникновения налоговой обязанности, поскольку они выступают основаниями для возникновения обязанности по исчислению налога, но не по его уплате.

Некоторые специалисты в качестве условия возникновения налоговой обязанности выделяют также наступление сроков уплаты налога. Однако существует и точка зрения, в соответствии с которой срок уплаты налога характеризует только надлежащее или ненадлежащее исполнение налоговой обязанности, а не ее возникновение, поскольку к моменту, когда такой срок наступает, обязанность по уплате налога уже существует.

Необходимо отметить, что для возникновения обязанности по уплате отдельных налогов Налоговый кодекс РФ может устанавливать и иные условия.

Законодательство о налогах и сборах не содержит определения понятия изменения налоговой обязанности. Но, изучив нормы Налогового кодекса РФ, можно сделать вывод, что под изменением налоговой обязанности законодатель понимает изменение ее содержания в результате:

Принятия нормативного правового акта, который изменяет закон, определявший содержание налоговой обязанности и имеющий при этом обратную силу;

Осуществления зачета налоговым органом излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней, штрафов после направления налогоплательщику первоначального требования об уплате налога;

Предоставления налогоплательщику рассрочки или отсрочки уплаты налога.

Таким образом, изменение обязанности по уплате налогов или иных обязательных платежей означает, что под воздействием определенных обстоятельств изменились сроки уплаты налога или сумма, подлежащая уплате. При изменении содержания налоговой обязанности после направления налогоплательщику требования по уплате налога, налоговый орган должен направить налогоплательщику уточненное требование об уплате налога.

Основания прекращения налоговой обязанности перечислены в п. 3 ст. 44 Налогового кодекса РФ.

Налоговое право. Конспект лекций Белоусов Данила С.

Лекция 2 Общие положения налогового права России

2.1. Понятие налогового права как отрасли права

Под термином «налоговое право» понимаются:

> отрасль законодательства;

> подотрасль науки финансового права;

> учебная дисциплина.

Налоговое право – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов в бюджетную систему и в предусмотренных случаях – внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды с организаций и физических лиц.

Налоговое право представляет собой подотрасль финансового права, однако раннее оно выделялось как финансово-правовой институт. Дискуссия о самостоятельном характере налогового права в значительной степени была обусловлена осуществленной в 1998 г. кодификацией налогового законодательства (принятие части первой НК РФ).

Большинство ученых, которые исследуют вопросы финансового права, придерживаются мнения о встроенности в него налогового права.

В период неразвитости рыночных отношений и законодательного приоритета публичной собственности налоговое право рассматривалось не более чем составной частью в правовом институте государственных доходов. Переход к рыночным формам хозяйствования, признание равенства всех форм собственности и, следовательно, возникшая необходимость законодательной модели сочетания частных и публичных интересов обусловили принятие значительного числа нормативных правовых актов, регулирующих налоговый механизм. В результате активного развития налогового права оно стало характеризоваться по отношению к финансовому праву РФ как его подотрасль.

Порядок взимания налогов и сборов урегулированы налоговым законодательством, которое представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов в бюджетную систему, осуществления налогового контроля и привлечения к налоговой ответственности.

Поэтому налоговое право как одно из подотраслей финансового права становится его крупнейшей составной частью с перспективой дальнейшего развития. В последнее время происходят существенные изменения налогового права. Это касается его структуры и общего содержания, а также конкретных норм. Таким образом, формирующееся налоговое право РФ признано сыграть важную роль в экономических и социальных преобразованиях, в развитии производства и укреплении финансов страны.

Кроме того, налоговое право как отрасль законодательства включает в себя не только упомянутые нормы финансового права, но и других отраслей права (административного, гражданского, уголовного и др.), касающиеся системы налогообложения, контроля и ответственности в этой сфере.

Налоговое право как учебная дисциплина изучается в рамках спецкурса. Такой подход в современных условиях возросшей роли налогов и налоговой деятельности также имеет положительные стороны, поскольку способствует углубленному комплексному изучению данных вопросов.

Налоговое право является составной частью единой системы российского права, но вместе с тем оно имеет свой предмет правового регулирования и особое сочетание методов воздействия на общественные отношения, что свидетельствует об относительной самостоятельности налогово-правовых норм.

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

2. Понятие налогового права и его место в системе российского права Налоговое право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов и перечисления в бюджетную систему

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

4. Источники налогового права. Виды источников налогового права Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы! порождающие право как социальное явление. В качестве таких факторов

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

2.1. Понятие налогового права как отрасли права Под термином «налоговое право» понимаются:> отрасль законодательства;> подотрасль науки финансового права;> учебная дисциплина.Налоговое право – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

2.2. Предмет и метод налогового права Все отрасли или подотрасли права различаются, прежде всего, по предмету правового регулирования. При этом предмет отвечает на вопрос – что изучает данная отрасль?Предмет налогового права – совокупность однородных имущественных и

Из книги автора

2.3. Система налогового права Налоговое право является подотраслью финансового права, имеющую свою собственную систему представляющей собою внутреннею структуру (строение, организация), которая складывается из последовательно расположенных и взаимосвязанных правовых

Из книги автора

Лекция 3. Источники налогового права 3.1. Источники налогового права: понятие и классификация Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране.Источники налогового

Из книги автора

Лекция 6. Нормы налогового права 6.1. Понятие норм налогового права и их особенности Первичным элементом механизма налогово-правового регулирования являются нормы налогового права.Нормы налогового права – это установленные государством и муниципальными образованиями

Из книги автора

6.2. Виды норм налогового права Нормы налогового права весьма многообразны, что отражает сложный и комплексный характер налогово-правового регулирования.Их можно классифицировать:1. В зависимости от функций, выполняемых налоговым правом, его нормы могут быть

Из книги автора

9.3. Органы МВД России: права, обязанности и ответственность в сфере налогового администрирования Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления,

Из книги автора

9.4. Банки как субъекты налогового права Согласно ст. 11 НК РФ под банками (банком) понимаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка РФ.Однако налоговое законодательство не делает различий между понятиями «банк», «кредитная

Из книги автора

Из книги автора

2. Норма налогового права. Действие актов налогового законодательства Норма налогового права – это общеобязательное, формально-определенное, установленное или санкционированное государством и обеспеченное государственной защитой правило общего характера,

Из книги автора

3. Источники налогового права Источники налогового права – это официально признаваемые государством юридические формы, содержащие налогово-правовые нормы. Источники налогового права включают нормативно-правовые акты, международные договоры.Конституция РФ закрепляет

Из книги автора

2. Источники налогового права Источники налогового права образуют многоуровневую иерархическую систему, включающую нормативно-правовые акты, международные договоры, судебные прецеденты.Конституция РФ содержит важные нормы, регулирующие основы налоговой системы

Из книги автора

9. Метод налогового права Метод налогового права – это обусловленная спецификой предмета налогового права совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения. Если предмет отрасли показывает, что регулируют налогово-правовые нормы, то

Из книги автора

10. Принципы налогового права, его отраслей Принципы налогового права, его отраслей – это основные, основополагающие начала, закрепленные в соответствующих правовых нормах.Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и