Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Зарубежная Азия: общая характеристика. Тема: Латинская Америка. Общая характеристика хозяйства

Подробное решение тема Тема 10 по географии для учащихся 10 класса, авторов В.П. Максаковский Базовый уровень 2017

Задание 1. По «визитной карточке» на форзаце учебника определите формы правления и административно-территориального устройства стран Латинской Америки; составьте таблицу в тетради. Сравните эти страны со странами зарубежной Азии и Африки и попытайтесь объяснить различия.

В Латинской Америке отсутствуют монархии.

Задание 2. Нарисуйте ментальную карту стран Латинской Америки, показав на ней границы субрегионов.

Ответ: В составе Латинской Америки выделяют несколько субрегионов.

Это Средняя Америка (Мексика, страны Центральной Америки и Вест-Индии), Андские страны (Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили), страны бассейна Ла-Платы (Парагвай, Уругвай, Аргентина), Бразилия.

Задание 3. Укажите страны, для которых перечисленные ниже виды полезных ископаемых служат основой международной специализации в горнодобывающей промышленности:

Задание 4. Используйте рисунки 4-6 учебника, таблицы 6-8 «Приложений» и карты земельных, агроклиматических и водных ресурсов в атласе для конкретизации характеристики возобновимых природных ресурсов региона.

Латинская Америка богата на возобновляемые природные ресурсы, что связано в первую очередь с положением региона преимущественно в экваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах. По обеспеченности водными ресурсами Латинская Америка занимает первое место среди регионов мира, а по величине экономического гидроэнергетического потенциала она уступает только зарубежной Азии. Леса занимают более 1/2 всей территории региона.

Задание 5. Используя рисунки 9-11 учебника и карты рождаемости, смертности и естественного прироста населения в атласе, конкретизируйте положения учебника, относящиеся к воспроизводству населения.

Для Латинской Америки характерен второй тип воспроизводства населения. По численности населения в регионе лидирует Бразилия (206 млн чел), которая занимает 5 место среди стран мира по численности населения. Также страной с большим количеством населения является Мексика (вторая в регионе и 11-ая в мире – 108 млн чел).

Задание 6. По картам народов мира и религий в атласе конкретизируйте основные черты распределения народов Латинской Америки по языковым семьям и группам, религиям.

Современный этнический состав населения Латинской Америки сложился под воздействием трёх компонентов. Первый компонент составили индейские племена и народности, населявшие территорию региона до прихода европейцев. Второй компонент - европейские переселенцы, прежде всего из Испании и Португалии. Третий компонент образовали африканцы, которых начиная с XVI в колонизаторы ввозили в Бразилию, Вест-Индию и некоторые другие страны для работы на плантациях. Ныне более половины населения региона - это потомки смешанных браков: метисы, мулаты. Поэтому почти все латиноамериканские нации имеют сложную этническую основу. История колонизации Латинской Америки оказала решающее влияние на языковой состав населения региона и на его религиозный состав. Подавляющее большинство латиноамериканцев исповедуют католицизм, самыми распространёнными языками являются испанский и португальский.

Задание 7. Доля индейцев во всём населении отдельных стран Латинской Америки составляет (в %): в Боливии - 63, в Гватемале - 54, в Перу - 47, в Эквадоре - 40, в Мексике - 15, в Чили - 9, в Панаме - 6, в Венесуэле, Колумбии, Никарагуа, Сальвадоре, Гондурасе, Аргентине - 2-4. Используя эти данные, постройте на контурной карте региона картограмму.

Задание 8. Используя карту плотности населения мира в атласе, кон-кретизируйте основные черты расселения населения Латинской Америки, отмеченные в учебнике.

Латинская Америка - это один из наименее заселённых регионов мира со средней плотностью всего 28 чел. на 1 км2. Неравномерность размещения населения в регионе выражена очень ярко. Среди особенностей в размещении населения стоит выделить, что ни в одном другом регионе мира население не освоило в такой мере обширные плоскогорья и горные районы.

Задание 9. Используйте рисунки 14 и 15, таблицы 3 и 10 учебника и таблицы 15, 16 «Приложений», а также карту урбанизации в атласе для конкретизации характеристики процесса урбанизации в Латинской Америке. Определите наиболее и наименее урбанизированные страны.

Для региона характерен высокий уровень урбанизации (около 80%) и активный процесс формирования городских агломераций (агломераций-миллионеров здесь уже более 60). Четыре из них принадлежат к числу «сверхгородов»: Мехико – 23,6 млн чел, Сан-Паулу – 21,4 млн чел, Буэнос-Айрес – 14,5 млн чел, Рио-де-Жанейро – 12,8 млн чел. Быстрый рост этой гигантской агломерации происходит в значительной мере благодаря притоку мигрантов. В Латинской Америке ярко выражена «ложная урбанизация». Ложная урбанизация» - это тип урбанизации, при котором доля городского населения намного превышает долю экономически активного городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах. Главная причина «ложной урбанизации» - постоянный приток в города неимущего сельского населения, с чем связано формирование трущоб.

Задание 10. Используя текст учебника, экономическую карту Латинской Америки в атласе, нанесите на контурную карту региона главные страны, специализирующиеся на добыче и экспорте: нефти, железной руды, медной руды, бокситов, оловянных руд, серы, селитры. Укажите причины такой специализации.

Главное причиной специализации стран Латинской Америки на добыче каких-либо полезных ископаемых является природно-ресурсный потенциал, а именно рельеф и геологическое строение.

Задание 11. Используя текст учебника, физическую и экономическую карты Латинской Америки в атласе, нанесите на контурную карту региона главные страны, специализирующиеся на производстве: кофе, какао-бобов, сахара, бананов, пшеницы, кукурузы, мяса. Укажите причины такой специализации.

На специализацию стран по сельско-хозяйственным культурам влияет природно-ресурсный фактор, а именно климатический факторы (количество осадков, длительность вегетативного периода, температуры, почвы и пр.).

Задание 12. Рассмотрите рис. 19 учебника. Конкретизируйте его на примере одной из стран Латинской Америки (по выбору).

Данный рисунок отображает территориальную структуру хозяйства развивающихся стран, для которых характерно очаговое использование территории. Данная структура характерна для Сан-Паулу (Бразилия), когда районы использования земель в горнодобывающей промышленности и плантационном сельском хозяйстве мало связаны с окружающей средой. Продукция этих районов вывозится через ближайший крупный порт.

Задание 13. Используя текст учебника и рис. 92, а также дополнительные источники информации, подготовьте сообщение на тему «Освоение Амазонии». Объясните, какие проблемы возникают в связи с этим для Бразилии, для Латинской Америки, для всего мира.

Амазония представляет собой обширную территорию в бассейне одноименной реки (Амазонки), густо покрытую влажными тропическими лесами. Долгое время эти территории оставались нетронутыми, так как леса затрудняли прокладку дорог, постройку городов и как следствие сельско-хозяйственное использование земель. Однако, на сегодняшний день, идет активное освоение этой территории. Так из-за масштабной вырубки деревьев стали проявляться различные экологические проблемы. Например усилилась эрозия почв этого региона, сократилось биоразнообразие видов, часть из них стоят на грани вымирания. На освоенной территории изменился микроклимат, что привело к обеднению почв и превращению их в засушливые участки. Вырубка лесов и сжигание остатков деревьев привело к увеличению содержания углекислого газа в атмосфере, в результате чего наблюдается увеличение парникового эффекта.

Задание 14.

14.1. Опираясь на знания по географии и истории, объясните, почему Латинская Америка по уровню социально-экономического развития стоит впереди других регионов развивающегося мира.

Страны Латинской Америки богаты полезными ископаемыми, что позволило им активно развивать горнодобывающую промышленность, металлургию и пр. Также значительную роль сыграл исторический фактор: в странах Латинской Америки наблюдалась волна переселенцев из Европы, также страны этого региона раньше получили независимость, что позволило им перерасти из стран только сырьевых назначения в страны с развивающейся промышленностью.

14.2. Используя текст и рисунки учебника, а также карты атласа, установите черты сходства и различий между Мексикой, Бразилией и Аргентиной.

К чертам сходство можно отнести уровень экономического развития стран (все они являются активно развивающимися странами и ярко выделяются на фоне стран данного региона), также в качестве сходство можно отметить схожесть истории государств (являлись европейскими колониями). Значительную часть населения стран составляют переселенцы из Европы, однако наблюдается значительная доля коренного населения. В качестве отличия можно привести разность в географическом положении, что ведет к различиям в климате, уровне осадков и как следствию отличиям в специализации сельского хозяйства.

14.3. Используя текст учебника и дополнительные источники информации, дайте краткую сравнительную характеристику двух (по выбору) из следующих городов: Мехико, Гавана, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Бразилиа, Буэнос-Айрес.

14.4. Представьте, что вы совершаете путешествие на автомашине по Панамериканскому шоссе и ведёте дневниковые записи. Приведите пример такой записи за один день (по своему выбору).

Панамериканское шоссе - это сеть дорог Северной и Южной Америки, которая протянулась вдоль западного побережья этих материков. Оно начинается на Аляске, проходит по территории США, Канады и Мексики, пересекает Центральную Америку (прерываясь только в джунглях на границе Панамы и Колумбии) и продолжается по территории Южной Америки. Таким образом его длина составляет примерно 30 тыс. км.

14.5. По тексту учебника и рис. 93 дайте описание г. Бразилиа.

Город Бразилиа имеет уникальную планировку. С высоты птичьего полёта видно, что очертания города напоминают силуэт пассажирского самолёта. Город был построен по распоряжению президента Бразилии Жуселину Кубичека специально как столица в центральной части страны. Город имеет четкое планирование с разделением на секторы (районы), предназначенные для определенной деятельности (например, Банковский Сектор, Сектор Посольств, Сектор Отелей и пр).

Блок самоконтроля и взаимного контроля

Как вы объясните:

1. Чем вызвано возникновение географического термина «Латинская Америка»?

Название Латинская Америка произошло от того, что государственными языками стран региона являются романские языки (испанский, португальский), которые произошли от латыни.

2. Чем объясняется особенно большая роль столичных городов в Латинской Америке?

Это можно объяснить таким явлением как «ложная урбанизация», когда происходит рост численности населения городов, без экономического роста.

3. Как на конфигурации транспортной сети региона отразилась его зависимость от мирового рынка?

Формирования транспортной сети проходило под воздействием экспортных отраслей добывающей промышленности и сельского хозяйства. Таким образом крупные города на побережье являются помимо морских портов еще крупными транспортными узлами (слияние автомобильных и железных дорог).

4. С какой целью была создана новая столица Бразилии?

Для того чтоб снизить приток населения в Рио-де-Жанейро (тогдашнюю столицу Бразилии), улучшить экономическую ситуацию во внутренних регионах страны и защитить столицу от возможного нападения с моря.

Как вы понимаете:

1. Утверждение о том, что географическое разделение труда между столичными и периферийными городами Латинской Америки основывается не на принципе «город для страны», а на принципе «страна для города»?

В Латинской Америке столичные города играют важную роль в экономике государства, они концентрируют в себе большую часть населения и промышленности.

2. Выражение «Рио-де-Жанейро - это город, где наслаждаются жизнью, а Сан-Паулу - город, где зарабатывают на жизнь»?

Сан-Паулу является крупнейшим городом и экономической столицей Бразилии. Его называют локомотивом, который тянет за собой весь состав бразильской экономики. Рио-де-Жанейро потерял свою лидирующую роль в экономике, после того как он перестал быть столицей Бразилии.

3. Выражение «Если растут цены на кофе, то растёт и Бразилия»?

Бразилия является мировым лидером в производстве кофе и его экспорте на международный рынок. Таким образом при росте цен на кофе государство получает больше денег.

4. Выражение известного шведского писателя А. Лундквиста, сравнившего Буэнос-Айрес с могущественным пауком, «который сидит на краю паутины, опутывающей страну»?

Транспортная сеть восточной части Аргентины сходится к Буэнос-Айресу, который является главным транспортным узлом и морским портом. Данный узор сети схож на паутину с пауком в углу.

5. Выражение «Панама - это прежде всего канал»?

Панамский канал играет огромнейшую роль для государства, так как является основой его экономики.

Можете ли вы:

3. Указать, какие из перечисленных ниже стран имеют федеративное государственное устройство: Мексика, Венесуэла, Куба, Перу, Бразилия, Аргентина?

Ответ: Федерации в Латинской Америке: Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина.

4. Указать, какая из перечисленных ниже стран особенно богата водными ресурсами и ресурсами гидроэнергии: Мексика, Перу, Венесуэла, Бразилия, Чили, Аргентина?

Ответ: Наиболее богата водными ресурсами Бразилия.

5. Указать, в каких из следующих стран государственным языком является испанский: Куба, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Чили?

Ответ: Испанский является государственным во всех странах кроме Бразилии.

6. Указать, какие из перечисленных ниже стран имеют уровень урбанизации выше 80%: Аргентина, Чили, Уругвай, Венесуэла, Боливия, Куба, Мексика?

Ответ: Уругвай, Аргентина, Чили, Венесуэла.

7. Назвать по одной стране Латинской Америки, в экспорте которой важную роль играют: медь, бокситы, олово, нефть, кофе, мясо, шерсть, рыба?

Ответ: медь - Чили, бокситы - Бразилия, олово - Боливия, нефть - Венесуэла, кофе - Бразилия, мясо - Аргентина, шерсть - Аргентина, рыба – Перу.

8. Указать, какие из перечисленных ниже столиц латиноамериканских стран являются и морскими портами: Буэнос-Айрес, Бразилиа, Сантьяго, Каракас, Лима, Монтевидео, Гавана, Ла-Пас?

Ответ: Буэнос-Айрес, Каракас, Лима, Монтевидео, Гавана.

Проверьте, правильны или неправильны следующие утверждения, и, если нужно, дайте правильный ответ:

1. Аргентина и Уругвай - самые «белые» страны Латинской Америки.

Ответ: Утверждение верно, так как в этих странах в составе населения преобладают потомки европейцев.

2. Мексика - самая крупная испаноязычная страна мира.

Ответ: Утверждение верно, так как в Мексике проживает 108 млн чел и государственным языком Мексики является испанский.

3. Бразилия - самая крупная католическая страна мира.

Ответ: В Бразилии 73,6 % от общего числа населения исповедуют католицизм. В числах это 136 млн человек, что делает Бразилию страной с самым большим количеством католиков.

4. Рио-де-Жанейро - крупнейшая городская агломерация Латинской Америки.

Ответ: Утверждение неверно. Самой большой агломерацией является Сан-Паулу.

5. Венесуэла - единственная страна Латинской Америки, входящая в ОПЕК.

Ответ: Утверждение неверно. В ОПЕК входит еще Эквадор.

6. Бразилия и Колумбия - крупнейшие в мире производители кофе.

Ответ: Утверждение верно.

Назовите страны, к которым относятся следующие утверждения:

1. Единственная страна Центральной Америки, не имеющая выхода к Карибскому морю.

Ответ: Основываясь на карте из задания 2, в Центральной Америке нет таких стран.

2. Единственная страна субрегиона Анд, не имеющая выхода к морю.

Ответ: Боливия.

3. Страна, где 4/5 населения живёт на высоте. 3 тыс. м над уровнем моря.

Ответ: Боливия.

4. Страна, в которой на португальском языке говорит в 20 раз больше людей, чем в Португалии.

Ответ: Бразилия, в которой португальский язык является государственным.

5. Страна с оригинальной конфигурацией территории, протягивающейся с севера на юг на 4000 км, крупнейший экспортёр меди.

Учебно-воспитательные цели урока:

  1. Выявить типологические черты стран Зарубежной Азии, показать экономическую и социальную отсталость некоторых стран.
  2. Формировать знания о политической карте Зарубежной Азии.
  3. Дать хозяйственную оценку природным ресурсам и природным условиям, показать особую роль природно-ресурсного фактора в экономическом и социальном развитии стран.
  4. Продолжать формировать умения работать с картами и таблицами, составлять развёрнутый план изучаемого материала в процессе проведения занятий.

Средства Обучения: Политическая карта Азии, карта полезных ископаемых мира, географические атласы для 10 класса, хрестоматия по экономической и социальной географии мира, учебное пособие по географии.

Ход урока

Организационный момент.

  • определение готовности учащихся к уроку и конспектированию материала
  • постановка целей и задач урока.

Изучение нового материала.

Конспект учащихся должен включать следующие характерные черты стран Зарубежной Азии:

1. Отличительные особенности стран Зарубежной Азии:

  1. Территория – 27,7млн.кв.км (уступает только Африке)
  2. Население-3,75 млрд. человек (превосходит все другие регионы)
  3. На политической карте Зарубежной Азии – 38 суверенных государств(многие из них относятся к древнейшим в мире)
  4. Зарубежная Азия – один из очагов зарождения человечества, родин земледелия, искусственного орошения, городов, многих культурных ценностей.
  5. Почти все страны относятся к числу развивающихся.
  6. В составе Зарубежной Азии выделяют четыре субрегиона:

Практическое задание 1 : Выделить основных стран представителей субрегионов Зарубежной Азии. (Работа выполняется в виде таблицы, и имеет следующий вид)

Субрегионы Зарубежной Азии

2. Общая характеристика стран : территория, границы, положение.

  1. Территория Зарубежной Азии протягивается с севера на юг почти на 7 тыс. км, а с запада на восток более чем на 10 тыс. км.
  2. Две страны – Китай и Индия относятся к странам –гигантам, большинство остальных – к довольно крупным странам (Турция, Монголия, Казахстан и др.), есть микрогосударства (Сингапур).
  3. Границы проходят по хорошо выраженным границам (горам и рекам)
  4. Экономико-географическое положение характеризуется тремя главными чертами:
    • во-первых, это соседское положение, которое во многом объединяет страны каждого из четырёх субрегионов Азии
    • во-вторых, это приморское положение большинства стран, обеспечивающих выход к морям 3-х океанов, где проходят важнейшие мировые торговые пути
    • в третьих, это глубинное положение некоторых стран, которое в целом значительно менее выгодно.

3. Политическая карта зарубежной Азии:

  1. претерпела большие изменения за последнее время
  2. перед второй мировой войной в колониях и полуколониях жило 90% её населения
  3. в настоящее время почт все страны региона – суверенные государства
  4. На Ближнем Востоке ещё не решена проблема палестинского государства, Корея разделена демаркационной линией на КНДР и Республику Корея, существуют территориальные споры между Ираном и Ираком, Индией и Пакистаном, Японией и Россией.
  5. в Зарубежной Азии представлены и республики, и монархии, и унитарные, и федеративные государства

Практическое задание 2 : Используя «визитную карточку» стран на форзаце учебника конкретизируйте характеристику их государственного строя. Работа выполняется в виде таблицы.

Государственный строй стран Зарубежной Азии

Форма правления Форма административно-территориального устройства
Республики Монархии Унитарные государства Федеративные государства
Конституционные Абсолютные

4. Природные условия и ресурсы:

  1. В Целом минеральные региона создают базу для развития тяжёлой промышленности, и отличается большим разнообразием.
  2. Основные бассейны каменного угля, железных и марганцевых руд сосредоточены в Китайской и Индостанской платформах.
  3. В горных странах сосредоточены руды цветных и редких металлов.
  4. Главное богатство региона – нефть, которая во многом определяет его роль в международном географическом разделении труда. Запасы нефти сосредоточены в странах Юго-Западной Азии (Саудовской Аравии, Кувейте, Ираке, Иране).

Практическое задание 3: Используя карты атласа, определите какими видами полезных ископаемых обладают страны Зарубежной Азии. Класс делится на четыре группы, «поручив» каждой из них один из субрегионов. Задание выполняется в виде составления таблицы и имеет примерно следующий вид (для субрегиона Юго-Западная Азия)

Страны Виды полезных ископаемых
Турция
Иран
Ирак
Сирия
Иордания
Саудовская Аравия
Кувейт
ОАЭ

Вывод: в большинстве стран субрегиона состав полезных ископаемых отличается сильно выраженной «некомплектностью». Исключение составляют лишь Турция и Иран.

5. Природно-ресурсные предпосылки для развития сельского хозяйства очень разнообразны. Тем не менее для большинства стран существует две главные проблемы:

  • во-первых, это проблема недостатка земельных ресурсов (наличие больших горных массивов, пустынных и полупустынных пространств). Низкая обеспеченность пашней из расчёта на душу населения в странах региона и составляет всего 0,1-0,2 га.
  • во-вторых, это проблема рационального использования агроклиматических ресурсов(запасы тепла на большей части территории региона обеспечивают вегетацию растений почти круглый год, а ресурсы влаги распределены крайне неравномерно). Многие страны используют искусственное орошение полей. Здесь находится ¾ орошаемых земель мира.

Домашнее задание:

  1. §1 стр. 223.
  2. Подготовить материал для презентаций стран Зарубежной Азии.
  3. Составить кроссворд по странам Зарубежной Азии.

Урок 6. Латинская Америка. Практическая работа № 1.

Цель урока: изучить особенности ПГП и ЭГП, населения и хозяйства Латинской Америки; охарактеризовать население; показать, какие отрасли определяют место Латинской Америки в международной специализации; способствовать воспитанию интернациональных чувств, интереса к познанию жизни других народов и стран; воспитать ответственность, организованность, самостоятельность.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, иллюстрации, атлас.

Ход урока

I . Оргмомент.

Объявление темы и целей урока

II . Актуализация знаний.

Данная тема является первой в разделе уроков, посвященных Латинской Америке. Вы познакомитесь с разнообразными и интересными странами региона, которые играют значительную роль в современном мире. Преподаватель подробно расскажет о составе, границах, своеобразии стран Латинской Америки. Как дополнительный материал в уроке рассмотрены три темы: «Остров Свободы», «Хунта», «Захват Гренады». Урок поможет вам сформировать знания о населении региона, выявить закономерности формирования населения Латинской Америки. Преподаватель расскажет вам об основных характеристиках населения региона, приведет примеры крупнейших народов, городов, стран.

III . Изучение новой темы.

Латинской Америкой называют регион Западного полушария, расположенный между США и Антарктидой. В составе Латинской Америки выделяют несколько субрегионов. Это Средняя Америка (Мексика, страны Центральной Америки и Вест-Индии), Андские страны (Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили), страны бассейна Ла-Платы (Парагвай, Уругвай, Аргентина), Бразилия. Название «Латинская Америка» происходит от исторически сложившегося в этой части мира преобладающего влияния языка, культуры и обычаев романских (латинских) народов Пиренейского полуострова.

Регион занимает площадь 21 млн кв. км с населением более 570 млн человек.

Страны Латинской Америки различны по площади: самая большая страна региона – Бразилия, самые маленькие находятся в бассейне Карибского моря.

Границы между странами проходят в основном по рекам, хребтам и другим орографическим объектам.

Экономико-географическое положение Латинской Америки:

1. Близость к США.

2. Удаленность от других регионов мира.

3. Наличие Панамского канала.

4. Почти все страны (кроме Боливии и Парагвая) имеют выход к морю.

По форме правления все страны региона – республики. В состав Латинской Америки входит более 33 стран. Некоторые страны входят в состав Содружества (например, Гайана, Доминика, Тринидад и Тобаго). Гвиана принадлежит Франции. Куба является социалистическим государством.

По форме административно-территориального устройства преобладают унитарные государства, федеративное устройство имеют следующие страны: Бразилия, Аргентина, Мексика, Венесуэла, Сент-Китс и Невис.

Этапы формирования политической карты Латинской Америки:

1. Этап доевропейской колонизации.

2. Колониальный этап.

3. Послеколониальный этап.

4. Этап после Второй мировой войны.

На территории Латинской Америки располагались цивилизации майя, ацтеков, инков.

Территорию Латинской Америки осваивали в основном Испания и Португалия.

Особый статус имеет Пуэрто-Рико. Пуэрто-Рико является зависимой от США территорией и имеет статус «неинкорпорированной организованной территории», что означает, что данная территория находится под управлением США (а не является их неотъемлемой частью), действие на территории Конституции США ограничено; верховная власть принадлежит Конгрессу США, но территория имеет собственную систему самоуправления.

В настоящее время не решены многие вопросы, касающиеся границ и принадлежности территорий. Ярким примером могут служить спорные Фолклендские (Мальвинские) острова между Великобританией и Аргентиной.

. Куба.

Официальное название – Республика Куба, неофициальное с 1959 года – Остров Свободы – островное государство в северной части Карибского моря. Столица – Гавана. Куба – самое большое островное государство региона, протянувшееся на 1250 км. Оно расположено на стыке Карибскогo моря и Мексиканского залива, образующих «американское Средиземноморье». Изображенный на гербе страны ключ – символ тoгo, что открытый Колумбом в 1492 г. остров на протяжении столетий был свoего poда ключом к Новому Свету. Куба является социалистическим государством, долгое время она была союзником СССР.

Население Латинской Америки

Численность населения региона превышает 570 млн чел. Этнический состав Латинской Америки довольно сложный, что вызвано особенностями исторического освоения региона. Крупнейшая страна по численности населения в регионе – Бразилия (почти 200 млн чел.).

Основные расово-этнические группы современной Латинской Америки:

1. Эмигранты из Европы

2. Коренное население

3. Чернокожие

Индейские племена и народности населяли территорию региона до прихода европейцев. Среди них были такие создатели высоких земледельческих цивилизаций, как ацтеки и майя в Мексике, инки в Центральных Aндах. В наши дни коренное индейское население в регионе составляет примерно 15%. Очень многие географические названия в Латинской Америке, как и в Северной, имеют индейское происхождение. Прибывшие европейцы практически полностью уничтожили культуру и достижения индейцев, кроме того, истреблялось само индейское население.

Вторую группу сформировали европейские переселенцы, прежде вceгo из Испании и Португалии, потомков которых называют креолами. До начала ХIХ в. европейская иммиграция была сравнительно невелика, но затем она приобрела большие масштабы.

Третью группу образовали африканцы, которых, начиная с XVI в., колонизаторы ввозили в Бразилию, Вест-Индию и некоторые другие страны для работы на плантациях. Три века работорговли привели к тому, что ныне в Латинской Америке негры составляют 1/10 всех жителей. Распределительным центром работорговли был остров Ямайка.

Более половины населения региона – это потомки смешанных браков:

1. Метисы (потомки от браков европеоидов и индейцев).

Метисы присутствуют практически во всех странах Западного полушария, в том числе составляют большинство населения таких стран, как: Мексика, Никарагуа, Перу, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Парагвай, Чили, Панама.

2. Мулаты (потомки от смешанных браков представителей европеоидной и негроидной рас).

Мулаты составляют значительную часть населения Латинской Америки и стран Карибского бассейна (Доминиканская Республика – 73%, Куба – 51%, Бразилия – 38%).

В некоторых странах Латинской Америки используются другие слова для обозначения потомков негро-индейских браков: в Бразилии «кафузу», в Мексике «лобо», в Гаити «марабу», в Гондурасе, Белизе, Гватемале – «гарифуна».

Поэтому почти все латиноамериканские нации имеют сложную этническую основу. В Мексике и странах Центральной Америки в основном преобладают метисы, на Гаити, Ямайке, Малых Антильских островах – негры. В большинстве Андских стран преобладают индейцы или метисы, в Аргентине, Уругвae и Коста-Рике – испаноязычные креолы, а в Бразилии мулатов и негров лишь немногим меньше, чем белых. В целом преобладают креолы (потомки испанцев и португальцев).

Наиболее сложный этнический состав характерен для Бразилии, Мексики, Аргентины.

Латиноамериканцы – обобщенное название испано- и португалоязычных народов, населяющих территорию современной Латинской Америки и широко представленных также в США, Испании, Канаде и пр.

Наиболее распространенные языки в Латинской Америке:

1. Испанский (на этом языке говорит большинство жителей).

2. Португальский (Бразилия).

3. Английский (Ямайка, Барбадос, Гайана и др.).

4. Французский (Гаити, Гвиана и др.).

5. Голландский (Суринам, Антильские острова).

В Мексике, Перу, Боливии, Парагвае, наряду с испанским, официальными считаются индейские языки (кечуа, ацтекский и др.).

Подавляющее большинство латиноамериканцев исповедуют католицизм, который насаждался в качестве единственной официальной религии; другие вероисповедания преследовались инквизицией.

Для Латинской Америки характерен cвoeгo рода дуализм культур. Здесь, особенно в среде индейцев и метисов, сохраняется самобытная культура кopeннoгo населения, уходящая своими корнями к доколумбовым временам. Это и мифологический и исторический эпос, музыка и танцы, такие знаменитые памятники истории и архитектуры, как пирамиды и дворцы aцтеков, тольтеков и майя в Мексике, город-крепость инков Maчу-Пикчу в Перу, включенные в Список Всемирного наследия. Это и более новая культура, ориентированная на европейские ценности, которая также проявляется в литературе, искусстве, музыке, театре, архитектуре. Помимо религиозных праздников, большое распространение получили различные карнавалы, коррида, родео. Очень большой популярностью пользуется футбол. Для размещения населения Латинской Америки характерны три главные черты. Bo-первых, это один из наименее заселенных регионов мира со средней плотностью вceгo 28 человек на 1 кв. км. На островах плотность населения очень высока. Bо-вторых, неравномерность eгo размещения выражена сильнее, чем в большинстве других крупных регионов. В-третьих, ни в одном другом регионе мира население не освоило в такой мере обширные плоскогорья и не поднимается так высоко в горы.

Для Латинской Америки характерен традиционный тип воспроизводства населения. И хотя пик демографического взрыва здесь был пройден еще в середине XX в., в некоторых странах Центральной Америки, в более бедных странах Южной Aмeрики (Боливия, Парагвай) прирост населения еще составляет 2-2,5% в год. Это влияет не только на численность, но и на возрастную структуру, увеличивая «нагрузку» детей на занятое население.

В странах высокие показатели преступности, расслоения общества, многие живут за чертой бедности.

По показателям урбанизации Латинская Америка скорее напоминает экономически развитые, чем развивающиеся страны: средний уровень ее в регионе очень высокий (80%), а темпы теперь уже замедленные. При этом происходит все большая концентрация населения в больших городах, число которых перевалило за 300, и в гopoдax-миллионерах (их более 40). В регионе сложился особый латиноамериканский тип города. Колониальные города создавались по единому плану, который Испания и Португалия разработали для своих владений. Ядром города обычно служила центральная площадь, на которой располагались ратуша, собор, административные здания. От этой площади улицы расходились под прямыми углами, образуя четкую «шахматную» сетку. На нее в последние десятилетия наложилась современная застройка.

Крупнейшие города Латинской Америки:

1. Мехико.

2. Буэнос-Айрес.

3. Сан-Паулу.

4. Рио-де-Жанейро.

В Латинской Америке особенно ярко выражена одна особенность, характерная также для других регионов развивающегося мира и называемая обычно «ложной урбанизацией». «Ложная урбанизация» – это такой тип урбанизации, при котором доля городского населения намного пpeвышает долю экономически активного городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах. Главная причина «ложной урбанизации» – постоянный приток в гoрода неимущего сельского нaceления, которое власти не в состоянии обеспечить жильем, работой.

Город является столицей Мексики. Мехико был основан в 1325 году индейцами-ацтеками. Основатели города – древние ацтеки – первоначально вели кочевой образ жизни и занимались охотой и рыболовством. Их племена появились в окрестностях современного Мехико приблизительно в 1200 г. В наше время Мехико является одним из крупнейших городов мира, а численность населения агломерации превышает 21 млн чел. Мехико дает почти 25% всего ВВП страны, выступает главным экономическим, политическим, культурным центром.

Город расположен на юго-востоке Бразилии, он столица одноименного штата. Крупнейший город в Южном полушарии. Расположен в долине реки Тиете, в 70 км от побережья Атлантического океана.

Фавелы – трущобы в городах Бразилии, часто расположенные на склонах гор. В фавелах отсутствует развитая инфраструктура и высок уровень преступности. Многие современные фавелы возникли в 1970-х годах вследствие ускорения процессов урбанизации в Бразилии.

Латинская Америка обеспечена практически всеми известными видами минерального сырья, по многим из них она выделяется среди других регионов мира. Здесь встречаются самые необычные сочетания полезных ископаемых на сравнительно небольших территориях.

На территории Латинской Америки имеются крупные запасы ниобия, лития, бериллия, молибдена, меди, серы, сурьмы, серебра, бокситов, нефти и пр.

Богатство и разнообразие полезных ископаемых Латинской Америки объясняется особенностями геологического и тектонического строения ее обширной территории. С кристаллическим фундаментом Южно-Американской платформы и складчатым поясом Кордильер и Анд связаны бассейны и месторождения руд черных и цветных металлов, особенно железной руды, лития, молибдена, меди, никеля, олова, а также золота и ceребра, которые в первую очередь привлекали испанских конкистадоров. А в краевых и межгорных прогибах этого пояса образовались крупные залежи нефти и природного газа.

Крупнейшие в регионе нефтегазоносные бассейны нaxoдятся в Венесуэле и Мексике, а также в Эквадоре и Колумбии. В Венесуэле это бассейн Маракайбо, расположенный в межгорной впадине, выходящей к Карибскому морю. Нефть здесь залегает как на суше, так и в пределах акватории озера Маракайбо. По некоторым данным, Венесуэла занимает 2-е место в мире по запасам нефти, уступая только Саудовской Аравии. В Мексике она также залегает и на суше, и на шельфе Мексиканскогo залива.

Латинская Америка богата и бокситами, образование которых связано с латеритной корой выветривания, а также со многими нерудными полезными ископаемыми, особенно с селитрой и серой. Наиболее крупными запасами бокситов обладают Бразилия, Ямайка, Суринам, Венесуэла.

Особенно богаты рудными полезными ископаемыми Анды. Уникальный оловянный пояс протянулся через Анды Боливии, Перу и прилегающие районы Бразилии. С оловянными месторождениями соседствуют залежи сурьмы (Боливия). Наиболее крупными ресурсами свинцово-цинковых руд располагают Перу и Мексика. В этих так называемых мезотермальных глубинах отлагались в основном руды меди и полиметаллов. Эти месторождения характеризуются очень богатыми скоплениями руды. Яркий пример подобного типа представляет собой известное месторождение Серр-де-Паско в Перу. Кроме того, в Андах есть большие запасы серебра, меди и других металлов.

Рудные полезные ископаемые Анд:

1. Медные.

2. Оловянные.

3. Железные.

4. Свинцово-цинковые.

5. Вольфрамовые.

6. Сурьмяные.

7. Молибденовые.

8. Благородных металлов.

В Латинской Америке протягивается медный пояс (Перу, Чили, Эквадор, Колумбия). 2/3 всех запасов меди приходится на Чили. В этой стране экспорт меди – одна из главных статей дохода.

Крупные запасы селитры находятся в пустыне Атакама.

Драгоценные камни добывают в Колумбии (изумруды), Перу, Бразилии.

Крупные угольные месторождения находятся в Бразилии и Колумбии.

Очень богата Латинская Америка железными рудами высокого качества. Важнейшие месторождения приурочены к метаморфизованным породам докембрийского континентального щита Южной Америки. На внеконкурентном первом месте – Бразилия. Одно из крупнейших в мире месторождений железной руды – 18 млрд т – это Каражас в штате Пара, которое, по предварительным оценкам, вдвое превосходит весь рудный потенциал штата Минас-Жерайс, где в настоящее время находятся практически все остальные эксплуатируемые месторождения. Кроме того, крупными запасами железных руд обладают Боливия и Мексика.

Богатство и разнообразие возобновляемых природных ресурсов региона связано в первую очередь с положением eгo преимущественно в экваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах.

Благоприятны агроклиматические ресурсы, однако в отдельные гoды губительное влияние на сельское хозяйство оказывает проникновение холодных воздушных масс с юга. К тому же гoдовое распределение осадков добавляет к этой картине свои важные коррективы, и наряду с зонами избыточного увлажнения (Амазония) в Мексике, Чили, Аргентине есть районы, где необходимо искусственное орошение. К тому же именно для Латинской Америки характерно периодическое повторение такой природной катастрофы, как явление Эль-Ниньо, которое связано с аномальным потеплением обычно довольно прохладных прибрежных поверхностных вод Тихого океана.

По обеспеченности водными ресурсами Латинская Америка занимает среди крупных регионов мира первое место, а по величине экономического гидроэнергетического потенциала она уступает только зарубежной Азии.

Огромное богатство Латинской Америки – ее леса, которые занимают более 1/2 всей территории региона. Неслучайно Латинская Америка из космоса представляется зеленым континентом. По обеспеченности лесными ресурсами из расчета на душу населения Латинская Америка занимает первое место в мире. Наиболее крупными лесными ресурсами обладают Бразилия (уступает только России), Венесуэла, Колумбия. Очень богат и разнообразен также животный мир региона.

IV . Практическая работа

Выявить особенности населения и хозяйства стран Латинской Америки на примере ведущих стран, относящихся к различным региона.

1 вариант : Составить экономико-географическую характеристику Бразилии.

2 вариант : Составить экономико-географическую характеристику Чили.

3 вариант : Составить экономико-географическую характеристику Кубы.

4 вариант : Составить экономико-географическую характеристику Аргентины.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ.

1.Территория, границы, положение, государственный строй.

2. Природные ресурсы и условия: богатство и разнообразие.

3. Население: численность, воспроизводство, этнический состав, размещение, особенности урбанизации.

4. Хозяйство: ведущие отрасли, противоречия в развитии.

5. Внешнеэкономические связи.

V . Закрепление изученного материала.

    Какие регионы (субрегионы) выделяют в Латинской Америке?

    Назовите особенности ЭГП Латинской Америки.

    Назовите крупнейшие этнические группы Латинской Америки.

    Приведите примеры крупнейших городов Латинской Америки.

    В чем особенности размещения минеральных ресурсов в Латинской Америке?

    Приведите примеры стран Латинской Америки и характерные для них ресурсы.

VI . Домашняя работа.

Видеоурок посвящен теме «Природно-ресурсный потенциал Латинской Америки». Из урока вы узнаете о природно-ресурсном потенциале региона, познакомитесь с основными ресурсами, которыми богаты различные территории Латинской Америки. Преподаватель расскажет вам о странах-лидерах по обеспеченности различного вида ресурсами. Кроме того, в конце урока представлен интересный дополнительный материал, посвященный гербам стран Латинской Америки, экологии и гуано.

Тема: Латинская Америка

Урок: Природно-ресурсный потенциал Латинской Америки

1. Введение

Латинская Америка обладает огромными запасами природных ресурсов, как исчерпаемыми, так и неисчерпаемыми.

2. Минеральные ресурсы Латинской Америки

Латинская Америка обеспечена практически всеми известными видами минерального сырья, по многим из них она выделяется среди других регионов мира. Здесь встречаются самые необычные сочетания полезных ископаемых на сравнительно небольших территориях.

На территории Латинской Америки имеются крупные запасы ниобия, лития, бериллия, молибдена, меди, серы, сурьмы, серебра, бокситов, нефти и пр.

Богатство и разнообразие полезных ископаемых Латинской Америки объясняется особенностями геологического и тектонического строения ее обширной территории. С кристаллическим фундаментом Южно-Американской платформы и складчатым поясом Кордильер и Анд связаны бассейны и месторождения руд черных и цветных металлов, особенно железной руды, лития, молибдена, меди, никеля, олова, а также золота и ceребра, которые в первую очередь привлекали испанских конкистадоров. А в краевых и межгорных прогибах этого пояса образовались крупные залежи нефти и природного газа.

Рис. 1. Тектоническая карта Южной Америки и Панамского перешейка

Крупнейшие в регионе нефтегазоносные бассейны нaxoдятся в Венесуэле и Мексике, а также в Эквадоре и Колумбии. В Венесуэле это бассейн Маракайбо, расположенный в межгорной впадине, выходящей к Карибскому морю. Нефть здесь залегает как на суше, так и в пределах акватории озера Маракайбо. По некоторым данным, Венесуэла занимает 2-е место в мире по запасам нефти, уступая только Саудовской Аравии. В Мексике она также залегает и на суше, и на шельфе Мексиканскогo залива.

Рис. 2. Добыча нефти в Венесуэле

Латинская Америка богата и бокситами, образование которых связано с латеритной корой выветривания, а также со многими нерудными полезными ископаемыми, особенно с селитрой и серой. Наиболее крупными запасами бокситов обладают Бразилия, Ямайка, Суринам, Венесуэла.

Особенно богаты рудными полезными ископаемыми Анды. Уникальный оловянный пояс протянулся через Анды Боливии, Перу и прилегающие районы Бразилии. С оловянными месторождениями соседствуют залежи сурьмы (Боливия). Наиболее крупными ресурсами свинцово-цинковых руд располагают Перу и Мексика. В этих так называемых мезотермальных глубинах отлагались в основном руды меди и полиметаллов. Эти месторождения характеризуются очень богатыми скоплениями руды. Яркий пример подобного типа представляет собой известное месторождение Серр-де-Паско в Перу. Кроме того, в Андах есть большие запасы серебра, меди и других металлов.

Рудные полезные ископаемые Анд:

1. Медные.

2. Оловянные.

3. Железные.

4. Свинцово-цинковые.

5. Вольфрамовые.

6. Сурьмяные.

7. Молибденовые.

8. Благородных металлов.

В Латинской Америке протягивается медный пояс (Перу, Чили, Эквадор, Колумбия). 2/3 всех запасов меди приходится на Чили. В этой стране экспорт меди - одна из главных статей дохода.

Рис. 3. Добыча меди в Чили

Крупные запасы селитры находятся в пустыне Атакама.

Драгоценные камни добывают в Колумбии (изумруды), Перу, Бразилии.

Крупные угольные месторождения находятся в Бразилии и Колумбии.

Очень богата Латинская Америка железными рудами высокого качества. Важнейшие месторождения приурочены к метаморфизованным породам докембрийского континентального щита Южной Америки. На внеконкурентном первом месте - Бразилия. Одно из крупнейших в мире месторождений железной руды - 18 млрд т - это Каражас в штате Пара, которое, по предварительным оценкам, вдвое превосходит весь рудный потенциал штата Минас-Жерайс, где в настоящее время находятся практически все остальные эксплуатируемые месторождения. Кроме того, крупными запасами железных руд обладают Боливия и Мексика.

Рис. 4. Железная руда Бразилии

3. Земельные, водные ресурсы Латинской Америки

Богатство и разнообразие возобновляемых природных ресурсов региона связано в первую очередь с положением eгo преимущественно в экваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах.

Благоприятны агроклиматические ресурсы, однако в отдельные гoды губительное влияние на сельское хозяйство оказывает проникновение холодных воздушных масс с юга. К тому же гoдовое распределение осадков добавляет к этой картине свои важные коррективы, и наряду с зонами избыточного увлажнения (Амазония) в Мексике, Чили, Аргентине есть районы, где необходимо искусственное орошение. К тому же именно для Латинской Америки характерно периодическое повторение такой природной катастрофы, как явление Эль-Ниньо, которое связано с аномальным потеплением обычно довольно прохладных прибрежных поверхностных вод Тихого океана.

По обеспеченности водными ресурсами Латинская Америка занимает среди крупных регионов мира первое место, а по величине экономического гидроэнергетического потенциала она уступает только зарубежной Азии.

4. Лесные, агроклиматические ресурсы Латинской Америки

Огромное богатство Латинской Америки - ее леса, которые занимают более 1/2 всей территории региона. Неслучайно Латинская Америка из космоса представляется зеленым континентом. По обеспеченности лесными ресурсами из расчета на душу населения Латинская Америка занимает первое место в мире. Наиболее крупными лесными ресурсами обладают Бразилия (уступает только России), Венесуэла, Колумбия. Очень богат и разнообразен также животный мир региона.

Рис. 5. Карта лесных ресурсов мира

В целом природные условия на большей части территории Латинской Америки благоприятны для жизни людей и их хозяйственной деятельности. Однако во многих случаях они используются недостаточно рационально, а порой и варварски.

5. Гербы

Животный и растительный мир Латинской Америки интересен и разнообразен. Многие представители живой природы отображены на гербах стран региона.

Рис. 6. Герб Венесуэлы, Рис. 7. Герб Уругвая

6. Экология

В связи с активным использованием природных ресурсов перед странами Латинской Америки стали возникать серьезные экологические проблемы. В первую очередь это касается уничтожения лесов, животных, деградации почв.

7. Гуано

Гуано - разложившийся в условиях сухого климата помёт морских птиц. Гуано активно используется в хозяйственной деятельности многих территорий Латинской Америки, в том числе как удобрение.

Домашнее задание

Тема 10, П. 1

1. В чем особенности размещения минеральных ресурсов в Латинской Америке?

2. Приведите примеры стран Латинской Америки и характерные для них ресурсы.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А. П. Кузнецов, Э. В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В. П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А. Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю. А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

2. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э. М. Амбарцумова, С. Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

3. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю. А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

4. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

5. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю. А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

6. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е. В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

7. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: География / Сост. Ю. А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

8. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

9. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В. П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

10. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О. В. Чичерина, Ю. А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

11. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В. В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

12. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В. В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений .

2. Федеральный портал Российское Образование.

3. Ege. yandex. ru .

4. 5ballov. qip. ru .

Видеоурок посвящен теме «Население Зарубежной Азии». Данный урок поможет вам сформировать знания о населении региона, выявить закономерности формирования населения Зарубежной Азии. Преподаватель расскажет вам об основных характеристиках населения Азии, приведет примеры крупнейших народов, городов, стран.

Тема: Зарубежная Азия

Урок: Население Зарубежной Азии

Численность населения Азии превышает 4 млрд чел. Многие страны региона находятся на стадии «демографического взрыва».

Все страны региона, за исключением Японии и некоторых стран, находящихся на переходном этапе, относятся к традиционному типу воспроизводства населения. При этом многие из них находятся в состоянии демографического взрыва. Некоторые страны борются с этим явлением, проводя демографическую политику (Индия, Китай), но большинство стран не проводит такой политики, быстрый рост населения и его омоложение продолжаются. При нынешних темпах роста населения страны зарубежной Азии испытывают продовольственные, социальные и другие затруднения. Среди субрегионов Азии Восточная Азия дальше других отошла от пика демографического взрыва. В настоящее время наибольшие темпы прироста населения характерны для стран Юго-Западной Азии. Например, в Йемене на одну женщину в среднем приходится почти 5 детей.

Этнический состав азиатского населения также исключительно сложный: здесь живет более 1 тыс. народов - от мелких этносов, насчитывающих несколько сотен человек, до крупнейших по численности народов мира.

Крупнейшие народы зарубежной Азии по численности населения (более 100 млн чел.):

1. Китайцы.

2. Хиндустанцы.

3. Бенгальцы.

4. Японцы.

Народы зарубежной Азии относятся примерно к 15 языковым семьям. Такого лингвистического разнообразия нет ни в одном другом крупном регионе планеты.

Крупнейшие языковые семьи зарубежной Азии по численности населения:

1. Сино-тибетская.

2. Индоевропейская.

3. Австронезийская.

4. Дравидийская.

5. Австроазиатская.

Наиболее сложные в этнолингвистическом отношении страны: Индия, Шри-Ланка, Индонезия. Индия и Индонезия считаются самыми многонациональными странами мира. В Восточной и Юго-Западной Азии, за исключением Ирана и Афганистана, характерен более однородный национальный состав. Сложный состав населения во многих частях региона приводит к острым межнациональным конфликтам.

Зарубежная Азия - родина всех крупнейших религий, здесь зародились все три мировые религии: христианство, буддизм, мусульманство.

Христианство: Филиппины, Грузия, Армения, значительная доля христиан в Казахстане, Японии, Ливане.

Буддизм: Таиланд, Лаос, Камбоджа, Вьетнам, Мьянма, Бутан, Монголия.

Ислам: Юго-Западная Азия, Индонезия, Малайзия, Бангладеш.

Среди других национальных религий необходимо отметить конфуцианство (Китай), даосизм, синтоизм. Во многих странах межэтнические противоречия основаны именно на религиозной почве.

Рис. 2. Храм Гроба Господня в Иерусалиме ()

Размещено население зарубежной Азии неравномерно: плотность населения колеблется от 1 до 1200 чел. на 1 кв. км. В Бангладеш средняя плотность населения - 1100 чел. на 1 кв. км. В некоторых городах зарубежной Азии (Манила, Мумбай, Дали) плотность населения превышает 10 000 чел. на 1 кв. км! При этом плотность населения в Монголии менее 2 чел. на 1 кв. км.

На плотность населения, национальный, религиозный состав стран региона оказывает влияние миграция. Главными центрами иммиграции стали страны Персидского залива, Сингапур, крупные города Китая, а эмиграции - Филиппины, Пакистан, Узбекистан.

Темпы роста городского населения региона очень велики. Но, несмотря на это, по уровню урбанизации (менее 45%) Зарубежная Азия стоит на предпоследнем (перед Африкой) месте среди регионов мира. Китай и Индия лидируют по общему количеству городских и сельских жителей, но в процентном отношении уровень урбанизации в этих странах низкий.

Крупнейшие города зарубежной Азии по численности населения:

2. Шанхай.

3. Мумбай.

4. Джакарта.

6. Манила.

9. Стамбул.

10. Манила.

Для сельского расселения наиболее характерна деревенская форма.

Домашнее задание

Тема 7, П. 1

1. Назовите крупнейшие народы зарубежной Азии.

2. Приведите примеры стран зарубежной Азии с демографическим кризисом.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

11. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

12. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

13. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

14. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ( ).

2. Федеральный портал Российское Образование ().