Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Изменения в системе инструментов денежно кредитной политики. Инструменты денежно-кредитной политики. Сущность косвенных методов в монетарной политике

Кредитно-денежная политика

Кредитно-денежная политика представляет собой совокупность действий правительства, направленных на регулирование рынка денег для решения социально-экономических проблем, стоящих перед страной. Причины регулирования денежного рынка заключаются в следующем:

1) эмиссия денег является одним из способов покрытия дефицита госбюджета и благодаря монополизации эмиссии государство не может обанкротиться;

2) регулируя параметры денежной массы, государство может эффективно управлять экономикой в целом;

3) контроль над потоками денег является одним из гарантов экономической безопасности и суверенитета.

Кредитно-денежная политика обычно осуществляется независимым от правительства центральным банком или совместно денежными властями в лице центрального банка и правительства.

Проведение кредитно-денежной политики предполагает преимущественно косвенные инструменты, которые регулируют в основном предложение денег. В их числе: операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами, норма обязательных резервов, учетная ставка.

Операции на открытом рынке - это купля-продажа ценных бумаг в целях регулирования общего уровня ликвидности. Операции обычно предпринимаются в целях изъятия излишней массы денег или включения дополнительной денежной массы в обращение.

Механизм воздействия проявляется в том, что когда Национальный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков и населения, то количество денег в экономике расширяется, стимулируя тем самым деловую активность. Если НБ продает ценные бумаги, то из обращения изымается часть денежных средств, что делает их более редкими и дорогими. Как правило, этими операциями занимается специальный отдел Национального банка. Операции на этом рынке не предполагают никакого административного принуждения по отношению к кредитным учреждениям. Каждый банк и субъект принимает решение о покупке или продаже государственных ценных бумаг добровольно, на оценке выгодности этих операций. С учетом этого, воздействие данного метода является избирательным и в первую очередь затрагивает те банки, которые предпочитают иметь активы в форме государственных ценных бумаг. Привлекательностью данного метода регулирования является то, что эти операции могут осуществляться не одновременно, а с небольшими партиями ценные бумаги, что позволяет анализировать воздействие на рынок денег и гибко менять политику, в зависимости от эффекта. Использование данного метода оказывается эффективным в том случае, если существует развитый рынок ценных бумаг и развитая кредитная система. Только в этом случае изменение объема государственных ценных бумаг быстро отразится на денежном рынке и на объеме резервов коммерческих банков.


Операции на открытом рынке существуют защитные и динамические. Динамические – призваны обеспечить направленные изменения в системе банковских резервов. Защитные – операции направленные на предотвращение неблагоприятных изменений банковских резервов, вызываемыми действиями других государственных учреждений.

В ряде случаев они используются для финансирования дефицита госбюджета. В этом случае Центральный банк выступает в качестве продавца государственных долговых обязательств и выплате процентов по ним. Осуществляться операции могут на первичном и вторичном рынке ценных бумаг. В чистом виде операции на открытом рынке считаются таковыми только на вторичном рынке. На первичном рынке такие операции проводятся в тех странах, где вторичный рынок не развит.

Норма обязательных резервов – устанавливаемый Центральным банком уровень денежных резервов, который коммерческие банки должны поддерживать на специальных счетах в центральном банке. Используется в большинстве стран для обеспечения платежеспособности коммерческих банков по привлеченным депозитам и обеспечения среднесрочного регулирования ликвидности. Резервные требования обычно устанавливаются на разном уровне для разных видов депозитов: чем выше ликвидность депозита, тем выше норма требований. Поэтому самая высокая норма по депозитам до востребования. В целом рост нормы обязательных резервов приводит к сокращению денежной массы, а ее снижение - к росту.

Учетная ставка – это ставка процента, по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам. Обычной практикой считается предоставление в качестве залога различных государственных ценных бумаг. В развитых странах Национальный банк до 80-х годов выдавал кредиты только коммерческим банкам. В настоящее время их могут получать любые частные кредитные учреждения, имеющие право открывать чековые счета. Однако кредиты у Национального банка могут получить не все коммерческие банки. Отказ в предоставлении кредита может последовать с ссылкой на нежелательный характер финансовых операций данного заемщика.

Изменение учетной ставки всегда имеет большую информационную нагрузку, так как сигнализирует деловому миру об основном направлении регулирования денежного рынка Национальным банком. Существует тесная связь между учетной ставкой и рыночной ставкой процента. С одной стороны изменение рыночной ставкой процента вызывает соответствующее изменение учетной ставки. С другой стороны изменение учетной ставки вызывает изменение рыночной ставки процента и наоборот. Рост кредитования со стороны Центрального банка предполагает снижение учетной ставки и ведет к росту предложения денег, уменьшение кредитования ведет к сокращению денежной массы. Процентная ставка, по которой, осуществляется рефинансирование, должна быть выше рыночной, чтобы коммерческие банки использовали данный источник кредита только тогда, когда источники кредита на частном рынке исчерпаны. Хотя с учетом того, что коммерческие банки предпочитают обращаться за кредитами в Центральный Банк лишь в крайних случаях, влияние учетной ставки не оказывает существенного воздействия на цену кредитов, предоставленных коммерческие банки.

Кредитные операции Центрального банка делятся на:

· дисконтное финансирование – кредит выдается по определенной ставке рефинансирования на короткий срок и заключается в покупке государственных и частных долговых обязательств;

· ломбардное финансирование – выдача кредита под залог, в роли которого выступают государственные или первоклассные частные ценные бумаги;

· финансирование овердрафта – покрытие Центральным банком краткосрочного перерасхода коммерческими банками средств сверх остатков на их счетах;

· кредитные аукционы – механизм установления цены на кредиты Центрального банка. Используется в условиях недостаточной развитости рынка межбанковского кредита.

Использование данного метода в современных условиях ограничено так как:

1) Официальные лица, от которых зависит принятие решений, с трудом идут на изменение учетной ставки, опасаясь негативных воздействий на экономику;

2) Очень сложно предсказать изменение рыночной ставки процента в долгосрочном периоде.

Прямые инструменты – механизмы кредитно-денежной политики, непосредственно влияющие на процентные ставки или размеры выдаваемых кредитов и регулирующие предложение денег коммерческими банками.

С помощью прямых инструментов государство может непосредственно устанавливать определенные показатели развития денежного рынка. В их числе:

· контроль над ставкой процента – директивное указание на уровень ставки процента. Центральный банк может контролировать уровень, верхний или нижний предел и размах колебаний процентной ставки по всем или отдельным видам банковских операций;

· контроль над нижним уровнем ставки процента по депозитам. Обычно устанавливается на уровне или с небольшой премией к ставке рефинансирования;

· верхний уровень ставки по кредитам. Используется для регулирования прибыльности коммерческих банков и устанавливается с премией к ставке рефинансирования;

· межбанковские льготные ставки – нижний уровень ставки процента, устанавливаемый центральным банком для кредитных операций на межбанковском рынке, способствующий поддержанию ее на высоком уровне. Применяются также для переучета по более выгодной ставке процента векселей приоритетных отраслей и отдельных банков для поддержания их ликвидности;

· потолки межбанковского кредита. Применяются для сдерживания роста денежной массы через сокращение физического объема межбанковских кредитов;

· коэффициенты ликвидности – устанавливаемые соотношения размеров активов и капитала для коммерческих банков с целью сокращения риска банковских операций или стоимости кредита для заемщика. Рост коэффициентов ликвидности сокращает предложение денег;

· целевые кредиты – кредиты предоставляемые центральным банком коммерческим банкам для финансирования определенных проектов в соответствии с государственными приоритетами.

Кредитно-денежная политика направлена на осуществление мероприятий, которые предпринимаются правительством в сфере денежных и кредитных отношений с целью регулирования экономических процессов. Координатором ее осуществления является центральный банк. Сама политика осуществляется в два этапа. Первый этап - центральный банк воздействует на параметры кредитно-денежной сферы. Второй этап - подкорректированные параметры передаются в производственную сферу. Результатом эффективного исполнения этих этапов будет служить устойчивость темпов экономического роста, достаточно низкий процент безработицы, стабильность уровня цен и характерное равновесие государственного баланса. Приоритетом в достижении улучшения экономического состояния любого государства служит стабильность уровня цен.

Основные инструменты денежно кредитной политики должны оказывать влияние на все финансовые процессы в государстве в качестве как прямых (или административных), так и косвенных (или экономических) рычагов. Это должно проявляться в контроле государством такого основного финансового показателя, как страны.

Административные инструменты денежно-кредитной политики имеют вид предписаний, директив и инструкций, которые должны исходить из Центробанка и регулировать лимиты как на процентные ставки, так и на выдачу кредитов. Контроль за лимитом процентной ставки осуществляется с помощью определения предельного значения ссудного процента, а также депозитной процентной ставки и ставки по сберегательным вкладам.

Лимитирование объемов операций по кредитам предусматривает установление верхнего предельного значения кредитной эмиссии. Данное понятие известно и под таким названием - «кредитный потолок». Другими словами, общая сумма кредитов, которая предоставляется банковским сектором, определяет этот кредитный потолок. Одинаковые ограничения по объемам и темпам роста кредитов устанавливаются для всех коммерческих банков. Иногда ограничение кредита устанавливается только для некоторых секторов экономики и носит название селективного кредитного контроля. К такому методу регулирования относится лимитирование пределов по учету векселей и ограничение кредита на потребление.

Прямые инструменты денежно кредитной политики достаточно эффективны во время кризиса кредитной системы, а также при слаборазвитом внутригосударственном финансовом рынке. Основным их недостатком является способствование оттоку денежных средств в «тень» и за рубеж.

Одним из первых методов, участвующих в регулировании денежно-кредитных отношений, принято считать изменение Суть его состоит в оказании влияния центрального банка на ликвидность других банков и общую При этом под ликвидностью необходимо понимать способность банков различной в установленные сроки осуществлять погашение всех своих финансовых обязательств.

Основные инструменты денежно кредитной политики, позволяющие контролировать банковскую ликвидность, включают и определение суммы обязательных резервов. Данные резервы необходимы для гарантирования выплаты вкладов клиентам в случае банкротства банка. Центральным банком устанавливается определенный ряд нормативов для обязательных резервов. Например, для увеличения сбережений населения центральным банком устанавливаются более низкие нормы для депозитов с небольшим сроком вклада и более высокие - для

Описанные косвенные инструменты денежно кредитной политики оказывают существенное влияние на масштаб и структуру кредитных операций. Их преимуществом является эффективное воздействие на объект регулирования, отсутствие возникновений под их воздействием диспропорций в экономических процессах.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что все инструменты денежно-кредитной политики должны служить рычагами экономического воздействия для достижения положительного макроэкономического эффекта.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов (резервные требования), депонируемых в Банке России;
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование банков;
5) валютное регулирование;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения.
Процентные ставки представляют собой минимальные ставки, по которым ЦБ РФ осуществляет свои операции. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% и не могут быть одновременно изменены более чем на 5 пунктов. Под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе учет и переучет векселей. Под валютными интервенциями понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Под количественными ограничениями понимается установление лимитов на рефинансирование банков.
Банк России на основе ежедневной информации контролирует состояние корреспондентских счетов банков и своими действиями стремится поддерживать оптимальную величину средств на этих счетах, используя различные инструменты денежно-кредитного регулирования.
Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями:
1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами;
2) покупать и продавать чеки, векселя со сроками погашения не более шести месяцев;
3) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
4) покупать и продавать иностранную валюту;
5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
7) выдавать гарантии и поручительства;
8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками (форвардные контракты, фьючерсные и опционные сделки);
9) открывать счета в иностранных и российских кредитных организациях на территории России и иностранных государств.
Банк России не имеет права:
1. осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими соответствующей лицензии, и физическими лицами;
2) приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций;
3) осуществлять операции с недвижимостью за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России;
4) заниматься торговой и производственной деятельностью;
5) пролонгировать предоставленные кредиты.
Исключение из этих правил может быть сделано по решению Совета директоров.
В настоящее время Банк России осуществляет полностью не все операции, которые он может совершать по целому ряду причин, среди которых: несовершенство банковского законодательства, отсутствие соответствующей инфраструктуры для проведения некоторых операций, отсутствие опыта и соответствующей квалификации. Например, не налажена система переучета Центральным банком РФ векселей предприятий из-за существующей системы неплатежей между поставщиками и покупателями. Неактивен Банк России и на рынке финансовых инструментов по управлению финансовыми рисками из-за отсутствия опыта и технической базы, а также из-за существования определенных границ (валютного коридора) по росту курса рубля к доллару. В целях изъятия излишней денежной массы у банков Банк России проводит депозитные операции.
В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где наблюдается общая тенденция к отходу от активного использования резервных требований, в России ЦБ РФ использует политику изменения резервных требований довольно часто. Обязательные резервы устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей банков посредством изъятия у них части свободных денежных средств, и, таким образом, происходит сокращение ликвидности всей банковской системы. В отличие от операций на открытом рынке и процентных ставок Банка России, воздействующих на денежное предложение косвенно (через изменение ставки ссудного процента и спроса на деньги), исполнение резервных требований строго предписано законом, и их влияние на денежное предложение носит прямой, непосредственный характер. Кроме того, увеличение резервных требований отрицательно сказывается на прибыльности коммерческих банков. Когда рынок ценных бумаг развит слабо и рефинансирование ограничено, Центральный банк РФ может воздействовать на уменьшение денежной массы преимущественно посредством увеличения уровня резервных требований, что и наблюдалось в России. В то же время по мере роста спроса на деньги Банк России будет проводить политику, направленную на снижение норм резервных требований. Частота использования политики изменения резервных требований Банком России объясняется слабой возможностью последнего регулировать денежно-кредитную сферу посредством операций с ценными бумагами (операций на открытом рынке).
Другим важным финансовым инструментом Банка России является политика рефинансирования, что представляет собой кредитование коммерческих банков Банком России. То есть рефинансирование - предоставление Центральным банком РФ кредитов коммерческим банкам на пополнение оборотных средств, увеличение ликвидности, преодоление временных финансовых затруднений и на другие цели. Рефинансирование коммерческих банков Центральным банком очень сильно распространено за рубежом. Например, в США коммерческие банки очень часто обращаются в Федеральную резервную систему за кредитами для пополнения собственных средств на корреспондентских счетах, для выполнения резервных требований, для преодоления временных финансовых затруднений и др. Сроки предоставления таких кредитов очень небольшие (от одних суток до нескольких недель). Также в практике рефинансирования встречаются и долгосрочные кредиты. Например, предоставление средне- и долгосрочных кредитов с целью финансового оздоровления тем кредитным организациям, финансовая неустойчивость и неплатежеспособность которых может негативно сказаться на финансовом рынке и экономике страны в целом. В России такими кредитными организациями являются крупные коммерческие банки, испытывающие серьёзные финансовые затруднения. В России рефинансирование коммерческих банков Банком России ранее практиковалось слабо. Основными причинами являлось отсутствие соответствующей базы, неплатежеспособность многих коммерческих банков и ряд других причин. ЦБ РФ, проводя политику рефинансирования, предоставляет кредиты коммерческим банкам по своей учетной ставке. Также Банк России может самостоятельно устанавливать процентную ставку по некоторым видам кредитов.
В последнее время особую популярность набирает такая форма рефинансирования, как предоставление Банком России ломбардных кредитов.
Ломбардный кредит - кредит под залог государственных ценных бумаг. Основной целью ломбардного кредита является поддержание ликвидности, так как максимальный срок его предоставления 30 календарных дней и договор не лонгируется. При предоставлении ломбардных кредитов устанавливается ломбардная ставка. В случае несвоевременного погашения кредита коммерческим банком Банк России имеет право на реализацию заложенных ценных бумаг и использование средств от реализации на погашение суммы основного долга и процентов по ней.
Ломбардные кредиты предоставляются двумя способами. Во-первых, могут проводиться ломбардные кредитные аукционы, в ходе которых банки получают право на кредит по результатам аукциона. Кредит выдается только после блокирования необходимого количества государственных ценных бумаг на специальном разделе счета депо и подписания договора ломбардного кредитования. При втором способе банки заранее блокируют достаточное количество государственных ценных бумаг и могут получить ломбардный кредит по фиксированной ставке.
Ломбардные кредитные аукционы проводятся двумя способами: американским и голландским. При американском способе проведения аукциона заявки удовлетворяются по процентным ставкам, предлагаемым банками в заявках. Все заявки начинают удовлетворяться с максимальной процентной ставки. При голландском способе все заявки удовлетворяются по последней процентной ставке (ставке отсечения). Практически все ломбардные кредитные аукционы проводились голландским способом.
В настоящее время Банк России считает проведение ломбардных кредитных аукционов основной формой рефинансирования банков, посредством которой им выполняется функция кредитора последней инстанции. До выхода положения о ломбардном кредите существовал запрет на проведение залоговых операций с указанными ценными бумагами. Теперь же в отношении Банка России этот запрет снят. В будущем предполагается полная отмена ограничений на залог государственных облигаций по операциям между коммерческими банками. Сейчас это неосуществимо в связи с технической неготовностью депозитариев.
Наряду с ломбардным кредитованием Банк России продолжает практику проведения кредитных аукционов. Но процентная ставка при проведении кредитных аукционов очень высокая и приближается к ставке рефинансирования.
Банк России будет изучать возможность предоставления кредитов банкам, испытывающим временные финансовые трудности, при условии, что выдаваемые кредиты будут обеспечены договорами поручительства органов государственной власти, которые имеют гарантию Министерства финансов России.
Также Банк России приступил с недавнего времени к использованию нового финансового инструмента для России - операции РЕПО, то есть операции купли-продажи государственных ценных бумаг с обратным выкупом. Операции РЕПО - это своего рода одна из форм рефинансирования коммерческих банков. Например, когда коммерческому банку необходимы кредиты, он продает государственные ценные бумаги из своего портфеля Банку России с правом последующего выкупа. При ломбардном кредитовании ценные бумаги остаются в собственности коммерческого банка; при осуществлении операций РЕПО они переходят в собственность Банка России, хотя коммерческому банку предоставляется право выкупа этих бумаг у Банка России.
Рассмотрим, с помощью каких финансовых инструментов Федеральная резервная система США регулирует денежно-кредитный рынок Америки.
Кардинальной задачей ФРС США, как и всех центральных банков других стран, является осуществление эффективной денежно-кредитной политики с целью достижения высокого уровня развития экономики, предотвращения инфляции и решения других стратегически важных задач, поставленных Конгрессом США. Для успешной реализации всех своих задач ФРС использует ряд известных финансовых инструментов: обязательные резервы, процентные ставки и др. Обязательные резервы - часть резервов (финансовых средств) коммерческих банков и других кредитно-финансовых учреждений, хранение которых на специальных счетах в центральном банке предписывается законом. Резервы создаются под выданные ссуды (в зависимости от вида ссуд), под принятые депозиты (в зависимости от вида вкладов), под текущие и расчетные счета и т. д. Используя каждый из своих финансовых инструментов, ФРС воздействует на уровень и размер процентных ставок. Например, ФРС увеличивает размер процентных ставок, когда необходимо уменьшить размер кредитных ресурсов в экономике и темпы экономической активности, и, наоборот, уменьшает уровень процентных ставок для увеличения размера кредитных ресурсов, стимулирования развития бизнеса и доступности к потребительскому кредиту. Для эффективного воздействия как и на уровень обязательных резервов, так и на размер процентных ставок ФРС использует в своей деятельности 3 вида основных инструментов регулирования финансового рынка - операции на открытом рынке, учетную ставку процента и обязательные резервы, создаваемые под различные виды пассивов банка (счета, вклады, депозиты и т. д.).

Денежно-кредитная политика государства традиционно рассматривается как важнейшее направление государственно­го регулирования экономики.

Высшая цель денежно-кредитной политики государства, как было отмечено ранее, заключается в обеспечении стабиль­ности цен, эффективной занятости и росте реального объема ВНП.

Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются доволь­но медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакци­ей на изменение рыночной конъюнктуры. В связи с этим теку­щая денежно-кредитная политика ориентируется на более конк­ретные и доступные цели, чем указанные выше глобальные задачи, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, изме­нение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.

Рассмотрим теперь сам механизм регулирования денежной массы в обращении, т. е. предложения денег.

Инструменты регулирования денежного обращения.

В мировой практике используются следующие инструменты:

Операции на открытом рынке с государственными ценны­ми бумагами;

Политика учетной ставки (дисконтная политика), т.е. ре­гулирование процента по ссудам коммерческих банков у Цент­рального банка;

Изменение норматива обязательных резервов, устанавли­ваемых Центральным банком для коммерческих банков.

й Операции на открытом рынке

В настоящее время в мировой экономической практике ос­новным инструментом являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке государствен­ных ценных бумаг Центральный банк может осуществлять либо вливание ресурсов в кредитную систему государства, либо изы­мать их оттуда.

Операции на открытом рынке проводятся Центральным бан­ком обычно совместно с группой крупных банков и других фи­нансово-кредитных учреждений.

Схема проведения этих операций такова.

1. Предположим, что на денежном рынке наблюдается из­лишек денежной массы в обращении и Центральный банк ста­вит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка. В этом случае Центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам и иным хозяйственным субъектам, которые покупают правитель­ственные ценные бумаги через специальных дилеров. Посколь­ку предложение государственных ценных бумаг увеличивает­ся, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, и, соответственно, возрастает их «привлекательность» для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что при­водит к сокращению банковских резервов. Сокращение банков­ских резервов, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору.

2. Предположим теперь, что на денежном рынке недоста­ток денежных средств в обращении. В этом случае Централь­ный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно: ЦБ начинает скупать пра­вительственные ценные бумаги у банков и населения. Тем са­мым Центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские цен­ные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Насе­ление и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит к увеличению банковских резер­вов и (с учетом мультипликативного эффекта) к увеличению денежного предложения.

Политика учетной ставки (ставки рефинансирования)

Ставка рефинансирования - это процент, под который Цен­тральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная став­ка - это процент или дисконт, по которому Центральный банк учитывает (покупает) банковские векселя, что равнозначно кредитованию коммерческих банков. Центральный банк пре­доставляет этот кредит не всем желающим коммерческим бан­кам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но терпит временные трудности. Учетную ставку (ставку рефинан­сирования) устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. Коммерчес­кие банки стремятся получить кредит. При этом увеличивают­ся резервы коммерческих банков, вызывая мультипликацион­ное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резер­вы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень до­рогими. Сокращение банковских резервов приводит к мульти­пликационному сокращению денежного предложения. Среди инструментов монетарной политики - политика учетных ста­вок занимает второе по значению место после политики Цент­рального банка на открытом рынке, а в некоторых странах яв­ляется главным инструментом управления предложением денег. Она проводится обычно в сочетании с деятельностью Цен­трального банка на открытом рынке.

Так, при продаже государственных ценных бумаг на откры­том рынке в целях уменьшения денежного предложения Цент­ральный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи ком­мерческими банками правительственных ценных бумаг насе­лению, так как им становится невыгодно восполнять резервы займами у Центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке Цент­ральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке Центральный банк резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерчес­ким банкам выгодно занимать резервы у Центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг у населения, которое заинте­ресовано в их продаже. Расширительная политика Централь­ного банка становится более эффективной.

Изменение нормы обязательных резервов

В основе действия этого инструмента денежно-кредитной политики лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский (денежный) мульти­пликатор, а именно:

а) если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного пред­ложения;

б) при уменьшении нормы обязательных резервов происхо­дит мультипликативное расширение предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее дол­гим по времени, но достаточно сильнодействующим, поскольку затрагивает основы банковской системы и движения денежной массы. Самое незначительное изменение нормы обязательных резервов вызывает сильные изменения в объеме банковских де­позитов и всей денежной политики.

В современных условиях обязательные резервы выполня­ют обычно функцию страхования банковских депозитов и всей системы расширения банковского капитала. Банки хранят не только обязательные, но и избыточные резервы для целей под­держания необходимого уровня ликвидности. С помощью ре­зервных требований Центральный банк регулирует не только объем денежной массы, но и процесс осуществления межбанков­ских расчетов. Норму обязательного резервирования следует рас­сматривать как инструмент наиболее долговременного действия. Их влияние на ситуацию на денежном рынке обычно дополняет рост ставки рефинансирования. Под влиянием роста процентной ставки снижается уровень избыточных резервов. Сама эта мера, норма обязательного резервирования, поскольку действует дол­говременно, используется довольно редко.

Три классических инструмента денежно-кредитной полити­ки дополняются действием других инструментов. Существуют инструменты, связанные с прямой формой государственного регулирования денежного обращения. Это, например, лимиты кредитования, устанавливаемые Центральным банком. Смысл таких ограничений двоякий: воздействие на решения банков с точки зрения поддержания ликвидности; кроме того, норми­рование кредитной экспансии банков сдерживает нежелатель­ный рост денежной массы.

Инструментарий денежно-кредитного регулирования предпо­лагает реализацию не только стратегических целей макроэконо­мики. Конкретно эти цели реализуются через решение промежу­точных задач. Такими промежуточными задачами являются изменение объема и структуры денежной массы, изменение ста­вок процента на отдельных сегментах финансового рынка, воз­действие на обменный курс национальной денежной единицы.

Достижение промежуточных целей есть конкретный подход к реализации коренной макроэкономической цели. Здесь мы ви­дим столкновения кейнсианских и монетаристских подходов. Им­ператив монетаризма - денежно-кредитная конституция. Это по­нятие предполагает, что денежно-кредитная политика должна осуществляться стихийно, как бы сама, вырабатывая инструмен­ты своей реализации. Поэтому монетаристы считают, что государ­ственное регулирование привносит лишь хаос. Многие монетарис­ты признают, что стихийная денежно-кредитная политика не в состоянии поддержать необходимый параметр экономического ро­ста в течение относительно длительного периода времени. Поэто­му концепция кейнсианцев, направленная на осуществление ак­тивной макроэкономической политики, представляется более жизненной. Следует указать хотя бы на два основных, но постоян­но действующих источника нестабильности - недостаточная гиб­кость рынка труда и недостаточная степень эластичности цен в сторону снижения. Вспомним знаменитый «эффект храповика».

В реальной экономической практике очевидны недостатки и в осуществлении кейнсианской политики. Поэтому отметим, что абсолютно эффективной экономической политики не существу­ет. Она всегда есть синтез различных средств, связывающих сти­хийные и сознательно осуществляемые экономические формы.

Любые меры экономической политики, в том числе в денеж­но-кредитной области наталкиваются на некоторые объектив­ные препятствия. К ним следует отнести фактор времени (вре­менные лаги), несовершенство (асимметрия) экономической информации, изменчивость экономических ожиданий.

Здесь фактор времени следует рассматривать как объектив­ное расхождение между моментом какого-либо экономическо­го действия и моментом принятия соответствующих мер эко­номической политики. Например, если увеличилась инфляция, то для того, чтобы нейтрализовать некоторый рост цен Центро­банк увеличивает ставку рефинансирования. Такое решение Центробанком принимается не сразу. Он реагирует на измене­ние экономической ситуации по прошествии некоторого време­ни. Это есть внутренний лаг. А внешний лаг - это время между моментом принятия меры экономической политики и моментом появления результатов от этой меры. Действие лага времени осо­бенно ярко проявляется в планировании крупных инвестицион­ных проектов, рассчитанных на долгий срок реализации. Ведь такие проекты сами по себе есть форма изменения совокупного спроса. Изменяя величину процентной ставки или структуру денежной массы, мы изменяем экономические условия реали­зации проекта. В связи с этим мы вынуждены корректировать рентабельность проекта и другие его характеристики.

Огромное воздействие на поведение экономических агентов имеет полнота и точность экономической информации. Если экономическая информация искажена и неполна, то это край­не затрудняет проведение мер стабилизационной политики. Это можно сравнить с действиями врача, который лечит человека. Если приборы (например, тонометр) неверно показывает арте­риальное давление, то в силу этого врач не сможет принять вер­ных решений по лечению больного и вместо пользы принесет вред здоровью пациента.

На оценку макроэкономической ситуации влияют ожидания в экономике. Ожидания складываются как оценка данной ситу­ации потребителем, производителем и инвестором. Оценка адек­ватности ожиданий - дело непростое. Ожидания формируются из той объективной ситуации, которая складывается на рынке.

Но туда примешиваются последствия мер государственной по­литики. Особенно важно учесть уровень ожидания при разработ­ке стратегии антиинфляционной политики.

Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации» (ст. 35) определены основные инструменты денежно-кредитной политики:

  • 1. Операции на открытом рынке.
  • 2. Нормативы обязательных резервов депонируемых в ЦБ (резервные требования).
  • 3. Процентные ставки по операциям Центрального Банка.
  • 4. Рефинансирование кредитных организаций.
  • 5. Валютные интервенции.
  • 6. Установление ориентиров роста денежной массы.
  • 7. Прямые количественные ограничения.
  • 8. Эмиссия облигаций от своего имени.

Рассмотрим более подробно инструменты денежно-кредитной политики Российской Федерации.

Операции на открытом рынке

К экономическим мерам по регулированию денежно-кредитной политики относятся также операции Центрального банка на открытом рынке с ценными бумагами. Политикой открытого рынка называют куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложения на ценные бумаги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков.

Политика открытого рынка представляет собой орудие быстрого и гибкого воздействия. При продаже и покупке ценных бумаг Центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществить управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Особенно эффективно это используется в период кризиса. В период высокой конъюнктуры Центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к экономике и к населению.

Проводить такую политику Центральный банк может двумя путями. Во-первых, он может определить объем купли-продажи уровень и процентных ставок, по которым банки могут покупать у него ценные бумаги. Курс продажи ценных бумаг устанавливается дифференцированно, в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным. Во-вторых, Центральный банк может установить процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги.

Успех политики открытого рынка зависит от многих факторов. Коммерческие банки приобретают ценные бумаги у Центрального банка только при малом спросе на кредиты со стороны предпринимателей и населения, а также когда Центральный банк предлагает бумаги открытого рынка на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.

Когда необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, а соответственно и их кредитную активность, Центральный банк выступает покупателем на открытом рынке. В этом случае широко используются перекупочные соглашения, по которым Центральный банк обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем условием, что последние через определенный период времени осуществят обратную сделку, т.е. обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой -- так называемые обратные операции (операции РЕПО). Эта скидка может быть фиксированной или плавающей, установленной между двумя границами. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок и поэтому являются более гибким методом регулирования.

Рефинансирование банков

Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков Центральным банком использовалась исключительно для воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все активнее стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней инстанции и выполняет функцию «банка банков». Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований Центрального банка. Это особенно наглядно проявляется сейчас в банковской системе России, где основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности является рефинансирование банков. По решению Совета Директоров Центрального банка в ходе реструктуризации банковской системы банкам будут предоставляться кредиты на поддержание ликвидности, повышение финансовой устойчивости, а также стабилизационные кредиты на срок до одного года в пределах ориентиров денежно-кредитной политики. По мере нормализации ситуации в банковском секторе предполагается прекратить предоставление указанных кредитов.

Кредитные рефинансирования различаются по:

  • -- форме обеспечения -- учетные и ломбардные кредиты;
  • -- срокам использования -- краткосрочные (на 1 или несколько дней) и среднесрочные (до 6 месяцев);
  • -- методам предоставления -- прямые кредиты и кредиты, реализуемые Центральным банком через аукционы;
  • -- целевому характеру -- корректирующие и сезонные кредиты.

Процентная политика или регулирование официальной процентной ставки

Традиционной функцией Центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента или ставкой рефинансирования. Изменяя эту ставку, Центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению или предприятиям. В зависимости от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита вообще и тем самым создаются условия ограничения или расширения денежной массы в обращении. Коммерческие банки самостоятельно определяют размер надбавки к официальной ставке рефинансирования Центрального банка в зависимости от финансового состояния заемщика, рентабельности работы, перспективности и приоритетности кредитуемого объекта.

Центральный банк регулирует уровень процентных ставок двояким образом:

  • -- через фиксацию ставок по предоставлению коммерческим банкам кредитов, которые служат определенным ориентиром для рыночных ставок;
  • -- через контроль над ставками кредитных учреждений.

В первом случае Центральный банк, устанавливая официальную учетную ставку, определяет стоимость привлечения ресурсов банками: чем выше учетная ставка, тем выше стоимость рефинансирования банковских операций. Во втором случае регулированию подлежит лишь стоимость отдельных видов кредита или операции только некоторых банков.

Процентная политика Центрального банка в посткризисный период заключается в регулировании процентных ставок по всем операциям банка на денежном рынке с целью поддержания необходимого уровня ликвидности банковской системы.

Центральный банк непосредственно не влияет на процентные ставки по операциям коммерческих банков со своими клиентами. Эти процентные ставки определяются ими самими и зависят от количества денег в обращении и эффективности посреднической деятельности банковской системы и финансовых рынков.

На протяжении 1991-2008 г.г. Центральный банк неоднократно изменял ставку рефинансирования в зависимости от условий, складывающихся на денежном рынке. В 2008 г. Центральный банк повысил ставку рефинансирования с 10 до 12 % на 12.11.2008 г., а с 01 декабря 2008 года ставка вводится в размере 13 %.

Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные Банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный Банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

Схема переучета векселей Центрального банка проста: коммерческий банк, получающий статус учетного от одного из подразделений Центрального банка, финансирует организацию-экспортера под получение простого векселя, выданного на имя учетного банка. Учетный банк, в свою очередь, переучитывает (т. е. продает до наступления срока платежа) этот вексель в Центральный банк под заранее установленный процент.

Учетные (дисконтные кредиты) -- это ссуды, предоставляемые Центральным банком коммерческим банкам под учет векселей до истечения их срока. Согласно действующим в разных странах законам Центральный банк уполномочен покупать у банков и продавать им коммерческие и казначейские векселя исходя из установленной учетной ставки. Важный инструмент воздействия на состояние кредитно-денежного обращения -- использование количественных ограничений имеющихся в распоряжении банков учетных кредитов посредством установления лимитов общей суммы переучитываемых заимствований. Лимит распространяется на все переучитываемые Центральным банком векселя и может быть установлен в индивидуальном порядке для отдельных учреждений либо в форме ограничений на объем кредитов, предоставляемых одному заемщику. В зависимости от ситуации в денежно-кредитной сфере лимиты переучета либо сокращаются, либо увеличиваются. Повышая уровень лимита, Центральный банк стремится выровнять финансовые потери, возникающие в результате изменения рыночных условий, или увеличить кредитные ресурсы банков в рамках предусмотренного прироста денежного массы. Поэтому повышение уровня кредитного лимита не означает проведение Центральным банком экспансионистской денежно-кредитной политики, а рассматривается как механизм регулирования банковской ликвидности.

Ломбардные кредиты, предоставляемые Центральным банком коммерческим, являются процентными ссудами под залог ценных бумаг. Размеры ссуд устанавливаются в зависимости от вида залога. Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардного кредита. Ломбардные кредиты предоставляют лишь при кратковременных трудностях, испытываемых кредитными институтами. Процентная ставка ломбардного кредита обычно превышает ставку учетного процента на 1-3%.

Кредиты рефинансирования Центрального банка разделяются на краткосрочные -- кредиты «овернайт», внутридневные кредиты -- и среднесрочные -- от 1-2 месяцев до 6 месяцев или до 1 года.

Обязательные резервы -- один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка -- представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы. Минимальные резервы -- это обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральном банке, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении. Обязательность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии Центрального банка на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Кредитная организация несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов. Порядок депонирования обязательных резервов осуществляется на основании «Положения об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации», разработанного Центральным банком в 1996 г. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Центральном банке устанавливаются Советом директоров Центрального банка. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации. Они не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. В случае невыполнения кредитной организацией требований взыскивается сумма недовзноса в обязательные резервы, а также штрафы за нарушение порядка резервирования в установленном размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

Обязанность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии. После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций средства обязательных резервов перечисляются на счет ликвидационной комиссии или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Центрального банка.

Центральный банк образует из обязательных резервов резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются путем резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних предприятий и организаций, эти средства используются в качестве кредитных ресурсов. В подавляющей части к ним относятся временно свободные средства на расчетных, текущих счетах, а также средства, внесенные во вклады и депозиты предприятиями, организациями и гражданами. Не включаются в состав этих привлеченных средств кредиты других банков.

Размер резервов -- часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах Центрального банка, во многом определяет кредитные возможности коммерческого банка. Он может выдавать ссуды и расширять тем самым денежное предложение только в том случае, если имеет свободные резервы, превышающие установленную законом минимальную норму. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования, Центральный банк может регулировать кредитную активность банков и тем самым контролировать предложение денег.

Регулирование минимальных резервных требований имеет двойное назначение:

во-первых, оно призвано обеспечить постоянный уровень ликвидности у коммерческих банков.

во-вторых, оно является важным инструментом Центрального банка для регулирования денежной массы и кредитоспособности коммерческих банков.

Фонд обязательных резервов создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств, поскольку часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

Центральный банк, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. Так, уменьшение нормы обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т. е. увеличить кредитные вложения. Однако следует учитывать, что такая политика ведет к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы.

Если процентные ставки по обязательным резервам высоки, то Центральный банк ограничивает количество денег, находящихся в распоряжении коммерческих банков. Это снижает кредитоспособность последних и повышает проценты по выдаваемым ими кредитам. Поэтому резервируемая часть таких вкладов должна превышать, сумму вкладов с длительными сроками хранения.

На размер норм обязательного резерва влияют также уровень развития банковской системы и состояние экономики в целом. В странах с развитой банковской системой, функционирующей в условиях стабильной экономики, нормы обязательных резервов устанавливаются на относительно длинное время.

Валютное регулирование

Необходимость регулирования валютного курса обусловлена негативными последствиями его резких и непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке, т. е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рыке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции.

Центральный банк осуществляет регулирование валютного курса посредством:

На практике обычно используют две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.

Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса.

Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы -- это и есть девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашений своп) национальную валюту, он увеличивает спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа Центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса. Влияние валютной политики Центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании либо экспорта, либо импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритетов политики Центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной.

Наряду с прямыми мерами валютного регулирования -- дисконтной и девизной политикой -- и мерами непосредственного валютного регулирования на валютный курс значительное влияние оказывают многие другие законодательные нормы. Среди них можно выделить следующие три группы норм.

  • 1. Нормы налогового законодательства:
    • -- налогообложение курсовых разниц;
    • -- форма платежей налогов по валютным операциям;
    • -- налогообложение операций по купле и продаже иностранной валюты
  • 2. Нормы, регламентирующие экономические условия развития:
    • -- законодательная регламентация расчетов в иностранной валюте на территории страны;
    • -- требования к предприятиям, желающим использовать валютный счет и кассу;
    • -- норма обязательной продажи валютной выручки;
    • -- ставка % по валютным кредитам, списываемая на себестоимость;
    • -- регламентация государственных закупок (выбор поставщиков -- отечественных или иностранных).
  • 3. Нормы банковского законодательства:
    • -- нормы обязательных резервов и форма их перечисления в Центральный банк. Многие банки практикуют временную реструктуризацию счетов перед определением сумм, перечисляемых в качестве обязательных резервов в Центральный банк, если норма резервов по валютным депозитам ниже, чем по рублевым. Сегодня она единая.
    • -- требования к банкам, желающим производить операции в иностранной валюте. Ужесточение перечисленных требований ведет, с одной стороны, к повышению профессионализма банков, ведущих валютные счета, а с другой
    • -- к изменению стоимости банковских услуг по обслуживанию валютных счетов. При этом проявляются две тенденции: снижение предложения и ограничение конкурентоспособности ведет к росту стоимости банковских услуг, а сосредоточение операций в крупных банках снижает расходы и соответственно стоимость услуг. Это в свою очередь влияет на количество предприятий, желающих иметь валютные счета. Как следствие, изменяется спрос на валютном рынке.

Установление ориентиров роста денежной массы и прямые количественные ограничения: политика таргетирования

Таргетирование, т. е. установление целевых ориентиров прироста денежной массы в обращении, установление высших и низших пределов ее увеличения на определенный период.

По сути таргетирование представляет собой установление прямых ограничений роста объемов денежной массы. Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров.

Существует прямая связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых Центральным банком. Сопоставление динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет достаточно точно определить период, в течение которого требуется вмешательство регулирующих органов, а своевременность принятия мер повышает их эффективность.

Использование Центральным банком целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.

Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничения. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

Также Центральный Банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также Центральный Банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

Все выше рассмотренные инструменты относятся к косвенным методам.

Законом предусмотрено, что Центральный банк может применять и прямые количественные ограничения (установление лимитов) на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Но это бывает в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации. Центральный банк может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.