Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Какие типы экономических систем существуют в мире. Экономическая система

Прочитаем информацию .

Экономическая система - способ организации хозяйственной жизни общества, представляющий собой совокупность упорядоченных взаимосвязей между производителями и потребителями материальных благ и услуг.

В учебном пособии «Обществознание. Полный справочник» под редакцией П.А.Баранова дается такое определение:

«Экономическая система - установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта».

На сегодняшний день экономисты выделяют 4 типа экономических систем, используя такие основные критерии как — форма собственности на основные факторы производства и распределение ресурсов:

1. Традиционная экономическая система

  • земля и капитал (основные факторы производства) принадлежат общине, племени или в общем пользовании,
  • ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

2. Командная (централизованная или административная) экономическая система . Тип организации экономики, при которой

  • земля и капитал (основные средства производства) находятся в собственности государства,
  • ресурсы распределяет тоже государство.

3. Рыночная (капиталистическая) экономическая система . Тип организации экономики, при которой

  • земля и капитал находятся в частной собственности,
  • ресурсы распределяются с помощью рынка спроса и предложения.

4. Смешанная экономическая система . Тип организации экономики, при которой

  • земля и капитал (основные факторы производства) находятся в частной собственности,
  • ресурсы распределяются государством и рынком. См. примечание ниже...

Типы экономических систем

Основные характерные черты

Традиционная

1.коллективная собственность (земля и капитал - основные факторы производства принадлежат общине, племени или в общем пользовании)

2. главный мотив к производству - удовлетворение собственных потребностей (не на продажу), т.е. преобладает (фермерство, подсобное хозяйство и др.)

3. экономический порядок - экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями

4.принцип распределения ресурсов и материальных благ - добавочный продукт достается вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть распределяется согласно обычаям.

5.развитие экономики - использование экстенсивной технологий в производстве, при которых используются простейшие орудия труда и ручной труд.

Командная (централизованная)

1.государственная собственность на все материальные ресурсы и предприятия.

2.главный мотив к производству - выполнение плана.

3.власть производителя.

4.принцип коллективизма в общественных отношениях.

5.централизованное планирование, всеобщий контроль государства.

6.уравнительный принцип распределения ресурсов и материальных благ.

7.экономический порядок - введение жестких административных и уголовно-правовых мер.

8.строго фиксированные и унифицированные цены и заработная плата.

Рыночная (капиталистическая)

1.различные виды собственности (включая частную собственность).

2.главный мотив к производству - получение прибыли.

3.власть потребителя.

4.принцип индивидуализма в общественных отношениях.

5.свобода предпринимательства, власть государства ограничена.

6.предпринимательская самостоятельность в вопросах снабжения, производства и сбыта.

7.личный интерес - главный мотив экономического поведения.

8.цены и заработная плата определяются на основе рыночной конкуренции.

Смешанная

1.частная собственность на подавляющую часть экономических ресурсов.

2.участие государства в экономике ограничено (заключается в распределении централизованных экономических ресурсов для компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов).

3.ставка на личную свободу предпринимательства, гарантия государства на социальную поддержку.

4.экономический порядок - главные экономические вопросы решаются рынками.

5.рыночный принцип распределения ресурсов и материальных благ.

6.главный мотив к производству - личный интерес и получение прибыли.

7.достигается наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов.

8.восприимчивость к НТП (научно-техническом прогрессу).

Рассмотрим примеры .

Тип экономической системы

Традиционная (патриархальная)

В прошлом была характерна для первобытного общества.

В настоящее время черты традиционной экономики преобладают в отсталых странах Южной Америки, Азии и Африки и .
Америка : Аргентина, Барбадос, Боливия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Доминика (обе), Колумбия, Панама, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор и др.

Азия : Азербайджан, Армения, Бангладеш, Вьетнам, Индонезия, Иордания, Камбоджа, Киргизия, Лаос, Монголия, Сирия, Саудовская Аравия, Филиппины и др.
Почти все страны т. н. (Ангола, Зимбабве, Камерун, Либерия, Мадагаскар, Мозамбик, Намибия, Нигерия, Сомали, Судан, Центральноафриканская Республика, Чад, Республика Конго, Эфиопия и др.).

Википедия. Список стран по номинальному (абсолютному) значению валового внутреннего продукта в долларовом выражении, посчитанном с помощью рыночного либо установленного властями обменного курса.

Википедия. Экономическая система

Типы и модели экономических систем.

Википедия. Список государств и зависимых территорий Океании

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2_%D0%B8_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D1%85_%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9E%D0%BA%D0%B5%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8

Самостоятельная работа по дисциплине «Экономическая теория».

Тема: Сравнительная характеристика основных типов экономических систем.


Выполнила: студентка группы

МО-91, Харченко А.А.

Проверила:


Рубцовск 2009

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

Основные типы экономических систем:

Традиционная экономическая система - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Основные экономические проблемы общества - что, как и для кого производить - решаются, главным образом, на основе традиционных родоплеменных или полуфеодальных иерархических связей между людьми.

Для традиционной экономики характернонатуральное хозяйство. Развито наследование.

Отличительные черты традиционной экономики:

· примитивные технологии;

· преобладание ручного труда;

· члены экономических отношений объединены в крепкую социальную сеть;

· ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями;

Для традиционной экономики характерно малопроизводительное фермерство, охота и собирательство - нет регулярных излишков пищи, и поэтому торговля не носит постоянный характер.

Данный тип экономической системы в сравнительной таблице представлен не будет, т.к. основные черты, по которым составлялась таблица, сложно выявить у традиционной экономической системы.Это связано с тем, что это наиболее ранняя экономическая система, которая была характерна для первобытного общества.

Рыночная система (капитализм) – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с

Командная экономиче ская система (социа лизм) - способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.

Смешанная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

Командно-административная

Рыночная

Смешанная

Социальные гарантии

Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение.

Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости.

Существование государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения.

Стимул к производитель-ному труду

Социалистическое соревнование

Факторные доходы (заработная плата, прибыль).

Основной принцип производства

Определяет центральный орган власти, материализуя принятые политические и идиологические решения.

Принцип соответствия спроса и предложения.

Регулирование экономики

Жёсткий контроль централизованного государства, которое монополизировало экономику и власть.

Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства.

Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.

Координация

Государство определяет правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ.

Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен.

Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ определяется и рыночным механизмом и государственным регулированием.

Конкуренция

Отсутствует.

Присутствует.

Присутствует.

Теневая экономика

Присутствует.

Отсутствует.

Только на запрещенный государством товар.

Ценообразова-ние

Государство устанавливает фиксированные цены.

Действуют объективные экономические законы спроса и предложения.

Гибкие цены.

Заработная плата

Административное установление заработной платы.

Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда.

Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату.

Преобладающая форма собственности

Государственная.

Деятельность единаличных предринимателей-капиталистов.

Коллективная частная и государственная собственная.

Признаки экономических систем.

Достоинства и недостатки экономических систем.


Командно-административная

Рыночная

Достоинства

Низкие цены,

отсутствие безработицы, гарантированные (хоть и невысокие) заработки.


Путем конкурентной борьбы вытесняет неэффективно работающие хозяйствующие субъекты, выступая при этом как мощный антизатратный инструмент развития экономики, как стимулятор роста качества продукции; товародвижение в соответствии со структурой и динамикой платежеспособного спроса; обеспечивает свободу выбора и действий производителей и потребителей, развивает инициативу и предприимчивость; рационально распределяет материальные, трудовые, денежно-кредитные и финансовые ресурсы; освобождает экономику от дефицита товаров и услуг, обеспечивает более полное удовлетворение запросов потребителей.

Недостатки

Отсутствие экономических

стимулов у человека к трудовой деятельности (зарплата не служит стимулом к

труду); формирование у большинства населения такого общества социального

иждивенчества; постоянный дефицит товаров; низкое качество производственной

продукции; расточительное отношение к ресурсам; утопические проекты,

приносящие вред как природе, так и в целом всему обществу.


Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды; не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; не может регулировать использование ресурсов, осуществлять крупные структурные сдвиги в народном хозяйстве, не создает стимулов для производства товаров и услуг совокупного социального и муниципального потребления, вызывает огромные затраты на рекламу, что ведет к удорожанию продукции; не гарантирует право на труд, не может предотвращать массовую безработицу; не гарантирует право на доход, не обеспечивает социальную защиту нетрудоспособных, безработных, многодетных семей и других групп населения, а также удовлетворение нужд низкооплачиваемых слоев населения.


В этой таблице не представлены недостатки и достоинства смешанного типа экономической системы, т.к. смешанная экономика включает в себя признаки и рыночной, и командно-административной экономической системы.Следовательно и достоинства и недостатки будет иметь схожие.


Сделав сравнительную характеристику основных типов экономических систем, я убедилась в том, что каждая из них имеет ряд приемуществ и недостатков.Хотя на мой взгляд тип рыночной экономики более приемлим.

В современное время очень популярена смешанная экономическая система, которая (как я поняла после сравнения систем), не является чем-то принципиально новым, а лишь заключает в себе признаки командно-административной и рыночной систем. В подтверждение хочется привести высказывание Л. Мизеса: «Производство может направляться либо рыночными ценами…, либо правительственным советом по управлению производством. Третьего решения не существует. Невозможна третья социальная система, которая была бы ни социалистической, ни капиталистической».

Принято выделять следующие основные типы экономических систем : традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.

Экономические системы возникли при решении экономических проблем, связанных с распределением ограниченных ресурсов и наличием альтернативных издержек. Иными словами, перефразируя понятие, экономическая система – это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о том ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

В основе наиболее популярной классификации хозяйственных систем лежат принцип деления по двум основным признакам, а именно:

  • Форма собственности на средства производства
  • Способ координации и управления хозяйственной деятельностью в стране

Таким образом, исходя из данных критериев, мы можем установить некоторое деление и выделить несколько типов экономических систем, каждому из которых отведено определенное место в структуре реальных экономических отношений, происходящих в той или иной стране мира.

4 основных типа экономических систем

Произведенное на основании вышеуказанных критериев деление позволило определиться с четырьмя видами хозяйственных систем:

Традиционная — практика использования редких ресурсов обусловлена сложившимися в обществе традициями и обычаями. Характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.

Вопрос о том, «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить, в традиционной экономике решается на основе традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Капиталистический тип экономической системы (или чистый капитализм) характеризуется в первую очередь частной собственностью на ресурсы и средства производства, регулированием и управлением системой экономических отношений посредством рыночного распределения и соответствующей продукции с установлением оптимальных (рыночных) цен, обеспечивающих необходимый баланс спроса и предложения. Богатство в обществе в таком случае распределяется крайне неравномерно, а основными экономическими субъектами являются автономные производители и потребители материальных и нематериальных благ. Роль государства в экономических отношениях очень низка. Здесь нет единого центра экономической власти, но регулятором подобной формы организации экономических отношений выступает система рынков, в которой каждый из субъектов стремиться извлечь собственную, индивидуальную выгоду, но не коллективную. Производство осуществляется лишь по наиболее выгодным, максимально рентабельным направлениям, а потому некоторые категории благ (их еще называют общественными) могут оставаться невостребованными у производителя, в силу своей малой прибыльности и иных факторов, несмотря на наличие спроса со стороны общества.

Таким образом, достоинствами данной формы организации хозяйственной жизни являются:

  • Наиболее эффективное распределение ресурсов в соответствии с рыночными механизмами (так называемая «невидимая рука рынка»)
  • Свобода в выборе направления для предпринимательской деятельности
  • Непременное повышение качества товаров и услуг в условия конкурентной борьбы
  • Появление новых продуктов на рынке и одновременно стимулирование научно-технического прогресса.

Недостатками же являются:

  • Крайне неравномерное распределение доходов в обществе
  • Ориентированность производителя на платежеспособного клиента
  • и безработица, нестабильность развития экономики (возможность , и т.д.), как следствие – социальная нестабильность
  • Недостаток в финансировании сферы образования
  • Возможное снижение конкуренции вследствие создания монополий
  • Отрицательное влияние производства на экологию, значительное потребление природных ресурсов.

Командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных — проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

  • Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях
  • Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

  • Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей
  • Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)
  • Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

«Смешанная экономика»

Но на самом деле, представленные выше 2 модели экономических систем «идеальны», то есть не встречаются в условиях реальных экономических отношениях, сложившихся в разных странах мира. Практика ведения хозяйственных отношений в разных странах мира показывает реальные черты экономических систем, расположенных где-то между характеристиками рыночных и командно-административных систем.

Подобные системы носят название смешанных – те, в которых распределение ресурсов происходит как по решению правительства, так и с учетом решений частных лиц. Частная собственность в таком случае присутствует в стране наряду с государственной, регулирование же экономики происходит не только через наличие системы рынков, но и из-за мер, предпринятых государством. Примерами такого типа экономической системы могут служить также и, непосредственно, бывшие социалистические страны, которые при ярко выраженных директивных чертах управления, предполагали наличие определенной рыночной структуры внутри страны. Хотя доходы в стране распределяются также весьма неравномерно, государство стремится снизить негативные тенденции чисто капиталистической экономики и поддержать некоторые неимущие слои населения, создав благоприятные условия для их существования. Смешанная экономическая система предполагает наличие нескольких моделей в рамках своей структуры. Это американская, шведская, немецкая и японская модели.

Итого получаем, что функциями государства в условиях смешанной экономики, выступают следующие условия:

  1. Поддержка предприятий, принадлежащих государству (государственный сектор экономики)
  2. Инвестирование в сферы образования, науки, культуры и т.д.
  3. Воздействие государственных органов на перераспределение ресурсов, необходимое для стимулирования экономики и предотвращения безработицы и кризисов
  4. Создание , занимающейся перераспределением доходов при помощи налоговой системы и фондов централизованных средств.

Таким образом, плюсы смешанной экономической системы:

  • Как правило, модель характеризуется экономическим ростом или стабильностью (отсюда и политическая стабильность)
  • Государство обеспечивает защиту конкуренции и ограничивает создание монополий
  • Государство предоставляет гарантии социальной защиты населения
  • Поощрение инноваций
  • Инвестирование в сферы образования, культуры, науки

Минусы в данном случае таковы:

Необходимость разработки моделей развития в соответствии с учетом национальной специфики, отсутствие универсальных моделей.

Переходная экономика

Не лишним было бы упомянуть так называемую переходную экономику – ту, что предполагает наличие определенных изменений как в рамках как текущей системы, так и перемен, возникающих при переходе от одной модели к другой. В большинстве случаев стране с переходной экономикой присущи как черты существовавшей ранее командной экономики, так и формы организации, характерные для рыночной экономики. В процессе перехода командной экономики к рыночной, государству необходимо уделить внимание на следующие моменты:

  1. Реформирование государственного сектора экономики путем приватизации, сдачи в аренду
  2. Создание рыночной инфраструктуры, которая бы удовлетворяла всем особенностям производства для наибольшей эффективности имеющихся ресурсов
  3. Создание частного сектора экономики (в первую очередь малый и средний бизнес) и поощрение к занятию предпринимательством
  4. Стимулирование экономической обособленности товаропроизводителей с разными формами собственности (частной и государственной)
  5. Формирование имеющейся системы ценообразования с использованием рыночных механизмов.

Примеры разных типов экономических систем

  • Традиционная – Афганистан, Бангладеш, Буркина-Фасо (преимущественно сельское хозяйство) и с более развитой экономикой, но с характерными чертами традиционализма: Пакистан, Кот-дИвуар.
  • Плановая (административно-командная) – бывшие социалистические страны (СССР, страны Восточной Европы до 90-х г.г.). В настоящее время – Северная Корея, Куба, Вьетнам.
  • Смешанный тип экономической системы – Китай, Швеция, Россия, Япония, Великобритания, США, Германия, Франция и т.д.
  • Рыночная система в чистом виде не имеет реальных примеров.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

На этом данная лекция по экономике завершена.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ"

РОССИЙСКАЯ ОТКРЫТАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА


Курсовая работа

по дисциплине "Экономическая теория"

на тему: "Типы экономических систем"


Выполнила:

студентка 1 курса Катанова Е.С.

Проверил:

Зарецкий А. Ш.


Москва 2015


Введение


Экономическая система - это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.

От типа системы зависит политика государства, как на мировой, так и на внутренней арене. Как показывает история экономической науки, классификация экономических систем может производиться на основе различных критериев. В основе этой множественности лежит объективное многообразие свойств экономических систем. В современных курсах по экономической теории обычно выделяют рыночную, традиционную, административно-командную и смешанную экономику. Лучше всего изучена рыночная экономика, которая характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

Историческая классификация должна включать помимо современных систем системы прошлого и будущего. В этой связи заслуживает внимания классификация, предложенная представителями теории постиндустриального общества, которые выделяют доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные экономические системы.

Границами, отделяющими экономические системы друг от друга, являются промышленная и научно-техническая революции. Внутри каждой из этих систем возможна более подробная типология, что позволяет наметить пути для синтеза формационного и цивилизационного подходов.

Работа, прежде всего, актуальна для тех, кто только начинает изучение экономической теории и нуждается в представлении общей картины по данной теме, которая в дальнейшем послужит базой для более углубленного изучения.

Цель работы - описание, анализ и характеристика основных типов экономических систем.

Для достижения цели работы необходимо выполнить ряд задач :

изучить факторы, влияющие на формирование типа системы;

дать характеристику каждого типа;

определить плюсы и минусы каждой из рассмотренных систем.


1. Типы экономических систем


На протяжении всей истории общества, конечной целью функционирования любой экономической системы являлось удовлетворение потребностей индивидов и всего общества в целом. Именно на это направлены процессы производства, неразрывно связанные с потреблением товаров и услуг, расходованием имеющихся у общества ресурсов для их производства.

В своем развитии человеческое общество использовало и продолжает использовать различные экономические системы. Однако, не смотря на общую для них цель, методы и подходы в решении основных проблем существенно отличаются, так же, как и фактический результат.

Чтобы понять, как действуют различные экономические системы, следует признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответ. Вот эти вопросы:

сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?

что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворит материальные потребности общества?

как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Кто должен осуществлять производство и какую применять технологию производства?

кто должен получить эту продукцию?

способна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли система добиться надлежащих коррекций в связи с изменениями в потребительском спросе, в поставках ресурсов и технологии производства?


1.1 Традиционная экономическая система


Традиционная экономика - это такая экономическая система, в которой традиции, обычаи, религиозные обряды играют важную роль в регулировании отношений производства, обмена, распределения и потребления, экономических благ. Она, как правило, присуща слаборазвитым странам. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Технический прогресс и внедрение инноваций здесь резко ограничены, так как они вступают в противоречие с устоявшимися традициями и угрожают стабильности общественного строя. Религиозные и культовые ценности здесь первичны по сравнению с экономической деятельностью.

Эта система базируется на многоукладной экономике, широком распространении ручного труда и отсталой технологии.

Многоукладность экономики означает существование различных форм хозяйствования. Основу многоукладной экономики составляет обособление хозяйствующих субъектов в качестве собственников. Это означает, что каждый собственник свободен и волен решать, как и для чего использовать принадлежащие ему ресурсы - производить ли нужные обществу товары и услуги самостоятельно, объединяться ли с другими собственниками для этих целей или, за неимением других возможностей, продавать единственное свое достояние - способность к труду.

В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения продукта. Сюда относятся крестьянское и ремесленное хозяйства. Обычаи определяют начало и конец сельскохозяйственных работ, отсутствует свободный выбор профессии - дети должны наследовать занятие отца.

Высокая рождаемость при данном уровне развития экономики обрекает огромное количество населения на нищенское существование. В традиционной системе активную роль играет государство. Подавляющую часть национального дохода оно вынуждено направлять на оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения и на развитие инфраструктуры. В этих странах в условиях относительно слабого развития национального производства большую роль играет иностранный капитал.

Наличие специфических ресурсов так же обуславливает традиционность в решении экономических задач. Например, если Бразилия в прошлом году выращивала в основном кофе, то и в этом году она будет выращивать кофе, и теми же технологическими приемами, и для тех же потребителей-импортеров.

Эта система характеризуется устойчивостью и стабильностью, что является не столько преимуществом данной системы, сколько ее недостатком, так как она не способна к быстрым изменениям, техническому прогрессу, а, следовательно, и не ведет к повышению уровня жизни населения.

Также для этих стран характерны: низкий уровень жизни и неравномерное распределение доходов; политическая и экономическая нестабильность; слабая валюта, инфляция и большой внешний долг; чрезмерная опора на государственный сектор в развитии экономики; неконкурентные цены на товары; низкий уровень накопления и скудные инвестиции; малоэффективное использование природного сырья; неразвитое сельское хозяйство; большой процент неграмотных; недостаток квалифицированных работников и высокий уровень безработицы.

Интересно, что и в наше время изолированные племена (например, индейцы бассейна Амазонки), которые соблюдают традиции, живут успешно и выживают, имея, впрочем, очень низкий уровень потребления. А народы, нарушившие вековые традиции, но не перешедшие к иным типам экономических систем, находятся в крайне бедственном состоянии. Так, например, произошло со значительной частью африканских племен, утративших под воздействием белых колонизаторов старинные обычаи, но не сумевших освоить современные сельскохозяйственные технологии. Их хозяйственная деятельность, в частности, привела к экологической катастрофе (потере плодородного слоя земли) на больших территориях Африки.

Традиционная экономика характерна для доиндустриальных обществ. Новейшая же история знает два основных вида экономических систем - командно-административную и рыночную.


2 Командная экономическая система


Командная экономическая система (социализм) - способ организации экономическо11й жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.

Характерными чертами административно-командной системы является общественная (а в реальности - государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование является основой хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает: во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит к минимуму самостоятельность хозяйственных субъектов;

во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами;

в-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно- распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Надо сказать, что сама идея планирования в экономике вполне разумна, но, как правило, до тех пор, пока она реализуется в пределах предприятия, фирмы или фермы, т. е. там, где план:

составляется по заданию частного владельца, несущего полную материальную ответственность (вплоть до разорения) за правильность выбранных плановых показателей и за успех выполнения плана;

реализуется на основе свободного выбора партнеров по сделке и установления с ними цены купли-продажи по обоюдному согласию;

проверяется на разумность спросом покупателей;

опирается на существенную экономическую информацию, которую собирают и осмысливают именно те, кто принимает решения и отвечает за них.

Планирование бывает порой полезным и в масштабах страны, например в условиях военного времени, когда интересы отдельных людей и фирм отступают на задний план по сравнению с задачей защиты страны от агрессора. Куда хуже получается с использованием единых планов для всей страны в мирное время.

Дело в том, что командная система вовсе не случайно начинается с уничтожения частной собственности. Государство может командовать использованием экономических ресурсов только в том случае, если закон не защищает право частного собственника на самостоятельное распоряжение принадлежащими ему ресурсами.

Если все ресурсы объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы, насколько результат их труда действительно нужен обществу. Важнее становятся другие критерии:

Для предприятий - степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Неважно, что эти товары могли быть совсем неинтересны покупателям. Равным образом, никого не волновало, что на изготовление этих товаров обычно тратилось непомерно много ресурсов, а сам товар оказывался слишком дорогим. Все равно покупатель, в конце концов, был вынужден приобретать то, что было, а не то, что он хотел бы. У людей не имелось альтернативы - другого товара просто не было.

Для людей - характер взаимоотношений с начальством, которое распределяло наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, путевки за границу и т. д.), или занятие должности, открывающей доступ в закрытые распределители, где такие дефицитные блага можно купить свободно.

В результате в странах командной системы:

) даже самые простые из необходимых людям благ оказались дефицитом;

) масса предприятий постоянно несли убытки, при этом работники таких предприятий все равно регулярно получали заработную плату и премии;

) самой большой удачей для граждан и предприятий было "достать" какой-то импортный товар или оборудование.

В итоге конец XX в. стал эпохой глубокого разочарования в возможностях планово-командной системы.

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.


1.3 Рыночная экономическая система


Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые отличают его от других экономических систем.

Главный принцип рыночной экономики, подразумевает право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме.

Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности.

Определяющим принципом рыночной экономики является также равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности. Этот принцип гласит: экономические права каждого из данных субъектов, включая возможности осуществления экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны для всех субъектов. В том смысле, что они не зависят от формы собственности, существующей на данном предприятии.

Естественно, равноправие или, лучше говорить, адекватность прав предприятий с разными формами собственности не следует воспринимать как абсолютное равенство. Разные формы собственности сами собой, поневоле создают разные производственные, экономические возможности. Речь идет о том, чтобы не создавать особых условий, ставя в выгодное положение одну из них и в невыгодное - другую. В сущности это предпосылка честной конкуренции между разными формами собственности.

Вторая, не менее важная сторона принципа заключена в предоставлении всем формам собственности права на существование, права быть представленными в экономике. Здесь имеется в виду, прежде всего устранение геноцида по отношению к частной, семейной, групповой собственности на средства производства, столь свойственного в недалеком прошлом советской экономике.

Также рыночной экономике свойственны функции саморегулирования, распространяющиеся не только на управление предприятием, но и на его создание и ликвидацию. В рамках рынка предприятия независимы от разного рода государственных директив, а в идеале - зависят, только от финансового состояния на самом предприятии.

Функционирование рыночного хозяйства базируется на конкуренции между товаропроизводителями и покупателями. Именно они устанавливают цены на товары и услуги. Но, зная то, что предприятия руководствуются мотивом получения прибыли и недопущения убытков, можно сделать вывод: производиться будут лишь те товары, выпуск которых может принести прибыль, а те товары, производство которых влечет за собой убытки, выпускать не будут.

В рыночной экономике производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способны применять экономически наиболее эффективные технологии производства.

В разрешении проблемы распределения общего объема продукции рыночная система играет двоякую роль. Любой данный продукт распределяется между потребителями на основе их способности и желания заплатить за него существующую рыночную цену.

А что определяет способность потребителя заплатить равновесную цену за определенный продукт? Размер его денежного дохода. В свою очередь, денежный доход зависит от количества различных материальных и людских ресурсов, поставляемых получателем дохода на рынок, и от цен, по которым эти ресурсы могут быть проданы на ресурсном рынке.

Таким образом, цены на ресурсы играют ключевую роль в формировании размера дохода, который каждое хозяйство готово предложить в обмен на часть общественного продукта.

Анализ показывает, что рыночная система приспосабливается к фундаментальным изменениям в структуре предложения разных ресурсов.

Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства.

Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы служит то обстоятельство, что она делает ставку на роль личной свободы. Одна из фундаментальных проблем организации общества заключается в том, как координировать экономическую деятельность множества индивидов и предприятий. Известно, что существует два способа осуществления такой координации: один - это централизованное использование мер принуждения; другой - это добровольное сотрудничество через посредничество рыночной системы.

Лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Рыночная система предоставляет свободу предпринимательства и выбора. Естественно, на этой основе она и преуспевает. Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственным директивам из одной отрасли в другую, чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, установленных каким-либо всемогущим правительственным ведомством. Напротив, при рыночной системе они свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды, с учетом, конечно, вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы.

Несколько сложнее обстоит дело с аргументацией против рыночной системы. Критики рыночной утверждают, что капиталистическая идеология допускает и даже стимулирует угасание своего главного контрольного механизма - конкуренции.

Они полагают, что существует два основных источника ослабления конкуренции как контрольного механизма:

во-первых, как бы не была нужна конкуренция с общественной точки зрения, индивидуальному производителю она зачастую создает трудности. Стремление освободиться от ограничений, которые создает конкуренция, погоня за прибылью, способствует возникновению таких явлений, как слияние фирм и тайных сговоров компаний. Все это ослабляет конкуренцию и ее регулирующее воздействие.

во-вторых, некоторые экономисты утверждают, что сам технический прогресс, который поощряет рыночная система, способствовал упадку конкуренции. Новые технологии требуют больших финансовых вложений, что делает целесообразным существование нескольких крупных фирм, а не большого числа относительно мелких.

Эти экономисты считают, что по мере снижения конкуренции ослабевает и рыночная система в качестве механизма эффективного распределения ресурсов. В результате, по мере ослабления конкуренции подрывается также суверенитет потребителя, рыночная система теряет свою способность распределять ресурсы в точном соответствии с желаниями потребителей.

Но существуют и другие доводы против признания эффективности рыночной системы. Это - неравное распределение дохода. Критики утверждают, что рыночная система позволяет наиболее способным, или ловким, предпринимателям накапливать огромное количество материальных ресурсов, причем право наследования с течением времени усиливает этот процесс накопления. Такой процесс, помимо количественных и качественных различий в людских ресурсах, поставляемых хозяйствами, порождает в рыночной экономике чрезвычайно неравное распределение денежных доходов. В результате возникает социальное неравенство. Отсюда делается вывод: рыночная система выделяет ресурсы на производство предметов роскоши для богатых за счет ресурсов на производство предметов первой необходимости для бедных.


4 Смешанная экономическая система

экономический рынок традиционный плановый

Говоря о командной или рыночной экономической системе, следует помнить, что в чистом виде их можно найти только на страницах научных трудов. Реальная хозяйственная жизнь, напротив, всегда представляет собой смесь элементов различных экономических систем. Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит именно смешанный характер.

Смешанная экономическая система - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

В смешанной экономической системе перемешиваются свойства всех трех вышеперечисленных систем приблизительно в равных пропорциях. Но обычно страна больше придерживается принципов какой-то одной экономической системы, хотя элементы других систем присутствуют. В таком случае мы относим экономическую систему к преобладающей.

Как правило, сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:

) некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т. д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;

) оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов, социальная защита населения поддерживает незащищенные социальные группы, давая возможность для существования хотя бы на минимальном уровне. Также государство ведет перераспределение доходов для сглаживания их первичной неравномерности. Политика распределения является важным инструментом государственного регулирования.

К основным целям, которые преследует смешанная экономическая система, можно отнести обеспечение полной занятости, увеличение потенциального ВВП, антикризисное регулирование. Поэтому для цивилизации конца XX в. преобладающей стала смешанная экономическая система

В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор.

В этих странах главные экономические вопросы в основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть этих ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов

В таких странах, как США и Япония, господствует частная собственность на факторы производства, но роль государства в экономической жизни столь велика, что можно говорить о смешанной экономической системе. В то же время в экономике Японии сохранилось много элементов традиционной экономической системы.

В настоящее время многие государства уже отказались от рыночной экономики, которая долгое время занимала лидирующую позицию, и перешли к смешанной. Одно из ее главных преимуществ в более гибком управлении экономикой и предоставлении вариантов развития. Но и планирование также играет определенную роль и может приносить пользу, если планы составляются компетентными людьми, которые учитывают все изменения в экономике страны.

Страны, идущие по пути смешанной экономики, в большинстве своем развитые, а к среднему классу относится большая часть населения. Это доказывает эффективность такого курса, т. к. средний класс является признаком устойчивости общества. Но переход к этой модели не может произойти быстро, а иногда сопровождается ухудшением каких-либо экономических показателей в стране. Так, например, в России в начале 90-х годов возросла безработица, закрылось много предприятий и резко увеличивались инфляционные показатели. В итоге Россия полностью не перешла к смешанной экономике, но продолжает развиваться в этом направлении, борясь с последствиями перестройки.


Заключение


Центральная проблема любой современной экономики - это обеспечение экономического роста. Но без четких правил и их точного выполнения невозможно решить, ни одной проблемы. Если в казну не платят налогов, нельзя помочь социально незащищенным. Если все вокруг пронизано коррупцией, нельзя построить цивилизованный рынок. Если чиновник зависит от капитала, невозможен никакой экономический прогресс.

Хозяйственная жизнь человечества может быть устроена различным образом. Эти различия сильнее всего проявляются в способах принятия хозяйственных решений и типе собственности на основные виды ресурсов.

При традиционной экономической системе земля и капиталы находятся в общем владении, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Чисто рыночная система предполагает такое устройство экономической жизни общества, при котором все экономические ресурсы находятся в частной собственности, а все решения принимаются на соответствующих рынках. Деятельность этих рынков никем не ограничивается и не регулируется.

Командная экономическая система предполагает ликвидацию частной собственности. Основные экономические вопросы решаются государственными органами управления и реализуются с помощью обязательных для исполнения распоряжений и планов. Для этого государство вынуждено регулировать все аспекты экономической жизни общества, включая установление цен и заработной платы. Плохое функционирование такой системы связано с потерей интереса людей к труду и оценкой его результатов по формальным критериям, которые могут не совпадать с реальными нуждами общества.

Смешанная экономическая система предполагает сочетание частной собственности на подавляющую часть экономических ресурсов с ограниченной государственной собственностью. Государство участвует в решении основных экономических вопросов не с помощью планов, а путем централизации в своем распоряжении части экономических ресурсов. Эти ресурсы распределяются таким образом, чтобы компенсировать некоторые слабости рыночных механизмов.

На мой взгляд, история развития экономики демонстрирует явное преимущество смешанных типов экономических систем, над консервативной традиционной системой, подавляющей любые проявления свободы командной системой, и рыночной экономикой лишенной всякого контроля свыше.

Основным же достоинством смешанной экономической системы, является ее гибкость, способность развиваться и соответствовать уровню технического развития и развитию общества. Недаром данный тип экономики принят в наиболее развитых в настоящий момент странах. А учитывая высокий уровень жизни в этих странах, с наличием развитого среднего класса, можно говорить о том, что развитие смешанного типа экономики должно быть приоритетным и в нашей стране.


Список литературы


А.П. Градов Национальная экономика [Текст]: учебник, 2005.

М.В. Кудина Основы экономики [Текст]:учебник для ССуЗов, 2009.

И.В. Липсин Экономика: учебник для вузов [Текст] - М.:Омега-Л, 2006.

Я.С. Ядгаров История экономических учений [Текст]: учебник, 2009.

В.П. Колесов, М.В. Кулаков Международная экономика [Текст]: учебник, 2004.

Е.С. Пономарева, Л.А. Кривенцова и др. Мировая экономика и международные экономические отношения [Текст], 2012.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Оценивая развитие региона, необходимо уметь видеть, какая модель экономики в рамках какой экономической системы нем преобладает.

Экономическая система общества - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм.

Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

Основными элементами экономической системы являются:

    социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

    организационные формы хозяйственной деятельности;

    хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;

    конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.

Субъектами экономической системы являются задействованные в ней участники, т.е.:

1) частные лица;

2) объединения, предприятия, учреждения;

3) государственные организации;

4) государство;

В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.

По способам регулирования хозяйственной деятельности (координа­ции хозяйственных связей) различают рыночные и нерыночные эко­номики.

Нерыночные типы экономик подразделяют на традиционные и командно-административные .

В существующих традиционных экономиках, которые еще характерны для слаборазвитых стран, в решении хозяйственных вопросов преобладает следование традициям и обычаям, религиозным догматам и культурным нормам.

Традиционные экономики всегда сопутствуют доиндустриальному обществу. Также для стран с этим типом экономики характерны :

Низкий уровень жизни и неравномерное распределение доходов;

Политическая и экономическая нестабильность;

Слабая валюта, инфляция и большой внешний долг;

Чрезмерная опора на государственный сектор в развитии экономики;

Неконкурентные цены на товары;

Низкий уровень накопления и скудные инвестиции;

Малоэффективное использование природного сырья; неразвитое сельское хозяйство;

Большой процент неграмотных;

Недостаток квалифицированных работников;

Высокий уровень безработицы.

!!! Интересно , что и в наше время изолированные племена (например, индейцы бассейна Амазонки), которые соблюдают традиции, живут успешно и выживают, имея, впрочем, очень низкий уровень потребления. А народы, нарушившие вековые традиции, но не перешедшие к иным типам экономических систем, находятся в крайне бедственном состоянии. Так, например, произошло со значительной частью африканских племен, утративших под воздействием белых колонизаторов старинные обычаи, но не сумевших освоить современные сельскохозяйственные технологии. Их хозяйственная деятельность, в частности, привела к экологической катастрофе (потере плодородного слоя земли) на больших территориях

Командно-административная (централизованная плановая) на­циональная экономика строится на подчинении основ хозяйствова­ния предприятий централизованным директивам. Такая система эко­номической координации строится на государственной собственности на средства производства.

Характерными чертами командно-административной системы выступают :

Полный контроль государства за производством и распределением;

Прямое управление предприятиями из центра;

Управление с помощью административно-приказных методов.

Рыночные экономики ранжируются по степени их эволюции:

Рыночная экономика свободной конкуренции (ранний капитализм);

Рыночная экономика с ведущей ролью корпоративного сектора;

Рыночная экономика с высокой долей государственной коррекции воспроизводственного процесса при сохранении регулирующей роли рынка.

Россия после распада СССР стремилась повсеместно ограничить роль государства, . Поэтому в ее на­циональном развитии велико влияние крупных корпораций (финансово-промышленных групп).

Типы и характеристика экономических систем

Тип экономиче­ской системы и ее характеристика

Достоинства

Недостатки

Традиционная

Традиции, передающиеся из поко­ления в поколение, определяют, какие товары и услуги как и для кого производить.

Отсталая технология производства.

Преобладание ручного труда.

Многоукладность экономики.

Консерватизм и неприятие ново­введений.

Не обсуждается, т.к. этот тип экономики несовременен, он соответствует доиндустриальным обществам

См. характеристику системы

Командная (плановая)

Экономические решения прини­мают в основном представители государственной власти.

Отсутствие у производителей свободы выбора.

Отсутствие у производителей заинтересованности в повы­шении эффективности произ­водства.

Возможность концентра­ции усилий и ресурсов на отдельных направлениях экономической деятель­ности.

Обеспечение экономи­ческой и социальной стабильности, так назы­ваемая «уверенность в за­втрашнем дне».

Невозможность быстрого раз­вития и внедрения достижений научно-технического прогресса Отсутствие свободы производ­ства и потребления.

Низкий уровень удовлетворе­ния потребностей. Возникновение «черного рынка», хронический дефицит предметов потребления.

Рыночная

Свободное решение основных эко­номических вопросов на основе рыночных механизмов регулиро­вания.

Преобладание частной собствен­ности.

Экономические субъекты осущест­вляют деятельность в соответствии со своими личными экономически­ми интересами.

Свободная конкуренция.

Минимальное влияние государства.

Способствует эффективно­му распределению ресур­сов, так как направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в ко­торых общество больше всего нуждается («невиди­мая рука рынка»).

Свобода выбора и деятель­ности предпринимателей. Способствует повышению качества товаров и услуг. Гибкость, высокая адаптированность

к изменяю­щимся условиям. Стимулирование научно-технического прогресса.

Неравное распределение дохо­да; рынок ориентирован на удо­влетворение потребностей тех, кто платит деньги. Нестабильность развития, что приводит к инфляции и безра­ботице, социальным противо­речиям.

Недостаточное финансирование научных исследований, сферы образования.

Ослабление конкуренции, про­исходящее вследствие слияния небольших предприятий. Расточительное отношение к природным ресурсам.

Смешанная (развитая смешанная экономика)

Одновременное сочетание част­ного и государственного секто­ров экономики, рынка и государственного

регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни.

Недостатки рыночной экономи­ки сглаживаются государствен­ным регулированием.

Непосредственное участие госу­дарства в предоставлении соци­альных благ.

Обеспечение экономиче­ского роста и экономиче­ской стабильности. Социальные гарантии. Защита и поощрение кон­куренции, борьба с моно­полиями.

Обеспечение политиче­ской стабильности. Стимулирование техноло­гических и организацион­ных инноваций. Поддержка сферы образо­вания, культуры, науки.

Отсутствие стандартных схем.

Необходимость разработки национальных моделей с уче­том национальной специфики.

Функции государства в смешанной экономике

Перераспреде­ление доходов с помощью налоговой системы и фон­дов централизо­ванных средств

Поддерж­ка пред­приятий государ­ственного сектора экономики

Финансирова­ние сферы обра­зования, куль­туры, науки, обеспечение общественного порядка

Влияние на перерас­пределение ресурсов между отраслями экономики для предотвращения без­работицы и спадов производства

ООН предложила группировку стран по достигнутому уровню экономического разви­тия . Она совместила эту группировку с типом хозяйственных проблем, которые соответствуют каждому уровню и выделила три группы стран (в составе ООН к середине 1990-х г.г., когда создавалась группировка, было 184 страны):

1. Ра звит ые страны с рыночной экономикой - 24 промышленно- развитых стра­ны с высоким уровнем доходов. Из этих стран выделяют страны «большой семерки»: США, Германию, Японию, Великобританию, Францию, Канаду, Ита­лию. Каждая из перечисленных стран производит ВВП, намного превышающий ВВП любой другой развитой страны (Турция, Мексика, Чехия, Венгрия и Южная Корея).

2.Р азвивающиеся страны с рыночной экономикой . - 132 государства Азии и Африки, Латин­ской Америки. Характеризуются низким и средним уровнем доходов и производят около 40% мирового ВВП. Их экспорт составляет 26% в мировом объеме. Китай, несмотря на его активное ре­формирование и промышленное развитие, пока еще относят к группе развивающихся стран

3.С траны с переходной экономикой (от административно-команд­ной к рыночной) - 28 государств. В их составе вы­деляют две региональные подгруппы. Первая подгруппа включает страны Центральной и Восточной Европы, в том числе и Албанию, вторая под­группа - страны СНГ и Монголию. Страны с переходной экономикой иногда называ­ют посткоммунистическими. Эти страны производят более 5% мирового ВВП, а их экспорт составляет чуть больше 3% мирового уровня.

Современная Россия попадает в группу стран с переходным типом экономики , хотя США вроде бы нас относило к рыночным.