Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Баланс кредитно – денежной эмиссии и соотношение между денежной и товарной массой. Государственное регулирование эмиссии денег - реферат

Назначение кредита как общественного отношения проявляется в его функциях. К основным функциям кредита относятся следующие:

  • 1) эмиссионная;
  • 2) перераспределительная;
  • 3) замещения наличных денег;
  • 4) стимулирующая;
  • 5) социальная.

Эмиссионная функция

Эта функция кредита возникла с появлением банков и в настоящее время стала первостепенной.

Банк, хранящий деньги одного клиента и выдающий эти деньги в кредит другому клиенту, увеличивает общую сумму денег, находящихся в обращении. Это имело место и во времена металлического обращения. Получив золотые или серебряные деньги на хранение (депонирование), банк записывал их на счет владельца как свой долг (обязательство) перед ним. Запись денежной суммы по счету владельца по сути уже выступает как безналичные деньги. Если затем банк выдавал эти металлические деньги другому клиенту в кредит, то в хозяйственном обороте появлялись наличные деньги наряду с тем, что на счете владельца оставались безналичные деньги как обязательство банка.

Но очень быстро банкиры поняли, что необязательно выдавать кредит ранее задепонированными наличными (металлическими) деньгами, а можно выдать кредит специально оформленными своими обязательствами – банкнотами (банковскими билетами), выпущенными (эмитированными) на сумму задепонированных металлических денег. В этом случае обязательства банка были реальными – сумма выпущенных банкнот была равна сумме ранее депонированных наличных денег. Другими словами, банкнотная эмиссия (т.е. эмиссия бумажных денег) была обеспечена хранящимися в банке металлическими деньгами.

Однако всегда есть искушение выпустить банкнот на сумму бо́льшую, чем сумма хранящихся в банке металлических денег. В этом случае часть эмиссии бумажных денег была не обеспечена металлическими деньгами (или золотым запасом банка) вообще. Такая ситуация в экономической истории человечества часто приводила к дестабилизации денежного обращения, обесценению бумажных денег.

При господстве кредитных (условных) денег в фидуциарных денежных системах кредитная (денежная) эмиссия теоретически может быть неограниченной. Приняв один депозит определенной суммы, банк выдаст этот депозит уже в качестве кредита своему клиенту-заемщику, зачислив эту сумму на его расчетный счет. В свою очередь клиент направляет эту сумму в другой банк на расчетный счет своего партнера (контрагента) в порядке оплаты поставки товара. В банке контрагента, таким образом, оседает денежная сумма первоначального депозита. Если эта сумма в ближайшее время не нужна контрагенту, то банк ее может предоставить в кредит заемщику, и он отправит ее в третий банк на счет уже своего партнера и так до бесконечности. Из нашего примера видно, что одна и та же сумма изначального депозита оказалась трижды зафиксированной в трех банках и статистически учтена в тройном размере в денежных агрегатах Ml и М2.

Механизм кредитной эмиссии получил название мультипликации денег . Поскольку она осуществляется через систему депозитно-кредитных институтов, основу которой составляют банки, то часто ее называют банковской мультипликацией . С рядом моделей мультипликации читатель уже познакомился в разделе I "Деньги и денежные системы" данного издания, это "депозитный мультипликатор", "кредитный мультипликатор" и "денежный мультипликатор" (см. параграф 3.2).

Принципиальная неограниченность кредитной эмиссии послужила причиной разработки и внедрения, во-первых, специальных организационно- методических приемов (принципов ) кредитования, позволяющих ограничивать объемы кредитования в связи с возможностью реализации кредитного риска; во-вторых, специальных инструментов денежно-кредитного регулирования, при помощи которых можно ограничивать кредитную экспансию банков (т.е. эмиссию) или даже на какое-то время сокращать объем обращающейся денежной массы и объем кредитных ресурсов, которыми располагают банки. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования подробно рассматриваются в гл. 12 данного издания.

Масштабы кредитной эмиссии коммерческих банков очень велики. В результате кредитной эмиссии коммерческих банков в денежный оборот вводятся их кредитные ресурсы, что при недостаточном регулировании кредитной экспансии банков приводит к возникновению необеспеченных товарной массой денег. Именно из-за денежного (кредитно-депозитного) мультипликатора, т.е. передачи кредитов (депозитов) из банка в банк, возможность кредитной эмиссии многократно возрастает, что затрудняет контроль над ней. Именно кредитная мультипликация создает инфляционный эффект, а современные кредитные деньги принципиально подвержены инфляции, т.е. обесценению.

Создание денег банками стало возможным только как результат формирования системы банков. Чтобы этот процесс был управляемым, нужна двухуровневая банковская система, состоящая из коммерческих банков и центрального банка (кредитора последней инстанции), который имеет полномочия регулировать деятельность коммерческих банков.

Теоретически, и это подтверждают исторические примеры, любой крупный банк, пользующийся доверием населения, может эмитировать деньги, выдавая кредиты в размере большем, чем привлеченные средства. История знает эксперимент во Франции в начале XVIII в., когда были выпущены ценные бумаги, фактически использовавшиеся в качестве денег, в количестве, значительно превышающем запасы металлических денег в государственном казначействе. На первых порах все было хорошо, но закончилось крахом из-за чрезмерного выпуска этих ценных бумаг. Выражаясь современным языком, отсутствовал контроль за размерами эмиссии. В XIX в. крупные банки выпускали банкноты (банковские бумажные деньги), иногда и в размерах, превышающих их собственные запасы металлических денег. Такая эмиссия называлась фидуциарной. Успех или неуспех подобной банковской эмиссии зависел от того, угадал или нет банк состояние хозяйственной конъюнктуры. Если хозяйство шло на подъем и была нужда в дополнительных деньгах, то эмиссия была кстати, и банк получал дополнительный доход. Если нужды в дополнительных деньгах у хозяйства не было, банк мог понести убытки или даже стать банкротом. Таким образом, крупные банки уже в XIX в. могли увеличивать количество денег в обращении за счет кредитования и выпуска банкнот сверх имевшихся у них обязательств. Эти возможности банков обычно регламентировались законами. Когда банков стало много, возник еще один способ увеличения суммы денег в обращении. Он заключался в том, что некто, получив ссуду в банке, мог полученные деньги разместить, как депозит, в другом банке. Этот банк, получив дополнительные деньги, мог кредитовать кого-то еще, и т.д. Эта цепочка могла продолжаться очень долго, и на каждом этапе возрастала общая сумма денег, выданная банковской системой в целом. Теоретически общее возрастание могло равняться исходной ссуде, умноженной на число банков в цепочке. Это могло привести к появлению значительного излишка денег в обороте.

Чтобы упорядочить все эти сложные процессы, потребовалась определенная перестройка всей банковской системы. В развитых странах были учреждены центральные банки (в некоторых государствах они существовали издавна). Эти центральные банки (они могут называться и по-другому) получили полномочия быть банком банков, т.е. они не занимаются коммерческими операциями, а регулируют деятельность коммерческих банков, являясь для них кредитором последней инстанции. Было принято решение о введении для всех банков обязательных резервов, которые они должны хранить в центральном банке. Это сразу уменьшило возможность банков создавать новые деньги, так как часть депозитов они были обязаны держать в центральном банке. Эмиссия бумажных денег и металлической монеты была сделана монополией центрального банка. Обязательства центрального банка (его пассивы), т.е. наличные деньги и резервы коммерческих банков, превратились в денежную базу, определяющую общую величину денежной массы в хозяйстве. Коммерческие банки сохранили возможность увеличивать массу денег в обращении, но эта их возможность регулируется центральным банком через норму обязательных резервов. Центральный банк при необходимости может кредитовать коммерческие банки в целях улучшения их финансового положения, но это оставляется на усмотрение самого центрального банка.

Таким образом, в современных условиях деньги "из воздуха" может делать только центральный банк, выпуская наличные деньги и кредитуя коммерческие банки (или государство) сверх своих обязательств. Это будет первичной эмиссией, или формированием денежной базы. Коммерческие банки могут увеличивать денежную массу, обслуживая своих клиентов. Центральный банк может воздействовать на денежную массу через операции на открытом рынке, в ходе которых он увеличивает или уменьшает сумму наличных денег в обращении на руках у населения.

Как видно из вышеизложенного, эмиссия денег в современных условиях осуществляется банковской системой, и при этом различными способами (выдача кредитов, покупка иностранной валюты центральным банком, операции с ценными бумагами и др.). Важно учитывать, что разные способы эмиссии имеют неодинаковый эффект с точки зрения роста денежной массы и общего воздействия на экономику. Особенно в условиях инфляции существует проблема выбора наиболее подходящего метода эмиссии. Возможно и корректирование результатов эмиссии, если она по каким-либо критериям оказывается чрезмерной и может иметь инфляционные последствия. К примеру, если при покупке иностранной валюты пришлось выпустить слишком много денег, то ситуацию можно исправить продажей государственных ценных бумаг, принадлежащих центральному банку. Такой маневр называется стерилизацией денежной массы.

Во многих странах центральные банки практикуют выпуск памятных монет, посвященных какому-либо историческому событию, красиво оформленных, из сплавов повышенной прочности или из драгоценных металлов. Выпускаются и простые монеты (из золота и серебра). Памятные монеты выпускаются один раз и достаточно большим тиражом. "Обычные" монеты из драгоценных металлов выпускаются в ограниченном количестве, но их выпуски могут периодически повторяться. Даже если это золотые монеты, их номинал намного превышает стоимость металла, затраченного на их изготовление. От их выпуска банк получает эмиссионный доход, они теоретически могут использоваться как платежное средство. Фактически же такие монеты не участвуют в повседневном денежном обороте, так как они служат объектом накопления и коллекционирования. Спрос на подобные монеты может быть очень велик (при условии, что их немного). Они сами продаются и покупаются нумизматами, причем цены на них могут быть значительно выше номинала. Формально эти монеты составляют часть общей денежной массы, практически же они не участвуют в реальных экономических отношениях.

При банковской эмиссии денег могут возникать ситуации большего роста денежной массы по сравнению с ее первоначальным увеличением, условно говоря по сравнению с первичной эмиссией. Если центральный банк покупает, к примеру, на 10 000 руб. ценных бумаг и расплачивается с их продавцом, то происходит соответствующая эмиссия денег. Но продавец может вырученные деньги положить на счет в коммерческом банке. Последний за счет увеличения своих обязательств выдает дополнительные кредиты и тем самым снова увеличивает денежную массу. Возможны и последующие шаги в этих перемещениях денег из банка в банк. Этот процесс хорошо изучен на примере развитых экономик и назван денежным мультипликатором. Для его существования нужна развитая и хорошо работающая банковская система. Величина мультипликатора колеблется во времени, кроме того, она разная в разных странах. В развитых странах она может составлять 2 - 3 раза. Почему величина мультипликатора ограничена сравнительно небольшими числами? Ведь число банков в развитых странах исчисляется тысячами.

Дело заключается в правилах регулирования деятельности со стороны центрального банка, который требует от банков формирования резервов по депозитам. Норма этих резервов и ограничивает на каждом шаге процесса последующее увеличение массы денег в обращении. Анализ процесса мультипликации показывает, что его исходной базой служат наличные деньги, как самые ликвидные. Кроме этого, процесс базируется и на средствах, находящихся в распоряжении центрального банка, а они в основном состоят из резервов коммерческих банков, хранящихся у него. Наличные деньги и депозиты коммерческих банков в центральном банке и составляют активные деньги, или деньги повышенной эффективности. Часто употребляется и термин "денежная база", поскольку именно эти деньги формируют через внутренние связи банковской системы величину денежной массы. Для стран со стабильной экономикой выполняется соотношение

Денежная масса = Денежная база x Денежный мультипликатор.

На величину денежного мультипликатора оказывает воздействие прежде всего норма обязательных резервов, хранящихся банками в центральном банке. Чем выше эта норма, тем меньше мультипликатор, так как резервы, вносимые в центральный банк, уменьшают величину возможных выдаваемых ссуд и тем самым размер вторичных депозитов. Определенное влияние на мультипликатор оказывает и отношение наличных денег к депозитам. Чем выше эта норма, тем меньше мультипликатор, так как уменьшается возможность роста депозитов и возможность выдачи ссуд банками. В свою очередь, это отношение зависит от уровня процентных ставок по вкладам различного типа.

В условиях России четкому проявлению этой зависимости могут мешать различные суррогаты денег, выпускаемые вне банковской системы, но влияние активных денег на величину денежной массы, разумеется, сохраняется. Под денежной массой в данном выражении понимается , т.е. наличные деньги и счета до востребования и текущие счета в банках.

Величина денежной базы - важный параметр денежной политики, и центральный банк любой страны старается держать ее в определенных, заранее намеченных пределах. Если возникают непредвиденные колебания денежной базы, то центральный банк старается их компенсировать. Для этого используется уже упомянутая стерилизация денежной базы, т.е. недопущение влияния ее изменений на общую величину денежной массы. Как правило, это происходит за счет операций на открытом рынке государственных ценных бумаг. Покупая эти бумаги у населения (или продавая их населению), центральный банк увеличивает или уменьшает общую величину наличных денег на руках у населения и сохраняет намеченную величину денежной базы. Обычно потребность в таких операциях возникает в связи с влиянием экспортно-импортных операций на общую массу денег в стране.

Следует заметить, что денежная база может определяться в двух вариантах: как узкая и широкая. Дело в том, что коммерческие банки держат свои деньги в центральном банке не только в виде обязательных резервов, но и на корреспондентских счетах. Если в составе денежной базы помимо наличных денег учитываются только резервы коммерческих банков, то определяется денежная база в узком смысле. Если в состав базы включаются еще и деньги коммерческих банков на корреспондентских счетах в центральном банке, то возникает денежная база в широком смысле.

Проблемы эмиссии денег в России осложняются в настоящее время тем, что почти во всех сферах хозяйственной жизни используются две валюты: национальная - рубль и иностранная - доллар. Использование иностранных денег было довольно обычным явлением в эпоху металлических денег. Но в условиях бумажно-денежного оборота использование валюты других стран достаточно редкое явление. Дело в том, что внедрение иностранных денег во внутренний оборот означает большие экономические потери для этой страны, она теряет эмиссионный доход, а отечественная валюта приобретает тенденцию к обесценению. Помимо этого, значительно возрастают издержки обращения из-за необходимости двойного учета всех показателей в условиях изменяющихся соотношений двух валют. Напротив, страна, чья валюта используется в других странах, получает существенные экономические выгоды. Доллар в Россию бесплатно не поставляется. Его нужно купить или взять взаймы. За бумажные деньги приходится расплачиваться в соответствии с тем номиналом, который на них обозначен. Фактически происходит импорт "бумажек" за вполне реальные блага. Это лишний раз показывает, что в современных деньгах главное - доверие, которым они пользуются. Широкое использование долларов в хозяйственной жизни России безусловно ухудшает ее экономическое положение. Надо стремиться к постепенному вытеснению доллара из внутреннего хозяйственного оборота. Выход только в укреплении национальной валюты, в стабилизации ее курса.

Взаимоотношения двух валют в условиях бумажно-денежного обращения коренным образом отличаются от аналогичных отношений при металлических деньгах. При металлическом денежном обращении худшая монета (более легковесная, сомнительного происхождения) вытесняет из оборота полноценную монету. Участники сделок придерживают лучшие деньги про запас, стараясь расплатиться худшими деньгами. По этому поводу был даже сформулирован закон Грешема - Коперника. При бумажных деньгах дело обстоит иначе: более сильная валюта вытесняет более слабую (т.е. лучшая - худшую). В крайнем случае экономика страны может полностью перейти на иностранную валюту. Такие примеры есть в Латинской Америке. Это означает установление полной экономической зависимости от страны - эмитента сильной валюты. Россия не должна идти по этому пути, надо искать средства укрепления национальной валюты - рубля.

Следует, однако, иметь в виду, что любая страна независимо от того, используются ли в ее внутреннем обороте иностранные деньги или нет, обязательно должна устанавливать курс своей денежной единицы по отношению к деньгам других стран. Без этого невозможны ее экономические и другие контакты с внешним миром. Валютный курс - обязательный элемент денежной системы каждой страны. Вследствие этого одним из важнейших показателей состояния денежного оборота являются валютные резервы центрального банка страны. Они должны быть достаточными для бесперебойного удовлетворения потребности в иностранной валюте со стороны всех, кто имеет на это законное право. Устойчивость валютного курса и наличие необходимых валютных резервов - важное условие стабильного экономического роста.

Что такое эмиссионно-инвестиционный кредит?

Эмиссионное кредитование инвестиций, нового производства позволяет как бы из ничего, из пустых денег получить два реальных товара: инвестиционный и потребительский. Затем, после инвестиционного цикла и цикла выпуска товаров Центральный банк оказывается перед дилеммой: либо сохранить вновь появившееся инвестиционное производство и ранее существовавшее производство потребительских товаров, следовательно, произвести эмиссию в два раза большую, чем первоначальный кредит, либо не проводить эмиссию и уничтожить данное производство. Вложив пустой рубль, мы получаем два реальных товара, а затем возможность произвести выпуск в два раза больше денег, чем первоначальный эмиссионный кредит. Может ли так быть?

Представим, что к руководителю правительства страны или руководителю Центрального банка пришли люди и попросили денег для строительства завода по выпуску уникального товара, спрос на который имеется как внутри страны, так и за рубежом. Если эксперты подтвердят реальность проекта, то руководитель может принять решение о выделении кредитной линии для строительства нового завода. Однако в государственном бюджете средств для данного проекта нет. Где взять деньги? Для организации нового производства можно выпустить новые деньги , но при этом необходимо выполнить некоторые обязательные условия.
Можно открыть эмиссионный кредит, набрав на компьютере, на счете банка для нового предприятия любую цифру. Эта денежная информация вначале не обеспечена никаким товарным покрытием. Но она позволяет предприятию начинать размещать заказы у строителей, производителей машин, оборудования и материалов, готовить новых специалистов, выплачивать заработную плату. Завод строится за счет использования имеющихся ресурсов, товарных запасов или расширения производства. Так вначале пустые деньги обеспечивают появление первого инвестиционного товарного покрытия, а пустой рубль, если перейти на образы, становится равен реальному инвестиционному товару.

Завод после окончания строительства начинает выпускать потребительские товары. Можно сказать, что один эмиссионный рубль обеспечен уже двумя реальными товарами (в виде средств производства и потребительских товаров). Продавая товары, завод постепенно возвращает кредит из тех денег, которые уже были в обращении. Если мы желаем не разрушить ранее имевшееся товарное производство и сохранить появившееся инвестиционное производство, то Центральный банк должен провести эмиссию (выпуск денег), равную двум объемам первоначального эмиссионного кредита . Теперь эмиссия уже подкреплена существованием двух реальных производств.

Таким образом, выпуская на первом этапе «пустые» деньги, через определенное время мы получаем два товара и необходимость, для поддержания уже имеющегося производства, провести двойную эмиссии. Это кажется невероятно: как бы из ничего появляется новое материальное производство и новые товары. Но таковы возможности современных денег и современной экономики.

Физическая сущность эмиссионного кредита состоит в создании нового производства и новой цепочки деньги-товар-деньги. Это те новые кирпичики производства и дохода людей на нашей схеме товарно-денежного баланса. Так строится новое производство и повышается уровень жизни народа.

Каким по величине может быть эмиссионный кредит: равный 10, 30, 50 % госбюджета? Какие существуют ограничения? Эмиссионное кредитование может быть любым по объему, равным одному, двум, трем госбюджетам и даже большим. Денежных ограничений для эмиссионно-инвестиционного кредитования нет. И денег для инвестиций можно выпустить любое количество. И для этого не нужно ни зарубежных займов, ни зарубежных инвесторов. Страна самостоятельно может развиваться.

Существуют только физические и информационные ограничения. Необходимо, чтобы были работники для нового производства, природные ресурсы, энергия, резервы производственных мощностей или возможность создать новые производственные мощности, а также необходимые технологии и знания у людей. Уточним первое условие эмиссионного кредитования. Кредитовать с помощью эмиссии появление нового производства можно только тогда: 1) когда есть вещественные и информационные факторы производства, позволяющие расширить или создать новое производство, 2) когда замена старых технологий новыми приводит к появлению добавочной товарной массы, компенсирующей в ценовом выражении прирост денежной массы.

Если строительная организация может построить один дом в месяц, то бесполезно ей давать денег для строительства двух домов в месяц. Поэтому следующим ограничением является производительность технологического оборудования, скорость физических процессов. Причем с ростом количества и производительности технологического оборудования, даже при сокращении численности рабочей силы, скорость и объемы производства могут расти. Следовательно, могут возрастать объемы материального производства и общество сможет быстрее развиваться.

Роберт Соллоу, Нобелевский лауреат 1987 года за работы по экономическому росту, утверждал, что чем больше норма сбережения в экономике, тем больше возможны инвестиции и тем больше капитала используется вместо труда. Это утверждение вполне оправдано для случая конечных ресурсов. Если у страны нет возможности получить новых ресурсов у себя внутри или на внешнем рынке, то можно сократив потребление, направить ресурсы на создание новых производственных мощностей. Но ограничение потребления подрывает возможность развития, и более того, может вызвать кризис «перепроизводства», так как уменьшает платежеспособный спрос .

Когда же экономика имеет возможность расширить использование имеющихся у него ресурсов, то сбережение является нежелательным, сдерживающим фактором развития. Формула кошелька «накопил и купил» для экономической системы в целом не подходит. Если у общества есть ресурсы, то общество может одновременно (синхронно) увеличивать производство и потребление. А если синхронность нарушается, то мы знаем, что бывает. Таким образом, сберегательные технологии можно использовать, но они менее эффективны, чем технология эмиссионно-инвестиционного развития.

Насколько реально эмиссионное кредитование и использовалось ли оно когда-либо? Такой способ развития использовался в истории много, очень много раз. В 1689 году Колонией Массачусетского залива, а через сто лет в 1789-1797 гг. Администрацией президента США Джорджа Вашингтона проводилась эмиссия государственных бумаг, не обеспеченных на этапе выпуска товарным покрытием. Кредиты могли использоваться только для строительства предприятий и расширения выпуска товаров. Модель эмиссионного инвестиционного кредита применялась президентом США Ф. Рузвельтом во время второй мировой войны. Цены и заработная плата регулировались. Размещение госзаказов позволило развивать американскую экономику без привлечения каких-либо внешних ресурсов и технологий более быстрыми темпами, чем в мирное время. Причем товарная масса военного назначения в виде пушек, пулеметов, самолетов, кораблей, снарядов погибала во время военных действий, а экономика США развивалась. Как оказалось, для развития производительных сил страны достаточно развивать только инвестиционный сектор. Расширение платежеспособного спроса в виде государственных заказов обеспечило наибольшие темпы развития американской экономики и создало прочную основу для будущего процветания страны. Советский Союз и Китай так же использовали эмиссионное кредитование для ускоренного развития экономики . Эмиссионное кредитование нового производства использовалось в истории много раз и доказало свою эффективность.

Почему эмиссионно-инвестиционный кредит специалисты МВФ не рекомендовали применять в России?
Если всё так просто, то почему бы выпуском денег не развивать российскую экономику? Почему МВФ не рекомендовал нам пользоваться эмиссионными кредитами? Дело в том, что, под управлением американских специалистов из МВФ, гайдаровскими «реформаторами» российская экономика построена так, что эмиссионное кредитование применять нельзя. Почему?

Во-первых, потому что эмиссионные кредиты в нынешней российской экономике могут вызвать значительный рост цен. И чем больше будут кредиты, тем интенсивнее станут расти цены. Мы получим всего лишь инфляцию, при которой рост производства невозможен. Следовательно, первое условие применения эмиссионного кредитования - наличие эффективной антиинфляционной политики. А в России, благодаря Е.Т.Гайдару, организации и общие правила контроля над ценами перестали существовать . Контроль остался только над ценами монополистов.

Во-вторых, если директора предприятий имеют возможность переводить деньги, предназначенные для производства, сразу же в сферу потребления, то мы и в этом случае будем иметь вместо нового производства лишь рост цен. Вторым условием применения эмиссионного кредитования является наличие механизма, исключающего переток средств в сферу потребления. Для этого необходимо наличие сети государственных банков, которые отвечают за целевое использование кредитов.

В-третьих, эмиссионные кредиты могут быть неэффективны и при стабильных ценах. В Советском Союзе экономика накачивалась кредитами, а монополии не были заинтересованы в росте производства. И хотя цены не росли, кредиты порождали увеличение заработной платы и спроса на товары. Кредиты, если не созданы условия для роста производства, при стабильный ценах и даже при избыточных производственных мощностях и ресурсах, вызывают лишь дефицит товаров. Когда у руководителей предприятий нет стимулов для увеличения производства, рост производства прекращается. Поэтому следующим условием является наличие личной заинтересованности высшего руководства предприятий в росте производства.

В-четвертых, эмиссионное кредитование может применяться, если есть ресурсы для расширения производства. Только когда есть материалы, энергоносители, новые технологии, резервные производственные мощности, организационные и другие знания у людей, информационные и трудовые ресурсы - возможен рост.
В России данные ресурсы есть.

В-пятых, ограничением для использования эмиссионного кредита является наличие определенного избытка потребительских товаров и производственных мощностей для обслуживания возросшего платежеспособного спроса. Как только рабочим начинают выплачивать из средств эмиссионного кредита заработную плату, которая составляет примерно 30 процентов от величины кредита, так деньги, не обеспеченные товарным покрытием, начинают поступать в потребительский сектор. Появление денег вызывает, как мы уже знаем, либо расширение производства, либо рост цен, либо дефицит товаров. В условиях военной экономики было достаточно позаботиться о наличии пайка для новых работников. В условиях развитой экономики следует предусмотреть опережающее развитие производственных мощностей для производства тех видов товаров, которые будут востребованы возросшим спросом населения.

Приведены всего лишь пять основных условий возможности использования эмиссионных кредитов. Современная российская экономика, благодаря деятельности экспертов из МВФ и российских “реформаторов”, имеет такие структурные и функциональные свойства, которые разрушили ее экономический потенциал и не позволяют выйти из экономического кризиса.

Если мы хотим быстро развиваться, то нам необходимо менять характеристики российской экономики . Необходимо восстанавливать сеть государственных банков, институты контроля над ценами не только монополистов, индикативное планирование комплексного развития страны и регионов, установить новые правила экономического развития, позволяющие развиваться не 4, а 10 и даже 15% ВВП в год . Возможно ли такие темпы развития? Да, они вполне достижимы.

Во время правления Дэн Сяопина Китай использовал эмиссионные механизмы для развития своего народного хозяйства. За 17 лет (1979-1995) количество денег в экономике возросло по показателю М2 в 52 раза. Это позволило полностью насытить товарный оборот деньгами, создать инвестиционный сектор равный 35-40% валовому внутреннему продукту (ВВП), обеспечить доходность сельского хозяйства за счет роста паритета цен в его пользу, увеличить заработную плату в 3 раза. За 20 лет (1979-1999) ВВП Китая возрос в 6,4 раза, а в промышленности в 8,7 раз. Китай по объему производства занял второе место в мире. В 1992 году был отмечен рекордный рост производства – 14,2%.
Россия может развиваться такими же темпами и при жизни нынешнего поколения догнать по уровню жизни западные страны.

денег - это дополнительный выпуск денег в оборот, приводящий к росту обращающейся денежной массы.

Фактически денежная эмиссия осуществляется путем дополнительного выпуска в обращение денежных знаков - банкнот и монет.

Кредитная эмиссия -это увеличение банком денежной массы страны путём создания новых чековых счетов для тех клиентов, которые получили от него ссуды.

Суть кредитной эмиссии в том, что банки одалживают деньги у... будущего. По сути дела, банк берет на себя риск и дает клиенту право расплачиваться деньгами, которые еще «не заработаны страной», т.е. за ними нет реальных товаров, чью стоимость они должны обращать на себя, ценностей в виде благородных металлов или товаров.

Основной целью кредитной эмиссии является обеспечение нужд денежного оборота необходимым количеством платежных средств в виде остатков на счетах в банках.

186 Отличие рынка спот от срочного валютного рынка.

Спот-рынок -это рынок немедленной поставки валюты. Расчет происходит в течении двух дней.

Срочный валютный рынок - покупка-продажа иностранной валюты происходит в какой-то

оговоренный день в будущем.

В отличие от рынка спот, купля-продажа валюты на срочном рынке происходит на основе будущих колебаний валютного курса.

187 Отличия коммерческого банка от центрального банка и от предприятия.

Главное отличие от ЦБ – отсутствие права эмиссии банкнот.

Ни один коммерческий банк не владеет такими ресурсами, которыми обладает ЦБ.

Целью деятельности КБ является получения прибыли в отличие от ЦБ.

Банк отличается от промышленного предприятия характером своего эмитирования. Он не только выпускает акции и другие ценные бумаги, но и предоставляет услуги по учету и хранению ценных бумаг других эмитентов. В банках работает особый персонал - преимущественно служащие, а не рабочие, люди, занятые не физическим трудом, а обработкой информации.Коммерческие банки, в отличие от производственных предприятий, действуют в сфере обмена, перераспределения.

188 Отличия между рациональным решением проблемы и решением, основанном на суждении. Этапы рационального решения проблем.

РАЦИОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ , действие - продуманное, взвешенное решение, принятое на основе выбора, сравнения вариантов и учета многих факторов; выгодное целесообразное решение.

Решение, основанное на суждениях, - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.

Суждение как основа организационного решения полезно, поскольку многие ситуации в организациях имеюттенденцию к частому повторению. В этом случае ранее принятое решение может сработать снова не хуже, чем прежде (это основное достоинство запрограммированных решений).

Этапы рационального решения проблем

ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМЫ. Первый шаг на пути решения проблемы - определение или диагноз, полный и правильный. Существуют два способа рассмотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Другими словами, вы узнаете о проблеме потому, что не случается то, что должно было случиться.

ля выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать требующуюся внутреннюю и внешнюю (относительно организации) информацию. Такую информацию можно собирать на основе формальных методов, используя, например, вне организации анализ рынка, а внутри нее - компьютерный анализ финансовых отчетов, интервьюирование, приглашение консультантов по управлению или опросы работников. Информацию можно собирать и неформально, ведя беседы о сложившейся ситуации и делая личные наблюдения. Например, мастер может обсудить проблему производительности с рабочими и передать полученную информацию наверх.

ФОРМУЛИРОВКА ОГРАНИЧЕНИЙ И КРИТЕРИЕВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ. Когда руководитель диагностирует проблему с целью принятия решения, он должен отдавать себе отчет в том, что именно можно с нею сделать. Многие возможные решения проблем организации не будут реалистичными, поскольку либо у руководителя, либо у организации недостаточно ресурсов для реализации принятых решений. Кроме того, причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы - такие, как законы, которые руководитель не властен изменить. Ограничения корректирующих действий сужают возможности в принятии решений. Перед тем как переходить к следующему этапу процесса, руководитель должен беспристрастно определить суть ограничений и только потом выявлять альтернативы. Если этого не сделать, как минимум, будет впустую потеряна масса времени

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВ. Следующий этап - формулирование набора альтернативных решений проблемы. В идеале желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины прсблемт^ и, тем самым, дать возмож ность организации достичь своих целей. Тем не менее, на практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу. Более того, рассмотрение очень большого числа аль тернатив, даже если все они реалистичны, часто ведет к путанице. Поэтому руково дитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными.

ОЦЕНКА АЛЬТЕРНАТИВ. Следующий этап - оценка возможных альтернатив. При их выявлении необходима определенная предварительная оценка. Исследования, однако, показали, что как количество, так и качество альтернативных идей растет, когда начальная генерация идей (идентификация альтернатив) отделена от оценки окончательной идеи.

Это означает, что только после составления вами списка всех идей, следует переходить к оценке каждой альтернативы. При оценке решений руководитель определяет достоинства и недостатки каждого из них и возможные общие последствия. Ясно, что любая альтернатива сопряжена с некоторыми отрицательными аспектами. Как упоминалось выше, почти все важные управленческие решения содержат компромисс.

ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВЫ. Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, то есть принять решение сравнительно просто. Руководитель просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями, как показано на примере с автомобилем. Однако если проблема сложна и приходится принимать во внимание множеств г компромиссов, или если информация и анализ субъективны, может случиться, что HZ одна альтернатива не будет наилучшим выбором. В этом случае главная роль принадлежит хорошему суждению и опыту.

РЕАЛИЗАЦИЯ. Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы. Простой выбор направления действий имеет малую ценность для организации. Для разрешения проблемы или извлечения выгоды из имеющейся возможности решение должно быть реализовано. Уровень эффективности осуществления решения повысится, если оно будет признано теми, кого оно затрагивает. Признание решения редко однако бывает автоматическим, даже если оно явно хорошее.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Еще одной фазой, входящей в процесс принятия управленческого решения и начинающейся после того, как решение начало действовать, является установление обратной связи. Система отслеживания и контроля необходима для согласования, сопоставления и оценки фактических результатов с текущими, что ожидались в период принятия решения. Обратная связь – поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения – позволяет руководителю скорректировать его, пока организации еще не нанесено значительного ущерба.

Денег много не бывает - эта аксиома известна всем. Их нехватка в масштабах государственной или мировой экономики восполняется за счет эмиссий - процедур, направленных на выпуск в обращение каких-либо денежных знаков или ценных бумаг. Эмиссией называется целенаправленное тиражирование денежной массы в любых видах: платежно-расчетных документов, банковских карточек и так далее. Различают бюджетную (то есть государственную) эмиссию и кредитную (банковскую).

Бюджетные эмиссии предпринимаются в тех случаях, когда возникает необходимость выпуска казначейских билетов, либо государство считает целесообразным разместить собственные ценные бумаги для финансирования бюджета страны. Государственные казначейские билеты, собственно, представляют собой ничем не обеспеченные бумажные деньги. Государство получает неплохой доход за счет разницы между реальными затратами на изготовление бумажной денежной массы и совокупной номинальной стоимостью банкнот. Суть кредитной эмиссии заключается совершенно в другом.

Кредитная эмиссия обычно направлена на обеспечение нужд денежного оборота необходимым количеством платежных средств, которые аккумулируются на банковских счетах в виде остатков. Кредитная эмиссия может происходить как в наличной, так и в безналичной форме. В первом случае в денежный оборот выпускаются дополнительные банкноты. Во втором он пополняется определенным объемом платежных средств в безналичной форме.

Кредитные деньги считаются «полноценными» лишь тогда, когда их вливание в общую денежную массу не приводит к развитию инфляции. Идеальная модель кредитной эмиссии: рост количества денег на фоне оживления хозяйственного оборота, неотделимого увеличения производства продукции, объемов ее реализации и соответственного роста доходов. Нетрудно сделать вывод о том, что выпуск кредитных денег сверх хозяйственных потребностей провоцирует инфляцию.

Куда не вмешивается Центробанк

Взаимоотношения коммерческих банков с центральным банком выражаются в том, что они доверяют ему обязательные резервы и средства для клиринговых расчетов. Эта традиция обусловлена порядком денежно-кредитного регулирования. Что касается кредитной эмиссии, то официально никакой монополии у Центробанка в данном виде деятельности нет. Объем кредитной эмиссии, предпринятой тем или иным коммерческим банком, в любом случае многократно превысит его активы, подконтрольные Центральному банку.

Сам Центробанк тоже может осуществлять кредитную эмиссию, преимущественно в безналичной форме, для покупки ценных бумаг, иностранной валюты, а также с целью кредитования коммерческих банков при нехватке средств для регулирования ликвидности банковской системы. Коммерческие банковские структуры, в отличие от него, эмитируют кредитные наличные и безналичные ресурсы для развития своих операций.

В начале 2009 года многие эксперты в области экономики говорили о том, что именно кредитная эмиссия должна помочь России выйти из кризиса. Предполагалось, что она компенсирует дефицит долгосрочных кредитов. Ее объем оценивался в 3500 миллиардов рублей. Но все же эта идея не была реализована банками из опасений, что вместо желаемой вновь созданной добавленной стоимости на практике получится всплеск инфляции и экономическая стагнация.

Светлана Усанкова