Экономика России в начале XXI века. Социально-экономическое развитие в начале XXI века
Социально-экономическое развитие России в начале XXI в.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В НАЧАЛЕ XXI В.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В 1990-Е ГОДЫ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ.
К концу 90-х годов произошли радикальные перемены в экономике и социальной структуре российской общества. В стране сложилось рыночное хозяйство, мало отличающееся от экономики среднеразвитых капиталистических государств. При этом данная социально-экономическая система имела ряд недостатков. Отсутствовала юридическая защита прав собственности и отечественных производителей. Не был разработан план социальной защиты населения. Не уменьшились размеры внешнего долга.
Производство находилось в депрессивном состоянии. Руководство страны обладало недостаточной компетентностью. Все это привело в августе 1998 ᴦ. к финансовому кризису. Кризис поразил все отрасли хозяйства. Потери банковской системы составила 100 – 150 млрд. руб.
Финансово-экономический кризис тяжело отразился на положении российского населения. Стали привычными задержки выплат заработной платы и пенсий. В 1999 ᴦ. насчитывалось 8,9 млн. безработных, что составляло 12,4% трудоспособного населения страны: за 1989 – 1999 гᴦ. его численность сократилась на 2 млн. человек.
Только во второй половине 1999 ᴦ. были преодолены негативные последствия кризиса. Начался медленный подъем производства.
В политической жизни отчетливо проявился кризис власти. Падал авторитет Б.Н. Ельцина. Участились кадровые перестановки в правительстве, министерствах и ведомствах. С апреля 1998 ᴦ. по март 2000 ᴦ. на должности Председателя Правительства РФ сменились 5 человек: С.В. Кириенко, В.С. Черномырдин, Е.М. Примаков, С.В. Степашин, В.В. Путин. В апреле 2000ᴦ. главой правительства стал М.М. Касьянов. В 2004 ᴦ. его сменил Фрадков. При этом смена лидеров правительства не меняла положения в стране. По-прежнему не проводилась стратегия развития реформы в экономике и политике. В республиках и областях принимались законы, противоречащие федеральному законодательству.
В середине 1999 ᴦ. вновь обострилась обстановка в Чечне. Усилилось сепаратистское движение во главе с президентом Асланом Масхадовым. Участились террористические акты чеченских боевиков. Чечня стала центром международного терроризма. Все это стало причинами второй чеченской войны (август 1999 ᴦ.), гибелью А. Масхадова.
В декабре 1999 ᴦ. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. В избирательной кампании приняли участие многие объединения и партии: ʼʼНаш дом - Россияʼʼ, КПРФ, ЛДПР, ʼʼЯблокоʼʼ. Проявились новые политические движения: ʼʼОтечество – вся Россияʼʼ (лидеры – Е.М. Примаков, Ю.М. Лужков), ʼʼСоюз правых силʼʼ (С.В. Кириенко, Б.Е. Немцов, И. Хакамада), ʼʼЕдинствоʼʼ (С. Шойгу). В результате выборов в составе III Государственной Думы лидирующим фракциями стали ʼʼЕдинствоʼʼ и КПРФ, а в IV Государственной Думе (декабрь 2003 ᴦ.) большинство принадлежит ʼʼЕдиной Россииʼʼ.
31 декабря 1999 ᴦ. о своем досрочном уходе в отставку объявил первый Президент РФ Б.Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В.В. Путина На выборах 26 марта 2000 ᴦ. В.В. Путин был избран президентом РФ., а в 2004 ᴦ. Путин В.В. был переизбран на второй срок.
Основные черты общественно-политической жизни России начала XXI в.
Третье тысячелетие Россия встретила с новым - молодым, пользующимся высоким доверием народа Президентом - В. В. Путиным. В канун 2000 ᴦ. он опубликовал статью ʼʼРоссия на рубеже тысячелетийʼʼ, в которой изложил свое видение задач и проблем, стоящих перед российским обществом: укрепление демократического, правового, дееспособного федеративного государства; повышение эффективности социально-экономической политики; поддержка науки, образования, культуры, здравоохранения. В то же время трезво и жестко отмечалось, что страна ʼʼстоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшелоне государств в миреʼʼ.
Первые шаги нового Президента прежде всего затронули политическую сферу. В мае 2000 ᴦ. Президент своим Указом № 849 ʼʼО полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округахʼʼ в целях повышения эффективности органов власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений разделил страну на семь округов. В каждый из них были назначены политические представители Президента. Οʜᴎ инициировали работу по отмене правовых актов субъектов РФ, противоречащих Конституции России. В случае если до начала 2000 ᴦ. в Совете Федерации заседали непосредственно руководители субъектов Федерации: президенты, губернаторы и председатели законодательных (представительных) органов, то теперь законодательно было закреплено, что от субъектов Федерации делегируются в верхнюю палату российского парламента не первых лиц регионов, а их представителей. Это уменьшило вес и авторитет руководителей регионов, да и самого Совета Федерации. При этом роль Президента России, центральной власти еще более возросла. В августе 2000 ᴦ. был создан совещательный орган при Президенте РФ, формируемый из представителей губернаторского корпуса, - Государственный совет, призванный давать стратегические рекомендации для разработки новой законодательной базы.
В последние годы президентства Б. Н. Ельцина в российской бюрократии сформировались два клана. Οʜᴎ были представлены общественно-политическими объединениями ʼʼЕдинствоʼʼ и ʼʼОтечествоʼʼ. В. В. Путин, сделав ставку на бюрократию как единственную в стране организованную, сплоченную, относительно дисциплинированную социальную группу, традиционно являвшуюся основной двигательной силой отечественного исторического процесса, добился ее консолидации. К парламентским выборам 2003 ᴦ. на базе двух общественно-политических объединений российского чиновничества была сформирована Всероссийская политическая партия ʼʼЕдиная Россияʼʼ. Она одержала убедительную победу на выборах 7 декабря 2003 ᴦ., набрав 37,5% голосов избирателей, значительно опередив своих соперников коммунистов (12,6% голосов), жириновцев (11,5%) и представителей созданного Кремлем с целью раскола коммунистического электората блока ʼʼРодинаʼʼ (9% голосов).
Выборы в Государственную Думу четвертого созыва показали кризис либерально-демократического направления общественно-политической жизни. Партии этого спектра - ʼʼЯблокоʼʼ и ʼʼСоюз правых силʼʼ - не прошли в Думу, набрав менее 5% голосов избирателей каждая. Вместе с тем, выявился сдвиг общественного сознания: все оппозиционные ʼʼЕдиной Россииʼʼ партии в IV Государственной Думе занимали националистические и лево-социалистические позиции.
Такая ситуация, когда стала явной неготовность российского общества к усвоению демократических норм и принципов, подтолкнула идеологическое окружение Президента к дальнейшему укреплению мягко авторитарного режима, что проявилось в разработке концепции управляемой или суверенной демократии.
В 2000-2003 гᴦ. главе государства удалось сформировать устойчивое большинство в Государственной Думе на базе фракций ʼʼЕдинствоʼʼ, ʼʼОтечество - Вся Россияʼʼ, ʼʼНародный депутатʼʼ и группы ʼʼРегионы Россииʼʼ, что способствовало поддержке президентских законодательных инициатив. В 2004 ᴦ. при Президенте В. В. Путине изменилось законодательство об избрании глав регионов. В случае если раньше они избирались на всеобщих выборах, то теперь кандидатуры на пост руководителей субъектов РФ стали предлагаться Президентом РФ, а решение о наделении их полномочиями стал принимать региональный законодательный орган. Таким образом, окрепла ʼʼвертикаль властиʼʼ, страна стала более управляемой.
Важным составляющим элементом политических преобразований В. В. Путина стало партийное строительство. В 2001 ᴦ. был принят Федеральный закон ʼʼО политических партияхʼʼ, предусматривающий минимальную численность политической партии не менее 10 тыс. человек, что привело к сокращению числа зарегистрированных политических партий в стране. В 2004 ᴦ. в данный Закон были внесены изменения, и минимальная численность политической партии возросла до 50 тыс. человек. Тогда же была введена пропорциональная система выборов в Государственную Думу (по партийным спискам) вместо прежней смешанной избирательной системы (по партийным спискам и по одномандатным избирательным округам), а минимальный процент голосов, который должна была набрать политическая партия для допуска к распределению мест в Государственной Думе (ʼʼзаградительный барьерʼʼ), был поднят с 5 до 7%.
Переход от смешанной избирательной системы к пропорциональной преследовал цели упрочения демократии, расширения представительства оппозиции в законодательных органах власти, усиления влияния партий на формирование демократической власти, роста конкуренции между ними, а следовательно, укрепления и улучшения качества российской политической системы.
На состоявшихся 14 марта 2004 ᴦ. президентских выборах в первом туре с огромным отрывом от соперников победил действовавший Президент В. В. Путин.
К важнейшим социальным преобразованиям начала XXI в. следует отнести судебную, армейскую, пенсионную реформы, изменения в области образования и здравоохранения. Судебная реформа представляла собой комплекс мер, направленных на повышение авторитета и независимости третьей власти. С 1 июля 2002 ᴦ. в стране был введен в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, заменивший устаревший и не отвечающий современным реалиям УПК РСФСР. Новый УПК РФ обеспечивает участие защитника уже на первом этапе досудебных разбирательств. С момента задержания человек может воспользоваться своим правом на услуги адвоката͵ в т.ч. на безвозмездной основе. Правоохранительные органы должны получать разрешение суда для заключения под стражу, обыска, временного отстранения от должности, прослушивания телефонных разговоров. Судебная реформа 2002 ᴦ. укрепила независимость органов юстиции, усилила бремя доказательств для прокуратуры и защиту прав обвиняемых.
Реформа армии опиралась на достаточно разработанную нормативно-правовую базу: Концепцию национальной безопасности РФ, Военную доктрину РФ, Государственную программу вооружений на 2001-2010 гᴦ., Основы государственной политики РФ по военному строительству и др.
Размещено на реф.рф
Основным нововведением реформы являлось изменение принципов комплектования личного состава и перевооружения войск современными видами вооружений. Произошло сокращение личного состава вооруженных сил до 1 млн чел. В 2002 ᴦ. был принят Федеральный закон ʼʼОб альтернативной гражданской службеʼʼ. Срок службы солдат-срочников начиная с 2008 ᴦ. был сокращен с двух лет до одного года. Одним из приоритетов реформы стал постепенный переход к профессиональной армии, к формированию частей постоянной готовности. В целом реформа способствовала повышению обороноспособности страны.
Более последовательной и жесткой стала политика по отношению к чеченским сепаратистам. После заключения Хаса-вюртских соглашений Чечня фактически стала независимой. Оттуда были выведены российские войска, там не действовали российские органы власти. Это привело к образованию на территории республики мятежно-террористического анклава, находящегося под контролем полевых командиров - террористов. Здесь прекратились занятия в школах, выплата пенсий, практически было разрушено здравоохранение, практиковались похищение людей, работорговля, угон скота с соседних территорий.
Осенью 1999 ᴦ. с территории Чечни в Дагестан вторглись отряды исламских боевиков. В Москве, Буйнакске, Волгодонске ими были взорваны жилые дома. Российское правительство ответило на это проведением в Чечне мощной контртеррористической операции. Она была поддержана подавляющим большинством населения страны и вызвала консолидацию базовых политических сил. К 2001 ᴦ. масштабные военные действия были в основном прекращены. В Чечне начался процесс восстановления органов власти. Указом Президента муфтий Чечни А. Кадыров был назначен главой местной администрации, а после его гибели в результате террористического акта республику возглавил его сын Рамзан Кадыров. Ему удалось в очень сложной обстановке в определенной мере удерживать ситуацию в республике под контролем. Боевики перешли к тактике партизанской войны и проведению террористических акций, направленных против мирного населения (взятие заложников зрителей мюзикла ʼʼНорд-Остʼʼ в Москве в 2002 ᴦ., взрывы в московском метро, захват заложников в средней школе № 1 ᴦ. Беслана в Северной Осетии в 2004 ᴦ. и др.).
Необходимость начатой в 2002 ᴦ. по инициативе главы государства пенсионной реформы возникла из-за ухудшения демографической ситуации в России. Реформирование пенсионного обеспечения преследовало цель - переход от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной. Наряду с государственным обеспечением пенсионные средства пополнились обязательной накопительной частью и индивидуальными добровольными взносами.
Осенью 2005 ᴦ. В. В. Путин в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов выдвинул программу приоритетных национальных проектов: здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство. В 2005 ᴦ. был создан Совет по реализации этих проектов, который возглавил лично Президент, введена должность нового вице-премьера, отвечающего за реализацию приоритетных национальных проектов.
Наиболее заметным мероприятием в области экономики стало установление ʼʼплоскойʼʼ шкалы налогообложения. В случае если раньше уровень налогообложения повышался с ростом доходов, то теперь для всех, независимо от получаемых доходов, была установлена единая ставка уплаты налогов - 13%. Вместе с тем, был введен единый социальный налог, отменен ряд налоговых льгот. Подобная мера преследовала цель расширения налогооблагаемой базы, привлечения инвестиций в экономику, легализации ее теневой части, ужесточения налоговой дисциплины. Эту же задачу ставил Федеральный закон от 7 августа 2001 ᴦ. № 115-ФЗ ʼʼО противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризмаʼʼ, на базе которого был создан орган финансовой разведки - Комитет по финансовому моторингу.
В 2001 ᴦ. были приняты новые Земельный и Трудовой кодексы, обеспечивающие проведение реформ в области аграрных, трудовых отношений. Серьезная борьба в Государственной Думе развернулась вокруг правительственных инициатив, направленных на реформирование транспорта͵ энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, законопроектов, касающихся малого бизнеса, продолжения земельной реформы.
К 2003 ᴦ. было восстановлено доверие населения к банковскому сектору, подорванное кризисом 1998 ᴦ. Объем вкладов стал увеличиваться, обозначился рост реальных доходов населения.
Одним из приоритетов В. В. Путина явилось ʼʼравно-удаление олигарховʼʼ от социально-экономических и политических привилегий. Ряду из них были инкриминированы многочисленные уголовные преступления. В результате этих кампаний произошли отстранение таких наиболее одиозных фигур, как Березовский, Гусинский, Ходорковский, от политической деятельности, перераспределение их собственности, была предпринята попытка создать равные правила для всех участников хозяйственной деятельности, повысить социальную ответственность крупного бизнеса.
В начале XXI в. руководством страны не раз высказывалась озабоченность развитием страны преимущественно за счёт сырьевой составляющей. Попыткой преодоления ʼʼсырьевого кренаʼʼ экономики явилось создание государственных корпораций: авиационной, судостроительной, ʼʼРоснаноʼʼ, ʼʼРостех-нологияʼʼ, ʼʼРосатомʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
Οʜᴎ преследовали цель технологического обновления экономики на базе концентрации частного и государственного капитала в наиболее наукоемких отраслях.
В феврале 2008 ᴦ. на заседании Госсовета В. В. Путин озвучил амбициозную программу социально-экономического развития страны. Она получила название ʼʼПлан Путинаʼʼ. По нему к 2020 ᴦ. Россия должна войти в пятерку ведущих экономик мира, для чего ей крайне важно добиться четырехкратного роста производительности труда. Средние доходы россиян должны возрасти до 30 тыс. долларов в год, средняя продолжительность жизни увеличиться до 75 лет. Программа предусматривает проведение реформы здравоохранения, модернизацию пенсионной системы, развитие инфраструктуры экономики, обеспечение рациональной интеграции России в систему мировой торговли.
Ужесточение финансовой политики, благоприятная ситуация на мировом рынке нефти, сложившиеся в 90-е гᴦ. и заработавшие рыночные механизмы позволили погасить долги по заработной плате, пенсиям, улучшить материальную обеспеченность населения.
Подводя итоги президентства В. В. Путина в 2000-2008 гᴦ., следует отметить, что социально-экономическое развитие было успешным. По данным Международного валютного фонда (МФВ), объём валового внутреннего продукта (ВВП) России в текущих ценах вырос более чем в 6 раз - со 196 млрд долл. (23 место в мире) в 1999 ᴦ. до 1290 млрд долл. - в 2007 ᴦ. (11 место в мире). Россия вышла на первое место по добыче нефти и газа. Объем продукции сельского хозяйства вырос более чем в 3 раза. Объем жилищного строительства почти удвоился. Экспорт вырос почти в 5 раз. Бюджет увеличился в 10 раз и стал профицитным. Золотовалютные резервы выросли более чем в 40 раз. Государственный внешний долг снизился более чем в 3 раза - с 158,4 до 44,1 млрд долл.
В 1999-2007 гᴦ. средняя месячная зарплата выросла почти в 9 раз. Средний размер пенсий увеличился в 7 раз при инфляции, возросшей в 2000-2007 гᴦ. в 2,5 раза.
В то же время страна сталкивалась с трудностями и проблемами. Продолжалось падение численности населения России. Чиновный аппарат вырос в 1,5 раза. Увеличилась доля нефтегазового сектора в экономике страны. Серьезного перелома в сторону инновационного пути развития не произошло. Огромной проблемой, сдерживающей социально-экономическое развитие, оставалась коррупция. Несмотря на 8-летний экономический рост, инфраструктура России находилась в тяжелом положении, крайне низким оставался уровень инвестиций.
Социально-экономическое развитие России в начале XXI в. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социально-экономическое развитие России в начале XXI в." 2017, 2018.
Экономическая программа, которая стояла в России на повестке дня в начале XXI века, включала необходимость завершения структурной перестройки экономики, формирования рыночных институтов, создания благоприятного инвестиционного климата, дальнейшей капитализации экономики. Это должно было работать на достижение стратегической цели – завершение перехода к современной рыночной экономике, но с эффективным государственным регулированием.
Россия должна была войти в мировой рынок как адекватный участник. Для этого на российском рынке происходили крупные структурные преобразования. Были созданы крупные компании с высоким уровнем капитализации, которые могли бы стать локомотивами российской экономики и конкурировать на международном рынке в условиях глобальной экономики. К их числу относились «Газпром» и «Роснефть». Государство выступило инициатором слияний в ряде других отраслей. Появились «Объединенная авиастроительная корпорация», «Объединенная судостроительная корпорация» госкорпорации «Росатом», «Ростехнологии», «Роснано» и т.д. Одновременно это позволило усилить государственное присутствие в стратегических отраслях.
Эффект от девальвации рубля 1998 г., защищавший отечественное производство от импорта, привел к экономическому росту. Только с 1999 г. по 2005 г. реальный ВВП страны вырос на 48%. Подъему также способствовала налоговая реформа.Снизиласьналоговая нагрузка на предприятия, для малого бизнеса и АПК вводилось упрощенное налогообложение. Для населения была введена «плоская» шкала по налогу на доходы физических лиц в размере 13%. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени». В немалой степени экономический рост был обеспечен повышением платежеспособного спроса населения. Доходы жителей страны росли опережающими темпами. Постоянно увеличивались зарплаты, пособия и пенсии.
Благоприятная рыночная конъюнктура помогла улучшить финансовое положение страны. На 1 января 2000 г. внешний долг органов государственного управления РФ составлял 68% ВВП (133,2 млрд. долларов), золотовалютные резервы России оценивались в 12,5 млрд. долларов. Благодаря тому, что государству удалось вернуть контроль над топливно-энергетическими предприятиями, доходы от высоких мировых цен на нефть стали поступать в бюджет страны. В 2004 г. появился Стабилизационный фонд, в котором уже в 2008 г. имелось более 150 млрд. долларов. В 2012 г. Россия вступила в ВТО как полноценный участник мирового рынка. На 1 января 2015 г. внешний долг органов государственного управления РФ составил 54,4 млрд. долларов (2,5% ВВП). Золотовалютные резервы России на начало 2015 г. составили 386 млрд. долларов. Зависимость от иностранных кредиторов исчезла.
Аграрная политика характеризовалась нарастанием государственной поддержки. В сентябре 2001 г. был принят новый Земельный кодекс, который закрепил право частной собственности на землю и определял механизм ее купли-продажи. В 2006 г. был принят Закон о развитии сельского хозяйства РФ, установивший основные цели, принципы аграрной политики, меры по ее реализации. В 2010 г. была принята Доктрина продовольственной безопасности РФ, поставившая цель – достижение продовольственной независимости страны.
Модернизации подверглась социальная сфера. Началась пенсионная реформа, в ходе которой распределительная система начисления пенсий была заменена страховой, граждане получили возможность распоряжаться средствами накопительной части пенсии. В январе 2002 г. введен новый Трудовой кодекс. Летом 2002 г. была начата реформа ЖКХ цель которой состояла в переходе на рыночные основы. В 2005 г. была проведена монетизация льгот – натуральные льготы заменялись денежной компенсацией.
В 2006 г. было объявлено о программе стимулирования рождаемости (увеличение выплат, родовые сертификаты, материнский капитал, модернизация учреждений здравоохранения и т.д.). Благодаря мерам по снижению смертности и поддержке рождаемости в России в 2013 г. впервые с 1993 г. начался естественный прирост населения.
В системе образования началось внедрение ЕГЭ, в вузах начался переход от специалитета к бакалавриату и магистратуре. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон об образовании. В сложном положении остается наука. Для вывода ее из кризиса в 2013 г. началась реформа Российской Академии наук.
В духовной сфере главным достижением стала идейная консолидация общества. В качестве основы для сплочения нации рассматривались патриотизм, отечественная история, религия. В массовом сознании перестали доминировать идеи о превосходстве Запада. С воодушевлением в обществе было воспринято воссоединение Крыма с Россией.
По-разному можно оценивать влияние политики реформ (технократический и монетаристский подходы) и конкретно «рефор-мационной составляющей» как фактора сокращения ВВП, однако несомненно, что процесс трансформации российской экономики оказался более болезненным и продолжительным, чем предполагалось в начале преобразований . Проблема обеспечения выхода экономики на траекторию стабильного развития, роста, основанного на инновации и сопровождающегося повышением благосостояния граждан, к началу XXI в. оставалась не решенной.
Основное содержание политико-экономической дискуссии начала 2000-х гг. - выбор между сокращением доли государственных расходов в ВВП и улучшением качества экономических институтов. Это были альтернативы, но не антиподы: улучшение экономических институтов может создать условия для сокращения государственных расходов, но сокращение их доли в ВВП требует улучшения качества институтов. Дискуссия была острой .
В 2000 г. была разработана так называемая программа Грефа («Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. Концепция»), В центре внимания оказались:
- реформа власти законодательной, судебной, исполнительной, правоохранительной систем;
- реформы в социальной сфере: пенсионная, здравоохранения, образования, жилищная, трудовых отношений;
- дерегулирование экономики: создание наиболее благоприятных условий для предпринимательства, включая защиту прав собственности, равенство условий конкуренции, реформа налоговой системы и т.д.
В рамках реализации Стратегии в целом успешно проведена налоговая реформа, приняты Трудовой и Земельный кодексы, проведены монетизация льгот и реформы государственной службы, завершился переход на систему единого государственного экзамена. Вместе с тем коррупция остается бичом российской экономики. По оценкам международной организации Transparency International , в 2011 г. Россия занимала 143-е место из 182 возможных в рейтинге стран по уровню коррупции и 1-е место по уровню взяточничества экспортных компаний за рубежом (Bribe Pavers Index) .
В целом, согласно экспертным оценкам Центра стратегических разработок, уровень выполнения «программы Грефа» на начало 2010 г. составил примерно 36% .
С 2003 г. государство начинает действенно увеличивать свое присутствие в экономике. С 2004 г. начинается процесс создания государственных корпораций (ГК): «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Ростехнологии», «Роснанотех», «Олимпстрой». В форме госкорпораций созданы Банк развития (бывший ВЭБ), «Агентство по страхованию вкладов», «Автодор». Увеличивается число государственных предприятии в форме ОАО, объединяющих в себе целые отрасли, - «Объединенная авиастроительная корпорация», «Объединенная судостроительная корпорация». Растут собственность и доля рынка, контролируемая государственными предприятиями, в стратегических отраслях, в том числе в ТЭК .
Вместе с тем экспансия государства, вытеснение частного бизнеса не сопровождается собственно структурными сдвигами в экономике. Доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет всего 0,3-0,5%, в то время как доля США - 36%, Японии - 30%, Германии - 17%. Доля инновационно-активных предприятий в российской промышленности (9,4% в 2007 г.) в несколько раз ниже, чем в развитых странах, результаты инновационного процесса характеризуются существенной неэффективностью. Так, доля высокотехнологичной продукции в экспорте не превышает 4-5%, в то время как для Китая этот показатель составляет 22,4%, Южной Кореи - 38,4%Г Государственные проекты (и проекты на основе частно-государственного партнерства, например, отечественный аналог Силиконовой долины инновационный центр «Сколково») пока не дают адекватной отдачи.
С 2004 г. решающее влияние на развитие финансовой ситуации в России оказывала конъюнктура нефтяного рынка. Доходы от экспорта энергоносителей составляли в 2000-е гг. более трети поступлений федерального бюджета РФ. Мировые цены на энергоносители приблизились к аномально высоким значениям 1970-х - начала 1980-х гг.
Восстановление экономического роста, успешная налоговая реформа 2000-2002 гг. обеспечили высокие темпы роста доходов бюджета. Вместе с тем важным элементом экономической политики во время первого срока президентства В. В. Путина оставалось увеличение профицита бюджета и пополнение валютных резервов, что позволило, в частности, успешно справиться с решением так называемой «Проблемы 2003» - на 2003 г. выпал пик выплат по внешнему долгу (по займам СССР и России, а также процентов по ним).
Однако с 2005-2006 гг. государственные расходы начали быстро расти. С 2006 г. начинается реализация приоритетных национальных проектов, нацеленных на «увеличение инвестиций в человека»: «Здравоохранение», «Образование», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и «Развитие агропромышленного комплекса». Принимается решение о государственных выплатах на второго и каждого последующего ребенка (так называемый материнский капитал). Расширяются государственные инвестиционные программы.
Обсуждение проблем, связанных с созданием Стабилизационного фонда, сглаживающего влияние нефтяных цен на государственный бюджет, в России началось в 2001-2002 гг., хотя в то время цены на нефть еще не вышли на аномально высокие уровни. Фонд был призван способствовать стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта нефтяных товаров. Стабилизационный фонд был создан в 2004 г. По расчетам Министерства финансов, при использовании доходов Стабилизационного фонда на финансирование государственного бюджета инфляция в 2004 г. составила бы 16%, в 2005 г. - 20%.
Ситуация в социальной сфере оставалась тревожной. Монетизация льгот в большинстве случаев не привела к повышению эффективности (в том числе повышению адресности) и качества социального обслуживания населения.
В течение 2000-х гг. продолжала нарастать дифференциация в доходах (табл. 18.12). Основые показатели социально-экономического развития в этот период были следующими (табл. 18.13).
Таблица 18.12
Разница между денежными доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан (раз)
Коэффициент дифференциации и доходов |
|||
Источник: Росстат.
Несмотря на намечающуюся тенденцию к улучшению демографических показателей (сокращению разрыва с развитыми странами в ожидаемой продолжительности жизни, стабилизации численности населения, снижению коэффициента смертности и повышению рождаемости), ситуация в этой сфере остается сложной (табл. 18.14).
Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации
- (основные макроэкономические показатели)
Показатель |
|||||||||||
ВВП, млрд руб. |
|||||||||||
ВВП на душу населения, тыс. руб. |
|||||||||||
ВВП, в % к предыдущему году |
|||||||||||
Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году |
|||||||||||
Индекс производства продукции сельского хозяйства, в % к предыдущему году |
|||||||||||
Индекс потребительских цен, к декабрю предыдущего года, % |
|||||||||||
Профицит, дефицит (-) консолидированного бюджета, в % к ВВП |
Демографическая ситуация
Показатель |
|||||||||||
Численность населения (на конец года), млн чел. |
|||||||||||
В % к предыдущему году |
|||||||||||
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет |
|||||||||||
Все население |
|||||||||||
Общий коэффициент рождаемости (на 1000 человек населения) |
|||||||||||
Общий коэффициент смертности (на 1000 человек населения) |
|||||||||||
Естественный прирост, убыль (-) населения, тыс. чел. |
В 2000 г. Министерство экономического развития и торговли подготовило обширный документ - «Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу», который определил стратегические приоритеты экономической политики государства на период до 2010 г. С первых дней нового тысячелетия внимание президента и правительства, руководимого в период первого президентского срока В. В. Путина премьер-министром М. М. Касьяновым, было сосредоточено на решении серии безотлагательных вопросов.
Уже вскоре после избрания президент провозгласил необходимость «равноудаления олигархов» от власти, т.е. ликвидации необоснованных привилегий и, следовательно, доходов, которые имели некоторые предприниматели за счет «особых» отношений с чиновничеством и политиками. К этой теме общественное внимание было привлечено в 2003 г. при расследовании так называемого «дела ЮКОСА», когда были усилены многие акценты, касавшиеся ответственности крупного бизнеса перед государством и обществом. Власть стремилась создавать равные «правила игры» для всех участников хозяйственной деятельности. Закон РФ «О противодействии отмыванию преступных доходов». Для реализации этой задачи в ноябре 2001 г. при Минфине был учрежден новый орган - Комитет по финансовому мониторингу. Россия вступила в сообщество международных финансовых разведок.
Улучшению делового климата способствовало принятие в конце 2000 г. новых Налогового и Таможенного кодексов, а также добавлений в Гражданский кодекс РФ. Шкала налогов снижена с 30 до 13% и стала самой низкой в Европе, что создало предпосылки для выхода многих секторов экономики из «тени». Уменьшены таможенные ввозные пошлины. Эти меры уже привели к заметному пополнению казны за счет налогов и таможенных сборов в 2001 г. Но обсуждаются и пути дальнейшей оптимизации налоговой системы.
В 2000-2003 гг. сделаны важные шаги к углублению рыночных преобразований в секторах, которые называют «естественными монополиями». Уже осуществленные и намечаемые преобразования в управлении нефтяной, газовой индустрией, электроэнергетикой, в системе железнодорожного транспорта и сфере жилищно-коммунального хозяйства направлены на создание конкурентной среды, привлечение инвестиций, что должно привести к качественному улучшению положения в этих областях. Многие министры экономического блока правительства исходили из того, что государственное управление неэффективно «по определению» и потому государство должно оставить в своей собственности лишь те объекты, которые необходимы для реализации его функций. На этой основе проводилась дальнейшая приватизация государственных предприятий, которая постепенно охватывала новые отрасли.
Огромное экономическое, а также политическое значение имело принятие Думой в сентябре 2001 г. нового Земельного кодекса, закрепившего право собственности на землю и определившего механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал лишь земли сельскохозяйственного назначения. Однако уже в июне 2002-го парламент одобрил закон «Об обороте земель сельхозназначения», который санкционировал куплю-продажу и этой категории угодий. Принятый акт сравнивали по значению с реформой Александра II. На улучшение ситуации в аграрной сфере направлено льготное кредитование аграрных предприятий, увеличение поставок техники, некоторые протекционистские меры.
В 2000-2004 гг. руководство страны не раз высказывало озабоченность по поводу «сырьевого крена» в развитии российской промышленности. В качестве стратегической поставлена задача добиться прогресса в отраслях, базирующихся на современных технологиях и производящих наукоемкую продукцию. Указывалось на необходимость обеспечить прорыв на тех направлениях, где российская наука соответствует мировому уровню.
В этой связи государство стало уделять больше внимания оборонно-промышленному комплексу (ОПК), в котором традиционно сосредоточен колоссальный высокоинтеллектуальный потенциал. Расширение финансирования и начавшиеся в ОПК. преобразования направлены на решение проблем как военного, так и гражданского характера.
Новые инициативы экономической политики уже дали положительный эффект. В течение трех последних лет государственный бюджет сводился с профицитом. Это дало возможность поставить вопрос о подготовке перехода страны к устойчивому и более динамичному экономическому развитию.
Позитивные перемены в народном хозяйстве позволили значительно усилить социальную направленность проводимой политики. Уже к концу 2000-го удалось погасить большую часть многомесячной задолженности по зарплате, пособиям и пенсиям. В 2001-2004 гг. несколько раз повышалась зарплата различным категориям работников бюджетной сферы, увеличены пенсии. Постепенно стали расти реальные доходы граждан. Появлялись новые рабочие места, что только в 2001 г. привело к сокращению числа безработных на 700 тыс. человек. Приняты новый Трудовой кодекс, пакет законов по пенсионной реформе. На перспективы социального развития благотворное влияние оказывает увеличение ассигнований на поддержку учреждений науки, культуры и образования. Особое внимание правительство уделяет модернизации средней и высшей школы.
В начало XXI века наша страна вступила с непростым экономическим наследием, которое усугублялось острыми социальными и политическими противоречиями, падением престижа страны на мировой арене. В этой ситуации новому руководству предстояло выбрать оптимальный путь социально-экономического и политического развития. Многие эксперты отмечают, что эволюционный, достаточно консервативный поначалу путь, выбранный Президентом В.В. Путиным, фактически был безальтернативным: в сложившихся условиях Россия могла поступательно двигаться вперед только в рамках очень узкого коридора, и всякое отклонение от этого пути вело бы к социальным потрясениям и разрушительным для общества последствиям. Последовательная реализация этого эволюционного курса позволила за несколько лет решить две важнейших задачи: во-первых, вывести Россию из глубин социально-экономического кризиса; во-вторых - обеспечить политическую стабильность.
О реальных успехах социально-экономического развития за последние семь лет говорят следующие факты:
Преодолен спад производства, наблюдается его устойчивый рост.
С 2000 г. ВВП имеет устойчивый ежегодный прирост.
Расходы федерального бюджета на решение значимых для общества задач выросли.
Россия прочно заняла место в десятке крупнейших национальных экономик мира. В 90-е годы это положение было под угрозой, уступая по объему ВВП в 5 раз Китаю и в 10 раз США, Россия имела все шансы его утратить.
Россия практически полностью рассчиталась по внешним долгам.
Наметился рост инвестиций в экономику. Значительная часть инвестиций в самые последние годы стала направляться в несырьевой сектор экономики: машиностроение, перерабатывающую промышленность, сферу услуг.
Начиная с 2001 г., доходы населения стали увеличиваться быстрее, чем стоимость жизни.
В основу успешного экономического развития легла доктрина, сочетающая идеи рыночного хозяйства и эффективного государственного регулирования. Она была сопряжена со структурными преобразованиями. Было создано несколько крупных компаний с большими капиталами, которые могли служить "локомотивами" российской экономики и обладали конкурентоспособностью в рамках глобальной мировой экономики (примерами могут служить компании "Роснефть" или "Газпром"). Государство выступило инициатором слияний в ряде других отраслей - в оборонной, автомобильной промышленности. Одновременно это позволило усилить государственное присутствие в стратегических отраслях. В то же время с первых лет нахождения у власти В.В. Путина стали предприниматься меры борьбы против некоторых олигархов, стремившихся оказывать недопустимое давление на проведение государственной политики.
Характеризуя состояние экономики России в начале XXI века, нельзя не отметить присущих ей противоречивых черт. С одной стороны, можно говорить о ряде особенностей, сближающих Россию со слаборазвитыми странами:
Экономическое производство и экспорт России носят преимущественно сырьевой характер. Экономические успехи последних лет были достигнуты нашей страной во многом за счет благоприятной конъюнктуры мировых цен на нефть и газ. Уникальные топливно-энергетические ресурсы делают ее одним из ключевых игроков на геополитической арене. Однако ставка на сырьевой экспорт ставит развитие страны в жесткую зависимость от скачков мировых цен на энергоносители. Развития сырьевого сектора недостаточно, чтобы Россия встала в один ряд со странами "большой восьмерки", бурно развивающимися Китаем и Индией, олицетворяющими передовые рубежи современной экономики. Для этого необходима диверсификация экономики.
Показатели качества и продолжительности жизни в России пока еще несопоставимы с уровнем высокоразвитых государств. По величине ВВП на душу населения (885 $) Россия в 2005 г. занимала примерно 40-е место в мире, следуя в этом рейтинге за такими странами, как ЮАР и Чили, и незначительно опережая Мексику.
Одна из острейших проблем России - резкое расслоение общества по уровню доходов и качеству жизни. Прообраз среднего слоя в России не превышает 20-25% населения, причем разрыв в доходах богатой верхушки и основной массы общества, несмотря на общий рост реальных доходов населения, не проявляет тенденции к сокращению.
В начало XXI века Россия вступила страной с криминализованной экономикой и высоким уровнем коррупции.
С другой стороны, экономика России обладает рядом черт, характерных для высокоразвитых государств:
Существуют высокотехнологичные отрасли промышленности, работавшие в прошлом в основном на оборону.
Сохранилась высококвалифицированная рабочая сила.
Относительно высок уровень науки, специального и общего образования.
В России создается ряд высоких технологий и передовых разработок, конкурентоспособных и востребованных на мировом рынке.
Таким образом, у нашей страны, несмотря на значительные потери 1990-х гг., имеется значительный потенциал для реализации инновационного пути развития.
Благодаря результатам, достигнутым начиная с 2000 года, возможности маневрирования, тот "коридор", в котором реально может развиваться Россия, сегодня заметно расширились. Появилась возможность выстраивать стратегические планы, не связанные жесткой необходимостью использования всех ресурсов для срочного решения самых острых и злободневных проблем. Такого рода стратегический план содержался в ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию, с которым он выступил 26 апреля 2007 года. Оно вобрало в себя в концентрированном виде ключевые моменты, которые высказывались в предыдущих Посланиях и дополнило их рядом новых положений. В нем содержится трезвая оценка нынешнего положения России со всеми его плюсами и минусами. С другой стороны, ключевые идеи Послания фактически превратились в директивы, которые активно воплощаются на практике.
Стратегия социально-экономического развития нынешнего руководства России направлена, прежде всего, на обеспечение конкурентоспособности страны, укрепление ее позиций на мировой арене. Для финансирования проектов, прямо связанных с повышением конкурентоспособности, создан Банк развития.
Изменение характера экономических задач, стоящих перед государством, привело к изменению функций Стабилизационного фонда. Его основной источник доходов - нефтегазовые доходы
Средства этого фонда должны идти на широкомасштабное повышение качества жизни людей и на развитие экономики, в конечном счете создающие условия для улучшения благосостояния нынешних и будущих поколений. В частности, речь идет о софинансировании добровольных пенсионных накоплений и покрытии дефицита пенсионной системы, о создании условий для более эффективного использования природных ресурсов, устранении инфраструктурных ограничений в экономике, о модернизации и развитии высокотехнологичных производств.
В качестве важнейшей цели совершенствования экономики сегодня рассматривается создание инновационной экономики. В современном постиндустриальном обществе именно этот путь определяет основной вектор движения передовых стран. Переход к инновационной модели развития должен быть достаточно динамичным - иначе Россия останется за порогом той группы стран, которые сегодня достигли показателей постиндустриального общества или вплотную приблизились к нему. В то же время общеэкономический рост не должен болезненным образом сказываться на социальном положении населения или отдельных его групп. Напротив, в качестве важнейшей задачи рассматривается использование результатов экономического развития для обеспечения нового, более высокого качества жизни людей.
Система хозяйствования, унаследованная современной Россией, в целом маловосприимчива к инновациям в сфере научно-технического прогресса и управления. Поэтому актуальным является создание национальной инновационной системы, подобной тем, которые существуют в США, Японии, странах Западной Европы.
Усилия государства в данном направлении включают в себя несколько составляющих. Во-первых, это пятилетняя программа поддержки фундаментальных исследований на 2008-2012 гг. Значение поддержки фундаментальной науки в современных условиях огромно, поскольку открытия в этой сфере сегодня очень быстро находят практическое применение в экономике.
Второе направление поддержки - принятие и финансирование специальных целевых программ, связанных с государственным заказом на прикладные исследования и разработки. Распределение госзаказов в рамках этих программ происходит на конкурсной основе, по итогам которых договора заключаются с конкретными научными коллективами и организациями.
Особым приоритетным направлением является проведение исследований в области нанотехнологий и разработка стратегии развития наноиндустрии.
Не менее важное направление совершенствования инфраструктуры связано с созданием эффективной транспортной сети. Из-за плохого состояния дорог Россия несет прямые потери в размере 3% ВВП, а мобильность населения у нас в 2,5 раза ниже, чем в развитых странах. Ныне принята Программа развития дорожной сети до 2015 года. Ее главные приоритеты - строительство высококачественных федеральных трасс, реконструкция дорог, являющихся международными транспортными коридорами в Европейской части России, а также обеспечивающих использование экономического потенциала Сибири и дальнего Востока. Для крупных городов все более угрожающей по своим экономическим последствиям проблемой становятся транспортные пробки. Поэтому выделяются крупные средства на развитие улично-дорожной сети.
Россия - страна, исключительно богатая природными ресурсами, в первую очередь - нефтью и газом. Но используются, с точки зрения современных условий, неэффективно. Однако продажа сырой нефти приносит значительно меньший доход, чем продуктов ее глубокой переработки. А в этой сфере Россия существенно отстает.
При добыче нефти в России сжигается огромное количество попутного газа, в то время как во многих странах мира этот газ успешно используется. Это лишь один из примеров расточительного использования природных ресурсов. Для борьбы с ними намечено увеличить экологические штрафы, создать систему учета, ужесточить выдачу лицензий на использование недр.
Предпринимаются меры для изменения положения в лесной и деревообрабатывающей отрасли. За счет поэтапного повышения пошлин на экспорт леса за пределы страны должны быть созданы условия для организации его переработки внутри страны и экспорта уже готовой продукции. Этой же цели способствует снижение пошлин на ввоз в страну технологического оборудования для деревообрабатывающих предприятий.
Серьезные усилия направлены на то, чтобы навести порядок в рыбной отрасли: сократить незаконный лов рыбы, контрабанду рыбы и икры за границу.
Важная роль в экономическом развитии страны отводится поддержке малого и среднего предпринимательства. Важнейшим ресурсом экономического развития в современном мире выступает человеческий капитал. Человеческий капитал - это совокупность образовательного, культурного, научного потенциала нации, воплощенного в конкретных людях. В современных условиях качество и количество интеллектуальной элиты, способной генерировать новые идеи, наличие высококвалифицированного персонала, привыкшего к производству сложных, подчас уникальных образцов продукции и услуг, во многом определяют прогресс экономики.
Для развития и эффективного использования человеческого капитала необходимо, прежде всего, повышение качества жизни людей во всех ее проявлениях. Понятие "качество жизни" включает в себя уровень реальных доходов населения (зарплат, пенсий), качество и доступность жилья, услуг системы здравоохранения и образования, уровень безопасности и правовой защищенности граждан, эффективность системы социальных услуг, благоприятную экологическую среду.
С 2005 года началась реализация приоритетных национальных проектов. Их главная цель - инвестиции в человеческий капитал, в повышение качества жизни. Целый ряд программ в рамках национальных проектов стал фактически совместными программами федерального правительства, региональных и местных властей.
В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" многие медицинские учреждения получили современное диагностическое оборудование, санитарный транспорт. Сократилась смертность. Однако динамика качества услуг здравоохранения, по оценкам правительства и общества, недостаточна.
Позитивные результаты дает нацпроект по демографической политике - зафиксировано повышение рождаемости. Указом Президента от 9 октября 2007 года утверждена концепция демографического развития до 2025 года, которая предполагает очень существенное сокращение уровня смертности и увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза.
В проекте "Образование" главным стало стимулирование лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, а также информатизация и развитие материально-технической базы школ. Значительно расширились масштабы поддержки инновационных вузов и впервые осуществлена поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.
Национальный проект "Развитие АПК" показал наличие потенциала для развития аграрного производства.
Проект "Доступное и комфортное жилье" направлен на создание условий, облегчающих приобретение гражданами жилья.
Усилия по повышению качества жизни не ограничиваются рамками приоритетных национальных проектов.
России приходится искать пути интеграции своей экономики в мировую систему хозяйствования. Главное при этом - определение статуса, места своей экономики в современном мире и выработка на этой основе соответствующей линии поведения. В связи с этим существенное значение имеет реальная оценка сильных и слабых сторон экономического и геополитического положения России. Следует отметить, что России предстоит развиваться в весьма специфических условиях, которые не обеспечивают ей режим наибольшего благоприятствования. Новый мировой порядок уже сформирован, и это заставляет страны действовать по единым унифицированным процедурам, и Россия не в силах его изменить. Тем не менее сегодняшняя Россия обладает такими преимуществами, которые не только позволяют ей достаточно успешно войти в развивающееся мировое разделение труда, но и попытаться обернуть конкуренцию в свою пользу.
В ходе поступательного экономического развития возникли определенные условия. Первое условие можно назвать технологический прогресс, обеспечивающий прорыв в сфере коммуникаций и транспортных связей, позволивших связать мировое хозяйство в единое целое. Второе условие - либерализация мировой торговли, ограничивающая национальную протекционистскую политику государств, сделавшая мировой рынок более свободным для транснациональных корпораций. Третье условие - появление возможностей для глобализации производственного процесса, пространственного разобщения технологии производства одного товара в различных частях мира. Появилась возможность производить и собирать продукцию в различных странах. Сегодня старый тип производства, замкнутый в рамках национальных государств, окончательно вытесняется.
Также экономический рост и его факторы отражают функционирование национальной экономики в целом. Сегодня в большинстве стран преобладает смешанная экономика, где государственному сектору принадлежит важная роль. В смешанной экономике роль государства возрастает. Сегодня государство - необходимый фактор обеспечения социальной стабильности, национальной безопасности, обеспечения конкурентоспособности экономики, научно-технического развития страны. В современных условиях государство является важнейшим фактором координации становления всех структур современной развитой индустриальной экономики.
Решающим фактором конкурентоспособности национальной экономики является наличие условий, предпосылок, возможностей осуществления нововведений и внедрения новых технологий. Именно в этой области будут осуществляться необходимые кооперация и координация усилий правительства, бизнеса, научных, академических центров и университетов.
Перспективы России не безнадежны, если будет обеспечена большая степень координации внутри страны. Ресурсы и предпосылки к этому в России есть. Необходимы реальные целенаправленные усилия.
Процесс реформирования Российской экономики оказался очень длительным и еще далеко не завершен. Но, пройдя наиболее тяжелый этап реформ, современная Россия сумела сохранить положение в группе ведущих экономически развитых стран мира.
Российская экономика ХХI в. нуждается в защите и поддержке со стороны государства. Назрела необходимость резкого оживления внутреннего производителя, подъема инвестиционной активности, а главное - окончательного закрепления рыночных приоритетов в сознании масс и в институциональных формах современной экономики.
Главная задача современной России - найти новое качество экономического роста, сформировать экономику, которая будет опираться на максимальную реализацию человеческого потенциала. Сегодня Россия имеет уникальный исторический шанс занять достойное положение в современном глобальном обществе мировых цивилизаций