Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Демографическая карта. Население мира. Общее население Земли. Статистика роста населения по периодам

Демография. Как на этом может заработать глобальный инвестор?

Это карта медианного возраста по странам мира.

Сравните с картой ВВП (ППС) на душу населения


Интересно - где «возраст страны» выше - там и уровень жизни выше , но инвесторы ищут потенциалы, если уровень ВВП на душу населения в бедной стране вырастет с 1000 до 2500 долл. это будет 150% роста, в этом есть перспектива. Все хотят одного - жить хорошо, и еще лучше. Почему американец потребляет в 40 раз больше индуса???

Каждый пятый житель планеты - человек в возрасте от 15 до 24 лет (1,2 из 6,8 миллиарда человек). Медианный возраст населения мира, по оценкам экспертов ООН, сейчас составляет 28,9 года, а к 2050 году, по прогнозу, увеличится до 38,4 года.
Несмотря на быстрое старение населения мира, доля молодежи 15-24 лет в развивающихся странах остается гораздо более высокой, чем в развитых странах. В 2005 году молодежь этого возраста составляла 13,7% совокупного населения развитых стран, насчитывая 166 миллионов человек.

Ожидается, что к 2050 году она снизится до 10,5%. Преобладающая же часть молодежи - 1,1 миллиарда человек (более 90%) - проживала в развивающихся странах. Самое молодое население проживает в Африке южнее Сахары и останется таковым в ближайшие десятилетия.

В большинстве развивающихся стран доля младших возрастов в населении высока (то есть население молодо) из-за высокой рождаемости и успехов в снижении детской смертности. По мере снижения рождаемости и старения населения во многих из них значительно увеличивается относительная численность населения трудоспособного возраста, демографическая нагрузка на которое со стороны детей и пожилых незначительно, что создает определенные преимущества.

Такой «демографический дивиденд» может способствовать более значительным инвестициям в образование, технологии, повышение квалификации рабочей силы для поддержки растущей экономики, а также в здравоохранение. Кроме того, экономический рост может быть обеспечен и за счет увеличения числа занятых в экономике. При правильном инвестировании в здоровье, образование, развитие сельского хозяйства и производства на селе, предпринимательство и обучение значительная доля молодежи в населении может стать благоприятной возможностью для
развития и экономического роста.

Однако при отсутствии возможностей образования и формирования крепкой экономики со здоровыми рынками труда это может порождать немало проблем. Невозможность трудоустройства для молодежи во многих странах приводит к кризисным ситуациям. Все недавние беспорядки, произошедшие в Греции, Иране, Франции и Китае, хотя бы отчасти были связаны с отсутствием возможностей для обучения и трудоустройства молодежи. Часть молодежи, не имея перспектив получить работу и надежд на улучшение в будущем, нередко примыкает к криминальным структурам или к той или иной стороне в вооруженных конфликтах.

Для десятков миллионов молодых людей образование остается недоступным. В целом по миру менее 60% молодых людей посещают среднюю школу, а в Африке южнее Сахары - менее 30%. Кроме того, ВИЧ-инфекция и СПИД, а также сохраняющаяся во многих африканских странах высокая рождаемость также представляют серьезные взаимосвязанные вызовы для молодежи.

Перспективы есть для стран Африки, Азии, Центральной Америки в плане демографии, но если они не смогут воспользоваться данной форой, то на что максимум они смогут расчитывать - стать только поставщиком дешевой раб. силы, когда в Европе и США будет максимум пенсионеров.

P.S. Возможно АФРИКА - это будущий КИТАЙ, не зря китайцы сейчас инвестируют в Африку...

краткое содержание других презентаций

«Демографическая ситуация в современной России» - Анализ данных из социальных паспортов. Естественная убыль. Миграция. Распределение по месту проживания. Особенности структуры населения. Возрастной состав россиян. Вопросы. Количество учащихся. Отношение к деторождению. Основные демографические процессы. Желание. Выводы по данным переписи 2010. Демография России. Браки и разводы. Особенности структуры населения современной России. Результаты анкетирования учащихся.

«Демографическое развитие России» - Демографические тенденции. Послевоенные переписи. Итоги демографического развития страны. Уровень благоустройства жилого фонда. Перепись населения. Доля населения в рабочем возрасте. Рост роли трудовой деятельности и пенсий. Ранг России в мировой иерархии. Резких изменений этнического состава населения не происходит. Ослабевает прочность брака. Перепись 2010 г. Страна стоит перед очень серьезными демографическими вызовами.

«Демографические проблемы России» - В результате годовой прирост населения снизился с 2,8 до 1,0% и стал ниже среднемирового. В результате навсегда исчезли сотни видов животных и растений. 3. Пути решения демографической проблемы. Общий объем перемещений населения на новое место жительства достаточно велик. На численность населения России, хотя и в незначительной степени, влияет процент самоубийств. 2.1. Статистика абортов и детская смертность.

«Социальная статистика» - Общественная наука. Предоставляет информацию, необходимую для управления экономикой. Специальный коэффициент рождаемости. Текущий учет. Является частью общей статистической науки. Коэффициент рождаемости. Абсолютные показатели. Показатели движения населения. Показатели продолжительности жизни. Движение населения. Зеркало. Коэффициент общего прироста населения. Статистика населения. Ожидаемая продолжительность жизни.

«Демографическая политика России» - Последствия «демографической ямы» 1990-х. Демографическая политика Российской Федерации. Инерционный прогноз. Пространство для действия. Демографический потенциал. Институт научно-общественной экспертизы. Численность женщин в активном репродуктивном возрасте. Молодое поколение. Угрозы в экономике и социальной сфере. Исторический шанс. Семейная политика.

Подробное решение тема Тема 3 по географии для учащихся 10 класса, авторов В.П. Максаковский Базовый уровень 2017

  • Гдз рабочая тетрадь по Географии за 10 класс можно найти

Задание 1. Проанализируйте рис. 7. Подсчитайте, во сколько раз увеличилось население земного шара с начала нашей эры до 2010 г. На сколько миллионов человек оно возросло в XIX и XX вв.? Произведите другие расчёты и сравнения для доказательства положений учебника.

Население Земли к 2010 г увеличилось в 30 раз в сравнении с количеством населения в начале нашей эры. Так за 20 век население увеличилось на 4,41 млрд человек (с 1,66 млрд в 1900 г и до 6,07 млрд в 2000 г), а за первое десятилетие 21 века (2000-2010 гг) оно выросло еще на 0,83 млрд человек.

Задание 2. Используя данные учебника, нанесите на контурную карту мира шесть стран, на которые приходится 50% мирового населения.

Задание 3. Используйте рис. 10 для конкретизации положений учебника. Охарактеризуйте по нему распространение первого и второго типов воспроизводства населения. Проанализируйте средние цифровые показатели («формулы») воспроизводства отдельных регионов, сравните их и объясните различия. Используйте также таблицы 12 и 13 в «Приложениях».

Первый тип воспроизведение характерен для стран Европы, Северной Америки, СНГ, Китая, Австралии и Океании, стран Зарубежной Азии (Китай, Япония, Таиланд), некоторых стран Латинской Америки (Чили, Аргентина, Уругвай). Однако это группа неоднородна по показателю прироста, так стран Европы и СНГ характере практически нулевой или близкий к нему прирост населения, в то время как для стран Северной Америки (США и Канада) прирост составляет от 3 до 6 чел. на 1000 жителей, или 3-6%о. В таких странах (например, США, Австралия, Канада) обеспечивается довольно значительный прирост населения.

Второй тип воспроизведение характерен для стран Африки, большинства стран Латинской Америки, Азии.

Задание 4. Используя данные табл. 2, сравните динамику численности населения отдельных крупных регионов земного шара; рассчитайте, как изменяется их доля в общем населении Земли; объясните эти изменения.

Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что население Земли в целом за указанный период (с 1950 по 2010 гг) увеличилось в 2,7 раза. Однако темпы прироста населения в разных регионах мира отличаются. Самые быстрые темпы характерны для Африки (население к 2010 г увеличилось в 4,6 раз), затем идет Латинская Америка (в 3,5 раза) и Зарубежная Азия (в 2,9 раз). Средними темпами прироста отличается Северная Америка и Австралия с Океанией (в 2 раза). Наименьшие темпы характерны для стран СНГ и Европы (в 1,5 раз и в 1,3 раз соответственно).

Задание 5. Используйте текст учебника и другие источники информации для конкретизации схемы демографического перехода. Приведите примеры регионов и стран мира, которые в начале XXI в. находятся на разных этапах этого перехода.

Демографический переход включает в себя 4 этапа:

Для 1 этапа характерны очень высокие показатели рождаемости и смертности и соответственно очень низкий естественный прирост (ныне он уже почти не встречается);

2-ой этап характеризуется резким сокращением смертности (благодаря прежде всего успехам медицины) при сохранении традиционно высокой рождаемости (характерен для Бутана);

При 3-ем этапе наблюдаются низкие показатели смертности (а иногда даже их некоторое увеличение, связанное с «постарением» населения), снижение рождаемости тоже снижается, но обычно она всё же несколько превышает смертность, обеспечивая умеренное расширенное воспроизводство и рост численности населения (Турция);

На 4-ом этапе показатели рождаемости и смертности совпадают (страны Европы).

Задание 6. Проанализируйте карту полового состава населения в атласе. Используйте её для конкретизации и иллюстрации положений, содержащихся в тексте учебника.

Примерно в 2/3 стран мира женщины численно преобладают. Наиболее значителен такой перевес в ряде стран СНГ, в зарубежной Европе, в Северной Америке, что объясняется тем, что средняя продолжительность жизни у женщин обычно на несколько лет больше. Также на это влияет ряд других факторов: уровень жизни, наличие войн в истории страны/региона и пр. В Африке, Латинской Америке, Австралии и Океании численность мужчин и женщин примерно одинакова. В зарубежной Азии мужчины заметно преобладают. Касательно половой структуры населения в мировом масштабе, то оно примерно одинаково (100 женщин к 101 мужчине).

Задание 7. Сравните рисунки 10 и 11. Докажите с их помощью положение учебника о влиянии типов воспроизводства населения на его возрастной состав. Как вы объясните это взаимодействие?

Для стран с преобладанием первого типа воспроизводства населения характерно либо одинаковое количество населения детского (0-14 лет) и пожилого (старше 60 лет) возраста, либо незначительное преобладание детей (для Европы 16% детей и 17% людей пожилого возраста). В то время как в странах со вторым типом воспроизводства населения количество детей в общей структуре населения в несколько раз превышает население пожилого возраста (для Азии 28% детей и 6% людей пожилого возраста, Африка 42% и 3% соответственно).

Задание 8. Проанализируйте рис. 9. Объясните различия между возрастно-половыми пирамидами стран первого и второго типов воспроизводства населения.

Для стран с первым типом воспроизведения населения характерно примерно одинаковое соотношение мужчин и женщин в возрастно-половой структуре, что объясняется высоким уровнем жизни и медицины. В странах со вторым типом воспроизведения наблюдается преобладание мужчин в возрастных группах от рождения до 30 лет, что объясняется социальным положением женщины в обществе (принижение, ранние браки, предпочтение рождения детей мужского пола в связи с религией и пр.). Затем количество женщин и мужчин в возрастной структуре выравнивается, что можно объяснить повышенной смертностью мужчин в связи с тяжелым физическим трудом и не очень высоким уровнем медицинского обслуживания.

Задание 9. Пользуясь поисковыми системами Интернета, найдите информацию об итогах переписи населения в России, проведённой в октябре 2010 г. Постройте по этим данным возрастно-половую пирамиду России на эту дату.

По результатам переписи населения 2010 г общая численность населения 142 856 536 чел. Данные взяты с http://www.gks.ru

Задание 10. По карте национального состава населения в атласе изучите основные языковые семьи и ареалы их распространения по земному шару. Определите, народы каких языковых семей преобладают в зарубежной Европе, зарубежной Азии, Африке, Северной и Южной Америке, Австралии и Океании. Выводы запишите в тетрадь.

Самая распространённая языковая семья - индоевропейская. На языках этой семьи говорят 150 народов общей численностью более 3 млрд чел., принадлежащих к 11 языковым группам и живущих во всех частях света. В зарубежной Европе и Америке на языках этой семьи говорит 95% всего населения. Примерно 1,8 млрд чел. говорят на языках сино-тибетской семьи, в основном китайском, более 300 млн - на языках афразийской семьи, в основном арабском. Численность большинства остальных семей значительно меньше.

Задание 11. Объясните:

11.1. Почему по-английски говорят не только англичане, но и жители США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки? Почему английский язык широко распространён в Индии, Пакистане, Бангладеш и многих других странах?

Индия, Пакистан, Бангладеш долгое время были колониями Великобритании, в связи с чем там распространен английский язык. А так как Великобритания обладала обширными колониальными владениями и вела торговлю по всему миру, то английский язык стал одним из основных языков для международного общения. США, Канада, Австралия и Новая Зеландия - страны, которые были основаны переселенцами из Старого Света, в том числе и из Великобритании.

11.2. Почему испанский язык до XVI в. господствовал только в Испании, а теперь является государственным и родным языком для большинства народов Латинской Америки?

Так как с 16 века Испания стала проводить активную политику по завоеванию новых земель в Новом Свете (Латинская Америка), которые затем были колониальными владениями Испании на протяжении нескольких веков.

11.3. Почему арабский язык, которым до VII в. пользовалось лишь население Аравийского полуострова, затем распространился по всей Северной Африке?

Распространение арабского языка в Северной Африке связано с завоеванием этих территорий и включением их в состав арабского государства Халифат (основано в начале 7 века на территории Саудовской Аравии) и распространением ислама как основной религии данного государства.

Задание 12. По карте религий в атласе охарактеризуйте ареалы распространения мировых религий. Определите, какие религии преобладают в отдельных крупных регионах Земли.

Наиболее распространёнными религиями является христианство (католицизм, протестантизм и православие), ислам и буддизм. В Старом и Новом свете преобладает католицизм и протестантизм), также данные ветви христианства распространены в Австралии и Африке, что связано с колониальным прошлым этих регионов. На территории стран СНГ распространено православие. Ислам широко распространен на территории Северной и Центральной Африки, а также Юго-Западной и Центральной Азии. Приверженцы иудаизма главным образом проживают на территории Индии и соседних с ней стран. Также в число наиболее распространённых религий входит буддизм (Китай, восток России).

Задание 13. Проанализируйте карту плотности населения в атласе. Выделите на ней регионы с высокой плотностью и попытайтесь объяснить причины их возникновения. Способом наложения физической карты мира и карты плотности населения в атласе определите, какие виды экстремальных условий не благоприятствуют расселению людей. Приведите примеры стран, отличающихся особенно резкими различиями в заселённости территории, объясните их причины.

Население мира размещается крайне неравномерно: около 2/3 всех людей проживает на 8% территории суши. Наибольшая плотность населения характерна для Европы, Южной Азии (Индия, Бангладеш), Юго-Восточной Азии. На плотность населения влияют природные и исторические факторы. Люди заселили и освоили в первую очередь наиболее благоприятные для жизни территории: низменности и равнины, расположенные на высоте до 500 м над уровнем моря, регионы с теплым, благоприятным климатом. Также на протяжении всей истории человеческой цивилизации на расселении людей сильно сказывается тяготение к транспортным и торговым путям.

Задание 14. С помощью Интернета найдите сведения о плотности населения стран мира. На их основе составьте классификационную таблицу с примерами трёх-пяти стран, имеющих показатели плотности населения (чел./км2): 1) менее 10; 2) от 10 до 100; 3) от 101 до 200; 4) от 201 до 500; 5) свыше 500.

Задание 15. Пользуясь данными выполненной работы, докажите на конкретных примерах, что по показателю плотности населения нельзя судить об уровне социально-экономического развития той или иной страны.

Плотность населения в стране никак не связана с уровнем ее социально-экономического развития, так среди стран с максимальной плотностью (>500) есть как развитые страны (Сингапур, Монако), так и развивающиеся (Бангладеш).

Задание 16. Пользуясь основным текстом учебника, нанесите на контурную карту мира главные районы трудовой иммиграции. Покажите стрелками, откуда в эти районы прибывает рабочая сила.

Задание 17. Используя рис. 14 и табл. 16 в «Приложениях», изучите размещение крупнейших городов мира. Распределите их по крупным регионам и странам и охарактеризуйте общую тенденцию изменений.

Наибольшее число крупных городов (более 5 млн чел) расположены в Северной и Латинской Америке, Европе, Юго-Восточной Азии (Индия, Китай), которые представляют собой наиболее густозаселенные регионы мира. Можно выделить тенденцию по формированию таких агломераций (более 5 млн) в Африке (Лагос).

Задание 18. С помощью интернет-сайта googl-maps рассмотрите космические снимки крупнейших городских агломераций мира и проведите сравнение их географического микроположения.

Проанализировав спутниковые снимки крупнейших агломераций мира можно сделать вывод, что зачастую ядрами крупнейших городских агломераций становятся столицы, наиболее важные промышленные и портовые центры.

Задание 19. Используйте рис. 15 и карту мировой урбанизации в атласе для конкретизации и иллюстрации положений, содержащихся в тексте учебника. Определите, какие показатели уровня урбанизации можно считать очень высокими, высокими, средними, низкими, очень низкими для отдельно взятой страны. Покажите это на примерах. Рассмотрите распространение высоко-, средне- и слабоурбанизированных стран, попытайтесь объяснить его.

Наиболее урбанизированные страны характерны для Северной и Латинской Америки, Европы, СНГ, Австралии и Юго-Западной Азии. Средне- и слабоурбанизированные страны характерны для Африки и Азии. Современная урбанизация как всемирный процесс обладает тремя общими чертами, характерными для большинства стран: 1 - быстрые темпы роста городского населения (особенно в менее развитых странах), 2 - концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах, 3 - «расползание» городов, расширение их территории.

Задание 20. Используя данные табл. 4, постройте на контурной карте мира картодиаграмму численности городского населения крупных регионов мира в 1950 и 2010 гг. Проанализируйте её и сделайте выводы.

Вывод: За вторую половину 20 века население Земли увеличилось с 750 млн чел до 3,7 млрд чел. Особенно быстрыми темпами выросло население Азии, Африки и Латинской Америки.

Задание 21. Проанализируйте данные табл. 4. Рассчитайте, во сколько раз увеличилась численность городского населения в отдельных регионах мира в 1950-2010 гг. Рассчитайте долю отдельных регионов в общей численности городского населения мира. Составьте таблицу в рабочей тетради. Какие положения учебника подтверждают её данные? Используйте также табл. 16 в «Приложениях».

Задание 22. Работа в тетради.

22.1. На основе приобретённых знаний составьте таблицу ведущих признаков понятия «урбанизация».

22.2. На основе приобретённых знаний назовите причины следующих явлений:

а) Уровень смертности в развивающихся странах в последние десятилетия снизился, а рождаемость осталась высокой?

Ответ: Снижение смертности наблюдается за счет повышение уровня медицины в развивающихся странах и постепенного улучшения уровня жизни.

б) Китай и Индия наиболее активно проводят государственную демографическую политику?

Ответ: Китай и Индия - мировые лидеры по количеству населения. В связи с этим у них наблюдаются проблемы обеспечения населения продовольствием, рабочими местами, образованием и пр. Проводя плановую государственную политику Китай и Индия стараются регулировать рождаемость и как результат количество населения, чтоб повысить уровень жизни в стране.

в) Население мира размещается неравномерно?

Ответ: Мировое население размещено неравномерно. Так 2/3 всех людей проживает на 8% территории суши.

г) Городское население концентрируется прежде всего в больших городах?

Ответ: Крупные города обладают лучшей инфраструктурой, что привлекает население из сельской местности в города. Однако стоит отметить, что нет единого для всех стран понятия «город». Так для некоторых стран крупный город будет с населением более 100 тысяч человек, а для другой страны с населением 5000 тысяч и меньше.

22.3. Составьте словарик новых терминов, с которыми вы познакомились при изучении темы.

Демографическая политика - система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении.

Демографический переход - исторически быстрое снижение рождаемости и смертности, в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений.

Экономическая активность населения - степень вовлечения населения в хозяйственное производство.

22.4. Изучите текстовые карты и карты атласа, характеризующие население мира. Определите, какими картографическими способами они составлены. Как по-вашему, какую информацию можно получить в результате их анализа?

При создании карт, характеризующих население мира, используется огромное количество картографических способов, среди которых наиболее распространены:

Способ качественного фона (для обозначения численности и плотности населения, смертности, рождаемости и пр.);

Точечный способ (используется для обозначения населенных пунктов);

Знаки движения (применимы к таким социальным явлениям как миграции населения);

Картодиаграммы и картограммы (служат для перевода в наглядный образ таких статистических данных как уровень рождаемости, религиозный и национальный состав и пр.).

22.5. Подготовьте краткое устное сообщение на тему «Демографический взрыв и его последствия» или «Урбанизация в современном мире».

Демографический взрыв – образное обозначение быстрого количественного роста мирового населения, начавшегося с 1950-х гг. Основной причиной, которая привела к данному взрыву является снижение уровня смертности при сохранении высоких показателей рождаемости. На снижение уровня смертности повлияло: развитие здравоохранения, распространение мер гигиены, улучшение материальных условий жизни. Темпы прироста населения отличаются в развитых и развивающихся станах. Особенно быстро население растет в развивающихся странах, в то время как в развитых странах темпы ниже.

Следствия демографического взрыва: чрезвычайно быстрый рост населения Земли, усиление неравномерности в размещении населения мира (9/10 населения Земли проживает в развивающихся странах).

Блок самоконтроля и взаимного контроля

Как вы объясните:

1. Каковы основные признаки и показатели первого и второго типов воспроизводства населения?

Для первого типа воспроизводства населения характерны невысокие показатели рождаемости, смертности и соответственно естественного прироста. Для второго типа воспроизводства населения типичны высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности.

2. Какие причины влияют на размещение и плотность населения мира?

На размещение населения влияют природные факторы, так в первую очередь население заселяет территории с благоприятными условиями. Значительную роль играет исторический фактор. Сегодня на размещение населения влияет уровень экономического развития региона мира, страны.

3. Какие изменения произошли после Второй мировой войны в характере и географии внешних миграций населения мира?

После Второй мировой войны размеры международных миграций снова стали возрастать, что привело к новому «миграционного взрыв». Основная причина этих миграций - экономическая, так как в разрушенных после войны странах была плохая экономическая ситуация.

4. Каковы главные общие черты глобального процесса урбанизации?

Главные черты процесса урбанизации: быстрые темпы роста городского населения, концентрация населения в крупных городах с развитой инфраструктурой, расширении городов за счет включения в городскую черту новых территорий с сельским населением.

Как вы думаете:

1. Что имел в виду известный русский географ А.И. Воейков, когда писал: «Решающим фактором в распределении населения является не столько окружающая человека среда, сколько сам человек»?

Так как человек может изменить среду обитания под себя, то выбор места проживания человеком может не зависеть от природных условий и основываться только на его предпочтениях.

2. Почему показатель средней плотности населения Земли имеет тенденцию к постоянному росту?

Так как население Земли постоянно растет, то увеличивается и средняя плотность населения

3. Почему один из отчётов ООН был назван «Наш демографически разделённый мир»?

Уровень социально-экономического развития страны влияет на рождаемость. Так в развитых странах рождаемость низкая (чуть больше смертности, равна или меньше её). В развивающихся странах ситуация противоположная. Так высокий уровень рождаемости и относительно низкий уровень смертности. Таким образом мир разделен на регионы, которые сильно отличаются между собой по уровню естественного прироста населения.

4. Правы ли те демографы, которые считают, что XXI век будет веком старения населения Земли?

Данное мнение имеет право быть, так как в развитых странах наблюдается нулевой или отрицательный естественный прирост, что приводит к увеличению людей пожилого возраста в возрастной структуре. Так как все больше стран выходит на высокий уровень социально-экономического развития, то можно предположить, что в этих странах также будет увеличиваться доля пожилых людей.

Знаете ли вы:

1. Какая из приведённых ниже «формул» воспроизводства населения относится к странам второго типа воспроизводства: 14-8=6 или 22-8=14?

Вторая формула характеризует страны с вторым типом воспроизведения.

2. Что общего у следующих стран: а) Кения, Кувейт, Индонезия, Вьетнам, Алжир, Никарагуа; б) Франция, Канада, Болгария, Австралия, Куба, Япония?

Страны перечисленные в пункте А - это страны со вторым типом воспроизведения населения. В пункте Б перечислены страны с первым типом воспроизведения населения.

3. Какие из перечисленных ниже народов относятся к индоевропейской семье языков: китайцы, хиндустанцы, русские, японцы, бразильцы, американцы США, англичане?

Ответ: Хиндустанцы, русские, англичане.

4. В каких из перечисленных ниже стран большая часть населения исповедует католицизм: 1) Украина; 2) Нидерланды; 3) Италия; 4) Греция; 5) Филиппины; 6) Индонезия; 7) Судан; 8) Аргентина?

Ответ: Италия, Филиппины, Аргентина.

Можете ли вы:

2. Дать определение понятий «воспроизводство населения», «урбанизация»?

Урбанизацией называется рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возникновение и развитие всё более сложных сетей и систем городов.

Под воспроизводством населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

3. Привести примеры стран, находящихся на втором, третьем и четвёртом этапах демографического перехода?

1-ый этап: Судан.

2-ой этап: Бутан.

3-ий этап: Турция.

4-ый этап: Германия.

4. Указать, какие из приведённых ниже стран относятся к первому, а какие ко второму типу воспроизводства населения: Австрия, Индия, Иордания, Италия, Мозамбик, Судан, Таджикистан, Уганда, Филиппины, Австралия?

К первому типу воспроизведения относятся: Австрия, Италия, Австралия, Филиппины.

Ко второму типу воспроизведения: Индия, Мозамбик, Судан, Уганда, Иордания, Таджикистан.

5. Охарактеризовать географические особенности первого и второго типов воспроизводства населения и группировку стран в их пределах?

Первый тип воспроизведения населения характерен для стран Европы, СНГ, Северной Америки, Австралии и некоторых стран Латинской Америки (Аргентина, Уругвай, Чили).

Второй тип воспроизведения: страны Африки, Азии, большинство стран Латинской Америки.

6. Рассказать о значении показателя средней ожидаемой продолжительности жизни и дать его количественную характеристику?

Ожидаемая продолжительность жизни является важным обобщающим критерием состояния здоровья той или иной нации. В начале XXI в. ожидаемая продолжительность жизни для всего мира 69 лет (67 лет для мужчин и 72 года для женщин). Для экономически развитых стран составляют 75 и 81, для развивающихся - 66 и 69, в том числе для наименее развитых стран - 55 и 58 лет.

7. Охарактеризовать этнолингвистическую классификацию народов мира?

Классификация народов по языку основывается на принципе их родства. Данное родство обычно связано с происхождением нескольких языков от одного праязыка. Самая распространённая из них - индоевропейская семья. На языках этой семьи говорят 150 народов общей численностью более 3 млрд чел. В зарубежной Европе и Америке на языках этой семьи говорит 95% всего населения. Примерно 1,8 млрд чел. говорят на языках сино-тибетской семьи, в основном китайском, более 300 млн - на языках афразийской семьи, в основном арабском.

8. Выбрать правильный ответ: ислам исповедует большинство жителей: Испании, Индии, Ирана, Пакистана, Индонезии, Алжира, Бразилии?

Ответ: Иран, Пакистан, Индонезия, Алжир.

9. Указать, какие из перечисленных ниже регионов и стран являются главными очагами привлечения трудовой миграции населения: Западная Европа, страны Персидского залива, Юго-Восточная Азия, Северная Афри-ка, Северная Америка, Россия, Австралия, Германия?

Ответ: Западная Европа, страны Персидского залива, Северная Америка, Германия, Австралия.

10. Обозначить на контурной карте мира по памяти десять крупнейших городов мира.

(Данные взяты за 2015 г)

11. Распределить перечисленные ниже страны в соответствии с уровнем их урбанизации (по убывающей): Австралия, Китай, США, Великобритания, Эфиопия, Аргентина, ФРГ?

Ответ: Эфиопия – 15% от населения страны, Китай – 47% от населения страны, Германия – 75%, США – 80%, Аргентина – 87%, Австралия – 88%, Великобритания – 89%.

Планета Земля - дом для множества живых существ, главным из которых является человек.

Сколько людей населяют планету

Численность населения мира на сегодняшний день составляет почти семь с половиной миллиардов человек. Пиковое значение ее роста было отмечено в 1963 г. В настоящее время правительства одних стран проводят сдерживающую демографическую политику, другие же пытаются стимулировать прирост численности людей в своих границах. Однако общее население Земли стареет. Молодые люди не стремятся воспроизводить потомство. Население планеты Земля на сегодняшний день имеет неестественный перекос в сторону пожилых. Эта особенность усложнит материальное обеспечение пенсионеров.

По прогнозам ученых, уже к концу двадцать первого века население мира разменяет одиннадцатый миллиард.

Где живет больше всего людей

В 2009 году прозвучал тревожный звоночек. Население мира, проживающее в городах, сравнялось по своей численности с количеством людей в деревнях и сельской местности. Причины такого перемещения труда просты. Население мира стремится к удобствам и богатству. Зарплаты в городах выше, а жизнь проще. Все изменится, когда городское население мира ощутит недостаток продуктов питания. Многие будут вынуждены вновь перебраться в провинцию, ближе к земле.

Таблица населения мира представлена следующим образом: в пятнадцати странах проживают почти пять миллиардов человек. Всего же на нашей планете насчитывается больше двухсот государств.

Наиболее густонаселенные страны

Численность населения мира можно представить в виде таблицы. При этом указаны будут самые густонаселенные страны.

Население

Индонезия

Бразилия

Пакистан

Бангладеш

Российская Федерация

Филлипины

Наиболее густонаселенные города

Карта населения мира на сегодняшний день имеет уже три города, население которых превысило двадцать миллионов человек. Шанхай - один из крупнейших городов Китая, который стоит на реке Янцзы. Карачи - портовый город в Пакистане. Замыкает тройку китайская столица - Пекин.

По плотности населения пальму первенства держит главный город Филиппин - Манила. Карта населения мира сообщает, что в отдельных районах этот показатель достигает семидесяти тысяч человек на квадратный километр! Инфраструктура плохо справляется с таким наплывом жителей. Для примера: в Москве этот показатель не превышает пяти тысяч человек на квадратный километр.

Также в список городов с очень большой плотностью населения входят индийский Мумбаи (этот населенный пункт ранее назывался Бомбей), столица Франции - Париж, китайская автономия Макао, карликовое государство Монако, сердце Каталонии - Барселона, а также Дакка (Бангладеш), город-государство Сингапур, Токио (Япония), и уже упомянутый ранее Шанхай.

Статистика роста населения по периодам

Несмотря на то что человечество появилось более трехсот лет назад, долгое время его развитие происходило крайне медленно. Сказывались малая продолжительность жизни и крайне тяжелые условия.

Первый миллиард человечество разменяло лишь в начале девятнадцатого века, в 1820 году. Прошло чуть более ста лет, и в 1927-м газетчики раструбили радостные вести о втором миллиарде землян. Всего через 33 года, в 1960-м, они рассказали о третьем.

С этого периода ученые начали всерьез переживать о буме роста населения планеты. Но это не помешало в 1974 году четырехмиллиардному жителю планеты радостно заявить о своем появлении. В 1987-м счет пошел на пять миллиардов. Шестимиллиардный землянин появился на свет ближе к миллениуму, в конце 1999 года. Не прошло и двенадцати лет, как нас стало на миллиард больше. При существующих темпах рождаемости не позднее конца первой четверти текущего столетия в газетах появится имя восьмимиллиардного человека.

Такие впечатляющие успехи достигнуты в первую очередь благодаря значительному уменьшению кровопролитных войн, уносящих миллионы жизни. Были побеждены многие опасные болезни, медицина научилась значительно продлять жизнь людей.

Последствия

До девятнадцатого века людей мало интересовала популяция мира. Термин «демография» был введен в обиход лишь 1855 году.

На текущий момент проблема становится все более угрожающей.

В семнадцатом веке считалось, что на нашей планете может комфортно жить четыре миллиарда людей. Как показывает реальная жизнь, эта цифра значительно приуменьшена. Нынешние семь с половиной миллиардов при разумном распределении ресурсов чувствуют себя относительно комфортно.

Потенциальные возможности заселения возможны в Австралии, Канаде, в районах пустынь. Это потребует определенных сил на благоустройство, но теоретически это реально.

Если учитывать исключительно территориальные возможности, то на планете можно поселить до полутора квадриллионов человек! Это огромная цифра, в которой содержится пятнадцать нулей!

Но пользование ресурсами и стремительный нагрев атмосферы очень быстро так сильно изменят климат, что планета станет безжизненной.

Максимальное количество жителей на Земле (при умеренных запросах) не должно превышать двенадцати миллиардов. Эта цифра взята из расчетов обеспечением пищей. При росте населения необходимо получать больше ресурсов. Для этого следует использовать больше площадей для засева, увеличить поголовья скота, экономить водные ресурсы.

Но если пищевые проблемы можно решить относительно быстро, благодаря генетическим технологиям, то организация потребления чистой питьевой воды - это гораздо более сложное и затратное мероприятие.

Помимо этого, человечество должно переходить к использованию возобновляемых источников энергии - ветра, солнца, энергии земли и воды.

Прогнозы

Китайские власти уже не одно десятилетия пытаются решить проблему перенаселения. Долгое время действовала программа, разрешающая появление не более одного ребенка в семье. Помимо этого, среди населения была проведена мощная информационная кампания.

На сегодняшний день можно говорить о том, что китайцам все удалось. Прирост количества населения стабилизировался и, по прогнозам, должен уменьшаться. Не последнюю роль здесь сыграл фактор роста благосостояния жителей КНР.

Касательно бедных Индии, Индонезии, Нигерии перспективы далеко не радужны. Уже через тридцать лет Китай может потерять «пальму первенства» в демографическом вопросе. Население Индии к 2050 году может превысить полтора миллиарда человек!

Рост населения только ухудшит экономические проблемы бедных государств.

Проводимые программы

Долгое время люди вынуждены были иметь большое количество детей. Ведение хозяйства требовало огромных сил, и в одиночку справиться было невозможно.

Гарантированное пенсионное обеспечение может помочь решить проблему перенаселения.

Также возможными путями решения демографического вопроса становятся продуманная социальная политика и разумное планирование семьи, а также повышение экономического и социального статуса прекрасной половины человечества, рост уровня образования в целом.

Вывод

Очень важно любить себя и своих близких. Но не стоит забывать о том, что планета, на которой мы живем, - наш общий дом, к которому надо относиться уважительно.

Уже сегодня стоит умерить свои потребности и задуматься о планировании, для того чтобы наши потомки могли так же комфортно жить на планете, как и мы сами.

КАРТЫ НАСЕЛЕНИЯ, тематические карты, отображающие размещение населения и особенности его расселения по территории, состав, воспроизводство и миграционная подвижность, национальные характеристики и социально-экономические особенности. Выделяют основные группы карт населения: собственно географические (размещения населения и расселения), демографические, этнографические и социально экономические.

Карты размещения населения (наиболее многочисленная группа карт населения) включают два вида карт численности населения и населенности территории. Первые характеризуют абсолютное значение численности населения (в отдельных пунктах, территориальных единицах или ареалах), вторые отображают отношение численности населения к географическому пространству его обитания и деятельности в показателях плотности населения или потенциала поля расселения. Карты расселения показывают типы поселений (производственно-функциональные, планировочно-топографические, историко-генетические) и их территориальной системы.

Демографические карты отображают воспроизводство населения, состав населения по полу и возрасту, семейное положение и состав семей, так называемое естественное движение населения, его миграции.

Этнографические карты раскрывают особенности национального состава населения, расселения отдельных народов, их быта, элементов материальной и духовной культуры, трудовых навыков и прочее, к ним примыкают карты расового состава и антропологических характеристик населения.

Социально-экономические карты населения характеризуют его социальный состав, трудовые ресурсы и их использование, уровень жизни населения и т. д.

В картографировании населения используют различные способы изображения (см. Картографический метод в демографии). Выбор способов изображения зависит от содержания, назначения, масштаба карт, характера источников для их составления. Карты численности населения составляют значковым способом (людность поселений), точечным способом. Первый способ чаще используется для показа городов, второй - для сельского населения (например, карты населения ряда стран мира, разработанные по методике комиссии географии населения Международного географического союза). Используется способ картодиаграммы для совокупного изображения численности населения по единицам территориального деления - странам, провинциям, областям и т. д. В картах плотности населения чаще применяют способы картограммы (по единицам территориального деления) и ареалов (определяемых по сети поселении и пределам хозяйственной и прочей деятельности населения). Способ ареалов географически более эффективен и широко распространен в картографировании плотности населения в СССР. Применяют также способ изолиний, основанный на условном представлении распределения плотности населения как непрерывной статистической поверхности. На картах потенциала поля расселения, в соответствии с непрерывностью его распределения, используют способ изолиний.

Карты типов поселений чаще составляют значковым способом, с индивидуальной характеристикой населенных пунктов; при необходимости обобщения применяют также способ ареалов - для показа распространения отдельных типов, или способ качественного фона - для разграничения территории по типам поселений (ареалы и качественный фон чаще используются для отображения типов сельского поселений). Карты типов расселения, характеризующие территориальные системы поселений, обычно составляются способом качественного фона. Количественные показатели расселения (густота поселений, среднее расстояние между населенными пунктами, распределение населения по пунктам разной людности и пр.) чаще картографируют способами картограммы и картодиаграммы по сетке территориальных единиц административных, хозяйственных или условных регулярных (геометрических).

На картах демографических характеристик населения обычны так называемые статистические способы изображения по единицам территориального деления: картограммы и картодиаграммы (соответственно территориальному обобщению этих данных в демографической статистике). Для отображения миграций чаще применяют способ линий (знаков) движения, либо следующих конкретным трассам миграционных потоков, либо схематически соединяющих места их выхода и входа. Миграционный обмен между территориальными единицами (странами, регионами и пр.) может быть показан также способом картодиаграммы. Иногда миграционный процесс отображают точечным способом (например, на картах «дневного» и «ночного» населения городов, демонстрирующих развитие маятниковых миграции).

Этнографические карты чаще всего составляют способом качественного фона (так называемым методом этнической территорий), характеризующим особенности этнического расселения. Для показа национального состава населения используют способы картограммы и картодиаграммы (для городов - структурные значки). Расселение отдельных народов может быть отображено способом ареалов. Для карт расовых характеристик населения применяют способ качественного фона, антропологические показатели передают картограммой или картодиаграммой.

Для социально экономических характеристик населения в соответствии с характером исходных статистических материалов обычно используют картограммы и картодиаграммы по территориальным единицам различного ранга.

Географически более информативные способы (значков, ареалов, уточненной картограммы и др.) чаще применяются на картах населения научно-справочного назначения (например, в национальных и региональных атласах, атласах крупных городов и др.) и при сравнительно крупных масштабах изображения.

Карты населения получили развитие в России и за рубежом начиная с 19 века. Наиболее значительные из относительно ранних карт населения - карта населения Швеции Стена де Геера в масштабе 1 500 000 (1919), с которой началось широкое развитие точечного картографирования размещения населения, и Дазиметрическая карта Европейской России под редакцией В. П. Семенова-Тян-Шанского в масштабе 1 420 000 (1922-25), где впервые для изображения плотности населения был применен так называемый метод пятен - количественных ареалов, получаемых очерчиванием сети поселений заданным радиусом обводки (удаления). Среди первых карт размещения населения по отдельным населенным пунктам - Карта расселения народов Севера П. Е. Терлецкого (1934) в масштабе 1: 5 000 000, отобразившая значками, наряду с людностью населенных пунктов, национальный состав их населения. Впоследствии обзорное картографирование населения получило в СССР наибольшее развитие в работах Института этнографии АН СССР, карты населения СССР в масштабе 1: 5 000 000, карты населения мира в масштабе 1: 15 000 000, Атлас народов мира (1964) и др. Научно-справочные карты населения в Советском Союзе наиболее распространены в комплексных региональных атласах и тематических сериях карт (работы Московского и других университетов, Института географии Сибири и Дальнего Востока СО АН СССР и др.). За рубежом различают направления тематического картографирования населения более всего развиты также в комплексных атласах - национальных и региональных, крупных городов, и особенно - в тематических атласах населения (например, в Великобритании, Франции, Индии и др.). В ряде стран мира (Канада, США, Великобритания, Индия и др.) серии карт населения разрабатываются и публикуются в качестве материалов национальных переписей населения.

Наряду с картами населения получают распространение также анаморфозы - изображения территориального распределения населения, где реальное географическое пространство заменено условным эквидемическим (равнонаселенным) «пространством», в котором площади населенных объектов (территориальных единиц) пропорциональны численности их населения (например, Изодемографические карта Канады, 1972).

В развитии и совершенствовании карт нас., ускорении их создания особое значение, наряду с совершенствованием статистич. учета нас. и развитием наук о народонас. (прежде всего - географии населения), широкие возможности открывают новые методы н средства картографирования - матем. картографич. моделирование и автоматизация, материалы съемок из космоса. Первые два направ ления обеспечивают значит. ускорение разработки карт нас. на основе массовой информации о нас., способствуют созданию карт интегрального и синтетич. содержания (напр., потенциала поля расселения, демографич. ситуации и т. д.). Материалы космич. съемок дают возможность уточнения и обновления изображения отд. поселений и их терр. систем, "мониторинга" расселения. Ключевое значение для использования новых методов и средств имеет создание географически ориентированных фондов ("банков") исходных данных (статистич., картографич. и др.), обеспечивающих детальную и полную информацию о числ. и др. характеристиках нас. и точную ее "привязку" к конкретным пунктам и терр. единицам. Подобные фонды данных и составление на их основе карт и атласов нас. получили распространение в ряде стран мира (США, Великобритания, Швеция, Франция, ГДР и др.)

О. А. Евтеев.

Демографический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.

Литература:

Коровицын В. П., Методы построения карт размещения населения, в кн. Вопросы географии и картографии, в. 1, М. 1935, Коровицын В. П., Вопросы картографирования населения, в кн. География населения в СССР. Основные проблемы, М - Л., 1964; Брук С. И., Евтеев О. А., Козлов В. И., Картографический метод в географическом исследовании населения, в сб. Научные проблемы географии населения, М. 1967, Синтетические карты населения и экономики, М. 1972; Евтеев О. А., Ковалев С. А. Население и трудовые ресурсы, в кн. Комплексные региональные атласы, М. 1976, Евтеев О. А., Карты населения и сферы обслуживания, в кн. Картография, т. 7, М. 1976 [Итоги науки и техники (ВИНИТИ АН СССР)]; Проблемы этнической географии и картографии, М. 1978, Witt W, Bevolkerungskartographie, Hannover, 1971.