Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Почему в россии человеческая жизнь бесценна, а за границей она стоит конкретных денег. Жизнь человека

12

Почему считается, что жизнь человека бесценна? Откуда такая идея глобальной значимости и ценности человеческой жизни?

Вопрос решен и закрыт .

Лучший ответ

Ответы

      2 0

    6 (11742) 3 7 24 7 лет

    Это неверное утверждение. Так говорить могут только или глупые люди, или лицемеры.
    Давайте порассуждаем. Откуда исходят наши убеждения о том, что всякая жизнь бесценна?
    Они исходят из двух субъективных высказываний:
    - Я бы никогда не убил человека
    - Я бы никогда не дал бы умереть человеку

    Однако, оба высказывания субъективны

    1) Человеческая жизнь не бесценна
    2) Ценность жизни различных людей не равноценна, как для отдельных индивидуумов, так и для общества в частности.

    Кто-то с этим, конечно, не согласится. Однако, давайте несогласные люди сначала ответят на следующий ряд вопросов:
    По поводу равноценности жизни.
    - Оплатили бы Вы операцию на сердце своему ребёнку?
    - Оплатили бы Вы операцию на сердце другу?
    - Оплатили бы вы операцию на сердце незнакомому человеку?
    - Оплатили бы Вы операцию на сердце маньяку, насильнику, и убийце?
    Одинаковые ли у Вас получились ответы? Если ответы у Вас разные, но Вы по-прежнему утверждаете, что жизнь каждого человека бесценна, то вы просто лицемер. Вы чудесно осознаёте разницу между ребенком, другом, незнакомым человеком и маньяком, и для Вас эти жизни не равноценны.2)

    Ценнее ли человеческая жизнь, чем Ваш личный комфорт?
    Помогаете ли Вы материально бездомным/детским домам/старикам/голодающим детям Африки?
    А могли бы Вы ради спасения лишних двадцати человеческих жизней продать квартиру и переселиться в коммуналку? Или в бочку, как Диоген? Так почему Вы этого не сделали?
    Сейчас наверняка голодные дети Африки гибнут потому, что такие как Вы не готовы пожертвовать квартирой ради того, чтоб их накормить. И не надо отмазок в стиле «что я один такой?» или «им государство должно помочь». Не помогут им. И Вы им не поможете. И они умрут от голода.
    Так почему нет? Значит в какой то момент времени Ваш личный комфорт становится для вас более ценной вещью, чем жизнь постороннего человека. Значит Вы вполне осознаете, что ценность жизни посторонних людей для Вас много меньше, чем некоторые материальные блага.

    Ценнее ли жизнь постороннего человека, чем жизнь Вашей кошки/собачки/черепашки?
    Выбросили бы вы своё домашнее животное на улицу, если бы это спасло человеческую жизнь? Например на деньги, которые Вы тратили на содержание зверя, Вы накопите средства для того чтоб вылечить от хронической болезни незнакомого Вам человека. А Вы это сделали? А почему нет? Наверное, потому, что домашнее животное Вы тоже цените больше, чем жизнь другого человека.

    Ряд вопросов.
    Кого Вы бы спасли смерти:
    - Ребёнка или взрослого?
    - Маньяка-насильника или Вора?
    - Убийцу или обычного человека?
    – Умственно отсталого или ученого?
    - Героя войны или предателя?
    Знаете какой правильный ответ на эти вопросы, если Вы все еще утверждаете, что жизнь человека бесценна? Правильный ответ «не знаю». В противном случае, вы только что несколько раз оценили жизнь нескольких различных людей, приговорив наименее ценных из к смерти.

      1 0

    6 (9074) 3 6 17 7 лет

    С точки зрения отдельно взятого индивидума бесценна его собственная жизнь. Обычный эгоцентризм. Других людей он можно рассматривать, например, как производственный фактор.

      0 0

    6 (9232) 2 8 27 7 лет

    почему только человека? - это эгоизм какой-то.
    просто любая жизнь, по тому, что это единственное, что нам дают в любом случае, что очень легко потерять, с чем трудно бороться, но можно получать удовольствие, если уметь пользоваться.
    Жизнь всех остальных (животных, ростений и т.д.) тоже очень важна.
    Но порой люди зациклены либо на одном (помагают животным) либо ни на чем. И именно свою жизнь, кстати говоря, ценят очень и очень не многие, но они и успешны.

      0 0

    5 (2581) 3 5 7 лет

    С точки зрения отдельно взятого индивидума бесценна его собственная жизнь. Обычный эгоцентризм. Других людей он можно рассматривать, например, как производственный фактор. Поднимись на высотку,заберись на край парапета и наклонись вперёд,более исчерпывающего ответа не найдёшь..

      0 0

    6 (5833) 2 2 6 7 лет

    Потому что каждый человек уникален и жизнь у него всего одна, больше такого не будет. Вот и бесценность - всё, что неповторимо, бесценно с какой-то своей определённой точки зрения.

      0 0

    7 (37866) 3 59 225 7 лет

    Безусловно это безнравственно и бездуховно но это совсем не снижает ценность и значимость таких женщин. Есть масса ситуаций когда такие женщины просто необходимы. Не смотря на то что с утра мы все очень редкие семьянины, и эталоны для подражания. И кто тут аморальней и безнравственней? Мы которые снимаем кольцо и кладём его в карман или они которые честно, глядя в глаза говорят 100 $ Такие дела.

    Война, и закончится она только тогда когда на земле останется 1 или 0 человек.
    Если бы каждый человек озвучил бы хотя-бы малую часть своих мыслей вслух, уже начнется война, не говоря уже о полном освабожении от страхов (ведь границы часто ими и очерчены)

    я думаю после потрясений

    Человек взрослеет...что тут удивительного? Было бы странным если бы ничего не менялось. Главное, чтобы изменения были положительными...

    Я б сказал, что человеческие ценности - это развитие ценностей этих, как ты гришь, альтернативных обществ. Дисциплина муравейников/ульев, социальная иерархия стад/стай, забота о слабых членах сообщества, стремление к независимости в рамках своего сообщества и всякое такое - это всё было до человека и существует и вне его популяции. Собсно, в наших ценностях нет ничего нового, я б даже сказал - человеческого:)
    Человеческими мы их называем только потому, что мы их можем назвать.
    Ну и мало кто, кроме людей, возводит их в какой-то абсолют скопом. Ценится то, что нужно, а не потому что вот красиво и удовлетворяет каким-то традициям.

Высокая цена человеческой жизни, закрепленная документально, стимулирует мероприятия по сокращению смертности и повышению безопасности на дорогах

– Как вы сказали? Выражать стоимость жизни советского человека в рублях (а тем паче в долларах, по аналогии с зарубежной практикой) – это же аморально! Человеческая жизнь бесценна! – такое вот жесткое идеологическое неприятие встретили в свое время все попытки советских инженеров определить стоимость человеческой жизни, равно как и ввести эту категорию в отечественную проектную практику.

Однако сейчас мало-мальски образованному человеку абсолютно очевидно, что отсутствие таких оценок приводит к еще большим социальным и нравственным проблемам. Представление о бесценности человеческой жизни часто оборачивается ее бесплатностью: родственники погибших не получают почти ничего. Почему-то не признается вульгарной и аморальной архаическая практика мировых соглашений с пострадавшими или семьями погибших, позволяющая виновнику избежать уголовного наказания даже в случае ДТП со смертельным исходом. При всем этом проекты, которые могли бы реально снизить уровень смертности в дорожно-транспортных происшествиях (далее – ДТП), считаются слишком дорогостоящими. Государство и общество предпочитают тратить деньги на другие важные цели. Но что, в конечном счете, важнее нашей собственной жизни? Как оценить, сколько стоит жизнь? Как определить, сколько не жалко потратить, чтобы сократить смертность в дорожно-транспортных происшествиях?

Эти и другие подобные вопросы, конечно, касаются не только России. Впервые стоимостные оценки человеческой жизни были разработаны в Великобритании и США в 50-е годы. В рамках методики оценки издержек от ДТП, разработанной Национальной администрацией безопасности дорожного движения (NHTSA) и Лабораторией транспортных исследований (TRL) стоимость жизни приравнивалась к стоимости продукции и услуг, недополученных из-за гибели или потери трудоспособности граждан в результате ДТП. Иными словами, стоимость жизни соответствовала величине «человеческого капитала», равного, в свою очередь, добавленной стоимости, которую человек производит за всю свою жизнь.

Однако такая оценка оказалась, во-первых, поверхностная с точки зрения экономической науки, так как она не могла выявить полные издержки общества от гибели человека в ДТП (прямые и косвенные), что снижало экономический эффект инвестиций, направляемых на реализацию мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.

Во-вторых, такой подход несколько оскорбителен с социальной точки зрения: ведь человек – это не только то, что он производит. Переиначивая сократовский афоризм, «мы живем не для того, чтобы работать, а работаем для того, чтобы жить». Профессиональная деятельность – это лишь небольшая составляющая жизни, поэтому и стоимость жизни должна быть намного выше пресловутого «человеческого капитала».

Поэтому методики оценки стоимости человеческой жизнив различных странах получили дальнейшее развитие и совершенствование. В последние 20-30 лет экономисты разных стран провели десятки исследований, пытаясь оценить так называемую «стоимость среднестатистической жизни» (value of a statistical life, VSL) .

Различия оценок издержек от ДТП в разных странах объясняется применением разных методов расчетов, в зависимости от: 1. Ценности человеческой жизни и здоровья в рейтинге политических приоритетов; 2. Осознания масштаба проблемы дорожной аварийности (в результате информированности СМИ и исследований); 3. Полноты, достоверности и доступности статистики по дорожной аварийности.

Тем не менее, в основе всех методик лежит анализ реальных решений, при принятии которых люди взвешивают стоимость своей жизни. С экономической точки зрения это означает следующее – ценность сохраненной жизни, позволяет определить в стоимостном выражении, сколько денег люди были бы готовы заплатить за уменьшение риска потери жизни или получения травмы в ДТП. При этом величину стоимости ущерба от гибели в ДТП соотносят с реальным экономическим показателем страны, с теми благами, от которых придется отказаться в связи с потерей члена общества.

Таким образом, сегодня основные слагаемые затрат, определяющие стоимость человеческой жизни и здоровья, в разных странах включают:

  1. Производственные потери – стоимость недополученной продукции в течение активного периода жизни члена сообщества, которая могла бы быть произведена, но этого не случилось из-за смерти, полной потери трудоспособности или временной нетрудоспособности в течение периода лечения и реабилитации после ранения.
  2. Лечение и социальное обеспечение пострадавших в ДТП – затраты на реабилитацию, состоящие из стоимости стационарного и амбулаторного лечения, а также транспортировки раненых и социальных пособий по инвалидности.
  3. Реабилитацию пострадавших – включая санаторную реабилитацию и переоборудование жилья вследствие приобретения инвалидности.
  4. Обеспечение благополучия и душевного равновесия пострадавших и членов их семей – издержки, связанные с болью и страданиями жертв ДТП и их близких, а также, потерей благополучия и душевного равновесия в более широком смысле (стресс, психологические травмы, депрессии, страх, связанные с резким изменением привычного образа жизни).

Если национальная политика нацелена на повышение стоимости жизни людей и повышение безопасности дорожного движения в целом, то в расчет начинает приниматься более полный перечень статей издержек.

В этом плане весьма интересна работа американских ученых Кипа Вискузи и Джозефа Альди, которые еще в 2003 году провели анализ стоимости среднестатистической жизни американцев (Viscusi , W . Kip , Aldy Joseph E . "The Value Of A Statistical Life : A Critical Review оf Market Estimates Throughout The World ". Journal of Risk and Insurance , 27:1; 5-76, 2003) . Результаты расчетов показали, что эластичность стоимости жизни по доходу составляет ½. Это значит, что цена жизни тех, кто зарабатывает на 1% больше, выше только на 0,5%, а при увеличении дохода в 4 раза стоимость жизни лишь удваивается. В результате стоимость жизни современного «среднестатистического американца» составляет приблизительно 4,36 млн €.

Оценки стоимости среднестатистической жизни, принятые в страховой практике стран Центральной и Восточной Европы, привели к постепенному сближению подходов в определении экономической ценности сохраненной жизни. Так, в среднем по Европе стоимость жизни составляет около 1 млн €.

Следуя логике вычислений вышеупомянутых американских ученых, стоимость жизни россиянина должна быть примерно в 2,23 раза ниже аналогичного показателя для американца (2,23 – квадратный корень из соотношения ВВП на душу населения в России и США в 2011 г.). То есть должен составлять в среднем 2 млн. €. Или быть хотя бы сопоставимой с европейской стоимостью жизни в 1 млн. €. Однако этого не происходит.

Российским страховым законодательством (Федеральный закон от 01.12.2007 № 306-ФЗ) предусмотрен «размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего» в размере 135 тысяч рублей, а также «не более 25 тысяч рублей на возмещение расходов на погребение – лицам, понесшим эти расходы», то есть в общей сложности не более 160 тысяч рублей.

Следствием весьма низкой величины стоимости жизни российского гражданина является существенное занижение средств бюджета, направляемых на реализацию мер по снижению аварийности. Результат печален: ежегодно на российских дорогах гибнет до 35 тысяч человек, 200 тысяч получают увечья. По масштабу потерь – больше, чем локальный вооруженный конфликт средней интенсивности.

В то же время для снижения смертности в ДТП нужны не такие уж большие расходы. Расчеты зарубежных специалистов доказывают, что чем полнее оценивается стоимость человеческой жизни (в значительной степени определяемая политически, а не монетарно), тем значимее выгоды сообщества от мероприятий по предупреждению ДТП; и значит, тем больше экономическая окупаемость этих мероприятия. Шведские специалисты, например, подсчитали, что при условии, что цена спасенной жизни составляет в среднем 1 млн евро, предполагаемое в результате этого сохранение 45 тыс. жизней в течение 6 лет эквивалентно 22,5 млрд евро. А общий демографический эффект, согласно расчетам, обеспечит прирост населения через 10 лет до сотен тысяч человек.

Но главное, впрочем, не то, что нашу жизнь крайне низко ценит государство, а то, что свою жизнь часто не ценим мы сами. Об этом свидетельствуют регулярные социологические обследования, проводящиеся Центром стратегических исследований компании РОСГОССТРАХ начиная с 2007 года. Цель исследования – оценка справедливой, по мнению респондентов, денежной компенсации в связи с гибелью человека в ДТП, а также медианного (по выборке респондентов) значения стоимости человеческой жизни. Оценка для первой из названных величин колебалась в диапазоне 3,4 – 4,3 млн. рублей (таков максимальный размер желаемой компенсации в случае гибели человека за все время исследований, в то время, как сейчас в США условная оценка стоимость жизни человека доходит до $3 млн.).Величина второй – в диапазоне 1,0 – 1,3 млн рублей (сумма, которую большинство наших соотечественников в руках никогда не держало и считают, что это что-то огромное).

Оценка денежной компенсации в связи с гибелью человека в ДТП

Бесценна уже сама по себе. И потому, что она является сложной формой существования, и потому, что она уникальна и неповторима, и потому, что она конечна и пока так коротка.

Жизнь - это бесценный дар, который человек получает при рождении. Однако как он сумеет распорядиться этим даром - зависит от его самого. Жизнь можно потратить на различные удовольствия, на то, чтобы получить побольше приятных впечатлений и удовольствий. Но от такой жизни могут остаться только приятные воспоминания, которые являются малым утешением в старости.

Именно потому, что жизнь имеет огромную ценность уже само по себе, не стоит растрачивать ее на то менее ценное, в том числе и на одни удовольствия. Человек должен дорожить своей жизнью даже тогда, когда она не складывается, когда в ней больше разногласий, чем радости.

Делая свою жизнь разумной и осмысленной, подчиняя ее большой цели, заполняя ее самоотверженным трудом на благо человечества, посвящая ее другим людям, человек сам значительно увеличивает ценность собственной жизни. И наоборот, если человек живет только одним днем, разменивает свою жизнь на много мелких случайных дел, если он ищет только выгоды для себя или одних удовольствий, то есть живет исключительно для себя самого или для одних удовольствий, то его жизнь и в самом конце - перед смертью - стоит столько же, а то и меньше, как в самом начале - сразу после рождения.

Жизнь ребенка, пока ничего не успевшего сделать, а лишь требующего постоянной заботы и внимания, является огромной ценностью и для его родителей, и для общества.

Во-первых, потому, что, помогая стать на ноги другому человеку, родители определенной мере уже оправдывают и собственное существование, делают его более ценным. И все родители втайне надеются, что их дети, когда вырастут, осуществят то, чего не смогли или не сумели сделать они сами.

Во-вторых, жизнь, которая только что началось, имеет особую ценность, поскольку

она не ограничена в своих возможностях. У ребенка все еще впереди. Каждый ребенок при благоприятных условиях может стать в будущем выдающейся личностью, сделать много прекрасного, доброго, полезного. Поэтому обязанность родителей и общества - обеспечить каждому ребенку достойные условия для ее развития.

Иначе оценивается уже прожитая человеком жизнь. Именно близость смерти

неумолимо ставит перед человеком вопрос о том, ради чего он жил, что он сумел или успел сделать.

Если жизнь прожита напрасно или сделано лишь небольшая доля того доброго, чего мог и обязан был сделать человек, то ценность жизни гораздо меньше, чем она могла бы быть. Осознавать это - очень нелегко.

Давайте же жить достойно!

Когда читаешь статьи и книги экономистов, трудно избавиться от ощущения, что главные цели этой науки – абстрактные понятия вроде роста ВВП, снижения инфляции, коэффициента Джини, индекса Херфиндаля – Хиршмана и проч. Тем не менее за этими показателями стоит благосостояние каждого из нас. Экономика необходима лишь постольку, поскольку она дает возможность конкретному человеку избежать материальных лишений, решить проблемы бедности, голода и болезней.

Многочисленные исследования показывают, что с этими трудностями можно справиться лишь за счет экономического роста. Экономическое благосостояние – измеренное в ВВП на душу населения – ценно не само по себе, а потому, что именно в богатых странах удается справиться с голодом и болезнями, добиться развития науки, образования и культуры. Сейчас даже самые бедные граждане США живут лучше средних американцев начала ХХ в. и намного лучше жителей развивающихся стран. Ценность человеческой жизни как таковая – один из индикаторов экономического развития, и ее, вопреки распространенному мнению, вполне можно измерить. На мой взгляд, ценность жизни – это как раз самый главный критерий успеха экономического развития.

Миф 1. Человеческая жизнь бесценна

Любые попытки определить ее стоимость и использовать эти оценки при разработке экономической политики – аморальны и опасны

Человеческая жизнь бесценна. Так ли это? Попытки определить стоимость человеческой жизни в долларах на первый взгляд кажутся аморальными. Однако отсутствие таких оценок приводит к еще большим социальным и нравственным проблемам. Сколько нужно платить родственникам погибших в боевых действиях или в результате террористических актов? Сколько не жалко потратить, чтобы сократить смертность в дорожно-транспортных происшествиях, на пожарах и в результате несчастных случаев? Представление о бесценности человеческой жизни часто оборачивается ее бесплатностью: родственники погибших не получают почти ничего, а проекты, которые могли бы снизить уровень смертности, считаются слишком дорогостоящими. Государство и общество предпочитают тратить деньги на другие важные цели. Но что в конечном счете важнее нашей собственной жизни?

Как оценить, сколько стоит жизнь? Можно предположить, что стоимость жизни равна величине «человеческого капитала», равного, в свою очередь, добавленной стоимости, которую человек производит за всю свою жизнь. Используя этот подход, можно прийти к выводу, что стоимость жизни среднего россиянина – всего лишь около $100 тыс. Кроме того, из этой теории следует, что жизнь одного миллиардера стоит столько же, сколько жизнь всех жителей небольшого города, вместе взятых.

Однако такой подход может показаться не только оскорбительным, но и поверхностным с точки зрения экономической науки. Человек – это не только то, что он производит. Мы живем не для того, чтобы работать, а работаем для того, чтобы жить. Профессиональная деятельность – это лишь небольшая составляющая жизни, поэтому и стоимость жизни должна быть намного выше «человеческого капитала».

Чтобы выяснить, насколько мы сами ценим свою жизнь, была разработана другая, более обоснованная методология. В последние 20–30 лет экономисты разных стран провели десятки исследований, пытаясь оценить так называемую стоимость среднестатистической жизни. В основе этой методологии лежит анализ реальных решений, при принятии которых люди взвешивают стоимость своей жизни. Цену жизни можно вычислить, зная, например, насколько дороже стоят более безопасные автомобили в сравнении с обычными или насколько выше заработная плата у тех, кто работает на опасном производстве.

Для оценки стоимости среднестатистической жизни необходимы очень хорошие микроэкономические данные, поэтому неудивительно, что подавляющее большинство работ проведено в США. Результаты исследований американского рынка труда показывают относительно небольшой разброс оценок: от $4 млн до $9 млн (в ценах 2000 г.) за одну жизнь . Аналогичные оценки получаются и при анализе решений о покупке автомобилей, установке противопожарного оборудования, покупке недвижимости с учетом экологической ситуации и т. д. Надежность этих оценок настолько высока, что правительство США использует методологию определения стоимости жизни при принятии решений об инвестиционных проектах в важных сферах – охране окружающей среды, здравоохранении, безопасности на транспорте.

Проведение подобных исследований в России пока не реально. Однако можно попробовать оценить стоимость жизни россиянина, используя американские данные. Анализ стоимости среднестатистической жизни для различных выборок американцев (см. вышеупомянутую работу Кипа Вискузи и Джозефа Альди) показывает, что эластичность стоимости жизни по доходу составляет всего лишь 1 / 2 , а не единицу (как можно было бы ожидать согласно теории «человеческого капитала»). В переводе на повседневный язык это значит, что цена жизни тех, кто зарабатывает на 1 % больше, выше только на 0,5 %, а при увеличении дохода в 4 раза стоимость жизни лишь удваивается (надо возвести 4 в степень 0,5, то есть взять квадратный корень из 4). Выходит, стоимость жизни россиянина примерно в 3 раза ниже аналогичного показателя для американца (3 – квадратный корень из соотношения ВВП на душу населения в России и США в 2004 г.). То есть составляет от $1,3 млн до $3 млн . Следовательно, требования родственников людей, погибших в Театральном центре на Дубровке, никак нельзя считать чрезмерными. А размер страховых выплат родным военнослужащих, участвующих в боевых действиях, оказывается на порядок или два ниже справедливой суммы.

Можно, конечно, возразить, что Россия – не США и экстраполяция американских данных не вполне правомерна. Тогда попробуем сопоставить полученные оценки с исследованиями, касающимися менее развитых стран? По понятным причинам вычислить стоимость среднестатистической жизни для развивающихся стран очень трудно. Заслуживающие доверия оценки получены только для Индии. Самая нижняя оценка стоимости жизни индийца составляет $1 млн. Если учесть, что Индия отстает от России по ВВП на душу населения в четыре раза, то экстраполяция индийских данных позволяет оценить жизнь россиянина на уровне $2 млн и выше. Эта цифра, как мы видим, укладывается в полученный нами ранее диапазон $1,3–3 млн.

Почему так трудно сравнивать Россию с развитыми странами? Возьмем для примера статистику дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В России ежегодно на дорогах погибает более 30 тыс. человек, а в Швеции – менее 600 человек. При этом автомобилей в Швеции всего лишь в три раза меньше, чем в России. Для снижения смертности в ДТП нужны не такие уж большие расходы. Даже в очень благополучной с точки зрения дорожной безопасности Британии все еще есть возможность сократить уровень смертности, потратив около $150 тыс. на каждую спасенную жизнь. В России сокращение смертности обошлось бы гораздо дешевле.

Главное, впрочем, не то, что нашу жизнь крайне низко ценит государство, а то, что свою жизнь часто не ценим мы сами. Об этом свидетельствуют будничные привычки наших водителей: они не любят пристегивать ремни безопасности, садятся за руль пьяными, выезжают на встречную полосу. Когда не ценишь свою жизнь, так же пренебрежительно относишься и к чужой: средний российский водитель не считает своим долгом уступить дорогу пешеходам и спешащим на вызов машинам скорой помощи.

Список доказательств того, что мы не ценим свою жизнь, можно продолжать до бесконечности: курение, чрезмерное употребление алкоголя, пренебрежение правилами противопожарной безопасности.

Люди второго сорта

Стоимость человеческой жизни – по существу главный показатель социально-экономического развития, гораздо более точный, чем ВВП на душу населения. Как и на любом другом рынке, бросовая цена жизни гражданина означает ее неудовлетворительное качество. Используя терминологию правительственных программ, можно сказать, что страна как место жизни граждан по-прежнему неконкурентоспособна. Таковой она и останется, пока мы сами не перестанем считать себя людьми второго сорта.