Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Сторонние материалы: «Россия в начале XXI века

Президент России В. В. Путин, укрепление российской государственности, политические реформы, обеспечение гражданского согласия и единства общества, новые государственные символы России, экономические реформы, экономика и социальная сфера страны в начале XXI века, усиление борьбы с терроризмом, чеченская проблема, разработка новой внешнеполитической стратегии, выборы 2003–2004 годов, разработка стратегии развития России до 2020 года, президентские выборы 2008 года.

Президент России В. В. Путин.

Второй Президент России Владимир Владимирович Путин родился 7 октября 1952 г. Окончив юридический факультет Ленинградского государственного университета, он с 1975 по 1991 г. служил в органах государственной безопасности. В 1991-1996 гг. работал в мэрии Санкт-Петербурга, был вице-мэром города, затем перешел в аппарат Президента России, где за короткий срок прошел путь до первого заместителя главы администрации.

В 1998 г. Путин был назначен директором ФСБ. Летом 1999 г. он был утвержден председателем правительства России. На президентских выборах 26 марта 2000 г. В. В. Путин уже в первом туре одержал победу и был избран Президентом. 7 мая 2000 г. он вступил в должность. Главой правительства Российской Федерации был утвержден М. М. Касьянов - первый вице-премьер в правительстве Путина. В. В. Путин показал себя сторонником сильной государственной власти, являющейся залогом любых прогрессивных преобразований в России, поэтому и первые шаги нового Президента были направлены на укрепление авторитета и роли государства в жизни общества, наведение должного порядка.

При этом демократический выбор, сделанный страной в 90-е гг., никогда не подвергался сомнению.

Укрепление российской государственности. Политические реформы.

Для укрепления роли федерального Центра Президент учредил 7 федеральных округов - Центральный, Северо-Западный, Южный, Поволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, что стало началом реформы системы местного управления. Главами округов были назначены полномочные представители Президента. В короткий срок удалось решить чрезвычайно важную задачу: привести местные законы в соответствие с Конституцией России и федеральным законодательством. В округах были созданы органы прокуратуры и внутренних дел. Более 3,5 тыс. нормативных актов, принятых в субъектах Федерации, не соответствовали Конституции России и федеральным законам, 4/5 из них были приведены в соответствие.

Эти меры позволили усилить роль Центра на местах, укрепить Федерацию, возродить единое законодательное пространство России. По инициативе Президента была проведена реформа Федерального Собрания. Совет Федерации стал формироваться не из губернаторов, а из представителей регионов, избранных их законодательными органами и назначенных главами администраций. Эти решения усовершенствовали федеративное устройство России, позволили преодолеть наиболее острые противоречия, существовавшие между Центром и регионами.

Был создан Государственный совет, в состав которого вошли главы регионов. Его целью было выдвижение и обсуждение общенациональных проектов. Совершенствовалась и российская многопартийная система. Принятый Закон о политических партиях признал таковыми лишь те организации, которые имеют массовую поддержку населения. В результате значение политических партий в жизни страны усилилось.

Была начата судебная реформа, в ходе которой появились суд присяжных, институт мировых судей и судебных приставов, из судебного процесса были выведены народные заседатели. В короткий срок была завершена работа по кодификации российского законодательства.

Была заметно ускорена военная реформа, целью которой провозглашалось создание профессиональной, хорошо вооруженной и обученной Российской армии к 2015 г.

Мы уже два года говорим о сокращении избыточных функций госаппарата. Ведомства по вполне понятным причинам цепляются и будут цепляться за эти функции. Но это, конечно, не повод откладывать реформу... Председателю Правительства следует представить обоснованные предложения по реструктуризации системы исполнительной власти... Необходимо устранить то, что все еще мешает людям жить и работать. И прежде всего придется существенно изменить саму систему работы государственных институтов.

Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России.

Одним из основных направлений деятельности Президента В. В. Путина стало обеспечение общественного единства и согласия. Не разделяя общество на «своих» и «чужих», сторонников и противников реформ, он осуществил ряд мер, способствовавших объединению общества. Бесплодная борьба по вопросам о государственной символике России продолжалась почти 10 лет. Президент предложил компромисс, способный сблизить позиции различных слоев общества. В декабре 2000 г. Государственная дума утвердила закон о национальных символах России. Трехцветный бело-сине-красный флаг и герб в виде двуглавого императорского орла напоминают о тысячелетней истории России. Красный флаг Победы нашего народа в Великой Отечественной войне стал флагом Вооруженных сил. Государственный гимн, положенный на музыку Гимна СССР, символизирует единство поколений, неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего нашей страны.

Регулярно проходят встречи Президента с лидерами думских фракций. Обмен информацией о действиях и планах высших органов власти, совместный поиск политических решений повышают эффективность государства.

Деятельность Президента вызвала одобрение общества: к концу первого срока пребывания на высшем государственном посту В. В. Путина поддержали около 80 % россиян. На выборах в Государственную думу в декабре 2003 г. избиратели отдали большинство голосов за партию «Единая Россия», поддержанную Президентом.

Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в.

В экономической жизни страны произошли заметные перемены. Россия прекратила внешние заимствования, начала выплачивать долги по своим обязательствам.

Собранию. 2000 г.

Мы привыкли смотреть на Россию как на систему органов власти или как на хозяйственный организм. Но Россия - это прежде всего люди, которые считают ее своим домом. Их благополучие и достойная жизнь - главная задача власти, любой власти. Однако сегодня в нашем доме далеко от комфорта. Еще очень многим трудно растить детей, обеспечивать достойную старость своим родителям. Трудно жить... Сегодняшние экономические показатели выглядят оптимистично только на фоне вчерашних... И они весьма скромны по сравнению с другими странами, которые развиваются и гораздо быстрее, и гораздо устойчивее, чем мы. Нынешний рост лишь в небольшой степени связан с обновлением экономического механизма. Во многом он является результатом благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры... России нужна экономическая система, которая конкурентоспособна, эффективна, социально справедлива; которая обеспечивает стабильное политическое развитие... Основными препятствиями экономического роста являются высокие налоги, произвол чиновников, разгул криминала. Решение этих проблем зависит от государства... Неэффективное государство... является главной причиной длительного и глубокого экономического кризиса...
К сожалению, деловой климат в нашей стране улучшается слишком медленно и пока остается неблагоприятным. Предпринимательские риски и налоги - высоки. Механизмы регистрации предприятий - сложны, проверки - бесконечны...

В начале XXI в. экономика России продемонстрировала темпы роста, которых страна не знала 30 лет.

По инициативе Президента была осуществлена налоговая реформа. В 2001 г. введен единый 13 %-ный налог на доходы населения, снижен налог на прибыль предприятий и организаций. В результате стала постепенно решаться задача вывода из тени реальных доходов населения. Были приняты законы о поддержке малого и среднего предпринимательства.

Начата аграрная реформа. Появились законы о купле-продаже земли, новом порядке наследования имущества и др. Это был важный шаг на пути к формированию рынка и новой социальной структуры общества.

Были приняты меры по ограничению власти естественных монополий - гигантских объединений, занимающих исключительное положение в производстве важнейших источников сырья, электроэнергии, а также на транспорте (таковы прежде всего Газпром, российское акционерное общество «Единая энергетическая система России», Министерство железнодорожного транспорта). Новый курс проводился в отношении олигархов, как с 90-х гг. стало принято называть представителей крупного бизнеса, пытающихся определять политику государства. Сотрудничая с ними, государство в то же время последовательно лишало их возможности вмешиваться в вопросы, относящиеся только к его ведению, внимательно следило за соблюдением Налогового кодекса.

В 2001 г. с учетом неблагоприятных тенденций в международной обстановке стали увеличиваться расходы на оборону страны, разработку новейших образцов вооружения и техники. В июле 2001 г. Россия третьей в мире (после США и Японии) создала суперкомпьютер, выполняющий 1 трлн операций в секунду. Открыты перспективы разработки новейших информационных технологий и средств коммуникаций. Мировые цены на нефть в начале XXI в. держались на высоком уровне. Доходы государственного бюджета выросли. Правительство смогло не только рассчитаться с международными кредитными организациями, но и решить ряд социальных задач. Проект бюджета на 2002 г. впервые за историю России предусматривал превышение расходов на образование над военными затратами. В мае 2002 г. золотовалютные резервы страны впервые за долгие годы составили 40 млрд долларов, а в начале 2007 г. превысили 330 млрд долларов.

Из послания Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию. 2002 г.

Наши цели неизменны - демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства...
...Самое главное - повышение уровня жизни нашего народа, создание условий, при которых граждане России могут зарабатывать деньги...
...Удовлетворяет ли нас достигнутое? Наш ответ - конечно же нет, еще раз нет. Для головокружения от успехов нет никаких оснований. Экономические проблемы России никуда не делись. Бедность только немножко отступила, но продолжает мучить еще 40 миллионов наших граждан...

Правительство России приступило к реализации мер по модернизации (совершенствованию и обновлению) системы образования и здравоохранения. Увеличились государственные расходы на развитие науки, особенно ее наиболее перспективных направлений. Неоднократно повышались пенсии по старости, инвалидности, увеличивался размер минимальной зарплаты работников бюджетной сферы. Жизненный уровень населения впервые за годы реформ стал постепенно расти.

Усиление борьбы с терроризмом. Чеченская проблема .

В. В. Путин вступил в должность главы правительства в августе 1999 г. Через несколько дней чеченские боевики вторглись в Дагестан, провозгласив создание исламского государства. Однако население Дагестана с оружием в руках встало на пути боевиков. По инициативе Путина началась контртеррористическая операция. Сепаратисты были вытеснены с территории Дагестана. Чудовищным ответом боевиков были взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске. Погибли сотни невинных людей.

Осенью 1999 г. федеральные войска вновь вошли в Чечню и в короткий срок взяли под контроль важнейшие населенные пункты. Лидеры террористов обращались за помощью к международным организациям, которые стали предлагать посреднические услуги в решении внутрироссийской проблемы. В Чечне наряду с боевыми операциями правительство России развернуло работу по восстановлению разрушенных городов и сел, налаживанию мирной жизни. Были сформированы новые органы управления, открыты представительства федеральных органов власти, созданы отряды местной милиции.

Лидеры сепаратистов перешли к методам партизанской войны. Они попытались использовать для атак на федеральные силы территорию Грузии, активизировали попытки привлечь на свою сторону мировое общественное мнение. С их подачи все громче звучали призывы международных организаций к соблюдению прав человека в Чечне. Казалось, мировое сообщество не понимает опасности террора, не видит связи между событиями в Чечне и деятельностью мировых террористических организаций. Лишь с началом международной контртеррористической операции в Афганистане осенью 2001 г. Запад смягчил давление на Россию в чеченском вопросе.

Реальность сохранения серьезной угрозы со стороны терроризма продемонстрировали события, связанные с захватом чеченскими террористами заложников в Театральном центре в Москве в октябре 2002 г., серия терактов в различных городах России.

В отличие от прежних лет, федеральная власть сделала ставку в урегулировании военно-политического кризиса на самих чеченских лидеров. На референдуме в 2003 г. жители Чечни высказались за сохранение республики в составе Российской Федерации. Президентом Чечни был избран А. Кадыров.

Разработка новой внешнеполитической стратегии.

Внешнеполитическая стратегия России в 2000-2004 гг. претерпела серьезные изменения. В ее основу положены принятые по инициативе Президента доктрина национальной безопасности и доктрина информационной безопасности России. Соображения, связанные с получением новых кредитов и привлечением инвестиций, отошли на второй план. Россия более четко, чем прежде, определяет свои национальные интересы и, исходя из них, строит отношения с США и странами Западной Европы.

Важным направлением внешней политики является поддержка Россией Организации Объединенных Наций.

В 1999-2001 гг. В. В. Путин неоднократно призывал международное сообщество к объединению усилий в борьбе с международным терроризмом.

Из послания Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию. 2000 г.

Холодная война осталась в прошлом, но и по сей день приходится преодолевать ее тяжелые последствия...
Так, в условиях нового для нас типа внешней агрессии - международного терроризма и прямой попытки перенести эту угрозу внутрь страны - Россия столкнулась с системным вызовом государственному суверенитету и территориальной целостности, оказалась лицом к лицу с силами, стремящимися к геополитической перекройке мира...

Голос российского Президента был услышан лишь после трагических событий в США 11 сентября 2001 г., когда террористы, захватив пассажирские лайнеры, направили их на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и Пентагона в Вашингтоне. Твердая позиция России, обнародованная Президентом буквально в течение нескольких часов после получения трагических известий, получила признание всего мирового сообщества.

Россия присоединилась к усилиям США и других стран мирового сообщества по подготовке и проведению контртеррористической операции в Афганистане. Были восстановлены прерванные в 1999 г. отношения России с НАТО. В октябре 2001 г., выступая в германском бундестаге (парламенте ФРГ), Президент В. В. Путин вновь обратил внимание на то, что угроза современному миру таится не столько в конфронтации великих держав, сколько в вызове международных террористических организаций. Это требовало изменения системы обеспечения международной безопасности.

В мае 2002 г. в Риме Россия заключила соглашение с НАТО о координации действий в обеспечении международной безопасности. Был подписан договор между Россией и США по стратегическим наступательным вооружениям об их сокращении каждой стороной на 75 %.

Более энергично развивались отношения России с партнерами по СНГ. Регулярными стали встречи на высшем уровне с их лидерами. Новый импульс был дан отношениям с Украиной и Белоруссией.

В то же время перемены в странах СНГ («революция роз» в Грузии, «оранжевая революция» на Украине, «революция тюльпанов» в Киргизии) потребовали от руководства России поиска новых подходов к политике в рамках Содружества.

Из послания Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию. 2006 г.

На пространстве СНГ идет непростой, но активный поиск оптимальных моделей взаимодействия. И Россия готова прямо и ясно заявить о желательном для нас конечном результате такого поиска: это создание оптимальной экономической системы, которая обеспечивала бы эффективное развитие каждого из ее участников. Повторю: отношения с нашими ближайшими соседями были и остаются важнейшим направлением внешней политики Российской Федерации. В праздновании 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 2005 г. впервые приняли участие лидеры ведущих мировых держав, в том числе Германии, Италии и Японии.

В июле 2006 г. Россия в качестве страны-председателя принимала лидеров «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. Все эти перемены свидетельствовали о том, что авторитет Российской Федерации на международной арене заметно вырос. Отношения стратегического партнерства установлены с Китаем, Монголией, Вьетнамом, Индией. Возобновились отношения на высшем уровне с Кубой и КНДР. Резкое обострение конфликта на Ближнем Востоке осенью 2000 г. подтвердило эффективность позиции России, выступающей за диалог с обеими противоборствующими сторонами. Во всем мире получили поддержку позиция России по недопущению войны в Ираке (2003), ее действия по выходу из нового международного кризиса.

Выборы 2003-2004 гг.

7 декабря 2003 г. прошли выборы в Государственную думу. 37,57 % голосов избирателей были отданы за поддержанную Президентом России партию «Единая Россия». За КПРФ проголосовали 12,61 %, за ЛДПР - 11,45 %, за блок «Родина» - 9,02 % избирателей. С учетом мест по одномандатным округам «Единая Россия» получила в Думе более 300 мест (конституционное большинство). Председателем Думы был избран руководитель «единороссов» Б. В. Грызлов. 24 февраля 2004 г. Президент отправил в отставку правительство Касьянова. Председателем правительства стал М. Е. Фрадков.

14 марта 2004 г. состоялись выборы Президента России. Победу в первом туре одержал В. В. Путин, за которого проголосовали 71,22 % участников голосования. Избрание Путина означало поддержку населением курса, проводимого им в первый президентский срок. Продолжая линию на укрепление вертикали власти, Президент провел административную реформу, укрупнив министерства и ведомства. В сентябре 2004 г., после захвата террористами школы в Беслане, было объявлено о начале нового этапа политической реформы и борьбы с терроризмом.

Вместо прежних прямых выборов губернаторов населением регионов был введен порядок, по которому их кандидатуры стали вноситься Президентом страны и утверждаться законодательными собраниями субъектов Федерации.

Было решено проводить выборы всех уровней по-новому: президентские и местные - весной, а в Государственную думу - в декабре. Принятый Закон о политических партиях установил для них минимальную планку членства в 50 тыс. человек и значительное представительство во всех регионах страны, что исключило из активной политики небольшие политические организации. Изменилось и избирательное законодательство. Избрание депутатов по одномандатным округам было отменено. Весь состав Думы теперь было решено формировать только по партийным спискам, на основе симпатий избирателей к самым крупным политическим партиям страны, а не к конкретным кандидатам в депутаты.

Был запрещен переход депутатов из одной фракции в другую и установлен более высокий избирательный барьер (7 % вместо 5 %) для политических партий. Одновременно создавалась Общественная палата, дополнившая усилия Государственной думы по разработке и реализации политического курса. Укрепление властной вертикали усиливало регулирующую роль государства во всех сферах жизни.

Успехи в экономике, создание мощного Стабилизационного фонда (к началу 2007 г. он превышал 100 млрд долларов) сделали возможными перемены в социальной политике. В 2005 г. по инициативе Президента были приняты национальные проекты, направленные на радикальное реформирование системы здравоохранения, образования, аграрного сектора, обеспечение населения доступным жильем. Жизненный уровень населения впервые за годы реформ стал постепенно расти.

Из послания Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию. 2006 г.

Проект «Доступное жилье» должен за два года снизить ставки по ипотечным кредитам, а общий объем этих кредитов увеличить почти в три раза - до 260 миллиардов рублей...
Значительные ресурсы в рамках отдельно выделенного национального проекта направлены на развитие сельского хозяйства. Уже начато строительство жилья для молодых специалистов на селе, развивается система кредитования потребительской кооперации, личных подсобных хозяйств и крупных сельхозпроизводств. Мы содействуем закупке очень нужных нашему селу новых технологий и качественной сельхозтехники. Несколько слов о целях и мерах, предусмотренных национальным проектом «Образование». России нужна конкурентоспособная образовательная система. В противном случае мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований. Еще один национальный проект был начат нами в сфере здравоохранения. Он направлен на укрепление системы первичной медицинской и санитарной помощи и профилактики, на повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг.

Таким образом, курс на консолидацию российского общества, усиление роли государства в экономике и социальной сфере, налаживание равноправных партнерских отношений со странами Запада способствовали возрождению России и получили поддержку населения.

Разработка стратегии развития России до 2020 г. Президентские выборы 2008 г.

Набранный темп развития страны делал жизненно важным не только обеспечение преемственности курса Президента В. В. Путина, но и разработку долгосрочной перспективы развития России. «План Путина» стал предвыборной платформой «Единой России» на выборах в Государственную думу, проходивших 2 декабря 2007 г. Авторитет общенационального лидера, а также стремление населения страны обеспечить стабильность и возрождение страны, привели к тому, что на парламентских выборах «Единая Россия» набрала 64,30 %, т. е. 44 млн 714 тыс. 241 голос избирателя, КПРФ - 11,57 % (8 млн 46 тыс. 886 голосов), ЛДПР - 8,14 % (5 млн 660 тыс. 823 голоса), «Справедливая Россия» - 7,74 % (5 млн 660 тыс. 639 голосов).

Победа на выборах позволила «Единой России», поддержанной еще несколькими политическими партиями выдвинуть единого кандидата на пост Президента России. Им стал первый вице-премьер правительства России Д. А. Медведев. 8 февраля 2008 г. Президент В.В Путин выдвинул программу развития России до 2020 г. В ее основе лежал переход на инновационный путь развития экономики и социальной сферы. 2 марта 2008 г. третьим Президентом России был избран Д. А. Медведев. За него отдали свои голоса 70,28 % проголосовавших. За лидера коммунистов Г. А. Зюганова проголосовали 17,72 %, за председателя ЛДПР В. В. Жириновского 9.34 %, за представителя Демократической партии России А. В. Богданова 1,29 %. После вступления в должность Президента России 7 мая 2008 г. председателем правительства Российской Федерации был назначен В. В. Путин.

Социально-экономическое развитие России в начале XXI в.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В НАЧАЛЕ XXI В.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В 1990-Е ГОДЫ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ.

К концу 90-х годов произошли радикальные перемены в экономике и социальной структуре российской общества. В стране сложилось рыночное хозяйство, мало отличающееся от экономики среднеразвитых капиталистических государств. При этом данная социально-экономическая система имела ряд недостатков. Отсутствовала юридическая защита прав собственности и отечественных производителœей. Не был разработан план социальной защиты населœения. Не уменьшились размеры внешнего долга.

Производство находилось в депрессивном состоянии. Руководство страны обладало недостаточной компетентностью. Все это привело в августе 1998 ᴦ. к финансовому кризису. Кризис поразил всœе отрасли хозяйства. Потери банковской системы составила 100 – 150 млрд. руб.

Финансово-экономический кризис тяжело отразился на положении российского населœения. Стали привычными задержки выплат заработной платы и пенсий. В 1999 ᴦ. насчитывалось 8,9 млн. безработных, что составляло 12,4% трудоспособного населœения страны: за 1989 – 1999 гᴦ. его численность сократилась на 2 млн. человек.

Только во второй половинœе 1999 ᴦ. были преодолены негативные последствия кризиса. Начался медленный подъем производства.

В политической жизни отчетливо проявился кризис власти. Падал авторитет Б.Н. Ельцина. Участились кадровые перестановки в правительстве, министерствах и ведомствах. С апреля 1998 ᴦ. по март 2000 ᴦ. на должности Председателя Правительства РФ сменились 5 человек: С.В. Кириенко, В.С. Черномырдин, Е.М. Примаков, С.В. Степашин, В.В. Путин. В апрелœе 2000ᴦ. главой правительства стал М.М. Касьянов. В 2004 ᴦ. его сменил Фрадков. При этом смена лидеров правительства не меняла положения в стране. По-прежнему не проводилась стратегия развития реформы в экономике и политике. В республиках и областях принимались законы, противоречащие федеральному законодательству.

В серединœе 1999 ᴦ. вновь обострилась обстановка в Чечне. Усилилось сепаратистское движение во главе с президентом Асланом Масхадовым. Участились террористические акты чеченских боевиков. Чечня стала центром международного терроризма. Все это стало причинами второй чеченской войны (август 1999 ᴦ.), гибелью А. Масхадова.

В декабре 1999 ᴦ. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. В избирательной кампании приняли участие многие объединœения и партии: ʼʼНаш дом - Россияʼʼ, КПРФ, ЛДПР, ʼʼЯблокоʼʼ. Проявились новые политические движения: ʼʼОтечество – вся Россияʼʼ (лидеры – Е.М. Примаков, Ю.М. Лужков), ʼʼСоюз правых силʼʼ (С.В. Кириенко, Б.Е. Немцов, И. Хакамада), ʼʼЕдинствоʼʼ (С. Шойгу). В результате выборов в составе III Государственной Думы лидирующим фракциями стали ʼʼЕдинствоʼʼ и КПРФ, а в IV Государственной Думе (декабрь 2003 ᴦ.) большинство принадлежит ʼʼЕдиной Россииʼʼ.

31 декабря 1999 ᴦ. о своем досрочном уходе в отставку объявил первый Президент РФ Б.Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В.В. Путина На выборах 26 марта 2000 ᴦ. В.В. Путин был избран президентом РФ., а в 2004 ᴦ. Путин В.В. был переизбран на второй срок.

Основные черты общественно-политической жизни России начала XXI в.

Третье тысячелœетие Россия встретила с новым - моло­дым, пользующимся высоким доверием народа Президен­том - В. В. Путиным. В канун 2000 ᴦ. он опубликовал ста­тью ʼʼРоссия на рубеже тысячелœетийʼʼ, в которой изложил свое видение задач и проблем, стоящих перед российским обще­ством: укрепление демократического, правового, дееспособ­ного федеративного государства; повышение эффективности социально-экономической политики; поддержка науки, об­разования, культуры, здравоохранения. В то же время трезво и жестко отмечалось, что страна ʼʼстоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшелоне го­сударств в миреʼʼ.

Первые шаги нового Президента прежде всœего затронули политическую сферу. В мае 2000 ᴦ. Президент своим Указом № 849 ʼʼО полномочных представителях Президента Россий­ской Федерации в федеральных округахʼʼ в целях повышения эффективности органов власти и совершенствования систе­мы контроля за исполнением их решений разделил страну на семь округов. В каждый из них были назначены полити­ческие представители Президента. Οʜᴎ инициировали рабо­ту по отмене правовых актов субъектов РФ, противоречащих Конституции России. В случае если до начала 2000 ᴦ. в Совете Феде­рации заседали непосредственно руководители субъектов Федерации: президенты, губернаторы и председатели законо­дательных (представительных) органов, то теперь законода­тельно было закреплено, что от субъектов Федерации делœеги­руются в верхнюю палату российского парламента не первых лиц регионов, а их представителœей. Это уменьшило вес и ав­торитет руководителœей регионов, да и самого Совета Федерации. При этом роль Президента России, центральной власти еще более возросла. В августе 2000 ᴦ. был создан совещатель­ный орган при Президенте РФ, формируемый из представи­телœей губернаторского корпуса, - Государственный совет, призванный давать стратегические рекомендации для разра­ботки новой законодательной базы.

В последние годы президентства Б. Н. Ельцина в рос­сийской бюрократии сформировались два клана. Οʜᴎ были представлены общественно-политическими объединœениями ʼʼЕдинствоʼʼ и ʼʼОтечествоʼʼ. В. В. Путин, сделав ставку на бю­рократию как единственную в стране организованную, спло­ченную, относительно дисциплинированную социальную группу, традиционно являвшуюся основной двигательной силой отечественного исторического процесса, добился ее консолидации. К парламентским выборам 2003 ᴦ. на базе двух общественно-политических объединœений российского чиновничества была сформирована Всероссийская полити­ческая партия ʼʼЕдиная Россияʼʼ. Она одержала убедительную победу на выборах 7 декабря 2003 ᴦ., набрав 37,5% голосов из­бирателœей, значительно опередив своих соперников комму­нистов (12,6% голосов), жириновцев (11,5%) и представите­лей созданного Кремлем с целью раскола коммунистического электората блока ʼʼРодинаʼʼ (9% голосов).

Выборы в Государственную Думу четвертого созыва по­казали кризис либерально-демократического направления общественно-политической жизни. Партии этого спектра - ʼʼЯблокоʼʼ и ʼʼСоюз правых силʼʼ - не прошли в Думу, набрав менее 5% голосов избирателœей каждая. Вместе с тем, выявился сдвиг общественного сознания: всœе оппозиционные ʼʼЕдиной Россииʼʼ партии в IV Государственной Думе занимали нацио­налистические и лево-социалистические позиции.

Такая ситуация, когда стала явной неготовность россий­ского общества к усвоению демократических норм и прин­ципов, подтолкнула идеологическое окружение Президента к дальнейшему укреплению мягко авторитарного режима, что проявилось в разработке концепции управляемой или суве­ренной демократии.

В 2000-2003 гᴦ. главе государства удалось сформировать устойчивое большинство в Государственной Думе на базе фракций ʼʼЕдинствоʼʼ, ʼʼОтечество - Вся Россияʼʼ, ʼʼНародный депутатʼʼ и группы ʼʼРегионы Россииʼʼ, что способствовало поддержке президентских законодательных инициатив. В 2004 ᴦ. при Президенте В. В. Путинœе изменилось за­конодательство об избрании глав регионов. В случае если раньше они избирались на всœеобщих выборах, то теперь кандидату­ры на пост руководителœей субъектов РФ стали предлагаться Президентом РФ, а решение о наделœении их полномочиями стал принимать региональный законодательный орган. Та­ким образом, окрепла ʼʼвертикаль властиʼʼ, страна стала более управляемой.

Важным составляющим элементом политических пре­образований В. В. Путина стало партийное строительство. В 2001 ᴦ. был принят Федеральный закон ʼʼО политических партияхʼʼ, предусматривающий минимальную численность политической партии не менее 10 тыс. человек, что привело к сокращению числа зарегистрированных политических пар­тий в стране. В 2004 ᴦ. в данный Закон были внесены изменения, и минимальная численность политической партии возросла до 50 тыс. человек. Тогда же была введена пропорциональная система выборов в Государственную Думу (по партийным спискам) вместо прежней смешанной избирательной систе­мы (по партийным спискам и по одномандатным избира­тельным округам), а минимальный процент голосов, который должна была набрать политическая партия для допуска к рас­пределœению мест в Государственной Думе (ʼʼзаградительный барьерʼʼ), был поднят с 5 до 7%.

Переход от смешанной избирательной системы к пропор­циональной преследовал цели упрочения демократии, рас­ширения представительства оппозиции в законодательных органах власти, усиления влияния партий на формирование демократической власти, роста конкуренции между ними, а следовательно, укрепления и улучшения качества россий­ской политической системы.

На состоявшихся 14 марта 2004 ᴦ. президентских выборах в первом туре с огромным отрывом от соперников победил действовавший Президент В. В. Путин.

К важнейшим социальным преобразованиям начала XXI в. следует отнести судебную, армейскую, пенсионную реформы, изменения в области образования и здравоохра­нения. Судебная реформа представляла собой комплекс мер, направленных на повышение авторитета и независимости третьей власти. С 1 июля 2002 ᴦ. в стране был введен в дей­ствие новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, заме­нивший устаревший и не отвечающий современным реалиям УПК РСФСР. Новый УПК РФ обеспечивает участие защитника уже на первом этапе досудебных разбирательств. С мо­мента задержания человек может воспользоваться своим пра­вом на услуги адвоката͵ в т.ч. на безвозмездной основе. Правоохранительные органы должны получать разрешение суда для заключения под стражу, обыска, временного отстра­нения от должности, прослушивания телœефонных разгово­ров. Судебная реформа 2002 ᴦ. укрепила независимость орга­нов юстиции, усилила бремя доказательств для прокуратуры и защиту прав обвиняемых.

Реформа армии опиралась на достаточно разработанную нормативно-правовую базу: Концепцию национальной без­опасности РФ, Военную доктрину РФ, Государственную про­грамму вооружений на 2001-2010 гᴦ., Основы государствен­ной политики РФ по военному строительству и др.
Размещено на реф.рф
Основным нововведением реформы являлось изменение принципов комплектования личного состава и перевооружения войск современными видами вооружений. Произошло сокращение личного состава вооруженных сил до 1 млн чел. В 2002 ᴦ. был принят Федеральный закон ʼʼОб альтернативной гражданской службеʼʼ. Срок службы солдат-срочников начиная с 2008 ᴦ. был сокращен с двух лет до одного года. Одним из приори­тетов реформы стал постепенный переход к профессиональ­ной армии, к формированию частей постоянной готовности. В целом реформа способствовала повышению обороноспо­собности страны.

Более последовательной и жесткой стала политика по от­ношению к чеченским сепаратистам. После заключения Хаса-вюртских соглашений Чечня фактически стала независимой. Оттуда были выведены российские войска, там не действо­вали российские органы власти. Это привело к образованию на территории республики мятежно-террористического ан­клава, находящегося под контролем полевых командиров - террористов. Здесь прекратились занятия в школах, выпла­та пенсий, практически было разрушено здравоохранение, практиковались похищение людей, работорговля, угон скота с сосœедних территорий.

Осенью 1999 ᴦ. с территории Чечни в Дагестан вторглись отряды исламских боевиков. В Москве, Буйнакске, Волго­донске ими были взорваны жилые дома. Российское пра­вительство ответило на это проведением в Чечне мощной контртеррористической операции. Она была поддержана подавляющим большинством населœения страны и вызвала консолидацию базовых политических сил. К 2001 ᴦ. масштабные военные действия были в основном прекращены. В Чечне начался процесс восстановления органов власти. Указом Президента муфтий Чечни А. Кадыров был назначен главой местной администрации, а после его гибели в резуль­тате террористического акта республику возглавил его сын Рамзан Кадыров. Ему удалось в очень сложной обстановке в определœенной мере удерживать ситуацию в республике под контролем. Боевики перешли к тактике партизанской войны и проведению террористических акций, направленных про­тив мирного населœения (взятие заложников зрителœей мю­зикла ʼʼНорд-Остʼʼ в Москве в 2002 ᴦ., взрывы в московском метро, захват заложников в средней школе № 1 ᴦ. Беслана в Северной Осетии в 2004 ᴦ. и др.).

Необходимость начатой в 2002 ᴦ. по инициативе главы го­сударства пенсионной реформы возникла из-за ухудшения демографической ситуации в России. Реформирование пен­сионного обеспечения преследовало цель - переход от чисто распределительной системы к распределительно-накопи­тельной. Наряду с государственным обеспечением пенсион­ные средства пополнились обязательной накопительной ча­стью и индивидуальными добровольными взносами.

Осенью 2005 ᴦ. В. В. Путин в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов выдвинул программу приоритетных национальных проектов: здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство. В 2005 ᴦ. был создан Совет по реализации этих проектов, который возглавил лич­но Президент, введена должность нового вице-премьера, от­вечающего за реализацию приоритетных национальных про­ектов.

Наиболее заметным мероприятием в области экономи­ки стало установление ʼʼплоскойʼʼ шкалы налогообложения. В случае если раньше уровень налогообложения повышался с ростом доходов, то теперь для всœех, независимо от получаемых дохо­дов, была установлена единая ставка уплаты налогов - 13%. Вместе с тем, был введен единый социальный налог, отменен ряд налоговых льгот. Подобная мера преследовала цель рас­ширения налогооблагаемой базы, привлечения инвестиций в экономику, легализации ее теневой части, ужесточения налоговой дисциплины. Эту же задачу ставил Федеральный закон от 7 августа 2001 ᴦ. № 115-ФЗ ʼʼО противодействии лега­лизации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу­тем, финансированию терроризмаʼʼ, на базе которого был создан орган финансовой разведки - Комитет по финансо­вому моторингу.

В 2001 ᴦ. были приняты новые Земельный и Трудовой ко­дексы, обеспечивающие проведение реформ в области аграр­ных, трудовых отношений. Серьезная борьба в Государствен­ной Думе развернулась вокруг правительственных инициатив, направленных на реформирование транспорта͵ энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, законопроектов, каса­ющихся малого бизнеса, продолжения земельной реформы.

К 2003 ᴦ. было восстановлено доверие населœения к банков­скому сектору, подорванное кризисом 1998 ᴦ. Объем вкладов стал увеличиваться, обозначился рост реальных доходов на­селœения.

Одним из приоритетов В. В. Путина явилось ʼʼравно-удаление олигарховʼʼ от социально-экономических и поли­тических привилегий. Ряду из них были инкриминированы многочисленные уголовные преступления. В результате этих кампаний произошли отстранение таких наиболее одиозных фигур, как Березовский, Гусинский, Ходорковский, от поли­тической деятельности, перераспределœение их собственно­сти, была предпринята попытка создать равные правила для всœех участников хозяйственной деятельности, повысить со­циальную ответственность крупного бизнеса.

В начале XXI в. руководством страны не раз высказывалась озабоченность развитием страны преимущественно за счёт сырьевой составляющей. Попыткой преодоления ʼʼсырьевого кренаʼʼ экономики явилось создание государственных корпо­раций: авиационной, судостроительной, ʼʼРоснаноʼʼ, ʼʼРостех-нологияʼʼ, ʼʼРосатомʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
Οʜᴎ преследовали цель техноло­гического обновления экономики на базе концентрации частного и государственного капитала в наиболее наукоемких отраслях.

В феврале 2008 ᴦ. на заседании Госсовета В. В. Путин оз­вучил амбициозную программу социально-экономического развития страны. Она получила название ʼʼПлан Путинаʼʼ. По нему к 2020 ᴦ. Россия должна войти в пятерку ведущих экономик мира, для чего ей крайне важно добиться четырех­кратного роста производительности труда. Средние доходы россиян должны возрасти до 30 тыс. долларов в год, средняя продолжительность жизни увеличиться до 75 лет. Программа предусматривает проведение реформы здравоохранения, мо­дернизацию пенсионной системы, развитие инфраструктуры экономики, обеспечение рациональной интеграции России в систему мировой торговли.

Ужесточение финансовой политики, благоприятная ситу­ация на мировом рынке нефти, сложившиеся в 90-е гᴦ. и за­работавшие рыночные механизмы позволили погасить долги по заработной плате, пенсиям, улучшить материальную обес­печенность населœения.

Подводя итоги президентства В. В. Путина в 2000-2008 гᴦ., следует отметить, что социально-экономическое развитие было успешным. По данным Международного валютного фонда (МФВ), объём валового внутреннего продукта (ВВП) России в текущих ценах вырос более чем в 6 раз - со 196 млрд долл. (23 место в мире) в 1999 ᴦ. до 1290 млрд долл. - в 2007 ᴦ. (11 место в мире). Россия вышла на первое место по добыче нефти и газа. Объем продукции сельского хозяйства вырос более чем в 3 раза. Объем жилищного строительства почти удвоился. Экспорт вырос почти в 5 раз. Бюджет увеличил­ся в 10 раз и стал профицитным. Золотовалютные резервы выросли более чем в 40 раз. Государственный внешний долг снизился более чем в 3 раза - с 158,4 до 44,1 млрд долл.

В 1999-2007 гᴦ. средняя месячная зарплата выросла почти в 9 раз. Средний размер пенсий увеличился в 7 раз при инфля­ции, возросшей в 2000-2007 гᴦ. в 2,5 раза.

В то же время страна сталкивалась с трудностями и про­блемами. Продолжалось падение численности населœения России. Чиновный аппарат вырос в 1,5 раза. Увеличилась доля нефтегазового сектора в экономике страны. Серьезного перелома в сторону инновационного пути развития не про­изошло. Огромной проблемой, сдерживающей социально-экономическое развитие, оставалась коррупция. Несмотря на 8-летний экономический рост, инфраструктура России находилась в тяжелом положении, крайне низким оставался уровень инвестиций.

Социально-экономическое развитие России в начале XXI в. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социально-экономическое развитие России в начале XXI в." 2017, 2018.

По-разному можно оценивать влияние политики реформ (технократический и монетаристский подходы) и конкретно «рефор-мационной составляющей» как фактора сокращения ВВП, однако несомненно, что процесс трансформации российской экономики оказался более болезненным и продолжительным, чем предполагалось в начале преобразований . Проблема обеспечения выхода экономики на траекторию стабильного развития, роста, основанного на инновации и сопровождающегося повышением благосостояния граждан, к началу XXI в. оставалась не решенной.

Основное содержание политико-экономической дискуссии начала 2000-х гг. - выбор между сокращением доли государственных расходов в ВВП и улучшением качества экономических институтов. Это были альтернативы, но не антиподы: улучшение экономических институтов может создать условия для сокращения государственных расходов, но сокращение их доли в ВВП требует улучшения качества институтов. Дискуссия была острой .

В 2000 г. была разработана так называемая программа Грефа («Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. Концепция»), В центре внимания оказались:

  • реформа власти законодательной, судебной, исполнительной, правоохранительной систем;
  • реформы в социальной сфере: пенсионная, здравоохранения, образования, жилищная, трудовых отношений;
  • дерегулирование экономики: создание наиболее благоприятных условий для предпринимательства, включая защиту прав собственности, равенство условий конкуренции, реформа налоговой системы и т.д.

В рамках реализации Стратегии в целом успешно проведена налоговая реформа, приняты Трудовой и Земельный кодексы, проведены монетизация льгот и реформы государственной службы, завершился переход на систему единого государственного экзамена. Вместе с тем коррупция остается бичом российской экономики. По оценкам международной организации Transparency International , в 2011 г. Россия занимала 143-е место из 182 возможных в рейтинге стран по уровню коррупции и 1-е место по уровню взяточничества экспортных компаний за рубежом (Bribe Pavers Index) .

В целом, согласно экспертным оценкам Центра стратегических разработок, уровень выполнения «программы Грефа» на начало 2010 г. составил примерно 36% .

С 2003 г. государство начинает действенно увеличивать свое присутствие в экономике. С 2004 г. начинается процесс создания государственных корпораций (ГК): «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Ростехнологии», «Роснанотех», «Олимпстрой». В форме госкорпораций созданы Банк развития (бывший ВЭБ), «Агентство по страхованию вкладов», «Автодор». Увеличивается число государственных предприятии в форме ОАО, объединяющих в себе целые отрасли, - «Объединенная авиастроительная корпорация», «Объединенная судостроительная корпорация». Растут собственность и доля рынка, контролируемая государственными предприятиями, в стратегических отраслях, в том числе в ТЭК .

Вместе с тем экспансия государства, вытеснение частного бизнеса не сопровождается собственно структурными сдвигами в экономике. Доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет всего 0,3-0,5%, в то время как доля США - 36%, Японии - 30%, Германии - 17%. Доля инновационно-активных предприятий в российской промышленности (9,4% в 2007 г.) в несколько раз ниже, чем в развитых странах, результаты инновационного процесса характеризуются существенной неэффективностью. Так, доля высокотехнологичной продукции в экспорте не превышает 4-5%, в то время как для Китая этот показатель составляет 22,4%, Южной Кореи - 38,4%Г Государственные проекты (и проекты на основе частно-государственного партнерства, например, отечественный аналог Силиконовой долины инновационный центр «Сколково») пока не дают адекватной отдачи.

С 2004 г. решающее влияние на развитие финансовой ситуации в России оказывала конъюнктура нефтяного рынка. Доходы от экспорта энергоносителей составляли в 2000-е гг. более трети поступлений федерального бюджета РФ. Мировые цены на энергоносители приблизились к аномально высоким значениям 1970-х - начала 1980-х гг.

Восстановление экономического роста, успешная налоговая реформа 2000-2002 гг. обеспечили высокие темпы роста доходов бюджета. Вместе с тем важным элементом экономической политики во время первого срока президентства В. В. Путина оставалось увеличение профицита бюджета и пополнение валютных резервов, что позволило, в частности, успешно справиться с решением так называемой «Проблемы 2003» - на 2003 г. выпал пик выплат по внешнему долгу (по займам СССР и России, а также процентов по ним).

Однако с 2005-2006 гг. государственные расходы начали быстро расти. С 2006 г. начинается реализация приоритетных национальных проектов, нацеленных на «увеличение инвестиций в человека»: «Здравоохранение», «Образование», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и «Развитие агропромышленного комплекса». Принимается решение о государственных выплатах на второго и каждого последующего ребенка (так называемый материнский капитал). Расширяются государственные инвестиционные программы.

Обсуждение проблем, связанных с созданием Стабилизационного фонда, сглаживающего влияние нефтяных цен на государственный бюджет, в России началось в 2001-2002 гг., хотя в то время цены на нефть еще не вышли на аномально высокие уровни. Фонд был призван способствовать стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта нефтяных товаров. Стабилизационный фонд был создан в 2004 г. По расчетам Министерства финансов, при использовании доходов Стабилизационного фонда на финансирование государственного бюджета инфляция в 2004 г. составила бы 16%, в 2005 г. - 20%.

Ситуация в социальной сфере оставалась тревожной. Монетизация льгот в большинстве случаев не привела к повышению эффективности (в том числе повышению адресности) и качества социального обслуживания населения.

В течение 2000-х гг. продолжала нарастать дифференциация в доходах (табл. 18.12). Основые показатели социально-экономического развития в этот период были следующими (табл. 18.13).

Таблица 18.12

Разница между денежными доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан (раз)

Коэффициент дифференциации и доходов

Источник: Росстат.

Несмотря на намечающуюся тенденцию к улучшению демографических показателей (сокращению разрыва с развитыми странами в ожидаемой продолжительности жизни, стабилизации численности населения, снижению коэффициента смертности и повышению рождаемости), ситуация в этой сфере остается сложной (табл. 18.14).

Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации

  • (основные макроэкономические показатели)

Показатель

ВВП, млрд руб.

ВВП на душу населения, тыс. руб.

ВВП, в % к предыдущему году

Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году

Индекс производства продукции сельского хозяйства, в % к предыдущему году

Индекс потребительских цен, к декабрю предыдущего года, %

Профицит, дефицит (-) консолидированного бюджета, в % к ВВП

Демографическая ситуация

Показатель

Численность населения (на конец года), млн чел.

В % к предыдущему году

Ожидаемая продолжительность жизни

при рождении, число лет

Все население

Общий коэффициент рождаемости (на 1000 человек населения)

Общий коэффициент смертности (на 1000 человек населения)

Естественный прирост, убыль (-) населения, тыс. чел.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Президент России В.В. Путин, его действия по укреплению власти и проведенные политические реформы. Создание новых национальных символов России. Экономика в начале XXI века. Ход войны в Чечне. Внешняя политика государства. Российско-грузинский конфликт.

    презентация , добавлен 23.02.2014

    Экономическое и политическое положение России в конце 19-начале 20 века. Аграрная реформа, сущность и содержание. Методы и итоги реформы. Реформирование образования. Создание земств. Судебные новации. Реформы в промышленности. Оживление промышленности.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2008

    Государственный и политический строй России. Изменения в общественном строе России в начале XX века. Политическая ситуация в России. События первой русской революции. Оформление конституционной монархии. Источники и развитие права в начале XX в..

    контрольная работа , добавлен 18.10.2008

    Государство и право в период первой русской революции и конституционной реформы. Свод основных государственных законов 1906 года. Изменения в праве в начале ХХ века. Государственно-правовые реформы П.А. Столыпина и чрезвычайное законодательство.

    презентация , добавлен 23.02.2014

    Изучение общественного строя России в начале XIX века и определение предпосылок развития государственной системы. Изменения государственного механизма, социально-экономические и законодательные реформы. Кодификация и отраслевая систематизации норм права.

    контрольная работа , добавлен 27.12.2013

    Преобразования государственного строя. Характеристика самодержавия. Анализ развития самодержавия на Руси. Преобразования, проводимые в начале ХIX века. законодательство первой четверти XIX века. Право в начале XIX века. Работа Государственного совета.

    реферат , добавлен 15.07.2008

    Феодальные пережитки, незавершенность реформы 1861 г., положение крестьян в России в начале ХХ века как предпосылки для проведения аграрной реформы. Политико-правовые принципы П.А. Столыпина; содержание, законодательное оформление и последствия реформы.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2012

15.1 Внутриполитическое развитие в начале XXI века.

15.2 Социально-экономическое развитие в начале XXI века.

15.3 Внешняя политика России в начале XXI века.

15.1 Внутриполитическое развитие в начале XXI века

26 марта 2000 г. Президентом РФ в первом же туре с результатом 52,9% был избран В.В. Путин. Председателем Правительства РФ стал М.М. Касьянов (2000-2004), которого затем сменил М.Е. Фрадков (2004-2007). Избранный президент получил от Б.Н. Ельцина тяжелое наследство: государства фактически не существовало, Россия зависела от зарубежных кредиторов и олигархов, нарастала дезинтеграция страны, за 1990-е гг. экономика сократилась наполовину, абсолютное большинство населения жило за чертой бедности и не верило в будущее. Существовала масса других проблем, начиная от тотальной коррупции, заканчивая развалом армии. Самой главной задачей, которую начал решать на посту президента В.В. Путин, была задача восстановления государства.

Летом 2000 г. закончилась активная фаза боевых действий во время Второй чеченской войны, боевики были разгромлены, непризнанная республика Ичкерия ликвидирована. Проблема сохранения территориальной целостности страны была решена. Однако после разгрома боевики перешли к тактике террора. В мае 2002 г. произошел теракт в Каспийске. 23 октября 2002 г. в Москве террористы захватили зрителей мюзикла «Норд-Ост» в Театральном центре на Дубровке, в результате погибло 130 чел. В декабре 2002 г. взорван Дом правительства Чеченской Республики. В июле 2003 г. произошел взрыв на рок-фестивале в Тушино, в августе был взорван военный госпиталь в Моздоке, в декабре – электричка в Ставропольском крае.Во время празднования Дня Победы в 2004 г. в Грозном в результате подрыва бомбы погиб глава Чечни А. Кадыров. В августе произошли взрывы самолетов. 1 сентября 2004 г. террористы захватили школу в Беслане, погибло около 330 чел.

Во второй половине 2000-х гг. ситуация в Чечне существенно изменилась. В августе 2004 г. новым Президентом Чеченской Республики был избран А. Алханов. Премьер-министром стал Р. Кадыров – сын А. Кадырова. В 2007 г. он стал главой Чечни. Новое руководство восстанавливало экономику региона и проводило линию по интеграции боевиков, не запятнавших себя тяжкими преступлениями, в общество, что лишало террористов их сторонников. Параллельно преследовались лидеры бандформирований. В 2006 г. был уничтожен лидер всего террористического подполья на Северном Кавказе Ш. Басаев, еще раньше был ликвидирован А. Масхадов. Утратившие лидеров и лишившиеся финансовой поддержки боевики перестали представлять собой организованную силу.

Одновременно В.В. Путин укреплял «вертикаль власти», предполагающую контроль над исполнительными органами власти страны. В мае 2000 г. 89 субъектов РФ были объединены в 7 федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента РФ, в чьей компетенции был контроль за исполнением решений главы государства. Было восстановлено единое правовое поле: Конституции, Уставы и законы регионов страны, противоречившие Конституции РФ, были приведены в соответствие с ней.

С 2002 г. в Совет Федерации РФ стали входить не главы законодательной и исполнительной власти регионов, а их представители. В качестве своего рода «компенсации» для региональных лидеров был создан консультативный Государственный совет. В 2003-2007 гг. прошли референдумы в нескольких субъектах РФ, на которых были приняты решения об их объединении. Количество субъектов РФ в итоге сократилось до 83.

С 2004 г. главы субъектов РФ перестали напрямую избираться населением, потому что, как показала практика, во многих регионах к власти приходили ставленники той или иной финансово-промышленной (а то и вовсе преступной) группировки. Глава субъекта РФ стал наделяться полномочиями законодательным органом данного субъекта по представлению Президента РФ. Также глава государства получил возможность лишать главу региона должности.

Еще одной задачей, проводимой президентом, стала политика «равноудаления» олигархов. 28 февраля 2000 г. на встрече с представителями крупного капитала В.В. Путин объяснил, что не потерпит вмешательства бизнеса в принятие государственных решений и тем более не потерпит попыток приватизации бизнесом властных полномочий. Значительная часть олигархов смирилась с этим положением дел. Однако В. Гусинский и Б. Березовский не были готовы отказаться от рычагов давления на власть. В итоге обоим пришлось покинуть страну. В 2003 г. был арестован владелец крупнейшей российской нефтяной компании ЮКОС М. Ходорковский, который вместе со своими ближайшими партнерами обвинялся в уклонении от налогов и мошенничестве. Смысл «дела ЮКОСа» был в том, что крупному бизнесу было дано однозначное послание: соблюдайте законы, платите налоги и не пытайтесь ставить себя выше государства. Послание было услышано. В 2004 г. после «дела ЮКОСа» поступление федеральных налогов и сборов от крупнейших налогоплательщиков по сравнению с 2003 г. увеличилось сразу на 133,8%. «Дело ЮКОСа» окончательно похоронило надежды олигархов на сохранение своего контроля над российским государством.

Был взят курс на борьбу с коррупцией. Для более эффективной борьбы с ней проведена судебная реформа. Реально заработал суд присяжных, появились мировые суды, повысился статус судей (сократились возможности для злоупотреблений, и усилилась независимость судов).

Курс В.В. Путина законодательно поддержала партия «Единая Россия», созданная в 2001 г. путем слияния движений «Единство» и «Отечество – Вся Россия». В 2003 г. на выборах в Госдуму «Единая Россия» одержала победу и получила конституционное большинство. Председателем Думы был избран лидер этой партии Б.В. Грызлов.

В 2004 г. В.В. Путин был переизбран на второй срок. М.Е. Фрадков сохранил пост председателя Правительства РФ, но в 2007 г. его сменил В.А. Зубков (2007-2008). В 2007 г. выборы в Государственную думу РФ впервые проводились только по пропорциональной системе: депутатские места распределялись между партиями, преодолевшими 7%-й барьер. Таких партий оказалось четыре: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия». «Единая Россия» вновь получила конституционное большинство, а председателем Думы был переизбран Б.В. Грызлов.

В марте 2008 г. президентом страны был избран Д.А. Медведев. В.В. Путину по Конституции нельзя было баллотироваться, он стал Председателем Правительства РФ. Внутренняя политика при этом не претерпела существенных изменений. В конце 2008 г. в Конституцию РФ были внесены поправки, увеличившие срок полномочий Президента РФ до шести лет, а Государственной думы РФ – до пяти лет.

В 2011 г. прошли очередные выборы в Государственную думу РФ, избирательный барьер преодолели те же четыре партии. Большинство (простое, неконституционное) в очередной раз получила партия «Единая Россия», председателем Думы избран С.Е. Нарышкин. После парламентских выборов оппозиция поставила под сомнение результаты выборов и организовала митинги с целью дестабилизации обстановки и захвата власти по типу «оранжевой революции» на Украине, но безуспешно.

В 2012 г. в стране прошли президентские выборы. В первом же туре с результатом 63,6% их выиграл В.В. Путин. В 2014 г. произошло воссоединение Крыма с Россией. В состав Российской Федерации вошли на правах новых субъектов Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Количество субъектов увеличилось до 85.