Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Доклад: Роль банковской системы в современной рыночной экономике. Роль банковской системы в современной экономике

Каждая из структур банковской системы несет свои функции, так в соответствии с ними Центральный Банк:

во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

устанавливает правила проведения банковских операций. бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

проводит анализ и прогнозирование состояния экономики

Прибыль Банка России после направления ее на увеличение ресурсов Банка перечисляется в доход федерального бюджета. Банк России и его учреждения oсвобождаются от уплаты налогов, сборов, пошлин и других аналогичных платежей.

Центральный банк владеет такими ресурсами, которыми не в состоянии обладать ни один коммерческий банк. Это объясняется его непосредственными функциями.

Основные ресурсы Центрального банка -- деньги в обращении и средства коммерческих банков. Выпуск денег в обращение, т.е. создание ресурсов путем их эмиссии, осуществляется в процессе кредитования федерального Правительства и коммерческих банков. Кредиты коммерческим банкам выдаются под их обязательства, а также в порядке учета коммерческих векселей. Правительство получает кредит в Центральном банке, представляя свои обязательства. Эмиссия также производится для закупки золота и иностранной валюты.

Эмитируемые Центральным банком деньги -- создаваемые им ресурсы -- в обоих случаях носят кредитный характер, их же обеспечением служат обязательства коммерческих банков и Правительства, а также золото и иностранная валюта.

В отличии от ЦБ,главной целью коммерческих банков является получение прибыли. Поэтому сегодня коммерческий банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. К конструирующим операциям банка относят:

Систематическое выполнение указанных функций и создает тот фундамент, на котором сводится работа банка. Хозяйство не может существовать и развиваться без хорошо отлаженной системы денежных расчетов. Отсюда большое значение банков, как организаторов этих расчетов. Создание платежных средств тесно связано с депозитной функцией кредитования банковских клиентов. Депозит может возникнуть двумя путями: в результате внесения клиентом наличных денег в банк или же в процессе банковского кредитования. Эти операции по-разному отразятся на величине денежной массы в стране. Способность коммерческих банков увеличивать и уменьшать депозиты и денежную массу широко используется центральным банком, который через систему обязательных резервов управляет динамикой кредита.

Вторая обширная функциональная сфера деятельности банков -- посредничество в кредите. Коммерческие банки, как уже говорилось, выполняют роль посредников между хозяйственными единицами, накапливающими и нуждающимися в денежных средствах. Они предоставляют владельцам свободных капиталов удобную форму хранения денег в виде разнообразных депозитов, что обеспечивает сохранность денежных средств и удовлетворяет потребность клиента в ликвидности. Банковский кредит - тоже весьма удобная и во многих случаях незаменимая форма финансовых услуг, которая позволяет гибко учитывать потребности конкретного заемщика и приспосабливать к ним условия получения ссуды (в отличие от рынка ценных бумаг, где сроки и другие условия займа стандартизированы). Помимо выполнения базовых функций, банк предлагают клиентам множество других финансовых услуг. Например, банки осуществляют разного рода доверительные операции для корпораций и частных лиц, связанных с передачей имущества в управление банку на доверительной основе, покупкой для клиентов ценных бумаг, управление недвижимостью, выполнение гарантийных функций по облигационным выпускам.

Обобщив все функции банков, можно с уверенностью сказать,что роль банковской системы в экономике государства огромна. Банковская система - кровеносная система экономики. Она не может функционировать без товарного рынка, без нормального денежного обращения, без рынка капиталов, на котором и образуется "кровь", распределяемая потом по всем клеткам экономического организма. Одна из важнейших задач банковской системы - содействие созданию и функционированию рынка капитала. Это основное звено рыночной экономики, которое влияет на развитие товарного, потребительского рынка и рынка труда. Ни один из них не может существовать без функционирования денежного, кредитного и финансового рынков. Через банк осуществляются платежи и взаимные расчеты между предприятиями, фирмами, физическими лицами. Банк выпускает деньги в обращение, выполняет операции с ценными бумагами. Банк осуществляет все платежные операции между клиентами и их контрагентами. Банковские кредиты играют важную роль в экономике, потому что в больших размерах обеспечивают финансовыми ресурсами промышленность, сельское хозяйство, торговлю. Банк может по поручению своих клиентов произвести платежи в иностранной валюте.

И все же в настоящее время спектр банковских услуг в России весьма узок. Да и качество обслуживания у нас на таком уровне, что многие предпочитают "осуществлять" расчеты наличными деньгами, перевозя деньги через всю страну. Это огромное бедствие для государства и его денежного обращения.

Отсюда вытекают многие социальные беды, Это создает почву для увеличения крименогенности в обществе. Поэтому, по моему мнению, основное внимание банкам нужно уделять быстрому и четкому осуществлению расчетов. Это дает возможность сократить наличный неконтролируемый оборот.

На роль банковской системы в социально-экономическом развитии страны влияет совокупность факторов:

    Внешние факторы. Сюда относятся факторы среды. Это

совокупность взаимоувязанных и взаимообусловленных факторов, которые можно разделить на пять основных групп:

А) Экономические факторы. Их совокупность отражает состояние экономики, выраженное в интенсивности и способах установления экономических отношений с участием банков. К ним относятся принципы исполнения федерального бюджета, характер реализуемой денежно-кредитной политики, сложившаяся система налогообложения, результаты проведения экономических реформ, формирующие общие условия функционирования банковской системы. Так, при экономическом росте, как правило, увеличивается число субъектов хозяйствования, растут экономические связи, что влечет за собой соответствующий рост спроса на банковские услуги как со стороны предприятий и организаций, так и со стороны населения. В случае кризисного развития наблюдаются противоположные процессы, угнетающие банковскую систему в целом, усложняющие деятельность отдельных банков, снижая их надежность и ликвидность. Развитие банковской системы может сдерживаться под влиянием таких факторов, как чрезмерный налоговый пресс на прибыль банков, отсутствие достаточных ресурсов для осуществления банковских операций, убыточность значительного числа крупных и средних предприятий, общее снижение уровня доходов населения.

Б) Политические факторы. К ним относятся те решения органов власти и управления на федеральном, региональном и местном уровнях, которые влияют на характер решений, принимаемых субъектами банковской системы: Центральным банком, банками, кредитными организациями, банковскими ассоциациями. Это: принципы денежно-кредитной политики; заявленные принципы формирования бюджета и его пропорций;

основные направления совершенствования налогообложения; реализуемые на практике принципы развития национального хозяйства и его отдельных отраслей, отношение к предпринимательству, к банковской деятельности, к ответственности государства и бизнеса перед обществом.

В мировой практике страны ранжируются по критерию политического риска. Чем выше этот показатель, тем менее стабильна социально-экономическая ситуация в стране. Странам с высоким рейтингом политического риска сокращается либо полностью прекращается кредитная поддержка со стороны международных банковских институтов, а также со стороны отдельных стран, располагающих свободными денежными средствами.

В) Формы и методы правового регулирования хозяйственной деятельности в целом и банковской в частности оказывают существенное влияние на функционирование банковской системы. Устойчивость законодательства, его относительная консервативность создает предпосылки правового регулирования возникающих проблем. При этом законодательство оказывает влияние на развитие банковской системы особыми правилами регулирования тех или иных банковских операций или сделок, разрешая их или запрещая. Так, например, в некоторых странах банкам запрещается выполнять определенные операции с ценными бумагами, вкладывать свои средства в капиталы других предприятий. В ряде стран банкам не разрешено заниматься страхованием и торгово-посреднической деятельностью. В ряде стран центральные банки могут заниматься обслуживанием хозяйства, в других их основная функция - эмиссионная.

Г) Социально-психологические факторы. К ним относятся: уверенность большинства населения в правильности проводимых экономических преобразований, в стабильности налогового, таможенного, валютного законодательства, в хороших перспективах для экономики в целом и ее отдельных отраслей. Все вышеперечисленное в совокупности формирует уровень доверия к банковской системе, готовность осуществлять банковские операции и пользоваться банковскими услугами. В этом случае доверие к банковской системе определяет и более эффективное выполнение ею функций обеспечения финансирования потребностей экономического развития за счет привлечения финансовых ресурсов населения и иностранных инвесторов.

Д) Форс-мажорные обстоятельства, являющиеся следствием стихийных бедствий и непредсказуемых событий, которые приводят к сбоям в платежных системах, могут быть разделены на:

    природные (наводнения, землетрясения, ураганы), которые технически затрудняют функционирование банковской системы;

    политические (закрытие границ, введение международных запретов на экономические отношения с другими государствами, военные конфликты), которые приводят к необходимости существенного пересмотра условий взаимодействия банков и их клиентов;

    экономические (отказ государства от выполнения своих финансовых обязательств, изменение правил расчетов, изменение системы налогообложения, введение ограничений на экспортно-импортную деятельность, кризисы на финансовых рынках), которые приводят к затруднениям банков и клиентов, вызванным общей неопределенностью хозяйственной деятельности.

При этом как бы долго ни готовились реформы: налоговая, бюджетная, расчетов и т. п., форс-мажорный характер их влияния на банковскую систему не меняется, поскольку предугадать или зарегламентировать все нюансы экономических отношений не представляется возможным.

    Внутренние факторы. Это совокупность факторов, которые

формируются субъектами банковской системы: Центральным банком, коммерческими банками, банковскими ассоциациями. Внутренние факторы поддаются влиянию со стороны субъектов банковской системы и определяются следующими основными моментами:

    компетенцией руководителей банков и квалификацией банковских работников;

    уровнем межбанковской конкуренции и ее характером;

    степенью осознания банковским сообществом своей роли в экономике и целей развития банковской системы;

    сложившимися банковскими правилами и обычаями

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйства, выступая посредниками в перераспределении капитала, существенно повышает общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда. Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появились новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживания клиентуры.

Роль банковской системы в современной рыночной экономике огромна. И все изменения, происходящие в ней, тем или иным образом затрагивают всю экономику. Правильная организация банковской системы необходима для нормального функционирования хозяйства страны.

Стабильность банковской системы имеет чрезвычайное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики. Банковский сектор является тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике.

Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений, что объективно определяет ключевую роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с рыночной экономикой. В настоящее время функционирование банковской системы приобретает огромное значение, поскольку от их эффективного функционирования и правильно выбранных методов, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

Влияние банков на экономику, как видим, чрезвычайно высоко. Предоставляя кредиты, банки помогают народному хозяйству в его развитии. Однако на переходных этапах общественного развития, при переходе от одного общественного строя к другому, от одной системы хозяйствования к другой экономическое поведение банков проявляет себя не столь прямолинейно, а в более сложной форме. В период кризиса банки, несмотря на значительный рост спроса, на кредит, сокращают объемы своих кредитных операций. В результате снижение объемов производства неизбежно сопровождается и сокращением объема кредитных вложений.

Стабильная экономика не может существовать без организованной и отлаженной системы денежных расчетов. Это определяет важную роль банков в проведении расчетов и платежей. Основная часть расчетов между предприятиями осуществляется безналичным путем. Выступая в качестве посредника в платежах, банки осуществляют расчеты по поручению клиентов, принимают деньги на счета и ведут учет всех денежных поступлений и выдач. Эффективное функционирование платежной системы в странах с развитой инфраструктурой предполагает постоянное совершенствование технологии расчетов, использование электронных систем и централизацию платежей, что способствует уменьшению издержек обращения.

Банки являются неотъемлемым элементом любой экономики. Они обеспечивают финансирование коммерческих предприятий, оказывают базовые финансовые услуги широким слоям населения, а также предоставляют доступ к платежным системам. Кроме того, некоторые банки создаются в целях предоставления кредитов и поддержания ликвидности компаний в сложных рыночных условиях. Значение банков для экономики страны подчеркивается тем фактом, что банковская деятельность является регулируемым сектором экономики практически во всех странах.

Банковская система России представляет собой важную сферу национальной экономики. Будучи связующим звеном рыночных отношений, она оказывает большое воздействие как на экономические процессы в стране, так и на жизнедеятельность общества в целом. Банковская сфера почти во всех странах относится к числу наиболее регулируемых, а также подлежащих контролю как со стороны органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного финансового контроля, так и со стороны негосударственных организаций, осуществляющих независимый финансовый контроль на коммерческой основе. Произошедшая унификация стандартов контрольной деятельности на мировом уровне вызвала необходимость выстроить систему процедур и правил национального финансового контроля, в том числе и в банковской сфере деятельности.

Полноценное развитие банковской инфраструктуры служит важнейшим фактором роста национальной экономики. Именно посредством банковских систем аккумулируются крупнейшие инвестиционные ресурсы, а государства заинтересованы в их использовании на нужды национальной экономики.

Денежно-кредитная политика реализуется государством в интересах всего общества посредством комплекса взаимосвязанных мер, оказывающих позитивное воздействие на экономические процессы. В основе денежно-кредитного регулирования лежит обеспечение национальной экономики денежными ресурсами при одновременной защите и обеспечении устойчивости рубля. В силу этого необходимо организовать бесперебойное обращение денежных средств в условиях повышенной инвестиционной и кредитной активности. Организация данного процесса включает в себя развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, а также обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Иными словами, деятельность Банка России имеет принципиальное значение в деле реализации денежно-кредитной политики России, так как его деятельность направлена на достижение указанных условий развития экономики России.

Устойчивость банковской системы в решающей степени зависит от деятельности самих банков: от их рациональной и эффективной рыночной политики, а также от экономической конъюнктуры, определяющей возможности банка для нормального функционирования. Значительную роль в обеспечении устойчивости банковского сектора играет деятельность регулирующих органов. Обеспечение устойчивости - это глубинная проблема, связанная с прогрессивным развитием банковского сектора в контексте задач национальной экономики. Развитость банковской системы в условиях мировой интеграции является одним из основных факторов обеспечения конкурентоспособности и относительной независимости экономики. Денежно-кредитная политика, разрабатываемая Банком России, направлена на снижение инфляции и тем самым обеспечивает стабильность и устойчивость национальной экономики. Привлечение коммерческими банками временно свободных денежных средств и использование этих средств для кредитования реального сектора экономики влияет на способность российской экономики к саморазвитию и прогрессу.

Рост экономики невозможен без активизации процессов межотраслевого перетока ресурсов, который способен обеспечить банковский сектор.

Банковский сектор, на который приходится около 85% активов российских финансовых институтов, обеспечивает лишь 9 - 10% инвестиций в российскую экономику. Перекосы в структуре экономики могут быть преодолены только за счет эффективной аллокации ресурсов при посредничестве мощного банковского сектора.

Банковский сектор является системообразующим для национальной экономики, и приоритетные цели для него лежат в области обеспечения эффективного инновационного развития экономики и поддержания инвестиционной активности.

Высокие и устойчивые темпы экономического роста и достигнутая макроэкономическая стабильность требуют от Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации выработки новых решений, направленных на обеспечение поступательного развития банковского сектора на основе укрепления его устойчивости. Повышения конкурентоспособности российских кредитных организаций, совершенствования банковского регулирования и надзора, усиления защиты интересов и укрепления доверия вкладчиков и других кредиторов банков.

Динамика основных показателей состояния банковского сектора в России за последние годы, свидетельствует о закреплении тенденции к стабильному развитию банковской системы.

Продолжается процесс расширения ресурсной базы банков за счёт средств клиентов. Наиболее популярный срок вклада для населения - от 1 до 3 лет. Это говорит о том, что люди стали больше доверять банкам и хранить в них свои временно свободные денежные средства.

Ещё одна тенденция на рынке банковских услуг - поступательное расширение кредитования населения. Объём выданных кредитов сегодня в 2,5 раза больше, чем в начале 2013 г.

Дело в том, что развитие банковской системы в настоящее время происходит на фоне изменений макроэкономической ситуации в стране и не благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности.

Позитивным стимулом развития является политика Правительства РФ и Банка России, направленная на повышение роли банковского сектора в экономике, расширение банковского кредитования, создание равных конкурентных условий для ведения бизнеса всеми кредитными организациями независимо от формы собственности. Создание системы гарантирования вкладов граждан способствует восстановлению доверия к банковскому сектору со стороны населения, позволяет расширить ресурсную базу банков, в том числе для кредитования реальной экономики.

Серьёзным фактором повышения стабильности функционирования финансового сектора является совершенствование платёжной системы России: расширение безналичных расчётов, внедрение современных технологий и методов передачи информации, обеспечение эффективного и надёжного обслуживания всех участников расчётов. Автоматизация расчётов облегчила деятельность банков, значительно ускорила многие процессы и упростила доступ как банков к необходимой информации. Практически все операции могут осуществляться посредством электронных способов передачи информации.

На финансовое состояние банков положительно влияет активизация их работы на розничном рынке, расширение спектра банковских услуг и продуктов (пластиковые карты, лизинг, факторинг и др.).

Фактором повышения качества корпоративного управления в кредитных организациях является проведение Банком России оценок качества систем внутрибанковского управления и внутреннего контроля при определении состояния и перспектив деятельности кредитных организаций.

Развитие культуры банковского дела обеспечивается совершенствованием действующего законодательства, развитием системы регулирования банковской деятельности и банковского надзора.

Важным фактором развития банковской деятельности страны является приток иностранного капитала с солидной репутацией. Иностранный капитал привносит на российский рынок современные банковские технологии, новые финансовые продукты, культуру банковского корпоративного управления, способствует развитию конкуренции в банковском деле и выступает фактором его совершенствования.

Несмотря на улучшение ситуации в банковском секторе, всё же сохраняются некоторые факторы, препятствующие развитию банковской деятельности. Негативные факторы могут быть разделены на внешние по отношению к банковскому сектору и внутренние.

К числу внешних факторов относятся: невысокие темпы структурных преобразований в экономике, низкая ликвидность, недостаточная достоверность отчётности и слабая прозрачность многих отечественных предприятий, низкий уровень монетизации экономики, несовершенство судебной системы, недостаточное правовое обеспечение банковской деятельности, уровень банковского рейтинга России.

К числу внутренних факторов можно отнести низкое качество управления во многих кредитных организациях, непрозрачную структуру собственности, недостаточное развитие современных банковских технологий. Развитие банковской системы ограничивают также высокие кредитные риски и риски ликвидности.

В целом же можно сделать вывод, что банковская система в России находится сегодня на стадии очевидного подъёма, что обусловлено действием целого комплекса позитивных факторов: макроэкономических, правовых и др. Вместе с этим остаются серьёзные препятствия для развития, которые необходимо устранять или минимизировать.

На сегодняшнем этапе, сложившаяся в российской экономике банковская система выполняет свои функции не полностью. Для ее регулирования необходим комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на обеспечение стабильности всей системы.

Доминантой банковской системы является центральный банк, и в первую очередь необходимо остановиться на выявлении его назначения.

Перечень функций Банка России определен статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. (с дополнениями и изменениями). Наиболее полно, укрупненные функции, которые можно выделить из развернутого перечня направлений деятельности банка раскрыты в работе М.П. Березиной (6). Это такие функции как, эмиссионная, денежно-кредитное регулирование, организация системы платежей и расчетов, банковское регулирование и надзор, валютное регулирование и валютный контроль, финансовый агент правительства, информационно-аналитическая.

Рассмотрим содержание этих функций, тесно взаимосвязанных между собой.

1. Эмиссионная функция Банка России. Эмиссия денег, их обращение и изъятие на территории страны регулируется только центральным банком. Эта функция выполняется по двум направлениям: непосредственное проведение эмиссии наличных денег и участие в депозитно-ссудной мультипликации безналичных денег, осуществляемой коммерческими банками.

Изменение денежной базы как исходное звено мультипликации денег осуществляет банк в процессе денежно-кредитного регулирования экономики. Посредством этого изменения он задает импульс мультипликации денег: либо депозитной экспансии (безналичной эмиссии денег) - при увеличении денежной базы, либо рестрикции (изъятию этих денег) - при сокращении денежной базы.

Рассмотрим это направление в контексте следующей укрупненной функции Банка России - денежно-кредитного регулирования.

2. Денежно-кредитное регулирование. Главное назначение Банка России, как и всякого другого центрального банка, - денежно-кредитное регулирование экономики. Последнее, в свою очередь, является составной частью экономического регулирования, включающего и такие виды, как налоговое, бюджетное, ценовое, валютное и другие. Специфика его состоит в направленности на денежно-кредитную сферу и косвенно - в связи с всеохватывающим характером денежных отношений - на другие стороны общественного развития.

Денежно-кредитное регулирование - это воздействие центрального банка на стоимость и предложение ссудного капитала. Экономической основой регулирования является упомянутая выше денежная база, именуемая также как деньги центрального банка, резервные деньги. Ее основные составляющие, учитываемые в пассиве баланса банка: наличные деньги в обращении, обязательные и добровольные резервы кредитных организаций.

Воздействуя на величину денежной базы посредством использования административных, экономических методов регулирования или в их сочетании (нормативов обязательного резервирования и применяемых льгот, санкций по нему; процентных ставок по своим операциям; рефинансирования и в отдельных случаях - его прямого количественного ограничения; операций на открытом рынке; депозитных операций; эмиссии и размещения своих ценных бумаг; валютных интервенций и др.), Банк России влияет на изменение денежной массы в стране, расширение или сужение потенциала кредитования коммерческими банками предприятий и населения, а значит, и деловой активности последних. Указанное изменение денежной массы проявляется через механизм действия денежного мультипликатора, упрощенно рассчитываемого как отношение средних величин за год (или на определенную дату года) денежной массы (агрегата М2) и денежной базы. Он показывает, насколько изменится денежная масса при изменении денежной базы на единицу. В последние два года этот показатель не превышает 5, между тем в отдельных странах, например в США он достигает 15. Такая разница объясняется недостаточной развитостью денежно-кредитной системы России, высокой долей добровольных резервов коммерческих банков в центральном банке по ряду причин, в том числе из-за неблагоприятной ситуации в стране для предоставления кредитов.

Характерно, что центральный банк располагает неограниченными возможностями расширять свою денежную базу, а следовательно, и денежную массу. Эти возможности реализуются в процессе проведения банком активных операций в соответствии с применяемыми инструментами денежно-кредитного регулирования. В частности, рост денежной базы и денежной массы происходит при покупке (увеличении) Банком России своих активов: золота, валюты, ценных бумаг, предоставлении кредитов коммерческим банкам и, кроме того, снижении норм обязательных резервов. Увеличивая активы, Банк России наращивает свои пассивы, а значит, и денежную базу. В обратном случае, т.е. при продаже активов, увеличении указанных норм, погашении кредитов, имеет место сокращение денежной базы и денежной массы. В этих случаях изменяется ликвидность банков: предоставляется дополнительно или сокращается. В результате возможности банков для кредитования, а соответственно, и эмиссии безналичных денег либо расширяются, либо сужаются (происходит изъятие денег).

Следует отметить, что осуществление Центральным банком Российской Федерации денежно-кредитного регулирования становится возможным благодаря проведению им расчетов с коммерческими банками, в процессе которых как раз и происходит первичное изменение ликвидности последних (с учетом приоритетов денежно-кредитной политики), генерируемое использованием инструментов регулирования. В свою очередь, состав, структура, интенсивность денежных потоков, обслуживаемых расчетами, во многом зависит от применяемых денежно-кредитных инструментов. Исходя из этого, перейдем к исследованию третьей из названных функций.

3. Организация Банком России системы расчетов и платежей. Банк России, являясь верхним уровнем банковской системы, выступает главным организатором денежно-кредитных, в том числе расчетных, отношений в стране. Несмотря на разницу в проведении наличных и безналичных расчетов, они тесно переплетаются друг с другом, формируя в совокупности единый денежный оборот. Это обусловлено постоянной циркуляцией и взаимообратимостью наличных и безналичных денег, представляющих единую национальную валюту - рубль. Поэтому правомерен современный единый подход Банка России к организации тех и других расчетов, который выражается в управлении всей денежной массой, а не только наличной, как это было в России до начала 1990-х гг. Экономическая основа указанного подхода состоит в том, что центральный банк - исходный и конечный пункт движения наличных и безналичных денег (своего рода «сырья» для проведения расчетов). Что касается последних, то, как показано выше, банк посредством использования методов денежно-кредитного регулирования задает импульс их эмиссии или изъятию из обращения.

Движение наличных денег в России происходит следующим образом: Предприятия ГПО «Госзнак» Министерства финансов России> Центральное и Межрегиональные денежные хранилища Банка России

Таким образом, Банк России располагает широкими возможностями для рациональной организации расчетов на региональном, страновом и международном уровнях. Реализация этих возможностей происходит следующим образом.

  • * Банк России является методологическим центром организации наличных и безналичных расчетов.
  • * Банк России - важнейший оператор на рынке кассовых услуг, а также проведения безналичных, главным образом межбанковских расчетов, а значит, непосредственно участвует в их организации.
  • * Банк России как кредитор последней инстанции, располагающий неограниченной ликвидностью, играет главную роль в проведении безналичных расчетов.
  • * Банк России проводит большую работу в определении стратегии развития системы расчетов: ее структуры, обеспечении надежности и устойчивости функционирования, снижении рисков и защиты интересов общества.
  • * Банк России осуществляет регулирование и надзор при организации системы расчетов, как наличных, так и безналичных, в первую очередь в целях обеспечения их безопасности. Порядок такой работы определен в соответствующих правилах проведения расчетов. Вместе с тем она ведется в едином русле выполнения общей функции банковского регулирования и надзора.
  • 4. Банковское регулирование и надзор. В нашей стране Банк России является органом банковского регулирования и надзора, хотя во многих странах ими занимаются специальные органы. Это обусловлено коренным реформированием банковской системы с начала 1990-х гг. (главную роль в котором сыграл Банк России), ее нестабильностью, недостаточным опытом государственного регулирования, надзора и другими факторами.

Суть данных понятий еще окончательно не утвердилась ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Весьма распространена позиция, четко разграничивающая их как самостоятельные сферы деятельности, хотя и тесно связанные между собой. При этом под банковским регулированием понимается комплекс административных и экономических мер по организации и обеспечению стабильности и надежности работы банков, защите интересов вкладчиков и кредиторов исходя из целей и задач денежно-кредитной политики. Надзором же называют комплекс мер по обеспечению соблюдения режима законности в деятельности банков.

Необходимость регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп вытекает из их квазиобщественной природы (общественно-полезного назначения), прямого отношения к удовлетворению потребности общества в деньгах, тесного переплетения работы с интересами общества. С одной стороны, кредитные организации оперируют деньгами - достоянием всего общества, а с другой - являются обычными коммерческими предприятиями, заинтересованными прежде всего в получении прибыли. В условиях использования неполноценных денег возникает объективное противоречие между необходимостью поддержания оптимального количества денег для обеспечения их устойчивости и стремлением банков к неограниченному выпуску денег для увеличения кредитных ресурсов, размещения их в активы и получения прибыли. Максимально сглаживать это противоречие и призваны банковское регулирование и надзор в тесной взаимосвязи с денежно-кредитным регулированием.

Основные виды банковского регулирования административного характера (связанного с государственно-властными полномочиями):

  • * нормотворчество, в процессе которого на базе законодательства регламентируются порядок и требования к государственной регистрации кредитных организаций, лицензированию деятельности и, соответственно, к допуску их в денежно-кредитную сферу, устанавливаются правила проведения основных операций, учета и отчетности, организации внутреннего контроля;
  • * регистрация, лицензирование деятельности и ее изменений (расширения, реорганизации в различных формах), выдача разрешений на использование иностранного капитала, открытие филиалов и др.;
  • * установление экономических нормативов деятельности: норм обязательных резервов, нормативов ликвидности, достаточности капитала, уровней кредитного, депозитного рисков и др.

Банковское регулирование, включающее в себя экономические меры, основано на рыночных (договорных) отношениях и осуществляется в процессе проведения операций центрального банка с кредитными организациями, а также путем установления процентных ставок. Необходимо отметить, что банковское регулирование и надзор Банка России неразрывно связаны с аналогичными функциями в валютной сфере - валютным регулированием и валютным контролем - как главными составными частями валютной политики.

5. Валютное регулирование и валютный контроль. Как и в большинстве стран, центральный банк в России является проводником валютной политики государства совместно с другими такими его органами, как Министерство финансов, Федеральная таможенная служба, ибо осуществляемые им денежно-кредитная и валютная политика неразделимы. Все ее инструменты (обязательное резервирование, операции на открытом рынке, процентная ставка и др.) в той или иной степени представляют собой инструменты и валютной политики. Это объясняется взаимообусловленностью состояния внутреннего рынка страны и внешнего воздействия в процессе интеграции мировой экономики. Вот почему за рубежом обычно не делают различий между ними, именуя в целом монетарной политикой.

Как самостоятельный вид экономической политики валютная политика есть совокупность мероприятий в сфере международных валютных отношений в соответствии с целями и задачами страны. Основная их направленность состоит в обеспечении устойчивости валютного курса рубля, равновесия платежного баланса, формирования золотовалютных резервов.

Сферой проведения валютной политики Банка России являются операции на национальном и международном валютных рынках. Валютный рынок - составная часть финансового рынка, а именно сфера экономических отношений между продавцами и покупателями по поводу купли-продажи валютных ценностей на основе спроса и предложения

Валютное регулирование - деятельность по государственному регулированию политики в отношении валютных ценностей иностранных государств, имеющих хождение в стране, укреплению национальной денежной единицы. Оно включает административные (прямые) и экономические (косвенные) методы воздействия достижения поставленных целей.

Прямое воздействие осуществляется посредством нормотворчества, лицензирования, косвенное - в процессе проведения валютных операций.

В составе косвенных методов особо следует выделить валютные интервенции центрального банка: куплю-продажу иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс национальной валюты, спрос и предложение денег. В России они играют главную роль в силу вышеизложенных факторов и имеют противоречивый характер.

Устанавливая и публикуя согласно ст.4 п.5 и 53 закона о Банке России официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю, являясь органом денежно-кредитного и валютного регулирования, Банк России проводит определенную курсовую политику - с начала ХХI в виде режима управляемого плавающего валютного курса. В рамках этого режима в соответствии с антиинфляционной направленностью политики Банк России не препятствует повышению курса рубля, обусловленному действием средне- и долгосрочных экономических факторов. Однако темп его укрепления или ослабления в краткосрочном периоде при необходимости ограничивается для поддержания конкурентоспособности отечественного производства, уменьшения неопределенности на внутреннем финансовом рынке.

Сложность этой политики заключается в разнонаправленности важных экономических процессов, подвергаемых воздействию с ее помощью: при стимулировании одних сдерживаются другие и наоборот. Так, «свободное плавание» рубля в условиях большого притока иностранной валюты благодаря ценам на энергоносители приводит к ее обесценению (снижению курса), соответственно - к укреплению курса рубля и сдерживанию роста цен (инфляции). Однако это способствует снижению цен на импортируемые товары, что в свою очередь, ведет к вытеснению ими отечественных, снижению конкурентоспособности национальной промышленности и сельского хозяйства, а в конечном счете - к их упадку и росту безработицы в стране. (Прямую выгоду от высоких цен получают предприятия-экспортеры и государство, взыскивающее конъюнктурные доходы).

В экономической теории подобный феномен получил название «голландской болезни», охватившей в середине ХХ в. Голландию, в акватории которой были открыты месторождения газа. Затем она была зафиксирована в экономиках Великобритании, Норвегии, Австралии и Бразилии.

Однако предпринимаемые для «лечения болезни» валютные интервенции Банка России приводят к увеличению рублевой денежной массы, ослаблению курса рубля и росту инфляции.

Разрешение противоречий заключается в умелом проведении политики управляемого валютного курса и дополнении ее другими рычагами, позволяющими ускорять (или защищать) развитие экономики страны.

Валютный контроль означает деятельность по обеспечению соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Главная форма данного контроля - это проверка, которую Банк России проводит самостоятельно или совместно с другими уполномоченными госорганами.

Банк России нередко осуществляет свои функции совместно с Минфином и другими подразделениями правительства страны, поэтому интересно рассмотреть их непосредственные взаимоотношения.

6. Банк России как финансовый агент правительства. В процессе эволюции (во взаимосвязи с усилением роли государства и совершенствованием банковской системы) сформировалась многогранная роль центрального банка как финансового агента правительства: ведение его текущих счетов; кассовое исполнение бюджета; участие в управлении госдолгом; прямое кредитование правительства; надзор за выпуском, хранением, изъятием из обращения казначейских билетов и монеты, там где эмиссия их является прерогативой казначейства (сейчас - в США); перевод валютных средств в связи с расчетами правительства с другими странами.

Среди этих направлений определяющую роль играет управление государственным долгом - совокупными внутренними и внешними обязательствами центрального правительства, местных органов власти, государственных предприятий и организаций.

За рубежом центральные банки выступают в качестве крупных держателей государственных ценных бумаг, что наглядно показывает структура активов их балансов, в которых суммы этих благ являются главной статьей. Данное обстоятельство есть результат операций указанных банков, как правило, на открытом (вторичном) рынке - одной из наиболее действенных составляющих денежно-кредитной политики. Активное участие принимают они и в первичном размещении государственных займов: определении размеров, условий и способов привлечения инвесторов; организации аукционов, открытой продажи или индивидуального размещения.

Роль центрального банка в кассовом исполнении бюджета, т.е. в организации приема, хранения и выдачи государственных бюджетных средств, ведении учета и отчетности, варьируется в различных странах. В России это полностью возложено на казначейство.

Таким образом, выполнение Банком России всех указанных функций сопровождается сбором и анализом огромной информации, образующей своего рода «каркас» деятельности банка.

7. Информационно-аналитическая функция банка России. Деятельность Банка России, как и любого юридического лица, базируется на использовании полной и достоверной информации о работе всех его структур, основными источниками которой являются бухгалтерский, статистический учет и отчетность. Эти источники играют особую роль для банков, учитывая их общественно полезную роль. Но если коммерческим банкам они позволяют знать состояние экономики на микроуровне, то центральному банку, выполняющему функции на макроуровне, - и в масштабах всей страны.

Банк России собирает и анализирует отчетность по всем направлениям своей деятельности, в том числе в качестве проводника денежно-кредитной, валютной политики, единого эмиссионного, кассового, расчетного центов.

В целом же банковская отчетность концентрированно отражает денежно-кредитные процессы в стране и их результативность. Все это объективно выдвигает Банк России на роль важнейшего и мощного информационно-аналитического, а также исследовательского центра прежде всего в области денежно-кредитной политики; другими словами, обусловливает выполнение им информационно-аналитической функции.

Важно отметить, что на данном этапе Банк России провидит многогранную работу, реализуя политику информационной открытости и равного доступа к информации. Цель - обеспечение прозрачности своей деятельности для понимания обществом проводимой банком политики, а в конечном счете - завоевания доверия населения к принимаемым решениям по обузданию инфляции и, соответственно, снижения инфляционных ожиданий.