Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Который обеспечивает бесперебойное эффективное функционирование. Как обеспечить бесперебойное функционирование. Ознакомительные программы и практическое обучение персонала организации

Как обеспечить бесперебойное функционирование и модернизацию водохозяйственного комплекса в условиях экономического кризиса

Об этом говорилось на III Всероссийском съезде водоканалов «Водоснабжение – основа территориального развития и обеспечение национальной безопасности», который прошел 22-25 апреля в Алуште. Съезд собрал более четырехсот участников: представителей водоканалов из разных регионов России, представителей научных сообществ, бизнес-сообществ, руководителей различных министерств и ведомств РФ, связанных с отраслью водоснабжения и водоотведения.

«Исходя из анализа состояния ВКХ можно сделать вывод, что отрасль вошла в стадию общеэкономического кризиса, находясь в затяжной депрессии и не имея запаса прочности», – говорится в Проекте Концепции стратегии развития водопроводно-канализационного хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года. Качественно услуги ВКХ остаются на неудовлетворительном уровне относительно требований действующего законодательства: лишь половина пропускаемых через очистные сооружения воды и стоков очищается до нормативных значений.

Надежность водоснабжения и водоотведения улучшается, что, однако, связано больше с уменьшением давления в сетях, связанным с падением объемов потребления, а не капитальными инвестициями. Проводимая государством политика сдерживания тарифов из всех сфер коммунального комплекса, в первую очередь, применялась именно в отношении водоснабжения и водоотведения. Так, средний рост тарифов для населения по теплу 7,03%, по электроэнергии 9,43% и по воде и стокам 2,97%. Это привело к ухудшению финансового положения отрасли (15,7 млрд. руб. чистого убытка на конец 2013 г.), невыполнению отраслевых соглашений по оплате труда, росту задолженности за энергоресурсы, ухудшению условий кредитования и т.д.
Начало 2015 года характеризуется для водопроводно-канализационного хозяйства нарастающим влиянием кризисных явлений в экономике страны и завершением нормотворческой работы на федеральном уровне по созданию нормативной базы в развитие Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении». На этом фоне ведется серьезный диалог отрасли и власти, с привлечением общественности, результаты которой выразились как в создании конкретных документов, так и в более взвешенном подходе к регулированию ВКХ в целом.

«Кризисные явления в экономике – это время переосмыслить и оптимизировать планы по развитию ВКХ, сделанные в парадигме копирования опыта реформирования отрасли электроэнергетики и ставки на широкомасштабное привлечение к инфраструктурным инвестициям частного капитала», - говорится в принятой участниками Съезда Резолюции.

План первоочередных мероприятий Правительства Российской Федерации по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году предполагает достижение значений индикаторов, заложенных в различных госпрограммах и включающих в себя, в частности:
- снижение удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям до 13,6%;
- модернизацию к 2020 году коммунальной инфраструктуры до нормативного уровня износа основных фондов;
- снижение к 2017 году не менее чем в 1,5 раза количества аварий и чрезвычайных ситуаций при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов;
- снижение к 2018 году до нормативного уровня технологических потерь коммунальных ресурсов при их транспортировке по сетям.

Участники Съезда также сошлись во мнении, что взвешенная политика развития ВКХ должна опираться на ситуационный подход, обеспечивающий возможность использования насколько возможно более гибкого набора экономических, финансовых и организационных инструментов, включая разнообразные механизмы ГЧП, стандартизации и бенчмаркинга, повышения качества управления объектами инфраструктуры через централизацию.
Задача отраслевого сообщества – аккумулировать накопленный опыт и дать возможность максимально использовать позитивные наработки и в экономической, и в технологической, и в управленческой сферах.

Крымские ученые и экологи разделяют позицию профессионального сообщества, высказанную в рамках Всероссийского съезда «Водоснабжение – основа территориального развития и обеспечения национальной безопасности», и подчеркивают: в создавшихся условиях, в связи с прекращением подачи воды по Северо-Крымскому Каналу (СКК) необходимо провести тщательный анализ имеющихся данных о водных ресурсах Крымского полуострова, состоянии воспроизводства, накопления, хранения, транспорта и потерь воды, разработать обоснованные предложения по организации рационального использования водных ресурсов в различных секторах экономики, в том числе экономически и технологически возможных альтернативах (опреснение морской воды, очистка канализационных стоков и др.).

Главный концептуальный подход крымских экспертов: в сложившихся реалиях стратегия водообеспечения Республики Крым и города федерального значения Севастополь должна быть разработана на основе местных водных ресурсов, их комплексного использования и интегрированного управления.
Интегрированное управление водными ресурсами (ИУВР), в свою очередь, включает использование законодательно-правовых, экономических и институциональных механизмов управления водными ресурсами.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ведомственной целевой программе "Обеспечение бесперебойного функционирования государственных информационных систем органов исполнительной власти Ярославской области" на 2012-2014 годы

В редакции

В целях повышения эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти Ярославской области за счет использования государственных информационных систем и в соответствии с постановлением Правительства области от 01.06.2011 N 412-п "О развертывании системы управления программами и проектами в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области"

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Обеспечение бесперебойного функционирования государственных информационных систем органов исполнительной власти Ярославской области" на 2012-2014 годы.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Бушуева А.В.

3. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор области С.А. Вахруков

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства области

от 27.01.2012 N 24-п

В редакции

постановления Правительства ЯО от 29.06.2012 N 610-п ru 76000201201243

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"Обеспечение бесперебойного функционирования государственных информационных систем органов исполнительной власти Ярославской области" на 2012-2014 годы

I. Общие положения

бесперебойное функционирование государственных информационных систем органов исполнительной власти Ярославской области

Срок действия ВЦП

2012 - 2014 годы

Участники ВЦП

Куратор ВЦП

заместитель Губернатора области Краснов Александр Сергеевич

Наименование ОИВ/СППО

Ф.И.О. контактного лица, должность, телефон

Ответственный исполнитель ВЦП

Правительство области в лице управления Правительства области по организационному развитию органов исполнительной власти области

Алевров Владимир Юрьевич - начальник управления Правительства области по организационному развитию органов исполнительной власти области, те л. 401-868

Исполнители ВЦП

казенное предприятие Ярославской области "Электронный регион"

Князикова Мария Александровна - директор казенного предприятия Ярославской области "Электронный регион",
тел. 490-949

Электронный адрес размещения информации о ВЦП в интернете

http://www.yarregion.ru/depts/uor/tmpPages/docs.aspx

Общая потребность в ресурсах

В редакции

постановления Правительства ЯО от 29.06.2012 N 610-п ru 76000201201243

постановления Правительства ЯО от 11.12.2012 N 1399-п ru 776000201201244

Источники финансирования

Объем финансирования, тыс. руб.

в том числе по годам

Областной бюджет

Внебюджетные источники

Справочно:

федеральный бюджет

мест ные бюджеты

Итого по ВЦП

II. Анализ сложившейся ситуации

В соответствии с действующими нормативными правовыми документами Российской Федерации и Ярославской области в ходе реализации областной целевой программы "Повышение эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти" на 2009- 2011 годы, утверждённой постановлением Правительства области от 26.11.2008 N 615-п "Об областной целевой программе "Повышение эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти" на 2009 - 2011 годы", были разработаны государственные информационные системы (далее - ГоИС), являющиеся элементами электронного правительства Ярославской области, в том числе:

Региональная комплексная информационная система "Государственные услуги - Ярославская область" (далее – РКИС) – в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" , постановлением Правительства области от 03.02.2011 N 46-п "О региональной комплексной информационной системе "Государственные услуги - Ярославская область";

Региональная ГоИС - Электронный региональный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Ярославской области (далее - РГУ) – в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет" , постановлением Правительства области от 02.06.2010 N 374-п "Об Электронном региональном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) Ярославской области";

Портал государственных и муниципальных услуг Ярославской области (далее - ПГУ) – в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 N 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет" , постановлением Правительства области от 02.06.2010 N 374-п "Об Электронном региональном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) Ярославской области";

Региональный сегмент единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) – в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" , распоряжением Губернатора области от 22.08.2011 N 408-р "О мероприятиях по переходу на межведомственное и межуровневое взаимодействие при предоставлении услуг" ;

Система исполнения регламентов (далее - СИР) – в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р , постановлением Правительства области от 18.04.2011 N 268-п "О поэтапном переходе Ярославской области на предоставление первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронном виде";

Единая система электронного документооборота органов государственной власти Ярославской области (далее - ЕСЭД) – в соответствии с постановлением Правительства области от 18.06.2008 N 276-п "О единой системе электронного документооборота органов государственной власти Ярославской области";

Региональная информационно-аналитическая система Ярославской области (далее - РИАС) – в соответствии с постановлением Правительства области от 25.12.2009 N 1237-п "О единой системе информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области";

Система обучения, оценки, развития и подбора персонала "WebTutor";

Система сбора информации об учреждениях "Web-консолидация 86-н" и последующего размещения информации об учреждениях на официальном сайте ГМУ" - в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" , приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2011 N 86н "Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта" , распоряжением Губернатора области от 13.03.2012 N 95-р "О назначении казенного предприятия Ярославской области "Электронный регион" уполномоченной организацией для размещения на официальном сайте в сети Интернет bus.gov.ru информации об учреждениях Ярославской области. (абзац введен: постановление Правительства ЯО от 29.06.2012 N 610-п ru 76000201201243)

В связи с переходом на электронный документооборот и предоставление государственных услуг в электронном виде органами государственной власти Ярославской области и Российской Федерации в целом бесперебойное функционирование указанных ГоИС является критически важной задачей.

Обеспечение бесперебойного функционирования ГоИС требует проведения следующих видов работ:

Обеспечение бесперебойного функционирования технической инфраструктуры ГоИС (центра обработки данных (далее - ЦОД)), включая каналы связи, технические помещения и технические средства (серверы и сетевое оборудование). Это предполагает проведение регулярного мониторинга каналов связи, их резервирование и восстановление в случае сбоев; обеспечение технических помещений электроснабжением (в соответствии с требованиями для технических объектов не ниже первой категории надежности электроснабжения), их кондиционирование, обеспечение противопожарной и информационной безопасности; формирование резерва технических средств и работы по восстановлению работоспособности оборудования при сбоях;

Обеспечение взаимодействия ГоИС с государственными служащими, осуществляющими предоставление государственных услуг, и гражданами - получателями услуг (обеспечение работы регионального центра телефонных обращений (далее - РЦТО)), что предполагает диспетчеризацию телефонных обращений и обеспечение функционирования специализированного программного обеспечения РЦТО (установка, обновление, администрирование);

Обеспечение бесперебойного функционирования ГоИС, что предполагает администрирование системного и прикладного программного обеспечения (в том числе установка, обновление, тестирование, формирование резервных копий, предоставление прав на доступ к системе, мониторинг производительности, восстановление после сбоев и др.), доработка ГоИС (в пределах полномочий ОИВ), администрирование аппаратного обеспечения (в том числе замена комплектующих, проведение миграции на другую аппаратную платформу и др.).

Бесперебойное функционирование ГоИС предполагает поддержание их работоспособности в течение определенного регламентом каждой системы периода времени. При этом время ожидания получателя государственной услуги при обращении в РЦТО и время восстановления работоспособности ГоИС в случае аварий должно обеспечиваться в сроки, установленные в нормативных документах.

Решение указанных задач программным методом позволит выполнить требования нормативных правовых документов Российской Федерации и Ярославской области и оптимизировать расходы областного бюджета за счет совместного обслуживания ГоИС.

III. Цель ВЦП

Цель ВЦП - бесперебойное функционирование ГоИС.

Показатели цели

наименование показателя

единица измерения

базовое значение

планируемое значение (нарастающим итогом)

Отсутствие обоснованных претензий к работе ГоИС

IV. Задачи, мероприятия, результаты ВЦП

В редакции

постановления Правительства ЯО от 29.06.2012 N 610-п ru 76000201201243

постановления Правительства ЯО от 11.12.2012 N 1399-п ru 776000201201244

Наименование задачи, результата, мероприятия

Единица измерения

Значение результата, объем финансирования мероприятий

очередной финансовый год

1-й год планового периода

2-й год планового периода

Задача 1. Обеспечение работы информационных систем, каналов передачи данных и работоспособность оборудования, участвующих в предоставлении доступа к получению государственных и муниципальных услуг (РГУ, РКИС, ПГУ, СИР, СМЭВ) -

Результат

часов в день/ дней в неделю

Итого по задаче 1

Задача 2. Обеспечение функционирования РЦТО

Результаты:

Время доступа к получению консультации посредством РЦТО

часов в день/ дней в неделю

Скорость обработки обращения гражданина

чел./ мин.

Итого по задаче 2

Задача 3. Обеспечение бесперебойного функционирования информационных систем Правительства области

Результаты:

часов в день/ дней в неделю

Обеспечено бесперебойное функционирование и оперативное получение технической поддержки РИАС, "Web-консолидация 86-н"

часов в день/ дней в неделю

часов в день/ дней в неделю

Мероприятия:

Обеспечение бесперебойного функционирования ЕСЭД

Обеспечение бесперебойного функционирования РИАС

Обеспечение бесперебойного функционирования системы "WebTutor"

Обеспечение бесперебойного функционирования системы "Web-консолидация 86-н"

Итого по задаче 3

Задача 4. Обеспечение работы площадки для размещения оборудования ЦОД

Результат

Обеспечено бесперебойное функционирование ЦОД

часов/день

Итого по задаче 4

V. Обоснование потребности в ресурсах, необходимых для реализации ВЦП

Финансирование ВЦП осуществляется за счет средств областного бюджета, утвержденных на 2012 год Законом Ярославской области от 23 декабря 2011 г. N 50-з "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в сумме 58835 тысяч рублей. Общая потребность в финансовых ресурсах составляет 228739,4 тысячи рублей. Предлагаемые объемы финансирования указаны исходя из расчетной потребности для реализации мероприятий ВЦП и будут уточняться ежегодно в соответствии со сроками бюджетного планирования. (абзац в редакции постановления Правительства ЯО от 29.06.2012 N 610-п ru 76000201201243)

Все указанные средства будут расходоваться целевым образом в соответствии с утвержденными сметами и расчетами расходов в порядке, утвержденном действующим законодательством.

VI. Механизмы реализации и управления ВЦП

Ответственным исполнителем ВЦП является управление Правительства области по организационному развитию органов исполнительной власти области.

Ответственный исполнитель ВЦП осуществляет:

Нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации закрепленных за ним мероприятий ВЦП;

Финансирование мероприятий ВЦП за счёт средств областного бюджета путем перечисления субсидии казенному предприятию "Электронный регион" на выполнение государственного задания, утвержденного учредителем данного казенного предприятия;

Контроль целевого использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию ВЦП, в соответствии с действующим законодательством;

Ежеквартальное представление в установленном порядке необходимой отчётности о ходе реализации ВЦП;

Представление годовой отчётности с оценкой эффективности и результативности реализации ВЦП в установленном порядке.

Привлечение внешних экспертов осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Мероприятия ВЦП предполагается реализовывать путем размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Положением о закупках, утвержденным руководителем казенного предприятия "Электронный регион".

Методика оценки эффективности и результативности реализации ВЦП приведена в приложении к ВЦП.

Контроль за реализацией ВЦП осуществляется управлением Правительства области по организационному развитию органов исполнительной власти области в лице начальника управления Алеврова В.Ю.

ВЦП - ведомственная целевая программа "Обеспечение бесперебойного функционирования государственных информационных систем органов исполнительной власти Ярославской области" на 2012-2014 годы

ОИВ - органы исполнительной власти Ярославской области

СППО - структурные подразделения аппарата Правительства области

Приложение

МЕТОДИКА

оценки эффективности и результативности реализации ведомственной целевой программы "Обеспечение бесперебойного функционирования государственных информационных систем органов исполнительной власти

Ярославской области" на 2012-2014 годы

Оценка результативности и эффективности исполнения ведомственной целевой программы "Обеспечение бесперебойного функционирования государственных информационных систем органов исполнительной власти Ярославской области" (далее - ВЦП) осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства области от 01.06.2011 N 412-п "О развертывании системы управления программами и проектами в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области".

Расчет производится по показателям:

В редакции

постановления Правительства ЯО от 29.06.2012 N 610-п ru 76000201201243

Наименование показателя

Значение весового коэффициента

Обеспечено бесперебойное функционирование информационных систем, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг

Обеспечено бесперебойное функционирование и оперативное получение технической поддержки ЕСЭД

Обеспечено бесперебойное функционирование и оперативное получ ение технической поддержки систем РИАС, "Web-консолидация 86-н"

Обеспечено бесперебойное функционирование и оперативное получение технической поддержки системы "WebTutor"

При значении показателя результативности 95 процентов и более результативность реализации ВЦП признаётся высокой, при значении от 85 до 95 процентов - средней, при значении 85 процентов и менее - низкой.

При значении показателя эффективности 100 процентов и более эффективность реализации ВЦП признаётся высокой, при значении от 90 до 100 процентов - средней, при значении 90 процентов и менее - низкой.

План-график достижения запланированных результатов

В редакции

постановления Правительства ЯО от 29.06.2012 N 610-п ru 76000201201243

Наименование показателя результата

Единица измерения

Планируемое значение на год, в т.ч. по кварталам (нарастающим итогом)

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Обеспечено бесперебойное функционирование информационных систем, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг

часов в день/
дней в неделю

Обеспечено бесперебойное функционирование и оперативное получение технической поддержки ЕСЭД

часов в день/
дней в неделю

Обеспечено бесперебойное функционирование и оперативное получение технической поддержки систем РИАС, "Web-консолидация 86-н"

часов в день/
дней в неделю

Обеспечено бесперебойное функционирование и оперативное получение технической поддержки системы "WebTutor"

часов в день/
дней в неделю

Обеспечено бесперебойное функционирование регионального центра телефонных обращений

часов в день/
дней в неделю

Обеспечено бесперебойное функционирование центра обработки данных

часов в день/
дней в неделю

Список используемых сокращений

ЕСЭД - единая система электронного документооборота органов государственной власти Ярославской области

РИАС - региональная информационно-аналитическая система Ярославской области

Развитие любой отрасли промышленности подразумевает расширение или строительство новых объектов и рост их энерговооружения. Потребление большого количества электроэнергии требует для его правильного распределения создание системы, демонстрирующей высокие технические и экономические показатели.

Другими словами, необходимо решение такой проблемы, как рациональное энергообеспечение. Одним из вариантов такой организации может стать , позволяющая эффективнее использовать энергоресурсы и снизить расходы на них. Это существенным образом отразится на себестоимости выпускаемой продукции, так как доля этих затрат колеблется в пределах 5-60%.

Решение вопросов этого направления находится в компетенции специалистов, каковым является компания ЭнергоПремиум, работающая на рынке Санкт-Петербурга и области. Наша профессиональная деятельность базируется на колоссальном опыте, высоком квалификационном уровне сотрудников и на применении последних разработок, включая конкурентоспособное электротехническое оборудование, передовые конструкции систем питания и экономичные аппараты.

Преимущества сотрудничества с EnergoPremium

Будучи профессионалом, осуществляющим и эксплуатацию этих комплексов, наша энергетическая компания понимает важность их стабильной работы. Любые сбои в энергосистеме промышленных и административных объектов приводят к потерям информации, к поломке дорогостоящего оборудования и остановке процессов производства.

Следовательно, в условиях настоящего времени необходимо выполнение главных задач, гарантирующих качественные электромонтажные работы независимо от их сложности. Речь идет:

  • о правильном определении электронагрузок;
  • о рациональной передаче и распределении электроэнергии;
  • об обеспечении необходимого уровня надежности электроснабжения, качества электроэнергии в местах зажимов приемников и их совместимости (электромагнитной) с сетью питания;
  • об экономии ресурсов.

Именно наличие собственной позволяет оперативно проводить все необходимые измерения в любой удобный момент для заказчика, экономя его время. Причем данные, полученные в результате этих исследования, ложатся в основу разработки предпроектной документации, обосновывающей принятие решения об инвестировании и его целесообразности.

Сфера деятельности

Работая с клиентами, представляющими разноплановые объекты от жилых и общественных сооружений до производственных и административных зданий, компания ЭнергоПремиум стала надежным партнером по оказанию комплекса услуг в области:

  • подготовки, согласования и оформления документов, необходимых для ввода в эксплуатацию электроустановок;
  • решения вопросов электроснабжения и внедрения автоматизированных систем;
  • поиска и осуществления варианта организации оптимального освещения;
  • создания линий электропередач ( и );
  • модернизации, то есть полной или частичной реконструкции электрических сетей.

Гарантом надежности, функциональности и долговечности своего «детища» наша компания считает большой теоретический багаж и накопленные практические знания. Это значит, что при выполнении взятых на себя обязанностей всегда учитывает контакт со сложными инженерными сооружениями, передающими электричество от источника до конечного потребителя. Поэтому во внимание берутся не только требования заинтересованных клиентов, но и обязательное руководство установленными нормами, стандартами и мерами безопасности.

Читайте также:
  1. IX. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам.
  2. VI. Право на социальное обеспечение и социальную защиту.
  3. А. Оппозиция логичных и нелогичных действий как исходноеотношение социальной системы. Теория действия Парето и теория действия Вебера
  4. Авиационный и космический мониторинг экологических условий и их картографическое обеспечение.
  5. Автоматизированное рабочее место. Его состав, функции, аппаратное и программное обеспечение.
  6. Аксиома 1. Для создания и осуществления системной деятельности объект этой деятельности необходимо представлять моделью общей системы.
  7. Аксиома 3. Субъект системной деятельности необходимо представлять моделью общей системы.
  8. Аксиома 7. Объект и результат системной деятельности необходимо представлять одной моделью общей системы.

Для реализации этой цели ЦБР выполняет следующие функции:

1) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

2) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами;

3) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами.

Помимо этого, ЦБР выполняет следующие, присущие только ему функции:

1) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

2) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

3) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно - кредитных, валютно - финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

4) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Для реализации данных функций ЦБР использует обширный спектр инструментов, часть которых подлежит государственной регистрации, как нормативные акты, а часть не подлежит такой регистрации, в том числе:

1) устанавливает процентные ставки по операциям Банка России. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

2) утверждает нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров.

3) осуществляет операции на открытом рынке. Под операциями Банка России на открытом рынке понимаются:

1. купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также заключение договоров репо с указанными ценными бумагами;



2. купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров, при условии их допуска к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также заключение договоров репо с указанными ценными бумагами.

4) осуществляет рефинансирование кредитных организаций, то есть кредитование Банком России кредитных организаций.

5) проводит валютные интервенции. Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля, а также на суммарный спрос и предложение денег.

6) устанавливает ориентиры роста денежной массы. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

7) утверждает прямые количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.



8) осуществляет эмиссию облигаций от своего имени. Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие:

1.курсы иностранных валют по отношению к рублю;

2.изменение процентных ставок;

3.размер резервных требований;

4.размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

5.прямые количественные ограничения;

6.правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями и Правительством Российской Федерации:

1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами;

2) покупать и продавать ценные бумаги на открытом рынке, а также продавать ценные бумаги, выступающие обеспечением кредитов Банка России;

3) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

7) выдавать поручительства и банковские гарантии;

8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;

10) выставлять чеки и векселя в любой валюте;

11) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и банковским законодательством, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Государственная Дума:

1.назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;

2.назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России (далее - Совет директоров) по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;

3.направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;

4.рассматривает основные направления единой государственной денежно - кредитной политики и принимает по ним решение;

5.рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;

6.принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово - хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;

7.проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;

8.заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно - кредитной политики).

9.Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Для защиты прав и законных интересов вкладчиков банков РФ, укрепления доверия к банковской системе РФ и стимулирования привлечения сбережений населения в банковскую систему РФ был принят ФЗ «О Страховании вкладов физических лиц в банках РФ». Закон устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ. Создание такой системы способствует укреплению банковского сектора в стране, т.к. в случае банкротства и/или ликвидации банка клиенты банка (кредиторы – физические лица) получат денежные средства, внесенные ими в банк. Зная, что возврат денежных средств гарантирован, эти клиенты в значительно меньшей степени будут подвержены панике при неблагоприятных обстоятельствах, и не будут массово изымать свои вклады, что позволит банкам быть более стабильными. Помимо этого, создание системы страхования влечет за собой уменьшение влияния Сбербанка РФ на рынке частных вкладов, монопольное положение которого обеспечивалось гарантиями государства по вкладам физических лиц в данном банке. В условиях гарантирования вкладов в различных банках клиенты могут быть уверенны в возврате своих денежных средств, которые находятся в различных кредитных учреждениях, участниках системы обязательного гарантирования вкладов. В настоящее время система страхования вкладов в различных формах существует в 104 странах мира.

Так же закон определяет компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов (Агентство по страхованию вкладов), порядок выплаты возмещения по вкладам, регулирует отношения между банками РФ, Агентством, ЦБР и органами исполнительной власти РФ в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках.

Данный закон регулирует отношения по созданию и функционированию системы страхования вкладов, формированию и использованию ее денежного фонда, выплатам возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного контроля за функционированием системы страхования вкладов, и иные отношения, возникающие в данной сфере.

Основными принципами системы страхования вкладов являются:

1) обязательность участия банков в системе страхования вкладов;

2) сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;

3) прозрачность деятельности системы страхования вкладов;

4) накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков - участников системы страхования вкладов.

По закону, вклад - денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в банке на территории Российской Федерации на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, включая капитализированные проценты на сумму вклада.
Вкладчик - гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, заключившие с банком договор банковского вклада или договор банковского счета, любое из указанных лиц, в пользу которого открыт вклад;
Ко вкладам, страхование которых осуществляется в соответствии с законом относятся средства физических лиц, находящиеся на текущих, депозитных, пенсионных, обезличенных металлических, валютных и иных счетах в коммерческих банках, а также денежные средства без открытия счета. В соответствии с законом не подлежат страхованию денежные средства:

1) размещенные на банковских счетах (во вкладах) физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если такие счета (вклады) открыты для осуществления предусмотренной федеральным законом предпринимательской деятельности, а также размещенные на банковских счетах (во вкладах) адвокатов, нотариусов и иных лиц, если такие счета (вклады) открыты для осуществления предусмотренной законом профессиональной деятельности;

2) размещенные физическими лицами в банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя;

3) переданные физическими лицами банкам в доверительное управление;

4) размещенные во вклады в находящихся за пределами территории РФ филиалах банков РФ.

Страхование вкладов осуществляется в силу настоящего Федерального закона и не требует заключения договора страхования.

Страховым случаем признается одно из следующих обстоятельств:

1) отзыв (аннулирование) у банка лицензии ЦБР на осуществление банковских операций.

2) введение Банком России в соответствии с законодательством России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

Размер возмещения по вкладам каждому вкладчику устанавливается исходя из суммы обязательств по вкладам банка, в отношении которого наступил страховой случай, перед этим вкладчиком. Возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов в банке, но не более 700 000 рублей. Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке, суммарный размер обязательств которого по этим вкладам перед вкладчиком превышает 700 000 рублей, возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам. Если страховой случай наступил в отношении нескольких банков, в которых вкладчик имеет вклады, размер страхового возмещения исчисляется в отношении каждого банка отдельно.

В случае, если обязательство банка, в отношении которого наступил страховой случай, перед вкладчиком выражено в иностранной валюте, сумма возмещения по вкладам рассчитывается в российской валюте по курсу, установленному ЦБР на день наступления страхового случая. Если банк, в отношении которого наступил страховой случай, выступал по отношению к вкладчику также в качестве кредитора, размер возмещения по вкладам определяется исходя из разницы между суммой обязательств банка перед вкладчиком и суммой встречных требований данного банка к вкладчику, возникших до дня наступления страхового случая.

Значение максимального размера страхового возмещения зависит от среднегодовых доходов населения в стране. Так, с момента начала работы системы страхования вкладов максимальный размер страхового возмещения в России вырос в 7 раз. Вначале он составлял 100 000 руб., с 9 августа 2006 года был увеличен до 190 000 руб., с 26 марта 2007 года - до 400 000 руб., а с 1 октября 2008 года - до 700 000 руб. Эта сумма покрывает 99% вкладов в стране. При этом средний вклад отдельно взятого россиянина с учетом того, что 58% накоплений хранится в Сбербанке, составляет 15,5 тысячи рублей. В остальных банках средний вклад составляет примерно 30 тысяч рублей.

Финансовой основой системы является фонд обязательного страхования вкладов. По данным на 1 декабря 2009 года его размер составляет 93,1 млрд. руб. Основными источниками формирования Фонда являются имущественный взнос государства (6,9 млрд. руб.), страховые взносы банков и доходы от инвестирования средств Фонда. Страховые взносы едины для всех банков - участников ССВ и подлежат уплате банком на ежеквартальной основе. Ставка страховых взносов банков в Фонд устанавливается советом директоров Агентства и в настоящее время составляет 0,1 % среднего размера страхуемых вкладов физических лиц в банке за соответствующий квартал. Важной задачей функционирования Агентства является также поддержка и санация проблемных банков. На 1 ноября 2009 года Агентство по страхованию вкладов потратило на санацию банков 304 миллиарда рублей. Из них 175 миллиардов рублей составляют заемные средства ЦБР. 129 миллиардов предоставлены из федерального бюджета.

Второй уровень банковской системы РФ сформирован из кредитных организаций, филиалы и представительства иностранных банков.

В соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1(ред. от 27.12.2009) "О банках и банковской деятельности"(с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2010) кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБР имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

В соответствии с законодательством, на территории РФ могут функционировать иностранные банки. Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован. Для получения разрешения на создание иностранного банка в РФ может учитываться:

1. Уровень использования квоты участия иностранного капитала в банковской системе России. На 2010 год такая квота не установлена.

2. Банк России может принимать во внимание размер иностранных инвестиций в банковской системе Российской Федерации из государств места нахождения учредителей, а также характер двусторонних отношений между Российской Федерацией и государством места нахождения каждого из учредителей.

3. ЦБР могут приниматься меры особого контроля в отношении иностранных инвестиций в банковскую систему Российской Федерации от учредителей - нерезидентов с местом регистрации в одном из государств с льготным налоговым режимом и отсутствием тарифных методов таможенного регулирования или в отношении инвестиций от резидента, в котором доля такого нерезидента превышает 50 процентов.

4. Основным учредителем дочерней кредитной организации с иностранными инвестициями признается иностранный банк, который в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые своей дочерней кредитной организацией.

5. Финансовое положение и деловая репутация учредителей – нерезидентов.

6. Количество работников - граждан Российской Федерации должно составлять не менее 75 процентов от общего количества работников кредитной организации с иностранными инвестициями.

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 180 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 90 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении такой лицензии, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 18 миллионов рублей.

Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в которой указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия. На 05.02.2010 года в российскую банковскую систему входит 1158 кредитных организаций. В том числе 49 небанковских кредитных организаций, представляющих в большинстве расчетные центры. В соответствии со «Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года», большинство российских банков должно значительно увеличить свой капитал к 2015 году. Финансовый же анализ деятельности банков и обоснованный прогноз развития банковской системы России, позволяют утверждать, что значительное количество банков к указанному времени не сможет сформировать требуемый уровень капитала, что повлечет за собой закрытие значительного количества кредитных институтов. При этом отметим, что в России банков на тысячу человек населения меньше в 20 раз чем в Австрии, в 18 – чем в Германии, в 16 – чем в Италии, в 14 – чем во Франции, в 10 – чем в США, в 9 – в Великобритании.

Право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц может быть предоставлено вновь регистрируемому банку либо банку, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, если:

1) размер уставного капитала вновь регистрируемого банка либо размер собственных средств (капитала) действующего банка составляет величину не менее 3 миллиардов 600 миллионов рублей;

2) банк соблюдает установленную ЦБР обязанность раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка.

Кредитная организация не отвечает по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства. Кредитная организация не отвечает по обязательствам Банка России. Банк России не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда Банк России принял на себя такие обязательства. Органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Кредитная организация на основе государственного или муниципального контракта на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может выполнять отдельные поручения Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществлять операции со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и расчеты с ними, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных и региональных программ. Такой контракт должен содержать взаимные обязательства сторон и предусматривать их ответственность, условия и формы контроля за использованием бюджетных средств.

Конфигурация организационно-правовой формы банков предполагает возможность функционирования филиалов, представительств и внутренних структурных подразделений. Филиалом кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка России, выданной кредитной организации.

Представительством кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Представительство кредитной организации не имеет права осуществлять банковские операции.

Филиалы и представительства кредитной организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых создавшей их кредитной организацией. Руководители филиалов и представительств назначаются руководителем создавшей их кредитной организации и действуют на основании выданной им в установленном порядке доверенности. Филиалы кредитной организации с иностранными инвестициями на территории Российской Федерации регистрируются Банком России в особом порядке на основании «Положения об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями « от 23.04.97г. № 437. Внутренним структурным подразделением кредитной организации или ее филиала является ее (его) подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации (ее филиала) и осуществляющее от ее имени банковские операции, перечень которых установлен ЦБР в рамках лицензии Банка России, выданной кредитной организации (положения о филиале кредитной организации).

Банковское законодательство РФ предполагает возможность объединения кредитных организаций в форме банковской группы и банковского холдинга. Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций). Банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).

Под существенным влиянием понимается возможность определять решения, принимаемые органами управления, условия ведения им предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале и (или) в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковской группы и (или) в состав банковского холдинга, назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица. Для эффективного управления деятельностью может быть создана управляющая компания банковского холдинга, эта компания не может заниматься банковской, страховой, торговой и производственной деятельностью.

Помимо этого, кредитная организация, имеющая генеральную лицензию, может с разрешения Банка России создавать на территории иностранного государства филиалы и дочерние организации , а также после уведомления Банка России - представительства.

Для защиты своих интересов и консолидации банковского сообщества, кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации , не преследующие цели извлечения прибыли. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещается осуществление банковских операций.

Длительная история существования банков обусловлена необходимостью для юридических, физических лиц, государственных органов власти функций, выполняемых кредитными организациями. К ним относится:

1. Привлечение временно свободных средств;

2. Посредничество в кредите;

3. Выпуск кредитных средств обращения;

4. Экономия издержек обращения;

5. Накопление и сбережение средств;

6. Аккумулирование накоплений и превращение их в капитал.

Роль и влияние банков на различные сферы экономики в течение длительного времени существования банковской системы претерпели серьезные изменения. На современном этапе развития, западные специалисты считают, что банк определяется той ролью, которую он играет. К ролям современного коммерческого банка в экономике относятся: банк как универсальный магазин финансовых услуг; банк как делатель денег; банк как информационный процессор.

Роль банка, как универсального магазина заключается в том, что «универсальный магазин» привлекает большее количество клиентов, в идеале – всех клиентов, которые получают необходимые им финансовые услуги в соответствии с потребностями и материальными возможностями клиентов банка.

Роль банка, как делателя денег заключается в его способности создавать денежную массу в процессе кредитования дополнительных потребностей заемщиков. Такой способностью не обладает никакой иной финансовый посредник.

Самой актуальной и противоречивой ролью банка является роль информационного процессора. Основной причиной существования финансовых посредников в экономике сторонники теории финансового посредничества считают несовершенство информации (информационную асимметрию). Банк обладает информационным преимуществом, будучи финансовым посредником – обслуживая счета, рассматривая кредитные заявки и бизнес-планы, работая на фондовых, валютных и иных рынках, проводя непрерывный анализ сложившейся конъюнктуры рынка. Иначе говоря, информационный процессор включает получение, переработку и накопление информации как текущей, так и о прошлом, как инсайдерской, так и публичной информации о рынках и хозяйствующих субъектах с целью минимизации рисков и увеличения доходов. Банк, обладая этой информацией, может принимать решения в своей деятельности, повышающие его доходность и минимизируя риски. В силу непрозрачности отношений между банками и предприятиями банки пытаются уменьшить свои риски через сокращение предложения и доступность кредитов, требуют чрезмерного обеспечения.

Для реализации данных функций банк может выполнять большой спектр операций, являясь сложным и многофункциональным институтом. К пассивным операциям банка относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;

2) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

3) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

5) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

К активным операциям относятся:

1) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

2) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

3) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

4) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

В внебалансовым операция относятся:

1) выдача банковских гарантий;

2) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

3) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

4) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с ценными бумагами, как в рамках банковского законодательства, так и как профессиональный участник рынка ценных бумаг, на основании специальных лицензий.

Банковские системы мира многообразны, но всю их совокупность можно разделить на две большие группы. К первой группе относятся банковские системы, при которых коммерческие банки могут выполнять весь спектр банковских операций, в настоящее время насчитывающих более 300. Ко второй группе можно отнести банковские системы, при которых отдельные кредитные организации выполняют определенные законодательством или традициями делового оборота только часть банковских операций. Законодательство РФ предполагает универсальность банков, но при этом часть операций кредитных организаций требует получения дополнительных лицензий. В том числе на осуществление брокерских, дилерских операций лицензия выдается Федеральной службой по финансовым рынкам.

Не смотря, на законодательную универсальность, кредитные организации традиционно специализируются на отдельных секторах банковского бизнеса. В соответствии с их деятельностью и структурой, банки можно классифицировать.

1. Классификация по уровню банковской системы:

1.1. Одноуровневые: все кредитные организации находятся на одном уровне и выполняют одинаковые операции; регламентируются и контролируются государственными органами власти.

1.2. Двухуровневые системы: на первом уровне находится эмиссионный центральный банк, осуществляющий также регулирующие функции, на втором уровне – коммерческие банки.

1.3. Трехуровневые системы: на первом уровне находится эмиссионный государственный банк, на втором уровне – крупные федеральные или государственные банки, а также банки с государственным участием. На этот уровень может возлагаться часть задач банковского регулирования и надзора. В США банки второго уровня держат свои депозитные счета в банках первого уровня. Третий уровень представляют коммерческие банки. В США эти банки держат все депозитные счета в банках второго уровня.

2. Классификация по специализации:

2.1. Универсальные: выполняющие всю совокупность банковских операций, сочетающие кредитную и фондовую деятельность.

2.2. Специализированные: выполняющие ограниченный перечень операций.

К специализированным банкам традиционно относят:

1. Ипотечные банки. Основными операциями этих кредитных организаций является предоставление кредитов на строительство недвижимости, обслуживание строительных компаний, выпуск долговых ценных бумаг, обеспеченных залогом недвижимости.

2. Инвестиционные банки. К данной группе относятся банки, специализирующиеся на эмиссионно-учредительских операциях.

3. Потребительские банки. Эти банки занимаются обслуживанием физических лиц, в основном предоставляя им кредиты на покупку дорогостоящих товаров, недвижимости, на обучение, на лечение и т.д.

4. Специализированные банки по отраслям: кредитующие, например, сельское хозяйство, отрасти связи, транспорта, судостроения, экспортно-импортные, нефтяные и т.д.

3. Классификация по структуре капитала:

3.1. Банки с иностранным капиталом.

3.2. Банки с капиталом, сформированным за счет резидентов.

3.3. Банки с государственным капиталом. Создаются для осуществления программ, имеющих общегосударственное значение. Традиционно в странах с реформируемой экономикой достаточно одного такого банка. В России в настоящее время их несколько.

4. Классификация по размеру капитала:

4.1. Крупные банки.

4.2. Средние банки.

4.3. Мелкие банки.

5. Классификация по наличию филиалов:

5.1. Многофилиальные банки.

5.2. Однофилиальные банки.

6. Классификация по размеру совершаемых операций:

6.1. Оптовые банки, выполняющие только крупные хозяйственные операции.

6.2. Розничные банки, обслуживающие физических лиц, а также мелкий и средний бизнес.

7. Классификация по территории охвата:

7.1. Международные банки.

7.2. Национальные банки.

7.3. Региональные банки.

Сложная ситуация на банковском рынке России обусловила возникновение и развитие следующих тенденций. В банковском секторе происходит укрупнение и доминирование крупных многофилиальных банков, часто с государственным участием в капитале. Данные банки имеют значительное число нерыночных преференций, как государства, так и местных органов власти, по сравнению со средними и малыми банками. Такое положение увеличивает риски банковского сектора. Как показал кризис 2008 года, большинству крупных банков понадобилась, и была оказана помощь государства, в то время как региональные банки оказались вполне устойчивыми. В соответствии со «Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года» предполагается развитие различных мелких кредитных учреждений небанковского сектора. К ним относятся учреждения кредитных кооперативов, ломбардов, микрофинансовых организаций. Законодательные основы функционирования этих учреждений предполагают минимальный контроль со стороны регуляторов, отсутствие требований по созданию резервов, формализации деятельности, что делает их с одной стороны более рискованными, а с другой – ставит их в привилегированное положение по сравнению с коммерческими банками. Таким образом, в настоящее время самой уязвимой частью банковского сектора РФ стали средние и малые банки, имеющие печальные перспективы.