Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Агенты и органы валютного контроля. Валютный контроль в банке

Е.О. Калинченко, экономист-бухгалтер

ВЭД: документы валютного контроля для банка

Какие документы и в какие сроки должны подавать в банк резиденты, заключившие контракт с нерезидентом

Банковский валютный контроль - неотъемлемая часть внешнеэкономической деятельности. Если вы заключили, например, внешнеторговый контракт с иностранной организацией, подписали с нерезидентом договор на оказание услуг, аренды (лизинга), то вам не избежать общения с банком в рамках валютного контроля. Но вот насколько оно будет тесным, зависит от целого ряда факторов. Эта статья поможет вам разобраться, какие документы и в какие сроки нужно будет подать в банк в отношении контракта с нерезидентом.

Нерезиденты для целей валютного контроля - это, в частност ип. 7 ч. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее - Закон № 173-ФЗ) :

  • организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами нашей страны;
  • филиалы (постоянные представительства) этих организаций, находящиеся на территории России;
  • физические лица, не являющиеся гражданами нашей страны (за исключением постоянно проживающих у нас иностранных граждан (лиц без гражданства), имеющих вид на жительство);
  • граждане России, которые в иностранном государстве не менее 1 года:
  • постоянно проживают;
  • временно пребывают на основании как минимум годовой рабочей или учебной визы (их совокупности с общим сроком действия не менее 1 года).

Паспорт сделки

Как только вы заключили контракт с нерезидентом, первое, что вам нужно сделать в рамках банковского валютного контроля, - определить, надо оформлять паспорт сделки или нет.

Если сумма вашего контракта с нерезидентом равна в эквиваленте 50 тыс. долл. США по курсу, установленному ЦБ РФ на дату заключения контракта, или превышает эту величину, вам необходимо оформить паспорт сделки в уполномоченном банке, через который будут проходить расчеты по контракт упп. 5.2 , 6.1 Инструкции ЦБ от 04.06.2012 № 138-И (далее - Инструкция № 138-И) . А в ситуации, когда все расчеты пойдут через счета в зарубежных банках, оформлять паспорт сделки вам придется в территориальном отделении Центробанка по вашему юридическому адрес уп. 11.1 Инструкции № 138-И . Забегая вперед, скажем, что в последующем туда же необходимо будет подавать и справки валютного контрол яп. 11.5 Инструкции № 138-И . Если же расчеты лишь частично пойдут через зарубежные счета, то паспорт сделки нужно открывать в уполномоченном банке и отчитываться перед ним жепп. 11.2 , 11.10 Инструкции № 138-И .

Подробнее об оформлении, переоформлении и закрытии паспортов сделок написано:

Случается, что на дату заключения контракта паспорт сделки не требуется, поскольку сумма обязательств меньше 50 тыс. долл. США в эквиваленте. Однако в дальнейшем обязательства увеличиваются (их общая сумма становится равна 50 тыс. долл. в эквиваленте или больше). И вам уже нужно оформить паспорт сделки. Сделать это необходимо не позднее даты, когда сумма обязательств по контракту превысит указанную выше сумм уп. 6.5.3 Инструкции № 138-И . Поэтому если вы предполагаете такое развитие событий, то можете подать в банк документы, необходимые для оформления паспорта сделки, заране еп. 1 Информационного письма ЦБ от 07.05.2014 № 44 .

Предельный срок, в который должен быть оформлен паспорт сделки, зависит от того, какая операция будет первой по контракту. В общих случаях оформить паспорт сделки нужно в сроки, указанные в таблице.

Первая операция по контракту с нерезидентом Крайний срок подачи документов для оформления паспорта сделки
Зачисление на счет иностранной валюты (рубле й)п. 6.5.1 Инструкции № 138-И Не позднее 15 рабочих дней со дня поступления денег на счетпп. 2.3 , 3.8 Инструкции № 138-И
Списание со счета иностранной валюты (рубле й)п. 6.5.2 Инструкции № 138-И Одновременно с распоряжением на перевод валюты или расчетным документо мпп. 2.3 , 3.8 Инструкции № 138-И
Ввоз в Россию (вывоз из России) декларируемых товаро вп. 6.5.4 Инструкции № 138-И Не позднее даты подачи декларации на товары (документов, используемых в качестве декларации)
Ввоз в Россию (вывоз из России) недекларируемых товаро впп. 6.5.5 , 9.1.2 Инструкции № 138-И Не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления товаросопроводительных и коммерческих документо впп. 9.1.2 , 9.2.2 , 9.3 Инструкции № 138-И
Выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельност ип. 6.5.6 Инструкции № 138-И пп. 9.1.3 , 9.2.2 , 9.3 Инструкции № 138-И

Для оформления паспорта сделки вам необходимо представить в банк договор или выписку из негоп. 6.6.2 Инструкции № 138-И . Но далеко не всегда заключение договора предполагает составление одного документа, подписанного сторонами. Вы могли заключить внешнеэкономический контракт, обменявшись, скажем, телефаксами или электронными документами (позволяющими достоверно установить, что документ исходит от контрагент а)п. 1 ст. 160 , ст. 434 ГК РФ . Также договор будет считаться заключенным (в письменной форме), если, получив от контрагента письменное предложение, вы соглашаетесь и, скажем, отгружаете товар или переводите деньг ип. 3 ст. 438 ГК РФ . Как разъяснил Центробанк, в таком случае вам нужно представить в уполномоченный банк те документы, которыми вы обменивались со своим зарубежным партнеро мМетодические рекомендации ЦБ от 15.06.2015 № 14-МР . Например, полученное по факсу от иностранного контрагента письмо с просьбой о поставке и оригинал вашего ответного счета, направленного партнеру по факсу. Либо при акцепте действием - накладную на отгрузку товара. Главное - чтобы документы, которыми вы обменялись с контрагентом, содержали все существенные условия договора, необходимые для валютного контроля. В частности, предмет договора (наименование поставляемых товаров, описание оказываемых услуг и т. п.), цену контракта, сроки исполнения сторонами своих обязательств.

На рассмотрение поданных документов и принятие решения у банка есть 3 рабочих дня. Если банк обнаружит какие-то ошибки в заполненной вами форме паспорта сделки, несоответствия с данными представленных документов или же отсутствие каких-то необходимых бумаг, он вернет вам поданные документы для устранения недочето впп. 6.9 , 6.10 Инструкции № 138-И . Вместе с тем документы для оформления паспорта сделки считаются поданными с соблюдением срока, только если банк в этот установленный срок принял их и оформил паспорт сделки - подписал заполненную вами форму, присвоил номер и проставил дату оформлени яп. 6.7 Инструкции № 138-И .

Обращаться в банк за оформлением паспорта сделки нужно заблаговременно. В идеале - сразу после заключения контракта.

Одним лишь оформлением паспорта сделки «валютно-контрольное» общение с банком не ограничивается. За дальнейшие операции по контракту вы должны будете отчитываться перед банком.

Отчетность по валютным операциям для банка

Перед банком нужно отчитываться не только за операции, связанные с расчетами по контракту с нерезидентом. Необходимость представить документы в банк может возникнуть, скажем, при ввозе/вывозе товаров, при оказании (выполнении работ). Для вашего удобства всю информацию о том, в каких случаях, какие документы и в какие сроки нужно подавать в банк, мы привели в таблице.

Операция В каком случае нужно отчитываться перед банком Представляемые в банк документы Срок представления документов
Операции, связанные с денежными расчетами по контракту
Поступление на транзитный счет иностранной валют ып. 2.1 Инструкции № 138-И Всегда.
п. 2.4 Инструкции № 138-И
приложение 1 к Инструкции № 138-И .
2. Документы, связанные с проведением валютной операции, например договор, накладные, актыч. 4 ст. 23 Закона № 173-ФЗ .
В справке о валютных операциях, которую вы подаете в связи с поступлением иностранной валюты, вы также можете указать информацию и о списании полученных денег с транзитного валютного счет ап. 2.1 Инструкции № 138-И
Не позднее 15 рабочих дней со дня поступления валюты на транзитный счетп. 2.3 Инструкции № 138-И .
О поступлении на счет валюты банк должен уведомить вас не позднее следующего рабочего дняп. 3.1 Инструкции ЦБ от 30.03.2004 № 111-И
Списание иностранной валюты со счет ап. 2.1 Инструкции № 138-И Всегда.
За рядом исключений, например:
  • <или> в договоре с банком указано, что справку о валютных операциях банк может заполнять самостоятельн оп. 2.4 Инструкции № 138-И ;
  • <или> валюта списана с помощью банковской карты по кон­тракту, на который не оформлен паспорт сделк ип. 2.5 Инструкции № 138-И
  • <если> валюта списана без помощи банковской карты - одновременно с распоряжением на перевод валют ып. 2.3 Инструкции № 138-И ;
  • <если> валюта списана с помощью банковской карты по контракту, на который оформлен паспорт сделки, - не позднее 15 рабочих дней после месяца списани яп. 2.5 Инструкции № 138-И
Поступление на счет рублей от нерезидент ап. 3.6 Инструкции № 138-И п. 3.6 Инструкции № 138-И .
Исключение - в договоре с банком указано, что справку о валютных операциях банк может заполнять самостоятельн оп. 3.9 Инструкции № 138-И
Не позднее 15 рабочих дней со дня поступления рублей на счетп. 3.8 Инструкции № 138-И
Списание рублей в пользу нерезидент ап. 3.6 Инструкции № 138-И
  • <если> рубли списаны без помощи банковской карты - одновременно с расчетным документом по валютной операци ип. 3.8 Инструкции № 138-И ;
  • <если> рубли списаны с помощью банковской карты - не позднее 15 рабочих дней после месяца списани яп. 3.10 Инструкции № 138-И
Расчеты с иностранным контрагентом через счета в банке-нерезидент епп. 11.5 , 11.10 Инструкции № 138-И Если по контракту оформлен паспорт сделк ип. 2.6 Инструкции № 138-И 1. Справка о валютных операция хпп. 11.5 , 11.10 Инструкции № 138-И .
2. Копии банковских выписок - только если расчеты по контракту лишь частично проходят через счета в банке-нерезидент епп. 11.2 , 11.10 Инструкции № 138-И
Не позднее 30 рабочих дней после месяца списания денег со счета в банке-нерезиденте (зачисления денег на счет)пп. 11.5 , 11.10 Инструкции № 138-И
Операции по вывозу товаров из России
Вывоз товаров из России с подачей таможенной деклараци ип. 9.8 Инструкции № 138-И Если:
  • товары вывезены с условием отсрочки платеж ап. 9.8 Инструкции № 138-И
п. 9.8 Инструкции № 138-И п. 9.8 Инструкции № 138-И
Вывоз из России товаров, задекларированных документами, отличными от таможенной деклараци ип. 9.1.1 Инструкции № 138-И пп. 9.1 , 9.2 Инструкции № 138-И .
п. 9.1.1 Инструкции № 138-И ; п. 4 ст. 180 ТК ТС
п. 9.2.1 Инструкции № 138-И
Вывоз товаров из России в страны ЕАЭСп. 9.1.2 Инструкции № 138-И Если по контракту оформлен паспорт сделки 1. Справка о подтверждающих документа хпп. 9.1 , 9.2 Инструкции № 138-И .

п. 9.2.2 Инструкции № 138-И .
вопрос 6 Информационного письма ЦБ от 21.01.2014 № 43
Операции по ввозу товаров в Россию
Ввоз товаров в Россию с подачей таможенной деклараци ип. 9.8 Инструкции № 138-И Если:
  • по контракту оформлен паспорт сделки;
  • вывезенный товар был оплачен авансо мп. 9.8 Инструкции № 138-И
Справка о подтверждающих документа хп. 9.8 Инструкции № 138-И Не позднее 15 рабочих дней после месяца декларирования товаро вп. 9.8 Инструкции № 138-И
Ввоз в Россию товаров, задекларированных документами, отличными от таможенной деклараци ип. 9.1.1 Инструкции № 138-И Если по контракту оформлен паспорт сделки 1. Справка о подтверждающих документа хпп. 9.1 , 9.2 Инструкции № 138-И .
2. Документы, использованные в качестве декларации, например транспортные документ ып. 9.1.1 Инструкции № 138-И ; п. 4 ст. 180 ТК ТС
Не позднее 15 рабочих дней после месяца проставления на документах, использованных в качестве декларации, отметки о дате выпуска (условного выпуска). Если таких отметок о выпуске несколько, срок считается от наиболее поздней датып. 9.2.1 Инструкции № 138-И
Ввоз товаров в Россию из стран ЕАЭСп. 9.1.2 Инструкции № 138-И Если по контракту оформлен паспорт сделки 1. Справка о подтверждающих документа хпп. 9.1 , 9.2 Инструкции № 138-И .
2. Транспортные (перевозочные), коммерческие документы.
3. Статистическая форма учета перемещения товаро вприложение № 1 к Правилам, утв. Постановлением Правительства от 29.01.2011 № 40 . Сведения о ней не нужно указывать в справке о подтверждающих документа хвопрос 6 Информационного письма ЦБ от 21.01.2014 № 43
Не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих (товаросопроводительных и коммерческих) документо вп. 9.2.2 Инструкции № 138-И .
Исключение - статистическая форма учета перемещения товаров. Предельный срок ее подачи не установлен. Статистическую форму вы должны будете отнести в банк после того, как оформите ее и представите таможн евопрос 6 Информационного письма ЦБ от 21.01.2014 № 43 . Сделайте это до закрытия паспорта сделки
Прочие операции
Выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на нихп. 9.1.3 Инструкции № 138-И Если по контракту оформлен паспорт сделки. Исключение - договоры аренды, лизинга, оказания услуг связи или страхования в части периодических фиксированных платеже йп. 9.5 Инструкции № 138-И 1. Справка о подтверждающих документа хпп. 9.1 , 9.2 Инструкции № 138-И .
2. Подтверждающие документы, например акты приема-передачи, счета, лицензионные договор ып. 9.1.3 Инструкции № 138-И ; Перечень, утв. МВЭС России 01.07.97 № 10-83/2508, ГТК России 09.07.97 № 01-23/13044, ВЭК России 03.07.97 № 07-26/3628
Не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих документо вп. 9.2.2 Инструкции № 138-И
Иное исполнение обязательств по контракту (например, возврат ранее вывезенных (ввезенных) товаро в)гл. 12 Инструкции № 138-И .

Получив справку о валютных операциях (справку о подтверждающих документах), банк проверит, правильно ли она оформлена и соответствует ли указанная в ней информация (включая код вида валютной операции и код вида подтверждающего документа) данным приложенных документов и сведениям, переданным в банк таможне йп. 18.1 Инструкции № 138-И . Справку о валютных операциях банк должен проверит ьп. 18.2 Инструкции № 138-И :

  • при списании денег с расчетного счета - не позднее рабочего дня после подачи справки;
  • при зачислении денег - не позднее 3 рабочих дней со дня представления справки.

А для проверки справки о подтверждающих документах банку отведены следующие срок ип. 18.2 Инструкции № 138-И :

  • если справка оформляется в отношении задекларированного ввезенного товара, оплаченного авансом, или вывезенного товара, на который предоставлена отсрочка оплаты, - не позднее 10 рабочих дней с даты подачи справки;
  • в остальных случаях - не позднее 3 рабочих дней со дня представления справки.

Банк не примет справку, если обнаружит какие-либо ошибки и несоответствия. Вы получите неправильную справку назад с указанием даты и причины возврат апп. 18.5, 18.6 Инструкции № 138-И .

В срок, установленный банком, вы должны будете подать новую справку о валютных операциях (о подтверждающих документах), устранив все замечани яп. 18.7 Инструкции № 138-И .

Справки о валютных операциях и о подтверждающих документах считаются поданными в срок, еслип. 18.9 Инструкции № 138-И :

  • вы своевременно направили их в банк;
  • банк проверил их и принял.

Поэтому чем раньше вы представите в банк «валютные» справки, тем лучше.

Есть разъяснения Росфиннадзора, где указано: когда в банк подаются справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах и сами подтверждающие документы, «в срок исполнения обязанности резидентом срок их проверки уполномоченным банком не включаетс я»Письмо Росфиннадзора от 05.10.2012 № 43-01-06-25/4133 .

Но судебная практика показывает, что вам все-таки может грозить штраф, если новую, правильную справку о валютных операциях (о подтверждающих документах) взамен своевременно представленной, но ошибочной вы подадите в банк уже по истечении срока, отведенного на представление справк и.

Возвращая вам справку, банк устанавливает срок для исправления недочетов и подачи новой справки. Но, по мнению некоторых судов, указания банка никак не влияют на предельный срок, установленный для представления справо кПостановление 1 ААС от 30.03.2015 № А43-21628/2014 .

В отношении представленных справок о валютных операциях, о подтверждающих документах нельзя руководствоваться принципом «подал - и забыл».

Ведь если сведения, приведенные в этих справках, изменятся (за исключением изменения данных о резиденте или уполномоченном банке), вам нужно будет подать корректирующую справку. Сделать это необходимо не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих изменения. Эти документы нужно будет подать в банк вместе со справко йпп. 2.9 , 3.15 , 9.7 Инструкции № 138-И .

Вы можете договориться с банком, что на основании представленных вами документов банк сам будет оформлят ьпп. 2.4 , 3.9 , 6.3 , 9.4 Инструкции № 138-И :

  • паспорт сделки;
  • справки о валютных операциях;
  • справки о подтверждающих документах.

Услуги эти, конечно, платные. Узнайте расценки в своем банке. Возможно, вы предпочтете заплатить сумму в пределах 5000 руб. за оформление паспорта сделки (в пределах 1500 руб. - за оформление справок), чем делать это самостоятельно.

Но имейте в виду, что разбираться с правилами оформления паспортов сделок и справок вам все равно будет нужно. Ведь составление банком этих документов не снимает с вас ответственности за их правильное содержание и соблюдение сроков оформления!

Если вы не подадите в банк нужные документы вовремя, то банк никак не сможет своевременно оформить паспорт сделки или справки.

После же заполнения банком паспорта сделки (или справки) вам нужно будет проверить этот документ. И если обнаружите ошибки и неточности, надо в течение 15 рабочих дней после даты получения паспорта сделки (справки) подать в банк заявление на его переоформление (или корректирующую справк у)пп. 2.10 , 3.9 , 6.11 , 9.4 Инструкции № 138-И .

Большинство сделок на территории РФ заключаются с использованием российских рублей. Однако возникают ситуации, когда хозяйствующим субъектам приходится задействовать денежные знаки других стран. На такие операции распространяется валютный контроль 2017 – отлаженная система, цель которой – обеспечить соблюдение действующего законодательства. За нарушение положений НПА предусмотрены немалые штрафы, поэтому фирмы и ИП заинтересованы следовать установленным «правилам игры».

Валютным контролем называется упорядоченная совокупность мер, правил и норм, регулирующих сделки в иностранной валюте. Это обработка операций, представляющих особый интерес для властей страны, с целью недопущения нарушений и злоупотреблений.

Ключевой документ, описывающий направления регулирования и устанавливающий «правила игры», – ФЗ-173, действующий с 2003 года. Он провозглашает такие принципы валютного контроля:

  • приоритет экономического воздействия перед установлением жестких директив;
  • защита интересов всех субъектов, заключающих сделки, вне зависимости от страновой принадлежности;
  • отказ от бесконтрольного вмешательства госорганов в экономическую жизнь;
  • единообразие валютной политики, реализуемой внутри страны и вовне.

В вопросах валютного регулирования главенствующую позицию занимают международные нормативные акты. Если они расходятся с внутренним законодательством, нужно ориентироваться на них. Любые двусмысленности и сомнения, не урегулированные отечественным и зарубежным правом, трактуются в пользу участников сделок (ст. 4 173-ФЗ).

Система валютного контроля: смысл и предназначение

Главное предназначение системы – не допустить нарушения положений действующих НПА, проведения заведомо незаконных операций, злоупотреблений, вывода капитала из страны. Задача властей – найти баланс между указанными целями и недопустимостью вторжения в нормальное функционирование российских и иностранных субъектов бизнеса.

Ключевые задачи валютного контроля – это:

  • анализ проводимых сделок на соответствие положениям действующих НПА, определение необходимости в дополнительных лицензиях;
  • надзор над фактом соблюдения бизнес-субъектами своих обязанностей, вытекающих из положений НПА;
  • недопущение вывода капиталов за рубеж путем проверки реальности и обоснованности сделок, по которым платится валюта;
  • контроль учета и отчетности на предмет полноты, адекватности и соответствия реальному положению дел.

Для выполнения перечисленных задач участники системы вправе применять различные меры валютного контроля: требовать представления документации, проверять и анализировать договоры, акты, отчетность, выдавать предписания о необходимости устранения выявленных нарушений, использовать карательные меры по отношению к бизнес-субъектам, не соблюдающим положения действующих НПА, включая денежные штрафы.

Кто выполняет функции контролеров-регуляторов в РФ?

Правовые основы валютного контроля, описанные в 173-ФЗ, подразумевают наличие следующих органов-регуляторов:

  • Кабинет Министров;
  • Центробанк;
  • иные исполнительные органы, назначаемые Кабмином (например, таможня и т.д.).

173-ФЗ (ст. 22) разделяет обязанности таким образом:

  • ЦБ РФ – контролирует сделки, в которых принимают участие кредитные организации и финансовые учреждения;
  • исполнительная власть – регулирует валютную деятельность бизнес-субъектов, не относимых к предыдущим двум категориям.

В рамках отведенных им компетенций структуры-регуляторы вправе издавать НПА, не противоречащие международному праву и федеральному законодательству.

Указанные органы – глобальные регуляторы, которые «свысока» проверяют исполнение «правил игры». Функции валютного контроля на местах выполняет отдельное звено системы – агенты. Это кредитные организации, действующие по лицензии, выданной ЦБ РФ и придерживающиеся его инструкций. Задача банков – обеспечить правильность проведения платежей и своевременно получать у обслуживающихся физических и юридических лиц сведения, раскрывающие суть валютной деятельности.

Основные направления валютного контроля

Понятие «валютная сделка» имеет более широкую и более узкую трактовку. Первая предполагает, что к указанной категории можно отнести любые операции, совершаемые представителями страны и иностранцами, включая покупку пачки спичек в магазине. Госорганы не могут «распыляться» на контроль всего происходящего в экономике, поэтому выделяют сделки, вызывающие у них повышенный интерес.

В ФЗ-173 указано три типа операций, на которые распространяется валютный контроль в РФ:

  • Сделки, заключаемые с нерезидентами (в денежных знаках любой страны мира). Глобализация экономики дает широкие возможности для околозаконных схем, отмывания капиталов. Задача контролеров – сделать невозможной нелегальную деятельность, распространение теневой экономики.
  • Операции с ценными бумагами РФ и других стран мира. Обязательно подлежат контролю финансовые инструменты, номинированные в иностранной валюте и эмитированные представителями других стран.
  • Сделки, совершаемые с иностранной валютой. В эту категорию входит обмен денежных знаков, расчеты резидентов между собой, с нерезидентами.

Целью валютного контроля является недопущение злоупотреблений (включая вывоз золотовалютных резервов из страны) и нарушений действующего законодательства. Чтобы соблюдать «правила игры», хозяйствующий субъект должен знать их суть и уметь проверять корректность собственных действий и работы агента – уполномоченного банка.

Виды валютного контроля

Форма валютного контроля – это конкретный механизм, набор действий, с помощью которых контролер выполняет свои законодательные обязанности. В современной экономике принято делить надзор на три вида в зависимости от временного интервала, когда он осуществляется.

Выделяются следующие формы контроля:

1.Предварительный

Это надзорные меры, осуществляемые до непосредственного совершения операций. Например, представители банка перед открытием паспорта сделки просят у фирмы набор документов, читают, обращают внимание на неточности и нестыковки. Если платеж проводится без ПС, они проверяют правильность составления заявления на перевод.

В рамках предварительного контроля банки-нерезиденты и резиденты запрашивают у клиента документы, анкеты со сведениями о компании перед открытием счета.

Формы и методы предварительного валютного контроля направлены на пресечение, недопущение нарушений впоследствии, усиление финансовой дисциплины. Возможно два результата проверки: положительный (банк проводит платеж, открывает счет клиенту) или отрицательный (указывает на имеющиеся в документах несоответствия).

2. Текущий

Это надзор «в моменте», происходящий одновременно с осуществлением операций. Например, в аэропорту таможенники требуют от пассажиров, проходящих по «красному коридору», заполнения декларации, сотрудник банка, обслуживающий расчеты клиента в валюте, изучает, корректно ли составлена СВО, СПД (если имеет место постоплата) и заявление на перевод.

Из понятия и сущности текущего валютного контроля следует, что он осуществляется в момент проведения хозяйственных операций. Принимая решения, агенты и органы руководствуются представленными им сведениями, первичными документами, данными бухучета. Их цель – не допустить нарушений действующего законодательства.

3. Постконтроль

Это система мероприятий, проводимых после того, как сделки завершены. Уполномоченные структуры повторно изучают их смысл и содержание, читают полученную от коммерческих структур документацию, анализируют, полно ли отражено произошедшее в отчетности.

Последующий валютный контроль в российской федерации осуществляется коммерческими банками, ЦБ РФ. Его особенность в том, что он не способен повернуть время вспять и пресечь нарушение. Уполномоченная структура лишь констатирует факт и принимает решение на его основе: направляет требование об устранении недочетов, выписывает штраф фирме за нарушение, отказывает ей в открытии счета и т.д.

Нюанс постконтроля – отсутствие спешки, возможность глубоко вникнуть в суть происходивших операций, отыскать незаметные сразу «проколы». Это «лакмусовая бумажка», демонстрирующая результативность предварительных и текущих мер.

Механизм валютного контроля и используемые методы

Под методами валютного контроля понимают совокупность приемов, способов, средств, делающих возможным осуществление контрольных функций.

Правильное определение методов – важная задача органов и агентов. Эффективно выбранные средства помогают своевременно пресекать нарушения действующего законодательства, укреплять финансовую дисциплину, не нарушая при этом нормальное функционирование бизнес-структур.

Правовое регулирование валютного контроля дает контролерам «в руки» ограниченный набор методик. У них имеется два основных способа работы:

  1. Проверка

Это изучение деталей сделок и проводимых операций с целью выявления нарушений валютного законодательства. Задача уполномоченного органа – сопоставить имеющиеся данные (полученные из заявлений на перевод, СВО, СПД и т.д.) с информацией, почерпнутой из документов-источников.

  1. Запрос

Это требование к клиентам представить бумаги, объясняющие суть совершаемой сделки, подтверждающие правильность суммы платежа, раскрывающие направления работы хозяйствующего субъекта. Агенты обращаются за нужными сведениями к хозяйствующим субъектам, контрольные органы – к агентам.

Важно ! Согласно положениям 173-ФЗ, агенты при запросе документов у хозяйствующих субъектов не вправе устанавливать срок их представления менее 7-ми дней.

Для осуществления валютного контроля нельзя требовать любые бумаги, которые придут в голову сотруднику банка. Он вправе запросить документы, имеющие непосредственную связь с содержанием платежа. Подготовленная документация представляется агенту нарочно (оригиналы или прошитые, пронумерованные, подписанные руководством фирмы копии) или по системе Клиент-Банк.

Если компания не сможет представить запрошенные сведения, кредитная организация вправе отказать в проведении платежа.

Банки и иные финансовые институты собирают сведения о сделках, совершаемых фирмами и частными лицами, вносят их в свои базы, сохраняют в архиве. Впоследствии ЦБ РФ вправе затребовать у них отчетность для проверки и нужную ему информацию.

Валютный контроль в неторговом обороте

Сегодня под неторговым оборотом понимают перемещение валюты в виде наличных и дорожных чеков через российскую границу. В целях недопущения злоупотреблений и правонарушений налажен обмен информацией между таможенными органами и Центробанком. Согласно положениям 173-ФЗ, получение необходимых сведений этими структурами не считается нарушением банковской или коммерческой тайны.

Документы валютного контроля, включая 173-ФЗ, ограничивают максимальное количество наличной валюты, которую можно ввозить и вывозить с территории РФ. С 2012 года действуют следующие лимиты:

  • до 10 тыс. долл. включительно – вывозится без ограничений;
  • более 10 тыс. долл. – требуется заполнение таможенной декларации.

Если валютную наличность декларирует нерезидент, таможенники проверяют, чтобы вывозимая сумма оказалась не более ввезенной в РФ ранее.

Перечисленные ограничения не распространяются на владельцев пластиковых карт. Лимиты устанавливаются в расчете на одного человека.

Валютный контроль в неторговом обороте – задача таможенных органов. Долгое время это было основной их функцией, но сегодня имеется тенденция к расширению сферы их ведения, в частности, повышения участия в торговых операциях.

Как на практике банки осуществляют контрольные функции?

Если предприятие проводит сделки с нерезидентами или приобретает иностранную валюту, его действия становятся объектом валютного контроля. Если на счет фирмы поступили доллары, а из банка не пришло никаких уведомлений, радоваться не следует: рано или поздно придется представить подтверждающие документы, но за просрочку грозят штрафные санкции.

Валютный контроль ИП и компаний в отечественных банках – это цепочка последовательных событий:

  • Фирма или предприниматель собирает пакет документов, опосредующих конкретную сделку. Что войдет в этот набор – зависит от экономического смысла совершаемой операции.
  • Если сумма взаиморасчетов с нерезидентом превысит 50000 в долларовом эквиваленте, нужно открывать паспорт сделки. Это можно реализовать дистанционно, заполнив специальную форму в Клиент-банке и направив подписанный обеими сторонами договор специалистам кредитной организации.
  • Клиент выставляет в системе Клиент-Банк заявление на перевод и СВО, если расчеты проводятся в рамках паспорта сделки. Практика демонстрирует необходимость ведения валютного контроля в организации, когда специалист компании следит за действующими договорами, своевременностью представления СПД, организует документооборот.
  • Банк вносит информацию о проводимой операции в собственные базы и реестры.
  • Делается резервирование под операцию, платеж проводится, после чего резерв снимается.
  • Сделка закрывается, после чего кредитная организация включает информацию об операции в свою отчетность, составляемую в соответствии с требованиями ЦБ РФ.

Из описанного выше следует, что понятие валютного контроля состоит из совокупности промежуточных звеньев и процедур, добавляемых к сделке, если она становится объектов государственных интересов с точки зрения соблюдения макроэкономической или валютной безопасности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В расчётах по большинству сделок на территории РФ участвует российский рубль. Однако есть ряд случаев, в которых организация вынуждена использовать национальные валюты других государств при осуществлении финансовых операций. Именно такие ситуации регулирует валютное законодательство, определяющее правила и порядок подобных расчётов.

Валютный контроль - это мера по обеспечению соблюдения правил и законов, связанных с расчётами в валюте иностранных государств.

В России контролем над соблюдением валютного законодательства занимается:

  • Правительство;
  • Центральный банк;
  • Министерство финансов;
  • Таможенный комитет;
  • Различные органы исполнительной власти.

Это глобальные регуляторы. Непосредственно валютным контролем занимаются агенты - уполномоченные Центральным банком коммерческие банки. Именно они отвечают за правильность обработки всех подобных платежей и предоставление соответствующих сведений.

Особенности валютного контроля в России

Согласно Законодательству, валютное регулирование в РФ должно соответствовать принципам:

  • запрета незаконного вмешательства государства и уполномоченных структур в валютные операции;
  • защиты интересов резидентов и нерезидентов при взаиморасчётах в иностранной валюте по различным сделкам;
  • единства внешней и внутренней политики в этом вопросе.

Исходя из этого, можно заключить, что не все валютные операции попадают в зону интереса регуляторов и их агентов. И это действительно так. Согласно Федеральному Закону №173 от 10.12.2003 г. (с изменениями и дополнениями), только три укрупненных разновидности сделок в валюте подлежат соответствующему контролю.

  1. Расчёты между резидентами и нерезидентами. Государство заинтересовано в соблюдении законодательства обеими сторонами, а также в защите их интересов.
  2. Сделки с участием внешних и внутренних ценных бумаг. Многие ценные бумаги имеют номинал, выраженный в долларах США или другой иностранной валюте. Любая сделка с участием таких активов подлежит валютному контролю.
  3. Сделки с расчётами в иностранной валюте. Если валюта используется в качестве платежного средства по договору с каким-либо контрагентом за рубежом, такая сделка должна пройти валютный контроль.

Валютное законодательство РФ весьма либерально. Например, в упомянутом выше ФЗ №173 указано, что предпочтение отдаётся не декларативным, а рыночным методам воздействия на внешнеэкономическую деятельность резидентов.

Правила осуществления валютных операций для юридических лиц

Для прохождения процедуры , юридические лица и индивидуальные предприниматели должны придерживаться нескольких правил.

  1. Для расчётов в валюте необходимо открыть соответствующий счёт в уполномоченном банке.
  2. За некоторыми исключениями, взаиморасчёты в валюте между резидентами РФ запрещены.
  3. При осуществлении ВЭД, резидент обязан предоставить банку-агенту информацию о приблизительном максимальном сроке выполнения зарубежным партнером обязательств по договору, а также об ожидаемых сроках поступления валюты.
  4. При работе с нерезидентом, резидент должен обеспечить возврат средств за невыполненные второй стороной обязательства, а также получение средств в валюте иностранного государства за предоставленные услуги или поставленные товары.
  5. Для перевода на открытые за рубежом собственные счета, резидент должен предоставить отправленное налоговой службе уведомление с отметкой о его получении.

05.09.2017

скриншот фильма "Бриллиантовая рука"

Вы - предприниматель, который успешно ведёт бизнес на российском рынке и думает о дальнейшем развитии? А быть может, вы только планируете открыть своё дело, но ваши цели амбициозны и не ограничиваются географическими рамками? Главная проблема, с которой сталкивается бизнес, пытаясь «переправиться» через рубеж - валюта и валютный контроль.

Чтобы разобраться, что представляет собой валютный контроль, как он регламентируется, а также какие бывают штрафы и как их избежать, BаnkNN обратился к специалистам

Немного истории: кто придумал валютный контроль

Полномочия по валютному контролю возлагались на Министерство финансов, Муниципальный банк и специально создаваемые органы. Так, после Октябрьской революции 1917 года все сведения о денежных операциях передавались в созданное Особенное Валютное Совещание. В последствие функции были возращены Министерству финансов, а с 1993 по 2000 годы контроль над валютными операциями был возложен на Федеральную службу РФ по денежному и экспортному контролированию. По действующему законодательству, функции валютного контроля возложены на Центробанк, а важнейшими органами валютного контроля являются Правительство РФ и Банк России. Уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, выполняют функцию агентов валютного контроля.

Зачем нужен валютный контроль

Так государство проверяет, что предприниматели получают деньги законным путём, не занимаются мошенничеством, не заключают нелегальные сделки либо спонсируют террористов. Также меры валютного контроля способствуют регулированию оттока капитала.

Как это работает

Когда деньги приходят в банк, они не сразу оказываются у предпринимателя на счете. Сначала банку необходимо убедиться, что сделка является законной. Для этого банк запрашивает ряд документов, а если у него возникают сомнения, блокирует проведение операции. Банк руководствуется Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ, а штрафы предусмотрены статьей Кодекса об административных правонарушениях «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» (КоАП РФ, ст. 15.25.) .

Документы валютного контроля

Документы, удостоверяющие личность физического лица;

Документ о государственной регистрации ЮЛ/ИП;

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

Документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

Уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

Документы-основания для проведения валютных операций (договоры, выписки, справки, доверенности и прочие);

Таможенные документы (декларации и др.);

Документы, подтверждающие супружеские или родственные отношения;

Паспорт сделки (если сумма сделки 50 000 долларов и больше);

Заявление об оформлении паспорта сделки;

Заявление о переоформлении паспорта сделки;

Заявление о закрытии паспорта сделки;

Заявление об оформлении справки.

Полный перечень документов указан в части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Как избежать штрафов

Предприниматель может получить штраф за ошибки в документах, опоздания платежей и пропуск сроков.

Чтобы избежать штрафа за срыв сроков, вы должны знать, что у вас есть 15 рабочих дней, за которые необходимо сдать документы в банк. Но лучше это делать заранее, чтобы у вас осталось время на случай форс-мажоров. Для начала, вы должны узнать о том, что деньги пришли в банк. Об этом банк вас обязан уведомить, но способ уведомления - на усмотрение банка. А это значит, что вы должны точно знать, каким образом банк осуществляет уведомление: смс, письма или просто «галочка» в личном кабинете. Вы уже знаете, какие документы потребуются, поэтому начинайте их подготовку заранее. Если у банка возникнут вопросы по поводу легальности сделки, то банк может запросить дополнительные документы, подтверждающие проведение валютной операции.

Штраф за просрочку валютного контроля зависит от дней просрочки: 500-5000 рублей для ИП и 5000-50 000 рублей для ООО.

Как избежать просрочки платежа от контрагента?

Штраф — 1/150 от ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки и (или) 75-100 % от задержавшейся суммы.

Самый простой способ избежать просрочки платежа - работать по 100% предоплате. Но не все контрагенты на это согласны. Чтобы получить деньги вовремя, можно также предусмотреть в договоре расширенные условия сроков получения платежа, например, указав, что оплата должна быть произведена в течение 5 дней с момента выставления счета, но не позднее 15 дней. Дополнительно вы можете предусмотреть и пени за задержку оплаты.

Если сумма по договору не поступила на счет, вас также может ждать штраф. Штраф — 75-100% от суммы, которая не поступила на счет. Иногда причиной является недобросовестность контрагента, а иногда - комиссия за перевод денег из иностранного банка в российский. Договоритесь с контрагентом заранее о том, кто оплачивает комиссию за перевод, зафиксируйте условие в договоре. Если причиной штрафа стала недобросовестность контрагента, штраф можно оспорить в суде. И не забывайте о том, что лучший способ избежать проблем из-за недобросовестности контрагента - работать не «на доверии», а фиксировать все условия в договоре.

Как избежать ошибок при оформлении документов?

Принимая документы, банк не обязан указывать клиенту на ошибки, более того, иногда документы могут быть приняты и с ошибками. А штраф за ошибки — 4000-5000 рублей для ИП, 40 000-50 000 рублей для ООО. За повторную ошибку — 150 000 рублей для ООО и 15 000 рублей для ИП. Не стоит рисковать - найдите банк, который помогает заполнить документы.

Для банковской системы операции по инвалюте являются самым обычным делом и подлежат контролированию со стороны государства. Поэтому будет интересным выяснить, что собой являет это контролирование, кто его осуществляет и каково его значение для клиентов.

Валютный контроль в банке: чем поможет клиентам

Вопрос актуален и интересен в первую очередь для клиентов, которые зачастую (если не всегда) заключают подобные сделки. Учитывая повышенный гос. интерес к данным операциям, клиенты должны ознакомиться с устройством и полномочиями контролирующих органов, а также иметь понимание о сущности контрольной процедуры. Эти знания помогут клиентам быть уверенными в своих действиях и не переживать по поводу нарушения «буквы закона».

Что нужно знать клиентам о системе валютного регулирования и контроля

Система органов, осуществляющих валютный контроль (далее - ВК), многоуровневая. Закон (его название - «О валютном регулировании и валютном контроле») предлагает такой исчерпывающий список:

  1. Правительство;
  2. Органы контроля, которые включают в себя Центробанк, а также федеральный(-е) орган(-ы) исполнительной власти (должен (-ы) быть обязательно уполномочен (-ы) на это органом первого уровня);
  3. Агенты контроля, которыми являются все уполномоченные банки (полномочия дает Центробанк); неуполномоченные банки, имеющие статус профессионального участника рынка по ценным бумагам (далее - ЦБ); «Внешэкономбанк»; таможня и налоговая;

Данные организации имеют различные полномочия по осуществлению ВК, что связано со спецификой их деятельности.

Осуществление валютного контроля в банке: по каким операциям происходит

Контролированию подлежат сделки:

  • резидентов (далее - Р) и нерезидентов (далее - НР);
  • по внутренним и внешним ЦБ;
  • с использованием инвалюты;


Сделки первой категории подлежат ВК потому, что сейчас можно быстро и оперативно осуществлять не только международную внешнеэкономическую деятельность (далее - ВЭД), а еще и сделки теневой экономики. Поэтому государство заинтересовано в том, чтобы его граждане, а также Р других стран не нарушали законов.

Аналогично предыдущей ситуации, ценные бумаги также подлежат ВК, но только номинированные в инвалюте или выпущенные НР.

К сделкам третьей категории относится обычный обмен валют и расчеты с зарубежными поставщиками товаров (для примера). Любая операция, совершаемая с применением инвалюты в качестве платежного средства, также проходит валютный контроль.

Порядок валютного контроля для клиентов банка

Единого порядка организации валютного контроля по всем типам сделок нет. Но обязательными этапами ВК в каждом банке являются:


  • сбор необходимого пакета документов от клиента (осуществляется дабы подтвердить правомерность сделки);
  • проведение соответствующей операции агентами ВК (может потребоваться открытие специализированного счета);
  • осуществление теми же агентами контрольных процедур (иными словами - происходит проверка документации);
  • открытие паспорта операции (также при необходимости);
  • фиксирование данных об инвалютной операции в необходимых базах и реестрах данных;
  • выполнение сделки и резервирование средств на ее исполнение;
  • после успешного исполнения - возврат зарезервированной суммы;
  • закрытие операции в инвалюте;
  • формирование агентом отчетности.

Необходимые клиентам документы для валютного контроля

Банк при осуществлении ВК сможет потребовать только те документы, которые имеют прямое отношение к проводимой сделке. Как правило, к ним относятся.