Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Учет изменения конъюнктуры рынка в деятельности предприятия (модернизация экономики). Что такое модернизация? Определение и основные признаки

Термин произошел от французского слова moderne, означающего "современный", "новейший". Под модернизацией подразумевается процесс обновления в соответствии с новыми современными требованиями. Синонимами являются улучшение, обновление, апгрейд.

Данное понятие используется применительно к развивающимся в мире, изменениям в мировой экономике и жизненном укладе народов разных стран, а также для обозначения технического прогресса и совершенствования производственных процессов.

Модернизация производства представляет собой усовершенствование технологических процессов, разработку и внедрение нового оборудования, материалов, способов и методов производства, оптимизацию всех согласно современным нуждам.

Как известно из курса истории, производственная модернизация неразрывно связана с процессами переустройства и обновления в обществе. С накоплением качественных изменений производственных процессов происходит неизбежная модернизация экономики, а она влечет за собой постепенное необратимое изменение уклада жизни и общественного менталитета.

Понятие модернизации вошло в обиход в середине прошлого века, когда учеными-обществоведами были проанализированы этапы развития общества от традиционно-патриархального уклада, царившего в XVIII веке, с его аграрным укладом и общественно-политическим строем до современных форм постиндустриального общества со всем его многообразием общественных отношений и культурных традиций. В 50-х годах XX была создана теория модернизации, которая отвечала на вопрос, что такое модернизация применительно к происходящим в мировом обществе процессам.

Согласно этой теории, модернизация - это обновление общественных отношений, выражающееся в переходе от феодального уклада жизни к современному индустриальному типу. Ее характерные признаки:

Рост дифференциации и специализации труда;

Усиление бюрократизации производства;

Появление социально-политических институтов современного типа;

Увеличение мобильности и индивидуализма в сознании людей;

Изменение системы культурных и (институт семьи, отношение к религии и т. п.).

Разделяют три этапа развития модернизации (с конца XVIII до начала XX века, первая половина XX века и с 70-х годов двадцатого века до начала нашего столетия). Существует две ее основные модели. Это т. н. вестернизация и догоняющая модель.

Что такое модернизация "по-западному" (или вестернизация)? Под этим термином понимают внедрение западного образа жизни, культуры, технологий в общественный уклад развивающихся стран (большей частью путем колонизации). Догоняющая модель делает ставку на индустриализацию, при помощи которой предполагает "подтянуть" уровень экономически отсталых стран к развитым.

Теория модернизации часто подвергается критике. Суть обвинений, в основном, сводится к следующему - противники данной концепции утверждают, что модернизация способна разрушить традиционно сложившиеся отношения, не построив новых взамен, т. е. так называемое постиндустриальное общество не будет иметь четких ментальных ориентиров. Но следует понимать, что модернизация не предполагает безоговорочного отрицания и ликвидации традиционных ценностей. Напротив, в большинстве культур отлично уживаются старые и новые традиции, что стимулирует общество к дальнейшему развитию.

Что такое модернизация российского общества, какой смысл несет этот термин применительно к нашей стране? Этот вопрос широко обсуждается не только у нас, но и в мире, начало дискуссии положено известной статьей "Россия, вперед!" Д. А. Медведева. Основными направлениями необходимых изменений в России безоговорочно признаются:

Необходимость технического перевооружения производства, внедрение новых компьютерных технологий, улучшение условий труда и быта россиян;

Модели общества - образовательная реформа, развитие и рост частного бизнеса, уменьшение государственной роли в экономической сфере;

И построение правового общества;

Реформа социальной сферы, направленная на повышение уровня жизни граждан.

В этом выпуске экспертной колонке мы публикуем отрывки из главы 7 «Модернизация экономики и устойчивое развитие» Доклада о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г.

Подобные Доклады издаются по инициативе Программы развития ООН (ПРООН) во многих странах мира. Доклады готовятся группами независимых экспертов. Основная цель Доклада 2011 года – рассмотреть задачи модернизации России в контексте человеческого развития, показать необходимость модернизации экономики и социальной сферы, совершенствования многих институтов общества.

Глава 7
7.1 Модернизация и экологизация экономики
Суть и направления модернизации (при всей важности задачи обеспечения технологического прогресса и конкурентоспособности) определяются ее конечной целью, которой – при всей важности экономического роста – является улучшение условий жизни каждого человека уже сегодня и обеспечение благоприятных условий для будущих поколений. Эта задача обычно определяется как обеспечение устойчивого развития. Переход к устойчивому развитию тесно связан с процессами модернизации и экологизации экономики. В документах ООН рост благосостояния на планете тесно связан с реализацией Цели 7 Целей развития тысячелетия «Обеспечение экологической устойчивости».
Все нарастающие природные и социальные аномалии есть следствие неверного поведения человечества, ответ на недооценку важности экологических приоритетов. В связи с финансово-экономическим кризисом, обострением глобальных проблем, необходимостью формирования нового типа экономики в мире оживленно обсуждается необходимость выработки «зеленого» экономического курса. Для постиндустриальных стран «позеленение» экономики из желательного, но вторичного эффекта превращается в основную цель. Для обозначения процесса экологизации в мире все чаще используют понятия «зеленая экономика» (green economy) и «зеленый рост» (green growth). Начиная с 2009 г. эти термины все более активно входят в основные документы и терминологию международных организаций. В качестве ключевых терминов для дальнейшего развития человечества и отдельных стран особенно комплексно они рассматриваются в документах структур ООН и ОЭСР.

Зеленая экономика определяется как экономика, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и ее деградации. Важными чертами такой экономики являются:
низкие углеродные выбросы,
эффективное использование природных ресурсов;
сохранение, увеличение и восстановление
природного капитала;
предотвращение утраты биоразнообразия и экосистемных услуг;
рост доходов и занятости.

Зеленая экономика часто рассматривается в контексте борьбы с глобальным изменением климата (рис. 7.1) и перспективного направления преодоления глобального экономического кризиса. Приоритетной чертой ее роста является радикальное повышение энергоэффективности. В дальнейшем предлагается мобилизовать и перестроить глобальную экономику в направлении увеличения инвестиций в чистые технологии и «природную» инфраструктуру, стимулировать экологизацию экономики, вернуть рынки к нормальному функционированию и избежать катастрофических последствий глобального изменения климата.

Реализация нового зеленого курса предполагает минимизацию использования невозобновимых полезных ископаемых для производства электроэнергии за счет инвестиций в возобновляемые энергоносители, а также обязательность энергосбережения. Все эти мероприятия позволят снизить спрос и затраты на энергию, а также ее стоимость. По оценкам ЮНЕП, достаточно 2% мирового ВВП в «озеленение» 10 секторов для изменения характера мирового развития, снижения выбросов парниковых газов и эффективного использования ресурсов.

Можно долго обсуждать, идут ли климатические изменения, но в ближайшие десятилетия развитые страны будут иметь экономику с новой инновационной и технологической основой, важнейшей характеристикой которой будет минимальное воздействие на окружающую среду. Многие страны уже вложили десятки и сотни миллиардов долларов в переход к новой экономике (особенно это заметно в США, Германии, Японии, Южной Корее, Китае и др.), используя для этого также антикризисные программы. Ключевым определением для передовых экономик мира станет «низкоуглеродная экономика» с ее высокой энергоэффективностью и минимальным воздействием на климатическую систему.
А реализация энергетических и климатических приоритетов автоматически означает резкое снижение экологического давления в силу тесной корреляции величин энергопотребления, использования природных ресурсов, выбросов парниковых газов и объемов загрязнений. Кому из развитых стран через два-три десятилетия будут нужны в больших объемах нефть и газ?
Ответ на этот вопрос является чрезвычайно важным для России в связи с необходимостью колоссальных инвестиций в новые сложные и малорентабельные месторождения.
Важным результатом модернизации и критерием перехода к устойчивому развитию является эффект дикаплинга, отражающий рассогласование трендов роста экономики, с одной стороны, и потребления природных ресурсов и загрязнения окружающей среды, с другой, – экономические результаты должны расти быстрее, чем потребление и экологическое воздействие. В лексиконе ученых и политиков термин «дикаплинг» стал в последнее время общеупотребимым. Эффект дикаплинга особенно желателен для актуальной в мире ситуации в энергопотреблении и макроэкономических трендах – он отражается в опережении темпов роста ВВП над темпами потребления энергетических ресурсов. Этот важный эффект достигнут практически во всех развитых странах. Например, Дания за последние три десятилетия смогла удвоить ВВП при сохранении объемов потребления энергоресурсов.
Для реализации идей устойчивого развития необходим переход от гуманитарных призывов к экономической заинтересованности, поддержке экологической направленности модернизации.
Это должно войти в «правила игры» для бизнеса, что обеспечит развитие экономики в верном направлении. При определившейся значимости приоритета повышения ценности природы движение в этом направлении должно быть выгодно (что обеспечивается экономическими рычагами) и престижно (что определяется уровнем культуры).

Намеченный сейчас магистральный путь, нацеленный на снижение природоемкости и повышение энергоэффективности экономического роста, есть реализация приоритета повышения ценности природы. В решении этой задачи объединяются экологические и экономические интересы. Разная мотивация обеспечивает главное – повышение ценности природы как условие устойчивого развития.
Общая тенденция повышения ценности природы в развитии человечества не вызывает сомнений и не имеет отношения к кратковременным флуктуациям рыночных цен на определенные природные ресурсы. Становится все более очевидным, что такое повышение становится важнейшим приоритетом для мировой экономики. Фактически усилия человечества за последние два десятилетия были направлены на его реализацию. Особенно ярко это проявилось в развитых странах. Глобальная модернизация технологий, направленная на уменьшение использования традиционных природных ресурсов и загрязнений, радикальное увеличение конечного выхода товаров и услуг из единицы сырья, зеленый рост и экологизация экономики, повышение внимания к ценности климатической системы, энергоэффективность и возобновимые источники энергии, расширение спектра экономических и правовых инструментов для перехода к экологически устойчивому развитию и многое другое – все это звенья цепи, с помощью которой человечество пытается вытянуть общество и экономику к новому типу развития.
Россия, желая стать членом ОЭСР и активно участвовать в деятельности ООН (в частности, глобальной конференции ООН Рио+20), в любом случае будет обязана использовать концептуальный аппарат ведущих международных организаций и развитых стран. Внимание к экологическим проблемам в стране за последние два года возросло. В выступлениях Президента РФ, премьер-министра РФ отмечается «запущенность» этих проблем, необходимость экологизации экономики и «зеленого» роста.
Новые возможности для страны дает начавшийся в мире процесс "Рио+20" к Всемирной конференции ООН по устойчивому развитию в 2012 году, через 20 лет после встречи в Рио-де-Жанейро. Россия сегодня среди стран, для которых это особенно актуально. На то есть ряд оснований. Это и экономический рост, и богатые природные ресурсы, и постановка вопроса о поисках оптимального пути развития. Приоритеты страны в инновационной политике, в энергоэффективности, в модернизации экономики в соответствии с современными требованиями естественным образом определяют движение в направлении устойчивого развития. Россия, совместно с другими странами БРИК (включая Бразилию, Индию и Китай), могла бы выступить в качестве лидера движения в направлении устойчивого развития.
Лидировать в этом процессе должен тот, для кого это особенно актуально. Это предполагает осознание необходимости такого пути развития и определенные экономические возможности для его реализации. Ряд развитых стран активно включились в процесс после Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Так, появились новые стратегии развития – «Устойчивая Америка», «Устойчивые Нидерланды» и другие. Сейчас они ставят более конкретные задачи, связанные с зеленым ростом, предотвращением изменений климата. Многие другие страны, всецело сконцентрированные на обеспечении экономического роста для решения крайне острых социальных проблем, не смогли полноценно откликнуться на этот призыв мирового сообщества. При всей актуальности идей устойчивого развития для любой страны и необходимости совместных усилий всего мирового сообщества всерьез продвижение в этом направлении могут обеспечить лишь страны с достаточно развитой экономикой. Подключение других стран возможно по мере их роста и при поддержке со стороны развитых стран.
Успех в распространении идей устойчивого развития и обеспечении активного участия в процессе предполагает их адаптацию с учетом специфики каждой страны. Сами представления об устойчивом развитии и путях его достижения различны у разных стран и, несомненно, будут меняться и дальше. На международном уровне это предполагает, в дополнение к официальному сотрудничеству мирового сообщества по линии ООН, неформальное партнерство представителей разных стран.
В России необходима оценка успехов и проблем на пути обеспечения устойчивого развития, разработка и принятие национальной Стратегии устойчивого развития. Большое значение имеет обобщение богатого регионального опыта.

7.2. Политика «двойного выигрыша» – и экономика, и экология
В отличие от сложившихся тенденций в мировой экономике, в России после кризиса сохраняются и закрепляются антиустойчивые тенденции. Россия попала в сырьевую ловушку, связанную с формированием в стране экспортно-сырьевой модели экономики. Сейчас более половины экономики составляют сектора с большим воздействием на окружающую среду – энергетика и металлургия. К сожалению, во время кризиса правительство было вынуждено спасать крупных "экспортных" игроков, которые взяли большие кредиты за рубежом, тогда как в мире многие правительства использовали это время для модернизации и экологизации экономики. В перспективе в стране ожидается наращивание производства углеводородов (Северный и Южный потоки, шельфы, Ямал). Все эти тенденции могут сделать экономику страны еще более высокоуглеродной и неустойчивой.
Обеспечение экономического роста в стране сегодня связано с ростом загрязнения и деградации среды, исчерпанием природных ресурсов, нарушением баланса биосферы, изменением климата, что ведет к ухудшению здоровья человека и ограничивает возможности дальнейшего развития. Это означает, что решение крайне важной задачи повышения благосостояния населения не обеспечивает необходимого качества жизни.
Все это и определяет важнейшую черту модернизации как обеспечение технологического прогресса для экономического развития и поддержания благоприятной окружающей природной среды для развития человеческого потенциала (экологической безопасности, которая становится определяющей для экономического роста и существования человека).
Глобальный кризис и борьба с ним продемонстрировали наличие ряда серьезных рисков устойчивости экономического и социального развития на предстоящий период. В частности, в современной российской ситуации доминирующим настроением остается рентоориентированное поведение, стремление к посткризисному статус-кво, что означает ожидание восстановления цен на товары российского экспорта (топливно-энергетические ресурсы и металлы), финансовых потоков предыдущего десятилетия и возврата к докризисной экспортно-сырьевой модели роста. Политические риски современной ресурсной зависимости очень велики, поскольку ее результатом становится деградация основных общественных институтов. Это принципиально новое явление.
Необходима поддержка модернизации экономики на пути реализации политики так называемого двойного выигрыша, связанной с обеспечением как экономической эффективности, так и с обеспечением неистощительного использования природных ресурсов, сокращением вредных выбросов. В связи с этим реализация экологических приоритетов должна сочетаться с экономическими задачами страны: экономические мероприятия должны давать как экономические, так и экологические выгоды. В России огромные резервы получения экологических эффектов («снятия экологических сливок») – в виде сэкономленных природных ресурсов и снижения загрязнений – за счет стандартных и сравнительно недорогих экономических мероприятий (в том числе внедрения многих энергоэффективных и экологически чистых технологий). Таких экологических резервов лишены развитые страны, так как эти резервы уже использованы, и получение новых экологических эффектов очень дорого (например, борьба с климатическими изменениями и реализация Киотского протокола).
В России направления перехода к инновационной социально-ориентированной экономике и к экологически устойчивому развитию в ближайшие годы фактически совпадают. Достаточно привести только пример необходимости радикального повышения энергоэффективности (на 40% к 2020 г.), что даст огромный экологический эффект. Такая тесная связь между энергетической и экологической эффективностью отмечена в Указе Президента РФ (2008).
Таким образом, в ближайшие 10-20 лет важным принципом социально-экономической политики и основой экологической политики должна стать политика «двойного выигрыша».
Необходимо стимулировать создание, распространение и использование инноваций для обеспечения роста результатов в природно-продуктовых цепочках, связывающих первичное сырье с конечными товарами и услугами, и «подавления» видов деятельности, истощающих природный капитал и загрязняющих окружающую среду. На этом направлении в мире накоплен обширный экономический инструментарий, позволяющий реализовывать подобного рода инновации, снизить давление на окружающую среду при росте конечных результатов, т.е. обеспечить дикаплинг. Многие из действующих экономических инструментов уже показали свою эколого-экономическую эффективность в развитых странах. Здесь можно отметить роль налоговой системы, которая должна ограничивать развитие природоэксплуатирующих и загрязняющих отраслей и стимулировать рост обрабатывающих отраслей и инфраструктуры, обеспечивающих эффективное использование природного сырья и высокую добавленную стоимость товаров и услуг, получаемых на его основе.
Мировой и российский опыт модернизации экономики на основе политики двойного выигрыша показывает не только улучшение экономических показателей, но и существенное улучшение условий жизни людей (положительный опыт Томской и Кемеровской областей по утилизации попутного газа при добыче нефти, угля, производстве кокса). Необходима поддержка и распространение такого опыта. Это является центральной задачей современного инновационного развития. А для этого необходимы как строгие экологические требования, так и экономическая заинтересованность, включая все возможные механизмы –помимо осознания важности, – экономические стимулы – модернизация должна быть выгодна.
Такая выгодность должна быть поддержана государством через систему налогов, кредитов, льгот, субсидий, тарифов, пошлин, страхования, инвестиционного климата.
Это предполагает в перспективе переход на политику ресурсосберегающих (наилучших доступных) технологий, а уже сегодня – законы о платежах и штрафах за загрязнение окружающей среды, обеспечение мониторинга, устранение практики временных согласованных разрешений на выбросы, устранение прошлого экологического ущерба, закон о зонах экологического неблагополучия. В частности, одной из достаточно простых, малозатратных и показавших свою эффективность в мире мерой, способствующей решению проблемы отходов и развитию необходимого для этого производства, было бы принятие закона о залоговой стоимости тары.
Необходимость модернизации обусловлена и развитием антиустойчивых тенденций, которые во многом связаны с природоемкой реструктуризацией экономики в 1990-е гг. в пользу сырьевых и загрязняющих окружающую среду секторов, происходившей на фоне деградации ресурсосберегающих и высокотехнологичных производств. ≪Утяжелению≫ структуры российской экономики способствовали и высокие цены на энергоносители, огромный рост цен на нефть в 2000-е гг. После 1990 г. удельный вес энергетики и металлургии, т.е. секторов, оказывающих наибольшее среди промышленных отраслей воздействие на окружающую среду, значительно вырос. За этот же период существенно снизилась доля отраслей, оказывающих небольшое воздействие на окружающую среду, в частности, машиностроения. В целом в экономике произошел значительный сдвиг в пользу природоемких отраслей. Российская экономика становится все больше сырьевой экономикой. По оценкам Минэкономразвития, она становится также все более уязвимой и все сильнее зависит от мировых цен на энергоносители в период после 1998 года.

В связи с этим главной экологической опасностью посткризисного периода представляется дальнейшее закрепление сложившейся экспортно-сырьевой модели развития, которая себя исчерпала. В экономике может произойти дальнейшее уменьшение удельного веса технологичных отраслей (машиностроение, различные виды обрабатывающей промышленности и т.д.). Все это может привести к дальнейшему загрязнению окружающей среды и увеличению объемов нерационального использования природных ресурсов. В этих экономических условиях любая экологическая политика будет малоэффективна, затратна и фактически лишь пытаться смягчить последствия техногенного и антиустойчивого развития.

Важным аргументом модернизации является необходимость радикального технологического обновления всей материальной базы экономики страны. Старое оборудование не способно обеспечить эффективное использование природных ресурсов и приводит к росту загрязнения окружающей среды. Необходимость скорейшей модернизации хорошо видна на примере физической и моральной деградации основных фондов (машины, оборудования, здания, сооружения, инфраструктура и т.д.) (рис. 7.2). В России фактически половина основных фондов промышленности физически изношена.
Массовое старение производственных фондов приводит к негативному влиянию на природопользование, росту загрязнения окружающей среды, увеличению числа экологических аварий и катастроф. Старое оборудование слабо заменяется новым из-за недостаточного инвестирования. Коэффициент обновления составляет около 4%, что означает необходимость десятков лет для обновления основных фондов (рис. 7.2). Речь не идет о простой необходимости замены фондов –она неизбежна в силу их физической изношенности, – необходимо обеспечить технологическое качество такой замены. Для радикального изменения сложившейся ситуации с деградацией физического капитала необходимы значительные инвестиции и бы-
строе распространение прогрессивных ресурсосберегающих технологий.
Колоссальный потенциал модернизации в переходе к экологически и экономически устойчивому развитию заключен в структурно-технологической перестройке экономики, позволяющей осуществить эффективное ресурсосбережение, снизить загрязнение окружающей среды.
Здесь модернизация играет особую роль. Внедрение инноваций, развитие научно-технического прогресса, информационные технологии, новые материалы, продукты и технологии и пр. способны снизить затраты природных ресурсов и объемы загрязнений на единицу выпускаемой продукции и услуг в несколько раз. Технологическая рационализация экономики и ее структуры может позволить высвободить 30-50% всего объема используемых сейчас неэффективно и теряемых природных ресурсов при увеличении конечных результатов, существенном снижении уровня загрязнения. В стране можно стабилизировать добычу и площади разработок энергетических ресурсов, полезных ископаемых, территории обрабатываемых сельскохозяйственных угодий, вырубку леса и т.д. и за счет улучшения использования и углубления переработки природных и сырьевых ресурсов значительно повысить уровень благосостояния населения. Так, в соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2030 г. на основе распространения достаточно простых энергосберегающих технологий можно сберечь почти половину потребляемой сейчас энергии.
Другими словами, при уже достигнутом в стране уровне добычи и использования природных ресурсов за счет модернизационных структурно-технологических сдвигов, позволяющих вовлечь в экономику и/или экспортировать сэкономленные гигантские объемы сырья, можно увеличить ВВП в 2– раза, значительно повысить благосостояние, социальное и экологическое качество жизни населения.
В контексте модернизации и теории технологических укладов, сформулированных С. Ю. Глазьевым, для России важно отметить, что в процессе замещения старых укладов отстающие страны могут получить определенное преимущество, поскольку они не обременены перенакоплением капитала в рамках устаревших технологических структур экономики. И при формировании нового уклада могут ориентироваться на уже накопленный инвестиционно-технологический опыт развитых стран в области инноваций и их распространения.
Инвестируя ресурсосберегающую структурную перестройку экономики, радикально меняя ее технологический базис, добиваясь ее экологизации, устойчивости и сокращения природоемкости, тем самым минимизируются затраты на ликвидацию негативных экологических последствий техногенного экономического развития в будущем.
Возможности огромной экономии природных ресурсов делают необходимой разработку и проведение эффективной модернизационной и инновационной политики в экономике, что должно проявляться в практической реализации достижений научно-технического прогресса в области технологий, продуктов и услуг. Все новые технологии, которые внедряются и распространяются в экономике, должны соответствовать необходимым экологическим стандартам и нормативам, быть экономически выгодными. Государство должно стимулировать такую технологическую модернизацию и предоставлять государственную поддержку всем
спектром накопленных в стране и мире экономических и правовых инструментов.
С широким распространением ресурсосберегающих и экологически чистых технологий и соответствующих экологически благоприятных технологических сдвигов в экономике тесно связано значительное уменьшение затрат природных ресурсов и производимых загрязнений на единицу конечного результата (на макроуровне –на единицу ВВП), выражающееся в уменьшении показателей природоемкости (в частности энергоемкости) и интенсивности загрязнений. В настоящее время в России затраты природных ресурсов и загрязнения на единицу ВВП превышают показатели развитых стран. Вместе с тем нельзя и идеализировать новые технологии. Они способны усилить экологическое воздействие и деградацию окружающей среды. Потенциальные опасности новых технологий хорошо видны на примере ядерных катастроф в Чернобыле (1986) и Фукусиме (2010), аварии нефтяной платформы в Мексиканском заливе (2010). В целом значительная часть достижений научно-технического прогресса, технологических нововведений, инновационная активность человечества часто приводят к необратимым последствиям воздействия экономики на окружающую среду.
Для России является перспективным подход к технологической модернизации на основе широко распространенной в мире концепции «наилучшей доступной/существующей технологии», задающей высокие научно-технические стандарты для используемого оборудования, в том числе в области ограничений на потребление природных ресурсов и производимых загрязнений. В России эта концепция была законодательно введена в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ ≪Об охране окружающей среды≫. С точки зрения экономических методов регулирования охраны окружающей среды, важным положением Закона является отмеченная в нем необходимость предоставления налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, возобновимых (нетрадиционных) видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов и т.д. (статья 14). К сожалению, это конструктивное экономическое положение остается декларативным, так как стимулы и льготы за внедрение экологически приемлемых технологий фактически отсутствуют.

7.7 Устойчивое развитие и общество
Важнейшую роль в модернизации и обеспечении устойчивого развития должно сыграть гражданское общество. Это и распространение идей, и обеспечение поддержки и активного участия в их реализации, и, в конечном счете, делегирование власти обеспечения продвижения страны в этом направлении. Гражданское общество могло бы выступить в качестве инициатора процесса, который после проведения необходимых оценок и определения приоритетов действий мог бы продемонстрировать заинтересованность населения и делегировать власти обеспечение активного участия страны в продвижении мирового сообщества в направлении устойчивого развития. Прежде всего, это предполагает широкую просветительскую деятельность по распространению идей устойчивого развития. Сегодня не только широкие слои населения, но и многие лица, принимающие решения, имеют весьма смутные представления о том, что такое устойчивое развитие и почему его обеспечение является приоритетом мирового сообщества.
Успех реализации идей модернизации экономики, энергоэффективности, устойчивого развития зависит от активной позиции и личной заинтересованности каждого. Это определяет необходимость образовательной и просветительской деятельности, целенаправленной работы СМИ и работников культуры, социальной рекламы. Государство должно содействовать обеспечению повышения эколого-экономической культуры населения для реализации задачи повышения энергоэффективности и экоэффективности (включая практические меры сбережения воды, газа, электричества, обеспечения экологических требований при использовании личного транспорта, продовольствия, утилизации отходов и пр.). Необходимо незамедлительное обеспечение экологических знаний – предмет в школе и просвещение, обязательность освещения тематики в СМИ и определение обязательных лимитов для социальной рекламы. Большую роль здесь должны сыграть структуры гражданского общества, включая как массовые общественные организации, молодежные движения, так и профессиональные институты устойчивого развития (как институты общественной политики, работающие в контакте с общественными палатами). Развитие таких институтов как в центре, так и в регионах способствовало бы консолидации усилий экспертного сообщества и вовлечению гражданского общества для определения путей и реализации конкретных задач модернизации экономики для обеспечения устойчивого развития.

7.8 Выводы и рекомендации
Процесс модернизации должен позволить заложить основы для экологически устойчивого инновационного развития страны. Среди первоочередных мер, которые должны быть реализованы:
Разработать и принять Стратегию устойчивого развития страны.
Экономическая поддержка экологизации экономики и ≪зеленого роста≫, включая страхование, налоги, кредиты, субсидии, тарифы, пошлины и пр.
Использовать в качестве показателей развития не только ВВП/ВРП, а и показатели, учитывающие «цену» экономического роста для природы и человека. Это индикаторы устойчивого развития – показатели, отражающие истощение природных ресурсов и ущерб от загрязнения окружающей среды.
Поддержка бизнеса со стороны государства в посткризисных условиях должна сопровождаться обязательным соблюдением экологических требований, развитием «зеленого» производства и инноваций.
Следует отказаться от высокозатратных мегапроектов по использованию природных ресурсов с непредсказуемыми последствиями для природы и человека, форсирования разработки сложных новых месторождений.
Обеспечить радикальное улучшение использования природного сырья, повышение отдачи действующих месторождений, обновление оборудования, использование инноваций, «наилучших доступных технологий».
Обеспечить энергосбережение и использование возобновляемых источников энергии, углубление переработки сырья, в том числе и для экспорта.
Поддержка локальных инициатив устойчивого природопользования (инвестиционные проекты): устойчивое лесопользование (включая недревесные ресурсы леса), высокопродуктивное ≪экологически чистое≫ сельское хозяйство, традиционное природопользование, развитие экотуризма и др.
Необходима разносторонняя оценка природных ресурсов и услуг, развитие механизмов платежей за экосистемные услуги.
Широко использовать возможности взаимовыгодного сотрудничества с международным сообществом для повышения энергоэффективности, сокращения выбросов, перевоору жения производства и сохранения природного богатства.

Понятие «модернизация» экономики буквально оно означает обновление, ликвидацию отсталости, выход на современный, сравнимый с передовыми странами уровень развития. Речь идет:

Во-первых, об освоении производства продуктов современного технологического уровня в масштабах, позволяющих российским компаниям занять достойные позиции на мировых рынках;

Во-вторых, это обновление производственного аппарата, замена устаревшего оборудования и технологий на современные, более производительные;

3) в-третьих, это органическое включение в новейшие мировые инновационные процессы, полная интеграция в мировую экономику, скорейшее использование всех важных нововведений, в том числе новинок в области организации и управления;

4) в-четвертых, это переподготовка, переквалификация или замена кадров, переобучение;

5) в-пятых, это осуществление структурных сдвигов в экономике, формирование производственной структуры, отвечающей критериям развитой индустриальной страны. Это предполагает повышение в ВВП и экспорте доли продуктов с высокой добавленной стоимостью, в том числе продуктов новой информационной экономики, уход от однобокой сырьевой ориентации экспорта.

Путь первый, модернизация сверху – это путь усиленного воздействия государственной власти на достижение целей модернизации. Это означает перераспределение валового продукта в пользу государства, концентрацию в его руках ресурсов, необходимых для массовых государственных инвестиций в реконструкцию народного хозяйства, а также масштабное использование властного, административного или даже репрессивного ресурса.

Исторический опыт показывает, что модернизация сверху может быть успешной после длительного периода спокойной эволюции без вмешательства государства, причем видимый успех иногда достигается на сравнительно коротких отрезках времени, что усиливает ее привлекательность. А потрясения, ею вызываемые, обычно оказываются столь отдаленными, что их с давно прошедшей и возвеличенной историками модернизацией сверху уже никто и не связывает. Модернизация сверху, чтобы достичь результатов, которые можно было хотя бы первое время трактовать как позитивные, должна обеспечить колоссальную концентрацию ресурсов, воли и власти, в первую очередь власти, такой как у Петра и Сталина.

Путь второй – модернизация снизу, с опорой на частную инициативу и энергию каждого. Процветание развитых в экономическом отношении стран всюду, на Западе или на Востоке, основано сегодня на свободной открытой экономике. Все они пережили в свое время модернизацию снизу. Государство при этом не стояло в стороне. Но оно не само решало за всех что делать, что строить; оно создавало условия и институты, которые способствовали инициативе и самодеятельности, которые превращали их в подъемную силу.

Сейчас нужно говорить о строительстве структуры экономики в нашей стране в целом. Правительством РФ в этом отношении разрабатывается и реализуется комплекс мер. Выход для России – комплексный, системный и политически волевой подход.

Реставрация существующих и развитие новых экономических институтов, а также внедрение новых технологий в производства могут стать вторым дыханием для российской экономики. Именно инновации дадут толчок модернизации экономики, развитие малого и среднего бизнеса создаст новые рабочие места, повысит уровень жизни людей.

Главное условие перехода экономики на новые рельсы, ее модернизации – это тесное сотрудничество государства и частного бизнеса, грамотное и прозрачное законодательство.

В рамках работы Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России вырабатываются экономические принципы проектного финансирования в нашей стране. С помощью механизмов государственно-частного партнерства можно модернизировать и российскую промышленность, и инфраструктуру регионов, и отраслевую науку. При этом нужны не только крупные проекты, но и проекты регионального, муниципального значения. Например, продавать услуги ЖКХ очень выгодно. А система ЖКХ во многих регионах изношена более чем на 50%. В результате – срывы отопительного сезона, люди остаются без воды. Выделить средства из бюджета в масштабах всей страны – слишком дорого. А вот с помощью ГЧП систему коммунального хозяйства модернизировать выгодно и государству, и бизнесу.

Начало модернизации в России в 20 веке стало продолжением процессов, которые происходили в экономике и сельском хозяйстве во второй половине 19-го в. В эти годы существенно увеличились темпы роста индустриализации производства, прокладывались новые железные дороги, зарождались новые отрасли, происходили изменения в финансовой и социальной сферах. Однако эти события сопровождались множеством трудностей и проблем.

Определение модернизации

Модернизация — это процесс совершенствования и обновления основных механизмов развития общества, в которые входят: экономические, политические и социальные. Для России в 20 веке начало модернизации означало переход от чисто аграрного общества к индустриальному, который происходил одновременно в нескольких сферах:

  • в экономике — промышленный переворот;
  • в политике — формирование конституционного строя;
  • в социальной сфере — образование классов, признаком определения которых является роль в экономике страны, а не принадлежность к сословию (когда люди получали привилегии по рождению);
  • в духовной области — происходит изменение общественного сознания, повышение роли образования в жизни многих людей.

Три эшелона модернизации и индустриализации

Процесс модернизации в различных странах происходил в определенные периоды развития и разными путями. Ученые-историки условно подразделяют его на 3 эшелона:

  • К первому относятся развитые капиталистические страны (Англия и Франция), где промышленный переворот произошел раньше всех - во второй половине 18-го — начале 19-го в. В них индустриализация сменила аграрное развитие без усилий со стороны государственных органов.
  • Ко второму эшелону относятся Германия, США, Япония и Россия, в которых модернизация происходила вместе с сохранением аграрного общества. Во всех этих государствах толчком к индустриальному развитию послужили изменения и реформы, запущенные во второй половине 19-го в. правительством.
  • К третьему принадлежат слаборазвитые зависимые страны, в которых преобладает аграрная сфера, и капиталистические отношения в них привносятся извне.

Условия и начальные шаги модернизации в 19-м в.

Начальная стадия индустриализации в России проходила еще в 1830-е годы, причем ее проводили правительственные структуры, пытаясь запустить промышленный переворот и активно внедряя механизацию труда. Однако в социальной сфере формирование рынка рабочих было замедлено из-за наличия крепостного права, существования помещичьих землевладений, а также отсутствия законодательных актов и прав рабочих.

Уже в этот период начинает формироваться класс буржуазии, в который входят наиболее состоятельные предприниматели. В сфере управления власть по-прежнему принадлежит монархии и дворянству, которые формируют бюрократический аппарат, отсутствует парламент, в стране не определены гражданские свободы для населения и его избирательные права.

Основные задачи модернизации России в начале 20 века были направлены на индустриализацию производства, замену ручного труда машинами и новыми технологиями, обеспечение поддержки всех процессов со стороны государства, перестройку политической, социальной и законодательной сфер.

Существенным толчком к усилению модернизации производства стала отмена крепостного права в 1863 г., в результате которой крестьяне получили возможность стать свободными.

Особенности модернизации в 20-м в.

К концу 19-го в. почти вся промышленная продукция уже производится на фабриках и заводах, где установлены машины, работающие с использование паровой силы. В 1880-1890-е годы в России построено 10,5 тыс. км железных дорог.

Особенности модернизации России в начале 20 века:

  • Переход от мануфактурных предприятий к промышленному производству был проведен при мощной поддержке государства, которое обеспечивало заказы, субсидии и льготы для развития предприятий и строительства железных дорог.
  • Необходимо было догонять развитые промышленные страны Европы.
  • В основных отраслях экономики основой становится машинное производство.
  • При финансировании производств большую роль играл иностранный капитал из Германии, Франции и других стран Европы (примером могут служить картели компаний Нобеля и Ротшильда в области нефтяной промышленности).
  • Возникновение промышленных монополий: "Продамет", "Продвагон", "Продуголь".
  • Сильная урбанизация, резкое увеличение численности городского населения привело к расслоению по социальным группам: крестьяне были настроены против дворянства, а рабочий класс озлоблен и выступал против буржуазии.

Кризис в начале 20-го в.

В 1900-1903 годы в России начался экономический кризис, который продолжался до 1909 г. Он был связан с проблемами модернизации России в начале 20 века. Последние, в свою очередь, стали нарастать из-за несовершенства экономики и аграрной системы и отсутствия реформирования других сфер в стране.

Трудности проведения реформ и основные черты модернизации России начала 20 века состояли в следующем:

  • Экономика была многоукладной: существовало множество монополий, частных и мелких производств, патриархальная система и остатки от крепостнических взаимоотношений между крестьянами и их работодателями.
  • Производительность труда была достаточно низкой, как и качество и объемы производства, ведь по многим показателям Россия намного отставала от индустриальных стран (по технической оснащенности, уровню промышленной продукции и т. д.).
  • Экономическое развитие проходило неравномерно по отраслям и регионам страны, что было обусловлено особенностями индустриальной модернизации России начала 20 века.
  • В период 1890-х и в начале 1900-х случались неоднократные засухи и неурожаи, во время которых от голода погибали люди, из-за чего большая часть хлеба предназначалась только для внутреннего потребления.
  • Пережитки крепостничества сдерживали развитие и экономический потенциал сельского хозяйства, в начале 20-го в. это вылилось в крестьянские восстания.

Государственная политика и реформы

В 20-й век Россия вступила, будучи самодержавной монархией, в которой вся законодательная, исполнительная и судебная власть были сосредоточены в руках императора Николая II. В 1880 г. Государственный совет был заменен на Комитет министров. Исполнительную власть представляли 15 министерств, влияние которых основывалось на близости к царю.

В этот период модернизации в России (в начале 20 века) в политической жизни государства, в отличие от экономики, почти никаких изменений не происходило, что вызывало множество противоречий и неразрешимых проблем:

  • Среди переселившихся в города людей было много крестьян, которые очень медленно привыкали к новому укладу жизни и бытовым вопросам, что способствовало появлению и распространению революционных идеалов и настроений.
  • Появившийся класс буржуазии был политически бесправным, т. к. самодержавная власть по-прежнему опиралась на дворянское сословие, которое начало распадаться, а его представители переходили в другие социальные классы: служащих, интеллигенции, предпринимателей и др.
  • Возникший класс предпринимателей не мог добиться никаких изменений из-за бюрократии в госаппарате.
  • Несмотря на рост образованных слоев населения и их культурное развитие, даже после освобождения крестьян от крепостного права Россия оставалась страной с сильной неграмотностью населения.
  • Интеллигенция и разночинцы не имели возможности легально участвовать в решении экономических и политических проблем в стране.
  • Самодержавие не было готово к проведению реформ в социальной, общественной и политической сферах, модернизация политики в России в начале 20 века не была осуществлена, из-за чего и произошло накопление проблем, что постепенно привело к единственно возможному пути их решения — революции.

Протекционизм и программа Витте

Проводником новых правительственных реформ стал российский реформатор, который 11 лет занимал пост министра финансов, — С. Ю. Витте. Он выступал за комплексное развитие и модернизацию промышленности и аграрного хозяйства России.

Программа усиления экономического развития, разработанная С. Ю. Витте, включала 4 направления:

  1. Проведение жесткой налоговой политики, включающей налоги на крестьянскую продукцию, на товары широкого потребления, промысловый налог с фабрик и заводов, введение винной государственной монополии. В результате этого госбюджет России вырос почти в 2 раза, а средства были направлены на развитие промышленности и обеспечение госзаказов на продукцию с них.
  2. Политика протекционизма, покровительства со стороны государственных органов, целью которой была защита российских предприятий от иноземных конкурентов для усиления развития производства.
  3. Проведение денежной реформы в 1897 г., когда был введен золотой рубль и его свободная конвертация, что позволило сделать его устойчивой европейской валютой.
  4. Привлечение иностранного капитала в Россию в виде государственных займов и облигаций, которые распространялись в Европе.

С. Ю. Витте также проводил политику строительства железных дорог при участии государства: были построены дороги военно-стратегического значения, Транссибирская магистраль, выкуплены частные железнодорожные участки. В стране было открыто 150 коммерческих училищ и 3 института, для демонстрации достижений индустриализации проводились промышленные выставки.

При проведении этих реформ Витте много раз сталкивался с отсутствием поддержки со стороны царя и его окружения. Революционеры и радикалы, наоборот, считали его приверженцем самодержавия. Закончил свою деятельность он в качестве автора манифеста 1905 г., по которому предлагал ограничить монархию в стране.

Аграрная реформа министра Столыпина

Реформа в сельском хозяйстве, начавшаяся в 1906 г., была вызвана тяжелым положением и недовольством крестьян. Цели ее предполагали сохранение помещичьих владений и ускорение буржуазного развития хозяйств. С помощью реформирования необходимо было решать проблему с нехваткой земли для простых крестьян и воспитывать в них чувство собственника, что должно было способствовать снижению социальной напряженности и созданию прочной социальной опоры в деревнях.

Началом реформы П. А. Столыпина стали попытки разрушения сельских общин, где крестьяне не имели своей земли, с целью создания фермерских отдельных хозяйств. Следующим этапом стало переселение части крестьян за территорию Урала, в восточные губернии, где им выделялись земли и льготы для обустройства быта, они также освобождались от воинской повинности. Это помогло освоить новые земли и основать на них свои крепкие хозяйства.

Выполнение столыпинских реформ привело к положительным сдвигам в аграрных хозяйствах России, увеличению посевных площадей и производству хлеба. Также это сопровождалось и подъемом в области производства оборудования и удобрений, что способствовало дальнейшей индустриализации страны.

Успехи и трудности модернизации

Успешное начало модернизации в России в 20 веке и ее проведение были обусловлены следующими факторами:

  • Наличие богатых природных ресурсов в стране.
  • В более развитых государствах этот процесс уже произошел, поэтому Россия успешно перенимала их опыт и могла анализировать собственный.
  • Механизация в промышленности открывала новые возможности и направления в производстве.
  • Индустриализация способствовала развитию новых отраслей: машиностроения, химической и нефтедобывающей.
  • Россия в конце 19-го — начале 20-го в. находилась в числе развитых стран Европы;
  • В период модернизации по всей стране появляются новые банки.
  • Государство оказывало мощную поддержку в деле развития промышленности.

Трудности модернизации России в начале 20 века были обусловлены рядом таких факторов:

  • Сильный контроль государственных структур.
  • Экономическая и политическая зависимость от западных стран.
  • Процесс индустриализации проходил неравномерно: активнее развивались центральные области, а также Москва и Петербург.
  • Сроки для осуществления успешной модернизации были небольшими.
  • Низкий уровень жизни народных масс.
  • Недостаток рабочей силы и финансов.
  • Сильная бюрократическая система госаппарата.

Результаты модернизации в России

Итоги модернизации России в начале 20 века:

  • Среднегодовой прирост промышленной продукции за период 1909-1913 гг. составил 9%.
  • Рост машиностроительной промышленности — 13%.
  • Добыча нефти за 1894-1914 гг. выросла на 65%, выплавка чугуна — на 50%, стали и железа — на 224%.
  • За период 1893-1900 гг. построено 22 тыс. км железных дорог.
  • Появились новые промышленные районы (Донбасс и др.) и новые отрасли.
  • Увеличилось число подконтрольных государству предприятий до 25%, а железнодорожных путей — до 70%.

Как видно из приведенных цифр, начало модернизации в России в 20 веке было успешным и способствовало экономическому развитию государства, однако процесс этот остался незавершенным из-за отсутствия преобразований в других сферах, что и стало причиной революционных событий в начале 20-го века.

Федоров Кирилл 740851/05

Модернизация экономики России

Последние 20 лет российская экономика функционировала за счёт прежних достижений, созданных в эпоху СССР. Это относится, прежде всего, к индустриальной мощи, жилищно-коммунальной сфере, инфраструктуре, ядерному потенциалу страны, разведанным запасам нефти, газа и организации их добычи. Однако проедание активов и поддержка экстенсивного экономического роста не может продолжаться сколь угодно долго, поскольку активы изнашиваются, морально устаревают. В связи с этим возникает центральный вопрос: как развиваться российскому обществу, экономике дальше?

Как провозгласил Президент РФ в послании Федеральному Собранию в ноябре 2009 года, стратегической целью развития общества должно стать создание «умной» экономики, удовлетворяющей интересы и потребности широких слоёв населения страны. Однако эту цель можно достичь посредством только лишь системной модернизации экономики. При этом системная модернизация должна сводиться к тому, чтобы Россия свернула с сырьевого пути развития.

Если речь идёт о развитии производств, обеспечивающих продукты на внутренний и внешний рынки с высокой добавленной стоимости, причём производств, создающих эти продукты на базе современных технологий, то необходимо понимать, что решение такой задачи в сложившихся социально-экономических условиях потребует не только и не столько инноваций, сколько воссоздания отдельных видов производств и секторов хозяйства. Например, нанотехнологии, современную фотоэлектронику и реэнергетику невозможно развивать без должным образом развитой микроэлектроники и специального технологического оборудования (электронного машиностроения, вакуумного приборостроения), элементной базы и т.д. Поскольку электронная промышленность за период 1990-2008 гг. практически деградировала, то у этого инновационного направления, а именно, «нанотехнологического», подорвана база для развития. В частности, потребуются заводы по производству чистого кремния определённо перспективной мощности, которые нужно строить. А это и есть создание отдельных секторов и видов деятельности почти с нуля, либо восстановление отдельных производств, которые возможно восстановить.

Модернизация экономики и общества – это вне всяких сомнений системная модернизация. Ставя задачу именно так, безусловно, признаётся де-факто низкая системная эффективность российской общественной системы (если изменений требуют практически все общественные подсистемы одновременно, то в наличии системный кризис общества) и низкий уровень жизни населения, дисфункция системы управления. Однако внесистемная постановка и отсутствие уточнения содержания такой модернизации, как и отсутствие её плана, подрывают возможность достижения необходимых результатов, да и собственно подрывают правильность понимания содержания модернизации.

Обобщая, необходимо отметить, что в России существует яркая проблема правильной постановки задачи модернизации. Причём аспект культуры и нравственности здесь не стоит сбрасывать со счетов. Актуальными становятся следующие вопросы:

1. Возможна ли модернизация за счёт сырьевого комплекса страны, если учесть, что эффективность нефтегазовой отрасли постоянно снижается, а инфляция издержек становится всё более регламентирующей функционирование этой отрасли, в том числе по причине технологической отсталости и отсутствия необходимого капитала?

2. Насколько возможно модернизировать экономику, сохраняя задачу удвоения ВВП, и какой должны быть глубина модернизации? Кроме того, насколько адекватно провозглашение задач модернизации в условиях недостатка ликвидности и финансово-экономического кризиса, является ли модернизация этапным планированием преодоления кризиса и инерционных посткризисных явлений, а затем уже изменением хозяйственных пропорций и каков её алгоритм?

3. Возможно ли модернизировать экономику при неправильной постановке целей модернизации и отсутствия понимания её содержания? Например, если структура национального богатства стран Запада такова, что 65% приходится на человеческий капитал, 15% - на природно-ресурсный и 20% - на физический, а для России всё с точностью наоборот, то есть 65% - на природно-ресурсный, 20% – на физический и 15% - на человеческий, то следует ли под модернизацией понимать изменение данного соотношения?

4. Почему модернизацию экономики не рассматривать как структурную задачу формирования соответствующих хозяйственных пропорций? Ведь это требуется для рассмотрения проектировочной задачи, использования методов планирования и подбора необходимого инструментария, воздействующего на компоненты этой и предполагаемой (желательной) структуры.

Только продвинувшись в части ответов на поставленные вопросы и поняв причины кризиса внутри самой экономической науки, можно подойти к созданию новой модели современного общественного развития, модифицируя неэффективную и изжившую себя капиталистическую форму общественного воспроизводства и социо-культурного развития.

Понятие «ремонт» включает не только устранение неисправностей, но и поддержание эксплуатационных показателей объекта. Иными словами, ремонтные работы направлены на восстановление полноценного исполнения объектом своих функций.

Термин «реконструкция» применяется исключительно в отношении объектов капитального строительства. Следовательно, невозможно произвести реконструкцию автомобиля или персонального компьютера. Реконструироваться может только здание или сооружение. Реконструкция подразумевает изменение параметров объекта. К реконструкции также относится улучшение качества инженерно-технического обеспечения, однако содержание данных работ в нормативных документах не разъясняется.

Термин «модернизация» предполагает замену узлов, причем эти узлы должны быть исправны. Если заменяется неисправный узел, то такие работы являются не модернизацией, а ремонтом. Если же никакие узлы не заменяются, то такие работы являются дооборудованием.

Таким образом, для правильного применения термина «модернизация» следует четко понимать, что означает замена исправной части: часть должна быть исправной до замены, но не обязательно должна оставаться такой после демонтажа.