Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Системный кризис наступает когда безнадежные активы достигают. Решение проблемы «токсичных» активов банков в условиях выхода из кризиса белошапка в.с. Но суть процесса от мнения экспертов не зависит

Кризис банковской системы подразумевает неспособность большинства банков выполнять свои обязательства перед контрагентами - в первую очередь вкладчиками и кредиторами. Для банковского кризиса характерно снижение стоимости активов банков, существенное увеличение доли безнадёжной и сомнительной задолженности в их кредитных портфелях.

Кризис банковской системы РФ

Кризисы в банковской системе РФ случались неоднократно. Порою они (как в 1998 и 2008 годах) становились последствиями мировых кризисов, в других случаях - провоцировались исключительно внутренними факторами. Самый известный кризис банковской системы России подобного рода произошёл в 2004 году, когда сразу несколько ведущих кредитных организаций РФ ограничили выдачу средств клиентам. Причиной такой ситуации стал кризис на рынке межбанковского кредитования, вызванный банкротством Содбизнесбанка.

На особенностях же двух глубоких системных банковских кризисов в России мы более подробно остановимся ниже.

Банковский кризис в России 1998 года

Кризис банковской системы России был порождён целым рядом фактором, в числе которых как ухудшение финансовой ситуации на мировом , так и сугубо внутренние причины:

  • критическое состояние отечественной экономи­ки; рост дефицита бюджета, внешнего и внутреннего долга РФ; отрицательное сальдо торгового баланса
  • приостановка правительством выплат по кредитам от иностранных инвесторов сроком на 3 месяца, вследствие чего РФ стала выглядеть в глазах мирового сообщества и россиян банкротом.
  • монопольное выполнение Центробанком функций по управлению банковской системой и др.

Одной из причин банковского кризиса в России экономисты считают также недобросовестное поведение финансово-кредитных учреждений, маскирующих в отчётности нехватку реального капитала, что в свою очередь помешало регулятору вовремя распознать «тревожные симптомы».

Кризис банковской системы повлёк за собой изъятие вкладчиками сбережений, приведшее к банкротству несколько десятков финучреждений. В результате банковского кризиса в России ухудшилась экономическая ситуация в стране, а следовательно и финансовое положение, не только кредитных организаций , но и их должников. На фоне этого вырос также объем просроченной и безнадёжной задолженности перед финучреждениями.

Во время кризиса банковской системы России в результате действий вкладчиков и бездействия заёмщиков банки утратили ликвидность, их капитальная база (без учёта СБ РФ) снизилась на 60%. В целом, банковский кризис в России затронул подавляющее большинство отечественных финучреждений и носил ярко выраженный системный характер.

Кризис банковской системы России 2008 года

Шесть лет назад отечественная банковская система пережила ещё один глубокий кризис. Зарубежные экономисты для определения системного кризиса банковской системы используют несколько критериев. Первый критерий – это высокая доля просроченных кредитов, второй – большой объем средств, направленных на поддержку стабильности банковского сектора, третий – активный процесс национализации и слияния финансово-кредитных учреждений, четвёртый – отток средств со счетов, как проявление паники среди населения. Банковский кризис в России либо другой стране является системным, если соблюдается хотя бы 2 условия из 4-х, – и в 2008 году совпали минимум два критерия.

Главным проявлением кризиса банковской системы стало массовое изъятие розничных вкладов. В результате от кризиса в банковской системе России максимально пострадали средние по размеру активов финансово-кредитные учреждения, ориентированные на быстрое развитие и опирающиеся на привлекаемые ими средства частных лиц.

Кризис банковской системы России повлёк за собой также многочисленные слияния и поглощения в финансовом секторе, часть которых была проведена по инициативе Агентства по страхованию вкладов (АСВ). До момента разработки АСВ механизма оздоровления кредитных организаций с привлечением третьего финучреждения «спасением» банков занималось государство. На проведение антикризисных мероприятий и стабилизацию банковской системы правительством было выделено 4 трлн. руб. (с учётом налоговых льгот – 6 трлн. руб.).

Аналитики УМАКП полагают, что в РФ проходит системный банковский кризис, причем в ближайшие 12 месяцев существуют серьезные опасения его усугубления. Эксперты считают, что не за горами время, когда проблемных банковских кредитов станет более 10% от их общего количества, в результате, по меньшей мере, одному системообразующему банку нужна будет докапитализация и помощь от государства.

В Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ожидают, что до сентября следующего года в России возникнет системный банковский кризис. Об этом сообщает РБК со ссылкой на обзор ЦМАКП, опубликованный сегодня. Эксперты полагают, что на данный момент вероятность его появления уже превысила критический порог – на начало сентября сводный опережающий индикатор достиг 0.105, в то время как его пороговое значение составляет 0.098.

Когда наступает системный банковский кризис

Под системным банковским кризисом понимается ситуация, для которой характерна реализация одного из следующих условий:

  1. Клиенты снимают существенную долю средств с депозитов и счетов
  2. Количество проблемных активов среди общих активов более 10%
  3. Свыше 10% банков национализируются либо реорганизуются
  4. Государство проводит масштабную одновременную докапитализацию банков объемом свыше 2% ВВП

Если говорить о последних двух мерах, то они вынужденные и направлены на нивелирование последствий оттока из банков средств клиентов, а также увеличения проблемных активов.

Аналитики ЦМАКП сообщают, что в I квартале 2014 года денежные средства на депозитах и счетах снизились на 1.4%, причем средства физлиц уменьшились сразу на 3.9%. Это одно из условий. В обзоре говорится, что с того времени можно считать, что в банковской сфере начался системный кризис».

По мнению аналитиков в ближайшее время доля сложных активов всей системы банков перевалит за 10%, на данный момент она составляет немногим более 8%. К тому же ЦМАКП сообщает, что хотя бы одному из системообразующих банков будет необходима помощь государства, поскольку он утратит устойчивость. В отчете говорится: «К этому можно прийти, если проанализировать динамику просроченных кредитов, а также показателей достаточности капитала банков РФ».

Три фактора, которые помогут банковской системе России

В то же время не оценивают сложившуюся ситуацию как катастрофическую, по их мнению, существует 3 фактора, которые помогут преодолеть банковский кризис. Первый из них – уменьшение реального эффективного курса рубля положительно сказывается на банковской системе. В документе сообщается, что до тех пор, пока уменьшение не станет обвальным, оно поможет предприятиям, которые конкурируют с импортом, восстановить прибыльность, а также поддержит экспортеров. К тому же замедлился процесс увеличения безработицы, в результате снизилась вероятность увеличения численности неплатежеспособных заемщиков – физлиц. Также аналитики ЦМАКП обращают внимание на важность доли кредитов населению и корпоративному сектору в ВВП: «Рост данного показателя снизился ввиду охлаждения рынка кредитования физлиц. Благодаря этому создаются предпосылки для стабилизации долговой нагрузки».

По мнению аналитиков, данные три фактора в ближайшее время помогут прекратить начавшийся банковский кризис.

Спровоцирован резким изменением стоимости финансовых товаров и услуг, как правило, ассоциируется с паникой. Это явление происходить стало достаточно давно, с тех пор учёные активно изучают причины возникновения. Самыми реальными является спад производства, повышение спекулятивных операций, ограничение платёжеспособности заёмщиков, обесценивание ценных бумаг, активов.
В России термин банковский кризис появился в 1979 году, спровоцировавший повышение кредитных ставок, массовую выемку вкладов, уменьшения количества кредитований, повышение банкротства финансовых организаций.

Банковская система в условиях кризиса

Кризис распространяется на небольшое количество банков, характеризуется изъятием накоплений. Общий кризис банковской системы связан с возникновением у руководства банка несуществующих депозитов, направленных на мнимое увеличение стабильности банка. Трудности с ликвидностью носят краткосрочный характер, вследствие чего возникает паника, и как следствие выемка денежных средств, происходит в крупных количествах, во всех кредитных организациях. Таким образом, масштабы кризиса постоянно увеличиваются.
В более ранние периоды банки закрывали свои отделения, для сохранения депозитов и проводили в это время реформирование. Сегодня выделено четыре основных пути выхода из кризиса:

  • Поддержка государством;
  • Реструктуризация банковской системы;
  • Поглощение и слияние организаций;
  • Введение других видов услуг, продуктов, сокращение персонала.
  • Отзыв лицензии, эта мера применяется в случае, когда действия банков могут привести к системному кризису из-за финансовых проблем.

Банковский кризис причины

Основной причиной возникновения является экономическое состояние самой системы, перед началом банковского кризиса. Прежде всего, возможностью быстро продать активы, обеспечением собственного капитала, качеством кредитного портфеля.

  • Активная стимуляция снижения кредитных ставок, при длительном подъёме - это фактор провокации кризиса. Активное повышение ставок ведёт к ухудшению состояния кредитного портфеля, завышенной оценке обеспечения кредитов и увеличению рисков.
  • Инфляция, воздействует на несколько показателей одновременно, через снижение процентных ставок, сокращение депозитов и отсутствие стимула для сбережения. В момент обесценивания денежных средств, активы банка, могут быстро расти, как и прибыль банков, при условии, что чистый процент дохода стоит на высокой отметке.

Влияние кризиса на банковскую систему

Кризис оказывает отрицательное влияние на банковскую систему и экономическое состояние страны, потому что она является кровеносной системой государства. Без неё невозможно выполнение финансовых операций и перераспределения финансовых ресурсов общества. Кризисы можно классифицировать:

  • Неожиданные, зависящие от макроэкономических показателей и не контролирующие деятельность компании;
  • Прогнозируемые, такие кризисы ожидают эксперты и члены общества;
  • Стабильные или систематические, они вызваны несостоятельностью банковской системы. Кредитные организации не способны выполнять свои обязательства перед заёмщиками либо произошло обесценивание активов.

Кризисы в банковской сфере

За последние несколько десятилетий банковская сфера подверглась множеству кризисов. Так, в 80-х годов малые кредитные организации Великобритании практически полностью прекратили своё существование. Это стало последствием экономического бума, который случился после ужесточения Банком Англии денежно-кредитной политики.
Норвежские банки были не готовы перейти на государственный контроль финансовых рынков, поскольку испытывали зависимость от бюджетной политики страны. В конце 80-х, под действием снижения дохода и роста убытков был разрушен акционерный капитал.
Кризис Японии, в 1993 случился из-за собственной структуры экономики страны. Экспорт напрямую зависел от компаний на внешнем рынке, при этом постоянно росли цены на недвижимость и земельные участки. Большинство членов общества расценило это как хорошее капиталовложение, но в 1993 произошёл бум на этом рынке, и как результат последовал мощнейший спад.

Масштабный банковский кризис

Исторический кризис произошёл в 2007-2008 годах, он был вызван ипотечным кризисом в США, банкротством кредитных учреждений, и падением цен на акции. Он стал толчком кризиса ликвидности многих мировых банков, они перестали выдавать на покупку автомобилей, чем спровоцировали снижение спроса на продукцию автомобильных концернов. После этого перенёс свои действия на производство, вызвав его спад, таким образом, были затронуты все сферы экономики.
Сегодняшнее положение в можно назвать его второй волной, с той лишь разницей, что сегодняшняя ситуация отягощается наложением различных санкций. Выросли геополитические и финансовые риски. Глава МВФ утверждают, что экономическое состояние постепенно приходит в норму, но простому обывателю это пока не чувствуется.

Банковский кризис: как его распознавать?

Вид финансового кризиса, сложное явление, имеющее десятки отличающихся определений - банковский кризис. Как его распознать до проявления, вопрос сложный. Однозначно можно сказать, что пошатнуть стабильность банковской структуры могут механизмы внутренние и внешние. Нарушение баланса денежно-кредитной системы может произойти из-за стихийной, выпущенной конкурентами, новости о банкротстве банка. Отреагировавшие на известие клиенты кинутся снимать , другие решать срочным образом брать кредиты, погашение которых может затянуться в случае правдивости информации. Факторы следующего поведения клиентов могут и не быть спровоцированы, будучи вызванными другими явлениями, как мировой кризис.

Несостоятельность банка на определенный момент выполнять обязательства перед клиентами может быть урегулирована при грамотном ведении политики учреждения, предусматривающей лояльные условия для вкладчиков и ужесточение мер по выдаче кредитов.

Мировые банковские кризисы и методы их преодоления

В XX веке ряда развитых стран как США, Япония, Великобритания, Испания, Норвегия, Финляндия, Швеция пережили мировые банковские кризисы. И методы их преодолениянакопили хорошую базу, показывающую положительный международный опыт борьбы с бедствием. Комплекс мер включает:

  1. Создание корпорации страхования вкладов для ликвидации обанкротившихся банков и защиты вкладчиков.
  2. Отзыв лицензии у банковских структур, деятельность которых может спровоцировать возникновение предпосылок кризиса.
  3. Рекапитализация активов для проблемных банков с сохранением заключенных банком договоров.
  4. Слияние со структурой, прочно стоящей на ногах. Допустимо только слияние здорового банка со слабым, но не двух слабых.
  5. Выкуп активов централизованным или децентрализованным способами.

Для стабилизации работы банка в период кризисных потрясений применяют максимальное количество общепринятых и других мер в комплексе, которые в общем взаимодействии могут помочь справиться с нестабильностью, вызванной кризисными волнениями.

Виды кризисов

Кризисы классифицируются по сферам и причинам возникновения и развития. Виды кризисов по сферам возникновения: долговые, валютные, банковские, иные. Кризис первого типа происходит из-за кризиса платежного баланса и развития ухудшающих факторов, вызывающих изменения в стабильном валютном курсе. Кризис второго типа вызван накоплением гос. долгов и долгой неплатежеспособности по счетам, провоцируя валютный кризис. Кризис третьего типа вызван возрастанием частного долга банков и компаний и падением цен. Кризис четвертого типа вызван накоплением долгов от государственной политики и частных лиц, провоцирует рост инфляции и недоверия к валюте государства.

Таким образом, кризисные явления тесно связаны с долговыми обязательствами, причинами их возникновения и накопления, требуют вмешательства правительства для стабилизации банковской системы.

Банковские кризисы в XX веке

За последние 50 лет банковские кризисы тронули финансовую стабильность более 50 разных стран. Самые серьезные банковские кризисы в XX веке:

  1. В США в 1929-1933 гг. и в конце 70-х гг. Причина: обесценивание облигаций и прекращение выплат дивидендов по ним. Выход: создание федеральных фондов страхования вкладов.
  2. В Великобритании в 1980-х гг. Пострадали малые банки, кредитовавшие возрастающую в цене недвижимость. Крах пришелся ввиду падения цен на недвижимость на треть.
  3. В Швеции 1970-1980-х гг. Кризис привел к росту задолженности от населения и компаний. Когда рекордно высокие цены на недвижимость резко упали, снизились рентные платежи, финансовые компании терпели убытки.
  4. В Финляндии 1990-х гг. ввиду потери внешнеэкономических связей после развала СССР, множества кредитов в иностранной валюте.
  5. В Норвегии 1980-гг. из-за снижения конкурентоспособности банков, понесенных убытков, вызванных неготовностью к дерегулированию финансовых рынков.
  6. В Испании 1978 г. пострадали мелкие банки нового поколения, позиционируемые на рисковых сделках и неопытных трейдерах.
  7. В Японии 1993 г. ввиду зависимости от экспорта, роста цен на недвижимое имущество. Вложения в недвижимость обернулись крахом и разорением после резкого упадка цен.

Новый банковский кризис

Новый банковский кризис обещают России буквально каждый год. Но, даже несмотря на возникшие неблагоприятные условия и мировую экономическую нестабильность, правительство РФ сопротивляется, неуклонно следуя курсу, предпринимая особые меры по недопущению и искоренению возможных влияний на стабильность работы всех структур.

Банковский кризис и его отголоски уже устранили с арены мелкие нестабильные банки в России, лидеры же стремительными темпами работают, некоторые терпят небольшие убытки, но держаться на плаву. Правительство предприняло ряд мер по чистке банков, устроив проверку, в ходе которой были выявлены финансовые учреждения, работающие вне закона, проводящие фиктивные операции, обеспечивая вывод средств за границу. Ряд банков потеряли лицензию, некоторые руководители привлечены к уголовной ответственности.

Возможность массового банкротства банков

Возможность массового банкротства банков есть всегда, в особенности в нынешнем положении разыгравшегося мирового экономического кризиса. Можно утверждать, что на момент начала 2016 года в России уже наступила одна волна массового банкротства, вызванная в меньшей мере неблагоприятным развитием бизнес среды и в большей мере нечистоплотностью выполнения обязательств и нормативных актов РФ.

Ряд банковских структур получили извещения об отзыве лицензии на ведение деятельности. Заявлять о намеренной чистке бессмысленно. Постигнувшие участь закрытия банки неоднократно получали предупреждения за неправомерное использование вверенных им обязательств перед клиентами и государством. Фикция, мошенничество, вывоз средств за границу - истинные причины закрытия, в том числе в принудительном порядке, немалого перечня российских банков.

Возникновение кризисных ситуаций в современном мире бизнеса является неизбежным фактом. В результате мирового финансового кризиса 2008 года индекс ММВБ, включающий 30 наиболее ликвидных российских акций, снизился за 4 месяца 2008 г. на 75%; сократились золотовалютные резервы на 150 млрд дол., или на 25%; на 10% впервые за многие годы снизились банковские вклады населения. В данный момент банковская система России находится на стадии рецессии. Кризис Греции стал причиной падения банковской системы Кипра. Через Кипр в Россию поступают огромные инвестиции, в России создана группа компаний банка Кипра, средства некоторых крупных российских организаций были размещены на счетах в Кипрских банках. Кризисные процессы одних государств, способствуют ухудшению экономического состояния других регионов. Одним из возможных сценариев дальнейшего развития отечественной экономики является кризис. В данной ситуации необходимо знать какие бывают причины, и какие последствия для банка несет кризис. В настоящее время не разработан универсальный метод предотвращения кризиса. Изучение данной проблемы необходимо для выработки антикризисных программ.

Банковские кризисы появились давно и периодически повторяются. В 19 -начале 20 веков обычным проявлением кризисов, особенно характерным США, были паники вкладчиков и набеги на банки. Больше 10 кризисов, охвативших всю банковскую систему, имели место в данный период и в 80% случаях происходила массовая приостановка возвратов вкладов банками.

Ученые стали пристально изучать кризисы банковской системы начиная с конца 19века. К. Маркс видел причины банковских кризисов в: недостатке денежных средств; росте спекулятивных операций банков; экономических кризисах (спад производства, снижение платежеспособности заемщиков, обесценение ценных бумаг, появление безнадежных кредитов, активов). И. А. Трахтенберг рассматривал кризисы сферы кредита и сферы обращения. Советские экономисты ввели понятие «банковский кризис» в 1979году и выделяли следующие последствия кризиса: массовое изъятие вкладов, сокращение объемов кредитования, рост финансовых банкротств, повышение процентных ставок.

Для того чтобы выйти из банковского кризиса необходимо осуществить комплекс мероприятий по устранению причин и нейтрализации основных последствий банковских кризисов.

В ранние периоды кризисов государственные органы временно закрывали банки для предотвращения массовых изъятий средств клиентов с счетов и проводили реформы банковского сектора. Так 10дней регулировали кризис в США в 1933году. В Германии в 1931году сначала несколько дней были закрыты банки, потом выполняли лишь часть операций в течение 20 дней.

В современный период в зарубежном опыте борьбы с банковскими кризисами выделяют четыре направления мероприятий по преодолению банковских кризисов:

1) государственная поддержка банкам;

2) институциональные меры (реструктуризация банковских систем, реформирование органов банковского надзора);

3) слияния и поглощения банков;

4) регулирование банком кризиса: переход на другие виды услуг, продуктов, повышение прибыльности, сокращение персонала, изменение организационной структуры и т.д.

5) отзыв лицензии. Применяется к банкам, которые могут привести к системному банковскому кризису из-за финансовых проблем. Практика ряда стран обнаружила, что искусственное продление жизни неустойчивых и слабо поддающихся регулированию кредитных учреждений только усугубляет вероятные проблемы и финансовые убытки в будущем. Планы санации и финансового оздоровления, которые долго рассматриваются, направляются на доработку, в итоге могут привести к тому, что когда у банка отзывается лицензия, у него отсутствуют не только активы, но и руководство.

Государственная поддержка банкам включает

Предоставление отдельным банкам кредитов центрального банка для восстановления ликвидности банков в период острой нехватки средств. Наиболее болезненным проявлением банковских кризисов являются перебои с ликвидностью, однако, они не имеют долгосрочного характера.

Восстановление капитала банков, т.е. рекапитализация государственными органами утраченного банками капитала. Выкуп центральным банком (или бюджетом) безнадежных активов является одним из наиболее популярных методов. Рекапитализация может проводиться неоднократно. Например, в 1991-1994 гг. Венгрии она была проведена четыре раза. В Японии было с целью увеличения банков и гарантирования вкладов было потрачено около 30 трлн. иен (около 250 млрд. долл.)государственных средств. Примерно столько же составили расходы правительства США на борьбу с кризисом ссудно-сберегательных учреждений. Существует два метода выкупа государством проблемных активов: централизованный и децентрализованный. При централизованном способе государство создает специализораванную корпорацию для покупки и управления проблемы активами. Чаще всего происходит обмен на долговые обязательства корпорации (Мексика), правительства (Венгрия). Покупки происходят при наличии особых отношений банков и государства. Децентрализованный способ заключается в учреждении соответствующей структуры внутри или за пределами небольшого количества испытывающих финансовые трудности банков.

К институциональным мерам можно отнести создание системы страхования вкладов. Система позволяет быстро ликвидировать обанкротившиеся кредитные организаций и защитить мелкие вклады от убытков происшедших банкротств.

Слияния и присоединения проводятся с целью улучшить финансовое положение банка, находящего в неустойчивом состоянии. Органы надзора должны не допустить появление проблемного банка, необходимо создать один устойчивый банк.

Восстановление доверия к банкам, решение проблемы плохих активов и эффективное функционирование процесса кредитования являются главными задачами государства в период банковского кризиса. Правительство разных стран решали эти задачи разнообразными методами. Рассмотрим опыт и модели последовательных действий государств в период банковского кризиса (табл. 1, 2).

Лучший опыт преодоления банковских кризисов включает в себя:

1) мгновенную оценку возможных будущих потерь с использованием негативных сценариев развития

2) стимулирование банков быстрее избавляться от плохих активов и проведение рекапитализации

3) увеличение государственных гарантий и внедрение программ реструктуризации долгов заемщиков

Чем раньше государство начнет содействовать банкам, тем дешевле будут программы поддержки банков. Пролонгация плохих активов ведет к параличу финансовой системы и будущим потерям. Эффективнее быстро признать плохие долги и очистить баланс от них.

Рассмотрим пять типов преодоления государствами кризисов

  1. Скандинавские страны
  2. Чили и Корея
  3. Мексика, Индонезия, Япония, Аргентина
  4. Великобритания и США
  5. Греция и Кипр

План выхода из кризиса в Швеции и Норвегии состоял в национализации банков крупнейших банков. Это оказалось эффективным. Удалось быстро и с низкими затратами выйти из кризиса. В Швеции были учреждены компании, занимающиеся плохими активами, и введены гарантии по банковским обязательствам. Часто вспоминают программы Швеции, особенно выделяя успех создания «плохого» банка и национализации. Однако стоит помнить, что вся помощь государства пошла на спасение двух крупнейших национализированных банков. В Норвегии обошлись без создания «плохого» банка, сократив издержки на выход из кризиса. Выход из кризиса Скандинавских стран был самым эффективным, благодаря своевременной и реальной оценке потерь. Доверие к банковской системе было быстро восстановлено.

В оставшихся странах проблема плохих активов была острее Сканди-навских. Тем не менее, Чили и Корею необходимо рассматривать отдельно. В Чили банки не были национализированы, сохранилась платежеспособность кредитных организаций и созданы стимулы для выявления плохих активов, которые выкупались по номинальной стоимости. Данный механизм не требовал оценки стоимости долга; снижалась сумма обеспечения долговой расписки на балансе, обеспечивая платежеспособность банку; из-за обязательств выкупа актива, появлялись стимулы эффективно управлять долгом. Затраты на преодоление кризиса в Чили были высокими из-за выкупа долга и промедления оценки долга, спонсирования реструктуризации долгов.

В Корее была создана компания по управлению активами. Она выкупала плохие активы намного ниже балансовой стоимости. Появился частный рынок плохих активов. Государством была проведена рекапитализация. Оценка потерь принималась оперативнее, чем в Чили, и преодоление кризиса оказалось быстрее и эффективнее.

Политика выхода из кризиса в Мексике, Индонезии, Японии, Аргентине оказалась неуспешной. Страны пренебрегали принципами быстрой оценки возможных потерь и работой над плохими активами. Эффективные инструменты избавления от плохих долгов не были найдены или внедрены слишком поздно. Банковский сектор оставался неустойчивым, рост экономики произошел за счет внешних изменений.

Выход из кризиса в Великобритании и США оказался самым дорогим в истории. В Великобритании пришлось национализировать банки. Большой объемом неликвидных высокорискованных активов был причиной рекапита-лизации, предоставления ликвидности, программы защиты активов. В США пришлось вводить программу покупки проблемных активов, выдавать гарантии по активам банков, проводить рекапитализацию банков.

Особенностью выхода из кризиса в Греции и Кипре является то, что спасением этих стран занимается не правительство данных стран, а Европейский Союз. В период антикризисных мер появилось столкновение между интересами стран и союзом. У Европейского Комитета не было опыта преодоления кризисов. Были недооценены потери от жесткой экономии бюджета, оптимистично оценивалась способность политиков реализовывать свои программы. Греческие власти задержались со структурными реформами, что привело к необходимости лишней помощи и болезненному для граждан сокращению расходов. Недавно президент Кипра Никос Анастасиадис попросил лидеров ЕС пересмотреть условия пакета мер помощи на 10 млрд. евро, отмечая, что остров, скорее всего, не сможет выполнить необходимые условия в рамках принятого договора. Акцент делается на том, что потери экономики Кипра и банковской системы страны оказались больше, чем изначально ожидалось. Как пример, приводится ситуация с реструктуризацией крупнейших банков страны (Bank of Cyprus, Laiki bank), которая, как говорится в письме Анастасиадиса, была произведена “без необходимой осторожной подготовки”, в результате чего многие кипрские компании остались без капитала (деньги были списаны как потери с банковских счетов или заморожены), а принятые меры контроля оттока капитала оказались в итоге удушающими для экономики. Если история с пересмотром пакета мер помощи Афинам сейчас начнет набирать обороты, то это вполне может стать сигналом к новой фазе европейского долгового кризиса.

Табл. 1 Сравнение кризисов и стратегий государства

Норвегия, 1991

Швеция, 1991

Мексика, 1994

Пик плохих долгов

36% (от всех займов)

Оценка потерь банков

С промедлением

С большим промедлением

Валютная политика

Девальвация (50% за два года)

Переход на плавающий курс

Переход на плавающий курс

Девальвация (более 50% за один год)

Поддержка банковского сектора

Национали-зация

3 крупнейших банка – 80% затраченных средств (2,2% ВВП)

2 крупнейших банка – 90% всех активов банковской системы, 98% затраченных средств (3,5% ВВП)

Работа с плохими активами

Временный выкуп активов за долговую расписку с обязательством обратного выкупа и сохранением права управления

Создание государственных «плохих» банков для двух

национализированных

Временный выкуп активов без

обязательства обратного выкупа, с сохранением права управления

Ликвидация банков

Закрыто 8 из 43 банков (11% банковского капитала)

Программы по

поддержке

заемщиков

Предоставление льготного курса, реструктуризация долгов, дедолларизация

Реструктуризация кредитов в

индексируемые по ИПЦ, помощь в

реструктуризации долга

Решение проблемы плохих долгов, улучшение

внешнеэкономических

Быстрая оценка потерь и национализация

Отсутствие стимулов у банков к избавлению от плохих долгов

Итоги кризиса

Падение ВВП

Фискальные затраты % ВВП

42,9% (16,8% – чистые издержки)

Средний рост ВВП

4,3% (в течение 3 лет после восстановления)

Табл. 2 Сравнение кризисов и стратегий государства

Япония, 1997

Корея, 1997

Индонезия, 1997

Турция, 2000

Аргентина, 2001

Пик плохих долгов

Оценка потерь банков

С большим промедлением

С большим промедлением

с промедлением

С большим промедле-нием

Валютная политика

Переход на плавающий курс

Девальвация и переход на плавающий курс

Переход на плавающий курс

Переход на плаваю-щий курс

Поддержка банковского сектора

Национали-зация

2 крупных

коммерческих

12 банков (20% активов системы)

Работа с плохими активами

Выкуп активов по цене ниже номинальной, создание частного рынка

Ликвидация банков

Закрыто 5 банков (7% банковских активов)

Закрыто 64 банка

Программы по

поддержке

заемщиков

Пункт об увеличении кредитования в договорах о рекапитализации банков

Программа реструктуризации 5 крупнейших чеболей, схема для решения проблем малого и среднего бизнеса

реструктуриза-ции

Песоизация – обмен кредитов и депозитов в долларах на песо.

Ключевая роль в выходе из кризиса /ошибки

Промедление в оценке потерь и принятии решений

Решение проблемы плохих долгов

Коррупционное устройство системы

Успешная

реструктуриза-ция

Улучшение внешнеэко-номичес-

ких условий

Итоги кризиса

Падение ВВП

Фискальные затраты % ВВП

Средний рост ВВП

Самым эффективным вариантом выхода из кризиса считается опыт, не сопровождающийся падением ВВП в период кризиса. Таким был выход из кризиса в Норвегии. Фискальные затраты Норвегии оказались минимальными.

Многие ученые отмечают тенденцию роста роли Правительства в преодолении банковских кризисов, например путем создания программ антикризисного управления. Программы должны разрабатываться заранее. От скорости, правильности принимаемых решений в кризис зависит эффективность преодоления кризиса.

Банковский кризис (Banking Crisis) — резкое изменение внешних и внутренних условий деятельности , в результате чего она становится неспособной стабильно функционировать и выполнять свои основные функции. Различают кризис в отдельном банке и системный кризис банковской системы . Банковский кризис является значительным потрясением для всей экономики страны и характеризуется резким снижением и банков, кризисом неплатежей, невыполнением банками своих обязательств перед кредиторами и вкладчиками, увеличением удельного веса проблемных и просроченных кредитов, снижением доходности , а иногда и значительного количества банков. Банковский кризис сопровождается массовым изъятием средств из банковской системы, снижением темпов и объемов кредитования, повышением процентных ставок и уровня , падением потребительского спроса и снижением объемов производства.

К основным факторам возникновения банковского кризиса относят экономические, политические и социальные. Причинами банковского кризиса могут быть , кризисы денежно-кредитной системы или специфические кризисы на отдельных финансовых или крупных товарных рынках. Как правило, толчком к банковскому кризису, который дестабилизирует развитие банковской системы, являются внешние факторы, сопровождающиеся резкой национальной валюты, значительным , биржевыми кризисами, высокой , обесценением банковских вкладов и финансовых активов, особенно и недвижимости.

Однако истинные причины банковского кризиса находим в деятельности самих банков, которые по своей природе являются высоко рисковыми учреждениями и всегда должны быть готовы предотвратить любой риск. К внутренним причинам банковского кризиса относят недостаточный уровень , низкий уровень и корпоративного управления, значительную зависимость от внешних заимствований, несовершенство и .

Главным отличием системного банковского кризиса является то, что он охватывает большинство банков, влияет на финансовое состояние небанковских финансовых учреждений и другие сектора экономики, приводит к банковской системы вследствие потери значительной части банковского капитала, а также к значительным финансовым потерям населения, к снижению доверия к банковской системе и национальной валюте.

Наиболее известными банковскими кризисами являются кризисы в 1990-х годах в Аргентине, Чили, Мексике, странах Юго-Восточной Азии, где потери составляли 10-40% ВВП. Во время кризиса в 1994 г. в Мексике отток портфельных инвестиций составлял около 50 млрд. долл. США. Значительные потери в 1998 г. понесла Россия, когда рубль был девальвирован почти на 80%, а в 2009 г. для устранения последствий кризиса ЦБ России использовал 211 млрд. долл. США своих золотовалютных резервов. Мировой финансовый кризис 2008-2009 гг., который сопровождался банковским кризисом, оказался разрушительным для финансовых и банковских систем многих стран.

Днем рождения мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. считают 15 сентября 2008 г., когда о своем банкротстве объявил один из крупнейших инвестиционных банков мира — Lehman Brothers. Эта дата заняла место в учебниках истории не только как крупнейшее банкротство в мире, но и в качестве точки отсчета глобального финансового кризиса. Коллапс финансовых рынков, угроза банкротства крупнейших финансовых учреждений мира, рекордный обвал фондовых рынков — вот краткое описание того, что произошло в следующие несколько недель после краха Lehman Brothers.

Источником мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. стал банковский сектор, который из-за накопления значительных объемов индивидуальных рисков оказался слабо регулируемым звеном . Теория «рассеивания риска», на которую опирались финансисты много лет, считая, что путем хеджирования индивидуальных рисков можно избежать системных потрясений, оказалась ложной.

Методология и инструменты прогнозирования системных рисков и банковского кризиса оказались недостаточно разработанными или отсутствовали вообще. Регуляторные системы многих стран не учли реальные проблемы развития финансового сектора, а сами регуляторы не смогли предусмотреть кризисные явления и оперативно отреагировать на банковские паники и финансовые шоки.

Последствия кризиса устранялись как путем использования инструментов монетарной политики центральных банков, так и путем активных действий правительств с использованием значительных сумм бюджетных средств. Однако практика показала, что такой метод для многих стран оказался не самым эффективным с социально-экономической точки зрения, что привело к социально-экономическим кризисам и усилению социальной напряженности. Еще в течение 2010-2012 гг. в отдельных странах финансовые рынки и банковские системы чувствовали последствия глобального кризиса.

Украина считается одной из наиболее пострадавших стран. За период кризиса ВВП страны сократился на 15,4%, промышленное производство — на 22%, а национальная валюта обесценилась на 68%.