Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Курс лекций по экономической теории. Ермишин П.Г. Основы экономической теории (курс лекций) - файл n1.doc

Основу настоящего издания составляет курс лекций по экономической теории, прочитанный доцентом Ермишиным П.Г. в Международном Таврическом эколого-политологическом университете и изданный в двух частях в 1993-1994 годах. После этого появилось много учебников и учебных пособий по разным разделам экономики, в том числе по общей экономической теории. Пополнилась и переводная литература. Все это нашло отражение в предлагаемом читателю курсе лекций. Изменилась и сама структура курса. Поэтому можно говорить о совершенно новом издании и рекомендовать его в качестве учебного пособия студентам высших учебных заведений всех профилей. Много интересного найдут для себя в предлагаемом пособии преподаватели экономической теории и практические работники-экономисты. Привлекает, наряду с высокой научностью, язык лекций: доступность материала, яркие примеры, образные сравнения, использование в ряде случаев художественной литературы. Интересен сам подход автора к рассмотрению теоретических положений и анализу экономических процессов. В отличие от многих учебных пособий, в которых полностью проигнорирована марксистская экономическая теория или же рассматривается исключительно с критических позиций, в данном курсе лекций она занимает равноправное наряду с другими концепциями, положение.

Лекция 1. Предмет и метод экономической теории

Лекция 2. Общественное производство: сущность, структура, результаты

Лекция 3. Общая характеристика рыночной экономики

Лекция 4. Собственность и ее роль в экономике

Лекция 5. Экономическая теория товара и денег

Лекция 6. Рыночный механизм и элементы его функционирования

Лекция 7. Экономическая роль и функции современного государства

Лекция 8. Теория факторов производства и распределения факторных доходов

Лекция 9. Теория капитала и прибыли

Лекция 11. Доходы от предпринимательства. Прибыль на промышленный капитал

Лекция 12. Формирование факторных доходов на торговый и ссудный капитал

А. Торговый капитал и торговая прибыль

Б. Ссудный капитал и ссудный процент

Лекция 13. Рынок земельных ресурсов и земельная рента

Лекция 14. Национальная экономика и механизм ее развития

Лекция 15. Экономический рост: источники, типы, движущие силы

Лекция 16. Социальная политика государства

Лекция 17. Международные аспекты экономической теории

Книги и учебники по дисциплине Экономическая теория:

  1. Бреннер Р.. Экономика глобальной турбулентности: развитые капиталистические экономики в период от долгого бума до долгого спада, 1945-2005 - 2014 год

В книге рассмотрены основы экономической теории: общие проблемы экономики, микро-, макроэкономика, начала мировой экономики и международных экономических отношений.
Изложение теоретических вопросов сопровождается графическим анализом, что обеспечивает более глубокое понимание закономерностей функционирования экономики.
Некоторые из лекций имеют приложения математического, аналитического, исторического характера. Все они могут быть опущены без ущерба для усвоения материала. Однако они могут быть полезны при углубленном изучении курса.
Издание предназначено студентам высших учебных заведений, изучающим дисциплину в течение двух семестров.

Предмет и задачи экономической науки. Принципы экономики.
История экономической науки показывает, как изменялись представления о предмете экономической науки. Экономисты до Рикардо во главу угла ставили проблемы происхождения богатства и факторы его роста (меркантилисты, физиократы, А. Смит). Д. Рикардо переключил внимание с проблемы роста богатства на проблемы его распределения между классами (распределение созданного продукта на заработную плату, прибыль и ренту). У К. Маркса политэкономия - наука о буржуазном способе производства, о законах движения капитализма. С 1870-х годов экономическая теория стала наукой о человеческом поведении как отношении “между данными целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные возможности применения” (Л. Роббинс). При этом ставилась задача понять, как рынок спонтанно решает эту проблему. С возникновением макроэкономики представления о предмете науки усложняются.

Задача макроэкономики - понять, как индивидуальные решения трансформируются в такие переменные, как, например, совокупный спрос и совокупное предложение. С другой стороны, важно понять, как макроэкономическая динамика (индекс цен, темпы изменения объема выпуска и др.) оказывают влияние на ожидания рыночных агентов и их поведение. Профессор Нью-Йоркского университета М. Тодаро в учебнике “Экономическое развитие” дает такое определение предмета экономической науки: “Экономика-общественная наука, имеющая дело с людьми и социальными системами, в рамках которых люди организуют свою деятельность по удовлетворению материальных (продовольствие, жилище, одежда) и духовных (образование, знания, духовное удовлетворение) потребностей”. Эти потребности безграничны, а ресурсы, необходимые для производства благ, ограничены.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ. ИСТОРИЯ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Лекция 1. Из истории экономического анализа
Лекция 2. История мировой экономики: главные этапы
Лекция 3. Основные проблемы и условия развития экономики
Лекция 4. Капиталистическая идеология. Частный бизнес и государство
Лекция 5. Организация бизнеса
РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА
Лекция 6. Основы теории спроса, предложения и ценообразования
Лекция 7. Поведение потребителя: теоретические основы анализа
Лекция 8. Производство и издержки
Лекция 9. Конкурентные рынки факторов производства
Лекция 10. Несовершенная конкуренция и рыночная власть
РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА
Лекция 11. Измерение результатов экономической деятельности. Основные макроэкономические переменные
Лекция 12. Макроэкономическая нестабильность: деловые циклы, безработица, инфляция
Лекция 13. Общее макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение
Лекция 14. Экономическая политика государства. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
Лекция 15. Деньги. Денежно-кредитная политика государства
Лекция 16. Государство благоденствия и смешанное государство. Социальная политика государства.
Лекция 17. Экономическая динамика и выбор модели макроэкономической политики
РАЗДЕЛ IV. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Лекция 18. Национальная и мировая экономика. Ресурсный потенциал и глобальные проблемы мировой экономики на рубеже тысячелетий
Лекция 19. Международные экономические отношения и внешнеторговая политика государства
Лекция 20. Международные валютно-финансовые отношения
Валютная политика государства.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы экономической теории, Курс лекций, Баскин А.С., Боткин О.И., Ишманова М.С., 2000 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Год вы п ус ка : 2000

Ав т о р : А.С. Баскин, О.И. Боткин

Жан р : Экономическая теория

Издательст в о : «Удмуртский университет»

Формат : DjVu

Качество : Отсканированные страницы

Количество страниц : 552

Описание : К настоящему времени в России опубликовано огромное количество учебников и учебных пособий по экономической теории. Прежде всего следует отметить переводные учебники, авторами которых являются видные американские экономисты П. Самуэльсон и В. Нордхауз; С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи; К. Макконнелл и С. Брю; Э. До-лан и Д. Линдсей; П. Хейне и др. Из работ отечественных авторов можно выделить: Курс экономической теории под ред. А. Сидоровича (МГУ); трехтомник микро- и макроэкономики (издательство С.-Петербургского университета экономики и финансов). Чаще всего они предназначены студентам экономических факультетов, их объем не соответствует вузовским учебным планам, различаются они и по структуре, а подчас и по своей концептуальной основе. Тиражи их невелики, в отличие от цен, что делает невозможным пользование студентами одного факультета, группы одним учебником.
Предлагаемый курс лекций «Основы экономической теории» предназначен для студентов, изучающих экономическую теорию в течение, как правило, двух семестров. Его можно рассматривать как вводный, базовый для более глубокого, в том числе самостоятельного, изучения экономики. Курс лекций содержит четыре раздела. Первый раздел является вводным. Он знакомит с общими проблемами развития экономики, дает краткие сведения по истории экономики и истории экономической теории, по организации бизнеса, что позволяет понять глубже общество, в котором мы живем, переходный характер нашей экономики. Во втором разделе рассмотрены основные проблемы микроэкономической теории, в третьем - макроэкономической. Три последние лекции посвящены проблемам мировой экономики и места в ней России.

Курс лекций подготовлен коллективом кафедры экономической теории Удмуртского государственного университета. РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ. ИСТОРИЯ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Лекция 1. Из истории экономического анализа
Лекция 2. История мировой экономики: главные этапы
Лекция 3. Основные проблемы и условия развития экономики
Лекция 4. Капиталистическая идеология. Частный бизнес и государство
Лекция 5. Организация бизнеса
РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА
Лекция 6. Основы теории спроса, предложения и ценообразования
Лекция 7. Поведение потребителя: теоретические основы анализа
Лекция 8. Производство и издержки
Лекция 9. Конкурентные рынки факторов производства
Лекция 10. Несовершенная конкуренция и рыночная власть
РAЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА
Лекция 11. Измерение результатов экономической деятельности. Основные макроэкономические переменные
Лекция 12. Макроэкономическая нестабильность: деловые циклы, безработица, инфляция
Лекция 13. Общее макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение
Лекция 14. Экономическая политика государства. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
Лекция 15. Деньги. Денежно-кредитная политика государства
Лекция 16. Государство благоденствия и смешанное государство. Социальная политика государства
Лекция 17. Экономическая динамика и выбор модели макроэкономической политики
РАЗДЕЛ IV. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Лекция 18. Национальная и мировая экономика. Ресурсный потенциал и глобальные проблемы мировой экономики на рубеже тысячелетий
Лекция 19. Международные экономические отношения и внешнеторговая политика государства
Лекция 20. Международные валютно-финансовые отношения. Валютная политика государства

Данное учебное пособие содержит курс лекций по дисциплине «Экономическая теория». Лекции содержат все вопросы, раскрывающие сущность экономической теории, сконцентрировано внимание на основных понятиях и определениях. Структура издания позволяет студентам систематизировать и конкретизировать свои знания и использовать данное пособие при подготовке к экзаменам и зачетам по дисциплине «Экономическая теория». Пособие рекомендуется студентам высших учебных заведений обучающимся по специальностям: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика управления на предприятии», «Финансы и кредит».

Лекция № 1. Общие понятия экономической теории

1. Предмет, структура, функции и методология экономической теории

Слово «экономика» (от греч. oikonomike) означает искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Точно сказать, что такое «экономика» в современных условиях, сложно. Экономика – это и совокупность общественных отношений, связанных с производством. Это та или иная производственная система, хозяйство. Это и научная учебная дисциплина, которая изучает хозяйственную жизнь человека, предприятия, общества в целом.

Наиболее общее определение выглядит следующим образом: экономика – это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.

Общество – это совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического развития определенными производственными отношениями, которые влияют на все другие отношения в обществе.

Современная экономика состоит из двух сфер:

1) сфера материального производства (какие-либо товары);

2) непроизводственная сфера (какие-либо услуги).

Материальное производство состоит из производства материальных благ (промышленность, сельское хозяйство, строительство) и производства материальных услуг (транспорт, торговля и т. д.).

Нематериальное производство состоит из производства нематериальных благ (создание духовных ценностей) и производства нематериальных услуг (научное консультирование, здравоохранение, образование и т. п.).

На предмет экономической науки также нет однозначного ответа. Некоторые считают, что экономическая наука – наука о выборе в условиях ограниченности ресурсов. Другие считают, что это наука о богатстве и об экономических законах. Третьи экономисты предметом экономической теории считают анализ рыночного хозяйства, а четвертые видят ее предмет в экономическом поведении людей.

Экономическая теория служит базой для множества других экономических наук, т. е. она изучает основы и общие принципы экономики. Остальные же науки можно считать конкретными экономическими науками. К таким относятся:

1) отраслевые экономические науки, например экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика строительства, экономика труда и т. д.;

2) функциональные экономические науки, например бухгалтерский учет, финансы, статистика и т. д.;

3) экономические науки, связанные с другими науками; экономическая география, экономическая психология и т. д.

В современной экономической теории принято выделять 3 раздела:

1) микроэкономика – часть экономической науки, которая рассматривает вопросы одной экономической единицы (фирмы, домашнего хозяйства) или сферы частного бизнеса;

2) макроэкономика – часть экономической теории, которая рассматривает экономические вопросы в масштабах страны, при этом общество рассматривается как совокупность фирм и домашних хозяйств;

3) мировая экономика (интерэкономика) изучает экономические отношения в мировом сообществе.

Существует несколько функций экономической теории:

1) эмпирическая функция – суть ее заключается в том, что все экономические исследования основываются на практическом опыте;

2) теоретическая функция состоит в раскрытии сути экономических законов, явлений и хозяйственных процессов;

3) методологическая функция предполагает определение экономической теории как фундамента отраслевых наук;

4) практическая функция заключается в выработке конкретных методов и приемов эффективного хозяйствования;

5) критическая функция состоит в раскрытии сильных и слабых сторон явлений и процессов;

6) прогностическая функция предполагает разработку научных прогнозов, определение перспектив развития.

Исследуя общество и хозяйственные процессы в нем, экономическая теория использует ряд следующих методов:

1) наблюдение и сбор информации (целенаправленное отслеживание объекта и получение необходимых фактов);

2) метод научной абстракции (абстрагирование), который позволяет формулировать те или иные отвлеченные понятия (абстракции);

3) метод анализа и синтеза:

а) при анализе исследуемое явление или предмет расчленяются на составные элементы и только потом подвергаются изучению;

б) при синтезе, наоборот, происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое и изучается уже их взаимодействие;

4) метод индукции и дедукции:

а) индукция – это движение от частных фактов к общему выводу;

б) дедукция – это движение мысли от общего к частному;

5) системный комплексный подход – вся экономика состоит из множества больших и малых систем, а также сама является элементом более сложной системы;

6) метод единства исторического и логического подхода – экономическая теория показывает явление в движении, т. е. в историческом развитии; при этом она рассматривает экономические процессы, освобожденные от случайностей исторического развития, т. е. рассматривает их логически;

7) экономический эксперимент предполагает проведение научного опыта при условии, что объект изучения находится в определенных условиях;

8) моделирование или построение экономической модели; экономическая модель – это упрощенное описание экономики, т. е. модель замещает сам объект исследования; наиболее эффективным в современной экономике считается компьютерное моделирование;

9) графические (с помощью различных схем, диаграмм, графиков и т. д.);

10) расчетно-аналитические;

11) статистические и др.

2. Производство и экономика

Для удовлетворения своих потребностей человеку и обществу в целом необходимо производить товары и прочие блага, т. е. необходим процесс производства. Производство (наиболее обобщенно) – это сфера непосредственного создания ценностей. Производство предполагает функционирование в каждом обществе определенных производительных сил, которые включают в себя ряд элементов и факторов. В период развития человечества главными факторами производства остаются рабочая сила и средства производства. К рабочей силе можно отнести человеческий фактор, а к средствам производства – материальный фактор.

Рабочая сила – это способность человека к труду, совокупность его умственных и физических сил, которые применяются в производстве. С развитием общества постоянно меняются, развиваются и совершенствуются производительные силы. К ставшим уже традиционными рабочей силе и средствам производства добавляются новые факторы производства, например экология, наука, информация, технология и т. д. Реализация рабочей силы происходит в процессе труда, поэтому понятия «рабочая сила» и «труд» отождествляются. Труд – это целенаправленная деятельность людей по созданию жизненных благ. Важнейшим его показателем является производительность труда (результат). Она измеряется:

1) количеством продукции в единицу времени;

2) количеством времени на единицу продукции.

Благодаря повышению производительности труда трудовые ресурсы удешевляют производство, и растет богатство общества.

Существуют факторы, которые влияют на уровень производительности труда:

1) уровень квалификации, образованности, профессионализма работников, занятых на производстве;

2) степень заинтересованности производителей в результатах своего труда;

3) уровень развития науки и техники и их применение в производстве;

4) степень эффективности использования ресурсов производства;

5) интенсивность (напряженность или скорость) труда;

6) природные условия (ресурсы, почва, климат); живой труд – непосредственный труд людей, занятых на производстве, вытесняется работой машин, созданных прошлым человеческим трудом; доля прошлого труда увеличивается, а доля живого труда, наоборот, снижается.

В новых условиях роль работника в производстве принципиально меняется. Он перестает быть исполнителем и становится главным звеном в технологическом процессе. Это обусловливает потребность в работнике нового типа, которого отличают высокая и всесторонняя образованность, компетентность, самостоятельное и творческое мышление, активность и ответственность в действиях.

Основные пути формирования работника нового типа:

1) разносторонняя образовательная и профессиональная кадровая подготовка – ведется на основе непрерывного широкопрофильного обучения; новая техника и технологии должны появиться в учебных аудиториях раньше, чем на предприятиях;

2) интеллектуализация труда – проявляется в том, что труд приобретает умственный, аналитический и творческий характер; человек больше работает головой, а не руками;

3) гуманизация труда – это «очеловечивание» производства; его подстройка к запросам работников предприятия, что предполагает выполнение научных рекомендаций эргономики, направленных на облегчение, оздоровление и повышение комфорта и условий труда; в результате растут эффективность труда и его привлекательность для человека;

4) демократизация производства – осуществляется через участие работников в акционерном капитале предприятия, в управлении им, распределении полученных доходов.

Свою способность к труду человек может использовать по двум основным направлениям: либо как предприниматель, организовавший свой бизнес, либо как наемный работник у предпринимателя. Особым человеческим ресурсом в производстве являются предпринимательские способности. Они заключаются в умении и готовности человека организовать бизнес или новое дело, принимая на себя все связанные с ним затраты и риски. Подлинного предпринимателя отличают огромное трудолюбие, инициативность, новаторство, деловая хватка, умение общаться с людьми, убеждать и воздействовать на них. Предприниматель – это организатор и движущая сила производства.

Средства производства состоят из средств труда и предметов труда. Средства труда – это предметы, с помощью которых человек создает необходимые блага (например, машины, инструменты, оборудование, здания, сооружения, транспорт). Предметы труда – это предметы, на которые человек воздействует в процессе производства и которые составляют материальную основу будущего продукта (например, дерево, металл, сырье и другие материалы).

По происхождению средства производства делятся на два вида:

1) природные ресурсы – те, которые созданы самой природой (земля, леса, водные ресурсы);

2) произведенные ресурсы – предметы, созданные или обработанные человеком и предназначенные для дальнейшего использования их в производстве (инструменты, машины, оборудование, здания, сооружения, сырье и т. д.).

Необходимо выделять три уровня производства:

1) труд индивидуального работника;

2) производство на микроуровне (фирме, предприятии);

3) производство на макроуровне (в рамках общества).

Для того чтобы произведенный товар нашел своего покупателя, производителям необходимо его доставлять – например, в магазины, оптовые базы, склады и т. д. – т. е. производитель товара и его покупатели разъединены в пространстве и во времени. Можно сделать вывод, что, помимо производства и потребления, существуют и другие фазы: распределение результатов производства и обмен ими. Производство, объединяющее в себе все остальные фазы, называется воспроизводством.

Производство – это этап непосредственного создания товаров и услуг. Эта фаза играет наиболее важную роль.

Распределение – это этап, на котором распределяются итоги производства (результаты общественного труда), а также распределяются необходимые ресурсы для возобновления производства.

Обмен – это этап, на котором происходит обмен деятельностью между людьми и обмен продуктами труда.

Потребление – это этап, на котором произведенный продукт используется для удовлетворения потребности человека. Это заключительная фаза воспроизводства.

Но ни одна из фаз воспроизводства не может существовать отдельно, они тесно связаны между собой.

Воспроизводство бывает двух видов:

1) экстенсивное – в производство вовлекаются дополнительные природные и трудовые ресурсы, при этом техническая основа производства остается без изменения (изменение количества, а не качества);

2) интенсивное – предполагает совершенствование технологий производства, оборудования, что приводит к повышению производительности труда (изменение качества, а не количества).

Для эффективного развития экономике страны необходимо перейти на интенсивный тип воспроизводства.

Различают две формы воспроизводства:

1) индивидуальное воспроизводство – в масштабе фирмы или отдельного домашнего хозяйства;

2) общественное воспроизводство – в масштабах страны, национальной экономики в целом, что предполагает образование фондов:

а) фонд возмещения – обеспечивает возобновление средств, потраченных в процессе создания продукта (заработная плата работников, средства на покупку сырья, обновление технологического оборудования и т. п.);

б) фонд накопления – обеспечивает организацию процесса воспроизводства, образование страховых запасов и резервов страны;

в) фонд потребления – обеспечивает удовлетворение потребностей всех членов общества.

Следует различать 2 типа воспроизводства:

1) простое воспроизводство. Суть данного типа воспроизводства состоит в том, что в течение года произведенный продукт (а точнее его размер и качество), остается неизменным. При этом вся полученная выгода (прибавочный продукт) идет на личное потребление;

2) расширенное воспроизводство. Суть этого типа воспроизводства состоит в том, что в течение отчетного периода произведенный продукт меняется, т. е. меняется его размер и качество. Источником расширенного воспроизводства является прибавочный продукт. При этом прибавочный продукт распадается на фонд потребления (данный фонд используется для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека) и на фонд накопления (используется для расширения производства и создания резервов и запасов).

Для современной экономики характерно расширенное воспроизводство. Это предполагает, что новые инвестиции в производство не только возмещают израсходованный капитал (сырье, материалы, оборудование), но и увеличивают его производительность дополнительными или более эффективными средствами производства. Так обеспечивается накопление капитала, т. е. укрупнение за счет добавочных капиталовложений в производство. В процессе воспроизводства капитал находится в постоянном движении и совершает кругооборот по схеме: закупка средств производства – процесс производства – реализация произведенных товаров. Такие кругообороты повторяются, образуя оборот капитала. При этом различают части производственного капитала (на стадии производства), который оборачивается и переводит свою стоимость на новый продукт по-разному, в зависимости от чего производственный капитал делится на основной и оборотный.

Основной капитал (основные фонды) – это средства труда, которые участвуют в процессе производства, при этом постепенно физически и морально изнашиваются и постепенно переносят свою стоимость на стоимость произведенной продукции. Таким образом, стоимость основного капитала возмещается в стоимость готового продукта постепенно. После реализации товаров она возвращается предпринимателю в денежной форме частями в виде амортизационных отчислений, которые используются на ремонт и модернизацию средств труда. Основные фонды в денежной форме называются основными средствами.

Основные фонды бывают активные и пассивные. Активные основные фонды – это фонды, которые непосредственно участвуют в производственном процессе (машины, станки, оборудование). Пассивные основные фонды – это фонды, которые создают необходимые условия для производства (здания, сооружения). Три главных показателя эффективности использования основных фондов:

1) фондоотдача – показатель, отражающий степень продуктивности фондов; определяется стоимостью продукции, приходящейся на единицу стоимости фондов;

2) фондоемкость – показатель, обратный фондоотдаче, он характеризует затраты основных фондов на выпуск единицы продукции;

3) коэффициент сменности работы оборудования – показатель, который показывает, сколько смен в сутки работала каждая единица оборудования на предприятии в течение определенного периода.

Оборотный капитал (оборотные фонды) – это предметы труда, участвующие в производстве однократно. Они полностью потребляются и сразу переносят всю свою стоимость на стоимость произведенной продукции. Таким образом, стоимость оборотных фондов возмещает стоимость готового продукта полностью. В каждом кругообороте после реализации товара предпринимателю полностью возвращается в денежной форме стоимость оборотных фондов.

Наряду с основными и оборотными фондами, обслуживающими процесс производства, существуют фонды обращения, которые обслуживают процесс обращения (заготовка предметов труда и сбыт готовой продукции).

Фонды обращения и оборотные фонды оборачиваются одинаково и используются за один кругооборот, поэтому их объединяют и в денежном выражении называют оборотными средствами.

3. Ресурсы и факторы производства

В экономической теории одним из главных факторов изменения спроса потребителя на рынке является фактическое присутствие или отсутствие благ.

Блага представляют собой средства, которые способны удовлетворить различные потребности человека и общества в целом.

Одни из них имеются в почти неограниченных количествах (например, вода, солнце, воздух), а другие – в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами.

Существует определенная классификация экономических благ, представленная такими благами, как:

1) недолговременные – это блага однократные в употреблении (пища);

2) долговременные – это блага, используемые человеком многократно (одежда);

3) настоящие блага – это те блага, которые имеются на данный момент;

4) будущие – это блага, ожидаемые в дальнейшем;

5) прямые – это блага, направленные только на потребление;

6) косвенные – это те блага, которые были созданы для сопровождения процесса производства;

7) взаимозаменяемые – это те блага, которые представлены не только потребительскими товарами, но и ресурсами, использующимися в производственном процессе (товары-субституты);

8) взаимодополняемые – это те блага, которые могут удовлетворять потребности человека или общества только в совокупности друг с другом.

Для того, чтобы создать экономические блага, в процессе производства необходимо задействовать ресурсы. Ресурсы – это материальные и нематериальные элементы, участвующие в процессе производства.

Существует несколько разновидностей ресурсов:

1) природные ресурсы – это естественные блага, используемые при производстве товаров и услуг (земля, минералы, лес и т. д.);

2) человеческие ресурсы – это физические и умственные усилия, которые затрачивает работник в процессе производства продукции;

3) капитальные ресурсы – это фабрики, машины, инструменты, а также деньги, расходуемые на их приобретение;

4) предпринимательские ресурсы – управленческие навыки людей, которые необходимы для организации процесса производства.

Но, к сожалению, все ресурсы ограничены. Природные ресурсы ограничены из-за их исчерпаемости. Трудовые ресурсы также ограничены физическими и умственными возможностями индивидуума, но способны к росту. С одной стороны трудовые ресурсы ограничены количественно – числом трудоспособного населения страны. С другой стороны они могут прирастать качественно по мере роста уровня образованности работников, повышения их квалификации и т. п. Капитальные ресурсы ограничены сроком службы. Предпринимательские же ресурсы ограничены способностями людей, именно поэтому человек не может производить бесконечное число экономических благ.

В обществе постоянно должно происходить равномерное распределение ресурсов между различными отраслями экономики для того, чтобы производить те или иные требующиеся виды экономических благ. Так, если в одну отрасль экономики окажется вовлеченным большое количество ресурсов, то другим отраслям их достанется меньше.

Те ресурсы, которые вовлекаются в процесс производства продукции, являют собой факторы производства.

Рассмотрим их основные виды:

1) земля – это природные блага, используемые в процессе производства (воздух, лес, полезные ископаемые и т. п.); земля – ресурс ограниченный, за него взимается плата, которая называется рентой;

2) труд – это физические и умственные усилия, которые использует человек при производстве товаров и услуг; человек соглашается реализовывать свою способность к труду за плату, которая называется заработной;

3) капитал затрачивается в процессе производства, следовательно, он будет предоставляться в использование за плату, называемую процентом на капитал;

4) предпринимательство сводит воедино в производственном процессе землю, труд и капитал и получает за риск и усилия, вкладываемые в бизнес, плату, называемую прибылью (а в случае неудачи предприниматель один несет все убытки).

Наиболее наглядно виды ресурсов можно представить в виде рисунка.


Рис. 1. Основные виды ресурсов производства и доходов от их использования


Факторами производства могут владеть, распоряжаться и пользоваться частные лица, фирмы или государство.

Так как ресурсы ограничены, перед человеком и обществом встает важный вопрос – вопрос выбора. Часто у человека нет возможности удовлетворить свои потребности или, наоборот, возможность есть, а потребности нет. Даже в повседневной жизни можно столкнуться с этой экономической дилеммой, например сходить в кино или посетить парикмахера, съесть мороженое или шоколадку. В экономической теории эта задача проявляется в необходимости выбора между альтернативными товарами: какие следует производить, а от каких следует отказаться. Выпуская например максимальное количество велосипедов, придется ограничить производство, например, самокатов. Это подводит нас к понятию производственных возможностей. Производственные возможности – это максимальное количество товаров или услуг, которое может быть произведено в определенный период времени при данных ресурсах и технологиях. При этом следует учитывать, что ресурсы в производстве данных товаров или услуг используются наиболее эффективно и полно.

4. Экономические системы, их основные типы

Система – это множество элементов, которые образуют определенное единство и целостность за счет устойчивых взаимоотношений и связей между элементами внутри этой системы.

Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Выделяют следующие особенности экономической системы:

1) взаимодействие факторов производства;

2) единство фаз воспроизводства – потребления, обмена, распределения и производства;

3) ведущее место собственности.

Для того чтобы определить, какой тип экономической системы доминирует в данной экономике, необходимо определить ее главные составляющие:

1) какая форма собственности считается преобладающей в экономической системе;

2) какие методы и приемы используются в управлении и регулировании экономикой;

3) какие применяются методы в наиболее эффективном распределении ресурсов и благ;

4) каким способом происходит установление цен на товары и услуги (ценообразование).

Функционирование любой экономической системы осуществляется на основе организационно-экономических отношений, которые возникают в процессе воспроизводства, т. е. в процессе производства, распределения, обмена и потребления. К формам связей организации экономической системы относятся:

1) общественное разделение труда (выполнение работником предприятия различных трудовых обязанностей по производству товаров или услуг, иными словами – специализация);

2) кооперация труда (участие различных людей в процессе производства);

3) централизация (объединение нескольких предприятий, фирм, организаций в единое целое);

4) концентрация (укрепление положения предприятия, фирмы на конкурентном рынке);

5) интеграция (объединение предприятий, фирм, организаций, отдельных отраслей, а также стран с целью ведения общего хозяйства).

Социально-экономические отношения – это связи между людьми, которые возникают в процессе производства и формируются на основе различных форм собственности на средства производства.

Одной из наиболее распространенных является следующая классификация экономических систем.

1. Традиционная экономическая система – это система, в которой все основные экономические вопросы решаются на основе традиций и обычаев. Такая экономика существует до сих пор в территориально удаленных странах мира, где население организовано по племенному укладу (Африка). Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, ярко выраженной многоукладности экономики (различные формы хозяйствования): натурально-общинные формы, мелкотоварное производство, которое представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами. Товары и технологии в такой экономике традиционны, а распределение осуществляется по кастовому признаку. В данной экономике огромную роль играет иностранный капитал. Для такой системы характерна активная роль государства.

2. Командная или административно-плановая экономика – это система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. В качестве координирующего механизма в такой экономике выступает план. Существует ряд особенностей государственного планирования:

1) непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов;

2) государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями;

3) государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

3. Рыночная экономика – экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, конкуренции, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы – возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Такая система предполагает существование многоукладной экономики, т. е. комбинирование государственной, частной, акционерной, муниципальной и других видов собственности. Каждому предприятию, фирме, организации предоставляется право самим решать что, как и для кого производить. При этом они ориентируются на спрос и предложение, а свободные цены возникают в результате взаимодействия многочисленных продавцов с многочисленными покупателями. Свобода выбора, частный интерес формируют отношения конкуренции. Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная выгода всех участников экономической деятельности, т. е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника.

4. Смешанная экономика – экономическая система с элементами других экономических систем. Данная система оказалась наиболее гибкой, приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Основные черты данной экономической системы: обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах; экономическая деятельность на базе количественной частной и государственной собственности; активное государство. Государство выполняет следующие функции:

1) поддерживает и облегчает функционирование рыночной экономики (защита конкуренции, создание законодательства);

2) усовершенствует механизмы функционирования экономики (перераспределение доходов и богатства), регулирует уровень занятости, инфляции и т. п.;

3) решало следующие задачи по стабилизации экономики:

а) создание устойчивой денежной системы;

б) обеспечение полной занятости;

в) снижение (стабилизация) уровня инфляции;

г) регулирование платежного баланса;

д) максимально возможное сглаживание циклических колебаний.

Все перечисленные выше типы экономических систем существуют не отдельно, а находятся в постоянном взаимодействии, образуя при этом сложную систему мирового хозяйства.

5. Проблема производственных возможностей и эффективности экономики

Во всех без исключения случаях противоречие «потребности – ресурсы» ставит перед обществом 3 фундаментальных вопроса:

1) что производить?

2) как производить?

3) для кого производить?

Что производить? – т. е. выпуску какого товара или услуги отдать предпочтение и в каком количестве его требуется производить? Это практически вопрос об ассортименте товара, и, решая его, производитель вновь сталкивается с проблемой ограниченности.

Данный выбор делают все: и мелкий предприниматель, и любая крупная организация.

Как производить? – т. е. какую выбрать технологию для производства данного товара или услуги? Их существует несколько видов:

1) технология ручная – технология, в которой используется большое количество неквалифицированного труда;

2) автоматизированная технология – это технология, в которой эффективно совмещается труд человека и различных механизмов;

3) автоматическая технология – это технология, при которой человеческий труд вообще не используется.

Самым эффективным и прогрессивным является производство продукции с применением наиболее совершенной технологии. Но это потребует больших финансовых затрат, и не каждый производитель может позволить себе такие технологии.

Для кого производить? – т. е. кто сможет потребить произведенные товары или услуги? Рыночная экономика отвечает на этот вопрос следующим образом: наибольший уровень потребления будет обеспечивать себе человек, имеющий максимальный доход от принадлежащих ему факторов производства.

Выбор какого-то экономического блага предполагает отказ от другого экономического блага. Альтернативная стоимость может иметь как денежное, так и товарное выражение.

Принцип альтернативной стоимости может быть распространен и на экономику в целом. Итак, альтернативной стоимостью товара или услуги называется стоимость того товара или услуги, от которого пришлось отказаться в пользу предпочтенных товаров. Но определяется альтернативная стоимость наилучшим из отвергнутых вариантов.

Проблема выбора и альтернативной стоимости имеет значение для определения границы производственных возможностей любой экономики.

Предположим, что объем производственных ресурсов страны (рис. 2) позволяет производить либо 20 тракторов, либо 20 автомобилей, либо любую комбинацию этих двух товаров, расположенную на линии АД. Например, производственные возможности в точке В позволяют производить одновременно 16 тракторов и 4 автомобиля. Невозможно произвести одновременно из-за необеспеченности ресурсами по 20 штук и тракторов, и автомобилей.

Если производство находится в точке G, то это означает, что имеющиеся ресурсы используются неэффективно, например не все работники имеют работу, простаивает производственное оборудование и т. д.

Линия АД показывает максимум – предел производственных возможностей в данный момент, ориентир потенциальной эффективности. Однако в реальной жизни линия АД не бывает прямой (рис. 2). Линия будет выглядеть как прямая, если любая единица ресурсов одинаково пригодна для производства обоих альтернативных товаров. Такого в реальной жизни не встречается практически никогда, а кривая производственных возможностей имеет вид, представленный на рисунке 3. Таким образом, кривая производственных возможностей показывает, какое количество товаров и услуг в различных комбинациях способна производить данная страна при полном использовании имеющихся в ней ресурсов.


Рис. 2. Кривая производственных возможностей


Рис. 3. Реальная кривая производственных возможностей


Если проследить альтернативную стоимость увеличения производства тракторов, то мы увидим, что она увеличивается. Главная причина – неполная взаимозаменяемость ресурсов. Рабочие, занятые на сборке тракторов, не будут с той же эффективностью строить ракеты, а оборудование для выпуска автомобилей едва ли может быть применено для консервирования овощей. Переход от производства одного товара к производству другого никогда не бывает простым.

для студентов неэкономических специальностей

(с заданиями для самостоятельной работы студентов)

Составитель Федонина О. В.,

стё преподаватель кафедры экономической теории

Тема 1. Предмет и принципы экономической науки

1.Предмет и функции «экономики».

3.Методологические основы экономической науки.

4.Экономическая система общества.

1. Предмет и функции «экономики».

Экономическую деятельность осуществляют не просто члены об­щества, но экономические агенты, к которым относятся не только рядовые работники во всех сферах национального хозяйства, но и менеджеры, банкиры, владельцы домов и квартир, акций и облига­ций, земельных участков, фермеры, генеральные директора предприятий и т. д. Все они могут принимать необходимые решения" в рамках своей хозяйственной компетенции и реализовывать их, ис­пользуя различные методы и средства. Деятельность экономических агентов, закономерности, ее определяющие, составляют предмет экономической теории, но это далеко не все. При принятии решений они исходят из того, что некоторые параметры экономики на ее различных уровнях являются как бы заданными для экономических агентов, хотя большая часть их - результат их хозяйственной и иной деятельности. Экономическая история и современная хозяйст­венная практика свидетельствуют, что экономическим агентам посто­янно приходится решать три основных вопроса: ЧТО И СКОЛЬКО ПРОИЗВОДИТЬ? КАК ПРОИЗВОДИТЬ? ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ? из ограниченных ресурсов 1 .

Результатом (прямым или косвенным) деятельности экономических агентов выступают блага: товары и услуги. Чем развитее общество, тем выше удельный вес и значимость услуг. Чтобы осуществлять производство, необходимы капитальные блага, или фонды. Они, в свою очередь, делятся на предметы труда (непосредственно добы­ваемые сырые материалы и полуфабрикаты), а также орудия труда (машины: станки, химические установки, ЭВМ; транспортные средст­ва и т. д.).

Важнейшие характеристики экономики - это ее эффективность, степень материализации в ней достижений научно-технического про­гресса (НТП), место человека в экономике. Но главное - насколько выпускаемые товары и услуги соответствуют потребностям потреби­теля.

Предметом Общей Экономической Теорией являются экономические отношения (производственные отношения) возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо от экономической формации общества.

В основу классификации разделов положен принцип: национальное хозяйство в це­лом (макроэкономика) и другой уровень - функционирование фирм и домохозяйств. Под последними принято понимать группы людей, кото­рые совместно используют свое имущество, свой доход; они совместно принимают решения, все созданные блага используют внутри домохо­зяйств. Домохозяйства предлагают на рынке факторы производства.

Остановимся вначале на особенностях предмета микроэкономики.

Во-первых, это исследование поведения фирмы, домохозяйства как экономических агентов в рыночной системе и, следовательно, с уче­том постоянного выбора решений, колебаний цен в процессе взаи­модействия спроса и предложения и определения издержек. Во-вто­рых, это исследование воздействия государства (парламент, регули­рующие государственные органы, суды и т. п.) на фирмы, домохозяй­ства. И, в-третьих, изучение конъюнктуры и факторов, определяющих ее, на частных рынках. В-четвертых, исследование таких явлений, как интересы индивидов, полезность благ и услуг, спрос и предложение. Как сказано выше, макроэкономика исследует национальное хо­зяйство (или мировое хозяйство) как единую систему. Поэтому ее предметом выступают отрасли и сферы экономики, хозяйственные связи между ними, развитие национального хозяйства. Предметом макроэкономики являются такие явления и процессы, как занятость и безработица, общая динамика цен, национального дохода, расхо­дов и т. д.

Следует обратить внимание на то, что главное различие между микро- и макроэкономикой заключается не в масштабах исследуе­мых ими объектов, а в тех имеющих место в национальных хозяй­ствах экономических процессах, которые составляют эти объекты.

В связи со сказанным встает вопрос: что раньше изучать - микро- или макроэкономику. В изданных учебниках и учебных по­собиях на русском и иностранных языках нет единства по этому поводу. В разделе «Микроэкономика» изучаются экономическое поведение от­дельного экономического агента и факторы, его определяющие. Макроэкономика, как отмечалось выше, рассматривает национальное хозяйство в целом как единую систему, воздействующую с различ­ных сторон на поведение рыночного субъекта. Отсюда следует, что прежде, чем исследовать, как, какими средствами и методами осу­ществляется это воздействие, необходимо изучить его объект воз­действия, ибо выбор средств и методов в значительной степени зависит именно от него.

Функции экономической науки .

Во-первых, это познавательная функция, которая в особых комментариях не нуждается. Во-вторых, методологическая. В-третьих, практическая. Здесь необходимо заметить, что проведение экспериментов обходится крайне дорого и затрагивает интересы зна­чительного числа людей. Так, проводящаяся сейчас в России эконо­мическая реформа на первых своих этапах представляла собой в значительной степени экономический эксперимент. Что касается ис­пользования методов математического моделирования, то они пока еще далеки от совершенства. Вместе с тем ряд. разработок Цент­рального экономико-математического института Российской Акаде­мии наук послужил базой для прогнозирования хода экономической реформы в России. Во-вторых, методологическая функция - разра­ботка методов, средств, научного инструментария, необходимых для исследований всем экономическим наукам. В-третьих, практическая функция - непосредственное обеспечение экономической политики; управления производством на различных «этажах» экономики.

Невозможно изучать современную рыноч­ную экономику лишь с позиций микро- или макроэкономики. Так, деятельность отдельной фирмы в значительной степени определяется фискальной политикой государства. В то же время социальная по­литика государства в значительной степени и, следовательно, бла­госостояние граждан прямо и косвенно зависят от эффективности деятельности фирмы. Закономерным можно полагать взаимопроник­новение макро- и микроэкономики, о чем в последнее время пишут ученые-экономисты на Западе.

Что такое «экономикс»? Авторы предлагают следующее определение: Экономикс - это главный компонент современной экономической науки, использование кото­рого позволяет наиболее эффективно решать основные вопросы экономического развития общества: что (и сколько) производить? как производить? для кого производить?