Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Граница производственных возможностей и факторы ее изменения. Экономические ограничения. Граница производственных возможностей. Альтернативные издержки

Познакомившись с факторами производства, обратимся теперь к вопросу их использования для выпуска различных товаров и услуг. От того, каков будет конкретный "расклад" ресурсов в экономике, зависят производственные возможности общества. Для России эта проблема более чем актуальна. В социалистические времена в громадном и тогда ещё богатейшем Советском Союзе мало кто задумывается о жёсткой ограниченности и взаимозависимости экономических ресурсов общества. Беспредельно наращивая выпуск, скажем, комбайнов на "Ростсельмаше", хозяйственники не хотели замечать, что это отбирает у страны возможности хотя бы смягчить положение с нехваткой бытовых пылесосов и холодильников.

Проблема выбора и границы производственных возможностей

Таким образом, между потребностями людей и возможностями для их удовлетворения существует "неприятная", но неизбежная обратная связь: если первые безграничны, то вторые весьма ограниченны. Отсюда перед людьми постоянно встает проблема выбора. Даже в повседневной жизни мы на каждом шагу решаем задачки типа "что лучше": съесть любимое мороженое или купить интересную книгу? В экономике эта проблема проявляется в необходимости выбора между альтернативами : какие товары следует производить, а от каких придётся отказаться. Ибо ограниченность ресурсов означает и ограниченность производства. Делая акцент , например, на выпуске "пушек", общество неминуемо будет вынуждено сократить производство "масла". Это подводит нас к понятию производственных возможностей.

Производственные возможности это то максимальное количество товаров и услуг (в определённом их наборе), которое может быть одновре́менно произведено́ за данный период, приданных ресурсах и технологиях. При этом имеется в виду, что все наличные ресурсы (рабочая сила, средства производства и другие хозяйственные факторы) используются наиболее полно и эффективно.

Для наглядности рассмотрим условный пример. Известно, что каждая экономика производит две большие группы продуктов: сре́дства производства (товары производственного назначения) и предметы потребления (потребительские товары). Пусть в нашем примере для упрощения их собирательно представляют станки и книги. Общая ограниченность ресурсов позволяет за год производить эти товары, например, в следующих альтернативных соотношениях: либо (А) 10 единиц станков при нулевом выпуске книг, либо (Б) 9 единиц станков + 1 единица книг, либо (В) 7 единиц станков + 2 единицы книги и так далее (табл. 2.3). На основе данных этой таблицы можно построить график, кривая линия которого отразит границу производственных возможностей (ГПВ) для станков и книг в нашем примере (рис. 2.13). Так, точка А показывает альтернативу, при которой все ресурсы направлены на производство станков, а точка Д – ситуацию, когда выпускаются только книги. Однако это две явно нереалистичные крайности. На самом деле общество всегда стремится найти нужный ему баланс в распределении производства. Точки Б, В и Г как раз и представляют альтернативные варианты такого баланса, т.е. максимально возможный объём одновре́менного производства и станков, и книг в их различных сочетаниях. При этом больше станков означает меньше книг, и наоборот.

Таблица 2.3

Возможности годового производства книг и станков при полном использовании ресурсов

Вместе с тем ограниченность материальных и людских ресурсов делает неосуществимой всякую комбинацию производства станков и книг вне линии ГПВ – скажем, в точке Н (от слова "нельзя") с выпуском 2 единиц станков и 7 единиц книг. В противоположность этому производственные комбинации внутри ГПВ (к примеру, в точке М – "можно") вполне реальны, но при этом ресурсы используются неполно и неэффективно (незагруженные фабрики, низкая занятость рабочей силы в обществе, низкая производительность труда, чрезмерные затраты сырья и т.п.). Соответственно здесь есть резервы для увеличения производства одного продукта без сокращения выпуска другого.

Таким образом, только точки на линии границы производственных возможностей показывают наиболее эффективные варианты использования имеющихся ресурсов для выпуска определённых товаров и услуг.

Общество должно лишь вы

Рис. 2.13.

брать нужную их комбинацию. При этом, правда, придётся "заплатить" за сделанный выбор так называемыми вменёнными (или скрытыми) издержками, к рассмотрению которых мы теперь и обратимся.

  • Альтернати́ва (от лат. alter – один из двух) – (1) необходимость выбора одной из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей; (2) каждая из таких исключающих друг друга возможностей.
  • Акце́нт (от лат. accentus – ударение) – (1) ударение в слове; выделение звука его усилением; (2) концентрация внимания или усилий на чём-либо, упор на что-либо; (3) невольное искажение звуков человеком, говорящим на чужом языке.

ЭКОНОМИКА, КАК СИСТЕМА и НАУКА

Экономика как система.

Под словом экономика в русском языке обычно подразумевают два различных понятия: экономика как сложнейшая система управления и экономика как наука, изучающая эту систему. В английском языке эти понятия разделены: economy экономическая система и economics – экономическая наука (теория). Экономическая система государства– многоуровневая многосвязная динамическая система , состоящая из отраслей, подотраслей, корпораций и отдельных предприятий, а также людей, работающих на этих предприятиях. Изучением экономики государства занимается макроэкономика. Изучением законов и принципов функционирования отдельных экономических субъектов занимается микроэкономика. Мировая экономика включает национальные экономики и объединения национальных экономик (типа Европейского экономического сообщества). Задача экономики– максимально удовлетворить индивидуальные потребности населения (потребителей) и общественные (государственные) потребности в товарах и услугах при условии минимизации затрат ресурсов производителями этих товаров и услуг.

Макроэкономические системы с точки зрения их структуры можно разделить на два типа: планово-распределительная и рыночная. После государственного переворота в октябре 1917 года в России (затем СССР) была создана планово-распределительная (централизованная) экономика, основанная на государственной собственности на все материальные ресурсы и плановом характере экономической деятельности (рис.1.1).

Рис.1.1. Структура планово-распределительной экономики

Поясним приведенную схему. Как только что отмечалось, основная задача экономики – удовлетворение потребностей граждан и всего государства (потребители ). Потребности разделяются на личные (граждан) и общественные (государства), материальные и нематериальные (духовные). К основным материальным потребностям относятся потребности в пище, одежде, жилье. К основным нематериальным потребностям относятся потребности в образовании, здравоохранении, культуре, свободах (слова, собраний, отправления религиозных обрядов и т.д.), защите жизни и собственности и т.д. Часть потребностей человек может удовлетворить за счет собственного труда, остальную часть - помогает удовлетворить государство.



В основе любой экономической системы лежитпроизводство , которое создает товары и услуги для удовлетворения потребностей. Потребителями могут быть индивидуумы, организации (предприятия, школы, больницы и т.д.) и государство, точнее государственные структуры (армия, органы управления, органы охраны общественного порядка и т.д.). Эффективность экономики во многом зависит от институтов . Под институтами будем понимать все организации и нематериальные объекты (законы, менталитет народа, культурный уровень народа, отношение к труду, отношения между людьми и т.д.), которые обеспечивают функционирование экономической системы. В советской (плановой) экономической системе функционировали три типа институтов:

· государственные институты (центральные и местные органы власти, Госплан, отраслевые министерства, правоохранительные органы, Сбербанк, национальная инновационная система, образовательные, медицинские и культурные учреждения, военная приемка и т.д.);

· общественные институты (КПСС и профсоюзы);

· культура и традиции , находящиеся под сильным влиянием коммунистической идеологии.

Для функционирования экономики нужныресурсы или факторы производства («вход» экономической системы) - совокупность материальных и нематериальных слагаемых, которые обеспечивают производство товаров и услуг. К материальным ресурсам относятся земля и капитал . В понятие земля входит не только земля под сельскохозяйственные угодья, но и недра, водные ресурсы, участки, отводимые под промышленную застройку и жилищное строительство. В понятие капитал входят производственные здания, станки, машины оборудование, непроданный товар, собственно деньги и другие активы (акции, облигации). Материальные ресурсы можно разделить также на свободные и экономические ресурсы. Свободные ресурсы имеются в неограниченном количестве: воздух, вода, песок на морском побережье, солнечная энергия, энергия ветра и морских волн и т.д. За свободные ресурсы не надо платить. Экономические ресурсы (нефть, уголь сельскохозяйственные угодья и т.д.) имеются в ограниченном количестве и за них надо платить. Это деление достаточно условно, поскольку песок, используемый в строительстве – экономический ресурс, тоже можно сказать о воде, подаваемой в городской водопровод или для полива.

Количество нематериальных ресурсов все более возрастает. Первоначально к нематериальным ресурсам относили только труд , включающий трудоспособную часть населения, которая может участвовать в производстве. Однако по мере развития производства и усиления конкуренции экономисты начали учитывать другие нематериальные ресурсы, обеспечивающие успешную работу предприятий и экономики в целом. Одним из ключевых экономических ресурсов на современном этапе является информация. Под информацией понимаются сведения об окружающей среде (политической, экономической и конкурентной) и внутреннее состояние экономики (предприятия). К ресурсомотносят такжеуправленческие (предпринимательские) способности , подкрепленные глубокими знаниями, опытом успешной работы в определенной области,. умение принимать самостоятельные решения. От руководства во многом зависит успешная работа всей макроэкономической системы и экономические показатели работы отдельных предприятий. И, наконец, ресурсами страны являются уровень образования и общая культура населения , включая культуру труда, дисциплинированность, веру в собственные силы.

Все страны испытывают нехватку того или иного вида ресурсов (или всех ресурсов) . Одни страны испытывают нехватку земли (например, Голландия, Япония), другие – сырьевых ресурсов (например, Япония, Китай, Италия), третьи – трудовых ресурсов. Поэтому эффективное использование ресурсов – одна из главных задач экономической системы.

Почему экономика является многосвязной системой ? Легко проследить связи между отдельными предприятиями и отраслями, причем большинство предприятий (фирм) выступают одновременно как производители готовой продукции и как потребители сырья, материалов, электроэнергии, комплектующих и т.д. Одно из принципиальных отличий экономических систем от систем технических состоит в том, что одной из основных составляющих экономических систем является человеческий труд , т.е. работники предприятий. Это делает экономические системы недетерминированными (неопределенными) По этой причине экономические системы всех уровней не поддаются точному математическому описанию и с трудом поддаются моделированию. Тем не менее, к экономическим системам применимы такие понятия как динамический и статический режимы, вход, выход, переходные процессы, переменные, обратная связь и т.д.

Главным институтом планово-распределительной экономики было руководство КПСС и формируемое им правительство. Правительство определяло предприятиям плановые задания и назначало партнеров, а результаты производственной деятельности распределялись в плановом порядке между потребителями по назначенным ценам . В структуре планово-распределительной экономики имелось важное звено (институт) – отраслевые министерства (более 120) , через которые Правительство осуществляло управление экономической системой. Существовало также еще одно министерство – Госплан , которое осуществляло перспективное планирование государственной экономики в целом (обычно на 5 лет вперед). В задачу министерств входило распределение ресурсов, выдача плановых заданий производителям и распределение произведенных товаров и услуг по назначенным ценам. Плановые задания обычно выдавались в видеколичественных показателей (штуки, тонны, км).

По мысли ее создателя В.И.Ленина планово-распределительная система должна была устранить недостатки рыночной экономики (кризисы перепроизводства, социальное неравенство и т.д.) и обеспечить в перспективе лучшую жизнь для большинства населения страны (коммунизм). Идея оправдала себя только во время модернизации 30-х годов (в сталинском варианте) и во время Великой отечественной войны. В мирное время планы обычно не выполнялись, товары (в отсутствии конкуренции) были низкого качества, производительность труда и зарплата работников была ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. На поддержание военного паритета с западными странами, объединившимися в военный блок НАТО, уходила большая часть ресурсов. В конце концов, стало ясно, что экономическое соревнование двух экономических систем (холодную войну) СССР проиграл, и планово-распределительную систему необходимо реформировать. Еще раньше это поняли руководители Китая, которые в начале 80-хприступили к постепенным (эволюционным) рыночным реформам, добившись за три десятилетия больших успехов в росте и развитии экономики (при сохранении госсобственности в основных отраслях и отсутствии демократических институтов).

Одним из основных недостатков планово-распределительной системы являлся тот факт, что потребители практически были лишены возможности воздействовать на производство. Говоря техническим языком, отсутствовалаобратная связь (с потребителями). Кроме того, отсутствовала конкуренция , которая является мощнейшим стимулом оптимизации потребления ресурсов .

В странах с рыночной экономикой главную роль играет рынок (точнее множество рынков) и рыночные институты (рис.1.2), принимающие сигналы от потребителей, производителей и владельцев факторов производства и выполняющий функции обратной связи и регулятора. На это свойство рынка впервые обратил внимание создатель классического направления в экономической теории А. Смит , назвав его «невидимой рукой» (1776 г.). В рыночной экономике рынков, как правило, очень много. Существуют рынки товаров и рынки услуг. Существуют мировые, национальные и региональные рынки. Например, существуют рынок военных самолетов, рынок модернизации военных самолетов, рынки гражданских самолетов (магистральных, региональных, малой авиации), вертолетов. Автомобильные рынки и бытовой электроники охватывают все страны и континенты. Россия активно торгует на мировых рынках нефти, газа, древесины и других сырьевых ресурсов.

Рис.1.2. Структура рыночной экономики

А.Смит полагал, что рынок может осуществить полную самонастройку экономической системы и во вмешательстве государства в экономику нет необходимости. Однако в дальнейшем по мере развития экономики стала очевидной несостоятельность (несовершенство) рынка как регулятора и необходимость согласованной работы всех типов институтов (государственных, рыночных и общественных), а также учитывать ментальность и культуру народа. В то же время, рыночной экономике свойственны такие пороки, как коррупция, социальное неравенство и др., с которыми приходится бороться как правительству, так и общественным организациям страны.

В рыночной экономике в первую очередь меняется роль институтов. В первую очередь должны быть законодательно прописаны функции по регулированию экономики государственных институтов. К ним относятся президент, парламент, правительство (министерства и государственные комитеты), правоохранительные институты (прокуратура, суды, милиция, ФСБ), таможня, налоговые органы, Центральный банк, государственные контролирующие органы (Гостехнадзор, Росстат) и т. д. Права, обязанности и ответственность всех этих институтов должны быть четко прописаны в законах и понятны гражданам страны.

Рыночные институты следовало сформировать до начала реформы экономики и особенно такого деликатного процесса как приватизация. Это -биржи, коммерческие банки, инвестиционные фонды, коммерческие фирмы, институт посредников и советников и т. д., новая национальная инновационная система.

Общественные институты: партии, профсоюзы, общественная палата, молодежные организации, общественные фонды, общество охраны природы, общество охраны прав потребителей и т.д. Роль общественных институтов в демократическом обществе с рыночной экономикой существенно меняется и тоже должна быть закреплена законодательно.

Культура и традиции играют важную роль в экономике. Это- отношение к труду, законопослушность, отношения между людьми, отношение к природе и т.д.

Рыночную экономику некоторые экономисты подразделяют на либерально-рыночную, социально-рыночную и государственный капитализм. Либерально-рыночная (капиталистическая) экономика (типичный пример – США) основана на рыночном характере отношений между отдельными производителями (предприятиями), когда каждый производитель свободно выбирает себе партнеров и предлагает свою продукцию на «своем» отраслевом рынке. Либерально-рыночная экономика предполагает частную собственность на средства производства и минимальное вмешательство правительства в текущую экономическую деятельность (в основном это вмешательство осуществляется через принятие парламентом законов и постановлений правительства, создание государственных органов контроля за соблюдением законов, стандартов и постановлений).

Социально-рыночная экономика (типичный пример – Швеция, Италия, Финляндия и другие западноевропейские страны) также основана на рыночном характере отношений между отдельными производителями, частной собственности на средства производства и наличии государственного сектора. При этом она характеризуется более заметным влиянием правительства на экономическую деятельность, прогрессивным налогообложением личных доходов и сильной социальной политикой.

Госкапитализм предполагает рыночные отношения между предприятиями при сохранении (полном или частичном) предприятий во владении государства, очень сильным влиянием Правительства на экономику страны. Под это определение попадает современный Китай и, в какой то мере, Россия на современном этапе развития.

Таким образом, в рыночной экономике место управляющего и распределяющего звена – отраслевых министерств - занимают отраслевые рынки . На отраслевых рынках встречаются предприятия-производители, предлагающие свой товар или услугу, и потребители, выбирающие товары (услуги) в соответствии со своими потребностями и возможностями (доходом). Если цена за товар или услугу, предлагаемая производителем, устраивает потребителя, между ними совершается сделка. Под «рынком» следует понимать процесс заключения сделок купли-продажи (или обмена) между производителями и потребителями.

Трудно провести четкую грань между современной либеральной и социально-рыночными экономиками западного типа, где к власти приходят то партии социалистической ориентации, то правые партии. Обычно такие смены власти приводят к некоторым изменениям в экономике (частичной национализации – денационализации, изменению налоговой политики и др.), но без коренной перестройки экономики , как это произошло в России в 1917 и начале 90-х годов прошлого века.

В рыночной экономике роль обратной связи выполняет выбор потребителя . Потребители выбирают товар в соответствии с ценой, качеством и другими характеристиками товара, в соответствии со своими национальными традициями, возрастом и культурным уровнем и, конечно, в соответствии со своим доходом. Если потребители отказываются покупать товар какого-либо производителя, то ему необходимо срочно сворачивать производство и пробовать производить другой товар или уходить из бизнеса. Движущей силой в рыночной экономике является конкуренция.

Экономические системы представляют собой динамические (изменяющиеся во времени) системы, на которые воздействует множество внешних и внутренних факторов: международная конкуренция, политическая ситуация в мире, технический прогресс, приход к власти новых политических сил и т.д. Даже при отсутствии экономического роста происходит рост отдельных отраслей на фоне ослабления других, изменение структуры, перераспределение капитала.

Граница производственных возможностей экономики

Поскольку ресурсы каждой страны ограничены, то и производственные возможности экономики каждой страны также ограничены. Поэтому вводится понятие границы производственных возможностей (ГПВ) или кривой производственных возможностей, которая показывает различные комбинации двух товаров (отраслей, секторов), которые могут быть произведены экономикой страны, если все ресурсы (земля, труд, капитал) задействованы полностью и эффективно. Вид этой кривой показан на рис.1.3.

Рис.1.3. Кривая производственных возможностей

Рассмотрим для простоты две группы товаров: товары народного потребления (ТНП) – ось абсцисс и военно-промышленный комплекс (ВПК) – ось ординат. Это сочетание в какой-то мере отражает ситуацию в российской экономике. Казалось бы, проводя конверсию военной промышленности можно увеличить производство ТНП. Однако, это легко сделать только теоретически. На практике конверсионное предприятие не в состоянии начать выпуск конкурентоспособной гражданской продукции без перестройки не только производства, но и всей структуры предприятия, поскольку технические и экономические требования к вооружению и ТНП различны. Однако рассматривая этот вопрос в чисто теоретическом аспекте, можно отметить, что если возможен рост одной группы товаров (в данном случае ТНП без уменьшения выпуска вооружения, то это означает, что экономика работает неэффективно, и ресурсы используются плохо. Эффективными точками являются те, которые расположены на кривой производственных возможностей. Однако кривую производственных возможностей можно изменить (сдвинуть вправо) двояким путем: вовлечением в производство большего количества ресурсов или за счет улучшения технологии и повышения производительности труда. Пример перераспределения ресурсов можно проследить на примере экономики США.

Приложение 1. Экономику США, как и экономику других стран, можно разделить на два сектора: сектор услуг (транспорт, оптовая и розничная торговля, финансы, страхование, туризм и др.) и индустриальный сектор , который включает различное производство, извлечение и переработку сырья, строительство и сельское хозяйство. После Второй мировой войны сектор услуг развивался быстрее индустриального сектора и теперь составляет более двух третей экономики США, в то время как доля индустриального сектора упала до 21 % ВВП. До 1940 в сфере услуг было занято до половины всех работников, однако в последующие годы улучшение технологий и организации производства позволили производить больше продукции меньшим числом работников. Компьютеры произвели "информационную революцию", в результате какой приблизительно половины экономической деятельности США так или иначе связана теперь с созданием и переработкой информации. По этой же причине почти 95 % новых рабочих мест за последние десятилетия появились в сфере услуг, в котором в настоящее время занято 72 % работников .

Большая часть индустриального сектора состоит из больших корпораций. На долю 500 крупнейших компаний приходится две трети доходов индустриальных корпораций. Однако, в области высоких технологий большую роль часто игры мелкие фирмы. В самых больших инвестициях нуждаются авиация, энергетические компании и системы телекоммуникаций . Отличительной особенностью американской экономики становится все большая глобализация, поскольку американские товары широко экспортируются в другие страны в обмен на товары, импортируемые из других стран.

Приложение 2. По данным Национального научного фонда США более чем в 50-и развитых и развивающихся странах производство высокотехнологичной продукции в 1980-1997 г.г. возрастало каждый год примерно на 6.2%, в то время как выпуск другой продукции – только на 2.7%. К наиболее наукоемким производствам относятся:

- аэрокосмическая промышленность,

- производство компьютерной техники,

- производство средств связи,

- фармацевтическая и медицинская промышленность.

Среди развитых стран лидируют США, Япония, Великобритания, Германия и Франция, среди развивающихся стран – Бразилия, Южная Корея, Китай и Индия.

А вот данные, взятые из книги В.В.Кочетова и др. «Инженерная экономика», Изд. МГТУ им. Баумана, 2005. «России, обладающей огромным научным и образовательным потенциалом, принадлежит, по официальным данным, только 0.3% объема наукоемкой гражданской продукции, тогда как доля США составляет 36%, а Японии -30%. За 1991-1998 г.г. объем финансирования оборонных исследований и разработок уменьшился в 10 раз, а в целом – в 5.4 раза. В конце 1990-х годов реальные расходы на науку находились на уровне сорокалетней давности, а относительно ВВП – даже на уровне 1950 г. В абсолютном выражении Россия затрачивает на науку меньше США – в 24 раза, Японии – в 9.3 раза, Германии – в 4.7 раза, Франции – в 2.8 раза.

Экономика как наука

Экономика – это наука (совокупность знаний) о системе с тем же названием. Теория рыночной экономики начала создаваться с появлением промышленного производства. Родоначальником экономической теории считается А.Смит (1723-1790). К. Маркс (1818-1883) в своем объемном труде «Капитал» основное внимание уделил теории прибавочной стоимости , создаваемой в процессе производства, и ее распределению между работодателями и работниками. Его труды легли в основу экономической программы европейских социал-демократических партий, заложившей основы социально-рыночной экономики. Радикальное крыло российской социал-демократии во главе с В.И.Лениным использовало некоторые идеи Маркса в политических целях и для создания планово-распределительной экономики.

Экономическая наука - многоуровневая и многоплановая. Можно говорить о науке ведении домашнего хозяйства, науке организации и управления предприятием, отраслью, хозяйством отдельной страны и мировой экономике. Она состоит из целого ряда дисциплин, которые появились в основном в середине прошлого столетия и продолжают развиваться (менеджмент, маркетинг, банковское дело, бухгалтерский учет и т.д.). Центральной проблемой в экономической науке является эффективное использование ограниченных ресурсов (материальных, человеческих, финансовых) в целях более полного удовлетворения безграничных потребностей и желаний людей. Основной целью рыночной экономики является удовлетворение индивидуальных потребностей населения и социальных потребностей государства (оборона, управление, защита прав и свобод, образование, здравоохранение и т.д.)

Экономическая теория, как уже отмечалось выше, включает в себя два взаимосвязанных и взаимодополняющих раздела: микроэкономику (экономика отдельных предприятий и отраслей) и макроэкономику (экономика страны и всего мира). Перечисленные выше экономисты занимались в основном проблемами микроэкономики. Зарождение и развитие макроэкономики относится к 20-му столетию. Его основоположником принято считать английского экономиста Джона Кейнса (1883-1946). Большой вклад в развитие макроэкономической теории внес наш соотечественник В.В.Леонтьев, работавший в США и получивший Нобелевскую премию по экономике за свою работу «Затраты – выпуск», признанную во всем мире.

Экономический кризис 1929-1932 г.г. заставил западных (в основном американских) экономистов по-новому взглянуть на проблему «саморегулируемости» рыночной экономики. Они пришли к выводу, что необходимо определенное вмешательство всех ветвей власти в экономическую жизнь. Была принята серия антимонопольных законов, законов против нечестной конкуренции, законов по защите окружающей среды, признано необходимым стандартизация продукции и т.д. Были созданы также федеральные учреждения для наблюдения за исполнением принятых парламентом законов. Сокрытие доходов (неуплата налогов) стало считаться одним из тяжких уголовных преступлений. Кроме того, экономисты пришли к выводу о необходимости изучения потребительского спроса, изучения рынка, влияния рекламы и других проблем, которые заложили основы такого раздела экономики как маркетинг . Такие вопросы, как организация и управление производством, перспективное планирование, достижение конкурентного преимущества и другие проблемы вошли в раздел экономической науки, получивший название менеджмента.

В экономической науке используются определенные математические методы (статистическая теория, теория вероятности, теория игр) и понятия из теории управления как «обратная связь», «переходный режим», «устойчивость», «оптимизация» и др. Однако экономическую систему невозможно полностью отожествить с механическими (электромеханическими) системами, поскольку в этой системе задействован человек.

С помощью экономической науки производители ищут ответы на вопросы:

· Что производить ? – Какие товары / услуги предприятие может предложить на соответствующий рынок. Какие товары выгоднее производить в стране и какие – выгоднее купить в других странах.

· Сколько производить ? – Как наиболее оптимально распределить ограниченные ресурсы для полного удовлетворения потребностей населения и общества.

· Как и где производить ? – Какие использовать материалы и технологии, где лучше разместить производство.

Поскольку данный курс предназначен для инженеров , то основное внимание в нем уделено вопросам функционирования рынка и производства товаров в условиях рыночной экономики. Во-первых, особенность производства в рыночной экономике состоит в том, что его невозможно рассматривать вне рынка, на который рассчитано данное производство. Во-вторых, производимый товар должен обладать определенными специфическими особенностями (конкурентным преимуществом ) по отношению к другим сходным товарам. В-третьих, рыночная экономика очень динамична по своей природе, что требует гибкости как производства, так и управления, способности к быстрым изменениям.

В 1991 году тогдашнее российское руководство страны выбрала революционный путь преобразования экономики, к которому страна оказалась совершенно не готова, что привело к глубочайшему экономическому кризису. Китай в начале 80-х выбрал эволюционный путь преобразования. В Китае сначала было преобразовано сельское хозяйство, затем – легкая промышленность и в настоящее время он выходит на передовые позиции в области электроники, автомобилестроения и других наукоемких областях. Фактически в России – рыночная экономика, но отрицательные свойства, характерные для рыночных экономик всех стран , в российской экономике проявляются значительно сильнее. Речь идет о коррупции на всех уровнях, переплетении интересов госчиновников, бизнеса и организованной преступности, стремлении бизнеса к непрозрачности (увод капитала в оффшорные зоны и за границу), заключение сделок по так называемым «серым» схемам, выплата части зарплаты в «конвертах», найм работников «по-черному», подбор персонала не по деловым качествам, а на основе личных связей и т.д..

Приложение 3. Наконец, покажем важность экономических расчетов на примере двух крупных проектов. Технический проект создания орбитальной станции был практически одновременно выполнен в СССР и США. НАСА настаивал на строительстве станции, однако американские ученые единодушно выступили против строительства, доказав, что с экономической точки зрения 90-95% научных экспериментов, запланированных на околоземной орбите, гораздо с меньшими затратами можно провести на Земле. Америка заморозила проект и вернулась к нему только на международной основе в 90-х годах

Рыночная реформа в России

Целью рыночной реформы в России являлось и остается до сих пор повышение жизненного уровня всех слоев российского общества, который отставал и продолжает заметно отставать от уровня жизни стран с развитой рыночной экономикой. Планово-распределительная экономика не удовлетворяла потребностей населения ни по ассортименту, ни по качеству предлагаемой продукции, нерационально расходовались как материальные, так и людские ресурсы, сельское хозяйство не обеспечивало потребностей страны в продовольствии. Оставаться в плену ленинских догм о преимуществах «социалистической» (читай «планово-распределительной») экономики, очередные «кремлевские мечтатели» продолжали рассказывать народу сказочки о «коммунизме», в которые уже давно не верили сами. Правда о более свободной и зажиточной жизни на Западе проникала в страну, несмотря на Берлинскую стену и ложь советской пропаганды. Ошибочность ленинских догм уже доказывал Китай, который еще в начале 80-х годов под видом «собственного пути к социализму» начал успешно проводить рыночные реформы. Учтя опыт так называемой «культурной революции», Китай проводил и проводит до сих пор экономические реформы последовательно и постепенно, откладывая на будущее проведение политических реформ (демократизацию общества). Можно ожидать, что на фоне несомненных экономических успехов, политические реформы в Китае примут мягкую и национальную форму.

Задачи (проблемы) рыночной реформы достаточно многочисленны, носят как макро-, так и микроэкономический уровень, и их можно разбить на несколько видов. Первый круг задач (назовем их структурными) включает преобразование предприятий в самостоятельных субъектов рыночной экономики (с различной формой собственности), создание рынков, включение субъектов в рыночные отношения, создание законодательной базы и соответствующих институтов (финансовых, налоговых, таможенных, контролирующих и др.), обеспечивающих слаженную работу экономической системы страны. Второй круг задач связан с преодолением сложностей переходного периода: стабилизацией экономики, подавлением инфляции, распространением рыночных отношений на все стороны экономической жизни и недопущением сильного падения уровня жизни населения, иначе теряется популярность реформ у населения.. Третий круг задач связан с повышением эффективности экономики, повышением производительности труда, ускорением экономического роста (т.е. использование преимуществ рыночной экономики) и на этой базе – достижение цели реформы (повышение жизненного уровня населения). Четвертый круг задач связан с разрешением неизбежных социальных (в основном негативных) проблем, порождаемых рыночной экономикой: имущественным неравенством, безработицей, коррупцией, ростом преступности и т.д.

При проведении экономических реформ всегда есть два пути: эволюционный и революционный (радикальный) . Например, Англия промышленную революцию провела эволюционным путем, Франция – революционным путем. Китай, как уже отмечалось выше, проводит рыночную реформу эволюционным путем. Тот же путь избрало большинство восточно-европейских стран и прибалтийские государства. Другой путь (так называемой «шоковой терапии») избрала Польша. Для нее этот путь оказался успешным, и уже через два года после начала реформ экономика страны была стабилизирована, и начался экономический рост. Большинство восточно-европейских стран решили задачи переходного периода в течение 3-5 лет и уже стали членами ЕС.

Россия имеет богатый исторический опыт проведения экономических реформ. Следует вспомнить реформы Петра I, Александра II, Петра Столыпина, приведшие к ускорению экономического развития России. Богатый повод для размышлений дает советский период экономического развития: от политики «военного коммунизма», периода НЭПа до планово-распределительной (централизованной) экономики, к которой Россия (тогда СССР) перешла в начале 30-х годов. Централизованная экономика имела как свои плюсы (особенно в годы второй мировой войны), так и минусы (например, полный развал сельского хозяйства, низкая производительность труда, низкий уровень жизни и т.д.). Минусов становилось все больше, поскольку разрыв в качестве жизни в СССР и странах Запада становился все более заметным. К тому же, на экономический кризис начал накладываться политический кризис, связанный с изживанием идеи партийной диктатуры, возникновением сильных национальных движений в союзных республиках и т.д.

Исторический опыт подсказывает, что эволюционный путь преобразования экономики является более предпочтительным, поскольку позволяет по ходу реформ вносить необходимые коррективы. Ошибочность выбора революционного пути реформирования экономики видно из следующей таблицы, в которой приведены данные ООН по изменению ВВП в некоторых странах Восточной Европы за период 1989-1999 г.г. (в %).

Таблица 10.1.

Любая реформа должна начинаться с постановки целей и стратегического планирования (желательно поэтапного) путей достижения поставленных целей. Первым шагом «шоковой» реформы стал отпуск розничных и оптовых цен на товары и услуги за исключением услуг образования и здравоохранения, которые остались бесплатными. По замыслу реформаторов (сейчас об этом можно прочесть в любом учебнике по рыночной экономике) цены должны были быстро придти к равновесию. Однако, для этого шага не было сделано необходимых предпосылок в виде стабилизации производства (по крайней мере товаров широкого потребления) и накопления необходимого количества товаров по импорту. Далее будет показано, что для быстрого прихода к устойчивому ценовому равновесию на рынке предложение товаров и услуг должно расти быстрее падения спроса на эти товары и услуги. Поскольку необходимых предпосылок не было сделано, только что созданный рынок сразу впал в неустойчивое состояние, и начала раскручиваться спираль инфляции, быстро переросшая в гиперинфляцию. Жизненный уровень подавляющей массы населения стал стремительно падать, за исключением людей, имевших доступ к товарным запасам и импорту. Первый же шаг правительства «реформаторов» обернулся авантюрой, приведшей к дальнейшему падению производства и ухудшению жизни народа.

Ограниченность экономических ресурсов и многовариантность их применения обусловили формулировку понятия "граница производственных возможностей" или "кривая производственных возможностей".

Кривая производственных возможностей (КВМ) - это геометрическое место точек сочетание альтернативных количественных значений двух благ, которые могли бы быть произведены в условиях полного использования всех имеющихся ресурсов.

Анализ кривой производственных возможностей базируется на таких предположениях:

Общество использует все имеющиеся ресурсы, то есть производство функционирует в условиях полного применения ресурсов и достигает наибольшего из всех возможных объемов производства;

Экономика рассматривается по состоянию на определенный момент времени и тем самым предполагается постоянное количество ресурсов и неизменная технология;

В стране производится лишь две разновидности товаров - например, потребительские и инвестиционные.

КВМ свидетельствует, что экономика всегда альтернативна, то есть общество должно выбирать между производством различных товаров путем перераспределения ресурсов. Из точек, расположенных на этой кривой, показывающие различные возможные сочетания выпуска альтернативных товаров, оно должно выбрать самую желанную для него в настоящее время.

При рассмотрении кривой производственных возможностей часто используют такой пример: пусть существует условная страна, которая производит только два вида товаров - пушки и сливочное масло. При этом имеющиеся ресурсы используются полностью. Возможными вариантами распределения ограниченных ресурсов страны для производства этих двух товаров могут быть такие: все ресурсы потратить на производство пушек и не производить масло вообще, или все ресурсы израсходовать на производство масла и не производить пушки. И на самом деле существовать такой вариант, по которому часть ресурсов будет потрачена на производство масла, а часть - на производство пушек. Пусть шкала производственных возможностей создания пушек и масла в этой стране имеет такой вид.

Таблица 1. Шкала производственных возможностей пушек и масла (пример)

Варианты

Орудия, тыс. шт.

Масло, тыс. тонн

По шкале производственных возможностей можно построить график и разместить данные о производстве пушек на вертикальной оси координат, а производство сливочного масла - на горизонтальной. Каждая точка на кривой производственных возможностей (например, точки А, В, С, Б, Е, Б) показывает нам определенный максимальный объем производства двух продуктов - в нашем примере пушек и масла - в условиях полной занятости и полного объема производства. Так, точка А показывает, что страна может произвести 15 тыс. шт. пушек, но при этом все ресурсы будут задействованы и производство масла станет невозможным. Соответственно, точка В показывает, что в условиях производства 14 тысяч орудий ресурсы, которые остались, позволят выработать еще 1 тонну сливочного масла. Каждая точка на КВМ - это определенный максимальный объем производства двух продуктов в условиях полной занятости и полного объема производства. Общество примушене определять, какую комбинацию производства этих продуктов оно желает. Ограниченность ресурсов не позволяет достичь любой комбинации производства двух товаров вне КВМ, например, в точке N. Производство в точке N привлекательно, но невозможно на этой ресурсно-технологической базе. Возможно, в будущем, когда новые технологии позволят из тех самых ресурсов производить больше продукции и произойдет сдвиг кривой производственных возможностей вправо вверх, тогда точка N окажется на новой кривой производственных возможностей и это будет означать вполне реальный вариант производства для страны. Сдвиг кривой КВМ вправо вверх может произойти и за счет использования новых ресурсов, например, приобретенных страной за границей.

Любая комбинация производства во внутренней части КДМ (точка М) возможна, но свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов - неполное нагрузки производственных мощностей, безработица и тому подобное.

Любая комбинация производства двух товаров на КВМ - варианты выбора общества; осуществляя выбор, экономика полной занятости должна потерять часть одного вида продукта, чтобы получить больше другого продукта.

КВМ имеет выпуклую конфигурацию. Эта выпуклость объясняется тем. что какие-то ресурсы могут использоваться более производительно при производстве одного товара (в нашем примере - пушек), другие - при производстве другого товара (в нашем примере - сливочного масла). Во время движения вдоль кривой производственных возможностей вправо вниз, изменяя тем самым структуру производства в пользу увеличения сливочного масла, приходится все больше привлекать сравнительно малоэффективные для его производства ресурсы. Поэтому каждая дополнительная единица выпуска сливочного масла потребует дальнейшего сокращения производства пушек. С приближением к одной из осей координат наклон кривой (к данной оси) будет увеличиваться, то есть будет увеличиваться альтернативная стоимость. В этом и проявляется действие закона увеличения альтернативной стоимости. Закон увеличения альтернативной стоимости показывает, что при замене производства одного блага (А) производством другого блага (В), при условии полного использования имеющихся ресурсов, альтернативные стоимости производства каждой дополнительной единицы блага А расти. Так, в нашем примере альтернативная стоимость увеличения производства сливочного масла с 1 тонны до 2 тонн равна отказе от производства 2 тысяч пушек (переход из точки В до точки С; 14 - 12 = 2).

Рисунок 1. в

Увеличение производства сливочного масла с 2 тонн до 3 тонн означает отказ от производства уже 3 тысяч орудий (переход из точки С до точки Б; 12 - 9 = 3).

Таким образом, кривая производственных возможностей характеризует следующие экономические положения:

Невозможна ни одна комбинация производства товаров, которая описывается точками, расположенными с внешней стороны КВМ.

Выбор из различных комбинаций производства товаров возможен только из тех вариантов, которые описываются точками, расположенными на кривой или внутри нее.

Нисходящий наклон кривой иллюстрирует понятие альтернативной стоимости.

Выпуклость кривой демонстрирует увеличение альтернативной стоимости.

Выводы:

Ограниченность ресурсов заставляет делать выбор способа использования этих ресурсов для удовлетворения потребностей. Экономика - это наука о выборе в условиях ограниченности ресурсов.

Ограниченность ресурсов требует принятия решения относительно выбора способа их использования как на индивидуальном уровне, так и на уровне государственной политики.

Альтернативная стоимость (стоимость упущенной возможности) - это стоимость лучшей (после выбранной) альтернативы, от которой надо отказаться за осуществленный выбор другой альтернативы. Оценка выбора и альтернативной стоимости является субъективной.

Все экономические решения должны учитывать альтернативную стоимость.

Кривая производственных возможностей (КВМ) - совокупность различных вариантов комбинаций производства двух товаров при полном использовании имеющихся ресурсов. Экономика полной занятости и полного объема производства вынуждена жертвовать выпуском одних видов товаров и услуг, чтобы добиться увеличения производства других.

При определении предмета экономической теории было сказано о том, что общество производит товары для настоящего и будущего потребления. Эти товары предназначены для удовлетворения людьми жизненно важных потребностей.

Под потребностями экономическая наука понимает желание людей приобретать и использовать полезные для них товары и услуги.

Экономические потребности подразделяются на основные, или первичные (пища, одежда, жилье и т.д.) и неосновные, или вторичные потребности, к которым относятся все остальные (театр, дискотека, спорт и т.д.).

Потребности человека в принципе безграничны в силу следующих обстоятельств. Во-первых, человек всегда стремится удовлетворять свои основные потребности на более высоком уровне. Во-вторых, постоянно появляются новые, ранее неизвестные потребности.

Потребности, как правило, постоянно опережают возможности их удовлетворения. Поэтому средства удовлетворения потребностей - товары и услуги, или блага, - в большинстве своем остаются ограниченными, или редкими. Экономическая наука занимается только редкими благами. Именно поэтому они называются экономическими.

Поскольку почти все блага считаются редкими, т.е. не существуют в природе в готовом виде и в требуемом для удовлетворения потребностей количестве, общество должно постоянно заниматься производством.

Производство - процесс воздействия человека на природу с целью создания экономических благ.

Чтобы производство осуществилось, должны известным образом соединиться природа, человек и техника, т.е. находящиеся в распоряжении общества ресурсы. В настоящее время экономисты относят к ним:

  • землю (природу), куда включаются все необходимые природные ресурсы;
  • труд, под которым понимается совокупность всех работников;
  • капитал, составными элементами которого являются техника, здания, сооружения и т.д.

Кроме того, в число ресурсов включаются:

  • предпринимательство - способность эффективно использовать перечисленные выше ресурсы;
  • информация.

Эти группы ресурсов часто именуют факторами производства. Они образуют производственный потенциал любой страны.

Необходимость удовлетворения многообразных потребностей при ограниченности располагаемых ресурсов ставит перед обществом проблему экономического выбора. Следует выбрать такой вариант их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах. Или заданного результата необходимо добиться при минимальных затратах ресурсов. Такое, основанное на калькуляции затрат и результатов поведение экономических агентов считается эффективным. В соответствии с ним эффективность экономического выбора может быть определена как

~ . . Результаты

Эффективность =---.

Следует подчеркнуть, что, находясь в состоянии эффективного экономического выбора, общество тем не менее располагает фиксированным количеством ресурсов. Оно в состоянии обеспечить неограниченный выпуск требуемых ему благ. Приходится принимать решение о том, какие товары и услуги следует производить, а от каких отказаться.

Чтобы подробнее проанализировать эту проблему, рассмотрим гипотетическое хозяйство, в котором:

  • - производятся два продукта;
  • - в экономике обеспечена полная занятость и достигнут полный объем выпуска;
  • - количество и качество ресурсов постоянно;
  • - технология производства неизменна.

Предположим, что данное гипотетическое хозяйство

из всего огромного разнообразия благ производит только оружие и масло. Пусть все материальные и людские ресурсы хозяйство направляет на производство масла. Допустим, что 5 млн т - это максимальное количество масла, которое может быть произведено при сделанных нами допущениях. Другая крайность - использование всех наличных ресурсов для производства оружия, которого может быть произведено 15 тыс. шт. Между этими крайностями имеются другие варианты или альтернативные возможности, когда производится некоторое количество масла и некоторое количество оружия. Эти возможности представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Альтернативные производственные возможности

Пусть А и F - возможные крайности. В промежутке А и F , в точках В , С, D и Е масло выпускается во все возрастающих количествах взамен оружия. Оружие «трансформируется» в масло, но не в физическом смысле, а в смысле переключения ресурсов с одного вида производства на другой.

На основе представленных в табл. 1.1 данных может быть построен график (рис. 1.1). Он показывает, как можно заменить или «трансформировать» оружие в масло при принятых нами условиях. Эта кривая получила название кривой производственных возможностей (КПВ), или кривой трансформации. Она выражает следующее существенное обстоятельство. Экономика полной занятости и полного объема производства всегда должна для выпуска одного товара жертвовать другим. Любая точка, лежащая на кривой, показывает максимальный объем производства двух

Рис. 1.1.

благ, который может быть получен при определенном количестве ресурсов и неизменной технологии. Точка U, находящаяся под кривой, демонстрирует, что некоторые ресурсы не задействованы или используются не самым лучшим образом. Точка N, находящаяся за пределами кривой, при данном количестве ресурсов и неизменной технологии недостижима для нашего хозяйства. Таким образом, кривая производственных возможностей проводит границу между областью возможного и невозможного выпуска. Именно поэтому ее именуют также границей производственных возможностей.

При увеличении количества используемых ресурсов и достижении нового уровня технологических познаний произойдет направленный вовне сдвиг границы производственных возможностей. В обоих случаях окажется возможным производить больше оружия и масла, что соответствует экономическому росту. Сдвиг границы производственных возможностей будет симметричным, если эффективность производства обоих благ повысится на одну и ту же величину. Если происходит увеличение эффективности производства одного из благ, то сдвиг носит асимметричный характер. На рис. 1.2 штриховой линией изображена ситуация, в которой эффективность производства оружия возросла, в то время как эффективность производства масла осталась неизменной.


Рис. 1.2.

Граница производственных возможностей отражает следующий важный экономический принцип. Если хотим иметь большее количество какого-либо товара, то, как правило, необходимо уплачивать за него и большую цену, выраженную в других товарах, которыми жертвуем. В нашем примере самая первая единица масла требует, чтобы мы пожертвовали одной единицей пушек, вторая - двумя единицами, третья - тремя и т.д. Таким образом, каждая дополнительно производимая единица масла становится все более дорогостоящей с точки зрения необходимого дополнительного отказа от производства оружия. В таком случае экономисты говорят о росте альтернативных издержек. Издержки производства одного блага, выраженные в единицах другого блага, которым пришлось пожертвовать, называются альтернативными издержками. Любой экономический выбор связан с такого рода издержками.

и закон возрастания вмененных издержек (упущенных возможностей)

Общество стремится использовать свои редкие (ограниченные) ресурсы эффективно, т.е. оно желает получить максимальное количество полезных товаров и услуг, произведенных из его ограниченных ресурсов. Чтобы этого добиться, общество должно обеспечить полную занятость и полный объем производства.

Полная занятость означает полное использование всех экономических ресурсов. Не должны простаивать пахотные земли и капитальное оборудование, необходимо обеспечивать занятость всех работников, кто хочет и способен трудиться, и т.д.

Полный объем производства означает, что ресурсы надо распределять эффективно, т.е. применяемые ресурсы следует использовать таким образом, чтобы они вносили наиболее ценный вклад в общий объем продукции. Чтобы проанализировать проблему экономии, принимаются определенные допущения:

1) эффективность. Экономика функционирует в условиях полной занятости и достигает полного объема производства. Экономическая эффективность - это способность системы в процессе ее функционирования создавать экономический эффект;

2) постоянное количество ресурсов. Имеющиеся факторы производства постоянны как по количеству, так и по качеству;

3) неизменная технология. Технология производства применяется постоянно, т.е. в период проведения аналитических работ она не изменяется;

4) два продукта. Экономика производит только два продукта: средства производства (компьютеры) и предметы потребления (книги).

Производственные возможности - это максимальное количество товаров и услуг, которое может быть одновременно произведено за данный период при данных ресурсах и технологиях. При этом имеющиеся ресурсы используются наиболее полно и эффективно.

Граница производственных возможностей (AF) показывает максимально возможный объем производства конкретного товара или услуги при заданных ресурсах, которыми располагает конкретная экономика. Каждая точка на кривой производственных возможностей представляет какой-то максимальный объем производства двух продуктов. Точка ≪N≫, находящаяся вне кривой производственных возможностей, недостижима

Рис. 3.2. Кривая производственных возможностей

при данном количестве ресурсов и при данной технологии производства. Точка ≪М≫, находящаяся внутри кривой производственных возможностей, показывает, что распределение ресурсов является неэффективным.

Таким образом, только точки на кривой производственных возможностей показывают наиболее эффективные варианты использования имеющихся ресурсов для выпуска определенных товаров и услуг. Любой другой набор будет обозначать либо недоиспользование ресурсов, если точка лежит левее кривой, либо принципиальную невозможность этого достижения при данных ресурсах, если точка лежит правее кривой.

Анализ приведенной кривой производственных возможностей позволяет сформулировать ряд важных экономических принципов (законов).

Закон замещения гласит: при полном использовании ресурсов и неизменной технологии увеличение производства одного продукта приводит к сокращению производства другого.

Общество должно лишь выбрать нужную их комбинацию. При этом придется ≪заплатить≫ за сделанный выбор т.н. вмененными (скрытыми) издержками.

Вмененные издержки - это то, от чего мы отказываемся, когда выбираем из двух наиболее желаемых альтернатив. Чтобы лучше разобраться в этом понятии, обратимся вначале к простому житейскому примеру. Допустим, нам хотелось бы приобрести три блага: велосипед, магнитофон и поездку в Сочи. Однако денег хватает лишь на исполнение одного из этих желаний. Отложив осуществление мечты о Сочи до лучших времен, мы сосредоточиваемся на выборе между велосипедом и магнитофоном. Если решим приобрести велосипед, то магнитофон и будет его вмененными издержками.

Следовательно, вмененные издержки-цена выбора, или упущенная выгода при смене производственных альтернатив; определяется пользой, стоимостью или количеством тех благ, которые принесены в жертву при выборе других (альтернативных) благ.

Анализ изменений вмененных издержек книг и компьютеров показывает, что каждый следующий выпуск одного из этих товаров заставляет жертвовать все большим количеством другого товара, т.е. начинает действовать закон возрастающих временных издержек. Отсюда и вытекает закон возрастающих вмененных издержек (упущенных возможностей, дополнительных затрат), отражающий свойство рыночной экономики, согласно которому для получения каждой дополнительной единицы одного товара приходится расплачиваться потерей все возрастающего количества других товаров, т.е. увеличением упущенных возможностей.

Закон возрастающих вмененных издержек гласит: по мере увеличения объема производства продукта вмененные (предельные) издержки производства каждой новой единицы возрастают.

С законом возрастания вмененных издержек соседствует и взаимодействует закон убывающей отдачи ресурсов, факторов производства. Этот закон устанавливает соотношение между затратами ресурсов, производственных факторов, с одной стороны, и выпуском продукции, товаров и услуг - с другой, т.е. выражает зависимость объема производства от изменения одного переменного ресурса при постоянном использовании остальных.

Закон убывающей отдачи: непрерывное увеличение одного ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов на определенном этапе приводит к прекращению роста отдачи от него, а затем к ее сокращению.

Согласно закону убывающей отдачи экономических ресурсов, прибегая к увеличению использования одного из ресурсов в целях повышения конечного результата, следует помнить, что эффект будет зависеть не только от величины вовлекаемого в оборот ресурса, но и от его соотношения с другими ресурсами.

Закон базируется на необходимости соблюдения определенных пропорций между различными факторами, сложившимися в производстве продукции на основе отсутствия их взаимозаменяемости. Нарушение пропорций, выраженное в чрезмерном росте применения одного из ресурсов, может довольно быстро исчерпать границы взаимозаменяемости ресурсов и в конечном счете приведет к недостаточно эффективному его использованию.