Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Большая энциклопедия нефти и газа. От чистого капитализма

Классификация в науке выступает важнейшим инструментом систематизации явлений и процессов. Ее успешность зависит от правильного выделения критерия (главного признака).

При рассмотрении экономических систем используются разные критерии.

Среди них называют следующие: ® преобладающая форма хозяйствования. Выделяются экономическая система с натуральной формой хозяйствования и экономическая система с товарной формой хозяйствования; 1 ® основные формы собственности. Различаются экономические системы общинного типа, частнособственнического типа, кооперативно-общественного типа, смешанные; ® способ распределения доходов. Выделяются такие типы, как общинно-уравнительный - с распределением доходов по земле, с распределением доходов по факторам производства, с распределением по количеству, качеству и эффективности трудового вклада; ® степень государственного вмешательства в экономику как критерий различает следующие типы экономических систем: свободный (либеральный), административно-командный, экономически регулируемый, смешанный; ® механизм или способ координации действий хозяйствующих субъектов. Выделяются такие типы экономических систем, как традиционный, рыночный, плановый; ® степень открытости включения, в мирохозяйственные связи и отношения.. Различают закрытую и открытую экономические системы; ® степень зрелости экономических систем. Различаются как формирующиеся, зрелые (развитые), деградирующие системы.

В современной экономической литературе (табл. ЗЛ) чаще всего выделяют четыре основных типа экономических систем:

® традиционная экономика; Таблица 3.1 Основные черты Рыночная экономика Командно-административная экономика Смешанная экономика обобществления

производства Обобществление производства в рамках предприятия Экспроприация трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах Преобладающая форма

собственности Экономическая деятельность единоличных предпринимателей- капиталистов Господствует государственная собственность Экономическая деятельность на базе коллективной, частной и государственной собственности Форма бюджетного ограничения Жесткая Мягкая Разнообразные социально регулируемые Стимул к производительно-му труду Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т. д.) . Социалистическое соревнование Факторные доходы Основной принцип производства Принцип соответствия спроса и предложения Воля центрального органа власти, . материализующая принятые политические и идеологические решения Принцип соответствия спроса и предложения Регулирование экономики. Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства Жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.

Д. Сравнительная характеристика различных экономических систем

? " Окончание табл. 3.1 1 2 3 4 Конкуренция Есть Нет Есть Теневая экономика Отсутствует Присутствует 1 Только на запрещенный государством товар (наркотики) Координация Роль, координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и прежде всего система цен Правила и параметры экономического поведения и соответствующее размещение благ определяются воздействием. командующей (управляющей) подсистемы, которой является государство Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ определяется рыночным механизмом и государственным регулированием Ценообразование Ориентируется на предотвращение спада в производстве Государство устанавливает постоянные (фиксированные) цены Гибкие цены Заработная плата Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда Административное установление заработной платы Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении, спроса и предложения на рынке труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату Социальные гарантии Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения ® административно-командная экономика; , ® рыночная экономика; ® смешанная экономика.

Под традиционной экономической системой обычно понимается экономика, основанная на традициях и обычаях, зафиксировавшихся в сознании людей. Это, как правило, экономика натурального хозяйства, обслуживающего себя за счет собственных ресурсов и сил, имеющего замкнутый характер. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладное™ экономики в слаборазвитых странах.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта^ Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и на личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике. В развитии национального предпринимательства огромную роль в экономике слаборазвитых стран часто играет иностранный капитал.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна активная роль государства. *Пе- рераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание мер по социальной защите беднейших слоев населения от безработицы, инфляции и других последствий.

Отличительные особенности традиционной экономической системы таковы: крайне примитивная технология, в первую очередь связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляются на основе решений совета старейшин, предписаний вождей или феодалов. В настоящее время система сохранилась в некоторых наиболее отсталых странах Азии и Африки.

4. Командно-административная система (централизованная, плановая, коммунистическая)

Система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам, а власть сосредоточена в руках центральных органов управления, бюрократического аппарата. Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств.

Характерные черты:

Общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы,

Сильная монополизация и бюрократизация экономики,

Централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйствования.

Хозяйственный механизм имеет ряд особенностей:

1. Непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов.

2. Государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между предприятиями.

3. Государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно директивных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Минусы:

Бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей;

Бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности.

Монополии при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии.

Решение ключевых экономических задач: определение объема и структуры продукции производится центральными плановыми органами. Однако поскольку предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей. Централизованное распределение благ и ресурсов осуществляется без участия непосредственных производителей и потребителей и происходит в соответствии с заранее выбранными как "общественные" целями и критериями (например, развитие ВПК), на основе централизованного планирования. Распределение созданной продукции жестко регламентировано центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств фонда заработной платы, т.е. уравнительный подход к оплате труда.


Система невосприимчива к достижениям НТП и не способна обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития, что сделало неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах.

В таблице 1 приведена сравнительная характеристика рассматриваемых экономических систем.

Таблица 1

Сравнительная характеристика системы свободного предпринимательства, командно-административной и смешанной
экономических систем

- 140.00 Кб

Таблица 1. Некоторые отличия современного капитализма от чистого капитализма

Основные черты Капитализм XVIII-XIX вв. Капитализм второй половины XX в.
Масштабы обобществления производства Обобществление производства в рамках предприятия Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах
Преобладающая форма собственности Экономическая деятельность единоличных предпринимателей- капиталистов Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности
Регулирование экономики Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.
Социальные гарантии Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения

В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР. Например, в настоящее время реализуются общеевропейские программы «Эврика», «Эсприт» и др.

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 30-40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой.

В то же время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность фирмы.

Традиционная система : В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.

В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность - активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения.

Административно-командная система (централизованно-плановая, коммунистическая). Эта система господствовала ранее в странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику 1 .

Характерными чертами административно- командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно- распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам.

Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.

Отличительной особенностью распределения продукции в административно-командной системе являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.

Модели в рамках систем. В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, в административно-командной системе существовали советская модель, китайская и др. В современной капиталистической системе также существуют различные модели. Отметим наиболее известные из них.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП 2 , причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфрастуктуры (транспорт, НИОКР) - на государство.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика и смешанная экономика и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.

2.2 Рыночная экономика

Характеристика рыночной системы

Описание

Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Содержание

Введение____________2
1.История экономических систем________3
1.2Доиндустриальное общество___________3
1.3.Индустриальное общество__________4
1.4.Постиндустриальное общество________4
2.Экономические системы и их сущность______6
2.1Типы и модели экономических систем_______6
2.2 Рыночная экономика. Характеристика рыночной системы______12
2.3.Смешанная экономика_______________________13
2.4.Модели смешанной экономики____________14
Заключение______17
Список используемой литературы_____________

Отличительные черты экономических систем :
рыночной, командно-административной
и смешанной

Непременной принадлежностью экономических систем являются компоненты, части , то есть то, из чего она состоит и без чего она невозможна. Компонентов экономической системы очень много и данная характеристика системы имеет решающее значение при сравнительном анализе различных систем. Национальные экономические системы могут иметь различные компоненты, а при типизации экономических систем данная характеристика имеет решающее значение. Например, при плановой экономике просто не было необходимости в валютной системе или сети коммерческих банков. Хотя проблему и остается дискуссионной, этот признак является решающей при классификации экономических систем.

Второй атрибут - структура системы, совместимость входящих в нее элементов . Система устойчива и функционирует эффективно при совместимости частей " взаимодействие которых обеспечивает развитие системы. Этот признак имеет особое значение для разработки проблем трансформации экономических систем. Разрушение основного элемента системы приводит к разрушению прежней системы, а не основных элементов - к постепенному преобразованию (шоковая терапия или градуализм при проведении реформ).

Третий важнейший признак сложной системы имеет внутреннюю структуру взаимосвязанных элементов ее целенаправленность , ее стремление достичь определенной цели. Вместе со средствами достижения цели – этот признак составляет функциональный аспект системы. Отсюда следует, что трансформация экономической системы – не самоцель, а средство решения определенной целевой функции.

Следующий, четвертый, признак связан с тем, что система функционирует во внешней по отношению к ней среде, с которой связана множеством коммуникации. Целевая направленность системе передается из системы более высокого порядка. По отношению к экономической системе это означает, что данное общество ставит перед ней определенные цели и в зависимости от этого оценивает данную систему посредством определенного набора показателей.
И, наконец, есть управленческий аспект системы , без которого система не может целенаправленно развиваться. Независимо от того, объективны или субъективны управленческие решения, сама системность предполагает наличие этого атрибута.
Характеристика сложных целостных систем может быть намного больше, но мы ограничивались данными атрибутами, которые в достаточной степени показывают возможные направления поисков в экономической теории.

4.3. Типы экономических систем

Классификация в науке выступает важнейшим инструментом систематизации явлений и процессов. Ее успешность зависит от правильного выделения критерия (главного признака).
При рассмотрении экономических систем используются разные критерии. Среди них называют следующие:
. преобладающая форма хозяйствования. Выделяются экономическая система с натуральной формой хозяйствования и экономическая система с товарной формой хозяйствования;
. основные формы собственности. Различаются экономические системы общинного типа, частнособственнического типа, кооперативно-общественного типа, смешанные;
. способ распределения доходов. Выделяются такие типы, как общинно-уравнительный - с распределением доходов по земле, с распределением доходов по факторам производства, с распределением по количеству, качеству и эффективности трудового вклада;
. степень государственного вмешательства в экономику как критерий. Различают следующие типы экономических систем: свободный (либеральный), административно-командный, экономически регулируемый, смешанный;
. механизм или способ координации действий хозяйствующих субъектов. Выделяются такие типы экономических систем, как традиционный, рыночный, плановый;
. степень открытости включения в мирохозяйственные связи и отношения. Различают закрытую и открытую экономические системы;
. степень зрелости экономических систем. Различаются формирующиеся, зрелые (развитые) и деградирующие системы.
В современной экономической литературе (табл. 1.2) чаще всего выделяют четыре основных типа экономических систем:
. традиционную экономику;
. административно-командную экономику;
. рыночную экономику;
. смешанную экономику.

Таблица 1.2. Сравнительная характеристика различных экономических систем

Основные
черты

Рыночная экономика

Командно-административная экономика

Смешанная
экономика

Масштабы обобществления производства

Обобществление производства в рамках предприятия

Экспроприация трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы

Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах

Преобладающая
форма
собственности

Экономическая деятельность единоличных предпринимате- лей-капиталистов

Г осподствует государственная собственность

Экономическая деятельность па базе коллективной, частой и государственной собственности

Форма бюджетного ограничения

Жесткая

Мягкая

Разнообразные социально регулируемые

Стимул к производительному труду

Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.)

Социалистическое
соревнование

Факторные доходы

Основной
принцип
производства

Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения

Принцип соответствия спроса и предложения

Регулирование
экономики

Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства

Жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть

Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращение кризисов и безработицы и т.д.


Конкуренция

Теневая
экономика

Отсутствует

Присутствует

Только на запрещенный государством товар (наркотики)

Координация

Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и прежде всего система цен

Правила и параметры экономического поведения в соответствующее размещение благ определяется воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является государство

Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ определяется рыночным механизмом и государственным регулированием

Ценообразование

Ориентируется на предотвращение спада в производстве

Г осударство устанавливает постоянные (фиксированные) цены

Гибкие цены

Заработная плата

Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения па рынке труда

Административное установление заработной платы

Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения па рынке труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату

Социальные гарантии

Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости

Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение

Создание государственных п частных фондов социального страхования и социального обеспечения

Под традиционной экономической системой обычно понимается экономика, основанная на традициях и обычаях, зафиксировавшихся в сознании людей. Это, как правило, экономика натурального хозяйства, обслуживающего себя за счет собственных сил и ресурсов, имеющая замкнутый характер. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономии в слаборазвитых странах.
Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и на личном труде их владельца. В странах с традиционной экономической системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике. В развитии национального предпринимательства огромную роль в экономике слаборазвитых стран часто играет иностранный капитал.
Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание мер по социальной защите беднейших слоев населения от безработицы, инфляции и других последствий.
Административно-командная экономика. Определяется как такой ее тип, при котором господствует общественная собственность, товарно-денежные отношения имеют формальный характер, а движение ресурсов производства и самопроизводство определяется административным центром на основе системы его команд.
Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств.
Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация, бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Рыночная экономика. Экономическая система, при которой на основе частной собственности движение ресурсов производства и само производство осуществляются под воздействием рыночного механизма регулирования, изменения спроса, предложения и цен, а также экономической выгоды.
Смешанная экономика. В случае соединения и переплетения различных форм хозяйства, формационных образований, цивилизационных систем, а также более сложных сочетаний различных элементов системы можно говорить о смешанных экономических системах (смешанной экономике). Их отличительная особенность - гетерогенность (разнородность) входящих в них элементов.
Смешанные системы существовали в различные исторические периоды. Например, в свое время такой системой был колонат, возникший на основе соединения рабовладельческих и феодальных отношений в Древнем Риме. Применительно к современным условиям смешанная экономика предстает в следующих укрупненных формах:
. смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых «смешение» вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм;
. смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).
Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков и получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в социально-экономической жизни, особенно усилившиеся в послевоенный период. Эти изменения проявились в усложнении форм взаимодействий рынка и государственного регулирования экономики, частного предпринимательства и процесса социализации, а также во все более заметном проникновении в структуру общественных систем постиндустриальных (постэкономических) начал.
Сам термин «смешанная экономика» не имеет однозначного толкования. Его первоначальная и наиболее распространенная трактовка делает упор на сочетание различных секторов экономики (частного и государственного), на разнообразие форм собственности. Вторая трактовка, получившая развитие от кейнсианства, выдвигает на первый план проблему сочетания рынка, рыночного механизма и государственного регулирования. Третья трактовка, инициированная разнообразными социал-реформистическими течениями, основывается на сочетании капитала частного предпринимательства и социальности, общественных социальных гарантий. Наконец, еще одна позиция, вытекающая из цивилизационного подхода, нацеливает на проблему соотношения экономических и неэкономических начал в структуре современного общества.
Указанные трактовки смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу: они лишь отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа развитой экономики и их единство. Смешанная экономика представляет собой одновременное сочетание указанных параметров, а именно: сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций социализации жизни, экономических и неэкономических начал.
Параметры смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью. Однако возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран.
Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно-государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т.д.
Смешанная экономика является целостной системой, выступающей адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на такой уровень произво- дительнных сил и на такие тенденции социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частно-хозяйственной инициативы - социальными гарантиями, также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и уступает «чистым» системам в степени однородности составляющих ее элементов.
В разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими «национальными коэффициентами смешивания» разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияние тех или иных социально-политических сил и т. п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.
Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечивать рост эффективности хозяйственной деятельности, так как полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.
В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам, совхозам.
Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако, поскольку детализировать, предвидеть изменения общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.
Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.
Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов направления средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.
Отличительной особенностью распределения продукции в административно-командной системе являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.
Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижению НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах.
В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, в административно-командной системе существовали советская модель, китайская и др.
Американская модель построена на системе всемирного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.
Американская модель - это либеральная рыночная модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.
Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциальной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, а создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите).
Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды - с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.
Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не существовало. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные ограничения ради процветания страны.
Японская модель - это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой рыночные отношения опосредуются активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.
Шведская модель - модель «скандинавского социализма», которая отводит государству место верховной социально- экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и «скандинавским социализмом» на практике стираются.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов, например в 80-х гг. XX в. достигла 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) - на государство.
В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика, и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.
Современные развитые страны взяли курс на построение социально регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе понятия «смешанная система хозяйства».
Экономические системы в реальной жизни развиваются и изменяются. Общим для разных экономических систем является то, что они проходят со временем одинаковые этапы: возникновения, утверждения, расцвета, увядания, умирания. Но история разных систем тем не менее различна. Основополагающая прогрессивная тенденция развития экономических систем связана со способностью системы обеспечить условия для все большей развитости и совершенства людей.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите основные исторические классификации экономических систем.
2. Что образует структуру экономической системы?
3. Чем отличаются различные подходы к изучению экономических систем?
4. Какие известны типы и виды экономических систем?
5. Раскройте важнейшие черты белорусской модели экономики.
6. Назовите основные источники развития экономических систем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев, В.Г. Системность и общество / В.Г. Афанасьев. М., 1980.
2. Булатов, A.C. Экономика/A.C. Булатов. М., 1995. Гл. 1.
3. Лутохина, Э.А. Экономические системы / Э.А. Лутохина. Минск, 1998.
4. Макконнелл, K.P. Экономикс: в 2 т. / K.P. Макконнелл, С.Л. Врю. М., 1992. Т. 1. С. 47-49.
5. Экономическая теория: системный курс: учеб. пособие / под ред. Э.И. Лобковича. Минск, 2000.