Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Условия возникновения рыночной экономики. Рыночная экономика: условия возникновения, сущность, виды и структура

Глава 1. Общая характеристика рыночной экономической системы

Условия возникновения рыночной экономики

Условия возникновения и развития рыночной экономики формируются в ходе длительного исторического процесса перехода от традиционной к рыночной экономике. Важнейшими из них являются общественное разделение труда и специализация, развитие частной собственности на средства производства, личная заинтересованность производителей и собственников, свобода выбора и свобода передвижения факторов производства, государственное вмешательство в экономику, нравственные нормы.

Первое условие - разделение общественного труда, возникшее в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней возникновения разделения труда. Первая из них - отделение скотоводства от земледелия, вторая - выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья - возникновение купечества.

Разделение труда неизбежно требует обмена. Уже древни скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы соответственно в пище. Обмен все более расширялся. Сначала он шел лишь в нутрии общины, затем возник межобщинный обмен. Первоначально он имел примитивные формы.

Второе условие - это экономическая обособленность или автономность производителей, возможность или свобода для каждого экономического субъекта стремится к обеспечению своих частных интересов и разделения труда между товаропроизводителями. Товарный обмен предполагает обязательное стремление к эквивалентности. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на основе частной собственности в дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность. Но обязательно ограниченную каким-либо локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием и т.д.).

Третье условие связано с углубление и развитием общественного разделения труда, в том числе специализации и кооперации производства. На определенном этапе развития натурального хозяйства стало ясно, что любое многочисленное общества людей не сможет прожить за счет собственного самообеспечения при возрастающих потребностях, поэтому различные группы производителей специализируются на выпуске одного какого либо вида продукта, предлагая его в обмен на все остальные необходимые для жизни. Постепенно такая практика расширяется и приводит к разрушению натурального хозяйства, образованию товарного производства. Рынок формируется в ходе и результате развития товарного производства. (Рис. 1.1)



Рыночная экономика вначале развивалась внутри натурального хозяйства, выполняя второстепенные функции в народном хозяйстве в течение длительного времени. В отдельных странах рыночная экономика развивалась более быстрыми темпами по сравнению с другими странами, поэтому в них рыночная экономика стала господствующей формой в XVII в., в других странах - в XVIII в., в третьих - лишь в XIX в.

На данном этапе развития общества рыночная экономика является самой распространённой экономической системой в мире на рубеже XX-ХXI вв. и самой эффективной с точки зрения долгосрочного экономического развития. В направлении к рыночной экономике развиваются как страны с переходной экономикой нового типа, так и переходные экономики традиционного типа в развивающихся странах. Поэтому не случайно основное внимание уделяется анализу особенностей и закономерностей рыночной экономической системы.

1.2. Рыночная экономика и ее сущность

Рыночная экономика - это такая экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов через движение спроса и предложения, через систему цен и прибылей.

Главный признак экономики рыночного типа - раскрепощение от внешнего вмешательства, подчинение законам и воле людей формы и способы экономической деятельности, дающие возможность в полной мере проявляться хозяйственной самостоятельности. Рыночная экономика - это экономика незакрепощенного, но цивилизованного предпринимательства. Ее нельзя считать однозначной, характеризуемой единым свойством. В соответствии с ее назначением представляется, что это экономика большого рынка. Но не в этом суть рыночной экономики. Экономика - не только рынок купли-продажи. Скорее, следует говорить об экономике рыночных отношений, пронизывающих воспроизводственный процесс, включая производство, распределение, обмен, потребление общественного продукта.



Не существует и единого принципа построения и функционирования рыночной экономики, т.е. принципа «рыночности». Фактически речь идет о целой системе, совокупности принципов, которые, будучи вместе взятыми, с учетом их взаимной связи и взаимодействия, характеризуют рыночную экономику, механизм ее действия. Рыночная экономика - это сложная система экономических связей и отношений, в которой необходим анализ спроса и предложения, издержек производства, денежного хозяйства, экономического роста и пр.

Фундаментальной характеристикой рыночной системы является частная собственность, которая позволяет отдель-ным лицам или предприятиям по своему усмотрению при-обретать, контролировать, применять и реализовывать мате-риальные ресурсы. На основе частной собственности реализуются свобода предпринимательства и свобода выбора.

Свобода предпринимательства означает, что частное пред-приятие вправе приобретать экономические ресурсы, орга-низовывать процесс производства из этих ресурсов товаров и услуг по собственному выбору и продавать их на рынках, исходя из интересов фирмы. Предприятие может свободно вступить в какую-либо конкретную отрасль или выйти из нее.

Свобода выбора предполагает, что владельцы матери-альных ресурсов и денежного капитала могут использо-вать или реализовывать эти ресурсы по своему усмотре-нию. Она означает также, что работники вправе заняться любым видом труда, на который они способны. Наконец, она позволяет потребителям свободно, в пределах своих денежных доходов, покупать товары и услуги в таком наборе, который они считают для себя наиболее подхо-дящим. Свобода потребительского выбора оказывается самой широкой из этих свобод. Потребитель в рыночной экономике занимает особое положение; в определенном смысле он обладает суверенитетом. Свобода предприни-мательской деятельности, в конечном счете, зависит от потребительских предпочтений.

В основе свободы выбора лежит личный интерес. Каждая экономическая единица в состоянии делать то, что выгодно ей самой. Предприниматели стремятся полу-чить большую прибыль, владельцы материальных ресур-сов -- более высокую цену при продаже или сдаче в аренду этих ресурсов, работающие -- большую оплату за свой труд, потребители продукции или услуг -- приобрести это благо по самой низкой цене.

Свобода выбора служит основой конкуренции, или экономического состязания. Конкуренция предусматри-вает:

наличие на рынке большого количества независимых покупателей и продавцов каждого блага (ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество продукции, которое бы могло повлиять на ее цену);

не существует искусственных юридических или институ-циональных препятствий для расширения или сокращения отдельных отраслей (производитель может легко вступить в какую-то отрасль или покинуть ее).

Вместе с тем в общей массе принципов и признаков рыночной экономики нет равнозначности, понимаемой как относительное равенство значимости каждого из них. Можно выделить ведущие главные принципы, имеющие решающее, определяющее значение. Другие же принципы оказываются частными, производными, второстепенными.

Любая экономика развивается на основе объективных законов, они едины для всякой общественно-политической и социально-экономической системы, носят универсальный, всеобщий характер, и в этом отношении аналогичны физическим и биологическим законам. Но законы экономики проявляют себя в деятельности общества и отдельных людей, действуют в определенной социально-экономической среде. А эта среда не пассивна. Ее главные элементы - человек, социальные группы, общество, власть - в пределах условий и ограничений, определяемых объективными законами, обладают значительной степенью свободой выбора, действуют в соответствии с собственной волей.

Таким образом, всегда существует пространство экономических действий, содержание и способ осуществления которых зависит от людей и определяются ими либо индивидуально, либо групповым, либо общественным образом. Смысл рыночной экономики в том, что она образует достаточно свободное раскрепощенное пространство экономических действий, проводимых в рамках установленных государством и обществом законов, правил, норм экономического поведения.

К примеру, законы спроса и предложения лежащие в основе рыночного механизма ценообразования не определяют однозначно величину цен. Конкретные значения цен и даже способы ценообразования определяются правилами поведения участников экономической системы. Каждый участник избирает либо сам, либо согласно государственным установлениям в пределах зоны, предоставляемой экономическими законами, правилами, воплощающие социально- экономическую психологию и идеологию, которой он руководствуется. Наиболее важные правила такого рода, соблюдаемые большинством участников, образуют принципы, Чем полнее принципы согласованы с законами, тем эффективнее действует экономическая система, тем она более справедлива и объективна.

В отличии от экономических законов, принципы не носят всеобщего универсального характера, зависят от вида, типа общественно-политической, экономической системы и в определенном смысле даже характеризуют систему с точки зрения господствующей государственной идеологии и общественной, социальной психологии

Рассматривая, усваивая принципы рыночной экономики, ее отличия от централизованно управляемой, огосударствленной экономики, необходимо понимать, что в чистом виде не существует ни той, ни другой экономики. Рыночная экономика, есть по существу, смешанная экономика, в которой рынок сочетается с государственным регулированием.

Механизмом, координирующим деятельность всех субъ-ектов, являются рынок и цены. Рынок - это механизм, с помощью которого осуществляется контакт между носите-лями спроса и предложения. На основе согласования интересов этих двух субъектов формируется система цен на про-дукты и услуги.

Рассмотрим, как рыночная система осуществляет ко-ординацию индивидуальных, свободно принятых реше-ний.

Вопрос о том, какие товары и в каком объеме следует производить, решается на основе интересов предприятия. Эти интересы состоят в получении прибыли. В соответствии с этим производиться будут лишь те товары, которые обеспе-чивают получение прибыли. Решение об этом принимается путем сравнения общего дохода, получаемого от продажи конкретного продукта, и экономических издержек производ-ства.

Экономические издержки представляют собой платежи, которые необходимо произвести, чтобы приобрести и сохра-нить в своем распоряжении нужное количество ресурсов. Они складываются из заработной платы, жалованья, процента на капитал, рентных платежей за землю, выплат предпринима-телю за выполнение им функций по организации производ-ства. Плата за выполнение этих функций предпринимателем составляет нормальную прибыль. Следовательно, продукт будет производиться лишь тогда, когда общий доход от его продажи обеспечивает кроме компенсации платы, процента и ренты также и нормальную прибыль. Если же общий доход выше нормальной прибыли, то это превышение составляет чистую, или экономическую, прибыль, которая накаплива-ется у предпринимателя, берущего на себя весь риск и выполняющего функции главного организатора операций фирмы.

Получение отраслью экономической прибыли свидетель-ствует о том, что эта отрасль процветает, и служит сигналом к ее расширению. Происходит перемещение в эту отрасль фирм из менее прибыльных секторов. Однако для этого процесса характерно самоограничение. С вступлением но-вых фирм растет предложение продукта, что постепенно снижает его рыночную цену до уровня, при котором эконо-мическая прибыль исчезает совсем. При нулевом значении экономической прибыли отрасль достигает «равновесного объема производства».

При получении прибыли ниже нормальной у фирмы возникает убыток. Такая отрасль является сокращающей-ся. Фирмы из этой отрасли стремятся перейти в другие отрасли, приносящие нормальную или превышающую ее прибыль. Одновременно с этим происходит сокращение рыночного предложения по сравнению со спросом, а цена продукции повышается, пока, со временем, убытки не лик-видируются.

Сигналами для расширения или сокращения производст-ва служит получаемая экономическая прибыль. Она же за-висит от потребительского спроса на продукцию. Покупая ту или иную продукцию, покупатель декларирует свои пот-ребности, голосует за ту или иную продукцию. Увеличение потребительского спроса, т. е. увеличение числа голосов, поданных за продукт, и означает экономическую прибыль для отрасли.

Таким образом, предприятия отнюдь не «свободны» про-изводить то, что они желают. Потребительские предпочте-ния, которые обусловливают прибыльность одних продук-тов и убыточность других, ограничивают свободу выбора фирм.

Это утверждение также справедливо в отношении пос-тавщиков ресурсов. Спрос на ресурсы производный от спроса на товары и услуги. Так как только те фирмы, которые производят товары, пользующиеся спросом пот-ребителей, могут работать с прибылью, то именно эти фирмы предъявляют спрос на ресурсы. Следовательно, рыночная система передает потребительские сигналы производителям ресурсов и добивается от них надлежащего ответа. Таким образом функционирует механизм распределения ресурсов между отдельными отраслями, направляя их на производство благ, пользую-щихся достаточно высоким спросом, и лишая неприбыль-ные отрасли редких ресурсов.

Рыночный механизм вынуждает фирмы применять тре-бующую наименьших издержек, а поэтому экономически самую эффективную, наиболее производительную техноло-гию (оптимальную комбинацию производственных факто-ров, необходимых для производства продукции, при мини-мальных затратах на приобретение этих факторов). Самая эффективная технология обеспечивает фирме получение наибольшей прибыли.

Рыночная система играет двойственную роль в распре-делении созданного в экономике продукта. Получаемый каждым индивидуумом денежный доход определяется ко-личеством и видами ресурсов, которые он поставляет на рынок, и ценами, по которым он может продать свои ресурсы. Цены на ресурсы играют ключевую роль в фор-мировании денежного дохода потребителя. Цены на про-дукты, в свою очередь, определяют структуру расходов потребителя.

Рыночная экономика обладает механизмом адаптации к меняющимся предпочтениям потребителя, технологиям производства, структуре поставляемых ресурсов. Через из-менения спроса на продукцию передается сигнал об изме-нениях в структуре потребительского спроса. Это влечет за собой изменение спроса на ресурсы, и, соответственно, корректируются каналы их распределения. Производители более привлекательных товаров могут платить более высокие цены за ресурсы, отвлекая их тем самым из других секторов экономики.

Конкурентная рыночная система содержит стимулы для технического прогресса. Новаторское применение техноло-гии, снижающей издержки производства, обеспечивает ин-новационной фирме временное преимущество перед конку-рентами. Снижение издержек означает получение экономи-ческой прибыли. Передавая потребителю часть экономии от снижения издержек в форме снижения цены продукта, ин-новационная фирма может добиться значительного увеличе-ния сбыта и получения высокой экономической прибыли. В рыночной системе создается обстановка, способствующая быстрому распространению новых технологий. Конкуренты, если не хотят роста убытков и банкротства, должны посто-янно внедрять новые технологии.

Снижение цены на продукт, вызванное техническим про-грессом, ведет к расширению инновационной отрасли вслед-ствие увеличения объема производства существующих фирм или вступления в отрасль новых фирм. Другими словами, происходит переключение ресурсов из менее технически прогрессивных в более прогрессивные производства. Тем самым формируется оптимальная производственная струк-тура страны.

Важным аспектом функционирования конкурентной рыночной системы является то, что она обеспечивает совпа-дение частных и общественных интересов. Фирмы приме-няют самую экономичную комбинацию ресурсов, поскольку это отвечает их частной выгоде. С другой стороны, и в ин-тересах общества, чтобы редкие ресурсы использовались наиболее эффективными способами.

Рыночная система способствует эффективному распреде-лению ресурсов. Она обеспечивает общество наибольшим количеством необходимых товаров из имеющихся ресурсов. Это означает максимальную экономическую эффективность.

1.3. Государственное регулирование

Как уже отмечалось, рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. При отсутствии необходимого и достаточного государственного регулирования в действие неизбежно вступают стихийные регуляторы. Они также «наводят порядок» в экономике, восстанавливают своеобразную равномерность и пропорциональность, но ценой кризисов, глубоких спадов производства и потребления, безработицы, социальных напряжений и взрывов. Там, где не управляет государство, правит мафия, рэкет, олигархи, коррумпированные чиновника.

В цивилизованной рыночной экономике характеризующейся наличием системы ориентиров выражающих общегосударственные, общенациональные интересы, и обладающей высоким уровнем организованности, разрушительной силе стихии противостоит государственное регулирование. Государственное регулирование в заметной степени ассоциируется с централизацией управления экономикой, поэтому к нему относятся отдельные положения, высказанные ранее по отношению к централизации.

Как правило, государственное регулирование рыночной экономики - это необходимое для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие его надежной работы организующее, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении, контроле за соблюдением. С другой стороны, организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами.

Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. Изымая средства необходимые для общегосударственных нужд и распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику, таким образом, чтоб оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

Регулирующая роль государства может осуществляться методами, которые адекватные рыночным формам хозяйствования. Для этого следует разработать целевые программы развития определяющих сфер хозяйства. Обеспечить поддержку приоритетных направлений экономического развития, выделения для этих целей кредитов, уменьшение налогов; стимулирования развития производства, а не посреднической деятельности, разных социальных форм хозяйства; создать благоприятные условия для привлечения в страну частного иностранного капитала, прежде всего в форме прямых инвестиций к производственной сфере, областей, которые вырабатывают товары потребления.

Государство может регулировать выпуск национальной денежной единицы, осуществлять контролируемую эмиссию, обеспечивать взаимодействие национального рынка с международным.

Регулирующая роль государства может состоять в обеспечении равновесия в обществе. И чем большие отклонения от равновесия, тем более сильными должны быть регуляторы.

1.4. Функции, выполняемые рыночной экономикой

Рынок вы-полняет ряд следующих функций.

Наиважнейшие функции рынка таковы.

Регулирующая функция. Рынок регулирует все экономические процессы - производство, обмен, разделение и потреблении, определяя пропорции и направления разделения экономических ресурсов на макро- и микроуровнях за счет расширения или сужения спроса и предложений. Рынок способствует формированию оптимальной структуры экономики, сти-мулируя расширение наиболее перспективных отраслей. Он также действует в направлении повышения эффектив-ности, как всего общественного производства, так и от-дельного вида продукции. Внутриотраслевая рыночная конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, ведет к росту производительности труда, повышению качества продукции. Перелив капиталов между отраслями обес-печивает ускоренное развитие наиболее прибыльных и эффективных отраслей.

Стимулирующая функция. Рынок побуждает производителей товаров и услуг к снижению затрат, повышению качества и потребительских свойств товаров. Он создает действующий механизм мотивации труда, стимулирует повышение эффективности экономики на основе внедрения самых п передовых достижений НТР.

Функция информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит и другие экономические индикаторы рынок дает участникам произ-водства объективную информацию о необходимом количес-тве, ассортименте и качестве товаров и услуг. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное про-изводство с меняющимися условиями рынка.

Функция посредническая. Именно на рынке производители находят друг друга и обменива-ются результатами своей деятельности. Без рынка прак-тически невозможно определить, насколько взаимовыгод-ной является та или иная технологическая и экономичес-кая связь между конкретными участниками производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбора наиболее подходящего покупателя.

Функция ценообразующая. Именно на рынке происходит признание произведенных затрат. Рынок признает не все затраты, а лишь те из них, которые не пре-вышают сложившийся в данный момент уровень, признава-емый обществом.

Функция селективная. Рынок осуществляет «естественный отбор» в экономике. Другими словами, эко-номическая структура очищается от экономически неустой-чивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц. Для раз-вития наиболее предприимчивых и эффективных создаются наиболее благоприятные условия.

Разделительная функция. Доходы производителей и потребителей в рыночной экономике дифференцируются через цены, обуславливая социальное расслоение общество по доходам.

Функция санации. Рынок через конкуренцию очищает экономическое пространство от неконкурентоспособных производств и поддерживает самые эффективные. Этот механизм санации экономического окружения деперсонализованный и поэтому не может быть справедливым.

Аллокационная функция. Рынок обеспечивает производство оптимальной комбинации товаров и услуг с помощью эффективных комбинаций ресурсов. Эффективной считается такая комбинация ресурсов, при которой товары и услуги производятся с минимальными альтернативным затратами. (Рис. 1.3.)

2 Развитие рыночной экономики в современном обществе

2.1 Условия возникновения рыночной экономики в Украине

Провозглашение 24 августа 19991 года Украины независимым суверенным государством не только явилось важной вехой в истории украинского народа, но и открыло реальные возможности для создания нового, динамичного народного хозяйства рыночного типа.

Перемены в общественно-политической жизни государства привели к коренной перестройке экономических отношений. Было раз и навсегда покончено с однопартийной системой и идеологической монополией и вместе с ними - с командно- административными принципами руководства в экономике, которые сдерживали развитие экономических процессов в рамках социалистической модели экономического развития, оторванной от современных достижений общемирового процесса, социального и научно-технического процесса. Украина твердо стала на путь радикальных экономических реформ.

Однако переход от командно-административной экономики к рыночной, т.е. к принципиально новой системе хозяйствования, не мог оказаться безболезненным. Переходный период в Украине охарактеризовался глубоким социально экономическим кризисом, который выразился в спаде производства, развале финансовой системы, снижении жизненного уровня народа, инфляционных процессах, безработице и прочих негативных явлениях.

С подобными ситуациями столкнулись все посткоммунистические страны Центральной и Восточной Европы, избравшие путь демонтажа командно-административной системы и создания современной, основанной на рыночных отношениях, национальной экономики.

Единственно возможным средством выхода из такого кризиса является дальнейшее преобразование экономики, создание условий для всестороннего развития предпринимательства и дальнейшего развития рыночных отношений.

Сегодня люди в Украине уже умеют считать деньги и начинают понимать, что их экономическое благосостояние зависит не от государства, а в первую очередь - от них самих. Со своей стороны государство проводит политику, направленную на обеспечение формирования нового класса - класса предпринимателей, который призван играть решающую роль в экономик, выступая реальным конкурентом государственным предприятиям.

2.2 Рыночная модель для Украины

Мировой опыт показывает, что при выборе определенной модели экономики и ее реализации нужно учитывать общее и специфическое, которое есть содержанием переходной экономики, в стадии которой находится Украина.

Вместе с тем обязательно следует иметь в виду, что общие закономерности для переходной экономики неодинаково выражаются в разных условиях, скажем, в условиях восточной и западной цивилизации.

Закономерностью переходной экономики есть нестабильность и нестойкость, поскольку в ее основе лежат разногласия старых и новых форм хозяйствования, которое приводит к быстрым качественным изменениям в экономической и социальной жизни общества. В связи с этим надо предусматривать альтернативные пути ее развития. Потенциально существует широкий спектр перспектив: от возвращения в определенной форме к авторитарно-бюрократической системе и до постиндустриального общества; от коррумпированной теневой экономики до праволиберальных, основанных на частной собственности систем. Следует учитывать и то, что альтернативность имеет определенные границы, которые обусловленные объективными и субъективными факторами. Среди многих вариантов есть оптимальный для той или другой страны. Критерием этого выбора есть как общие тенденции развития мировой цивилизации, так и учет реальных ресурсов, национальных особенностей, исторических традиций, географического и геополитического положения. Итак, формировать экономическую стратегию, направленную на построение определенной модели рыночной экономики, следует, опираясь на пересчитанные факторы.

Особенностью экономики Украины есть то, что перед началом рыночных трансформаций она представляла собой административно-командный тип, где доминировал тотальный монополизм: собственности, централизовано директивного принятия решений и технологический монополизм. Было много предприятий, которые вырабатывали 60-100 процентов определенного вида продукции. Такая монополия не является рыночной. Она не предусматривает конкуренции, рыночного отношения, делает хозяйничающим субъектом систему государственных учреждений, а предприятия выполняют лишь производственные функции.

Отрицательное влияние на формирование рыночного отношения в Украине имеет и то, что его экономика крупномасштабная с незавершенным циклом производства, а также отбивает специализацию в бывшем Советском Союзе на трудной промышленности, военно-промышленном производстве и добывающих областях. Именно это сегодня воссоздает недостаток товаров народного потребления, с одной стороны, и техническую и технологическую отсталость - из другого. Это порождает огромную потребность в приобретении нефти и газа на мировом рынке, а отсюда проблемы с торговым балансом, перекосы в ценах на внутреннем рынке.

Создания достаточного количества предприятий в Украине, которые бы формировали конкурентную среду, может осуществляться двумя путями: реформированием существующих предприятий и созданием новых. Первый путь предусматривает: демонополизацию; разгосударствление и приватизацию; привлечения отечественных и иностранных инвестиций для структурной перестройки предприятий; диверсификацию. Второй путь ставит цель содействия развития маленького и среднего бизнеса; привлечения отечественных и иностранных инвестиций для создания новых предприятий, а также реструктуризации устаревших, тех, которые требуют полного обновления.

2.3 Проблемы и перспективы развития

В наших же условиях экономика Украины еще достаточно долго будет оставаться постсоциалистической и полурыночной. А это означает существование в течение относительно продолжительного времени наряду с нарождающимся частным сектором мощного государственного, предусматривающего необходимость достаточно жесткого макроэкономического регулирования.

Говоря о том, какие существенные стороны социально ориентированной экономики необходимо будет адаптировать на Украине, нужно исходить из сходства (пусть и отдаленного) между современной экономической ситуацией в Украине и в тех странах, которые первыми стали исповедовать принципы кейнсианства и неолиберализма.

Выйдя из Союза, Украина унаследовала монополизированную, милитаризованную, центрально управляемую экономику. Среди важнейших задач на сегодняшний момент является отказ от жесткого административного регулирования и демилитаризация экономики, ее структурная перестройка на началах приоритетности производства социально значимой продукции.

Пропорции между частным и государственным секторами будут постепенно изменяться в пользу первого, но все таки предстоит длительный период их сосуществования. Этот симбиоз с его всевозможными конфликтами и трениями будет неизбежен в течение довольно долгого срока.

Учитывая то, что Украина имеет могущественный индустриальный и научно-технический потенциал, подготовленные кадры, нецелесообразно избирать модель рыночной экономики, в которой преобладает мелкая частная собственность и экономика регулируется исключительно рыночными законами. Этот путь был бы не прогрессом, а регрессом и вел бы к временам А. Смита и соответствующих методов экономической жизни, где все решало свободное ценообразование.

Модным есть так называемый либерализованный подход, сущность которого состоит в том, что если не мешать экономике, развиваться самой по себе за присущими ей принципами, то Украина скоро войдет в мировой рынок.

Распространенный лозунг "полную свободу перемещению капиталов, товаров, людей" - не только популистское, а и некорректное. Кто может сегодня назвать такую страну, где этот лозунг был воплощенный в жизнь? Каждая страна, вступая в экономические отношения с другими странами, стремится по возможности полнее реализовать свои интересы. Именно поэтому она вводит квоты, лицензии, таможенные барьеры относительно иностранных товаропроизводителей. Соответствующая политика ведется относительно миграции рабочей силы. Ведь каждому понятно, если дешевая рабочая сила ринется в страну без любых ограничений, то это, с одной стороны, уменьшит покупательную способность национального рынка страны, поскольку снизится платежеспособность занятых в областях, куда вольется эта рабочая сила, а с другого - приведет к социальным обострениям в стране, из-за того, что уменьшится заработная плата, часть работников вообще перейдет к разряду безработных.

Допуская иностранный капитал в экономику, надо также регулировать эти процессы, ведь они могут привести к потерям в определенных областях производства, дальнейшего искажения экономики, которая превратится на технологический придаток развитых стран, где происходят экологически вредные или бесперспективные процессы.

Опыт переходного периода пост социалистических стран, в том числе Украины, свидетельствует: путь к рынку в "стихийном режиме", самоплавом - не только не эффективный, но и приводит к чрезвычайно большим потерям во всех сферах жизни, отбрасывает общество назад на десятки лет.

Ориентиром при переходе к рыночной экономике для Украины должны быть современные развитые страны, для которых характерная смешанная экономика, которая основывается на разных формах собственности. Доминирующей при этом есть корпоративная собственность, взаимодействие конкуренции и регулирования со стороны государства, высокая социальная защита населения, социальная ориентация экономического развития.

Следует также учитывать, что рынок нельзя построить, скажем, за шведским, американским или еще каким-то образцом. Он есть неотъемлемым элементом экономики. Рыночное отношение в Японии, Италии, Бразилии, Алжире разные. Характерными особенностями современного развитого рынка есть высокая организованность, интеллектуальное кадровое обеспечение его учреждений, научно обоснованные правовые основы.

Построение такого рынка заняла значительное время и при этом происходила на хорошо развитых товарно-денежных отношениях. Современные развитые страны на это израсходовали весь послевоенный период (3-4 десятилетия); Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур - приблизительно два десятилетия. При этом рынок "маленьких азиатских драконов", как называют последние четыре страны, хотя и есть развитым, отличается от рынка европейских стран и американского. Он, как считают специалисты, не является моделью открытой рыночной экономики.

Украина может строить такую модель рыночной экономики, которая более всего отвечает особенностям ее развития, структуре экономики, географическому положению, менталитета народа.

Для Украины наилучшей есть модель социально ориентированного рынка, который в конечном итоге будет подчинять деятельность своих функциональных структур удовлетворению материальных и духовных потребностей человека.

Такая стратегия должна основываться на четко определенных приоритетах экономического развития, которые оказывали содействие бы достижению указанных целей. Важно избрать правильный путь перехода к рынку. Эволюционный путь основывается на поэтапном и постепенном введении рыночного отношения в течение продолжительного периода (10-15 лет). Ускоренный путь, или "шоковая терапия", на первый взгляд, выглядит как простой, так как к рынку можно перейти за короткий срок (были предложения за 400-500 дней, 2-3 года). Привлекает он тем, что цель достигается быстро. Использовался даже такой образ. Хвост коту можно отрубить частями, а можно сразу. В первом случаи животное страдает каждый раза, а во втором - лишь раз, а эффект один и тот же. Сущность такого подхода состоит в том, что на основную массу товаров и услуг сразу вводят свободные цены. Возрастания их ограничивается проведением предельно жесткой финансовой и кредитной политики. Она есть ключевым элементом этого варианту. Максимально сокращается государственный сектор. Социальная поддержка населения устанавливается на минимальном уровне.

Приверженцев "шоковой терапии" в нашей стране было вдоволь, как и пророков и советников разных западных школ, в том числе чикагской (монетариской школы). Тем не менее, все они, во-первых, не видят отличий не только между Украиной и Россией, а и Украиной и Чили, между крестьянином, сформированным коллективным ведением хозяйства, и фермером, который работает в рыночной среде. Во-вторых, все они без исключения проявляют заботу не об интересах Украины, а о своих собственных интересах, интересах своих компаний, стран. В-третьих, монетаризм в его классическом понимании сводится к свободному рынку, где равновесие в обществе достигается за счет денежной политики, свободного ценообразования. В наших условиях многоуровневого монополизма (собственности, технологии, управления) это предопределяло разрушение экономики, дестабилизацию общества.

Основы рыночной экономики в Украине должны вводиться ускоренно, но без "шока".

Поэлементный, эволюционно-радикальный путь объединяет постепенность, поэтапность и государственные регулирования цен на важнейшие товары, с одной стороны, и прибылей - с друг. Внезапно перейти к рынку не удастся, так как в Украине, в сущности, нет развитой инфраструктуры, без которой не может существовать современный рынок. Экономика требует радикальной структурной перестройки. Без этого невозможно наполнить внутренний рынок потребительскими товарами, занять видное место на международном рынке. Для того чтобы достичь этого, нужны огромные капитальные ресурсы. Ожидания на помощь извне - нереальные, их надо искать внутри страны, в ее современной экономике. Острым есть дефицит на квалифицированные предпринимательские кадры для работы в банках, на биржах и т.п.Именно поэтому для построения эффективной рыночной экономики Украина может демонтировать старую хозяйственную систему и постепенно вводить рыночные элементы.

Решения этой сложной задачи требует, с одной стороны, ускоренного перехода к рынку, а с другого - выхода экономики из кризы. Такими являются реальные обстоятельства, с которыми нельзя не считаться, избирая стратегию перехода к социально ориентированной рыночной экономике.

Результаты экономических преобразований, осуществляемых на таких основах, будут детерминированными, неповоротными, ускоренными и, что в особенности важно, достигнутые в условиях социального согласия.

Заключение

В данной курсовой работе произведен обзор и анализ современной экономической системы рыночной экономики. Обозначены условия ее возникновения и развития в ходе длительного исторического процесса перехода от традиционной к рыночной экономике. Выявлено, что главными условиями возникновения были: общественное разделение труда, обособление субъектов хозяйствования, обусловившее наличие разных форм собственности, и в дальнейшем свободный обмен ресурсами, который обеспечил свободное ценообразование и эффективное производство.

Выяснили, что на данном этапе развития общества рыночная экономика является самой распространённой экономической системой в мире, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. Главным ее признаком является раскрепощение от внешнего вмешательства, подчинение законам и воле людей формы и способы экономической деятельности, дающие возможность в полной мере проявляться хозяйственной самостоятельности.

У рыночной экономики есть ряд преимуществ: высокая экономическая эффективность, рациональная структура экономики, отсутствие дефицита товаров и услуг, действующий механизм мотивации труда, надежный механизм адоптации к условиям, которые постоянно изменяются, саморегулирование, экономическая свобода. Но также и есть у рассматриваемой экономической системы и ряд недостатков: бесконечная цикличная природа, нестабильность, безразличие к фундаментальным научным достижениям, к невозобновляющимся ресурсам, неспособность к урегулированию «внешних эффектов» экономической деятельности, безразличие к решению социальных проблем, неравномерномерность в распределении национальных богатств, неспособность победить монополизм, монополистические тенденции в экономике.

Рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. При отсутствии необходимого и достаточного государственного регулирования в действие неизбежно вступают стихийные регуляторы. Государственное регулирование осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. И приходим к выводу: там, где не управляет государство, правит мафия, рэкет, олигархи, коррумпированные чиновника.

Разобрались в многогранности функций рыночной экономики.

Одним из главных условий возникновения рыночной системы в Украине стал шаг к независимости, который привел к коренной перестройке экономических отношений. Однако переход от командно-административной экономики к рыночной, т.е. к принципиально новой системе хозяйствования, не мог оказаться безболезненным. Переходный период в Украине охарактеризовался глубоким социально экономическим кризисом, который выразился в спаде производства, развале финансовой системы, снижении жизненного уровня народа, инфляционных процессах, безработице и прочих негативных явлениях. Мировой опыт показывает, что при выборе определенной модели экономики и ее реализации нужно учитывать общее и специфическое, которое есть содержанием переходной экономики, в стадии которой находится Украина.

Особенностью экономики Украины есть то, что перед началом рыночных трансформаций она представляла собой административно-командный тип, где доминировал тотальный монополизм: собственности, централизовано директивного принятия решений и технологический монополизм.

В наших же условиях экономика Украины еще достаточно долго будет оставаться постсоциалистической и полурыночной. А это означает существование в течение относительно продолжительного времени наряду с нарождающимся частным сектором мощного государственного, предусматривающего необходимость достаточно жесткого макроэкономического регулирования. Выйдя из Союза, Украина унаследовала монополизированную, милитаризованную, центрально управляемую экономику. Среди важнейших задач на сегодняшний момент является отказ от жесткого административного регулирования и демилитаризация экономики, ее структурная перестройка на началах приоритетности производства социально значимой продукции. Учитывая то, что Украина имеет могущественный индустриальный и научно-технический потенциал, подготовленные кадры, нецелесообразно избирать модель рыночной экономики, в которой преобладает мелкая частная собственность и экономика регулируется исключительно рыночными законами. Ориентиром при переходе к рыночной экономике для Украины должны быть современные развитые страны

Список источников

1. Экономический словарь / Под. Ред. Доктора эконмических наук, профессора, академика РУЭН А.И. Архипова. 2000 г. С. 489

2. Экономiчна теорiя. Политекономия./ За Ред. Профессора В.Д. Базелевича. 2001 г. С 165-175.

3. Политэкономия История экономических учений. Экономическая теория мировой эконмики. 2000 г. С. 252-255.

4. Основы рыночной экономики / Пол ред. В.В. Селизнева. 1999 г

5. Мочерный С. “Основы экономической теории” тема 4, с. 156-161;

6. Сорока И. “Социальное рыночное хозяйство и смешанная экономика какприоритетные модели украинского рынка”

7. “Экономика Украины”, №5, 2005 г.

8. Экономика переходного периода./ Под ред. Радаева В., Бузгалина А.-М., 1997.

9. В.Максимова, А.Шишов " Рыночная экономика. Учебник.", Москва, СОМИНТЕК, 1992.

10. "Трудный поворот к рынку". Научн. ред. Л.И.Абалкин. - М.:Эко номика, 1999.

11. Е.Чувилин, В.Дмитриева "Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах", Москва, "Финансы и статистика", 2001.

12. Маркс К. Капитал. Т. I // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23. С. 772.

13. Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М., 1997. С. 57-59.

14. И.П.Мерзляков "О становлении рыночной экономики", Финансы, N 1, 2006 г.

15. Борисов Е. Ф., Волков Ф. М. Основы экономической теории. М.: изд. Высшая школа, 1993.

16. Липшиц И. В. Введение в экономику и бизнес (экономика для экономистов). - М.: изд. Вита-пресс, 2004.

17. Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М.: изд. Республика, 1992. 1 том.

18. Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М.: изд. Республика, 1992. 2 том.

19. Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики. М.: изд. ЮНИТИ, 1996.

20. "Основы экономических знаний".1999г. (А.С. Гальчинский, П.С. Ищенко, Ю.И.Палкин)

21. "Основы рыночной экономики".1996г. (Г.И. Рузавин)

22. Нуреев Р.М. "Курс микроэкономики" Москва 2002г.

"Современная рыночная экономика"

Череповец, 2011

Введение

Рыночная экономика - экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.

Неотъемлемыми предпосылками рыночной экономики являются общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная собственность, экономическая свобода хозяйствующих субъектов, их экономическая и юридическая самостоятельность и ответственность, правовая система, законодательно закрепляющая «правила игры» на рынке.

Будучи общей экономической системой, рыночная экономика развивается по единым для всех стран законам. Их универсальность обусловливает общую природу рыночной экономики, проявляющуюся в общности не только предпосылок, но и ее функций и механизмов на всех этапах развития. Вместе с тем в зависимости от конкретных исторических условий каждой страны эти общие закономерности реализуются в разнообразных страновых моделях рыночной экономики.

Совокупность регулирующих функций, осуществляемых рынком, делают рыночную экономику саморегулирующейся, самонастраивающейся системой. Данной системе присуща способность автоматически увязывать частные и общественные интересы. Это придает ей необходимую гибкость и динамизм.

Развитие рыночной экономики сталкивается с рядом противоречий. К основным из них относится неспособность рыночных механизмов удовлетворять многие потенциальные общественные потребности, возникающие в ходе развития общества, циклический характер экономического развития, усиление социально-экономической дифференциации, рост монополистических тенденций и др. Рыночная экономическая система не способна полностью учитывать и удовлетворять общественные или коллективные потребности в социальных благах: в услугах здравоохранения, образования, культуры, связи, охране окружающей среды и др. На индивидуально-частных рыночных началах не могут быть созданы и функционировать многие элементы производственной и социальной инфраструктуры: автомобильные и железнодорожные магистрали, различные общественные сооружения и др. Разрешению или, по крайней мере, смягчению таких противоречий служит государственное экономическое и социальное регулирование. На это в индустриально развитых странах направлена государственная социальная, инновационная, антимонопольная и другие формы политики.

Современная рыночная экономика - социально ориентированная экономика. Государство не только дополняет и корректирует действие рынка, но и является важнейшим механизмом, обеспечивающим социальную направленность развития рыночной экономики.

Целью данной курсовой является изучение современной рыночной экономики.

В связи с данной целью были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть понятие рыночной экономики, условия ее формирования, описать признаки и модели рыночной экономики;

Изучить принципы функционирования рыночной экономики, рассмотреть основные фундаментальные вопросы экономики;

Выявить и изучить проблемы развития рыночной экономики в России, рассмотреть формы и методы государственного регулирования рыночной экономики;

Проанализировать понятие и виды рынка, обобщить принципы его функционирования.

Основная часть решений о производстве и потреблении принимается отдельными лицами и частными фирмами с учетом цен, складывающихся на рынке. Они же являются собственниками факторов производства. Правильность или неправильность принятых решений выражается в их доходах или убытках. Такая экономика называется рыночной.

Рынок – сложное экономическое понятие, предполагающие взаимодействие многих участников хозяйственной деятельности, в результате которого определяется количество и качество производимых товаров и услуг.

Рынок – это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, реализующийся через рыночные цены, через взаимное соотношение спроса и предложения.

Рыночные отношения окружают нас, нашу жизнь – это наша среда обитания.

Без знания того, как функционирует рыночная экономика (отношение, механизм, и т.д.) потребитель выпадает и находится вне зоны рыночных взаимоотношений, и таким образом жизнь превращается в вялотекущее состояние вплоть до нищенского существования.

Знание данной темы, позволяет всему обществу грамотно и объективно воспринимать любую информацию и достигать прогресса в любой жизнедеятельности, что в конечном итоге связано с функционированием рыночной экономики. Более развитым и сложным типом организации хозяйства по сравнению с натуральным хозяйством является рыночное хозяйство как система, при которой блага производятся не для собственного потребления, а для обмена, купли-продажи на рынке, т.е. становятся товарами.

Рынок - это место, сфера и механизм, на основе которого продавцы и покупатели взаимодействуют, конкурируют друг с другом. Конкуренция представляет собой экономическое состязание, борьбу, которую ведут друг с другом, стремясь сохранить и улучшить своё положение на рынке, субъекты, стремящиеся к одинаковой цели-максимизации дохода, прибыли.

Условия возникновения рыночного хозяйства - это, во-первых, определенный уровень развития общественного разделения труда и, во-вторых, экономическая обособленность производителей, закреплённая частной собственностью.

Общественное разделение труда, или специализация производителей на выпуске отдельного продукта или его части, создает возможность обмена, а также ведет к росту знаний, навыков работника, повышению производительности его труда, экономии рабочего времени.

Преследуя свои частные интересы, люди действуют по принципу: дай мне то, в чем нуждаюсь я, что нужно мне, и ты получишь то, что нужно тебе. Являясь собственниками производственных ресурсов, производители рассчитывают не на благотворительность, а на возмездный, эквивалентный характер отношений между собой: каждый стремится получить, по меньшей мере, столько, сколько предлагает другим для обмена. Преследуя свою выгоду, человек "невидимой рукой" рынка, по словам А. Смита, направляется к другой цели - удовлетворению потребностей других членов общества. Рыночное хозяйство есть форма взаимосвязи между производителями и потребителями через куплю и продажу товаров. Его основные признаки:

1) экономическая свобода участников производственного процесса,

2) наличие конкуренции как среди продавцов, так и среди покупателей,

3) максимизация частной выгоды (дохода, прибыли) как цель экономической деятельности, и

4) регулирование производства, распределения, обмена и потребления через механизм цен.

Основные экономические вопросы общества - что, как и для кого производить - решаются здесь исходя из требований рынка. Учитывая ситуацию, сложившуюся на рынке, производители сами решают, что производить, т. е. как распределить ограниченные ресурсы между отраслями и видами производств, и как производить нужные товары, с какими затратами. Они перестают производить то, что не пользуется спросом на рынке, а ресурсы переключают на выпуск других, пользующихся спросом товаров и услуг. Таким образом, чистый капитализм - классическое рыночное хозяйство - это самонастраивающаяся система.

Понятие "рыночное хозяйство" является синонимом понятия "рынок" в широком смысле слова (можно сказать:"Россия вступила в рынок").

Понятие "рынок" в узком смысле используется для разграничения рынков по объектам рыночных сделок (рынки товаров, услуг, ресурсов, ценных бумаг, патентов и т. п.), по территориальному признаку (местный, национальный, региональный, мировой рынки), по критерию соблюдения норм права, регулирующего экономическую деятельность (рынок легальный и теневой) и т. д.

Понятия "рынок" и "рыночная экономика" не являются тождественными. Как уже сказано, рынок в тех или иных формах существует с тех пор, с каких функционирует товарное производство. Однако не всегда и не обязательно товарное производство и рынок приводят к рыночной экономике, хотя последняя предполагает высокий уровень развития рынка. Рыночная экономика - это качественное состояние, тип функционирования экономической системы, базирующейся на всеобщности рыночных отношений во всех звеньях и стадиях общественного воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление) и регулирующих функциях государственных структур. В рыночной экономике движение ресурсов предопределено состоянием платежеспособного спроса, а деньги являются основным связующим средством взаимодействия экономических субъектов.

Эффективное функционирование рыночной экономики предполагает ряд условий.

1. Главное из таких условий, вытекающее из самой сути рынка, - это экономическая свобода и самостоятельность хозяйствующих субъектов . Каждый субъект вправе самостоятельно выбирать вид деятельности и решать, какие товары или услуги и в каком количестве производить, где и по каким ценам их реализовывать с учетом конъюнктуры рынка. Тем самым создаются предпосылки наиболее полной реализации экономическим субъектом своих возможностей и способностей.

2. Рыночная экономика может эффективно функционировать, базируясь на многообразных формах собственности . Реализация данного условия позволяет, во-первых, выявить наибольшую эффективность тех или иных форм собственности, во-вторых, осуществить право личности на выбор определенной формы хозяйственной деятельности. В рыночной экономике все формы собственности должны иметь равные "права гражданства". В этой связи вряд ли можно согласиться с теми авторами, которые, ссылаясь на практику широкой приватизации в западных странах, пытаются доказать малую эффективность государственной собственности. Это одностороннее утверждение, ибо для истории их развития характерны не только приватизация, но и периоды ускоренного развития государственной собственности. Отметим, что приоритет той или иной формы собственности определяется конкурентными началами рынка и экономической политикой государства с учетом специфики решаемых социально-экономических задач. В конкурентной среде государственные предприятия вынуждены переходить на предпринимательское поведение.

3. Необходимым условием поддержания здоровой конкуренции как одного из основополагающих свойств рыночной экономики является ликвидация монополизма в производстве и реализации товаров . Например, по действующим в США правилам ни одна из крупнейших фирм не вправе держать в своих руках более 31 % продаж от их общего объема, три - более 54 %, четыре - более 64 %. Если это соотношение нарушается, государство либо ограничивает участие фирмы на рынке, либо вводит экономические санкции. Со своей стороны добросовестная конкуренция препятствует монополизации производства и сбыта. Практика показывает, что для нормальной деятельности рыночной экономики необходимо, чтобы каждый субъект рынка имел не менее 5-7 конкурентов, в противном случае возможна ситуация возникновения монополии.

4. Функционирование рыночной экономики предполагает, чторыночные цены формируются под влиянием колебаний спроса и предложения . В условиях отсутствия монополизации рыночная цена, как правило, не опускается ниже себестоимости и не поднимается выше суммы себестоимости и прибыли, которая соответствует среднему нормативу рентабельности. Если прибыльность производства данного товара достаточно высока, то этот товар активно начинают производить конкуренты. В итоге предложение увеличивается, сокращается спрос и цена соответственно снижается. Конечно, подобные процессы возможны только в сложившейся рыночной экономике. В переходный период к рынку неизбежны "взлеты" розничных цен, порой весьма значительные.

5. Обеспечение примата потребителя . При дефицитной экономике неминуема власть производителя над потребителем. В рыночной экономике при товарном насыщении рынка начинается фактически борьба за потребителя, покупателя, производство ориентируется на них. Для реализации этой задачи выработана целая наука - маркетинг, сущность которого определяется принципом "продавать то, что, безусловно, находит сбыт, а не пытаться навязать покупателю продукцию". Ориентация на потребителя требует изучения реальных и потенциальных потребностей рынка.

6. Устойчивость финансовой и денежной системы . В механизме функционирования рыночной экономики должны быть предусмотрены экономические методы по укреплению национальной денежной единицы, преодолению дефицита госбюджета, сокращению непроизводительных расходов, созданию гибкой банковской системы, которая бы обеспечивала управление кредитом и денежной массой.

7. Открытость экономики . Данное условие реализуется путем предоставления права предприятиям и организациям осуществлять внешнеэкономические связи и операции при соблюдении установленных правил. Иностранные предприниматели в свою очередь имеют право выступать на внутреннем национальном рынке в роли не только товаропроизводителей и продавцов, но и владельцев собственности.

Серьезными препятствиями на пути более широкого включения нашей экономики в систему мирового рынка являются такие факторы, как слабость экспортной базы, тяжелое состояние платежного баланса, неконвертируемость рубля.

8. Достаточно полный охват экономики рыночными отношениями , полноценное функционирование товарного, финансового рынков и рынка рабочей силы. Что касается Республики Беларусь, то пока можно говорить о более или менее развитом товарном рынке. Формирование рынка рабочей силы, и особенно финансового, делает лишь первые шаги.

9. Развитая инфраструктура , т.е. комплекс отраслей и хозяйственных служб, обеспечивающих общие условия производства и жизнедеятельности людей. Различают производственную и социально-бытовую инфраструктуру. Первая - это все виды транспорта и транспортного хозяйства в целом, линии электропередач, энергосистемы, средства передачи и обработки информации и иные системы, без которых не может обеспечиваться нормальное производство. Ко второй относятся отрасли торговли, здравоохранения, все виды пассажирского транспорта и связи, занятые обслуживанием населения, городские коммуникационные сооружения, общественное питание и иные службы.

10. Обеспечение социальной защищенности населения. В странах с развитой рыночной экономикой системы социальной защиты в целом сложились и показывают свою высокую эффективность. Они предусматривают прежде всего реализацию таких мер, как организация рациональной занятости населения, выплаты по безработице, система компенсаций и индексаций доходов людей, поддержание должного жизненного уровня малообеспеченных граждан, семей с детьми, людей с фиксированными доходами. В тех случаях, когда обеспечение доступности каких-либо благ признается социально необходимым, практикуется предоставление субвенций предприятиям с тем, чтобы они могли сохранять низкие цены. Если численность остронуждающихся сравнительно невелика, применяются благотворительные акции в форме прямых выплат.

11.Государственное регулирование рыночной экономики. Оно включает следующие главные направления:

    стабилизацию производства через налоговую и инвестиционную политику;

    финансирование научно-технического прогресса (политика научно-целевых программ);

    дотацию социально значимых отраслей (инвестиционная политика);

    выравнивание уровней экономического развития различных регионов (региональная экономическая политика);

    государственную поддержку конкуренции (политика демонополизации);

    стабилизацию и оздоровление денежной системы (финансовая и антиинфляционная политика);

    преодоление чрезмерной имущественной дифференциации населения (политика доходов).

    систему социальной защиты, которая является главным средством ослабления неизбежных негативных социальных последствий рыночной организации производства. Наличие системы социальной защиты населения и ее масштабы служат критерием цивилизованности рыночной экономики в данной стране.

В реальной действительности существует множество вариантов рыночной экономики, которые имеют общие основополагающие принципы и отличия друг от друга.

Формально в рамках дедуктивной теории понятие экономики возникает в качестве следствия необходимости обеспечить материальную основу для развития разума. Поскольку развитие разума, подчинённого материалистической логике, как было показано, сопряжено с ростом численности человеческого сообщества и повышением требований к его технологическому обеспечению, то очевидно, что результат экономической деятельности людей должен постоянно увеличиваться. Произведённый продукт обеспечивает потребление растущего населения. Кроме того, часть материального продукта необходимо направлять на обеспечение собственно развития, как технологического, так и интеллектуального. Это и есть необходимый для развития прибавочный продукт. Без его производства развитие невозможно. Чем большую часть производимого продукта общество направляет на эти цели, тем быстрее оно развивается.

Создание прибавочного продукта есть абсолютное условие материального развития. Это положение является основным законом экономики на всех этапах социального развития человека .

Развитие в условиях рынка как частный случай подпадает под этот общий закон. На рынке также создаётся прибавочный продукт, но там он приобретает специфические свойства. Как показал Маркс, прибавочный продукт превращается в товар и создаёт прибавочную стоимость, потому что распределение производится через механизм купли-продажи. Прибавочная стоимость присваивается элитой общества. Элита же и обеспечивает развитие.

На всех этапах развития необходимо увеличивать интеллектуальную массу, из которой производятся выборки для генерирования новых идей. Такие идеи можно получить, как правило, из более или менее материально обеспеченной части населения. От бомжа ничего не получишь. Вот и приходится содержать элиту, чтобы в некоторой части общества гарантированно иметь часть думающих людей, поскольку для нормального обеспечения всех членов общества ресурсов ещё не достаточно. По мере развития, как показывает исторический опыт, элита становилась всё более многочисленной. Элита капиталистического общества не соизмерима с элитой рабовладельцев.


Природа прибавочного продукта двойственна. Он возникает в результате индивидуальных усилий людей и деятельности всего коллектива. Обе эти компоненты могут быть в принципе и детерминированными, и случайными. Так, наёмный рабочий в условиях рыночного хозяйства создаёт прибавочный продукт по воле своего хозяина. Он подобен бессловесной машине. Его роль абсолютно пассивна. И наоборот, его хозяин постоянно ставит хозяйственные эксперименты по продвижению своих товаров на рынок. Благодаря этому и групповая деятельность хозяйственного коллектива носит случайный характер. Деятельность хозяина в данном случае является определяющей. Стохастическое начало хозяина, безусловно, доминирует над бессловесной, детерминированной покорностью рабочего. Именно деятельность хозяев определяет статистический характер структуры всего рыночного общества. Средства, полученные от этой деятельности и направленные на расширение производства, и есть прибавочная стоимость в терминах теории развития разума. Активным и определяющим началом в создании прибавочного продукта в условиях рынка является не труд наёмного рабочего, а энергия хозяина. Его стремление к обогащению и расширению своего дела обеспечивает материальное развитие, которое является основной целью практически всех активных участников экономического процесса на данном этапе развития разума.

Необходимым условием развития рыночной экономики является, таким образом, концентрация богатства, полученного в результате присвоения прибавочной стоимости, в руках отдельных людей, поскольку инвестиции на рынке осуществляет частник. Для этого хороши все средства. Концентрированный капитал создаёт новые рабочие места. Тем самым реализуется занятость наёмных работников и решаются их социальные проблемы. В этом заключается идиллия рыночного сообщества. Поэтому все разговоры о том, что воровать плохо, – не более чем лицемерие политической власти, защищающей на самом деле условия для рыночного развития. Воровать в условиях рынка – это очень правильно: чем больше, тем лучше для всех . Важно не попадаться. Ибо в этом случае власть вынуждена для соблюдения приличий наказывать нерасторопных. Но не очень сильно, чтобы не испугать потенциальных более сообразительных воров. Так собственно и делают. Без всяких теорий. Просто по наитию. И среди воров должен происходить естественный отбор . Сантименты тут ни к чему. Лишнее. Поплачем, посочувствуем в телевизионное окошко для «трудящих», как говаривал один мой друг, и ладно.

Создаваемая на рынке прибавочная стоимость может отчуждаться не только в рамках одного предприятия при найме работодателем работника. Тот же механизм действует и при взаимодействии слабого и сильного предприятий, на межрегиональном и межгосударственном уровнях. Эти механизмы описаны В. Лениным в его рассуждениях о периоде капитализма, названном им империалистическим.

Империалистический капитализм грабит слабые народы в интересах прогресса науки и техники в своих странах. Механизмов такого грабежа много. Прямой вывоз ресурсов, конвертирование валюты, делёж квот по эмиссии углекислоты, финансовые пирамиды и так далее, и тому подобное. Очевидно, не стоит говорить об этом подробно, поскольку всё это достаточно хорошо освещается в левой литературе. Я же хочу здесь подчеркнуть то обстоятельство, что всё это было рентабельным с точки зрения развития передовых технологий и науки. Современная наука и техника были созданы в странах, грабивших другие народы. Для прогресса в материальной сфере необходим уровень материального обеспечения, соответствующий данной стадии прогресса. Это требует создания элит и концентрации материальных ресурсов, как среди государств, так и внутри отдельных государств .

Отчуждение прибавочной стоимости элитой капиталистического общества есть необходимое условие существования и развития рынка.

В марксизме принято считать, что данный закон и выводы, которые сделал из него Маркс, являются универсальными. Однако история двадцатого века опровергла такую точку зрения. Присвоение произвольной прибавочной стоимости без конкретизации её вида для рентабельности рынка оказывается условием необходимым, но не достаточным .

Классическая формулировка понятий прибавочного продукта и прибавочной стоимости, данная Марксом, отличается от приведённого здесь, поскольку для меня имеет смысл вводить только такие понятия, которые являются адекватными с точки зрения теории развития разума. Для марксизма же это есть, в первую очередь, классовое, т. е. весьма ограниченное понятие. Концентрация внимания на классах, а не на процессах, придаёт «классовый» характер позиции, что и присуще марксизму. Это означает введение в науку понятий «хорошего» и «плохого». Для меня это бессмысленно. Хорошим или плохим может быть индивидуальный объект, человек в отношении другого человека. Групповые процессы, будучи детерминированными, не могут быть хорошими или плохими. Они такие, какие есть. Их просто надо считать. Это и есть задача правильной, адекватной науки.

Основное внимание Маркс посвятил анализу прибавочной стоимости, поскольку он, в основном, анализировал экономику капитализма. Из этого анализа следуют те выводы, к которым он, с некоторыми произвольными допущениями, пришёл. Последователи Маркса не смогли получить принципиально важные результаты, которые возникают из его гениального открытия. Следствием этого явилась полная несостоятельность марксизма в объяснении социальных процессов XX века. Антагонизм наёмных рабочих и работодателей не оказался решающим, с точки зрения сценария событий в XX веке. Передовые, наиболее богатые страны сумели перераспределить свои внутренние трудности на другие народы, создав сравнительно спокойную атмосферу в своих странах за счёт нарастающего потребления. Элиты были созданы не только в пределах отдельных государств, но и на межгосударственном уровне. Это явилось очередным резервом рынка для продолжения технологического совершенствования жизни. Передовые страны до поры до времени оказались открытыми системами, способными развиваться в рамках неизменной социальной организации.

Марксизм видел причины обобществления собственности и отказа от рыночных форм хозяйствования в противоречиях между трудом и капиталом. На самом деле, как будет показано ниже, эти причины гораздо глубже. Они заключены в основе нашего мироздания. При изменении способов хозяйствования произойдёт принципиальное изменение форм и целей развития разума. Поэтому и способы, и условия реализации этих преобразований радикально отличаются от чисто индуктивного прогноза Маркса.

Рыночная экономика - это такая экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов через движение спроса и предложения, через систему цен и прибылей.

Главный признак экономики рыночного типа - раскрепощение от внешнего вмешательства, подчинение законам и воле людей формы и способы экономической деятельности, дающие возможность в полной мере проявляться хозяйственной самостоятельности. Рыночная экономика - это экономика незакрепощенного, но цивилизованного предпринимательства. Ее нельзя считать однозначной, характеризуемой единым свойством. В соответствии с ее назначением представляется, что это экономика большого рынка. Но не в этом суть рыночной экономики. Экономика - не только рынок купли-продажи. Скорее, следует говорить об экономике рыночных отношений, пронизывающих воспроизводственный процесс, включая производство, распределение, обмен, потребление общественного продукта.

Рыночная экономика, (система частного предпринимательства, или капитализм) - это экономика, основанная на принципах:

  • - свободы предпринимательства и выбора;
  • - личного интереса как главного мотива поведения;
  • - частной собственности на средства производства;
  • - рыночного ценообразования;
  • - договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т.д.);
  • - конкуренции;
  • - ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.

Важным определением рыночной экономики является понимание рыночной экономики как экономической системы, направляемой и регулируемой механизмом стихийных рыночных операций в адекватной институциональной среде и господстве соответствующих институтов. Проще говоря, рыночная экономика эффективно работает при определённых установленных правилах игры и при нормальной работе институтов, устанавливающих эти правила и следящих за их исполнением. Важно понимать, что участники рынка - предприниматели, организации и простые обыватели, не вполне свободны в своей хозяйственной деятельности, так как государство в лице законодательной и судебной власти ограничивает возможность появления «дикого рынка», также существенные ограничения на свободное волеизъявление экономических субъектов налагает исполнительная власть, применяя различные инструменты для регулирования рынка, такие как налоги, пошлины и сборы. Сами рыночные транзакции осуществляются участниками рынка исключительно по их собственной воле и в их интересах, в этом и заключается принцип свободного предпринимательства.

Свободное предпринимательство - это возможность экономических субъектов приобретать средства производства, организовывать на основе этих средств производство тех или иных товаров или услуг, продавать эти товары или услуги на рынках по собственному выбору. Важно то, что никакие ограничения, вводимые государством, теоретически не могут запретить предпринимателю заниматься тем или иным видом хозяйственной деятельности, эти ограничения могут лишь снизить привлекательность той или иной отрасли. В тоже время никто не вправе силой заставить предпринимателя заниматься тем или иным видом деятельности, если он не пользуется спросом на рынке и не приносит ему прибыли. Получение прибыли - вот функция предпринимательства, это основная движущая сила рыночной экономики.

Свобода выбора означает, что предприниматели вольны в своих решениях, «как?» и в «какой области?» использовать свои ресурсы, также люди, работающие по найму вольны в выборе работы какой они могли и хотели бы заняться, и наконец, потребители товаров и услуг, вольны в своих решениях приобретать или нет товары и услуги, предлагаемые на рынках.

Главным стимулом и основной движущей силой рыночной экономики является личный интерес участников рынка. Каждый участник рыночного механизма преследует свою собственную субъективную цель, предприниматель стремится увеличить эффективность предприятия и соответственно, увеличить прибыль. Наёмный работник стремится повысить стоимость своего труда, а покупатель кровно заинтересован в приобретении произведённых товаров по максимально низкой цене. Роль личного интереса важна в системе рыночной экономики, он позволяет экономике функционировать и действовать по понятным мотивам, так как личный интерес формирует образ действий, характерный для любого экономического субъекта. Личный интерес является важнейшим стимулом к хозяйственной и трудовой деятельности, именно стремление улучшить свою жизнь заставляет человека работать лучше, зарабатывать больше. Опыт предыдущих веков лишь убеждает нас, что хозяйственные системы, в которых большинство экономических субъектов не имели личного интереса в повышении производительности труда и максимизации прибыли развивались в экономическом отношении гораздо медленнее, чем могли бы.

Другим важнейшим стимулом, а точнее даже обязательным условием существования рыночной экономики является частная собственность. В модели чистой рыночной экономики капитал - средства производства, земли, материальные и денежные ресурсы, научные разработки должны принадлежать конкретным лицам а не государству. Именно частные лица должны решать, использовать ли эти ресурсы, как их использовать и зачем. Именно частная собственность в сочетании со свободой предпринимательства является главным механизмом функционирования рыночной экономики. Право частной собственности - фундаментальное понятие рыночной экономики, частная собственность поощряет развитие производства и стимулирует инвестирование. Частный собственник никогда не будет в полной мере использовать свои ресурсы и возможности, если его право частной собственности не гарантированно.

Ещё одним важнейшим механизмом рыночного хозяйства является система свободного образования цен. Без свободного рыночного ценообразования вся рыночная система просто не имеет смысла, свободно устанавливаемая цена на товары и услуги является основным регулятором экономических отношений, в результате взаимодействия законов спроса и предложения она является в своём роде единственным мерилом на рынке, в котором фокусируются все виды экономической активности. В идеале считается, что никто не вправе диктовать предпринимателю, по какой цене продавать товары и услуги, также никто не вправе заставить потребителя покупать по какой-то определённой цене. Рынок сам определяет, какой товар или услуга, сколько должна стоить, в зависимости от спроса, предложения и многих других факторов, влияющих на ценообразование. Либеральная экономическая мысль считает, что в модели рыночной экономики «хозяевами» являются только потребители, которые определяют, что именно следует производить, «голосуя рублём», потребители поддерживают нужные им предприятия, отказываясь от покупок, потребители могут обрушить цены и сделать ненужные им предприятия банкротами. Таким образом, предприниматель предугадывает запросы потребителей и направляет свою активность и свои средства на удовлетворение этих запросов, решающая же роль - платить или нет, остаётся за покупателем. Рынок здесь является площадкой, на которой концентрируются товары и услуги, предприниматели и потребители, запросы и предложения, в результате чего определяется цена - основной показатель ценности произведенного товара или услуги. Либеральные экономисты резко протестуют против любого вмешательства государства в механизм ценообразования, однако в последние десятилетия такая модель представляется не совсем правильной, так как рынок не в состоянии определить истинную цену многих социальных потребностей общества.

Конкуренция также является основным условием функционирования рыночной системы, она служит координирующим и регулирующим механизмом рыночной экономики.

Конкуренция - это соперничество среди продавцов и среди покупателей, она подразумевает наличие на рынке большого числа независимых производителей и потребителей различных товаров и услуг, а также свободу производителей и потребителей выходить на различные рынки. Сущность конкуренции заключается в широком рассредоточении экономической власти между производителями и покупателями, что не позволяет отдельным экономическим субъектам злоупотреблять этой властью.

Эти условия не могут быть реализованы на сто процентов в большинстве современных экономических систем. Поэтому ограниченная роль государства, которую исключает концепция «чистой» рыночной экономики, все-таки имеет большое значение. Даже либеральные апологеты «чистой» экономики все же признают возможность вмешательство государства и общества в деятельность рынка с целью предотвращения деструктивных явлений и для поддержания функционирования рыночной экономики.

Конкурентная рыночная экономика обеспечивает высокую степень эффективности использования ресурсов, поэтому считается, что нет нужды во вмешательстве государства в деятельность экономики. Но как уже упоминалось выше, рыночная экономика ориентируется в первую очередь на максимизацию прибыли, что никак не может соответствовать запросам людей и общества в вопросах социальной защиты населения, обеспечения полной занятости, стабильного уровня цен, например, на услуги так называемых естественных монополий (электроэнергия, газ). Рыночная система в определенных условиях не способна обеспечивать общее равновесие национальной экономики, поэтому роль государства в регулировании рынка остаётся значительной во многих развитых странах мира.

Основными функциями государства в экономической деятельности являются:

  • - стабилизация экономики в целом и обеспечение экономического роста;
  • - защита конкуренции в целях сохранения рыночной системы;
  • - обеспечение правовой базы для защиты участников рынка;
  • - производство общественных благ;
  • - перераспределение доходов в пользу малоимущих.

Все вышеперечисленные условия для создания рыночной системы все же окажутся недостаточными при отсутствии развитой рыночной инфраструктуры. Инфраструктура это основание, фундамент рыночной системы, ее внутреннее строение, каркас, без которого рыночная экономика бессильна и бесполезна. Рыночная инфраструктура в сочетании с правовой защитой участников рынка и свободой предпринимательства обеспечивает цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов и должна облегчать участникам рыночных отношений реализацию их интересов, повышать эффективность работы рыночных механизмов, облегчать юридическое регулирование экономической деятельности. Основными элементами развитой рыночной инфраструктуры являются:

  • - кредитная и банковская системы;
  • - биржи (фондовые, валютные, товарные);
  • - эмиссионная система;
  • - налоговая система;
  • - таможенная система;
  • - общественные и государственные объединения деловых кругов;
  • - система страхования коммерческих рисков;
  • - профсоюзы наемных работников;
  • - аудиторские компании;
  • - общественные и государственные фонды содействия деловой активности;
  • - экономические зоны свободного предпринимательства и пр.