Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Разработка элементов стратегии экономической безопасности предприятия. Стратегия экономической безопасности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Введение

Проблема обеспечения экономической безопасности России является непременным условием ее возрождения. Качество обеспечения экономической безопасности в современных условиях осложняют влияние глобализации и условия тесной взаимозависимости национальных экономик различных стран.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости национальной экономики, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Объектом исследования является механизм обеспечения экономической безопасности.

Предметом исследования выступает практика обеспечения экономической безопасности зарубежных стран.

Цель работы - исследовать стратегии обеспечения экономической безопасности зарубежных стран.

Задачи работы:

Раскрыть понятие экономической безопасности;

Изучить виды угроз экономической безопасности;

Исследовать опыт обеспечения экономической безопасности европейских стран;

Исследовать опыт обеспечения экономической безопасности США и Канады

Исследовать опыт обеспечения экономической безопасности Японии Структура работы представлена: введением, двумя главами, разделенными на параграфы, заключением, списком использованных источников и литературы.

угроза экономический безопасность стратегия

1. Теоретические основы обеспечения экономической безопасности

1.1 Понятие экономической безопасности

Потребность в защите от различного рода нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности выступает в качестве базовой, основополагающей потребности, как в жизни отдельного человека или семьи, так и в рамках различных объединений людей, включая общество в целом и государство.

Безопасность рядом авторов определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, а ее реализация обеспечивается формированием системы отношений между субъектами общественной жизни (а также отношений «общество-природа»), которые поддерживаются совокупностью правовых, силовых, административных, технических и информационных мер».

Можно выделить три базовых уровня безопасности: личности, общества и государства, которые, в свою очередь, пересекаются с различными функциональными направлениями безопасности, такими, например, как внешняя, внутренняя, государственная, военная, экономическая, продовольственная, транспортная, экологическая, информационная и т.п.

Экономическая безопасность можно отнести к числу наиболее приоритетных функциональных направлений безопасности. Между тем, в научной литературе до сих пор отсутствует единое понятие национальной экономической безопасности. Часть авторов понимают под национальной экономической безопасностью, прежде всего, безопасность международной экономической системы и включают в ее состав такие вопросы, как неравномерность экономического развития, рост задолженности, распространение голода, циклические колебания и другие аспекты общей дестабилизации мировой экономики. Другие авторы в первую очередь изучают проблему обеспечения благоприятных условий для наиболее эффективного развития конкурентоспособности национальной экономики, включая свободный доступ к зарубежным источникам сырья и энергии, стабильность заграничных инвестиций и гарантии свободы обмена товарами и услугами.

1.2 Виды угроз экономической безопасности

Для обеспечения экономической безопасности необходимо выделить те реальные и потенциальные деструктивные факторы безопасности, имеющие разнообразные проявления, которые выступают как потенциальные угрозы.

Угроза экономической безопасности страны - возможность нанесения ущерба народному хозяйству в целом и его отраслям в частности, финансово-кредитной системе государства, возможность нарушения социально-экономической стабильности общества и экономического положения человека .

К угрозам относятся разного рода кризисы и кризисные ситуации, катастрофы, ситуации с деструктивным содержанием. Угрозу как непосредственную опасность, требующую быстрого реагирования, целесообразно отличать от риска как возможной опасности, требующей профилактических действий, и уязвимости как индикатора состояния безопасности, свидетельствующего о ее потенциальной незащищенности. Угроза экономической безопасности является подсистемой системы угроз национальной безопасности.

Среди угроз экономической безопасности следует рассмотреть, во-первых, угрозы объективные и субъективные. Угрозы объективные связаны с воздействием факторов, не зависящих от вмешательства человека (изменения в природной среде, экологические катастрофы, не связанные с человеческой деятельностью), субъективные же - обусловлены деятельностью человека (ошибки и недоработки человеческой деятельности).

Второй тип угроз - угрозы внешние и внутренние. Внешние угрозы в современных условиях имеют особое значение. Это связано с тем, что современное развитие отличается принципиально новыми по отношению к предыдущему этапу характеристиками. Сопоставление следует проводить по таким параметрам, как основной производственный ресурс (сырье, энергия, информация), тип производственной деятельности (добыча, изготовление, последовательная обработка), характер базовых технологий (трудоемкие, капиталоемкие и наукоемкие). Для современного постиндустриального общества характерно комплексное социальное взаимодействие - то есть взаимодействие между людьми, где характер межличностных отношений определяется не воспроизводством опыта предыдущих поколений, а совместным поиском оптимальных решений, обладающих принципиальной новизной. Такая система связей сменила взаимодействие человека с природой в традиционном обществе и преобразованной природой в индустриальном обществе.

О развитии мира как глобального социально-экономического процесса свидетельствует наличие глобальных угроз человечеству, впервые обозначенных в первых докладах Римскому клубу. Глобальные проблемы носят динамический характер - в период с 1945 г., момента окончания Второй мировой войны, до 1991 г. такой проблемой была гонка вооружений между СССР и США и угроза ядерной опасности. В 1998 году в число ядерных держав вошли Индия и Пакистан, «около ядерными» называют ЮАР, Израиль, Иран, КНДР, Японию, Тайвань, Бразилию, Аргентину. Сегодня угроза войны и милитаризации национальных экономик становится второй по значимости, уступая место угрозам бедности и отсталости, связанным с растущим разрывом в уровне качества жизни «богатого Севера», где живет 20 % мирового народонаселения, и «бедного Юга» - слаборазвитых стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Угроза нехватки продовольствия касается не только слаборазвитых стран, но мировых лидеров, что связано с сокращением площадей сельскохозяйственных территорий ввиду развития урбанизации, снижением производства морепродуктов, связанного с загрязнением акваторий рек и морей, с ожидаемым ростом населения планеты до 10 миллиардов человек, с нерациональным использованием территорий, приводящим к повышению импорта продуктов питания. ООН отнесла 37 стран мира к остро нуждающимся в продовольственной помощи.

Статус глобальных носят угрозы экологической безопасности и исчерпаемости природных ресурсов, выражающейся в энергетических и сырьевых кризисах, наиболее тяжелыми из которых отмечались проблемы 1970-1980-х гг. Эти факторы приводят к феномену экологизации сознания, которое выступает как «процесс неуклонного и последовательного внедрения систем технологических, управленческих и других решений, позволяющих повышать эффективность использования естественных ресурсов и условий... на локальном, региональном и глобальном уровнях». Зависимость от внешних поставок энергоносителей характеризует развитие многих стран Европы, Азии и Америки. Прогнозные исследования говорят о том, что к 2030 г. зависимость Западной Европы от импорта природного газа будет составлять 80 % по сравнению с нынешними 50 % .

В качестве внутренних (эндогенных) угроз сегодня выступают:

Деиндустриализация страны, сохранение деформированности структуры экономики;

Институциональная незавершенность экономических преобразований;

Несовершенство законодательства и нормативно-правовой базы;

Слабая координация взаимосвязей реального и финансового секторов;

Ограниченные возможности по страхованию рисков;

Ухудшение состояния научно-технического потенциала;

Изъятие из внутреннего оборота финансов и интеллекта;

Нарастание безработицы;

Дифференциация в доходах населения.

К этому же разряду относится и социально-демографическая безопасность, связанная с процессами воспроизводства населения и обеспечением населения достойными условиями жизни.

В-третьих, можно выделить угрозы текущие - рассчитанные на реализацию в краткосрочной временной перспективе, и долговременные - рассчитанные на реализацию в значительной временной перспективе.

Говоря об угрозах экономической безопасности страны, необходимо осознавать их динамический характер, способность к локализации и возникновению, что позволяет говорить об угрозах реальных и потенциальных.

Таким образом, угрозы имеют - так же как и экономическая безопасность в целом - комплексный.

2. Характеристика стратегий обеспечения экономической безопасности отдельных стран

2.1 Стратегия обеспечения экономической безопасности европейских стран

Во Франции основным государственным документом, в котором затрагиваются отдельные положения обеспечения экономической безопасности, является закон о национальной безопасности 1964 г.

В соответствии с ним выделяют три категории национальных интересов: жизненно важные, стратегические интересы, интересы, связанные со статусом Франции как мировой державы.

К жизненно важным интересам относятся: территориальная целостность, суверенитет, защита населения. Стратегические интересы заключаются в: поддержании мира на европейском континенте, в зонах, к нему прилегающих с востока и юга, в средиземноморском бассейне и на Ближнем Востоке; в сохранении полноценной экономической активности страны, свободы внешней торговли и коммуникаций, безопасности морских путей. Интересы, связанные со статусом Франции как мировой державы заключаются в обеспечении независимости страны, выполнении международных обязательств, укреплении демократии и правопорядка.

В Германии закон о национальной безопасности отсутствует. Основные интересы страны в сфере национальной безопасности, в том числе и ее экономической составляющей, представлены в форме официальной директивы министерства обороны. Германия видит обеспечение своей экономической безопасности в поддержании экономического и социального прогресса, демократизации в Европе и во всем мире, защите от экономического шантажа, обеспечении свободы торговли и доступа к сырьевым ресурсам и рынкам в рамках справедливой мировой экономической системы .

Несмотря на то, что Германия является одним из крупнейших потребителей импортного сырья, этот факт не рассматривается в качестве угрозы экономической безопасности. При сохранении достигнутого уровня потребления энергоресурсов ставится задача достигнуть роста промышленного производства и повышения цен на немецкий экспорт.

И все же главный акцент страны ЕС делают на обеспечение национальной безопасности через измерение европейской безопасности, не уделяя такого важного внимания (как, например, бывшие постсоветские или тоталитарные страны) собственным возможностям по обеспечению экономической безопасности. Например, в уже упомянутой директиве Министерства обороны Германии отмечается, что «проблемы нашего сложного мира могут быть решены наилучшим образом через международную дискуссию и компромиссы, поэтому германская политика безопасности делает акцент на международных отношениях и наднациональных институтах».

Иными словами, в странах Западной Европы экономическая безопасность страны понимается не как стремление к самообеспеченности и независимости национальной экономики или политики от остального мира, а как состояние стабильного и устойчивого социально-экономического развития страны, которое можно обеспечить на основе тесного политического и экономического сотрудничества. Вообще стоит отметить, что в развитых странах со сложившейся рыночной экономикой понятие экономической безопасности страны часто является эквивалентом понятия экономической политики, функцией от избранного политического и экономического курса.

Так, в Германии под экономической безопасностью понимают скорее устойчивость экономического роста. Закон «О поддержке устойчивости и роста экономики», согласно которому «государство должно проводить такую экономическую политику, чтобы в рамках выбранной модели рыночной экономики она содействовала одновременно стабильности цен, высокому уровню занятости и внешнеэкономическому равновесию при соразмерных постоянных темпах экономического роста», можно считать своеобразным законом об обеспечении экономической безопасности Германии.

В этом документе прописаны меры, которые необходимо предпринимать в области экономической политики при наступлении внутренних и внешних угроз устойчивому социально-экономическому развитию, к которым относятся: отрицательное воздействие внешнеэкономических факторов, ошибки экономической политики, проявляющиеся в «перегреве» или замедлении развития экономики, расширении спроса, превышающего продуктивность национального хозяйства.

Опыт небольших стран Западной Европы (Нидерланды, Бельгия, Дания, Люксембург, Швейцария) по обеспечению экономической безопасности показывает, что основной стратегической целью по защите национальных экономических интересов у них является обеспечение устойчивого экономического роста и модернизации экономики в соответствии с условиями конкурентной борьбы на мировом рынке.

Эти страны не имеют возможности существенно влиять на формирование структуры мировой экономики. Они вынуждены приспосабливаться к условиям развития мировой экономики, изменять сложившиеся структуры национальных экономик и пропорции их развития.

Из этого вытекают стратегические цели формирования гибкой, эффективной структуры и специализации экономики. Своевременно проводимые структурные преобразования призваны способствовать повышению конкурентоспособности на внешних рынках и смягчению социальных последствий структурных сдвигов для населения этих стран.

Чехия, Венгрия, Польша, Словакия и страны Балтии в начале 1990-х годов избрали практически одинаковую модель обеспечения экономической безопасности, которая включала следующие действия:

Оценку геополитической ситуации в регионе;

Определение вектора и стратегии развития; выстраивание и реализацию модели поведения, в том числе в сфере экономики, в соответствии с доминирующими тенденциями регионального и мирового эволюционного процесса;

Соотнесение базовых количественных и качественных показателей развития с общемировыми и региональными стандартами;

Корректировку курса экономических .

В основу политики безопасности этих стран был положен курс на сближение национальных интересов с общеевропейскими интересами; политическую, экономическую, институциональную, культурную трансформацию в соответствии с западноевропейскими стандартами.

Фундаментальный принцип концепции политики безопасности Венгрии состоит в том, что безопасность не может быть сведена лишь к политической и военной; при этом повышается значимость экономических факторов. Основным элементом венгерской концепции является понятие интегральной природы безопасности, в том числе и ее экономической составляющей: ни одно государство не может усилить свою безопасность за счет другого государства; безопасность может быть осмыслена и обеспечена только в терминах сотрудничества. Исходя из этого, венгерская политика безопасности покоится на трех фундаментальных основах: политической, военной и экономической интеграции с Западной Европой.

Вторую фундаментальную основу венгерской политики безопасности представляют собой возможности, предоставляемые региональным сотрудничеством в рамках Вышеградской группы, центрально-европейской инициативы, а также двусторонних отношений.

Главными угрозами экономической безопасности Венгрии, как отмечается в концепции, являются:

Экономическая отсталость регионов Центральной и Восточной Европы от западно-европейских стран;

Трудности перехода к рыночной экономике;

Проблемы формирования демократических институтов.

В концепции Польши к перечисленным выше угрозам венгерской экономической безопасности добавлена еще одна - прекращение или значительное ограничение импорта стратегически важного сырья.

2.2 Стратегия обеспечения экономической безопасности США и Канады

По данным информационного центра Канады, стратегической целью правительства в области обеспечения экономической безопасности страны является поддержание условий для долгосрочного роста производительности труда и капитала и тем самым - жизненного уровня населения, включающих надежную и динамичную деловую среду, способствующую внедрению инноваций, привлечению внутренних и внешних инвестиций и устойчивому экономическому росту.

Первой национальной программой обеспечения экономической безопасности в США можно назвать меморандум, утвержденный в 1990 г. с целью принятия соответствующих мер по обеспечению экономической безопасности.

В этом документе в качестве приоритетных целей дополнительно введены приложения об обеспечении национальных экономических интересов США в конкурентной борьбе с соперниками на мировой арене и о защите «лидирующих позиций США в технологических сферах», а «сохранение экономической мощи США» прямо связывается с проведением мер по обеспечению экономической безопасности.

Впоследствии президенты США не раз инициировали принятие Конгрессом различных документов, которые в названиях содержали словосочетание «экономическая безопасность».

Например, Акт об экономической безопасности США 1996 г. был посвящен информационной безопасности США, в частности, борьбе с экономическим шпионажем.

В данном документе «экономическая безопасность» понимается как часть национальной безопасности; направлена она на усиление законодательной защиты информации об инновациях и нововведениях от иностранного шпионажа, которые являются основой повышения конкурентоспособности экономики США.

После террористических актов 11 сентября 2000 г. в США происходит смещение акцентов в содержании предлагаемых к принятию документов по обеспечению экономической безопасности.

Так, Пакет по обеспечению экономической безопасности 2001 г. посвящен в основном проблемам потери рабочими своих мест в результате разрушения зданий в Нью-Йорке, а также организации этим гражданам социальной помощи (в области медицины, образования).

В данном документе вместе с тем предлагаются меры по оживлению американской экономики, что должно создать возможности для строительства большего количества зданий, привести к сокращению безработицы и увеличению рабочих мест; предложения по повышению энергетической независимости (отдельный энергетический план), по реформированию системы образования, по расширению рынков сбыта своей продукции за рубежом.

Данные анализа показывают, что в США так же, как и в других странах, нет общепринятого методологического подхода к обеспечению экономической безопасности. В этой стране «... проблема экономической безопасности не формулируется по причине уверенности в собственном могуществе и рассмотрении вопросов экономической безопасности в составе общих национальных интересов».

В Стратегии национальной безопасности США указывается, что «интересы США в области экономики и безопасности становятся все более неразделимыми»; и там же: «данная Стратегия распространяется в том числе и на экономическую сферу» .

Однако под этим понимается обеспечение процветания страны за счет такой экономической политики, которая должна способствовать наведению порядка в собственном доме, содействовать развитию свободных и открытых рынков, и устойчивому развитию, совершенствованию рыночных механизмов и структур».

В то же время в Стратегии четко обозначаются три компонента укрепления американской национальной безопасности:

Поддержание мощного оборонного потенциала и использование активной дипломатии для развития сотрудничества с другими странами в области безопасности;

Деятельность, направленная на открытие иностранных рынков и ускорение глобального экономического роста путем приспособления и создания институтов, которые помогают обеспечить безопасность и ускорить экономический рост во всем мире;

Содействовать ускорению демократии за рубежом».

2.3 Стратегия обеспечения экономической безопасности Японии

В Японии переход от традиционной трактовки безопасности в военно-политическом смысле к расширительному толкованию понятия безопасности произошел в начале 1970-х годов, когда достаточно четко обозначились признаки окончания эры безраздельного экономического превосходства США на глобальном уровне и в отдельных регионах, прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Актуализация экономической безопасности для Японии была связана с еще одним важным аспектом - со стремлением к повышению роли страны в международных делах посредством использования ее мощи второй в мире экономической державы.

Главным препятствием на пути к этой цели была экономическая уязвимость Японии, обусловленная высоким уровнем внешней ресурсо- зависимости, достигавшей на тот момент 80%.

Исходя из этого приоритетным направлением в обеспечении национальной безопасности было принято опережающее экономическое развитие страны, торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество с другими государствами. С тех пор была выделена национальная экономическая безопасность, под которой стали понимать способность экономики страны противостоять любой внешней угрозе.

В процессе формирования концепции экономической безопасности страны отправной точкой служит понятие угроз, которое является центральным в большинстве зарубежных исследований в данной области. «Очень часто при исследовании проблемы обеспечения экономической безопасности страны авторы не разделяют угрозы и факторы, делающие экономическую систему уязвимой для этих угроз.

В результате многие слабости национальной экономики, имеющие объективную природу, особенно в развивающихся странах, ошибочно отождествляются с угрозами». Отождествление слабостей экономики с угрозами встречается в научной литературе достаточно часто, и это «несет в себе опасность принятия неадекватных мер по обеспечению экономической безопасности».

В соответствии с данным подходом зависимость от импорта продовольствия свидетельствует о слабости агропромышленного комплекса страны, но если продовольственные товары могут свободно приобретаться на мировом рынке (да еще по ценам более низким, чем внутренние), то данная слабость угрозой не является .

Угрозой в этом случае будут выступать факторы, способные привести к ограничению возможностей импорта дешевого продовольствия, например, вследствие эмбарго, дефицита на мировом рынке или отсутствия необходимых средств у отечественных импортеров, или ошибочной политики властей какой-либо страны, направленной на импортозамещение. То же относится к недостаточному производству зерна на душу населения и сильной зависимости одной страны от рынков сырья и сбыта другой.

В обоих случаях реальная угроза исходит не от указанных слабостей национальной экономики, а от возможности стабильного доступа на интересующие страну рынки. Иными словами, «угрозу представляет не отсутствие соответствующих производств в национальной экономике и зависимость от внешних рынков (неважно из-за дефицита каких факторов производства - сырья или достаточно производительных технологий), а факторы, способные помешать приобретению соответствующих продуктов и технологий».

Так, Япония, не способная по причине неблагоприятного климата и отсутствия необходимых природных ископаемых собственными силами обеспечить себя продовольственными и энергетическими ресурсами, основными угрозами своей продовольственной и энергетической безопасности видит не эту неспособность, а «нарушение стабильности в основных для этой страны нефтедобывающих регионах в мире, неурожай в странах-экспортерах зерна, обстоятельства, при которых морской транспорт страны может оказаться парализованным, резкое сокращение поставок в силу напряженности двусторонних политических взаимоотношений со странами, важными с точки зрения динамики развития японской экономики, подрыв мировой системы свободной торговли, снижение экономической мощи государства».

Заключение

Экономическая безопасность - это материальная основа национальной безопасности. Она выступает гарантией устойчивого, стабильного развития страны, ее независимости. В настоящее время используется немало различных определений понятия «экономическая безопасность».

Большинство авторов под экономической безопасностью понимают состояние защищенности экономики от внутренних и внешних угроз. Целью экономической безопасности является обеспечение устойчивого экономического развития страны в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и разумном использовании природных ресурсов.

Угрозы в сфере экономики носят комплексный характер. Это означает, что экономическая безопасность подвержена воздействию со стороны различных факторов; причем не только в чистом виде экономических. На нее оказывают существенное влияние геополитические, социальные, экологические и другие факторы.

Государство должно осуществить комплекс мер, прежде всего, по обеспечению экономического роста, что и будет гарантией экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все сферы экономики. В число этих мер входят осуществление активной структурной и социальной политики, усиление активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере, продолжение институциональных преобразований.

Анализ опыта зарубежных стран показал, что в основе их стратегии безопасности лежит обеспечение устойчивого экономического роста и модернизации экономики в соответствии с условиями конкурентной борьбы на мировом рынке.

Список источников и литературы

1. Бухвальд Е. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели / Е. Бухвальд, Н. Гловацкая, С. Лазуренко // Вопросы экономики. 2012. С. 13-16.

2. Гусаков Н.П. Концептуальные подходы к разработке новой Стратегии экономической безопасности / Н.П.Гусаков, И.В.Андронова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. 2014. С. 2-14.

3. Корнилов, М. О сущности экономической безопасности / М. Корнилов // Пробл. теории и практики управл. 2015. С. 123-129.

4. Криворотов, В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по направлению «Экономика» / В.В.Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 351 с.

5. Круглов В.Н. Совершенствование методики оценки экономической безопасности региона / В.Н.Круглов, Д.В.Доценко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. С. 85-92.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические основы национальной экономической безопасности, ее виды и структура. Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения: энергетический и внешнеторговый аспекты. Анализ наиболее вероятных угроз.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2014

    Сущность экономической безопасности. Основные проблемы ее обеспечения в Челябинской области. Пути обеспечения экономической безопасности региона. Оценка эффективности предложенных направлений. Проблемы обеспечения экономической безопасности России.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2014

    Понятие и сущность экономической безопасности, содержание и структура данной категории в масштабах государства. Классификация и типы возможных угроз, механизм противодействия и профилактики. Пути обеспечения экономической безопасности и критерии оценки.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2016

    Свойства и функции экономической безопасности, ее виды. Место экономической безопасности в системе национальной безопасности. Формирование основ экономической безопасности в банковской деятельности. Трудности в решении экономической безопасности в России.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2014

    Сущность, проблемы и критерии экономической безопасности. Классификация угроз экономической безопасности России. Механизмы обеспечения военно-экономической и внешнеэкономической безопасности. Деятельность государства по обеспечению безопасности.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2014

    Сущность, критерии и угрозы в сфере транспортного обеспечения экономической безопасности государства. Механизмы совершенствования организации транспортного обеспечения экономической безопасности. Роль транспорта в обеспечении обороноспособности.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2017

    Понятие, сущность, критерии и индикаторы экономической безопасности предпринимательства. Принципы обеспечения и организация ее служб на предприятии. Необходимость и сущность комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства.

    контрольная работа , добавлен 11.09.2010

    Понятие экономической безопасности. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, ее краткая характеристика. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики. Анализ показателей экономической безопасности России.

    статья , добавлен 03.03.2013

    Теоретический аспект экономической безопасности хозяйствующего субъекта, основные подходы и принципы ее обеспечения на предприятии. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия с точки зрения обеспечения его экономической безопасности.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2011

    Современное состояние развития проблем экономической безопасности. Фактор глобализации национальной и экономической безопасности. Прикладные аспекты экономической безопасности. Методика определения ключевых проблем экономической безопасности.

I . Цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации

Российская Федерация переживает сложный исторический период становления новых социально-экономических отношений. Переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, отставания законодательства от реально происходящих в обществе процессов.

В международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в России и государствах - участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах.

Все это делает особо актуально целенаправленную деятельность по обеспечению экономической безопасности страны и ее граждан на основе единой государственной стратегии.

I. Цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (далее именуется - Государственная стратегия) является составной частью национальной безопасности Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований в ближайшие три-пять лет.

Государственная стратегия развивает и конкретизирует соответствующие положения разрабатываемой концепции национальной безопасности Российской Федерации с учетом национальных интересов в области экономики.

Цель Государственной стратегии - обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане.

Реализация Государственной стратегии должна создать необходимые условия для достижения общих целей национальной безопасности. В частности, обеспечить:

защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих социальный мир в стране и спокойствие в обществе;

эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных задач, исходя из национальных интересов;

активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России.

Внешнеэкономическая направленность Государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи, недопущении критической зависимости России от зарубежных стран или их сообществ в жизненно важных вопросах экономического сотрудничества.

Несмотря на сложность переживаемого переходного периода, Россия имеет широкие возможности для обеспечения своей экономической безопасности, сохранения политического и военного статуса великой державы. Страна располагает квалифицированными кадрами ученых, инженеров, рабочих, подавляющим большинством видов минерально-сырьевых ресурсов, созданный производственный потенциал способен обеспечить потребности ее дальнейшего развития.

Объектами экономической безопасности Российской Федерации являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Государственная стратегия включает:

1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства;

определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (три-пять лет) перспективу.

2. Определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации.

3. Формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация Государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологических и других.

II. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации

Выявление возможных угроз экономической безопасности и выработка мер по их предотвращению имеют первостепенное значение в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;

увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного;

рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;

задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:

усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;

рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

Важнейшими факторами этой угрозы являются:

объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:

рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;

ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, сохранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.

Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

См. Перечень мер по предотвращению угроз экономической безопасности Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их разработку, утвержден постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1569

III. Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации

Перечень критериев экономической безопасности Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за разработку их количественных (пороговых) и качественных параметров утвержден постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1569

Состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами (пороговыми значениями), обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. Для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации, необходимо учитывать:

1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Это означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства как в обычных, так и в экстремальных условиях, способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия.

Россия не должна допускать критической зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране. Вместе с тем необходимо развивать свою экономику с учетом внешнеэкономического сотрудничества, международной кооперации производства.

Важнейшим требованием экономической безопасности Российской Федерации является сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам России.

2. Приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения. Нельзя допустить выхода показателей уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиции социально-политической стабильности общества.

Квалифицированный, добросовестный труд должен обеспечивать достойный уровень жизни.

Доступность для населения образования, культуры, медицинского обслуживания, тепло-, электро- и водоснабжения, транспорта, связи, коммунальных услуг является одним из необходимых условий экономической безопасности России.

3. Устойчивость финансовой системы, определяемую уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.

4. Рациональную структуру внешней торговли, обеспечивающую доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок, максимально допустимый уровень удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта (с учетом региональных особенностей), обеспечение приоритета экономических отношений со странами ближнего зарубежья. Сбалансированная внешнеэкономическая политика, предполагающая как удовлетворение потребностей внутреннего рынка, так и защиту отечественных производителей с использованием принятых в международной практике защитных мер.

Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности см. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ

5. Поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

6. Сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций, и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации.

7. Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти.

8. Определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.

IV. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности

Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональном уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации

Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.

Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых диспропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых), сильной подвижности и неустойчивости социально-экономических индикаторов.

Это определяет возрастание требований к государственной статистике в части комплексности, глубины и форм охвата объектов статистического наблюдения, качества и оперативности информации.

Объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества с точки зрения экономической безопасности Российской Федерации должен проводиться на основе анализа конкретных количественных значений индикаторов экономической безопасности.

Для осуществления мониторинга факторов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономическим интересам личности, общества и государства, первоочередной задачей является создание организационно-информационной базы.

2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации

Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;

состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;

способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и тому подобное);

состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;

качество жизни населения (валовой внутренний продукт на душу населения), уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и тому подобное.

Количественные параметры должны быть разработаны не только для страны в целом, но и для каждого ее региона. При этом состав критериев и показателей экономической безопасности Российской Федерации по регионам должен корреспондировать с соответствующим составом критериев и параметров в части, касающейся экономики и национальных интересов России в целом.

На основе сформулированных в Государственной стратегии национальных интересов в области экономики, критериев и параметров экономической безопасности Российской Федерации определяются меры и разрабатываются механизмы реализации экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности страны.

3. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации

Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности.

Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность Российской Федерации, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами ее социально-экономического развития, а реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации.

2. Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы:

Совет Безопасности Российской Федерации рассматривает концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;

Правительство Российской Федерации координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности страны, в том числе при подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов.

3. Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты при их подготовке в обязательном порядке должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации. Порядок проведения указанной экспертизы определяет Президент Российской Федерации.

Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации требует системы контроля за их исполнением. Система контроля должна учитывать права и ответственность собственника.

В условиях высокой неопределенности политической и экономической ситуации в стране, недостаточного уровня достоверности и обоснованности прогнозов ее развития, в том числе экономических и иных последствий от вступления Украины в ВТО организациям очень сложно принимать решения по ведению бизнеса и дальнейшему своему развитию.

В такой обстановке удержать устойчивые позиции на рынке можно только при условии хорошо налаженного стратегического управления. Это обусловлено тем, что только стратегическое управление, как показывает опыт успешных зарубежных компаний, позволяет своевременно выявлять и адекватно реагировать на все изменения, как положительные, так и отрицательные, происходящие на рынке в настоящее время, но самое главное предвидеть их в ближайшей и отдаленной перспективе и своевременно готовится к ним.

Это в полной мере относится и к организации деятельности системы экономической безопасности организации. Без стратегического управления в условиях перманентных опасностей, угроз и рисков обеспечить заданный уровень экономической безопасности в настоящее время, в ближайшей и отдаленной перспективе учитывая многообразие и постоянную трансформацию неблагоприятных факторов как внутри организации, так и во внешней ее среде практически невозможно.

Важной составной частью стратегического управления системой обеспечения экономической безопасности организации является стратегическое планирование. Оно должно быть направлено на определение целей и выработку планов долгосрочной и текущей деятельности по противодействию реальным и потенциальным вызовам, опасностям, угрозам и рискам.

Стратегия - это не функция времени, а функция направления. Стратегическое планирование не просто сосредоточено на данном отрезке времени, а включает в себя совокупность глобальных идей развития организации, а также построения и деятельности системы обеспечения ее экономической безопасности.

Стратегия безопасности должна разрабатываться с учетом особенностей рыночной деятельности, реальных и потенциальных угроз и перспектив развития организации.

Стратегия экономической безопасности организации этообщие, долговременные, наиболее принципиальные и важные установки, планы, намерения руководства предприятия, направленные на создании системы безопасности, механизмов управления и взаимодействия в целях противодействия реальным и потенциальным внутренним и внешним угрозам и рискам успешному осуществлению миссии организации, достижению поставленных целей и обеспечению стабильного развития.

Разработка стратегии экономической безопасности осуществляется непосредственно руководителями (владельцами) организации, а также руководителями и ее структурных подразделений, ведущими специалистами и экспертами по вопросам экономической безопасности.

В стратегии экономической безопасности должна быть четко определены:

1. Основные цели и задачи деятельности системы экономической безопасности.

2. Реальные и потенциальные, внутренние и внешние угрозы, риски и опасности для деятельности организации.

3. Перспективное развитие системы экономической безопасности с целью оптимизации:

· финансирования деятельности системы экономической безопасности;

· организационно-штатной структуры;

· количественно-качественных параметров персонала подразделения экономической безопасности;

· инженерно-технического оснащения;

· внешнего взаимодействия с органами государственной власти и управления силовыми структурами (МВД, СБУ и др.), субъектами негосударственной системы безопасности.

4. Последовательность проведения в долговременной перспективе основных мероприятий по обеспечению экономической безопасности.

5. Основные механизмы предупреждения и противодействия угрозам, рискам, опасностям и ликвидации последствий в случае их реализации.

6. Управление и взаимодействие в системе экономической безопасности.

7. Силы и средства обеспечения экономической безопасности.

8. Финансирование деятельности по обеспечению экономической безопасности.

Стратегическое планирование требует высокого профессионализма, масштабности охвата действий и знаний перспектив развития организации, ее миссии. Поэтому в этом процессе должны активно участвовать все руководители, эксперты по вопросам обеспечения экономической безопасности и ведущие специалисты организации.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что основной составной частью стратегического управления системой обеспечения экономической безопасности является стратегическое планирование, а ответственность за разработку стратегии экономической безопасности предприятия несет, прежде всего, ее высшее руководство.

Тема 7 Тактическое и оперативное планирование обеспечения экономической безопасности предприятия

В целях обеспечения эффективной реализации стратегии экономической безопасности в организации осуществляется тактическое и оперативное планирование. Эти виды планирования конкретизируют деятельность руководства организации, всех ее структурных подразделений и персонала по противодействию реальным и потенциальным вызовам, опасностям, угрозам и рискам.

Тактическое планирование . Это планирование является важной составной частью общей системы планирования всей деятельности по обеспечению экономической безопасности организации. Главная цель тактического планирования заключается в осуществлении поэтапного достижения долгосрочных стратегических целей обеспечения экономической безопасности организации на основе построения и постоянного развития комплексной системы противодействия вызовам, опасностям, угрозам и рискам.

Тактическое планирование должно раскрывать краткосрочные (от одного до шести месяцев) приоритеты в деятельности системы безопасности организации. Оно может охватывать период деятельности от одного до шести месяцев в зависимости от размеров организации, ее прибыльности, вида деятельности, особенностей рынка, где она работает, а также уровня и содержания опасностей, угроз и рисков. Все тактические планы должны разрабатываться с учетом стратегических целей обеспечения экономической безопасности, а также существующих в настоящее время и возможных в ближайшей перспективе неблагоприятных для деятельности организации факторов внутренней и внешней среды.

Тактическое планирование осуществляется непосредственно руководителями и ведущими специалистами подразделения экономической безопасности и учитывает специфику деятельности как всей организации в целом, так и каждого ее структурного подразделения в отдельности. Особое внимание при осуществлении тактического планирования следует обращать на рациональное распределение и использование выделяемых для построения системы экономической безопасности корпоративных ресурсов, а также выбору технологий, технических средств, форм и методов работы по достижению тактических, а в конечном итоге и стратегических целей безопасности. Особенностью тактического планирования является то, что оно в первую очередь направлено на конкретизацию всей деятельности по реализации стратегии экономической безопасности по срокам, содержанию, применяемым методам, объемам финансирования, видам материально-технического обеспечения, организации взаимодействия и конкретным исполнителям.

Тактические планы должны представлять собой отдельные разнесенные по времени и решаемым задачам блоки, которые функционально тесно взаимосвязаны и из которых в конечном итоге складывается общая стратегия безопасности организации. Результаты выполнения тактических планов проявляются очень быстро и позволяют сделать вывод о том, насколько эффективны конкретные действия по обеспечению экономической безопасности организации.

Оперативное планирование . Этот вид планирования является краткосрочным и осуществляется на период до одного месяца. Оперативные планы должны включать конкретные мероприятия, сроки их проведения, исполнителей, а также определять систему взаимодействия между структурными подразделениями организации при обеспечении экономической безопасности организации.

Ситуативное оперативное планирование . Это планирование осуществляться в целях подготовки и проведения отдельных мероприятий по противодействию неожиданно возникающим угрозам и рискам, связанным с текущей деятельностью организации. Особенностью угроз данного вида является то, что они небыли заранее спрогнозированы, а выявлены и определены в результате проведения постоянного мониторинга обстановки складывающейся вокруг предприятия. Этот вид планирования осуществляется на тактическом уровне деятельности подразделения экономической безопасности организации.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что тактическое, оперативное и оперативно ситуационное планирование является важной составной частью системы планирования деятельности по комплексному обеспечению экономической безопасности организации. Эти виды планирования направлены на поэтапную реализацию стратегии экономической безопасности организации и позволяют своевременно и эффективно противодействовать существующим и вновь возникающим вызовам, опасностям, угрозам и рискам.

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608) включает четыре основных раздела.

IV. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности:

I. Цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности РФ.

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (далее – Государственная стратегия) является составной частью национальной безопасности Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований в ближайшие три-пять лет.

Цель Государственной стратегии – обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Реализация Государственной стратегии должна создать необходимые условия для достижения общих целей национальной безопасности. В частности, обеспечить:

  • – защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих социальный мир в стране и спокойствие в обществе;
  • – эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных задач исходя из национальных интересов;
  • – активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России.

Внешнеэкономическая направленность Государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи, недопущении критической зависимости России от зарубежных стран или их сообществ в жизненно важных вопросах экономического сотрудничества.

Страна располагает квалифицированными кадрами ученых, инженеров, рабочих, подавляющим большинством видов минерально-сырьевых ресурсов, созданный производственный потенциал способен обеспечить потребности ее дальнейшего развития.

Объектами экономической безопасности РФ являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Государственная стратегия включает в себя:

  • 1) характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности РФ как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (три-пять лет) перспективу;
  • 2) определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности РФ;
  • 3) формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация Государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей – макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологических и др.

II. Угрозы экономической безопасности РФ.

Выявление возможных угроз экономической безопасности и выработка мер по их предотвращению имеют первостепенное значение в системе обеспечения экономической безопасности РФ.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности РФ, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются следующие.

  • 1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия таких факторов, как:
    • – расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;
    • – увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений – наркомании, организованной преступности, проституции и т.п.;
    • – рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;
    • – задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и т.д.
  • 2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная следующими факторами:
    • – усиление топливно-сырьевой направленности экономики;
    • – отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;
    • – низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;
    • – свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;
    • – снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;
    • – завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;
    • – приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, гак и с внутреннего рынка;
    • – рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.
  • 3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

Важнейшими факторами этой угрозы являются:

  • – объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;
  • – нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;
  • – увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами РФ.
  • 4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:
    • – рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;
    • – сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;
    • – ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

III. Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности РФ.

Перечень критериев экономической безопасности Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за разработку их количественных (пороговых) и качественных параметров, утвержден постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1569.

Для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности РФ, необходимо учитывать следующее.

1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Это означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства как в обычных, так и в экстремальных условиях, способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия.

Важнейшим требованием экономической безопасности РФ является сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам России.

2. Приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения. Нельзя допустить выхода показателей уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиции социально-политической стабильности общества.

Доступность для населения образования, культуры, медицинского обслуживания, тепло-, электро- и водоснабжения, транспорта, связи, коммунальных услуг является одним из необходимых условий экономической безопасности России.

  • 3. Устойчивость финансовой системы, определяемую уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.
  • 4. Рациональную структуру внешней торговли, обеспечивающую доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок, максимально допустимый уровень удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта (с учетом региональных особенностей), обеспечение приоритета экономических отношений со странами ближнего зарубежья. Сбалансированную внешнеэкономическую политику, предполагающую как удовлетворение потребностей внутреннего рынка, так и защиту отечественных производителей с использованием принятых в международной практике защитных мер.

О государственном регулировании внешнеторговой деятельности см. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

  • 5. Поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.
  • 6. Сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций, и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации.
  • 7. Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти.
  • 8. Определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.

IV. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности РФ.

Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональном уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности РФ.

1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности РФ.

Объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества с точки зрения экономической безопасности РФ должен проводиться на основе анализа конкретных количественных значений индикаторов экономической безопасности.

Для осуществления мониторинга факторов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономическим интересам личности, общества и государства, первоочередной задачей является создание организационно-информационной базы.

2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности РФ.

Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

  • – динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и т.п.;
  • – состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;
  • – способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и т.п.);
  • – состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;
  • – качество жизни населения (валовой внутренний продукт на душу населения), уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и т.п.

Количественные параметры должны быть разработаны не только для страны в целом, но и для каждого ее региона. При этом состав критериев и показателей экономической безопасности РФ по регионам должен корреспондировать с соответствующим составом критериев и параметров в части, касающейся экономики и национальных интересов России в целом.

На основе сформулированных в Государственной стратегии национальных интересов в области экономики, критериев и параметров экономической безопасности РФ определяются меры и разрабатываются механизмы реализации экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности страны.

3. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности РФ.

Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности РФ осуществляется по следующим основным направлениям.

  • 1. Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности.
  • 2. Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности РФ.
  • 3. Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности РФ. Законодательные и иные нормативные правовые акты при их подготовке в обязательном порядке должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности РФ. Порядок проведения указанной экспертизы определяет Президент РФ.

Термин «стратегия» имеет два основных значения: искусство ведения войны; искусство руководства общественной жизнью.

Во втором значении этот термин выступает в различных видах: в теории игр -- возможный способ действия игрока или коалиции; стратегия в ценообразовании; стратегия инновационная; стратегия конкурентная; стратегия импортозамещения; стратегия маркетинга широкого проникновения; стратегия предприятия; стратегия региональная; стратегия экономическая и др.

Здесь речь пойдет о стратегии экономической безопасности. Выбор стратегии экономической безопасности должен исходить из ее целей и задач, которые она должна решать. Например, если цель нашей страны «выживание», то это одна стратегия. Если цель «Великая Россия», то это другая стратегия.

Вторая половина 90-х гг. XX в. ознаменована повышенным вниманием властных структур и общественности к проблемам экономической безопасности. Проиллюстрируем это положение на примере нашей страны.

Доктрина экономической безопасности в России одобрена и введена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федераций (Основные положения)». Во исполнение и развитие данного Указа 27 декабря 1996 г. было принято Постановление Правительства РФ № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)». В этих документах определены: цель и объекты для дарственной стратегии экономической безопасности России; сформулированы критерий и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности; описаны механизмы и меры экономической политики, нацеленные на обеспечение экономической безопасности. В декабре 1997 г. состоялась научно-практическая конференция «Экономическая безопасность: вопросы реализации государственной стратегии. За 1997-2000 гг. вышел ряд научных работ по этой проблематике. И, наконец, в январе 2000 г. также Указом Президента была утверждена «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», в которой большое место занимают проблемы экономической безопасности.

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации состоит из четырех разделов:

I. Цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации.

II. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации.

III. Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации.

IV. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности.

В первом разделе констатируется, что цель Государственной стратегии -- обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане.

Объектами экономической безопасности Российской Федерации являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Государственная стратегия включает: характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную перспективу; определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации; формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация Государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей -- макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, теологических, технологических и др.

Во втором разделе отмечается, что наиболее вероятными угрозами являются:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира, и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов: расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей; рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам; задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и т. д.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции, как с внешнего, так и с внутреннего рынка; рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном таким фактором, как рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного дохода.

В третьем разделе указывается, что состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами, обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. Для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации, необходимо учитывать: способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства; приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения; устойчивость финансовой системы, определяемую уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности; рациональную структуру внешней торговли, обеспечивающую доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок; поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса; сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций, и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации; создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти; определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.

В четвертом разделе определены меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональном уровнях, которые должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности России названы мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.

В этом разделе признано необходимым разработать количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, а также определены следующие основные направления деятельности государства по обеспечению экономической безопасности России.

1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации.

2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации.

3. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации. Государственная стратегия экономической безопасности, как и национальной безопасности России в целом, должна исходить главным образом из идеологии экономического роста, промышленного и научно-технического прорыва, поскольку лишь на этой основе можно достичь высокого уровня и качества жизни населения, его социальной защищенности.

Главная стратегическая цель экономической стратегии заключается в высоких темпах экономического роста.Вечканов Г.С. Экономическая безопасность. - СПб.: Вектор, 2005. - с. 50-458

Таблица 1. - Показатели экономической безопасности России.Составлено и рассчитано по данным: Сб.: Экономическое и социальное положение России в 2008 году. // Комплексный доклад / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики России. - М.: 2009.

Наименование показателя

Пороговые значения

Факт 2000 г.

2008 г. к пороговому

значению, %

1. Способность экономики к устойчивому росту

Темп роста ВВП к предыдущему году (в сопоставимых ценах), %

ИФО промышленности к предыдущему году, %

Объем оборота розничной торговли к ВРП, %

ИФО продукции с/х к предыдущему году, %

Инвестиции в основной капитал к ВРП, %

Степень износа основных фондов, %

2. Устойчивость финансовой системы

Дефицит консолидированного бюджета к ВРП, %

Индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года, %

3. Поддержка научного потенциала

Ассигнования в науку к ВРП, %

Численность студентов на 10000 населения, чел.

Численность занятых в науке к занятым в эконом. %

Расходы на образование к ВРП, %

4. Уровень и качество жизни населения

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения, %

Соотношение денежных доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения, раз

Соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума, раз

Уровень безработицы по методологии МОТ к ЭАН, %

Расходы на здравоохранение к ВРП, %

Расходы на культуру к ВРП, %

Обесп. жильем, кв.м в среднем на 1 жителя

5. Демография

Коэффициент естественного прироста населения (на 1000 жителей)

Коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 населения)

Коэффициент смертности (число умерших на 1000 населения)

Коэффициент младенческой смертности (число детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 родившихся)

6. Правонарушения

Количество преступлений на 10000 населения,

7. Охрана окружающей среды

Выбросы вредных веществ на 1 жителя, тонн