Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

 проблемы ресурсосбережения в городском хозяйстве. Стратегии ресурсосбережения в городе с экологичной средой Экономическое и правовое стимулирование - одно из условий эффективного управления процессами ресурсосбережения

В связи с тем, что сферой интересов настоящего издания является ресурсосбережение, рассмотрим основные виды услуг в сфере ресурсообеспечения, к которым относятся:

– электроснабжение;

– теплоснабжение и горячее водоснабжение;

– газоснабжение;

– водоснабжение и водоотведение.

Эти виды услуг также называют ресурсоснабжением , выделяя энергетическую составляющую – энергоснабжение (электро-, тепло-, газоснабжение и снабжение горячей водой).

Энергоснабжение ЖКХ, или коммунальная энергетика, тесно связано с другими системами ЖКХ, в частности, с жилищным хозяйством, имеющим большой потенциал ресурсосбережения.Конечная цель коммунального энергоснабжения это постоянное и бесперебойное обеспечение нормальных условий среды обитания человека. Это горячее водоснабжение жилых домов, отопление и освещение. Сюда же можно отнести поддержание биоэнергетического потенциала человека производство различных предметов потребления и продуктов питания, создание условий труда, транспортное обеспечение и прочее.

Основу энергоснабжения города составляют энергетические предприятия электростанции и теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), отопительные котельные, объекты газодобычи и газопереработки, а также электрические, газовые и теплофикационные распределительные сети, обслуживающие населённые пункты. Эти объекты имеют различные формы собственности и могут принадлежать муниципальным, региональным, федеральным структурам и частным лицам. Они являются частью жилищно-коммунального комплекса и ставят своей главной целью обслуживание всех его элементов. Коммунальные энергетические объекты непосредственно находятся в подчинении местных администраций (муниципальных органов власти) и управляются ими. Они несут прямую ответственность за качество и полноту оказываемых услуг. Это финансирование, техническая эксплуатация, содержание объектов согласно принятым нормам и стандартам, а также качество и объемы обслуживания.Эффективность функционирования коммунальной энергетики во многом определяется степенью развития городского хозяйства, совершенства его организационных и управленческих структур, особенно энергетических.

Исходя из вышеперечисленных элементов ресурсоснабжения и краткой информации о структуре городского хозяйства, можно выделить основные направления (факторы) ресурсосбережения в ЖКХ. Это:

– экономия электроэнергии;

– экономия тепла;

– экономия газа;



– экономия водопотребления (горячей и холодной воды);

– совершенствование структуры управления городским хозяйством.

Таким образом, в отличие от строительства, в ЖКХ ресурсосбережение носит, в основном, энергосберегающий характер. К материалосберегающим факторам в полной мере можно отнести только экономию холодной воды. Горячее водоснабжение и управленческие новации, в зависимости от конкретных условий, могут в разной степени воздействовать на обе составные части ресурсосбережения.

Взаимосвязь проблем ресурсосбережения

В строительстве и Жкх

Строительство и ЖКХ тесно взаимосвязаны и в процессе ресурсосбережения практически решают не только одни и те же вопросы, но и концентрируют решение этих вопросов на одних и тех же объектах, возводимых в процессе строительного производства и эксплуатируемых различными структурами ЖКХ. Особенно это касается энергосбережения за счет реализации заложенного в процессе строительства потенциала. Поэтому, рассматривая фактор «отложенного» энергосбережения, закладываемый при возведении объектов, необходимо понимать, что реальная отдача от него приходится на долю ЖКХ, эксплуатирующего эти энергоемкие объекты, т.е. на следующую стадию их жизненного цикла.

4.1. Особенности подхода к ресурсосбережению

в строительстве и ЖКХ

Как следует из вышеизложенного, строительство и ЖКХ к решению проблемы ресурсосбережения подходят практически одинаково – через реализацию двух его составляющих. В этом заключается общность интересов и подхода рассматриваемых отраслей.

Однако при этом строительство и ЖКХ имеют различные приоритеты и пути решения стоящих перед ними проблем. Они, в основном, заключаются в различной последовательности подхода к решению проблем. Такая особенность заложена в саму идеологию существования и функционирования этих отраслей. Цель строительного менеджмента – возведение зданий и сооружений, тогда как менеджмент ЖКХ, как элемент муниципальной системы управления, имеет другую цель – управление совокупностью предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения города. Среди них основную долю занимает содержание и эксплуатация жилого фонда, объектов социальной сферы и инженерного обеспечения города.



В таком различии в целях заключается философия взаимоотношений строительной отрасли и ЖКХ, которая состоит в определении этими отраслями приоритетов относительно составляющих ресурсосбережения – энергосбережения и материалосбережения.

Строительная отрасль, реализуя проектную документацию, возводит объекты, которые должны соответствовать современным требованиям к энергосбережению и материалосбережению при соблюдении других эксплуатационных требований и требований к жизнеобеспечению. При этом, как было отмечено выше, потенциал энергосбережения возводимых объектов закладывается через материалосбережение – за счет применения современных строительных технологий и материалов, т.е. первичным в данной цепочке является материалосбережение, а энергосбережение – вторичным. Построенные и переданные собственникам объекты строители сами не эксплуатируют, и, как следствие, заложенный потенциал энергосбережения реализовать не могут. Энергосбережение в строительстве в ходе строительных работ, как было отмечено выше, достигается, в основном, за счет применения современных энергоэффективных строительных технологий, машин и оборудования.

Подразделения ЖКХ, органы муниципального управления и другие собственники, выступая в качестве застройщиков и заказчиков, непосредственно строительством объектов на территории города не занимаются. Они осуществляют их содержание и эксплуатацию и, как следствие, в своей деятельности достигают энергосбережения, как за счет заложенного строителями потенциала, так и за счет дополнительных энергосберегающих мероприятий, которые были изложены выше.

Как видно из вышеизложенного, человечество не может существовать без использования ресурсов планеты, многие из которых при нынешнем развитии техники и технологий могут быть исчерпаны практически без остатка. Это, в свою очередь, окажет без всяких сомнений прямое негативное влияние на условия существования как

будущих поколений, так и на функционирование биосферы как глобальной экосистемы. Исчерпание природных ресурсов кроме экологического имеет еще очень значимый социальный, общегуманитарный аспект; никто не давал права нынешним поколениям оставить без какого-либо даже малозначимого на первый взгляд составляющего нашей планеты будущих ее жителей, будь то люди или другие живые организмы. Ответственность перед будущим - это одна из главнейших общечеловеческих проблем.

В связи с этим серьезное значение имеет реализация программ ресурсосбережения. Само по себе ресурсосбережение или технологии ресурсосбережения - многоаспектная задача, затрагивающая практически все сферы человеческой деятельности и требующая кроме технических разработок серьезного решения задач образования и воспитания человека, так как только в этом случае возможен поиск инженерных результатов в сбережении ресурсов планеты для будущих поколений без потери качества жизни современных людей.

Технология ресурсосбережения - это производство и реализация конечных продуктов с минимальным расходом вещества и энергии на всех этапах производственного цикла (от добывающих до «распределяющих» отраслей) и с наименьшим воздействием на природные экосистемы и человека. Это выражается прежде всего в энергетической эффективности - соотношении между затрачиваемой (или имеющейся) энергией и полезным продуктом, получаемым при этих затратах. Интересным представляется следующее заключение о том, что превращение высококачественной энергии, извлекаемой из ядерно-го топлива, в тепловую с температурой в несколько тысяч градусов и далее в высококачественную электроэнергию, а затем использование этой энергии для поддержания температуры в доме на уровне 20 “С, является чрезвычайно расточительным процессом. Как отмечает Т. Миллер (1993), использовать высококачественную энергию для производства низкокачественного тепла - «это все равно что резать масло циркулярной пилой или бить мух кузнечным молотком». Поэтому основным принципом использования энергии должно быть соответствие ее качества поставленным задачам. Во многих странах для обогрева жилищ стали применять солнечную энергию, энергию термальных источников, энергию ветра и др. В районах с холодным климатом наилучшим способом отопления является создание зданий, абсолютно изолированных от внешней среды.

Выделяются модели двух типов общества; 1) «одноразового» потребления и создающего отходы; 2) природосберегающего типа. Первый тип характерен для наиболее промышленно развитых стран - «постиндустриального» общества, который базируется на использовании как можно большего количества энергии и вещества и с большой скоростью превращает высококачественную энергию 8

низкокачественную, ресурсов в отбросы, в загрязняющие компоненты. Основой второго типа является разумное использование энергии и рециркуляция вещества, вторичное использование невозобновимых ресурсов, сокращение потребления и потерь энергии и ресурсов.

При этом особенно важно эффективно использовать энергию, не применяя без особой необходимости ее высококачественные виды. И наконец, в этой модели будущего общества на всех уровнях (локальном, региональном, глобальном) не должен быть превышен порог экологической устойчивости окружающей среды. При этом для ограничения потерь ресурсов и предотвращения загрязнения необходимо учитывать информацию о воздействиях на окружающую среду на «входе» в нес. Например, значительно проще и дешевле предотвратить попадание токсичного загрязнителя в подземные воды, служащие источником питьевых вод, чем пытаться очистить уже загрязненную воду.

Одним из наиболее долговечных на настоящий момент загрязнителей окружающей среды являются пластмассы (по некоторым данным наиболее легко разлагающиеся виды пластмасс требуют для осуществления этого процесса не менее 100 лет). Производство пластмасс к началу 2000 г. достигло в мире более 105 млн т. При этом на долю США приходится около 30 млнт, надолюЯпонии почти 15 млнт, ФРГ около 10 млн т и т. д. В связи с этим в ряде стран ведутся разработки новых видов пластмасс - синтетических органических материалов, разлагающихся биологическим путем. В качестве примера можно привести достигнутые одной из фирм Бельгии успехи в изготовлении изделий, состоящих из полиэтилена и компонентов, содержащих окислитель, катализатор и до 6 % кукурузного крахмала. При попадании этих изделий в почву вместе с отходами крахмал разрушается почвенными бактериями, а в результате реакдии окислителя с содержащимися в почве солями металлов образуются соединения типа различных перекисей, которые в течение 2-3 лет превращают остатки пластмассы в воду и углерод. Уже получены результаты для полупромышленного производства пластмасс, содержащих до 50 % кукурузного крахмала. Единственной, но во многом определяющей проблемой является пока высокая стоимость этих пластмасс.

Серьезной проблемой ресурсосбережения представляется разрушение стереотипов в использовании ряда ресурсов для получения энергии путем их сжигания даже в весьма «экономических» двигателях внутреннего сгорания - речь идет об углеводородном сырье, из которого получают бензин, керосин, дизельное топливо, мазут, т. е. основу работы большинства эксплуатирующихся на Земле двигателей. Давно уже нужно вспомнить слова Д.И. Менделеева о том, что использовать для этих целей нефть равносильно тому, что «топить печь ассигнациями».

Выставка Современный город. Энергетика. Ресурсосбережение. Экология 2016 проводится c 10 по 12 августа в городе Белгород, Россия.

Экспонируемые продукты и разделы выставки Вы можете посмотреть ниже, в блоке «Дополнительная информация». Полный список участников Современный город. Энергетика. Ресурсосбережение. Экология 2016 размещается на официальном сайте выставки и постоянно обновляется. Там же вы сможете найти экспонентов предыдущего года. Деловая программа Современный город. Энергетика. Ресурсосбережение. Экология 2016 обычно публикуется ближе к началу события.

Ваш личный календарь

Добавьте выставку Современный город. Энергетика. Ресурсосбережение. Экология 2016 в календарь, чтобы не потерять важное событие. Создавайте свое расписание мероприятий.

Планируете самостоятельную поездку на Современный город. Энергетика. Ресурсосбережение. Экология 2016?

Мы рекомендуем в период проведения выставки на Booking.com. Как добраться до выставочного центра ВК «Белэкспоцентр» можно посмотреть в каталоге мест или на официальном сайте площадки. Пользуйтесь также картами Google Maps, которая позволяет строить маршруты с использованием общественного транспорта. Не забудьте проверить место и даты выставки на официальном сайте и в календаре выставочного комплекса. Событие могут перенести, отменить, объединить с проектом схожей тематики. Обращаем ваше внимание на то, что Expomap не является организатором события и не несет ответственности за неточности предоставляемой информации.

Шнякина Юлия Равильевна

Доцент кафедры "Экономика, организация и коммерческая деятельность",

Анализ проблем ресурсосбережения жилищно-коммунального хозяйства российских городов

Аннотация: Статья посвящена одной из актуальных проблем современности - ресурсосбережению в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Только скоординированные действия всех участников процесса ресурсосбережения (государственных, региональных и местных органов власти, представителей научных кругов, поставщиков и потребителей жилищно-коммунальных услуг) даст положительный результат и поможет offise@tolqas. ги вывести отрасль жилищно-коммунального хозяйства из кризиса.

Тольяттинский государственный университет сервиса, г. Тольятти

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, ресурсосбережение.

В связи с интенсивным строительством во многих российских городах сложилась ситуация нехватки мощностей тепловой и электрической энергии. Вопрос стоит следующим образом: либо строить новые мощности на источниках, либо вкладывать средства в ресурсосбережение. Для этого, в первую очередь, необходимо определить перспективы развития города. И решение этого вопроса, безусловно, должно вестись на уровне местных органов власти, после чего станет обоснованным дополнительное выделение средств из бюджета и привлечение инвестиций на развитие четко обозначенных направлений. Кроме того, нужно создать условия, побуждающие потребителей заниматься ресурсосбережением, разработать дифференцированные тарифы, стимулирующие экономию топливно-энергетических ресурсов. И, наконец, необходимо определить, где теряется больше всего энергии, и выяснить, что в первую очередь необходимо экономить. Учитывая климатические особенности российских городов, можно говорить о том, что все-таки наибольший расход энергии связан с отоплением зданий и сооружений. Например, в городе Тольятти водоотведение составляет 17% затрат на оплату энергоресурсов, электрическая энергия- 20%, теплоснабжение- 59%, прочие коммунальные услуги-4%. Тепловая энергия по видам распределяется следующим образом: отопление-66% затрат, вентиляция- 21%, горячее водоснаб-жение-13%. Таким образом, одной из приоритетных в данном городском округе можно назвать задачу энергосбережения, связанную с отоплением зданий.

Особое внимание исследованию и решению проблем экономии ресурсов необходи-

мо уделять в сфере городского жилищно-коммунального хозяйства. Характерными чертами отрасли на этапе реформирования являются относительно низкий уровень развития, выражающийся в устаревших технике и технологиях, высоком износе зданий и оборудования, применении старого образца материалов и конструкций. Значительную долю жилищного фонда страны (80%) составляют дома из сборного железобетона, являющиеся по проектным данным самыми энергорасточительными сооружениями. Кроме того, затраты энергоресурсов в расчете на 1 кв.м жилья в 3 раза превышают среднеевропейский уровень. Как показывает практика, потребление энергоносителей на отопление жилых зданий в России составляет около 86 кг условного топлива на 1 кв. м общей площади в год. В то же время в аналогичных климатических условиях Канады и Норвегии этот показатель составляет менее 30 кг на кв.м, в Швеции потребляется около 27 кг у.т./м2 в год. Только из-за низкого качества теплоизоляции трубопроводов теряется около 20 % тепла. К этому можно добавить, что 10-15 % потерь тепла и воды связано с утечками через свищи и трещины в трубопроводах. Проблема обеспечения населения России питьевой водой, отвечающей установленным нормам качества и в достаточном количестве, с каждым годом обостряется, во многих регионах страны она стала одной из главных социально-экологических проблем. Перегружено 60% очистных сооружений, многие из которых эксплуатируются более 30 лет и требуют срочной реконструкции. Поэтому на водопроводных и канализационных сетях происходят порывы, что вызывает не только поте-

ри воды и перебои в водоснабжении, но и загрязнение природной среды и нарушение санитарного благополучия. .

В России наиболее развита центральная система теплоснабжения, которая несмотря на достаточно эффективные источники тепла (высокий КПД, более низкая стоимость единицы мощности), из-за больших потерь в теплосетях, отсутствия регулировки потребления мощности, больших эксплуатационных расходов, в целом, неэффективна. Кроме того, более 80% теплосетей страны - это трубопроводы с превышенным сроком эксплуатации. В России на современном этапе заменяется не более 0,5-1 % от общей протяженности теплосетей. Затраты на транспортировку тепла в сетях превышают 40% от его себестоимости. Число аварий на теплотрассах за последние десять лет увеличились в 510 раз.

Особую значимость представляет решение вопросов рационального использования газа в стране. Исследования по вопросам газосбережения, в том числе и в жилищно-коммунальном комплексе, проводимые Союзом акционеров ОАО «Газпром» показали, что в России ежегодно нерационально сжигается более 100 миллиардов кубометров газа. Основными проблемами ресурсосбережения по вопросу газоснабжения можно назвать следующие:

Отсутствует законодательно-нормативная база, способная регулировать систему энергосбережения и энергопотребления;

Не созданы эффективные экономические механизмы ресурсосбережения;

Низкая ответственность руководителей всех уровней за сохранение нормальной работы находящихся в их эксплуатации инженерных сетей.

Важным вопросом реформирования жилищно-коммунальной сферы остается вопрос сохранения трудовых ресурсов. Дефицит высококвалифицированных кадров -сдерживающий фактор в переоснащении предприятий отрасли и модификации устаревшего оборудования. Чтобы заниматься вопросами ресурсосбережения, создавать жизнеспособные программы, нужны кадры-грамотные, специально обучавшиеся этой работе. Кроме того, в отрасли сохраняется наиболее низкий уровень заработной платы. Так, средняя начисленная заработная плата работникам ЖКХ по г.Тольятти за 2005 год составила 6000 рублей.

Открытой остается проблема капитального ремонта, на который принято списывать

большую часть бюджетных средств. После проведения ремонта, жилищный фонд качественно не меняется, а восстанавливаются лишь отдельные технические характеристики. Прежний подход к организации капитального ремонта должен быть заменен комплексной модернизацией жилищного фонда. В результате этого жилье должно превратиться в энергоэффективное, малозатратное, с контролируемыми объемами потребляемых ресурсов. Причем инвестиции или бюджетные средства, вложенные в модернизацию должны быть возвратными. Возвратность должна обеспечиваться за счет экономии на содержание модернизированного жилья. Возвратные средства должны частично или полностью участвовать в модернизации других домов.

Одним из сдерживающих факторов реформирования жилищно-коммунального комплекса на местах с точки зрения повышения эффективности его работы и снижения издержек на функционирование является отсутствие эффективного собственника, управляющего жильем. Бизнес медленно осваивает эту сферу деятельности. Темпы создания товариществ собственников жилья невысокие. Существующее законодательство в жилищной сфере, гражданское законодательство не способствует поддержанию и развитию муниципальных и частных управляющих компаний. Решение вопросов требует применения обобщенного опыта, корректировки или создания нормативной базы перевода жилищного фонда на эффективного собственника, определение правил его работы, условий финансирования и оплаты труда, разработки и утверждения Правительством РФ пакета документов по данному вопросу.

Реформирование ЖКХ важная и сложная задача. Главное, должны быть отработаны пути ее решения, прежде всего, в направлении сбережения воды, тепла, газа, электроэнергии, трудовых ресурсов. Именно, ресурсосбережение должно стать экономической основой реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Процесс ресурсосбережения в ЖКХ российских городов претерпевает сложности. Многие коммунальные предприятия не располагают данными о фактических объемах производства и реализации услуг, поскольку в большинстве случаев учет количества отпущенных и полученных услуг ведется по обобщающим нормам ресурсопотребления, не корректируемым десятилетиями.

Ресурсосбережение в сфере жилищно-

коммунального хозяйства есть процесс оптимизации системы учета, контроля и рационального использования энергетических, водных и иных ресурсов жилищно-коммунальной сферы, проведение работ по снижению потерь, а также внедрение ресурсосберегающих технологий с целью решения антикризисных проблем и реорганизации отрасли. Конечными целями ресурсосбережения являются снижение издержек производства и себестоимости услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства, смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

Главные задачи всех участников процесса ресурсосбережения и ресурсопотребления состоят в:

Совершенствовании взаимоотношений между ресурсоснабжающими организациями и ресурсопотребителями;

Внедрение ресурсосберегающих технологий;

Повышении качества услуг, предоставляемых населению, их соответствии принятым стандартам.

Ни одна проблема жилищно-коммунального хозяйства не может быть решена без проведения эффективной политики по экономии ресурсов отрасли. В большинстве городов политика по ресурсосбережению и контролю выполнения программ возложены на специально созданные структурные подразделения администрации. Однако проблемы, связанные с ресурсосбережением в отрасли не уменьшаются. При проведении целенаправленной ресурсосберегающей политики, необходимо помнить, что проблемы экономии ресурсов тесно переплетаются и являются составными частями проблем всего комплекса ЖКХ, а именно:

На современном этапе реформа ЖКХ сводится исключительно к увеличению доли оплаты населением коммунальных услуг. Основная проблема заключается в том, что программа повышения доли услуг не учитывает уровень роста доходов населения, в результате темпы роста доли платежей населения за услуги значительно выше, чем темпы роста доходов населения.

Сложившаяся система формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги осуществляется практически без учета реальных условий финансирования отрасли. Тарифы для муниципальных предприятий ЖКХ, а также норма-

тивы потребления и ставки оплаты услуг для населения устанавливаются местными органами самоуправления. Тарифы во многих городах устанавливаются на уровне, не позволяющем предприятиям жилищно-

коммунальной сферы покрыть свои издержки. В результате накапливается кредиторская задолженность. С другой стороны, такая ситуация приводит к неконтролируемым действиям ре-сурсоснабжающих предприятий-монополистов по расходованию финансовых и материальных ресурсов, поскольку в отсутствии увязки тарифной политики и реального финансирования практически не действуют договоры на поставку ресурсов.

Отсутствие системы экономических стимулов в секторе. На протяжении значительного периода времени накопление кредиторской задолженности не представляло реальной угрозы для коммунальщиков: поставки ресурсов продолжались, предприятия не объявлялись банкротами, что в итоге привело к снижению финансовой дисциплины.

Одной из наиболее острых проблем остается наличие в жилищно-коммунальном секторе перекрестного субсидирования, заключающегося в том, что разные группы потребителей получают один и тот же вид коммунальных услуг по разным ценам. Система перекрестного субсидирования не стимулирует коммунальщиков к эффективному использованию своих оборотных средств.

Недостаточный контроль над качеством предоставляемых услуг, уровнем эффективности коммунальных предприятий со стороны муниципалитетов. Отсутствие четко формализованных договорных отношений между муниципалитетами и коммунальными предприятиями, а также между ними и потребителями услуг усугубляет ситуацию, что, в конечном счете, приводит к увеличению нагрузки на потребителя без гарантии повышения качества коммунальных услуг.

В настоящее время нет отраслевых стандартов учета и планирования затрат на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства. Отсутствуют приборы учета, расчеты производятся по нормативам. Это ведет к ис-

кажению реальной картины затрат, не позволяет проанализировать затраты на единицу услуги, что в свою очередь уменьшает возможность воздействия на предприятия жилищно-

коммунальной сферы с целью снижения издержек и позволяет достаточно свободно переносить средства из одной статья в другую.

Затратно-нормативный метод, основанный на понимании тарифа как суммы установленных норм затрат и норм рентабельности лишь стимулирует рост тарифов.

Разрабатывая политику ресурсосбережения, важно в первую очередь определиться с целями и направлениями их достижения. Конечными целями ресурсосберегающей политики в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ, на наш взгляд, являются:

Создание организационных, правовых, экономических и технологических условий, обеспечивающих повышение энергоэффективности отрасли ЖКХ;

Улучшение финансово-экономического и технического состояния коммунальных предприятий;

1. Снижение издержек производства и себестоимости услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства и соответственно смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

2. Повышение качества оказываемых услуг.

3. Создание условий, при которых коммунальные предприятия будут заинтересованы в снижении собственных издержек и проведении ресурсосберегающих мероприятий.

4. Создание условий для привлечения частных инвестиций для финансирования, реконструкции и развития коммунальной инфраструктуры.

5. Снижение потерь ресурсов в процессе производства и транспортировки.

6. Оптимизация потребления коммунальных ресурсов, вовлечение неиспользуемых источников энергии и ресурсов.

7. Стабильное и планомерное развитие жилищно-коммунальной отрасли в целом.

Таким образом, комплексный подход к реализации мероприятия по ресурсосбережению в жилищно-коммунальной сфере должен быть подготовлен в виде нескольких важнейших аспектов, где ресурсосбережение рассматривается как:

Ресурс для возвращения инвестиций в развитие ЖКХ;

Повышение качества услуг, предоставляемых населению, их соответствие принятым стандартам;

Создание системы учета ресурсов, позволяющих четко определить объем потребления топливно-энергетических ресурсов и уровень потерь по всей технологической цепи от производителя до потребителя;

Внедрение энергосберегающих технологий, снижение нерационального потребления ресурсов;

Совершенствование взаимоотношений между поставщиками услуг и их потребителями;

Смягчение социальной напряженности в связи с переходом на полную оплату коммунальных услуг населением.

Литература:

1. Чекалин В. С. Экономика городского хозяйства / В. С. Чекалин. - СПб.: СПбГИЭА, 1999. -С.23.

2. Шапиро, М. Д. Эффективное управление жилищным фондом: мониторинг и оценка качества / М. Д. Шапиро, Е. Ф. Петрова. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. - С.87

3. Шебаршина, Е. Н. Развитие форм управления жильем / Е. Н. Шебаршина // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - 2003. - № 12. - С.32

Shnyakina Julia Ravilevna. ANALYSIS OF RESOURCE-SAVING PROBLEMS OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES OF THE RUSSIAN CITIES

Article is devoted to one of the pressing problems of our time and resource in the field of housing and communal services. Only concerted action by all participants in the resource (state, regional and local authorities, academics, suppliers and consumers of housing services) will give a positive result and will help bring the industry of housing and communal services of the crisis. Keywords: housing and utilities, resource.

Ресурсосбережение представляет собой процесс рационализации использования материально-технических, трудовых, финансовых, природных и других ресурсов преимущественно на базе интенсификации производства с целью получения продукции с наилучшими качественными показателями и минимумом затрат.

Ресурсосбережение включает блоки мероприятий технических, технологических, организационных и экономических. Технические и технологические направления ресурсосбережения отработаны значительно лучше, чем экономические, и выражаются в многочисленных конкретных мероприятиях.

Под экономическим механизмом ресурсосбережения понимается система взаимосвязанных экономических элементов, направленных на анализ использования и стимулирование экономии материально-технических, в том числе и топливно-энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, внедрение ресурсосберегающих мероприятий, а также обеспечение производства сельскохозяйственной продукции с минимальными затратами всех ресурсов в денежном и натуральном исчислении.

Ресурсосбережение - это процесс обеспечения роста полезных результатов при относительной стабильности материальных затрат.

Основной задачей ресурсосбережения, как науки, является экономия материальных ресурсов. Экономить материальные ресурсы можно по-разному: можно их меньше тратить (для этого устанавливают нормы), а можно внедрять новые технологии.

Усиление потребления материальных ресурсов вызывается усилением технического развития мира. Причинами увеличения расхода материальных ресурсов является:

1) увеличение объема производства;

2) значительное исчерпание материальных ресурсов в освоенных районах;

3) перенос добычи материальных ресурсов в труднодоступные районы.

Поскольку добыча и доставка материальных ресурсов резко повышает стоимость готовой продукции вопросы снижения материальных затрат приобретают ведущие значение.

Экономический механизм ресурсосбережения должен быть нацелен на экономическое стимулирование мероприятий, проведение которых дает ресурсосберегающий эффект для народного хозяйства, но экономически не выгодных для внедряющих их предприятий. Кроме того, механизм должен предусматривать экономическое стимулирование проведения капиталоемких мероприятий, требующих значительных финансовых средств, которых из-за объективно слабого экономического состояния у большинства хозяйств нет.

Время, необходимое для практического проведения мероприятия, может составлять от нескольких дней до многих лет. Наиболее быструю отдачу можно получить за счет устранения расточительства и потерь при использовании техники и ресурсов, особенно топливно-энергетических.

Получить высокий экономический эффект и экономию материальных ресурсов можно и за счет внедрения технологических мероприятий по ресурсосбережению. Наибольшую актуальность представляют те из них, которые направлены на снижение энергоемкости производства.

Из других технологических мероприятий по ресурсосбережению наибольшую значимость и перспективу представляет использование ресурсосберегающих технологий.

Проведение крупных технических, технологических и организационных мероприятий, позволяющих получить экономию топливно-энергетических и других материальных ресурсов промышленного происхождения, требует значительных капитальных вложений. Для отдельных хозяйств- товаропроизводителей становиться практически невозможна реализация этих мероприятий из-за ограниченности или отсутствия финансовых средств. Только функционирование экономического механизма ресурсосбережения в условиях рыночной экономики может реально повысить эффективность использования ресурсов.

Финансово-кредитные стимулы ресурсосбережения

Финансово-кредитные стимулы ресурсосбережения включают следующие элементы экономического механизма: бюджетное финансирование, кредитование, налогообложение.

Бюджетное финансирование предусматривает целевое выделение денежных средств на проведение ресурсосберегающих мероприятий для обеспечения окупаемости затрат, доходности (прибыльности) хозяйства или производственного подразделения в результате внедрения. В период освоения ресурсосберегающих новшеств в случае не выгодности мероприятия соответствующие дотации из бюджета покрывают убытки предприятия. Федеральные и местные бюджетные дотации выделяются на мероприятия, которые в наибольшей степени отражают достижения НТП, не внедрение капиталоемких энерго- и ресурсосберегающих технологий, на разработку новой техники с качественно новыми технико-экономическими характеристиками. Выплаты таких дотаций производятся с учетом технологического цикла освоения производства или применения этих новаций. Масштабы и условия субсидирования определяются экономической ситуацией, потребительским спросом на конкретный вид материальных ресурсов: в кризисный период значимость бюджетных дотаций резко возрастает, в относительно благоприятное время – сокращается.

Кредитование предусматривает льготные кредиты хозяйствам и фермерам, осваивающим капиталоемкие мероприятия с высокой степенью финансового риска, но создающие условия для экономии материальных ресурсов. Условия и величина предоставляемой льготной процентной ставки за кредит определяется с учетом сроков окупаемости и уровнем рентабельности проводимых мероприятий, а также с учетом дефицитности высвобождаемого ресурса. Кредиты на льготных условиях (беспроцентные или с низкими процентными ставками) могут предоставляться при условии возмещения банку некомпенсированных затрат по привлечению ресурсов для выдачи таких ссуд за счет средств органов, принимающих решение о привлечении кредитов для реализации намеченного мероприятия (программы).

Налогообложение обеспечивает экономическую заинтересованность предприятий в финансировании текущих производственных затрат. Использование налоговых льгот должно распространяться на предприятия, внедряющие и применяющие ресурсосберегающие технологии, организацию труда, нетрадиционные, возобновляемые источники энергии. Условия применения и размер налоговых скидок в каждом конкретном случае будут индивидуальными, а критерием для их установления служит экономический эффект от проведения мероприятия.

Административно-правовое регулирование направлено на реализацию функций различных институтов и создание правового поля, обеспечивающего ресурсосбережение. В последние годы принят рядо нормативных документов в этой сфере: указ Президента РФ от 04.06.2008 г №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», Федеральная целевая программа энергосбережения и энергоэффективности на период до 2020 года, «Водная стратегия РФ на период до 2020 года», в которой принято решение «О повышении эффективности и обеспечения комплексного использования водных ресурсов в РФ», ФЗ №28-ФЗ «Об энергосбережении», ФЗ от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» и целый ряд нормативных документов, которые прямо или косвенно влияют на ресурсосбережение.