Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Территория опережающего развития итог. Тенденции в развитии ОЭЗ. Президент Российской Федерации В. Путин

Территории опережающего развития, список которых будет приведен далее, стали еще одной попыткой руководства страны пойти по китайскому пути. Он предполагает формирование особых районов, так называемых экономических локомотивов. Далее рассмотрим, что собой представляют территории опережающего развития в России и для чего они нужны.

Историческая справка

В начале 90-х в правительстве был предложен перечень территорий опережающего развития. Однако, как показывает история, разработанные программы так и не были до конца реализованы. В 1991 году был принят закон, регулирующий приток иностранных инвестиций в отечественную экономику. Его положения устанавливали для некоторых зарубежных предпринимателей определенные льготы. В частности, предполагалась упрощенная процедура регистрации, сниженные ставки налогообложения, долгосрочная аренда по невысокой цене, и уменьшение С 1996 года в стране стали создаваться ОЭЗ. Так, первая особая зона была сформирована в Калининградской обл., вторая - в Магаданской. Для последней была разработана программа до 31 декабря 2014 года. Однако успехов ее реализации нет. Также был принят законопроект по особой зоне в пределах Байкало-Амурской ж/д магистрали. Судьба программы также неизвестна.

Развитие на начальном этапе

Из созданных 17 особых зон успешными стали всего 6. Самыми проблемными оказались туристические районы. Как отмечал гендиректор ОАО "ОЭЗ" Третьяков, это было связано с неверно выбранной методикой. По факту с инвестором ничего не обсуждалось, ему не предоставлялось право выбрать место для реализации программы. Кроме того, недостаточно активно развиваются и портовые зоны. Эксперты предполагают, что это может быть связано с нежеланием самих регионов заниматься их продвижением.

Новый виток

Несмотря на неудачи, эволюция особых зон продолжилась. В настоящее время некоторые ОЭЗ могут расшириться до регионального уровня. Особые зоны считаются достаточно гибким инструментом привлечения финансовых средств в экономику. Во время президентства Медведева был принят Закон, положения которого регулировали образование и функционирование зон территориального развития. Таким образом, было введено новое понятие. ЗТР представляет собой часть субъекта, где формируются благоприятные условия для деятельности инвесторов. Целью таких зон выступало ускорение социально-экономического становления региона. Создание благоприятных условий предполагало предоставление инвесторам государственной поддержки. Однако она выглядела по программам несколько скромнее, чем это предусматривалось в проекте 1991 года. Управление такими зонами должно было осуществляться специально сформированной администрацией. В настоящее время в 20 регионах созданы ЗТР.

Четвертая попытка

На одном из своих выступлений перед Федеральным Собранием президент Путин предложил создать территории опережающего развития. Список уже существующих районов он дополнил еще рядом местностей. При этом президент выделил приоритетные направления. В частности, особого внимания, по его словам, заслуживала удаленная от центра территория опережающего развития - Дальний Восток. В числе областей, требующих инвестирования, президент также назвал Сибирь, в частности, Хакассию и Красноярский край. Главой государства были также предложены условия, за счет которых территория опережающего развития будет привлекательна для инвесторов. В частности, речь шла о пятилетних льготной ставке страховых отчислений, упрощенной процедуре прохождения таможни, подключения к электросети, получения разрешений на строительство. Кроме этого, должна быть разработана четкая программа, в соответствии с которой будет действовать территория опережающего развития. Дальний Восток требует возведения сопутствующей инфраструктуры. Эта задача будет реализовываться за счет соответствующего Фонда.

В чем различие между ОЭЗ и ТОР?

Территория опережающего развития, в соответствии с нормативными актами, имеет несколько иной статус, нежели особая зона. Не допускается создание таких районов на одной местности. Как таковых отличий территория опережающего развития от ОЭЗ не имеет. Единственной, пожалуй, разницей можно считать продолжительность функционирования. Так, 20 лет должна действовать особая зона, 12 лет - территория опережающего развития.

Законопроект: общие сведения

Его действие направлено на установление правового режима для рассматриваемых районов. Нормативно определены меры поддержки предприятий-инвесторов. Кроме того, ФЗ "О территориях опережающего развития" регулирует все прочие отношения, которые касаются этих районов.

Установленное определение

Территория опережающего развития - это район ДВФО, на котором установлены специальные правовые режимы для осуществления предпринимательской и прочей деятельности. Формирование этой зоны выполняется за счет федерального и местного бюджетов, а также прочих источников. Нормативным актом установлен особый порядок образования территории опережающего развития. Приморский край приобретает особый статус. В соответствии с ним определяется юридическое положение резидентов и специфика осуществления ими коммерческой и прочей деятельности.

Правовой режим

Закон о территориях опережающего развития устанавливает:

  • Льготные ставки по арендной плате.
  • Особый порядок пользования землей.
  • Льготы по налогам и страховым выплатам.
  • Особый порядок проведения государственного контроля, муниципального надзора.
  • Льготный режим подключения к различным объектам инфраструктуры.
  • Предоставление особых государственных услуг.
  • Использование режима свободной таможенной территории.
  • Возможность привлечения в льготном и ускоренном порядке иностранного квалифицированного персонала.
  • Использование санитарных и технических регламентов по примеру наиболее развитых государств ОЭСР.

Административный аппарат

Закон о территориях опережающего развития устанавливает специфические полномочия для органов госвласти. В пределах районов должны действовать особые подразделения исполнительных и прочих органов (ФНС, МЧС, МВД и так далее). За счет установления специального порядка будет повышен общий уровень администрирования региона по примеру аналогичных зон в зарубежных странах.

Льготы

С 2014 года в Иркутской области, Забайкалье, на Дальнем Востоке и в Бурятии введен особый налоговый режим. Было запланировано снижение НДФЛ до 7%, налога на прибыль - до десяти. При этом в течение первых пяти лет предполагалось сделать последний нулевым. Однако в данном случае эксперты отметили некоторое противоречие. В частности, Медведев указывал на особый налоговый режим, который должен был быть направлен на стимулирование несырьевого экспорта. Ряд правительственных мер, в свою очередь, затрагивал налог на добычу руды черного и цветного металла, угля, золота. На настоящий момент не выработано единого направления. Это создает определенные возможности для деятельности "групп влияния".

Перенос предприятий

После того как Медведев объявил об усилении полномочий Минвостокразвития, это ведомство, воспользовавшись возможностью, предложило передать в ведение государства все акции Фонда по развитию Байкальского и Дальневосточного регионов. Фактически он выступает как дочернее предприятие Внешэкономбанка. Таким образом, передача акций означала бы только перераспределение ресурсов. Вместе с этим министерство выдвинуло предложение о формировании дополнительных институтов. В частности, речь шла об ОАО "Дальний Восток", "Агентства по поддержке экспорта и привлечения инвестиций в ДВФО", а также АНО "Агентстве по развитию трудовых ресурсов".

В итоге вместе с предполагаемым закрытием особой экономической зон в Магаданской области и Совгавани в Хабаровском крае, можно отметить вытеснение Минэкономразвития с территории ДВФО. Имеющиеся ресурсы, таким образом, будут сконцентрированы в руках Минвостокразвития.

Объем инвестиций и трудоустройство

Для развития Дальневосточного региона требуется порядка 3.3 млрд р. Эта цифра установлена на период до 2020 года. Из нее порядка 170 млрд р. планировалось выделить на 2014 год. Эксперты отмечали начало борьбы за выделяемые средства в федеральном центре. Само же правительство отдает предпочтение на сегодняшний день Минвостокразвитию. Однако некоторые крупные государственные компании, вероятно, не хотят этого. Одной из запланированных мер выступает трудоустройство персонала предприятий моногородов. В частности, имеются в виду сотрудники АвтоВАЗа. Кроме этого, вводится отсрочка от армии для жителей ДВФО и граждан, переехавших туда.

Выводы

Теоретически, как отмечают эксперты, при воплощении всех либо хотя бы большей части предполагаемых мер Дальневосточный регион может превратиться в принципиально отличную от остальных территорию с особым административным и налоговым статусом. Некоторые специалисты даже говорят о том, что ДВФО может стать аналогом Гонконга. Однако будет ли это реализовано на практике, пока не ясно. На настоящий момент не отмечается даже предпосылок к чему-либо, напоминающему концепцию "одно государство - две системы". Скептики полагают, что территория опережающего развития может так и остаться в планах, подобно нацпроектам, удвоению ВВП и прочим нереализованным программам.

Мнения и предложения

Как отмечал правительство государства намеревается конкурировать даже с недавно образованными территориями опережающего развития в Корее, Японии, Китае. На одном из совещаний Министерства была представлена новая концепция по организации внебюджетного поступления средств в Забайкальский регион и ДВФО. На совещании также выступили ученые. Они предложили совершенствовать развитие геологоразведки, формировать терминалы и прочее. Одно из предложений исследователей было воспринято как практически революционное. В частности, ученые высказались о создании фондов развития Дальневосточного региона и Сибири, в которых концентрировалось бы 20-25% от всей экспортной прибыли добытого сырья без ее передачи в "центр". Эту идею озвучил Владислав Иноземцев. Позднее ее выдвинул на правительственном совещании Игорь Слюняев (министр по региональному развитию).

Экспертами было абсолютно обосновано отмечено, что для успешной реализации поставленных задач должны быть приняты стратегически концептуальные документы. Серди прочих предложений министерства по прозвучала идея о совершенствовании транспортной сети, на что должно было выделяться 300 млрд руб. Кроме того, внимание правительственных деятелей было обращено и на Магаданскую область. Так, было предложено построить на ее территории (в бухте Провидения или в самом Магадане). Вместе с этим министерство транспорта начало готовить необходимые поправки в положения Налогового кодекса. Они должны предусматривать компенсации издержек портовых операторов, которые будут иметь место в случае строительства портовых пропускных пунктов, значительно ускоряющих обработку грузов.

В заключение

Несмотря на предыдущие неудачи, сегодня правительство заявляет о четком намерении довести начатое до конца. Закон о новых территориях еще требует доработок. Однако он уже определяет основные аспекты, касающиеся формирования и последующего функционирования этих районов. Немаловажное значение имеет и деятельность аппарата управления непосредственно в самом ДВФО. Она должна быть направлена на содействие и поддержку государственных мер. При совместной работе всех заинтересованных ведомств и министерств, предпринимателей и граждан больше вероятности добиться успеха в более сжатые сроки. Основной задачей сегодня, наряду с привлечением инвестиций, считается обеспечение населения работой. Для реализации этой задачи необходимо создать оптимальные трудовые условия на новых и уже действующих предприятиях. Возможно, потребуется установление дополнительных государственных гарантий для населения.

Выделение особых территорий внутри страны, которые имеют необходимую для старта производства инфраструктуру и предоставляют льготные налоговые, таможенные и административные режимы, является широко распространенным в международной практике инструментом привлечения крупных предприятий.

Такие площадки создаются, как правило, по инициативе государства и служат для повышения конкурентоспособности экономики на международном и межрегиональном уровнях, для стимулирования развития регионов страны, приоритетных отраслей промышленности и сферы услуг, а также для расширения экспорта. В РФ подобного рода площадками являются особые экономические зоны и территории опережающего социально-экономического развития.

Особые экономические зоны

Особая экономическая зона - это территория в РФ с особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных компаний в приоритетные для России отрасли производства. ОЭЗ создаются в рамках федеральной программы под контролем Минэкономразвития России. Государственная управляющая компания ОАО «Особые экономические зоны» (ОАО «ОЭЗ») управляет большинством ОЭЗ, а также отвечает в том числе за привлечение компаний-резидентов и оказание им содействия.

Резидент особой экономической зоны - коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившая с управляющей компанией ОЭЗ и Минэкономразвития России соглашение об осуществлении деятельности, соответствующей типу.

Классификация ОЭЗ

Территории опережающего социально-экономического развития

На Дальнем Востоке и в Восточной Сибири планируется создать сеть территорий опережающего социально-экономического развития с особыми льготными условиями для организации несырьевого производства, ориентированного в том числе на экспорт. Создание ТОСЭР регулируется Федеральным законом № 473-ФЗ от 29 декабря 2014 года «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

Территория опережающего социально-экономического развития - это часть территории субъекта Российской Федерации, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Резидент ТОСЭР - индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, которые заключили соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития и включены в реестр резидентов ТОСЭР.


Основные тенденции и показатели

Особые экономические зоны

По состоянию на начало 2015 года в России насчитывается 30 особых экономических зон, включая кластер «Курорты Северного Кавказа», в рамках которого создано девять площадок ОЭЗ.

Можно выделить три стадии реализации ОЭЗ:

1. Действующие ОЭЗ - инфраструктура готова, есть действующие компании-
резиденты
2. Находящиеся на стадии создания - инфраструктура в стадии строительства, есть действующие компании-резиденты
3. Планируемые - ведутся предпроектные и проектные работы.

Лишь восемь российских площадок из 30 обладают готовой инфраструктурой и имеют резидентов, а почти половина из числа недействующих представляют собой туристско-рекреационные ОЭЗ.

По данным ОАО «Особые экономические зоны», в 2014 году на территориях всех типов ОЭЗ зарегистрировано 375 резидентов, в которых работают свыше 13 тыс. сотрудников.

Общий объем заявленных инвестиций резидентов составляет порядка 500 млрд рублей. На сегодняшний день реализованы инвестиции на сумму более 145 млрд рублей, а объем налоговых отчислений резидентов составляет свыше 14 млрд рублей.

Территории опережающего социально-экономического развития

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года предложено создать на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевого производства, ориентированного в том числе и на экспорт.

Предполагается, что в указанных зонах будут созданы «условия ведения бизнеса, конкурентные с ключевыми деловыми центрами АТР», в том числе предусматривающие процедуры разрешения на строительство, подключения к электросетям, прохождения таможни.

12 февраля 2015 года утвержден короткий список из трех кандидатов на статус территорий опережающего социально-экономического развития:

Поддержка инвесторов

Основные преимущества ОЭЗ:

  • Снижение начальных издержек инвесторов до 30% от сумм капитальных вложений путем предоставления резидентам налоговых, таможенных и прочих льгот
  • Строительство объектов общей инженерной и транспортной инфраструктуры за счет средств федерального и регионального бюджетов
  • Наличие режима свободной таможенной зоны, что означает отсутствие импортных пошлин и НДС на оборудование, компоненты и материалы, ввозимые в ОЭЗ, а также экспортных пошлин на продукцию, которая была произведена в ОЭЗ и поставляется за пределы стран-участниц Таможенного союза (Россия, Казахстан, Беларусь)
  • Налоговые льготы и преференции:

Российская Федерация - огромное по территории государство с колоссальными региональными различиями, носящими в том числе объективный географический характер. Следовательно, для Российской Федерации актуальным является вопрос о проведении грамотной региональной политики, то есть “деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны и отражающей как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой” . Инструментами региональной политики Российской Федерации являются: налоговое регулирование, бюджетное регулирование, стратегическое планирование, особые экономические зоны (далее - ОЭЗ), зоны территориального развития (ЗТР), территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Особый интерес представляют три последних инструмента в первую очередь из-за неочевидности различий между ними.

Целью исследования является выяснение целесообразности одновременного существования сразу трех правовых конструкций, предусматривающих, по сути, особый режим ведения предпринимательской деятельности. Достижению цели будет способствовать решение следующих задач: 1) выявление сходств и различий в данных инструментах посредством сравнительного анализа, 2) оценка результатов реальной практики применения трех инструментов в Российской Федерации.

Для сравнения трех инструментов региональной политики использовались тексты соответствующих федеральных законов. Ключевые критерии сравнения вынесены в таблицу.

Таблица 1. Сравнительный анализ трех инструментов региональной политики

Критерий

Особая экономическая зона (ОЭЗ)

Зона территориального развития (ЗТР)

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР)

Нормативная база

Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"

Федеральный закон от 03.12.2011 N 392-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"

Цели создания

  1. развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики
  2. развитие туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур
  3. разработка технологий и коммерциализации их результатов
  4. производство новых видов продукции

ускорение социально-экономического развития субъекта Российской Федерации

  1. формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций
  2. обеспечение ускоренного социально-экономического развития 3) создание комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения

оформляется постановлением Правительства РФ

оформляется постановлением Правительства РФ

Инициатор создания

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования

  1. Правительство РФ
  2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ

Уполномоченный федеральный орган по согласованию с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления

Границы особой экономической зоны образуют земельные участки, находящиеся в государственной, муниципальной или частной собственности и отведенные под создание ОЭЗ

Границы зоны территориального развития определяются по границам муниципальных образований, на территориях которых располагается зона территориального развития (в границах одного субъекта РФ)

На территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации

Нормативная база всех трех инструментов создана на федеральном уровне посредством принятия соответствующих федеральных законов в 2005, 2011 и 2014 годах для ОЭЗ, ЗТР и ТОСЭР соответственно. Наиболее проработанным и детализированным является федеральный закон, посвященный ОЭЗ. Это можно связать с более ранним появлением данного инструмента региональной политики - с момента принятия закона в 2005 году в него внесено 19 правок, что в итоге и позволило создать достаточно детализированную нормативную базу этого инструмента региональной политики.

Сравнивая определения данных инструментов, нельзя не заметить наличие в определении ЗТР и ТОСЭР формулировки “часть территории субъекта РФ”, в то время как в определении ОЭЗ используется формулировка “часть территории РФ”. Данное различие может натолкнуть на ошибочную мысль, что субъект федерации вправе самостоятельно принимать решение о создании на своей территории ЗТР и ТОСЭР. Это не так: решение о создании во всех трех случаях принимается Правительством и оформляется соответствующим постановлением. Однако инициаторы создания во всех трех случаях разные.

Для ОЭЗ цели прописаны наиболее детально: развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики и т.д. Цели ЗТР предельно лаконичны: ускорение социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Цели ТОСЭР включают: формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития, создание комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Теоретически, именно различие в целях оправдывает существование трех различных инструментов региональной политики с различными сроками действия.

Наличие нескольких различных целей ОЭЗ обуславливает наличие четырех типов ОЭЗ: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые. По логике законодателя, достижение этих целей возможно за 49 лет - срок создания ОЭЗ. Срок создания ЗТР намного меньше - всего 12 лет, именно за это время планируется обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие региона. Причем создание ЗТР возможно только на территории определенных субъектов РФ, утвержденных Правительством в соответствии со списком критериев. На сегодняшний день таких субъектов 20, в том числе: Республика Алтай, Еврейская АО, Магаданская область, Ивановская область, республики Кавказа и т.д. Это именно те субъекты, которые нуждаются в ускоренном социально-экономическом развитии, то есть отвечают утвержденным Правительством РФ критериям. Цели ТОСЭР более обширны, чем цели ЗТР, потому и срок создания ТОСЭР больше - 70 лет.

Не будет ошибкой сказать, что глобальная цель всех трех методов едина - “привлечение инвестиций (в отрасль или регион), создание определенной формы государственно-частного партнерства. Данное государственно-частное партнерство заключается в том, что государство предпринимает меры поддержки и создает частному партнеру благоприятные условия для осуществления предпринимательской (инвестиционной) деятельности на определенной территории, а частный партнер вкладывает инвестиции в развитие данной территории” .

Учитывая, что данные инструменты подразумевают развитие несырьевых отраслей экономики, введены ограничения для резидентов на осуществление некоторых видов деятельности. Однако для ТОСЭР такие ограничения не установлены.

Важен вопрос о мерах господдержки, предусмотренных каждым из инструментов для резидентов. Меры во всех трех инструментах разные, но очевидно направлены на достижение схожих целей. Подразумевается, что меры господдержки будут направлены на создание в регионе инфраструктуры, объектов капитального строительства (за счет средств бюджетов разных уровней), а также упрощение ведения резидентами предпринимательской деятельности (налоговые льготы, предоставление в аренду резидентам земельных участков на льготных условиях), иные меры поддержки, предусмотренные законодательно.

Юридическое содержание понятия “резидент” для всех трех инструментов одинаково: по общему правилу, это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в установленном законом порядке и прошедшее особую процедуру регистрации в качестве резидента. Различны лишь процессуальные подходы к допуску для осуществления этой самой деятельности.

Интересны различия между инструментами, связанные с административными границами, в которых они осуществляются. Так, по смыслу закона, ОЭЗ создается в границах земельных участков государственной, муниципальной или частной собственности, отведенных в установленном порядке под создание ОЭЗ и отвечающих определенным требованиям. Данный факт свидетельствует о предельной локальности инструмента. Иначе обстоит дело с границами ЗТР и ТОСЭР, которые совпадают с границами муниципального образования, на территории которого они образованы. И здесь можно проследить связь с целями инструментов: ЗТР и ТОСЭР, в отличие от ОЭЗ, созданы в том числе для ускорения социально-экономического развития, а значит, должны распространяться на всё муниципальное образование, а не только на отведенные земельные участки. При этом ТОСЭР не может создаваться в границах ОЭЗ или ЗТР. В состав ТОСЭР не может входить ОЭЗ или ЗТР. Иначе говоря, все три инструмента являются взаимоисключающими и не могут использоваться на одной территории.

Рассмотрение практик реализации инструментов региональной политики авторы предлагают начать с оценки масштабов их использования в Российской Федерации.

Таблица 2. Масштабы применения исследуемых инструментов региональной политики

Такой инструмент региональной политики, как особые экономические зоны, используется в РФ достаточно долго по сравнению с другими рассматриваемыми инструментами. Поэтому уже существуют реальные результаты применения этого инструмента. Согласно отчёту Минэкономразвития РФ, по состоянию на 1 июля 2014 г. на территории Российской Федерации создано 28 ОЭЗ четырех типов:

  • 6 ОЭЗ промышленно-производственного типа (в Республике Татарстан, Липецкой, Самарской, Свердловской, Псковской и Калужской областях);
  • 5 ОЭЗ технико-внедренческого типа (в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, г. Томске, в Московской области, Республике Татарстан);
  • 14 ОЭЗ туристско-рекреационного типа (в том числе туристический кластер, состоящий из 9 ОЭЗ, а также в Алтайском крае, Республике Алтай, Республике Бурятия, Иркутской области и Приморском крае);
  • 3 ОЭЗ портового типа (в Ульяновской и Мурманской областях, Хабаровском крае).

Можно отметить, что данный инструмент направлен и на проблемные, и на в целом развитые регионы в равной мере. Это можно объяснить тем, что ОЭЗ имеют отраслевую направленность и предназначены для стимулирования конкретного вида экономической деятельности на определенной территории.

В отчёте также приведены результаты оценки эффективности ОЭЗ, а именно результаты сравнения фактических показателей функционирования ОЭЗ с плановыми показателями, предусмотренными перспективным планом развития ОЭЗ, за исключением ОЭЗ, в которых ещё не утверждены плановые показатели. Минэкономразвития РФ оценивает функционирование ОЭЗ за период с начала их существования как в целом “достаточно эффективное”. Все поддающиеся оценке эффективности ОЭЗ по результатам её проведения были разбиты на несколько групп.

Представим результаты оценки по группам эффективности в разбивке по типам ОЭЗ.

Таблица 3. Группы эффективности функционирования ОЭЗ за период с начала их существования

Группа эффективности по результатам оценки

Типы особых экономических зон

Промышленно-производственного типа

Технико-внедренческого типа

Туристско- рекреационного типа

Портового типа

Наиболее эффективные

Липецкая область,

Республика Татарстан,

Самарская область

Московская область,

г. Москва,

г. Санкт-Петербург,

Достаточно эффективные

Алтайский край

Республика Бурятия

Ульяновская область

Условная эффективность

Свердловская область, Калужская область

Республика Алтай

Низкая эффективность

Республика Чечня

Неэффективные

Республика Татарстан

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что наиболее успешно были реализованы ОЭЗ промышленно-производственного типа: ни одна из них не была признана низкоэффективной или неэффективной. Напротив, ни одна из оцененных ОЭЗ туристско-рекреационного и портового типов не была признана наиболее эффективной, что свидетельствует о проблемах в реализации ОЭЗ данных типов.

Авторы исследования видят причины низкой эффективности в том, что прогнозно-плановые значения показателей функционирования ОЭЗ были завышены, а низкие темпы строительства инфраструктурных объектов ОЭЗ влекут малую активность резидентов. Но тем не менее за время существования ОЭЗ по состоянию на конец 2014 года на территориях всех ОЭЗ зарегистрировано 375 резидентов, создано 13 608 рабочих мест, а также осуществлено инвестиций в соответствии с соглашениями об осуществлении деятельности на общую сумму 142 344 млн. рублей.

Приведенные данные говорят о широких масштабах применения такого инструмента региональной политики, как ОЭЗ. Можно сделать вывод, что данный инструмент является наиболее изученным, предсказуемым, а значит и привлекательным методом стимулирования развития определенной отрасли экономики региона.

Вызывает интерес ситуация, сложившаяся с зонами территориального развития. С момента вступления в силу Федерального закона о зонах территориального развития прошло четыре года. С момента определения методик оценки субъектов РФ и составления перечня субъектов, на территории которых допускается создание ЗТР, — 2 года. На данный момент не издано ни одного Постановления Правительства РФ о создании ЗТР. Очевидно, процесс создания таких зон остановился на более низких уровнях принятия решений.

Для анализа практики создания ЗТР авторами рассмотрена нормативно-правовая база, которая должна создаваться на уровнях субъекта РФ и муниципальных образований. Согласно федеральному закону «О зонах территориального развития в Российской Федерации…» для подачи заявки на создание ЗТР следует сопроводить её следующими документами: стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу, предусматривающая создание зоны территориального развития; решение о согласии исполнительно-распорядительных органов и представительных органов муниципального образования или муниципальных образований, на территориях которых предполагается создание зоны территориального развития; реквизиты документов территориального планирования и документов градостроительного зонирования территории муниципального образования или территорий муниципальных образований, на которых предполагается создание зоны территориального развития. Для поиска данных документов использовались сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: Правительств субъектов РФ, Министерств экономики субъектов РФ, а также Федеральный регистр нормативно-правовых актов РФ . К сожалению, далеко не всегда удаётся найти нормативно-правовые акты, опубликованные в электронном или хотя бы отсканированном виде. Поэтому результаты анализа могут иметь неточности. Данные по полученным результатам анализа приведены в следующей таблице.

Таблица 4. Нормативно-правовой процесс создания зон территориального развития

Субъект РФ

Предпринятые меры на региональном и муниципальном уровнях

Упоминание о ЗТР в Стратегии социально-экономического развития Субъекта РФ

Республика Алтай

Утвержден перечень МО (всего 5)

Отсутствует

Республика Бурятия

Приняты значения показателей, позволяющие включать МО в список ЗТР, утвержден перечень МО (всего 13), а органы местного самоуправления дали согласие на создание ЗТР (1 МО)

Отсутствует

Республика Калмыкия

Приняты значения показателей, позволяющие включать МО в список ЗТР, были заявлены планы о создании нормативно- правовой базы

Отсутствует

Карачаево-Черкесская Республика

Отсутствуют

Указаны две ЗТР, объединяющие 3 и 4 МО для первой и второй соответственно

Республика Карелия

Приняты значения показателей, позволяющие включать МО в список ЗТР

Отсутствует

Республика Северная Осетия - Алания

Приняты значения показателей, позволяющие включать МО в список ЗТР, утвержден порядок формирования перечня МО

Указаны 2 ЗТР - МО, определены целевые показатели

Республика Тыва

Приняты значения показателей, позволяющие включать МО в список ЗТР

Отсутствует

Чеченская Республика

Отсутствуют

Поставлена задача создания ЗТР и определены меры по её исполнению

Забайкальский край

Был утвержден перечень МО, создана рабочая группа по документационной подготовке, а органы местного самоуправления дали согласие на создание ЗТР (3 МО)

Указаны 8 ЗТР - МО,

приведен список из 67 инвестиционных проектов,

определены меры поддержки и сроки программы: с 2015 по 2026 годы

Камчатский край

Был утвержден план мероприятий, органы местного самоуправления дали согласие на создание ЗТР (3 МО)

Сделаны выводы о невозможности создания ЗТР на территории 10 МО и нецелесообразности данных мероприятий на территории оставшихся МО

Ивановская область

Отсутствуют

Указаны задачи по созданию на территории субъекта ЗТР

Курганская область

Утверждены критерии определения очередности удовлетворения заявок резидентов ЗТР

Указана одна ЗТР (“Восточная” зона), расположенная на территории шести МО, определены этапы создания и целевые показатели

Еврейская автономная область

Был создан координационный совет по созданию ЗТР

Отсутствует

Республика Адыгея, Республика Ингушетия, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Приморский край, Амурская область, Магаданская область - данные субъекты не упоминают о ЗТР в стратегии социально-экономического развития субъекта, а также не приняли иных мер на региональном и муниципальном уровнях, хотя формально имели такую возможность. Согласно полученным результатам только 13 субъектов РФ из 20, обозначенных в перечне , осуществляют деятельность, направленную на создание ЗТР. Из этого числа только восемь субъектов произвели корректировку своих Стратегий социально-экономического развития, предусмотрев в ней создание ЗТР. Стоит отметить Забайкальский край, который является наиболее преуспевающим в применении данного инструмента. По результатам анализа на данный момент Забайкальский край находится на этапе заключения соглашений с МО и окончательной подготовки к подаче заявки. Также интересна позиция Камчатского края. Данный субъект РФ определил создание таких зон нецелесообразным. Сложно оценить реальную эффективность ЗТР как инструмента региональной политики, так как не существует ни одной функционирующей ЗТР.

Анализ территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) как инструмента региональной политики начнём с рассмотрения постановлений Правительства РФ о создании соответствующих территорий.

Таблица 5. Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР)

Название

Устанавливающий документ

Финансирование инфраструктуры

Мин. объем капитальных вложений резидентов

Свободная таможенная зона

1) Приамурская

Постановление Правительства РФ от 21.08.2015 N 879 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Приамурская"

500 тыс. рублей

2) Белогорск

Постановление Правительства РФ от 21.08.2015 N 875 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Белогорск"

за счет средств бюджета Амурской области, бюджета городского округа Белогорск и внебюджетных источников осуществляется в 2015-2017 годах в размере не менее 46,2 млн. рублей

500 тыс. рублей

3) Индустриальный парк "Кангалассы"

Постановление Правительства РФ от 21.08.2015 N 877 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Индустриальный парк "Кангалассы"

за счет средств бюджета Республики Саха (Якутия), бюджета городского округа "город Якутск" и внебюджетных источников осуществляется в 2015-2017 годах в размере не менее 87 млн. рублей

500 тыс. рублей

4) Михайловский

Постановление Правительства РФ от 21.08.2015 N 878 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Михайловский"

за счет средств бюджета Приморского края, бюджетов Михайловского муниципального района, Спасского муниципального района и Черниговского муниципального района и внебюджетных источников осуществляется в 2015-2017 годах в размере не менее 2219 млн. рублей

500 тыс. рублей

5) Беринговский

Постановление Правительства РФ от 21.08.2015 N 876 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Беринговский"

за счет средств внебюджетных источников

500 тыс. рублей

6) Камчатка

Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 N 899 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Камчатка"

за счет средств бюджета Камчатского края, бюджетов МО и внебюджетных источников осуществляется в 2015-2017 годах в размере не менее 2737,44 млн. рублей

500 тыс. рублей

7) Комсомольск

Постановление Правительства РФ от 25.06.2015 N 628 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Комсомольск"

за счет средств бюджета Хабаровского края и внебюджетных источников осуществляется в 2015-2017 годах в размере не менее 329,64 млн. рублей.

500 тыс. рублей

8) Хабаровск

Постановление Правительства РФ от 25.06.2015 N 630 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Хабаровск"

за счет средств бюджета Хабаровского края и внебюджетных источников осуществляется в 2015-2017 годах в размере не менее 1103,11 млн. рублей.

500 тыс. рублей

9) Надеждинская

Постановление Правительства РФ от 25.06.2015 N 629 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Надеждинская"

за счет средств бюджета Приморского края, бюджета Надеждинского муниципального района и внебюджетных источников осуществляется в 2015-2017 годах в размере не менее 1986,1 млн. рублей

500 тыс. рублей

Анализ вышеупомянутых постановлений Правительства РФ позволяет выявить общие для всех ТОСЭР черты: требование к резидентам о минимальных капитальных вложениях в осуществление экономической деятельности в размере 500 тысяч рублей, а также введение на территории всех ТОСЭР таможенной процедуры свободной таможенной зоны. При этом предусмотренное бюджетное финансирование всех ТОСЭР разное, некоторые и вовсе его лишены - предусматривается лишь финансирование из внебюджетных источников.

На сегодняшний день создано 9 территорий опережающего социально-экономического развития, все - на территории Дальневосточного федерального округа. Закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" содержит норму, что после трех лет со дня вступления в силу соответствующего федерального закона ТОСЭР могут создаваться и на других территориях. То есть к 2018 году можно прогнозировать появление ТОСЭР в других федеральных округах, если данный инструмент региональной политики оправдает возложенные на него надежды. Учитывая, что первые ТОСЭР были созданы лишь в текущем году, говорить о конкретных результатах и делать выводы об эффективности преждевременно. Однако работа уже ведется: на статус резидентов созданных ТОСЭР претендуют десятки инвестпроектов на сотни миллиардов рублей. “Из них уже подписаны первые 6 инвестиционных соглашений на 15,7 миллиарда рублей” , - подчеркивает Александр Галушка, министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. То есть созданные дальневосточные ТОСЭР уже получили первых резидентов.

Согласно федеральному бюджету , принятому на 2015 год, для обеспечения функционирования ОЭЗ планируется выделение 4 155 327,9 тыс. рублей, для формирования ППТ ОЭЗ в г. Владивосток - 3 726 137 тыс. рублей в бюджет субъекта и 835 725,6 тыс. руб в уставный капитал АО “Особые экономические зоны”. Также для обозначенного АО предусмотрены вложения в капитал государственной и муниципальной собственности - 1 638 565,7 тыс. рублей. Финансирование зон территориального развития из средств федерального бюджета не предусмотрено. Финансирование ТОСЭР предусмотрено следующей строкой расходов: 169 739 тыс. рублей в уставный капитал АО “Корпорация развития ДВ” в целях создания объектов инфраструктуры ТОСЭР.

Проведенное авторами исследование позволяет сделать следующие выводы. В Российской Федерации существуют три схожих инструмента региональной политики. Формально все они имеют разные цели, но реально направлены на привлечение инвестиций в регион путем создания особых условий для осуществления предпринимательской деятельности.

Практика реализации инструментов неоднозначна. Эффективность ОЭЗ различна, сильно меняется от одной экономической зоны к другой. ЗТР как инструмент региональной политики вовсе не был реализован и, соответственно, не имеет реальной практики. Проведенный нами анализ позволяет сделать вывод, что субъекты РФ либо вовсе игнорировали данный инструмент, либо не пользовались им ввиду отсутствия предусмотренного финансирования из федерального бюджета и не желая осуществлять такое финансирование из собственного бюджета. ТОСЭР - новый инструмент региональной политики, постепенно реализующийся на практике. Некоторые из 9 созданных ТОСЭР уже получили первых резидентов, заключивших соответствующие соглашения. По нашему мнению, именно данный инструмент региональной политики имеет наибольший потенциал, являясь некой “работой над ошибками”. В этом смысле показательны слова Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева: "Когда тяжело, а у нас действительно не самая идеальная ситуация в экономике, мы должны максимально активно внедрять новые экономические модели" .

Однако высокий потенциал ТОСЭР не означает обязательного отказа от других инструментов региональной политики, в частности, от особых экономических зон. ОЭЗ носят отраслевой характер, то есть направлены на развитие конкретной отрасли экономики. ТОСЭР же носят более комплексный характер и своей целью имеют также и создание комфортных условий для жизни населения. На сегодняшний день и в будущем видится возможным параллельное сосуществование данных инструментов, учитывая, что они не могут использоваться одновременно на одной территории. Продолжение поддержки ОЭЗ как инструмента региональной политики особенно важно для тех особых экономических зон, которые показали себя эффективными.

Также приходим к выводу, что существование зон территориального развития неоправданно. ТОСЭР как инструмент региональной политики полностью заменяет ЗТР. Можно с большой долей вероятности прогнозировать, что ни одна ЗТР так и не будет создана, а данный инструмент окажется невостребованным.

В Российской Федерации до 2014 года, особенно в восточной ее части, действовало чуть более 20 зон особого развития разных типов. Правительство, решив увеличить объем иностранных инвестиций в национальную экономику, дало толчок к созданию нового их типа. Так появилась территория опережающего развития (ТОР).

Что это такое

ТОР - это часть выделенной территории одного из субъектов страны, которая включает в себя административно-территориальное образование закрытого типа. На этой территории Правительством РФ устанавливается специально назначенный правовой режим с целью осуществления предпринимательской и иных видов деятельности. Он призван сформировать условия, благоприятные для привлечения инвесторов и обеспечить развитие социально-экономической сферы ускоренными темпами, что позволит создать комфортные условия для обеспечения жизнедеятельности проживающего на этой территории населения. Называется подобная зона ТОР или ТОСЭР (территория опережающего социально-экономического развития).

Исторический экскурс

О необходимости выделения зоны с темпами развития социальной структуры и экономики, опережающими другие регионы, заявил глава государства в ежегодном обращении к Федеральному собранию в декабре 2013 года. Начать предложил с Дальнего Востока и Сибири. Причем особым условием должно было стать создание производств на не сырьевой основе, ориентированных по большей части на экспорт.

Спустя почти год Правительство внесло на рассмотрение в Госдуму пакет из трех законов: проект закона о Территории с опережающим развитием, поправки в Гражданский, Налоговый, Земельный и другие кодексы РФ.

К 30 марта 2015 года все нормативные акты были подписаны и вступили в силу. Базовыми пунктами стали:

  • несовпадение границ ТОР с особыми экономическими или территориальными зонами субъектов РФ;
  • каждая отдельно взятая территория опережающего развития имеет специально установленный перечень видов разрешенной экономической деятельности, для которых разработан индивидуальный правовой режим;
  • регламентированная сумма минимальных капитальных вложений, определенная законодательно для будущих резидентов;
  • свободный таможенный режим;
  • разрешение в пределах ТОР создавать индустриальные парки.

Также законодательно предписано на каждой территории опережающего развития учредить управляющую компанию, которая будет отвечать за создание необходимой инфраструктуры и предоставление услуг резидентам. Определяет ее Правительство РФ, а 100% пакет акций должен находиться в собственности государства.

Территория опережающего социально-экономического развития может формироваться и в моногородах. Для этого создана комиссия на базе Министерства экономразвития.

Правовая база

Понятие этого типа особой зоны введено Федеральным законом № 473 от 29.12.2014. В нем определен правовой статус для территорий с опережающим развитием, налоговые льготы и преференции. Они распространяются только на резидентов ТОР. К ним относятся предприниматели и/или коммерческие юридические лица, которые прошли государственную регистрацию и составили соглашения, в соответствии с нормами законов об осуществлении строго регламентированной деятельности на созданной территории опережающего развития.

ТОР в России создается на срок до 70 лет. Правительство РФ может продлить срок ее действия, если будет предоставлено согласие уполномоченного федерального органа. Также закон о территории опережающего развития предполагает порядок управления данной территорией, условия и последовательность действий по прекращению существования ТОР. А также прекращение и приобретение статуса резидента этой особой зоны.

Создание территорий опережающего развития потребовало внести изменения в Гражданский, Лесной, Градостроительный, Земельный и Трудовой кодексы Российской Федерации. Необходимостью также было внесение поправок в федеральные законы об исполнительных и законодательных органах власти касательно субъектов РФ. Изменились некоторые статьи законов о приватизации, местном самоуправлении, обязательном страховании иностранцев, прибывших на работу, о таможенных отчислениях, об экологической экспертизе, о лицензировании и пр.

Определения, связанные с ТОР

Закон о территориях опережающего развития дает разъяснения некоторым из них. Например, инфраструктура ТОР - это совокупность земельных наделов с имеющимися на них капитальными строениями и/или сооружениями, включая объекты энергетической, транспортной, инженерной, коммунальной, инновационной, социальной и других инфраструктур, находящихся в пределах особой зоны или за ее пределами, но необходимыми для ее стабильного функционирования.

Резидентом, зарегистрированным на территории с опережающим развитием, может быть ИП или коммерческая организация, с зарегистрированным статусом юридического лица. Исключение составляют муниципальные унитарные или федеральные организации, которые проводят свою деятельность на основе соглашения и включены в федеральный реестр резидентов подобных территорий.

Особенности правового режима

Статус территорий опережающего развития заключается в:

  • специфике налогообложения;
  • льготных ставках по арендной плате;
  • предоставлении особых услуг от государства;
  • таможенных процедурах, применяющихся как в свободной таможенной зоне;
  • исключительном праве привлекать к деятельности квалифицированный персонал из других стран;
  • специальном порядке проведения муниципального надзора и госконтроля;
  • особом порядке пользования землей;
  • использовании технических и/или санитарных регламентов по примеру стран, в которых успешно действуют подобные зоны;
  • приоритете при подключении к объектам инфраструктуры ТОР.

Специфика административного аппарата

Согласно нормативным актам о территориях опережающего развития в Российской Федерации, управленческий аппарат в этих зонах наделен специфическими полномочиями, приравненными к органам государственной власти. В периметрах территорий формируются специальные подразделения исполнительных и прочих органов (МВД, МЧС, ФНС и др.). Специальный порядок, установленный на ТОР, значительно повышает уровень администрирования.

Налоговые привилегии

Они гарантируются только резидентам ТОР. Предметы и условия заключённых соглашений с резидентами ТОР регулируются 14 статьей 473-ФЗ «О территориях опережающего развития». Так, например, в течение оговоренного срока резидент обязан осуществлять инвестиции (в том числе и капитальные), и проводить деятельность, предписанную соглашением в сроки и объемах, указанных при подписании соглашения о деятельности резидента.

Налог на добавленную стоимость

Для резидентов ТОР предусмотрен упрощенный (заявительный) НДС. Эта норма указана в НК РФ статье 176.1. В ней говорится, что налогоплательщики зоны опережающей развитие социально-экономической сферы получают право на возмещение суммы уплаченного налога, если совместно с декларацией они предоставят поручительство управляющей хозяйственной деятельностью резидента компании. Резиденты территорий опережающего развития, заполняя декларацию, обязательно должны указать право на возмещение НДС.

Налог на прибыль

Коммерческие фирмы, зарегистрированные в качестве резидентов подобных территорий, имеют право на нулевую ставку в течение пяти лет, подлежащему уплате в федеральный бюджет налога.

Ставка налога в региональные бюджеты значительно снижена. Статья 284.4 НК РФ регламентирует эту ставку 5%. Начинается отсчет с первого прибыльного периода. Действие этой ставки налога на прибыль возможно в течение пяти периодов налогообложения. Следующие пять - она не может быть больше 10%.

Налог на добычу полезных ископаемых

Территория опережающего развития дает право использовать социальный коэффициент при расчете НДПИ в определенной зоне добычи полезных ископаемых. До момента начала применения сниженной налоговой ставки на прибыль этот коэффициент практически всегда равен нулю. Его действие может достигать десяти лет.

Страховые и пенсионные взносы

Для резидентов ТОР законодательно установлены пониженные тарифы на социальные взносы в Пенсионный фонд (6%), в Фонд социального страхования (1,5%), в Фонд обязательного медстрахования федерального уровня (0,1%). Всего получается 7,6%. Этот пониженный тариф вводится сроком на 10 лет.

Проверочные мероприятия

Территория опережающего развития имеет специально разработанные правила, регулирующие проверки. Они установлены Постановлением Правительства РФ № 1132 от 22 октября 2015 года.

Закон в действии

Сегодня в нашей стране действует не одна ТОР и с завидной регулярностью создаются новые. Например, в апреле этого года правительство дало старт двум территориям опережающего развития - «Саров» и «Николаевск». Они создаются на базе одноименных городов в Нижегородской области и Хабаровском крае. Основных целей, поставленных перед этими территориями, две - способствовать созданию рабочих мест и привлекать инвестиции в соответствующие регионы.

Министерство экономического развития нашей страны, проведя анализ и оценку, считает, что создание ТОР «Саров» обеспечит привлечение инвестиций в сумме более 10 млрд рублей. Это повлечет за собой организацию и реализацию нескольких инвестиционных проектов с открытием 1 700 - 1 800 рабочих мест. При этом объем налогов в бюджеты разных уровней и взносов во внебюджетные фонды федерального уровня планируется в сумме около 10 млрд рублей.

Эксперты отмечают, что финансируется ТОР «Саров» из внебюджетных источников. А вот «Николаевск» как территория опережающего развития создается на финансовой основе госпрограммы «Социально-экономическое развитие территорий Дальнего Востока и Байкальского региона». И только инженерная инфраструктура этой ТОР финансируется из внебюджетных фондов и частично из бюджета Хабаровского края.

Для территории опережающего социально-экономического развития «Николаевск» установлен специальный правовой режим для деятельности предпринимателей, а также минимальный объем капвложений резидентов. Таможенная зона является свободной, что подтверждено правом Евразийского экономического союза.

В соответствии с реализацией различных инвестиционных проектов, рабочих мест в этой территории планируется создать около 2 500. Поэтому налоговые поступления в бюджеты различных уровней должны возрасти до 2,3 млрд рублей.

В 2005 году был принят Федеральный закон «Об особых экономических зонах России» (от 22.07.2005 № 116-ФЗ). Документ регулирует создание ОЭЗ четырех типов:

  1. промышленно-производственные;
  2. технико-внедренческие;
  3. туристско-рекреационные;
  4. логистические (портовые).

Кроме того, есть свободные экономические зоны, созданные на основании отдельных федеральных законов. Таковых четыре: Республика Крым и г. Севастополь, Калининградская область, Магаданская область и свободный порт Владивосток.

Стоит упомянуть об инновационных центрах и территориях опережающего развития.

Четыре типа ОЭЗ

Промышленно-производственные

На территории ОЭЗ данного типа размещают промышленные предприятия. Пример – ОЭЗ «Алабуга», где действует 22 завода. Среди них предприятия автомобилестроительного кластера (Ford Sollers), производители автостекол («Аутомотив Гласс Альянс Рус»), стройматериалов («Тракья Гласс Рус»), теплоизоляции (Rockwool). Есть кластер поставщиков компании McDonalds: производитель салатов «Белая дача», изготовитель бумажных стаканчиков «Хухтамаки», распределительный центр «Хави Логистикс».

Еще один пример промышленно-производственной ОЭЗ – «Титановая долина» (Свердловская область). Сфера деятельности ее резидентов – высокотехнологичное производство, а объем инвестиций каждого – не меньше 120 000 000 ₽. Один из восьми резидентов – предприятие «Микромет», которое изготавливает металлические порошки из сплавов титана, изделия из порошков методом аддитивных технологий.

Технико-внедренческие

Задача этих ОЭЗ – стимулировать развитие инноваций и научных разработок. Особые зоны данного типа находятся в крупнейших научно-образовательных центрах, где есть научные институты, вузы, НИИ. Например, ОЭЗ «Дубна» расположена в 120 км от Москвы в городе, который наделен статусом наукограда.

Туристско-рекреационные

Эти ОЭЗ создают для развития и оказания услуг в сфере туризма. Пример такой зоны – «Алтайская долина». Главные направления ее деятельности: экологический, историко-культурный, лечебно-оздоровительный, экстремальный туризм. Сегодня резидентами являются несколько компаний. Здесь строят историко-развлекательный комплекс «Этническая деревня», парк развлечений и горнолыжный курорт.

Логистические (портовые)

Пока в России две логистические зоны: «Ульяновск» и «Советская Гавань» (Хабаровский край). Задачи первой: производство, обслуживание и ремонт авиационной техники; логистика авиационных грузов. Задачи второй: логистика, перевалка грузов, обслуживание судов, переработка морепродуктов.

Территории опережающего развития

В 2014 году приняли закон о территориях опережающего развития (Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ). Создают их на 70 лет. В настоящее время такие территории созданы в Приморском крае, Амурской области, Хабаровском крае и других регионах. Здесь, как и в ОЭЗ, для резидентов действуют налоговые льготы.

В чем отличие ОЭЗ от территорий опережающего развития? ОЭЗ – это земельные участки, где компания вправе заниматься определенной деятельностью. Государство создает здесь инфраструктуру, резидент ОЭЗ обязуется инвестировать существенные средства. Территории опережающего развития – это целые муниципальные образования, которые необходимо развивать. Заманить сюда бизнесменов возможно только за счет налоговых льгот. При этом инвестиции для создания бизнеса на территории опережающего развития не столь существенны.

Льготы территорий опережающего развития (ТОР)

Налог на прибыль

Для резидентов ТОР ставка налога в федеральный бюджет с деятельности, которая ведется на территории опережающего развития, равна 0%. Платежи в региональный бюджет не превышают 5%, причем со всей налоговой базы. Такой режим действует пять налоговых периодов, начиная с периода, когда Вы получите первую прибыль. Так, если Вы зарегистрируете компанию в ТОР в 2016 году, а прибыль появится в 2018-м, то пониженные ставки Вы вправе применять в 2018 – 2022 годах.

Страховые взносы

Их размер снижен до 7,6% (6% – в ПФР, 1,5% – в ФСС, 0,1% – в ФФОМС). Льготы действуют 10 лет с месяца, следующего за месяцем получения статуса резидента. Но воспользоваться пониженными тарифами могут только те страхователи, которые зарегистрировались в ТОР не позднее трех лет со дня ее создания.

НДС

Резиденты ТОР имеют право на заявительный порядок возмещения НДС. В этом случае деньги из бюджета поступят на счет компании в течение 11 рабочих дней после подачи документов. Для этого налогоплательщик в течение пяти рабочих дней со дня подачи декларации представляет в инспекцию заявление с указанием реквизитов банковского счета. Гарантией выступает договор поручительства с управляющей компанией ТОР. Это акционерное общество, которое назначает Правительство РФ.

Показатель Налог на прибыль (единый налог при УСН) Страховые взносы Уменьшение налога за счет учета взносов в расходах
Компания на ОСН в обычном регионе РФ
Первые пять лет работы 10 000 000 ₽ 4 860 000 ₽ 972 000 ₽ 13 888 000 ₽
Вторые пять лет работы 10 000 000 ₽ 5 100 000 ₽ 1 020 000 ₽ 14 080 000 ₽
Компания на упрощенке с объектом «доходы минус расходы»
Первые пять лет работы 7 500 000 ₽ 3 840 000 ₽ 576 000 ₽ 10 764 000 ₽
Вторые пять лет работы 7 500 000 ₽ 5 100 000 ₽ 765 000 ₽ 11 835 000 ₽
Компания на территории опережающего развития
Первые пять лет работы 2 500 000 ₽ 1 140 000 ₽ 57 000 ₽ 3 583 000 ₽
Вторые пять лет работы 6 000 000 ₽ 1 140 000 ₽ 136 800 ₽ 7 003 200 ₽
Разница в нагрузке резидента ТОР в первые пять лет работы
10 305 000 ₽
7 181 000 ₽
Разница в нагрузке резидента ТОР во вторые пять лет работы
По сравнению с компанией на ОСН 7 076 800 ₽
По сравнению с компанией на упрощенке 4 831 800 ₽

Тенденции в развитии ОЭЗ

Чтобы заинтересовать инвесторов, управляющие компании ОЭЗ совершенствуют инфраструктуру. В частности:

  • улучшают условия проживания инженеров и строителей – возводят для них небольшие города;
  • открывают коворкинг-центры, деловые центры (здесь удобно размещать временные рабочие места, общаться с партнерами, с другими участниками ОЭЗ);
  • разрабатывают программы сотрудничества с вузами и другими учебными заведениями.

Для вновь созданных компаний требуются квалифицированные кадры. Поскольку ОЭЗ расположены в удалении от крупных городов, решение проблемы дефицита специалистов выходит на первый план. Так, ОЭЗ «Дубна» ежегодно вместе с властями города организует школу «Кадры будущего». Приглашают студентов и выпускников, знакомят с условиями работы и проживания. Сотрудничает с учебными заведениями и управляющая компания ОЭЗ «Титановая долина».

Экспертное мнение

Особая экономическая зона «Алабуга» создана в 2005 году. За это время произошло много изменений. Расскажу об основных тенденциях развития нашей зоны.

  1. Создание индустриальных парков на территории ОЭЗ. Не каждый резидент желает строить завод. Бывает, что производство надо запустить максимально быстро. Поэтому в «Алабуге» появились индустриальные парки. Это готовые производственные площади, которые резидент может брать в аренду. Сейчас у нас два парка: частный «А Плюс парк Алабуга» и построенный на средства управляющей компании модульный парк «Синергия». Мы намерены продолжить развитие этого направления.
  2. Улучшение социальной инфраструктуры. Мы поняли, что социальная инфраструктураважный фактор инвестиционной привлекательности. «Алабуга» находится вдали от Москвы и Санкт-Петербурга. Иностранные инвесторы опасаются, что не найдут здесь тот уровень жизни, к которому привыкли. Поэтому мы на средства управляющей компании возводим неподалеку от ОЭЗ, в уютном уголке Елабуги коттеджный поселок «Три медведя». Здесь строим 40 домов под аренду специально для топ-менеджеров компаний-резидентов. В этом же поселке открыли международную школу. Обучение ведется на английском языке. Экспаты уверены, что их дети получат достойное образование.
  3. Бесплатное подключение к электросетям. Главное преимущество ОЭЗ сегодня – это даже не налоговые и таможенные льготы, а промышленная инфраструктура. Так, у нас на площадке проложено 30 км дорог, более 10 км железнодорожных путей, проведены газ, электричество, вода. При этом мы предоставляем бесплатное подключение к электросетям, а это недешевая услуга. Для резидентов действуют собственный таможенный терминал, контейнерная площадка.
  4. Ставка резидентов на местное сырье. Сегодня, когда автомобильный рынок просел, объемы выпуска Ford Sollers и производителей автокомпонентов снизились. Зато наш резидент – компания Kastamonu, сделавшая ставку на местное сырье и ресурсы при изготовлении МДФ и ламината, отлично чувствует себя на фоне снижения курса рубля. Еще один резидент, который известен на всю страну, – производитель электроинструментов «Интерскол». Компания постоянно модернизирует продукцию, разрабатывает новые модели.
  5. Тщательный анализ бизнес-планов потенциальных резидентов. Чтобы получить статус резидента, надо пройти ряд процедур. Их перечень не меняется. Бюрократической составляющей немного, бизнесу не стоит опасаться каких-либо сложностей. К тому же ОЭЗ готова оказать резидентам необходимую поддержку. В то же время мы стали тщательнее анализировать бизнес-планы потенциальных инвесторов. Это связано с тем, что сегодня выше риск неудачи проекта. Поэтому наши сотрудники внимательно изучают инвестиционные проекты. Они оценивают риски и только после этого допускают (или нет) проект на рассмотрение наблюдательного совета ОЭЗ.
Михаил Миронов, Директор департамента по корпоративным вопросам ОЭЗ «Алабуга»