Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Все о налогообложении. Принципы налогообложения в РФ. Ключевые тенденции развития налоговых систем

В этом материале мы подробно поговорим о налоговых системах, их разновидностях, функциях, критериях оценки и принципах формирования, а также о самих налогах и их основных типах. Начнем с основных определений.

Ключевые определения

Говоря про сущность и виды налоговых систем, первым делом приведем ключевые термины, которые будут фигурировать в этой статье.

Налоги - невозвратные, безвозмездные, обязательные для населения и юридических лиц, регулярно собираемые платежи, которые взыскиваются только правомочными на то государственными учреждениями в целях пополнения финансовых ресурсов определенного государства.

Налоговая система - общая совокупность налоговых сборов, которые взимаются с налогоплательщиков согласно статьям Налогового Кодекса определенного государства. Это система, обязательно урегулированная правовыми нормами, главное предназначение которой - установление и сбор налогов.

Налоговый Кодекс (НК) - в Российской Федерации является основным законодательным актом, касающимся налогообложения. Состоит из двух частей - основной, регламентирующей наиболее общие принципы построения налоговой системы, и специальной, устанавливающей основы взаимодействия государства и налогоплательщика по определенным налоговым сборам.

Основой любого вида налоговой системы будут именно сборы и налоги. С ее помощью правовое государство может в полной мере реализовать свои функции как по управлению финансовым трафиком, так и всей своей экономикой в целом. В России налоговая система регулируется НК и Конституцией. Как и во многих других федеративных государствах, она трехуровневая - состоящая из федеральных, региональных и местных налогов.

Виды налоговых систем

Выделяют две основные разновидности налоговых систем:

  • Глобальная . Прибыль и физических, и юридических лиц облагается налоговым бременем в одинаковом объеме. Расчет налогового сбора при этом очень прост, что на руку предпринимателям - они могут заранее планировать окончательный размер своего дохода за вычетом этих платежей. Более всего такая система характерна для западных государств.
  • Шедулярная (шедула - часть или доля). Весь доход лица делится на определенные части, каждая из которых облагается конкретным налогом. Для каждой шедулы действуют свои ставки, критерии, льготы и проч.

Также существует и следующее разделение видов налоговых систем по ряду важных характеристик:

  • Евроконтинентальная . Для нее характерна высокая доля отчислений в сторону социального страхования, преобладание объема косвенных налогов над совсем небольшим количеством прямых. Применяется во Франции, Бельгии, Австрии, Германии и Нидерландов.
  • Англосаксонская . Доля прямых налогов преобладает над косвенными, а налогообложение более всего затрагивает частных лиц. Типично для Великобритании, Канады, США, Австралии.
  • Латиноамеринская . Косвенное налогообложение значительно преобладает над прямым. Важная особенность - налажен исправный сбор налогов и в условиях инфляции. Характерно для Перу, Чили, Боливии.
  • Смешанная . Сочетает в себе черты нескольких видов налоговых систем. Вводится для расширения налоговой структуры, а также для избежания зависимости государственного бюджета от одного вида налогов. Характерна для Российской Федерации.

Виды налогов

Повествуя о налоговой системе, сущность и виды налогов также не будет лишним затронуть. Главных разновидностей этих платежей в РФ три:

  • Федеральные: поступающие в государственную казну.
  • Региональные: собираемые в пользу определенного региона - республики, области, края.
  • Местные: идущие в бюджет конкретного субъекта - города, села, поселка и т. д.

По типу налогоплательщика выделяются налоги:

  • С физических лиц - на их доходы, имущество и т. д.
  • С юридических лиц - на прибыль, НДС и т. д.
  • Смешанные.

По объекту налогообложения выделяются налоговые сборы на:

  • доход;
  • потребление;
  • имущество;
  • капитал.

По виду изъятия:

  • прямые;
  • косвенные.

Приведем некоторые особенности последней классификации в следующей таблице.

Теперь упомянем основные функции налоговых платежей.

Функции налогов

В продолжение разговора о налоговой системе, видах и функциях налогов, осталось рассказать о последнем пункте. Функций выделяют несколько:

  • Фискальная функция - наиболее важная. Именно благодаря ей формируется бюджет государства.
  • Социальная - перераспределение доходов в пользу социально незащищенных слоев.
  • Регулирующая - решение с помощью налоговой политики определенных задач государственного уровня. Имеет стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции.
  • Контрольная - отслеживание государством своевременности и полноты финансового трафика в казну.

Функции налоговой системы

Функции налоговой системы в точности повторяют функции налогов:

  • фискальная;
  • контрольная;
  • социальная;
  • регулирующая.

Критерии качества налоговых систем

Мы разобрали функции и виды налоговой системы государства. Перейдем к критериям ее качества:

  • Сбалансированность госбюджета - обеспечение казны государства запланированным объемом денежных средств, которые необходимы для осуществления его функций, определенных законодательством.
  • Устойчивое состояние экономики - при проведении определенной налоговой политики должен наблюдаться рост производства, развитие отраслей хозяйства и регионов страны.
  • Стабильные цены - соотношение "прямые-косвенные налоги" должно обеспечивать устойчивость цен и не допускать повышения уровня инфляции.
  • Эффективность социальной политики - система налогов не должна ухудшать уровень жизни граждан, особенно социально незащищенных слоев.
  • Должный уровень информированности населения - налогоплательщики должны четко знать, когда, где и в каком объеме они должны отправлять свои платежи государству.

Принципы построения налоговой системы в РФ

Рассказывая про понятия и виды налоговых систем, нельзя не отметить принципы построения таковой структуры конкретно для РФ. Они сформированы в НК нашего государства:

  • Обязанность каждого лица уплачивать справедливо установленные налоговые сборы.
  • Налогообложение в РФ характеризует всеобщность и равенство.
  • Налоги не имеют права быть дискриминационными - по национальному, религиозному, расовому и иному критерию.
  • Налоговые ставки не зависят от гражданства лица, формы его собственности, источников капитала.
  • Налоги не могут быть произвольными.
  • Налоги не должны создавать препятствия для свободной экономической деятельности, осуществляемой в рамках закона.
  • Никто не обязан уплачивать налоги в ином размере или порядке, чем то определено НК государства.
  • Законодательные акты о налогообложении должны быть написаны понятным и доступным для граждан языком.
  • Все неясности, туманные определения налогового законодательства толкуются в пользу плательщика налогов.

Ключевые тенденции развития налоговых систем

Оптимальный набор характеристик, к которому в идеале стремится каждая налоговая система, следующий:

  • Снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей.
  • Упрощение налогового законодательства.
  • Замена налогов для предприятий на ренту от эксплуатации и переработки природных богатств.
  • Повышение доли прямых и уменьшение объема косвенных налогов.
  • Развитие так называемого налогового федерализма - разграничение и распределение налогов между уровнями всей бюджетной системы государства.
  • Построение налоговой политики, зависящей только от объективных условий, задаваемых экономикой.
  • Повышение уровня налоговой культуры населения.
  • Стремление к идеальному равенству налогообложения путем сглаживания налоговых льгот.
  • Совершенствование системы контроля и наказания налоговых правонарушений.
  • Построение налоговой системы, быстро адаптирующейся к смене экономического положения в стране.

Виды систем налогообложения в РФ

Говоря про виды налоговой системы России, упомянем и типы систем налогообложения, установленные для ИП, ООО и прочих юридических лиц:

  • Основная система налогообложения (ОСН).
  • Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
  • Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
  • Упрощенная система (УСН).
  • Патентная система (для индивидуальных предпринимателей).

Правильное функционирование налоговой системы - это залог постоянного потока поступлений в госбюджет, социальной защищенности граждан, стабильного состояния экономики. Каждое государство выбирает подходящий для себя ее вид. Однако для всех налоговых систем характерны схожие функции, принципы построения и тенденции развития.

Если вам кажется, что разобраться в налоговых режимах очень непросто, то вы не одиноки, в вашей компании сам Альберт Эйнштейн. Создатель теории относительности считал, что самое непостижимое в этом мире - налоговая шкала. Тем не менее, если вы хотите вести эффективную, в финансовом плане, предпринимательскую деятельность, то разбираться в этом все же придется.

А тем, у кого все же останутся вопросы или тем, кто хочет получить совет от профессионала, мы можем предложить бесплатную консультацию по налогообложению от специалистов 1С:

Что такое система налогообложения?

Под системой налогообложения понимают порядок взимания налогов, то есть тех денежных отчислений, которые каждое лицо, получающее доход, отдаёт государству. Налоги платят не только предприниматели, но и обычные граждане, чей доход состоит только из зарплаты. При грамотном планировании налоговая нагрузка бизнесмена может быть ниже, чем подоходный налог наемного работника.

Ну и коль мы говорим о системе налогообложения, то надо понимать ее основные элементы. Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения - прибыль, доход или иная характеристика, при появлении которой возникает обязанность платить налог;
  • налоговая база - денежное выражение объекта налогообложения;
  • налоговый период - период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога к уплате;
  • налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

На сегодняшний день в России можно работать в рамках следующих налоговых режимов (систем налогообложения):

  • - общая система налогообложения;
  • УСН - упрощённая система налогообложения в двух разных вариантах: и
  • - единый налог на вмененный доход;
  • - единый сельскохозяйственный налог;
  • (только для ).

Как видим, есть из чего выбрать.

В нашем сервисе Вы можете абсолютно бесплатно подготовить уведомление о переходе на УСН (актуально на 2019 г.):

Примечание: Есть еще одна редко используемая система налогообложения - при выполнении соглашений о разделе продукции , которая применяется при добыче полезных ископаемых, но мы не будем рассматривать ее в рамках этой статьи.

Давайте ознакомимся с главными элементами российских налоговых режимов. Учтем, что на ОСНО платят несколько разных налогов: , налог на имущество организаций или физических лиц, плюс ИП на ОСНО платят налог на доходы физических лиц, а организации - налог на прибыль.

Объект налогообложения

Доходы (для УСН Доходы) или доходы, уменьшенные на расходы (для УСН Доходы минус расходы)

Вмененный доход налогоплательщика

Доходы, уменьшенные на величину расходов

Потенциально возможный к получению годовой доход

Для налога на прибыль - прибыль, то есть доходы, уменьшенные на величину расходов.

Для НДФЛ - доход, полученный физлицом.

Для НДС - доход от реализации товаров, работ, услуг.

Для налога на имущество организаций и физлиц - недвижимое имущество.

Налоговая база

Денежное выражение доходов (для УСН Доходы) или денежное выражение доходов, уменьшенных на расходы (для УСН Доходы минус расходы)

Денежная величина вмененного дохода

Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов

Денежное выражение потенциально возможного к получению годового дохода

Для налога на прибыль - денежное выражение прибыли.

Для НДФЛ - денежное выражение дохода или стоимость имущества, полученного в натуральной форме.

Для НДС - выручка от реализации товаров, работ, услуг.

Для налога на имущество организаций - среднегодовая стоимость имущества.

Для налога на имущество физлиц- инвентаризационная стоимость имущества.

Налоговый период

Календарный год

Календарный год

Календарный год либо срок, на который выдан патент

Для налога на прибыль - календарный год.

Для НДФЛ - календарный год.

Для НДС - квартал.

Для налога на имущество организаций и физлиц - календарный год.

Налоговые ставки

по регионам от 1% до 6% (для УСН Доходы) или от 5% до 15% (для УСН Доходы минус расходы)

15% величины вмененного дохода

6% от разницы между доходами и расходами

6% потенциально возможного к получению годового дохода

Для налога на прибыль - 20% в общем случае, и от 0% до 30% для отдельных категорий плательщиков.

Для НДФЛ - от 13% до 30%.

Для НДС - 0%, 10%, 20% и расчетные ставки в виде 10/110 или 20/120.

Для налога на имущество организаций - до 2,2%

Для налога на имущество физлиц - до 2%.

Что влияет на возможность выбора системы налогообложения?

Таких критериев немало, и среди них:

  • вид деятельности;
  • организационно-правовая форма - или ;
  • количество работников;
  • размер получаемого дохода;
  • региональные особенности налоговых режимов;
  • стоимость основных средств на балансе предприятия;
  • круг основных клиентов и потребителей;
  • экспортно-импортная деятельность;
  • льготная налоговая ставка для отдельных категорий налогоплательщиков;
  • регулярность и равномерность получения доходов;
  • возможность правильного документального подтверждения расходов;
  • порядок выплат и за работников для ООО и ИП.

Если вы хотите избежать досадных финансовых потерь, при любой системе налогообложения нужно в первую очередь грамотно организовать . Чтобы вы без каких-либо материальных рисков могли попробовать вариант аутсорсинга бухучета и решить подходит ли он вам, мы совместно с фирмой 1С готовы предоставить нашим пользователям месяц бесплатного бухгалтерского обслуживания :

Работать на общей системе налогообложения могут абсолютно все налогоплательщики, на ОСНО не распространяются никакие ограничения. К сожалению, эта система является самой обременительной в России как финансово, так и административно (то есть, сложной в учете, отчетности и взаимодействии с налоговыми органами).

Но для субъектов малого бизнеса есть и гораздо более простые и выгодные налоговые режимы, такие как УСН, ЕНВД, Патентная система налогообложения, ЕСХН. Называют такие режимы льготными или специальными, и они позволяют работать начинающему или небольшому бизнесу в достаточно щадящих условиях. Вы можете ознакомиться в подробностях с этими системами налогообложения в отдельных, посвященных им, статьях.

Для работы на льготных режимах или должны удовлетворять целому ряду требований, таких как:

Требования

ЕСХН

ЕНВД

Вид деятельности

Запрещено производство подакцизных товаров (алкогольная и табачная продукция, легковые автомобили, бензин, дизтопливо и др.);

добыча и реализация полезные ископаемые, кроме общераспространенных, таких как песок, глина, торф, щебень, строительный камень. Запрет на применение банками, ломбардами, инвестфондами, страховщиками, НПФ, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, частными нотариусами и адвокатами. Полный перечень см. в ст. 346.12 (3) НК РФ.

Предназначен только для сельхозпроизводителей, т.е. тех, кто производит, перерабатывает и продает сельхозпродукцию. Сюда же относят и рыбохозяйственные организации и предпринимателей.

Главное условие для применения ЕСХН - доля дохода от реализации сельзохпродукции или улова должнапревышать 70% общих доходов от товаров и услуг.

ООО или ИП, которые не производят сельхозпродукцию, а только осуществляют ее переработку, не вправе применять ЕСХН.

Не могут применять ЕСХН также производители подакцизных товаров (алкоголь, табак и др.).

Разрешены услуги: бытовые, ветеринарные, общепита, автостоянок, автоперевозок, СТО и др., а также некоторые виды розничной торговли на площадях до 150 кв. м.

(полный список видов деятельности на ЕНВД приведен в п.2 346.26 НК РФ).

Указанный перечень видов деятельности может быть сокращен региональными законами.

Разрешены определенные виды предпринимательской деятельности, указанные в ст. 346.43 НК РФ, среди которых услуги и розничная торговля (а также услуги общепита) на площадях до 50 кв. м.

Указанный список может быть расширен в регионах дополнительными видами бытовых услуг по ОКУН.

Организационно-правовая форма

ООО и ИП, кроме иностранных организаций, казенных и бюджетных учреждений и организаций, доля участия в которых других организаций более 25 %

Только ООО и ИП сельхозпроизводители или рыбохозяйства.

ООО и ИП кроме организаций, доля участия в которых других организаций более 25 %, а также категории крупнейших налогоплательщиков

Только ИП

Кол-во работников

Не более 100

Для сельхозпроизводителей ограничений нет, а для рыболовецких хозяйств - не более 300 работников.

Не более 100

Не более 15 (с учетом самого ИП и работников на других режимах)

Размер получаемого дохода

Уже работающее ООО не может перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев года, в котором оно подаёт уведомление о переходе, его доходы превысили 112,5 млн. рублей. Для ИП такого ограничения нет.

Дополнительно - ООО и ИП, получившие в течение года доходы сверх 150 млн. рублей, теряют право на УСН.

Не ограничен, при условии, что доля дохода от реализации сельзохпродукции или улова превышает 70% общих доходов от товаров и услуг.

Не ограничен

Предприниматель теряет право на патент, если с начала года его доходы, по видам деятельности, на которые получен патент, превысили 60 млн. рублей.

Здесь мы привели только самые основные требования к применению льготных режимов, за полной информацией обращайтесь к соответствующим статьям на сайте.

Алгоритм выбора системы налогообложения

Итак, мы разобрались в основных элементах российских налоговых систем. Что со всем этим делать? Надо оценить - требованиям каких налоговых режимов удовлетворяет ваш бизнес.

  1. Начинать надо с выбранного вида деятельности, а именно - под требования каких систем налогообложения он вписывается. Например, розничная торговля и услуги подходят под УСН, ОСНО, ЕНВД и ПСН. Сельхозпроизводители могут работать на ОСНО, УСН и ЕСХН. Организации и ИП, занимающиеся производством, не могут выбрать ЕНВД и ПСН. Индивидуальные предприниматели могут приобрести патент на услуги производственного характера, такие как изготовление ковров и ковровых изделий, колбас, валяной обуви, гончарных изделий, бондарной посуды, изделий народного промысла, сельхозинвентаря, очковой оптики, визитных карточек и др. Самый широкий выбор видов деятельности из специальных налоговых режимов - у УСН.
  2. По организационно-правовой форме (ИП или ООО) ограничения невелики - патент могут приобретать только индивидуальные предприниматели, но преимущества патента организациям легко можно заменить режимом ЕНВД, если он применяется в выбранном регионе. Остальные налоговые режимы доступны и физическим, и юридическим лицам.
  3. По количеству работников самые жесткие требования у патентной системы налогообложения - не более 15 человек. Ограничения же по работникам для УСН и ЕНВД (не более 100 человек) можно назвать для начала деятельности вполне приемлемыми.
  4. Лимит предполагаемого дохода для УСН - 150 млн. рублей в год, пожалуй, трудно будет выдержать его только торгово-посредническим фирмам. Для ЕНВД такого ограничения доходов нет, но разрешена только розничная торговля, а не оптовая. Наконец, лимит в 60 млн. рублей для патентной системы налогообложения довольно трудно преодолеть с учетом ограниченного числа работников, поэтому можно назвать это требование не очень существенным.
  5. Если вам необходимо быть плательщиком НДС (например, ваши основные клиенты - плательщики НДС), то лучше выбрать ОСНО. Но здесь надо хорошо представлять себе, какой окажется сумма выплат по НДС, и сможете ли вы без проблем вернуть входящий НДС из бюджета. В ситуации с этим налогом практически невозможно обойтись без квалифицированных специалистов.
  6. Вариант УСН Доходы минус расходы может, в некоторых случаях, оказаться самым выгодным по суммам единого налога к уплате, но здесь есть серьезный бюрократический момент - подтверждение расходов. В этом случае надо знать, сможете ли вы предоставить подтверждающие документы (подробнее смотрите в статье, посвященной УСН Доходы минус расходы).
  7. После того, как вы подобрали для себя несколько вариантов налогообложения (напоминаем, что ОСНО всегда может быть в этом списке), стоит сделать предварительный расчет налоговой нагрузки. Целесообразнее всего обратиться за этим к профессиональным консультантам, но самые простые примеры расчетов мы приведем здесь.

Примечание: нижеприведенные примеры для простоты сравнения имеют условный характер (например, ЕНВД рассчитывают поквартально, а мы сравниваем годовые суммы налогов), но подходят для сравнения налоговой нагрузки.

Пример сравнения налоговой нагрузки на разных режимах для ООО

ООО «Солнышко» планирует открыть магазин непродовольственных товаров в городе Вологда. Имеются следующие данные:

  • предполагаемый оборот, т.е. доход от реализации в месяц - 1 млн. рублей (без НДС);
  • предполагаемые расходы (закупка товаров, аренда, зарплата, страховые взносы и прочее) в месяц - 750 тыс. рублей;
  • площадь торгового зала - 50 кв. м;
  • число работников - 5 человек;
  • сумма страховых взносов за работников в месяц - 15 тыс. рублей.

По виду деятельности магазин непродовольственных товаров (с учетом того, что это ООО, для ИП был бы возможен еще и патент) удовлетворяет требованиям следующих систем налогообложения: ЕНВД, УСН и ОСНО. Поскольку ООО "Солнышко" соответствует ограничениям, установленным для льготных режимов, то сравнивать будем только ЕНВД, УСН Доходы, УСН Доходы минус расходы. ОСНО в расчетах не участвует, как однозначно невыгодный вариант.

1.Для ЕНВД доходы и расходы в учет не берутся, а расчет вмененного налога производится по формуле: БД * ФП * К1 * К2 * 15%:

  • БД для розничной торговли равен 1800 руб.,
  • ФП - 50 (кв. м),
  • К1 для 2019 года - 1,915,
  • К2 для г. Вологды равен в этом случае 0.52.

Сумма вмененного дохода составит 89 622 рубля в месяц. Рассчитаем ЕНВД по ставке 15% - равно 13 443 рублей в месяц. Итого, за год ЕНВД составит 161 320 рублей. Эту сумму можно уменьшить на выплаченные страховые взносы и пособия на работников (15 тыс. руб. * 12 мес.), но не более чем наполовину. Годовая сумма ЕНВД к уплате составит 80 660 рублей (напоминаем, что рассчитывают и платят ЕНВД поквартально).

2. Для УСН Доходы расчет единого налога выглядит так: 1 млн. рублей * 12 мес. * 6% = 720 000 рублей. Эту сумму тоже можно уменьшить на выплаченные страховые взносы и пособия на работников (15 тыс. руб. * 12 мес.), но не более чем наполовину. Считаем: 720 000 - 180 000 (страховые взносы за работников в год) = 540 000 рублей единого налога к уплате за год.

3. Для УСН Доходы минус расходы - обычная налоговая ставка в Вологодской области равна 15%. Считаем: 12 млн. рублей (доходы за год) минус 9 млн. рублей (расходы за год) = 3 млн. рублей * 15% = 450 000 рублей единого налога к уплате за год. Уменьшать эту сумму за счет страховых взносов мы здесь не можем, а можем только учитывать взносы в расходах.

Примечание: расчет и уплата единого налога на УСН происходит несколько в ином порядке - через выплату авансовых платежей поквартально, но на годовую итоговую сумму налога это не влияет.

Итого: Самым выгодным вариантом в этом конкретном случае оказался ЕНВД .

Означает ли это, что ЕНВД для всех предприятий торговли - самый выгодный режим? Конечно же, нет. Давайте немного изменим расчетные показатели. Пусть, например, К2 в формуле составит 0,9 (напоминаем, что К2 устанавливают региональными законами), тогда годовая сумма вмененного налога к уплате составит уже 139 603 рубля . А если выручка магазина будет не 1 млн. рублей, а 300 тыс. рублей в месяц, то единый налог на УСН Доходы составит 108 000 рублей, в то время как сумма ЕНВД не снижается при уменьшении оборота, т.к. рассчитывается на базе физического показателя, в данном случае кв. м.

Если же еще предположить, что даже на такие, довольно скромные обороты, магазин выйдет не в первый месяц своей работы, то плательщик ЕНВД должен все равно платить фиксированную расчетную сумму налога с первого дня постановки на учет, в то время как упрощенец начнет рассчитывать единый налог только с началом получения доходов. С учетом такого расклада выгоднее становится УСН Доходы. Именно поэтому начинающему бизнесмену, когда реальный доход еще неизвестен, рекомендуют поработать на УСН.

Обращаем внимание всех ООО - организации могут уплатить налоги только путем безналичного перечисления. Это требование ст. 45 НК РФ, согласно которому обязанность организации по уплате налога считается выполненной только после предъявления в банк платежного поручения. Платить налоги ООО наличными деньгами Минфин запрещает. Рекомендуем вам открыть расчетный счет на выгодных условиях.

Совмещение режимов

Как быть, если вы хотите вести несколько направлений деятельности, например, розничная торговля в магазине и оказание услуг по автоперевозке? Вы можете совмещать налоговые режимы. Предположим, что магазин, при небольшой площади, дает хороший оборот. Для снижения налоговой нагрузки его можно перевести на ЕНВД или ПСН (для ИП), а перевозки, которые осуществляются от случая к случаю, облагать единым налогом на УСН. Если наоборот - перевозки приносят стабильный доход, а торговля в магазине имеет спады и подъемы, то выгоднее транспортные услуги вести на ЕНВД, а торговлю - на УСН.

Какие режимы можно совмещать? Возможны разные комбинации: ОСНО и ЕНВД, ПСН и УСН, ПСН и ЕНВД и др. Но есть и запреты: не совмещают ОСНО и ЕСХН, ОСНО и УСН, УСН и ЕСХН.

И обязательно при выборе системы налогообложения надо учитывать региональные особенности. Потенциально возможный годовой доход для ПСН, К2 для ЕНВД, размер дифференцированной налоговой ставки для УСН Доходы минус расходы устанавливаются местными властями. Иногда в соседних городах, схожих по покупательной способности, но находящихся на территории разных муниципальных образований, суммы налогов к уплате на льготных режимах могут отличаться в несколько раз. Может быть, в вашем случае стоит рассмотреть возможность открытия бизнеса в соседней области?

Таким образом, выбор налогового режима зависит от многих нюансов. В вашем конкретном случае рекомендуем , которые предложат вариант налогообложения специально для вас, и с учетом перспектив вашего бизнеса. Мы даем только общие рекомендации по выбору системы налогообложения.

Термин «форма налогообложения» - обозначает определенную систему передачи налоговых платежей в государственную казну. Выбор режима налогообложения определяет будущую доходность бизнеса. Это означает, что данный этап является одним из важных моментов реализации бизнес-проекта. В данной статье мы предлагаем обсудить вопрос о том, какие бывают системы налогообложения и рассмотреть их особенности.

Под системой налогообложения понимают порядок взимания налогов, то есть тех денежных отчислений, которые каждое лицо, получающее доход, отдаёт государству

Современное налогообложение в России

Сегодня, в Российской Федерации функционирует четыре специализированных режима и одна общая система налогового обложения, доступные для частных предпринимателей и других субъектов коммерческой деятельности. ОСНО – общая система налогового обложения является режимом, который применяется «по умолчанию» к тем компаниям, что не выбрали одну из специальных форм для оплаты налогов. По мнению экспертов, данная система обладает самым высоким показателем финансовой нагрузки. Предприниматели, работающие по данной системе, должны подготавливать большой объем отчетности, который передается контролирующим органам.

Специальные системы налогообложения в России направлены на снижение налоговой нагрузки.

Выбор подобных режимов позволяет начинающим предпринимателям снизить статью расходов путем отказа от оплаты определенных видов налогов. Следует сказать о том, что для перевода на специальную систему уплаты налогов, компания должна соответствовать ряду жестких параметров.

На сегодняшний день частным предпринимателям и другим субъектам коммерческой деятельности доступны следующие формы оплаты налогов:

  1. единый налог на вмененный доход;
  2. упрощенный режим;
  3. патентная система;
  4. единый сельскохозяйственный налог.

Использование вышеперечисленных систем позволяет на законных основаниях перестать оплачивать имущественные налоги и налог на перевозку грузов, а также НДС. Данные выплаты заменяются специальным налогом, величина которого взаимосвязана с выбранной системой. Следует сделать акцент на том, что независимо от выбора, лицам, имеющим статус работодателя, следует оплачивать налог на доход физических лиц и перечислять взносы на счет страховых служб. Эти выплаты рассчитываются на основе заработной платы сотрудников компаний. Для субъектов малого предпринимательства предустановлены обязательные перечисления в счет страховых фондов.

Формы налогообложения

Как показывает практика, при выборе специальной системы уплаты налогов, предпринимателю следует учитывать ряд параметров. Помимо правового статуса, нужно взять во внимание такие критерии, как стабильность дохода и выбранную область коммерческой деятельности. При любых обстоятельствах следует учитывать возможность взаимодействия с крупными бизнес-партнерами. Некоторые из нижеперечисленных систем ограничивают функционирование ИП в сотрудничестве с крупными контрагентами.

От выбора режима уплаты налогов зависят сроки подачи отчетности, размер налоговой базы и способы вычислений размеров платежей.


Налоги платят не только предприниматели, но и обычные граждане, чей доход состоит только из зарплаты

Как правило, выбор режима осуществляется на момент регистрации бизнеса. Каждому субъекту предпринимательской деятельности предоставляется возможность перевода на новый режим. Сменить систему налогообложения можно только один раз в течение года . Для этой цели, руководителю компании необходимо обратиться в местное отделение налоговой инспекции с соответствующим заявлением.

Заявка для перехода на новый режим уплаты налогов, составляется согласно унифицированной форме. Заполненный бланк должен быть заверен фирменным клише организации и подписью собственника компании. Данный документ составляется в количестве двух копий, одна из которых остается у заявителя, а вторая передается представителям ФНС.

Общая (ОСНО)

Общая система часто именуется основным налоговым режимом, поскольку присваивается автоматически всем субъектам предпринимательской деятельности . Также данный режим присваивается тем компаниям, что перестают соответствовать требованиям специальных систем. По мнению специалистов, ОСНО обладает самой высокой финансовой нагрузкой. Рассматриваемая система включает в себя налог на доход, добавленную стоимость, имущество и прибыль.

Как правило, данная система используется компаниями, имеющими высокий финансовый оборот, либо теми лицами, что занимаются экспортом товарной продукции. Помимо всего вышеперечисленного, общая система используется теми фирмами, что сотрудничают с контрагентами, которые оплачивают НДС.

Упрощенная (УСН)

Данная форма оплаты налогов в счет государственного бюджета, является самой популярной, благодаря легкости составления финансовых отчетов . В сравнении с прочими формами оплаты налогов, УСН обобщает собой значительно больше различных типов коммерческой деятельности.

Существуют следующие виды упрощенной системы налогообложения:

  1. «Доход» - этот режим подразумевает налогооблагаемую базу в виде шести процентов от количества полученной прибыли за отчетный период;
  2. «Доход минус расход» - размер налогооблагаемой базы при этой форме упрощенной системы составляет пятнадцать процентов от выручки за минусом производственных издержек.

Для перевода на этот режим, компания должна соответствовать ряду строгих требований. В первую очередь, штат компании обязан содержать не более ста работников. Также следует выделить, что размер прибыли, полученной за девять месяцев, не должен превышать сорок пять миллионов рублей. Все требования к компаниям, желающим работать по данной системе, изложены в триста сорок шестой статье Налогового Кодекса. Среди преимуществ этой системы следует выделить понижение финансовой нагрузки и упрощение процесса составления бухгалтерской отчетности.


Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Перейти на рассматриваемую систему могут лишь те компании, что занимаются теми видами работ, что перечислены в специальном перечне. Согласно статистическим данным, система вмененного налогообложения применяется организациями, занимающимися розничной торговлей. В случае с данным режимом, объем выручки предпринимателя не оказывает влияния на размер налогооблагаемой базы, поскольку государством устанавливается единая ставка для каждой сферы предпринимательской деятельности.

Согласно установленным правилам, перевод на данный режим освобождает предпринимателя от уплаты налога на добавочную стоимость, имущество и получаемую прибыль . Однако, рассматриваемая фирма должна соответствовать ряду строгих стандартов. К числу таких стандартов можно отнести лимиты, ограничивающие площадь помещения. Также следует сказать о том, что ведение коммерческой деятельности разрешается только в том регионе, где зарегистрирована компания.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХВ)

Данный режим доступен только для лиц, занимающихся выпуском сельскохозяйственной товарной продукции. Единственным исключением из этого правила, являются частные предприниматели и другие субъекты коммерческой деятельности, которые получают более семидесяти процентов дохода от работы в этом направлении. Сельскохозяйственный налог заменяет собой такие виды налогового обложения, как НДФЛ, НДС и имущественные платежи.

Размер налогооблагаемой базы составляет шесть процентов. Важно обратить внимание на то, что при переходе на данную систему, предприниматель получает возможность совмещать несколько специальных режимов по различным видам деятельности. Как правило, ЕСХВ используется теми организациями, что имеют невысокую статью расходов. Среди недостатков системы следует выделить возможные трудности во взаимодействии с предприятиями, работающими по ОСНО. Также следует отметить, что в случае убыточности бизнеса, налогоплательщик должен продолжать оплачивать налоговые счета.

Патентная система

Данная налоговая система доступна только для субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных в статусе ИП. Применять патентную систему, дозволено только тем частным предпринимателям, что имеют штат персонала, состоящий из пятнадцати человек . Как правило, подобные компании занимаются розничной торговлей или работают в сфере услуг. Для того чтобы работать в выбранной сфере деятельности, предпринимателю необходимо приобрести патент. Достоинством ПСН является отсутствие влияния объема выручки на стоимость патента. При выборе этой системы, размер налоговой базы рассчитывается на основе среднего дохода, по каждой отрасли.

Нужно отметить, что контролирующие органы предъявляют строгие требования не только к количеству наемного персонала, но и к размеру годовой прибыли. В данном случае, размер дохода, полученного за отчетный год, не должен превышать шестьдесят миллионов рублей. Среди преимуществ этой системы следует выделить возможность отказаться от использования кассовых аппаратов и подачи налоговой декларации. Главным недостатком этой системы является отсутствие возможности снизить размер налогов на оплату страховых взносов.


Чтобы избежать досадных финансовых потерь, при любой системе налогообложения нужно в первую очередь грамотно организовать ведение бухгалтерского учета

Совмещение систем

Существуют режимы, которые могут быть совмещены между собой. В частности, предприниматели, ведущие сельскохозяйственный бизнес, могут использовать ЕСХН наряду с ЕНДВ. Однако подавляющее большинство предпринимателей предпочитают использовать лишь одну из вышеперечисленных систем налогового обложения.

Сводная таблица

Название налогового режима УСН ЕНДВ ЕСХН ПСН
Налоги, подлежащие оплате Единый налог Налог на вмененный доход Сельскохозяйственный налог Траты на приобретение патента
Налогооблагаемая база Доход Доход за минусом расходов Вмененный доход Доход за минусом расходов Размер потенциальной годовой выручки
Величина ставки Шесть процентов Пятнадцать процентов Пятнадцать процентов Шесть процентов Шесть процентов
Возможность снижения величины базы налогообложения Отсутствует Без персонала на сто процентов. При наличии тружеников на сумму не более пятидесяти процентов от размера фиксированных платежей Отсутствует Отсутствует
Длительность отчетного периода Один квартал, полугодие и девять месяцев Отсутствует Полугодие Отсутствует
Необходимость внесения предоплаты Ежеквартально Отсутствует По окончании отчетного периода Отсутствует
Срок внесения предоплаты Отсутствует До двадцать пятого числа месяца, следующего после отчетного Отсутствует
Длительность налогового периода Один год Один квартал Один год Зависит от самого патента
Правила отправки декларации Подается за отчетный год. Срок подачи — 31 марта (для ООО) и 30 апреля (для ИП). По окончании отчетного квартала По окончании отчетного года. Срок подачи – 31 марта Не подается
Дата оплаты налогов Двадцать пятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом 31 марта года, следующего за отчетным Зависит от времени действия патента
Книга учета доходов и расходов Следует учитывать финансовые показатели Наличие в обязательном порядке для индивидуальных предпринимателей Наличие в обязательном порядке
Контрольно-кассовые приборы Наличие в обязательном порядке Наличие в обязательном порядке Наличие в обязательном порядке Наличие в обязательном порядке
Наличие ограничений Штат сотрудников менее ста человек Более семидесяти процентов дохода должно быть получено путем ведения сельскохозяйственной деятельности Штат сотрудников менее пятнадцати человек
Остаточная стоимость менее 150 миллионов рублей Размер дохода не более 150 миллионов рублей
Доля участия юридических лиц менее двадцати пяти процентов
Возможность совмещения с другими системами Для юридических лиц: ЕНВД.

Для ИП: ПСН, ЕНВД.

Для юридических лиц: ЕСХН, УСН, ОСН.

Для ИП: ПСН, ЕСХН, УСН, ОСН.

Для юридических лиц: ЕНВД.

Для ИП: ПСН, ЕНВД.

ЕНВД, ЕСХН, УСН, ОСН.
Возможность добровольного перехода С началом нового отчетного года С начала нового отчетного года С начала нового отчетного года
Перевод на стандартный метод оплаты налогов согласно установленному регламенту В начале квартала после утраты права на использование специального режима Со следующего квартала после утраты права на использование специального режима С начала налогового периода, после утраты права на использование специального режима В течение пяти дней
Порядок возраста Через 12 месяцев после потери права использования специального режима С начала нового календарного года
Виды ответственности Все виды штрафных санкций перечислены в сто девятнадцатой, сто двадцать второй, сто двадцать третьей и сто двадцать шестой статье Налогового Кодекса
Бухгалтерская отчетность Ведется только субъектами, зарегистрированными в статусе юридических лиц

Как подобрать системы налогообложения для ИП

Все вышеперечисленные виды систем налогообложения имеют ряд специфических тонкостей, что нужно учитывать при выборе конкретного режима. Новичкам в сфере предпринимательской деятельности рекомендуется изучить лимиты, установленные в выбранном режиме. Этот шаг позволит определить уровень риска, связанный с нарушением установленных рамок. Помимо этого, следует учитывать размер налогооблагаемой базы и льготы, представляющиеся государством.

Учет всех вышеперечисленных аспектов позволит правильно выбрать более подходящий налоговый режим. Перед переходом на новую, систему следует составить предварительные расчеты размера предполагаемой прибыли. Финансовая аналитика позволяет получить информацию о целесообразности использования выбранного режима, с целью снижения финансовой нагрузки на предприятие.


Если при регистрации бизнеса вы не подали заявление на другую систему налогообложения, вас поставят на общую систему

Выводы (+ видео)

Согласно действующему законодательству, каждый субъект коммерческой деятельности обязан платить налоги в соответствии с выбранной формой налогообложения. Грамотный подход к выбору метода оплаты налогов позволяет снизить статью расходов и уменьшить финансовую нагрузку на предприятие. На сегодняшний день самым популярным режимом является упрощенная система налогообложения. Несмотря на наличие жестких рамок, эта система позволяет существенно снизить размер затрат, связанных с уплатой налогов.

Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Общая характеристика налоговой системы России

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных .

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития .

Принципы построения налоговой системы

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены и . В России действует трехуровневая налоговая система , состоящая из , и , что соответствует мировому опыту федеративных государств.

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации , состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.

Принципы налогообложения

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи , сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения :

  • принцип справедливости , который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности , заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии , который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I , третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:
  • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
  • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
  • При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Критерии качества налоговой системы:
  • сбалансированность . Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;
  • эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;
  • стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;
  • эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;
  • полнота и своевременность уплаты налогов может быть обеспечена за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.
Основные тенденции развития налоговой системы:
  • общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот;
  • устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение;
  • поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;
  • повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
  • развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов;
  • совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения;
  • повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий;
  • гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры;
  • усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков;
  • выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот;
  • совершенствование системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Критерии оценки налоговых систем

Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов . Зачастую эти цели противоречат друг другу.

Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности . Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

Критерии оценки налоговых систем:

1. Равенство обязательств . Данный критерий основывается на принятом в обществе пониманиисправедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.

  • Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог.
  • Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).

2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.

3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.

Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.

4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.

Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.

5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

Принципы налогообложения в РФ

Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Налоги подразделяются на следующие виды:

Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.

Налоговым кодексом устанавливаются также , определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоговый федерализм

Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма — законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции полномочий.

Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.

В основу налогового федерализма положены следующие принципы:
  • Зависимость поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти и управления. Означает, что на региональные и местные органы власти возлагается функция по осуществлению контроля за поступлением налогов.
  • Степень мобильности облагаемой базы. Высокой степенью мобильности обладают труд и капитал в денежной форме, а более низкой — имущество и природные ресурсы, поэтому налоги на труд и капитал в основном закрепляются за федеральным бюджетом, а налоги на имущество и природные ресурсы — на региональном и местном уровне.
  • Экономическая эффективность отдельных видов объектов обложения. Издержки по взиманию налогов не могут превышать размера собранных налогов.
  • Регулирование процессов на макроэкономическом уровне. Означает, что за федеральным бюджетом закрепляются основные налоги, через которые осуществляется регулирование процесса воспроизводства на уровне всей страны.

Существуют несколько подходов к решению проблемы налогового федерализма:

  • Кумулятивный — соединение в одной ставке налога ставок каждого уровня власти. Региональные и местные органы власти вправе взимать в дополнение к общефедеральным налогам одноименные налоги, размеры которых установлены верхним пределом. При этом федеральная ставка едина на всей территории страны, а региональная и местная — устанавливаются в пределах лимита (например, налог на прибыль: на федеральном уровне — 2%, на региональном — до 18%, но не ниже 13,5%).
  • Нормативный — устанавливаются нормативы, т. е. проценты, в пределах которых происходит распределение дохода от налогов между уровнями бюджетной системы (не ниже установленного процента).
  • Дистрибутивный — концентрация налоговых поступлений первоначально на едином счете, а в дальнейшем их перераспределение между звеньями бюджетной системы.
  • Фиксированный — разграничение и закрепление соответствующих налогов между разными уровнями управления в соответствии с принципами налогового федерализма. Способы разграничения и распределения налогов различны.
Распределение налогов между уровнями бюджетной системы Таблица 3

Вид налога

Определение

управление

Комментарии

Налоговой базы

Налоговой ставки

Налог на прибыль

Мобильная налоговая база, стабилизационный инструмент

Налог на доход физических лиц

Перераспределительный, стабилизационный инструмент, мобильная налоговая база

Многоуровневый налог с продаж (НДС)

Децентрализированное управление трудноосуществимо, если ставки и базы различаются в регионах

Налогообложение по месту производства предотвращает экспорт налогов

Налог на недвижимость

Иммобильная налоговая база, оплата по принципу получаемых выгод

Распределение налогов между уровнями бюджетной системы в РФ в 2008 году Таблица 4

По объекту налогообложения налоги делятся на:

  • налоги на доходы;
  • налоги на имущество;
  • налоги на потребление;
  • налоги на капитал.

По субъекту-налогоплательщику можно выделить следующие виды налогов:

  • налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);
  • налоги с организаций (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и т. д.).
Следующая классификация налогов — по способу изъятия. В данном случае налоги подразделяются на прямые и косвенные. Это деление осуществляется по трем признакам:
  • по способу уплаты;
  • по способу взимания;
  • по экономическому признаку.

Исходя из первого признака, к прямым налогам относятся налоги, которые вносятся в бюджет действительными плательщиками налогов, а косвенные налоги вносятся в бюджет третьими лицами и ими перелагаются на конечных потребителей товаров, работ, услуг. Исходя из второго признака к прямым налогам относятся налоги, взимаемые по окладным листам, кадастрам; а к косвенным налогам — налоги, взимаемые по тарифам. В соответствии с экономическим признаком к прямым налогам относятся налоги, взимаемые с производства (доходов, имущества), а к косвенным — налоги, взимаемые с потребления (расходов, пользования имуществом). К прямым налогам можно отнести налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, а к косвенным налогам — налог на добавленную стоимость, акцизы.

Налоговый предел — это предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и при котором достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Налоговый предел выражается в принципе соразмерности. Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лаффера. Кривая показывает, что при повышении ставки налога до налогового предела налоговые доходы бюджета возрастают.

Однако при превышении уровня налогового предела уплата налога приводит к тому, что у налогоплательщика чистого дохода практически не остается. Начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. Происходит искусственное занижение налоговой базы, перемещение валового внутреннего продукта в сферу теневой экономики и, как следствие, сокращение налоговых доходов бюджета.

При определении влияния налогов на экономический рост необходимо учитывать связь между уровнем налогообложения и объемом налоговых поступлений в бюджет. Для характеристики изменений налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валового внутреннего продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т. д.) в макроэкономике применяется коэффициент эластичности налогов.

Коэффициент эластичности налогов рассчитывается по формуле:
  • Э — коэффициент эластичности;
  • X — начальный уровень налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
  • X 1 — прирост налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
  • Y — начальный уровень определяющего фактора (например, ВВП и др.);
  • Y 1 — прирост анализируемого фактора.

Коэффициент эластичности налогов показывает, насколько процентов изменяются налоговые поступления при изменении определяющего фактора на 1%. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в остается стабильной. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВВП, и удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВВП снижается.

Основные термины налогообложения

Согласно ст. 17 Налогового кодекса России, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

  • объект налогообложения (ст.38 НК РФ);
  • налоговая база (ст. 53 НК РФ);
  • налоговый период (ст. 55 НК РФ);
  • налоговая ставка (ст. 53 НК РФ);
  • порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ);
  • порядок и сроки уплаты налога (ст. 57 НК РФ).

Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

Права налогоплательщиков (ст. 21 НК РФ). Налогоплательщики имеют право:

  • пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • предоставлять налоговым органам документы, подтверждающие права на льготы по налогам;
  • знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
  • предоставлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов по актам проверок;
  • в установленном порядке обжаловать решение налоговых органов и действие их должностных лиц;
  • другие права.

Обязанности налогоплательщиков (ст. 23 НК РФ). Обязанности у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Налогоплательщики в соответствии с налоговым законодательством должны:

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • вести бухгалтерский учет;
  • составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность в течение трех лет;
  • предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
  • вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
  • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
  • известить о прекращении своей деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
  • предупредить об изменении своего места нахождения не позднее 10 дней со дня принятия такого решения;
  • выполнять другие обязанности.

Налоговый агент — лицо, на которое в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов (например, налоговый агент по налогу на доходы физических лиц — организация-работодатель.)

Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период — календарный год или иной период времени (месяц, квартал) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) или в долях к объекту налогообложения (процентные ставки). Процентные ставки, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (причем прогрессия может быть как простой — применяется ко всему объекту, так и сложной — повышенная ставка применяется к части объекта налогообложения).

Порядок исчисления налога — в соответствии со ст. 52 Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Порядок и сроки уплаты налогов — уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном законодательством, в или . Конкретный порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом применительно к каждому налогу. При нарушении срока уплаты налога налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Налоговые льготы в соответствии с Налоговым кодексом льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Понятие, виды и функции налогов

Бюджетно-налоговая политика

1. Понятие, виды и функции налогов

2. Налоговая система: понятие и основные элементы (субъект и объект налогообложения, налоговые ставки, налогооблагаемая база). Принципы налогообложения

3. Понятие и уровни государственного бюджета РФ

4. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит. Способы преодоления бюджетного дефицита

5. Понятие и инструменты бюджетно-налоговой (фискальной) политики

6. Виды бюджетно-налоговой политики.

Налог – обязательный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.

В расширенном смысле к налогам относят также сборы и пошлины , то есть обязательные платежи домохозяйств и фирм государству за предоставление прав, разрешений и выполнение других юридически значимых действий (например, таможенные, лицензионные сборы, государственные пошлины за выполнение нотариальных действий, действий по записи актов гражданского состояния, за рассмотрение дел в судах и т. д.).

Налоги появились одновременно с возникновением государства и составляют основной источник государственных доходов.

Налоги классифицируются по следующим основаниям.

1. По методу взимания налоги делятся на прямые икосвенные .

Прямые налоги взимаются с доходов или имущества налогоплательщика (физических или юридических лиц).

К прямым налогам в России относятся:

· подоходный налог (13 %),

· налог на прибыль организаций (20 %),

· налог на добычу полезных ископаемых,

· транспортный налог,

· налог на имущество организаций и физических лиц.

Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщиком (кто уплачивает налог) и налогоносителем (кто выплачивает налог государству) выступает один и тот же агент.

Косвенные налоги взимаются с товаров и услуг, включаются в цену продукции и оплачивается ее потребителями.

Косвенные налоги:

· акцизы на отдельные виды товаров (сигареты, алкоголь, нефтепродукты, автомобили)

· налог на добавленную стоимость (НДС)

· таможенные пошлины.

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщиком и налогоносителем являются разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (он оплачивает налог при его покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся и странах с переходной экономикой, – наоборот, 2/3 косвенные налоги, поскольку их легче собирать и объем налоговых поступлений зависит от цен, а не от доходов. По этой же причине государству в период инфляции выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги.



2. По характеру налоговых ставок налоги делятся на: прогрессивные, пропорциональные и регрессивные.

Прогрессивные налоги – это налоги, ставки которых возрастают по мере роста величины объекта налогообложения. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, поскольку более богатые граждане платят в виде налогов большую часть своих доходов, чем менее обеспеченные.

Пропорциональные налоги – это налоги, ставки которых являются неизменными вне зависимости от величины объекта налогообложения. Примером пропорционального налога (или налога «с плоской шкалой») в современной России является налог на прибыль организаций.

Регрессивные налоги – это налоги, ставки которых уменьшаются по мере роста величины объекта налогообложения. Использование регрессивной системы налогообложения преследует, в первую очередь, цели вывода «из тени» доходов состоятельных граждан.

3. По уровню налоговой системы выделяют налоги федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные.

Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории России. К ним относятся:

1. налог на добавленную стоимость

3. налог на доходы физических лиц

4. налог на прибыль организаций

5. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

6. водный налог

7. налог на добычу полезных ископаемых

8. государственная пошлина

Региональные налоги вводятся субъектами РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам в настоящее время относятся три налога:

· налог на имущество организаций

· транспортный налог.

· налог на игорный бизнес

Под местными налогами понимаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих местных образований.

К местным налогам относят:

1. земельный налог

2. налог на имущество физических лиц.

4. по субъекту уплаты известны налоги с юридических лиц, физических лиц, тех и других.

5. по объекту налогообложения различают налоги на прибыль, доходы, имущество и др.

Функции налогов:

1. фискальная – финансирование государственных расходов;

2. социальная – поддержание социального равновесия путем сглаживания неравенства в доходах; для чего государство использует прогрессивное налогообложение, освобождение от некоторых налогов отдельных категорий населения; льготное налогообложение социально значимых товаров и услуг и, напротив, повышенное налогообложение предметов роскоши;

3. регулирующая – сглаживание циклических колебаний и стимулирование экономического роста;

4. распределительная – распределение аккумулированных средств между экономическими агентами: государством, отраслями экономики, регионами, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами

5. контрольная – налоговая система позволяет государству контролировать финансово-хозяйственную деятельность и доходы организаций и граждан.