Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Экономика факторы социально экономическое развитие стран. Типы стран по уровню социально - экономического развития

Основными показателями социально-экономического развития стран (уровня развития хозяйства, культуры и образования населения) являются валовой внутренний продукт (ВВП) и индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Валовой внутренний продукт - общая стоимость произведенных товаров и услуг, созданных в стране за определенный период (обычно за год), и предназначенных для непосредственного употребления. По уровню ВВП страны между собой значительно различаются. В десятку стран с самым высоким ВВП входят США, Китай, Индия, Германия, Великобритания, Россия, Франция, Бразилия и Италия. Однако в расчете на душу населения на первое место выходят небольшие страны: Катар, Люксембург, Мальта, Норвегия, Бруней, Кипр, Ирландия, Швейцария.

В отличие от ВВП валовой национальный продукт (ВНП) включает суммарную стоимость товаров и услуг, созданных предприятиями данной страны внутри страны и за ее пределами.

Одним из важнейших показателей, которым ООН измеряет социально-экономический уровень развития различных стран, является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В число главных составляющих индекса входят такие показатели: ожидаемая продолжительность жизни населения страны, уровень образованности населения и валовой внутренний продукт из расчета на душу населения. Взятые вместе, они дают количественную оценку качества жизни. Значения ИРЧП могут изменяться от 1 до 0.

По индексу развития человеческого потенциала все страны подразделяются на четыре группы. В первую группу входят страны с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала (0,80-0,95). В эту группу входят 50 стран, включая все высокоразвитые страны (Норвегия, Австралия, США, Нидерланды и др.). Вторую группу образуют страны, их около 50, с высоким уровнем развития человеческого потенциала (0,80-0,71), включая Республику Беларусь, Россию, и др. Третью группу образуют страны со средним уровнем развития человеческого потенциала (0,71-0,53) - это около 50 стран, представляющих Азию, Африку и Южную Америку. В четвертую группу с низким уровнем развития человеческого потенциала (0,53-0,30) входят беднейшие государства мира - более 40 стран.

По значению ИРЧП Беларусь превосходила многие европейские страны и к 1990 г. занимала 40-е место среди 174 стран мира. После кризиса 1990-х гг. Беларусь практически восстановила экономический потенциал страны и по ИРЧП она поднялась до 50-го места в мире (2013 г.). Типы стран мира. В конце ХХ в. сложились новые типы стран мира. По ряду показателей (величина ВВП, объем промышленной и сельскохозяйственной продукции, качество жизни и др.), а также по особенностям социально-экономического и политического развития выделяют три основные группы стран мира (рис. 40).

Первая группа - это экономически высокоразвитые страны , страны с высоким уровнем экономического, культурного и социального развития, играющие ведущую роль в мировой экономике. Сюда входят главные экономически высокоразвитые страны: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и . На долю этих стран приходится 2/3 мирового ВВП. К этой группе относятся также экономически высокоразвитые небольшие страны Западной Европы: Бельгия, Швейцария, Австрия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Люксембург и др., а также страны «переселенческого капитализма», которые не знали феодализма и социально-экономический уклад которых сформировали иммигранты из Европы, - Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль.

Вторую группу образуют экономически среднеразвитые страны Западной Европы (Испания, Португалия, Греция, Ирландия) и Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия и др.). По уровню развития они заметно отстают от стран первой группы. Вступление этих стран в Европейский союз способствовало их экономическому развитию и повышению уровня жизни.

Третью группу образуют развивающиеся страны . Это страны Восточной Европы, страны Балтии, ряд стран СНГ (Россия, Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Армения, Туркменистан и др.), Монголия, Китай, Вьетнам и др. Развивающиеся страны занимают более половины площади суши, в них проживает почти 80 % населения земного шара.

Ключевыми странами в группе развивающихся стран являются Китай, Индия, Бразилия, Россия, Мексика. Они концентрируют 2/3 мировых запасов полезных ископаемых и сосредоточивают около 1/2 населения мира.

Среди развивающихся стран выделяют новые индустриальные страны. Они отличаются высоким уровнем развития промышленного производства. К ним относятся Республика Корея, Сингапур, Тайвань (в составе КНР), Таиланд, Индонезия, Малайзия, Филиппины. Экономические показатели этих стран Юго-Восточной Азии в основном соответствуют показателям промышленно развитых государств, однако у них имеются еще и черты, присущие всем развивающимся странам. Небольшую группу среди развивающихся стран образуют страны - экспортеры нефти с высокими доходами от торговли нефтью (Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Катар и др.).

В группу развивающихся стран входят также наименее развитые страны. У этих стран сравнительно низкий уровень развития экономики, по всем основным социально-экономическим показателям они очень сильно отстают от развитого мира и служат в основном поставщиками сырьевых ресурсов для развитых стран. Это самая многочисленная и разнообразная группа - около 140 стран. В основном это бывшие колонии, которые, получив политическую самостоятельность, попали в экономическую зависимость от своих бывших метрополий. Это большинство стран Африки, Азии, Латинской Америки, Океании. Многие из них получили независимость после Второй мировой войны.

Основными показателями социально-экономического развития стран являются ВВП и ИРЧП. Уровень развития мирового хозяйства определяют экономически развитые страны. В мировой экономике возрастает роль Китая и новых индустриальных стран.

Понятие «экономический рост» обычно используется для описания положения дел в экономиках наиболее богатых стран мира (т. е. стран с наивысшими уровнями валового продукта на душу населения).

Для описания ситуации в остальных странах, где на душу населения приходится куда меньшая величина валового продукта и, значит, уровень жизни намного ниже, чаще применяется понятие экономическое развитие.

Экономическое развитие - сочетание экономического роста и качественных изменений в условиях и организации хозяйственной жизни страны.

Причина, по которой экономическая наука ввела для обозначения процессов в менее богатых странах мира термин «развитие», состоит в том, что эти страны вынуждены решать в период роста несколько иные задачи, чем богатейшие страны мира.

Как правило, эти задачи состоят в следующем:
1) создание промышленности (индустриализация);
2) развитие городов и переселение в них значительной части сельского населения (урбанизация);
3) повышение культурного и образовательного уровня населения;
4) создание экономической инфраструктуры (строительство транспортных сооружений, прокладка сетей связи, строительство автодорог и портов, газификация, электрификация и т. п.);
5) развитие хозяйственных механизмов страны;
6) формирование хорошо образованного и состоятельного среднего класса в лице предпринимателей;
7) обеспечение хорошо функционирующей системы правовой защиты бизнеса (прежде всего, обеспечение обязательности выполнения хозяйственных договоров и неизбежности строгого наказания за их нарушение).

Иными словами, суть экономического развития состоит в модернизации всех аспектов хозяйственной жизни страны, т. е. в перенесении на свою почву самых совершенных способов организации производства и бизнеса, разработанных в наиболее развитых странах мира.

В XX в. мировым сообществом были созданы специальные международные организации, которые помогают развивающимся странам в проведении модернизации. К ним в первую очередь относятся организации, созданные при ООН: Мировой банк, ЮН ИДО (Организация ООН по промышленному развитию), а также Европейский банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др. Они помогают развивающимся странам и консультациями, и денежными средствами в форме кредитов, предоставляемых на особо льготных условиях.

Но международная помощь может принести пользу лишь той стране, которая сама активно создает условия для своего развития. Если при этом она успешно решает перечисленные выше задачи, то ее экономика получает возможность не просто производить больше благ, но делать это с повышенной эффективностью, а также осваивать выпуск более совершенных и качественных изделий. Максимально упрощенно одно из важнейших проявлений процесса экономического роста можно представить как изменение самой формы кривой производственных возможностей (рис. 21.9).

Что касается экономики России, то первые три из перечисленных выше проблем обеспечения экономического развития в нашей стране уже решены. Практически завершен процесс урбанизации: доля городского населения в 1995 г. составила 73%, что соответствует уровню США и других промышленно высокоразвитых стран мира (в слаборазвитых странах в городах живет лишь 30% населения). То же самое можно сказать об индустриализации (вспомним, что по доле промышленности в валовом продукте Россия находится на первом месте в мире). Существует огромная сеть образовательных учреждений.

Но четыре остальные предпосылки экономического развития в нашей стране обеспечены куда хуже:
экономическая инфраструктура развита крайне слабо. Российские автодороги находятся в плачевном состоянии, железнодорожная сеть страны устарела и развита недостаточно. Многие населенные пункты не газифицированы, а очередь на установку телефона длится годами даже в ближнем Подмосковье. После распада СССР Россия лишилась многих морских портов, что уже впрямую тормозит развитие внешнеторговых операций;
хозяйственные механизмы рыночного типа находятся еще в самой начальной стадии развития и пока совершенно не способны формировать процессы на макроэкономическом уровне (это можно сказать и о банках, и о фондовом рынке, и о системе торговли, и о страховании);
крайне узок пока класс предпринимателей, обладающих не только способностями и отвагой для ведения собственного бизнеса, но и знаниями о том, как это делать наиболее рационально, а также стартовым капиталом для создания собственной фирмы;
чрезвычайно плохо работает система правовой защиты бизнеса и от рэкета, и от необязательности партнеров по сделке. Отстоять свои интересы в суде или в арбитраже российскому бизнесмену пока крайне трудно.

Решение этих проблем происходит в нашей стране очень медленно. Между тем мы начинаем терять даже те предпосылки экономического развития, которыми обладали раньше: разрушаются промышленность и объекты инфраструктуры, начинает деградировать система образования, подготовки кадров и наука. Наша страна все отчетливее начинает вращаться в «порочном круге слаборазвитости».

На рис. 21.10 показано, как этот круг функционирует в экономиках многих слаборазвитых стран. Разрывать его обычно удается только с помощью иностранных инвестиций, поскольку в самой стране денег на это просто нет.

Для нашей страны вид этого круга пока несколько иной (рис. 21.11), поскольку склонность к сбережениям высока, но деньги в развитие отечественного производства инвестируются в недостаточном объеме. Например, в 2000 г. объем инвестиций в российскую экономику составил примерно 44 млрд долл., но только 23% этих инвестиций были долгосрочными, т. е. пошли на строительство новых производственных сооружений и покупку нового оборудования. Остальные вложения были краткосрочными, т. е. пошли на закупку запасов сырья и тому подобные текущие нужды. В то же время более 15 млрд долл. российские предприятия и организации инвестировали за рубеж (и это только легальные инвестиции, а сколько денег ушло нелегально - могут оценить только эксперты). Поэтому хотя капиталовооруженность в России была ранее высока, теперь она снижается из-за того, что инвестиций в обновление промышленности явно недостаточно (оценки экспертов говорят о том, что России ежегодно нужны инвестиции на сумму около 70 млрд долл.), а оборудование устарело и его приходится выводить из эксплуатации, чтобы избежать аварий и человеческих жертв.

Мы еще можем вырваться из «порочного круга слаборазвитости», если сумеем убедить граждан инвестировать в собственную экономику.

Для этого России необходимо:
1) иметь стабильное руководство страны и устойчивую долгосрочную экономическую политику, понятную большинству населения;
2) укрепить правопорядок и обеспечить защиту прав частной собственности, в том числе гарантировать права инвесторов и максимально защитить их от опасности вложения средств в мошеннические фирмы;
3) стимулировать спрос на внутреннем рынке и помогать отечественным фирмам в проникновении на мировые рынки.

Но даже при полном выполнении всех этих условий восстановление устойчивого экономического развития России будет делом непростым и небыстрым.

Реформы, проводившиеся в стране с начала 90-х годов, перевели кризис устаревшей, низкоэффективной экономики страны из скрытой формы в явную. Либерализация цен в монополизированной экономике вызвала их скачкообразный рост и высокий уровень инфляции в стране. Открытие внутреннего рынка для импортных товаров сделало очевидной неконкурентоспособность многих видов отечественной продукции. И наконец, сокращение платежеспособного спроса как со стороны населения, так и со стороны предприятий привело к спаду производства (по сравнению с 1990 г. промышленность, по данным официальной статистики, потеряла почти половину своего объема).

Сегодня нельзя говорить об экономическом росте в России после спада, происходившего на протяжении первой половины 90-х годов, просто как о возврате к ранее сложившейся кривой производственных возможностей: сама система и ее производственные возможности были ориентированы на совершенно иную систему спросов, в частности на гипертрофированное (по отношению к возможностям и реальным нуждам страны) производство военной продукции.

Вот почему для нашей страны экономический рост в перспективе будет неизбежно сопряжен с изменением структуры производства за счет сокращения масштабов выпуска продукции для армии и увеличения масштабов выпуска продукции для населения.


Экономическое развитие означает совершенствование производства, инвестиции в которое ведут к повышению качественных социально-экономических показателей.
При определении уровня экономического развития страны требуется установление точки отсчета. Многие страны мира уровень экономического развития своей страны сравнивают с уровнем США.
Уровень экономического развития страны - это понятие историческое. Каждьш этап развития национальной экономики и мирового сообщества в целом вносит те или иные изменения в состав его основных показателей.
Разнообразное сочетание факторов производства и условий развития различных стран не позволяет оценивать уровень экономического развития с какой-то одной точки зрения. Основные показатели уровня экономического развития:
  1. ВВП (валовой внутренний продукт) или НД (национальный доход) на душу населения;
  2. отраслевая структура национальной экономики;
  3. производство основных видов продукции на душу населения;
  4. уровень и качество жизни населения;
  5. показатели экономической эффективности производства.
Ведущими показателями при анализе уровня экономического развития являются показатели ВВП и НД надушу населения. Эти показатели положены в основу международной классификации, подразделяющей страны на развитые и развивающиеся.
Другим показателем, широко применяемым в международной практике, является отраслевая структура экономики. Ее анализ проводится на основе показателя ВВП, подсчитанного по отраслям. Прежде всего изучается соотношение между крупными народно-хозяйственными отраслями материального и нематериального производства.
Уровень экономического развития страны характеризуют показатели производства некоторых основных видов продукции, являющихся базисными для развития национальной экономики. Они позволяют судить о возможностях удовлетворения потребностей страны в этих основных видах продукции.
К таким показателям относят производство электроэнергии на душу населения. Электроэнергетика лежит в основе развития всех отраслей народного хозяйства, за этим показателем скрываются возможности развития научно-технического процесса, достигнутый уровень производства и качества товаров, уровень услуг и т.п
Другой характерный показатель такого рода - производ ство в стране на душу населения основных видов продуктов питания (зерна, молока, мяса, сахара, картофеля и др.).
Уровень жизни населения страны в значительной степени характеризуется структурой ВВП по его использованию. Особен но важен анализ структуры чистого конечного потребления (личных потребительских расходов). Большая доля в потреблении товаров длительного пользования и услуг свидетельсгвус {
о более высоком уровне жизни населения, следовательно, о бо лее высоком общем уровне экономического развития страны.
Анализ уровня жизни населения обычно сопровождается анализом двух взаимосвязанных показателей - потребител). ской корзины и прожиточного минимума.
Ограниченность ресурсов, цикличность развития экономики непосредственно воздействуют на экономический рост страны.
Экономический рост-это постоянное увеличение реального объема производства товаров и услуг, произведенных за определенный период времени (обычно за год). Увеличение совокупного производства рассчитывается в процентах по отношению к предыдущему периоду.
Экономический рост может измеряться в натуральных (тоннах, метрах и т.д.) и стоимостных показателях.
Первый способ надежнее, т.к. позволяет исключить воздействие инфляции, и универсальнее, поскольку при расчете темпов роста трудно рассчитать общий показатель для производства различных изделий. Второй способ употребляется чаще, однако не всегда возможно до конца очистить его от инфляционных наслоений.
Основные показатели экономического роста:
  1. годовой прирост объема ВНП, ВВП, НД;
  2. годовые темпы роста ВНП, ВВП, НДна душу населения;
  3. годовые темпы роста промышленного производства в целом, его отраслей на душу населения.
Различают экстенсивный тип экономического роста, осно- нанный на старой технико-технологической базе, и интенсивный тип экономического роста, основанный на новой технике и современной технологии.
Экстенсивный рост происходит за счет количественных факторов при сохранении прежней технологической основы (дополнительного привлечения рабочей силы, увеличение числа предприятий, цехов, расширения строительства новых объектов). При данном типе экономического роста в производство вовлекается все большее количество ресурсов (природных, трудовых, материальных), но не происходит существенных тменений в технике и технологии, организации производства I фуда, квалификации работников.
Интенсивный рост производства происходит за счет более полного использования ресурсного потенциала, повышения произ- иодительносги труда, отдачи основных производственных фон- 1оп, эффективности использования оборотных средств (рис. 13.1).



На практике экстенсивный и интенсивный типы экономического роста не существуют в чистом виде, поэтому различают преимущественно интенсивный и преимущественно экстенсивный пути развития.
В России темпы экономического роста в 1990-е гг. были отрицательными, и только с 1997 г. после глубокого спада наступила некоторая стабилизация.
Для развитых стран характерны низкие темпы экономического роста (1Л4%). Эти страны уже не могут свободно вовлекать в производство дополнительные трудовые и природные ресурсы. Развитие производства осуществляется совершенствованием имеющихся технологий. Кроме того, высокий уровень развития этих стран ставит перед экономикой такие ограничивающие темпы роста, как защита окружающей среды и сохранение невосстановимых природных ресурсов, качественное совершенствование уровня жизни.

Мировая экономика состоит из множества национальных экономик. Если ее рассматривать как сложную систему, то в ней целесообразно выделить подсистемы. Такими подсистемами являются группы национальных экономик (группы стран). Обычно выделяют три большие группы стран: развитые, развивающиеся, с переходной экономикой.

Для включения страны в ту или иную группу применяют разные критерии. Это прежде всего характер экономики (рыночная или переходная) и уровень ее социально-экономического развития (определяется в первую очередь производством ВВП/ВНП на душу населения, отраслевой структурой ВВП, уровнем и качеством жизни).

Паритет покупательной способности (ППС) - это соотношение между национальными валютами по их покупательной способности, т.е. с учетом в каждой стране цен на определенный набор товаров и услуг. А так как цены во всех странах мира различны, то паритет покупательной способности практически не совпадает с обменным курсом национальных валют (официальным или рыночным). Поэтому ППС применяется в аналитических целях, а не в хозяйственных расчетах.

При установлении обменного курса национальной валюты берется соотношение спроса и предложения на эту валюту, которое образуется вследствие внешнеторговых операции, т.е. на базе торгуемых товаров и услуг. Однако в большинстве стран мира они представляют меньшую часть их ВВП. При определении паритета покупательной способности берется как можно более широкий круг товаров и услуг, чтобы в него попали как торгуемые, так и неторгуемые товары и услуги. Так, в рамках Программы международных сопоставлений ООН, нацеленной на определение объема ВВП разных стран по паритету покупательной способности их национальных валют, берут 600-800 основных потребительских товаров и услуг, 200-300 основных инвестиционных товаров и 10-20 типичных строительных объектов. Затем определяют, сколько стоит этот набор в национальной валюте исследуемой страны и в долларах США. На основе установления ППС определяют покупательную способность той или иной национальной валюты.

Отраслевая структура ВВП как показатель уровня социально-экономического развития страны

Для стран с высоким уровнем развития типична ситуация, когда в структуре их ВВП преобладает третичный сектор (сфера услуг), вторичный сектор (промышленность и строительство) представлен, прежде всего обрабатывающей промышленностью, а доля первичного сектора (сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство) невелика. Хотя в структуре ВВП некоторых развивающихся стран велика доля третичного и вторичного секторов, обычно она объясняется широким развитием туризма или торговли, или добывающей промышленности.

Уровень и качество жизни в стране определяются массой показателей, в первую очередь продолжительностью жизни, заболеваемостью различными болезнями, состоянием личной безопасности, природной среды, безработицей и, конечно, уровнем потребления различных товаров и услуг. Попыткой обобщить некоторые наиболее важные из этих показателей является показатель под названием индекс человеческого развития, который вбирает в себя индексы предстоящей продолжительности жизни, охвата населения образованием и уровня жизни.

Индекс предстоящей продолжительности жизни строится на предпосылке, что в современных условиях минимальная продолжительность жизни даже в самых неблагополучных странах не опускается ниже 25 лет, а в наиболее благополучных странах максимальная продолжительность жизни не превышает в среднем 85 лет. Формула этого индекса выглядит следующим

Индекс предстоящей продолжительности жизни

Предстоящая

продолжительность

жизни в стране

Максимальная продолжительность жизни в мире

Минимальная продолжительность жизни в мире

Индекс охвата населения образованием рассчитывается по следующей формуле

Индекс охвата населения образованием

2 Х

Доля грамотных в возрасте свыше 15 лет

Доля охвата образованием населения в школьном и студенческом возрасте

Индекс уровня жизни упрощенно может быть представлен как отношение национального ВВП на душу населения, скорректированного по ППС, к среднемировому значению этого показателя.

В целом индекс человеческого развития равен среднеарифметическому от суммы трех составляющих его индексов.

Среднемировой индекс человеческого развития составляет примерно такую же величину; в наиболее развитых странах он приближается к 1,0, а в наименее развитых - был близок к 0,2.

В группу развитых (промышленно развитых, индустриальных) входят государства с рыночной экономикой и высоким уровнем социально-экономического развития, у которых ВВП на душу населения по ППС сейчас составляет не менее 12 тыс. долл. по ППС. Международный валютный фонд включает в число развитых стран и территорий (т.е. тех частей некоторых стран, которые имеют особый статус, например, Гонконг или Гренландия) все страны Западной Европы, США и Канаду. Японию, Австралию и Новую Зеландию, а с 1997 г. - также Южную Корею, Сингапур, Гонконг и Тайвань, Израиль. ООН добавляет к ним Южно-Африканскую Республику. Организация экономического сотрудничества и развития относит к их числу также Турцию и Мексику, которые являются членами этой организации, хотя скорее это развивающиеся страны, но они вошли в нее по территориальному признаку (Турции принадлежит часть Европы, а Мексика входит в Североамериканское соглашение о свободной торговле - НАФТА). Таким образом, в число развитых стран включают около 30 стран и территорий.

Возможно, что в будущем в группу развитых стран войдет и
Россия. Однако для этого ей предстоит пройти длительный путь преобразования своей экономики в рыночную и увеличения производства ВВП на душу населения хотя бы до дореформенного уровня.

Развитые страны являются главной группой стран в мировом хозяйстве. В начале ХХ в. на них приходилось 55% мирового ВВП (если его подсчитывать по ППС) и большая часть мировой торговли и международного движения капитала. В самой группе развитых стран выделяют «семерку» с наибольшим объемом ВВП (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Канада). На эти страны приходится более 44% мирового ВВП, в том числе на США - 21, Японию - 7, Германию - 5%. Большинство развитых стран входит в интеграционные объединения, из которых наиболее мощными являются Европейский союз - ЕС (20% мирового ВВП) и Североамериканское соглашение о свободной торговле — НАФТА (24%),

В группу развивающихся стран (менее развитых, слаборазвитых) входят государства с рыночной экономикой и низким уровнем экономического развития. Из 182 стран - членов Международного валютного фонда к развивающимся относят 121. Несмотря на значительное число этих стран, а также на то, что для многих из них характерны большая численность населения и огромная территория, на них приходится около 28% мирового ВВП.

Это целая вселенная, недаром группу развивающихся стран нередко называют третьим миром, и она неоднородна. Верхний эшелон развивающихся стран составляют государства со сравнительно современной структурой экономики (например, некоторые страны Азии, особенно Юго-Восточной, и страны Латинской Америки), большим ВВП на душу населения (в частности, большинство стран Персидского залива), высоким индексом человеческого развития. Из них выделяют подгруппу новых индустриальных стран. В нее включают страны, которые в последние два-три десятилетия продемонстрировали очень высокие темпы экономического роста и на этой основе смогли сильно сократить свое отставание от развитых стран (а некоторые уже вошли в группу развитых стран). К нынешним новым индустриальным странам можно отнести в Азии - Индонезию, Малайзию, Таиланд и другие, в Латинской Америке - Чили и другие южно-и центральноамериканские страны:

В особую подгруппу выделяют страны - экспортеры нефти. Ядро этой группы составляют 12 участников Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК), хотя ряд стран-нефтеэкспортеров из третьего мира не входит в ОПЕК: Мексика, Бруней и др. Несмотря на то, что дифференциация по ВВП на душу населения в этой подгруппе велика (от менее I тыс. долл. в Нигерии до более 24 тыс. долл. в Кувейте, если считать по паритету покупательной способности), тем не менее большие запасы нефти уже сослужили большую службу этим странам и будут заметно способствовать их развитию в дальнейшем.

Вековая отсталость, отсутствие богатых запасов полезных ископаемых, а часто - и выхода к морю, неблагоприятная внутриполитическая и социальная обстановка, военные действия, нередко и просто засушливый климат обусловливают в последние десятилетия рост числа стран, относимых к подгруппе наименее развитых. Сейчас их 47, а том числе 32 расположены в Тропической Африке, 10 - в Азии, 4 - в Океании, 1 - в Латинской Америке (Гаити). Главная проблема этих стран состоит не столько в отсталости и бедности, сколько в отсутствии ощутимых экономических ресурсов для их преодоления.

К этой группе относят государства, которые с 80-90-х гг, осуществляют переход от административно-командной (социалистической) экономики к рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими). Это 12 стран Центральной и Восточной Европы, 15 стран - бывших советских республик, а также Монголия, Китай и Вьетнам (хотя формально две последние страны продолжают строить социализм). Иногда всю эту группу стран относят к развивающимся (например, в статистике МВФ), исходя из низкого уровня ВВП на душу населения (только у Чехии и Словении он превышает 10 тыс. долл.), а иногда к ним относят только три последние страны.

Страны с переходной экономикой производят около 17-18% мирового ВВП, в том числе страны Центральной и Восточной Европы (без Балтии) -менее 2%, бывшие советские республики - более 4% (в том числе Россия - около 3%), Китай - около 12%. Если в этой самой молодой группе стран попытаться выделить подгруппы, то возможна различная классификация.

В одну группу можно выделить бывшие советские республики, которые ныне объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Это позволяют сделать схожий подход к реформированию экономики, близкий уровень развития большинства этих стран, объединение в одной интеграционной группировке, хотя подгруппа достаточно разнородна. Так, Белоруссия, Узбекистан, Туркмения проводят менее радикальные по сравнению с другими странами подгруппы реформы, а Таджикистан по уровню социально-экономического развития и в советские времена сильно отставал от других союзных республик.

В другую подгруппу можно объединить страны Центральной и Восточной Европы, включая страны Балтии. Для этих стран характерен преимущественно радикальный подход к реформам, стремление войти в ЕС, сравнительно высокий уровень развития большинства из них. Однако сильное отставание от лидеров этой подгруппы, меньшая радикальность реформ приводит некоторых экономистов к выводу, что Албанию, Болгарию, Румынию и некоторые республики бывшей Югославии целесообразно включать в первую подгруппу.

В отдельную подгруппу можно выделить Китай и Вьетнам, проводящие реформы схожим образом и имевшие в первые годы реформирования низкий уровень социально-экономического развития, который сейчас быстро повышается.

Из прежней многочисленной группы стран с административно-командной экономикой к концу 90-х гг. остались только две страны: Куба и Северная Корея.

2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Формирующееся глобальное мировое хозяйство, все же не являясь однородным, включает в себя национальные экономики промышленно развитых стран, развивающихся стран и стран е экономической системой переходного тина.

XX-XXI в. – этот этап развития мировой экономики связан с переходом к новому укладу общественного производства - постиндустриальному, информационно-научному обществу, стремящемуся соединить достижения современной НТР со все более социально ориентированным рыночным механизмом. Современное мировое хозяйство развивается под воздействием не только такого фактора, как воспроизводство капитала, но и под воздействием гуманистических планетарных интересов.

Современный этап развития мировой экономики знаменателен прежде всего глобальным характером мирохозяйственных связей и интернационализацией экономики.

В настоящее время в мировой экономике отмечаются сохранение стабильных темпов экономического роста, повышение роли внешнего фактора в хозяйственном развитии, глобализация финансовых рынков и усиление взаимозависимости национальных экономик, деиндустриалязация и рост удельного веса сферы услуг, развитие региональных интеграционных процессов, основное внимание по-прежнему уделяется расширению частной инициативы, либерализации внутри- и внешнеэкономических процессов. Постепенно нормализуются методы межгосударственного сотрудничества по преодолению кризисных ситуации. Наблюдается повышение внимания к социальной сфере, в частности, к образованию и здравоохранению.

В 2002 г. число стран, ВВП которых на душу населения имеет тенденцию к росту, увеличилось до 120 (из 143 стран, включаемых в ежегодное обследование, проводимое Социально-экономическим департаментом ООН).

Сохраняется тенденция опережающего расширения международной торговли (прирост 6% в 2001 г.); за 1998 - 2002 гг. средний прирост экспорта в неизменных ценах в Канаде был равен 11%, Италии - 9, США - 7, Великобритании - 6%. Усиливается экспортная экспансия со стороны «новых индустриальных стран», а также Индии, Китая, Бразилии и Аргентины. Постоянно растет мировая экспортная квота (20% в 2002 г.), которая в среднем для развитых стран составляет 27%, для развивающихся – 12% и для стран с переходной экономикой - 5,5% (без России). В отдельных развивающихся странах экспортная квота значительно выше средней.

Однако данный показатель свидетельствует не о степени «открытости» конкретной страны, уровне ее развития и вовлеченности в мировое хозяйство, а лишь о сырьевой направленности экспорта.

Современный этап интернационализации мирового хозяйства характеризуется расширяющейся либерализацией внешнеэкономических связей и международных расчетов, а также использованием единых для многих стран стандартов на технологию, загрязнение окружающей среды, деятельность финансовых институтов, бухгалтерскую отчетность, национальную статистику, образование, культуру и т.д. Через международные организации (МВФ, ВТО) внедряются общие критерии макроэкономической политики, происходит унификация требований к налоговой политике, к политике в области занятости и т.д.

В процессе глобализации наблюдаются две тенденции. С одной стороны, в мировой экономике происходит усиление позиций США, а с другой - формируется экономический полицентризм. В США с опережением проводится новый этап структурной перестройки, большие средства вкладываются в образование, науку, информатику, технологии будущего, в результате чего возрастает зависимость от Америки остальных стран мира. Соединенные Штаты являются лидером на главных направлениях фундаментальной науки. Причем данные позиции еще более укрепляются за счет привлечения научной элиты из других стран, использования исследовательского потенциала зарубежных филиалов американских корпораций и программ международного научно-технического сотрудничества. США навязывают свои стандарты во всех областях: от правил заимствований на финансовых рынках до кинобизнеса и образования.

Одной из основных черт развития всемирного хозяйства является то, что это самостоятельная единая система с собственными законами и правилами, элементы которой находятся не в антагонизме, а во взаимосвязи и взаимозависимости не только друг с другом, но и с элементами других систем (политической, правовой, биологической, экологической и т. д.). Однако единство всемирного хозяйства предопределяется рядом объективных факторов: действием экономических законов, общих для всех стран, независимо от уровня их экономического развития или политического устройства (например, закон спроса и предложения); достижениями НТР, побуждающими к прогрессивному развитию производительные силы всех стран. Основой всемирного хозяйства является международное разделение труда, которое усиливает интернационализацию хозяйственной жизни и интеграционные процессы.

Известно, что интернационализация хозяйственной жизни предполагает более тесное сближение и взаимопроникновение отдельных национальных хозяйств, а экономическая интеграция – это качественно новый этап интернационализации. Она предполагает проведение согласованной межгосударственной экономической политики, переплетение и сращивание производственной, инвестиционной, финансово-коммерческой, научно-технической деятельности отдельных стран. Все это способствует формированию всемирной инфраструктуры - всемирной сети хозяйственных связей, включая всемирные системы транспорта и коммуникаций.

Современная мировая экономика характеризуется необходимостью совместною решения глобальных проблем современности общими усилиями всех стран и как результат этого - нарастающей потребностью глобального регулирования международной жизни.

Наряду с целостностью и единством, присущим все мирному хозяйству, в нем существуют также и внутренние противоречия. В основном, это противоречия между группами стран.

Первая группа противоречий между 3-мя центрами мирового экономического развития, 3-мя регионами мира - «триады»: НАФТА (во главе с США) - ЕС – АТР (во главе с Японией). Суть основных противоречий между этими странами - серьезная конкуренция между ними на мировых рынках. Целью сторон, как правило, является стремление потеснить конкурента с определенной ниши мирового рынка или, наоборот, желание сохранить за собой данную нишу.

Вторая группа противоречий – противоречия между группами стран «Север» - «Юг», где «Север» - промышленно развитые страны; «Юг» развивающиеся страны. Суть этих противоречий состоит в том, что многие развивающиеся страны (в первую очередь, новые индустриальные страны) по многим экономическим показателям фактически уже достигли уровня развитых стран и стремятся занять соответствующее место во всемирном хозяйстве.

Третья группа противоречий - противоречия между группами стран «Восток» - «Запад», где «Запад» - промышленно развитые страны; «Восток» — страны бывшего социалистического лагеря, или страны так называемой «переходной экономики». Суть противоречий между блоками этих стран в том, что если до распада мировой социалистической системы страны бывшего социалистического лагеря вели автаркический’ образ жизни, то в настоящее время их целью является активное всемирное вхождение на мировой рынок, они стремятся занять на нем достойное место со своей продукцией. Однако промышленно развитые страны не заинтересованы в появлении на арене мировой экономики новых стран-конкурентов и полому всячески этому препятствуют.

И, наконец, это противоречия между новыми индустриальными и развитыми странами.

В данном случае ситуация имеет много общего с предыдущей, т. к. новые индустриальные страны также ведут серьезную борьбу с промышленно развитыми странами за место на мировом рынке товаров и услуг. А также существуют противоречия между новыми индустриальными странами и развивающимися странами. Все вышеназванные противоречия не нарушают общую целостность всемирного хозяйства, ведь известно, что противоречия - это источник движения. Так, разрешая каждое из названных и вновь образовавшихся противоречий, всемирное хозяйство будет принимать черты современной глобальной экономики, которая проявляется в:

– в образовании огромных («всемирных») корпораций, не знающих границ; превращение ТНК – (транснациональные корпорации) и ТНБ (транснациональные банки) в основные структурообразующие элементы всемирного хозяйства;

– в обострении конкуренции до масштабов всемирной конкуренции, в то же время перерастание ее во всемирное сотрудничество;

– в достижении качественно нового уровня интернационализации всемирного хозяйства, что проходит по двум направлениям:

а) глобализация рынков, т. е. образование единого глобального рынка;

б) образование региональных интеграционных экономических блоков.

К началу XXI в. развитие всемирного хозяйства привело к появлению концепции глобализации, которая используется применительно ко всем сферам человеческой деятельности: процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, неотвратимо приобретают глобальный характер, оказывая при этом воздействие на процессы и явления в других сферах, поэтому сейчас говорят о глобализации правового пространства, глобализации политических отношений, глобализации экономики, глобализации преступности и т. д.

Интернационализация хозяйственной жизни – долговременный процесс постепенного преодоления национально-государственной замкнутости экономики, становления мирового хозяйства и развития его на новых принципах международного сотрудничества. Она находит свое выражение в постепенной переориентации национального производства и обмена на внутреннем рынке на международно-признанные стандарты и нормы, на мировые цены; в развитии международного разделения труда в направлении расширения внутриотраслевой международной специализации и кооперации; в формировании в этой связи системы международного производства (первоначально представленной международными монополиями); в превращении экспорта капитала и иностранных инвестиций в один из самых существенных факторов экономического роста; в возникновении и развитии межгосударственной экономической интеграции.
Как форма интернационализации хозяйственной жизни и, вместе с тем, как ее стадия (поскольку развертывается в определенных временных пределах) интеграция означает согласованное объединение национальных хозяйств, предполагающее: а) заключение межгосударственного договора; б) развитие взаимовыгодного сотрудничества суверенных государств, обладающих международно-признанными суверенными правами; в) формирование международного производства на основе совершенствования системы разделения труда и кооперации, товарно-денежных связей, совместного использования национальной собственности; г) создание совместных органов управления экономикой.

Международная экономическая интеграция по ее сущностным признакам не может быть ничем иным, как: во-первых, добровольным (договорным) межгосударственным образованием, при котором экономические ресурсы суверенных стран объединяются для совместного решения отдельных экономических, гуманитарных, оборонных задач; во-вторых, организацией, обеспечивающей решение совместно определяемых задач на основе развития товарно-денежных отношений и практики межгосударственного программирования; в-третьих, таким объединением, в котором ряд функций управления постепенно переходит к общим органам, что предполагает определенное ограничение государственного суверенитета.

Процесс интернационализации хозяйственной жизни захватывает и сферу взаимоотношений хозяйствующих субъектов, действующих в разных странах, предприятий, фирм, базирующихся на частной, государственной, смешанной собственности, в том числе иностранной. Такие субъекты хозяйственной деятельности также объединяются. Но характеристика их объединений как формы международной экономической интеграции некорректна, поскольку в них представлены не сотрудничающие народы, а отдельные физические и юридические лица. Эти объединения – формы совместного предпринимательства, развивающегося в национальной и мировой экономике.

Совместное предпринимательство предшествует международной экономической интеграции, развивается на ее основе и способствует ее развитию. Однако взаимосвязи международной интеграции и предпринимательства – не основание для совмещения разных понятий.

Международная экономическая интеграция имеет формы, адекватные ей как особому экономическому процессу.

Специфическими ее формами, изменяющимися по мере углубления интеграции, являются: организация сотрудничества посредством создания совместных органов для координации экономического развития; организуемые государствами зоны свободной торговли (которые следует отличать от зон совместного предпринимательства); общие рынки товаров и услуг (в том числе транспортных, информационных и др.); общие рынки капитала и рабочей силы; межгосударственные банки и другие межгосударственные структуры в реальном секторе экономики.

Углубление международной экономической интеграции (изменение в ее формах, системе управления и т.д.) обусловлено развитием мирового хозяйства в ходе интернационализации хозяйственной жизни. В этой связи в экономической науке необходимы четкие позиции и при трактовке понятия «мировое хозяйство» («мировая экономика»), и при определении стадий развития интернационализации хозяйственной жизни.

Интернационализация хозяйственной жизни предстает как результат прежде всего международной кооперации производства, развития международного разделения труда, т.е. развитие общественного характера производства в международном масштабе. Интернационализация может осуществляться в рамках нескольких стран, регионов или же между большинством стран мира.

Процесс глобализации в международной экономике представляет собой закономерный результат интернационализации производства и капитала. Глобализация в значительной степени предстает как количественный процесс возрастания масштабов, расширения рамок мирохозяйственных связей.

На макроэкономическом уровне глобализация означает общее стремление стран и региональных интеграционных группировок к экономической активности вне своих границ. Условия такой активности: либерализация торговли, снятие торговых и инвестиционных барьеров, создание зон свободного предпринимательства и др.

На микроэкономическом уровне под глобализацией понимается расширение деятельности предприятия за пределы внутреннего рынка. В отличие от межнациональной или многонациональной ориентации предпринимательской деятельности глобализация означает единый подход к освоению мирового рынка.

Интернационализация и глобализация мирохозяйственных процессов характеризуют растущую взаимосвязь и взаимозависимость отдельных национальных экономических систем. С середины XX в. интернационализация обмена перерастает интернационализацию капитала и производства, получает заметный толчок в развитии под влиянием научно-технической революции (НТР). Происходит резкий рост международной специализации и кооперирования производства. Рамки внутренних рынков становятся все более тесными для крупномасштабного специализированного производства. Оно объективно выходит за пределы национальных границ.

Интернационализация и глобализация производства создают такую ситуацию, когда практически ни одной стране уже не выгодно иметь только «свое производство». Отдельные национальные экономики все более интегрируются в мировое хозяйство, стремятся найти в нем свою нишу. Все более интернациональный характер приобретает движение рабочей силы, подготовка кадров, обмен специалистами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие -М. : Маркетинг, 2003.

    Аксенов В. Интеграционное противоборство // Независимая газета, № 54, 2001.

    Газизуллин Н.Ф. К разработке концепции Евразийской интеграции // Проблемы современной экономики. 2000. № 3.ПОНЯТИЕ «УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ», ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ Формы международного разделения труда и современные тенденции их развития Всемирное хозяйство как системное определение, его сущность, закономерности и тенденции развития

Стабильное состояние государства зависит от его экономического развития. Этот процесс многоплановый и охватывает множество систем. Каждая страна создает свою модель экономики, на которую опирается в усовершенствовании финансовой системы. Несмотря на собственные разработки, эти модели схожи и имеют общие закономерности.

Понятие

Экономическое развитие – это положительный признак уровня экономики в контексте расширенного производства и постепенного улучшения качества, производительных сил и различных сфер общества.

Помимо этого, экономическое развитие представляет собой формирование отношений в обществе. Оно происходит в устоявшихся условиях системы экономики и процесса, при котором распределяются материальные блага.

Впервые об экономическом развитии заговорили в 1911 году. Шумпетер написал книгу «Теория экономического развития», где помимо основных положений и классификаций, указал расхождение между понятиями «развитие» и «рост экономики». Рост экономики направлен на подъем количественных показателей, а вот развитие указывает на положительное движение в изменении качества, новшеств и производства.

Россия развивается

Экономическое развитие России следует рассматривать отдельно от всего мира. Так сложилось, что данная модель осталась со времен СССР, и экономика развивается в посткоммунистическом направлении. Несмотря на схожесть проблем с другими странами, Россия не вышла из социализма, а поэтому решает кризисы в другом русле.

Экономическое развитие России началось в 1999 году. Это произошло по нескольким причинам:

  1. Преодоление кризиса 1998 года и улучшение уровня рынка нефти.
  2. Эффективные реформы российского правительства.

Также на развитие финансового сектора огромное влияние оказала глобализация. Это процесс, при котором мирохозяйственные связи происходят при экономической зависимости стран. Глобализация ныне влияет на экономику множества других стран. Рост объемов торговли и финансовых потоков значительно опережает материальное производство.

В экономическом развитии России легко можно найти сходства с системами других стран: природа, цель и содержание. Советская финансовая система, которую использует российское правительство, ныне считается наиболее мощным механизмом, который накапливает капитал и отделяет труд от собственности.

Помимо всего прочего, решающую роль играют и инновационная деятельность, высокий уровень технологичности производства, создание конкурентоспособной продукции, а также эффективное сотрудничество на мировом рынке.

Социальная составляющая

Социально-экономическое развитие подразумевает некую систему, которая включает в себя динамическое развитие процессов производства, обменов, распределений и потреблений материальных и других благ.

Из-за того, что социально-экономическая система – это сложная и многофункциональная схема, она содержит множество свойств, учитывая которые, можно охарактеризовать и смоделировать её. Социально-экономическое развитие включает в себя:

  • изменения общественного сознания;
  • смена традиций и привычек;
  • развитие производства и дохода;
  • изменение структуры общества с точки зрения институций, социума и администраций.

Процесс данного развития имеет следующие задачи:

  1. Улучшение показателей уровня дохода, забота о здоровье населения, а также качественное образование.
  2. Формирование условий, при которых повышается уровень самоуважения людей, благодаря созданию определенных систем (социальной, экономической, политической и т. д.).
  3. Защита экономической свободы граждан.

Министерство

Министерство экономического развития – это орган государства, который отвечает за разработку, внедрение и контроль экономической политики в стране, также обеспечивает стабильность торговли с другими державами, с помощью представительств.

В России Министерство экономического развития – это федеральный отдел, который отвечает за проведение государственной политики создание соответствующего законодательства. Помимо того, он занимается прогностикой социально-экономического развития, функционирования предпринимательской деятельности, малого бизнеса, а также юридических лиц и предпринимателей.

Особенности европейского мира

Каждое государство в мире разрабатывает свои особенности экономического развития. Страны Евросоюза имеют схожие системы экономики, а поэтому их относят к группе государств с однотипной финансовой системой. Каждая из держав Европы имеет высокий показатель экономического развития.

Наиболее мощными странами на этой территории являются Германия, Франция, Италия и Великобритания. В европейском регионе именно эти страны играют основную роль в формировании направления хозяйственного, социального и политического развития.

Остальные государства относятся к малой группе. Но и они имеют достаточно устойчивую и сильную экономику. Они отвечают за узкую типизацию производства и генерирование высококачественной продукции.

Развитое общество

Специалисты-экономисты и политологии ежечасно пристально следят за динамикой прогресса экономики в странах. На качество жизни в них влияют и конструктивные изменения, происходящие в национальных системах денежного оборота.

Экономическое развитие общества – это процесс, который имеет множество деталей и охватывает все сферы экономики. Показателями этого процесса могут быть различные цифры, главными считаются ВВП/НД.

Из-за того, что процесс экономического развития общества сложный и многоплановый, уровень экономики измеряют через экономический рост и его данные, а конкретнее - через изменение объемов производства.

Развитие экономики общества не стабильно. Причем это явление не только указывает на восхождение показателей, но и иногда имеет заниженную степень. В 90-е гг. в странах СНГ замечался резкий спад экономического развития, связанный с низким уровнем производства, деградацией структуры экономики, а также заниженным уровнем жизни населения.

Уровень стран

Как уже говорилось ранее, из-за того, что прогресс имеет расширенные показатели, определить уровень экономического развития сложно лишь одним наименованием. Это связано также и с тем, что критерии географические и исторические у каждого государства разные, тут же не найти сходства в комбинации материальных и финансовых ресурсов.

Итак, помимо показателей ВВП/НД, следует обратить внимание на структуру экономики и уровень качества жизни. Каждый из них рассмотрим подробнее.

ВВП/НД – это те самые ведущие значения в определении уровня развития экономики. Например, НД с точки зрения покупательной способности в небольшой европейской стране Люксембург составляет более 51 тысячи долларов. Для сравнения, в США этот показатель составляет 36 тысяч. Хотя очевидно, что экономический потенциал первой и второй страны несравним. В России НД составляет почти 8 тысяч долларов, а это указывает на то, что страна не дотягивает до развитых, но почетно может занять место в развивающейся группе.

Следует отметить, что даже если показатели ВВП/НД в одной стране выше, чем в другой, это не доказывает того, что первая держава более развита. Поэтому для определения принимают еще и другие значения экономического развития. Некоторые государства еще не смогли обзавестись структурой экономики, которая соответствовала бы современным требованиям. По этим показателям Россию можно было бы отнести именно к развитым странам, нежели к развивающимся.

А вот качество жизни имеет многозначное определение. Сюда относят и продолжительность жизни, особенности образования, устойчивость иммунитета к заболеваниям, функции медицинского обслуживания, защита личности, состояние окружающей среды и т. д. Некоторые значения можно объединить с помощью индекса человеческого развития.

Системы развития

Развитие экономических систем прошло три этапа. Прежде чем мы их рассмотрим, следует обратить внимание на само понятие. Экономические системы – это синоним экономической структуре общества. В своем роде это совокупность некоторых элементов, которые связаны между собой и представляют некую целостность.

Итак, все существующие экономические системы, так или иначе, прошли три ступени развития. Первая – это доиндустриальное общество. В это время основным доходом служило натуральное производство, основанное на сельском хозяйстве. Из-за низких показателей эволюции общества человеку приходилось относить себя к биологическому циклу природы и полностью зависеть от него.

Данный этап характерен тем, что форма хозяйства не имела общественного разделения труда, была замкнута. Доиндустриальное общество довольствовалось собственными ресурсами и их использованием. На тот момент речь о техническом оснащении не могла идти, так как развитие этой системы находилось на низком уровне.

Второй ступенью стало индустриальное общество. После промышленной революции производственные структуры привели к замене производительных сил на общественные. Формировалось фабричное производство, и менялся характер труда. Тут же переворачивается и приоритет города перед деревней. Всеобщий характер получили товаро-денежные процессы.

Вследствие научно-технической революции произошли изменения экономической системы, и она ступила на третий этап – постиндустриальное общество. Наука становится производительной силой, а на волне всеобщей революции возникает постиндустриальная экономика. Главным инструментом развития становятся знания и информация. Так завершились этапы экономического развития.

Стратегия

Стратегия экономического развития – это схема, по которой происходит долгосрочное управление социально-экономическими процессами в системе экономики. Экономическая стратегия разрабатывается государством на несколько лет (до 15).

Она определяет цели развития финансового сектора в контексте национальной экономики, улучшение показателей отдельных отраслей и регионов. При этом соответствующие органы находят наиболее эффективные пути достижения поставленных задач с использованием определенных методов и средств.

Регион

Экономическое развитие региона – это процесс, при котором органы власти региона выполняют намеченные экономические цели в условиях кризиса и других изменений. Основная цель данного процесса – улучшение качества жизни населения. При этом задачи, которые ставит перед собой орган власти, схожи с теми, что формирует экономическое развитие государства в кризисной ситуации. Прежде всего, это увеличение показателей среднего дохода, качества образования, питания и защита здоровья и жизни гражданина.

В этом понятии существует термин устойчивое развитие региона. В этом случае можно наблюдать стабильные положительные показатели, указывающие на изменения, но оставляющие систему сбалансированной.

Управление экономическим развитием региона

Главным инструментом управления экономическим развитием региона является стратегическое планирование. Данный термин означает стратегическое управление и метод современного менеджмента. В некоторых ситуациях этот вариант не просто желателен и эффективен, а и является необходимым методом управления.

Стратегическое управление можно использовать в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях. Этот метод решит главный вопрос: как выйти из кризиса и улучшить качество жизни.