Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется. Правовые основы денежного обращения и расчетов. Исходя из связи с производством ВВП выделяют два основных вида денежного обращения

Денежное обращение представляет собой форму движения денег, в процессе которого они выполняют функции средства обращения и средства платежа. Госу­дарство выпускает бумажные деньги, устанавливает их курс, но их ре­альная стоимость не зависит от власти и определяется законами денежного обращения.


2В регулировании денежного обращения государство опирается на банковскую систему, в которую входят Центральный банк, банки с го­сударственным участием, коммерческие банки, филиалы и представительства иностранных банков. Центральный банк образует первый уровень банковской системы, коммерческие банки - второй.

Центральный банк России является денежным властным орга­ном, контролирующей и кредитной организацией одновременно. Ос­новные его функции сводятся к следующему:

Проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

Является эмиссионным центром;

Организует денежное обращение, определяет порядок ведения расчетов и платежей;

Проводит общий надзор за кредитно-финансовыми учрежде­ниями, регулирует их ликвидность;

Управляет счетами Правительства РФ и осуществляет зарубеж­ные финансовые операции;

Предоставляет кредиты коммерческим банкам;

В качестве агента Правительства РФ организует размещение и осуществляет погашение государственных ценных бумаг.

Банк России контролирует кредитные учреждения по нескольким направлениям: принимает решение о регистрации новых учрежде­ний, лицензирует их деятельность; устанавливает экономические нор­мативы, которые они должны соблюдать; разрабатывает и вводит регули­рующие нормы в рамках административного права. В то же время ком­мерческие банки привлекаются для обслуживания и реализации государ­ственных инвестиционной и конверсионной программ, государственной поддержки завоза продукции в районы Крайнего Севера, операций с об­лигациями государственных займов, драгоценными металлами.

Юридический статус Банка России двойственен. С одной стороны, он независим от органов государственной власти, не управляется Пра­вительством, его валютные резервы не являются федеральными. С другой стороны, Банк России перечисляет прибыль в бюджет, уча­ствует в управлении государственным долгом, руководитель Банка России назначается Государственной Думой.

Согласно законодательству банки - это коммерческие организа­ции, предприятия, их продукция - обслуживание движения денег. Банки действуют исходя из интересов увеличения прибыли, размеща­ют средства там, где это наиболее выгодно.

В мировой практике различают несколько видов банков: уни­версальные, инвестиционные, ипотечные, работающие с населени­ем и др. В России специализация коммерческих банков практически отсутствует. В Послании Президента РФ парламенту отмечает­ся, что нужны банки двух типов: расчетные центры и инвестицион­ные банки. Расчетные центры должны обеспечивать прозрачность перечислений средств клиентов, налоговые платежи и др., а инве­стиционные банки - эффективное размещение вкладов, отбор максимально выгодных проектов. Нужны и государственные банки с льготными условиями кредитования.



В стране функционирует около 1300 коммерческих банков; их активы составляют свыше 100 млрд долл., из них вклады населения оцениваются в 30,7 млрд долл. Отношение суммы активов и кредитов к ВВП признается важнейшим показателем развития банковской сис­темы. Активы по отношению к ВВП составляют: в России - 35%, странах Западной Европы - 200-400, Китае-120, Индии-50%.

Совокупный капитал банков страны ненамного превышает капи­тал не самого крупного банка США.

Государство участвует в банковской системе в различных формах: учреждает собственные банки, имеет доли в капитале коммерческих банков, предоставляет гарантии по кредитам.

К банкам с государственным участием относятся те, в которых на долю государственных организаций и предприятий приходится не ме­нее 20% акций.

Крупными банками с государственным участием являются Сбер­банк, Внешэкономбанк, Российский банк развития, Россельхозбанк.

На Сбербанк, который имеет огромную региональную сеть, прихо­дится 40% совокупного кредитного портфеля банков и 55% частных вкладов. Контрольный пакет акций принадлежит Банку России. Ак­ции торгуются на открытых площадках и конкурируют с «голубыми фишками».

Увеличивается количество банков имеющих в активах иностранный капитал. На банки с иностранным участием приходится около 10% всех банковских ак­тивов и 6% - предоставляемых кредитов.

Иностранные банки обладают рядом преимуществ: высокая репу­тация материнской организации; приемлемые для клиентов условия обслуживания; нет ресурсных ограничений при реализации долгосрочных (5-7 лет) проектов. Но иностранные банки требуют более на­дежного обеспечения, у них получить кредит отнюдь не легче, чем у оте­чественных банков.

На российском рынке иностранные банки заняты в основном обслуживанием фирм с иностранным участием, работающих в стра­не, и частных иностранных лиц.

В последние годы развитие банковского сектора ускорилось. Реализуется стратегия развития банковского сектора. Она предусматривает повышение капитализации коммерческих банков и их конкурентоспособности, совершенствование банковского надзора со стороны Центрального банка России.

Введение

1. Понятие денежного обращения и его место в экономической системе

1.1 Деньги как экономическая и стоимостная категория

1.2 Система денежного обращения в Российской Федерации

2. Правовые основы регулирования денежного обращения в РФ

2.1 Особенности регулирования денежного обращения в РФ

2.2 Регулирование безналичного денежного обращения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность исследования. Любая теоретическая оценка состояния народного хозяйства, определение целей экономической политики и практических мероприятий по их реализации будут ошибочными без учета изменений в денежной сфере. Так происходит потому, что денежное обращение является важнейшим элементом рыночной экономики, а его устойчивость имеет исключительное значение для ее нормального функционирования. Деньги - одно из величайших человеческих изобретений. Деньги – один из основных феноменов экономической жизни – выступают в качестве реальной связи хозяйствующих субъектов государства. Нет ничего удивительного в том, что теории денежного обращения посвящали свои труды выдающиеся мыслители прошлого времени и нынешней эпохи. Хорошо функционирующая денежная система способствует максимальному использованию материальных и трудовых ресурсов. И наоборот, разбалансированная денежная система нарушает кругооборот доходов и расходов, парализует жизненную силу общества, вызывая колебания уровня производства, занятости и цен. Деньги играют огромную роль, как в жизни человека, так и в жизни страны, это неотъемлемая и существенная часть каждой финансовой системы. Называются ли они долларами, рублями, фунтами или франками, деньги служат средством оплаты, средством сохранения стоимости и единицей счёта. В ходе исторического развития денежные отношения неоднократно претерпевали существенные изменения, испытывали значительные потрясения и оказывали громадное влияние на экономическое положение в целом. Все это обусловило существование разнообразных, часто противоположных научных концепций и многих дискуссионных вопросов. Не случайно, что теория денег относится к числу наиболее сложных разделов экономической науки. Особенно сильно возрастает значение проблем денежного обращения на переломных этапах исторического развития. Об этом наглядно свидетельствует опыт современной России, осуществляющей переход на рыночные рельсы хозяйствования в условиях острых социально-экономических противоречий, в том числе и в денежной сфере. Нет государства, которое бы не сталкивалось с теми или иными денежными проблемами. В частности, именно инфляция предстает в качестве характерной черты современного экономического порядка в мире. Практика свидетельствует о повсеместной распространенности инфляционных процессов. Будучи следствием существующих хозяйственных диспропорций, они одновременно служат важной причиной их усиления и общей неустойчивости экономики. Однако интенсивность инфляции в разных странах далеко не одинакова. Анализ современного состояния экономики и тенденций развития денежной политики России необходим для того, чтобы дать оценку «усилиям правительства по стабилизации экономического положения и выработать рекомендации по осуществлению в данных условиях мер, направленных на нормальное развитие денежного обращения и хозяйства страны в целом. Государственное регулирование денежного обращения должно способствовать созданию предпосылок экономического роста, что является первостепенной задачей для народного хозяйства России. В то же время от роста производства можно будет ожидать укрепления покупательной способности денег и в целом положительного воздействия на процессы, протекающие в области денежного обращения. Проблемы денежного обращения и его регулирования в том или ином виде рассматривались в большинстве фундаментальных работ: А. Смита, Д. Риккардо, К. Маркса, Дж. М. Кейнса, А. Маршалла, К. Кэмпбелла, П. Самуэльсона и В. Нордхауса, Макконнелла К.Р. и Брю С.Л., Р. Дорнбуша и С. Фишера, Н.Г. Мэнкью, Дж. Д. Сакса и Ф.Б. Ларрена, М. Блауга и др. Значительный вклад в разработку теоретических проблем функционирования денежного обращения, определения причин и механизмов инфляции, направлений антиинфляционной политики внесли и отечественные экономисты. В советский и современный период российской истории хотелось бы особенно выделить работы А.В. Аникина, З.С. Каценеленбаума, Л.Н. Красавиной, СМ. Меньшикова, СМ. Никитина, Д.В. Смыслова, И.А. Трахтенберга, В.М. Усоскина, А.А. Хандруева, В.Н. Шенаева, P.M. Энтова и др. Цель работы: Изучить особенности государственного регулирования обращения денег в РФ. Задачи:

o Изучить деньги как экономическую и стоимостную категорию,

o Исследовать систему денежного обращения в Российской Федерации,

o Изучить особенности регулирования наличного и безналичного денежного обращения в РФ.

онятие денежного обращения и его место в экономической системе

1.1 Деньги как экономическая и стоимостная категория

Обмен единичными продуктами общественного труда между первобытными общинами носил случайный характер. Развитие товарного обмена было связано с первым крупным общественным разделением труда - между скотоводческими и земледельческими племенами. На базе второго крупного разделения труда - отделения ремесла от земледелия - сложились товарное производство и регулярный обмен между частными собственниками. Адам Смит писал об этом: "… Каждый разумный человек на любой ступени развития общества после появления разделения труда, должен был так устроить свои дела (business), чтобы постоянно иметь некоторое количество такого товара, который, по его мнению, никто не откажется взять в обмен на продукты своего промысла". В результате развития товарного обмена из всех товаров выделился особый товар, обладавший наибольшей способностью к сбыту - деньги, разделивший процесс взаимного обмена товаров (Т-Т) на два разновременно осуществляемых процесса: продажи (Т-Д) и приобретения (Д-Т), что позволило преодолеть индивидуальные, количественные, временные и пространственные границы, присущие бартеру и тем самым существенно сократить транзакционные издержки обмена. Всякий феномен, чтобы обнаружить свое существование и характеристики, должен проявить себя в действии. Экономическая сущность денег проявляется в их функциях, и современная экономическая литература выводит понятие денег из тех функций, которые они выполняют. Все что выполняет функции денег и есть деньги. Таким образом, в качестве денег может использоваться все, что признается людьми деньгами и выполняет их функции. По Марксу, деньги выполняют пять функций: меры стоимости, средства обращения, средства платежа (вне сферы товарообращения), средства сбережения и мировых денег. Многие западные ученые признают всего три функции - средства обращения (платежа), меры стоимости и средства накопления, сбережения (сохранения стоимости). Но все они считают, что в качестве денег может использоваться все, что признается людьми деньгами и выполняет их функции. По большому счету в экономической теории нет единого мнения о функциях денег. Функции денег рассматриваются как проявление их сущности. Вместе с тем они могут выполняться только при участии людей, которые могут определять цены товаров исходя из потребительной и меновой полезностей (стоимостей), применять деньги в процессе товарооборота и иных платежей, а также использовать их в качестве средства накопления. Это означает, что деньги представляют инструмент экономических отношений в обществе, а функции денег могут осуществляться лишь при участии людей. Как средство платежа деньги выступают в обслуживании платежей вне сферы товарооборота. Основной особенностью этой функции денег является существование разрыва во времени между движением денег и движением товаров и услуг. Это налоги, социальные выплаты, проценты за кредит. Деньги легко принимаются в качестве средства платежа. Это удобное социальное изобретение, позволяющее платить владельцам ресурсов и производителям "товаром" (деньгами), который может быть использован для покупки любого из всего набора товаров и услуг, имеющихся на рынке. Как средство обращения деньги выступают в сфере обслуживания товарооборота. Во-первых, и, прежде всего, деньги являются сегодня средством обращения, деньги можно использовать при покупке и продаже товаров и услуг. Как средство обмена деньги позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена. И, представляя удобный способ обмена товарами, деньги позволяют обществу воспользоваться плодами географической специализации и разделения труда между людьми. Важно при этом отметить, что хозяйствующие субъекты выбирают ту форму, вид денег, которая наиболее точно соответствует их предстоящим потребностям. Если предстоит купить газету, готовятся монеты, если юридическому лицу предстоит уплата налогов, то оно заблаговременно подготовит необходимую сумму безналичных денег на своем банковском счете. Если же платежи отстоят во времени, либо время возможного платежа не определено, хозяйствующий субъект старается выбрать такую форму сохранения стоимости, которая обладала бы, во-первых, необходимой ликвидностью и, во-вторых, приносила бы определенный доход во времени. Сохранение стоимости в виде денег может принести к "издержкам упущенной прибыли". Дабы не допустить их, в каждом текущем состоянии рынка ищется оптимальное соотношение ликвидности, доходности и риска вложений. Такими средствами, как правило, выступают депозиты в банках, доходные ценные бумаги компаний, банков и государства. На основе исследования фактического материала К.Маркс научно доказал, что деньги - историческая категория, присущая товарному производству. Но, чтобы понять происхождение и товарную природу денег, выяснить, как и почему из товарного мира выделились деньги, прежде всего, рассмотрим противоречия товара и форму их разрешения. Современная экономическая теория выделяет основные противоречия товара, возникшие при обмене и разрешаемые деньгами, как всеобщим стоимостным эквивалентом: противоречие между потребительной и меновой стоимостью; противоречие между конкретным и абстрактным трудом (между субъективной и объективной полезностью); противоречие между частным и общественным характером труда. Деньги по своей глубинной сущности - это отделившаяся от товара меновая стоимость, используемая в повседневной хозяйской практике.

Товар - единство потребительной и меновой стоимости, а стоимость - это единство полезности блага и затрат на его производство. Стоимость - это вещественная форма затрат абстрактного общественного труда, выражающая отношение продавца к покупателю или издержек к полезности. Потребительная стоимость - это способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека, его полезность. Меновая стоимость - это способность товара обмениваться в определенных количественных соотношениях на другой товар. "Предметы, обладающие весьма большой потребительной стоимостью, часто имеют совсем небольшую меновую стоимость, или даже совсем ее не имеют; напротив, предметы, имеющие очень большую меновую стоимость, часто имеют совсем небольшую потребительную стоимость или совсем ее не имеют. Нет ничего полезнее воды, но на нее совсем ничего нельзя купить. Напротив, алмаз почти не имеет никакой потребительной стоимости, но в обмен на него можно получить очень большое количество товаров. Деньги как мера стоимостей и как средство обращения образуют единство противоположностей. Одна функция предполагает другую, так как с помощью денег обеспечивается движение стоимости и потребительной стоимости. На этой основе К.Маркс сформулировал методологическое положение: "... товар становится деньгами, прежде всего как единство меры стоимостей и средства обращения..." В единстве функций меры стоимостей и средства обращения проявляются их противоположность и противоречие. Во-первых, в качестве меры стоимостей деньги выступают как идеальные, а в функции средства обращения - как реальные деньги. Во-вторых, функцию меры стоимостей выполняют полноценные деньги, в то время как в функции средства обращения они заменяются знаками стоимости. Процитируем К.Маркса: "Как результат первого процесса обращения, продажи, появляется исходный пункт второго процесса, деньги. На место товара в его первоначальной форме вступил его золотой эквивалент. Этот результат может, прежде всего, образовать пункт приостановки процесса, так как товар в этой второй форме обладает собственным способным к выжиданию существованием. Товар в руках своего владельца - не потребительная стоимость, теперь (он) имеется налицо в форме, всегда пригодной для употребления, ибо она всегда способна к обмену, и только от обстоятельств зависит, когда и в каком пункте поверхности товарного мира он вступит опять в обращение. Пребывание товара в виде золотой куколки образует самостоятельный период в его жизни, в котором он может оставаться более или менее продолжительное время". Когда товар поступает на рынок, т.е. в сферу обмена, то здесь это противоречие проявляется как противоречие между потребительной ценностью и меновой ценностью, или между частной и общественной полезностью товара. Это последнее противоречие разрешается путем раздвоения товара на товар и деньги. Разрешением противоречия, заключенного в товаре, служит операция обмена товара на деньги, в ходе которой потребительная ценность товара окончательно отделяется от его ценности. Так рынок решает задачу обеспечения общества в лице покупателей необходимыми ему благами, а производителей этих благ вознаграждает соответствующим доходом. Итак, необходимость денег вызвана противоречием между меновой ценностью и потребительской ценностью, заключенным в товаре. Противопоставление двух связанных между собой категорий ценности присутствует в рассуждениях всех классических экономистов по поводу теории цены. У А.Смита это противопоставление потребительной ценности и меновой ценности, а у основоположников теории предельной полезности - противопоставление между субъективной полезностью и объективной полезностью. Эти две стороны ценности представляют единство противоположностей. Единство потребительной и меновой ценности определяется тем, что это однопорядковые величины. Меновая ценность - это некоторое количество потребительной ценности, измеренное в универсальной величине, принятой для этой цели обществом. Причину возникновения денег в условиях товарного производства очень хорошо, на наш взгляд, описал российский экономист М.А. Портной: "Итак, всякий товар, т.е. продукт, созданный для продажи, несет в себе противоречие как объект общественных экономических отношений, представляющее собой единство и борьбу противоположностей, и выражается как ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных противоречий между: личностью и обществом; потребительной ценностью (полезностью) и ценностью (общественной полезностью); явлением и сущностью; частным и общим (общественным). Сами по себе эти противоречия разрешиться не могут. Для их разрешения необходимо столкновение данного товара с его противоположностью, в роли которой на стадии примитивного бартера выступает другой товар, а на более развитых этапах - деньги. Средством разрешения противоречий товара служит обмен, сделка купли-продажи, в которой участвуют на одной стороне продавец - владелец товара, а на другой стороне покупатель - владелец эквивалентной ценности. При этом продавец выступает как отдельный индивид, олицетворяющий частное начало, а покупатель - как представитель общества, олицетворяющий общественный интерес. Обмен представляет собой акт общественного признания полезного характера производственной деятельности данного индивидуума (или предприятия) и тем самым разрешает противоречие между личностью и обществом и все следующие за ним противоречия. Поскольку в этом акте покупатель выступает как представитель общества, то факт покупки данного товара означает, что общество в его лице одобрило производственную деятельность личности, являющейся товаровладельцем и продавцом данного товара. В результате обмена потребительная ценность (полезность) товара отделяется от его ценности (общественной полезности). С развитием обмена и появлением денег товарный мир разделяется на два полюса: на одном помещаются все товары, олицетворяющие теперь потребительную ценность (полезность); на другом - им противостоят деньги, которые служат воплощением ценности (общественной полезности). Все товары теперь становятся разновидностями одного и того же явления. Все они - полезности, предназначенные для удовлетворения разнообразных потребностей, тогда как их общая сущность выражается отныне в деньгах. Товары - это теперь продукты соответствующего назначения, а деньги - это воплощение и мера их ценности. Товары, прошедшие обмен, превращаются из потенциальных ценностей в реальные. Пока они не проданы, это были продукты частной хозяйственной деятельности, целесообразность которой оставалась под вопросом. Пройдя сделку купли-продажи, товар становится составной частью общественного богатства, выраженного в деньгах. Частные усилия, затраченные на его создание, признаются как достойная часть общественных усилий, величина которых представлена в денежной форме. Таким образом, деньги - это: воплощение ценности, олицетворение общественной полезности; сущность товаров как ценностей, их общее свойство как составных частей общественного богатства. Значение денег как средство обращения трудно преувеличить, поскольку они позволяют уйти от бартерной формы торговли. Замена бартера денежным обменом отделяет акт продажи от акта покупки. Если существуют деньги, то продавец товара должен лишь найти того, кто хочет купить его товар, а, получив деньги, он может покупать все, что ему вздумается. Замена механизма бартерных сделок механизмом, использующим деньги как средство обращения, приводит к снижению издержек обращения. Суммируем значение функции денег как средства обращения. В качестве средства обращения деньги: опосредуют движение товаров и услуг, облегчая процесс их обращения; преодолевают количественные, временные и пространственные границы, присущие бартеру; сокращают издержки обращения Деньги, возникшие из разрешения противоречий товара стихийно, тем не менее, стали не просто предметом повышенного интереса для административных систем государств. Государства стали: навязывать контролируемым экономикам платежные средства, контролируемые государствами (валюту); законодательно ограничивать хождение иных платежных средств; и в итоге, оставили легальным денежным средством лишь валюту соответствующего государства. Таким образом, деньги, возникшие эволюционно из экономических отношений, постепенно были вытеснены государством и заменены на деньги, возникшие юридическим, законодательным путем. Лишь во времена экономических кризисов, когда государство оказывается не в состоянии поддерживать должным образом функции национальной валюты как денег, экономика прибегает к использованию товарных, полновесных денег либо к бартеру.

Метод регулирования – способ воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей, которые дифференцируются по содержанию, мотивации, сферам применения.

Прямые методы – непосредственное вмешательство органов государства в процессе денежного обращения.

Косвенные – финансовые, бюджетные, налоговые, планово-индикативные.

По мотивации – материальный, моральный, властный (принудительный)

По содержанию - организационно-распорядительные, в т.ч. административные и судебно-надзорные (построение и совершенствование структур управления, установление круга полномочий, регламентация прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, издание административных распоряжений, инструкций), экономические, в т.ч. общие и локальные (лицензирование, регламентация, антимонопольные мероприятия, квотирование, установление пределов налогов, тарифов), социально-психологические способы воздействия на обращение денег (пропаганда реформ, слухи, домыслы, околоэкономические и политические разговоры).

Регулирование денежного обращения осуществляет Центральный Банк Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Основными методами регулирования денежного обращения в рамках проводимой ЦБ денежно-кредитной политики являются:

1. Изменение процентных ставок по операциям ЦБ. Процентные ставки ЦБ - это минимальные ставки, по которым оносуществляет свои операции, их изменение воздействует на рыночные процентные ставки.

2. Установление нормативов обязательных резервов кредитных учреждений. Обязательные резервыэто беспроцентные обязательные вклады кредитных учреждений в ЦБ. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров ЦБ в процентах к обязательствам кредитных организаций. Кроме основного назначения (регулирования денежного обращения), эти резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

3. Операции на открытом рынке – покупка и продажа Центральным банком казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Купля ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа ценных бумаг – изъятие денег из обращения.

4. Рефинансирование кредитных организаций – это кредитование ЦБ коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. ЦБ устанавливаетпроцентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки ведет к подорожанию кредитов и уменьшению денежной массы в обращении, снижение – к удешевлению кредитов и росту денежной массы.

5. Валютные интервенции - это купля-продажа ЦБ иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

6. Установление ориентиров денежной массы. ЦБ устанавливает ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики

7. Прямые количественные ограничения - установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций, проведение отдельных банковских операций (например, проведение валютных операций).

8. Эмиссия облигаций от своего имени . ЦБ в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

Раздел 1. Сущность и роль финансов, денег и кредита

Тема 1. Деньги и денежное обращение…………………………………4

Вопросы для самопроверки……………………………………………..15

Словарь…………………………………………………………………...16

Тема 2. Сущность кредита, его формы и виды………………………...18

Вопросы для самопроверки……………………………………………..24

Словарь…………………………………………………………………...25

Тема 3. Сущность и функции финансов……..………………………...27

Вопросы для самопроверки……………………………………………..28

Раздел 2. Финансовая система

Тема 4. Финансовая система…………..………………………………..30

Вопросы для самопроверки……………………………………………..36

Словарь…………………………………………………………………...38

Тема 5. Централизованные финансы…………………………………...40

Вопросы для самопроверки……………………………………………..52

Словарь…………………………………………………………………...53

Тема 6. Финансы организаций (предприятий)………………………...56

Вопросы для самопроверки……………………………………………..66

Словарь…………………………………………………………………...68

Раздел 3. Кредитная система

Тема 7. Кредитные организации и их операции...……………………..69

Вопросы для самопроверки……………………………………………..75

Словарь…………………………………………………………………...76

4. Итоговые тестовые задания по дисциплине ………………………...78

РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ФИНАНСОВ, ДЕНЕГ И КРЕДИТА.

Тема 1. Деньги и денежное обращение

Происхождение и сущность денег

Деньги уже давно знакомы людям. Они возникли при определенных условиях осуществления производства и экономических отношениях в обществе. Первоначально роль денег выполняли различные товары: шкуры животных, табак, скот. Постепенно из общей массы товаров выделился один товар – благородные металлы, ставшие всеобщим эквивалентом. Всеобщим эквивалентом они стали потому, что обладали такими качествами, как однородность, делимость, сохраняемость, транспортабельность и др.

В конце 19 века роль всеобщего эквивалента сначала утратило серебро, а затем и золото. Произошел процесс ихдемонетизации.

Причины демонетизации: ограниченные возможности добычи драгоценных металлов, в то время как рост товарооборота требовал увеличения массы денег; огромные расходы на организацию обращения денег из драгоценных металлов; высокая потребительная стоимость драгоценных металлов (используются в промышленности, медицине и т.п.), но товар тем лучше выполняет функции денег, чем незначительнее его потребительная стоимость.

Началось постепенное вытеснение денег из драгоценных металлов бумажными и кредитными деньгами. Некоторое время кредитные деньги, находящиеся в обращении, свободно разменивались на драгоценные металлы по твердому курсу. Однако сформировавшиеся в ХХ веке мировые валютные системы сначала узаконили процесс прекращения свободного обмена банкнот на золото, а затем и отменили официальный масштаб цен , т.е. весовое содержание золота в национальной валюте. Таким образом, деньги перестали приравниваться к золоту. Ямайская валютная система официально закрепила юридическую демонетизацию золота.

Определения сущности денег, признаваемого всеми экономистами, в настоящее время нет. В марксистской теории дается следующее определение:

Деньги – это особый товар, выделившийся стихийно из массы других товаров и служащий всеобщим эквивалентом.

Однако многие современные экономисты определяют деньги как специальный инструмент, стихийно выработанный рыночной экономикой для решения проблем товарного хозяйства. Сущность денег определяется выполняемыми ими функциями.

Функции денег

Выделяют следующие функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения, мировые деньги.

Деньги как мера стоимости используются для сравнения и соизмерения стоимостей различных товаров и услуг. Величина стоимости любого товара определяется путем приравнивания его к определенному количеству денег.

Содержанием функции денег как средства обращения является использование денег в роли посредника при обмене одних товаров на другие. Для этой функции характерно встречное движение денег и товаров: деньги передаются продавцу, товары - покупателю. Передача товара покупателю и его оплата происходят одновременно. Функцию денег как средства обращения выполняют наличные деньги.

Деньги выполняют функцию накопления , когда они после реализации товаров и услуг, временно изымаются из обращения и используются для совершения покупок в будущем.

Функция средства платежа характеризуется односторонним движением денег и наличием разрыва во времени между передачей товара покупателю и денег поставщику, эту же функцию деньги выполняют при предоставлении и погашении кредитов, осуществлении налоговых платежей и др. Функцию денег как средства платежа выполняют в основном безналичные деньги.

Функция мировых денег обусловлена развитием международных экономических отношений, созданием мирового финансового рынка. Деньги используются для оплаты товаров и услуг, совершения кредитных и иных операций. Первоначально роль мировых денег выполняли благородные металлы: золото, серебро. После утверждения мирового стандарта (Париж, 1867г) в качестве мировых денег, вместе с золотом, стали выступать и национальные деньги разменные на золото (доллар США). В 1970 году международный валютный фонд ввел в обращение международную счетную денежную единицу – специальные права заимствования – СДР.

В 1979 году странами-членами Европейской валютной системы была введена новая международная денежная единица - ЭКЮ. С 1 января 1999 года, после введения единой валюты ЕВРО, ЭКЮ упразднена.

Виды денег

Различают металлические, бумажные и кредитные деньги.

Металлические деньги - это полноценные монеты, реальная стоимость которых (содержание благородного металла) соответствует номинальной, и разменные монеты , номинальная стоимость которых выше стоимости содержащегося в них металла.

Бумажные деньги это денежные знаки, замещающие в обращении полноценные деньги. Они выпускаются государством или другим органом для покрытия расходов, не размениваются на металл и наделены принудительным курсом.

Кредитные деньги – это денежные документы, являющиеся чьим-либо долговым обязательством или обязывающие кого-либо уплатить определенную сумму. К кредитным деньгам относятся: вексель, банкнота, чек, пластиковая карточка, банковский сертификат.

Вексель представляет собой безусловное письменное обязательство должника об уплате обозначенной в нем суммы в указанный срок. Вексель может быть простым и переводным (тратта). Передача простого и переводного векселя от одного векселедержателя к другому происходит посредством специальной надписи – индоссамента. Если записей очень много они могут быть продолжены на специальном листе аллонже, прикрепляемом к векселю.

В том случае, если вексель гарантирован третьим лицом (обычно банком или иным кредитным учреждением), на векселе проставляется подпись гаранта. Такая гарантия называетсяаваль. Лицо, давшее гарантию – авалистом, чем выше имидж авалиста, тем надежнее вексель.

В России вексельное обращение регулируется Федеральным законом от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О простом и переводном векселе».

Банкноты – это кредитные деньги, выпускаемые Центральным банком (ЦБ) России. Они обладают всеобщей обращаемостью, т.к. обеспечиваются гарантией государственного банка. Банкнота является бессрочным долговым обязательством. В настоящее время в России банкноты выпускается достоинством 10,50,100,500,1000 рублей.

Выпуск банкнот в обращение происходитследующим образом:

1) посредством кредитования коммерческих банков, обычно путем учета векселей, до истечения срока оплаты по ним. ЦБ покупает векселя, банки кредитуют народное хозяйство.

2) посредством кредитования государства, для погашения бюджетного дефицита.

Чек – это разновидностьпереводного векселя, который вкладчик выписывает на обслуживающий банк. Он представляет собой документ установленной формы, содержащий приказ владельца счета кредитному учреждению о выплате держателю чека определенной суммы. Банк оплачивает выставленные чеки наличными либо путем перечисления средств со счета чекодателя в этом или другом банковском учреждении.

Пластиковые карточки представляют собой средство расчетов, замещающее наличные деньги и чеки в обращении, а также позволяющие владельцу получить в банке краткосрочную ссуду. Различают дебетовые и кредитные пластиковые карточки.

Дебетовыепластиковые карточки позволяют расходовать деньги, заранее зачисленные на специальный карточный счет в банке, причем только в пределах его остатка. Кредитные пластиковые карточки дают возможность их владельцу получить в какой-то период времени большую сумму денежных средств, чем находится на счете, т.е. получить банковский кредит.

Банковские сертификаты – ценные бумаги, удостоверяющие внесение в банк срочного вклада и дающие право вкладчику по истечении установленного срока получить обратно сумму вклада и проценты по нему. Банковский сертификат называют депозитным, если вкладчик – юридическое лицо, и сберегательным , если вкладчик – физическое лицо.

Правила по выпуску и оформлению банковских сертификатов регулируются Письмом Центрального банка РФ от 10 февраля 1992г. № 14-3-20 «Положение «О сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций» (в ред. от 29 ноября 2000г.)

Некоторые авторы относят к кредитным деньгам электронные деньги. Электронные деньги - представляют собой систему, которая посредством передачи электронных сигналов, без участия бумажных носителей, осуществляет кредитные и платежные операции.

Денежное обращение

Денежное обращение – это движение денег в наличной и безналичной форме, обслуживающее реализацию товаров, услуг и расчеты в хозяйстве. Денежное обращение может осуществляться в двух формах: наличной и безналичной.

Налично-денежное обращение – это движение наличных денег, обслуживаемое банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами. Предназначено для обслуживания, в основном, розничного товарооборота, проведения расчетов с физическими лицами по выплате заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, при уплате налогов и коммунальных и других платежей.

Безналичное обращение – это движение денег безналичного платежного оборота, в виде перечислений денежных средств по счетам кредитных учреждений и зачетов взаимных требований. Обслуживается платежными поручениями, требованиями, чеками, пластиковыми карточками, векселями и т.п.

Методы регулирования денежного обращения

Регулирование денежного обращения осуществляет Центральный Банк Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», принятым Государственной Думой 27 июня 2002 года. Основными методами регулирования денежного обращения в рамках проводимой ЦБ денежно-кредитной политики являются:

1. Изменение процентных ставок по операциям ЦБ. Процентные ставки ЦБ - это минимальные ставки, по которым оносуществляет свои операции, их изменение воздействует на рыночные процентные ставки.

2. Установление нормативов обязательных резервов кредитных учреждений. Обязательные резервыэто беспроцентные обязательные вклады кредитных учреждений в ЦБ. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров ЦБ в процентах к обязательствам кредитных организаций. Кроме основного назначения (регулирования денежного обращения), эти резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

3. Операции на открытом рынке – покупка и продажа Центральным банком казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Купля ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа ценных бумаг – изъятие денег из обращения.

4. Рефинансирование кредитных организаций – это кредитование ЦБ коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. ЦБ устанавливает процентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки ведет к подорожанию кредитов и уменьшению денежной массы в обращении, снижение – к удешевлению кредитов и росту денежной массы.

5. Валютные интервенции - это купля-продажа ЦБ иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

6. Установление ориентиров денежной массы. ЦБ устанавливает ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики

7. Прямые количественные ограничения - установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций, проведение отдельных банковских операций (например, проведение валютных операций).

8. Эмиссия облигаций от своего имени . ЦБ в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02

Необходимость государственного регулирования денежного обращения. Все глобальные проблемы современности (защита окружающей среды, военная угроза, международный терроризм, колоссальный разрыв в уровне жизни между «золотым миллиардом» и остальным населением Земли, рост народонаселения, неоплатные долги правительств и др.) имеют такое финансовое измерение, которое не может быть увязано с потенциальными экономическими и финансовыми ресурсами. Вместе с тем глобальные вызовы порождают глобальные финансовые риски, требуют дополнительных управленческих усилий на национальном и международном уровнях. Глобальные финансовые риски связаны с неопределенностью цен на финансовые активы, экстремальной волатильностью цен на сырьевые и потребительские товары, энергоносители, кризисами ликвидности транснациональных компаний, глобальными платежными дисбалансами.

Роль и значимость государственного регулирования денежного обращения в условиях экономической и финансовой глобализации значительно возрастает, поскольку должно учитывать:

  • 1) периодически повторяющиеся глобальные финансовые кризисы;
  • 2) вспыхивающие время от времени валютные войны;
  • 3) безудержную эмиссию резервных валют, особенно долларов США;
  • 4) направленность неконтролируемых финансовых потоков на глобальных рынках денег и капиталов;
  • 5) политику международных финансовых организаций, прежде всего МВФ;
  • 6) интернационализацию процессов отмывания денег, нажитых преступным путем;
  • 7) вводимые со стороны недружественных государств финансово-экономические санкции;
  • 8) внешнее информационное воздействие, имидж страны на мировой арене и др.

Цели государственного регулирования денежного обращения.

В основе государственного регулирования обращения денег лежит множественность целей, преследуемых управляющей системой. В условиях рынка основными объектами государственной регулирующей деятельности являются: денежное обращение и цены, условия конкуренции, экономический цикл, условия инвестирования, поддержание уровня занятости, торговый и платежный баланс страны, внешнеэкономические связи, социальные отношения (социальное обеспечение, трудовые и иные отношения), окружающая среда.

Реализация определенного вида государственного регулирования связана с разработкой методов управления объектом.

Метод регулирования - это способ воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей. Методы регулирования обращения денег, как составная часть денежно-кредитной политики государства, в целом подразделяются иа: прямые и косвенные. Они дифференцируются по содержанию, мотивации, сферам применения.

Прямые методы государственного регулирования представляют собой непосредственное вмешательство органов власти в процесс денежного обращения.

Косвенные методы государственного регулирования связаны с опосредованным воздействием на экономическое поведение участников денежного обращения и носят безадресный характер.

По содержанию методы государственного регулирования связаны с организационно-распорядительными, экономическими, социально-психологическими способами воздействия на обращение денег. С точки зрения мотивационного критерия выделяют методы материальной, моральной и властной, принудительной мотивации деятельности объекта управления. В той или иной мере они используются при регулировании государством денежного обращения.

Так, введение налога на покупку иностранной валюты формирует материальную мотивацию для обращения национальных денежных знаков. Властная, принудительная мотивация может проявляться, например, через установление Центральным банком доли обязательной продажи валюты фирмами-экспортерами от объема выручки.

Организационно-распорядительные методы регулирования обращения денег. Включают в себя построение и совершенствование структур управления, установление круга полномочий, регламентацию прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, издание носящих методический характер административных распоряжений, инструкций и руководящих документов.

Классификация организационно-распорядительных методов обусловливается разделением ветвей власти на законодательную, административную и судебно-надзорную. В области государственного регулирования денежного обращения основное внимание уделяется его законодательным и административным аспектам.

Для законодательного регулирования современного устройства денежной системы Российской Федерации наибольшее значение имеют ГК РФ, Закон о валютном регулировании, Закон о Банке России, Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках) и др.

Так, в соответствии со ст. 140 ГК РФ «рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке».

Согласно ст. 141 ГК РФ «Валютные ценности» «виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле».

На базе законодательных актов строятся административные способы государственного воздействия на денежное обращение. Они связаны с управляющей системой (исполнительной властью страны и ее организациями) и управляемой системой. К управляющей системе относятся соответствующие правительственные министерства и комитеты (прежде всего Министерство финансов), Банк России, которые издают постановления, приказы, относящиеся к вопросам денежного обращения.

Судебно-надзорные методы регулирования денежного обращения связаны:

  • а) с контролем за деятельностью учреждений, обеспечивающих исполнение принятых законов, соблюдение изданных указов, постановлений, инструкций (например, о наличных и безналичных расчетах, о купле-продаже иностранной валюты и др.);
  • б) разбирательствами в арбитражных судах по вопросам банкротства финансовых организаций;
  • в) подавлением теневой экономики, разрушительно влияющей на национальную хозяйственную систему, и др.;
  • г) защитой государственных интересов.

Экономические методы государственного регулирования обращения денег. Приоритет в области регулирования денежного обращения принадлежит экономическим методам.

Экономические методы государственного регулирования основываются на экономических интересах (общегосударственных, корпоративных, индивидуальных).

По сфере применения экономические методы могут быть общими, направленными на всю систему денежного обращения, и локальными, используемыми к ее отдельным частям, скажем, только к безналичным расчетам или валютным операциям. Общие методы совершенствования денежного обращения представляют собой денежные реформы. Введение (отмена) налога на покупку иностранной валюты - примеры локального экономического метода государственного регулирования денежного обращения.