Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Бюджет на образование в году

Бюджет России на 2018 год в цифрах свидетельствует об улучшении экономической ситуации. Восходящая динамика нефтяного рынка позволяет снизить дефицит бюджета, что положительно отражается на существующих резервах. При этом власти намерены существенно увеличить расходы на социальную сферу.

Восстановление экономического роста и умеренный рост нефтяных котировок положительно отражаются на показателях отечественного бюджета. Дефицит бюджета в следующем году сократится до 1,37% (около 1,33 трлн руб.). При этом доходы вырастут до 15,18 трлн руб., а расходы составят 16,51 трлн. Кроме того, максимальный размер внутреннего долга не может превышать отметку 10,59 трлн руб., а внешняя задолженность должна оставаться в пределах 71 млрд долл.

Улучшение экономической динамики позволило Минфину увеличить суммарные расходы на 300 млрд руб. в сравнении с параметрами, которые были зафиксированы в бюджете на 2017-2019 годы. Основными статьями расходов бюджета России на 2018 год остаются социальная сфера (36,4%), оборона (29%) и стимулирование экономического роста (14,7%), подчеркивает глава Минфина Антон Силуанов. Расходы на медицину и образование составят соответственно 438 млрд руб. и 626 млрд руб.

Кроме того, будет в полной мере профинансировано выполнение «майских» указов президента, что положительно отразится на зарплатах в бюджетной сфере. Для реализации этой цели будет выделено дополнительно 100 млрд руб. для региональных бюджетов, которые не смогут самостоятельно справиться с увеличением выплат.

В Минфине прогнозируют сохранение инфляции на уровне 4%, что соответствует тенденциям 2018 года. При этом стоимость нефти, которая заложена в бюджете на 2018 год, составляет 40 долл./барр.

Запас прочности

Правительство продолжает обсуждать формат будущей налоговой реформы, однако представители Минфина заверяют, что налоговое бремя останется без изменений. Ведомство концентрирует свои усилия на улучшении процесса администрирования, что положительно отразится на собираемости налогов. При этом основным источником доходов останутся поступления от экспорта энергоресурсов.

В бюджете на следующий год заложена консервативная стоимость нефти – 40 долл./барр., что позволяет рассчитывать на дополнительные нефтегазовые доходы. Базовый прогноз экспертов предполагает сохранение котировок на уровне 50-60 долл./барр., что существенно увеличит финансовые резервы правительства.

При этом представители Минэкономразвития пересмотрели прогнозы по курсу рубля на следующий год. Улучшение внешних факторов позволит российской валюте закрепиться на уровне 64-65 руб./долл. Ранее эксперты МЭР допускали ослабление рубля до 70 руб./долл.

Несмотря на возможную волатильность нефтяного рынка, цены на нефть не будут опускаться ниже 40 долл./барр., считают аналитики. При этом власти смогут возобновить наполнение Резервного фонда, если котировки закрепятся на уровне, превышающем 50 долл./барр.

Основным источником финансирования останется наращивание внутренней задолженности. При этом в правительстве не исключают приватизацию госпакетов акций, что позволит привлечь дополнительные ресурсы. Также власти смогут использовать средства, аккумулированные в Резервном фонде.

Однако структура расходов бюджета России на 2018 год свидетельствует о сохранении существующих диспропорций. Суммарные расходы на оборону и социальную сферу превышают 65%, что будет негативно отражаться на показателях экономического роста. Поддержка экономики на уровне 14,7% бюджетных расходов не позволит быстро восстановить докризисные темпы роста.

Несмотря на оптимизм чиновников, эксперты отмечают факторы, которые могут привести к стремительному увеличению дефицита бюджета России на 2018 год. Кроме того, действующая модель распределения расходов будет сдерживать экономический рост в среднесрочной перспективе.

Бюджетные риски

Отечественная экономика успела адаптироваться к периоду низких цен на нефть. Однако темпы экономического роста в ближайшие годы сохранятся на уровне 1,5-2%, что существенно отстает от целевого значения. Кроме того, бюджеты регионов сохраняют значительный уровень дефицита, что может увеличить расходы государственной казны. Уже в следующем году более трети регионов столкнутся с проблемами при обслуживании своих долгов.

С учетом президентских выборов, власти будут увеличивать финансирование социальной сферы. В том числе власти вернутся к индексации пенсий, зарплат и социальных выплат, что приведет к дополнительным затратам для бюджетов всех уровней. В результате дополнительные доходы будут фактически «проедаться», что приведет к консервации действующей экономической модели.

При этом власти не торопятся решать проблемы, которые приводят к систематическому формированию дефицита. В первую очередь это касается пенсионной системы, которая генерирует дефицит на уровне 200 млрд руб. в год. Эксперты подчеркивают необходимость повышения пенсионного возраста и отмены действующих льгот.

В 2018 году продолжится восстановление экономики России, что отразится на показателях федерального бюджета. Дефицит государственной казны сократится до 1,37% (во время экономического кризиса дефицит превышал отметку 3%).

При этом власти рассчитывают сохранить инфляцию в пределах 4% и стабилизировать рубль на уровне 64-65 руб./долл. Основными статьями расходов остаются социальная сфера, оборона, а также поддержка экономического роста. В правительстве намерены полностью выполнить «майские» указы, что станет возможным благодаря повышению нефтяных котировок.

2017 год только начался, а уже можно узнать информацию о том, каков будет бюджет России на 2018 год . Для государства главными источниками наполняемости государственной казны является нефть, поэтому размер доходов в основную копилку страны зависит от цен на данный вид топлива.

Практически все аналитики утверждают, что после долгих лет падения, в 2018 году экономика страны вновь начнет свой умеренный рост. В рассматриваемом периоде процент роста ВВП составит 1,7. Исходя из показателей, поданных в документе, можно смело говорить, что страна движется в сторону стабильности и сумеет наконец-то выйти из кризисной ямы.

Первые расчеты за рассматриваемый период были одобрены в государственном бюджете на 2016 — 2018 годы. Но указанные данные немного изменились за последние несколько месяцев, поэтому желательно рассматривать документ, который был подписан президентом России 19 декабря 2016 года.

Учитывая изменчивое экономическое положение страны, адекватные цифры граждане могут наблюдать в проекте бюджета на 2017 год, а также за плановый период 2018-2019 годов. Из документа видно, что ожидаемые поступления составят около 14 трлн. 10млн. 028 тыс. 492 рубля (в 2017 году) и 14 трлн. 25млн. 844 тыс. 811 рублей (в плановых периодах).

Отметим, что в рассматриваемом году Российская Федерация вряд ли сможет выйти на самоокупаемый уровень. Проект бюджета страны на 2016-2018 год показывает, что будет происходить превышение расходов, т.е. дефицит. В 2018 году дефицит бюджета составит около 2 трлн. рублей.

Но даже этот факт способен порадовать, ведь рассматриваемый показатель уменьшается каждый год. Уже в 2019 году эта цифра снизится, практически, в два раза и составит 1 трл. рублей.

Каждый коэффициент определяется на основе ежегодной инфляции на уровне 4%. Но наиболее важным инструментом формирования бюджета государства является нефть и курс валюты, который тесно с ней взаимосвязан. Согласно прогнозу от известных аналитиков, цена за баррель “черного золота” в 2018 году ожидается 40 долларов. Учитывайте, что это среднегодовой показатель, который может изменяться как в одну, так и другую сторону.

В конце предыдущего года, государства, состоящие в ОПЕК, пришли к выводу, что необходимо снизить добычу топлива, тем самым был спровоцирован рост цен на данный вид продукции. Получится ли в будущем периоде удержать стоимость на заявленном уровне и не допустить ее резких скачков пока не берутся прогнозировать даже самые опытные специалисты.

Если предположить, что цены останутся стабильными, то в 2017 году никаких колебаний курса не произойдет. Скажем больше, курс рубля по отношению к доллару составит 67,5 рублей, а в 2018 вырастет до 68 рублей за доллар.

При данных расчетах была учтена санкционная политика, продолжающаяся против России, а также меры, принятые правительством государства в сторону сложившейся ситуации. В целом можно сказать, что, реализуется “оптимистический” сценарий, хотя в бюджет заложен еще “базовый” и “целевой”.

Чтобы компенсировать нестабильность цен и позволить федеральному бюджету на 2018 год в области нефтегазовой отрасти сбыться, правительство РФ постарается:

  • Полностью изменить налоговое законодательство в течение 2018 — 2020 годов. В частности, произойдет увеличение ставок НДПИ, отмена экспортных пошлин и введение налога на добавленный доход (пока в пилотном варианте).
  • Корректировка минимальных дивидендов в 2 раза (сюда относятся государственные акции и компании).
  • Внедрение единой методологической базы.

Корреляционная зависимость ВВП

Обратившись к данным прошлых лет, можно увидеть, что составил 20%. Как утверждают аналитики, на протяжении нескольких последующих лет этот показатель существенно снизится.

К примеру, в 2018 году процент доходов не превысит отметку в 15,1% и уже в 2019 году — 15%. Такое падение тесно взаимосвязано с номинальным уменьшением нефтегазовых поступлений, учитывая даже, что они сейчас начинают активно расти. Даже эти факторы не помогут достигнуть уровня прошлых лет. Отметим, что раньше нефтегазовые поступления составляли около 10% от ВВП.

Расходы из бюджета на социальные нужды

Несмотря на шаткое положение экономики страны, государство не перестает спонсировать все социально значимые мероприятия. В федеральном бюджете на будущий финансовый период (2018-2019) запланированы следующие статьи расходов:

  • “Доступная среда”, предназначенная для инвалидов — 3 млн. 724 тыс. рублей.
  • Профилактика ВИЧ, а также гепатита В и С — 17 млн. 130 тыс. рублей.
  • Субсидии, направленные на получении образования детей из Крымского региона — 1 млн. 578 тыс. рублей.
  • Денежные дотации для ветеранов боевых действий — более 10 млн. рублей.

Не остался в стороне и агропромышленный комплекс. Банки, которые выделяют кредитные суммы предприятиям сельскохозяйственной отрасли, получат от государства недополученную прибыль в общем размере на 12 млн. 652 тыс. рублей за 2018 год, а в 2019 году сумма составит 12 млн. 342 рубля.

Чего ожидать регионам?

Исходя из федерального бюджета на , регионы могут рассчитывать на новые государственные кредиты. Исследуя показатели за 2016 год, можно прийти к выводу, что они возрастут почти в два раза — до 200 млрд. рублей. Но эти суммы субъекты получат лишь в 2018 году — уже в 2019 кредиты составят всего 50 млрд. рублей и так будет продолжаться 5 лет.

Ещё в первом полугодие 2017 года был обсуждён, рассмотрен и принят плановый бюджет на 2018 и 2019 года. За принятие бюджета на 2018 год на тот момент времени проголосовало 334 депутата, против – 100, а вот воздержавшихся не было.

Госдума и последние новости.

Одобренный Государственной думой бюджет на трёхлетний период является достаточно важным и значимым документом, который в свою очередь предусматривает и основывается на доходах 2017 года в размере 13.487 триллионов рублей, а расходы в свою очередь составляют 16, 240 триллионов. Что касается нынешнего 2018, а также 209 года, то на эти два периода времени специалисты называют следующие цифры и уровни.

  • Во-первых, 2018 год. Доход составит 14,028 триллионов рублей, а расход 16,039 триллионов рублей.
  • Во-вторых, 2019 год. Здесь по прогнозам доход составляет 14,844 триллионов рублей, а расход будет равняться 15,968 триллионов рублей.

В результате специалисты и аналитики пришли к выводам, что дефицит на этот год сократится примерно до 2,011 триллионов.

А вот на 2019 год до 1,142 триллионов. Как видно, наблюдаются существенные сдвиги и перемены, которые возможно приведут к стабилизации экономической ситуации во всей стране.

Поправки.

Помимо основного бюджета, также депутатами были внесены и приняты список небольших, но существенных корректировок и поправок, внесённых на рассмотрение правительством РФ. Согласно имеющейся на сегодняшний день статистике, количество внесённых в комитет по бюджету и налогам поправок составил 551, из которых только 301 поправка была рассмотрена и одобрена на заседании Госдумы, остальные 214 поправок были отклонены, а 36 были сняты непосредственно самими авторами на этапе их обсуждения и рассмотрения. Как отмечают специалисты, такого количества перераспределений давно уже не было, ведь более 1 триллиона рублей распределено по трёхлетке. Как утверждает сам Макаров, перераспределение средств в рамках проекта бюджета станет реальностью и возможно будет за счёт только приортизации расходов и перенаправления денег, которые были выделены ранее на неэффективные расходы. Причём в бюджете учтены все те недочёты и недоработки, о которых указывал и называл президент в последнем Послании Федеральному Собранию. Даже сам министр финансов Антон Силуанов в последнем интервью отметил тот факт, что Минфин считает бюджет полностью доработанным, а все его приоритеты чётко обозначенными.

Бюджет и его основные моменты.

Если внимательно и детально изучить бюджет на 2018 год, то можно отметить и назвать следующие наиболее значимые и первостепенные направления, каждое из которых обусловлено своими особенностями.

  • Во-первых, поддержка кредитных организаций. Иными словами, в рамках поправок будут внесены дополнительные субсидии кредитным организациям, которые в свою очередь будут перенаправлены непосредственно на возмещение недополученных ими доходов от кредитов, выданных предприятиями, работающими в сфере сельского хозяйства. На 2018 год такая сумма составит 12,652 миллиарда рублей, а вот в 2019 году она будет чуть меньше 12, 342 миллиарда рублей. Причём на поддержку АПК будет направляться совершенно иная сумма поддержки, которая на этот год составит до 10 миллиардов рублей.
  • Во-вторых, образование и здравоохранение. Здесь также выделяется несколько важных поднаправлений.
  1. На профилактику ВИЧ и вирусных гепатитов В и С в этом году будет выделено 17,130 миллиардов рублей, а на следующий чуть меньше. При этом сумма составит 16,756 миллиардов.
  2. На дошкольное образование в Крыму правительство РФ запланировало потратить 1,578 миллиардов, а в 2019 1,480 миллиардов рублей.
  • В-третьих, разнообразные социальные гарантии. Согласно существующего бюджета и реальных цифр, дополнительные средства, а это до 3,742 миллиардов рублей на трёхлетний период, будут выделены и направлены на реализацию программы под названием «Доступная среда», а также созданную систему госгарантий инвалидам. Что касается единовременной выплаты пенсионерам, то на этот год в бюджете запланировано чуть более10,5 миллиардов рублей. Также будут выделяться деньги на поддержку и подержание малого бизнеса, которые составят почти 13 миллиардов рублей.
  • Именно таким образом выглядит бюджет страны на период с 2017 по 2019 год. При этом стоит сказать, что сегодня существует большое количество самых разных мнений, выступающих «за» и «против».

    «За» и «против».

    Среди всех существующих мнений, пожалуй, стоит обратить внимание в первую очередь на следующие, каждое из которых имеют доказательную базу и, конечно же, правоту. К примеру, представители КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Все эти три партии выступают против принятия такого бюджета, ведь, по их мнению, бюджет – это не просто, а реальные судьбы и жизни людей. В результате такого перераспределения средств кризис в стране станет ещё больше нарастать.

    Станет ли бюджет страны на эти годы спасением или же наоборот приведёт в страну в ещё больший упадок, покажет время, нам лишь остаётся надеяться на лучшее.

    Традиционно, конец октября-начало ноября каждого года Госдума посвящает обсуждению государственного страны на следующий год. По предварительным данным, проект российской казны на 2018 год – в очередной раз дефицитный, расходы снова превысят бюджетные доходы. Вместе с тем, власти убеждают: государственный бюджет уверенно движется в сторону баланса, и уже через 2-3 года, планируется не только «залатать» все дыры, но и выйти в «плюс».

    Какими способами предполагается достичь положительной экономической динамики в главном документе страны? На каких статьях расходов будут экономить, а какие – увеличивать? Рассмотрим ключевые приходные и расходные части в проекте госбюджета РФ на 2018 год.

    За счет чего будет наполняться?

    Традиционно, продажа газа и нефти – это наибольшая часть доходов российской казны ежегодно. В проекте документа на 2018 год их долю планируется снизить с 50% до 36%, однако, данный результат, скорее, не планомерная работа финансовых ведомств, а удешевление самого сырья, и, как следствие – падение доходов.

    В то же время, доля налоговых сборов в казну – уверенно растет: фискальные службы активизировали не только саму собираемость, но работу по предотвращению скрытия доходов. В 2018 году на результаты деятельности налоговиков по наполнению государственной казны также возлагают большие надежды.

    Новый источник прихода денег в бюджет страны в 2018 году – повышение . Уже анонсировали рост акцизного налога на алкогольные и табачные изделия на 5-10%. Планируется также и поэтапное повышение акцизной ставки на топливо – в следующем году она повысится аж на 1 рубль за литр, что может привести к тому, что рост цен на бензин будет больше уровня . По подсчетам финансового ведомства, ожидаемые сборы с потребителей алкогольной и табачной продукции, а также отечественных автомобилистов, должны принести в казну дополнительный доход примерно в 100 млрд. рублей.

    На что будут больше всего тратить

    Сфера социальных выплат, оборонная отрасль, безопасность, дополнительные вливания в поддержку экономического сектора, по-прежнему, составляют наибольшую долю бюджетных расходов. 2018 год – не исключение.

    Социальные выплаты – это ежегодная компенсация дефицита Пенсионного фонда, выплаты , программы субсидирования коммунальных платежей и прочие компенсации льготным категориям граждан.

    Модернизация оборонного комплекса страны и перевооружение привели к огромному росту расходов на сферу обороны и безопасности. При этом, чиновники уверяют, что траты на этот сектор постепенно планируется снижать в следующие годы.

    Выросли расходы и на поддержку развития экономики: в 2018 году и дальше планируется продлевать программы субсидирования сельскохозяйственной отрасли, программы поддержки малого предпринимательства.

    А вот в сфере медицины и ЖКХ государственная казна на 2018 год демонстрирует существенное сокращение. Чиновники объясняют это тем, что в сегменте здравоохранения активная модернизация прошла несколько лет назад. В то же время в ситуации с ЖКХ уменьшить расход удастся за счет повышения коммунальных платежей и внедрения программы капитального ремонта систем.

    Основные статьи расходов госбюджета в 2018 году

    Сферы Планируется выделить в 2018 году Как изменилась сумма за 5 лет (в %)
    Оборона и безопасность 4,88 трлн. руб. +17%
    Социальная политика 4,71 трлн. руб. +24%
    Поддержка экономики 2,4 трлн. руб. +30%
    Госаппарат 1,31 трлн. руб. +54%
    Поддержка регионов 835 млрд. руб. +25%
    Расходы на государственный долг 824 млрд. руб. +129%
    Образование 663 млрд. руб. -1%
    Здравоохранение 460 млрд. руб. -8%
    ЖКХ 126 млрд. руб. -29%
    Культура 94 млрд. руб. -1%
    Экология 89 млрд. руб. +271%
    СМИ 83 млрд. руб. +8%
    Спорт 102 млрд. руб. -13%
    Итого 16,53 трлн. руб. +24%

    Как будут покрывать дефицит бюджета

    Несмотря на то, что в 2017 году, государственная казна демонстрирует тенденции к сокращению дефицита, в 2018 году также остро встанет вопрос о том, чем закрывать бюджетные дыры.

    Меньше 3 триллионов рублей осталось на счетах Резервного фонда, которые, по сути, исчерпаются до конца 2017 года. Согласно анонсам из финансовых ведомств, в следующем году планируется задействовать средства из Фонда национального благосостояния – сейчас на его счетах около 4 триллионов рублей. Однако, проблема их использования заключается в том, что около 50% этих средств задействованы в долгосрочные инфраструктурные проекты, и изъять эти не так-то просто. Поэтому, в конечном итоге, доступной для покрытия бюджетного дефицита остается лишь половина денег Фонда.

    Известно, что продолжится программа внешнего кредитования – Центробанк будет выпускать государственные облигации на внутренний, и на внешний рынок. Это вновь приведет к росту государственного долга. Однако, чиновники Министерства финансов успокаивают: его размер не превысит 20% от российского , а значит, останется в условно безопасной зоне.

    Ожидаемые доходы госбюджета

    Сфера 2017 год 2018 год
    Доходы от нефти и газа
    5,79 трлн. руб. 5,48 трлн. руб.
    Поступления от 4,9 трлн. руб. 5,62 трлн. руб.
    Акцизы 980 млрд. руб. 1,05 трлн. руб.
    Налог на прибыль 725 млрд. руб. 806 млрд. руб.
    Таможенные пошлины
    555 млрд. руб. 572 млрд. руб.
    Другие доходы 1,57 трлн. руб. 1,72 трлн. руб.
    Итого 14,72 трлн. руб. 15,26 трлн. руб.

    Что будет с нефтью и рублем?

    «Черному золоту» предрекают рост на мировых рынках, что не может не отразиться и состоянии национальной экономики. С этим согласны и в Министерстве финансов РФ. А вот экономические эксперты Счетной палаты уверены в том, что нефть будет еще выше, чем прогнозируют в Минфине. Напомним, в проекте финансового ведомства цена на «черное золото» в трехлетней перспективе заложена на уровне 45 за баррель.

    Вероятнее всего, в 2018 году нефти не удастся удержать свои, благоприятные для рубля, позиции, что, соответственно, скажется и на положении национальной валюты. В главном финансовом ведомстве страны считают, что в 2018 году курс рубля к доллару будет на уровне 65 к 1, вместо привычных 58 рублей за 1 американский доллар в 2017 году.

    В дальнейшем российский рубль, по прогнозам чиновников, продолжит постепенно падать относительно инфляционной скорости – к 2020 году за покупку 1 американского доллара будут просить аж 68 рублей.

    Финансовая стабильность, основные изменения направлений денежных потоков, колебания валют и уровень инфляции в стране на протяжении ближайших лет во многом зависят от основного экономического документа страны – проекта бюджета на плановый период. В течение 2017 года был разработан проект для трёхлетнего периода с 2018 по 2020 год. Он состоял их трёх основных частей, которые будут реализованы соответственно в 2018, 2019 и 2020 годах.

    В ноябре Госдума осуществила последний пересмотр и окончательно утвердила закон о бюджете 2018, а также стратегию бюджета 2019 года. После троекратного внесения поправок большинством голосом эти документы были подписаны.

    В соответствии с запланированными перспективами в 2 ближайших года намечается тенденция к укреплению позиций макроэкономической ситуации. Это ознаменует начало перехода от шоковой фазы экономики, которая была спровоцирована внешними факторами, к плавной стабилизации и адаптации. Чтобы макроэкономика России имела возможность быстрее преодолеть этот рубеж, проект предусматривает изменение размеров и целевых направлений расходной и доходной частей.

    Основные параметры

    Во время утверждения закона министр финансов указал на самые важные направления федерального бюджета периода 2018 – 2020 годов:

    • стабилизация социальной сферы;
    • все уровни обороны и оборонной промышленности;
    • укрепление государственной экономической ситуации.

    Эти же сферы станут основными направлениями расходов: 36,4% составят расходы на соцсферу, 29% - на военную и оборонную промышленность, 14,7% - на стабилизацию национальной экономики.

    Объёмы расходов были откорректированы и увеличены по сравнению с запланированным законом уровнем:

    • в 2018 – на 300 млрд рублей;
    • в 2019 – на 200 млрд рублей.

    Основные параметры бюджета на 2018 год:

    • дефицит – 1,33 трлн;
    • доходы – 15,18 трлн;
    • расходы – 16,51 трлн.

    Основные прогнозируемые параметры на 2019 год:

    • дефицит – 867,01 млрд;
    • доходы – 15,55 трлн;
    • расходы – 16,42 трлн.

    Пересмотр макропрогноза позволил откорректировать данные по дефициту для ближайшего года на 0,2 % (с 1,6% до 1,4% ВВП).

    Федеральный бюджет и ВВП в цифрах

    За первые пять месяцев федеральный бюджет исполнен с излишком в 1,2% ВВП, заявили в Министерстве финансов России. В рублях прирост составил 458,8 млрд рублей, что равняется профициту в 2,4% ВВП, а оценка дефицита опустилась с 2,9% до 1,7%.

    Доходы за первые пять месяцев составили почти 7 трлн рублей. Из них было потрачено (в цифрах по основным статьям):

    • социальная политика – 1,950 трлн рублей;
    • национальная оборона – 1,289 рублей.

    Важно! В 2017 году дефицит главного бюджета страны составил полтора процента ВВП.

    В свете последних событий, Всемирный банк сделал прогноз ускорения роста внутреннего валового продукта до 1,8% в следующем 2019 году. В текущем году прогнозируется рост на уровне полутора процентов. Такие данные были озвучены в докладе «Глобальные экономические перспективы», подготовленном экспертами Всемирного банка. В числе факторов, влияющих на стабилизацию российской экономики, аналитики называют рост цен на нефть, смягчение кредитно-денежной политики и неопределенную ситуацию, связанную с экономическими санкциями.

    Госдума: доходы и расходы

    По данным Минэкономразвития РФ, рост внутреннего валового продукта в текущем году будет на уровне 1,6-2,1%, а уже в следующем ВВП поднимется до 2,2%. Что касается глобальной экономики, то в этом году темпы роста прогнозируются на уровне 3,1%, но уже в следующие два года ожидается снижение до 2,9%. Всемирный банк связывает падение с замедлением роста ВВП в развитых странах.

    «Будут постепенно снижаться из-за замедления роста экономики <…> и сглаживания эффекта восстановления экономики крупных экспортеров сырья из числа стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран», – сказано в докладе. Так, в России инфляция приобрела умеренный характер, что говорит о сглаживании последствий из-за раннего ослабления национальной валюты.

    Проект закона федерального бюджета был принят в ноябре прошлого года. Тогда Госдума рассмотрела поправки и приняла документ на 3-летний период в окончательном, третьем чтении. Согласно внесенным коррективам, прогнозируемые доходы выросли до 15,258 трлн рублей, а расходы – 16,529 трлн рублей. Другими словами, в текущем году ожидался дефицит бюджета в 1,27 трлн рублей или в 1,37% ВВП.

    Главные приоритеты бюджета

    Для ближайших 12 месяцев Министерство финансов определило приоритетные задачи, которыми стали инвестиционное стимулирование бюджета и социальные обязательства.

    Для стимулирования роста экономики предусматривается несколько механизмов:

    • снижение бюджетного дефицита;
    • внедрение смягчающих мер в кредитно-денежной политике;
    • поддержка частных инвестиционных ресурсов.

    Из этого следует, что налогообложение частного бизнеса не будет усугубляться, на протяжении планового периода закономерно будет происходить вложение средств в новые мощности производств путём льготного налога на прибыль для инвестиционных программ.

    Что касается социальной составляющей, государственные социальные программы запланированы к исполнению при любой внешнеэкономической ситуации, что позволит не отступать от закона и обеспечить стабильное выполнение всех параметров соцгарантий для населения. Эти меры снижают напряжённость в обществе и гарантируют обеспечение тех социальных групп, которые больше всего нуждаются в поддержке.

    Изменение МРОТ

    Этот параметр не пересматривался на протяжении длительного времени, поэтому при формировании бюджета был рассмотрен и одобрен проект закона о повышении минимального размера оплаты труда на уровне не менее 9,489 тыс. рублей. Эта сумма приближается к 85% прожиточного минимума.

    На этом повышение в ближайшем будущем не прекратится: до 2020 года существующий размер (7,8 тыс. рублей) вырастет больше, чем на 50%. Через 12 месяцев этот показатель планируется вывести на один уровень с прожиточным минимумом, к чему давно стремилось высшее руководство Минтруда и соцзащиты. Эта мера позволит приблизиться к адекватному уровню оплаты труда, позволяющему обеспечить все базовые необходимости трудящегося человека в любой отрасли и при любой профессии.

    Бюджетная федеральная сфера понесёт добавочные расходы, связанные с повышением МРОТ, в размере 7,2 млрд на ближайшие 12 месяцев и ещё 12 млрд на 2019 год. Этот законопроект коснётся около 4 млн трудящихся граждан России.

    Акциз на топливо

    Для увеличения доходной части было принято решение об изменении акцизного сбора с продаж автомобильного топлива. Поднятие в размере на 1 рубль за каждый м 3 должно увеличить доход в бюджет минимум на 40 млрд. Это закономерно и ожидаемо повлияет на стоимость топлива, увеличив его во всех регионах.

    Предложено поэтапное увеличение цен на бензин на 1 рубль (в начале І и ІІІ квартала), а также цен на дизельное топливо на 0,5 рубля в те же сроки. Это поможет создать основу для финансирования возведения новых автодорог в Калининграде, в Крыму и в дальневосточных регионах.

    Приватизация и дивиденды

    Предусмотрена дальнейшая приватизация государственных активов, которая принесёт в бюджет от 400 млрд в год. Выплата дивидендов запланирована и для банков, которые являются государственными.

    На реализацию этой стратегии во многом влияет рыночная конъюнктура, но общий курс на снижение доли государственных структур в экономике будет неизменным.

    До конца 2019 года запланировано выделение 28 млрд, которые пойдут на частичную приватизацию акций таких предприятий:

    • «Алрос»;
    • «Транснефть»;
    • «Российские железные дороги»;
    • «Транснефть»;
    • «Русгидро»;
    • «Совкомфлот» и пр.

    Их приватизация в запланированном размере должна была произойти ранее, но эти меры не были воплощены в жизнь из-за неблагоприятной экономической ситуации.

    Главная задача проекта бюджета сводится к уменьшению образовавшегося разрыва между его доходными и расходными частями. Поскольку 2018 уже практически начинается, можно надеяться, что все пункты программы будут максимально выполнены. Но к осени, когда состоится утверждение бюджета на 2019 год, на все его статьи может существенно повлиять уровень инфляции.

    Такое влияние будет особенно резким в случае, если дефицит превысит ожидаемую норму. При такой картине Госдума будет вынуждена проработать и предложить план стабилизации проекта, внести множество коррективов и изыскать новые механизмы, способные привести в баланс доходную и расходную части бюджета.

    Взгляд на бюджет от разных политических партий

    Андрей Исаев, замруководитель фракции «Единая России», говорит о том, что в бюджете есть некоторые шероховатости. В частности большого внимания требует вопрос наличия районных коэффициентов и МРОТ в целом. Также «щекотливой темой» является отмененная индексация работающим пенсионерам. Именно эти моменты необходимо внимательно проработать при составлении бюджета, т. к. более крупные расходы учтены, но и МРОТ вместе с пенсиями имеют большое значение.

    Лидер «Справедливой России» гр-н Сергей Миронов заявил, что фракция не намерена поддерживать имеющийся вариант бюджета. По его словам планируется выдвижение альтернативного проекта бюджета России на 2018-2019 годы. При этом конкретные нюансы остались неуточненными. Примерно такая же реакция последовала и от фракции ЛДПР. Об этом высказался Сергей Катасонов. По его мнению нынешний бюджет схож с проектом прежнего периода, что не может положительно влиять на экономику - планирование доходов и расходов необходимо менять уже сейчас.

    Иван Мельников, зампредседателя ЦК КПРФ, считает новую версию бюджета страны вредной для государства. Условно Мельников называет нынешний вид бюджетного проекта «консервированием» существующего положения дел без каких-либо заметных положительных изменений. Особенно это заметно по отсутствию реального роста заработных плат бюджетникам. По проекту в большинстве случаев им положена лишь индексация окладов.

    Рассуждать на тему правильности формирования бюджета России на 2018-2019 годы может любой экономист, политик или обычный гражданин. Разность мнений может быть сформирована даже по причине «знания-незнания» каких-то нюансов. Особенно сложно верить политикам - легко говорить громкие слова, не принимая реального участия в распределении бюджетных средств в ситуации реального дефицита поступающих в казну доходов. Причем в этом далеко не всегда виноваты начальники, политики и кто-то другой - за бюджет страны отвечает каждый ее гражданин.