Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

По мнению экономистов, совершенство налогового законодательства в его нынешнем виде не принесет существенных дивидендов в госказну, требуется пересмотр самих принципов налогообложения

Налоговая система России выстроена таким образом, что она неминуемо вредит ее экономике. Еще бы: ведь у истоков создания современной налоговой системы России стоят иностранные специалисты международного валютного фонда. А фонд этот, как известно, создан для колонизации и разорения тех стран, которые этот фонд для себя присмотрел. Ведь за кредиты пустыми необеспеченными зелеными бумажками фонд забирает вполне материальные блага страны.

Все яснее становится, что власть над нами запад получил после ельцинского переворота 1993 года, имеющего все черты цветной революции. Ведь главной целью переворота было крушение социализма — плановой государственной экономики и общественной собственности на средства производства — к капитализму — рыночной стихийной конкурентной экономики и частной собственности на средства производства.

Переход от плановой экономики к рыночной произошел слишком резко. Создание всех необходимых систем для построения рыночной экономики требовало глубокого анализа существующих рыночных экономик и сопоставления их с Российскими реалиями, однако этого не было сделано. Рынок стал шоком для экономики . И создали этот шок иностранные консультанты, вводившие капитализм. В 1992 г. в России не существовало собственной налоговой теории. Её созданием и занялись иностранные специалисты, которые плохо знали Российский бухгалтерский учет, его особенности. Больше того, по признанию Путина, среди них были кадровые агенты ЦРУ. А значит, они сознательно разрушали нашу экономику. Ведь официальная цель создания ЦРУ — разрушение СССР, что и было сделано. Специалисты Министерства финансов РФ, государственной налоговой службы, которые стажировались в Дании, Голландии, ФРГ, как правило, плохо владели профессиональным языком и даже после обучения плохо понимали, как выстраивать налоговую систему в условиях рынка. Принятые в 1991 г. налоговые законы были подготовлены на скорую руку и имели массу недостатков .

Международный эксперт М. Хадсон писал: «Советы, которые получает Россия (по реформированию налоговой системы) от Международного валютного фонда, Всемирного банка и американских консультантов - не лучшего свойства. Российская налоговая система сейчас стимулирует биржевые спекуляции, а не производство... » (Налоги и налогообложение.: Уч. пособие. М.: Финансы, ЮНИИТИ, 1998, С. 451.)

Естественно, такое состояние налоговой системы привело к огромному количеству поправок, разъяснений. С одной стороны, был объявлен курс на развитие бизнеса. С другой стороны, непредсказуемость налоговой системы останавливала это развитие . Налоговые риски оценивались как очень высокие. Это снижало инвестиционную привлекательность России. Мелкий и средний бизнес начинали свою работу в тени. В первый же год налоговая система проявила свою несостоятельность серьезным дефицитом бюджета. Такого дефицита (28 % от ВВП за 3 летних месяца 1992 г.) не было со времен окончания Второй Мировой Войны. А ведь цель налоговой системы в условиях рыночной экономики - это напротив, пополнение государственного бюджета.

На сегодняшний день картина мало изменилась. Налоговая система по-прежнему остается громоздкой. Более того, эта система не способствует развитию экономики. Она ориентирована на изъятие доходов предприятий и устранение дефицита бюджета. Получается, что налоговая система развивается сама по себе, имея целью пополнение бюджета . А предприятия пытаются при этом выжить, испытывая непомерное давление налоговой системы. Это можно сравнить с крепостничеством — барщиной и оброком, которые просо грабили крестьян, создающих продукт. Сами крестьяне этого продукта вдоволь не имели. Смысл налога в экономике — обеспечить общие государственные расходы с тем, чтобы государство обеспечивало возможность продуктивно вести бизнес. Этого не происходит. Ведь Россия по размаху коррупции — воровства общенародных государственных бюджетных средств — практически впереди планеты всей. Распил бюджета — типичное российское понятие. Поскольку бюджет все больше и больше разворовывается, налоговое бремя на предприятия усиливается . Многие бизнесы становятся убыточными, закрываются или банкротятся. Этому так же способствует монополизация рынка - тенденция образования крупных холдингов, которые давят мелкие и средние предприятия, не давая им возможности конкурировать на рынке.

Налоговая политика России строится по принципу - “чем выше ставка, тем лучше для государства и построения рыночной экономики”. В результате мы имеем сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие какой-либо заинтересованности предприятий в развитии производства , и как результат - недобор налогов в бюджет.

Увеличивающаяся налоговая нагрузка вынуждает предприятия перекладывать свое налоговое бремя на конечного потребителя продукции, которую производит предприятие. Величина налогов включается в розничную цену готовой продукции. А значит, наша налоговая система стимулирует рост цен и как следствие - снижение доходов населения .

Это становится возможным благодаря тому, что производитель товара имеет возможность диктовать цену потребителю и увеличивать ее, стараясь получить как можно больше выгоды для личного обогащения. В России доля косвенных налогов (которые включены в стоимость товара) постоянно растет. Это указывает на неблагополучие в налогообложении, стремление увеличивать налоговые поступления “любой ценой”. А цена такой политики высока - экономическая стагнация, инфляция, многократный (в тысячи раз) рост цен на потребительские товары. И к научной экономике это не имеет никакого отношения, скорее — к антинаучной , грабительской системе обогащения тех, кто имеет в руках рычаги установления правил игры на рынке.

С 2014 года налоговая система России предусматривает льготы для частных инвестиций на фондовом рынке. Налоговым Кодексом РФ предусмотрено освобождение от налогов доходов от продажи ценных бумаг. А кто у нас в стране занимается куплей-продажей ценных бумаг? Явно не простые граждане. Эта мера делает богатых еще богаче, следовательно, бедных — еще беднее. То есть налоги усиливают еще и социальное неравенство. Ведь такие грабительские налоги как сейчас, оставляют малым и средним предпринимателям только один выбор: или уйти в теневую манеру ведения бизнеса, или разориться — лишиться бизнеса.

Недопустимо низкие налоговые вычеты для физических лиц стимулируют граждан уходить от налогов, а следовательно и от социальных платежей. Причем к этому стремятся все, даже те, у кого низкие зарплаты. Государство не заботится о людях, спрашивается, зачем людям заботится о государстве, платить налоги в бюджет? К тому же, в средствах массовой информации нередко выдается информация о случаях воровства, происходящих в чиновничьих кругах.

То же самое и у предпринимателей. Высокие ставки налога на прибыль и подоходного налога приводят к тому, что предпринимателям просто не выгодно увеличивать прибыль.

Согласно опубликованному отчёту аудиторско-консалтинговой компании PWC, по совокупной налоговой нагрузке на бизнес Россия обошла практически все крупные экономически развитые страны и сумела выйти на первое — не почетное! - место в Европе. Согласно оценкам экспертов компании, приводимым в докладе «Paying Taxes 2013», совокупная средняя эффективная налоговая ставка на бизнес в России составляет более 54,1% , что значительно превышает уровень налогового бремени в странах Европейского Союза (42,6%) и в целом в мировой экономике (44,7%).

Итоговую оценку по России эксперты PWC получили за счёт суммирования сразу трёх эффективных ставок налогообложения - по налогу на прибыль (7,1%), налогам на труд или заработную плату (41,2%) и по «прочим налогам» (5,8%). При этом нужно отметить, что в расчётах экспертов не был учтён целый ряд весьма значимых по совокупной нагрузке на бизнес налогов и сборов в бюджет - прежде всего, НДПИ и целый ряд акцизов и пошлин. С учётом этих сборов реальная эффективная ставка достигает 65-70% (!). Это привело к тому, что в начале текущего года в налоговых инспекциях появилась огромная очередь на закрытие малых предприятий . По данным Федеральной налоговой службы России, в 2013 году число закрывшихся индивидуальных предприятий составило 3,7 млн.

Для сравнения, средняя налоговая ставка в крупных экономически развитых странах с высоким уровнем жизни населения, входящих в состав группы ОЭСР, не превышает 42,7%. И это при условии наличия пускай и далёкой от совершенства, но, тем не менее, весьма действенной системы социальной поддержки населения.

Напрашивается вывод, что эта система больше походит на ограбление бизнеса государством, убийство бизнеса, а не на налоговую систему . Нередко налоговые службы добавляют смертоносности бизнесу, устраивая пристрастные проверки, имея план собрать определенное количество штрафов и зачастую не имея права не брать штрафов. Часто так и говорят: «Не дадите — еще увеличим, хуже будет». Например, на прошедшую Олимпиаду так и собирало государство — с миру по нитке, часто — по последней... Таким слухом мир бизнеса полнится.

В России система социальной поддержки населения хромает на обе ноги. На социальные выплаты, предусмотренные в нашем государстве, невозможно гражданам реализовать социальные потребности.

У Российского Правительства нет никаких оправданий для столь высоких налоговых ставок . Практически все предприятия вынуждены кредитоваться. При этом ставки на кредиты тоже грабительские и достигают 22%.

Анализ Российской налоговой системы позволяет сделать только один вывод: налоговая система в России фактически является инструментом, благодаря которому властьимущие пополняют бюджет в ущерб экономике и развитию предприятий. Цель пополнения бюджета очевидна - чем больше денег в бюджете, тем больше можно своровать. В существующем виде современная налоговая система фактически является тормозом развития экономики и стимулятором роста цен. Более того, она косвенно приводит к снижению и без того низких социальных выплат населению. Либо, как это сейчас принято - к сокращению бюджетников для сохранения выплат.

В результате мы имеем государство с самыми высокими налоговыми ставками, самыми высокими процентами по кредиту, самыми низкими социальными выплатами и самым низким уровнем дохода населения.

Так, видимо, завершается разрушение всего нашего государства. Ведь за время перестройки и реформ, прошедших после ельцинского переворота, в стране обанкротилось и ликвидировалось более 400 тысяч предприятий, разрушено около 40 тысяч деревень... Во время первого дефолта, устроенного в стране рыночной банковской системой, нас спасли только малые и средние предприниматели, мы выжили только благодаря им. Видимо, поэтому все сделано для того, чтобы в надвигающемся кризисе спасать нас было некому. Тогда голод и смертность коренного населения будут просто ужасающими для коренного народа, но удовлетворительными для тех, кто уже готов нашу страну заселить. Не так ли?

Светлана Лада-Русь

Налоги – это цена, которую мы платим за возможность, жить в цивилизованном обществе.

(Оливер У. Холмс американский писатель)

Введение

В современных условиях проблема формирования эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны в целом и на субфедеральном уровне и ее реализация на практике приобретает особую значимость, поскольку финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована только при финансовом благополучии ее многочисленных территорий. Эффективная бюджетная политика в регионах и на местах позволит на деле обеспечивать финансовую самостоятельность, получение населением достаточного объема общественных благ, доходную самодостаточность и ответственность субъектов Федерации. В настоящее время Россия вступила в новый этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как рыночную структуру, происходит относительная стабилизация экономики и финансов, расширяются социальные функции государства и местных органов самоуправления. Нынешний этап развития России в целом можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового и социального реформирования. В то же время нельзя не отметить и тот факт, что многие реформы не дают пока желаемого результата. Причина эта кроется не только в отсутствии достаточной и стабильной финансовой базы, но (и это главное)- в отсутствии целостной научно обоснованной концепции, стратегии и тактики развития государственного (муниципального) финансового хозяйства. Необходима дальнейшая разработка механизмов реализации таких приоритетных направлений бюджетного реформирования, как реструктуризация и оптимизация бюджетных расходов, переориентация бюджетных отношений на их построение на основе «расходной концепции», реструктуризация и оптимизация

________________________________________________________________

Финансы и кредит: Учебник/ А.Ю. Козак и др. Под редак. А.Ю. Козака. Екатеринбург: МП «ПИПП» 1998 г.

доходной части бюджетов, совершенствование бюджетного устройства, бюджетных процедур и управления бюджетным процессом, построение эффективной системы межбюджетных отношений на основе развития российского бюджетного федерализма. Основу современного российского бюджетно-налогового права составляют Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации. Сущность, функции и роль финансовой категории бюджета реализуются в сфере практических действий и деятельности государства по предоставлению общественных благ, связанной с функционированием бюджетных отношений: как бюджетно-налоговое право, бюджетный процесс, бюджетная система, бюджетный механизм и бюджетная политика. Из понятия бюджетное право фактически выпадает такая его составная часть, как налоговое право. Без него бюджетное право будет неработающим - доходные источники можно распределить по звеньям бюджетной системы, но сам процесс реального исполнения бюджета по доходам регламентируется налоговым правом. Для эффективного управления системой бюджетных отношений на всех уровнях государственной власти необходим четкий и отлаженный бюджетный механизм. По эффективности бюджетного механизма можно судить о степени соответствия принятой бюджетной концепции сложившимся социально – экономическим реалиям, и наоборот. Правильно построенный бюджетный механизм может и должен влиять на рост экономики, на создание эффективной системы правопорядка и обороны, на подъем социальной сферы страны. Через главные бюджетные показатели – можно определить насколько бюджетно-налоговая политика эффективна и оптимальна. Государство, как известно, для реализации своих функций (оборонной, экономической, социальной и др.) использует бюджет, от которого во многом зависит, как будут реализованы названные функции. Но бюджетная система России отражает противоречивый характер социально-экономического развития страны. С одной стороны, низкий уровень количества и качества предоставляемых государством социальных благ. С другой стороны, острая

Макрушин А.В. Барулин С.В. Налоговая политика современной России: оценка и приоритеты развития. Бюджетная система РФ: Учеб./ М.В.Романовский и др.

необходимость развития приоритетных отраслей экономики, активизации инвестиционной деятельности предполагает проведение политики ослабления государственного вмешательства в рыночную экономику, существенное снижение налогового бремени и возможность получения сопутствующих этому временных потерь доходных источников органами власти. Возникает вопрос у российских экономистов: какую политику выбрать и проводить, какая из них более эффективна? Есть ли какой-то иной, более эффективный вариант бюджетной политики?

Наука о бюджетной политике должна опираться, прежде всего на научные разработки по вопросам:

· теории финансов и государственного финансового хозяйства,

· бюджета и бюджетной системы,

· налогов и расходов государственного финансового хозяйства,

· налогов и расходов государства,

· управления и организации бюджетно-налоговых отношений.

Налоги и сборы являются сердцевиной существования любого государства. Управление бюджетной системой осуществляется через бюджетный механизм и его элементы: бюджетное планирование организации, бюджетное регулирование и контроль. Большое внимание в ежегодных бюджетных посланиях Президента РФ, как и в бюджетных посланиях руководителей субъектов РФ, отводится вопросам совершенствования межбюджетных отношений соответственно на федеральном уровне. В Российской Федерации идет активный процесс по укреплению бюджетного федерализма. Но это процесс длительный и сложный.

В своей работе я хотела бы рассмотреть, насколько эффективно выполняется

__________________________________________________________________

Николаев И., Шульга И., Артемьева С., Калинин А. Экономика льгот// Общество и экономика. 2003. Приведение налоговой системы в соответствии с новыми потребностями социально-экономического развития страны.

бюджетом свое функциональное предназначение, насколько полно и качественно удовлетворяются коллективные потребности в общественных благах. Насколько эффективна бюджетно-налоговая политика российского государства?

ГЛАВА I. Экскурс в историю отечественной финансовой мысли.

Прежде чем я хотела перейти непосредственно к рассмотрению экономического содержания бюджета и организации бюджетных отношений, хотелось бы сказать, что никакая экономическая система не рождается из ничего, т.е. имеет свою историю.

Опираясь на труды известных в этой области специалистов, в частности Б.М.Сабанти, который справедливо заметил, что «многие проблемы финансовой науки и практики, ответы на которые мы сейчас пытаемся найти в современных западных теориях, уже были поставлены и решены отечественными учеными, достижения и работы которых в настоящее время незаслуженно забыты».

Первые из известных сочинений по финансовым вопросам появились в России во времена Ивана Грозного. Их автором бал некий И.С. Пересветов, который занимался разработкой рекомендаций по увеличению доходов государственной казны и обоснованием налоговой политики, которую проводил царь.

Интересные идеи высказал по финансовым вопросам автор первой русской истории и географии, управляющий казенными заводами на Урале с 1734 по 1737 г. В.Н. Татищев. Его идеи сводились к тому, что основным источником доходов должна быть внешняя торговля при паритете более выгодного государству вывоза продуктов обрабатывающей промышленности по сравнению с вывозом сырья. Для этого он предполагал установить высокие пошлины на экспортируемое сырье, а также учредить банк для предоставления купечеству кредита.

Следует назвать еще одного известного экономиста 18 века, оказавшего

_________________________________________________________________________

Погребинский А.П. Очерки истории финансов дореволюционной России.М.: Госфиниздат, 1954.

большое влияние на финансовую политику и развитие налоговой системы России,-

А.Л. Ордын-Нащокина. Поскольку в то время отсутствовали собственные источники серебра и золота, он обосновал необходимость установления контроля за внешней торговлей и движением серебряных и золотых запасов. В этой же связи им был разработан и порядок взимания таможенных пошлин. Кроме того, он впервые в отечественной теории и практике разработал проект организации государственного кредита («земская изба»), который с выгодой для казны должен был заменить ростовщический кредит.

Большое влияние на развитие финансовой теории и практики в России оказал и граф П.И. Шувалов, который в 1740- 1750 г. Подал правительству более 20 проектов по финансам, экономике, управлению. Другой декабрист – Орлов М.Ф. в 1832 г. Пишет работу «О государственном кредите». В 1841 году публикуется сочинение И. Горлова «Теория финансов», где речь уже идет не об отдельных формах налогообложения, а о своей финансовой системе, а также дается определение науки о финансах.

Наиболее видным экономистом того времени был А.И. Буковецкий. Он справедливо отмечал: « В финансовом хозяйстве не доходы, а расходы имеют решающее значение. Частное хозяйство не может истратить больше, чем у него доходов».

Таким образом я хотела бы сделать обобщающие результаты сущности категории финансов отечественными экономистами тех лет прежде всего они заметили, сделали определенную стереотипность подходов, выражающуюся в поиске отличительных черт, границ действия финансов, денег и других стоимостных категорий, финансовых и денежных отношений, финансовых и денежных ресурсов. Их ресурсный подход к пониманию финансов заслуживает внимания хотя бы по той

___________________________________________________

Буковецкий А.И. Введение в финансовую науку. М., 1929. С. 15. При этом под пониманием финансовым хозяйством он понимал только государственные финансы, отвергая саму возможность существования частного финансового хозяйства.

причине что он более соответствует реалиям современной экономики, в их теориях стоят подходы, непосредственно связывающие сущность финансов с движением финансовых ресурсов.

ГЛАВА II. Бюджет и его устройство.

Работай усердно и честно плати налоги. Тысячи трудящихся в госаппарате рассчитывают на тебя.

1.1. Структура бюджетной системы РФ.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задачи функций государства и местного самоуправления.

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Правительство, издавая законы и устаналивая налоги, подобно врачу, который должен при лечении избирать наименьшее зло.

И.Бентам, английский философ, социолог, юрист.

Структура бюджетной системы Российской Федерации включает в себя федеральный бюджет, региональные бюджеты субъектов РФ (республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты г. Москвы и Санкт-Петербурга), бюджеты органов местного самоуправления (районные бюджеты сельских районов, городские бюджеты городов, районные бюджеты районов городов, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов).

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Федеральный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК и вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;

Местные налоги устанавливаются НК и вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящее в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами. Федеральный бюджет РФ является основным финансовым

__________________________________________________________

Канд. Эконом. Наук доц. Загвоздкина В.Н. В учебнике дает представление об основах налогообложения, о налоговой системе России.

планом государства, утверждаемым Федеральным собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона.

1.2. Источники государственного бюджета.

Государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализация социальной политики на территории всей России. За счет государственного бюджета содержаться армия, полиция, значительная часть здравоохранения. В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости «помощь». Она производится, как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам. Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности предприятия, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

Источниками государственного бюджета являются:

Прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются – подоходный налог, налог на прибыль корпораций и НДС.

______________________________________________________________

Доходы бюджетов образуются за счет: а) налоговых доходов, б) неналоговых доходов, в)безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и зарубежных правительств, г) доходов от предприним. и иной приносящей доход деятельности.

Государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигации казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20 %.

Эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в условиях превышения расходов над доходами.

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется «бюджетным дефицитом ».

Его возникновение обуславливается многими причинами: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возникновения затраты на оборону, рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. Дефицитный бюджет составляет от 10 до 30 %. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Поэтому правительство при наступлении очередного финансового года стремиться «разгрузить» бюджет. «Разгрузка» бюджета осуществляется за счет широких слоев населения страны. Обычно «урезаются» социальные ассигнования: на образование, здравоохранение, жилищное строительство, социальное обеспечение.

Местные налоги в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге устанавливаются НК и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ. Их деятельность финансируется за счет местных денежных фондов – местных финансов. Как правило, они не являются составной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны. Составными частями местных финансов являются: местные бюджеты, местные фонды специального назначения и финансы муниципальных предприятий.

Местный бюджет имеет такую же структуру, как и государственный. Он ________________________________________________________________

Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под. Ред. И.В. Горского. Финансы и статистика, 2003. С 11. Местный бюджет – форма образования и расходования ден. Средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств.

включает доходы и расходы местных органов власти, действует на территории

административных единиц, органы которых его принимали. Доходная часть

местного бюджета формируется за счет налоговых поступлений, части прибыли предприятий, являющихся собственностью местных органов власти, субсидий, дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов. Местные бюджеты своими доходами и расходами в государственный бюджет не входят. Они самостоятельно составляются, утверждаются и исполняются местными органами власти. Особую группу налогов, поступающих в местный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей и выдачу лицензий.

Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей им собственностью, получают дополнительные средства в бюджет. Они отдают землю в аренду, иногда продают ее, предоставляют населению возможность пользоваться за определенную плату муниципальными бассейнами, дорогами. В доходную часть бюджета поступают также штрафы, судебные пошлины, различные сборы (на уборку улиц, содержание кладбищ, и др.). Значительный процент в бюджет составляет плата за коммунальные услуги и за проезд в городском транспорте.

Как правило, доходная часть местных бюджетов недостаточна для финансирования деятельности местных органов власти. Поскольку их деятельность связана не только в выполнении местных задач, но и участием в выполнении общегосударственных программ, правительство из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь в виде субсидий или субвенций. Доля субсидий в доходах местных бюджетов составляет от 20 до 40 %. Несмотря на юридическую самостоятельность бюджета, тем не менее, получая из центрального бюджета 30-40 % доходов, местные власти вынуждены в своей деятельности постоянно принимать во внимание решения центрального правительства.

_____________________________________________________________________________

СУБВЕНЦИЯ – это дотация специального назначения, ее можно использовать только для финансирования строго определенного вида деятельности, например, строительство моста, здания школы.

В противном случае дотации могут быть сокращены либо совсем прекращены.

Наряду с налоговыми и не налоговыми поступлениями, дотациями государства, местные органы власти в целях пополнения своего бюджета прибегают к займам. Используются они, как правило, для финансирования капитальных вложений в местную экономику. Основной формой займов является выпуск «муниципальных облигаций», реализуемых на рынке ценных бумаг вместе с правительственными.

Я хотела бы отметить, что без сбора налогов не существовал бы бюджет страны.

ГЛАВА III. Классификация налогов РФ.

1.1. Виды налогов и сборов.

Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства Юридические и физические лица – предприятия, организации, граждане. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы: с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе экономические процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. И хотя налоги чаще всего вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, пошлины, и другие обязательные платежи определяет Закон РФ. К понятию другие платежи относятся такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования.

Панков В.Г. Налоги и налоговая система РФ: Учебник. Финансы и статистика, 2005. С.16

ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ.

Федеральные

1.Налог на добавленную стоимость

2.Акцизы на отдельные виды товаров (услуг).

3.Налог на прибыль (доход) организаций

4.Налог на доходы от капитала

5.Налог на доходы физических лиц.

6. Единый социальный налог.

7.Государственная пошлина

8. Пошлины и таможенные сборы

9. Налог на пользование недрами

10. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы

11. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов

12. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

13.Лесной налог

14. Водный налог

15.Экологический налог

16. Федеральные лицензионные сборы

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ.

1.Налог на имущество предприятий

2.Налог на недвижимость

3.Налог транспортный

4.Налог дорожный

5.Налог на игорный бизнес

6.Региональные лицензионные сборы

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ.

1.Налог земельный

2.Налог на имущество физических лиц

4.Налог на наследование или дарение

5.Местные лицензионные налоги

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов имущества налогоплательщиков. Их объектом выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, машины).

Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги, которую в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя. Косвенные налоги наиболее желанны для фискальных целей государства, так как наиболее просты в аспекте их взимания и достаточно сложны для налогоплательщиков в плане уклонения от их уплаты. Кроме того, они обеспечивают определенную устойчивость налоговых поступлений даже в условиях экономического. Косвенные налоги выступают в трех видах: «акцизы», «фискальные налоги», «таможенные пошлины».

Акцизами облагаются, как правило, товары массового производства (спиртные напитки, табак, соль, сахар, спички…..), а также коммунальные, транспортные, культурные и другие услуги. Индивидуальные или выборочные акцизы взимаются по твердым ставкам с единицы товара. Их плательщиками являются потребители данных подакцизных товаров и услуг.

Фискальные налоги пополняют казну за счет косвенного обложения товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизированы государством. Например, еще с петровских времен существует в России монополия на производство спиртных напитков. Практически всегда объектом государственной монополии в России было также производство и продажа изделий из меха и золота, пользовавшихся спросом на внешнем, и внутреннем рынке. Фискальная функция налогов состоит из формирования денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские дома, платит зарплаты преподавателям и стипендии студентам. Часть средств идет на здравоохранение: защиту и здоровье матери ребенка, содержание поликлиник, больниц и т. п. Из этого же источника идут деньги на строительство государственных предприятий, сооружений, дорог, защиту окружающей среды.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из самых важных налогов. НДС относится к косвенным налогам, поскольку его величина добавляется к цене товара и оплачивается покупателем. Источником уплаты НДС являются средства, поступающие от покупателей продукции. В итоге его оплачивает конечный потребитель товара, т. е. население. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. Что же такое добавленная стоимость? Однозначной трактовки это понятие не имеет. В самом общем виде добавленная стоимость представляет собой стоимость, которую производитель в обрабатывающем производстве, предприниматель в сфере распределения добавляют к стоимости сырья, материалов

______________________________________________________________________

Налоги – неотъемлемый атрибут и органическая часть государства, без них немыслима реализация задач и функций института государства. Учеб. Пособие. Налоги и налогообложение. И.А.Майбуров.

или к стоимости тех товаров и продуктов, которые были приобретены для создания нового изделия или услуги. Широкая налогооблагаемая база НДС делает его универсальным. Он выполняет в основном фискальную функцию, существенно пополняя бюджет.

Рисунок. Ставки НДС на добавленную стоимость.

Таможенные пошлины - это косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, пересекающие границы страны.

1.2 Принцип платежеспособности.

Какой с точки зрения общества и отдельного индивида должна быть структура налогов, их шкала, кто должен их платить? На первый взгляд, кажется, что платить в бюджет (а именно туда идут налоги) должны те, кто имеет выгоды от правительственных программ и их осуществления. Этот принцип получил название «принципа полученных благ». Действительно, некоторые налоги так и построены. Например, налоги на благоустройство территорий, содержание автодорог: те, кто их уплачивает, получают от этих программ разную отдачу. Хорошие дороги, полагают некоторые, выгодны прежде всего владельцам автомобилей. В действительности же они выгодны всем хотя потому, что позволяют доставлять в регион много хороших и разных, а главное, нужных товаров. Но если применять принцип полученных благ как основополагающий в налогообложении, то получается, что бедные семьи должны выплачивать налоги, чтобы обеспечить благотворительные программы для малоимущих, а безработные – для выплаты им пособий. А как оценить размер выгоды, получаемой каждым гражданином от существования армии, службы национальной безопасности, развития фундаментальной науки, культуры, образования? А ведь они существуют в основном за счет средств из бюджета, т. е. за счет налогов. Каким же должен быть принцип их взимания на эти нужды? Может быть, «принцип платежеспособности», согласно которому больше должны платить те, чьи доходы выше, причем как в абсолютном, так и в относительном выражении? Но и здесь все не так просто. С ростом доходов возрастает их доля, направляемая на приобретение предметов роскоши, в то время как доля расходов на приобретение предметов первой необходимости падает. Преимущественное налогообложение той части населения, которая имеет высокие доходы, сократит их возможности в приобретении предметов роскоши, а налоги на беднейшую часть населения (особенно косвенные) лишат ее возможности купить самые необходимые продукты питания и вещи. Это значит, что средства, изъятые в виде налогов у бедных, у которых доходы и так невелики, будут большей жертвой, чем те, что изъяты у богатых. Но это вовсе не означает, что богатые с удовольствием без ропота будут платить в бюджет больше.

Налогоплательщик имеет право перейти на Упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором он подает заявление о переходе на УСН, доход от реализации без учета НДС не превысил 15 млн. руб, средняя численность работников за налоговый (отчетный) период – не более 100 человек и остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 100 млн. руб. Размер налоговых ставок зависит от выбранного налогоплательщиком объекта налогообложения. Если объектом налогообложения являются доходы, то налоговая ставка составляет 6 %. В том случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка составляет 15 %.

Объектом налогообложения является вмененный ЕНВД, его исчисление зависит от вида предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц. Ставка единого налога установлена в размере 15 % величины вмененного дохода.

Виды предпринимательской деятельности

Физический показатель

Базовая доходность, руб./мес.

Оказание бытовых услуг

Кол-во работников, чел.

Оказание ветеринарных услуг

Кол-во работников, чел.

Оказание услуг по ремонту, тех обслуж, мойка автотран. средств

Кол-во работников, чел

Платные автостоянки

Площадь стоянки, м

Розничная торговля, имеющим торговые залы

Площадь торгового зала, м

Розничная торговля, не имеющие торговые залы

Торговое место, ед

Оказание услуг общественного питания, имеющими залы обслуживания посетителей

Площадь зала обслуживания, м

Оказание услуг по временному размещению и проживанию

Площадь спального помещения,м

Кол-во автобусов, трамваев, троллейбусов, речных судов, ед

Составлено и рассчитано по: Бюджетная система РФ/ Пол ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского 2003.

ГЛАВА IV. Основы построения эффективной бюджетной системы.

Исследование бюджетных расходов и доходов было бы неполным без структурного анализа их системы в современной России по группам и видам.

Требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества. Государство ничего не сможет сделать для граждан, если граждане ничего не сделают для государства.

Н.И. Тургенев, русский экономист.

1.1. Доходы бюджетов, бюджетное устройство.

Доходы бюджетов образуются за счет: а) налоговых доходов; б) неналоговых

____________________________________________________________________

Таблица. Составлено и рассчитано по: Бюджетная система РФ/ Пол ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского 2003.\

доходов; в) безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц,

международных организаций и зарубежных правительств, безвозмездных перечислений по взаимным расчетам; г) доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Структура источников формирования консолидирующего бюджета России представлена в таблице, откуда видно, что налоговые доходы являются доминирующим источником (их доля около 90 %).

СТРУКТУРА ДОХОДОВ КОНСОЛИДИРУЕМОГО БЮДЖЕТА РОССИИ, %

(Доходы всего – 100%)

Источник: Российский статистический ежегодник, 2005. М., 2006.

Состав и структура доходов федерального бюджета Российской Федерации представлены в таблице за 2000-2003 гг (%).

Доходы по группам и видам

2000 2001 2002 2003

Среднее значение

Всего доходов в том числе:

1. Налоговые доходы – всего из них:

Налог на добавленную стоимость

Таможенные пошлины

Единый социальный налог

Налоги и платежи за пользование природными ресурсами

Подоходный налог с физических лиц

Налог на игорный бизнес

Лицензированные и регистрационные сборы

Налог на покупку иностранной валюты

Прочие налоги и сборы

Государственная пошлина

2.Неналоговые доходы – всего, из них:

Доходы от госуд. имущества деятельности государственных организаций

Доходы от внешнеэкономической деятельности

Прочие неналоговые доходы

3. Доходы целевых бюджетных фондов.

Подавляющую массу всех доходов составляют налоговые доходы в среднем за период за 2000-2003 гг. 91,5 %, из них наиболее крупными доходными источниками являются НДС- 38,4 %, таможенные пошлины – 16,7%, единый социальный налог – 14,2 %, акцизы – 12,7 %, налог на прибыль – 9,9%, платежи за пользование природными ресурсами – 5,2 %. Доля неналоговых доходов в общей сумме доходов колеблется в среднем в размере 6%, дивиденды по акциям, принадлежащем государству – около 13 %, платежи государственных предприятий – 18 %, отчисления от прибыли Центробанка России – 11%, прочие поступления от имуществ – 5%.

Масштабы фактической мобилизации доходов в бюджетную систему, достигаемые ценой огромных потерь, для социально - экономического развития страны, мягко говоря, неудовлетворительны. Налогообложение в целом направлено в основном на текущее увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которые не в состоянии нести даже среднестатистический российский налогоплательщик. Это одна из немаловажных причин того, что около половины промышленных предприятий являются низкорентабельными. Но менее высоко налоговое давление на доходы населения, хотя формально оно представлено в виде ставки подоходного налога в размере 13 %. При этом никто не учитывает скрытую форму обложения доходов населения через косвенные налоги, носителем которых оно выступает (по под счетам около 70 % суммы косвенных налогов оплачивается домашними хозяйствами через различные цены, в которых налоговая составляющая колеблется в среднем в пределах 45-50 %. По оценкам специалистов, размер теневой экономики в России составляют минимум 30 % официального объема ВВП.

Нездоровая ориентация российской налоговой системы на косвенные формы налогообложения – еще один негативный стереотип в налоговой политике. До 70 %

Составлено и рассчитано по: Бюджетная система Российской Федерации: О.В. Врублевская .

всех налоговых поступлений в бюджет составляют косвенные налоги на бизнес

(традиционные косвенные налоги в виде НДС, акцизов, налог с продаж, таможенных пошлин; все налоги, которые относятся на издержки производства и обращения). Такого дисбаланса налоговой структуры в пользу инфляционных регрессивных по отношению к доходам потребителей налогов, коими являются косвенные налоги на бизнес, нет ни в одной стране. Конечно, в сложных российских условиях косвенные налоги являются более надежными, стабильными и не зависящими от инфляции источниками доходов государства. Однако высокие косвенные налоги, будучи ценообразующим фактором, сокращают платежеспособный спрос, а следственно, и объемы производства, реализации и потребления товаров и услуг, что влечет за собой сокращение налоговых поступлений. Кроме того, конечными плательщиками косвенных налогов на бизнес становятся не только население и государственные учреждения, но и предприятия – производители (продавцы) в случае нарушения процесса реализации продукции и невозможности переложения налогов через цены на потребителей (товары могут вообще быть не проданы либо проданы по ценам, не возмещающим налоги).

Поэтому высокие косвенные налоги также влияют на финансовое состояние предприятий – производителей (продавцов), заставляют их уходить полностью или частично в сферу теневой экономики, от которых государство не получает вообще никаких налогов.

Ты можешь и не заметить, что у тебя все идет хорошо, но налоговая инспекция напомнит.

Пьер Данинос, француский журналист.

1.2. Теневая экономика.

1.«Подпольная» экономика – предпринимательская и иная экономическая деятельность, ориентированная на удовлетворение нормальных общественных потребностей, но, однако она осуществляется в неконтролируемых государством формах в целях извлечения неконтролируемого дохода и уклонения от налоговых платежей.

2.«Фиктивная» (мошенническая) экономика –– предпринимательская и иная экономическая деятельность, сопряженная с различного рода обманами, мошенничеством (обман при получении кредитов и их использования, сбыт поддельных денежных знаков, валюты, ценных бумаг, кредитных и расчетных карт, фиктивное банкротство, ложная реклама, обман кредиторов и т.д.).

3.Криминальная («черная») экономика, ориентированная на удовлетворение деструктивных общественных потребностей (скупка краденного, торговля золотом, проституция и т.д.).

Основными причинами существования и развития теневой экономики являются нестабильность и разбалансированность экономики официальной, находящейся в глубоком кризисе, неэффективность налоговой и в целом фискальной политике государства. Но как я думаю, теневой бизнес есть и будет всегда в любой стране. Определенная часть предпринимателей готова легализовать свой бизнес, но при условии снижения налогового бремени до приемлемого уровня. В нашей стране запредельно высокое совокупное налоговое бремя на российских товаропроизводителей (в среднем более 50 коп. на 1 рубль выручки), несмотря на тенденцию снижения совокупной доли начисленных налогов в добавленной стоимости, она составляет сейчас не менее 32 % что, как минимум, на 5 % превышает оптимальный уровень налогового давления на российскую экономику (примерно 27 %). На чрезмерность налогового бремени указывают такие «симптомы», как низкий уровень фактической собираемости налогов, не снижающая высокая задолженность предприятий по налогам и сборам (в среднем 25 % к доходам консолидируемого бюджета), массовый уход бизнеса в теневую сферу, об истинных масштабах которой можно лишь догадываться. Существенное снижение налогового бремени, несомненно повысят доверие к Правительству, что позволит получить дополнительные неналоговые доходы от государственного имущества, выпуска государственных займов…

Формирование и распределение средств бюджета на всех уровнях бюджетной

системы – объемный и многоэтапный процесс, охватывающий социальную,

экономическую, финансовую и другие сферы деятельности государства.

Если обратиться к российскому историческому опыту в сферу управлени

бюджетной системой, то, например, в период существования СССР общее

управление финансовой системой, в том числе и бюджетной системой, было возложено на высшие органы государственной власти и государственного управления, которые разрабатывали и утверждали законы, постановления и другие документы о регулировании финансовых отношений, о государственном бюджете и его исполнении.

В настоящее время в субъектах Федерации управления использованием бюджетных средств возложено на территориальные финансовые органы. Субъектами предварительного контроля выступают органы государственной власти (в процессе составления, рассмотрения, утверждения и распределение лимитов и смет расходов) на региональном и местном уровнях. Я хотела бы привести утвержденные программы по Ростовскому областному бюджету на 2007г.

Утвержден областной бюджет на 2007 год по расходам в сумме 62070125,4 тыс рублей, по доходам в сумме 59426322,5 тыс. рублей.

Предусмотрены субсидии из Фонда софинансирования социальных расходов на

____________________________________________________________________

Бекетова О.Н. Налоговое бремя и налоговые пределы в современной России/ в сборнике научных трудов: Финансовые проблемы переходной экономики. 2001 год.

исполнение расходов бюджетов муниципальных районов и городских округов:

По проведению противопожарных мероприятий, приобретению и монтажу противопожарной сигнализации и разработке проектно - сметной документации на производство работ для муниципальных бюджетных образовательных учреждений;

По приобретению программного обеспечения и его сопровождению оплате услуг кредитных организаций по зачислению компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

На улучшение питания учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений из малоимущих семей.

Утверждены в составе расходов бюджета субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление расчетов с поставщиками услуг за предоставленные в декабре 2006 года меры социальной поддержки ветеранам труда и гражданам, приравненным к ним, реабилитированным лицам, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и членам семей, детям их многодетных семей, отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также бюджетные ассигнования на осуществление расчетов с поставщиками услуг за предоставленные в декабре 2006 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан: инвалидов, ветеранов, гражданам подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний.

Увеличены суммы бюджетных кредитов, предоставляемых в 2007 на:

· кредитование муниципальных образований для строительства жилых домов в

_____________________________________________________________________________________

«О внесении изменений В Областной закон «Об областном бюджете на 2007 г

целях реализации мероприятий по содействию гражданам в приобретении

· (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности;

· поддержку сельхозтоваропроизводителей Ростовской области на цели приобретения горюче-смазочных материалов;

· поддержку сельхозтоваропроизводителей Ростовской области на цели приобретения семян.

Областной закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Если вы действуете в нарушениях правил, вас штрафуют: если вы действуете по правилам, вас облагают налогом.

Лауренс Дж.Питер, американский писатель

Заключение.

В своей работе я думаю, рассказала как раскрываются основопологающие понятия в области бюджета.

Налоговая политика – это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества, и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества. Налоговый механизм представляет собой систему правовых норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системы страны и ее функционирования. Конечно, фундаментом для построения налогового механизма является налоговое законодательство, устанавливающее конкретные субъекты, ответственные за реализацию функций управления налоговой системой страны.

Цели налогового контроля

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании - это отчисления от федеральных налогов. Оценивая современную российскую действительность, следует отметить, что бюджетно-налоговые права органов власти субъектов РФ и муниципалитетов ущемлены. Это касается завышения их расходных обязанностей по сравнению с их имеющимися в их распоряжении доходными источниками. Доля собственных доходов в общей сумме доходов местных и региональных бюджетов составляет всего 12-35 %, территориальные органы власти чаще всего не имеют возможности влиять на основные элементы (ставки, льготы) собственных налогов и оставлять их у себя в полном объеме. Таким образом - это мешает сформировать и реализовывать на низовых уровнях собственную территориальную бюджетную политику. Еще одним недостатком бюджетно-налогового права в России является нестабильность бюджетно-налогового законодательства. Принимаемые Правительством РФ различные программы развития бюджетного федерализма и межбюджетных отношений на субфедеральном уровне не имеет статуса закона, а поэтому полнота их реализации вызывает сомнение. До 80 % налоговых доходов территориальных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов, что говорит о жестокой их зависимости от вышестоящих уровней государственной власти. Что подрывает развитие перед российским правительством и органами власти субъектов РФ стоит важнейшая задача создания такого налогового режима, который с одной

_______________________________________________________________________________

Налоговая политика России: проблема и перспективы / Под редакцией

И.В.Горского. Финансы и статистика, 2003 год.

стороны, обеспечит полный и своевременный сбор налогов, необходимых и достаточных для финансирования разумных государственных расходов, а с другой стороны, благоприятные условия для стабилизации экономики, развития производства и роста благосостояния граждан. Действующая же в настоящее время налоговая система не в состоянии в полной мере выполнять эту задачу. Важнейшей причиной этого является нежелание (сознательное или подсознательное) разработчиков и субъектов управления налоговым процессом отойти от стереотипных подходов в налоговой политике, сформированной еще в начале 90-х годов. Один из них – ориентация налоговой системы и элементов отдельных налогов (ставок, объектов) на выполнение преимущественно фискальных задач, т.е. стереотип излишней фискальности. Например, в законе о конкретном налоге закладывается заведомо завышенная ставка в расчете на получение с большего своей нормальной доли. Однако на самом деле высокие ставки «пугают» плательщиков, заставляют их уклоняться от налогов, а в результате бюджет недополучает не только начисленную завышенную, но и «нормальную» сумму налога.

Я считаю что, высокие ставки налогов подрывают экономическую активность, и чем они выше, тем дороже это обходиться обществу. Даже после существенных изменений, внесенных принятыми уже на данный момент главами части второй НК РФ, действующая налоговая система продолжает оказывать угнетающее воздействие на развитие производственной сферы российской экономики. Такое состояние, когда у законопослушных налогоплательщиков, полностью уплачивающих все налоги, не остается достаточно финансовых ресурсов для инвестирования затрат на развитие производства обновления изношенных основных фондов, принято характеризовать как неблагоприятный налоговый режим, толкающий предприятия к сокрытию объектов налогообложения. Главное условие стабильности – отражение каждым бюджетом всех форм финансовых взаимоотношений государства и общества. Я считаю, необходима обязательная публикация бюджетной отчетности по всем разделам бюджетной классификации на всех уровнях бюджетной системы, а также прозрачность процедур осуществления закупок товаров и услуг для государственных нужд. Должны использоваться обоснованные критерии при проведении конкурсов, а также предоставлять возможность участия в конкурсах всем производителям соответствующих товаров и услуг. При таких условиях приоритет должен отдаваться отечественным производителям. Это, будет способствовать рациональному и эффективному использованию бюджетных средств и углубленной реализации функций власти. Налоги и сборы являются сердцевиной существования любого государства. В рыночной экономике налоги – один из важнейших рычагов государственного влияния на экономические процессы, они служат теми «кровеносными артериями», по которым происходит финансовое наполнение бюджетов различных уровней для реализации жизнеобеспечивающих функций государства. Понимание налогоплательщиками объективной необходимости уплаты налогов во многом определяются уровнем налоговой культуры общества, которая не может быть сформирована без адекватного образовательного процесса подрастающих поколений.

ВЫВОД 2. Можно и даже нужно через систему образования, средства массовой информации, наглядную агитацию, формировать у россиян осознанное представление о том, что налоги являются не только принудительным отчуждением имущества, но и установленным платежом за потребляемые каждым гражданином общественные блага. В сегодняшней ситуации, когда подавляющее большинство населения стало исправно платить налоги, положение существенным образом изменилось. Ведь совсем несколько лет назад не платить налоги было «правилом хорошего тона».

И в заключении хочется сказать что, налоговая политика не отражает рыночной мотивации российской экономики, не создает стимулов налогоплательщикам, стимулирует сокрытие объектов налогообложения. На самом деле высокие ставки «пугают» плательщиков, как я уже подчеркивала, заставляют уклоняться от налогов, а в результате бюджет недополучает не только начисленную, но и «нормальную» сумму налогов. Итак, на всех этапах экономического развития стратегическая цель бюджетной политики - это обеспечение финансовой и социальной стабильности в государстве. Политика любая, в том числе и бюджетная, может считаться действенной, если такая политика обязательна для исполнения, иначе она превращается в пустой политический лозунг, вырождается в политическую трескотню. Реализация принципа обязательна не только от исполнителей, но и, от законодателей власти.

Налоги для государства то же, что парус для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его.

Екатерина II , российская императрица.

Список использованной литературы:

1.Современная экономика.// Учебное пособие – профессор Мамедов О.Ю.

2.Налоги и налогообложение – второе издание д-ра экон. Наук, проф. И.А.Майбурова.

3.Мировая экономика: основы – Г.А. Голева, В.И. Самофалов.

4.Ценнообразование – Т.Г. Евдокимова, Г.А. Маховикова.

5.Бюджетный кодекс Российской Федерации – Система гарант Платформа

6.Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации – Т.М. Ковалева, С.В.Барулин.

7.Бюджет и бюджетный процесс в РФ. Т.М. Ковалева// Изд-во Рос. Экон. Акад. им. Г.В. Плеханова.

8.Исторические типы финансов. Ю.М.Березкин. Иркутск 2000.

9.Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б.Поляка, 1999.

10.Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие/ Е.А. Чернышов, Н.П. Молчанов, А.А. Новикова, Т.А. Салтанова, 2000.

11.О функциях налогообложения и о регулятивном значении налогов в экономике // Налоги. 2000. №1 А.В.Брызгалин.

12.Федеральные и налоги и сборы с организаций: Учебник / Под. Ред. Л.П. Павловой, Л.И. Гончаренко.

13.Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. Д.Г. Черника, 2005.

14.Экономика льгот. // Общество и экономика. 2003. И.Николаев, И.Шульга.

15.Организация налогового учета и налогового контроля: Учеб. Пособие Н.А. Попонова, Г.Г. Нестеров, А.В. Терзиди, 2006.

17. Федеральные налоги и сборы с организаций. Под ред. Л.П. Павловой, Л.И. Гончаренко, 2004.

18. О природе несостоятельности российской фискальной системы. Е. О. Балацкий

19. Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-Ф3 статья 2, вступающие в силу с 1 января 2008г.

21.Налоги: реформы и практика. Пепеляев В.Г.

22. Понятийный аппарат микроэкономики. доц.И. Шелкова

23. «Известия» от 10 февраля 2008 г. Статья «Областной бюджет впервые заглянул на годы вперед».

ВВЕДЕНИЕ

1. Налоги в системе финансовых отношений

2. Роль налогов в перераспределении национального дохода

3. Функции налогов (фискальная и регулирующая)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Цель данной работы – проанализировать социально-экономическую сущность налогов.

1. Налоги в системе финансовых отношений

Налоговые отношения являются составляющей частью финансовых отношений. С их помощью происходит: формирование фондов денежных средств государства, необходимых ему для выполнения соответствующих его функций; перераспределение национального дохода; регулирование и стимулирование экономики.

Финансовая категория налогов носит объективный характер, отражает действующие финансовые отношения, которые имеют место в обществе. Эта категория выражает общие закономерности свойственные всем финансовым отношениям, так как налоги находятся в тесной взаимосвязи с другими финансовыми категориями (государственными расходами, государственным кредитом, ценой, заработной платой). И поэтому требовать уничтожения налогов, значило бы требовать уничтожения самого государства. Другое дело в вопросе реализации принципов равенства и справедливости налогообложения. Государство может максимально реализовывать возложенные на него социальные функции при условии построения максимального налогообложения хозяйствующих субъектов. Таким образом, если налогоплательщик отдает часть своих доходов в пользу государства, то он вправе рассчитывать на выгоду от реализации социальных программ государства.

Финансовые отношения охватывают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. По мере развития производительных сил, роста национального богатства реализуются и финансовые отношения. Первичные доходы образуются в сфере производства товаров и услуг и составляют стоимость созданного в стране ВВП, ВВП в свою очередь включает в себя оплату труда, валовую прибыль экономики и налоги. При этом налоги формируют доходы государства, как регулятора экономики и условий хозяйствования. Распределительные отношения проявляются в форме финансовых отношений, которые включают в себя налоговые на стадии распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Источником налогов при этом выступает новая стоимость национального дохода, который включает стоимость необходимого продукта и прибавочного продукта в виде денежных доходов принадлежащих членам общества. Первичное распределение национального дохода дополняется вторичным распределением, точнее перераспределением, где налогам принадлежит главная роль. Налоги, как часть новой стоимости принудительно мобилизуется государством, для осуществления своих функций.

Первая форма проявления сущности налогов - это денежные взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. Так что минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на выполнение его ос­новных функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Сейчас налоги - важнейший источник средств государственного бюджета (90% всех поступлений). От того, насколько правильно построена налоговая система, организован сбор налогов, зависит эффективное функционирование национальной экономики.

Варьирование налогами и налоговыми льготами (скидками и освобождениями) позволяют воздействовать на динамику и структуру экономики, на капиталовложения и занятость, темпы развития НТП, осуществление социальной политики, обеспечение соответствующего распределения доходов и богатства. Налоговая политика может устранять и сглаживать присущие рынку дефекты, стихийно складывающиеся пропорции между сбережениями и инвестициями, доходностью различных сфер хозяйства.

Социально-экономическая сущность налогов проявляется через их функции.

Выделяют три важнейшие функции:

1)фискальная - обеспечение финансирования государственных расходов;

2)регулирующая - предполагает государственное регулирование экономики, перераспределение в этих целях финансовых потоков;

3)социальная - поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Все налоги содержат следующие элементы:

o объект налога - имущество или доход, подлежащие обложению;

o субъект налога - налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

o источник налога - то есть доход, из которого выплачивается налог;

Заключение

Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государству собираемые средства нужны для выполнения соответствующих функций: социальной, оборонной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества.

Косвенные налоги являются необходимой составной частью справедливого налогообложения. Они позволяют более равномерно распределить налоговое бремя между плательщиками.

Унификация подоходного налога, сокращение дифференциации ставок косвенных налогов влечет за собой усиление социальной несправедливости, т.к. с большего дохода будет отчисляться меньший взнос в процентном исчислении в пользу государства для последующего распределения.

Безусловно не все высокие доходы идут на потребление товаров и услуг, часть их идет на накопление и сбережение, которые в основной их части налогами не облагаются, за исключением покупки золота в слитках. Однако в дальнейшем опосредованно эта часть доходов также попадает под косвенное налогообложение.

Современные косвенные налоги являют пример развития передовой финансовой мысли. Именно косвенные налоги претерпели самые крупные изменения в финансовой практике. Суммарные косвенные налоги приобрели черты налогов прогрессивных и пропорциональных.

Библиографический список

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации

5. Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. Бюджетная система РФ. Москва, Юрайт, 2008 г.

6. Гуккаев В.Б. Налоги и учет. Москва, Бератер, 2009 г.

7. Под ред.А.Н. Козырина. Система налогов и сборов России. СПб, Питер, 2004 г.

8. Нефедов Н.А. Налогообложение в России. Москва, Финансы и статистика, 2004 г.

9. Аникина М.В. Косвенные налоги. Налоговый вестник, 2009 г. №5, стр.7-10.

10. Аронов А. Налоговая система: реформы и эффективность. Налоговый вестник, 2008 г., № 5, стр.33-35.

11. Гуревич С.В. Косвенное налогообложение реформируемой налоговой системы., 2004 г., №3, ст.32-33.

12. Горленко И.И. О налоге на добавленную стоимость. Налоговый вестник, 2004 г., №3, стр. 19-22.

13. Гусев Д.В. Налоговый климат как фактор привлечения иностранных инвестиций. Финансы, 2000 г., №5, стр. 20-25.

14. Коркин А.В. Совершенствование налогового законодательства. Налоговый вестник, 2004 г., №7, стр.15-18.

15. Лазовая А.Н. НДС в торговых отношениях РФ с государствами. Налоговый вестник, 2007 г., №4, стр.59-61.

16. Петров Ю. Селективная финансовая политика: Повышение собираемости налогов. Экономический журнал, 2008 г., №4, стр.12-15.

17. Петров М.Н. НДС: проблемы и перспективы. Деньги и кредит, 2004 г., №2, стр.5-8.

18. Хромова Н.А. Косвенные налоги. Налоговый вестник, 2008 г., №1, стр.39-40.

19. Хромова Н.А. О привлечении косвенных налогов субъектами малого предпринимательства. Налоговый вестник, 2007 г., №8, стр.5-8.