Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Экологические проблемы в африке статистика. Доклад эксперта: «Продовольственная проблема Тропической Африки

В отличие от таких регионов, как Восточная Азия, Латинская Америка, Африку нельзя назвать актором в современном геополитическом пространстве. Как отмечает выдающийся американский ученый И.Валлерстайн, «Африка была исключена из нашей современной миросистемы, и можно полагать, что в случае сохранения нынешних политических, экономических и культурных механизмов регулирования миросистемы на протяжении 25-50 лет, тенденция к исключению из нее Африки и африканцев будет усиливаться» . Можно назвать две основные причины отстраненности Африки от мировых геополитических процессов.

Первая заключается в фактическом отсутствии интеграционного процесса, с помощью которого регионы позиционируют себя как акторы геополитики, действующие в интересах региональной и мировой безопасности. В Африке нет движений, которые бы составляли силу региональной интеграции, наподобие тех национально-освободительных движений, которые сформировались еще в колониальную эпоху и активно боролись за национальную независимость, были направлены против разделительного партикуляризма в рамках одного государства. Добившись национальной независимости, национально-освободительные движения распались, «никакие другие политические силы не заполнили образовавшийся вакуум и не смогли аналогичным способом мобилизовать национальное сознание, и такие силы пока не появились» .

В отличие от Азии, где после колониализма очевидной была тенденция к консолидации, в результате которой, например, Индия, Индонезия, Малайзия стали крупнее, в Африке имела место тенденция к фрагментарности, основной причиной которой было то, что «административные границы каждой колонии были проведены без учета этнической и племенной идентичности; более того, колониальные власти нередко даже считали полезным разделять этнические или племенные группы, чтобы затруднить возникновение сплоченной оппозиции колониальному владычеству» . Результатом этого стали постоянные этнические и племенные конфликты и войны. Единению Африки препятствует и снижение легитимности государств. Государства в Африке не способны обеспечивать безопасность и социальную поддержку населению. В Африке нет ни одной страны, располагающей достаточными геополитическими ресурсами, чтобы доминировать в регионе, стать инициатором и лидером регионального интеграционного процесса.

Пожалуй, только Нигерия и ЮАР в состоянии играть некоторую существенную роль за пределами непосредственно прилегающего к ней региона. Делу объединения африканских стран не может служить и распространение в регионе демократии. В Африке нет прочно установившихся демократических государств, за исключением ЮАР. С 1990 года выборы с участием нескольких партий прошли в 48 африканских странах к югу от Сахары, что породило надежду на избавление в регионе от авторитарных руководителей и свирепствующей коррупции. Хотя демократия несколько приоткрыла африканскую политику и принесла людям свободу, она также создала хаос и нестабильность, ибо чрезмерное значение в регионе придавалось многопартийности выборов, а базовые принципы либерального правления фактически игнорировались. «Идею лояльной оппозиции – самую суть современной парламентской демократии, – отмечает Г.Киссинджер, – трудно реализовать в случае, когда оппозиция рассматривается как угроза национальному единству, а принадлежность к ней приравнивается чуть ли не к государственной измене. По этой причине африканские страны столь склонны к гражданским войнам» .

Единственная межправительственная организация в Африке – это Африканский союз (АС), созданный в мае 2001 г. на базе Организации африканского единства (ОАЕ) и объединяющий 52 государства Африки. Основными задачами АС, которые фактически так и остались на бумаге, были провозглашены экономическая интеграция, ведение диалога с мировым сообществом с единых позиций, защита суверенитета, территориальной целостности государств-членов, содействие поддержанию мира, безопасности и стабильности на континенте, эффективное разрешение региональных конфликтов. Парламент Африканского союза, в который входят 265 членов национальных законодательных органов из 54 стран континента и который создавался для продвижения демократии, осуществления тесного политического сотрудничества и обеспечения экономического роста стран Африки, оказался на грани банкротства из-за того, что ведущие страны континента, такие как Ливия, Нигерия, Алжир, Египет и Южная Африка, не платят членских взносов.

Вторая причина отстраненности Африки от мировой геополитики заключается в том, что после окончания холодной войны у ведущих мировых держав в этом регионе не было насущных интересов в сфере безопасности. Если в годы биполярного мира и холодной войны, будучи стратегическими противниками, США и СССР, разрабатывая национальную геостратегию, уделяли специальное внимание африканскому континенту, ибо каждый из них был заинтересован в приобретении новых союзников, в усилении своего блока, то «с окончанием «холодной войны» вне Африки не осталось стран, которые были бы к ней враждебно настроены и стремились бы в ней доминировать, равно как и нет ни одной африканской страны, располагающей достаточными военными и экономическими возможностями, чтобы доминировать {на континенте} самой» . В связи с этим у США не было необходимости разрабатывать новую африканскую политику. Более того, после краха биполярного мира, краха СССР у США, ЕС и России возникли новые и более актуальные, первостепенные геополитические проблемы.

В последние годы крупные мировые державы обращают все большее внимание на африканский регион. Их интересы в Африке сосредоточены в сфере энергоресурсов – нефти и газа. На долю Африки приходится 7,4% мировых запасов нефти. Если на данный момент доля Африки в общемировой добыче составляет 12%, то к 2010 году на долю Африки придется 30% увеличения мирового уровня добычи жидкого углеводородного сырья и 25% сжиженного природного газа. Большая часть африканской нефти добывается на побережье Гвинейского залива в Нигерии, Экваториальной Гвинее, Камеруне, Габоне и Республике Конго. Кроме того, нефть поступает на мировой рынок из Анголы, Алжира, Чада. Обнаружены месторождения «черного золота» в Судане, Центральноафриканской республике, Мавритании, ведутся поиски нефти в Уганде. Самыми крупными производителями и экспортерами нефти являются Нигерия, Ангола, Алжир.

Большой интерес к африканской нефти проявляют Соединенные Штаты Америки, которые после 11 сентября 2001 года целенаправленно и активно ищут эффективные способы покончить с чрезмерной зависимостью от арабской нефти. Американские компании готовы инвестировать десятки миллиардов долларов в реализацию существующих и новых проектов в Африке. Вполне возможно, что США в ближайшее время увеличат свое военное присутствие в Африке для того, чтобы гарантировать безопасность поставок нефти. Например, островное государство Сан-Томе и Принсипи, обладающее значительными запасами нефти (по оценкам, 6-11 млрд. баррелей) уже пригласило американцев построить там базу ВМС и военный порт для патрулирования Гвинейского залива.

В последние годы серьезным соперником Соединенных Штатов в Африке в сфере энергоресурсов стал Китай, который предпринимает активные действия для получения доступа к сырьевым запасам Африки и обеспечения растущих потребностей своей экономики. Недавно Китай приобрел 45% акций огромного месторождения Akpo на глубоководном шельфе в Нигерии за 2,3 млрд. долл. США. Российские компании также проявляют интерес к энергетическим проектам в Анголе, Алжире, Египте, Ливии, Нигерии, Судане, что, безусловно, будет способствовать увеличению веса России в энергетическом секторе мировой экономики.

Вероятно, в перспективе в результате значительного повышения роли Африки в удовлетворении мирового спроса на энергоносители Черный континент может стать одним из мировых центров многополярного мира. Но в настоящее время еще трудно назвать нефть и газ Африки геополитическими ресурсами, благодаря которым регион становится финансово и экономически успешным, влиятельным и авторитетным в современном геополитическим пространстве. Несмотря на значительные поставки нефти на мировые, прежде всего американский, рынки, собственные нефтеперерабатывающие заводы Нигерии, например, пребывают в упадке и речь идет об их продаже. Внешний долг Нигерии на 1 января 2004 года достиг 30,9 млрд. долларов. Несмотря на увеличение доходов от продажи нефти и других природных ресурсов, регион Центральной Африки погряз в нищете.

Пока Африка является регионом, в большей степени дестабилизирующим современное геополитическое пространство. О существовании Африки в геополитическом пространстве напоминают периодически заразные болезни, которые распространяются отсюда по всему миру. Как отмечалось в декларации «Рост и ответственность в Африке, принятой на саммите «большой восьмерки» в Германии в июне 2007 г., «ежегодно ВИЧ/СПИД, туберкулез и малярия уносят жизни более 6 млн. человек во всем мире и угроза распространения этих и других инфекционных заболеваний особенно остро стоит в Африке; в Африке проживает 63% всех ВИЧ-инфицированных людей в мире. Более 80% жителей Африки, нуждающихся в антиретровирусной терапии, не имеют к ней доступа. Особую озабоченность вызывает постоянный рост числа инфицированных ВИЧ/СПИДом женщин и девочек» . Кроме того, локальные конфликты и войны в регионе, в результате которых требуется постоянная гуманитарная помощь, также периодически напоминают миру об Африке. Африка сегодня – это, прежде всего, вызов, на который должны серьезно и конструктивно реагировать авторитетные международные организации и ведущие страны мира. Большую помощь в решении многих проблем в Африке оказывает ООН. Лидеры стран G-8 на саммите в Германии в вышеназванной декларации также подтвердили свою твердую решимость выполнить обязательства по содействию развитию африканского континента, в частности продолжать списание задолженности в объеме до 60 млрд. долларов США, а также увеличить официальную помощь развитию Африки на 25 млрд. долларов в год к 2010 году. В документе «Рост и ответственность в Африке» нашла отражение и неожиданная инициатива американского президента Д.Буша – увеличить Глобальный фонд по борьбе с инфекционными заболеваниями по крайней мере на 60 млрд. долларов (половину суммы обязуются предоставить сами США).

Лебедева Т.П.. Геополитика

Одной из актуальных проблем африканского континента является повышенная конфликтогенность в этом регионе. Причиной является.

Прежде всего, причиной повышенной конфликтогенности в регионе являются сложные межэтнические отношения на континенте. Они обусловлены разнородным составом: в Африке проживает около 50 наций и народностей, около 3 тыс. племен. При этом государственные границы до сих пор весьма условны и часто не имеют ничего общего с историческими ареалами проживания населения. Непрерывные межэтнические войны и столкновения усиливают миграционные потоки. По данным ООН, общая численность беженцев на континенте в конце XX в. (в связи с войнами в Судане, Руанде и Буруни) составляла 7 млн человек. Региональные потоки рабочих-мигрантов направляются в основном в Нигерию, ЮАР, Габон и Берег Слоновой Кости.

Наряду с этническими конфликтами, африканская геополитика дополняется социальными и классовыми антагонизмами, не менее опасными и трагическими по своим последствиям. фТак, например, во второй половине XX в. в Африке произошло около 100 военных переворотов, более 50 войн, жертвами которых стали около 4 млн человек. При этом 18 войн можно отнести к числу гражданских, 11 попадают под определение геноцида и массового политического террора. 11 конфликтов считаются непогашенными и время от времени вспыхивают вновь. Помимо Нигерии и Либерии, гражданские войны и конфликты продолжаются в ряде африканских государств, особенно кровопролитные -- в Анголе, Конго (Заире), Сомали, Мозамбике, Руанде, Сьерра-Леоне. Борьба за ресурсы, власть или территорию неминуемо сопровождается кровавыми столкновениями, при этом традиционное сознание диктует бескомпромиссные, предельно жестокие формы борьбы, поэтому достижение компромиссов и налаживание сотрудничества в этих условиях становятся крайне проблематичными.

Таким образом, в настоящее время в Африке представлена практически вся палитра угроз, с которыми сталкивается человечество в начале XXI в.: межгосударственные и гражданские войны, межэтнические столкновения, голод, производство и вывоз наркотиков, эпидемии смертоносных болезней, включая СПИД (самый высокий уровень в мире), острые социально-демографические проблемы, неуправляемые потоки беженцев.

Ещё одно не маловажной проблемой стран Африки является экономический кризис. Что в условиях сложившегося мирового финансового кризиса ещё более обострился.

Многие аналитики видят причину углубления экономического кризиса в Африке в изъянах монетаристской модели развития, навязанной международными финансовыми институтами. В соответствии с этими рекомендациями считается, что достижение стабилизации возможно только путем последовательной либерализации экономики, сокращения государственного сектора и развития свободных рыночных отношений. В основе монетаристской концепции государственного регулирования лежит утверждение о том, что главное преимущество рыночной экономики -- конкуренция, поэтому государство должно вмешиваться в рыночные отношения только в том случае, если можно констатировать антиконкурентную деятельность экономических факторов на рынке.

Экономики стран Африки уже страдают от сокращения зарубежной помощи, экспорта африканских товаров и денежных переводов африканских трудовых мигрантов, а также роста цен на продовольствие и топливо на международных рынках. Африканский банк развития (АБР) уже снизил прогноз экономического роста в африканских странах в 2008 г. с 6,5% до менее 5%, что значительно ниже прогноза МВФ.В Кении, Кот-д"Ивуаре, Нигерии, Маврикии и других странах отмечается заметное падение цен на недвижимость. Особенно уязвимы перед воздействием мирового финансового кризиса африканские островные государства, в частности, Сейшельские острова, экономика которых чрезвычайно зависима от импорта. По данным правительства Сейшельских островов, долг этой африканской островной страны уже составляет 175% ее ВВП.

Министры финансов и председатели центральных банков африканских стран уже выразили озабоченность тем, что в 2009 г. страны Африки получат гораздо меньшую экономическую помощь от развитых стран, международных организаций и африканских трудовых мигрантов. Служившие ранее источниками денежных средств США, страны ЕС, Китай и Япония, чьи экономики пострадали в ходе кредитного кризиса, уже направили огромные средства на программы стимулирования своего экономического роста. В условиях экономического спада в развитых странах африканским трудовым мигрантам, проживающим за границей, грозит безработица, в результате чего сократятся их денежные переводы в страны Африки. Всемирный банк прогнозирует, что в 2008-2009 гг. доходы от денежных переводов в страны, расположенные южнее Сахары, снизятся как минимум на 1%, а по мере углубления финансового кризиса поступления от африканцев, проживающих вне Африки, могут сократиться на 6%.Несмотря на экономические проблемы, с которыми столкнутся африканские страны, экономисты из Кении усматривают в финансовом кризисе и позитивные следствия, возможные в отдаленной перспективе. По их мнению, африканские финансисты смогут извлечь уроки из кризиса и усилить кризисный менеджмент. В тяжелой экономической обстановке африканские страны будут вынуждены переориентировать направления экспорта, активизируя торговые связи с незападными странами. Кроме того, африканские экономисты надеются, что сокращение торгово-экономических связей с неафриканскими странами будет содействовать процессу открытия внутреннего рынка Африки.

Несмотря на крупные перемены в Африке в последние десятилетия, она пока остается, пожалуй, наиболее проблемным регионом мира. На континенте продолжают полыхать многочисленные вооруженные конфликты, которые только в самый недавний период привели к гибели миллионов людей. Весьма непростой, подчас хронически кризисный характер имеет социально-экономическая ситуация во многих африканских государствах. Настоящий бич региона - бедность, причем значительная часть населения стран Африки находится буквально на грани физического выживания. Нынешние темпы экономического роста (за единичными исключениями) не позволяют рассчитывать на скорое преодоление разрыва в уровне развития Африки и остального мира, который, напротив, продолжает увеличиваться. Все это усугубляется невыгодной для африканцев конъюнктурой на мировых рынках, массовым распространением на континенте опасных заболеваний, прежде всего ВИЧ/СПИД, туберкулеза, малярии, экологическими проблемами, засухами, наводнениями, другими природными катаклизмами. Неблагополучное положение в Африке препятствует полноценному участию стран континента в мировой политике и международных хозяйственных связях, превратилось в фактор, угрожающий уже не только региональной, но и глобальной стабильности. На миротворческие операции в регионе, гуманитарную помощь и постконфликтное восстановление отвлекаются огромные материальные и людские ресурсы. Всех членов международного сообщества затрагивают неконтролируемая миграция из зон вооруженных конфликтов за пределы Африки, связанные с этим проблемы распространения преступности, незаконного оборота наркотиков, инфекционных заболеваний. Необходимо учитывать и то, что нестабильность служит питательной средой для международного терроризма и разного рода экстремистских проявлений.

В этом контексте весьма важно, что происходящее в Африке встречает адекватную и все более активную реакцию со стороны международного сообщества, в т.ч. клуба наиболее влиятельных государств мира - "Группы восьми". Африка входит в сферу внимания "восьмерки" в течение уже достаточно длительного периода, но наиболее акцентированное звучание в ее повестке дня африканская тематика приобрела с 2001 г. Тогда на саммите в Генуе африканцы представили лидерам "Группы восьми" свою программу "Новое партнерство для развития Африки" (НЕПАД), нацеленную на превращение континента в зону мира и стабильности, его вывод на путь устойчивого экономического роста и развития. В этой программе, ставшей первым подобным документом, разработанным самими африканцами, декларируется собственная ответственность государств региона за свое развитие. В то же время подчеркивается необходимость максимально широкого содействия Африке со стороны мирового сообщества.

Африки имеют большое значение для всего мира, потому что это второй по размеру континент и население его превышает 1 миллиард жителей. Плотность населения в среднем составляет 31 человек на квадратный километр.

Масштабы

Экологические проблемы Африки затрагивают 55 стран, в которых есть 37 городов с населением более миллиона. Это на планете, поскольку он расположен в тропиках. Однако из-за величины территории можно выделить зоны с разными режимами климата.

Территории Африки, требующие решения экологических проблем, - это пустыни, леса тропического типа и многое другое. В основном здесь преобладают равнины, изредка нагорья и горы. Наивысшая точка - Килиманджаро, вулкан, возвышающийся на 5895 метров над уровнем моря.

Небрежение

Правительства стран континента не слишком обращают внимание на экологические проблемы Африки и пути их решения. Мало кто заботится о том, чтобы сократить вредоносные воздействия на природу. Современные технологии по не внедряются. Не решаются экологические проблемы Африки по сокращению или полному устранению отходов.

Значительное внимание нужно уделить таким отраслям, как тяжелая и легкая промышленность, обработка металла, разведение животных, и аграрному сектору так же, как и машиностроению.

Экологические проблемы стран Африки обусловлены тем, что при изготовлении тех или иных благ пренебрегают техникой безопасности, вредные выбросы не очищаются и попадают в атмосферу в необработанном виде, большое количество сточной воды уходит в водоемы.

Основные негативные факторы

Химические отходы попадают в природную среду, загрязняя и портя ее. Экологические проблемы Африки возникают, потому что ресурсы расходуются хаотично, а не рационально и продуманно.

Земля эксплуатируется, города слишком наводнены людьми, которые живут в бедности. Безработица в населенных пунктах порой достигает 75%, что является критическим уровнем. Специалистов готовят плохо. Так что окружающая среда деградирует, как и человек - неотъемлемая ее часть.

На самом деле этот континент имеет уникальный животный мир и растительность. В местной саванне можно найти красивые кустарники, маленькие деревья типа терминалии и буша, а также много прочих красивых видов. То же самое можно сказать о зверях. Однако львы, гепарды, шикарные леопарды и прочие жители местных территорий очень страдают от браконьеров, чья преступная деятельность не пресекается государством на должном уровне.

Исчезновение грозит уже очень многим представителям живой природы, а кто-то и вовсе исчез с лица земли. Например, раньше здесь можно было встретить кваггу, которая является близким родственником зебры, тоже непарнокопытным созданием. Теперь же она полностью истреблена. Сначала люди приручили это животное, но затем так злоупотребляли его доверием, что довели до вымирания. В дикой природе последнюю такую особь убили в 1878-м. Их пытались сохранить в зоопарке, но и там их род прервался в 1883 году.

Гибнущая природа

Экологические проблемы Северной Африки в основном состоят в опустынивании, что связано с неконтролируемой вырубкой лесных массивов, которая распространяется на все новые территории, опустошая их. Таким образом, деградируют, почвы подвержены эрозии.

Отсюда и появляются пустыни, которых на континенте и так достаточно. Становится меньше лесов, которые являются создателями кислорода.

Экологические проблемы и центра во много заключаются в уничтожении массивов тропического сектора. Также опасным и вредящим природе местом является образовавшийся на континенте своеобразный город, выполняющий функции свалки, под названием Агбогблоши.

Он создан в северо-западной части континента близ столицы Ганы - Аккры. Это место «упокоя» отходов электроники, собранных по всему земному шару. Здесь можно увидеть старые телевизоры и детали компьютеров, телефонов, сканеров и прочих подобных приспособлений.

Из такого мусора в землю попадает ртуть, вредная соляная кислота, ядовитый мышьяк, различные металлы, пыль свинца и прочие виды химических соединений в ужасающих количествах, превышающих всякие норы и дозы концентрации в несколько сотен раз.

В местной воде давно умерла вся рыба, птицы не решаются летать в здешнем воздухе, на почве нет травы. Люди, живущие неподалеку, умирают очень рано.

Предательство изнутри

Еще одним негативным фактором является то, что главы местных стран подписали договоры, в соответствии с которыми на эту землю ввозятся и хоронятся в ней отходы химической промышленности.

Это либо нежелание понимать опасности последствий, либо простой алчный порыв нажиться на разрушениях, причиненных природе собственного края. В любом случае все это чудовищным образом сказывается на окружающей среде и жизни людей.

Из развитых промышленных стран именно сюда везут токсичные вещества и радиоактивные соединения, образовавшиеся в процессе производства, поскольку переработка их будет куда дороже. Таким образом, в корыстных целях уничтожают не только представители других стран, но и те, кто должен опекать эту территорию и заботиться о ней.

Обеднение фауны

На протяжении 18-го столетия сократилась численность выдр, поскольку их мех пользовался большой популярностью. Ради «мягкого золота» люди пошли на это преступление перед природой. В 1984-м были открыты шлюзы плотины, из-за чего погибли 10 тыс. карибу, совершавших миграцию. Также пострадали тигры, волки и очень много прочих животных.

На западе континента стремительно вымирают носороги черного окраса. Специалисты по считают, что виной тому неконтролируемых действие браконьеров, которых очень привлекают рога этих животных, продаваемые по высокой цене на черном рынке.

Также страдают и белые представители вида, которых можно повстречать на севере. Около четверти видов млекопитающих, населяющих континент, близки к тотальному вымиранию. Земноводные исчезают еще стремительнее. Статистика постоянно обновляется, но приносит отнюдь не хорошие новости.

Если правительства всерьез не задумаются об охране окружающей среды, перечень проблем может только возрасти, так что в данный момент очень важно осуществление положительных перемен.

Вступив в новое, третье тысячелетие, мировая экономическая система остается крайне противоречивой и потому потенциально конфликтной. С одной стороны, все более активно идет глобализация мировой экономики, что ускоряет социальное развитие многих регионов мира. С другой стороны, сохраняются масштабные очаги отсталости, которые при условии действия тенденций, сформировавшихся во второй половине ХХ века, способны уже в ближайшем будущем сделать мир не менее, а более опасным, спровоцировать новые региональные конфликты, породить новые угрозы для здоровья и благополучия человека.

Одним из таких очагов отсталости является регион Африки южнее Сахары. По многообразию, масштабам и взаимопереплетенности социальных проблем регион отчетливо выделяется в развивающемся мире. В Африке южнее Сахары длительные неблагоприятные тенденции в области народонаселения, сочетаются с ужасающей бедностью, и большим неравенством в доходах, крайне неблагоприятной ситуацией в здравоохранении, образовании, высоким уровнем безработицы и масштабной вынужденной миграцией.

Корни социального кризиса суб-сахарской Африки имеют экономическую природу. Темпы экономического роста региона в 80-е и 90-е гг. были самыми низкими в мире. 33 из 45 государств Африки южнее Сахары относятся к наименее развитым странам. В структуре ВВП стран региона преобладают либо добывающая промышленность, как правило, представленная добычей одного — трех видов сырья, либо неэффективное сельское хозяйство, способное производить на экспорт также лишь узкий ассортимент продуктов. Низкая степень диверсификации производства оборачивается высокой нестабильностью доходов от экспорта и делает государства региона зависимыми от внешних заимствований. 31 страна Африки южнее Сахары относится по классификации МВФ к государствам с высокой степенью тяжести долгового бремени. В этих условиях большинство государств региона просто не располагают необходимыми ресурсами для проведения активной социальной политики. Положение также усугубляется тем, что в течение длительного времени достижение экономического роста рассматривалось в африканских странах (не без влияния некоторых международных экономических организаций) как самодостаточная цель, способная впоследствии чуть ли не автоматически преобразовать социальную сферу, что привело лишь к накоплению и приумножению социальных проблем региона.

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ

Со второй половины ХХ века темпы роста населения в Африке южнее Сахары были исключительно высокими, а в последнюю четверть стали самыми высокими из всех регионов мира. Среднегодовой рост населения в Африке южнее Сахары составлял в 1965-1980 г.г. — 2,7% , в 1980-2001 г.г. — 2,7% и по прогнозу Мирового банка должен составить 1,9% в 2001-2015 г.г . В результате доля населения региона в мировом населении достигла 11% в 2004 г., вырастет до 12,4% в 2015г . и (даже, если темпы роста регионального населения снизятся в последующие пятнадцать лет до 1,4%) составит не менее 14% в 2030 г . Подобные темпы прироста населения в условиях невысоких темпов экономического роста (3,9% в среднем за 2000-2004 гг.) не способствуют, а тормозят социально-экономическое развитие.

Складывающаяся в регионе крайне неблагоприятная демографическая ситуация — прямое следствие высокой рождаемости, которая составляет 39 человек в расчете на тысячу человек населения против 10-12 человек в развитых и 22-26 человек в других регионах развивающегося мира. Показатель рождаемости в Африке южнее Сахары более чем в два раза перекрывает показатель смертности, который, кстати, здесь тоже самый высокий из всех регионов мира (17 человек в расчете на тысячу человек населения) . При этом высокая рождаемость в Африке южнее Сахары сочетается с крайне низкой продолжительностью жизни. Так, ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляет здесь 46 лет, а ожидаемая продолжительность жизни лиц, достигших возраста 15 лет, — 41 год .

В результате демографическая нагрузка, то есть отношение лиц в дорабочем и послерабочем возрастах к лицам в рабочем возрасте, формируется в регионе в преобладающей степени за счет роста численности нетрудоспособной молодежи (лица от 0 до 14 лет) и при этом достигает запредельной величины — 0,9, в том числе — 0,8, если считать только по нетрудоспособной молодежи . Это самые высокие показатели из всех регионов мира. Причем на страновом уровне демографическая нагрузка в целом ряде случаев еще выше. В Чаде, например, она составляет 1,2, В Анголе и Демократической Республике Конго — 1,1, а в Бенине, Буркина-Фасо, Бурунди, Гане, Зимбабве, Республике Конго, Мадагаскаре, Мали, Нигере, Сьерра-Леоне, Эритрее и Эфиопии равна единице .

Высокая демографическая нагрузка сильно ограничивает возможности накопления, а значит сдерживает экономический рост. Это проявляется как в низкой норме валового накопления (доля инвестиций в ВВП региона составляет 19%) , так и в неизбежном выделении меньших средств на социальные нужды. В Африке южнее Сахары положение усугубляется тем, что подавляющее большинство государств региона относится к странам с низким уровнем дохода. Средний ВНД по региону составляет всего 450 долл., что в 58 раз ниже среднего подушевого ВНД развитых стран . Это самый низкий показатель из всех регионов мира. Итак, высокая демографическая нагрузка ведет в условиях Африки южнее Сахары лишь к умножению социальных проблем и, прежде всего, проблемы бедности.

БЕДНОСТЬ

Международный уровень бедности — это доход, обеспечивающий потребление менее чем на 2 долл. в день в ценах 1985г. или менее чем на 2,15 долл. в день в ценах 1993 г. Международный уровень чрезвычайной бедности (или иначе — сверхбедности) — доход, обеспечивающий потребление менее чем на 1долл. в день в ценах 1985 г. или менее чем на 1,08 долл. в день в ценах 1993 г. По данным ООН, в Африке южнее Сахары проживает 25% всех сверхбедных мира. В абсолютном выражении это 250-300 млн. человек или 36-44% совокупного населения региона . На страновом уровне показатель чрезвычайной бедности в целом ряде случаев еще выше. Например, менее чем на 1долл. в день вынуждено существовать порядка 70% населения в Центрально-Африканской Республике, 63% — в Замбии, 61% — в Буркина-Фасо и Нигере, 57% — в Сьерра-Леоне, 49% — на Мадагаскаре . Уместно также отметить, что если в других регионах развивающегося мира в последние 20 лет отчетливо проявлялась тенденция к сокращению численности сверхбедных, то в Африке южнее Сахары наблюдался постоянный ее рост.

Последствия такого положения дел катастрофичны для населения региона. Достаточно сказать, что почти в половине стран Африки южнее Сахары от недоедания страдает от 20 до47% детей в возрасте до 5 лет . Неутешительны и прогнозы сокращения масштабов сверхбедности в регионе. Эксперты Мирового банка полагают, что к 2015 г. численность населения, вынужденного существовать в Африке южнее Сахары менее чем на 1долл. в день, не только не сократится, но, наоборот, возрастет по сравнению с 1990 г. на 35% .

Высокий уровень сверхбедности сочетается в регионе с большим неравенством в распределении доходов. Почти в половине стран Африки южнее Сахары коэффициент Джинидоставляет от 40 единиц и выше, в том числе в десяти — более 50 единиц.

В качестве конкретных примеров можно указать Ботсвану и Лесото (коэффициент Джини — 63), Центрально-Африканскую Республику (61), ЮАР (58). Чрезвычайная бедность, с одной стороны, и высокая степень неравенства в распределении доходов, с другой, — главные причины социальной напряженности в регионе, порождающие гражданские и этнические конфликты.

КРИЗИС ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Неизбежным следствием неблагоприятных демографических тенденций в Африке южнее Сахары, низкого уровня доходов как государств, так и большей части населения выступает то крайнее напряжение, которое испытывает социальная инфраструктура региона и, прежде всего сфера здравоохранения. В расчете на тысячу человек населения в регионе приходится всего 0,1 врача и 1,1 места в стационарных медицинских учреждениях . Менее 58% детей в возрасте до 1 года проходят необходимую вакцинацию. Совокупные годовые расходы на здравоохранение составляют в Африке южнее Сахары в расчете на душу населения всего 29 долл. (против 2 735 долл. в развитых странах) .

В результате регион выступает эпицентром многих опасных заболеваний и, прежде всего, СПИДа, туберкулеза и малярии. Численность ВИЧ — инфицированных, например, оценивается здесь в 28,5 млн.человек, включая 2,6 млн детей в возрасте до 15 лет и 15 млн. женщин. На страновом уровне наибольшее распространение СПИД получил в Ботсване, Замбии, Зимбабве, Лесото, Малави, Мозамбике, Намибии и Свазиленде .

СПИД, малярия и туберкулез — одни из главных причин высокой смертности регионального населения. По оценкам ООН, 81% смертей, вызванных в мире СПИДом, 90%, вызванных малярией, и 23% мировых летальных исходов от заболевания туберкулезом приходятся на Африку южнее Сахары. Указанные заболевания выступают в современных условиях и значимым тормозом экономического развития региона. Подсчитано, что СПИД снижает здесь ежегодный рост ВВП в среднем на 0,5 — 2,6%. По другим оценкам, региональный ВВП был бы больше на 100 млрд долл., если бы за последние десятилетия удалось искоренить малярию. В африканских странах с высокой степенью распространения туберкулеза связанные с этим потери производительности труда оцениваются в 4-7% ВВП ежегодно . Таким образом, недостаточное внимание к здравоохранению, обусловленное в конечном итоге низким уровнем экономического развития стран Африки южнее Сахары, оборачивается еще большими экономическими проблемами и ведет по сути к консервации хозяйственной отсталости региона.

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В кризисном состоянии находится система образования стран Африки южнее Сахары. Быстрые темпы прироста населения вкупе с хроническим недофинансированием образования поставили образовательную инфраструктуру в регионе на грань выживания.

Государственные расходы на образование в странах Африки южнее Сахары являются самыми низкими в мире. При этом подавляющая часть расходов идет на школьное образование (на послешкольное остаются крохи), но и для школы этих денег катастрофически не хватает. Кроме того данные по целому ряду стран региона свидетельствуют о том, что начальное, среднее школьное обучение и высшее образование финансируются из государственных бюджетов большей частью на фонд заработной платы преподавателей. Так, в Кении на оплату преподавателей идет 96% государственных расходов на образование, в Демократической Республике Конго — 90%, в Танзании — 86%, еще в 14 странах, по которым имеются соответствующие данные, — от 68 до 86% . Нет необходимости доказывать, что при такой структуре государственных расходов на образование учебные заведения испытывают острый недостаток средств на материально-техническое обеспечение учебного процесса, что нередко приводит к отсутствию в образовательных учреждениях даже самого необходимого, например, учебников.

Общее количество учащихся в регионе проявляет тенденцию к росту. Вместе с тем, процентная доля посещающих даже начальную школу в расчете от соответствующей возрастной группы на протяжении последних двадцати лет увеличивалась крайне медленно и непоследовательно. Так, если в 1980 г. 80% детей соответствующей возрастной группы были охвачены начальным образованием, то в середине 80-х гг. — только 76%, а в 2000 г. — 86%. Среднюю школу в 1980 г. посещало 15% детей соответствующей возрастной группы, а в 2000 г. — 27% от соответствующей возрастной группы. Наконец, послешкольным образованием были охвачены 1% от соответствующей возрастной группы в 1980 г. и 4% в 2000 г.

Получается, что большинство детей в регионе если и оканчивают, то только начальную школу. Особенно трудная ситуация сложилась с обучением девочек. 36 миллионов девочек в странах Африки южнее Сахары вообще не охвачены школьным обучением. 50% девочек, поступивших в начальную школу, к четвертому году обучения покидают ее. Среднюю школу посещают только 10% девочек соответствующей возрастной группы против 36% мальчиков. В то же время, по данным Африканской федерации в поддержку женского образования, увеличение среднего периода обучения в школе для девочек всего на четыре года могло бы обеспечить 8-9 процентный рост сельскохозяйственного производства в регионе, а увеличение этого периода лишь на один год могло бы понизить детскую смертность примерно на 6 случаев в расчете на тысячу младенцев.

Именно с серьезными проблемами в школьном образовании связан высокий уровень неграмотности в регионе. В Африке южнее Сахары неграмотны 39% населения старше 14 лет. При этом на страновом уровне этот показатель часто гораздо выше. Например, в Нигере неграмотны 86% населения старше 14 лет, В Мали — 81%, в Чаде — 73%, в Сьерра -Леоне — 70%, в Бенине — 66%

БЕЗРАБОТИЦА

Серьезной проблемой стран Африки южнее Сахары является безработица. По социальным данным на 2003 г. региональный уровень безработицы составляет 10, 9% совокупной рабочей силы. (По этому показателю Африка южнее Сахары уступает только региону Ближнего Востока и Северной Африки (12,2%) .) Вместе с тем, достоверность уровня региональной безработицы в 10,9% вызывает сомнения и он представляется заниженным. Об этом косвенно свидетельствует ЮАР, где более тщательно ведется учет безработных, и где их численность составляла в 1998-2001 гг. более 23% национальной рабочей силы .

Безработица региона имеет ряд черт, которые еще больше обостряют проблему незанятости. В странах Африки южнее Сахары безработица носит преимущественно застойный характер. В отличие от большинства регионов развивающегося мира мужская безработица превышает женскую. В 2003 г. в Африке южнее Сахары безработица среди мужчин составляла 11,8% (11,6% в 2001 г.), а среди женщин — 9,6% (9,3 в 2001 г.) . Наиболее быстро растет городская безработица. Среди молодежи безработица в 3-4 раза выше, чем среди лиц среднего возраста.

К вышеуказанному необходимо добавить, что имеющиеся данные международной статистики об уровне и характерных чертах безработицы в Африке южнее Сахары далеко не полностью отражают реальную ситуацию с незанятостью. С одной стороны, наряду с собственно безработицей в регионе большое распространение получила неполная занятость. С другой стороны, значительных масштабов достигла занятость в теневом секторе региональной экономике, так называемая «неформальная» занятость. По некоторым данным последняя достигает в Африке южнее Сахары 72% от «световой» занятости в сферах промышленного производства и услуг .

ВЫНУЖДЕННАЯ МИГРАЦИЯ

Еще одной сложной социальной проблемой Африки южнее Сахары является вынужденная миграция. Согласно подходу, принятому в Верховном комиссариате ООН по делам беженцев, вынужденными мигрантами (беженцами) в отличие от мигрантов экономических считаются те, кто испытывают преследование по политическим расовым, религиозным, национальным мотивам или из-за принадлежности к определенным социальным группам. В соответствии с данным подходом в Африке южнее Сахары непосредственными причинами вынужденной миграции являются политические, этнические, религиозные, и гражданские конфликты, возникающие на фоне кризисной социально-экономической ситуации. Именно они порождают исход из стран Африки южнее Сахары значительных масс населения. На 1 января 2005 г. общая численность беженцев в мире оценивалась в 19,2 млн. чел., из них порядка 4,9 млн. приходилось на страны региона .

Вынужденная миграция в Африке южнее Сахары проявляется как в региональном, так и межрегиональном разрезе. Так, в 2004 г. по данным Верховного комиссариата ООН по делам беженцев во всем мире имелось 10 основных потоков вынужденных мигрантов. 5 из них приходились на Африку южнее Сахары и при этом носили преимущественно внутрирегиональный характер (см. нижеследующую таблицу).

Численность, происхождения беженцев в Африке южнее Сахары
и основные страны их приема (2004 г.)

Проблемы экономических систем

Проблемы развития экономической системы стоят достаточно остро на сегодняшний день, но если разработать грамотные мероприятия по повышению экономического потенциала государства и грамотно преподнести эту информацию как правительству, так и населению, то вполне можно значительно расширить экономический потенциал страны и как следствие экономический уровень развития.

К основным системам экономики, в которых кроются экономические проблемы можно отнести:

  • Экономическая система традиционного характера представляет собой целый сборник постулатов и традиций, на основании которого принимаются все решения экономического характера. Например, любую экономическую проблему в данном случае можно решить, опираясь на опыт и традиционную схему решения данной проблемы, которую опробовал ни один предприниматель. Такая хозяйственная система имеет свои определенные недостатки, например, решение экономических проблем, будет достаточно длительным, так как слабо используются новые технологии и инновации, что тормозит развитие предпринимательской деятельности;
  • Экономическая система рыночного характера представляет собой саморегулирующийся механизм, в основу которого положено произвольное рыночное формирование экономических отношений. В данном случае, надо сказать, что ни государство, ни общество не вмешивается в сами экономические проблемы, возникающие внутри рынка, эти проблемы разрешаются сами собой по средствам обмена, потребления, спроса и предложения и т.д.;
  • Экономическая система административного характера построена на централизованном управлении личностного характера. В данной система центр управления сосредоточен в единых руках, также здесь определяются основные направления развития системы, строятся прогнозы и разрабатываются планы и стратегии. Такие экономические вопросы как: что производить на рынок, кто будет целевой аудиторией производимого продукта, решается по средствам выполнения намеченных программ и концепций.

Характеристика Африки

Африка - это большой материк, поделенный на множество мини – государств.

Замечание 1

Надо отметить, что весь материк – это слабо развивающиеся страны, имеющие множество экономических, социальных, трудовых, экологических проблем.

Такое большое количество государств на одном материке, которые образовались после того, как распалась колониальная империя Великобритании, предположительно усложняют жизнь в Африке. Разные подходы в ведении хозяйства, разные политические, экономические и социальные взгляды вносят разлад между государствами.

Африка представляет собой географическую зону, где слишком мало пресной воды, много солнечных и жарких дней в году, технический и научный прогресс до этого континента просто не дошел. Большая численность населения в совокупности с низким уровнем жизни порождает множество проблем.

Основными причинами «отсталости» государств Африки от других стран мира послужило:

  • Долгое колониальное рабство. Народы Африки слишком долго находились во власти развитых стран мира, прежде все, Великобритании, Франции, Португалии и др. Это повлияло на слабое интеллектуальное развитие нации в целом. В современном мире – интеллект – это главное оружие в борьбе «за выживание»;
  • Слабый опыт существования в независимых условиях. Когда Африка отсоединилась от стран – колонистов, народ стал создавать собственные отдельные государства и общины, но ввиду слишком малого опыта в этой сфере развитие этих стран происходит очень медленно;
  • Отсутствие собственного капитала для создания общественных благ. После освобождения Африка начала новую политическую и экономическую деятельность, но строить ее было не на чем, так как финансирования и поддержки эти страны не получали, ввиду этого очень низкий уровень существования.

Итак, в Африке сложилась и продолжается по сегодняшний день сложная экономическая, политическая, социальная и др. ситуация, разрешение такой ситуации требует слишком длительного времени и больших инвестиций.

Экономические проблемы Африки

Экономических проблем в Африке более чем достаточно, их даже сложно перечислить, особенно в разрезе каждого государства в отдельности. Надо отметить, что в основе глобальных экономических проблем Африки лежат различные политические взгляды государств на общее развитие материка. Нестабильность политической обстановки также ухудшает экономическое состояние в целом и государств в отдельности.

Так, к основным экономическим проблемам Африки можно отнести:

  1. Мало экономических ресурсов. Африка богата песком, есть небольшие месторождения полезных ископаемых, но этого недостаточно для того, чтобы жить «хорошо». Африка с точки зрения ресурсов не интересна другим странам, а прежде всего, из-за отсутствия пресной воды и плодородного сельского хозяйства. Чтобы начать инвестиционную деятельность на территории этого материка, необходимо сначала обеспечить себя ресурсами первой необходимости, которых и так нехватка у местного населения;
  2. Практически отсутствие производства на территории материка. В Африке почти отсутствует промышленное производство, основными причинами этого стало: мало ресурсов, нет финансирования, тяжелые условия климата и т.д.;
  3. Слабое сельское хозяйство. Из-за тяжелых климатических условий сельское хозяйство Африки очень слабое, долгие засухи убивают урожай, также нет возможности использовать новые технологии в рамках сельского хозяйства. Все это приводит к экономическому кризису: нечем торговать на рынке, нечем кормить население.

Замечание 2

Некоторые страны мира пытаются помочь государствам Африки, но эта помощь не столь большая, чтобы поднять экономику материка в целом и его жителей.

Отдельные страны Африки нашли свою нишу на рынке и развиваются в экономическом плане лучше остальных, например: ЮАР, Египет, Тунис и др. Так, Египет и Тунис живут за счет туризма.

Таким образом, экономические проблемы Африки слишком серьезные, их разрешение требует усилий не только от государств материка, но и от всего мира, необходимо налаживать торгово – экономические связи, осуществлять программы поддержки и кредитования и т.д.