Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Тема: экономическая сущность налогов и основы налогообложения. Экономическая сущность и объективная необходимость налогов

Вариант №1

1. Сущность налога – это…

а) изъятие государством в пользу общества части прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности организации;

б) изъятие государством в пользу общества части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного платежа;

в) изъятие государством в пользу общества части добавленной стоимости;

г) изъятие государством в пользу общества части дохода, полученного юридическими и физическими лицами.

2. Экономическое содержание налога выражается взаимоотношениями между…

а) хозяйствующими субъектами и государством по поводу формирования государственных доходов;

б) организациями, индивидуальными предпринимателями и государством по поводу формирования государственных доходов;

в) хозяйствующими субъектами, гражданами и государством по поводу формирования государственных доходов;

г) хозяйствующими субъектами, признаваемыми налоговыми резидентами, и государством по поводу формирования государственных доходов.

3. Налог – это…

а) обязательный, индивидуальный, безвозмездный или возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

б) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц;

в) обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

г) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей.

4. Сбор – это…

а) обязательный взнос или платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами юридически значимых действий;

б) обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами юридически значимых действий;

в) обязательный взнос, взимаемый только с организаций, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами значимых действий;

г) обязательный взнос, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей.

5. Налогоплательщиками или плательщиками сборов могут быть признаны:

а) только юридические лица;

б) организации и физические лица;

в) юридические лица и их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;

г) организации и индивидуальные предприниматели.

6. Субъект налога – это:

а) организации и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

б) индивидуальные предприниматели и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

в) организации, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

г) организации и физические лица, которые являются резидентами РФ и на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы.

7. Налоговая ставка – это:

а) размер налога на единицу налогообложения;

б) размер налога на налогооблагаемую базу;

в) размер налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

г) размер налога, подлежащий уплате за календарный месяц.

8. Срок, установленный законодательством о налогах и сборах, определяется:

а) календарной датой;

б) истечением периода времени, но не более года;

в) календарной датой или истечением периода времени, указанием на событие, которое должно произойти;

г) календарной датой или указанием на событие, которое должно произойти в зависимости от того, что отражено в налоговой политике организации.

9. Источник выплаты доходов налогоплательщику:

а) организации или физическое лицо, от которого налогоплательщик получает доход;

б) юридическое лицо, от которого налогоплательщик получает доход;

в) организации и физические лица, или иной источник, от которого налогоплательщик получает доход;

г) государственное учреждение, выплачивающее доход налогоплательщику.

Вариант №2

1. Объектами налогообложения могут являться…

а) объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которой у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога;

б) объект, имеющий стоимостную характеристику, относящийся к имуществу, за исключением имущественных прав;

в) объект, имеющий стоимостную характеристику и относящийся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ, за исключением имущественных прав;

г) только операции по реализации товаров, работ и услуг на территории РФ.

2. Налоговый период – это…

а) календарный год, квартал, месяц, декада;

б) календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база;

в) любой период времени применительно к отдельным налогам;

г) год или квартал по согласованию с налоговыми органами в соответствии с учетной политикой организации.

3. Налоговая база – это…

а) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

б) только стоимостная характеристика объекта налогообложения, выраженная в рублях или иностранной валюте;

в) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, учитываемая по правилам бухгалтерского учета;

г) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, находящегося на территории РФ.

4. Какое из следующих положений является одним из принципов построения налоговой системы установленных НК РФ…

а) порядок предоставления налоговых кредитов;

б) уголовная ответственность за совершение налоговых правонарушений;

в) формы налогового контроля;

г) научный подход при установлении элементов налога.

5. Принципом налогообложения, сформулированным Адамом Смитом является…

а) принцип справедливости;

б) принцип срочности;

в) принцип эластичности;

г) принцип достаточности.

6. Сущность принципа удобства состоит в том, что…

а) налог должен взиматься в такое время и таким способом, который представляет наибольшее удобство для плательщиков;

б) система налогообложения должна быть рациональна;

в) способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;

г) уплата налога производится в денежном или натуральном выражении.

7. Недоимка – это…

а) сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

б) сумма налога или сбора, которая недоначислена и не уплачена в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

в) сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

г) сумма налога или сбора, не уплаченная по окончании календарного года.

8. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой

а) могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации;

б) имеют материальное выражение и могут быть реализованы в процессе внутренней деятельности организации;

в) имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц;

г) могут быть реализованы для удовлетворения потребностей только другой организации.

9. Не признается реализацией товаров, работ, услуг…

а) их передача на безвозмездной основе;

б) товарообменная операция;

в) передача основных средств при реорганизации организации;

г) передача товаров для собственного потребления.

Вариант №3

1. Пошлина – это…

а) денежная плата за совершение специально уполномоченными органами отдельных действий в интересах только физических лиц;

б) денежная плата за совершение специально уполномоченными органами отдельных действий в интересах только юридических лиц;

в) денежная плата за совершение специально уполномоченными органами отдельных действий в интересах физических и юридических лиц;

г) денежная плата или сбор за совершение специально уполномоченными органами отдельных действий в интересах физических и юридических лиц.

2. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложена обязанность…

а) по исчислению налогов налогоплательщика;

б) по исчислению и удержанию налогов только у физических лиц;

в) по исчислению и удержанию налогов только у физических лиц;

г) по исчислению и удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

3. Доходом признается экономическая выгода, выраженная…

а) только в денежной форме;

б) в денежной или натуральной форме, определяемая в соответствии с положениями НК РФ;

в) в денежной или натуральной форме, определяемая по данным бухгалтерского учета;

г) в денежной или натуральной форме, определяемая по данным бухгалтерского учета для резидентов России.

4. Дивидендами признается любой доход, полученный…

а) акционером организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим ему акциям;

б) работником организации при распределении прибыли;

в) акционером организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения;

г) налоговым резидентом РФ, при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим этому резиденту акциям.

5. Цена товара (работ, услуг) для целей налогообложения принимается…

а) как рыночная цена на момент совершения сделки;

б) как средневзвешенная величина, рассчитанная исходя из цен сделок, совершенных за календарный месяц;

в) как цена, указанная сторонами сделки, если иное не предусмотрено налоговым законодательством;

г) как рыночная цена на момент оплаты товаров (работ, услуг).

6. Взаимозависимыми лицами признаются…

а) головная организация и ее подразделения;

б) организации, расположенные на территории одного муниципального образования;

в) организации и физические лица, подлежащие постановке на учет в федеральной налоговой службе, расположенной на территории одного субъекта РФ;

г) физические лица и организации отношения между которыми могут оказать влияние на условия или экономические результаты деятельности.

7. Рыночной ценой товаров (работ, услуг) признается…

а) цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров на территории данного субъекта РФ;

б) цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров на территории данного экономического района;

в) средневзвешенная цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров на всей территории РФ.

г) цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров в сопоставимых экономических условиях.

8. При отсутствии на соответствующих рынках товаров (работ, услуг), сделок по идентичным товарам (работам, услугам) для определения рыночной цены используется

а) затратный метод;

б) цена однородных товаров, ввезенных на территорию России;

в) цена идентичных товаров, производимых в странах Западной Европы;

г) цена идентичных товаров, производимых в государствах – бывших республиках СССР, с которыми заключены договоры о торговом соглашении.

9. При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам) для целей налогообложения принимаются

а) рыночные цены (тарифы);

б) указанные цены (тарифы);

в) рыночные цены, определяемые в соответствии с НК РФ;

г) рыночные цены (тарифы), сложившиеся по месту постановки на учет налогоплательщика.

Вопросы для самоконтроля

1.Как взаимосвязаны изменения государственного устройства и налоговой системы?

2. Почему налоги являются необходимым условием существования государства?

3. Какова экономическая сущность налогов?

4.Дайте определение налога и сбора.

5. Между какими субъектами возникают налоговые отношения?

6. Какие функции присущи налогам?

7. Назовите элементы налогообложения.

9. Какие физические и юридические лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения?

10. Каково понятие «объекты налогообложения»?

11. Что такое облагаемая база и единица налогообложения?

12. Как определяется понятие «налоговая ставка»?

13. Что понимается под налоговым и отчетным периодом?

14. Может ли быть изменен срок уплаты налога или сбора региональным законодательством?

15. Какие существуют способы уплаты налогов?

16. Что представляет собой отсрочка или рассрочка по уплате налога?

17. Каково определение понятия «налоговый кредит»?

18. Назовите классические принципы налогообложения. Дайте их характеристику.

19. Назовите методы налогообложения.

20. По каким признакам можно классифицировать налоги:

* на федеральные, региональные и местные;

* на налоги с физических, юридических лиц, с физических и юридических лиц;

* на целевые, общие и чрезвычайные;

* на прямые и косвенные;

* на закрепленные и регулирующие.

Назовите в качестве примеров налоги, входящие в каждую из перечисленных групп.

21.Законодательные органы субъектов РФ установили новый региональный налог на граждан, не имеющих детей. Правомерны ли эти действия? Ответ обоснуйте.


Похожая информация.


Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством взнос, уплачиваемый лицами, признанными налогоплательщиками, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Именно в налогах концентрируется вся совокупность складывающихся в любой национальной экономике интересов вне зависимости от уровня развития, форм организации общества и государственного устройства страны. Из этого следует, что налог является комплексной категорией, т.е. одновременно экономической, финансовой и правовой.

Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся между государством и юридическими и физическими лицами, носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжение государства. Налоги представляют собой одну из важнейших форм реализации государством своего экономического права на получение части созданного в результате чистого дохода.

Вместе с тем налог - это финансовая категория. Налоги характеризуются общими свойствами, присущими всем финансовым отношениям, носят объективный характер, базируются на существовании различных форм собственности, реализуются через общественную форму движения, т.е функции, и специфически выражают одну из частностей реально существующих финансовых отношений.

Одновременно налог является и правовой категорией. Налоги выражают объективные юридически формализованные отношения государства и налогоплательщиков в форме налогового законодательства, базовой составляющей государственного финансового права. Налог потому и является нормой права, что иначе, как по закону, он уплачен быть не может.

Одновременно объединяющим началом всех налогов являются их элементы.

Собственно через эти элементы в законах о налогах и устанавливается вся налоговая процедура:

  • - субъект налога (налогоплательщик) - то лицо, юридическое или физическое, на которое по закону возложена обязанность платить налог;
  • - объект налогообложения - действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению (имущество, прибыль, добавленная стоимость, сделки по купле-продаже товаров, иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику);
  • - источник налога - валовый внутренний продукт (ВВП);
  • - единица обложения (масштаб налога) - определенная законом количественная мера измерения объекта обложения (по налогу на доходы физических лиц - рубль);
  • - налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, только та часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка;
  • - налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога;
  • - налоговая ставка (норма налогового обложения) - величина налога на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими), процентными, маргинальными, фактическими и экономическими.
  • - налоговые льготы - полное или частное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством;
  • - налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком с одного объекта обложения. Существует три способа взимания налогового оклада: у источника, по декларации, по кадастру.

Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений, взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика.

Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства, инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Функции представляют собой формы движения налогов как финансовой категории, предопределяют их роль и значение во всей совокупности финансовых отношений; реализуют то или иное значение налога, во взаимодействии образуя систему; предопределяют государственную налоговую политику и ее влияние на экономическую ситуацию в стране.

Рассмотрим суть и механизмы налоговых функций.

  • 1) Фискальная функция (от лат. Fiscus - фиск, т.е государственная казна) является основной функцией налога. Она носит всеобъемлющий характер, распространяется на все физические и юридические лица, которые согласно действующему законодательству обязаны платить налоги; характерна для любого налога, любой налоговой системы любого государства. Благодаря этой функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. в процесс перераспределения части стоимости ВВП, происходит огосударствление строго необходимой части ВВП. Именно она предопределяет появление и проявление других функций налога.
  • 2) Распределительная функция - функция, выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.
  • 3) Стимулирующая функция - оказывает воздействие на сам процесс воспроизводства. Её практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок, льгот, вычетов, кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Как и распределительная, она направлена на обеспечение устойчивого развития как экономики в целом, так и отдельного хозяйствующего субъекта; в основном посредством определенной мотивации хозяйствования ориентирована на микроэкономические процессы.
  • 4) Контрольная функция - тесно связана с распределительной и фискальной функциями. Механизм ее проявляется в проверке эффективности хозяйствования и в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Развитая контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступления налогов в государственный бюджет, препятствует уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики, поскольку уплата налогов с доходов означает признание их законности и, напротив, сокрытие доходов от налогообложения в силу их нелегального характера преследуется государством; она обеспечивает необходимый уровень устойчивой мобилизации налоговых доходов в государственный бюджет, который должен быть достаточным хотя бы на минимальном уровне для качественного выполнения государством конституционных функций.

Недостаточно обоснованным представляется объединение некоторыми экономистами распределительной, стимулирующей и контрольной функций в одну регулирующую функцию или выделение регулирующей функции в качестве дополнительной пятой функции налогов. Хотя, безусловно, с того момента, как государство стало выступать активным участником организации хозяйственной жизни общества, появилось и налоговое регулирование. Действительно налоговое регулирование неразрывно связано с воспроизводственным процессом в целом и развитием отдельных отраслей и сфер.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государственный взнос, уплачиваемый лицами, признанными налогоплательщиками, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Он является одновременно экономической, финансовой и правовой категорией. Налог характеризуется основными признаками и элементами. Сущность налогов в условиях формирования рыночных отношений проявляется через фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную функции.

Таблица 2.Классификация налогов

Классификации налогов

Виды налогов

по принадлежности к уровню власти

государственные

по субъекту уплаты

налоги, взимаемые только с юридических лиц

налоги, взимаемые только с физических лиц

налоги, взимаемые как с юридических, так и с физических лиц

по принадлежности к звеньям бюджетной системы

закрепленные

регулирующие

по методу взимания

косвенные

по способу обложения

налоги, взимаемые у источника

налоги, взимаемые по декларации

налоги, взимаемые по кадастру

по применяемой ставке

пропорциональные

прогрессивные

регрессивные

но назначению

специальные

по источнику обложения

налоги, уплачиваемые из прибыли

налоги, уплачиваемые за счет издержек

налоги, относимые на уменьшение финансового результата

налоги, уплачиваемые с общей суммы выручки

по объекту обложения

реальные (имущественные)

ресурсные (рентные)

вмененные

взимаемые с фонда оплаты труда

Выводы: классификация налогов имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как оно характеризует налоговую систему в целом. С ее помощью осуществляется анализ системы налогообложения и делаются необходимые выводы для ее дальнейшего совершенствования. Особое значение имеет деление налогов на прямые и косвенные. Соотношения налогов в части властных полномочий позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента регулирования межбюджетных отношений.

А148. Бюджетная система РФ включает в себя бюджеты всех уровней и бюджеты фондов: а) внебюджетных

А149. Счетная палата РФ осуществляет финансовый контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджета: а) федерального.

А150. Дотация - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на основах:

а) безвозвратной и безвозмездной.

А151. Субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление расходов: а) целевых.

Контрольная работа №3.

Основы хозяйственного права. Юридические основы маркетинга и менеджмента

А. 1. Сущность налога - это:

а) изъятие государством в пользу общества части сто­имости валового внутреннего продукта в виде обязатель­ного платежа;

А2. Экономическое содержание налога выражается взаимоотношениями между:

а) хозяйствующими субъектами, гражданами и государ­ством по поводу формирования государственных дохо­дов;

А3. Налог - это: а) обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

А4. Сбор - это: а) обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государ­ственными органами юридически значимых действий;

А5. Налогоплательщиками или плательщиками сборов могут быть признаны: а) организации и физические лица;

А 6. Субъект налогообложения - это: а) организации и физические лица, на которых Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

А7. Объектами налогообложения могут являться: а) объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которой у налого­плательщика возникает обязанность по уплате налога;

А8. А. Налоговая ставка - это: а) размер налога на единицу налогообложения;

А9. Налоговый период - это: а) календарный год или иной период времени примени­тельно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база;

А10. Налоговая база - это: а) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

А11. Недоимка - это: а) сумма налога или сбора, не уплаченная в установлен­ный законодательством о налогах и сборах срок;

А12. В. Для целей налогообложения под термином «работа» понимается деятель­ность, результаты которой:

а) имеют материальное выражение и могут быть реали­зованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц;

А13. Не признается реализацией товаров, работ, услуг: а) передача основных средств при реорганизации юри­дического лица;

А14. Пошлина - это: а) денежная плата за совершение специально уполно­моченными органами отдельных действий в интересах физических и юридических лиц;

А15. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложена обязанность: а) по исчислению и удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

А16. Доходом признается экономическая выгода, выраженная: а) в денежной или натуральной форме, определяемая в соответствии с положениями НК РФ;

А17. Дивидендами признается любой доход, полученный:

а) акционером организации при распределении прибы­ли, остающейся после налогообложения, по принадле­жащим ему акциям;

А18. Для целей налогообложения термин «цена товаров (работ, услуг)» означает:

а) цену, указанную сторонами сделки, если иное не предусмотрено, налоговым законодательством;

А19. В хозяйственных отношениях взаимозависимыми лицами признаются: а) физические лица и организации, отношения между которыми могут оказать влияние на условия или эконо­мические результаты деятельности.

А20. Рыночной ценой товаров (работ, услуг) признается: а) цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и пред­ложения на рынке идентичных" товаров в сопоставимых экономических условиях.

А21. Б. Региональные или местные налоги и (или) сборы, не пре­дусмотренные Налоговым кодексом РФ: а) не могут устанавливаться

В22. К региональным налогам относятся: а) водный налог;б) земельный налог;в) налог на игорный бизнес;г) налог на добавленную стоимость.

Б23. К федеральным налогам относятся: а) налог на имущество физических лиц;б) налог на прибыль организаций; в) транспортный налог;г) земельный налог.

А 24. К местным налогам относятся: а) земельный налог;б) налог на добычу полезных ископаемых;в) водный налог;г) налог на доходы физических лиц.

А 25. Местом нахождения обособленного подразделения организации признается: а) место осуществления деятельности обособленным подразделением;

А26. Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается: а) с уплатой налога (сбора);

А27. Б. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента:

а) предъявления в банк поручения на уплату налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налого­плательщика;

А28. Обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов ликвидируемой организации исполняют:

а) ликвидационная комиссия;

Б29. Срок уплаты налога может изменяться в форме: а) предоставления льготы по налогу на определенный период времени;б) инвестиционного налогового кредита;в) предоставления освобождения от уплаты налога на определенный период времени;г) установления нулевой ставки налога на определен­ный период времени.

А30. Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок: а) от трех месяцев до одного года;

31. А. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен: а) по налогу на прибыль;б) по налогу на добавленную стоимость;в) по налогу на доходы физических лиц;г) по налогу на добычу полезных ископаемых.

А32. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок:

а) от одного года до пяти лет;

А33. Исполнение обязанности по уплате налогов может обес­печиваться следующими способами: а) пеней, залогом имущества, приостановлением опера­ций по счетам в банке;б) штрафом, лишением лицензии на вид деятельности;в) конфискацией имущества налогоплательщика, при­остановлением деятельности организации;г) залогом имущества, штрафом, конфискацией имущества.

А34. Процентная ставка пени определяется как 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей: а) в это время;

А35. Налогоплательщиками признаются: а) российские и иностранные организации;

А36. Объектом налогообложения признаются: а) доходы, уменьшенные на сумму расходов;б) доходы российских и иностранных организаций;в) доходы российских и иностранных организаций без налога на добавленную стоимость; г) доходы российских организаций, полученные как на тер­ритории Российской Федерации, так и за ее пределами.

Б37. Доходами от реализации признаются: а) выручка от реализации товаров (работ, услуг) соб­ственного производства, за исключением переданных для собственного потребления;б) выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных;в) только выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в том числе переданных для собственного потребления;г) выручка от реализации товаров (работ, услуг), выра­женная в денежной форме.

В38. Организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, при определении прибыли исключают из выручки:

а) сумму налога на добавленную стоимость; б) экспортные пошлины; в) сумму налога на добавленную стоимость и экспорт­ные пошлины; г) уплаченные при вывозе товаров суммы налогов.

А39. Расходами признаются: а) обоснованные и документально подтвержденные затра­ты, направленные на получение дохода;

А40. В себестоимость товаров (работ, услуг) для целей налогообложения прибыли включаются. а) транспортный налог; б) расходы, связанные с реконструкцией основных фондов производственного назначения; в) расходы в виде пени и штрафов, перечисляемых в бюджет; г) поощрительные выплаты из прибыли, остающейся после налогообложения.

Б41. В себестоимость товаров (работ, услуг) для целей налогообложения не включаются : а) командировочные расходы в пределах установленных норм;б) расходы на рекламу сверх предусмотренных нормативов;в) расходы на оплату труда на время учебных отпусков;

г) расходу на услуги связи.

А42. Проценты по банковским кредитам для целей налогооб­ложения: а) включаются в себестоимость товаров (работ, услуг);б) уплачиваются за счет прибыли, остающейся после налогообложения;в) относятся на финансовый результат;г) учитываются согласно положениям учетной политики.

А43. При исчислении прибыли иностранная организация, осуществляющая деятельность через постоянное предста­вительство, должна учитывать: а) издержки и доходы, за которые она несет ответственность, на территории Российской Федерации

А44 . Налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются: а) российские организации и иностранные организации, осуществляющие деятельность в России через постоян­ные представительства и (или) имеющие в собственно­сти недвижимое имущество на территории России.

А45. Объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается:

а) движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств, включая имущество, находящееся во времен­ном пользовании.

А46. Освобождаются от налогообложения в отношении иму­щества, используемого по основному виду деятельности:

а) учреждения уголовно-исполнительной системы, рели­гиозные организации, общероссийские общественные организации инвалидов;

А47. При передаче имущества по договору аренды оно вклю­чается в налогооблагаемую базу: а) в зависимости от условий договора аренды;

А48. Ставка налога на имущество устанавливается: а) законодательными органами субъектов РФ, но не более 2,2%;

А49. Плательщиками НДС не признаются : а) обособленные подразделения организации;

А50. Иностранные организации, состоящие на учете в налого­вых органах: а) уплачивают НДС в режиме, предусмотренном для российских организаций;

А51. К объектам налогообложения относится реализация това­ров (работ, услуг): а) на территории Российской Федерации, в том числе на безвозмездной основе, выполнение строительно-мон­тажных работ для собственного потребления;

А52 Услуги по страхованию и перестрахованию налогом на добавленную стоимость: а) не облагаются;

В53. Налогообложение по налоговой ставке 0% производит­ся при реализации следующих товаров (работ, услуг): а) книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой;б) товаров для детей в соответствии с установленным перечнем;в) работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых из Российской Федерации товаров;г) муки, хлебобулочных изделий, соли, сахара.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Эволюция научных взглядов на природу и содержание налогов. Специфические черты налогов, внешние формы проявления налогов. Функции налогов как отражение их экономической сущности. Единство и внутреннее противоречие функций налогов.

Фискальная функция как основная функция налогов. Роль регулирующей (стимулирующей) функции на современном этапе.

Можно дать следующее определение налогам как экономической категории. Налоги по своей сути есть совокупность отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками (коими выступают физические и юридические лица) по поводу перераспределения ВВП (ВНП и НД) в целях формирования централизованных денежных фондов государства (Черник Д.Г.).

Современное определение налога (кафедра налогов МФА при Правительстве РФ): налог – это экономическая категория, выражающая денежные отношения, возникающие в процессе перераспределения ВВП, НД страны в связи с формированием централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Под финансовыми ресурсами следует понимать фонды денежных средств, направленных на расширенное воспроизводство.

По мнению преподавателей кафедры налогов МФА, налогам как экономической категории присущи такие специфические особенности:

1.устойчивые внутренние свойства (обязательный, законодательно-правовой характер, индивидуальность);

2. закономерности развития, которые характерны для всех стран в силу национальных особенностей;

3. налогам присущи свои отличительные признаки проявления в отличие от других категорий (цена, кредит, финансы).

Любое экономическое явление имеет внешнюю форму своего проявления. Экономическая сущность налогов проявляется по-разному с точки зрения различных участников этих отношений. С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы государства. С позиции налогоплательщика - это изъятие части его собственного дохода. Причем изъятие принудительное и неэквивалентное. Из этого следует, что между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. Необходимость учета фактической платежеспособности налогоплательщика, с одной стороны, и коллективных потребностей членов общества, на удовлетворение которых и взимается налог, с другой стороны, выражается в основных критериях налогообложения, которые могут быть определены как справедливость, эффективность и простота.

Справедливость налогообложения требует создания условий, при которых плательщики с более высоким уровнем доходов, располагающие и увеличенной способностью к уплате налога, действительно уплачивают налог в больших суммах. Справедливость представляется в вертикальном и горизонтальном аспектах. Вертикальный – предполагает, что налог взимается в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного лица и с увеличением дохода ставка налога может возрастать. Горизонтальный – означает применение одинаковой налоговой ставки для лиц с одинаковыми доходами независимо от вида источника дохода.

Критерий эффективности означает, что налоговая система должна быть так структурирована, чтобы содействовать максимально возможному экономическому росту производства.

Простота налогообложения выражается в легкости и доступности пониманию широких кругов налогоплательщиков методики расчета налогов и заполнения различных форм налоговой отчетности, в стабильности налогового законодательства и единстве применения налоговых правил и налоговой ответственности на территории государства.

Налоги имеют не только экономические, но и правовые формы внешнего проявления. В силу того, что налоговые отношения затрагивают важнейшие экономические интересы их участников, они должны быть законодательно закреплены. В современных государствах составной самостоятельной частью финансового права выступает налоговое право.

Экономическая природа налогов

Экономическая сущность налогов

Внешние формы проявления налогов

экономические

правовые

Вид финансового платежа с присущими ему отличительными чертами:

1. Обязательность

2. Законодательный характер

3. Безэквивалентность

4. Целевой характер

1. Доходы бюджета

2. Изъятие части

собственного дохода налогоплательщика

Нормы налогового права

Практика налогообложения складывалась под воздействием потребностей государства в доходах.

Государство выражает интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, финансовую, социальную, экологическую, демографическую и др.

Отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства - бюджета и внебюджетных фондов охватывает финансово-бюджетная система. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться, т.к. государству нужны были дополнительные средства.

Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляю собой часть ВВП, создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Государство, как правило, обладает незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование бюджета происходит за счет изъятия части ВВП у других участников производственного процесса.

Таким образом, через налоги осуществляется перераспределение совокупного продукта общества между реальными его производителями и государством. Учитывая сложность современной экономики, уровень общественного разделения труда и многообразие применяемых видов налогов, можно сказать, что посредством налогов перераспределяется и ВВП. Цель указанного перераспределения одна - формирование доходной части бюджета государства. Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога . Взносы осуществляют основные участники производства валового продукта:

Работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

Хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

Поэтому экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных доходов. Налоги в этих условиях становятся для государства главным методом мобилизации национального дохода. Аккумулируя посредством налогов денежные средства, государство влияет на экономику, стимулируя или сдерживая развитие отдельных отраслей, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. По своему содержанию на макроэкономическом уровне налог представляет собой долю произведенного государством валового внутреннего продукта, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций, а в микроэкономическом аспекте налог – это изымаемая доля продукта, произведенного субъектом хозяйствования при осуществлении своей деятельности.

В НК РФ сказано, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Иными словами, налог основывается на принципах:

Обязательности уплаты налога всеми лицами, определенными в качестве субъектов налогообложения. Законом однозначно определяется обязанность граждан уплачивать налоги. В данном случае можно говорить и о принудительном характере налога, т.к. обязательность уплаты налогов основана на возможности принуждения со стороны государства. Так, согласно ст.57 КРФ “каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы”;

Индивидуальности определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика;

Безвозмездности уплачиваемых сумм,что означает отсутствие факта непосредственного предоставления налогоплательщику благ, продукции, прав, документов взамен уплачиваемой суммы налога;

Отчуждения доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу.

Кроме того, особенностью налога является то, что он устанавливается и взимается государством или специально уполномоченными организациями в силу права верховенства, властных полномочий.

В НК РФ дается и определение понятия «сбор» - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Главное отличие сбора от налога состоит в отсутствии требования безвозмездной уплаты, т.е. уплата сбора предполагает последующее совершение разрешительных действий плательщиком.

Установленное в НК определение достаточно полно характеризует понятие налога.

Вместе с тем в данной формулировке отсутствует одна немаловажная деталь: данный платеж должен быть законодательно установлен, т.е. взимание налога может осуществляться только на правовом основании, по юридически установленным правилам.

Кроме того, данное определение страдает еще одним серьезным недостатком. Уплата налога жестко увязывается с денежной формой его внесения.

Подобная увязка ограничивает возможности уплаты налога в других формах. Естественно, что денежная форма должна быть и фактически является основной формой уплаты налогов в любой налоговой системе. Но она не может быть и фактически не является единственной. Теория и мировая практика не исключают возможности уплаты налога в натуральной форме. В частности, такое право получают налогоплательщики, участвующие в соглашениях о разделе продукции, которые платят налог в виде части добытых полезных ископаемых.

И последнее. Предусмотренное в данном определении взимание налогового платежа в форме отчуждения принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств противоречит КРФ, поскольку согласно Основному закону страны лишение имущества может быть произведено только лишь по решению суда.

Таким образом, можно дать следующее определение налога: "налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований" (Пансков).

Аспекты современного подхода к определению налога.

Эволюция научных взглядов на природу и содержание налогов.

Прочное вхождение налогов в повседневную жизнь общества заставило ученых задуматься над вопросами о сущности и природе налогов. Эволюция научных взглядов на природу и содержание налогов сопровождает развитие государства, расширение его функций. В период господства меркантилизма (XV-XVI вв.) налоги рассматривались исключительно с позиций частной собственности. Их содержание сводилось к изъятию части дохода, поэтому налоги допускались лишь как экстраординарный случай. Взгляды той эпохи наиболее ярко отражены в высказывании Фомы Аквинского о том, что налоги являются дозволенной формой грабежа.

В XVII в. коренным образом меняются взгляды на экономическую природу налогов, их содержание. Государство оказывает определенные услуги: защиту от внешних врагов, охрану личной безопасности и имущества граждан. В обмен на эти услуги граждане платят налоги. В ХVII-ХVIII вв. все экономические теории (с учетом имевшихся модификаций) рассматривали налоги как плату граждан за услуги, предоставляемые государством. Считалось, что уплата налогов представляет собой сделку обмена. Одни теории признавали такой обмен эквивалентным, а другие даже видели выгоду от сделки для граждан. Теория обмена и теория страхования, в соответствии с которыми индивидуум, уплачивая налог, либо приобретает определенные блага у государства (теория обмена), либо страхует себя от рисков, возникающих при владении чем-либо (теория страхования). И в том и в другом случае налогоплательщик не просто жертвует власти часть своего имущества, а приобретает определенные выгоды.

Развитие государства в XIX в. привело к тому, что оно перестало играть лишь роль «ночного сторожа». Государство производит разнообразные материальные и нематериальные ценности. Экономисты признали производительный характер государственных расходов. Немецкая экономическая школа выделила отдельно экономическую функцию государства. Услуги, которые производит государство и предоставляет своим гражданам, по природе своей являются благами общественными и неделимыми. Внешняя безопасность и внутреннее спокойствие в стране, правосудие и общественная гигиена труда направлены на благо всего общества, и пользоваться ими можно лишь коллективно. В первой половине XIX в. разрабатывается теория наслаждения: “наслаждение” доставляют блага, предоставляемые государством обществу, за что население страны должно платить налоги.

В этих условиях природа налогов видится совершенно по-иному. В XIX в. различные экономические теории рассматривали налоги как принудительный, безэквивалентный платеж: теории жертвы и теории коллективных (общественных) потребностей. Эти теории рассматривали налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность, вытекающую из самой цели государства и из тех потребностей общества, которые удовлетворяются государством. Министр финансов царского правительства С.Ю. Витте определял налоги как «принудительные сборы (пожертвования) с дохода и имущества подданных, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей государственного общежития».

Трактовка налогов как принудительного безэквивалентного платежа характерна не только для XIX в., она сохранялась и на протяжении всего XX в. «Налогами следует считать принудительные сборы, взимаемые в пользу государства или общины, поскольку эти сборы не являются уплатой за специальные услуги государства или общины» (М. Фридман). «Налог есть принудительный сбор, взимаемый государством с отдельного лица для покрытия расходов, вызванных государственными нуждами, без всякого отношения к специальной выгоде плательщика» (Э. Селигман). «...Это верно, что общество как целое само накладывает на себя налоговое бремя; верно и то, что каждый гражданин получает свою долю от государства. Но между этой выгодой и налоговыми платежами нет такой же тесной связи, как в тех случаях, когда человек... совершает обычную покупку» (П. Самуэльсон).

Современное понимание природы налогов позволяет выделить ряд характерных черт, которые отличают налоги от других видов финансовых платежей. К таким специфическим чертам можно отнести (Черник Д.Г.):

- Обязательный характер. Любой налог изымает определенную часть дохода. Вряд ли найдется человек или организация, которые платят налоги с радостью и «чувством глубокого удовлетворения». В современном обществе налоги - это «печальная» необходимость. Однако независимо от их субъективных взглядов все они должны платить налоги в обязательном порядке. Налоги - платежи не добровольные, а обязательные. В обществе, в котором действует отлаженная налоговая система, вопрос, платить или не платить налоги, просто не должен возникать. В цивилизованном обществе налоги становятся неизбежностью. Американскому президенту Б. Франклину принадлежит изречение: «В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов».

- Законодательный характер. Налоги - это законодательные платежи. Они вводятся и взимаются не по воле монарха, президента или правительства, а в силу законодательных актов. Налоги вводятся и отменяются только соответствующими законами. Именно закон определяет, кто обязан уплачивать данный налог, по какой ставке и в какие сроки. Законодательный характер является важным отличием налогов от других видов принудительных финансовых платежей.

- Безэквивалентность налогов имеет двойственный характер. Сточки зрения налогоплательщика, налоги, безусловно, безэквивалентны. А с точки зрения общества, налоги носят эквивалентный характер. Доходы бюджета, сформированные через налоговые поступления, используются и на финансирование государственных расходов. Последние должны быть направлены исключительно на благо общества в целом. Если граждане считают, что государство плохо выполняет свои функции, то они весьма неохотно платят налоги. Поддержка (или осуждение) налогоплательщиками экономической, социальной, внешней политики государства имеет большое значение для морального климата и непосредственно сказывается на уровне собираемости налогов.

- Целевой характер проявляется в обеспечении потребностей государства и муниципальных образований в денежных ресурсах, направляемых на финансирование мероприятий, предусмотренных бюджетами различных уровней.

Перечисленные черты – это лишь внешние признаки, через которые раскрывается содержание налогов.

Функции налогов. Единство и внутренне противоречие функций налогов.

Сущность налогов проявляется через их функции. Под функцией экономической категории понимают наиболее важные, наиболее характерные черты данной категории. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства, как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

В настоящее время в экономической науке нет единой, устоявшейся точки зрения на количество выполняемых налогом функций.

Одни ученые выделяют только две функции (Павлова Л.П., Романовский М.В.): фискальную и регулирующую.

Юткина Т.Ф. выделяет такие функции налогов: фискальная, регулирующая, контрольная.

Черник Д.Г. выделяет фискальную, экономическую и контрольную функции налогов. При этом экономическая функция включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальную подфункции.

Пансков выделяет 4 функции налога: фискальная, распределительная, стимулирующая, контрольная.

Фискальная функция является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления. Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд государства.

С развитием государства, расширением его политической, экономической и социальной деятельности возрастает значение фискальной функции налогов. Налоги превратились в главнейший источник государственных доходов. В странах с рыночной экономикой доля налоговых поступлений в доходной части бюджета составляет 80-90%.

Регулирующая функция: налоги, участвуя в перераспределительном процессе, либо стимулируют, либо сдерживают темпы экономического развития.

Значение регулирующей функции проявляется в том, что налоги активно влияют на экономику по таким направлениям: стимулирование или сдерживание темпов воспроизводства, усиление или ослабление процесса накопления капитала, расширение или уменьшение платежеспособного спроса населения. В современных условиях налоги признаны важным экономическим инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, инвестиции, темпы экономического роста, а такжена стимулирование отдельных отраслей и сфер экономики.

Конкретными инструментами налогового регулирования являются налоговые ставки, налоговые льготы и непосредственно разновидности налогов.

Экономическая функция означает, что налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство.

Усиление налогового бремени (увеличение числа налогов, изменение налоговых льгот, повышение налоговых ставок) ведет к уменьшению таких компонентов совокупного спроса (налоговой волны), как накопление, потребление населения, сбережения, инвестиции и т. д.

Уменьшение совокупного спроса порождает проблему реализации произведенного ВНП. Ответной реакцией становится снижение совокупного предложения. Справедливо и обратное. Снижение налогового бремени ведет к росту части дохода, остающейся в распоряжении физических и юридических лиц. В этой связи правомерно ожидать увеличения личного потребления, сбережений, инвестиций. Ответом на эти изменения станет рост совокупного предложения, рост объемов ВНП.

Налоги также способны влиять на формирование отраслевых, межотраслевых и региональных пропорций экономики. Уменьшение налоговых изъятий через систему предоставления налоговых льгот позволяет стимулировать развитие тех отраслей и регионов, в которых заинтересовано общество. Налоги могут также содействовать развитию малых форм предпринимательства, увеличению занятости отдельных категорий рабочей силы.

Отметим еще раз, что экономическая функция отражает сущность налогов, заключающуюся в том, что последние представляют собой перераспределение совокупного дохода, созданного в обществе.

Распределительная функция налогов выступает в виде использования налогов в качестве инструмента при распределении и перераспределении ВВП. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по их установлению, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по территориям страны.

Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной.

Этот процесс происходит путем введения новых и отмены старых действующих налогов, изменения ставок, расширения либо сокращения налоговой базы, изменения уровня зачисления налоговых поступлений по бюджетам.

Стимулирующая функция заключается в том, что в процессе налогообложения формируются относительно более благоприятные и относительно менее благоприятные сферы и зоны экономической активности, т.е. государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других (поддержка производства продукции социального и сельскохозяйственного назначения, инновационной и внешнеэкономической деятельности). Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций.

Социальная функция налогов проявляется в применении налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования. Вычеты на благотворительные цели, содержание детей и иждивенцев при исчислении НДФЛ и ЕСН непосредственно направлены на обеспечение социальной защищенности членов общества, нуждающимся в первоочередной поддержке. Кроме того, государство финансирует за счет общих налоговых поступлений (налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и др.) здравоохранение, образование, развитие науки и культуры и другие социальные программы. Все это свидетельствует о социальном характере налогов и, следовательно, позволяет с их помощью снижать социальную напряженность в обществе.

Воспроизводственная функция налогов предполагает зачисление налогов на специальные счета и использование средств на мероприятия прежде всего природоохранного назначения и дорожного хозяйства. К таким налогам относятся: земельный налог; водный налог; НДПИ; плата за загрязнение окружающей природной среды; транспортный налог и т.д.

Экономисты отмечают наличие связи между двумя основными функциями налогов - фискальной и экономической. Связь эта носит своеобразный характер. Усиление налогового бремени способствует более полной реализации фискальной функции в краткосрочном периоде, но при этом подрывает экономические стимулы развития. Однако в долгосрочном периоде итоговые поступления снижаются как из-за банкротств, сокращения предпринимательской и трудовой активности, так и из-за нежелания платить налоги (вывоз капитала за рубеж, уход в теневую экономику, уклонение от налогов). Снижение налогового бремени, наоборот, уменьшает фискальный эффект на первых порах, но активизирует стимулирующее воздействие налогов на экономику. Поэтому в долгосрочном периоде за счет усиления деловой активности налоговые доходы государства возрастают даже в условиях низкого налогового бремени.

Контрольная функция дает возможность соизмерения расходов государства и потенциала экономики и общества по формированию доходной части бюджетной системы. Фактически в рамках данной функции происходит оценка эффективности налоговой системы по обеспечению необходимых для общества расходов. Контрольная функция налогов дает возможность качественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностью государства в финансовых ресурсах.

На современном этапе контрольная функция представлена налоговым администрированием, задача которого обеспечить контроль за правильностью исчисления и полнотой взноса в бюджет налогов. Контрольная функция реализуется органами, осуществляющими контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности.

В специальной экономической литературе можно встретить и другие точки зрения. Например, И.Горский утверждает, что налогам свойственна одна функция – фискальная: в ней смысл, внутренне предназначение и исторический движитель налога. Он подчеркивает, что в западной литературе нет строгих формулировок налога, как нет и никаких упоминаний о его функциях.

Разграничение функций налога носит в значительной мере достаточно условный характер, поскольку они осуществляются одновременно, и отдельные черты одной функции непременно присутствуют в других функциях.

Реферат: Налог на недвижимость содержание и перспективы развития

Кулешова Валентина Павловна, 209/1, реферат(30 октября), РГР (последнее практическое занятие), экзамен

Литература:

Налоговой кодекс

Рыманов Налоги и налогообложение 2007, 2009

milyakov - электронный ресурс // налоги

6.9.2011

Экономическая сущность налогов

  1. понятие налога и его признаки
  2. элементы налога
  3. функции и виды налогов
  4. принципы налогообложения

Д/з:1) теория налогообложения,2) принципы определения цены товаров, работ и услуг для целей налогообложения (ст. 40 НК РФ) - ВСЕ

Сущность налога заключается в том, что государство изымает в пользу общества определенную стоимость ВВП в виде обязательного взноса.

Экономическое содержание налога выражается взаимоотношениями между хозяйствующими субъектами гражданами с одной стороны и государством с другой стороны по поводу формирования государственных финансов.

НК (ст. 8) трактует налог: НАЛОГ - обязательно индивидуально-безвозмездный платеж, который взымается с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности хозяйственного ведения или управления денежными средствами в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Признаки налога:

  1. императивность (обязательность), предполагает правовую обязанность безусловной и своевременной уплаты налога государству налогоплательщика.
  2. Индивидуальная безвозмездность - при уплате налогов имеет место одностороннее движение стоимости от плательщика государству без предоставления индивидуального эквивалентного возмещения.
  3. Абстрактность - поступление налогов на нужды всего государства, а затем их распределение по видам расходов.
  4. Законность - установление, взимание осуществляется в порядке установленных законом (НК РФ)
  5. относительная регулярность - выражается в периодической его уплате в установленные законом сроки.

Уплата налогов в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Финансовые ресурсы государства формируются и за счет сборов.

СБОР - обязательный взнос взымаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношения плательщиков сбора государственными органами, органами местного самоуправлении, иными уполномоченными органами, юридическими лицами юридически значимых действий, включая предоставления определенных прав, или выдачу разрешений.

Главное отличие сбора от налога состоит в отсутствии требования безвозмездной уплаты, то есть уплата сбора предполагает последующее совершение разрешительных действий плательщика.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определенны налогоплательщик и элементы налогообложения (ст. 17 НК РФ).

Элементы налога, регламентированные налоговым законодательством составные части налога, определяющие условия его применения.

Элементы можно разделить на три группы:

  1. основные (ст. 17.1)
  2. дополнительные (ст. 17.2)
  3. специфические (источник уплаты налога)

К основным элементам относят: субъект налога - налогоплательщик

Субъект налогообложения - физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложена обязанность уплачивать налоги.

Носитель налога - лицо, на которое перекладывается тяжесть налогового бремени субъекта налогообложения.

Налоговый агент - лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налога.

Сборщики налогов и сборов уполномоченные органы и должностные лица, осуществляющие прием средств от налогоплательщика в уплату налогов и сборов и перечисления в бюджет.

Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резиденты и нерезиденты)

Следующий элемент налога - юридические факты, которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.

Объект налогообложения можно разделить на следующие виды:

имущественные права (транспортный налог)

действия субъекта (экспорт, импорт)

результат хозяйственной деятельности

Следующий элемент - налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Элемент - налоговая ставка - величина налоговых изъятий на единицу измерения налоговой базы (норма налогообложения).

Налоговые ставки делятся:

по методу установления

твердые ставки - в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода

процентные ставки (адвалорные)

смешанные ставки

по экономическому содержанию:

маргинальные ставки - предельные ставки установленные законом

экономические ставки - отношения всей суммы уплаченного налога ко всему полученному доходу плательщика

фактическая ставка - отношения реально уплаченной суммы налога к расчетной величине налоговой базы.

Размеры ставок могут изменяться от избранного метода налогообложения.

Метод налогообложения - порядок изменения налоговой ставки в зависимости от роста налоговой базы.

Выделяют:

равное налогообложение - установление равной суммы налога без учета имущественного положения налогоплательщика

пропорциональное налогообложение - предполагает, что ставка для каждого плательщика одинакова, а сумма налога возрастает пропорционально базе налогообложения.

Элемент - налоговый период - период по истечению, которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет.

Элемент - отчетный период - срок подведения итогов, период составления и предоставление в ый орган отчетности.

Порядок исчисления налогов - совокупность действий соответствующего лица по определению суммы налога подлежащего к уплате:

  1. ведение учета объекта налогообложения
  2. исчисление налоговой базы исходя из объекта налогообложения
  3. определение налоговой ставки
  4. применение налоговых льгот
  5. расчет суммы налога

Обязанность по исчислению налогов может быть возложена на налогоплательщика, на налоговых агентов (НДФЛ), и на налоговые органы.

Порядок и сроки уплаты налогов - установленные налоговым законодательством правило в соответствии, с которыми должен осуществляется переход предмета налогового платежа от налогового плательщика государству:

срок уплаты, который определяется календарной датой или истечением периода времени

способы уплаты

по декларации - при данном способе плательщик получает доход и лишь, потом уплачивает налог, при этом налогоплательщик должен предоставить налоговую декларацию - письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходов, источников доходов, налоговых льготах, и исчисленной суммы налога

У источника доходов - налогоплательщик получает доход за вычетом налога

кадастровый способ уплаты - данный способ предполагает создание реестра, величина уплачиваемого налога не связана с реальной доходностью облагаемого объекта.

3. Форма уплаты

Налоговые льготы - освобождение субъекта от уплаты налога по законодательству (освобождение, уменьшение, изменение сроков уплаты, упрощённое ведение налогового учета)

  1. По способу обложения и взимания:

косвенные

  1. По уровню управления:

федеральные

региональные

  1. В зависимости от субъекта:

налоги с организации

налоги с физических лиц

смешанные налоги

  1. По объекту обложения:

налоги на доходу

налоги на имущество

налоги на ресурсы

налоги на действие

  1. В зависимости от распределения налогов между различными бюджетами:

закрепленные налоги

регулирующие налоги

  1. В зависимости по назначению использования:

специальные

чрезвычайные

  1. По степени периодичности уплаты:

периодически календарные

  1. По источнику, к которому относится налоги

относимые на издержки производства и обращения

включаемые в продажную цену продукции

относимая на финансовый результат

на прибыль, за счёт прибыли

Налогом присущи следующие функции:

фискальная функция – проявляется в обеспечение государства финансовыми ресурсами необходимыми для осуществления его деятельности.

Экономическая – налоги активно учувствуют в парораспределительном процессе и оказывают серьезное влияние на производство. В составе нее выделяют подфункции:

Распределительная – определяется при распределение и перераспределение. Этот процесс происходит путем введение новых и отмены старых действующих налогов, изменения налоговых ставок, расширение и сокращение налоговой базы.

Стимулирующая – введение налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков с целью поддержания производства продукции социального с/х назначения, инновационной и внешней экономической деятельности.

Социальная – применение налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования.

Воспроизводственная – предполагает зачисление налогов на специальные счета и формирование внебюджетных фондов для осуществления мероприятий природо-охранного назначения

Контрольная функция – появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах.

Принципы налогообложения были сформулированы Адамом Смитом:

  1. Принцип справедливости (принцип всеобщности)
  2. Принцип определенности
  3. Принцип удобства
  4. Принцип экономии

В целом принципы налогообложения подразделяются на три группы (1. экономические принципы - эффективность налогообложения, прогнозирование, нейтральность. 2. Организационные принципы – удобство уплаты налогов, стабильность, гармонизация 3. Правовые – законность, приоритетность налогового законодательства, отрицание обратной силы закона ухудшающего положения граждан.)

Черты налоговой системы.

Экономическая целесообразность всех элементов с точки зрения как государства так и плательщика.

Отсутствие противоречия в нормативной базе.

Возможность быстрой адаптации к изменениям

Простота и удобство исполнения обязательств.

Рациональность и экономичность системы в целом.

Д/З: СТ. 3 НК РФ

13.9.2011

Налоговая система и налоговая политика

Д/з: доклад на тему эволюция налоговой системы РФ

Налоговая система – основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений складывающихся в сфере налогообложения.

Основные элементы:

Система налогов и сборов – совокупность взимаемых налогов и сборов федерального, регионального и местного уровня предусмотренных налоговым законодательством.

Налоговые отношения - охраняемые государством общественные отношения возникающие в сфере налогообложения. Данные отношения возникают (1. По установлению, ведению, взиманию налогов и сборов 2. По исчислению и уплате налогов и сборов 3. По налоговому контролю 4. По защите прав и субъекта налогового права 5. По привлечению к ответственности за совершение правонарушений в сфере налогообложения.)налоговые отношения имеют следующие специфические черты (1. Возникают и осуществляются исключительно с сфере налогообложения. 2. Публичные правовые и экономические отношения 3. Сложносоставные отношения, состоят из двух видов правоотношений- имущественных и смешанных 4. Характеризуются неравенством сторон. 5 особый состав участников)

Участники налоговых отношений (1 группа – субъекты налогового администрирования 2 группа – фискально-обязанные лица 3 группа – лица осуществляющие информационно-техническое обеспечение налогового администрирования)

Нормативно-правовая база сферы налогообложения (представляет собой иерархически выстроенную систему нормативных актов которые можно разделить на две группы (обязательные для исполнения(конституция, налоговое законодательство) и рекомендательные правовые акты - инструкции))

Информационное обеспечение налогообложения

Федеральные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль организации, налог на добычу полезных ископаемых, вводный налог, сборы за пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, налог на доходы физических лиц, государственные пошлины)

Региональные налоги (налог на имущество организации, налог на игорный бизнес, транспортный налог)

Местные налоги (земельный налог, налог на имущество физических лиц)

Ст. 18 НК РФ наряду с общей системой налогообложения выделяют специальные налоговые режимы:

  1. Единый с/х налог
  2. Единый налог на вмененный налог
  3. Упрощённая система налогообложения
  4. Система при выполнении соглашения о разделе продукции
  5. Основные принципы функционирования налоговой системы:
  6. Подвижность и эластичность
  7. Единство правовой базы
  8. Справедливость и достаточность налогообложения
  9. Организационное единство системы налоговых органов

10.Стабильность налоговой системы

11.Единство налоговой политики

Налоговая политика – система целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических правовых и организационно-правовых мероприятий

Цели налоговой политики:

  1. Фискальная
  2. Экономическая
  3. Социальная
  4. Стимулирующая
  5. Экологическая
  6. Контрольная
  7. Международная

Типы налоговой политики:

Политика максимальных налогов – преследуется только фискальная цель

Политика разумных налогов – учитывает не только фискальные интересы, но и создает максимально благоприятные условия для развития экономики.

Политика высоких налогов с одновременно высоким уровнем социальных гарантий

Налоговая политика реализуется через налоговой механизм – совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается реализация налоговой политики.

Элементы налогового механизма:

Планирование – экономически обоснованная система прогнозов, налоговых поступлений с учетом реально экономических условий.

Регулирование – система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов. Осуществляется с помощью как предоставление льгот, и применение санкции, и методов – инвестиционный налоговый кредит, отсрочка, трансферты, рассрочка. Конечная цель – уравновесить интересы трех субъектов (государства, хозяйствующего субъекта, граждан)

Контроль – комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых постуЁплений с целью принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения.

Диаграмма классов является центральным звеном объектно-ориентированного подхода.

Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов.

  1. Налоговые обязательства и его исполнения.
  2. Изменение сроков уплаты налогов и сборов.
  3. Способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов.
  4. Налоговая отчетность и налоговый контроль.

Изучить состав, структуру, функции, права и обязанности налоговых органов.

Изучить права и обязанности налогоплательщика и налоговых агентов.

Изучить механизм зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налога и сбора.

Обязанность по уплате налогов и сборов возникает у налогоплательщика с момента его государственной регистрации, а также с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату налогов и сборов.

Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок. Налогоплательщик имеет право исполнить обязанность по уплате досрочно, несвоевременная уплата становится основанием для применения мер принудительного исполнения обязанностей по уплате налога или сбора. Налоговые обязательства исполняются на основании требования об уплате налога – это письменное извещение налогоплательщику о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить её в срок. Требование должно содержать следующие сведения:

  1. Сумму задолженностей по налогу.
  2. Размер пени, начисленной на момент направления и требования.

Анализ состояния предприятий взаимосвязано на основании этого формируется список предприятий.

Подсистема документальной проверки относится к контрольному виду деятельности.

Включает в себя задачи, связанные с делопроизводством, кадрами, бухгалтерским учетом, материально технических снабжением и другими видами деятельности налогового органа как отдельной структуры.

Камеральная проверка заключается в определении правильности заполнения бухгалтерской отчетности, исчисления сумм налогов в точности заполнения форм. Для этого данные отчетности представленные налогоплательщикам вводятся в компьютер и происходит пополнение электронной папки налогоплательщика новой информацией, позволяющей прослеживать основные показатели результатов финансово хозяйственной деятельности предприятия в различные периоды. Решение задач камеральной проверки связано с использованием не только данных сформированных в подсистеме регистрации предприятий, но и нормативно справочной информации по организационно-правовым формам, ставкам налогов, сроком платежей, различным льготам по налогам и другой информации, создаваемой в подсистеме «Ведения нормативно-правовой документации». Использование компьютерной технологии позволяет отслеживать динамику развития предприятия, соблюдения им налогового законодательства, начислять платежи в бюджет и формировать перечень предприятий для документальной проверки. Информация, сформированная в этой подсистеме, служит основой для решения задач остальных функциональных подсистем, связанных с обработкой данных по юридическим лицам налогоплательщика.

Организация имеет имущество, подлежащее налогообложению, остаточная стоимость которого приведена в таблице:

Остаточная стоимость имущества, подлежащее налогообложению (руб).

Период

Недвижимое имущество

Движимое имущество

1 млн 600 тыс

11 млн 980 тыс

1 млн 575 тыс

11 млн 960 тыс

1 млн 550 тыс

11 млн 940 тыс

1 млн 525 тыс

11 млн 920 тыс

1 млн 500 тыс

11 млн 900 тыс

1 млн 475 тыс

11 млн 880 тыс

1 млн 450 тыс

11 млн 860 тыс

1 млн 425 тыс

11 млн 840 тыс

1 млн 400 тыс

11 млн 820 тыс

1 млн 375 тыс

11 млн 800 тыс

1 млн 350 тыс

11 млн 780 тыс

1 млн 325 тыс

11 млн 760 тыс

1 млн 300 тыс

Определить сумму налога за налоговый период.

НБ=(С ­01­ +С 02 …С n)/12

НБ=(13600000 +13550000+ 13510000 + 13465000 + 13420000 + 13375000 + 13330000 + 13285000 + 13240000 + 13195000 + 13150000 + 13105000 + 13060000) / 12 + 1 = 13330000

(13330000*2,2%)/100=293260

У торговой организации созданной 5 мая отчетного периода стоимость основных средств составила 10 000 тыс. руб. В течение остальных месяцев организация приобретала и устанавливала торговое оборудование и контрольно-кассовую технику, благодаря чему стоимость основных средств постоянно возрастала: на 1.06 – 11 000 тыс. руб.; на 1.07 – 12 000 тыс. руб.; на 1.08 – 13 000 тыс. руб.; 1.099- 14 000 тыс. руб.; 1.10-15 000 тыс. руб.; 1.11 – 16 000 тыс. руб.; 1.12 – 17 000 тыс. руб.; 31.12 – 18 000 тыс. руб.

Рассчитайте авансовые платежи организации и суммы налога на имущества за налоговый период.

НБ=(11000000 + 12000000 +13000000 +14000000 +15000000 +16000000 +17000000 +18000000)/7=16571428.

(16571428*2,2%)/100=169359

В органах ГИБДД на организацию зарегистрированы транспортные средства: грузовой автомобиль (мощность двигателя 260 л.с.), автобус (мощность двигателя 100 л.с., приобретенный в феврале), легковой автомобиль (мощность двигателя 90 л.с., приобретенный в июле). В регионе установлены следующие ставки по транспортному налогу:

Для грузовых автомобилей 45 руб. за л.с.

Для автобусов 10 руб. за л.с.

Для легковых автомобилей 7 руб. за л.с.

Определить сумму авансовых платежей и транспортного налога по итогам налогового периода.

В 1 квартале на организацию приходилось 2 транспортных средства, причем автобус числился с февраля. Сумма исчисленного авансового платежа за 1 квартал составляет [(260 л.с. * 45 руб. * 3 месяца/12) + (100*10*2/12) = 3092 руб.

Во 2 квартале изменения в составе ТС не произошло. (260*45*3/12) + (100* 10 * 3/12)=3175.

В 3 квартале приобрели легковой автомобиль по условию задачи.

Сумма исчисленного авансового платежа в 3 квартале составит

(260*45*3/12) + (100* 10 * 3/12) + (90 * 7) = 3332,50.

Общая сумма авансовых платежей за 3 квартала (3092 + 3175 + 3332,50) = 9599,5.

Сумма транспортного налога составит (260 * 45 + 100 * 10 + 90 * 7)=13330.

По итогам налогового периода (календарного года) сумма налога к уплате составит (13330 – 9599,5) = 3730.

Предприятие игорного бизнеса на 1 марта имела 8 игровых автоматов и 6 игровых столов. 9 марта того же года 1 игровой автомат выбыл, а 20го марта было установлено еще 3 игровых стола. Определить сумму налога на игорный бизнес, если в регионе не введен налог на игорный бизнес, то применяются минимальные ставки. За 1 игровой стол 25 тыс. руб. За 1 игровой автомат 1,5 тыс. руб. Сумма, которую должно уплатить предприятие составит по автоматам по столам 6 * 25 + …

67 стр. №1.

Фирма владеет 2 кассами тотализатора и одной кассой букмекерской конторы. Определите сумму налога на игорный бизнес за год.

(2000+500+300)*15288=4586400*0,3=128419,2 рублей

200*15288*1,5%=45864.

1200000*1,5%*4/12=6000

1200000*1,5%*8/12=12000

Площадь земельного участка, зарегистрированная по состоянию на 1 января текущего года 18200 м­2, в т.ч. площадь, занята сооружениями и занятиями религиозного и благотворительного назначения 6200 м2. Площадь земельного участка, право собственности на который зарегистрировано 20 сентября составляет 2200 м2, кадастровая стоимость 1м2 – 940 руб., ставка земельного налога 0,3%

Рассчитайте земельный налог за налоговый период.

(18200-6200)*0.3/100*940=33840

2200*940*0,3/100*1/4=1551

2100*50*3*1,372*0,9*15%=58344,3 руб.

ЕНВД к уплате в бюджет = 58344,3*11000=47344,3.

(90+90+100)*1800*1,372*0,6*0,15=