Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций

Финансовая политика - это система мер по управлению, распределению и аккумулированию финансовыми ресурсами.

Это совокупность мероприятий государства по организации и использованию финансовых ресурсов для осуществления функций и задач?

Финансовая политика является составной частью, стержнем экономической политики государства.

В последние годы финансовая политика не была успешной.

Финансовая политика проявляется в системе форм и методов управления финансами. Главная задача финансовой политики - это обеспечение финансовыми ресурсами программы социально-экономического развития государства. Содержание финансовой политики сложное и охватывает широкий комплекс мер:

1) Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее целей и задач;

2) Создание адекватного финансового механизма;

3) Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основы финансовой политики составляют стратегическое направление, которое определяет долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривает решение глобальных задач. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством: это эффективное использование финансовых ресурсов, регулирование социальных и экономических процессов, стимулирование отдельных отраслей и территорий, передовых направлений развития.

Успех финансовой политики, ее высокая результативность определяют мощь государства, его способность обеспечивать выполнение всех функций, реализовывать национальные интересы, поддерживать баланс между внутренними и внешними интересами, социально-экономическую стабильность.

Очень важно для осуществления финансовой политики определение финансового механизма, с помощью которого она осуществляется.

Финансовый механизм - это система, установленных государством форм, методов и видов организаций финансовых отношений. К элементам финансового механизма относят:

формы финансовых ресурсов;

методы формирования финансовых ресурсов;

система законов, норм и нормативов.

Финансовый механизм -это наиболее динамичная часть финансовой политики, так как с изменением тактических задач он должен меняться, быстро реагировать на все изменения в экономике и социальной сфере. Одно и тоже финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Например, отношение между государством и юридическими лицами по формированию бюджета строится на взымании налогов и неналоговых платежей. При этом система налогов может включать разный перечень, каждый налог может иметь свой субъект обложения, ставки и льготы.

Финансовый механизм может быть директивным или регулирующим. Директивный определяет основные правила поведения в конкретном сегменте экономики, не затрагивающем прямо интересы государства. Это наиболее характерно для внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и обязательных платежей, а предприятия самостоятельно разрабатывают формы и виды денежных фондов и направления их использования.

Главными методами финансовой политики являются:

Создание условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов.

Рациональное, с точки зрения государства, использование финансовых ресурсов.

Регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами.

Выработка финансового механизма и обеспечивание его развития.

Создание эффективной системы управления финансами.

Оценка результатов финансовой политики основывается на ее соответствии интересам общества и достигнутых результатов.

Анализ применения, развития финансовой политики показал, что можно выделить три типа:

классическая;

регулирующая;

планово-директивная.

До конца 20-х годов ЧЧ столетия основным типом проводимой финансовой политики была классическая. Ее разработали Смитт и Рикардо. Основным направлением ее было невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных отношений. Это выражалось в ограничении государственных расходов и налогов в обеспечении условий для формирования сбалансированного бюджета.

Основные расходы бюджета были военные расходы, расходы по управлению государством и погашению государственного долга. В данном случае система налогов строилась на косвенных и имущественных налогах. Система управления финансами в этом варианте состояла из Минфина (Казначейства).

В период с 30 по 50-е годы наблюдалось бурное развитие производительных сил, развитие техники и технологии. Это развитие сопровождалось и развитием финансов, финансовой системы. Обострение социально-экономической и политической ситуации обусловило необходимость изменения финансовой политики и на смену классическому варианту приходит вариант регулирующей финансовой политики.

В основе этой политики лежит экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса и его последователей. Суть этой политики в необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с задачами ставит цель использования финансового механизма для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Государство брало на себя задачу с помощью финансовой деятельности помогать созданию дополнительных рабочих мест, добиваться повышения и стабильного роста экономики. Основными инструментами регулирования становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос на рабочие места. Государственные расходы должны обеспечивать рост предпринимательской деятельности, ликвидацию безработицы, увеличение национального дохода. Меняется система налогов. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог с использованием прогрессивной ставки. Он обеспечивал изъятие налогов в виде сбережений. Следствием такой политики обеспечивалась сбалансированность бюджета при высоком уровне расходов.

Большое внимание при этом варианте финансовой политики уделяется системе государственного кредита, с его помощью проводится увеличение государственного дефицита. Государство активно применяет систему долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется и система управления финансами. Она состоит из нескольких самостоятельных звеньев. Эта финансовая политика в 30-60 годы прошлого столетия обеспечила стабильный экономический рост, высокую занятость населения, эффективную систему финансирования социальных нужд.

Финансовая политика меняется с изменением ситуации в мире, в стране. Она является наиболее динамичной частью экономики. В 70-е годы меняются некоторые ее элементы, появляются новые. Это потребовало изменения финансовой политики.

В 70-е годы в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия. Эта разновидность финансовой политики не отказывалась от регулирования экономики, но ограничивала вмешательство государства в экономику и государственную сферу.

Регулирование становится многоцелевым, кроме экономического роста экономики и занятости населения, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, структурную перестройку народного хозяйства. Финансовый механизм в этом случае направлен на сокращение объемов, перераспределение национального дохода через финансовую систему, снижение бюджетного дефицита, стимулирование роста сбережений, как источника производственного инвестирования. По налогам ставится задача их сокращения и снижения степени их прогрессивности.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Главным стержнем этой экономики являлось доминирование государственной собственности. Она позволяла осуществлять директивное управление всеми сферами экономики, в том числе и финансами. Государственная собственность позволяла концентрировать большую часть финансовых ресурсов у центральных органов власти и распределять их в соответствии с государственными плановыми заданиями. В соответствии с целями и задачами планово-директивной финансовой политики был разработан и финансовый механизм.

Основная его задача - создание инструментов, с помощью которых происходит изъятие всех неиспользуемых ресурсов. Изъятие проводилось у государственных предприятий, местных органов власти и населения.

Для государственных предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого дохода. Чистый доход изымался с помощью налога с оборота, затем с помощью индивидуальных отчислений от прибыли. Изымались все излишки прибыли в бюджет, при этом предприятиям определялся размер всех расходов, производимых из прибыли. Таким образом, государство полностью осуществляло регулирование распределительного процесса. С помощью такого двухканального механизма изымалось 80% чистого дохода, а 20% оставалось у предприятия.

Регулирование использования денежных доходов населения проводилось с помощью подоходного налога. Часть денег изымалась с помощью размещения государственных займов. Почти всегда это делалось принудительно (выдавалось как заработная плата), причем люди в основном не доверяли этим займам.

Часть денежных средств населения, помещенная в системе сберегательных касс также направлялась в бюджет в виде безоблигационного займа. Для местных бюджетов осуществлялось ограничение в источниках местных доходов. Местные бюджеты целиком зависели от вышестоящих бюджетов и имели небольшие (10-15%) объемы местных доходов. Расходы местных бюджетов определялись исходя из приоритетов установленных государственными планами. Средства выделялись без учета их отдачи. Значительные ресурсы использовались непроизводительно. Поскольку, как использовались ресурсы, эффективно или неэффективно, такая задача не ставилась. Следствием этого явилось большой объем недостроенного жилья при общем его дефиците. Большие средства расходовались на оборону страны и военные цели.

Управление финансами при планово-директивной политике осуществлялось из единого центра - Минфина.

Такая политика концентрации денежных ресурсов была оправдана при определении необходимости, например, при военных действиях и в период индустриализации, но для того, чтобы экономика развивалась стабильно, производство было эффективным, нужна была другая политика. Поэтому осуществляется переход от административно-командной политики к регулирующей.

Вследствие того, что административно-командная система управления экономикой позволяло неэффективно безконтрольно использовать ресурсы, это привело к «разбазариванию» средств, и в конце 70-х годов разразился кризис во всех отраслях экономики. Главная причина - доминирование государственной собственности. Глубокий системный кризис в экономике привел к кризису директивной финансовой политики. Кризисные явления проявлялись в огромном дефиците бюджета, нарастающей инфляции, платежном кризисе, росте убыточных предприятий и незавершенного производства, огромном внутреннем и внешнем государственном долге.

Начиная с 1991 года, проводится новая финансовая политика, основанная на рыночных механизмах и системе государственного регулирования. В этих условиях (децентрализации финансовых ресурсов) необходимо рациональное использование финансовых ресурсов. Требовался и новый финансовый механизм. Основа современной финансовой политики - это свобода предпринимательской деятельности, ведения различных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике. Исходя из этого, с другими задачами формируется и другой финансовый механизм.

Государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на налоговую основу. Все экономические субъекты получают единые правила распределения созданных финансовых ресурсов на достаточно длительные перспективы.

Важнейшей задачей того периода было сокращение расходов бюджета, так как снижение налогового изъятия привело к сокращению доходной, а, следовательно, и расходной части бюджета. Сокращение расходов бюджета сужает круг функций государства. Проблема изменения расходов имеет два аспекта:

Сокращение расходов в целях уменьшения бюджетного дефицита. И связи с этим бюджетные ассигнования народного хозяйства финансируются на?. Финансирование в целом составляет 14-16% расходов бюджета (раньше 33-34%). Не финансируются убыточные предприятия, в частности ЖКХ, которое ранее финансировалось из федерального областного и местного бюджетов на 97-99%.

Изменение порядка предоставления бюджетных средств. Все больше применяется нормативный метод планирования расходов, особенно, в непроизводственной сфере. Например, обучение одного студента в ВУЗе стоит порядка 25 тысяч рублей, но нормативы значительно ниже.

Кроме того, используются не только безвозмездные бюджетные ассигнования, но и бюджетные ссуды. Все это приводит к повышению эффективности использования бюджетных средств. Получила новое направление система государственного кредита. Впервые за последние 60 лет государственный кредит стал открытым источником покрытия бюджетного дефицита. Государство использует его рыночные формы, т.е. различные формы краткосрочных и среднесрочных займов вместо прямого кредитования расходов бюджетов Центробанком.

Меняется в соответствии с изменяющимися условиями порядок и организация бюджетной системы, она основана на самостоятельности и равноправии бюджетов разных уровней. С 1994 года применяется система трансфертных платежей, которые направлены на поддержку различных регионов, которые не могут существовать без поддержки.

Кроме того меняется практика перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального, осуществляемого с помощью бюджета, развивается горизонтальное перераспределение средств. Это осуществляется с помощью финансового рынка, который позволяет перераспределять финансовые ресурсы между экономическими субъектами исходя из спроса и предложения. В настоящее время более широкое распространение получило перераспределение ресурсов с помощью негосударственных бюджетных фондов (негосударственный пенсионных фонд, страховые фонды).

Кардинально меняется и система управления финансами. Вместо одного Минфина организована целая система финансовых и контрольных органов (Счетная палата, Служба налоговой полиции, Государственный таможенный комитет). Кроме того, создана независимая служба аудиторского контроля.

Современная финансовая политика предусматривает поддержку процесса структурной перестройки экономики. Проводит государственное ассигнование инвестиционных проектов на конкурсной основе. Государственные инвестиционные ресурсы направляются в первую очередь в промышленность и туда, где привлекаются частные ресурсы. Государство применяет инвестиционно-налоговый кредит (особенно для малых предприятий). Это значит, что малые предприятия получают налоговую отсрочку на 3 года и до 50% не более чем на 5 лет. Эти средства будут направлены на реализацию инвестиционного проекта. Применяется сложная ставка процента, а они значительно увеличивают сумму возвращаемого кредита, и государство создает благоприятные условия для иностранного инвестирования.

В дальнейшем финансовая политика предусматривает расширить расходы бюджета на социальные нужды, повышать эффективность использования финансовых ресурсов, продолжится совершенствование бюджетного устройства. Усилится внимание к рынку ценных бумаг, государство постарается регулировать его. Это позволит обеспечить потребности государства в финансовых расходах.

1. Расходная политика граждан - это …
система принципов отношений по защите доходов государства


система принципов отношений по защите и реализации интересов отдельных граждан

2. Доходы граждан как экономическая категория представляют собой …
отношения между экономическими субъектами по поводу образования денежных фондов физических лиц
отношения между экономическими субъектами по поводу образования денежных фондов

денежные средства населения

3. Менеджмент финансов граждан - это …

система управления индивидуальными денежными потоками и фондами
совокупность финансовых мероприятий граждан
система отношений по защите и реализации интересов коллективов граждан

4. Менеджмент расходов граждан - это …
совокупность финансовых мероприятий граждан
система отношений по защите и реализации интересов коллективов граждан
система отношений по защите и реализации интересов отдельных граждан
система управления использованием денежных оттоков

5. Назначение финансов граждан - это …
создание личных денежных накоплений
обеспечение развития личности
финансирование воспроизводства человека
финансирование развития и воспроизводства человека

6. Элемент расходов граждан, который является наибольшим в рыночной экономике
потребительские
инвестиции
подарки
налоги

7. Финансы граждан в качестве экономической категории – это …
отношения между экономическими субъектами по поводу образования и использования денежных фондов физических лиц
денежные средства населения
механизм функционирования денежных ресурсов населения
отношения между экономическими субъектами по поводу образования и использования денежных фондов

8. Объективная функция финансов физических лиц …
контрольная
экономическая
распределительная
стимулирующая

9. Функциональный механизм доходов граждан складывается из формирования…
использования и воспроизводства денежных фондов
и использования денежных фондов
денежных фондов
использования, воспроизводства и взаимодействия денежных фондов

10. Расходы граждан как экономическая категория – это …
денежные затраты населения
механизм функционирования денежных ресурсов населения
отношения между экономическими субъектами по поводу использования денежных фондов
отношения между экономическими субъектами по поводу использования денежных фондов физических лиц

11. К основным проблемам современных финансов граждан в России не относятся проблемы…
справедливости
расходов граждан
доходов граждан
менеджмента финансов граждан

12. Специфический инвестиционный фонд финансов граждан.
основные производственные фонды
оборотные производственные фонды
страховой фонд
фонд рабочей силы

13. Функциональный механизм финансов граждан - это …
формирование и использование денежных фондов
формирование, использование, воспроизводство и взаимодействие денежных фондов
использование денежных средств
формирование, использование и воспроизводство денежных фондов

14. К доходам от предпринимательской деятельности не относятся поступления от …
домашних валютных сбережений
сдачи в аренду
вложений в банк
инвестиций в производственный капитал

15. Элемент доходов граждан, который является наибольшим в рыночной экономике
дивиденды
заработная плата
пенсия
проценты

16. Доходная политика граждан - это …
совокупность финансовых мероприятий граждан
система отношений по защите и реализации интересов коллективов граждан
система отношений по защите и реализации доходов отдельных граждан
система отношений по защите доходов государства

17. Наибольший вид социальных доходов населения
пенсии
пособие по безработице
оплата больничных листов
пособия по беременности и родам

18. Менеджмент доходов граждан - это …
совокупность финансовых мероприятий граждан
система отношений по защите и реализации интересов коллективов граждан
система управления формированием индивидуальных денежных притоков
система отношений по защите и реализации интересов отдельных граждан

19. Финансы физических лиц - это …
абстрактное понятие
субъективный инструмент хозяйствования
экономическая категория
явление рыночной экономики

20. Финансовая политика граждан - это …
система отношений по защите и реализации интересов отдельных граждан
совокупность финансовых мероприятий граждан
система отношений по защите и реализации интересов государства
система отношений по защите и реализации интересов коллективов граждан

Финансы, которыми обладает государство, являются важным и эффективным рычагом воздействия на экономику. Финансы – это совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия и государство и связанных с ними экономических отношений. Финансы представляют собой экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. Финансовая система общества представляет собой совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств. Она включает в себя финансовые институты разных уровней: государства, хозяйствующих субъектов, населения.

Центральным звеном финансовой системы выступает государственный бюджет – основной финансовый план образования и использования фонда денежных доходов и расходов государства.

Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называют финансовой политикой .

Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного развития экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала.

Задачами финансовой политики являются:

    обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

    установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

    организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

    выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

    создание эффективной системы управления финансами.

Финансовая политика многогранна и осуществляется по целому ряду взаимо переплетающихся направлений. Среди них чаще всего выделяют две главных линии: фискальную и бюджетную политику.

Фиксальная политика – совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Фиксальная политика – это политика государства в области налогов, как главного источника доходов государственного бюджета, и планируемых изменений государственных расходов, направленная на регулирование и предотвращение нежелательных изменений совокупного спроса.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым относятся способы бюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются: а) затраты на расширенное воспроизводство; б) непроизводительные расходы государства; в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т. п.; г) проведение структурной политики; д) содержание военно-промышленного комплекса и др.

С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки, налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т. п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства. К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации.

В зависимости от характера использования прямых и косвенных методов различают два вида фискальной политики государства: а) дискреционную и б) недискреционную.

Дискреционная политика означает, что государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и увеличения темпов экономического роста, т.е. улучшения экономического положения страны.

При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между переменными величинами.

Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Однако все это справедливо только в том случае, если прирост государственных расходов финансируется не за счет увеличения налоговых платежей, а источником роста государственных расходов является сознательно планируемый бюджетный дефицит.

Снижение государственных расходов вызывает обратную реакцию: падение производства и доходов, рост безработицы. Изменение государственных расходов отражается на величине ВНП с мультипликационным эффектом.

Мультипликатор государственных расходов M G показывает, насколько возрастаетВНП в результате увеличения этих расходов на закупку товаров (G) и услуг и равен величине, обратной предельной склонности к сбережению (MPS):

или M G =1/ MPS.

Мультипликационный эффект государственных расходов обусловлен тем, что их увеличение повышает доход и ведет к росту потребления. Этот переход от потребления к доходу и вновь к потреблению продолжается бесконечно. Совокупный эффект от государственных расходов (увеличение ВНП) равен их приросту, умноженному на мультипликатор: ∆ВНП = ∆G× M G.

Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Динамика налогов (∆Т), подобно государственным расходам, обладает мультипликационным эффектом. Налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению(MPС) к предельной склонности к сбережению (MPS):

Мт = MPС/ MPS или Мт = ∆ВНП/∆Т.

Для оживления экономики государство должно снижать налоги, а для ее охлаждения – увеличивать.

Если при увеличении государственных расходов правительство стремится сохранить сбалансированность бюджета и для этого увеличивает величину налоговых поступлений, т. е. когда величины государственных расходов и налоговых поступлений изменяются в одном направлении, то возникает эффект мультипликатора сбалансированного бюджета. Действие этого мультипликатора состоит в следующем: при возрастании государственных расходов и налоговых поступлений на одну и ту же величину (∆G = ∆T), равновесный объем производства возрастает на ту же самую величину (∆ВНП = ∆G = ∆T).

Указанные функциональные зависимости используются в дискреционной политике для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика различается на разных фазах цикла.

Например, при кризисе проводится политика экономического роста . Для увеличения объема ВНП расширяются государственные расходы, снижаются налоги, причем повышение расходов сочетается с уменьшением налогов. Итогом является уменьшение спада производства.

Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вызванный избыточным спросом), то правительство проводит политику сдерживания деловой активности сокращает государственные расходы, увеличивает налоги. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.

Второй вид фискальной политики – политика автоматических (встроенных) стабилизаторов .

Автоматическая фискальная политика позволяет относительно смягчить проблему длительных временных налогов. Она предполагает изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в ходе циклических колебаний экономики без принятия специальных решений. В этом случае изменения параметров бюджетно-налоговой политики возникают автоматически вследствие действия встроенных стабилизаторов.

Главными встроенными стабилизаторами являются:

Прогрессивное налогообложение;

Государственные трансферты (прежде всего пособия по безработице).

На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Стало быть, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. Заодно снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.

На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, а тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолеть спад экономики.

В целом встроенные стабилизаторы экономики, как правило, должны сочетаться с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости экономических ресурсов. На практике правительства развитых стран проводят комбинированную политику, сочетающую оба метода применения бюджетно-налоговых рычагов.

Управление финансами – это совокупность мероприятий направленных на обеспечение целей финансовой политики.

Вопрос 2.2. Функции финансов

Финансам как экономической категории присущи следующие функции:

§ Формирование доходов – это распределение валового внутреннего продукта на разные денежные фонды.

Валовой внутренний продукт – это рыночная стоимость продукции (работ, услуг), произведённых во всех отраслях народнохозяйственного комплекса и предназначенная для качественного потребления, накопления и экспорта.

В основе распределения валового внутреннего продукта на денежные фонды лежит одностороннее движение стоимости «Товар – Деньги». Это распределение проявляется в форме получения денежной выручки от реализации товаров и распределения её на денежные фонды:

Фонд оплаты труда;

Амортизационный фонд;

Ремонтный фонд;

Фонд потребления (на путёвки, на премии и т.д.);

Фонд накопления (на приобретения оборудования и т.д.);

Резервный фонд;

§ Использование доходов – это конкретное расходование денежных фондов и наличных денег на конкретные цели. Задача этой функции состоит в том, чтобы обеспечить каждого субъекта всеми необходимыми финансовыми ресурсами.

В основе такого расходования лежит двухстороннее движение стоимости, которое выражаются в форме обмена: «Товар – Деньги» и «Деньги – Товар».

Использование финансовых ресурсов, какого либо субъекта для последующего финансированиярасходов, связанных с какой либо целью, происходит главным образом за счёт поступающих денежных средств из различных источников дохода.

Финансирование – это процесс предоставления необходимых финансовых ресурсовдля обеспечения расходов, связанных с какой либо целью.

Финансовые ресурсы – это совокупность денежных фондов, находящихся в распоряжении субъекта и для направления их в последующем на какие либо цели или мероприятия.

Точки зрения по поводу существования оспариваемых функций денег:

Контрольная функция. По мнению отдельных ученых она заключается в осуществлении контроля за эффективностью осуществления финансовых отношений.

Однако другие ученые не согласны с ней т.к. считают, что контроль могут осуществлять только специальные органы (т.е. субъект, но не как объект)

Вопрос 2.3. Цели и задачи финансовой политики

Государство в зависимости от сферы общественных отношений оказывает воздействие на различные стороны своей деятельности через внутреннюю и внешнюю политику, социальную и культурную, финансовую и техническую.

Финансовая политика – это совокупность мероприятий (как правило, государства или предприятия) по разработке общей концепции основных направлений, целей и главных задач использования финансовых отношений. Государственная финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством своих функций.

К основным формам государственной финансовой политикой относятся:

Фискальная политика, направленная на регулирование конъюн­ктуры экономики с помощью доходов и расходов бюджета;

Бюджетная политика, цель которой - регулирование бюджетных процессов;

Финансовые программы, нацеленные на финансирование социальной, региональной и экологической политики;

Финансовая помощь, направляемая на создание условий успешного развития стран с переходной экономикой.

Свое практическое воплощение финансовая политика в лице государства или предприятия реализует через финансовый механизм, используя финансовые рычаги и методы.

Основной целью финансовой политики является: наиболее полная мобилизация и формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей субъекта (государства или предприятия)

Задачи финансовой политики:

Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

Рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

Создание эффективной системы управления финансами.

Вопрос 2.4. Методы управления финансами

Целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость в интересах субъекта.

Методами управления финансами является:

Финансовое планирование – это процесс разработки финансового плана субъекта хозяйствования.

Финансовое прогнозирование – это разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей.

Финансовое регулирование – это организуемая субъектом деятельность по использованию финансов в целях корректировки параметров связанных с затратами, доходами и расходами.

Финансовый контроль – это совокупность мероприятий с применением специфических форм и методов, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых операций и действий государственных органов, муниципальных образований, предприятий, организаций, учреждений и граждан, направленных на получение финансового результата. Он позволяет увидеть разные стороны работы хозяйственной деятельности субъекта. Финансовый контроль возникает потому, что финансовые отношения можно планировать и регулировать, так как имеются: конкретные субъекты финансовых отношений (т.е. хозяйствующие субъекты, граждане, государство), нормы, нормативы, цели использования финансовых ресурсов, объёмы и сроки осуществления финансовых операций, правовые условия установленные в законодательном порядке.

Финансовый анализ – это комплексная оценка структуры финансовых ресурсов. При проведении финансового анализа применяются следующие основные методы:

Анализ абсолютных показателей баланса . Данный анализ представляет собой изучение данных предоставленных в бухгалтерской отчетности на конкретную дату. В результате анализа определяется состав имущества, структура финансовых вложений, источники финансирования собственного капитала, размер заемных средств, объем выручки от реализации, размер прибыли и т.д.

Горизонтальный анализ . Данный анализ представляет собой временной анализ, который заключается в сравнении между показателями полученных в базисном (прошлом) и отчетном (текущем) периоде. Он позволяет выявить тенденции изменения статей баланса и определить темпы роста или снижения. Инструментом донного анализа служит построение графика по сравнению показателя во времени.

Трендовый анализ. Данный анализ представляет собой динамический анализ, который заключается в сравнении показателями полученных за ряд лет (3-5 лет). Он позволяет выявить тенденцию динамики показателя без случайных влияний. Тренд (англ. Trend - График) – это закономерность, характеризующая общую долгосрочную тенденцию в изменениях показателей временного ряда. Инструментом донного анализа служит построение графика по динамики изменения показателя во времени.

Сравнительный анализ . Данный анализ представляет собой сопоставление в виде сравнения двух анализируемых показателей. Инструментом донного анализа служит построение графика или таблицы по сравнению показателей в анализируемом периоде.

Он позволяет выявить сравнение показателей, структуры или динамики по одной и той же позиции:

Между плановыми (нормативными) и текущими результатами финансовых показателей анализируемой организации;

Между различными подразделениями компании;

Между различными организациями (конкурентами).

Вертикальный анализ. Данный анализ представляет собой структурный анализ, который проводится в целях определения структуры итоговых финансовых показателей. Он позволяет выявить влияние каждой позиции в зависимости от удельного веса в общем итоговом показателе отчетности. Инструментом донного анализа служит построение диаграммы по структуре общего анализируемого показателя.

Анализ финансовых коэффициентов. Данный анализ представляет собой расчет аналитических финансовых коэффициентов (относительных показателей). Он позволяет выявить влияние взаимосвязь в результате соотношения между отдельными показателями по разным позициям. Расчет относительных показателей осуществляется на основе соотношения одного показателя относительно другого. К таким группам относятся:

Показатели имущественного положения

Показатели ликвидности;

Показатели финансовой устойчивости;

Показатели деловой активности;

Показатели рентабельности.

Контрольные вопросы

Совокупность государственных мероприятий по использова­нию финансовых отношений для выполнения государством сво­их функций представляет собой финансовую политику.

1) разработку общей концепции финансовой политики, оп­ределение ее основных направлений, целей, главных задач;

2) создание адекватного финансового механизма;

3) управление финансовой деятельностью государства и дру­гих субъектов экономики.

Задачи финансовой политики:

1) обеспечение условий для формирования максимально воз­можных финансовых ресурсов;

2) установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

3) организация регулирования и стимулирования экономиче­ских и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработка финансового механизма и его развитие в соот­ветствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Финансовая политика - составная часть экономической по­литики государства. В ней конкретизируются главные направле­ния развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использова­ния, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при по­мощи которого происходит осуществление всей деятельности госу­дарства в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой систему установ­ленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм - это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся формы финансо­вых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм - наиболее динамичная часть фи­нансовой политики. Его изменения происходят в связи с реше­нием различных тактических задач, и поэтому финансовый ме­ханизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финан­совое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут стро­иться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с раз­витием налогового законодательства.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный финансовый механизм, как правило, разрабаты­вается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государ­ственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирова­ние, организация бюджетного устройства и бюджетного процес­са, финансовое планирование.

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагиваю­щем прямо интересы государства. Такая разновидность финан­сового механизма характерна для организации внутрихозяйст­венных финансовых отношений на частных предприятиях.