Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Что включает в себя понятие налоговая система. Налоговая система. понятие, функции, виды. Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система - это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Общие принципы, позволяющие создать достаточно оптимальные налоговые системы:

Принцип равенства и справедливости. Распределение налогового бремени должно быть равным, т. е. каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную казну. И юридические, и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соизмеримо доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства. Но обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками.

Принцип эффективности налогообложения, который вобрал в себя ряд достаточно самостоятельных принципов, объединенных общей идеологией эффективности:

Налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений или, по крайней мере, это влияние должно быть минимальным;

Налоговая система должна содействовать проведению политики стабилизации и развитию экономики страны;

Налоговая система не должна допускать произвольного толкования, но в то же время должна быть понята и принята большей частью общества. Налог, который налогоплательщик обязан платить, должен быть определен точно, а не произвольно: время, способ и сумма платежа должны быть в точности известны налогоплательщику. Не может допускаться толкование закона о налоге налоговым чиновником;

Максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства и общества на сбор налогов и содержание налогово­ го аппарата, т. е. административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными. Важное значение при формировании налоговой систе­ мы имеет принцип универсализации налогообложения. Суть его можно выразить двумя взаимосвязанными требованиями:

Должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источника или места образования дохода или объекта обложения.

Принцип одновременности обложения означает, что в нормально функционирующей налоговой системе не должно допускаться обложение одного и того же источника или объекта двумя или несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

Принцип стабильности налоговых ставок. Реализация этого принципа обеспечивается тем, что налоговые ставки должны утверждаться законом и не должны часто пересматриваться.

Принцип дифференциации ставок в зависимости от уровня доходов налогоплательщика. Этот принцип не является обязательным. Вместе с тем при его применении не должно допускаться введение индивидуальных ставок налогообложения, так же как и введение максимальных налоговых ставок, побуждающих налогоплательщика свертывать экономическую деятельность.

Принцип четкого разделения налогов по уровням государственного управления. Этот принцип обязательно должен быть закреплен в законе и имеет в виду, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления льгот, ставок налогов и т. д. В то же время зачисление налогов в бюджеты разных уровней может регулироваться при ежегодном утверждении закона о бюджете.

Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа каждый из всей совокупности налогов должен взиматься в такое время и таким способом, которые предоставляют наибольшие удобства для налогоплательщика. С точки зрения этого принципа, наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара или оплатой услуги.

Принцип разумного сочетания прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа должно использоваться все многообразие видов налогов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. Кроме того, использование данного принципа важно для стабильности финансов государства, особенно в период обострения кризисной ситуации в экономике, поскольку экономически более обоснованно иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один-два вида поступлений с высокими ставками налогообложения.

Принцип - научный подход к установлению конкретной величины ставки налога. Суть этого принципа состоит в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему после уплаты налогов иметь доход, обеспечивающий ему нормальное функционирование. Недопустимо при установлении ставок налога исходить сугубо из сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.

Принцип использования системы налоговых льгот, которые должны реально стимулировать процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно гарантировать гражданам прожиточный минимум. При этом льготы не должны устанавливаться для конкретных плательщиков, они предоставляются только категориям налогоплательщиков.

Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую базу, налоговый период, ставку, льготы и налоговый оклад.

Субъект налога, или налогоплательщик, - это то лицо (юридическое или физическое), на которое по закону возложена обязанность платить налог. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) налога на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком или носителем налога. Это имеет место в основном при взимании косвенных налогов.

Объект налогообложения - это предмет, подлежащий налогообложению. В этом качестве выступают различные виды доходов (прибыль, добавленная стоимость, стоимость реализованных товаров, работ и услуг), сделки по купле-продаже товаров, работ и услуг, различные формы накопленного богатства или имущества. Объектом налогообложения может являться также иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательно возникает обязанность по уплате налога.

Единица обложения представляет собой определенную количественную меру измерения объекта обложения. Поэтому она зависит от объекта обложения и может выступать в натуральной или в денежной форме (стоимость, площадь, вес, объем товара и т. д.). Единицей обложения по уплате акциза является, например, объем добытого природного газа, по земельному налогу - сотая часть гектара, гектар, по подоходному налогу - рубль.

Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения представляет собой налоговую базу. Налоговую базу составляет выраженная в облагаемых единицах только та часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка. Например, объектом обложения налогом на прибыль является прибыль предприятия, но налоговую базу составит не вся балансовая прибыль, а лишь часть ее, так называемая налогооблагаемая прибыль, которая может быть или больше, или меньше балансовой прибыли.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.

Налоговая ставка, или, как ее еще называют, норма налогового обложения, представляет собой величину налога на единицу измерения налоговой базы.

В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими) или процентными (адвалорными).

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются обычно при обложении земельными налогами, налогами на имущество. В российском налоговом законодательстве такие ставки нашли широкое применение в обложении акцизным налогом.

Процентные ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения и могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к объекту обложения. Примером пропорциональной ставки - ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки - с увеличением стоимости объекта обложения увеличивается и их размер. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой и сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всего объекта налогообложения. При применении сложной ставки происходит деление объекта налогообложения на части, каждая последующая часть облагается повышенной ставкой.

Регрессивные ставки налогов уменьшаются с увеличением дохода.

Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов налоговой льготы является необлагаемый минимум - наименьшая часть объекта налогообложения, освобожденная от налога. Налоговые льготы могут также выступать в виде вычетов из облагаемого дохода, уменьшения ставки налога вплоть до установления нулевой ставки, скидки с исчисленной суммы налога.

Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта обложения. Взимание налогового оклада может осуществляться тремя способами: у источника получения дохода, по декларации и по кадастру.

Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

§ Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

§ Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

§ Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

§ Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Налоги

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Деление налогов в зависимости от того, какой уровень власти устанавливает важнейшие элементы налога и вводит его в действие. По этому признаку налоги подразделяются на государственные и местные. Государственные налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральные налоги и сборы: НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН(Глава 24 утратила силу (с 01.01.2010 - страховые взносы), налог на прибыль организаций, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. Региональные налоги: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Местные налоги: земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Специальные налоговые режимы:

§ Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН)

§ Упрощенная система налогообложения

§ Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности

§ Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

В зависимости от метода взимания налогов они делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. Денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером - налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других налогов. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Таким образом, указанные налоги предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога - потребителем этого товара (работы или услуги). Примером косвенного налогообложения могут служить такие яркие представители, как НДС, акцизы и таможенные пошлины.

Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово - хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций.

Прямые и косвенные налоги подразделяют на несколько видов. Среди прямых налогов выделяют реальные и личные. Реальными налогами облагаются продажа, покупка или владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К ним, в частности, относятся земельный налог, налог на имущество, налог на недвижимость и некоторые другие. В отличие от реальных личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Они взимаются с физических и юридических лиц или у источника дохода, или по декларации. Примером личного обложения могут служить налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

Косвенные налоги, в свою очередь, подразделяются на акцизы, государственную фискальную монополию и таможенные пошлины. Акцизы бывают индивидуальные и универсальные. Пример - НДС. Индивидуальные акцизы устанавливаются как по отдельным видам товаров, так и по группам товаров.

Разделение налогов в зависимости от их использования. В этом случае они подразделяются на общие и специальные. К общим относится большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительной особенностью является то, что они после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги, имея строго целевое назначение, закреплены за определенными видами расходов. В частности, в Российской Федерации примером специального налога может служить единый социальный налог.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

К специальным налоговым режимам относятся: единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, система налогообложения при разработке неиспользуемых и малодебитных нефтяных скважин и упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства. Особенностью этих налогов является то, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Экономическая сущность налога заключается в его функциях.

Функции: - фискальная и экономическая, распределительная, стимулирующая и контрольную.

Фискальная функция является основной функцией налога. Она изначально характерна для любого налога, главное предназначение налога - образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач. Благодаря именно фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т. е. в процесс перераспределения части стоимости ВВП. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога.

Распределительная функция налога, выражающая его экономическую сущность как особого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по их установлению, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по территориям страны.

Стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других.

Контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Действительно, в условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с государством.

Государство может устанавливать налоги по разным причинам: от перераспределения доходов населения до устранения внешних экономических эффектов. Воздействие налогов можно рассматривать как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

С точки зрения микроэкономики. Налоги рассматриваются фирмами как очередные затраты на дополнительную единицу продукции. Таким образом, фирмы сокращают предложение своих товаров и услуг, что, в свою очередь, ведет к повышению цен на продукцию и, соответственно, снижению объема ее производства (количество товара становится меньше). При этом, налоговое бремя распределяется между покупателями и продавцами. Само распределение налога между производителем и потребителем в экономической теории зависит от ценовой эластичности спроса на товар или услугу.

· Если спрос эластичен, тогда, при прочих равных условиях, большую часть налога платят производители.

· Если же спрос не эластичен, то, при прочих равных условиях, потребители платят большую часть налогового бремени.

С точки зрения макроэкономики. Снижение налогов стимулирует рост как совокупного спроса, так и совокупного предложения.

Чем меньше налогов нужно платить, тем больше располагаемого дохода у домохозяйств для потребления. Таким образом, растет совокупное потребление, а следовательно, и совокупный спрос. Поэтому, правительства снижают налоги, когда проводят стимулирующую экономическую политику, то есть когда целью государства является вывести страну из дна экономического цикла. Соответственно, сдерживающая экономическая политика подразумевает повышение налогов, с целью устранения «перегрева экономики».

Фирмы воспринимают повышение налогов как дополнительные издержки, что приводит к тому, что они сокращают предложение своего товара. В общем, сокращение предложений фирм ведет к сокращению совокупного предложения. Таким образом, размер налога обратно пропорционален величине совокупного предложения.

  • Административно-правовые гарантии прав граждан. Углубление личных прав и свобод граждан, упрочение их гарантий - первейший долг демократического государства
  • Административно-правовые режимы обеспечения стабильности государства
  • Архивное дело в Италии. Архивное дело в Итальянских государствах
  • Архивное дело после I мировой войны в государствах Центральной Европы
  • Архивы в государствах Западной Европы после I мировой войны
  • Базовые понятия. В главе 1 Конституции Российской Федерации содержатся принципы, определяющие федеративное устройство государства

  • Налоговая система – это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов. Принципы построения налоговой системы:

    Всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;

    Стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

    Равнонапряженность – взимание соответствующего налога по одинаковым для всех налогоплательщиков ставкам;

    Обязательность – принудительность налога; неизбежность его выплаты;

    Самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;

    Социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.

    Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. В зависимости от объекта налогообложения, взаимоотношений плательщика налога и государства различают:

    прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйственных субъектов и не могут быть легко переложены теми, кто по закону выплачивает налог государству, на других субъектов (подоходный налог, налог на прибыль, налог на недвижимость и т.п.);

    косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Они взимаются фактически с потребителя, хотя плательщиком налога государству выступает торговое или производственное предприятие (налог на добавленную стоимость; акцизы – налоги, включаемые в цену товаров массового потребления: соль, табак, спиртные напитки; таможенные пошлины; налог с продаж и др.).

    В зависимости от органа, который взимает налоги и ими распоряжается, различают общегосударственные и местные налоги. К общегосударственным, как правило, относятся подоходный налог, налог на прибыль, таможенные пошлины и др. К местным – земельный налог, поимущественный налог и др.

    По целям использования налоги делятся на общие и специальные. Общие предназначены для финансирования расходов государственных или местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.

    Каждый налог содержит характеристику следующих основных элементов: субъект, объект налогообложения, ставки налога, источник налога, налоговые льготы, порядок изъятия, налоговые санкции.

    Субъект налога (или налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

    Объект налога – это то, что подлежит налогообложению. Объектом налога могут быть: текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др. В законе о налоге указывается, в каких единицах измеряется объект налога (денежные единицы – в налоге на заработную плату, прибыль; гектар, акр – в земельном налоге; человек – в подушном налоге).

    Источник налога – доход, из которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.).

    Налоговая ставка (t ) – величина налога на единицу обложения. Ставка может быть твердая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) или долевая (устанавливается в % к объекту обложения). Различают среднюю и предельную налоговую ставку. Первая характеризует долю налога в доходе, вторая – прирост налога по отношению к приросту дохода.

    Налоговые ставки являются важнейшим элементом налога, реализующим на практике функции налогов и принципы налогообложения. Существуют различные методы построения налоговой ставки (рис. 11.1).

    Рис. 11.1. Прогрессивный, пропорциональный и регрессивный

    В зависимости от того, как меняется налоговая ставка, различают:

    пропорциональное налогообложение, при котором используется одна и та же ставка безотносительно в величине дохода, подлежащего налогообложению. В этом случае доля налога в доходе остается постоянной, независимой от величины дохода (рис. 11.1, линия б). Прирост налога Т 3 Т 4 равен приросту дохода Y 1 Y 2 ;

    прогрессивное налогообложение – налогообложение, при котором ставка обложения возрастает по мере увеличения дохода, соответственно доля налога в доходе по мере роста дохода возрастает (рис. 11.1, линия а ). Прирост налога Т 1 Т 2 больше прироста дохода Y 1 Y 2 ;

    регрессивное налогообложение – налогообложение, при котором ставка налога уменьшается. Налоги могут быть регрессивными даже и при неизменной ставке налогообложения. В любом случае при регрессивном налогообложении доля налога в доходе по мере роста дохода падает (рис. 11.1, линия в). Прирост налога Т 5 Т 6 , меньше прироста дохода Y 1 Y 2 ;

    Зависимость между получаемыми государством налоговыми поступлениями (Q ) и ставками налогов (t ) описывается кривой Лаффера (рис. 11.2).

    Согласно этой кривой максимальные поступления налогов в государственный бюджет обеспечивает определенная (оптимальная) ставка соответствующего налога (t opt ). Превышение этого уровня (до t 1 ) ведет к утрате стимулов к труду, капиталовложениям, тормозит НТП, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, уменьшает доходы и поступления в бюджет (Q 1 < Q max ). Наоборот, переход к более низкой ставке обеспечивает рост сбережений, инвестиций, занятости, совокупных доходов и в результате – увеличение поступлений в бюджет. Найти оптимальную шкалу налогообложения теоретически не удается, она определяется эмпирически и, отражая национальные, психологические, конкретно-экономические, культурные особенности страны, различна для разных стран.

    Важным элементом налоговой политики, методом государственного регулирования экономики, обеспечения социальной защиты некоторых видов деятельности и определенных групп населения являются налоговые льготы – полное или частичное освобождение от уплаты налогов. Налоговые льготы могут быть предоставлены путем: установления необлагаемого минимума, исключения из облагаемого дохода некоторых расходов или определенных видов доходов налогоплательщика, уменьшения налоговой ставки, предоставления налогового кредита, возврата ранее выплаченных налогов, полного освобождения, от уплаты налогов и др.

    Наконец, налоговое законодательство предусматривает разного рода санкции (от штрафов различных размеров до уголовной ответственности) за нарушения в сфере налогообложения: уклонения от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговую декларацию ложных сведений и т.п.

    Смотрите также:

    Экономика. П. САМУЭЛЬСОН. ЭКОНОМИКА. Том I. Тираж 25 000 экз.
    ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА. ЧАСТЬ 1. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
    сайт/biznes-64/index.htm

    Лекция 8

    В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бре­мени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

    Итак, налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе за­кона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных по­требностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, полу­чающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов госу­дарства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

    В настоящее время налоговые отношения регулируются Налоговым Кодексом (НК) РФ. НК РФ – это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, учитывающий всю систему налоговых отношений в РФ.

    Налоговая система РФ включает в себя:

    1. Систему налогов и сборов;

    2. Совокупность участников налоговых правоотношений;

    3. Нормативно-правовую базу налогообложения.

    Налоговая система - это законодательно установленная совокупность налогов и сборов, уплачиваемых хозяйствующими субъектами и гражданами, и совокупность органов управления, призванных обеспечить контроль за налоговыми поступлениями в бюджет на основании законодательства.

    Становление существующей налоговой системы началось с 01.01.92. – с принятия закона «Об основах налоговой системы в РФ. С 01.01.99 г. была введена 1 часть НК РФ, с 01.01.01. – 2 часть НК.

    Общие принципы построения налоговой системы в РФ, виды налогов, сборов, пошлин и других платежей, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов определены в Налоговом Кодексе РФ.

    Систему налогового права в Российской Федерации составляет законодательство о налогах и сборах, представляющее собой сово­купность актов законодательства, регламентирующего порядок и правила установления, введения и взимания налогов и сборов на территории РФ. Оно подразделяется на: зако­нодательство РФ о налогах и сборах (федеральное), законодатель­ство субъектов РФ о налогах и сборах (региональное) и норматив­ные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.


    Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отно­шения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

    Экономическая сущность налогов состоит в изъятии государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде платежей.

    В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости – национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную часть новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству (безвозмездный характер).

    Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

    Налог является одновременно и экономической и правовой категорией.

    В соответствие с НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Необходимо разделять понятия налог и сбор.

    Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Сущность налогов как экономической категории проявляется через их функции.

    Налоговая система представляет собой совокупность всех взимаемых в государстве налогов, а также формы и методы их определения, методы исчисления и налоговый контроль.

    В целом, исходя из сущности налогов, можно определить налоговую политику государства как составную часть его экономической политики, направленную на формирование налоговой системы, которая должна обеспечивать равное экономическое развитие страны и её регионов, учитывая интересы налогоплательщиков и социально-экономическое положение страны.

    Если говорить про аспекты налогообложения государства, то понятие «налоговая система» будет являться базовым при их определении. Как и любая другая система, налоговая система состоит из отдельных частей. Они объединены общими признаками, целями и задачами, а также в определённой степени связаны друг с другом. Важнейший её элемент, видимый в первую очередь - это совокупность взимаемых с юридических и физических лиц различных налогов, сборов, пошлин как инструмент как инструмент для выполнения различных бюджетных функций. Но налоговая система - это сложный механизм. Государство организовывает налоговые отношения своей политикой. Поэтому на налоговую систему очень сильно влияет компетенция в этих вопросах государственных органов (законодательных и исполнительных). В процессе их работы (в идеале - чёткой и слаженной) вырабатываются принципы, формы и методы построения налогов, а так же методы их исчисления и сбора. Отдельным, но немаловажным элементом налоговой системы, основой её эффективности, являются налоговые органы страны, организующие и осуществляющие работу по контролю за точностью, правильностью

    исчисления налогов и их своевременной уплате

    Налоговая система - это один из главных элементов рыночной экономики. С помощью налоговой системы государство воздействует на социальное и экономическое развитие страны, ставит приоритеты развития для её регионов.

    В государстве должна существовать концепция развития налогообложения, определяющая содержание и направление налоговой политики. Она необходима для выравнивания налогового бремени по регионам и социальным группам, обеспечения притока инвестиций и способствования экономическому росту.

    Главная цель налоговой политики - это обеспечение различных бюджетов финансовыми ресурсами. Можно сказать, что стабильное пополнение бюджетных доходов - основа роста экономики, повышения уровня благосостояния населения, решения насущных проблем общества.

    Налоговую систему, конкретные методы построения и взимания налогов (элементы налогообложения) определяют соответствующие законодательные акты государства. Элементы налогообложения включают:

    1) Субъект налога, или налогоплательщик, то есть тот, кто должен платить налог. Им может быть как юридическое, так и физическое лицо.

    2) Объект налогообложения - то, с которого налог начисляется

    (прибыль, заработная плата, недвижимость и т.д.).

    3) Источник налога - доход, используемый для уплаты налога.

    4) Налоговая база - характеристика объекта налогообложения

    (стоимостная, физическая или другая).

    5) Налоговый период - период, в конце которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.

    6) Ставка налога - величина налагаемого налога на единицу измерения налоговой базы (например, денежная мера дохода, единица измерения продаваемого товара, единица земельной площади, и т.п.).

    7) Порядок исчисления налога.

    8) Порядок и сроки уплаты налога.

    В настоящее время налоговая система страны должна отвечать следующим требованиям:

    а) если доходы равны, они должны облагаться одинаково (в равных условиях их получения), если же условия разные, то с равных доходов должны взиматься разные налоги;

    б) при равенстве получаемых доходов, на налогообложение не должны влиять вид деятельности (для граждан) и форма собственности (для предприятий);

    в) должны умело комбинироваться различные способы налогообложения: подоходное, поимущественное и т.д.;

    д) необходимо организовать систему налоговых льгот, дополняющую единую налоговую ставку. Льготы должны носить целевой и адресный характер, они должны действовать автоматически при выполнении указанных в законах условий.

    Система налогообложения должна использовать накопленный страной опыт, и опираться на лучшие модели зарубежных стран, заимствовать подходящие принципы и модели.

    Выделяются следующие принципы создания налоговых систем: принцип справедливости налогообложения; принцип определённости налогов (налогоплательщику должны быть понятны размер налогов, способ их исчисления и сроки уплаты); принцип удобства уплаты налогов; эффективность сбора налогов (недопустимо затрачивать непомерно большие суммы на сбор и обслуживание налоговой системы).

    При определении справедливости налоговой системы можно рассмотреть следующие принципы:

    1. Принцип горизонтального равенства налоговой системы. Оно обеспечивается в том случае, если налоговая система не дискриминирует людей (например, по вероисповеданию или национальности), и равные индивиды несут равную налоговую нагрузку. Естественно, в действительности одинаковых людей не существует. Поэтому необходимо определять, в каких случаях (при каких доходах, при каком образе жизни) люди могут считаться равными в вопросах налогообложения. При этом нужно учитывать социальные проблемы общества и необходимость перераспределения доходов.

    2. Принцип вертикального равенства налоговой системы. Определенные категории налогоплательщиков, в зависимости от своих доходов или статуса, должны иметь больший или меньший уровень налоговых обязательств.

    Есть и другая точка зрения на справедливость налогообложения. Утверждается, что номинальный уровень ставок может быть высоким, но должна присутствовать система льгот и дифференциаций в зависимости от получаемого дохода.

    Однако в развитых странах в основном налоговые системы строятся на принципах вертикальной и горизонтальной справедливости. Очень часто применяется и дифференциация налоговых ставок: как в прямой форме (например, прогрессивные ставки в зависимости от уровня доходов), так и в скрытой – через систему льгот и поощрений. Возможно применение обеих форм одновременно.

    Так же в налоговой теории существует ряд частных принципов построения систем налогообложения. Он включает: принцип стабильности налогового законодательства, принцип обоснованности системы налоговых льгот, принцип однократности взимания налогов и др. В странах с федеративным типом государственного устройства особо необходим принцип единства налоговой системы: в общих чертах она должна быть едина на всей территории страны. Не должны формироваться индивидуальные налоговые политики для регионов, это нарушает целостность налогового пространства.

    Все принципы построения налоговой системы существуют для эффективности налогообложения.

    Налоговая система должна быть достаточно гибкой, чтобы оперативно изменяться в зависимости от экономической ситуации в стране и мире. В таком случае налоговую систему можно использовать как инструмент для активного и своевременного регулирования экономики. Классический пример такого применения налогообложения, направленный на сглаживание экономических циклов и смягчение последствий кризисов

    Во время бурного подъёма экономики экономический рост сдерживается с помощью повышенного налогообложения, а в момент спада экономика стимулируется путем снижения налоговых ставок и предоставления различных льгот.

    Если говорить о функциях налоговой системы, можно отметить, что ряд функций, которыми налоговая система обладает, происходит от объективных функций налогов. Прежде всего, разумеется, это фискальная функция. В различных источниках можно увидеть как упоминание фискальной функции как единственной, так и огромный список других функций. Это объясняется тем, что в настоящее время государство может с помощью налогов не только питать свой бюджет, но и в разных формах регулировать многие социально-экономические процессы. Упомянем основные функции.

    1. Фискальная функция. Налоги обеспечивают доходы бюджетной системы страны и, естественно, эта их функция находится под особым вниманием и контролем со стороны государства. Его стремление к максимально возможному увеличению налоговых источников может привести к преобладанию важности фискальной функции в политике государства перед другими функциями и задачами налоговой политики.

    2. Регулирующая функция. При помощи налогов и налоговой политики государство регулирует макроэкономические процессы, темпы экономического роста и прочее.

    3. Распределительная функция. Через неё по стране распределяются и перераспределяются национальный доход, доходы физических и юридических лиц. Она может влиять так же на распределение капиталов и инвестиций.

    4. Социальная функция. Включает в себя много аспектов. В странах, где социальная роль государства развита, за счёт налогов финансируются различные обязательства государства перед населением (например, здравоохранение, образование, пенсии и так далее). Работает через внутренние механизмы налоговых льгот и ставок (подоходного налога, налога на прибыль, НДС и прочих).

    5. Стимулирующая функция (функция микроэкономического регулирования). Работает через систему льгот, поощрений, различные виды ставок (ограничивающие, заградительные) и другие элементы налоговой системы.

    6. Контрольная функция. Без неё неисполнимы другие функции налогов. Защищает существование всей налоговой системы. Опираясь на закон и правовые механизмы, обеспечивает постоянство налоговых отношений между налогоплательщиками и государством.

    Материал взят из книги Сравнительный анализ систем налогообложения в Японии и России (В.В. Сунцев)

    Налоговая система РФ - это основа для выполнения государством своих функций и главный источник доходов федерального, региональных и местных бюджетов. В статье мы рассмотрим структуру и основные элементы налоговой системы РФ.

    Кратко об истории системы налогообложения в России

    Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

    Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

    Налоговая система - это... (понятие и структура)

    Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

    Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

    Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

    • федеральный;
    • региональный;
    • местный.

    Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

    Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

    • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
    • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
    • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

    Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.

    Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье .

    Элементы налоговой системы Российской Федерации

    Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

    В структуру налоговой системы России включены:

    • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
    • субъекты обложения налогами и сборами;
    • нормативно-правовая основа;
    • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

    Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

    Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.

    Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

    К системе налоговых органов РФ относятся:

    • Министерство финансов РФ.
    • Федеральная налоговая служба РФ.

    Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

    Главными функциями ФНС РФ являются:

    • учет плательщиков налогов и сборов;
    • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
    • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

    ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:

    • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
    • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

    Какие бывают налоги в РФ

    Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

    Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте .

    Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

    • НДФЛ;
    • налог на прибыль организаций;
    • акцизы;
    • водный налог;
    • налог на добычу полезных ископаемых;
    • госпошлина.

    Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

    Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

    • земельный налог;
    • налог на имущество физических лиц;
    • торговый сбор.

    В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

    Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.

    Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов - важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

    Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года) :

    1. Основная система налогообложения (ОСНО).

    Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

    1. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

    УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

    1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

    Данный спецрежим могут применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.

    Кто вправе применять ЕНВД см. .

    1. Единый сельхозналог (ЕСХН).

    Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

    О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН» .

    1. Патент (ПСН).

    ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

    Как лучше выбрать систему налогообложения

    1. ОСНО.

    Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:

    Налог на прибыль

    10 или 18% (с 01.01.2019 - 20%) от суммы наценки в зависимости от вида товаров

    Ставка зависит от вида продукции

    Налог на имущество

    Ставка устанавливается региональными властями

    Ставка зависит от вида ископаемых

    Транспортный налог

    Ставка устанавливается региональными властями и зависит от мощности ТС

    Водный налог

    Ставка зависит от вида водного объекта

    Если ваш бизнес только начинает развиваться, советуем обратить внимание на спецрежимы. Рассмотрим основные УСНО и ЕНВД:

    Налогоплательщику прежде всего следует определиться с видом объекта налогообложения. При УСНО их 2:

    • Доходы , с которых в бюджет уплачивается 6%.
    • Разница между доходами и расходами , с которой следует перечислить государству 15%.

    Доходы (6%)

    Доходы минус расходы (15%)

    Доходы (6%)

    Доходы минус расходы (15%)

    Единый налог заменяет налог на прибыль (НДФЛ для ИП), НДС, налог на имущество (за исключением налога, исчисляемого с кадастровой стоимости недвижимости)

    1. ЕНВД.

    Для применения ЕНВД величину предполагаемого дохода устанавливает государство. При ЕНВД не платится налог на прибыль, НДС, налог на имущество, за исключением установленных законом случаев.

    О плюсах и минусах применения ЕНВД читайте .

    Итоги

    Налоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру. К элементам налоговой системы РФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.