Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Финансы как экономическая категория. Финансовая система: звенья, сферы финансовых отношений

Финансы (на англ. finance , от лат. financia - доход, наличность) - это система экономических отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование централизованных, и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения задач, и функций государства.

Финансы как историческая категория

Во времена первобытно общинного строя не было классов, не было и государства. Далее в условиях рабовладельчества и феодализма финансы играли незначительную роль в формировании денежных доходов государства. Главными видами доходов государства в то время были дани, грабежи покоренных народов, натуральные подати и т.д. При этом не существовало разграничений между ресурсами государства и его главы, монархи распоряжались средствами страны как своими собственными. Лишь с выделением государственной казны и отделением ее от собственности монарха (16-17 века) возникли понятия: , .

Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала в 16-18 веках. Из колониальных стран в метрополии стекались огромные богатства, которые в любой момент могли быть использованы в качестве капитала.

Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено, прежде всего, усилением милитаризации экономики. В конце 19-го века на эти цели направлялось более 2/3 государственных расходов. Такая же картина с финансами складывалась и после второй мировой войны. Скачок государственных расходов обычно происходит в годы войн.

В капиталистических странах за счет государственных финансов была создана атомная промышленность, резко увеличился государственный сектор экономики, увеличились затраты на научно-технический прогресс (НТП) и т.п. Появились новые расходы на охрану окружающей среды, оказание субсидий и кредитов развивающимся странам.

После второй мировой войны также резко расширилась сфера финансовых отношений. Развитие получили местные (региональные) финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды и финансы государственных предприятий.

Сущность финансов

Сущность финансов характеризуют финансовые отношения, которые выражают процесс распределения и перераспределения стоимости общественного продукта на основе которого формируются фонды денежных средств общественного воспроизводства. К ним относятся:

  1. предприниматели, владеющие капиталом вложенным в сферу производства , реализации товаров и услуг ;
  2. трудоспособные люди, занятые наемным трудом;
  3. государство, владеющее природными ресурсами и регулирующее хозяйство в национальном масштабе.

Существует две сферы финансово-денежных отношений:

  1. Централизованная - это денежные отношения, связанные с формированием и использованием денежных фондов государства (государственный бюджет, государственный кредит, внебюджетные фонды и т.д.).
  2. Децентрализованная - финансы предприятий всех форм собственности.

Централизованные и децентрализованные фонды денежных средств органически взаимосвязаны.

Субъектами финансовых отношений, между которыми образуются финансовые потоки, являются:

  1. Предприятия, предприниматели;
  2. Работающее население;
  3. Государство.

Масштабы и интенсивность финансовый отношений зависит от экономической активности хозяйствующих субъектов и населения, социальной политики государства и т.д. Стоимостная форма движения товаров порождает денежный оборот. В этом и состоит сущность финансов.

Совокупность финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения задач и функций.

Представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов производства и реализации продукции, образования собственных ресурсов, привлечения внешних источников финансирования, их распределения и использование.

Государственные финансы

Денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств.


1 Природа, экономич сущность и спец признаки финансов

Сущность финансов , закономерности их развития сферы охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общего воспроизв-ва опр-ся эк-ким строем общ-ва, природой и функциями гос-ва.

Финансы исторической категории

Финансы появились одновременно с появлением государства, при расслоении общества на классы; деление на рабовладельцев и рабов (1-ое крупное разделение). Потом было феодальное гос-во, капитал-ое. До капит-ких формаций большая часть потребностей гос-ва удовлетворялась путем установления различного рода натур-ых повинностей и сборов. В условиях кап-зма, товарно-денежные отношения приобрели всеобхват-щий хар-р, финансы стали выражать эк-кие отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов ден. ср-в в процессе распределения и перераспределения нац. дохода.

Располагая огромным фондом ден. ср-в гос-во в свою очередь оказывает опр-ое влияние на процесс расширенного воспроизводства. Гос-во аккумулирует из себя не только ресурсы бюджетной системы, но и ср-ва различных внебюджетных фондов. т.о. в условиях капит-ого общ-ва в гос-ве возникают фин-ые отн-ия, к-ые охватывают 2 сферы:

    Эк-кие денежные отношения, связанные с формированием и исп-ием централизованных ден. фондов гос-ва, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондов.

    Эк-кие денежные отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных ден. фондов предпр-ий (фонд оплаты труда)

Финансы означают денежные отношения т.е материальной основой функцион-я финансов выступают деньги или ден. оборот. Финансы - это ден. отношения, но не все ден. отнош-я яв-ся финан-ми. Отношения возникающие в момент платежа финансами не считаются.

Финансы представляют собой эк-кие отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централиз-ых и децентрализованных фондов ден. ср-в в целях выполнения функций и задач гос-ва и обеспечения условий расширенного воспроизводства

Главным материальным источником выступает нац. доход старны, т.е. вновь созданная стоимость или стоимость ВВП за вычетом затрат произведенных в процессе произв-ва

2. Функции финансов, их содержание, значение и взаимосвязь

Функции финансов:

Исходя из того, что финансы представляют собой распределит. Категорию им присущи 2 функции:

    распределительная

    контрольная

Распределительная функция означает создание так называемых или первичных доходов, сумма всех доходов равна нац. доходу. Осн-ые доходы формируются при распределении нац. дохода среди участников мат-ого произв-ва, к-ые делятся на 2 группы:

    з/п рабочих, служащих, с/х рабочих, занятых в сфере мат-ого произв-ва

    доходы самих предпр-ий в сфере мат-ого произв-ва

Перераспределение дохода связано с отраслевыми и террит-ми распред-ми ср-в с интересом наиболее эффективного их исполненеия

Контрольная функция.

Будучи инструментом формирования и использ-я фондов ден. ср-в они объективно отражают ход распределительного процесса, поэтому контрольная ф-ция проявл-т контроль за распределением ВВП, уже нац. дохода по соответствующим фондам и расходованием их строго по целевому назначению.

Одна из важных задач финансового контроля проверка точного соблюдения закон-ва по финансовым вопросам. Контрольная ф-ция финансов проявляется через многогранную деятельность фин. орг-ов.

Помимо этих ф-ция есть еще регулирующая, что объясняется вмешательством гос-ва через финансы в гос. расходы.

3. Классификация финансовых отношений. Финансовая система России.

Функции фин-ов реализуется посредством фин. механизма, представляющего собой часть хоз-ого механизма . Фин. механизм включ. совокупность организац. форм фин. отношений, порядок формирования и еще ден. ср-в, централизованных и децентрализованных ден. ср-в, методы фин. планирования, формы управления финансами и фин. Системы.

Фин. система – яв-ся развитием общего понятия ФИНАНСЫ, это совокупность различных сфер и звеньев фин отношений в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Финансы выражают эк. – общественные отношения, однако в каждом звене финансов эти отношения проявляются по-разному и имеют свою специфику.

Каждое звено финансов опред. образом влияют на процесс воспроизв-ва, имеют свои, присущие ему функции. Так финансы предприятий обслуживают матер. произв-во. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предпр-я и отраслей хоз-ва. Через гос. бюджет мобилизируются ресурсы в основ. централизованный фонд гос-ва, где в свою очередь происходит перераспределение средств между отраслями хоз-ва, эк. регионами, отдельными соц. группами населения.

Внебюджетные спец. фонды имеют строго целевое назначение. Так пенсионный фонд РФ мобилизирует средства на выплату гражданам. Фонды соц. страх-я предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями как предпр-ям, так и населению, а по личному страхованию на выплату застрахованному лицу или его семье матер. обеспечения при наступлении страхового случая т.о. каждое звено фин. системы представляет строго определенную сферу фин. отношений.

Финансовые отношения – это совокупность различных сфер и звеньев фин. отношений, в процессе кот-ых образуются и израсходуется фонды ден. средств

Финансовая система включает в себя сферу общегос. финансов и сферу финансов хозяйствующих субъектов или включает в себя финансы макроуровня и финансы микроуровня

4. Значение сфер и отдельных звеньев финансовой системы для общественного развития

Финансовая система – совокупность различных сфер и звеньев фин отношений в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Фин система РФ включает след. звенья фин. системы:

      Гос. бюджет

      Внебюджетные средства

      Гос. кредит

      Фонды страхования

      Фондовый рынок

Все эти звенья представляют собой сферу общегос. финансов или финансы макроуровня .

Кроме всего фин. система включает в себя финансы предприятий различных форм собственности (финансы хоз-ых субъектов). В зависимости от формы собственности к ним можно отнести:

    Финансы гос. предприятий

    Муниципальных

    Арендные

    Акционерных

    Общественных

Данные звенья объединены в сферу финансов субъектов хозяйствования или финансы микроуровня .

Тем не менее, основой единой фин. системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе матер. произв-ва. Общегос. финансам (макро ) принадлежит ведущая роль в обеспечении опред. темпов развития всех отраслей народного хоз-ва перераспределений между отраслями эк-ки и регионами страны, произв.и непроизв. сфер; а также формами собственности отдельными группами и слоями населения. Реализация задач фин. системы возможно лишь на основе активной фин. политики.

Общегос. финансы органически связаны с финансами пред-й. С одной стороны гл. источником доходов яв-ся сфера матер. произв-ва, с другой – процесс расширенного воспроизв-ва осущ-ся не только за счет собственных ср-в пред-ий, но и с привлеченным общегос. фондов ден. средств в форме бюджет. ассигнований ииспольз-ембанковского кредита

Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев фин. системы обусловлен единой сущностью финансов. Через фин. систему гос-во воздействует на формирование централизованных и децентрализованных фондов накопления и потребления, и…-я при этом налоги, расходы гос. бюджета, гос. кредит.

5. Роль финансов в условиях рыночных отношений.

Финансы предприятий являются по своему характеру исходной основой всей финансовой системы государства. Им принадлежит определенные положения в этой системе, поскольку они важнейшую часть денежных отношений, т.е. финансовых отношений в сфере общественного воспроизводства, где создаются общественный продукт, национальные богатства и национальный доход, т.е. основные финансовые источники государства и основные финансовые ресурсы.

Функционируя в сфере материального воспроизводства, финансы предприятий обслуживают кругооборот производственных фондов. Нормальное функционирование возможно только при условии органической связи всех структурных подразделений экономики.

В условиях перехода к рынку , с уменьшение вмешательства государства в регулирование экономики, возникают новые формы реализации финансовых потенциалов. Одной из форм является самоуправление , которое характеризуется формированием финансового потенциала в разных звеньях сферы материального воспроизводства (производство и сбыт продукции, распределение денежных доходов и прибыли). Вместе с тем, в условиях функционирования государства, оно оказывает определенные воздействия на процессы, протекающие во всех областях экономики, т.е. оно регулирует в определенной степени эти процессы.

Основным регулятором этих процессов является система налогообложения и страхование

Существуют различные рычаги регулирования экономики, на макроуровне таковыми являются :

    Государственный бюджет

    Система страхования

    Кредитная система и т.д.

На микроуровне главным инструментом регулирования экономики являются финансы предприятий, с их помощью происходит регулирование страны, производства и обеспечение потребностей расширенного воспроизводства

Вмешательство в экономику в целом имеет свои границы , так излишнее вмешательство в форме предоставления необоснованных льгот (по налогам) и бюджетных дотаций, может привести к ослаблению экономических стимулов и в целом – к снижению эффективности функционирования всего рыночного механизма

6. Источники и виды финансовых ресурсов, факторы их роста

Финансовые ресурсы – это денежные доходы и поступления хозяйствующих субъектов и государства в лице его органов, предназначенные для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования, удовлетворения социальных потребностей, нужд оборонной и государственной безопасности и государственного управления.

Источники финансовых ресурсов на макроуровне :

    Доходы от внешнеэкономической деятельности

    Национальные богатства

    Привлеченные (заемные) ресурсы

На микроуровне:

    Источники собственных финансовых ресурсов (оборудование предприятий, внешнеэкономическая деят-сть)

    Средства предприятия, которые приравниваются к собственным (з/п, денежные средства, предназначенные для оплаты, при уходе в отпуск)

    Привлеченные средства (заемные средства, средства от продажи акций и облигаций)

    Средства, получаемые в порядке перераспределения (от вышестоящих организаций, из бюджета и страховое возмещение)

Виды финансовых ресурсов на макроуровне:

    Кредиты, как международных организаций, так и ЦБ России

  • Отчисления во внебюджетные фонды

    Платежи населения в местные бюджеты

    Прочие виды

Виды финансовых ресурсов на микроуровне:

  • Амортизация

    Кредитные инвестиции

    Страховые возмещения

    Выручка от реализации выбывшего имущества

    Устойчивые пассивы

    Мобилизация внутренних ресурсов в строительстве

    Паевые и другие взносы

    Доходы от продажи собственных ценных бумаг

    Финансовые ресурсы, поступившие от вышестоящих структур

    Бюджетные субсидии

Финансовые ресурсы делятся на централизованные (выступают в форме бюджетных и внебюджетных фондов и обеспечивают потребности расширенного воспроизводства) и децентрализованные (которые формируются у хозяйствующих субъектов и используются на расширенное воспроизводство непосредственно от предприятий)

Для возникновения финансов как сферы экономических отношений необходимо возникновение и совпадение во времени на определенном историческом этапе целого комплекса условий (или предпосылок), таких, как:

  • образование и признание физических лиц на товары, услуги, землю, и т. д.;
  • сложившаяся система правовых норм в части имущественных отношений;
  • укрепление государства как выразителя интересов всего общества, приобретение государством статуса собственника;
  • появление социально различных групп населения.

Все эти условия возникают при одной общей предпосылке: достаточно высокий уровень производства, повышение его эффективности, рост и превышение ими пределов, необходимых для биологического выживания.

Формирование, распределение и использование денежных доходов — основное условие для возникновения финансов.

Финансовые интересы — это интересы собственников денежных доходов.

Для появления финансов необходим также высокий уровень развития денежного хозяйства, постоянный оборот денег в больших размерах, формирование и использование основных функций денег. Финансы - это движение денежных доходов . Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения собственности. Субъект экономических отношений всегда должен быть собственником. Именно распределяя и используя денежный доход, собственником которого он является, каждый участник экономических отношений может реализовать свои интересы.

Финансовые ресурсы

Ни одно сколь-нибудь серьезное экономическое или политическое решение не может быть осуществлено без предварительной оценки суммы денежных доходов, необходимых для этого. Распределение и накопление денежных доходов приобретают целевой характер. Возникает понятие «финансовые ресурсы». Будучи денежными доходами, накопляемыми и распределяемыми в определенных целях, финансовые ресурсы используются в различных социальных, экономических, научных, культурных, политических и др. целях (рис. 18).

Финансовые ресурсы - это накопленные доходы, предназначенные на конкретные нужды.

Рис. 18. Основные направления использования финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы обслуживают все этапы движения денежных доходов от их образования до использования.

Так как финансы обусловлены движением денежных доходов, то закономерности их движения сказываются на финансах. Доходы обычно проходят в своем циркулировании три стадии (этапа) (рис.19):

Рис. 19. Этапы движения денежных доходов (финансов)

Финансы, как видим, имеют отношение ко всем этапам образования, распределения и использования денежных доходов. Первичные доходы образуются в результате реализации и распределения выручки от продажи товаров и услуг. Поскольку процесс производства, как правило, непрерывен, то необходимо на стадии реализации товаров выделить часть выручки для обеспечения как непрерывности производственного процесса.

Первичный доход образуется вследствие расширенного товарного производства и обслуживается финансами.

Рис. 20. Процесс расширенного воспроизводства

Первичное распределение — это формирование на основе валовой выручки первичных доходов.

Вторичное распределение денежных доходов (перераспределение) может происходить в несколько этапов, т. е. носит многократный характер.

Как видно из схематической записи абстрактного производственного процесса (рис. 20), любое производство заканчивается первичным распределением денежного дохода, без которого невозможно дальнейшее экономическое развитие. А распределение денежного дохода (Д" ) обслуживается финансами. Выделение финансовых ресурсов для расширения производства принимает следующие формы: оплата текущих материальных затрат, амортизация оборудования, арендная плата, проценты за кредит, оплата труда занятых в этом производстве работников. После первичного распределения денежного дохода начинаются процессы перераспределения, т. е. образования вторичных доходов. Это прежде всего налоги, взносы в страховые фонды, взносы в социальные, культурные и прочие организации.

Последняя стадия распределения и перераспределения доходов — их реализация. Реализуемые доходы называют конечными . Часть конечных доходов может быть не реализована, а направлена на накопления и сбережения. Тем не менее существует следующее финансовое равенство, которое не нарушается ни при каких условиях:

ΣA = ΣB + ΣС ,

  • А — первичные доходы;
  • В — конечные доходы;
  • С — сбережения и накопления.

На процесс распределения влияют не только финансы, но и цены.

Поскольку сам процесс реализации в денежный доход любых благ (товаров, услуг и т. п.) осуществляется по определенным ценам, то динамика цен оказывает самостоятельное воздействие на процесс распределения. Чем сильнее меняются цены (и в сторону повышения, и в сторону понижения), тем сильнее колеблется денежный доход. Особенно резко эти сдвиги происходят в условиях инфляции.

Финансовые ресурсы как часть денежных доходов выступают в различных формах. Для реального сектора экономики (производства) — это часть прибыли, для госбюджета — вся сумма его доходной части, для семьи — все доходы ее членов и т. д.

Финансовые ресурсы — это та часть денежных средств, которая может быть использована их владельцем на любые цели по его усмотрению.

Процесс распределения и перераспределения финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы предлагаются на рынке большим числом хозяйствующих субъектов и населением. Понятно, что потенциальные пользователи (потребители) этих средств не в состоянии самостоятельно устанавливать деловые отношения с каждым хозяйствующим субъектом, с каждым гражданином. В этой связи возникает проблема объединения разрозненных сбережений в значительные объемы финансовых ресурсов, которые могут быть предложены для использования крупным потенциальным инвестором.

Эту задачу решают финансовые посредники (банки, инвестиционные и паевые фонды, инвестиционные компании, сберегательные ассоциации и
т. д.), которые аккумулируют свободные ресурсы, прежде всего, населения и выплачивают по этим ресурсам процент. Привлеченные ресурсы финансовые посредники предоставляют в качестве кредитов или размещают в ценные бумаги. Их доход состоит в разнице между процентом, выплачиваемым по привлеченным ресурсам, и процентом, получаемым по предоставленным ресурсам.

Владельцы денежных накоплений могут передать свои средства в и инвестиционные компании, а могут непосредственно приобрести и промышленных корпораций. Но и во втором случае они столкнутся с посредниками — дилерами и брокерами , которые представляют собой профессиональных участников финансовых рынков. Дилеры осуществляют операции самостоятельно, от своего имени; брокеры действуют только по поручению клиентов и от их имени.

Своевременный финансовый рынок предлагает потенциальным инвесторам широкие возможности вложений средств путем приобретения денежных обязательств широкого круга хозяйствующих субъектов. Эти денежные обязательства называются финансовыми инструментами . К ним относятся: , долговые расписки, фьючерские контракты и т. д. Разнообразие финансовых инструментов позволяет владельцам денежных средств диверсифицировать свой инвестиционный портфель, т. е. вложить свои накопления в обязательства разных компаний и банков. Эти обязательства будут иметь различную доходность, но и разную степень рискованности. Если разорится какая-либо компания, то сохранятся инвестиции в другие компании. Диверсификация инвестиционного портфеля осуществляется по принципу: "нельзя класть все яйца в одну корзину".

Финансовые отношения как сфера экономической деятельности

Финансовые отношения — это отношения, связанные с распределением, перераспределением и использованием денежных доходов.

Феномен финансовых отношений как сферы экономических отношений в обществе возникает на стадии распределения первичного дохода (рис. 21).

Рис. 21. Финансовые отношения на стадии распределения первичного дохода

Финансовые отношения, возникая в связи с денежными и обслуживая кругооборот денежных доходов, касаются почти всех физических и юридических лиц. Основными участниками финансовых отношений являются производители любой продукции (реальный сектор экономики); бюджетные и некоммерческие организации; население, государство, банки и специальные кредитно-финансовые институты. В ходе своего развития финансовые отношения порождают кредитные и существуют с ними в тесной взаимосвязи (рис.22).

Кредитные отношения — это часть финансовых отношений. И те и другие — результат денежных отношений.

Рис. 22. Место кредитных и финансовых отношений в структуре экономических отношений

Кредитные отношения возникают в связи с предоставлением одним субъектом другому (физическими и/или юридическими лицами) денег на условиях срочности, возвратности, платности.

Основное отличие финансовых и кредитных отношений — в возвратности денежных средств, предоставляемых на условиях срочности, возвратности и платности.

Обычно выделяют три стадии движения доходов , отражающие формирование первичных, вторичных и конечных доходов.

Первичные доходы формируются в результате распределения (работ, услуг). Сумма выручки распадается на фонд возмещения понесенных в процессе производства материальных затрат (стоимость сырья и материалов, оборудования, арендная плата), работника и собственника средств производства. Таким образом, при первичном распределении формируются доходы собственников . Кроме того, следует учитывать следующее обстоятельство: устанавливаемые государством косвенные налоги входят в первичные доходы. Поэтому на этом этапе частично формируются государственные доходы.

На втором этапе из первичных доходов выплачиваются прямые налоги, страховые платежи на , оказывается помощь нетрудоспособным. Из вновь создаваемых фондов денежных средств, в частности, из различных уровней власти и выплачиваются средства, представляющие собой расходы работников нематериальной сферы, врачей, учителей, нотариусов, служащих, военных и т.д.

В результате этого процесса формируется новая структура доходов. Ее составляют вторичные доходы, образованные в ходе перераспределения первичных доходов.

Но врачи, учителя, служащие в свою очередь платят налоги и вносят страховые взносы. Эти налоги и взносы формируют средства, предназначаемые для определенных выплат. В результате таких выплат могут образовываться третичные доходы. Цепочку их формирования проследить почти невозможно. Движение этих доходов представляет собой очень сложный процесс.

Результатом этого процесса, его третьей заключительной стадией является образование конечных доходов. Они используются на приобретение товаров и услуг. Определенная часть доходов сберегается.

Сумма первичных доходов за определенный период обязательно равняется сумме конечных доходов плюс сбережения . Распределение и перераспределение доходов означает формирование их новой структуры. Причем, эта структура отражает экономические отношения (связи) между хозяйствующими структурами и государством.

На каждой стадии формирования доходов образуются фонды денежных средств, т. е. финансы. Следовательно, именно финансы опосредуют процессы распределения и перераспределения доходов.

Результат функционирования финансовой системы — измененная структура доходов.

Процесс распределения добавленной (вновь созданной) стоимости через представлен на рис. 1. Как видно из рис. 1, в результате распределения первичных доходов собственников (предпринимателей и рабочих), формируются доходы работников нематериальной сферы. Однако следует учитывать, что в реальности распределительные процессы значительно сложнее, чем это отражено на рис. 1. Часть доходов работников материальной сферы распределяется в пользу работников нематериальной сферы непосредственно через потребление первыми услуг, предоставляемых вторыми. Так формируются доходы адвокатов, нотариусов, охранников и т. д. В свою очередь ими уплачиваются налоги в бюджеты, участвующие в последующих перераспределениях доходов.

Финансы как денежные отношения возникают на стадии распределения. Но они являются важнейшим звеном всего и оказывают на него сильнейшее влияние.

Рис. 1. Распределение добавленной стоимости через финансовую систему

Контрольная функция

Контрольная функция состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из всех уровней и . Эта функция проявляется при любой финансовой операции. Все эти операции должны быть не только экономически целесообразными, но и не противоречить действующим правовым нормам. Контрольная функция финансов выражается в формировании фондов денежных средств (бюджетов и внебюджетных фондов) в соответствии с провозглашенными целями и по установленным законодательной властью нормативам. Эта функция предполагает не только мониторинг процессов, протекающих в финансовой сфере, но их своевременную корректировку в соответствии с нормами действующего законодательства.

Практическим выражением контрольной функции финансов является система . Этот контроль обеспечивает обоснованность формирования доходов бюджетной системы и расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий . Предварительный контроль осуществляется на стадии разработки прогнозов бюджетных доходов и расходов и подготовки проектов бюджетов. Его цель — обеспечение правильности бюджетных показателей. Текущий контроль отвечает за своевременность и полноту сбора запланированных доходов и целевое расходование средств. Последующий контроль направлен на проверку отчетных данных об .

Стимулирующая функция

Стимулирующая функция финансов связана с воздействием на процессы, протекающие в реальной экономике. Так в ходе формирования доходов бюджетов могут быть предусмотрены налоговые льготы для определенных отраслей. Цель этих льгот — ускорение темпов роста технически передовых изделий. Кроме того, в бюджетах предусматриваются расходы, способные обеспечить структурную перестройку экономики за счет финансовой поддержки наукоемких технологий и наиболее конкурентоспособных производств .

Финансы, понимаемые в широком смысле слова, включают все денежные фонды, в том числе ссудные. Поэтому кредитные отношения представляют собой часть финансов. — это движение ссудного фонда.

Можно также определить кредит как систему экономических отношений по поводу передачи от одного собственника к другому во временное пользование ценностей (в том числе денег). Кредитные отношения имеют свою специфику. Кредит связан с передачей фонда денежных средств во временное пользование на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности. Эти условия отличают кредитные отношения от прочих финансовых отношений.

См.также:

Тема 1. Финансы и финансовая система.

1. Основы финансовых отношений

2. Финансовая система страны, ее сферы и звенья

1. Основы финансовых отношений

Зарождение финансовой системы.

Появление финан­сов обусловлено возникновением государства. Уже рабовладельческое государство выполняло целый ряд общест­венных функций, таких как охрана общественного порядка, сохранение существующего строя, строительство общест­венных сооружений, зданий, дорог. Для функционирования государства требовались определенные ресурсы в денежной и натуральной форме, которые стали изымать в виде нало­гов. В результате формировались централизованные фонды денежных средств, что привело к возникновению государ­ственных финансов.

Термин «финансы» происходит от латинского «finis» - конец, окончание, финиш. В Древнем мире и Средние века в денежных отношениях, возникающих между государством (королем, судьями и т.д.) и населением, термин «finis» озна­чал окончательный расчет, завершение денежного платежа. Уплатившие взносы в пользу судьи, короля или различных государственных органов граждане получали на руки документ – «fine». От названия этого документа и произошел латинский термин «financia», который означал денежный платеж.

В Средние века все эти слова употребляли для обозначе­ния сроков платежа и документов, доказывающих погашение долга до окончания сделки. Сначала во Франции, а затем с конца XVII в. и в других европейских странах под словом «финансы» стали понимать всю совокупность денежного хозяйства государства, его доходы и расходы. По мере повы­шения роли государства, расширения его функций проис­ходил рост объема централизованных денежных средств государства. Однако в результате перераспределения фор­мировались не только централизованные, но и децентрали­зованные фонды денежных средств. Начали формироваться разнообразные финансовые институты, выполняющие роль посредников в распределении и перераспределении сово­купного общественного продукта.

Термин «финансы» стал употребляться в более широком смысле, включая финансы хозяйствующих субъектов, т.е. финансы предприятий, а также финансы домохозяйств или личные. Иными словами, финансы - это система денежных отношений, связанная с формированием и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и пере­распределения валового внутреннего продукта.

Наука о финансах базируется на экономической теории, которая включает такое важнейшее звено, как теорию финансов.

Теория финансов – это учение о специфических производственных отношениях, вызванных развитием и функционированием товарно-денежных отношений, а также существование государства.

В рамках данной теории финансы рассматривают как историческую и как экономическую категорию.

1 этап. Докапиталистическая формация . Этот этап характеризуется:

    возникновением государства;

    выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха;

    появлением денежных отношений и началом развития товарного производства;

    началом формирования фондов денежных средств;

    возникновением и началом развития финансовых отношений, государственных финансов.

2 этап. Капиталистическая формация . Данный этап характеризуется тем, что:

    товарно-денежные отношения приобретают всеобщий характер;

    финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода станы;

    основные финансовые средства капиталистических государств стали концентрироваться в бюджете.

Эпоха государственно-монополистического капитализма этого этапа характеризуется:

    централизованным регулированием государством процессов воспроизводства;

    расширением сферы перераспределительных отношений:

а) государство начинает аккумулировать ресурсы не только в бюджетной сфере, но и в многочисленных внебюджетных фондах;

б) значительное расширение получают финансы предприятий различных форм собственности, которые обслуживают кругооборот значительных форм собственности.

В целом, возникновение финансов как исторической категории обусловлено такими факторами , как:

    общественное разделение труда и деление общества на социальные группы;

развитие товарно-денежных отношений в связи с ростом производства и увеличением ВВП (валового внутреннего продукта) и НД;

    появление самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность и создающих для производства необходимые денежные фонды;

    создание централизованного государства.

Финансы как экономическая категория выражают совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Роль финансов в экономике.

Финансы являются инструментом мобилизации средств хозяйствующими субъектами всех секторов экономики для осуществления экономической деятельности и органами государственной и муниципальной власти для реализации своих функций.

Это комплекс финансовых операций , с помощью которых хозяйствующие субъекты и органы власти аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы.

Фонды аккумулируемых денежных средств в процессе их образования и движения выступают носителями финан­совых отношений .

Субъектами этих отношений являются юридические и физические лица, органы государственного и муниципального управления.

Экономические операции осуществляются с использованием денег .

Денежный оборот - основа финансов, в связи с этим они отражают денежные отношения, складывающиеся в процессе распределительных и перераспределительных процессов, осуществляемых участниками экономической деятельности.

Денежный оборот – это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов.

Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег – не может быть и финансов.

Финансы – определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным либо безналичным путем.

Финансовые отношения – это прежде всего денежные отношения.

Однако, не все денежные отношения могут рассматриваться как финансовые. Сфера денежных отношений шире сферы финансовых отношений.

Каждый цикл воспроизводства начинается с финан­совых ресурсов и имеет повторение в дальнейшем лишь после того, как созданная в производстве и реализованная в процессе обмена стоимость подвергнется распределению и перераспределению, в результате чего будут сформиро­ваны новые финансовые ресурсы и денежные фонды.

Источниками финансовых ресурсов выступают:

    на уровне хозяйствующих субъектов :

прибыль; амортизация; продажа ценных бумаг; банковский кредит; проценты; дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;

    на уровне населения :

заработная плата; премии; надбавки к зарплате; выплаты социального характера, осу­ществляемые работодателем; командировочные расходы; доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях, операций с личным имуществом, денежно-кредитных операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии;

    на уровне государственных органов и органов местного самоуправления :

доходы от государственных и муниципаль­ных предприятий, приватизации государственного и муни­ципального имущества, внешнеэкономической деятельно­сти; налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Уровень и состояние финансов в государстве во мно­гом определяются состоянием дел в реальном секторе экономики. Это связано с тем, что финансы являются лишь частью денежных отношений, возникающих на ста­дии распределения, или перераспределения, совокупного общественного продукта. Поэтому каков объем создан­ного совокупного общественного продукта, таков и объем финансовых средств, которым реально могут располагать государство, хозяйствующие субъекты, домохозяйства.

Таким образом , финансы представляют собой экономи­ческие отношения, связанные с формированием, распреде­лением и использованием централизованных и децентра­лизованных фондов денежных средств в целях выполнения их функций.

Функции финансов.

Сущность финансов реализуется в выполняемых ими функциях, посредством которых рас­крываются свойства и назначение финансов как особой экономической категории.

1. Распределительная функция проявляется при распре­делении национального дохода, в процессе создания так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна первоначальному национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на две группы:

    доходы предприятий сферы материального произ­водства;

    зарплата работников, занятых в сфере материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общест­венных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материаль­ных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение, или перераспределение, нацио­нального дохода.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные, доходы. К ним относятся доходы, полу­ченные в отраслях непроизводственной сферы. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Необходимость перераспределения совокупного общест­венного продукта возникает вследствие:

    наличия наряду с производственной непроизводст­венной сферы (оборона, образование и т.д.);

    неравномерности развития отдельных отраслей и тер­риторий;

    различия в доходах различных групп населения.

Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производ­ства, отдельными регионами страны, социальными группами населения.

Основная цель распределения и перераспреде­ления национального дохода и валового внутреннего про­дукта (ВВП), совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.

2. Регулирующая функция финансов выражается через воздействие государства на экономическое развитие.

Основными инструментами, используемыми при этом, являются :

    регулирование и контроль посредством принятия соответствующих законов;

    установление предельных цен на некоторые товары и услуги;

    государственные расходы, которые побуждают фирмы и работников производить те или иные товары и услуги;

    сокращение или ликвидация налогов, а также огра­ничение потребления отдельных видов товаров с помощью акцизов на алкоголь и табачные изделия;

    реструктуризации задолженности предприятий (например, задолженности сельскохозяйственных товаро­производителей).

3. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов.

Данная функция проявля­ется в контроле над распределением ВВП по соответствую­щим фондам и расходованием их по целевому назначению. Исходя из характера движения финансов, общество имеет возможность знать, как складываются пропорции в распре­делении денежных средств, как обеспечивается своевремен­ность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования.

Контролю подлежат :

выручка от реализации товаров и услуг,

затраты на производство и реализацию продукции,

оплата труда,

цены и тарифы,

прибыль, ее использование.

Важными направлениями финансового контроля являются проверка соблюдения законодательства и нормативных актов, формирование и исполнение бюджетов, своевремен­ность и полнота выполнения налоговых обязательств перед бюджетной системой и целевое использование бюджетных средств.

Объектом финансового контроля выступает также финансовая документация, ее соответствие установленным нормам;

субъектами - органы государственной власти, внутрифирменные контрольные органы и независимые аудиторские организации.

Органы государственной власти контролируют бюд­жетные средства и финансово-хозяйственную деятель­ность государственных предприятий, начиная с обсу­ждения и принятия бюджета, затем в процессе его исполнения и заканчивая рассмотрением и утверждением отчетов об исполнении бюджета.

Финансовый контроль осуществляется законодательными (представительными) органами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, Министерством финансов РФ, Федераль­ным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, главными распорядите­лями и распорядителями бюджетных средств, Федеральной таможенной службой (ФТС России).

Соблюдение законодательства о налогах , правильность их исчисления, полноту и своевременность внесения в соот­ветствующие бюджеты отслеживает налоговая служба. Исполнение федерального бюджета подлежит контролю со стороны Счетной палаты РФ. В случае обнаружения нарушений бюджетного законодательства виновные несут ответственность в соответствии с БК РФ и федеральными законами.

Внутрифирменным контролем занимаются финансо­вые подразделения предприятий, ревизионные комиссии, внутренние аудиторские службы предприятий в целях определения правильности образования и использования финансовых и других ресурсов.

Внешний аудиторский контроль осуществляется незави­симыми аудиторскими фирмами. Аудит может проводиться по заказу нуждающихся в нем клиентов за вознаграждение на договорной основе, а также по настоянию заинтересован­ных организаций-контрагентов, судебных органов и органов государственной власти. Субъекты хозяйствования могут быть заинтересованы в аудите в целях объективного неза­висимого анализа хозяйственно-финансовой деятельно­сти и разработки рекомендаций по финансовой стратегии и повышению эффективности своей деятельности. Коммер­ческие банки и инвестиционные компании могут привлечь аудиторские фирмы для экспертизы финансового состоя­ния интересующего их предприятия.

При аудиторском контроле осуществляется проверка правильности бухгалтерского учета, финансовой отчетно­сти, активов, статистического учета, достоверности выпол­нения процедур.

К финансовому контролю предприятий вправе прибегать также банки и страховые организации при выдаче кредитов и заключении страховых договоров в целях выявления их платежеспособности и финансовой устойчивости.

Основные формы финансового контроля - это про­верки, проводимые, как правило, по отдельным направ­лениям деятельности и ревизии, целью которых является обычно комплексная проверка финансово-хозяйственной деятельности.

Несмотря на объективное содержание и единство функ­ций финансов, их роль в жизнедеятельности субъектов различна. Многое зависит от традиций, обычаев, природно- исторических и специфических особенностей потребления и производства в стране.

2. Финансовая система страны, ее сферы и звенья

Распределение и перераспределение созданного совокуп­ного общественного продукта оказывают влияние на создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, т.е. формирование финансовой системы страны.

Финансовая система страны - это форма органи­зации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и пере­распределению совокупного общественного продукта.

Рис. 1. Структура финансовой системы РФ

В целом финансовая система страны состоит из двух крупных подсистем: централизованных и децентрализо­ванных финансов, которые в свою очередь делятся на более мелкие подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов.

Структура российской финансовой системы представлена на рис. 1.

Централизованные финансы представляют собой финансы государства и используются для регулирования всей национальной экономики. С их помощью денежные средства организаций и граждан аккумулируются в государ­ственный бюджет и во внебюджетные фонды государства.

В настоящее время государственные и муниципальные финансы РФ включают в себя:

финансы федерального пра­вительства,

финансы региональных органов власти

и мест­ные (муниципальные финансы).

Ввиду того, что Россия относится к федеративным госу­дарствам, то в зависимости от уровня управления бюджеты органов власти подразделяются на:

бюджет федерального правительства,

бюджеты регионов,

местные (муниципаль­ные) бюджеты.

Внебюджетные фонды государства имеют, как правило, целевое назначение. На федеральном уровне существуют социальные внебюджетные фонды:

Пенсионный фонд РФ,

Фонд социального страхования РФ,

Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Данные фонды аккуму­лируют средства для реализации важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования.

Государственный и муниципальный кредиты представ­ляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, с одной стороны, и иностранными государствами, физическими и юридическими лицами, с другой стороны, по вопросу предоставления кредита, гарантии, получения займа.

Госу­дарственный и муниципальный кредиты отвечают задачам функционирования и использования средств бюджета и выступают как:

1) способ финансирования дефицита бюджета;

2) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджета.

Децентрализованные финансы - это фонды денежных средств хозяйствующих субъектов и домохозяйств, исполь­зуемые с целью производства и реализации товаров и услуг, а также воспроизводства капитала и рабочей силы. Именно они составляют основу финансовой системы любого государ­ства, создают первичные доходы хозяйствующих субъектов, а также доходы граждан. На состав и организацию финансов предприятий существенное влияние оказывают их организа­ционно-правовая форма и отраслевые особенности.

Финансы коммерческих организаций и предприятий пред­ставляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, про­изводства и реализации продукции, образования собствен­ных финансовых ресурсов, привлечения внешних источни­ков финансирования, их распределения и использования.

Финансовыми посредниками называют всю совокупность кредитных учреждений, действующих в экономике. Суть их посредничества состоит в аккумулировании денежных средств частных лиц с целью их дальнейшего эффективного инвестирования. К финансовым посредникам относятся, например, коммерческие и сберегательные банки, кредит­ные союзы, пенсионные фонды и страховые компании. Объ­емы финансовых операций, осуществляемые финансовыми посредниками, в последние десятилетия возрастают, что обу­словливает выделение финансовых посредников в качестве одного из звеньев финансовой системы России.

Финансы некоммерческих организаций имеют ряд осо­бенностей, связанных с правовым статусом организации, имущественными правами, с целью ее деятельности, поряд­ком распределения доходов. Большинство некоммерческих организаций создаются для достижения социальных, благо­творительных, культурных, образовательных и иных целей.

Финансы домохозяйств - характерное явление для стран с рыночной экономикой. Будучи центральным звеном децентрализованных финансов, они представляют собой систему образования и использования денежных ресурсов индивидов. Появление финансов домохозяйств вызвано разнообразием форм собственности при господстве частной и действием товарно-денежных отношений.

С помощью финансов домохозяйств решаются следую­щие задачи:

    обеспечение денежными ресурсами механизма реали­зации индивидуальных потребностей людей;

    обеспечение денежными ресурсами условий для соз­дания материальных благ и новой стоимости. Выполнение этой задачи делает финансы граждан базой финансов юри­дических лиц.

Вышеперечисленные звенья образуют внутреннюю струк­туру финансовой системы РФ. На их основе формируются внешние, международные финансы, субъектами которых могут выступать физические и юридические лица, организа­ции отдельных государств, транснациональные и междуна­родные корпорации, международные и межгосударственные организации (блоки, союзы).