Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Внутренние источники. Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников

  • 3. Модификационные (частные, продукты-заменители).
  • 4. Псевдоинновации.
  • IV. По причинам возникновения.
  • V. По влиянию на уровень качества и цены.
  • 2.4. Методы генерации идей и информационного поиска (интуитивно-творческие методы. Логико-систематические).
  • 1. Интуитивно-творческие методы (Методы психологической активизации творческого мышления).
  • Метод Дельфи.
  • План действий.
  • Морфологический анализ
  • Метод синтеза оптимальных форм
  • Списки контрольных вопросов.
  • Список контрольных вопросов Эйлоарта
  • 1. Метод структурно-морфологического анализа
  • 2. Метод определения характеристик публикационной активности
  • 4. Метод терминологического и лексического анализа
  • 5. Метод показателей
  • 3.2. Особенности организации и финансирования венчурных фирм.
  • 3.3. Классификация фирм-субъектов инновационной деятельности (эксплеренты, патиенты, виоленты, коммутанты).
  • Тема 4. Инновационный процесс.
  • 3. Освоение производства.
  • Тема 5. Маркетинг инновационного проекта.
  • 5.1. Этапы создания нового продукта.
  • 7.1. Этапы создания нового продукта.
  • 1 Этап. Обзор рыночной ситуации. Поиск инновационных идей:
  • 2 Этап. Отбор выявленных идей и разработка идей (инновации):
  • 3 Этап. Анализ экономической эффективности инновации (бизнес-анализ):
  • 4 Этап. Разработка инновации (дизайн, техническая реализация):
  • 5. Этап. Маркетинговое (рыночное) тестирование.
  • 6 Этап. Коммерциализация инновации.
  • 5.2. Типовые группы покупателей.
  • 5.3. Виды спроса на инновационный продукт (потенциальный, формирующийся, растущий и т.Д.).
  • 5.4. Технологии управления жизненным циклом товара (репозиционирование, ребрендинг, кастомизация).
  • 5.5. Ценовые стратегии. «Снятие сливок» и расширение доли рынка. Фронтирование. Приоритет качества и приоритет цены. Причины малой восприимчивости покупателя к цене.
  • 5.6. Типичные маркетинговые просчёты компании.
  • Тема 6. Разработка инновационных проектов и стратегий.
  • 6.2. Методы выбора инновационной стратегии с учётом жизненного цикла продукта.
  • 6.3. Матрица оптимизации диверсификационных стратегий. Традиционная и новая матрица Бостонской консультационной группы (бкг). Матрица Ансоффа. Матрица направления развития.
  • 6.4. Виды наступательных и адаптационных стратегий
  • Тема 7. Основы управления инновационным бизнесом.
  • 1.1. Цели и функции инновационного менеджмента на предприятии.
  • 7.2. Виды коммуникаций в инновационном менеджменте.
  • А, в, с, е, к, м - участники инновационного процесса, о - ограничение пропускной способности канала, линии ав, вс, се, ек, км, мв- коммуникационные каналы
  • 7.3. Типовые структуры и организационные формы инновационных предприятий.
  • Характеристики организационных структур ниокр
  • Организационные формы инновационного развития
  • Практические организационные структуры нии и кб в России
  • 7.4. Управление персоналом инновационной организации.
  • Назначение метода
  • Достоинства метода
  • Достоинства метода
  • Недостатки метода
  • Ожидаемый результат
  • 7.5. Управление качеством инновационного товара.
  • 7.6. Проблемы начальной стадии производства инновационного продукта.
  • 7.7. Инновационные методы управления бизнесом (аутсорсинг, аутстаффинг, бенчмаркинг, параллельные инженерные разработки)
  • Особенности метода
  • Структура бизнес-процессов предприятия
  • Достоинства метода
  • Особенности метода
  • Достоинства метода
  • Особенности метода
  • Достоинства метода
  • Недостатки метода
  • Ожидаемый результат
  • Метод "Защита от ошибок"
  • Правила применения приемов защиты от ошибок
  • Достоинства метода
  • Особенности метода
  • Достоинства метода
  • Тема 8. Проблемы финансирования инновационной деятельности
  • 8.2. Основные организационные формы финансирования (корпоративное и проектное финансирование).
  • Тема 9. Оценка риска, требуемой доходности и эффективности инновационного проекта.
  • 9.2. Определение требуемой доходности по группам и типам инноваций.
  • 9.3. Показатели эффективности инновационного проекта.
  • Тема 10. Инновационная политика государства.
  • 10.2. Формы поддержки инновационной деятельности. Финансирование. Инвестиционный налоговый кредит.
  • 10.3. Формы защиты прав интеллектуальной собственности (патент, товарный знак, промышленный образец).
  • 8.3. Внутренние и внешние источники финансирования.

    Внутренние источники финансирования, их ограниченность (за счёт прибыли, амортизационные отчисления, увеличение кредиторской задолженности, факторинг, пакетное финансирование).

    Существует несколько вариантов использования внутренних средств компании для финансирования инновационных проектов.

    1) Одним из основных источников является нераспределённая прибыль компании, которая остаётся после выплаты дивидендов из чистой прибыли. Однако многие фирмы не имеют достаточной прибыли для финансирования инноваций.

    2) Амортизационные отчисления, несмотря на то, что включаются в себестоимость, представляют денежные средства, остающиеся в распоряжении компании. Их использование для финансирования инноваций также допустимо, но в таком случае сокращается обновление основных средств, не связанных с инновационной деятельностью и увеличивается общий процент износа основных активов.

    Инновационные фирмы могут применять ускоренные методы начисления амортизационных отчислений. Малым фирмам также разрешено в первый год эксплуатации оборудования списывать на себестоимость продукции дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости активной части основных фондов со сроком службы более трёх лет.

    3) Ещё одну возможность представляют имеющиеся у фирмы активы. Сформированные для реализации одних проектов, эти активы могут быть использованы для других. Например Chrysler увеличила долю использования собственных средств при реализации очередного инновационного проекта по выпуску новой модели минивена за счёт использования уже имеющихся у неё технологий и компонентов. Важнейшие механизмы двигателя и трансмиссии были взяты с моделей «Dodge Omni» и «Plymouth Horizon».

    Фирма, реализующая инновационные проекты, обладает определённой материальной базой, которую можно вновь использовать – это лабораторное оборудование, помещения, информационная техника.

    Возможно также реализация неиспользуемого оборудования по рыночным ценам (с тем, чтобы вырученные средства использовать для инновационных проектов).

    4) Компания может увеличить свои краткосрочные обязательства как источник финансирования инновационных проектов. В таком случае увеличивается срок между получением материалов и их оплатой, а также между получением аванса и отгрузкой. Такая политика может ухудшить деловой имидж фирмы. Часть покупателей откажется от сотрудничества с фирмой, другие партнёры начнут предъявлять к ней более жесткие требования – увеличивать цены на материалы, включать в договора штрафы за прострочку, требовать более дорогих форм расчётов – аккредитивов и т.д.

    5) Может быть сокращена дебиторская задолженность, например, за счёт продажи права взыскания (по договору факторинга ). Также должно производится с осторожностью, чтобы не вызвать спада реализации, так как для многих покупателей важным условием является предоставление отсрочки по оплате.

    6) Финансирование долгосрочного инновационного проекта из доходов от параллельного краткосрочного проекта (проектов), синхронизируемых с ожидаемыми проектными расходами также называется пакетированием проекта .

    Даже крупным корпорациям сложно и рискованно финансировать масштабные инновационные проекты за счёт внутренних источников (это приводит к опасному оттоку денежных средств из основного бизнеса). Поэтому важнейшим источником становятся средства, полученные извне.

    Внешние источники финансирования. Дополнительная эмиссия акций.

    Компания может привлечь дополнительные средства либо за счёт увеличения акционерного капитала (дополнительная эмиссия акций), либо за счёт получения заёмных средств.

    Дополнительная эмиссия позволяет привлечь финансовый капитал, не увеличивая размер основного долга. Может осуществляться в виде публичного размещения и целевого размещения среди частных лиц и компаний. Первая форма свойственна уже стабильно действующим на рынке компаниям с устоявшейся репутацией.

    Вторая форма характерна для:

    1) для молодых фирм и венчурных компаний, которые не имеют возможности брать долгосрочные кредиты. Покупателями акций становятся венчурные фонды. В США это SBICs – инвестирующие в малый и венчурный бизнес компании (Perkins, Kleiner). Таким фондам государство часто предоставляет налоговые льготы.

    2) компаний, которые желают оставаться закрытыми. Покупателями акций здесь являются группы инвесторов (buyout groups), такие как Kohlberg, Kravis, Poberts (KKR).

    3) компании, планирующие изменения в структуре капитала, смену собственника:

    Выкуп контрольного пакета акций за счёт кредиторов (LBO), приобретение менеджерами контрольного пакета акций совей компании (MBO).

    Покупатели акций действуют как посредники. Они могут быть SBIC или товариществами с ограниченной ответственностью. В США – ограниченное партнёрство или коммандитное товарищество, образованное с участием инвестора. Посредники проводят экспертизу, выбирают инновационный проект и осуществляют последующий мониторинг деятельности компании. Инвесторами являются частные и государственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, частные лица, финансовые холдинги, страховые компании, банки и т.д.

    Банковское кредитование, инвестиционный и корпоративный кредит.

    Заимствование средств для финансирования инновационной деятельности осуществляется за счёт получения кредитов и выпуска облигаций.

    Кредитование, осуществляемое банками и инвестиционными фондами, может быть

    1) специализированное (проектное). Банк выдаёт средства под конкретный проект и контролирует использование выделенных средств.

    2) корпоративное. Кредитуется вся деятельность фирмы в целом.

    Считается, что фирме рационально брать кредит по частям, заключать соглашение о выделении кредитной линии.

    Инновационный проект требует привлечения долгосрочного кредита (более 1 года). Однако такого рода кредиты сложно получить: банки требуют долго времени для его рассмотрения, необходим долговечный, надежный залог – недвижимость, новое оборудование.

    Краткосрочный кредит можно получить на этапе подготовки к производству и начла выпуска нового продукта, когда уже имеются определённые результаты предыдущих этапов.

    Выпуск облигаций связан с рядом сложностей: длительностью регистрации выпуска в Федеральной комиссии по ценным бумагам; не гарантировано полное приобретение всех выпущенных облигаций инвесторами, возможно их придётся продавать с дисконтом (что уменьшит объём полученных средств).

    Государственное финансирование, финансирование из внебюджетных фондов.

    В самом общем виде существующая система бюджетного финансирования инновационной сферы представлена ниже:

    1. Базовое финансирование стратегического ядра.

    1.1. Академический сектор, высшая школа.

    1.2. Гос. научные центры, лаборатории.

    1.3. Уникальные объекты опытно-экспериментальной базы.

    2. Приоритетные направления НТП. Контракты на выполнение госзаказа.

    2.1. Федеральные инновационные программы.

    2.3. Гос. научно-технические программы.

    3. Целевые бюджетные фонды. Гранты.

    3.1. Российский фонд фундаментальных исследований.

    3.2. Российский гуманитарный научный фонд.

    3.3. Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере.

    3.4. Федеральный фонд производственных инноваций???

    Российский фонд технологического развития (РФТР) - внебюджетный фонд , который формируется из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды НИОКР и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Средства внебюджетных фондов направляются на финансирование НИОКР по созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов; разработке новых и совершенствованию применяемых технологий, мероприятия по повышению технического уровня продукции; работ по стандартизации, сертификации и лицензированию продукции, а также в области охраны труда и техники безопасности; разработке нормативных и конструктивных материалов и др.

    Создан в соответствие с Указом Президента РФ «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала РФ» от 27.04.92 № 1 426. Внебюджетные фонды формируются за счет ежеквартальных добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере 1,5 % от себестоимости реализуемой продукции, а суммы отчислений включаются предприятиями в себестоимость продукции.

    Внебюджетные отраслевые фонды формировались министерствами, ведомствами, концернами, корпорациями и ассоциациями за счет отчислений предприятиями средств в размере 1,5% себестоимости их товарной продукции (работ, услуг). В свою очередь, путем отчислений 25% средств из внебюджетных фондов формировался бюджет РФТР. После вступления в силу главы 25 части второй Налогового Кодекса РФ и внесения в нее ряда поправок, внебюджетные фонды НИОКР стали формироваться за счет добровольных отчислений предприятий до 0.5% от валовой прибыли. Изменение способа отчислений во внебюджетные фонды НИОКР фактически означало уменьшение размеров выплат в РФТР почти в два раза (по отраслям, с которых собираются средства). Следствием произошедших нормативно-правовых изменений стало то, что в 2004г. в РФТР остались средства только для того, чтобы выполнять обязательства по ранее заключенным договорам, но не финансировать новые проекты.

    Право на участие в конкурсе имеют коммерческие высокоэффективныкные инновационные проекты, связанные в первую очередь с развитием экономики, по которым инноватор вкладывает не менее 20% собственных средств и срок окупаемости которых не превышает двух лет. Проекты на конкурс предоставляются в Министерство экономики РФ и должны содержать: бизнес-план и заключения государственной экологической экспертизы, государственной вневедомственной или независимой экспертизы.

    В зависимости от способа формирования собственные ис-точники финансирования предприятия делятся на внутренние и внешние (привлеченные).
    Внутренние источники собственных средств
    Внутренние источники собственных средств формируются в процессе хозяйственной деятельности и играют значительную роль в жизни любого предприятия, поскольку определяют его способность к самофинансированию (self financing). Очевидно, что предприятие, способное полностью или в значительной степени покрывать свои финансовые потребности за счет внутренних источников, получает значительные конкурентные преимущества и благоприятные возможности для роста за счет уменьшения издержек по привлечению дополнительного капитала и снижения рисков.
    Основными внутренними источниками финансирования любого коммерческого предприятия являются чистая прибыль, амортизационные отчисления, реализация или сдача в аренду неис-пользуемых активов и др.
    В современных условиях предприятия самостоятельно распределяют прибыль, остающуюся в их распоряжении. Рациональное использование прибыли предполагает учет таких факторов, как планы дальнейшего развития предприятия, а также соблюдение интересов собственников, инвесторов и работников. В общем случае чем больше прибыли направляется на расширение хозяйственной деятельности, тем меньше потребность в дополнительном финансировании. Величина нераспределенной прибыли зависит от рентабельности хозяйственных операций, а также от принятой на предприятии политики в отношении выплат собственникам (дивидендная политика), сущность которой будет рассмотрена в гл. 17.
    К достоинствам реинвестирования прибыли следует отнести:
    - отсутствие расходов, связанных с привлечением капитала из внешних источников;
    - сохранение контроля за деятельностью предприятия со стороны собственников;
    - повышение финансовой устойчивости и более благопри-ятные возможности для привлечения средств из внешних ис-точников.
    В свою очередь, недостатками использования данного источника являются его ограниченная и изменяющаяся величина, сложность прогнозирования, а также зависимость от внешних, не поддающихся контролю со стороны менеджмента факторов (например, конъюнктура рынка, фаза экономического цикла, изменение спроса и цен и т. п.).
    Еще одним важнейшим источником самофинансирования предприятий служат амортизационные отчисления.
    Они относятся на затраты предприятия, отражая износ ос-новных и нематериальных активов, и поступают в составе де-нежных средств за реализованные продукты и услуги. Их основное назначение - обеспечивать не только простое, но и расширенное воспроизводство.
    Преимущество амортизационных отчислений как источника средств заключается в том, что он существует при любом финансовом положении предприятия и всегда остается в его распоряжении.
    Величина амортизации как источника финансирования ин-вестиций во многом зависит от способа ее начисления, как правило, определяемого и регулируемого государством.
    Выбранный способ начисления амортизации фиксируется в учетной политике предприятия и применяется в течение всего срока эксплуатации объекта основных средств.
    Применение ускоренных способов (уменьшаемого остатка, суммы чисел лет и др.) позволяет увеличить амортизационные отчисления в начальные периоды эксплуатации объектов инвестиций, что при прочих равных условиях приводит к росту объемов самофинансирования.
    В целом адекватная амортизационная политика при определенных условиях может способствовать высвобождению средств,
    превышающих расходы по осуществленным инвестициям. Данный факт известен как эффект Логмана (Ьокгпапп) - Рухти (ЯисШ), которые показали, что в условиях постоянных темпов роста инвестиций при использовании линейной амортизации соотношение между ними будет иметь вид
    где g - постоянный темп роста;
    п - срок полезной службы амортизируемых активов;
    ВА1 - амортизационные отчисления в период /;
    /С,- инвестиции в период /.
    Нетрудно заметить, что множитель в квадратных скобках представляет собой приведенную стоимость одной денежной единицы аннуитета (см. гл. 6).
    В табл. 14.2 представлен расчет соотношения между амортизацией и инвестициями для различных темпов роста и сроков эксплуатации активов.
    Таблица 14.2
    Зависимость между амортизационными отчислениями и инвестициями, %
    Темп роста g,
    % Срок и, лет
    5 10 15 20
    3 92 85 80 74
    5 87 77 69 62
    7 82 70 61 53
    10 76 61 51 43
    Как следует из приведенной таблицы, предприятие, срок полезной службы активов которого составляет 15 лет, а темп роста инвестиций - 5% в год, может финансировать 69% объема инвестиций за счет амортизационных отчислений. Соответственно, остальная часть (31%) должна быть профинансирована за счет нераспределенной прибыли и/или внешних источников.
    Таким образом, для более эффективного использования амортизационных отчислений в качестве финансовых ресурсов предприятию необходимо проводить адекватную амортизационную политику. Она включает в себя политику воспроизводства
    основных активов, политику в области применения тех или иных методов расчета амортизационных отчислений, выбор приоритетных направлений их использования и другие элементы.
    В ряде случаев привлечь дополнительные финансовые ресурсы в хозяйственный оборот из внутренних источников можно 3 а счет продажи или сдачи в аренду неиспользуемых основных и оборотных активов. Вместе с тем такие операции носят разовый характер и не могут рассматриваться в качестве регулярного источника денежных средств.
    Для оценки способности предприятия к самофинансирова-нию (self financing - SF) и прогнозирования его объемов в соот-ветствующем периоде может быть использовано соотношение
    SF = (EBIT - /)(1Т) + DA хТ - DIV, (14.2)
    где EBIT - прибыль до выплаты процентов и налогов;
    I - расходы на обслуживание займов (процентные выплаты);
    DA - амортизация;
    Т - ставка налога на прибыль;
    DIV - выплаты собственникам.
    Как следует из (14.2), на способность предприятия к само-финансированию непосредственное влияние оказывает, помимо эффективности хозяйственной деятельности, осуществляемая заемная, амортизационная и дивидендная политика.
    Несмотря на преимущества внутренних источников финан-сирования, их объемы, как правило, недостаточны для расшире-ния масштабов хозяйственной деятельности, реализации инве-стиционных проектов, внедрения новых технологий и т. д.
    В этой связи возникает необходимость дополнительного привлечения собственных средств из внешних источников.
    Внешние (привлеченные) источники собственных средств
    Предприятия могут привлекать собственные средства путем увеличения уставного капитала за счет дополнительных взносов учредителей или выпуска новых акций. Возможности и способы привлечения дополнительного собственного капитала сущест-венно зависят от правовой формы организации бизнеса.
    Акционерные общества, испытывающие потребность в ин-вестициях, могут осуществлять дополнительное размещение ак-ций по открытой или закрытой подписке (среди ограниченного круга инвесторов).
    В общем случае первичное размещение акций предприятия по открытой подписке (Initial Public Offering - IPO) представляет собой процедуру их реализации на организованном рынке с це-лью привлечения капитала от широкого круга инвесторов.
    Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» под публичным размещением понимается «размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг».
    Таким образом, IPO российской компании - это размещение дополнительной эмиссии акций ОАО путем открытой подписки на фондовых биржах, при условии, что до момента размещения акции не обращались на рынке. При этом в соответствии с директивами ФСФР не менее 30% от общего объема проводимого IPO должно быть размещено на отечественном рынке.
    По мнению экспертов, в ближайшее время IPO может стать одним из наиболее эффективных способов привлечения финансовых ресурсов и увеличения капитализации отечественных предприятий. Если с 1996 по 2003 г. в России было осуществлено лишь четыре IPO («ВымпелКом», МТС, «Вимм-Билль-Данн», РБК), из них три - на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), то в 2004 г. состоялось уже шесть размещений, в 2007 г. - двадцать пять. Некоторые результаты проведенных российскими компаниями IPO в 2007 г. представлены в табл. 14.3.
    Таблица 14.3
    IPO российских эмитентов в 2007 г.

    ВТБ 7982,1 23% Ь8Е, ММВБ, РТС
    Сбербанк 3228,2 4 РТС, ММВБ
    ПИК 1850,0 15 Ь8Е, ММВБ, РТС
    AFI Development 1400,0 19 ЬБЕ
    ммк 999,9 9 Ь8Е, ММВБ, РТС
    Уралкалий 947,9 11 Ь8Е, РТС
    Фармстандарт 879,8 40 Ь8Е, ММВБ, РТС
    Продолжение табл. 14.3
    Компания-эмитент Объем IPO, млн долл. США Доля акций, % Торговая площадка
    НМТП 864,1 15 Ь8Е, ММВБ, РТС
    Группа ЛСР 771,6 И Ь8Е, ММВБ, РТС
    БК Евразия 719,4 20 Ь8Е
    Интегра 668,1 30 Ь8Е
    Полиметалл 604,5 25 Ь8Е, ММВБ, РТС
    Ситроникс 402,0 18 Ь8Е, РТС, МФБ
    М.Видео 364,8 29 ММВБ, РТС
    Дикси групп 359,9 42 ММВБ, РТС
    ОГК-2 355,9 7 Ь8Е, РТС, МФБ
    Банк Санкт-Петербург 273,6 17 РТС, ММВБ
    Black Earth Farming 259,1 28,1 ОМХ
    Синергия 190,4 16 ММВБ, РТС
    Нутринвестхолдинг 168,2 20 ММВБ, РТС
    Возрождение 165,9 12 ММВБ, РТС
    Volga Gas 125,0 40 А1М/Ь8Е
    Аптечная Сеть 36,6 110,3 15,3 ММВБ, РТС
    Росинтер Ресторантс 100,0 26 РТС
    РТМ 80,0 25 РТС
    Армада 29,7 17 ММВБ, РТС
    В общем случае подготовка и проведение IPO предполагает осуществление четырех этапов.
    На первом (подготовительном) этапе предприятие должно выработать стратегию размещения, выбрать финансового консультанта, перейти на международные стандарты финансовой отчетности, провести аудит финансовой отчетности и систем внутреннего контроля за 3-4 года, предшествующих IPO, осуществить
    необходимые структурные преобразования, создать публичную кредитную историю, например, путем эмиссии облигаций.
    На втором этапе определяются основные параметры пред-стоящего IPO, проводятся процедуры юридической и финансо-вой комплексной проверки, а также независимой оценки бизнеса (due diligence).
    На третьем этапе осуществляется подготовка и регистрация проспекта эмиссии, принимается решение о выпуске, доводится информация об IP О до потенциальных инвесторов, определяет-ся окончательная цена размещения.
    На заключительном этапе происходит собственно проведение размещения, т. е. допуск компании на биржу и подписка на акции. Более детально процедура проведения IPO в Российской Федерации представлена в табл. 14.4.

    Принятие советом директоров компании решения о выпуске акций Нет указаний День N
    Подготовка протокола заседания совета директоров Нет указаний N + 5
    Подготовка решения о выпуске и проспекта ценных бумаг Нет указаний N + 35
    Утверждение советом директоров решения о выпуске и проспекта ценных бумаг Не позднее 6 месяцев со дня принятия решения советом директоров N + 40
    Подача документов на государст-венную регистрацию в ФСФР Не позднее 1 месяца со дня утверждения решения о вы-пуске N + 45
    Государственная регистрация до-кументов в ФСФР В течение 30 дней, время ре-гистрации может быть продле-но (для проверки сведений) на срок не более 30 дней1 N + 75
    Таблица 14.4
    Продолжение табл. 14.4
    Этап Требования нормативных документов Примерные сроки, дни
    Раскрытие информации среди широкого круга инвесторов Не менее двух недель N + 90
    Соблюдение преимущественного права выкупа Не менее 45 дней (может быть сокращен до 20 дней) N + 135
    Размещение акций на бирже Не раньше чем через 2 недели после раскрытия информации потенциальным инвесторам2. Не позднее чем через 1 год со дня госрегистрации выпуска1 N + 140
    Утверждение советом директоров отчета об итогах выпуска Не позднее чем через месяц со дня окончания размещения N + 160
    Финансирование за счет эмиссии обыкновенных акций имеет следующие преимущества:
    - этот источник не предполагает обязательных выплат, ре-шение о дивидендах принимается советом директоров и утвер-ждается общим собранием акционеров;
    - акции не имеют фиксированной даты погашения - это по-стоянный капитал, который не подлежит «возврату» или пога-шению;
    - проведение IPO существенно повышает статус предпри-ятия как заемщика (повышается кредитный рейтинг, по оценкам экспертов, стоимость привлечения кредитов и обслуживания долга снижается на 2-3 % годовых), акции могут также слу-жить в качестве залога по обеспечению долга;
    - обращение акций предприятия на биржах предоставляет собственникам более гибкие возможности для выхода из бизнеса;
    - повышается капитализация предприятия, формируется рыночная оценка его стоимости, обеспечиваются более благо-приятные условия для привлечения стратегических инвесторов;
    - эмиссия акций создает положительный имидж предприятия в деловом сообществе, в том числе - международном, и т. д.
    К общим недостаткам финансирования путем эмиссии обыкновенных акций следует отнести:
    - предоставление права участия в прибылях и управлении фирмой большему числу владельцев;
    - возможность потери контроля над предприятием;
    - более высокая стоимость привлеченного капитала по срав-нению с другими источниками;
    - сложность организации и проведения эмиссии, значитель-ные расходы на ее подготовку;
    - дополнительная эмиссия может рассматриваться инвесто-рами как негативный сигнал и приводить к падению цен в крат-косрочной перспективе.
    Следует отметить, что проявление перечисленных недостат-ков в Российской Федерации имеет свою специфику. В допол-нение к ним, широкому распространению практики проведения IPO российскими предприятиями препятствуют как внешние факторы (неразвитость фондового рынка, особенности правово-го регулирования, доступность иных источников финансирова-ния), так и внутренние ограничения (неготовность большинства предприятий к IPO, настороженное отношение собственников к возможным издержкам «прозрачности», опасения потери кон-троля и т. п.). Рассмотрим их более детально.
    Значительной проблемой, вызванной особенностями право-вого регулирования, является временной разрыв между датой принятия решения о размещении акций и началом их обращения на вторичном рынке. По оценкам специалистов РТС, в среднем на подготовку и проведение IPO уходит около полугода.
    Еще одним существенным ограничением является требова-ние обеспечения «прозрачности». Раскрытие информации при IPO требуется в значительно большем объеме, чем при получе-нии различных видов займов. В то же время в силу сформиро-вавшегося правового климата и сложившейся деловой практики (преобладание закрытых сделок, «серые» схемы расчетов и оптимизации налогообложения, непрозрачная структура бизнеса) многие российские предприятия весьма болезненно реагируют на требование «прозрачности». Раскрытие информации о конечных собственниках, схемах снижения налоговой нагрузки и т. д. может сделать компанию легкой мишенью для поглощения с использованием судебных, правоохранительных и фискальных органов.
    Многие российские предприятия не готовы к осуществлению IPO. Прозрачность бизнеса в большинстве случаев является следствием наличия четкой стратегии развития (экономически оправданного бизнес-плана) и соответствующей ей структуры управления, позволяющей достигать поставленных целей, управлять ростом, контролировать риски и эффективно исполь-зовать капитал. Лишь немногие отечественные предприятия со-ответствуют этим критериям.
    Владельцев российских предприятий пугает возможность потери контроля над бизнесом в результате IPO. Согласно зако-ну «Об акционерных обществах» достаточно иметь всего 2% акций, чтобы их владелец получил право выносить на повестку дня собрания акционеров любые вопросы, например о снятии генерального директора. При свободном обращении акций подобный пакет можно консолидировать в течение одного дня биржевых торгов. Собственники 10% голосующих акций уже имеют право созвать внеочередное собрание акционеров. Поэтому отечественные бизнесмены предпочитают самостоятельно вести поиск стратегического инвестора, который согласился бы войти в долю, обеспечив необходимые вложения.
    Владельцы предприятий, которые все же решили осущест-вить IPO, перестраивают бизнес так, чтобы уменьшить возмож-ные потери от «размывания» своего пакета акций и не потерять контроль. После публичного размещения акций многие крупные акционеры сохраняют за собой контрольный пакет. Например, несмотря на IPO, проведенное компанией «Северсталь-Авто» в 2005 г., около 77,7% ее акций по-прежнему принадлежат всего лишь двум крупнейшим акционерам. Доля основных владельцев торговой сети «Пятерочка» превышает 67% и т. д.
    Как уже отмечалось, осуществление IPO требует значитель-ных расходов. Единовременные издержки по организации IPO, как прямые (оплата услуг финансового консультанта, андеррай-тера, юридических и аудиторских фирм, биржи, регистратора, маркетинговых агентств и т. п.), так и косвенные (расходы на реорганизацию систем управления и контроля, финансовых потоков, продвижение бренда компании) могут быть довольно значительными - от 7 до 20% от привлеченных средств. Так, расходы на размещение акций РБК на российском рынке составили около 2 млн долл. США, а расходы МТС при размещении на Нью-Йоркской фондовой бирже превысили 45 млн долл. США.
    Наконец, низкая емкость отечественного фондового рынка не позволяет привлечь значительные объемы средств. В этой связи крупные российские предприятия (с капитализацией от 200 млн долл. США) предпочитают проводить IPO на междуна-родных рынках (NYSE, NASDAQ, AIM, LSE) в виде размещения депозитарных расписок на свои обыкновенные акции.
    В целом в настоящее время российским предприятиям вы-годнее привлекать займы, которые в сложившихся условиях представляют собой более дешевый, простой и эффективный способ привлечения капитала.

    Финансы предприятия – это сумма всех средств, как внутренних, так и внешних, которые находятся в полном пользовании компании и используются ей как средство исполнения долговых обязательств, направлены на текущие расходы и на расширения предприятия.

    Когда деньги присутствуют в необходимом количестве, эффективно используются – это является залогом успешного бизнеса, его стабильность, ликвидность и платежеспособность.

    Проблема того, чтобы выбрать самый правильный и лучший источник получения финансов для функционирования предприятия привлекает все больше и больше внимания со стороны собственников бизнеса.

    Источник финансирования – это стабильные, функциональные пути получения денежных средств и перечень субъектов экономики, которые могут такие средства предоставить. Важно подобрать самый выгодный источник финансов, которые бы подходил под конкретно взятый проект и приносил наибольшие дивиденды.

    Финансирование подразделяется на следующие типы:

    • Внутренние источники получения средств;
    • Внешние источники;
    • Смешанный тип.

    Внутренние источники

    Первыми и ключевыми источниками получения финансов для деятельности предприятия можно считать собственные средства организации. Они содержат в себе:

    • Начальный капитал
    • Финансы, накопленные за время работы предприятия, сформировавшиеся внутренние резервные фонды
    • Иные инвестиции частных, юридических лиц

    Капитал предприятия образуется на старте создания организации, когда формируется его начальный капитал – совокупные денежные средства основателей бизнеса, вложенные в имущество фирмы, чтобы обеспечить необходимый деятельный размах. Такой капитал так же называется уставным и без него фирма не сможет быть не только создана, но и полноценно функционировать в дальнейшем.

    Пути образования такого капитала зависят от той правовой формы организации, которую избрали учредители. Однако, не зависимо от этого, все вложения, сделанные в уставной капитал, далее считаются собственностью предприятия, и вкладчик не может предъявить права на них. Так, в ситуации, когда фирма ликвидируется либо же инвестор хочет выйти из состава учредителей, ему компенсируется лишь его доля из оставшегося имущества, и не возвращаются вложенные активы.

    Куда же идут эти средства? Это сырье, заработная плата работникам, энергетические ресурсы, все, что нужно для производства товаров и услуг, запрошенных потребителем. Он, в свою очередь, оплачивает конечный продукт, после чего вложенные средства возвращаются на счета фирмы. Далее вычитаются средства на нужды организации, и остаточные деньги считаются прибылью организации.

    Размер прибыли связан с выполнением некоторых условий, ключевым из которых считается отношение доходов и расходов. Однако, законодательная база содержит некоторые процедуры, регулирующие прибыль, например порядок оценок амортизации актива и вложений в уставные средства.

    Итак, прибыль – это первостепенный ресурс для денежного резерва. Такие фонды нужны для покрытия внезапной потери или убытка, они предоставляют определенную страховку от непредвиденных обстоятельств. Как формировать резерв определяют нормативные и уставные акты предприятия, а так же его организационно-правовая форма.

    Накопительные и социальные фонды базируются на прибыли и инвестируются в: заработную плату, выплачиваемую сверх установленной, премии, материальная помощь, компенсацию оплаты жилья, обедов, транспорта, полисов ДМС для сотрудников.

    Кроме подобных резервов, к капиталу предприятия можно отнести и добавочный капитал. Его образование происходит из различных источников, как то:

    • Доход от выпущенных предприятием и проданных за высокую цену акций;
    • Средства, появившиеся вследствие переоценки собственного имущества предприятия;
    • Разница курсов валют;

    Добавочный капитал может быть использован как средства для роста уставного капитала; погашение задолженности и денежных потерь в течение календарного года; распределен между собственниками организации.

    Амортизационный фонд так же относится к внутренним источникам финансирования предприятия. Он является денежным выражением износа средств и имущественных активов и считается ресурсов для финансирования как обычного, так и расширенного производства.

    Как к внешним, так и к внутренним источникам можно так же отнести целевые капиталовложения из бюджета, от вышестоящих лиц и компаний. Особенно выделяются субсидии и субвенции.

    Первое – это средства из бюджета, выданные второму лицу на правах долевого финансирования.

    Второе – предоставленные бюджетные средства на конкретный целевой расход, без необходимости их возвращать.

    Главная черта целевой поддержки в том, что такие деньги могут использоваться только по конкретно указанным направлениям и в соответствии с сопутствующей документацией. Такие средства становятся частью капитала организации.

    Внешние источники

    Для полноценного функционирования предприятия недостаточно собственных средств. На это есть несколько причин, например, сроки погашения задолженностей, как правило, отличаются от поступления средств от продаж. Кроме того, средства могут быть отправлены не своевременно, а так же случаются различные форс-мажоры. Сюда же относится инфляция (когда обесценившиеся средства не могут покрыть стоимость необходимых ресурсов для продолжения процесса производства), рост самого предприятия, создание филиалов и/или дочерних предприятий. В таких ситуациях предприятие обращается к внешним источникам получения средств.

    Заемные средства считаются пассивом и делятся на краткосрочные и долгосрочные, что связано со сроками погашения. Последние, в свою очередь, делятся на кредиты (срок погашения от года и больше) и иные пассивы. Краткосрочный пассив включает в себя займы сроком менее чем на 12 месяцев и задолженности по кредитам поставщиков, подрядчиков и т.д.

    Одним из важнейших внешних источников финансирования считается кредит, выданный банковским учреждением. Ранее, высокие процентные ставки не давали возможности многим организациям использовать кредитование, как источник получения средств, так как им это было не по средствам. Однако, в настоящий момент, этот способ стал доступен компаниям. Иностранные банковские учреждения, в частности, предлагают более низкие проценты и варианты сроков погашения кредита, что составляет серьезную конкуренцию российским банкам.

    Кредитование — один из источников финансирования

    Следует иметь в виду, что кредиты могут быть выданы только лицензированными финансовыми учреждениями.

    При получении кредита между получателем и банком устанавливаются договорные отношения. Договор, или банковский контракт, узаконивают процесс, закрепляет все нюансы и, как правило, имеет стандартную форму.

    В противовес кредиту как внешнему источнику финансирования, в последнее время, выступает лизинг. Лизинг – это форма аренды практически любого оборудования или техники, в которой может быть предусмотрен и переход права собственности. Иногда, при заключении лизингового договора можно договориться о более выгодных условиях. С «лизиг-компанией» всегда можно обговорить удобные предприятию сроки гашения лизинга, лизинг требует меньше документов для оформления, а следовательно занимает меньше времени, чем кредит.

    Кроме различных форм кредитных обязательств, следует упомянуть государственные программы спонсорства. Такие программы государство реализует в тех секторах, которые представляют для него интерес. Однако, у такого рода финансирования есть определенные сложности, например предприятие должно подходить под программу по указанным параметрам, что бывает затруднительно из-за их обширного перечня.

    Ценные бумаги — так же своеобразный способ внешнего финансирования организации. Таким образом можно привлечь крупных капиталистов, а так же фирма получит, возможно небольшой, но гарантированный доход. Таким образом, рассчитывать на эмиссию акций, как на постоянный и основной источник дохода, не приходится, но он точно поможет установить отношения с компаниями, чьи инвестиции и опыт может быть полезен фирме.

    Плюсы и минусы внешних и внутренних источников

    Внутренние источники, плюсы

    • Легкая схема привлечения средств, отсутствие необходимости в дополнительных разрешениях других сторон
    • Нет никаких дополнительных выплат по процентам
    • Ограниченность в количестве средств, отсюда меньшие возможности для расширения, инвестиций
    • Нет прироста средств на инвестируемые денежные ресурсы за счет займов

    Внешние источники, плюсы

    • Неограниченность в количестве полученных средств
    • Увеличение потенциала компании при модернизации его технической базы, его развития, рост
    • Отсюда увеличивающаяся прибыль и подъем рентабельности в целом
    • Чем больше у организации кредитных обязательств, тем меньше ее финансовая устойчивость, выше риск банкротства
    • Выплаты процентов по кредитам снижают совокупную прибыль
    • Получение внешнего источника финансирования сопряжено с различными бюрократическими трудностями и с удовлетворением условий, установленных банком.

    * Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

    Введение ……………………………………………………………………

    ГЛАВА 1. Бюджетный дефицит…………………………………………

    1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения…..

    1.2. Виды и источники финансирования дефицита бюджета……………

    ГЛАВА 2. Перспективы финансирования дефицита бюджета за счет внутренних источников……………………………………………………..

    2.1. Анализ источников внутреннего финансирования дефицита

    бюджета……………………………………………………………………….

    Заключение…………………………………………………………………..

    Литература…………………………………………………………………..

    Введение

    В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

    Дефицит бюджета – это превышение затрат бюджета над его выгодами. Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных издержек и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

    Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению издержек, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур.

    Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

    ГЛАВА 1. Бюджетный дефицит

    1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения

    Государственный бюджет построен на соотношение выгод и затрат. Теоретически наиболее оптимальным будет такой бюджет, который предполагает равенство выгод и затрат. На практике добиться такого положения очень сложно. В макроэкономическом смысле стремление к бюджету сальдо, которого равно нулю, является малоперспективным делом. Так как такой бюджет - это отражение функционирования самоограничивающей экономики: издержки определяются исключительно полученными выгодами. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

    Здесь мы сталкиваемся с бюджетным дефицитом - превышением издержек над выгодами государственного бюджетного фонда.

    Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики, и отражать намерения правительства осуществлять крупные государственные вложение в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.

    Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д.

    В исключительных случаях превышение затрат над выгодами становиться результатом чрезвычайных обстоятельств (боевых действий, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходиться изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных издержек.

    Вряд ли можно однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. Для разных стран и в разные периоды развития каждая из них могла быть основной, но чаще всего они воздействовали одновременно. Но всякий рост государственных затрат, не подкрепленный увеличением выгод, нарушает бюджетное равновесие, создает отрицательное бюджетное сальдо, с одной стороны, но с другой - причиной бюджетного дефицита могут явиться недостаточные доходы государства. Принимая во внимание, что основным источником дохода бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствования в частности и экономики в целом.

    В ситуации экономического спада производства, других негативных явлений бюджетные поступления уменьшаются. Если при этом не обеспечено адекватное сокращение издержек, возникает отрицательное бюджетное сальдо.

    Конечно, к важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, относится колебание объема ВВП в течение бюджетного периода. Практика показала, что в периоды депрессии, когда ВВП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное бюджетное сальдо. Во время экономических спадов резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного налога, налога на прибыль и др.) в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время возрастают отдельные виды государственных затрат - правительства принимают меры по увеличению издержек по социальной защите населения, что вызывает рост выплат трансфертов отраслям, производящим товары и оказывающим услуги населению, а также пособий по безработице и других социальных затрат. Принято считать, что в условиях динамично развивающейся экономики бюджетный дефицит в количественно допустимых размерах не страшен.

    Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными займами центрального банка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 3 % ВНП. В долг жили и живут многие экономически развитые государства. Однако сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна обременять экономику страны, налогоплательщиков, сопровождаться значительным увеличением издержек по обслуживанию долга, сокращением социальных программ.

    Наличие крупного бюджетного дефицита было основной проблемой российской бюджетной системы в 90-х годах XX века в период активных экономических преобразований. Наибольший дефицит консолидированного бюджета Российской Федерации имел место в 1994 году. Он составлял 10,7% от валового внутреннего продукта (ВВП), более 28% от затрат бюджетной системы. Федеральный бюджет 1994 года был утвержден с дефицитом 70,0 трлн. Руб., что составляло 36% от объема издержек.

    Законами о федеральном бюджете Российской Федерации дефицит предусматривался вплоть до 2000 года. Однако, к концу десятилетия его величина постепенно сокращалась, причем не только в относительном, но и в абсолютном выражении. Если в 1998 году дефицит федерального бюджета был запланирован в объеме 132,4 млрд. Руб. (4,7% от ВВП), то в 1999 году плановый показатель составил 101,4 млрд. Руб. (2,54% ВВП), а в 2000 году - 57,9 млрд. Руб., или 1,08% от прогнозируемого объема ВВП. Фактически же в 2000 году федеральный бюджет был исполнен с профицитом - впервые за последнее десятилетие реформ. Доходы бюджета превысили его расходы на 112,7 млрд. Руб.

    Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.

    За каждым бюджетным уровнем законодательством закреплены свои источники финансирования дефицита бюджета.

    1.2. Виды и источники финансирования дефицита бюджета

    Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

    Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает займы народного банка или напрямую продает ему свои долговые обязательства. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на его использование. Но даже если прямого запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних случаях. Дело в том, что при таком подходе народный банк увеличивает денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты, ухудшаются рациональные ожидания в экономике и возникает ряд других неблагоприятных последствий.

    В отличие от денежного, долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются на биржевом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государством. Средства, полученные от размещения кредитов, идут на покрытие бюджетного дефицита. Поскольку деньги занимаются не у национального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. В этом состоит преимущество долгового финансирования. Однако, перераспределение денежной массы имеет и негативные последствия. Поскольку выпущенные обязательства гарантированы государством, они рассматриваются как достаточно надежное вложение средств. Приобретая государственные ценные бумаги, субъекты рынка ограничивают свои вложения в реальный сектор экономики. В итоге происходит вытеснение средств в сферу финансовых операций, снижается инвестиционная активность, что негативно сказывается на перспективах экономического роста в будущем.

    Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются внутренние и внешние источники следующих видов.

    Внешние источники включают:

      государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

      кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

    Внутренние источники включают:

      средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;

      бюджетные кредиты;

      кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;

      поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;

      поступления от реализации государственных/ региональных/ муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

      курсовая разница по средствам бюджета;

      прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

    ГЛАВА 2. Перспективы финансирования дефицита бюджета за счет внутренних источников

    2.1. Анализ источников внутреннего финансирования дефицита бюджета

    Федеральный бюджет на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 гг. сформирован с дефицитом исходя из жестких бюджетных ограничений (бюджетных правил), основанных на использовании базовой цены на нефть (91,0 долл/барр в 2013 году; 92,0 и 93,0 долл/барр в 2014 и 2015 году соответственно). В 2013 году дефицит составит 521,4 млрд. рублей (0,8% ВВП), в 2014 году – 143,6 млрд. рублей (0,2% ВВП), в 2015 году – 10,8 млрд. рублей (0,01% ВВП).

    Вице-премьер-министр финансов Алексей Кудрин, выступая на конференции по государственному финансовому контролю в Счетной палате, отметил, что страна сможет преодолеть дефицит государственного бюджета только к 2015 году: «При цене 75 долларов за баррель, а с учетом инфляции в США+82 доллара за баррель, мы получим нулевой дефицит. Если цена будет 50 долларов за баррель, то дефицит составит три процента ВВП». Также Кудрин высказал мнение, что при такой цене на нефть приемлемым является дефицит бюджета не более 2 процентов ВВП.

    Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам отмечает, что источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2013 – 2015 годы сформированы в полном объеме. Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2013 – 2015 годах будут являться ежегодные масштабные заимствования в основном на внутреннем рынке в объеме более 1,8 трлн. рублей, а также привлечение средств от приватизации - от 300,0 млрд. рублей до 475,0 млрд. рублей. Одновременно в источниках финансирования дефицита федерального бюджета предусматривается увеличение Резервного фонда с 1,66 трлн. рублей в 2012 году до 3,9 трлн. рублей в 2014 году, или в 2,3 раза.

    Пополнение средств Резервного фонда планируется за счет нефтегазовых доходов в 2012 году в сумме 512,3 млрд. рублей, в 2013 году – 570,9 млрд. рублей, в 2014 году – 957,3 млрд. рублей.

    За счет приватизации пакетов акций таких крупных акционерных обществ, как ОАО «Банк ВТБ», ОАО «НК Роснефть», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Росагролизинг», ОАО «Русгидро», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «АК Транснефть», ОАО «Зарубежнефть», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ОАО «РЖД», ОАО «Объединенная зерновая компания», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», ОАО «АК АЛРОСА», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Уралвагонзавод», ОАО «Роснано», ОАО Аэрофлот», «Международный аэропорт Шереметьево» планируется обеспечить поступление в федеральный бюджет средств в объеме 427,7 млрд. рублей в 2013 году, 330,8 млрд. рублей в 2014 году и 595,1 млрд. рублей в 2015 году.

    Также во внутренних источниках финансирования дефицита федерального бюджета можно отметить государственные ценные бумаги. Привлечение средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерацию, предусматривается в 2013 – 2014 годах в объемах 1 809,3 млрд. рублей.

    Возможность разместить на рынке значительные объемы государственных ценных бумаг, запланированные на 2013 год, во многом будет зависеть от успешного решения задачи повышения ликвидности государственных долговых обязательств. С этой целью Минфин России будет проводить размещение на рынке базовых выпусков сравнительно крупных объемов со сроком обращения 1, 2, 3, 4, 5 и 10 лет.

    Планируемая доходность в 2013 годах по краткосрочным инструментам составит до 4,5 - 5,5 %, по среднесрочным до 6,0 - 8,0 %, по долгосрочным до 8,0 -8,5 %.

    Предусматривается, что привлечение средств будет осуществляться за счет размещения среднесрочных государственных ценных бумаг - 48 %, долгосрочных - 40 %, краткосрочных - 12% от общего объема эмиссии 2013 года. Государственные сберегательные облигации (ГСО) будут использоваться для размещения пенсионных накоплений.

    Проектами программ государственных внутренних заимствований Российской Федерации год на 2013 и 2014 годов утверждается разница между средствами, поступившими от размещения указанных бумаг, и средствами, направленными на их погашение, в объемах 1 208,8 млрд. рублей, 1 186,1 млрд. рублей и 1 093,5 млрд. рублей соответственно. В 2013 – 2014 годах планируемая доходность по краткосрочным инструментам составит до 4,5 – 5,5 %, по среднесрочным - до 6 – 7,5 %, по долгосрочным - 7,5 - 8,5 %.

    Значительная часть заимствований будет использована на рефинансирование увеличивающегося долга по государственным ценным бумагам. Бюджетные ассигнования на погашение основного долга по государственным ценным бумагам предусмотрены в 2013 году в сумме 616,6 млрд. рублей (34,2 %), в 2014 году - 787,4 млрд. рублей (41,9 %).

    Привлекательность ОФЗ(облигации федерального займа) для российских инвесторов не является устойчивой. За три последних года средняя доходность 10-летних российских государственных облигаций составила 8,53 % при отклонении от стандартного показателя 1,37 %, 10-летних казначейских облигаций США – 3,23 %, отклонение – 0,4 %. Высокая волатильность на внутреннем долговом рынке негативно влияет на инвестиционную привлекательность рынка ОФЗ. По сравнению с рынком корпоративных ценных бумаг объем вторичного рынка и ликвидность ОФЗ малы, среднедневной оборот вторичных торгов по корпоративным бумагам составляет 24,7 млрд. рублей, ОФЗ – 13,1 млрд. рублей.

    Таким образом, существуют риски непривлечения для финансирования дефицита федерального бюджета средств за счет размещения на внутреннем рынке государственных ценных бумаг в заявленных объемах и условиях.

    В 2013 – 2014 годах предусматривается значительное увеличение поступлений средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации. В 2013 году указанные поступления предусматриваются в сумме 380,0 млрд. рублей, в 2014 году – 475,0 млрд. рублей.

    Поступлений от реализации драгоценных металлов и драгоценных камней будут незначительно превышать установленные объемы выплат на приобретение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней. В 2013 году данных поступлений планируется 10,97 млрд. рублей, в 2014 году – 11,95 млрд. рублей, выплаты же на их приобретения предусмотрены в 2013 – 2014 годах - по 9,45, млрд. рублей ежегодно.

    Объемы предоставления бюджетных кредитов приведенные в расчете внутренних источников и составят в 2013 году 52,0 млрд. рублей, в 2014 году - 20 млрд. рублей.

    Кредиты предоставляются на срок до трех лет для частичного покрытия дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, а также для осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий. В пределах общего объема бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных кредитов, предусмотренных настоящей частью, предоставляются бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации в сумме до 8,0 млрд. рублей.

    Возврат указанных кредитов предусматривается в 2013 году - 106,6 млрд. рублей (на 44,3 млрд. рублей, или на 29,3 %, меньше чем в 2012г.), в 2014 году – 92,9 млрд. рублей (на 13,7 млрд. рублей, или на 12,9 % меньше чем в 2013г). Риски непогашения в полном объеме указанных кредитов связывают с возможной недостаточностью средств на их погашение у субъектов Российской Федерации.

    Сокращение показателей по возврату субъектами Российской Федерации, предприятиями и организациями основного долга по указанным кредитам связано с сокращением объемов обязательств заемщиков в связи с ускоренной реализацией большинства действующих проектов и отказом от новых займов. Увеличение возврата в федеральный бюджет средств, предполагает, что данные средства можно будет использовать на замещение государственных заимствований.

    Программами государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 2013 и 2014 гг. объемы бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение государственных гарантий Российской Федерации по возможным гарантийным случаям (в случае если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу), составят в 2013 году – 63,0 млрд. рублей, в 2014 году - 230,7 млрд. рублей. Увеличение суммы гарантирования связано с расширением использования механизма государственных гарантий Российской Федерации для государственной поддержки российской экономики.

    На осуществление в 2013 году компенсационных выплат по гарантированным сбережениям граждан Российской Федерации планируется выделение 50,0 млрд. рублей ежегодно. Это на 23,7 % меньше, чем составили фактические выплаты в 2009 году и в 2,3 раза меньше, чем предусмотрено на 2010 год.

    Предоставление гарантий предусматривается в том числе по кредитам, привлекаемым для осуществления инвестиционных проектов, на территории Чеченской Республики 15,0 млрд. и на территории Северо-Кавказского федерального округа,по кредитам Российской корпорации нанотехнологий, по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса для целей выполнения государственного оборонного заказа и др.

    Заключение

    Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» формировался в условиях продолжающегося экономического роста, сокращения численности безработных. Однако существенная зависимость российской экономики от мировой внешнеторговой и финансовой конъюнктуры, рост внешнего долга корпоративного сектора сохраняют риски для финансовой системы страны.

    Федеральный бюджет на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 гг. сформирован с дефицитом.

    Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться за счет внутренних источников.

    Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2013 – 2015 годах будут являться государственные заимствования и поступления от приватизации федеральной собственности.

    Ключевыми задачами бюджетной политики на 2013 – 2015 годы, сформулированными в Бюджетном послании Президента России о бюджетной политике в 2013 – 2015 годах и указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012, являются укрепление макроэкономической стабильности, обеспечение сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, финансовое обеспечение принятых государством социальных обязательств.

    Цель бюджетно-налоговой политики государства состоит в снижении дефицита бюджета до уровня 2-3% ВВП с тем, чтобы его финансирование за счет источников (внутренних и внешних) не тормозило экономическое развитие страны.

    В мировой практике нет какой-либо общей закономерности, определяю-щей параметры финансирования дефицита бюджета за счет внутреннего и внешнего финансирования (разброс по внешнему - от 120,6% до 7,61% и внутреннему финансированию - от 12,49% до 125,78% к дефициту бюд-жета).

    В зависимости от выбранного источника финансирования дефицит бюджета порождает негативные явления: инфляцию, вызывает повышение процентной ставки (рефинансирования), ухудшает инвестиционный климат, нарушает платежный баланс и т.д.

    Так, эмиссия денег прямо увеличивает инфляцию, и выплаты процентов по ценным бумагам, представляют собой правительственные обязательства, увеличивают нагрузку на бюджеты следующих лет и порождают «финансовые пирамиды». В свою очередь последние отвлекают деньги с потребностей реального сектора на спекулятивные финансовые рынки, что, в конечном счете, опять вызывает эмиссию денег и обесценение национальной валюты. Покрытие дефицита бюджета за счет внешних займов означает увеличение нагрузки на платёжный баланс страны и ведет к ухудшению финансового положения государства в мировом сообществе, снижает его кредитный рейтинг. Внешняя задолженность государства лишь временно увеличивает ресурсы, находящиеся в распоряжении страны.

    Литература

      Закон N 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015» от 03.12.2012.

      Бюджетный кодекс Российской Федерации № 95-ФЗ (редакция от 31.12.2012)

      Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.Д. Камаева. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 592стр.

      Сорокина Т. В. Госбюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и займ".- Мн.: БГЭУ, 2003. - 289с.

      Финансы: учебник / под ред. проф. Романовского М.В., проф. Врублевской О.В., проф. Сабанти Б.М. - М.: Юрайт-М, 2001.

      Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы.- М.: Москва, 2000.

      Дробозина Л.А. Финансы: учебник. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

      Финансы: учебник / под ред. В.П. Литовченко.- М.: 2004. - 724с.

      Журнал "рынок ценных бумаг" Издательский Дом "РЦБ"

      Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: www.gmcgks.ru

      Официальный сайт Федерального казначейства (казначейства Российской Федерации): www.roskazna.ru

      Оценка возможности роста за счет внутренних источников

      Показателем, характеризующим возможность роста предприятия за счет собственных источников финансирования, является внутренний темп роста, который вычисляется по следующей формуле:

      ВТР= (Нераспределенная прибыль/ СК) * 100%

      Рассчитав данный показатель для каждого из исследуемых периодов, получили:

      Таблица 42

      Коэффициент устойчивого роста за счет внутренних источников =

      (1 - НВД)*(Ч Пр/VПР)*(VПР /Акт)*(Акт/ЗК)*(ЗК/СК)

      Итоги расчета коэффициента устойчивого роста представлены в таблице 43

      Таблица 43. Коэффициент устойчивого роста за счет внутренних источников

      Таким образом, коэффициент устойчивого роста показывает, какие соотношения должна поддерживать организация и обеспечивать своей финансовой политикой, чтобы отвечать требованиям устойчивого роста, то есть сохранять постоянным темп прироста СК в последующие периоды. Как видно по таблице К уст роста у ОАО «ЮТК» резко снижается в 2011 году (что неудивительно, т.к. возможность для устойчивого роста в период кризиса, как правило, затруднительны), однако, компании не удалось снова выйти на тот же уровень показателя в 2012 году, но он показал больше темп роста (345%) в 2012 году по сравнению с 2011 годом. Это говорит о том, что компании надо сосредоточить внимание на этом показателе для того, чтобы возможности для устойчивого роста продолжили развиваться.

      Разработка рекомендации по составу финансовых ресурсов для маркетингового проекта

      Давать рекомендации по структуре финансовых ресурсов для дальнейших проектов достаточно проблематично, так как баланс и другие формы финансовой отчетности мало что имеют общего с реальным положением дел в компании. Опубликованные в Интернете данные вызывают сомнение, т.к. внешне кажутся более «привлекательными», чем дела могут обстоять на самом деле, так как компания публикует их для инвесторов. При подсчете основных показателе создается впечатление, что «Южная Телекоммуникационная Компания» - успешная и прибыльная компания. Но, проводя глубинный анализ, видны некоторые расхождения в основных показателях из различных источников, не сходятся значения из баланса с аналогичными, получаемыми путем собственных вычислений, и т.д. К тому же, анализируя показатели вероятности банкротства, компания выглядит как стоящая на грани банкротства.

      Это говорит о том, что если компания соберется воплощать в жизни предлагаемую идею маркетингового проекта, то ей надо потратить еще некоторое время на попытку выхода на стабильный уровень деятельности.

      На конечный же момент рассматриваемого отчетного периода, компании требуются другие действия, нежели старт маркетингового проекта.

      Итак, первое, что необходимо компании, это привлечение крупных инвесторов таких, как АФК «Система», например, которая как раз и финансирует компании такого формата, скупая взамен контрольный пакет акций

      Возможно, что расширение предоставляемых услуг для АФК «Система» вряд ли будет ключевой задачей. Но возможно одной из стратегических задач будет развитие в направлении расширения тарифных сеток, чтобы абоненты чувствовали выгоду и учитывались их индивидуальные возможности. Это является так же разновидностью маркетинговой деятельности, осуществляемой в направлении персонализации подхода к клиентам. Если рассматривать дальнейшие перспективы, то возможно предоставление услуги Интернет связи по более низкой цене, если, к примеру, выбран более дорогой тариф на телефонные звонки. Так можно расти горизонтально, подчеркивая качество услуг связи. Все эти вопросы отдаются на рассмотрению в отдел маркетинга совместно с НИОКР, службой технической поддержки. Необходимо лишь дополнительное финансирование.

      По показателю чистой прибыли, дела компании идут довольно плохо, несмотря на то, что средств все-таки хватает на выплату дивидендов.

      Очень важным является определение структуры капитала компании. На основе проведенных расчетов видно, что основную часть пассива составляет заемный капитал. Далеко не во всех направлениях бизнеса интересно и выгодно работать с преобладающей частью собственных средств. Рассчитанный на основе экономических формул дифференциал в составе показатели ЭФР, показывающий степень зависимости организации от внешних источников финансирования, показал, что компании выгодней работать с заемным капиталом.

      Если эти два механизма будут отрегулированы, то можно будет говорить о некоторой финансовой стабильности внутри компании, а это, в свою очередь, поможет компании расти не только горизонтально, но и вертикально.