Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

В чем заключается государственное регулирование рынка труда. · Уволенные по причине текучести кадров. · Временно отсутствуют на работе из-за болезни, отпуска, работы по специальному графику, отпуска по беременности, обучения, забастовки, по другим причина

Можно указать на следующие основные инструменты государственного регулирования, так или иначе применяемого во многих странах с развитой рыночной экономикой. В-первых, широкое распространение общего государственного планирования с применением целевых установок и ориентированных показателей. При этом общее государственное планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д., и создает тем самым основу долгосрочной экономической политики. Все это способствует более динамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства.

Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений. В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны. В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика.

Экономическая политика российского правительства, направленная на уменьшение дефицита госбюджета путем сокращения государственных расходов, усиливает нестабильность положения многих российских граждан, работающих на предприятиях и организациях, деятельность которых долгое время была связана с государством как крупнейшим заказчиком и работодателем.

Целенаправленное воздействие на организационный аспект функционирования рынка труда требует гораздо меньше бюджетных средств, чем непосредственное поддержание спроса на труд или связанные с большими расходами подготовка трудовых ресурсов и обучение кадров.

В России государство выступало, и будет выступать крупнейшим работодателем. Хотя во многом отраслевая структура государственного сектора не заменяет, а дополняет деятельность частного капитала, выполняя те функции, которые общественно необходимы, но по тем или иным причинам не являются объектами приложения частного капитала. Занятость в государственном секторе не служит гарантией от безработицы.

Государственное регулирование рынка труда

Регулирование рынка труда представляет особую сферу и форму регулирующего воздействия государства на социально - экономические процессы. Изучение этой сферы государственного регулирования позволяет полнее представить многогранность его средств и подходов. Государственное регулирование рынка труда направлено для достижения рационального в конкретных социально - экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчение последствий безработицы.

Государственные меры, воздействующие на величину и структуру спроса на рабочую силу - это создание новых рабочих мест за счет сокращения рабочего дня на уже существующих рабочих местах. Административные меры общей направленности сводятся к регулированию режима работы и отдыха. Государственные страны законодательно устанавливают максимальную продолжительность рабочей недели. Эта величина влияет на число рабочих мест: сокращение максимальной продолжительности недели приведет к образованию дополнительных рабочих мест.

Такая мера в условиях России требует определенной осторожности. С одной стороны, она позволяет снизить уровень безработицы для еще работающих и уменьшить существующую безработицу, с другой стороны, может отрицательно сказаться на эффективности экономики в целом.

Среди специализированных административных мер регулирования, распространяющих своё воздействие на отдельные группы населения, следует выделить квотирование рабочих мест для инвалидов. Это вызывает негативное отношение работодателей, поэтому такая защитная административная мера обычно дополняется экономическим поощрительным воздействием на предпринимателей, предоставляющих работу данным группам людей. Это, прежде всего налоговые льготы, выплата субсидий.

Среди общих экономических мер государственного регулирования выделяются: помощь в открытии предприятий, государственные субсидии на расширение производства, открытие новых государственных предприятий, предоставление государственных законов промышленности в период спадов, организацию общественных работ.

В числе экономических специализированных мер особое внимание оказывается созданию предприятий для инвалидов. Такие предприятия обладают меньшей степенью конкурентоспособности, поэтому требуют финансовой поддержки со стороны государства. Организация общественных работ - способ создания временных рабочих мест для тех, кто не нашел себе применения на рынке труда.

Государство обладает экономическими средствами регулирования величины и структуры предложения рабочей силы. Налоговые рычаги, позволяющие стимулировать или ограничивать предложение рабочей силы, представляет собой группу, которую можно охарактеризовать и как экономическую и как административную. Ставки подоходного налога, существенно возрастающие в зависимости от числа мест работы человека, позволяет снизить спрос на рабочие места со стороны тех, кто уже имеет работу.

К экономическим мерам, регулирующим структуру предложения, относится организация переподготовки населения за счет фонда занятости.

Воздействие на заработанную плату можно рассматривать как общий экономичный способ определенного регулирования спроса и предложения. Воздействие на предложение рабочей силы очевидно, поскольку величина заработка во многом определяет и сферу приложения труда, и стремление работать в нескольких местах. С другой стороны, государство, проводя или поддерживая определенную политику в области заработной платы, может влиять на величину и структуру спроса на рабочую силу.

Его вмешательство может быть административным или экономическим. Влияние на продолжительность рабочего времени и оплату единицы рабочего времени обычно носит административный характер, в большинстве развитых стран государство регламентирует максимальную продолжительность рабочей недели и минимальную заработную плату. Эти нормы являются ориентиром при заключении трудового договора между предпринимателями и работниками.

Таким образом, государственная политика в области занятости в России призвана охватывать регулирование заработной платы, стимулирование создания новых рабочих мест и развития предпринимательства, оказание помощи безработным в организации собственного дела, создание сети предприятий защищенной занятости для инвалидов, организацию переподготовки работников, организацию общественных работ, выплату пособий по безработице. Всё это только в теории, а на практике инструменты регулирования либо не действуют, либо малоэффективны.

Для России, на данном этапе развития, неприемлема переориентация на механизм регулирования процессов занятости только через рынок труда и конкуренцию. Такой механизм не может эффективно «заработать» из-за резкого отставания заработной платы от стоимости средств существования, исключительной дороговизны отдыха и восстановления здоровья, жилья и транспорта, затрудняющих свободное перемещение рабочей силы.

В последнее время недооценивалось то, что занятость и ее общественная организация являются решающими факторами подъема российской экономики, определяющими уровень качество жизни населения. Недооценивалась и роль занятости как интегральной части механизма регулирования макроэкономических процессов, активного инструмента решения экономических и социальных проблем. Политика занятости была недостаточно встроена в стратегию реформ и социально - экономического развития России, слабо увязана с мерами ее реализации. Поэтому процессы занятости в 1992-1999 были не столько катализатором, сколько тормозом реформ.

2.5 Специфика регулирования рынка труда в США

Рынок труда в США, как и в других развитых странах, является важнейшей составляющей рыночной системы, которая позволяет эффективно использовать трудовой потенциал страны при высоком уровне оплаты рабочей силы. За последние десятилетия американский рынок труда претерпел существенную эволюцию. Существуют два не зависимых друг от друга рынка рабочей силы, основанных на профессионально-квалификационном делении занятых: специалисты с высшим образованием, управляющие, высококвалифицированные рабочие, а также техники, административно-вспомогательный персонал и работники обслуживания, неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих.

На функционирование рынка труда влияет и снижение степени охвата работников профсоюзным движением. Это делает рынок более мобильным вследствие уменьшения влияния профсоюзов на процесс заключения коллективных договоров и установление размеров заработной платы.

Говоря об американском рынке труда, нельзя не отметить, что безработица продолжает оставаться серьезной социально-экономической проблемой страны, особенно для представителей национальных меньшинств и малоквалифицированных рабочих.

Однако по мере изменений в структуре рабочей силы меняется и состав безработных - все более значительной становится в нем доля работников преимущественно нефизического труда и работников отраслей сферы нематериального производства и услуг.

Что касается других структурных срезов американской безработицы, то, в первую очередь, можно отметить, что непропорционально высокий удельный вес молодежи числится в составе безработных относительно ее доли в составе рабочей силы. Во многом неравноправным как по возможностям трудоустройства, так и по уровню зарплаты остается положение женщин.

Государственное регулирование рынка рабочей силы в США призвано не допустить роста безработицы до уровня, угрожающего серьезными социальными потрясениями. Кроме того, оно призвано смягчить последствия множества других диспропорций структурного характера

Все более важное значение приобретает государственное содействие найму. Служба трудоустройства занимается регистрацией безработных, поиском вакансий для них, тестированием претендентов на работу для определения их квалификации.

Следует обратить внимание и на влияние на рынок труда в США глобализации американской экономики, которая в наибольшей степени из других стран Запада вовлечена в мировое хозяйство. Глобализация экономики страны для США имеет как свои преимущества, так и недостатки.

Основные преимущества: дешевый импорт из третьих стран сдерживает инфляцию и способствует увеличению доходов и потребительского спроса. Так же идет приток капиталов и квалифицированной рабочей силы из-за рубежа, рост экспорта американских товаров означает дополнительные рабочие места, часто высокооплачиваемые, вывоз капитала за рубеж, особенно прямых инвестиций, создает благоприятные условия для функционирования американских компаний в мировом хозяйстве за счет более низких издержек производства.

Однако многие из вышеотмеченных процессов имеют негативный характер. Во-первых, миллионы американцев теряют рабочие места вследствие перевода производств за рубеж и увеличения масштабов импорта. Во-вторых, усиление международной конкуренции все чаще приводит к снижению ставок заработной платы как альтернативы вывоза предприятий за рубеж. В-третьих, поскольку предприятия, открываемые за рубежом, оснащаются самым современным оборудованием, собственно американские предприятия могут потерять их конкурентные преимущества - высокое качество и надежность товаров. В-четвертых, иммигранты в США, особенно нелегальные, и иностранная рабочая сила на американских предприятиях за рубежом нередко используются с нарушением основных трудовых стандартов, принятых МОТ в 1998 г. и обязательных для исполнения всеми странами-участницами. Имеются в виду пять фундаментальных принципов - право на свободу ассоциаций, право на заключение коллективных договоров, ликвидация обязательного или принудительного труда, ликвидация детского труда, ликвидация дискриминации при найме на работу.

Таким образом, глобализация экономики существенно влияет на американский рынок труда и отношения в этой сфере, порождая немало проблем. К некоторым из них экономика успешно приспосабливается, другие требуют более активной и взвешенной реакции государства.

Перечисленные направления не исчерпывают всех методов воздействия на занятость. Немалую роль играет комплекс мер косвенного регулирования рынка рабочей силы, таких как налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства и т.д. Основой же, определяющей политику на рынке труда, является законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и др.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются мерами макроэкономического регулирования и влияют на динамику занятости и безработицы в стране.

В целом американский опыт функционирования рынка труда показывает, что, основываясь на базисных принципах рыночной экономики, он достаточно эффективно способствует рациональному использованию главного экономического ресурса страны - его трудового потенциала.

2.6 Специфика регулирования рынка труда в Японии

Общепризнанным является тот факт, что японская экономика в послевоенные годы добилась выдающихся успехов, главным образом, благодаря своеобразной системе управления трудом, которая была сориентирована на долговременное закрепление кадров на предприятии, то есть на так называемый «закрытый рынок труда». Всего десятилетие японская система управления трудом считалась среди предпринимателей и ученых мира одной из наиболее эффективных и жизнеспособных моделей, которой принадлежит будущее. Она виделась как некий конгломерат средств и методов, в котором гибкость сочеталась с определенной жесткостью, где меры централизованного, волевого управления дополнялись рыночными механизмами саморегулирования,

В средней и долгосрочной перспективе в японской промышленности ожидаются структурные изменения, обусловленные глобализацией экономической деятельности и развитием информационных технологий. Это, несомненно, повлияет на ситуацию на рынке труда.

В Японии эффективно функционирует комплекс законодательных актов в сфере занятости. Все меры, разрабатываемые на их основе, представляют собой систему управления вопросами обеспечения занятости населения центральное место, в которой занимает закон «Об обеспечении занятости населения». Его реализация должна содействовать сбалансированному развитию народного хозяйства путем достижения полной занятости населения на основе установления качественного количественного баланса между предложением рабочей силы и спросом, создавать трудящимся условия для эффективного использования их способностей, повышая их экономический и социальный статус. Данный закон предусматривает создание государственной службы занятости, которая совместно с другими государственными, муниципальными и частными организациями будет обеспечивать людям трудоустройство в соответствии с их способностями и удовлетворять потребности экономики в рабочей силе.

Сегодня Япония переживает не самые лучшие времена. Показатель экономического роста, еще недавно составлявший 10% и более, замер на уровне 2%. Это объясняется тем, что из-за перенасыщенности рынка товарами длительного пользования (автомобилями, телевизорами, холодильниками и т.д.) японской промышленности нет смысла сейчас увеличивать темпы роста производства. Через 2-3 года, по мере оживления японского рынка, японской индустрии не составит большого труда вновь увеличить обороты.

2.7 Назревание изменения в формах и методах государственного регулирования экономики

В экономической жизни страны государство должно выступать, прежде всего, как властная структура, устанавливающая правила поведения на рынке хозяйственных субъектов и влияющая своими предписаниями на условия функционирования рыночных субъектов.

Властные функции могут реализоваться как на базе принятия нормативных актов общего действия, утверждающие единые для всех субъектов хозяйствования правила поведения, так и путем установления различных правовых режимов для отдельных групп хозяйствующих субъектов.

При этом важно обеспечить не индивидуальный, а нормативный подход к предоставлению льгот на основе конкурентности и гласности. Вместе с тем нельзя исключать применение и индивидуальных административных актов управления, корректирующих поведение отдельных предпринимательских структур в общественных интересах.

В условиях переходного периода большую роль играют регулирующие функции государства с использованием широкого набора инструментов, Ядром системы могло бы стать индивидуальное планирование, его место в системе экономических регуляторов и порядок разработки. Поэтому нужен специальный закон «О планировании и долгосрочных национальных программах социально-экономического развития».

На реализацию экономической стратегии должны быть настроены и другие экономические регуляторы - налоговые, бюджетные, финансово-кредитные, государственные заказы, федеральные и региональные целевые программы и др.

В системе экономического регулирования важное место должны занять государственные заказы за счет средств федерального и региональных бюджетов. Они будут, повышая спрос на внутреннем рынке, способны стимулировать развитие не только оборонных, но и гражданских отраслей народного хозяйства, стимулировать проведение научных исследований, создание и внедрение новой техники и технологии.

Государственный сектор экономики должен стать важным, реально и эффективно действующим инструментом проведения социально - экономической стратегии. Учитывая значимость государственного сектора для стабилизации и подъема экономики, следует изменить подход к продолжению приватизации, сохранить контроль над крупными предприятиями, имеющими важное значение для национальной экономики, снять ограничения на сроки закрепления в государственной собственности пакетов акций акционерных предприятий.

Важнейшей функцией государства является решение социальных проблем: регулирование трудовых отношений, проведение государственной политики в области заработной платы, регулирование цен на социально значимые услуги и товары и т.п.

Роль государства в регулировании экономики в полной мере должна проявляться в том, что государство является социальным партнером, стоящим выше интересов отдельных планов и групп. Государство призвано обеспечить согласование общенациональных интересов и частных интересов предпринимательских структур, разрешение социальных конфликтов, сотрудничество с предпринимателями по вопросам выработки экономической стратегии и политики экономических реформ.

Повышение действенности системы государственного регулирования в решающей степени зависит от преобразований в организационной структуре управления на всех уровнях исполнительной власти.

Важной задачей отраслевых органов управления должна стать поддержка предпринимательства и взаимодействие с корпорациями - финансово промышленными группами. Государственная поддержка предпринимательства должна включать в себя как прямое финансирование, льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов, так и предоставление льгот по налогообложению, участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий, формирование и регулирование рынка труда, предоставление выгодных госзаказов.

Проблема управления государственной собственностью очень важна. Следует разграничивать полномочия по управлению государственной собственностью между законодательной и исполнительной властью, с одной стороны, и между органами последней различных уровней - с другой.

Усложнение экономической роли и функции государства в рыночной экономике придает чрезвычайную актуальность борьбе с бюрократизмом и разложением государственного аппарата в центре и на местах, коррупцией, сращиванием с теневой экономикой, мафиозными структурами. Главные средства для этого - преодоление авторитарных тенденций в государственном строительстве, повышение роли выборных форм общественного контроля за деятельностью государственного аппарата на всех уровнях - федеральном, республиканско-областном и муниципальном. Важную роль призваны играть разработка тотальной системы нормативов во взаимоотношениях государственного аппарата и хозяйственных субъектов. Более полный переход разрешительного к регистрационному порядку получения прав на ту или иную деятельность, широкое применение системы открытых аукционов и конкурсов при выделении лицензий, выдаче выгодных кредитов, предоставление льгот.

Политику двух типов - пассивную и активную. Пассивная политика ограничивается регистрацией лиц, ищущих работу, определением пособия по безработице, организацией системы его предоставления, осуществлением неденежных форм поддержки безработных и членов их семей. Именно такая политика главным образом проводится на сегодняшний день в России.

Активная политика государства на рынке труда в гораздо большей степени отвечает потребностям трудового населения в условиях рыночной экономики. Ее цель заключается в том, чтобы каждый человек, желающий трудиться, мог найти рабочее место соответственно своим запросам. Он должен иметь возможность повышать свою конкурентоспособность в борьбе за место на рынке труда. Для этого ему необходимо ощущать содействие государства в самостоятельном трудоустройстве, занятии индивидуальной трудовой деятельностью, иметь возможность пройти обучение, переподготовку, обратиться за профессиональным консультированием и т.п. Таким образом, при проведении в жизнь активной политики государство является партнером как работника, стремящегося самостоятельно зарабатывать средства для своей семьи, так и предпринимателя - потенциального работодателя. Партнерство государства выражается в посредничестве между этими двумя субъектами рынка. Государство может и само выступать работодателем, создающим рабочие места, путем государственного предпринимательства, устройством общественных работ, привлечением на государственную службу и т.д.

При проведении активной политики на рынке труда необходимо учитывать половозрастную структуру занятых, незанятых и безработных граждан, средний возраст людей, составляющих трудовой потенциал данной отрасли, уровень их квалификации, доход семьи, получаемый от работы по найму, самостоятельной занятости, индивидуальной трудовой деятельности, а также развитие и эффективность трудовых институтов (организаций предпринимателей, трудящихся, профсоюзов). Важная задача государства - обеспечение защиты трудящихся и социального страхования.

Реализация активной политики на рынке труда тесно связана со структурными преобразованиями экономики в регионах и формированием эффективных методов ее регулирования.

Когда мы говорим о государственном регулировании рынка труда, то имеем в виду мероприятия, оказывающие влияние на внешний рынок труда. Эти мероприятия являются совокупностью экономических, административных, организационных, законодательных и других мер воздействия на рынок труда. Основные цели государственного регулирования рынка труда заключается в наиболее быстром вовлечении безработных в процесс трудовой деятельности, предоставлении рабочих мест каждому желающему стимулировании структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников. Основными направлениями этой деятельности являются социальная поддержка незанятых граждан, развитие гибкого рынка труда путем его правового обеспечения, а также трудоустройство, подготовка и переподготовка кадров.

Рынок труда в России характеризуется низким уровнем цены рабочей силы, тем более что в большинстве регионов страны оплата труда крайне низка и находится в большом отрыве от ее реальной стоимости. Региональные различия обусловлены как общеэкономическим состоянием регионов и спецификой предприятий (стратегически важные объекты, убыточные предприятия, новые перспективные организации), так и климатическими условиями, наличием сырьевых запасов и другими факторами. Российский рынок труда не сбалансирован: с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой - происходит перенакопление персонала на предприятиях, аккумуляция избыточной численности работников, при этом повышение спроса на персонал приводит к дефициту труда.

Рынок труда в России слабо связан с рынком капитала, что вызывает необходимость вырабатывать соответствующую политику занятости, стратегию и тактику механизма регулирования российского рынка труда. В реальной экономике формирование и динамика рынка труда подвержены влиянию следующих факторов:

1) фактор, воздействующий на спрос рабочей силы, включает в себя состояние экономической конъюнктуры рынка и влияние научно-технического прогресса. Ранее мы уже говорили о том, что интенсивное развитие НТП одновременно с увеличением производительности труда приводит к увеличению безработицы, особенно среди низкоквалифицированных профессий, т.е. превышению предложения над спросом рабочей силы;

2) фактор, воздействующий на предложение рабочей силы, включает в себя демографические процессы, мотивационные личностные потребности, миграционные процессы (о которых упоминалось выше) и особенности трудовой экономической активности социально-демографических групп населения;

3) фактор, воздействующий на формирование и функционирование рынка труда, включает в себя развитие инфраструктуры рынка труда (создание новых рабочих мест) и деятельность государственных органов по его регулированию.

Объектом воздействия государства являются отдельные группы населения, работников, предпринимателей, а также определенные элементы организации труда. Государство предоставляет им различные льготы, в том числе и налогового характера, устраивает общественные работы, тем самым стимулируя спрос на труд и частично решая проблему занятости, само создает предприятия и рабочие места (государственное предпринимательство) и т.д. В зависимости от особенностей объекта воздействия можно выделить меры общего воздействия и специальные меры.

По направленности воздействия различают меры, увеличивающие (уменьшающие) как спрос, так и предложение на персонал, отражающиеся на структуре спроса и структуре предложения, нацеленные на увеличение степени их взаимного соответствия.

По форме воздействия различают прямые и косвенные методы регулирования. К первой группе относят государственное субсидирование и стимулирование занятости на предприятиях всевозможных организационно-правовых форм путем предоставления различных льгот, в том числе налоговых, тем предприятиям, которые сотрудничают с государственными службами занятости и принимают на работу людей, направляемых ими после обучения по какой-либо профессии. Ко второй группе относятся такие меры, как регулирование демографической ситуации, увеличение государственных закупок, уменьшение налогового бремени, ускорение амортизации и др., т.е. рычаги, стимулирующие деловую активность в период, когда экономика страны находится на спаде.

По характеру воздействия регулирующие меры делятся на поощрительные, запретительные, ограничительные и защитные. К последним, в частности, могут относиться меры протекционистского характера, защищающие рынок труда от проникновения большого количества мигрантов, увеличивающих предложение рабочей силы и составляющих конкуренцию местному населению.

По содержанию регулирующие меры подразделяются на экономические, включающие в себя организацию общественных работ, поддержку малого и среднего бизнеса путем вложения инвестиций; административные - направленные на снижение или увеличение порога пенсионного возраста, уменьшение (увеличение) продолжительности рабочего времени, ограничение числа рабочих мест для одного работника (включая работу по совместительству или совмещение профессий); смешанные, сочетающие в себе экономическое и административное регулирование, т.е. включающие в себя элементы финансовой, налоговой, таможенной, внешнеэкономической и других видов государственной политики; социально-психологические, основанные на учете интересов личности и различных социальных групп населения.

Источниками финансирования государственных мер регулирования рынка труда являются средства госбюджета, внебюджетные средства, средства коммерческих организаций.

На сегодняшний день государственные методы регулирования рынка труда недостаточно эффективны, потому что органы, занимающиеся регулированием занятости, не могут в законодательном порядке принудить предприятия различных форм собственности брать на работу направляемых им людей. При этом на обучение незанятых граждан и на выплату им пособий по безработице расходуются значительные средства налогоплательщиков. Сложность заключается еще и в том, что в крупных регионах, таких как Москва, Санкт-Петербург и другие города с многомиллионным населением, а также в отдаленных регионах нет единой базы учета и контроля за тем, где в настоящий момент работают граждане. И этим пользуются недобросовестные лица, склонные к мошенничеству. В качестве иллюстрации приведем следующий пример.

Один из студентов дневного отделения государственного вуза, расположенного в г. Москве, в 2002 г. пришел в государственную службу занятости по месту своего жительства. Представив аттестат зрелости, он написал заявление, что он нигде не учится, не работает и желает получить профессию водителя. Доверчивые и сострадательные сотрудники центра занятости определили молодого человека (кстати, получающего от государства стипендию, хотя и невысокую) на курсы вождения автомобиля и стали выплачивать ему пособие по безработице в размере двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). После окончания курсов студент сдал экзамены, получил водительские права и был направлен на работу на те предприятия, которые подавали заявки в службу занятости о вакансиях водителей. Трижды отказавшись от работы водителя и принеся в службу занятости отказ от работодателей в письменном виде, что, по-видимому, соответствовало не только его желанию, но и желанию работодателей, он был лишен пособия по безработице на месячный срок. После чего он снова стал получать пособие и был отправлен, опять-таки по его желанию, на трехмесячные курсы оператора ЭВМ. Затем история снова повторилась. Когда его спросили, в институте один ли он такой, студент ответил, что очень многие зарегистрированные в службе занятости люди просто пользуются возможностью даром получить блага от государства. Конечно, материальное положение студентов трудное, стипендия у них очень маленькая и прожить на нее невозможно. Но большинство студентов стремятся занять активную жизненную позицию и уже в студенческие годы работать в соответствии с выбранной ими специальностью, по которой они обучаются. Этот же человек предпочел получать пускай небольшие деньги, но таким способом, права на который он не имеет, так как является студентом очного отделения вуза.

Этот пример приведен для того, чтобы показать, что государственная политика в вопросах регулирования рынка труда не всегда эффективна.

Если бы существовала локальная (в рамках региона) база данных хотя бы выпускников школ и колледжей, т.е. лиц, впервые вступивших на рынок труда, по которой представители различных ведомств, в том числе и центров занятости, военкоматов, органов внутренних дел, могли бы отслеживать занятость молодых людей, то подобная ситуация, приводящая к нецелевому использованию государственных финансовых средств, была бы невозможна. При этом необходимо в законодательном порядке определить, что любые предприятия или вузы, принимающие на работу (учебу) таких лиц, военкоматы, призывающие молодых людей на военную службу, должны подавать на них сведения в территориальную службу занятости, а та в свою очередь рассылать эти сведения по центрам, находящимся по месту регистрации данных лиц. Собственно говоря, такая система действует в налогообложении. Предприятия подают декларацию о начислении и уплате НДФЛ на своих работников за прошедший год в налоговую инспекцию, к которой предприятие относится в соответствии со своим юридическим адресом, а та рассылает эти сведения инспекциям по месту регистрации работников.

Такую же систему следует ввести для учета и контроля занятости не только молодых людей, а в перспективе и для всех лиц трудоспособного возраста. Наряду с этим надо в законодательном порядке обязать работодателей, подающих заявки об имеющихся у них вакансиях, принимать на работу лиц, направляемых службой занятости. По сути дела, это другая сторона медали - предприятия делают вид, что сотрудничают с органами регулирования занятости, получают от них какие-либо льготы, но не выполняют своих обязательств.

Эту ситуацию необходимо в корне переломить, иначе говорить о повышении эффективности экономики труда невозможно. Совершенствование рыночных отношений в нашей стране должно быть непосредственно связано с государственной политикой регулирования рынка труда. В российских условиях необходим переход от преимущественно пассивной политики государства на рынке труда, проводимой в настоящее время, к внедрению в жизнь элементов активной политики регулирования занятости.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

Рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других рынков экономических ресурсов. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы - заработной плате.

В реальной экономической жизни на динамику рынка труда оказывает влияние целый ряд факторов. Так, предложение рабочей силы определяется, в первую очередь, факторами демографическими - уровнем рождаемости, темпами и направленностью динамики численности трудо­способного населения, его половозрастной структурой.

Важным фактором динамики рынка труда является степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения, рассчитываемая как отношение численности занятых и безработных к общей численности трудоспособного населения в данной группе.

Серьезное влияние на динамику рабочей силы оказывают процессы эмиграции и иммиграции.

Со стороны спроса главным фактором, оказывающим влияние на динамику рынка труда, является состояние экономической конъюнктуры, фаза экономического цикла.

Существенное влияние на потребность в рабочей силе оказывает научно-технический прогресс.

Важнейшим условием становления и развития рынка труда является создание подлинно конкурентной среды. В обстановке конкуренции предприятия стремятся к оптимизации состава и численности работников. В свою очередь, работники получают возможность поиска работы на наиболее выгодных условиях.

На динамику рынка труда оказывает воздействие кадровая работа в компаниях, предприятиях, организациях. Именно на микроуровне происходит непосредственное использование рабочей силы, осуществляется ее вклад в экономический рост в качестве экономического ресурса и фактора производства.

Рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Это обусловливается многообразием внутренних регуляторов рынка рабочей силы и социальной важностью его эффективного функционирования.

Выделяется четыре основных направления государственного регулирования рынка труда .

Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест.

Во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.

В-третьих, программы содействия найму рабочей силы.

В-четвертых, программы по социальному обеспечению.

Наряду с указанными направлениями воздействия государства на рынок труда существует комплекс мер косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство в области социально-трудовых отношений, гражданских прав, социального обеспечения и т.п.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются мерами общеэкономического регулирования и воздействия на динамику занятости и безработицы через конъюнктуру в стране.

Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимают органы службы занятости, являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Международная Организация Труда приняла ряд Конвенций и Рекомендаций, посвященных службам занятости. Это, в частности, Конвенция № 88 и Рекомендация № 83 1948 года об организации службы занятости, а также Конвенция № 181 и Рекомендация № I88 1997 года о частных агентствах занятости.

Статья I Конвенции МОТ № 88 1948 года определяет, что каждое государство - член МОТ, для которого эта Конвенция находится в силе, содержит или обеспечивает содержание бесплатной государственной службы занятости. Основной обязанностью службы занятости является обеспечение - если нужно, в сотрудничестве с другими заинтересованными общественными и частными учреждениями - наилучшей возможной организации рынка занятости в качестве неотъемлемой части национальной программы достижения и поддержания полной занятости и развития и использования производительных сил.

Органы национальной службы занятости представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран они являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм.

Статья I Конвенции МОТ № 181 1997 года определяет, что термин «частное агентство занятости» означает любое физическое или юридическое лицо, независимое от государственных органов, которое предоставляет одну или более из следующих услуг на рынке труда:

а) услуги, способствующие увязыванию предложений рабочих мест и заявок на них, при этом частное агентство занятости не становится стороной в трудовых отношениях, могущих при этом возникать;

в) услуги, состоящие в найме работников с целью предоставления их в распоряжение третьей стороны, которая может быть физическим или юридическим лицом, и устанавливает им рабочие задания и контролирует их выполнение;

с) другие услуги, связанные с поиском работы, определяемые компетентным органом после консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и трудящихся, такие как предоставление информации, но не имеющие целью увязывание конкретных предложений рабочих мест и заявок на них.

Согласно Закону Украины «О занятости населения» основными направлениями деятельности органов государственной службы занятости являются:

Анализ и прогноз спроса и предложения рабочей силы, информация населения и государственных органов управления о состоянии рынка труда;

Консультация граждан, собственников предприятий, учреждений и организаций о возможностях получения работы и обеспечении рабочей силой;

Ведение учета свободных (вакантных) рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

Оказание помощи гражданам в подборе подходящей работы и собственникам предприятий, учреждений, организаций в подборе необходимых работников;

Оказание услуг по трудоустройству и профессиональной ориентации работникам, желающим сменить профессию или место работы (в связи с поисками высокооплачиваемой работы, изменением условий и режимов труда и др.), высвобождаемым работникам и незанятому населению;

Регистрация безработных и предоставление им в пределах своей компетенции помощи, в том числе и денежной;

Организация при необходимости профессиональной подготовки и переподготовки граждан в системе службы занятости или направление их в другие учебные заведения, которые ведут подготовку или переподготовку работников.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время в развитых странах многие граждане трудоустраиваются не через органы государственной службы занятости, а обращаясь непосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств.

Важное значение имеет регулирование региональных рынков труда. Состояние регионального рынка труда в решающей степени зависит от состояния внутренних рынков труда предприятий как наиболее весомых источников пополнения рядов безработных. Региональные службы занятости должны работать в тесном контакте с предприятиями. Им не следует ограничиваться информацией об увольнениях и наличии свободных вакансий на предприятиях. Целесообразно, чтобы региональные службы занятости на основе разрабатываемых предприятиями программ улучшения занятости и преодоления скрытой безработицы заблаговременно осуществляли совместно с другими органами регионального управления необходимые меры по предотвращению роста безработицы в регионе.

В рыночной экономике предприятия в той или иной мере нуждаются в организационной и экономической поддержке со стороны местных и региональных органов управления. Эта поддержка может осуществляться по таким (далеко не исчерпывающим) направлениям:

Содействие в поиске заказчиков - потребителей производимой продукции;

Содействие в поиске поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий;

Содействие в предоставлении налоговых льгот и кредитов в целях развития производства;

Помощь в укомплектовании персонала предприятий недостающими работниками и в трудоустройстве высвобождаемых.

Поэтому существенную роль играет регулирование внутренних рынков труда предприятий, осуществляемое во взаимодействии с региональными органами управления.

Анализ состояния внутреннего рынка труда на каждом предприятии имеет целью выявление имеющегося дисбаланса между платежеспособным спросом и предложением рабочей силы, а также обнаружение скрытых безработных, то есть числящихся в штате работников, которые по независящим от них причинам заняты работой частично или совсем не заняты. В процессе анализа определяются реальные возможности (или невозможность) и направления обеспечения эффективной занятости указанной категории работников и одновременно выявляются работники, подлежащие сокращению, а также категории работников, дополнительно требующиеся предприятию.

В дальнейшем в условиях Украины исследование проблем внутренних рынков труда во взаимодействии с региональными будет приобретать все большее развитие.

В настоящее время во многих странах мира, в частности в индустриально развитых странах Европы, действует достаточно эффективный механизм непосредственного регулирования рынка рабочей силы. Его деятельность включает разработку и координацию мер регулирования общенационального и местных рынков труда, определение основных направлений профессионально-технического образования, оказание помощи кризисным районам и отраслям, развитию предпринимательской деятельности, а также предприятиям, испытывающим временные трудности.

Среди этих многочисленных направлений деятельности государства особое внимание уделяется следующим проблемам: профессиональной подготовке кадров, программе создания рабочих мест, содействию найму. Если традиционные меры кредитно-денежной и бюджетной политики изменяют спрос на рабочую силу, то прямое регулирование рынка труда влияет главным образом на качество рабочей силы, на структуру ее предложения.

Однако страны весьма существенно отличаются по общему подходу к регулированию структуры рабочей силы, используют различные меры финансирования и организации системы профессионально-технической подготовки.

В настоящее время возросшая мобильность капитала позволяет предпринимателям решать вопросы снижения производства, а следовательно, и повышения конкурентоспособности с помощью перевода как финансовых средств, так и производственных мощностей в страны с более низкой стоимостью рабочей силы. Например, заработная плата, включая социальные пособия, в обрабатывающей промышленности в Европе часто намного выше, чем в Японии и США. Поэтому немецкие фирмы в 1995 году инвестировали за границу примерно в пять раз больше частных капиталовложений, чем в собственной стране.

В процессе развития экономических и социально-трудовых отношений возник целый ряд институтов, которые коренным образом изменили все стороны и формы функционирования рынка труда. И ныне из всей совокупности рынков, существующих в экономике США, рынок труда выделяется, пожалуй, самой четкой и детальной регламентацией различных сторон своей деятельности. К подобной регламентации относятся, во-первых, заключение коллективных договоров, в которых определяются размеры заработной платы, условия труда и численность работающих, во-вторых, установление государством минимального размера заработной платы, в-третьих, введение индексации заработной платы в связи с ростом цен, в-четвертых, создание системы социального страхования, в-пятых, прямое участие государства в формировании рабочей силы и повышении ее качества (инвестиции в образование и здравоохранение).

Особенности американской модели рынка труда связаны, как и в любой другой стране, со спецификой условий, в которых он функционирует. И главное условие - сама экономика, чрезвычайно мощная, включающая в себя одинаково хорошо развитые производственную сферу, сферу нематериального производства (образование, здравоохранение), сектор услуг. Весьма важно, что в хозяйстве страны присутствуют и крупные, и средние, и мелкие предприятия. При этом развитие экономики характеризуется чрезвычайным динамизмом. Быстрая смена технологий сопровождается соответственно быстрым возникновением и исчезновением производств и предприятий и таким же быстрым созданием и сокращением рабочих мест.

За 1980-1992 годы 500 крупнейших корпораций США сократили около четверти числа своих занятых, что составило приблизительно 4,7 млн. человек. При этом взрывного роста числа безработных не произошло, так как параллельно возникали новые рабочие места. Ежегодно число занятых в несельскохозяйственном секторе экономики увеличивается в среднем на 2,2%. С начала 80-х годов основное число новых рабочих мест было предложено вновь созданными фирмами. При этом две трети новых рабочих мест были созданы на малых предприятиях (с числом занятых до 25 человек), среди которых большинство составили фирмы с числом занятых менее 10 человек.

Подсчитано, что в среднем за 12 месяцев в несельскохозяйственном секторе экономики США сокращается 10,3% существующих рабочих мест и одновременно возникает 9,1% новых. Это самый высокий темп обновления среди индустриальных стран.

Свободное действие рыночных механизмов в американской модели труда играет положительную роль, обеспечивая гибкость, мобильность и, в конечном счете, высокую эффективность использования трудовых ресурсов. Однако существуют определенные границы возможностей рыночных механизмов . Самая главная слабость рыночных механизмов заключается в том, что наиболее успешно они действуют в условиях роста производства и роста доходов . В условиях же кризиса рыночные механизмы начинают пробуксовывать, а затем - способствовать углублению кризиса рынка труда. В США в условиях кризиса роль государственных регулирующих механизмов возрастает. Присутствие государства на рынке труда оказывается необходимым не только в годы экономических кризисов, но и в другие периоды. Главная роль государства заключается в том, чтобы осуществить стратегическое видение проблемы развития человеческих ресурсов в долгосрочном плане, реализовать разработанную стратегию, в том числе при помощи рыночных механизмов. Другой задачей государства по-прежнему остается ликвидация негативных последствий функционирования рыночных механизмов, которая требует сокращения безработицы, адаптации отдельных социальных групп к условиям современного производства.

Таким образом, в США государство и рынок играют равнонеобходимую роль, а эффективность всей системы воспроизводства и использования рабочей силы зависит в первую очередь от сопряженности этих двух секторов и их механизмов.

Япония не раз демонстрировала свои возможности по регулированию рынка труда и стабилизации положения с занятостью. Так, в частности, произошло в момент беспрецедентного системного кризиса, чреватого социальной катастрофой, в середине 70-х годов, когда Япония оказалась способной очень быстро мобилизовать механизм государственного регулирования рынка труда и резко увеличить долю наемного труда в национальном доходе. За 1973-1977 годы этот показатель увеличился с 58,8 до 67,5%, отражая прежде всего сдвиги в уровне занятости населения. Если в 1965 году доля лиц, занятых по найму, составляла 80,8%, то в середине 70-х годов она увеличилась до 89,8%.

И когда мировая экономика была потрясена вторым нефтяным шоком, оказалось, что Япония успела сделать для себя весьма важные выводы из «классовых боев» I973-I975 годов, сумев разделить бремя перестройки на рынке труда между его субъектами - наемным трудом и предпринимательством.

Механизм государственной трудовой политики сработал столь же безотказно и во время других драматических событий в японской экономике, связанных с форсированной ревальвацией иены в 1985 году. Упавший в тот момент до 74,3% уровень занятости к середине 90-х годов был восстановлен до своих обычных размеров - до 81,5% в 1995 году.

С японским типом управлении уже давно ассоциируется известная триада так сказать священных признаков, сформулированных английским ученым Абеггленом еще в 1956 году. Это пожизненный наем, корни которого - в возрождении национальных традиций патернализма, принцип старшинства и фирменные профсоюзы, которые обеспечивают долговременные и кооперативные отношения фирмы со своим персоналом.

Согласно сложившимся нормам отношений с кадровым ядром фирмы в периоды кризисных ситуаций всячески избегают увольнений, используя сокращение сверхурочного и даже нормативного времени, предоставляя длительные отпуска или перемещая персонал в дочерние фирмы и филиалы.

С помощью целого комплекса мер государство поощряет такую политику компаний. Как механизм макроэкономического регулирования кризисных ситуаций на рынке труда она вполне доказала свою положительную роль в сдерживании типичного для рыночной модели процесса обвального распространения безработицы. Кроме того, она способствует поддержанию потребительского спроса и обеспечивает в целом более безболезненное протекание экономического спада.

Государственная политика занятости в Японии значительно стабилизирует рынок труда в периоды циклических колебаний экономической конъюнктуры благодаря тому, что учитывает особенности практики управления персоналом в фирмах и образует с ней единый механизм воздействия на рынок труда.

Рынок труда – это система экономических отношений в обществе по поводу купли-продажи ресурса труда.

Труд - это процесс использования физических и умственных способностей людей при производстве товаров и услуг.

Основные элементы рынка труда:

  • 1. Спрос на труд (это то количество труда, которое желают и могут привлечь работодатели, для вовлечения в производство), зависит от уровня зарплаты.
  • 2. Предложение труда (это то количество труда, которое желают и могут предложить работники для выполнения работы).
  • 3. Цена труда (зарплата, формируется на основе спроса / предложения труда).
  • 4. Конкуренция.

Необходимость государственного регулирования рынка труда вытекает из следующих обстоятельств:

  • 1. Негибкость зарплаты (так как ослабевает конкуренция в силу монополизации рынка труда в современных условиях: крупными корпорациями, навязывающими условия труда и уровень зарплаты; работниками, которые вступают в профсоюзы, выступающие монополистом в предложении труда, ставят определенные условия коллективного договора).
  • 2. Наличие социальных аспектов в функционировании рынка труда (зарплата не может опуститься ниже прожиточного минимума).

Государственное регулирование рынка труда – это совокупность средств и методов государственного регулирования, направленных на совершенствование механизма рынка труда.

Задачи государственного регулирования рынка труда:

  • 1. Достижение оптимального соотношения между спросом и предложением труда, таким образом обеспечение уровня безработицы в естественной норме (до 5% экономически активного населения). В Российской Федерации в 2009 году циклическая безработица составила 7,8%, неполная занятость – 473 тыс. по инициативе работодателя, 476 тыс. – по соглашению, в отпусках - 174 тыс., неоплачиваемые отпуска – 845 тыс. То есть, безработица вместе с неполной занятостью – 10,34%. При этом в РФ 76,4 млн. человек экономически активного населения.
  • 2. Сокращение продолжительности безработицы.
  • 3. Снижение чрезмерных различий в региональных рынках труда. Самый высокий уровень безработицы в Ингушетии – 22%. Наряду с этим в Москве – 0,8%, а в Санкт- Петербурге – 0,7%. В Ставропольском крае - 15%.
  • 4. Обеспечение соответствия оплаты труда его содержанию. В РФ 17,4 % населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Все инструменты государственного регулирования рынка труда подразделяются на административные и экономические.

Административные:

  • 1. Установление МРОТ.
  • 2. Пособие по безработице.
  • 3. Организация переподготовки кадров, повышение квалификации.
  • 4. Изменение масштабов подготовки работников разных профессий.
  • 5. Регулирование оплаты труда по отраслевым тарифным сеткам.
  • 1. Снижение налогов.
  • 2. Увеличение государственного заказа.
  • 3. Снижение ставок по кредитам.

Министерство экономического развития и торговли, Федеральная служба по труду и занятости населения занимаются государственным регулированием рынка труда в РФ.

Государственная концепция действий на рынке труда:

  • 1. Достижение равенства МРОТ и прожиточного минимума.
  • 2. Создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением труда.
  • 3. Улучшение условий и усиление системы охраны труда на предприятиях.
  • 4. Оптимизация использования труда иностранных рабочих .
  • 5. Улучшение профессиональной ориентации населения.

Муравьева А.А.

Государственное регулирование рынка труда // Вестник Самарского государственного университета. 246 2015. № 2 (124). С. 246-249

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ -

А.А. Муравьева* ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА

В статье обосновываются различные аспекты государственного регулирования рынка труда. Государственное регулирование рассматривается как многоуровневый процесс, состоящий из макроуровня, регионального уровня и микроуровня. Описывается применение инструментов государственного регулирования в странах с развитой экономикой.

Ключевые слова: государственное регулирование рынка труда, механизм равновесия, макроуровень, микроуровень, региональный уровень, государственное планирование, финансовое планирование, политика «согласования действий», кредитно-денежная политика, государство, регион, работодатели, работники.

Государственное регулирование рынка труда (ГРРТ) можно изобразить в виде многообразной системы мер и мероприятий, которая охватывает не только сферу занятости, но и совокупность элементов экономической системы общества.

ГРРТ для более эффективного функционирования предусматривает претворение в жизнь общеэкономических методов, инструментов и законов, оказывающих большое воздействие на уровень занятости, плюс ко всему предлагает раскрыть решения, которые принимаются на разных уровнях и направлены на стабилизацию госрегулирования. ГРРТ следует понимать как своеобразную совокупность различных функций управления, осуществляющихся государственными органами власти для того, чтобы сбалансировать спрос и предложение на рынке труда.

ГРРТ можно рассматривать как некую подсистему, в которой выражен общий механизм регулирования экономической системы в целом, его можно назвать своего рода «механизмом равновесия» . Государство с большой инициативой влияет как на рынок труда, так и на работу всех рынков, а также на экономическую систему в целом. Государство - это центральный регулятор на российском рынке труда, который определяет правила по регулированию взаимоотношений работников и работодателей и их функционированию. Механизм ГРРТ должен представлять собой прозрачную и открытую систему, которая обусловлена объектами, субъектами и типом взаимосвязей, которые существуют между ними.

* © Муравьева А. А., 2015

Муравьева Анна Алексеевна ([email protected]), студент факультета экономики и управления, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

ГРРТ целенаправленно рассматривается как многоуровневый процесс. Данный процесс является трехуровневым: он включает в себя макроуровень (МакУ), региональный уровень (РУ) и микроуровень (МикУ).

На МакУ решаются такие задачи, как:

1. Согласования инвестиционной, внешнеэкономической, финансово-кредитной и структурной политики с системой целей ГРРТ.

2. Согласование целей ГРРТ с демографической, миграционной и социальной политикой.

3. Поддержка незанятого населения, политика трудоустройства.

ГРРТ осуществляется в этих же направлениях и на РУ. Таким образом, органы законодательной и исполнительной ветвей власти выступают в качестве субъектов регулирования в регионах. На общегосударственном уровне список составляющих ГРРТ элементов намного лучше, чем на РУ. Часть ГРРТ осуществляется принципиально властями федерального уровня: например, демографическая политика. Также на федеральном уровне регулируются аспекты внешнеэкономической политики. Большое внимание на данном уровне отводится регулированию финансово-кредитной политики.

Регионы должны регулировать доходы населения, трансфертные платежи, миграционные процессы, демографическое качество населения (смертность трудоспособного населения, заболевание, пьянство и т.д.), уровень предложения рабочей силы в регионе, и, в конечном счете, уровень жизни населения. Как в рамках своей компетенции, так и в возможности соответствующих бюджетных и небюджетных фондов, ГРРТ должно включаться в число основных приоритетов региона .

Плюс ко всему на РУ возможно осуществления различного ряда программ жилищного строительства, транспортного строительства, поддержание производства, госзакупки продукции предприятий для нужд транспорта, экологических и социальных нужд, развитие приоритетных отраслей и предоставление средств (дотации, налоговые льготы, кредиты) на реализацию развития. Поддержка фермерства, индивидуального бизнеса и малого бизнеса на общегосударственном уровне менее эффективна, чем на РУ.

Политика соцподдержки безработных людей и трудоустройства имеет одинаковые задачи, как на региональном, так и на федеральном уровне.

Роль регионов намного шире, чем роль центральных органов власти в соответствии с тем, что благодаря региональным фондам занятости, в состав которых входит около 80% от сумм, которые вносят работодатели как обязательное страхование, задачи данного блока в большинстве своем выполняют региональные органы по труду.

Задачами данного блока на РУ являются: повышение эффективности систем подготовки и переподготовки рабочих, обеспечение доступности информации, обеспечение приспособленными для работы помещениями, эффективность трудоустройства, повышение эффективности регистрации и поддержки безработных людей, вынужденных переселенцев и беженцев, а также граждан относящихся группам с ограниченной трудоспособностью: женщины, подростки, молодежи и длительно безработные. Также на региональном уровне решаются вопросы, связанные с организацией общественных работ.

На МикУ ГРРТ включает: законодательное регулирование, нормативное регулирование, налоговое и финансовое стимулирование поведения на рынке труда организаций, предприятий, индивидуальных зарегистрированных предпринимателей и домохозяйств.

Подготовка и переподготовка кадров, развитие системы отбора персонала и управление персоналом - все это осуществляется на предприятиях. Рыночная конку-

Муравьева А.А.

рентоспособность предприятий и их занятость не только в стране, но и регионе определяется правильным и успешным решением предприятиями задач, связанных с управлением персоналом. Исходя из выше сказанного, мы можем понять, что сохранение рабочих мест, а также создание новых, увеличение количества сотрудников, которые имеют неполный рабочий график, и отправка некоторых работников в отпуск по инициативе администрации происходит именно на предприятиях.

Главные функции по увеличению рабочей силы выполняются в домохозяйстве. Сумма всех предложений труда на уровне страны и региона значительно обуславливается уровнем благосостояния семей.

Потребительской ячейкой общества в последние десятилетия в нашей стране представляется домохозяйство, частично восстановившее свои производственные функции. Вместе с предприятиями, рабочие места могут создавать также фермерские и иные предпринимательские домохозяйства. Помимо всего этого, в число приоритетов ГРРТ входит поддержание экономической активности домохозяйств .

Генеральное направление ГРРТ в стране можно рассматривать как поддержку в период кризиса и источник создания вакансий в послекризисное время. Финансирование данных государственных программ должно производиться из собственных средств предприятия, а также за счет кредитных ресурсов и из государственных бюджетов разных уровней, но не из фондов занятости .

Перейдем к Инструментам государственного регулирования. В различных странах с развитой экономикой применяются инструменты ГРРТ. К ним относятся следующие инструменты. Во-первых, необходимо упомянуть об обширном распространении общего государственного планирования с применением целевых установок. Общее планирование создает фундамент долгосрочной экономической политики и охватывает множество важных показателей: динамику цен, национальный доход, внешнюю деятельность экономики и т.д. Этот инструмент способствует наиболее динамичному развитию хозяйства рынка. Несомненно, стоит упомянуть то, что теоретические выводы неокейнсианцев дают основу современной системе национальных счетов. Следующим инструментом ГРРТ является, среднесрочное финансовое планирование. В качестве главного инструмента системы госрегулирования рыночных отношений этот механизм использует государственный бюджет. Еще одним инструментом выступает политика «согласования действий». Главная цель такой политики - достижение функционирования и согласованности интересов государства, работодателей и работников. При всем этом происходит согласование заработной платы и размера прибыли, учитывание общих потребностей рыночной экономики страны. И наконец, активное использование упомянутого инструмента государственного регулирования как кредитно-денежная политика.

В России экономическая политика целенаправленно стремится к уменьшению дефицита государственного бюджета, сокращая государственные расходы, а также стабилизирует шаткое положение таких граждан, которые работают на организациях, чья деятельность связана с государством, представляющим себя крупнейшим заказчиком и работодателем.

Поддержание спроса на труд, расходы на подготовку трудовых ресурсов и обучение кадров требует много затрат бюджетных средств. Гораздо меньше затрат уходит на организационный аспект рынка труда.

Службы трудоустройства - это одно из главных направлений организационной деятельности государства. Занятость населения и безработица, прежде всего, имеют прямую зависимость от состояния экономической конъюнктуры, которая определяет загрузку производственных мощностей и инвестиционную активность .

Государство в России выступает в качестве крупного работодателя. Отраслевая

структура госсектора во многом схожа с частным, является его дополнением и стремится выполнять общественно-необходимые функции, которые по каким-либо причинам не могут являться объектами приложения частного капитала. Нужно заметить, что занятость в государстве не служит гарантией от безработицы.

Библиографический список

1. Алонкина Л. И. Государственное регулирование занятости населения // Вестник Московского университета МВД РФ. 2007. № 6. 141-144 с.

2. Кураков Л.П. Экономическая теория: учебное пособие. 4-е изд. М., 2005. 256 с.

3. Некрестьянова С.Я. Роль государства в становлении и дальнейшем развитии рынка труда на общероссийском и региональном уровнях // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. № 7. 65-75 с.

4. Кузнецова Л.А., Нестеренко И.Ю., Мельникова А.П. Рынок труда и занятость населения: учебное пособие. Челябинск, 1994. 91с.

5. Кульман А. Экономические механизмы: учебник для вузов. М., 2000. 118 с.

1. Alonkina L.I. State regulation of employment. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD RF , 2007, no. 6, pp. 141-144 .

2. Kurakov L.P. Economic Theory. Workbook, 4th ed. M., 2005, 256 p. .

3. Nekrestyanova S.Ya. The role of state in the establishment and further development of labor market on national and regional levels. Kadrovik. Kadrovyi menedzhment , 2008, no. 7, pp. 65-75 .

4. Kuznetsova L.A., Nesterenko I.Yu., Mel"nikova A.P. Labor market and employment. Workbook. Chelyabinsk, 1994, 91 p. .

5. Kuhlman A. Economic mechanisms: college textbook. M., 2000, 118 p. .

STATE REGULATION OF LABOR MARKET

In the article various aspects of state regulation of labor market are substantiated. State regulation is viewed as a multi-level process consisting of a macro-level, regional level and micro-level. There is a description of the use of instruments of state regulation in the countries with advanced economies.

Key words: state regulation of labor market, mechanism of equilibrium, macro level, micro-level, regional level, state planning, financial planning, policy of coordination of actions, monetary policy, state, region, employers, employees.

Статья поступила в редакцию 28/XII/2014.

The article received 28/XII/2014.

* Muravjeva Anna Alekseevna ([email protected]), student, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

Оловянишников А.Г., Рябыкин М.А.

Повышение производительности труда как необходимое условие конкурентоспособности российской 250 экономики // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 2 (124). С. 250- 255

УДК 331.101.6

А.Г. Оловянишников, М.А. Рябыкин*

ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье рассматриваются причины замедления темпов роста российской экономики и основные тенденции в изменении ее структуры. Сравнивается уровень производительности труда России с различными странами, как в целом, так и по одним и тем же отраслям. Анализируется отставание объемов производства по ряду направлений обрабатывающей промышленности, дается оценка причин низкого показателя инвестирования в основные фонды. Предложены основные направления повышения производительности труда, которые должны способствовать повышению конкурентоспособности российского производства на мировом рынке и обеспечить рост благосостояния населения.

Ключевые слова: производительность труда, госсектор, добавленная стоимость, инвестиции, конкурентоспособность.

В настоящее время в прессе, а также среди экономистов и чиновников идет активное обсуждение динамики основных экономических показателей российской экономики. Идут споры о том, что происходит в настоящий момент, находимся мы в стагнации или рецессии. В 2013 г. темпы роста экономики сократились более чем в два раза (3,4% в 2012 и 1,6% прогноз 2013 г.), а в третьем квартале экономика не росла. Более того, аналитики АФК Система прогнозируют в 2014 г. отрицательное значение прироста ВВП -1%.

Основная причина, по их мнению, кроется в отсутствии значительных инвестиций в новый капитал. Во многом рост прошедших 10 лет был связан с загрузкой свободных производственных мощностей и восстановлением промышленности после резкого провала в 90-е. Однако этот потенциал практически исчерпан и нужны новые точки роста. Текущий спад в инвестициях означает сокращение в «капиталосоздающих» секторах (строительстве, металлургии, машиностроении), которые следом потянут вниз строительные материалы и грузоперевозки. Спад в обрабатывающей промышленности тянет энергетику вниз и к концу года промышленное производство целиком уйдет в минус (-1,5% июль 2013/2012).

Какие существенные перемены в экономике мы наблюдаем в эпоху президентства В. Путина? Хотел бы обратить внимание на значительный рост госсектора. По данным МЭР, если в 2000 г. он составлял менее 25% ВВП, то в 2006 г. уже 38%, а по состоянию на конец 2012 г. достиг 50% ВВП (общемировая практика 30%), доля численности работников госсектора составляет более 25% от экономически активного населения . По данным исследования аналитиков банка BNP Paribas, в ключевой для страны отрасли - нефтедобыче - госкомпаниям принадлежит 40-

* © Оловянишников А.Г., Рябыкин М.А., 2015

Оловянишников Александр Геннадьевич ([email protected]), кафедра системного менеджмента и экономики предпринимательства, Томский государственный университет, 634029, Российская Федерация, г. Томск, ул. Герцена 12.

Рябыкин Максим Александрович ([email protected]), кафедра менеджмента, Томский политехнический университет, 634034, Российская Федерация, г. Томск, ул. Белинского, 55.